Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые вопросы социальной защиты граждан, имеющих детей

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень теоретической разработанности темы исследования. Основы формирования отрасли и науки права социального обеспечения связаны с именами российских ученых Г. В. Долженковой, Е. М. Дементьева, Н. А. Вигдорчика, Э. Г. Тучковой и др., анализировавших организационно-правовые формы социального обеспечения. В последнее время все больший интерес представляет именно региональный аспект проблемы. Этот… Читать ещё >

Правовые вопросы социальной защиты граждан, имеющих детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава I. Теоретические аспекты исследования правовых вопросов социальной защиты граждан, имеющих детей

1.1 Социальная защита как система мероприятий

1.2 Правовые аспекты социальной защиты граждан, имеющих детей Глава II. Анализ проблем социальной защиты граждан, имеющих детей в Российской Федерации

2.1 Положение детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации

2.2 Социальные пособия семьям, имеющим детей в Астраханской области Заключение Список использованной литературы Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Важная особенность оказания государственных услуг в области социального обеспечения — высокая степень ориентации на потребителя услуги. Это требует четкости определения требований к правовым вопросам, качеству и процедурам оказания услуг и регламентации законодательства в области соцзащиты.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. В России за социальную защиту отвечает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Объектом исследования выступают граждане РФ, имеющие детей.

Предмет исследования — правовые вопросы социальной защиты граждан, имеющих детей.

Цель работы — рассмотреть правовые вопросы социальной защиты граждан, имеющих детей.

Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

1. изучить понятие «социальная защита»;

2. рассмотреть правовые аспекты социальной защиты граждан, имеющих детей;

3. проанализировать проблемы социальной защиты граждан, имеющих детей в российской федерации.

Степень теоретической разработанности темы исследования. Основы формирования отрасли и науки права социального обеспечения связаны с именами российских ученых Г. В. Долженковой, Е. М. Дементьева, Н. А. Вигдорчика, Э. Г. Тучковой и др., анализировавших организационно-правовые формы социального обеспечения. В последнее время все больший интерес представляет именно региональный аспект проблемы. Этот аспект представлен в работах Зубарева А., Лончакова А., Пархоменко А., Петрова А., Решетняк Р., Сабитова Р., Ярулина И. Однако административно-правовой аспект регулирования вопросов социального обеспечения и социальной защиты населения в настоящее время разработан недостаточно: не исследован административно-правовой механизм взаимодействия субъекта РФ и местного самоуправления в социальной сфере.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют сравнительно-правовой метод и методы системного анализа.

Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых в области права социального обеспечения, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам работы.

В соответствии с поставленными целью и задачами представляется целесообразной следующая структура исследования: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список библиографических источников, приложение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

1.1 Социальная защита как система мероприятий Социальная защита — система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека.

Н.А. Волгин Волгин Н. А. Социальная политика Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2009. предложил под социальной защитой понимать политику и целенаправленные действия, а также выделяемые государством и обществом средства, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Другие авторы Вопросы социальной защиты детей (на основе анализа законов, нормативных правовых актов и правоприменительной практики). — М.: РОО Православие. Армия. Отечество, 2010. под социальной защитой детей понимают совокупность действий органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по созданию социальных гарантий и механизмов их реализации, направленных на обеспечение защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних граждан.

Следует отметить, что в современном мире сложилось в основном две модели социальной защиты граждан, в том числе несовершеннолетних:

модель социал-демократической ориентации (для нее характерна высокая роль государства в общенациональном социальном механизме управления);

модель нелиберальной ориентации (для нее характерна меньшая степень государственного вмешательства в социально-экономические процессы).

В зависимости от избираемых подходов в Российской Федерации различают следующие системы социальной защиты детей:

государственную систему, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению групп несовершеннолетних граждан по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

частную систему, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за судьбу несовершеннолетних членов своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений.

Рассмотрим виды социальной защиты:

Государственные формы:

Доступное здравоохранение. Здравоохранение как отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья, представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты;

Льготы — скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения;

Доступное образование. Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бомльшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.;

Пенсионное обеспечение (Пенсия — регулярное (обычно — ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность, потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца));

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки — мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики в России, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами Российской Федерации.

В зависимости от категории граждан различают следующие виды мер социальной поддержки:

детям (различные пособия семьям с детьми; услуги, предоставляемые семьям и детям);

многодетным семьям (выдача удостоверений многодетной семьи, различные пособия, денежные выплаты, оплата услуг ЖКХ и др.);

ветеранам и инвалидам боевых действий (различные денежные выплата, комплексы услуг);

малоимущим семьям;

гражданам за особые заслуги перед Отечеством;

гражданам, имеющим право на льготы (учащимся, пенсионерам, работникам спецгосучреждений и др.);

молодым семьям (программы улучшения жилищных условий и др.);

прочие меры социальной поддержки.

Негосударственные формы:

Добровольное социальное страхование;

Благотворительность;

Частные системы здравоохранения и др.

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ Косевич Н. Р., Апостолова, Т. М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учебник для вузов. — М.: Владос, 2008.:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Фонд обязательного медицинского страхования.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты: гуманность; адресность; комплексность; обеспечение прав и свобод личности.

1.2 Правовые аспекты социальной защиты граждан, имеющих детей Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Характеризуя правоотношения, связанные с социальной защитой граждан, имеющих детей в Российской Федерации, следует отметить следующие особенности Курс права социального обеспечения / Под ред. Г. В. Долженковой. — М.: Юрайт, 2009.:

Российская Федерация является центральным субъектом;

Несовершеннолетние граждане Российской Федерации, нуждающиеся в социальной защите, являются одновременно и субъектом, и объектом социальной защиты;

Объектами социальной защиты несовершеннолетних являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

К основным формам социальной защиты детей в Российской Федерации принято относить:

законодательно определенные социальные гарантии несовершеннолетних и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

регулирование доходов и расходов семей, в составе которых есть несовершеннолетние;

социальное страхование несовершеннолетних;

социальные услуги несовершеннолетним;

целевые социальные программы, касающиеся несовершеннолетних.

Гражданин, имеющий детей в Российской Федерации имеет право на:

Пособие по беременности и родам Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности Единовременное пособие при рождении ребенка Единовременное пособие беременной жене военнослужащего Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего Ежемесячное пособие по уходу за ребенком Ежемесячная компенсационная выплата женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия (ребенок до 3-х лет) Пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих в Российской Федерации систему социальной защиты детей, позволяет утверждать, что социальная защита детей в России базируется на следующих принципах: поощрительности; заявительности; патернализма.

Следует отметить, что политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите несовершеннолетнего населения России разнообразных социальных гарантий.

Как следствие, с 1 января 2005 года социальные гарантии стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения, в том числе, детей.

Вместе с тем, до настоящего времени большинство российских граждан не в полной мере осведомлены о социальных гарантиях, направленных на их социальную защиту, так как сведения о них в основном публикуются в нормативных правовых актах и методических документах различных министерств и ведомств.

Вместе с тем, когда встает вопрос о правовом регулировании общественных процессов, в том числе и принципах, механизмов действия системы социальной защиты то тоже применяется некое общее основание для уравнивания людей. Таким основанием выступать может право и только право. Право призвано уравнять людей. Но уравнять их — это значит найти какие-то общие основания, единый масштаб. Таким основанием выступает единая правовая норма как равная мера для всех.

В соответствии со ст. 7 Конституции России:

«1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя страны и находит свое развитие в других конституционных нормах. К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантированных в следующих статьях Основного закона. Более того, в России «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (п. 3 ст. 46 Конституции РФ). Это касается, конечно, и защиты социальных прав человека и гражданина. Так, ратификация Российской Федерацией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, ставших частью национального законодательства России, открыла возможность обращения граждан в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) наделенный компетенцией решать споры между личностью и государством.

Рациональная организация общественной жизни возможна и предполагает снятие, «приглушение» некоторых проявлений естественного неравенства. Этого невозможно сделать никакими иными средствами, кроме как социальными, в системе которых особая роль принадлежит праву. Именно посредством права можно попытаться либо сгладить, либо, наоборот, усилить это неравенство (в практике общественных отношений есть как-то, так и другое).

