Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые проблемы свободы массовой информации в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реклама регулируется отдельным законом «О рекламе». Реклама определяется как «информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». свобода информация медиаотношение правовой… Читать ещё >

Правовые проблемы свободы массовой информации в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Институт государственного управления и предпринимательства Кафедра маркетинговых коммуникаций и брендинга Практическая работа Правовые проблемы свободы массовой информации в России студентки 2 курса Швалёвой Анны Екатеринбург

Российская Федерация, претендующая на звание «правовое государство», признает право человека на свободу слова, гарантируя его непосредственное действие Конституцией, законами и другими правовыми актами. Но насколько реальны эти гарантии? Насколько полно реализуются нормы закона в области правового регулирования свободы слова?

В массово-информационной сфере основополагающим правилом деятельности является Конституция РФ, которая в ст. 29 в п. 4 определяет, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным образом», а в п. 5 данной статьи запрещена цензура. То есть массово-информационная цепочка представляется как поиск — получение — передача — производство — распространение. Анализ ныне существующих законов показывает, что определены лишь частично передача, производство (только для прессы) и частично распространение массовой информации.

Еще одним основополагающим актом, регулирующим медиаотношения в российском правовом пространстве, является Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 года. Статья 1 этого Закона закрепляет важные концептуальные положения, раскрывающие конкретное юридическое содержание категории «свобода массовой информации на территории Российской Федерации». Исходя из смысла статьи, свобода массовой информации включает в себя следующие основные правомочия, не подлежащие ограничениям, исключая предусмотренные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации:

поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

учреждение средств массовой информации;

владение, пользование и распоряжение СМИ;

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

В настоящее время рассматривается возможность изменения некоторых положении данного Закона. Причем данный Закон имеет целый ряд принципиальных недостатков, не позволяющих ему гарантировать соблюдение неотъемлемых прав граждан России. Так, сравнение первых же статей Конституции с Законом и изменениями к нему показывает, что последние существенно ограничивают права граждан, поскольку, если следовать данным правовых актов, то право свободно распространять информацию принадлежит лишь средствам массовой информации, а отнюдь не гражданам России.

Из такого прецедента следует ограничение в информации граждан России, когда государственные органы работают только со СМИ.

Очень большое внимание в Конституции, Законе «О СМИ» и изменениях к нему уделяется цензуре, ее недопустимости, незаконности и невозможности.

Чтобы навести порядок в данной сфере, необходим закон о цензуре в Российской Федерации, в котором следует определить порядок засекречивания тех или иных данных и документов, принципы ограничения в доступе к информации в тех или иных конкретных условиях (стихийное бедствие, военные действия, иные форс-мажорные обстоятельства и т. д.).

Следующая проблема может прозвучать парадоксально, но в настоящий момент, по мере развития гражданского общества, он все более явна — информационная закрытость СМИ. То есть Закон «О средствах массовой информации» в ст. 42 дает право СМИ отказать читателю, обратившегося непосредственно в редакцию. Не говоря уже о том, что это прямое нарушение конституционных прав граждан на информацию, это еще и нарушение одного из основополагающих принципов гражданского общества, который гласит, что нормальное развитие общества возможно только при наличии развитых каналов обратной связи для оценки адекватности предпринимаемых действий.

Правовые нормы, ограничивающие свободу слова

Ст. 55 Конституции, ч. 3, предусматривает, что права и свободы человека (а следовательно, и свобода слова) могут быть ограничены федеральным законом «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В частности. в самой Конституции часть 3 статьи 17, часть 2 статьи 29 и часть 3 статьи 55 устанавливают допустимые ограничения этой свободы.

Возбуждение ненависти и экстремизм Конституция РФ, статья 29, часть 2:

«Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.»

Уголовный кодекс содержит статью 282, которая устанавливает ответственность за «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации».

Известны случаи возбуждения уголовных дел по статье 282 УК РФ за высказывания в интернете (в частности, за оскорбления сотрудников правоохранительных органов — милиционеров, которых признают «социальной группой»).

