Правовые риски, связанные с незаконным занятием частной медицинской деятельностью
Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация… Читать ещё >
Правовые риски, связанные с незаконным занятием частной медицинской деятельностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Теоретическая часть.
1.1 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» .
1.2 Положение о лицензировании медицинской деятельности (с изменениями от 7 апреля 2008 г., 21 апреля, 24 сентября 2010 г.).
1.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
1.4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.
1.5 Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Специальная часть.
2.1 Право на занятие законной частной медицинской деятельностью.
2.2 Правовые риски, связанные с незаконным занятием частной медицинской практикой.
3. Практическая часть.
Заключение
Список литературы.
Охрана здоровья населения является одним из наиболее актуальных направлений деятельности государства, поскольку именно от здоровья населения зависит благосостояние государства. Правовая база для деятельности в сфере здравоохранения является важной составляющей этого направления. Сегодня, когда медицинская деятельность начинает терять черты особенного ремесла и превращается в сферу услуг, когда пациенты становится все более и более осведомленными в части медицины и требуют от медицинского работника соблюдения своих законных прав, для врачей достаточно важно знать нормы права в здравоохранении.
Когда медицинский работник выполняет медицинские услуги в стенах медицинского учреждения, он подвержен меньшему риску, чем в случае занятия частной медицинской практикой. Задачей данной курсовой работы является рассмотрение правовых рисков, связанных с незаконным занятием частной медицинской практикой.
1. Теоретическая часть.
В теоретической части курсовой работы раскрыты базовые положения права, регулирующие медицинскую деятельность в целом и частную медицинскую практику. Частная медицинская практика регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
" Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании медицинской деятельности. Порядок уплаты налогов врача, занимающегося частной медицинской деятельностью указан в Налоговом Кодексе РФ.
Права гражданина РФ на охрану здоровья, чести, достоинства, неприкосновенности личной жизни указаны в Конституции РФ, но, поскольку тема курсовой работы достаточно узкая, считаю допустимым не указывать в теоретической части соответствующие положения Конституции.
1.1 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ" Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" .
Устанавливает большинство аспектов взаимоотношений между пациентом, доктором, медицинской организацией и органами законодательной власти. В представленных ниже вырезках из статей данного закона раскрыты основные положения по теме курсового проекта.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;
3) медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
8) лечение — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;
13) медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;
Статья 4. Основные принципы охраны здоровья Основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Статья 18. Право на охрану здоровья.
1. Каждый имеет право на охрану здоровья.
2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.
Статья 70. Лечащий врач.
1. Лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. Лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
5. Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента.
Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.
1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
<�Комментарий Более подробно данный пункт описывается в ст. 100 данного закона>
2. Право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:
1) лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;
2) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
3. Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации.
5. Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6. Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и прохождения аккредитации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
7. Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 50. Народная медицина.
1. Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.
2. Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
3. Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение.
4. Лицо, получившее разрешение, занимается народной медициной в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
5. Лишение гражданина разрешения на занятие народной медициной производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавшего такое разрешение, и может быть обжаловано в суд.
6. Народная медицина не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
7. Незаконное занятие народной медициной, а также причинение вреда жизни или здоровью граждан при занятии народной медициной влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
1.2 Положение о лицензировании медицинской деятельности (с изменениями от 7 апреля 2008 г., 21 апреля, 24 сентября 2010 г.).
Согласно ст. 69 закона об основах охраны здоровья, медицинская деятельность требует специального лицензирования. Порядок лицензирования медицинской деятельности указан в настоящем Положении.
3. Лицензия на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
4. Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее — работы (услуги)).
5. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;
в) наличие у индивидуального предпринимателя — соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего — в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;
е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);
и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;
л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.
6. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
1.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
Предусматривает ответственность за незаконное занятие частной медицинской деятельностью. Более подробно рассматривается в специальной части курсовой работы.
Статья 2.1. Административное правонарушение.
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
1.4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.
Предусматривает ответственность за незаконное занятие частной медицинской деятельность. Более подробно рассматривается в специальной части курсовой работы.
Статья 14. Понятие преступления.
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Статья 15. Категории преступлений.
1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы.
3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает три года лишения свободы.
1.5 Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
Устанавливает порядок налогообложения врачей, занимающихся частной медицинской деятельностью.
Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения.
Статья 346.11. Общие положения.
1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Статья 346.12. Налогоплательщики.
1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. рублей.
Статья 346.20. Налоговые ставки.
1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Статья 346.25.1. Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента.
1. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.
2. Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды предпринимательской деятельности:
68) занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
2.1. При применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек.
2. Специальная часть.
В специальной части курсовой работы рассмотрены условия, при невыполнении которых занятие частной медицинской практикой становится незаконным и ответственность за незаконное занятие такой практикой.
2.1 Право на занятие законной частной медицинской деятельностью.
Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность. Кроме того, необходима регистрация в органах налоговой инспекции как частному предпринимателю для уплаты налогов в государственную казну.
Сертификат специалиста представляет собой документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам, а также достаточность его профессиональных навыков для занятия практической деятельностью. Данный документ действителен на всей территории Российской Федерации, однако следует помнить, что один раз в пять лет необходимо его подтверждение. (ст. 69 Закона об основах охраны здоровья N 323-ФЗ) Согласно нормам ст. 2 Федерального закона 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 128-ФЗ) лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Обязательность лицензирования медицинской деятельности установлена подпунктом 96 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ и осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Срок действия предоставляемой лицензии составляет пять лет.
Основные лицензионные требования и условия осуществления медицинской деятельности закреплены в п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, в частности предусмотрено:
наличие у индивидуального предпринимателя — соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;
наличие у индивидуального предпринимателя — соискателя лицензии высшего [среднего — в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи] профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;
соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);
соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;
наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.
Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей определен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 03.12.2011) Функции по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей возложены на ФНС России.
Налоговое законодательство предоставляет частнопрактикующим врачам три варианта исполнения налоговой обязанности перед государством: общий режим налогообложения, упрощенная система налогообложения, упрощенная система налогообложения на основе патента.
Общий режим налогообложения, как правило, используется индивидуальными предпринимателями только в случае, если их общий годовой доход превышает лимит, установленный для применения упрощенной системы налогообложения (в настоящий момент это 15 млн руб.), в то время как потенциальный доход врачей, занимающихся частной практикой, оценивается Минфином России приблизительно в 340 тыс. руб. в год. Таким образом, общий режим налогообложения частнопрактикующими врачами практически не используется.
Упрощенная система налогообложения предполагает замену нескольких налогов уплатой единого налога (см. теоретическую часть).
Упрощенная система налогообложения на основе патента применяется исключительно индивидуальными предпринимателями, осуществляющими определенные виды деятельности, в перечень которых входит и занятие частной медицинской практикой (подпункт 68 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ).
Каждый из вариантов налогообложения доступен для частно практикующего врача и имеет свои достоинства, недостатки и ограничения.
право медицинский лицензирование здоровье.
2.2 Правовые риски, связанные с незаконным занятием частной медицинской практикой.
Занимаясь незаконной частной практикой, медицинский работник рискует попасть под административную, уголовную или материальную ответственность.
Даже если в результате такой незаконной деятельности не было никаких последствий, медицинский работник может попасть под административную ответственность.
Статья 6.2 КоАП РФ. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством).
1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
2. Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
В том случае, если были последствия, наступает ответственность по уголовной статье.
Статья 235 УК РФ. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью.
1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
Я хочу остановиться на этой статье более подробно и разобрать состав преступления:
1. Непосредственный объект — здоровье населения.
2. Объективная сторона состоит в занятии частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии на соответствующий вид деятельности.
Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 под частной медицинской практикой понимается оказание платных медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения. Эти услуги включают диагностирование, предписание курса лечения, хирургическое вмешательство, введение больному лекарственных препаратов и т. д.
Частная фармацевтическая деятельность означает изыскание, изготовление, хранение и отпуск лекарственных средств и препаратов.
Обязательным признаком объективной стороны этого преступления является наступление общественно опасных последствий в виде причинения вреда здоровью человека. С этого момента преступление признается оконченным.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью.
4. Субъект — специальный: лицо, оказывающее платные медицинские услуги или занимающееся частной фармацевтической деятельностью без лицензии на соответствующий вид деятельности.
В КоАП РФ дано четкое понятие должностного лица. Причем с учетом изменений в экономике страны к должностным лицам по ответственности приравнены иные лица, выполняющие управленческие функции как в государственных организациях, так и в организациях других форм собственности, а также индивидуальные предприниматели. Эти лица несут повышенную ответственность наравне с должностными лицами органов государственной власти. Поскольку лицо, занимающееся частной медицинской практикой, является должностным лицом, оно может быть привлечено к ответственности по ст. 293.
Статья 293 УК РФ. Халатность.
1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, -наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.
Неуплата налога влечет за собой следующие последствия.
Статья 346.25.1 НК РФ..
9. При нарушении условий применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, а также при неоплате (неполной оплате) одной трети стоимости патента в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, индивидуальный предприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент.
В этом случае индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, не возвращается.
Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения.
Индивидуальный предприниматель, перешедший с упрощенной системы налогообложения на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Статья 72 НК РФ. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
1. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
3.Практическая часть.
Ситуация. Бывший врач, 70-летний мужчина рентгенолог находится на пенсии в течение 4 лет. К нему приходит соседка и жалуется на частые боли в сердце. Мужчина советует ей определенное лекарство и пишет его название на листочке бумаги. После этого соседка идет в аптеку и покупает данное лекарство.
Вопрос. Имел ли право бывший доктор выписывать данное лекарство и какая ответственность для него может наступить?
Ответ. Мужчина выписывать лекарство не имел права, поскольку согласно ст. 2 закона об основах охраны здоровья это является медицинской услугой и подлежит ответственности согласно статье 6.2 КоАП РФ. Хотя его сертефикат специалиста не был просрочен, но специальность данного сертификата была не кардиолог. Если после принятия лекарства соседка получила вред здоровью, то для пенсионера наступит уголовная ответственность по статье 235 УК РФ.
Заключение.
Знание правовой базы необходимо в профессии, где вред здоровью или смерть человека является пусть и редким, но не исключительным случаем. Занятие частной медицинской практикой требует от медицинского работника намного более глубокого знания законов, чем при работе в медицинском учреждении. Поскольку в наше время занятие частной медицинской практикой стало очень частым явлением, просвещение медицинского персонала в сфере права — это необходимое мероприятие.
Нормативно-правовые акты.
1. Федеральный закон 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
4. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» .
5. Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» .
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 июля 2011 г. N 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками» .
7. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ Дополнительная литература.
1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). — 3-е изд., испр., доп. и перераб. (под ред. доктора юридических наук, профессора Чучаева А.И.). — «Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2011 г.
2. Основные положения права и налогообложения в деятельности лиц, занимающихся частной медицинской практикой (О.Н. Девятерикова, «Бухучет в здравоохранении», N 7, июль 2011 г.).
3. М. Ю Федоров Медицинское право: Учебное пособие для вузов. — М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-320 стр.
4. Павлова Ю. В. конспект лекций по медицинскому праву 2012 г.