Понимание права как равенства с необходимостью включает в себя и справедливость. Очень часто люди требуют справедливого распределения социальных благ, справедливых законов гарантирующих социальную защиту. Точно так же как и в отношении понимания сути равенства в трактовке существа социальной справедливости существует огромное количество разного рода спекуляций, заблуждений. Достаточно распространенной является попытка объяснить суть справедливости посредством увязки ее с требованиями морали, нравственности, религиозными догмами, с теми или иными мировоззренческими, эстетическими, политическими, этическими, экономическими и т. п. взглядами, представлениями, интересами. Тем самым правовое (т.е. всеобщее и равное для всех) значение справедливости подменяется некими отдельными, частными интересами и произвольным содержанием.

Право (правовой закон) не игнорирует все эти особенные интересы и притязания, но они должны найти свое место в правовых нормах.

Исследуя проблему правовых гарантий социальной защиты граждан, следует отметить и тот факт, что социальную защиту неправомерно сводить лишь к заботе о неимущих, ограничивать ее вопросами оказания помощи людям, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Социальная защита это система, срез общественного регулирования, касающийся всех граждан общества — имущих и неимущих, поскольку объектом ее выступает весь спектр общественных отношений, в которые вступает человек, реализуя свои потребности и интересы как член данного общества.

Важнейшей задачей общества и государства в рассматриваемой области социальной защиты населения является организация стройного, согласованного механизма административно-правового регулирования данной сферы, позволяющего учесть региональную специфику. Это предполагает комплексное исследование административно-правовой организации социальной защиты и социального обеспечения населения на региональном уровне, описание противоречий в законодательных актах различных уровней, определение эффективности функционирования системы социального обеспечения на уровне региона, выявление новых форм административно-правового регулирования, механизмов контроля и ответственности лиц, осуществляющих социальную защиту и социальное обслуживание.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение.

Право на социальное обеспечение: во-первых, распространяется в полном объеме на детей; во-вторых, по своему характеру должно позволять обеспечивать достойное существование в обществе любого человека, в том числе несовершеннолетнего. Таким образом, социальная защита и социальное обеспечение детей в любом государственно организованном обществе — это область сплетения жизненно важных интересов несовершеннолетних граждан, отношений распределения общественных благ, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав несовершеннолетних граждан.

Кроме этого, социальная защита и социальное обеспечение детей это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества.

Целевое предназначение социальной защиты и социального обеспечения детей состоит, прежде всего, в том, что они являются особыми формами удовлетворения потребностей в источниках средств существования несовершеннолетних граждан.

Ориентируясь на вышеуказанные положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Российская Федерация в статье 39 Конституции РФ закрепила право, согласно которому каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, получения инвалидности, потери кормильца, и в иных случаях, установленных Законом.

К конститутивным признакам социальной защиты и социального обеспечения детей относятся:

объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты несовершеннолетних граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;

особые фонды, источники социального обеспечения несовершеннолетних;

особые способы предоставления несовершеннолетним средств существования;

закрепление правил предоставления несовершеннолетним социального обеспечения в нормативных правовых актах.

Объективные основания социальной защиты и социального обеспечения детей воздействуют на способность общества к созданию здоровой социальной среды, положительно влияющей на воспитание несовершеннолетних граждан с целью нормального воспроизводства рабочей силы, охраны их здоровья и т. д.

Следует отметить, что в современном обществе социальная защита и социальное обеспечение детей перестали выступать в виде благотворительности, представляемой более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Положение детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации Вопросы улучшения положения детей, семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике России.

На протяжении 18 лет (1990;2007 годы) численность детей в нашей стране в возрасте 0−15 лет сокращалась, начиная с 2008 года она начала увеличиваться. Численность детей в возрасте 0−4 года на начало 2012 года составила 8,4 млн человек или 5,9% (на начало 2002 — 4,4%).

Необходимые предпосылки для решения задач социального развития, включая улучшение положения семьи и детей, создает развитие экономики. С учетом этого, основное внимание при определении мер социально-экономического развития уделяется поддержанию макроэкономической стабильности, привлечению инвестиций в экономику, созданию других условий устойчивой экономической динамики.

