Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка уровня конкурентоспособности товаров производственного назначения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В течение многих десятковлет в нашей стране, в условиях высокоймонополизации производителей, регулятором производства товаров являлся не реальный спрос на них, а, напротив, возможности самого производства, функционировавшего в рамках административно-командной системы распределения. В этих условиях у производителей практически не возникало проблемы обеспечения высокого уровня конкурентоспособности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • Г. 1. Сущность понятия конкурентоспособности товаров и основные принципы ее количественной оценки
    • 1. 2. *. Особенности рынка предприятий и конкурентоспособность товаров производственного назначения
    • 1. 3. Специфика процесса принятия решения о производственной покупке и ее влияние на оценку уровня конкурентоспособности товаров
    • 1. 4. Общая постановка задачи и алгоритм процесса оценки уровня конкурентоспособности товаров с применением теории нечетких множеств
  • 2. ДИАГНОСТИКА ИНСТРУМЕНТОВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • 2. Л. Анализ подходов к формированию системы показателей конкурентоспособности товаров производственного назначения
    • 2. 2. Анализ методов оценки уровня конкурентоспособности товаров, применяющихся на промышленных предприятиях Россин и стран
    • 2. 3. Условия формирования конкурентоспособности воздухоразделительного оборудования малой производительности и подходы к ее количественной оценке
  • 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ! ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ
    • 3. 1. Анализ конъюнктуры рынка товаров производственного назначения как основа для оценки уровня их конкурентоспособности
    • 3. 2. Определение множества показателей конкурентоспособности товаров и коэффициентов их относительной значимости
  • 3−3. Построение функций принадлежности показателей конкурентоспособности и определение их точечных оценок для характеристик исследуемых товаров
    • 3. 4. Оценка уровня конкурентоспособности исследуемых товаров и выработка рекомендаций по его повышению на целевом сегменте рынка

Оценка уровня конкурентоспособности товаров производственного назначения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В течение многих десятковлет в нашей стране, в условиях высокоймонополизации производителей, регулятором производства товаров являлся не реальный спрос на них, а, напротив, возможности самого производства, функционировавшего в рамках административно-командной системы распределения. В этих условиях у производителей практически не возникало проблемы обеспечения высокого уровня конкурентоспособности своих товаров, а если и возникала, то лишь в отношении продукции, поставляемой на экспорт. Переход, России к рыночным механизмам регулирования хозяйственной деятельности обусловил появление и развитие конкурентной среды на внутреннем рынке, значительное обострение борьбы за место во внешнем рыночном пространстве. В связи с этим, приоритетным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой деятельностипредприятий становится повышение уровня конкурентоспособности производимых товаров в целях получения прибыли за счет наиболее полного удовлетворения потребностей, формирующих спрос на данные товары.

Изучение конкурентоспособности обусловливает необходимость разработки эффективных, простых в применении инструментов, методик, позволяющих предприятию с максимальной степенью объективности оценить уровень конкурентоспособности своих товаров на рынке. Анализ оценок уровня конкурентоспособности продукции становится основанием для дифференциации предложения и создания уникального набора взаимосвязанных конкурентных: преимуществ, привлекательных с точки зрения потребителей в рамках целевого сегмента. Кроме того, предприятие способно более эффективно планировать процессы совершенствования товарного ряда, опираясь на конкретные результаты исследования.

Особенную актуальность проблема разработки инструментов оценки уровня конкурентоспособности приобретает для товаров производственного назначения, так как только при достижении соответствующего уровня конкурентоспособности средств производства можнообеспечить выпуск качественных, востребованных: как на внутреннем, так и на внешнем рынке товаровпредназначенных для конечного потребителя.

Рынок товаров производственного назначения и деловых услуг своеобразен и обладает множеством: особенностей и, нюансов, присущих только ему. Однако подходы к оценке конкурентных преимуществ данных товаров заимствованы, в основном, из инструментария потребительского маркетинга и требуют существенной корректировки в условиях промышленной среды.

Степень научной разработанности проблемы :

Врамках: исследованиябыла изучена степень научной разработанности двух вопросов — основополагающих особенностей маркетинга товаров > производственного назначения, с одной стороны, и методических и прикладных аспектов > оценкиуровня конкурентоспособности товаров, с другой стороны.

Рассмотрению маркетинга производственныхтоваров посвящены работы таких ученых, как Ф. Глисин, С. Н. Долинская, А. В. Зырянов, А. И. Ковалев, Ф. Котлер, С. Н. Лавров, С. Минетг, В. Е. Николайчук, Г. Хардинг, О. У. Юлдашева, Frank G. Bingham и др. В их трудах разработаны основные положения, составляющиесодержание маркетинга товаров производственного назначения, выявлены отдельные закономерности позиционирования товаров на рынках промышленной продукции. В • научной литературе данным вопросам также-уделяется5 особенное внимание [30, 31', 34, 37,42, 52, 58- 71,76, 91,114,115,156];

Вместе с тем, анализ этих работ показывает, что выделение маркетинга товаров производственного назначения в качестве самостоятельной дисциплины, требующей специализированного изучения, находится в процессе формирования. Учеными предпринимаются попытки наиболее полно описать, специфику рынка товаров производственного назначения: Недостаточное внимание уделено разработкеэффективных инструментов и методов комплексного характера.

