Правовые системы и правовые семьи современности
В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи, ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права — особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное… Читать ещё >
Правовые системы и правовые семьи современности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Казанский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ) КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория государства и права»
на тему «Правовые системы и правовые семьи современности»
Выполнил: студентка 1 курса 104 группы очной формы обучения Хашимова Алия Научный руководитель:
Доктор юридических наук, профессор Губаева Т.В.
Казань 2014
1. Правовая система и правовая семья
1.1 Понятие правовой системы и правовой семьи
1.2 Структура правовой системы
2. Современные правовые системы и правовые семьи
2.1 Романо-германская правовая система: особенности исторического формирования, структура и источники
2.2 Англосаксонская правовая семья: особенности исторического формирования, структура и источники
2.3 Семья религиозно-традиционного права: особенности исторического формирования, структура и источники
3. Сравнительная характеристика правовых систем и правовых семей современности: сходства и различия
Заключение
Список нормативно правовых актов, материалов юридической практики и литературы
Сегодня в мире насчитывается около 200 государств и столько же соответствующих каждому из них правовых систем. Некоторые возникли недавно, другие существуют много веков. Ряд государственно-правовых систем существовал лишь в прошлом. Таким образом, мировая правовая цивилизация с момента своего зарождения и по сегодняшний день знала и знает тысячи конкретных государственно-правовых систем. Все они представляют несомненный интерес для науки: в каждой системе, по-видимому, было и есть что-то общее, но было и есть что-то неповторимое.
Правовые системы отдельных государств являются уникальными. Некоторые из них имеют схожие друг с другом черты, а некоторые кардинально отличаются друг от друга. Это различие бывает очень значительным. Но также следует заметить, что отдельные страны оказывают на другие государства непосредственное влияние, имеющее как политический, идеологический, так и экономический характер. В результате этого внутри одного государства действуют несколько различных правовых систем. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с различными структурами, нравами, верованиями.
Главной целью этой работы является изучение особенностей правовых систем современности, закономерности их становления и развития. В настоящее время эта тема очень актуальна. Это обусловлено двумя причинами. Первая сводится к тому, что по мере развития экономики, науки, культуры, новых технологий и образования углубляются и расширяются связи между народами, а, следовательно — между их правовыми системами, и эти связи требуют всестороннего изучения. Вторая причина имеет практический характер: понимание необходимости и важности развития разносторонних связей со всеми странами и народами, осознание, какое негативное влияние оказывает изоляция и самоизоляция какого-либо государства на его экономическое, социально-политическое и культурное развитие.
Объектом исследования является правовая система как сложное структурированное явление. В данной работе структурные элементы одной правовой системы рассматриваются в сравнении с аналогичными элементами другой правовой системы.
Предметом исследования являются отличительные и схожие черты разных правовых систем современности, которые в совокупности и представляют собой целостную особую правовую систему, отличную от других правовых систем.
Географические рамки данного исследования представляют включают в себя страны — представители основных изучаемых в работе правовых семей: романо-германской, англосаксонской и мусульманской.
Хронологические рамки исследования можно определить временным отрезком с X—XII вв., когда начинается формирование основным правовых семей, по настоящее время, так как все исследуемые правовые семьи продолжают своё развитие.
Исходя из указанной цели, в исследовании нами поставлены следующие задачи:
— определить общее понятие правовой системы и правовой семьи и их классификацию;
— изучить англо-саксонскую правовую семью;
— изучить романо-германскую правовую семью;
— изучить мусульманскую правовую семью.
Основу источниковой базы данной работы составили нормативно-правовые акты стран — наиболее ярких представителей исследуемых правовых семей, — как современные, так наиболее значимые исторические документы, как, например, Французский гражданский кодекс 1804 г. Французский гражданский кодекс 1804 г. / История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. Ч. 2 / Сост. Л. И. Гущина, Е. В. Епифанова. Краснодар, 2010. С. 90−98., Конституция США 1787 г. Конституция США 1787 г. / История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. Ч. 2 / Сост. Л. И. Гущина, Е. В. Епифанова. Краснодар, 2010. С. 30−39. и Германское гражданское уложение 1896 г. Германское гражданское уложение / История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. Ч. 2 / Сост. Л. И. Гущина, Е. В. Епифанова. Краснодар, 2010. С. 111−124., а также Коран, как основной источник мусульманского права Коран. М., 2005 г.
1. Правовая система и правовая семья
1.1 Понятие правовой системы и правовой семьи
В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определённых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой Рассказов Л. П. Указ. соч. С. 298. Насколько целое невозможно без его составляющих, настолько составляющие не могут выполнять свои функции, если находятся вне системы.
Правовая система — это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно — организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.
Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на основании которых их можно распределить по правовым семьям. Такими свойствами могут быть источники права, структура права, а также различные представления о месте и роли права в жизни того или иного общества и государства, юридическая техника, основы и принципы построения права (политические, философские, религиозные).
Правовая семья — это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; заимствование основных институтов и правовых доктрин).
Одной из наиболее распространённых в юридической науке считается классификации видного французского ученого Р. Давида. В ее основе лежат два взаимосвязанных критерия — «идеологический», включающий фактор религии, философии, социально-экономического строя, и юридико-технический. Исходя из них, Р. Давид выделяет семьи романо-германского, англосаксонского права, а также «другие виды общественного строя и права», включающие право афро-азиатских развивающихся стран и стран Дальнего Востока Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 20−28.
Однако наиболее глобальной и популярной типологии правовых семей, основывающейся на нормативном элементе, то она разделяет правовые типы правовых систем или правовых семей на следующие группы:
— романо-германская или континентальная;
— англосаксонская;
— мусульманская Рассказов Л. П. Указ. соч. С. 452.
Таким образом, понятие правовой системы включает в себя совокупность схожих по структуре, природе, процессу возникновения и развития элементов, составляющих во взаимодействии друг с другом единый целостный механизм функционирования государства, права и их основных институтов, имеющих определённые черты и свойства, которые позволяют им быть отличными от других элементов, составляющие другие правовые системы. Национальные правовые системы могут иметь в своей структуре схожие черты по характерным признакам. Такие черты объединяются в правовые семьи — типы правовых систем. Наличие тех или иных схожих или отличных черт (прежде всего, нормативного элемента) в различных правовых системах позволяет их классифицировать на определённые типы.
1.2 Структура правовой системы
Структура системы — это совокупность всех прямых и обратных связей между ее функциональными компонентами. Данное понятие используется в науке для выражения взаимосвязи частей и целого, количественных и качественных изменений, содержания и формы объекта исследования.
В применении к правовой системе структура выступает как внутренняя организация права или его отдельных частей. Структура в праве одинаково выражает как устойчивость (инвариантный аспект правовой действительности), так и его развитие. Такой подход к структуре правовой системы позволяет получить не только статичную, но и динамичную характеристику объекта познания.
С одной стороны, структура есть устойчивое единство элементов, закон связи элементов, выражающий упорядоченность, устойчивость отношений; она обеспечивает сохранение целостности, единства явления как системы. Устойчивость сложившейся правовой системы возможна благодаря качественной определенности правовой действительности — свойства, обеспечиваемого структурой. Целостное интегративное правовое качество задается структурой юридической реальности. Структура выступает главным стабилизирующим фактором правовой системы, позволяющим ей сохранять положительный опыт достижения стоящих перед ней целей.
С другой стороны, структура, демонстрируя взаимодействие элементов между собой и внешней средой, отчасти отвечает на вопрос, при каких условиях одна качественно определенная правовая система сменятся другой. Многими авторами отмечается тесная связь между структурой и качеством объекта. Существенное изменение структуры непременно влечет за собой изменение качества правовой системы, переход ее в другое качественное состояние. Не в последнюю очередь это происходит от того, что один типичный способ связи между элементами в структуре системы сменяется другим. Поэтому признание структурности объекта является одним из условий понимания источника его самодвижения.
