Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная сфера региона: состояние, проблемы и пути развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение рождаемости, сокращение естественной убыли населения и миграционного оттока жителей в другие регионы Российской Федерации. Улучшить демографическую ситуацию в регионе позволит реализация комплекса мер, предполагающих: совершенствование профилактических мероприятий и лечебно-диагностической помощи для укрепления репродуктивного здоровья населенияповышение качества оказания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы функционирования социального комплекса региона
    • 1. 1. Социальная сфера региона: экономическое содержание и структура
    • 1. 2. Социальная политика и ее региональная составляющая
    • 1. 3. Социальные проблемы регионов Российской Федерации
  • Глава 2. Современное состояние и проблемы социального комплекса Брянской области
    • 2. 1. Демографическое развитие Брянской области
    • 2. 2. Занятость населения Брянской области
    • 2. 3. Современное состояние основных отраслей социальной сферы Брянской области
    • 2. 4. Особенности функционирования потребительского рынка Брянской области
  • Глава 3. Оценка и приоритетные направления развития социального комплекса Брянской области
    • 3. 1. Методика комплексной оценки социального развития региона
    • 3. 2. Оценка социального развития модельного региона — Брянской области

Социальная сфера региона: состояние, проблемы и пути развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Результаты экономических реформ, осуществляемых в ходе становления в России рыночных отношений, показали, что основной целью экономического роста должно быть повышение уровня жизни населения. Уровень и качество жизни непосредственно связаны с состоянием социальной сферы и эффективностью ее функционирования в масштабах страны и отдельных регионов.

Несмотря на провозглашенную приоритетность целей социального развития, проблемы социальной сферы в России заметно обострились. В тяжелом положении находятся здравоохранение, образование, наука и культура. Во многих регионах России остается низким уровень жизни населения, сокращается реальная заработная плата, разрушается социально-культурная инфраструктура.

Необычайно высоким в последние годы стало расслоение общества на богатых и бедных. В 2010 году 13 процентов населения страны имело денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Заметно ухудшилась демографическая ситуация, повысилась заболеваемость населения наркоманией и алкоголизмом. Растущая дифференциация наблюдается в уровне жизни населения отдельных субъектов Российской Федерации.

Для современного российского общества стало характерным состояние крайнего социального напряжения, нарастание агрессивности в поведении отдельных людей и всего общества в целом, снижение социальной защищенности и гражданской безопасности. Сложившаяся ситуация является следствием ошибок в управлении социально-экономическим развитием страны на протяжении последних двух десятилетий. Для сохранения социальной стабильности необходима разработка и реализация эффективной социальной политики, обеспечивающей условия для достойного уровня, высокого качества жизни всех территориальных общностей людей и каждого человека.

В условиях изменения общественно-экономических отношений особую актуальность приобретают вопросы управления и развития регионального социального комплекса. От их решения зависит не только успех социальных реформ, но и нормализация социально-политической ситуации в России. При этом важную роль играет сбалансированное использование ограниченных природных, финансовых и человеческих ресурсов, которыми располагают территории. Эффективное решение социальных проблем на региональном уровне будет способствовать повышению благосостояния населения и всестороннему развитию личности.

Важнейшими задачами региональной политики в области социального развития на современном этапе становятся: создание условий, обеспечивающих рост доходов и уровня жизни населенияповышение занятости населения, развитие социальной активности и мобильности гражданобеспечение социальной защищенности населенияформирование социальной инфраструктуры, способствующей развитию человеческого потенциалаобеспечение общественной и личной безопасности.

Решение этих задач требует совершенствования системы управления социальным развитием регионов, разработки новых принципов социальной политики. Основой эффективного управления должен стать системный подход к оценке социального развития регионов, что позволит не только объективно оценить уровень и качество жизни населения, но и наметить пути дальнейшего развития. Большая практическая значимость указанных проблем и сложность их решения определили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и методологические основы функционирования социального комплекса заложены в трудах отечественных ученых экономистов, занимавшихся проблемами социально-экономического развития территорий, в том числе: A.A. Адамеску, H.A. Аитова, A.M. Бабича, В. В. Бакушева И.Н. Барцица, Л. А. Батурина, В. И. Бутова, С. Г. Важенина, В. И. Видяпина, А. Г. Гранберга,.

A.Б. Грачева, А. И. Добрынина, Е. В. Егорова, E.H. Жильцова, В. Г. Игнатова, Т. Г. Морозовой, H.H. Некрасова, А. Д. Павловой, М. В. Солодкова, Е. И. Сороко, М. В. Степанова, С. С. Ткаченко, А. Т. Хрущева и других.