Поскольку особенности товаров производственного назначениям рассматривались автором, прежде всего, в контексте оценки уровня их конкурентоспособности, то особенное внимание в работе уделялось анализу методических и прикладных аспектов оценки ! конкурентных преимуществ товаров. Вопросам конкурентоспособности, затрагивающимкак значение самого понятия, так: ш методы ее количественной, оценки и качественного анализа, посвящено большое количество трудов известных отечественных и зарубежных ученых-экономистов: Существенное влияние на научную позицию автора оказали, работы М. Портера, [63], исследовавшего цепочку создания потребительской * ценноститовара — на предприятии: Значительный вклад в описание конкурентоспособности как комплексного свойства товара внесли И. В. Котляревская и Г. В. Фадейчева [38, 155], исследовавшие систему общественных потребностейсоставляющих основу, процесса маркетинга, а также H.G. Перекалина, Ю. В. Крянев, Г. Н. Рыженко [41, 61, 135]- рассмотревшие понятие качества товаров и его взаимосвязь с потребностями? общества. Методы количественной* оценки конкурентоспособности товаров представлены в работах [45, 53, 67,.70, 107, 110, 111, 125, 129, 123- 136, 141, 152,153]- Исследованием данной проблемы занимаются такие ученые, как И. М. Лифиц, Н. М: Лобанов, В. Н. Фомин, А. Н. Печенкин, Р. М. Тихонов, Э. ВМинько, П. Завьялов, В. И. Захарченко и< др. Приочевидной ценности имеющихся" разработок, существующие методы оценки уровня конкурентоспособности: товаров! не-4 решают, на наш взгляд, в полной мере проблему возможности учета и сопоставления в системе показателей конкурентоспособности? измеримых и трудно измеримых свойств товара, а также сравнения данных показателей со сформировавшейся на целевом рынке системой потребительских требований.

В качестве направления решения данной проблемы заслуживает внимание применение математического аппарата нечетких множеств, используемого с 1965 г. в экономике. Теория? нечетких множеств, как самостоятельная математическаядисциплина, в основу которой положены работы Л. Заде [32], нашла свое развитие в трудах российских и западных экономистов и математиков, таких как А. В. Андрейчиков, А Н. Борисов, А. Кофман, А. Н. Мешков, Д.А. ПоспеловР.И. Трухаев, Рональд Р. Ягер и ряда других [19, 39, 51, 56, 57, 68]- Цель и задачи исследования.

Целью настоящего г исследования является разработка метода оценки уровня конкурентоспособности товаров — производственного назначения как степени соответствия их свойств, цены потребления, а также прочих факторов, обусловливающих ценность товара, требованиям потребителей на целевом сегменте рынка.

Для достижения поставленной цели сформулированы и решались следующие задачи:

В теоретическом аспекте:

— определить сущность понятия конкурентоспособности! товаров и разработать основные принципы ее количественной оценки;

— рассмотреть особенности маркетингового процесса на рынке промышленной продукции и определить ключевые факторы, оказывающие влияние наконкурентоспособность товаров производственного назначения со стороны рыночного пространства-:

— проанализировать процесс принятия решения о производственной закупке, выявить его специфику и влияниена оценку уровня' конкурентоспособности товаров-.

В методическом аспекте:

— провести сравнительный анализ подходов к классификации показателей конкурентоспособности товаров производственного назначения, использующихся на промышленных предприятиях России и стран СНГ, и предложить способ систематизации данных о свойствах товара, основанный на объединении некоторых из рассмотренных подходовпроанализировать традиционные методы оценки уровня конкурентоспособности товаров;

— разработать методику оценки уровня конкурентоспособности товаров производственного назначения.

В прикладном аспекте:

— апробировать предлагаемую методику на российских промышленных предприятиях машиностроительной отрасли.

Объектом исследования является конкурентоспособность товаров производственного назначения российских промышленных предприятий, в т. ч. криогенных воздухоразделительных установок малой производительности.

Предметом исследования выступают методы оценки уровня конкурентоспособности товаров, предназначенных для удовлетворения производственных потребностей.

Теоретико-методологической базой исследования послужили положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по экономике, маркетингу, математической статистике, квалиметрии и теории нечетких множеств, система законодательных актов, ГОСТов, нормативовинструктивно-методических документов.

Статистической и информационно-фактологической основой исследования стали результатыопроса российских промышленных предприятий, выступающих в качестве потребителей исследуемых товаров, а также результатыизучения мнений экспертов — специалистов предприятий, производящих^ товары производственного назначения,^ уровень конкурентоспособности которых оценивался в рамках апробирования предлагаемой методики.

Основные научные и практические результаты, полученные лично автором:

1. Предложено? определение конкурентоспособности товара как его комплексного свойстваформирующегося на всех этапах цепочки создания ценности данного товара для потребителей.

2. Разработаны основные принципы, количественною оценки конкурентоспособности товаров, позволяющие повысить точность оценки, а также унифицировать порядок действий, составляющих: содержание: процедуры оценки ?

3. Проанализированы особенности маркетинга! товаров производственного назначения, затрагивающие такие аспектыкак: специфика: потребностейобусловливающих спрос: на! рынкеобъекты и субъекты рыночных отношенийприродатоваров и характер спроса ни нихповедение потребителей" в процессе: закупкиспецифика маркетинговых коммуникаций и инструментовиспользуемых при — пр введении исследований рынка предприятий: На основании проведенного анализа выявлены факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность товаров производственного назначения со стороны рыночного пространства;

4. Исследована: специфика процесса принятия решения о закупке товаров" производственного назначения на предприятииа такжеопределено ее влияние на оценку уровня конкурентоспособности данных товаров. .

5. Проведен анализ: подходов к формированию системы показателей: конкурентоспособности: товаров н производственного назначения, применяющихсяна промышленных предприятиях России и стран? СНЕ. Предложена1 классификация свойствтовараоснованная? на объединении некоторых из рассмотренных: подходов: В соответствии: с: предлагаемой классификацией? совокупность показателей: конкурентоспособности? товаров производственного назначения состоит из трех групп: основных показателей? качества товарацены его потребления на рынкепоказателейсоздающих дополнительную ценность товара для потребителя.

6. Проведен анализ практикуемых методов оценки уровня конкурентоспособности товаров производственного назначения, явившийся предпосылкой для разработки нового методического инструментария.

7. Разработана методика оценки уровня конкурентоспособности товаров производственного назначения, вычисления в рамках которой основываются на теории нечетких множеств. Методика позволяет оценить уровень, конкурентоспособности товара как степень соответствия его свойствцены потребления, а также прочих факторов, обусловливающих ценность товара, ожиданиям потребителей на выбранном сегменте рынка.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Г. Предложено понятие конкурентоспособности товара как: его комплексного свойства, конкретизирующее состав элементов, формирующих данное свойство, и рассматривающее их в единстве с этапами? цепочки создания потребительской ценности данного товара на предприятии.

2. Сформулированы основные принципы количественной оценки конкурентоспособности товара, позволяющие повысить точность оценкиучесть интересы субъектов, рынка, унифицировать порядок действий, составляющих содержание процедуры оценки.

3. Предложенаклассификация показателей конкурентоспособности товаров производственного назначения, раскрывающая содержание данного свойства товара через его составляющие: основные показатели качества товарацену потребленияпоказателисоздающие дополнительную ценность товара для потребителя.

4. Разработана методика оценки уровняконкурентоспособности товаров производственного назначения, основанная на теории нечетких множеств и решающая проблему возможности учета исопоставления в системе показателей: конкурентоспособности измеримых и трудно измеримых свойств товара, а также сравнения данных показателей со сформировавшейся на целевом рынке системой потребительских требований.

Указанные положения соответствуют пунктам 3.8 и 3.9 паспорта специальности ВАК по экономическимнаукам 08.00.05. — Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг).

Практическая значимость работы заключаетсяв том, что теоретические выводы и практические результаты выполненного исследованиямогут быть использованы промышленнымипредприятиями для оценки" уровняконкурентоспособности своих товаров на целевом сегменте рынка, а предлагаемые методы иалгоритмы: — для установления конкретных значений уровня конкурентоспособности широкого спектра продукции производственного назначения. Реализация результатов исследования на практике позволяет предприятию:

1) определить основные конкурентные преимуществасвоих товаров и выявить критерии их позиционирования на исследуемом сегменте рынка;

2) выработать основные направления дальнейшего совершенствования товаров и пути их эффективного продвижения на рынок;

3) разработать оптимальную стратегию предложения товара потенциальному потребителю.

Исследование доведено до конкретных рекомендаций в рамках вышеперечисленных направлений для товаров производственного назначения^ уровень конкурентоспособности которых оценивался в: ходе апробации методики.

Апробация исследования.

Основные положения и выводы диссертации прошли апро бацию в ходе оценки уровня конкурентоспособности криогенных воздухоразделительных установок малой производительности, производимых ОАО МЗ «Уралкриотехника» (г. Екатеринбург), а также ОАО «Сибкриотехника» (г. Омск), ОАО «Гелиймаш» (г. Москва), ОАО «Кислородмаш» (г. Одесса). Справки о внедрении результатов исследования представлены в диссертации.

Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на международной научной конференции «Экономическая наука: проблемы теории и методологии» (г. Санкт-Петербург, 2001 г.) — XXIII Российской школе по проблемам науки и технологий (г. Миасс, Челябинская обл., 2003 г.) — Международной научно-практической конференции «Управление проектами — основа современного организационного менеджмента" — (г. Екатеринбург, 2004 г.), а также на отчетных научно-практических конференциях молодых ученых. Уральского государственного технического университета (г. Екатеринбург, 2002;2003 гг.).

Публикации.

По теме: диссертации автором опубликовано 8 научных работ общим объемом 1,8 печатных листа, в т. ч. автора — 1,7 п: л.

Логика и структура работы определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 160 наименований, и шести приложений. Содержание работы изложено на 162 страницах машинописного текста, включая 19 рисунков и 15 таблиц.

Результаты исследования опубликованы в 8 работах, перечисленных ниже:

1. Гайдукова. И. В. Применение критерия минимума энтропии при принятии решений в условиях неопределенности //Научные труды II отчетной конференции молодых ученых ГОУ УГТУ-УПИ. Сборник статей. В 2 ч., ч. 1. Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. — 0,18 п.л.

2. Гайдукова И. В. Определение емкости рынка промышленного предприятиях использованием теории нечетких множеств // Экономическая наука: проблемы теории и методологии. Собрание материалов международной научной конференции. — Екатеринбург, 2002. — 0,25 п.л.

3. Котляревская И. В., Баженов И. А., Гайдукова И: В. Анализ покупательского восприятия цены на основе аппарата теории нечетких множеств //Актуальные проблемы социологии и менеджмента. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Возрождение России: общество — управление — образование — культура — молодежь». Выпуск 1.

Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. — (в соавторстве, авторских — ОД п.л.).

4. Гайдукова И. В. Практическое применение интегрального показателя конкурентоспособности товара // Актуальные проблемы социологии и менеджмента. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Возрождение России: общество — управление — образование — культура — молодежь». Выпуск 2. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. -0,125 п.л. !

5. Гайдукова И. В. Основные принципы разработки методики оценки конкурентоспособности товара // Научные труды IV отчетной конференции молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ-УПИ: Сборник статей. В 2 ч., ч. 1. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. — 0,18 п.л.

6. Гайдукова И. В. Методика оценки конкурентоспособности машинотехнической продукции с применением теории нечетких множеств /XXIII Российская школа по проблемам науки и технологий. Краткие сообщения. — Екатеринбург: УрО РАН, 2003. — 0,22 п.л. I.

7. Котляревская И. В., Гайдукова И. В. Методика оценки конкурентоспособности машинотехнической продукции с применением теории нечетких множеств //Инновации в науке, образовании, производстве: Труды СПбГПУ № 488 / Под ред. В. Г. Колосова, И. Л. Тукеля. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2004. — (в соавторстве, авторских — 0,25 п.л.).

8. Гайдукова И. В. Общая постановка задачи оценки уровня конкурентоспособности продукции промышленного назначения с применением теории нечетких множеств // Вестник ГОУ ВПО УГТУ-УПИ.

13 (43). Управление проектами — основа современного организационного менеджмента: Сборник трудов. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. — 0,375 п.л. 128.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках выполненного диссертационного исследования были получены I следующие основные результаты, обладающие признаком научной новизны и характеризующие теоретическую и практическую значимость настоящей работы:

1. Исследована сущность понятия конкурентоспособности товара и предложено его определение.

Конкурентоспособность, товара определена как его комплексное свойство, которое формируется на всех этапах цепочки создания ценности данного товара для потребителей и состоит из трех элементов: 1) свойств товара, обусловливающих его способность удовлетворять заданную I потребность- 2) цены потребления- 3) усилий производителя по продвижению товара на конкретный рынок в условиях широкого предложения к обмену других товаров-конкурентов.

Качество и цена потребления товара создаются на первых трех этапах цепочки основных видов деятельности предприятия, включающих входящее материально-техническое снабжение, производственно-технологические операции и исходящее материально-техническое снабжение. Завершение формирования ценности товара осуществляется на этапах маркетинга и сбыта и послепродажного обслуживания.

2. Разработаны основные принципы количественной оценки конкурентоспособности товара, следование которым позволяет повысить точность оценки, учесть интересы субъектов рынка, унифицировать порядок действий, составляющих содержание процедуры оценки.

3. Проанализированы особенности маркетинга товаров производственного назначения. В ходе анализа были затронуты такие аспекты, как:

— специфика потребностей, лежащих в основе платежеспособного спроса, а также условия их формированияхарактер взаимоотношений «продавец — покупатель» между участниками рынка;

— особенности спроса на рынке товаров производственного назначения;

— особенности поведения промышленных потребителей в процессе покупки;

— специфика маркетинговых коммуникаций;

— особенности инструментов и методов проведения маркетинговых исследований на рынке предприятий.

На основании проведенного анализа установлены факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность товаров производственного значения со стороны рыночного пространства.

Кроме того, анализ особенностей рынка товаров производственного назначения позволил установить, что осуществление контакта между покупателями и продавцами на данных рынках происходит в рамках системы постоянного взаимодействия трех крупных экономических блоков отраслей народного хозяйства, а именно: добывающих, обрабатывающих и потребляющих отраслей промышленности. Включенность предприятия в систему межотраслевых связей делает его, с одной стороны, источником предложения для потребителей товаров производственного назначения, находящихся на следующих этапах цепочки, а с другой стороны — источником спроса на товары, создаваемые на предшествующих этапах. Эффективность деятельности производственной цепочки напрямую зависит от уровня конкурентоспособности товаров, создаваемых ее участниками. Вследствие этого, при разработке методов оценки уровня конкурентоспособности товаров производственного назначения необходимо применять комплексный подход как к формированию показателей оценки, так и к способу ее количественного представления.

4. Выявлены особенности поведения лиц, ответственных за принятие решения о закупке товаров производственного назначения для нужд предприятия. Анализ данных особенностей позволил нам сделать следующие выводы:

— своевременно предоставленная покупателю информация о конкурентных преимуществах товара, дает возможность его производителю оказывать непосредственное влияние на процесс принятия решения о закупке как на этапе формирования критериев принятия данного решения и оценки вариантов, так и на этапе разрешения сомнений.

Объективная количественная оценкасоответствия товаров системе потребительских предпочтений, а также ее четкая, недвусмысленная интерпретация способствует более согласованному восприятию потребителем отличительных характеристик товара в рамках сложившейся системы критериев, принятия решения, а также уменьшению влияния когнитивного диссонанса, возникающего у лиц, ответственных за закупку. в системе требований, предъявляемых организованными потребителями к товарам производственного назначения, одновременно присутствуют как четко • определенные требования к измеримым характеристикам товара, так и нечеткие субъективные пожелания лиц, участвующих в процессе закупа, выражаемые преимущественно описательным способом. Вследствие этого, методы проведения сравнительного исследования конкурентоспособности данных товаров, должны обеспечивать возможность присутствия и сопоставления в системе показателей ее оценки как четко измеримых и количественно представимых свойств товара, так и свойств, носящих описательный характер и трудно поддающихся количественному представлению.

— совокупность субъективных оценок товара, сформированных группой лиц, обладающих высокими профессиональными навыками в области оцениваемых товаров, действующих с позиции рационального выбора и мотивированных в большей мере производственными, нежели личными потребностями, можно, на наш взгляд, считать объективной.

5. Проведен анализ подходов к формированию системы показателей конкурентоспособности товаров производственного назначения, использующихся на промышленных предприятиях России и стран СНГ. Данный анализ позволил комплексно подойти к проблеме классификации показателей, обусловливающих востребованность товаров на рынке, и предложить способ систематизации информации о свойствах товара, основанный на объединении рассмотренных подходов.

В соответствии с предлагаемой классификацией совокупность показателей конкурентоспособности товаров производственного назначения делится на три группы, а именно:

— основные показатели качества товара;

— цена потребления товара;

— показатели создания дополнительной ценности товара для потребителя.

6. Проведена систематизация и последующий анализ практикующихся на промышленных предприятиях методов оценки уровня конкурентоспособности товаров, способствовавший выявлению некоторых недостатков этих методов, заключающихся в следующем:

— традиционные методы не позволяют оценить конкурентоспособность товара с точки зрения соответствия его характеристик системе потребительских предпочтений, сформировавшейся на целевом рынке;

— рассмотренные методы проведения сравнительного исследования конкурентоспособности товаров, не позволяют эффективно рассматривать и сопоставлять в рамках системы показателей ее оценки четко измеримые и количественно представимые свойства товара наряду со свойствами, носящими описательный характер и трудно поддающимися количественному представлению.

7. Разработана методика оценки уровня конкурентоспособности товаров производственного назначения, основанная на теории нечетких множеств, в которой за базу сравнения принимается система потребительских предпочтений в отношении исследуемого товара. Метод позволяет оценить уровень конкурентоспособности товара как степень соответствия его свойств, цены потребления, а также прочих факторов, обусловливающих ценность товара, ожиданиям потребителей на выбранном сегменте рынка.

8. Разработана схема проведения исследования, направленного на определение уровня конкурентоспособности товаров производственного назначения, позволяющая учитывать, с одной стороны, особенности I используемых в методике инструментов расчета, а с другой стороныспецифику требуемой исходной информации.

9. Осуществлена экспериментальная апробация разработанной методики оценки уровня конкурентоспособности товаров производственного назначения на примере криогенного воздухоразделительного оборудования, производимого предприятиями ОАО МЗ «Уралкриотехника» (г. Екатеринбург), ОАО «Сибкриотехника» (г. Омск), ОАО «Гелиймаш» (г. Москва), а также ОАО «Кислородмаш» (г. Одесса).

10. В ходе реализации методических аспектов было проведено I исследование конъюнктуры рынка воздухоразделительного оборудования и особенностей его применения на рынке машиностроительных предприятий России. В рамках данного исследования были поставлены и решены следующие задачи:

— проанализирована структура спроса на кислород и азот нарынке машиностроительных предприятий России, а также выявлены основные сферы применения данных продукционных газов;

— проведено сегментирование исследуемого рынка по критерию интенсивностипотребления продуктов разделения воздуха предприятиями I отрасли;

— определен целевой сегмент, наиболее привлекательный с точки зрения реализации криогенных воздухоразделительных установок малой производительностисоставлен профиль потребителей данного сегмента;

— определен состав товаров, способных удовлетворить потребности целевого сегмента в продуктах разделения воздуха. ;

11. На основании разработанной автором схемы проведения исследования, учитывающей особенности используемого математического аппарата, а также специфику требуемой исходной информации, определены уровни конкурентоспособности исследуемого промышленного оборудования. В рамках данного исследования были решены следующие задачи:

— методом экспертных оценок определено множество показателей конкурентоспособности воздухоразделительного оборудования Б, а также нормированные коэффициенты их относительной значимости !

— на основании исследования конъюнктуры рынка и мнений экспертов сформирована система потребительских предпочтений в отношении элементов множества Р. С помощью специальных методов теории нечетких множеств построены функции принадлежности характеризующие распределение нечетких потребительских предпочтений в отношении значений показателей конкурентоспособности Б.

На основании уравнений функций принадлежности были определены их точечные оценки для совокупности значений показателей, характеризующей исследуемое оборудование. •.

— проведена оценка уровняконкурентоспособности исследуемого оборудования с использованием методов многокритериального ранжирования объектов. В результате расчетов, производимых с помощью вышеперечисленных методов, получено множество оценок, ранжирующих товары-конкуренты по степени их соответствия ожиданиям потребителей целевого сегмента: К = {щ/а^^/а2,.,////а".,//" /ап}, где? л. — [ОД],/ = 1, п.

Чем большим значением оценки Ц1 характеризуется товар а&bdquoтем в большей степени он соответствует системе потребительских предпочтений. I.

12. Проведен анализ полученных оценок уровня конкурентоспособности, на основании которого разработан комплекс рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности исследуемого оборудования, затрагивающий такие аспекты, как:

— критерии позиционирования исследуемого оборудования на целевом сегменте рынка машиностроительных предприятий России;

— направления дальнейшего совершенствования оборудования и пути его эффективного продвижения на целевой сегмент рынка.

Практические результаты и выводы, полученные в ходе апробации предлагаемой автором методики, были представлены руководству ОАО «Уралкриотехника», специалистам и другим заинтересованным лицам предприятия. Комплекс рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности воздухоразделительного оборудования ОАО «Уралкриотехника» принят к сведению, и несомненно будет учитываться при решении стратегических вопросов, связанных с модификацией оборудования и дальнейшим развитием продуктового ряда предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственные и отраслевые стандарты
  2. ГОСТ 12.1.003−83 (СТ СЭВ 1930−79) Шум. Общие требования — безопасности. Введ. 01.07.84. — М.: Изд-во стандартов, 1985. — 10 с.
  3. ГОСТ 12.2.049−80 Оборудование производственное. Общие эргономические требования. Введ. 01.01.82. — М.: Изд-во стандартов, 1982.-20 с.
  4. ГОСТ 15 467–79 Управление качеством продукции. Основные термины и определения. Введ. 01.07.79. — Источник: http://stroyinf.ru/gost/1083/1083.html. Дата публикации: 26.06.2004
  5. ГОСТ 27.002−89 Надежность в технике. Основные понятия, термины и определения // Гос. комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам. М.: 1989. — 37 с.
  6. ГОСТ 5583–78 (ИСО 2046−73) Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия. Введ. 01.01.80. — М.: Изд-во стандартов, 1980. — 14 с. I
  7. ГОСТ 6331–78 Кислород жидкий технический и медицинский. Технические условия. Введ. 01.01.80. — М: Изд-во стандартов, 1980. — 24 с.
  8. ГОСТ 9293–74 (ИСО 2435−73) Азот газообразный и жидкий. Технические условия. Введ. 01.01.76. — М.: Изд-во стандартов, 1976. — 15 с.
  9. ОСТ 26−04−2004−80 Система" показателей качества продукции. Изделия криогенного машиностроения. Номенклатура показателей: Отраслевой стандарт. Введ. 01.01.81 — М.: МХ и НМ ВПО «Союзкриогенмаш», 1981.20 с.
  10. ОСТ 26−04−2139−77 Изделия криогенного, автогенного и вакуумного машиностроения. Выбор лакокрасочных материалов. Введ. 01.01.78. — М.: Изд-во стандартов, 1978. — 75 с.
  11. ОСТ 290.004−02 Правила по проектированию производств продуктов разделения воздуха: Стандарты отрасли. Введ. 28.03.02 // Мин-вопромышленности, науки и технологий РФ. М., 2002. — 69 с. Монографии и учебники
  12. С.Н., Якупова Н. М., Чикурина Н. В. Лизинг: учебное пособие. -Казань: КФЭИ, 1996. 55 с.
  13. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 е.-
  14. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М. Финансы и статистика, 2002. — 368 е., ил.
  15. Е. В., Бережной В. И. Математические методы моделированияIэкономических систем: Учеб.пособие. М.: Финансы и статистика, 20 011 -368 е.: ил.
  16. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1974. — 159 с.
  17. Л.Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики 3-е изд. — М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1983. — 416 с.
  18. А. Н., Крумберг О. А., Федоров И. П. Принятие решений на1основе нечетких моделей: примеры использования. Рига: Зинатне, Рижский тех. ун-т, 1990. — 184 с.
  19. Э. Я. Политическая экономия капитализма. 2-е изд., доп. -М.:Изд-во «Международные отношения», 1968. — 635 с.
  20. А. Стратегический маркетинг: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1. Экономика, 1995. 344 с. '
  21. Е. С. Исследование операций. М.: «Советское радио», 1972. -552 с.
  22. О. С. Стратегическое управление. Учебник. 2-ое издание, перераб. и допол. М.: Гардарики, 1998. — 296 с.
  23. О. С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент»/ Под ред. А. И. Наумова. М.: Гардарики, 1998. — 288 с.
  24. Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н. И. Загузова. Изд. 2-е, испр. и дор. М.: Гардарики, 2003. — 185 с.
  25. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. 7-е изд., стереотипное — М.: Высшая школа, 2001. — 479 с.
  26. Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995. — 192 с.
  27. А. А., Сорокин В. В. Российский директор в рыночной экономике: Практический маркетинг для руководителей промышленных предприятий. М.: Экономика, 1996. — 84 с.
  28. P. JI. Менеджмент. СПб: Питер, 2002. — 832 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»)
  29. М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции М.: Изд-во стандартов 1991. — 125 с.
  30. А. В. Инвестирование и размещение торговых предприятий: Учеб.пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Екатерибнург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2001. — 203 с.
  31. JI. А. Понятие лингвистической переменной и ее применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976. — 165 с.
  32. Р. Д., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения М.: Радио и связь, 1981. — 345 с.
  33. А. И. Промышленный маркетинг (Часть I). М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2002. — 304 с.
  34. А. И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. 2-ое издание, перераб. и допол. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 256 с.
  35. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2-е европ.изд. — К.- М.- СПб.: Издат. дом «Вильяме», 1998. — 1056 с. -Парал .тит. англ.
  36. И. В. Маркетинг: удовлетворение и развитие потребностей. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. 153 с.
  37. А. Введение в теорию нечетких множеств / Пер. с франц. В. Б. Кузьмина под ред. С. И. Травкина. М.: Радио и связь, 1982. — 432 с. -
  38. И. И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. М.: АО «Финстатинформ», 1994. — 156 с.
  39. Ю. В. Образ качества и его слагаемые. Антология русского качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. — 124 с.
  40. С. Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных товаров. -М.: Внешторгиздат, 1990: 216 с.
  41. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт, 2001. — 224 с.
  42. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, — проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 М.: Республика, 1995. — 400 е.: табл., граф.
  43. Н. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных: Пер. с англ. К.: ООО «ТИД «ДС», 2002. — 768 с.
  44. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник /Под ред. В. А. Алексунина. М.: Инфра-М- 2001. — 516 с.
  45. Маркетинг: Энциклопедия: Пер. с англ. / Под ред. М. Бейкера. СПБ.: Питер, 2002. — 1198 с. — (Бизнес — план)
  46. К., Энгельс Ф. Капитал Соч., 2 изд., т. 23
  47. А. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 415 с. («Экономическая мысль Запада». Для научных библиотек)
  48. П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений. М.: «Статистика», 1971. — 321 с.
  49. А.Н., Бернштейн JI.C., Коровин C.JI. Ситуационные и1советующие системы с нечеткой логикой. М.: Наука, Гл.ред.физ.-мат.лит., 1990. — 160 с.
  50. С. Промышленный маркетинг: принципиально новый подход к решению маркетинговых задач.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 208 е.: ил. — Парал.тит.англ.
  51. Э. В., Кричевский М. JL Качество и конкурентоспособность. -СПб.: Питер, 2004. 268 е.- ил.
  52. Н. К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993.-320 с. -
  53. У. Наука об управлении. Байесовский подход. М.: «Мир», 1971. -210 с.
  54. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта /Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат.лит., 1986. — 312 с.-(Проблемы искусственного интеллекта).
  55. Нечеткие множества и теория возможностей: последние достижения / Под ред. Рональда Р. Ягера. М.: Радио и Связь, 1986. — 406 с.
  56. В. Е., Белявцев М. И. Промышленный маркетинг. Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. — 384 с. -
  57. Р. Б., Цыгичко JL И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991. — 304 с.
  58. И.С., Осокин A.A., Федюков Ю. С. Процессы и аппараты кислородного и криогенного производства М.: Машиностроение, 1985.256 е., ил.
  59. Н. С. Качество продукции и растущие потребности общества.- М.: Экономика, 1982. 200 с. (Экон.теория и хоз. практика)
  60. Д. Т. Конспект лекций по высшей математике. 1 часть. М.: Рольф, 2000. — 288 е.: ил.
  61. Портер Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. 496 е.: ил. — Прал.тит.англ.
  62. Е. И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях.- М.: Международные отношения, 1993. 112 с.
  63. В. М., Васильева О. Е. Сервис промышленных товаров. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. — 208 с. i
  64. Семь нот менеджмента /Под ред. Красновой В., Привалова А. 3-е издание, допол. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1998. — 424 с.
  65. P.M. Зарубежный опыт создания конкурентоспособной продукции. Обзор. М.: НИИмаш, 1984. — 48 с. — (Сер. С-8 Экономика и специализация машиностроения).
  66. Р.И. Модели принятия решений в условиях неопределенности. -М.: Наука, 1981.-256 с.
  67. P.A. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов. 3-е изд. -М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999. — 416 с. ?
  68. В. Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС», 2000. — 320 с.
  69. Г. Маркетинг промышленных товаров. Пер. с англ. М.: Сирин, 2002. — 272 с.
  70. В. Е., Корнеева’И. В. Современный маркетинг. Изд. 2-ое, перераб. и допол. М.: Финансы и статистика, 1999. — 528 с.
  71. Г. Мозес JL Элементарная теория статистических решений. М.: «Советское радио», 1962. — 568 с. -
  72. Е. В., Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели вуправлении: Учеб.пособие. M.: Дело, 2000. — 440 с. — (Сер. «Наука управления»).
  73. А. Ю. Конкуренция: Теория и практика. Учеб.-практ.пособие. 2 изд., испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «Гном-Пресс», 1998. — 315 с. i
  74. Frank G. Bingham, Jr., Barney T. Raffield III Business to business marketing management / Richard D. Irwin, INC., US, Boston, 1990. 744 p.1. Статьи
  75. А. А. Определение удовлетворенности потребителей свойствами товара при выведении новых товаров на рынок или модернизации старых // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. — № 3. — С. 49 -58.
  76. А. В. Интерпретация и определение функций принадлежности нечетких множеств // Методы и системы принятия решений. 1979. — № 5. -С. 42 — 50.
  77. A.M. Возможности и проблемы криологии // Химическое и нефтегазовое машиностроение. 2002. — № 7. — С.29−32.
  78. В., Клейменов К. Маркетинговые цепочки ценностей создают конкурентное преимущество компании // Маркетинг. 2001. — № 3. — С. 17 -24.
  79. Барбасова 3: Н. Оптимизация производственной программы предприятий на основе применения «АБС анализа» // Маркетинг. — 2003. № 5. — С. 109 — 112. -
  80. А. Стратегический маркетинг на промышленном предприятии: подходы и проблемы // Топ-менеджер. 2002. № 21. — С. 62 — 70.
  81. А. Финансовый лизинг и его возможности // Внешняя торговля. -1990.-№ 1.-С. 23−29.
  82. Н. В. Конкурентная борьба // Маркетинг. 2003. — № 5. — С. 24 — 28.
  83. Г. И. Создание современных воздухоразделительных установок малой производительности с выдачей жидких продуктов / Г. И. Бумагин,
  84. Е.П. Мовчан, JI.B. Попов, Е. И. Рогальский // Технические газы. 2004. -№ 1.-С. 31−38.
  85. А. Анализ торговой и конкурентной политики в международных объединениях // Маркетинг, 1999. № 2. — С. 99 — 104.
  86. X. П. Маркетинг как стратегический фактор успеха // Проблемы теории и практики управления. 1992. — № 6. — С. 54 — 60.
  87. С. Профессиональный маркетинг сегодня успешный бизнесзавтра // Бизнес для всех. -1999. Март (№ 6). С. 9. Ii
  88. B.C. Диалоговая система построения функции многокритериального выбора / B.C. Вольский // Принятие решений в условиях нестатистической неопределенности: Сб.науч.тр. Рига, 1982. -142 с.
  89. Т. А. Инвестиционный фактор и рост конкурентоспособности России на мировом рынке //Маркетинг. 2003. — № 5. — С. 3 — 11.
  90. И., Воячек JI. Качество в среде маркетинга // Маркетинг 1999 -№ 5 — С. 21−24.
  91. Т. А. Проблемы применения методики анализа маркетинговой среды предприятия // Вестн.Моск.ун-та. Сер. 6. Экономика. 2003. — № 5. -С. 108- 126.
  92. В. Ценовая политика фирмы // Маркетинг. 1995. — № 1. — С. 48−63.
  93. Ф. О конкуренции на рынках промышленной продукции в 1999 -2000 гг. (по данным конъюнктурных обследований предприятий промышленности) // Экономист. 2001. — № 4. — С.39−44.
  94. А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 1999. — № 2. — С. 50 — 57. I
  95. Е. П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 2. -С. 57−63.
  96. Е. П. Исследование и анализ рыночной ситуации // Маркетинг в
  97. России и за рубежом. 2001. — № 2. — С. 20−32.
  98. Е. П. Маркетинг и его роль в экономике // Маркетинг. 1995. -№ 3.-С. 72−85.
  99. Е. П. Составление анкет и разработка выборочного плана // Маркетинг в России, а за рубежом. 1998. — № 3. — С. 94 — 105.
  100. А. Принципы организационного построения стратегического маркетинга на промышленном предприятии // Маркетинг. 1996. — № 6. — С. 56−79.
  101. С. Станкостроение: условия конкурентоспособности // Экономист. 2000. — № 9. — С.3−14.
  102. Ю. Как совершенствовать свой товар //I
  103. Предпринимательство, хозяйство, право. 1998. — № 11. — С. 49 — 55.
  104. Р. Маркетинг на предприятии // Маркетинг. 1995. — № 2. — С. 123 — 130.
  105. Н. Ориентиры промышленной политики в Свердловской области // Российский экономический журнал. 1998. — № 9−10. — С.55−64.
  106. В. С. Методологические основы анализа бизнес-идеи // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 3.
  107. JI. Взаимодействие покупателей и поставщиков в условиях конкуренции // Маркетинг. 2001. — № 4. — С. 59 — 67. I
  108. П. Роль маркетинга в решении проблемы конкурентоспособности российских товаропроизводителей // Маркетинг. -1996-№ 6- С. 20−31.
  109. П. Конкуренция неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг. — 1997. — № 5. — С. 3 — 14.
  110. Н. И. Потребительская ценность товара в условиях становления рыночных отношений // Персонал. 1997. — № 3. — С. 55 — 61.
  111. В.И. Сбыт станков в СНГ и оценка их конкурентоспособности // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 1 — С. 27 — 32. I
  112. Захарченко В. И. Конкурентоспособность станкостроительной продукции
  113. Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 5. — С. 24 — 30.
  114. В. Маркетинговое исследование рынка: методы получения информации и ее анализ // Маркетинг. 1994. — № 2. — С. 78 — 88.
  115. К. Основные направления совершенствования установок короткоцикловой адсорбции для производства чистого азота // Технические газы.-2003.-№ 1.-С.37−42.
  116. А. И. Природа, сущность и особенности промышленного маркетинга // Маркетинг. 2003. — № 1. — С. 109- 122.
  117. А. И. Процесс закупки в промышленной среде // Маркетинг. -2003.-№ 5. С. 113−125.
  118. Т. МС ИСО 9000:2000 перспективы и опасности. — Сб. материалов: Международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы. 13-я международная конференция. — Н. Новгород, 2001. — С. 20.
  119. А. А. Процессный подход к маркетингу продукциипроизводственного назначения // Маркетинг. 2003. — № 5. — С. 41 — 48. i
  120. А. Некоторые аспекты методологии маркетинговых исследований // Маркетинг. 2003. — № 4. — С. 25 — 38.
  121. Ф. Маркетинг в цифровую эпоху // Деловые люди. 2002. — № 138. -С. 38 -41.
  122. Ф. Маркетинг и управление производством // Экономист. 1991. — № 4. — С. 45 — 55. «'
  123. В. Процессы децентрализации и дивизионализации управления в промышленных компаниях США // Проблемы теории и практики управления. 199. — № 4. — С. 109 — 112. |
  124. С., Рожков И. Долгосрочное планирование рынков в системе управления компанией // Проблемы теории и практики управления 2000. № 2.-С. 78- 84.
  125. М. А. Как расширить рынок для ваших товаров и услуг // Бизнес, прибыль, право. 1999. — № 1. — С. 49−61.
  126. И. М., Ковылина О. Методология оценки конкурентоспособностиуслуг торговли // Маркетинг. 1997. — № 3. — С. 62 — 69.
  127. М.М., Осипов Ю. М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. -2001.-№ 6.
  128. А. О. Применение теории нечетких множеств к задачам управления финансами // Аудит и финансовый анализ. 2000. № 2.
  129. Ott Р. Создавая спрос. Советы по маркетингу товаров и услуг // Бизнес, прибыль, право. 1999. — № 8. — С. 51 — 84.
  130. А. Н., Фомин В. Н. Конкурентоспособность продукции и производителя // Надежность и контроль качества. 1995. — № 10. — 34 — 41.
  131. А., Фомин В. Н. О критериях конкурентоспособности продукции и подходах к ее оценке // Надежность и контроль качества.. 1995. — № 2.-С. 45−53.
  132. А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг. 2000. — № 2. — С. 23−26.
  133. В. В. Качество продукции забота о потребителе // Промышленное и гражданское строительство. — 2001. — № 10. — С. 103 — 115.
  134. В. Методика оценки эффективности системы управления маркетингом на предприятии / В. Похабов, И. Пономаренко // Маркетинг. -2001.-№ 5. С. 102- 120.
  135. Г. Н. Метод экспертных оценок в системе маркетинга // Известия Урал.гос.экон.ун-та. Екатеринбург. — 1999. № 1.
  136. Г. Н., Сурсяков В. Н., Михеева С. В., Басаргин В. Методический подход к оценке затрат на качество // Стандарты и качество. — 2004. № 7.-С. 46−48.
  137. Р. Как оценить конкурентоспособность продукции? (альтернативная технология анализа) // Маркетолог. 2002. — № 9. — С.4−8.I
  138. П. А., Вальковский В. И. Методика нечетко-интервального имитационного моделирования технико-экономических систем // Информационные технологии. 1999. — № 6. -С. 23 — 26.
  139. П. В., Степанов Д. В. Оптимизация деятельности дистрибьютора в условиях неопределенности // Маркетинг в России и за рубежом. № 1, — 2001. — С. 23 — 30.
  140. М. Маркетинг это устройство для роста // Эксперт. — 2003. — № 42.-С. 32−36.
  141. А. В. Пять потребностей, восемь принципов, десять заповедей //I
  142. Стандарты и качество. 2002. — № 2. — С. 54.
  143. В.Д., Ахтямов Т. М. Методика исследования конкуренции на рынке // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С. 40 — 47.
  144. В. Анализ конкурентоспособности машинотехнической продукции // Практический маркетинг. 2001. — № 8. — С. 45 — 50.
  145. А. М. Маркетинговая деятельность фирмы на товарном рынке // Украинский промышленник. 1999. — № 5. — С. 18−19.
  146. А. М. Управление рынком продукции предприятия // Маркетинг. 2001. — № 6. — С. 103 — 109. I
  147. Диссертации и авторефераты диссертаций
  148. Т.В. Механизм оценки конкурентоспособности металлургической фирмы: Дис. на соиск.уч.степ.канд.экон.наук. Екатеринбург, 2000. 150 с. 1. Интернет-издания
  149. А. А. Квалиметрия в машиностроении / Азгальдов А. А.// Источник: http://www.udc.ru. Дата публикации: 15.06.2003.
  150. А. А. Практическая квалиметрия в системе качества: ошибки и заблуждения / Азгальдов А. А. // Источник: http://www.udc.ru. Дата публикации: 15.06.2003.
  151. А. Управление качеством / Бандурин А. // Источник: www.klubok.net. Дата публикации: 03.06.2004.
  152. А. В. Использование комбинации теории заинтересованных сторон и многокритериальной теории полезности для корпоративного целеполагания / Косачев А. В. // Источник: http://www.cfin.ru/bandurin/frticle/cbrn02 Дата публикации: 27.11.2003
  153. Международный стандарт ISO 9001 Третье издание 2000−12−15 Источник: www.klubok.net. Дата публикации: 17.01.2003.
  154. Международный стандарт ISO 9004 Второе издание 2000−12−15 Источник: www.klubok.net. Дата публикации: 18.01.2003.
  155. Оценка конкурентоспособности предприятия // Источник: http://compet.by.ru. Дата публикации: 18.11.03.
  156. JI. И., Кантор О. F., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции / Родионова JI. Н., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Источник: http://www.masters.donntu.edu.ua Дата публикации: 12.07.04.
  157. Туманян Ю Р. Противоречия экономических интересов в процессе взаимодействия собственников факторов производства //Источник: www.ncstu.ru Дата публикации: 10.02.2003.
  158. Г. В. Система общественных потребностей и ее макрорегулирование в условиях глобализации // Источник: — http://vsevolodovna.narod.ru Дата публикации: 02.07.2004.
  159. О. У. Промышленный маркетинг: теория и практика / Юлдашева О. У. // Источник: www.marketing.spb.ru. Дата публикации: 22.03.1999.1. WEB-сайты157http :// www. udc .ru/library158http://www.cfin.ru/publication159http://www. quality, eup.ru Словари
  160. Толковый словарь рыночной экономики. 2-е изд., доп. — М.: Глория- 1993. -С.106 —
Заполнить форму текущей работой