В январе 2010 года житель Костромы Роман Замураев, обвинявшийся по ч.1 ст. 282 УК РФ в связи с распространением в Интернете признанной экстремистской листовки «Ты избрал — тебе судить!» (материал газеты «Дуэль»), обратился в Конституционный Суд РФ с заявлением, в котором указал, что «норма уголовного закона о преследовании за разжигание вражды по признаку принадлежности к „социальной группе“ противоречит Конституции РФ и общепризнанным нормам по правам человека, поскольку носит абсолютно неконкретный характер и создаёт условия для неконституционного ограничения свободы слова и идеологического плюрализма». Однако 22 апреля 2010 г. Конституционный Суд РФ своим определением № 564-О-О отказал в рассмотрении жалобы Замураева, указав что «норма направлена на охрану общественных отношений, гарантирующих признание и уважение достоинства личности независимо от каких-либо физических или социальных признаков, и устанавливает уголовную ответственность не за любые действия, а только за те, которые совершаются с прямым умыслом, направленным на возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека или группы лиц, в связи с чем неопределённости не содержит и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя».

9 июня 2011 года в ходе обсуждения проекта постановления пленума Верховного суда РФ по уголовным делам об экстремизме докладчик, судья Верховного суда Владимир Давыдов выразил обеспокоенность и тем, что в законодательстве не прописано определение спорного понятия «социальная группа», предположил, что вводя подобный термин, «законодатель хотел оттенить слабые, незащищенные группы, но сделал это крайне неудачно». Было заявлено, что Верховный суд планирует в ожидании помощи от законодательной власти рекомендовать судам трактовать «социальные группы» ограничительно, а не расширительно — то есть, нарушения могут в быть в отношении «социально слабых групп» — пенсионеров, инвалидов, сирот. Однако в принятом постановлении термин «социальная группа» не был истолкован таким образом. Тем не менее, было указано, что критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц.

Статья 280 УК запрещает публичные призывы к экстремистской деятельности, в частности, к насильственному изменению конституционного строя или нарушению целостности РФ.

Статья 20.29 КоАП запрещает массовое распространение материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов.

Оскорбление религиозных чувств Статья КоАП 5.26, часть 2, запрещает «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики». С июля 2013 года оскорбление религиозных чувств может квалифицироваться как уголовное (148 УК).

Клевета и оскорбление Уголовный кодекс содержит статью 319 — публичное оскорбление представителя власти.

Согласно УК, клевета — это «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». Оскорбление — «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме».

Статья 152 Гражданского кодекса предусматривает ответственность за распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Гражданин вправе требовать опровержения таких сведений, если распространивший не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, он может требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненного распространением таких сведений. Аналогичные правила применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Сведения о частной жизни Распространение сведений о частной жизни лица без его согласия запрещено статьей 24 Конституции, наказание за такое распространение установлено статьей 137 Уголовного кодекса.

Пропаганда наркотиков Статья 6.13 КоАП и статья 46 закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещают пропаганду наркотиков и психотропных веществ.

Порнография Статья 242 УК РФ запрещает незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконная торговля печатными изданиями, киноили видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера. При этом, в законодательстве отсутствует определения «законного» и «незаконного» распространения таких материалов.

Коммерческая реклама

Реклама регулируется отдельным законом «О рекламе». Реклама определяется как «информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». свобода информация медиаотношение правовой Пропаганда гомосексуализма В России запрет на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних действует в Санкт-Петербурге, Архангельской, Костромской, Рязанской, Новосибирской, Магаданской, Самарской и Калининградской областях, Краснодарском крае, Чукотском автономном округе и Башкирии. На федеральном уровне законопроект был принят в заключительном третьем чтении Государственной думой 11 июня 2013 года, дополняя Законодательные запреты пропаганды гомосексуализма в России КоАП 6.21.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

2. Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года за N 2124−1.

3. Конституция Р. Ф. Принята всенародным голосованием 12.12.93. ст. 17 ч.

4. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации «от 20 февраля 1995 года за N 24-ФЗ

5. Акопов А. И. Журналистика электронных сетей. Воронеж, 2007

6. М. А. Федотов «Право массовой информации в российской федерации», 2002, с.363−475

7. Федеральный закон о рекламе от 18 июня 1995 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой