Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегия повышения эффективности деятельности регионального коммерческого банка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Успешное развитие национальной экономики во многом зависит от эффективности функционирования банковского сектора, которая, в свою очередь, определяется эффективностью конкретных бизнес-единиц. В условиях конкуренции, мировой финансовой интеграции и универсализации банковской деятельности ключевыми факторами успеха банка на рынке становятся его внутренние возможности и способность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы обеспечения эффективности деятельности регионального коммерческого банка
    • 1. 1. Понятие эффективности деятельности коммерческого банка
    • 1. 2. Особенности эффективной деятельности регионального коммерческого банка
    • 1. 3. Факторы, определяющие конкурентную эффективность регионального коммерческого банка
  • Глава 2. Формирование стратегии повышения эффективности деятельности регионального коммерческого банка
    • 2. 1. Содержание и типология стратегий повышения эффективности регионального коммерческого банка
    • 2. 2. Методические подходы к оценке эффективности деятельности регионального коммерческого банка
    • 2. 3. Анализ эффективности деятельности региональных банков
  • Глава 3. Реализация стратегии повышения эффективности деятельности регионального коммерческого банка
    • 3. 1. Направления реализации стратегии повышения эффективности деятельности регионального коммерческого банка
    • 3. 2. Инновации как инструмент повышения эффективности деятельности коммерческого банка
    • 3. 3. Особенности реализации стратегии повышения эффективности деятельности регионального коммерческого банка в условиях финансового кризиса

Стратегия повышения эффективности деятельности регионального коммерческого банка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Успешное развитие национальной экономики во многом зависит от эффективности функционирования банковского сектора, которая, в свою очередь, определяется эффективностью конкретных бизнес-единиц. В условиях конкуренции, мировой финансовой интеграции и универсализации банковской деятельности ключевыми факторами успеха банка на рынке становятся его внутренние возможности и способность реагировать на деятельность конкурентов и оперативно отвечать на изменение рыночной конъюнктуры. Деятельность коммерческого банка напрямую связана не только со способностью грамотно выстраивать свою внутреннюю политику, но и приспособиться к внешним условиям с максимальной для себя пользой, предвосхищать тенденции развития рынка и получать конкурентные преимущества.

Банковская система региона является составной частью общероссийской банковской системы и в своем развитии неразрывно связана с тенденциями развития экономики региона и банковского сектора в целом. Подчиняясь определяющим общим закономерностям развития, свойственным национальной банковской системе, региональные банковские системы подвержены влиянию экономической ситуации на конкретной территории. Кризисные явления подчеркнули необходимость повышения' эффективности деятельности региональных коммерческих банков. Традиционно используемые подходы к оценке эффективности деятельности банка через показатели рентабельности банковских операций и показатели финансовой устойчивости на сегодняшний день оказались недостаточными для определения потенциальных возможностей коммерческого банка успешно функционировать на рынке.

Вместе с тем задача определения эффективности деятельности, даже при успешном ее решении, позволит получить лишь индикативную картину состояния банковского сектора, не позволяя определить потенциал дальнейшего существования и успешного функционирования региональных банков в условиях кризиса, растущей конкуренции и происходящей концентрации капитала.

Задача повышения эффективности деятельности регионального банка является неотъемлемой частью стратегического менеджмента. На макро уровне разработка методологического аппарата оценки перспективной эффективности деятельности банков позволит более эффективно применять меры регулирования банковской системы, ее санации и дальнейшего развития. Таким образом, проблемы формирования и реализации стратегии повышения эффективности деятельности региональных банков являются весьма актуальными.

Степень научной разработки. Теоретические и методологические проблемы эффективности функционирования коммерческих банков являются предметом исследования многих как отечественных, так и зарубежных ученых.

Общетеоретические и концептуальные основы банковского дела, практические вопросы функционирования банковской системы и коммерческих банков в условиях усиливающейся конкуренции и возрастающих финансовых рисков изложены в работах российских ученых: А. И. Ачкасова, А. П. Белых, М. П. Березиной, О. И. Вьюшна, JI.A. Гуриной, С. И. Долгова, СЛ. Ермакова, Н. Г. Жукова, В: В. Иванова, М. А. Иессель, С. М. Ильясова, Г. М Колпаковой, Ю. И. Коробова, Г. Г. Коробовой, JI.H. Красавиной, О. И. Лаврушина, И. Д. Мамоновой, Ю.С. Мас-ленченкова, A.B. Молчанова, Г. С. Пановой, М. А. Петрова, В. В. Струговщикова, В. М. Усоскина, P.A. Фатхутдинова, А. Ю. Юданова, З. Г. Ширинской, и других.

Исследованиям вопросов долгосрочного устойчивого развития коммерческих организаций и совершенствования используемого ими управленческого и аналитическою инструментария с целью повышения эффективности деятельности посвящены работы многих зарубежных авторов, таких как Т. Амблер, И. Ансофф, Дж. Арнольд, Э. А. Аткинсон, М. Вебер, Д. Герман, Д. Граут, К. Друри, Р. Ка-' план, Ф. Котлер, Д. Нортон, Т. Питере, Э. Райе, Дж. Синики, Ф. Тейлор, А. А. Томпсон, Р. Уотерман, и других.