Разными авторами упоминаются различные компоненты правовой системы:
· собственно право или позитивное право, юридическая практика, правовая идеология;
· правопонимание — правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории, концепции, правовой нигилизм, правотворчество как познавательный и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов, правовой массив — структурно оформленная совокупность официально установленных и взаимосвязанных правовых актов, правоприменение — механизм реализации правовых актов и обеспечения законности;
· право как совокупность (система) создаваемых и охраняемых государством норм, законодательство как форма выражения этих норм (нормативные акты); система правовых учреждений, судебная и юридическая практика, механизм правового регулирования, процесс правореализации (включая акты применения и толкования), законность и правопорядок, права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле), весь комплекс складывающихся в обществе правовых отношений, правовая идеология.
В перечне Ю. А. Тихомирова не нашлось места многообразным формам юридической практики Тихомиров Ю. А. Указ. соч. С. 44−48. — от формирования правовых обычаев до правоотношений. При этом понятия «правосознание», «правовые теории», «концепции» и «правовой нигилизм» употребляются автором на одном и том же терминологическом уровне, хотя они обозначают разнопорядковые явления правовой действительности. Среди компонентов, называемых Н. И. Матузовым, отсутствуют такие неотъемлемые части правовой системы, как неофициальные источники права, правообразование.
С учетом изложенных соображений можно предложить в качестве самостоятельных компонентов правовой системы следующие:
а) позитивное право как совокупность всех источников права, санкционированных государством;
б) правообразование как процесс формирования источников права;
в) реализацию права как процесс осуществления правовых установлений;
г) правосознание как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву.
Среди однопорядковых компонентов правовой системы не нашлось места юридической практике, потому что этим понятием достигается довольно широкий уровень обобщения за счет включения в его объем нескольких из указанных выше компонентов — в частности, правообразования и реализации права.
Есть основания не считать отдельным компонентом правовой системы и правовую культуру как качественное состояние правовой действительности, выражающееся в достигнутом уровне развития правовых явлений и процессов. Такое состояние характеризует всю правовую систему и каждый ее компонент в отдельности, выступая атрибутом (свойством) всей системы. Отдельно в этом ряду нецелесообразно выделять и юридическую технику как совокупность правил и средств разработки, оформления и систематизации правовых актов. Юридическая техника поглощается понятием «правотворчество», которое в свою очередь охватывается правообразованием.
германский религиозный традиционный право
2. Современные правовые системы и правовые семьи
2.1 Романо-германская правовая система: особенности исторического формирования, структура и источники
Происхождение романо-германской правовой системы.
Романо-германское право возникло в XII—XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основанием для рецепции в экономической сфере стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы, базирующиеся на идеях вассалитета и патримониальной юрисдикции, укоренившейся в деревне, не соответствовали принципам самоуправления свободных, «вольных» городов. Им потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Такой системой, наиболее отвечающей названным идеям, оказалось римское право. Первоначально социальной основой и сферой его применения в средневековой Европе было преимущественно городское население, однако через несколько веков, с изменением сельского уклада, земельных отношений в деревне зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной, континентально-европейской.
Кроме экономических причин существовали и социально-культурные предпосылки заимствования Европой римского права. Развитие здесь образования, искусства, культуры подготовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыграли университеты, где происходили изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов), а затем их адаптация к условиям средневековья (школа постглоссаторов). Не случайно некоторые исследователи романо-германского права рассматривают его как «право разума», «право университетов». Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической доктрины, категориального аппарата, а позже — разработкой моделей, проектов важнейших законов, кодексов. В университетах получали образование судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическому применению римской юридической доктрины.
Важной предпосылкой рецепции римского права явилось также благословение христианской церкви. В течение многих веков церковь негативно относилась к римскому праву, и потребовался авторитет Фомы Аквинского, чтобы преодолеть такое предубеждение. Организационное решение об отстранении церковной инквизиции от гражданских судебных процессов было принято еще ранее Четвертым собором в Латране (1215 г.) Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. В. М. Карельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е издание, перераб. и доп. — М.: Норма, 2001 с.233
С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI—XVIII вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. Становление наций и национальной государственности привнесло в него элементы правового национализма. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.
Особенности норм романо-германского права.
Романо-германская норма права — общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Главной особенностью этой нормы по сравнению с англосаксонской прецедентной выступает обобщенный, абстрактный характер. Законодатель обычно формулирует ее как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного («от» и «до»), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения. Даже если поводом для создания нормы права служит отдельный юридический казус, он находит разрешение в обобщенной (абстрактной) форме.
Использование норм — моделей поведения позволяет законодателю оперативно воздействовать на социальные отношения, изменять, преобразовывать их, что является безусловным достоинством данного вида правовой регламентации. Романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненных с точки зрения юридической силы и социальной значимости положений, среди которых выделяются «главные» и второстепенные, менее значимые правила. Данное обстоятельство существенно облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих законов.
Вместе с тем обобщенный характер придает нормам и негативные черты: чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике. Возникает серьезная проблема ее конкретизации и толкования. Для этого используется множество приемов, способов толкования, позволяющих уточнить волю законодателя. В результате судебными, арбитражными, другими органами вырабатывается множество вторичных норм, положений, разъясняющих, конкретизирующих положения законов.
Источники романо-германского права.
Важнейшим источником романо-германского права выступает закон.
Законы принимаются парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Они, с точки зрения современной доктрины, должны выражать волю большинства общества, основные права человека, социальную справедливость. Закон имеет приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте закона они становятся его частью, содержанием. В настоящее время законы регулируют все основные стороны жизни общества, закрепляют правовое положение субъектов, их имущества, отношения между ними.
Важное место среди текущих законов занимают кодифицированные акты (кодексы). Романо-германское право в отличие от права англосаксонского стремится не к внешнему объединению, систематизации нормативного материала (инкорпорации), а к объединению содержательному, внутреннему, основанному на существенной переработке нормативного материала, «разделении труда» между отдельными нормами, их кооперации (кодификации). Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданско-правовые, уголовные, торговые, семейные и т. д.) и выступают своего рода «центрами притяжения» для других норм данных отраслей.
Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делегированную природу, и их значение, роль в правовом регулировании определяются полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных органов. Они с точки зрения своей юридической силы уступают актам первой категории, однако, их число весьма велико и поэтому, особенно в тех странах, где нет жесткой системы контроля за их принятием, они оказывают существенное воздействие не только на организационные отношения, складывающиеся внутри исполнительной власти, но и на деятельность граждан, учреждений, предприятий.
Структура романо-германского права.
В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи, ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права — особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц Теория государства и права: Курс лекций / Под. ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2010. с. 166. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т. д. Частное право опосредствует отношения «горизонтального» типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.
2.2 Англосаксонская правовая семья: особенности исторического формирования, структура и источники
Происхождение англосаксонской правовой системы.
Становление и развитие англосаксонского права связано с множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических и других факторов. С исторической точки зрения, эпохальным для Англии и англосаксонского права является период нормандского завоевания. Римляне, правившие в Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего воздействия на ее дальнейшее правовое развитие. Римское право не прижилось и вскоре было вытеснено местными нормами.
Общее для всей Англии право возникает после ее захвата Вильгельмом 1 Завоевателем (1066 г.). В этот период формируется централизованная судебная система, появляются (в период правления Генриха II) королевские разъездные судьи, которые решают дела с выездом на места от имени Короны. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название «common Law» (общее право). В решении судебных споров принимали участие присяжные — свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции. Воздействие обычных норм существенно сказывалось на содержании выносимых судебных решений. В этом смысле общее право Англии — обычное, традиционное право.
В XI—XIV вв. система общего права достигла расцвета, но постепенно, с возрастанием числа прецедентов в ней стала обнаруживаться тенденция к консерватизму и формализации, что к XV в. подготовило почву для качественно нового этапа ее развития, связанного с появлением «права справедливости» и его противостоянием общему праву. Нарождающиеся рыночные отношения не находили должного выражения в старых правовых формах, и постепенно стал складываться особый порядок апелляции к монарху рассмотреть дело «по совести», «по справедливости», а не по прецедентам. Такая апелляция обычно осуществлялась через лорд-канцлера, который решал вопрос о передаче жалобы королю.
В Англии, таким образом, сложились две самостоятельные системы права: общего прецедентного и «права справедливости». Последнее постепенно претерпело существенные изменения. Оно стало реализоваться на основе ранее рассмотренных казусов, а, следовательно, лорд-канцлер лишился возможности по собственному усмотрению, по своему чувству справедливости решать спор при наличии готовых решений по аналогичным делам. Право справедливости тоже стало правом прецедентным, различия между двумя системами оказались непринципиальными, хотя до 1875 г. сохранялся суд канцлера, руководствовавшийся только правом справедливости.
Влияние английского права не ограничивается прецедентами, оно обусловливает общий тип юридического мышления, характер и особенности правовой деятельности, используемые категории, понятия, конструкции и другие юридические элементы. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. В. М. Карельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е издание, перераб. и доп. — М.: Норма, 2001 с.185
Особенности норм англосаксонского права.
В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные. Законодательные представляют собой (как и в романо-германской системе) правила поведения общего характера. Прецедентные — определенная часть судебного решения по конкретному делу. Английские юристы относят к прецедентной норме: во-первых, юридическое заключение по делу и, во-вторых, аргументацию, мотивировку решения. Эти два элемента составляют сущность решения.
Источники англосаксонского права.
Наиболее важным источником англосаксонского права (с точки зрения процесса его формирования) является, как уже отмечалось, судебный прецедент. Именно он долгое время был главной формой выражения и закрепления английского права, которое поэтому было и остается прецедентным. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств — членов Содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Английское правило прецедента гласят: решать так, как было решено ранее.
Другим источником англосаксонского права является закон (статут). Он появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношений.
Английские законодательные акты классифицируются по разным основаниям. По сфере действия они делятся на публичные, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и действующие на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся на отдельных лиц и территории.
Нередко Парламент делегирует свои полномочия по принятию нормативных актов другим субъектам (королеве, правительству, министерствам). Совокупность этих актов составляет «делегированное законодательство». Юридическая сила такого рода актов определяется передачей части законотворческих функций Парламента соответствующему органу. Поэтому их решения считаются частью закона и обязательны к исполнению всеми гражданами.
Статут имеет приоритет перед прецедентом в том смысле, что может отменить его. Однако это не означает, что прецедент производен от закона, вторичен по характеру. Своеобразие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, посредством их. Прежде чем стать действующим актом, он должен «обрасти» конкретизирующими его обязательными судебными решениями. Отсюда английский статут нельзя рассматривать как источник, разрушающий или нивелирующий систему прецедентов, как инородную форму права, скорее, наоборот, он сам стал придатком этой системы, дополняющим и совершенствующим ее.
Структура англосаксонского права.
В английском праве нет классического деления на публичное и частное. Вместо этого исторически сложилось его подразделение на общее право и право справедливости, которое до сих пор определяет всю правовую архитектонику. Такое различие в структурном делении двух основных правовых семей (романо-германской и англосаксонской) имеет не исторически случайный, а глубоко закономерный характер, обусловленный тем, что одна возникает рациональным путем, другая — эволюционным, путем исторического генезиса.
2.3 Семья религиозно-традиционного права: особенности исторического формирования, структура и источники
Происхождение мусульманской правовой системы. Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.) — 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.
В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. В. М. Карельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е издание, перераб. и доп. — М.: Норма, 2001 с.211
Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман.
Особенности норм мусульманского права.
Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают, предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно, безусловно, исполняться. Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата.
По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.
Источники мусульманского права.
Первым по значению источником мусульманского права признается Коран — священная книга мусульман. Внешне это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тыс. коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Сами тексты датируются периодом с 610 по 631 г. и представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам и собранные впоследствии в одно произведение. Лишь незначительная их часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих, большинство же стихов посвящено вопросам религии и исламской нравственности.
Генетически близок Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права — сунна, представляющий собой сборник хадисов, т. е, преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Этот источник складывался на протяжении нескольких веков (с VII по IX), причем достоверный характер многих хадисов не вызывает сомнений, хотя есть и предания скорее гипотетического плана. Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юридических предписаний нет широких принципов-обобщений, в силу самой природы сунны в ней представлены, прежде всего, конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда.
Третьим источником мусульманского права является иджма — общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. Фактически от имени общины выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное решение.
Четвертый источник мусульманского права — кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии. В западных правовых системах подобное решение не считается самостоятельным источником. Оно лишь обеспечивает «работу» механизма нормативного или прецедентного регулирования.
Структура мусульманского права.
Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар) Теория государства и права: Курс лекций / Под. ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2000. с. 266.
3. Сравнительная характеристика правовых систем и правовых семей современности: сходства и различия
Изучением правовых систем, их сравнением и классификацией занимается особое направление юридической науки — сравнительное правоведение.
Истоки этого направления можно проследить ещё в глубокой древности, когда сравнительно-правовой метод исследования применяли Платон при изучении законов различных греческих полисов и Аристотель. Последний, чтобы сделать выводы о закономерностях политической организации современных ему народов, собрал, сравнил и проанализировал «конституции» 158 греческих и варварских городов.
Сравнительное правоведение (правовая компаративистика) — отрасль юридической науки, изучающая правовые системы различных государств мира путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий, выявления общих закономерностей их развития Сравнительное правоведение: курс лекций / Под ред. А. Х. Саидова — М.: Юристъ, 2003. с. 19.
Научная цель сравнительного правоведения состоит в выявлении общих закономерностей развития правовых явлений и институтов, разграничении общего и особенного, случайного и закономерного в праве.
Методология сравнительного правоведения позволяет лучше понять национальную правовую систему, увидеть ее преимущества и недостатки по сравнению с другими Сравнительное правоведение: курс лекций / Под ред. А. Х. Саидова — М.: Юристъ, 2003. с. 39. Применяя сравнительно-правовой метод, возможно, также совершенствовать правовую систему государства (в частности, его национальную систему права), рационально применяя правовой опыт других государств. В то же время сравнительное правоведение способствует сближению и унификации законодательства различных государств в тех областях, где это необходимо. Например, при заключении политических, военных, торговых, таможенных союзов, в частности при объединении Европы, формировании Союзного государства России и Белоруссии и т. п.
Правовая картина мира, как известно, складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы, оказывают воздействие друг на друга Сравнительное правоведение: общая часть / Под ред. М. Н. Марченко — М.: Юристъ, 2001. с. 209.
Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков, чем остальные. Другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу; имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.
Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие из них обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или «очень близкими между собой типами общества», общими или «очень сходными историческими условиями развития общества», общей или «очень сходной религией», а также другими аналогичными им обстоятельствами.
Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять их в зависимости от тех или иных общих признаков и черт-критериев на отдельные группы, или правовые семьи Сравнительное правоведение: общая часть / Под ред. М. Н. Марченко — М.: Юристъ, 2001. с. 243.
Романо-германская или континентальная правовая семья опирается прежде всего на нормативно-правовой акт, как основной источник права. Формирование права в странах этой семьи идёт от законодателя. Также в этих странах существует разделение на отрасли права и деление на частное и публичное право, что во многом достигается при помощи кодификации правовых актов. Представителями данной правовой семьи являются в основном страны континентальной Европы (откуда второе название данной системы — континентальная) и их бывшие колонии (например, страны Латинской Америки). Российская Федерация так же является представителем романо-германской правовой семьи.
Англосаксонская правовая семья или семья общего права в качестве основного источника права рассматривает судебные прецедент. Судебные решения и судебный процесс играют основную законодательную роль в праве стран данной системы. Также в странах англосаксонской правовой семьи отсутствует деление на частное и публичное право, а также деление на отрасли права. Представителями семьи общего права является Великобритания, а также страны Британского Содружества — бывшие колонии, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран.
Мусульманская правовая семья опирается, прежде всего, на религиозные источники права и их толкование. Отсюда и большая роль религиозного обычая в формировании права. В данной правовой системе также отсутствует деление на публичное и частное права, однако всё же существует некоторое разделение права на отрасли (например, семейное, уголовное и т. д.). Мусульманскую правовую семью представляют страны, официальной религией в которых является ислам. Это страны Ближнего Востока и Аравийского полуострова.
Заключение
В нашей работе были рассмотрены основные черты наиболее значимых правовых систем современности. Относительно определения понятий «правовая система» и «правовая семья» до сих пор не существует единого мнения, так как при формировании понятий разные авторы берут за основу или выделяют в качестве главных различные элементы.
Единой классификации правовых систем не существует по схожей причине: ученые основываются на разных видах критериев. Наиболее широкой известностью пользуется классификация, созданная Рене Давидом.
В заключении хотелось бы сказать, что в настоящее время не существует идеальной правовой системы. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Романо-германская правовая система, к которой относится и наше государство, имеет большое количество плюсов. Так как она четко кодифицирована, с ней легче работать в юридической практике. С другой стороны, так как ее основа состоит из законов, она менее гибкая, чем англосаксонская правовая система, где основную роль играют прецеденты. Но правоприменительная деятельность в этой правовой системе достаточно затруднена из-за бессистемности и недостаточной кодификации права.
Англосаксонская правовая семья, или семья «общего права», базируется на «судейском праве». Англосаксонское право имеет казуальный характер, из источников права доминирует правовой прецедент, кодификация почти отсутствует. Важной особенностью является то, что данная правовая семья практически не испытала на себе влияние римского права. Процессуальное право имеет большее значение, чем материальное. Судебный процесс носит обвинительный характер. По сравнению с другими правовыми семьями судебная власть очень независима от других ветвей государственной власти.
Особенности семьи религиозного права были рассмотрены мною на примере системы мусульманского права. Превалирующими источниками мусульманского права являются Коран, Сунна, иджма, важную роль играет правовая доктрина. В мусульманском праве отсутствует деление права на публичное и частное. В некоторых странах мусульманского мира наблюдается сосуществование кодексов западного образца и правил шариата.
Сейчас время когда правовые системы стран мира сближаются, приобретают все больше общих черт. Быстро растет роль международного права, в особенности международного экономического торгового право и, естественно, это не может не повлиять на право самих государств. Пока, к сожалению, человечество не создало идеальной правовой системы, которая отвечала бы абсолютно всем юридическим, экономическим, социальным и моральным нормам. Для создания такой системы необходимо основываться на положительных чертах и особенностях правовых систем мира: в этом случае можно надеяться на достижение справедливости в обществе.
Для России, в которой происходит коренная перестройка ее правовой системы, огромное значение имеет использование правового опыта других стран. Именно поэтому, как было сказано выше, развитие этой отрасли правовой науки особенно актуально в настоящее время.
Список нормативно правовых актов, материалов юридической практики и литературы
1. Германское гражданское уложение / История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. Ч. 2 / Сост. Л. И. Гущина, Е. В. Епифанова. -Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010. — С. 111−124.
2. Конституция США 1787 г. / История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. Ч. 2 Сост. Л. И. Гущина, Е. В. Епифанова. -Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010. — С. 30−39.
3. Конституция Французской Республики 1958 г. / Конституции зарубежных государств / Сост. В. В. Маклаков. — М.: Издательство БЕК, 1997. — С. 105 М.: АСТ, 2005. — 522 с.
5. Французский гражданский кодекс 1804 г. / История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. Ч. 2 / Сост. Л. И. Гущина, Е. В. Епифанова. -Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010. — С. 90−98.
6. Французский уголовный кодекс 1810 г. / История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. Ч. 2 / Сост. Л. И. Гущина, Е. В. Епифанова. -Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010. — С. 98−110.
7. Брактон Г. О законах и обычаях Англии. / История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. Ч. 2 / Сост. Л. И. Гущина, Е. В. Епифанова. -Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010. — С. 135−136.
8.Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Пер. с фр. В. А. Туманова. — М.: Международные отношения, 1999. — 400 с.
9.Рассказов Л. П. Теория государства и права. — М: Инфра — М, 2008. — 464 с.
10.Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М.: Юрист, 2003. — 448 с.
11. Теория государства и права: Курс лекций / Под. ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2010.
.ur