В 2011 году отмечались лучшие за последние 20 лет демографические показатели. В стране родилось почти 1800 тыс. детей, продолжительность жизни населения практически достигла 70 лет, численность россиян достигла 143 млн человек. Данные Всероссийской переписи населения 2010 г. по России и Астраханской области приведены в таблице (Приложение 1) Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации 2011 год. — М.: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 2012.

С 2011 года начата реализация второго этапа (2011;2015 годы) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленного на закрепление положительных результатов по большинству показателей социального развития, создать условия для роста численности населения к 2025 году до 145 млн человек.

Основной акцент сделан на принятии более активных мер по улучшению общего и репродуктивного здоровья, особенно подрастающего поколения, а также по снижению смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте. На решение этих задач нацелены мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

В результате проводимых мероприятий Концепции демографической политики Российской Федерации созданы условия, позволяющие сгладить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций.

Социально-экономическое положение семьи зависит от ее состава, количества и возраста детей, жилищной обеспеченности, трудовой деятельности и уровня дохода, состояния здоровья членов семьи и многих других факторов, влияющих на жизнедеятельность.

Распределение домашних хозяйств с различным числом детей в возрасте до 16 лет по оценке своего финансового положения (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) приведено в таблице (Приложение 2).

В 2011 году рост реальных располагаемых доходов населения составил 0,8% (в 2010 году — 5,1%; в 2009 году — 3,1%). На динамику денежных доходов населения оказало влияние сокращение доли доходов от предпринимательской деятельности. Для 2011 года также характерно падение фондовых индексов и замедление роста депозитов населения, в совокупности со снижением процентной ставки по депозитам, что привело к снижению доходов от собственности.

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств — объем денежных и натуральных (в стоимостной оценке) средств, которыми располагали домашние хозяйства для финансирования своего потребления и создания сбережений в период обследования в зависимости от наличия и числа детей в возрасте до 16 лет (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в среднем на члена домохозяйства, в месяц, рублей) представлены в Приложении 3.

Основными факторами бедности, по-прежнему, остаются низкая заработная плата работников, прежде всего, в бюджетной сфере, невысокие размеры пенсий и ряда социальных пособий и других социальных выплат.

Численность получателей ежемесячного пособия на детей в возрасте до 16 лет представлена в таблице (Приложение 4).

Численность детей в возрасте до 16 (18) лет, на которых назначено пособие приведена на схеме (Приложение 5).

С увеличением числа детей среднедушевой доход домохозяйств уменьшается. Так, располагаемые ресурсы в домохозяйствах, имеющих одного ребенка в возрасте до 16 лет, в 2011 году составили 15 183 рубля, что в 2,3 раза выше, чем в домохозяйствах с четырьмя детьми и более; в 2010 году — 12 756 рублей (в 3,3 раза выше) и в 2009 году — 11 314 рублей (в 2,7 раза выше). Располагаемые ресурсы в семьях с 4 и более детьми в 2011 году составили 39,9% располагаемых ресурсов в целом по домохозяйствам (в 2010 году — 26,4%, в 2009 году — 33,6%).

Численность различных категорий детей в возрасте до 18 лет и семей с детьми, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации приведена в таблице (Приложение 6).

Во всех семьях, независимо от числа детей в них, основным источником располагаемых ресурсов являются денежные доходы, удельный вес которых в семьях с одним ребенком составил в 2011 году 86,2% (в 2010 году — 88,2%, в 2009 году — 90,4%), а в семьях с четырьмя и более детей — 76,4% (в 2010 году — 83,3%, в 2009 году — 80,4%). Денежные доходы в семьях с четырьмя детьми и более в 2,6 раза ниже, чем в семьях с одним ребенком (в 2010 году — в 3,5 раза, в 2009 году — в 3 раза).

В 2011 году за счет средств субсидий из федерального бюджета осуществлялась реализация мероприятий, оказывающих влияние на уровень жизни, образование и социальную обеспеченность детей, проживающих на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 217 «Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Учащимся, студентам и слушателям подготовительных отделений из числа коренных малочисленных народов, являющимся малообеспеченными, осуществлялась компенсация расходов на оплату обучения, выплата стипендий, пособий и оказание иных мер поддержки.

Усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, является одной из главных в рамках поставленных задач в сфере охраны материнства и детства в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

В 2011 году обеспечена выплата государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществлялась в размерах, проиндексированных на 6,5 процентов исходя из установленного в Российской Федерации прогнозного уровня инфляции на 2011 год:

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и пособие по беременности и родам гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организаций — 438,8 рублей (2010 год — 412 рублей, 2009 год — 374 рубля);

единовременное пособие при рождении ребенка — 11 703,2 рублей (2010 год — 10 989 рублей, 2009 год — 9989,9 рублей);

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву — 18 533,1 рублей (2010 год — 17 402 рубля, 2009 год — 15 820 рублей);

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву — 7942,8 рублей (2010 год — 7458 рублей, 2009 год — 6780 рублей);

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью — 11 703,1 рублей (2010 год — 10 988,9 рублей, 2009 год — 9989,9 рублей).

По данным Фонда социального страхования Российской Федерации, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в 2011 году выплачено 772,4 тыс. женщин (в 2010 году — 717,3 тыс. женщин). Единовременное пособие при рождении ребенка получили 1,67 млн граждан на сумму более 21,3 млрд рублей.

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком и размер данного пособия гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачивалось в 2011 году в размере 2194,3 рублей (в 2010 году — 2060,4 рублей, в 2009 году — 1873,1 рубля) — по уходу за первым ребенком и 4388,6 рублей (в 2010 году — 4120,8 рублей, в 2009 году — 3746,2 рублей) — по уходу за вторым и последующим ребенком.

Гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачиваются пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка.

Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. Средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в 2010 году предельная база составляла 415 000 рублей).

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка работающей женщины (застрахованного лица). В 2011 году максимальная сумма пособия по беременности и родам, определяемая исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в 2010 году, составляла 34 583 рубля в среднем за полный календарный месяц. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам составляла 140 календарных дней, в случае осложненных родов — 156 календарных дней, при многоплодной беременности и при рождении двух и более детей — 194 календарных дня.

После окончания отпуска по беременности и родам работающим женщинам предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. За период такого отпуска и до достижения ребенком возраста 1,5 лет выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но не менее 2194,3 рубля по уходу за первым ребенком и 4388,6 рубля по уходу за вторым ребенком и последующими детьми в 2011 году. Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2011 году составляла 13 833 рубля в месяц.

Дополнительно к пособию по беременности и родам выплачивается единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). В 2011 году размер указанного пособия составлял 438,87 рубля.

Одному из родителей либо лицу, его заменяющему выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. Размер единовременного пособия при рождении ребенка в 2011 году составлял 11 703,13 рубля.

Средний размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2011 году составил 5 801,45 рублей, что выше на 426,3 рублей по сравнению с 2010 годом (5 375,15 рубля).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивалось 3,76 млн получателей, в том числе 1,54 млн граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

На выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральным законом от 19 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в федеральном бюджете на 2011 год было запланировано 54,9 млрд рублей.

В период в период с 2009 по 2011 годы для обеспечения в полном объеме социальных обязательств государства перед гражданами по выплате социальных пособий и компенсаций за счет межбюджетных трансфертов, перечисленных бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в бюджет Фонда были направлены ассигнования федерального бюджета.

Дополнительно к мерам государственной поддержки, оказываемой семьям с детьми на федеральном уровне, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации выплачиваются: ежемесячное пособие до достижения ребенком возраста 18 лет; пособие на ребенка одинокой матери; ежемесячное пособие на детей из многодетных семей; пособие на детей — инвалидов, а также семьям, в которых родители являются инвалидами; пособие на детей военнослужащих по призыву, пособие на детей, родители которых уклоняются от алиментов и другим категориям детей.

Важнейшим направлением развития государственной социальной поддержки нуждающихся граждан является усиление адресности региональных программ социальной помощи и повышение их эффективности.

2.2 Социальные пособия семьям, имеющим детей в Астраханской области В числе сложных в социальном понимании, к сожалению, останутся семьи с низкими денежными доходами и имеющие двух и более детей. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности регионального министерства социального развития и труда является социальная поддержка семей с детьми.