Вопросы, связанные с развитием инфраструктуры территории, рассмотрены в трудах зарубежных ученых, в числе которых Р. Иохимсен, Дж. Кларк, В Михальский, П. Розенштейн-Родан, P.JI. Фрей и другие.

Теоретические и методические вопросы формирования социальной политики на различных уровнях управления исследовали Г. Ф. Горбунов,.

B.Э. Гордин, В. И. Кушлин, Б. А. Райзберг, Е. В. Тишин, Г. В. Черкашин и другие.

Проблемами, связанными с комплексной оценкой социального развития региона, оценками качества жизни населения и экономической эффективности отраслей социальной сферы на региональном уровне занимались Е. Е. Задесенц, Н. В. Зубаревич, Л. А. Кузьмичев, И. А. Майбуров, М. В. Федоров.

Несмотря на значительную разработанность тематики социального развития регионов, ряд вопросов, касающихся теоретических основ функционирования социального комплекса, регионального аспекта социальной политики и методик проведения региональной диагностики социального развития остается недостаточно исследованным. В условиях становления инновационной экономики необходимо переосмысление подходов к изучению пространственных проявлений социального развития с учетом современных тенденций.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является оценка состояния и разработка направлений развития социальной сферы региона.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: обосновать теоретические и методологические основы функционирования социального комплекса региона;

— проанализировать современное состояние и выявить основные проблемы социального комплекса исследуемого региона;

— разработать методику комплексной оценки социального развития региона;

— выявить факторы социально-экономического развития, оказывающие влияние на состояние социального комплекса региона;

— провести комплексную оценку социального развития исследуемого региона;

— выделить приоритетные направления социального развития региона;

— разработать взаимосвязанный комплекс мероприятий и рекомендаций по повышению эффективности функционирования основных отраслей социальной сферы региона.

Область исследования. Исследование соответствует п. 3.14. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионовмониторинг экономического и социального развития регионов паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)».

Объектом исследования выступает социальный комплекс Брянской области.

Предметом исследования являются тенденции и особенности социального развития Брянской области.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили концепции и разработки отечественных ученых экономистов по проблемам социально-экономического развития регионов, социальной политики и социальной экономики, прикладные исследования по тематике регионального развития социальной сферы, а также федеральные и региональные законодательные и нормативно-правовые акты.

В данном исследовании использовались следующие методы: системного анализа, расчетно-аналитический, экономико-статистический, математический, графический.

Информационной основой исследования послужили паспорт Брянской области, материалы территориального органа Федеральной службы госстатистики по Брянской области, департамента по экономической политике администрации Брянской области.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке теоретических и методических подходов к оценке социального развития региона, в обосновании основных направлений перехода к устойчивому социальному развитию регионов России в современных условиях. Полученные результаты дополняют теорию и практику регулирования регионального развития социальной сферы, способствуют повышению уровня и качества жизни населения.

В процессе исследования получены следующие научные результаты, выносимые на защиту:

— уточнены теоретические положения о структуре социальной сферы, которая включает социальную инфраструктуру и социальные отношения, формирующие многочисленные социальные системы и связиуточнено понятие «социальная политика», рассматриваемое как одно из важнейших направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить рост народного благосостояния, повышение уровня и качества жизни населения, удовлетворение общественных потребностей и реализуемое в соответствии с экономической стратегией государства;

— проведена оценка влияния высшего и среднего профессионального образования на социально-экономическое развитие Брянской области, позволившая выявить уровень развития профессионального образования и экономики в регионе, определить направление вектора согласованного развития системы профессионального образования и экономики Брянской области;

— разработана методика комплексной оценки социального развития региона, позволяющая выявить важнейшие проблемы исследуемой сферы и определить приоритетные направления развития. Предлагаемая методика основана на системе частных оценок отдельных компонентов социального развития, таких как демографическое развитие, рынок труда, благосостояние населения, жилищные условия, развитие системы здравоохранения, развитие системы образования, культурное развитие, доступность средств коммуникации, безопасность жизни, с использованием предложенной классификации показателей социального развития региона;

— предложена система социально-экономических факторов, влияющих на уровень социального развития региона и позволяющих выявить потенциальные возможности развития социального комплекса региона, в их числе: экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, специализация хозяйственного комплекса, экологическая ситуация и социальная политика;

— предложен комплекс мероприятий по решению важнейших социальных проблем региона, в частности, демографической, занятости населения, жилищной, развития системы здравоохранения, образования, социального обеспечения. Разработанный комплекс мер основан на прямом привлечении средств из федерального бюджета на развитие социальных программ регионасоздании условий для развития малого бизнеса в сфере социальных платных услугразвитии системы частно-государственного партнерства в отраслях социальной сферы.

Практическая значимость диссертационного исследования. Выводы и предложения, полученные в ходе данного исследования, имеют практическое значение и могут быть использованы при разработке комплексной программы социально-экономического развития Брянской области, целевых программ развития социальной сферы, а также при составлении прогнозов социального развития на региональном уровне.

Рекомендации, представленные в диссертации, дают возможность повысить эффективность использования ресурсов, направляемых на социальные нужды, оптимизировать деятельность организаций социальной сферы региона с учетом современных тенденций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции «Инновационный путь развития РФ как важнейшее условие преодоления мирового финансово-экономического кризиса» (Москва 2009 г.), XIV Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические аспекты инновационной деятельности» (Челябинск 2010 г.), международной научно-практической конференции «Экономика, наука, образование: проблемы и пути интеграции» (Москва 2010 г.), международной научно-практической конференции «Модернизация современной России: проблемы и пути решения» (Архангельск 2011 г.), межвузовской научно-практической конференции «Экономические и организационные проблемы управления в современных условиях» (Брянск 2010 г.).

Результаты исследования использовались при подготовке программы социально-экономического развития Брянской области до 2025 года и выполнении научно-исследовательской работы по теме «Современные проблемы регионального развития и управления в условиях социально-ориентированной экономики (на примере федеральных округов и субъектов Федерации)».

Публикации. Основные результаты проведенных исследований отражены в 12 публикациях автора общим объемом 5,4 п.л. Три работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа изложена на 187 страницах, содержит 3 таблицы, 25 рисунков, 11 формул, 30 приложений, список используемой литературы включает 145 наименований.

Заключение

.

По результатам проведенного исследования был расширен и дополнен ряд теоретических положений о сущности, структуре социальной сферы и социальной политики.

Социальную сферу можно определить как совокупность отраслей, предприятий и организационных форм социальной деятельности, непосредственно связанных с удовлетворением запросов человека, определяющих уровень и качество жизни людей, их благосостояние и потребление.

Основу социальной сферы составляют социальные отношения, которые формируют многочисленные социальные системы, связи и совместно с социальной инфраструктурой образуют социальную сферу общественной жизни.

Социальная инфраструктура включает такие области деятельности как жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию непроизводственной сферы и населения, торговлю, общественное питание, культуру, образование, здравоохранение, туризм и отдых и другие, объединенные общим признаком: результаты труда не являются материальным продуктом.

Проведенное исследование позволило уточнить определение понятия «социальная политика». Социальная политика — это одно из важнейших направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить рост народного благосостояния, повышение уровня и качества жизни населения, удовлетворение общественных потребностей и реализуемое в соответствии с экономической стратегией государства.

В ходе исследования были выявлены наиболее острые социальные проблемы, стоящие в современных условиях перед регионами Российской Федерации, среди них: низкие показатели реальных денежных доходов и уровня жизни населенияналичие существенной социальной дифференциации в обществесохранение высокого уровня безработицы и проблем занятостиусиление демографических проблем, а именно: низкая рождаемость, высокая естественная убыль и миграционный отток населения, ухудшение здоровья россияннизкий уровень развития отраслей социальной сферы.

Анализ современного состояния социального комплекса Брянской области позволил установить целый ряд проблем, имеющих место в демографическом развитии, на рынке труда, в функционировании основных отраслей социальной сферы региона.

Демографической ситуации, сложившейся в Брянской области, свойственен комплекс проблем, которые необходимо решить на данном этапе: низкая рождаемость и высокая смертность населения, особенно в трудоспособном возрастевысокий миграционный отток населениядиспропорции в половозрастной структуре населения и, как следствие, высокая демографическая нагрузка лиц трудоспособного возраста.

Положение в сфере занятости населения Брянской области в настоящее время остается достаточно тяжелым. Сохраняются проблемы безработицы, рационального использования трудовых ресурсов, проблемы, связанные с трудоустройством мигрантов. Достаточно остро в настоящее время на рынке труда области стоит проблема несоответствия между спросом и предложением рабочей силы, как в количественном, так и в качественном аспекте.

В числе наиболее острых проблем, которые на сегодняшний день стоят в сфере здравоохранения Брянской области, отметим: недостаточное ресурсное и финансовое обеспечение здравоохранительной системысокращение численности медицинских кадров, дефицит врачей узких специальностей, особенно в сельской местностинедостаточная эффективность медицинской помощи, оказываемой населениюнизкая оснащенность лечебных учреждений области современным оборудованиемнеобходимость организационно-управленческих изменений в деятельности частных медицинских центров.

В системе образования Брянской области также имеется ряд проблемных моментов, требующих своевременного решения, в том числе: недостаточное финансово-материальное обеспечение инфраструктуры образованиясокращение численности учителей и других педагогических работников, острая нехватка образовательных кадров в сельской местностинеспособность дошкольных образовательных учреждений области охватить всех детей, стоящих на учете для определения в детские садынеобходимость более масштабной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Нерешенным остается ряд проблем в функционировании жилищно-коммунального хозяйства, в сфере культуры и на потребительском рынке Брянской области.

В ходе исследования была проведена оценка влияния высшего и среднего профессионального образования на социально-экономическое развитие Брянской области. Полученные результаты показали, что в регионе с 2005 года по 2010 год имело место догоняющее развитие профессионального образования и отстающее развитие экономики. Следовательно, стратегия перехода к согласованному развитию системы профессионального образования и экономики в Брянской области должна предусматривать определенный баланс приоритетов развития данных сфер с акцентом на экономическое развитие.

Повышению качества жизни населения и эффективности управления будет способствовать комплексная оценка социального развития региона, направленная на выявление неиспользуемых потенциальных возможностей повышения уровня развития.

Для оценки уровня социального развития региона была предложена модель комплексной оценки приоритетных компонентов социального развития. Комплексная оценка социального развития региона предполагает систему частных оценок (по отдельным компонентам), которые, в свою очередь, формируют девять взаимосвязанных оценочных блоков (по укрупненным компонентам): демографическое развитиерынок трудаблагосостояние населенияжилищные условияразвитие системы здравоохраненияразвитие системы образованиякультурное развитиедоступность средств коммуникациибезопасности жизни.

Результаты проведенного исследования показали, что за 2005;2009 годы уровень социального развития Брянской области соответствовал среднероссийскому. При этом умеренные темпы социального развития региона обеспечивались за счет соответствующих среднероссийским показателей оценки демографического развития, жилищных условий, развития системы здравоохранения, образования, культурного развития и безопасности жизни.

В ходе исследования также были выявлены проблемные области в социальном развитии региона: низкий уровень доходов и, как следствие, невысокая потребительская активность населениянизкий уровень квалификации используемых трудовых ресурсов, что является следствием невостребованности высококвалифицированных работников на рынке труда областинизкий уровень обеспеченности информационной инфраструктурой.

Современное экономическое положение большинства российских регионов, характеризующееся низким уровнем жизни и реальных доходов значительной части населения, глубокой социальной и имущественной дифференциацией общества, делает необходимым разработку и реализацию концепции устойчивого социального развития региона. В данной концепции в системном виде должны быть представлены приоритетные направления, цели и задачи деятельности органов государственной власти в сфере регулирования социального развития, а также взаимосвязанный комплекс мер по достижению обозначенных целей.

К приоритетным направлениям социального развития Брянской области нами отнесены:

1. Повышение уровня доходов населения за счет роста величины заработной платы. Повышению заработной платы работников будет способствовать стимулирование экономического роста существующих предприятий и реализация перспективных инвестиционных проектов, особенно в транспортно-логистическом комплексе.

2. Улучшение состояния здоровья населения. В целях укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения необходимо реализовать комплекс мероприятий, в числе которых: совершенствование профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний (диабет, злокачественные новообразования, туберкулез, ВИЧ-инфекции) — совершенствование медицинской помощи населению, проживающему на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнениюоснащение лечебных учреждений современным медицинским оборудованиемсоздание специализированных высокотехнологичных медицинских центров на основе частно-госдарственного партнерствасоздание эффективного механизма государственного регулирования лекарственного обеспечениясовершенствование системы подготовки и повышения квалификации медицинских кадровразвитие физической культуры, спорта и другие.

3. Удовлетворение потребностей населения в образовании и социальном обеспечении. Повышению уровня обеспеченности населения качественными и доступными услугами образования будут способствовать меры, предусматривающие: совершенствование профессионального образования в соответствие с потребностями экономикипереход всех высших учебных заведений области на двухуровневую систему образованияразвитие коммерческой деятельности вузовповышение конкурентоспособности молодежи на рынке трударазвитие сферы дошкольного образованияповышение социального статуса работников образования и другие.

4. Обеспечение занятости населения и достойных условий труда. Мероприятия по повышению занятости населения должны предусматривать: проведение ежегодного мониторинга состояния рынка трударазработку регионального заказа на подготовку кадров на среднесрочную перспективурасширение целевой контрактной подготовки и переподготовки специалистов по партнерским договорам с работодателемразвитие малого предпринимательства, стимулирование самозанятости населения.

5. Повышение рождаемости, сокращение естественной убыли населения и миграционного оттока жителей в другие регионы Российской Федерации. Улучшить демографическую ситуацию в регионе позволит реализация комплекса мер, предполагающих: совершенствование профилактических мероприятий и лечебно-диагностической помощи для укрепления репродуктивного здоровья населенияповышение качества оказания акушерско-гинекологической и перинатальной помощиобеспечение молодых семей достойными жилищными условиямиповышение безопасности дорожного движениясовершенствование профилактики травматизма, отравления, курения и алкоголизмаа также содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за границей, оказание им помощи в трудоустройстве и приобретении жилья.