Помимо работ перечисленных ученых следует отметить появившиеся в последние годы переводные и отечественные монографические публикации, посвященные непосредственно раскрытию вопросов эффективности деятельности, таких авторов как Р. Армстронг, А. Барон, И. Духонин, Д. Исаев, М. Мейер, Г. Мостовой, Б. Фелпс.

Исследованию отдельных аспектов экономической эффективности банковской деятельности посвящены работы отечественных ученых и практиков: JI.C. Бадак, Л. Г. Батраковой A.B. Белякова, С. Ю. Буевича, Е. Б. Герасимовой, A.A. Козлова, Г. В. Кулининой, И. В. Ларионовой, Р. Г. Ольховой, С. Н. Паневиной, А. Ю. Петрова, В. И. Петровой, Н. П. Радковской, A.B. Смирнова, Л. Р. Смирновой, Н. Э. Соколинской, В. П. Суйца, A.M. Тавасиева, A.B. Турбанова, A.B. Тютюнни-ка, O.A. Хмелева, В. Е. Черкасова, Е. Б. Ширинской, Г. Н. Щербаковой и других.

В силу разнообразных целевых направленностей исследования перечисленных ученых фрагментарно освещают проблематику анализа и управления эффективностью деятельности коммерческих банков. По той же причине как в отечественной, так и зарубежной литературе не в полной мере освещены комплексные подходы к оценке эффективности деятельности банков. Далек от единства применяемый понятийный аппарат. Недостаточно внимания уделено теоретическим и практическим аспектам эффективного функционирования банков в условиях роста конкуренции.

Актуальность, недостаточная разработанность вопросов оценки эффективности деятельности региональных банков России, а также формирования стратегий ее повышения определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и основные задачи.

Целью диссертационного исследования является исследование стратегической деятельности коммерческого банка по повышению эффективности деятельности на локальном рынке в условиях возрастающей конкуренции и разработка теоретико-методологического аппарата ее планирования, реализации и оценки.

Данная цель сформировала необходимость решения следующих задач исследования:

— дать содержательную характеристику понятию «эффективность деятельности» коммерческого банка;

— выявить существенные особенности деятельности коммерческого банка на локальном рынке в масштабах одного региона;

— определить факторы, от которых зависит эффективность деятельности регионального коммерческого банка;

— разработать типологию стратегий повышения эффективности деятельности регионального коммерческого банка;

— изучить имеющиеся методические подходы к оценке эффективности деятельности регионального коммерческого банка и на этой основе предложить комплексную методику такой оценки;

— определить направления реализации стратегии повышения эффективности деятельности регионального коммерческого банка;

— выявить инновационный инструментарий повышения эффективности деятельности регионального банка;

— определить особенности реализации стратегии деятельности региональных коммерческих банков в современных условиях кризиса.

Область исследования соответствует п.9−7 «Повышениеэффективности деятельности банков с государственным участием, банков с иностранным участием, а также региональных банков» специальности 08.00.10 «Финансы, денеж-ное:обращение и кредит» Паспорта специальностей ВАК России.

Объектом диссертационного исследования выступают региональный коммерческий банк.

Предметом" исследованияявляется процесс формирования и реализации стратегии повышения эффективности деятельности коммерческого банка на локальном рынке.

Теоретическую: — основу работы, составили научные: труды отечественных. и зарубежных экономистов, но теории финансов, и банковского дела, проблемам функционированияорганизаций вусловиях конкуренциифундаментальные и прикладные исследования по вопросам: стратегического планирования-и анализа эффективности: банковской деятельности-: работы: специалистов^ занимающихся вопросами: оценки банковскойдеятельности, конкурентоспособности банков. Широко использовались. федеральные законодательные акты, нормативный и: инструктивныйматериал Банка России, иные нормативные, документы, опубликованные впериодическоШиспециальнош литературе.

Методологическуюзоснову составляют диалектический метод исследования-теоретических аспектов, темы, системный, подход ковсем изучаемым процессам и явлениям-, применение экономико-математических, статистических, социологических и маркетинговых методовшри: изучении прикладных аспектов темы.

Деятельность банка по повышению эффективности рассматривается как система индикаторов и мероприятий, интегрированная в процесс банковского менеджмента. Предлагаемые положения: обосновываются с позиций логики и экономической целесообразности.

Информационной базою исследования послужили статистические материалы Федеральной службы, по* статистике, данные Банка России, отчетность кредитных организаций: России и Саратовской области, информационные материалы научно-практических конференции и семинаровматериалы по проблематике исследования, опубликованные в периодической: печати (журналах. «Деньги, и-кредит», «Банковские: услуги»,. «Банковское дело», «Банковское обозрение», «Эксперт», «Аналитический банковский журнал», «Вопросы^ экономики», «Финансы и кредит», «Бизнес и банки"^ региональной прессе), размещенные в сети Интернет, а также собственные расчеты автора.

Наиболее важные научные результаты, отражающие вклад автора в исследование проблем банковской деятельности, а также научную новизну работы, состоят в следующем:

— предложена авторская трактовка понятия эффективности деятельности коммерческого банка как конкурентной эффективности, показателя объективизирующего экспертные оценки деятельности банка и определяемого через отношение финансового потенциала к конкурентному потенциалу, отражающему наличие у банка необходимых ресурсов, которые способны обеспечить долгосрочную рентабельность банковского бизнеса в условиях конкуренции;

— выявлены особенности деятельности региональных кредитных организаций, заключающиеся в большей оперативности и клиентоориентированности принятия стратегических решений и возможности более полно удовлетворять экономические потребности региональных предприятий и, как следствие, быть более эффективными на локальном рынке в условиях конкуренции;

— определены и охарактеризованы факторы, оказывающие влияние на эффективность-деятельности регионального коммерческого банка, в частности определена совокупность внутренних факторов, которые определяют потенции банка к рыночной эффективности, оказывают воздействие не только на текущее состояние кредитной организации, но и определяют стратегическую эффективность банковской деятельности;

— раскрыто' содержание стратегии повышения-эффективности регионального коммерческого банка и определена типология применяемых стратегий, исходя из сложившейся конъюнктуры рынка, рыночной ориентации регионального банка и имеющегося внутреннего потенциала развитияопределен механизм формирования стратегии, центральное место в, котором занимает методика оценки текущей и перспективной эффективности деятельности банка на локальном рынке;

— предложена авторская методика оценки эффективности деятельности регионального коммерческого банка, построенная на основе использования системы сбалансированных показателей, включающая в себя расчет финансового, клиентского, кадрового и организационного потенциала деятельности кредитной организации, являющихся частными показателями комплексной оценки конкурентной эффективности, которая определяется через соотношение полученного банком финансового результата к его конкурентному потенциалу;

— определены направления реализации стратегии повышения эффективности деятельности коммерческого банка на региональном рынке, исходя из внутренних и внешних возможностей;

— определено, что ключевым фактором повышения эффективности деятельности регионального коммерческого банка является использование банковских инноваций, а именно: внедрение дистанционных способов обслуживания, применение логистики банковского продукта, внедрение персонального обслуживания и индивидуального банкинга, пакетирование услуг, использование «перекрестного» обслуживания клиентов;

— выявлены особенности реализации стратегии повышения эффективности деятельности регионального коммерческого банка в условиях финансового кризиса, позволяющие банкам сохранить имеющиеся рыночные позиции и избежать реорганизации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что выполненное диссертационное исследование развивает мало разработанное в отечественной экономической науке направление, расширяет его методологический и методический аппарат. Оно направлено на решение практической задачи и вносит определенный вклад в обеспечение стабильного функционирования банковской системы региона и обеспечение дальнейшего развития региональной экономики.

Основные результаты исследования могут быть непосредственно использованы в процессе преподавания дисциплин «Организация деятельности коммерческого банка», «Банковский маркетинг», «Банковский менеджмент», а также соответствующих спецкурсов.

Ряд положений диссертации, связанных с исследованием банковского рынка, формулированием банковской стратегии и определением инструментов банковской рыночной политики, может быть непосредственно использован в практической деятельности по банковскому маркетингу и стратегическому планированию. В работе предложены конкретные рекомендации по механизму формирования и реализации стратегии повышения эффективности деятельности регионального коммерческого банка, а также приведены конкретные стратегические модели для организации деятельности банка в условиях конкуренции и финансового кризиса.

Реализация практических рекомендаций будет способствовать повышению эффективности банковской деятельности, повышению конкурентоспособности национального банковского сектора.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на конференциях по итогам научно-исследовательской работы Саратовского социально-экономического университета за 2006, 2007, 2008 годы. Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли свое отражение в 7 публикациях автора общим объемом 4,15 п.л. Выполненные научные разработки используются в учебном процессе кафедры банковского дела Саратовского государственного социально-экономического университета. Ряд положений, содержащихся в диссертации и высказанных в опубликованных работах, внедрены в деятельности КБ «Энгельс-банк» ООО, ЗАО АКБ «Экспресс-Волга».

Объем и структура работы определены актуальностью темы исследования, ее практической значимостью, целью и логикой исследования.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введениятрех глав, заключения, списка литературы по теме исследования и приложений.

Выводы:

В условиях финансового кризиса банки вынуэюдены пересматривать ориентиры рыночных стратегий. Ля большинства банков стратегия повышения эффективности деятельности будет ориентирована на сохранение рыночных позиций. Вместе с тем, сохранение позиций в условиях сокращения рынка воз-моэ/сно только благодаря сочетанию нескольких приоритетных направлений развития и переориентации банковского бизнеса. В частности региональным банка необходимо: сокращение издержек за счет инжиниринга и реинэюиниинга бизнес-процессов, особенно в сфере кредитованияоптимизация бизнес-процессов и бизнес-процедуроптимизация работы банковского персонала, за счет использования современных технологий подбора и развития человеческого капиталаиспользование механизма логистики банковского продукта, подразумевающего разработку характеристик продукта и системы обслуживания с учетом потребностей и особенностей бизнеса конкретного клиентаиспользование активного маркетинга, который позволяет создать дополнительную г (ен-ность банка и его продуктов для клиентамодификация продуктового ряда банка в сторону преобладания конкурентоспособных продуктов.

К конкурентоспособным продуктам сегодня можно отнести те, которые ориентированы на удовлетворение потребностей конкретных клиентов и реализуются в условиях высокого качества сервиса.

В составе банковских услуг должны преобладать продукты сочетающие в себе привлечение и размещение средств.

Региональные банки должны быть более клиентоориентированными. Вместе с тем, ориентация должна учитывать потребности конкретных клиентских групп.

Одним из ключевых параметров стратегии роста конкурентной эффективности в долгосрочной перспективе является использование банковских инноваций.

Следовательно, даже в условиях финансового кризиса, стратегия повышения эффективности регионального коммерческого банка должна стать одним из приоритетов банковского менеджмента.

Заключение

.

Развитие конкуренции в российской экономике в целом и в ее финансово-кредитном секторе в частности является закономерным процессом. Однако исследований этого процесса пока недостаточно, особенно в условиях функционирования региональных коммерческих банков.

В связи с этим в диссертации рассмотрены основные проблемы банковской конкуренции на региональном рынке на примере Саратовской области, изучены, основные тенденции развития банковской системы в регионе, проанализирована конкуренция на региональном рынке банковских услуг, обозначены региональные коммерческие банки, являющиеся наиболее конкурентоспособными. Исходя из изучения общих теоретических и методологических подходов к изучению конкуренции на региональном рынке банковских услуг, предложены механизмы повышения конкурентной эффективности коммерческого банка.

На основе проведенного исследования автор сделал следующие выводы:

1. Изучение конкурентоспособности коммерческого банка, позволяет дать наиболее объективную оценку его деятельности. Условиемдля повышения конкурентоспособности того или иного субъекта, является включение его в систему состязательных, соревновательных отношений в рамках экономической системы. .

2. Дано определение хущности понятия «конкурентной эффективности». Под конкурентной эффективностью деятельности коммерческого банка автор понимает такое сочетание внутреннего потенциала банка (наличия кадровых, финансовых, технологических и управленческих ресурсов) — и конкурентных преимуществ,. которые способны обеспечить долгосрочную рентабельность банковского бизнеса в условиях конкуренции. Конкурентно эффективным можно считать лишь такой коммерческий банк, который в состоянии не потерять свои возможности роста рентабельности и генерации дохода при любых конъюнктурных изменениях. Определено, что конкурентная эффективность зависит не только от внутреннего потенциала банка и возможностей его эффективного использования, но и от имеющихся внешних возможностей и наличия внешних угроз банковскому предпринимательству.

3. Выявлены внешние и внутренние факторы, определяющие конкурентную эффективность регионального коммерческого банка. Внешние факторы влияют на банк со стороны окружающей среды и банк может лишь адекватно реагировать на них или оставаться индифферентным к их воздействию. Внутренние фак.

167 торы определяют потенциал банка к конкурентной эффективности. Они не только оказывают воздействие на текущее состояние кредитной организации, но и могут быть изменены или скорректированы банком самостоятельно. Иначе говоря, внутренние факторы находятся в систему управления кредитной организацией как объект управления. Состав внешних факторов, исходя из границ их воздействия на отдельный банк и банковский сектор в целом может быть разделен на группы факторов макросреды, мезосреды и микросреды банка. Проанализировано влияние факторов макро-, мезо-, и микроуровня на конкурентную эффективность коммерческого банка.

4. Раскрыта структура конкуренции на банковском рынке с учетом наличия продуктов-субститутов и их влияния на конкурентную эффективность коммерческого банка.

5. Определены основные показатели конкурентной эффективности коммерческого банка, ими являются:

— наличие финансового потенциала банка;

— наличие эффективного менеджмента (эффективных' бизнес-процессов) в банке;

— наличие эффективной системы взаимоотношений с клиентами и эффективной клиентской базы банка;

— наличие человеческого капитала и эффективность его использования;

— наличие конкурентоспособной продукции и эффективность ее продвижения на рынке.

6. На основе системы сбалансированных показателей раскрыта взаимосвязь внутренних факторов и показателей конкурентной эффективности коммерческого банка, на основе которой разработана предложенная методика оценки конкурентной эффективности регионального коммерческого банка.

7. Изучены и определены основные подходы к оценке конкурентоспособности коммерческого банка, что позволило выбрать оптимальный набор факторов под конкретные условия проведения оценки. Ими являются:

— оценка стратегических капиталовложений;

— оценка критической точки объема и точки оптимального объема капиталовложений в будущем (принцип возрастающей и уменьшающейся отдачи);

— определение соотношения капиталовложенийбанка с оптимальными вложениями:

Были выявлены две группы факторов, определяющих, конкурентную эффективность банка: 1) характеризующие внешние возможности роста конкурентной эффективностии- 2) характеризующие использование внутреннего потенциала банка. Установлено, что каждая подгруппа факторов имеет различную степень влияния на конкурентную эффективность. Проведена оценка конкурентной эффективности' коммерческого банка на примере ЗАО Экономбанк (г. Саратов), ЗАО' КБ «Экспресс-Волга» и ОАО «Поволжский немецкий банк», выявлены основные перспективные направления, усиления конкурентной эффективности данных банков,.определены стратегические перспективы.