Численность детей в возрасте до 16 (18) лет, на которых назначено пособие приведено на схеме (Приложение 5). Численность различных категорий детей в возрасте до 18 лет и семей с детьми, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета Астраханской области приведена в таблице (Приложение 6) Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации 2011 год. — М.: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 2012.

Социальные пособия и выплаты семьям, имеющим детей, проиндексированы с 1 января 2010 года для поддержания их покупательной способности на 10%. Это выше уровня инфляции 2010 года. Соответствующая индексация ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан проведена с 1 апреля.

Малообеспеченным астраханцам, имеющим детей, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка. Его размер зависит от социального статуса семьи и количества детей, и варьируется от 158 до 607 рублей в месяц на одного ребенка. Выплаты детских пособий осуществляются без задержек в полном объеме В Астраханской области детские пособия выплачены в срок // http://www.minsoctrud.astrobl.ru/event/sotsialnoe-razvitie/sotsialnaya-politika-v-otnoshenii-semi-zhenshchin-i-detei/v-astrakhanskoi-.

За апрель 2010 года профинансированы в полном объеме и направлены на выплату в отделения почтовой связи и кредитные организации денежные средства гражданам, имеющим детей в сумме 28 миллионов рублей: на ежемесячное пособие на ребенка -13,2 млн. рублей, на денежные выплаты на содержание опекаемых детей -10,5 млн. рублей, на денежные выплаты на содержание ребенка, воспитывающего в приемной семье, включая оплату труда родителей -2,4 млн. рублей, на материальную поддержку семей, усыновивших детей, -1,9 млн. рублей.

Помимо этого в рамках отраслевой целевой программы дополнительно к установленным государственным пособиям семьи, у которых родились двойни либо тройни, единовременно могут получить 50 тысяч рублей и 100 тысяч рублей соответственно. Малообеспеченные многодетные семьи имеют право на материальную помощь в размере 30 тысяч рублей на развитие подсобного хозяйства. В 2010 году в Астраханской области такие выплаты получили 39 семей, в которых родились двойняшки, 13-ти многодетным семьям оказана помощь на развитие подсобного хозяйства. Общая сумма выплат составила 2,3 миллиона рублей.

По состоянию на 7 октября 2010 года в полном объеме профинансированы за текущий месяц пособия семьям, имеющим детей, компенсации региональным льготникам за проезд и услуги связи, выплаты почетным донорам.

Денежные средства в сумме 78 млн. рублей направлены в отделения почтовой связи и кредитные организации: на ежемесячное пособие на ребенка — 13,9 млн. рублей; на содержание детей, находящихся под опекой, усыновленных и детей, воспитывающихся в приемной семье — 15,3 млн. рублей; на ежемесячную компенсацию за проезд и телефон региональным льготникам — 47 млн. рублей; на выплаты почетным донорам — 1,8 млн. рублей. Всего данные выплаты получили почти 190 тысяч граждан.

Денежные средства на социальные выплаты за март 2011 года профинансированы 269 тысячам жителей Астраханской области: семьям, имеющим детей и компенсации льготным категориям граждан в сумме 213,6 млн руб.: на ежемесячное пособие на ребенка 15,0 млн руб.; на содержание детей находящихся под опекой, усыновленных и детей воспитывающихся в приемной семье 16,2 млн руб.; денежные выплаты донорам 1,8 млн руб.; на компенсацию расходов за проезд и телефон и оплату жилого помещения и коммунальных услуг региональным льготникам 140,1 млн. руб; на компенсацию оплаты коммунальных услуг работающим педагогам, проживающим в сельской местности 15,5 млн. руб; на компенсацию платы коммунальных услуг федеральным льготникам-25,0 млн руб.