6. Повышение уровня обеспеченности населения жильем, комфортности жилищных условий и эффективности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения. Для удовлетворения потребностей населения в жилье и качественном жилищно-коммунальном обслуживании необходимо реализовать ряд мероприятий, в числе которых: разработка нормативно-правовых актов, регулирующих систему ипотечного жилищного кредитованияпривлечение кредитных ресурсов банков для инвестирования строительства жилья в рамках региональных целевых программпредоставление малоимущим многодетным семьям жилья из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального наймаполная ликвидация ветхого и аварийного фондаосуществление перехода жилищно-коммунального хозяйства на систему частно-государственного партнерстваулучшение технического и экологического состояния объектов ЖКХ и другие.

Таким образом, предложенная система приоритетных направлений социального развития и мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач в рамках концепции устойчивого социального развития региона будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения Брянской области. Предложенные направления исследования социального развития региона могут быть использованы и для других российских территорий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (ред. от 14.10.2005) // Российская газета. 19 октября 2005.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 34.
  4. Жилищный кодекс российской Федерации. М.: ГроссМедиа Ферлаг, 2007.-96 с.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I и II. М.: Проспект, 2009.-453 с.
  6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: закон Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 5487−1 (ред от 18.10.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 43. Ст. 5084.
  7. Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004. № 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011).
  8. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 25.12.2009).
  9. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.
  10. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 02 декабря 2009 г. № 308-Ф3 (ред. от 07.12.2009).
  11. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010. № 326-Ф3 (ред. от 29.11 2010).
  12. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Текст документа по состоянию на 21 июля 2009 года.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (20 022 010 годы и до 2015 года)».
  15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 года № 1662-р.
  16. Закон Брянской области «Устав Брянской области» от 26.01.1996. № 7−3 (ред. от 02.12.2004) (принят Брянской областной Думой 26.01.1996).
  17. Закон Брянской области «О Программе социально-экономического развития Брянской области на 2009−2013 годы» от 26 ноября 2008 г. № 103−3.
  18. Закон Брянской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 10 декабря 2009 г. № 110−3.
  19. Закон Брянской области «Об образовании» от 11 апреля 2008 г. № 29−3.
  20. Постановление администрации Брянской области от 20 июня 2008 г. № 604 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года».
  21. Постановление администрации Брянской области от 25 декабря 2006 г. № 811 «О Концепции управления демографическими процессами в Брянской области на период до 2015 года».
  22. Постановление администрации Брянской области от 26 сентября 2008 г. № 905 «Об утверждении программы «Развитие конкуренции на продовольственном рынке Брянской области» (2009−2013 годы)».
  23. H.A. Социальное развитие регионов. М.: «Мысль», 1985. — 220 с.
  24. Актуальные вопросы развития муниципальных образований / Под общ. ред. проф. И. Н. Барцица, проф. В. В. Бакушева. М.: Изд-во РАГС, 2008. -300 с.
  25. А.Г. Методика комплексной оценки социального развития региона. Вестник университета (ГУУ). 2011. № 4. С. 121−123.
  26. А.Г. Социальная политика и ее региональная составляющая. Вестник университета (ГУУ). 2009. № 32. С. 147−149.
  27. А.Г. Социальная сфера региона: экономическое содержание и структура. Вестник университета (ГУУ). 2009. № 20. С. 148 149.
  28. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
  29. A.M., Жильцов E.H., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. Под редакцией академика АНВШ E.H. Жильцова. М., 1993.- 112 с.
  30. У.Б. Новая социальная экономика: парадигма и перспективы. Инновационное образование и экономика. 2010. № 6(17). С.66−70.
  31. JI.А., Бутов В. И. Социальная сфера в рыночной экономике. -Ростов н/Д, 1997.-52 с.
  32. JI.П. Социальное воспроизводство региональной общности: содержание, процессы, механизмы. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2006. -252 с.
  33. Н., ЕнцГ. Оценка эффективности финансового контроля как инструмента управления социальной сферой. Проблемы теории и практики управления. 2010. № 1. С.41−49.
  34. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М., «Советская Энциклопедия». 1972. Т. 7. 608 с.
  35. И.Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования. Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 25(160). С.2−1.
  36. Брянская область. 2009: Стат. сб. / Брянскстат. Брянск, 2009. — 388 с.
  37. Брянская область. 2010: Стат. сб. / Брянскстат. Брянск, 2010. — 416 с.
  38. Г. П., Ляпунова А. Д. Создание конкурентоспособной образовательной системы России на основе инновационного развития. -Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 27(162). С. 12−16.
  39. С.Г. Региональные особенности развития социальной инфраструктуры. Препринт. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1982. — 77 с.
  40. С.Г. Социальная инфраструктура в народнохозяйственном комплексе региона. Препринт. Свердловск, 1980 (УНЦ АН СССР). 72 с.
  41. С.Г. Социальная инфраструктура народнохозяйственного комплекса (политэкономический аспект регионального развития). М.: Издательство «Наука», 1984. — 172 с.
  42. В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / Ин-т мировой экономики и международных отношений. -М.: Наука, 2005.-315 с.
  43. И.В., Калиниченко A.B., Бурдейн A.B., Борцов В. А. К вопросу о подходах к концепции развития здравоохранения. Экономика здравоохранения. 2010. № 1. С.5−9.
  44. Г. Качество жизни населения как признак состояния общества. Экономист. 2011. № 7. С.45−55.
  45. А.Б. К вопросу об эффективности использования бюджетных средств в образовании. Экономика образования. 2010. № 1. С.43−62.
  46. Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. М.: Гелиос АРВ, 2000.-336 с.
  47. Г. Ф. Стратегия развития социальной сферы региона. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 96 с.
  48. В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.- 156 с.
  49. Города и районы Брянской области. 2009: Стат. сб. / Брянскстат. -Брянск, 2009. 232 с.
  50. Города и районы Брянской области. 2010: Стат. сб. / Брянскстат. -Брянск, 2010.-248 с.
  51. А.Б. Совершенствование управления социально-экономическим развитием города. Брянск.: Ладомир, 2009. — 392 с.
  52. А.Б. Социально-экономическое развитие городов и муниципальных образований. Брянск.: ООО «Ладомир», 2006. — 256 с.
  53. А.Б. Социально-экономическое развитие и управление городом.- Брянск.: Ладомир, 2006. 280 с.
  54. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010.-525 с.
  55. А.О., Грачев С. А., Барашкова О. В. Инновационные аспекты активизации социально-экономического развития регионов. Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 12(147). С. 12−19.
  56. О., Грачев С. Экономика знаний: новый тип воспроизводства.- Проблемы теории и практики управления. 2010. № 11. с.20−27.
  57. В.Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 279 с.
  58. Н.В. Региональное развитие и региональная политика за десятилетие экономического роста // Журнал Новой экономической ассоциации. 2009. № 1−2. С. 161−174.
  59. Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. -М.: Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.
  60. Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. Изд. 3-е. М.: Издательство ЛКИ, 2007. -264 с.
  61. В.Г., Батурин JI.A., Бутов В. И., Уварова Г. Г., Ходарев C.B., Элланский Ю. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001. — 416 с.
  62. Институциональные индикаторы качества жизни: монография / С. П. Спиридонов, Е. В. Нижегородов, Б.И. Герасимов- под науч. ред. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд.-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010.- 136 с.
  63. P.A. Теоретические основы региональной политики: Текст лекций / Под ред. Н. Т. Агафонова. СПб.: СПбГИЭУ, 2003. — 139 с.
  64. Ю.Н., Мовчан Б. С. Развитие социальной инфраструктуры экономических районов / Отв. ред. B.C. Кулибанов. М.: Наука, 1991. — 141 с.
  65. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования / под ред. JIM. Кузьмичева, М. В. Федорова, Е. Е. Задесенца. М.: ВНИИТЭ, 2000.
  66. Качество и уровень жизни населения в новой России (1991−2005 г. г.) / Бобков В. Н. (рук. авт. колл.) и др. М.: ВЦУЖ, 2007. — 719 с.
  67. Квалиметрия жизни / Г. Г. Азгальдов и др. М.: ВЦУЖ, 2006. — 820 с.
  68. О., Пономарева О. Рынок труда и образования в Свердловской области. Проблемы теории и практики управления. 2011. № 6. С.55−60.
  69. С. Региональная стратегия развития жилищного строительства. -Проблемы теории и практики управления. 2010. № 5. С.86−94.
  70. О.В. Региональные бюджеты и межбюджетные отношения в условиях кризиса. Региональные исследования. 2010. № 2(28). С.32−41.
  71. О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд. 5-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 304 с.
  72. A.A., Леонтьева А. Г. Государственная политика в области оплаты труда и ее влияние на динамику бедности в регионе. Экономика региона. 2010. № 1. С.21−27.
  73. JT.П. Основы экономической теории: Учебное пособие: В 3 кн. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1996. — Кн.2. — 380 с.
  74. В.И. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления // Экономист. 2009. № 3. С.3−12.
  75. В.Н., Андреева E.H., Ситников А. И., Швецов А. Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // РЭЖ. 1993. № 9. С.51−63.
  76. В.Н. Федеративная Россия и ее региональная политика. М.: ИНФРА-М, 2008.-352 с.
  77. О., Макарычев П., Королева В. Формирование социального заказа на подготовку кадров. Проблемы теории и практики управления. 2010. № 5. С.43−52.
  78. И.А. Методика координатного диагностирования высшей школы и промышленности в регионе. Вестник УГТУ-УПИ: Региональная экономика. 2004. № 5. С.89−97.
  79. М.Н. Индикативное планирование как ресурс социальной политики // Успехи современного естествознания. 2004. № 4. С. 101−103.
  80. H.H., Кривов В. Д., Барбашин И. В. Высшее образование: коммерциализация знаний и инноваций. Проблемы теории и практики управления. 2010. № 2. С.45−53.
  81. Е.М. Образование взрослых важный фактор общественного развития. — Проблемы теории и практики управления. 2009. № 1. С.22−27.
  82. A.C., Новоселов A.C. Управление экономикой региона: Учебное пособие. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. — 404 с.
  83. В.А. Процесс воспроизводства и становления социальной рыночной экономики: Монография / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2000 -160 с.
  84. Д.А. Закладывая основу будущего. Экономика и управление. 2010. № 6(56). С.3−7.
  85. Методика оценки качества жизни / Под ред. JT.A. Кузьмичева, М. В. Федорова, Е. Е. Задесенца. М.: ВНИИТЭ, 2000.
  86. Т.Г., Александрова A.B. Механизмы реализации инвестиционно-инновационной стратегии в стабильно развивающихся регионах Российской Федерации. Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 18(153). С. 19−24.
  87. Т.Г. Изучение структуры хозяйства экономических районов (на примере Восточной Сибири). Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977.- 136 с.
  88. Т.Г. Территориально-производственные комплексы СССР: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 176 с.
  89. H.H. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. Издание второе. Москва.: Экономика, 1978. 344 с.
  90. Н., Шнякина Ю. Управление региональной сферой услуг: методологические подходы. Проблемы теории и практики управления. 2010. № 8. С.95−105.
  91. Образование в Российской Федерации. 2010: Стат. сб. М.: Государственный университет — Высшая школа экономики, 2010. — 492 с.
  92. К.О., Уразбаев K.M. Социальная инфраструктура народнохозяйственного комплекса региона. Фрунзе «Кыргызстан», 1984. -224 с.
  93. Петров В. Н Экономическая и социальная география Брянской области: учебное пособие Санкт-Петербург: Изд-во «Папирус», 2005. — 260 с.
  94. Д.И. Особенности экономики и управления в непроизводственной сфере народного хозяйства СССР. Учебное пособие. -М., АНХ при Совете Министров СССР, 1983. 50 с.
  95. Природные ресурсы и окружающая среда субъектов Российской Федерации. Центральный федеральный округ: Брянская область / Под ред.
  96. Н.Г. Рыбальского, Е. Д. Самотесова и А. Г. Митюкова. М.: НИА-Природа, 2007.- 1144 с.
  97. РайзбергБ.А. Государственное управление и администрирование в экономике и социальной сфере: учебное пособие / Б. А. Райзберг. М.: Экономистъ, 2007. — 191 с.
  98. РайзбергБ.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. -495 с.
  99. .А. Об оценке эффективности государственных программ. Экономист. 2011. № 7. С. 19−27.
  100. .А. Подходы к оценке результативности государственного управления. Экономист. 2010. № 8. С.72−77.
  101. Региональная экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям Т. Г. Морозова и др.- Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. 4-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 527 с.
  102. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.:ИНФРА-М, 2002. — 686 с.
  103. Региональная экономическая диагностика: монография / О. Г. Дмитриева. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1992. — 273 с.
  104. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. — 996с.
  105. Г. А., Чувакова С. Г. Уровень жизни населения в зеркале финансово-экономического кризиса. Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 12(147). С.2−5.
  106. Н., Зайцева И. Система российского образования: проблемы и перспективы. Проблемы теории и практики управления. 2010. № 10. С. 1928.
  107. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010.-813 с.
  108. Россия в цифрах. 2010: Краткий статистический сборник / Росстат. -М., 2010.-558 с.
  109. JI.JI. Сравнительная оценка демографического неблагополучия регионов России // СОЦИС. 2008. № 10. С.81−87.
  110. К.Н. Саморегулирование жилищно-коммунального хозяйства в регионе: необходимость и перспективы развития. Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 19(154). С.35−37.
  111. П.В., Федорова М. Н. Человеческая доминанта в современных условиях. Экономист. 2009. № 3. С.81−86.
  112. В., Губарьков С. Инновационное развитие высшей школы России: региональный аспект. Проблемы теории и практики управления.2011. № 7. С.21−28.
  113. А.Г. Финансы мегаполисов и регионов. Финансы. 2009. № 1. С.23−28.
  114. СкопинаИ.В., Скопин О. В., Грабар A.A. Основные подходы к исследованию и оценке эффективности развития социальной инфраструктуры региона. Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 21(156). С.9−12.
  115. Г. Э. Социальная экономика: Учебник. М.: Издательство «Дело и сервис», 2001. — 368 с.
  116. Социальная инфраструктура региона / А. Д. Павлова, Т. С. Астапович, Е. И. Сороко и др.- Под ред. В. И. Дрица. Мн.: Наука и техника, 1986. — 199 с.
  117. Социальная инфраструктура результат и фактор эффективности производства / А. Д. Павлова, С. С. Ткаченко, Е. И. Сороко и др. Научн. ред. В, И. Дриц. — Мн.: Наука и техника, 1980. — 280 с.
  118. Социальная политика и налоговое регулирование / Под ред. д. э. н., проф. Е. В. Тишина. СПб.: СПб отд-е РАЕН, 2002. — 356 с.
  119. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. М.: ВЦУЖ, 2002. — 288 с.
  120. Социальное положение и уровень жизни населения Брянской области. 2009: Стат. сб / Брянскстат Б., 2009. — 168 с.
  121. Социальное положение и уровень жизни населения Брянской области. 2010: Стат. сб / Брянскстат Б., 2010.- 168 с.
  122. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010: Стат. сб. / Росстат М., 2010. — 507 с.
  123. Социально-экономическое положение Брянской области за январь-декабрь 2009: Доклад / Брянскстат. Брянск, 2009. — 115 с.
  124. Социальные стандарты качества жизни: сборник статей / Под общ. ред.
  125. A.B. Очировой, Н. В. Бобкова, Н. С. Григорьевой. M.: МАКМ Пресс, 2008. -232 с.
  126. Стратегические приоритеты социального развития регионов: проблемы формирования и выбора / под ред. C.B. Кузнецова. ИПРЭ РАН. СПб.: ГУАП, 2008 — 290 с.
  127. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы / Под ред. В. А. Гренко,
  128. B.Е. Рохчина. СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004. 288 с.
  129. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях / Под ред. E.H. Жильцова, П. Н. Ломанова. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998. — 134 с.
  130. A.B. Наука, образование и инновации основные факторы экономического роста и социального прогресса — Проблемы теории и практики управления. 2010. № 2. С. 15−27.
  131. Л.А. Методологические аспекты оценки качества жизни населения сельских территорий. Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 19(154). С.47−52.
  132. В.А. Мониторинг и факторы модернизации посткризисного развития регионов. Экономические стратегии. 2011. № 7−8. С. 132−145.
  133. О.Б., Гатагажев Б. М. Состояние и тенденции развития регионального продовольственного рынка. Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 6(141). С.21−24.
  134. Управление качеством жизни / под ред. члена-корр. РАН В. В. Окрепилова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2006. — 384 с.
  135. Управление социальной сферой / Под ред. В. Э. Гордина: Учебник, -СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 1998 289 с.
  136. Управление социальной сферой региона: колл. Монография / под научн. ред. C.B. Кузнецова и Е. Г. Слуцкого. СПб.: ГУАП, 2007. — 380 с.
  137. Управление социальными процессами развития региональной экономики / под редакцией д.э.н. C.B. Кузнецова. СПб.: ИРЭ РАН, 2003. -278 с.
  138. Управление социальными резервами регионального развития / под редакцией чл.-корр. РАЕН, д.э.н., профессора В. К. Потемкина. СПб.: Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, 2001.-435 с.
  139. Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. — 416 с.
  140. А.Т. Экономическая и социальная география России: учебник для вузов / под ред. проф. А. Т. Хрущева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2006. — 607 с.
  141. К.А. Особенности российского экономического цикла // Экономист. 2009. № 3. С.38−49.
  142. В.А., Куклин A.A., Черепанова A.B. Теоретико-методологический подход к прогнозированию социально-демографического развития региона. Экономика региона. 2010. № 2. С.38−46.
  143. Г. В. Региональные проблемы социальной политики. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 160 с.
  144. A.A., Самарина В. П., ПолеваН.А. Некоторые особенности влияния социально-экономического кризиса на регионы России. -Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 25(160). С.8−18.
  145. Экономика непроизводственной сферы // Под ред. М. В. Солодкова. -М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  146. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-471 с.
  147. Энциклопедический словарь. Гл. ред. Б. А. Введенский, т. 1. М., «Советская Энциклопедия», 1963. 656 с.
Заполнить форму текущей работой