8. На основе формирования механизма повышения конкурентной эффективности' регионального коммерческого банка определена причинно-следственная связь создания конкурентной эффективности банка: В зависимости от целей банка относительно дальнейшего положения па рынке, его ориентации, возможностей и состояния отрасли, построена матрица для выбора банком варианта стратегии повышения конкурентнойэффективности. В итоге была построена модель стратегической: карты ключевых параметровроста финансовой5 составляющейконкурентной: эффективности банка и обозначены возможности использования внутренних бизнес-процессов для создания стоимости, что позволило описать, логику стратегии, четко показывая важнейшие внутренние процессы, которые создают стоимость, и определяют нематериальные активы, необходимые для их поддержки.

Результатом построения стратегии повышения конкурентной: эффективностистало построение БЭС-модели для банка повышающего конкурентную эффективность с определением, причинно-следственных связей, целей и показателей конкурентной эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395−1 «О банках и банковской деятельности».
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  3. Федеральный закон от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»
  4. Указания ЦБ РФ от 31.03.2000 г. № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций»
  5. Инструкция ЦБ РФ от 01.10.1997 г. № 1 «О порядке регулирования деятельности банков».
  6. Письмо ЦБР от 13 сентября 2005 года № 119-Т «О современных подходах-к организации корпоративного управления в кредитных организациях».
  7. Н.Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности. Уч. пособие, Курган, 2002 сг 77.
  8. Г. Л, Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография НОВОСТИ», 2000. — 256с.
  9. Аллен Х.Пол. Реинжиниринг банка. Программа выживания и успеха. М.: Альпина Бизнес Букс, 2002. — 264 с.
  10. Ю.Алалыкин A.B. Специфика экономического поведения населения в сфере. банковских услуг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 20.00.03 Экономическая социология. Тюмень, 1999. 204с.
  11. Т. Практический маркетинг. — СПб: Питер, 2001. 400 с.
  12. А.Г. Лояльный потребитель — основа долгосрочного конкурентного преимущества компании // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2003.-№ 2.
  13. И. Критерии конкурентоспособности однородных банковских услуг // Маркетинг, 1998. — С. 35. i
  14. О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. Пособие. / ГУУ. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.- 142 с.
  15. М.Х. Проблема устойчивости коммерческих банков в конкурентной среде. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит. Москва, 1996. — 20с.
  16. Г. Г. Ценообразование на банковские услуги и эффективность функционирования коммерческих банков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.09. -Ценообразование. СПБ., 2000. 175 с.
  17. Ахматова’М. В. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. 2003. № 4. С. 25.
  18. Г. Л., Рихтер Х. П. Маркетинг взаимодействия. Товарная политика. Конкурентоспособность товара. Стратегические решения. Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999. 111 с.
  19. JI.C. Конкурентоспособность коммерческого банка/ Дисс. к.э.н. Иваново, 2002.
  20. М. Три" стратегические цели развития. банков//Бизнес и банки. — 1999. № 44. — с. 6−7, Banque magazine. — 1999. — № 605.
  21. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин- И. Д. Мамонова, Н.И. Вален-цева и др.- под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лав-рушина. — 7-е изд, перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008. — 768 с.
  22. Банковское дело: стратегическое руководство. / Под ред. В. Платонова, М. Хиггинса, 2-е изд. М.: Консалтбанкир, 2001 — 432 с,
  23. Банковское дело: Учебник для вузов (под ред. Белоглазовой Г. Н., Кроли-вецкаой Л.П.) Изд. 5-е, перераб., доп., 2007. — 680 с.
  24. Банковское дело: учебник / под ред. Г. Г. Коробовой. изд. с изм. — М.: ЭКОНОМИСТ, 2006. — 766 с.
  25. Банковское дело: учебник / под ред. A.M. Тавасиева: М.: ЮНИТИ, 2001.
  26. Банковская конкуренция: Сборник тезисов международной научно-практической конференции. 16−17 ноября 2000 г. — Саратов: Изд. Центр СГСЭУ, 2000. 228 с.
  27. Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник. М.: Издательская корпорация «Логос», 2005. — 368 с.
  28. Д.В. Формирование и продвижение кредитных продуктов на рынке как фактор конкурентоспособности коммерческого банка. Дисс.к.э.н., Н. Новгород, 2005 г.
  29. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азриляна. Изд. 2-е. — М.: Институт новой экономики, 2002. 1280 е.
  30. А.Б. Большой экономический словарь/ А. Б. Борисов, изд. 2-е пе-рераб. и доп. М.: Книжный мир, 2005. — 860 с.
  31. В.П. Особенности маркетинга услуг//Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 2.
  32. В. Проблемы подготовки и переподготовки банковских специалистов: опыт Мосбизнесбанка/Российский экономический журнал. 1998. -№ 3. — с.87.
  33. Д. Метрика эффективности. // Вестник МсКлшеу. № 3 /vestnikmckinsey.ru
  34. Н.И. Содержание банковских услуг: препринт. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2000 — 166 с.
  35. Бюллетень банковской статистки ЦБ РФ № 2 (105). М.: ОАО Типография Новости, 2002−132с.
  36. А. Экономическое обозрение, октябрь 2008 г. Банка Москвы.
  37. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Экономиста, 2006.-296 с.
  38. Дж.Л., Иванцевич Д. А., Донети Д. Х. Организации: поведение, структура, процессы.: Пер. с англ. М. Инфра-М., 2000. — 662 с.
  39. Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 1999 — 416 с.
  40. Е.П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе// Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — .№-2. С. 58
  41. Е.П. Маркетинговые исследования, // Маркетинг в России и за рубежом № 5 — 2000. — с. 18.
  42. В.В. В поисках совершенства управления: Рук для высш. управлен. персонала. М.: МНИИПУ, Т.1.- 1998.-411 с.172
  43. Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2006−632с.
  44. Гражданское право. Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого М.: Проспект, 1997 — 784 с.
  45. В.К., Исаева H.A. Межбанковский кредитный рынок России. — М.: Финансы и Статистика, 2005. — 603 с.
  46. С.А. Эффективность бизнес-коммуникаций на рынке банковских услуг: Учебное пособие. М.: 2000 98 с.
  47. G.A. Эффективность бизнес-коммуникаций на рынке банковских услуг: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000 109с.
  48. О.В. Брендинг: Электронный учебник — http://www.marketing.spb.ru
  49. Денежное обращение и банки: Учеб. пособие, / Под ред. Г. Н. Белоглазо-вой, Г. В. Толоконцевой. М.: Финансы и статистика, 2000 — 272 с.
  50. Г. Практический маркетинг. — М.: Высшая школа, 1995.- С. 64.
  51. Э. Дж., Домненко Б.И. Economics Экономикс: англо-русский словарь-справочник. -М. Лазурь, 1994 г. 544 с.
  52. П.Ф. Эффективное управление. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-288-с.
  53. П.Ф. Практика менеджмента. -М.- Вильяме, 2007. 400 с.
  54. В.В. Формирование и реализация механизма управления конкурентоспособностью предпринимательских структур / Дисс. к.э.н., С. Петербург, 2006.
  55. Н.Е., Смулов A.M. Предприятия и банки: Взаимодействие, экономический анализ, моделирование: Учеб.-практ. пособие. — М.: Дело, 2002 — 456 с.
  56. Е.Ф., Эриашвили Н. Д. и др. Банковское дело. — М.: Юнити, 2006. — 575 с.
  57. В. Усоскин В., Шваб С. Банковская система и рынки кредита. Frankfurt am Main: Bankakademi Vertag GmbH, 1996. 178 е.- Мишкин Ф. С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. — М.: Вильяме 2006. — 880 с.
  58. А.Н. Мировой опыт развития банковских услуг и пути его применения в России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата эко173номических наук по специальности 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит. М., 2000 — 186 с.
  59. Информационное сообщение. //Вестник АРБ № 18 — 2001. — с. 47.
  60. А.Н. Новое в теории и практике управления персоналом//США — ЭПИ.- 1991.-№ 3.-с. 97.
  61. P.C., Нортон Д. Н. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 416 с.
  62. Каплан Роберт, Нортон Дейвид «Стратегические карты». Изд-во «Олимп-Бизнес» http://www.olbuss.ru/shop/7topic—&book= 162
  63. P.C., Нортон Д. Н. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 416 с.
  64. P.C., Нортон Д. Н. Стратегическое единство. Создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей. — М.: Вильяме, 2006.-384 с.
  65. P.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка // Российский журнал менеджмента. 2003. № 1, С. 7−30.
  66. Классика маркетинга. / Составители Энис Б. М., Кокс К. Т., Москва М. П. — СПб.: Питер, 2001. 752 с.
  67. И.А., Терехов А. Г., Юденков Ю. Н. Управленческий учет в коммерческом банке: Практическое пособие. / Под ред. С. М. Шапигузова — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002 192 с.
  68. М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб. 2007. — 284 с.
  69. A.A. Вопросы модернизации банковской системы России // Деньги и Кредит. 2002. № 6. — с. 4−12.
  70. A.A., Хмелев А. О. Качество кредитной организации // Деньги и кредит. 2003. № 2. — С. 14−26
  71. A.A., Хмелев А. О. Качество кредитной организации // Деньги и кредит. 2003. № 7. — С. 10−22.
  72. Конюховский П. В, Микроэкономическое моделирование банковской деятельности. СПб.: Питер, 2001. -224 с.174
  73. Ю.И. Банковская конкуренция в условиях становления рыночных отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.01.
  74. Ю.И. Банковский маркетинг: Учеб. пособие. Саратов: Издательский Центр Саратовской Государственной Экономический. Академии, 1997.-226 с.
  75. Ю.И. Теория и практика конкуренции: Учеб. пособие. Саратов: Издательский Центр Саратовской Государственной Экономический Академии, 1996.- 133 с.
  76. Ю.И. Практика банковской конкуренции. Саратов: Издательский Центр Саратовской Государственной Экономический Академии, 1996. — 186 с.
  77. Ю.И. Теория банковской конкуренции. Саратов: Издательский Центр Саратовской Государственной Экономический Академии, 1996. — 147 с.
  78. А.И. Конкурентоспособность в банковском секторе экономики России // Вестник СПбГУ. 2006. — Сер. 5. Вып. 3. — с. 124.
  79. С.Н. Эффективность работы коммерческого банка № ее оценка в современных условиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.10. — М., 2002.
  80. Ю.С. Совершенствование методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка/ Дисс. к.э.н. Ставрополь, 2007.
  81. М. Определение стратегии в банковской сфере//Бизнес и банки. -1999. № 40. С. 6.
  82. С.И. Ценность, Цена. Стоимость. М.: Юристъ, 2001 — 80 с.
  83. Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие. — М.: Омега-Л, 2007. 325 с.86: Магура М. И. Патриотизм персонала по-отношению-к своей организации — решающее конкурентное преимущество / Управление персоналом. 1998. -№ 11. С. 20: ' - .
  84. . И.К. Современный банк каю обучающая оргаиизация//Бизнес и банки.-2000.-№ 28.-с. 1.
  85. Ю.С. Методология- формирования стратегий в- российском банке. // Бюллетень финансовой информации № 64 — 2000 — с: 68−7 Г.
  86. Ю.С., Дубаков А. П. Экономика банка. ~ Mi: Издательская ipynna «БШД-пресс». 2002. — 168 с. •
  87. Мейср, Маршал В. Оценка- эффективности бизнеса: что будет после Balanced Scorecard? М.: 000"Вершина". 2004. — 272 с.
  88. Д. А. Опенка конкурентоспособности экономических технологий// Маркетинг в России и за рубежом. 1999, — №>2. С. 44
  89. Г. Структура в кулаке: создание эффекгивной организации. — CI16.: Питер, 2004.-512 с.
  90. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. CI16., 2000.
  91. А.П. Конкурентная позиция банка. Диссертация на соискание ученой степени" кандидата экономических наук по специальности 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит. Саратов, 1999.
  92. Г. И. Некоторые аспекты банковской конкуренции // Деньги и кредит. 2001. — № 1. — с. 41−43.
  93. С.Р. Конкуренция в российской- банковском секторе // Банковское дело. 2007, № 8. — с. 43−49.
  94. Молчанов Н. Н: Метод оценки конкурентоспособности нововведений4 // Инновации. 1996. — № 2. — с. 34−36.
  95. Н.И. Маркетинг новых банковских продуктов. Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук176по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством. -М.: 1996.-26 с.
  96. Т.Н. Банковский менеджмент. Краткий курс. — СПб.: Питер, 2002- 160 с.
  97. И.А., Шамгунов P.M. Стратегия и стоимость коммерческого банка. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 304 с.
  98. В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. — М.: Экономика, 1967. — 376 с.
  99. С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М.: Азбуковник, 1998. 944 с.
  100. О.М. Основыбанковского права. Курс лекций. — М.: Юристь — 1997.-424 с.
  101. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под. ред. Тагирбекова К. Р. М. ИНФРА-М, 2003. — 720 с.
  102. Основы банковского менеджмента: учебное пособие. Под общ ред. О.И. Лаврушина-М.: ИНФРА-М, 1995.
  103. В.Б. Особенности планирования и анализа процентной маржи в банках со структурными подразделениями. // Банковское дело № 5−2000-с. 14.
  104. Е.В. Маркетинг услуг. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2000 — 160 с.
  105. М.А. Стратегия развития конкуренции в банковском секторе экономики / Дисс. .д.э.н. Саратов, 2005.
  106. А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей //Маркетинг. 2000. № 2.
  107. А. Экономическая теория благосостояния. В двух томах. М.: Прогресс, 1985.-512 с.
  108. К.З., Ромащенко Д. П. Программы лояльности в банковском секторе // Маркетинг и маркетинговые коммуникации. — 2006. № 5.-с. 472.
  109. Пол X. Аллен. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2002 — 264 с.
  110. B.B. Банки на переходе — М.: Издательско-Консалтинговая Компания «ДеКА», 2001. 432 с.
  111. М. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. пос. М.: Изд. дом Вильяме, 2000. 495 с.
  112. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В, Д. Щетинина. — M .: Международные отношения, 1999. 896 с.
  113. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке //http://www.marketing.spb.ru
  114. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь 3-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 480 с.
  115. Л.Н., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции. // Маркетинг в России и за рубежом № 1 — 2000 — с. 10.
  116. В. Человеческий фактор в предпринимательстве // Управление персоналом. 1999. -№ 5.- с. 42,48.
  117. В.А. Эффективность и конкурентоспособность организации // Управление персоналом. 1998. — № 2. — с. 109.
  118. Роуз Питер С. Банковский менеджмент. Пер. с англ. со 2-го изд. М.: «Дело Лтд», 1997 — 768 с.
  119. Ю.В. Управление конкурентоспособностью коммерческого банка на основе развития сети филиалов. Дисс.к.э.н. С.-Петербург, 2006.
  120. В.Г., Подмастерьева А. К. Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования // Финансы и кредит № 6 (284)-2008.-с. 8−12.
  121. С.Г., Литвинов A.A. Конкуренция и предпринимательские решения. — Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2000.-256 с.
  122. Сильви де Куссерг. Новые подходы к теории финансового посредничества-и банковская стратегия. // Вестник Финансовой’Академии 1(17) —2001.-е. 32−41.
  123. Синки Дж, мл. Управление финансами в коммерческих банках. Пер. с англ. 4-го перераб. изд. /Под ред. Р. Я. Левиты, Б. С. Пинскера. М.: 1994, Catallaxy, 546с.
  124. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. — М.: Русс.яз., 1988. С. 475, Collins Pocket Dictionary, 1986.
  125. Д. Системы внутрибанковского ценообразования в многофилиальном коммерческом банке. // Бюллетень финансовой информации № 10 (65) — октябрь, 2000. — с. 38.
  126. Ю.Н. Маркетинг взаимодействия: промышленные сети, бен-чмаркетинг, конкурентоспособность: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001−84с.
  127. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997.- 170 с.
  128. И.О., Спицын Я. О. Маркетинг в банке. / Тернополь: АО «Тар-некс», К.: ЦММС «Писпайп», 1993. 656 с.
  129. Стребков^И.М. Надежность и устойчивость коммерческого банка в конкурентной среде. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономическихнаук по специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит. М. 1999. — 156 с.
  130. А.М., Ребельский Н. М. Конкуренция в банковском секторе России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. М. Тавасиева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 304 с.
  131. Тенденции развития немецкой банковской системы и опыт для России. Научное издание / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Д. Хуммеля, Т. Н. Никитиной, К. Бергер. — СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002. — 528 с.
  132. Томпсон-мл. Артур, А., Стрикленд III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.-816 с.
  133. А.А., Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа^ Strategie Management. Concept and Cases / Пер. с англ. А. Р. Ганиевой и др. — 12-е изд. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2009. 928 с.
  134. Г. К., Сапрыкин И. В. Конкурентная стратегия фирм и банков. М.: ЮИМГУПС, 2001. — С. 136−13 7.
  135. Т. Дж&bdquo- Паррамоу К. Количественные методы в финансах: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. М. Р. Ефимовой М.: Финансы, • ЮНИТИ, 1999−527с.
  136. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под. ред. О. И Лаврушина. М.: Юристъ, 2002. — 688 с.
  137. Управление персоналом / Учебник. Под ред. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. М.: Юнити, 1998. — 506 с.
  138. Управление предприятием с помощью системы Balanced Scorecard // Финансовый директор. 2003. № 3.
  139. Э.А. Инструменты банковской маркетинговой политики // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — С. 17.
  140. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000 312с.
  141. P.A. Система менеджмента: Уч.-практическое пособие 2-е изд. — М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997. — 352 с.
  142. P.A. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 504 с.
  143. P.A. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 544 с.
  144. Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-271 с.
  145. Т.Г., Быков В. А. Конкуренция и конкурентоспособность. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 272 с.
  146. А.Ш. Теоретические основы оценки конкурентоспособности: Учебно-методическое пособие по спецкурсу. — Казань: Изд. Казан, Гос. техн. ун-та, 2000. — 28 с.
  147. Г., Прахалад К. Ключевая компетенция корпорации // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. 2003. Вып. 3.180
  148. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием.// Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4.
  149. И. Современные методы стратегического управления бан-ком//Бюллетень финансовой информации № 12(67) — декабрь, 2000. — с. 81.
  150. JI.B. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки. // Вестник Московского Университета — Серия 6 Экономика — № 2−2000.-с. 57.
  151. А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке. / А. Д. Шеремет, Г. Н. Щербакова М.: Финансы и статистика, 2000 — 256 с.
  152. К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий. // Маркетинг В России и за рубежом. — 2000. № 5.
  153. И.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Эксмо, — 2007. — 864 с.
  154. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие- 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. 304 с.
  155. Allen F., Gale D. Financial Markets, Intermediaries and interlemporal Smoothing//Journal of Political Economy, 1997. Vol. 105. P. 523−546.
  156. Calomiris C.W., Kahn C.M. The Role of Demandable Debt in Structuring Optimal Bank Arrangement // Amerikan Economic Review. 1991. Vol. 81, № 4, P. 497−513-
  157. Diamond D.W. Liquidity, Banks, and Markets // Journal of Political Economy, 1997. Vol. 105. P. 928−956.
  158. Flannery M.J. Deht Maturity and the Deadweight Cost of Leverage: Optimal Financing Banking Firms // American Economic Review. 1994. Vol. 84 № 2. P. 320−331-
  159. Rajan R.G. Is there a future in banking? Towards a new theory of the commercial bank // Banking Research center, Northwest University, November 1996.
Заполнить форму текущей работой