С целью улучшения социально-экономического положения семей с детьми, проживающих на территории Астраханской области, постоянно совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий данной категории населения. Действующее законодательство Астраханской области предусматривает предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета Астраханской области, в том числе:

Закон Астраханской области от 10.04.2012 N 12/2012;ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области», регулирующий

меры социальной поддержки многодетных семей с детьми в виде предоставления регионального семейного капитала при рождении третьего и последующих детей;

субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

выделения земельных участков;

первоочередного приема детей в дошкольные образовательные учреждения;

бесплатного посещения государственных музеев, находящихся в ведении Астраханской области, областных государственных учреждений культуры и выставок, проводимых органами исполнительной власти Астраханской области или государственными учреждениями;

бесплатного проездного билета установленного образца детям для проезда в общественном пассажирском транспорте;

бесплатного обеспечения лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей, для детей в возрасте до шести лет, находящихся на амбулаторном лечении;

выплаты ежегодной денежной компенсации в размере 1000 рублей на каждого из детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных занятий и школьных письменных принадлежностей;

Постановление Правительства Астраханской области от 04.05.2006 N 141-П «О Порядке обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет», определяющее процедуру обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Астраханской области, через специальные пункты питания и организации торговли по заключению врачей;

Постановление Правительства Астраханской области от 07.07.2009 N 352-П «Об отраслевой целевой программе «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2010 — 2012 годы», согласно которому обеспечиваются эффективный отдых, оздоровление и занятость детей и молодежи Астраханской области;

Постановление Правительства Астраханской области от 26.02.2010 N 64-П «Об оказании государственной поддержки молодым семьям в решении жилищных проблем», определяющее порядок оказания государственной поддержки молодым семьям в решении жилищных проблем за счет средств бюджета Астраханской области;

Постановление Правительства Астраханской области от 27.07.2010 N 324-П «Об отраслевой долгосрочной целевой программе «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011 — 2015 годы», предусматривающее меры по совершенствованию организации школьного питания, созданию условий для стопроцентного охвата горячим питанием обучающихся во всех общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Астраханской области;

Постановление Правительства Астраханской области от 29.08.2011 N 326-П «Об отраслевой долгосрочной целевой программе «Социальная защита населения Астраханской области на 2012 — 2016 годы», предусматривающее реализацию мероприятий по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям, в том числе в виде комплектов для новорожденных, материальной помощи при рождении двоен и троен, а также малоимущим семьям, имеющим 3 и более детей, на развитие подсобного хозяйства.

В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 29.09.2009 N 516-П «О проведении эксперимента по социальному обслуживанию многодетных семей на территории Астраханской области» с 2010 года на территории Астраханской области проводится эксперимент, целью которого является социальное обслуживание на дому многодетных семей, воспитывающих семь и более несовершеннолетних детей (многодетных семей, воспитывающих шесть и более детей, если детей воспитывает один родитель).

За период участия в эксперименте в данных семьях в три раза увеличился среднедушевой доход, улучшились условия проживания, качество жизни и охраны здоровья детей.

Таким образом, улучшение социально-экономического положения семей с детьми, проживающих на территории Астраханской области, с использованием программно-целевого метода обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является действенным инструментом реализации мер по улучшению положения семей с детьми.

Последовательная политика органов государственной власти Астраханской области, направленная на усиление мер государственной поддержки семей и детей, позволила достичь значительных показателей в сфере улучшения их положения. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции

увеличения рождаемости и снижения детской смертности,

улучшения социально-экономического положения семей с детьми,

повышения доступности образования и медицинской помощи для детей,

увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и требуют дополнительных мер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

социальная защита семья дети Социальная защита и социальное обеспечение детей как особые социальные институты современного российского государства являются показателями социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития несовершеннолетнего члена общества и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.

В целом в Российской Федерации вопросы социальной защиты детей и подростков находятся в сфере пристального внимания органов государственной власти. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации согласно статье 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определяются размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка. Дополнительно к мерам государственной поддержки, оказываемой семьям с детьми на федеральном уровне, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации выплачиваются: ежемесячное пособие до достижения ребенком возраста 18 лет; пособие на ребенка одинокой матери; ежемесячное пособие на детей из многодетных семей; пособие на детей — инвалидов, а также семьям, в которых родители являются инвалидами; пособие на детей военнослужащих по призыву, пособие на детей, родители которых уклоняются от алиментов и другим категориям детей.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде материнского (семейного) капитала, введены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который вступил в силу с 1 января 2007 года. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется с учетом темпов роста инфляции.

Вместе с тем приходится признать, что в первую очередь социальная защита детей в нашей стране ориентирована на оперативное решение кризисных жизненных проблем отдельных категорий несовершеннолетних. Представляется, что указанный подход не приводит к созданию эффективной системы социальной защиты детей, поскольку он не направлен на перспективную социальную защиту каждого конкретного ребенка и несовершеннолетнего населения в целом.

По нашему мнению, органам государственной власти Российской Федерации необходимо направить усилия на создание системы высокоэффективной, многопрофильной целевой социальной защиты несовершеннолетних, которая должна, в первую очередь, обеспечивать комплексное разностороннее содействие детям и семьям, воспитывающих несовершеннолетних, в решении различных бытовых проблем, вызывающих потребность в социальной защите со стороны государства, начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достижения им совершеннолетия.

В этой связи социальную защиту детей следует рассматривать как государственную защиту от социальных рисков потери их социального благополучия. Многодетным семьям требуется особое внимание в вопросах оказания социальной поддержки.

Социальная защита детей должна создать такие условия жизни и развития детей, которые бы позволили всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

Особое внимание, по нашему мнению, необходимо уделять детям-сиротам, а также детям из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ и вступительной статьей. — 6-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 205 с.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

2. Волгин Н. А. Социальная политика Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2009. — 736 с.

3. Вопросы социальной защиты детей (на основе анализа законов, нормативных правовых актов и правоприменительной практики). — М.: РОО Православие. Армия. Отечество, 2010. — 52 с.

4. Гартман Н. А. Социальная защита неполных семей в регионе. — Челябинск: Б. и., 2010. — 215 с.

5. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации 2011 год. — М.: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 2012. — 273 с.

6. Гриценко Н. Н. Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник для вузов. — М.: Социальные отношения, 2009. — 239 с.

7. Долженкова Г. В. Основные принципы и источники права социального обеспечения / Курс права социального обеспечения. — М.: Юрайт, 2007. — 187 с.

8. Косевич Н. Р., Апостолова, Т. М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учебник для вузов. — М.: Владос, 2008. — 478 с.

9. Котилко В. Развитие сферы обслуживания для малообеспеченных // Человек и труд. — 2009. — № 12. — С. 26−28.

10. Куприна В. Общественные организации и проблемы адресной помощи // Социальное обеспечение. — 2009. — № 10. — С. 14−18.

11. Курс права социального обеспечения / Под ред. Г. В. Долженковой. — М.: Юрайт, 2009. — 187 с.

12. Лунякова Л. Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // СОЦИС: социологические исследования. — 2010. — № 8. — С. 86−95.

13. Маликов Н. С. О преодолении бедности в отдельных социальных группах населения // Уровень жизни населения регионов России. — 2008. — № 12. — С. 50−51.

14. Микульский К. И. Специфика современных распределительных отношений и проблема бедности в России // Уровень жизни населения регионов России. — 2008. — № 12. — С. 13−18.

15. Министерство социального развития и труда Астраханской области: Итоги работы 2011 г. Основные направления деятельности. — Астрахань: Минтруда и соцразвития, 2011. — 52 с.

16. Митоян А. А. Потребительское поведение семей. Дифференциация, динамика, классификация. — М.: Экономика, 1020. — 144 с.

17. Николаев М. Е. Преодоление бедности, повышение уровня и качества жизни населения — первоочередная задача и главное условие успешного развития России // Уровень жизни населения регионов России. — 2009. — № 12. — С. 10−13.

18. Понятие права социального обеспечения как отрасли права / Захаров, М. Л., Тучкова, Э. Г. Общая часть / Право социального обеспечения России; - 3-е изд. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — 582 с.

19. Савинов А. Н. Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособие для студ. ср. проф. образ. / А. Н. Савинов, Т. Ф. Зарембо. — М.: Высш. шк., 2001. — 192 с.

20. Шабанов В. А. Система социальной защиты в действии // Социальная работа. — 2008. — № 1. — С. 5−9.

21. Явных В. Адресный подход будет усилен // Вопросы социального обеспечения. — 2009. — № 4. — С. 12−16.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой