Правовые аспекты договора франчайзинга в Республике Беларусь
Несмотря на то, что в отдельных случаях франчайзи освобождается от основной массы франчайзинговых платежей за рекламу, в большинстве случаев он обязуется нести расходы по рекламно-пропагандистской деятельности на местном уровне. Ведь в подавляющем числе франчайзинговых договоров реклама имеет исключительно важное значение для успеха как отдельных элементов, так и системы франшизы в целом… Читать ещё >
Правовые аспекты договора франчайзинга в Республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Понятие и классификация договора франчайзинга
- 1.1 Определение франчайзинга и договора франчайзинга
- 1.2 Классификация договора франчайзинга
- 2. Права и обязанности сторон по договору франчайзинга
- 2.1 Права правообладателя и пользователя
- 2.2 Обязанности правообладателя и пользователя
- 3. Ответственность сторон в договоре франчайзинга и его прекращение
- 3.1 Ответственность правообладателя
- 3.2 Ответственность пользователя
- 3.3 Ответственность перед третьими лицами
- 3.4 Изменение и прекращение договора франчайзинга
- Заключение
- Список использованных источников
Каждый субъект хозяйствования в процессе подготовки или осуществления предпринимательской деятельности рано или поздно сталкивается с проблемой выбора сферы своей деятельности.
Не каждый из них может с легкостью выбрать наиболее выгодный вид предпринимательства. Ведь для начала любой деятельности необходим стартовый капитал, необходима реклама, выбор торговой марки и способа ее продвижения, а также стиль брэндинга.
Возникшее в середине двадцатого века понятие «франчайзинг» при грамотном подходе может значительно облегчить этот тяжелый выбор для будущей деятельности.
Франчайзинг представляет много преимуществ для субъекта хозяйствования, который намеревается работать именно по этой схеме:
1) у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками;
2) быстрое и эффективное начало бизнеса;
3) поддержка в период перед открытием бизнеса и в последующем;
4) возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера;
5) определенные четкие территориальные границы ведения бизнеса.
Всё выше сказанное предопределило выбор темы и цель данной работы:
ознакомление с договором франчайзинга, классификацией и основными положениями договора. Объектом курсовой работы является договор франчвйзинга
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных задач:
1) определить понятие договора франчайзинга и классифицировать его;
2) выделить права и обязанности сторон договора франчайзинга;
3) рассмотреть ответственность сторон договора франчайзинга.
Также нужно отметить, что литературы по вопросу крайне мало, и она в основном освещает саму проблему, а не ее прикладное использование.
1. Понятие и классификация договора франчайзинга
1.1 Определение франчайзинга и договора франчайзинга
Часто владелец патентов, товарных знаков и других форм интеллектуальной собственности желает использовать их в своем государстве или за границей, выдавая на них лицензии другим лицам, — это называется лицензионным соглашением. Преимущество такого вида использования прав на интеллектуальную собственность заключается в том, что лицензиат обеспечивает необходимое финансирование и принимает коммерческий риск сделки.
В том случае, если для маркетинговых целей важно, чтобы лицензиат функционировал под фирменным именем лицензиара, во многих странах мира используется специальная форма лицензирования, известная под названием «франшизирование» или «франчайзинг» .
Франчайзинг, как особый способ ведения бизнеса, завоевывает все большие территории, получая признание по всему миру. Популярность франчайзинга во многом объясняется присущими ему эффективностью и высокой устойчивостью вновь образующихся предприятий. Франчайзинг полезен как для желающих начать собственный бизнес, так и для тех, кто уже достиг успеха в своем деле и стремится быстро расширить его без существенных дополнительных инвестиций.
Что же представляет собой современный франчайзинг? Сформулировать единое определение франчайзинга достаточно сложно. По емкому замечанию В. Кора, франчайзинг — это понятие-хамелеон [20], содержание которого меняется в зависимости от вида рассматриваемых отношений. При этом одни исследователи дают определение самого франчайзинга, другие раскрывают отношения по франчайзингу через определение договора, которым опосредуются такого рода отношения. Сказанное применимо и к уровню отдельных государств, законодательство которых содержит определение либо франчайзинга (или франшизы), либо договора франчайзинга.
Эксперты Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) определяют франшизу как «договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение.
Договор франчайзинга можно рассматривать и как «соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций» [9, c. 20].
В соответствии со ст. 910 ГК Республики Беларусь по договору франчайзинга одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя. [1]
До недавнего времени франчайзинг в Республике Беларусь был лишь декларативным договором, то есть такой договор мог заключаться только в случаях, предусмотренных законодательством, то есть в случаях, которые фактически отсутствовали.
Несмотря на всеобщее признание и огромную популярность во всем мире, использование франчайзинга как особого способа ведения бизнеса в Беларуси остается незначительным. Сложившуюся ситуацию отчасти можно объяснить «молодостью» данного договорного института. Однако большинство исследователей объясняют нераспространенность франчайзинга в Беларуси правовыми проблемами — недостаточной правовой регламентацией франчайзинговых отношений, отсутствием специального закона о франчайзинге.
Понятие «франчайзинг» появилось в белорусском праве с принятием в 1998 г. нового Гражданского кодекса (ГК). Однако первоначально законодатель ограничился лишь тем, что в ст. 910 ГК дал определение договору франчайзинга, установив, что отношения по франчайзингу «регулируются законодательством». Отсылка на специальное законодательство сама по себе не создавала проблем для использования франчайзинга в коммерческой практике. Однако законодатель одновременно установил, что договор франчайзинга может быть заключен только в случаях, предусмотренных законодательством. А поскольку такое законодательство не было принято, заключение указанного договора для белорусских субъектов хозяйствования оставалась de-jure невозможным.
26 февраля 2005 г. вступил в силу Закон РБ № 316−3 «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс РБ (далее — ГК) по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства» от 18.08.2004 г. Этот документ детально регламентирует отношения франчайзинга.
Указанный Закон, в частности, расширил сферу применения договора франчайзинга, определил его предмет, стороны, требования к форме и регистрации договора, основные обязанности правообладателя и пользователя, ограничения их прав, положения об изменении и прекращении договора франчайзинга.
франчайзинг договор беларусь правовой Договор франчайзинга представляет собой предпринимательскую сделку, поэтому его сторонами могут быть лишь субъекты предпринимательской деятельности. Он является двусторонним, возмездным, консенсуальным и представляет собой срочную сделку.
Цель договора — содействовать продвижению на рынке определенных товаров, в частности высокотехнологического оборудования, которое, как правило, является средством производства других товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Сторонами по договору комплексной предпринимательской лицензии являются правообладатель и пользователь. Ими могут быть коммерческие организации, граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Правообладатель — это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю за вознаграждение, т. е. он использует свои исключительные права в процессе коммерческой деятельности. Следовательно, правообладателем должно быть лицо, официально зарегистрированное в качестве предпринимателя.
В роли пользователя выступает лицо, получающее возможность использовать исключительные права, но так как эти права ему нужны для продвижения товаров на рынке, следовательно, пользователь также должен быть предпринимателем в момент заключения договора франчайзинга [7, c.834].
Предметом договора франчайзинга является предоставление правообладателем пользователю за вознаграждение комплекса исключительных прав, перечень которых не является исчерпывающим. В частности, договором может быть предусмотрена передача прав на следующие объекты:
1) фирменное наименование;
2) товарный знак (знак обслуживания);
3) изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
4) объекты авторского права;
5) нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау).
Предметом договора франчайзинга могут быть и такие объекты интеллектуальной собственности, как определенная коммерческая информация и опыт организации той или иной коммерческой деятельности, включающие в себя профессиональное обучение персонала, инструктажи по различным аспектам организации коммерческой деятельности: управление, создание сбытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживании клиентуры, приготовление фирменных блюд и т. п.
Предметом договора франчайзинга являются только права, которые могут выступать в качестве объектов имущественных сделок. Очевидно, что к таковым не относится деловая репутация пользователя, но она оказывает непосредственное влияние на стоимость передаваемых прав.
Цена (вознаграждение) является существенным условием договора франчайзинга и определяется исходя из внесения в договор тех исключительных прав, которые предоставляются. При этом платежи могут быть фиксированные, разовые и периодические, отчисления от выручки и др. [7, c.834].
До вступления соответствующих изменений в ГК, основной формой заменяющей франчайзинг было создание иностранных и совместных предприятий, поэтому даже известные брэнды, такие как «McDonald's» и «Coca-Cola» не были представлены на белорусском рынке по классической франчайзинговой схеме.
Договор франчайзинга очень часто путают с другими видами договоров, так как он содержит элементы различных договоров: лицензионного, договора о совместной деятельности, договора комиссии, агентского договора и т. д. Новизна отношений франчайзинга и их недостаточное правовое и нормативное регулирование может привести к смешению отношений по другим договорам.
Лицензионный договор предусматривает использование прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности; по договору франчайзинга комплекс передаваемых прав не ограничен. Лицензионный договор имеет более узкую направленность и не обязывает участников работать в одной системе; условия договора франчайзинга исходят из единой для сторон целевой установки развития и расширения системы. Условия лицензионного договора являются лишь частью договора франчайзинга. Изменение правовых положений не является основанием для расторжения договора франчайзинга в полном объеме; действие прекращают лишь те позиции, которые относятся к прекратившему действие праву, чего не происходит при лицензионном договоре.
Договор о совместной деятельности предполагает совпадение конечных интересов партнеров и постоянное их сотрудничество в рамках договора; по договору франчайзинга сотрудничество сторон имеет другой характер и ограничительные для сторон обязательства.
Схожесть с договором комиссии и агентским договором заключается в аналогичных целях; при этом договор франчайзинга не содержит элементов представительства или комиссии, так как стороны действуют только от своего имени, в своих интересах и за свой счет.
Франчайзинг не должен трансформироваться в какой-либо другой вид договора. Надо четко представлять, что франчайзинг не сводится к одному договору. Это система отношений, которая должна быть унифицирована, и на членов этой системы должны быть перенесены все соответствующие элементы. [13, c.61]
Франчайзинг можно рассматривать как комплексный договор, совмещающий в себе элементы пользования правами на интеллектуальную собственность, оказания услуг, купли-продажи, отношений простого товарищества. Он регламентирован как самостоятельный тип договора. Поскольку франчайзинг является разновидностью лицензионных договоров, к нему субсидиарно должны применяться правила специальных законов об охране исключительных прав.
Передача прав на пользование объектами интеллектуальной собственности включает их фактическую и юридическую передачу. Фактическая передача представляет собой передачу правообладателем пользователю всей технической и коммерческой документации, а также предоставление в объективированной форме иной информации, необходимой пользователю для осуществления им прав, предоставленных по договору.
Юридическая передача прав заключается в оформлении этой передачи в порядке, установленном национальным законодательством [15, c.67].
Данный договор должен быть заключен в письменной форме и подлежит регистрации в патентном органе. Таким патентным органом в Республике Беларусь является государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности». Регистрации подлежат также изменение договора франчайзинга (ст.910−7 ГК), досрочное расторжение договора франчайзинга, заключенного с указанием срока, и расторжение договора, заключенного без указания срока (ст.910−11 ГК). В соответствии с пунктом 3 статьи 403 Кодекса данный договор будет считаться заключенным с момента его государственной регистрации.
Любые изменения и дополнения, вносимые в договор франчайзинга, также необходимо регистрировать в патентном органе. Изменения и дополнения, вносимые в договор франчайзинга, а также порядок его расторжения осуществляются по общим правилам, установленным главой 29 Кодекса. Каждая из сторон договора франчайзинга, заключенного без указания срока, вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором франчайзинга не предусмотрен более продолжительный срок. Кроме того, действие договора франчайзинга прекращается в случае прекращения права на фирменное наименование без замены его новым фирменным наименованием.
23.01.2006г. в Республике Беларусь был официально зарегистрирован патентным органом первый договор франчайзинга между ООО «НТС» (резидент Республики Беларусь, оператор сети универсамов «Корзинка» (Франчайзер) и ОАО «ЦЕНТР» (франчайзи). Предметом договора стала передача фирменного наименования «НТС», способов ведения бизнеса в розничной торговле и ряда товарных знаков. Со временем НЦИС зарегистрировал еще несколько договоров франчайзинга и на сегодняшний день их количество достигло более двадцати двух. Самый крупный отечественный франчайзор — компания «Электросервис и Ко» (торговая марка «Электросила»), работающий в области розничной торговли бытовой техники, — имеет десять зарегистрированных договоров франчайзинга.
В настоящее время на белорусский рынок выходит известный британский франчайзер «MotherCare» с намерением запустить на основании договора франчайзинга сеть фирменных магазинов реализующих товары для мам и малышей. Рассматривает возможность использовать договора франчайзинга и ряд фирменных магазинов одежды Павильона «Модный Мол» (ТЦ Корона/ООО Табак-инвест).
В Минске и Могилеве открыты магазины под торговым знаком известного российского франчайзера «Спортландия» .
Итак, исходя из общего определения договора франчайзинга и практики его применения, договор международного франчайзинга характеризуется следующими основными признаками:
1) представляет собой вид предпринимательской сделки, вследствие этого его сторонами могут быть лишь коммерсанты (предприниматели);
2) является взаимообязывающим договором, то есть права и обязанности по данному договору возникают как у франчайзера, так и у франчайзи;
3) рассматривается как комплексный договор, совмещающий в себе элементы пользования правами на интеллектуальную собственность, оказания услуг, купли-продажи, отношений товарищества (партнерства);
4) вследствие своего предпринимательского характера договор франчайзинга является возмездным;
5) представляет собой, как правило, срочную сделку;
6) характеризуется только ему присущим предметом сделки, которым является «деловой комплекс» — система осуществления предпринимательской деятельности, включающая в себя права на интеллектуальную собственность — фирменное наименование, товарный знак, ноу-хау (коммерческая тайна) — и иные промышленные права, а также авторские права и информацию, позволяющую определенным способом производить или продавать товары либо оказывать услуги потребителям;
7) является в чистом виде меновой сделкой, то есть интересы его сторон, хотя и противоположны, однако наряду с этим присутствует общая заинтересованность франчайзера и франчайзи в успешном осуществлении деятельности франчайзи (особенно в случае выплаты вознаграждения в виде процента от полученной франчайзи прибыли) [16, c.527].
1.2 Классификация договора франчайзинга
Общепринято выделять три основные формы франчайзинга в зависимости от того, на что распространяется передаваемое от франчайзера к франчайзи право:
1) товарная — исторически первая форма франчайзинга, которая предполагает передачу права продажи товаров франчайзера под его торговой маркой, или другими словами, фирма-производитель спонсирует создание различной франчайзинговой системы (подобно созданной в автомобильной индустрии компаниями Ford и General Motors);
2) производственная — при которой фирма-производитель (франчайзер) спонсирует создание оптовой франчайзинговой системы (подобно созданной в индустрии безалкогольных напитков); примером здесь может служить компания Coca-Cola, которая продает оптовикам лицензии на производство своего напитка, и те, в свою очередь, из концентрата сиропа изготавливают, разливают в бутылки и продают конечный продукт розничным продавцам на местных рынках;
3) деловая — наиболее быстроразвивающаяся форма, которая связана с передачей права на использование имени франчайзера, его производственной или маркетинговой технологии в сфере услуг, то есть фирма-производитель услуг спонсирует розничную франчайзинговую систему; примеры данной формы франчайзинга можно найти среди компаний, сдающих в аренду автомобили (Herts, Avis), системы быстрого питания (МсDonald's) и системы отелей (Holliday Inn, Ramada Inn) [15, c.68].
Выделяют также:
1) дочерний франчайзинг. Предполагает организацию и поддержку независимого бизнеса под покровительством крупной ведущей фирмы;
2) конверсионный франчайзинг. Смысл его в том, чтобы постепенно происходила конверсия (превращение) системы сбыта товаров широкому кругу оптовых и розничных торговцев в такую систему, когда сбыт продукции производится только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзера.
В зависимости от того, сколько видов бизнеса предоставляется, различают франчайзинг:
1) индивидуальный. Его суть в том, что лицензия продается только на один вид бизнеса;
2) региональный. Предполагает создание двух — или трехуровневых франчайзинговых структур, которые функционируют в определенном регионе и имеют единое головное предприятие.
Региональный франчайзинг подразделяется:
на франчайзинг с владением многими предприятиями. В этом случае ведущая фирма и ее партнер заключают договор на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым партнер имеет право открывать свои предприятия в определенном районе;
субфранчайзинг, когда головное предприятие имеет договор с партнером, который одновременно является субфранчайзером. Последний привлекает других партнеров на основе договорных отношений и т. д. (Колбасин)
Из изложенного следует, что выгоду от заключения таких договоров имеют обе стороны. Для франчайзера это расширение бизнеса без больших финансовых затрат, получение дохода и дополнительной прибыли за счет предоставления комплекса исключительных прав. Для другой стороны такая система отношений выгодна тем, что она имеет возможность вести свой бизнес под торговой маркой (товарным знаком, знаком обслуживания и т. п.), имеющей хорошую репутацию на рынке, снижать затраты на рекламу и т. д
2. Права и обязанности сторон по договору франчайзинга
Зачастую деловая практика содержит нюансы, не всегда учитываемые законодательством. И это не удивительно — формулировки законов строги и лаконичны, они не могут быть всеобъемлющи и регламентируют лишь основные, характерные черты тех или иных отношений. Да и бизнес развивается быстрее права, ведь гражданское законодательство не создает, а лишь опосредует экономические процессы и отношения, возникающие в обществе [6, c.26]
В связи с этим права и обязанности договора франчайзинга определяются не только национальными законодательствами сторон, но и указываются по желанию сторон, а также с учетом сложившихся традиций, непосредственно в договоре.
Естественно, что каждая из сторон при заключении каждого конкретного договора старается закрепить в договоре удобные для себя права и обязанности.
Рассмотрим права и обязанности франчайзера и франчайзи, которые по устоявшейся традиции принято вносить в международные договоры франчайзинга.
2.1 Права правообладателя и пользователя
Франчайзер (правообладатель), как правило, оставляет за собой право:
1) прямо или косвенно предлагать и осуществлять поставки любому покупателю или потенциальному покупателю товаров, за исключением прямой поставки в пределах определенной территории. Франчайзер оставляет за собой безусловное право поставки товаров и не несет ответственности за появление товаров на территории франчайзи.
2) в любое время изменять цены на товары и условия продажи. Т. е. франчайзи ведет самостоятельную коммерческую деятельность по собственному усмотрению;
3) изменять качественные характеристики товаров, прекращать производство некачественных товаров. Т. е. франчайзи, заключив договор франчайзинга не обязуется тем самым постоянно производить одинаковую номенклатуру товаров;
2) по окончании финансового года проводить аудит финансовой и бухгалтерской отчетности франчайзи (включая право на изготовление копий) за свой счет. В случае несвоевременной сдачи отчетности и задержки платежей (на срок указанный в договоре) франчайзер имеет право на проведение аудита в любое удобное время, расходы на проведение которого оплачивает франчайзи [13, c.84].
3) имеет право контролировать соблюдение франчайзи общепринятых для конкретного типа производства технологических, санитарных и других норм при производстве продукта (оказании услуг). В случае, если указанные нормы франчайзи систематически нарушаются, франчайзер (либо его уполномоченный представитель) после предупреждения вправе немедленно в одностороннем порядке отменить действие договора в части предоставления права использования товарного знака. Акт нарушения технологии оформляется инспектором франчайзера в двух экземплярах за его подписью [6,c.27];
4) разрешать своим лицам иметь личный доступ к документам, относящимся к бизнесу, в течение всего срока действия договора.
5) контролировать содержание рекламы при проведении франчайзи рекламной кампании самостоятельно [13, c.75].
По поводу последнего следует заметить, что белорусское законодательство о лицензировании товарных знаков закрепляет за лицензиаром — владельцем знака право контроля за качеством товаров, выпускаемых лицензиатом (пользователем), на которых помещен товарный знак (п. 2 ст.27 Закона «O товарных знаках и знаках обслуживания»).
Франчайзи (пользователь) обычно наделяется следующими правами:
1) самостоятельно устанавливать цены на товары и оказываемые услуги, но с учетом методов ценообразования франчайзера и соображений коммерческой целесообразности;
2) вносить предложения по совершенствованию системы, и, если они будут положительно оценены франчайзером и распространены на систему, франчайзи имеет, выплачиваемую франчайзером [13,c.79];
3) по прошествии установленного договором срока вносить (по согласованию с франчайзером) изменения в ассортиментный перечень товаров, услуг изменения, разрабатывать новые методы и технологии производства товаров и оказания услуг. Так, например, во франчайзинговой системе «Дока-Пиццы» франчайзи на этапе освоения производства пиццы обязан в течение установленного срока использовать только рецептуру франчайзера. Однако в дальнейшем франчайзи не связан предоставляемыми франчайзером рецептурами и вправе самостоятельно работать в области создания новых оригинальных рецептов приготовления продуктов. Однако, как член франчайзинговой системы «ДОКА-ПИЦЦА», франчайзи должен предварительно ознакомить со своей рецептурой франчайзера и получить его заключение [6, c.34].
2.2 Обязанности правообладателя и пользователя
Франчайзер обязан:
1) обеспечить регистрацию договора в установленном порядке;
2) не предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав, предусмотренных договором, для их использования на закрепленной за франчайзи территории, указанной в приложении к договору. Территория определяется исходя из интересов сторон и обозначается на карте. Карта является неотъемлемой частью договора. Это очень важно, так как франчайзёр не имеет права заключения аналогичных договоров на этой территории;
3) в минимально возможный срок обязуется уведомить франчайзи об утрате права на товарный знак или его изменение;
4) проводить программу маркетинга, продвижения товарного знака с помощью методов, которые считает приемлемыми, используя средства рекламного взноса;
5) по письменной просьбе франчайзи представляет ему сметы всех расходов на рекламу и маркетинг за любой финансовый год в течение срока действия договора [6,c.76];
6) провести достаточную начальную подготовку франчайзи, а при необходимости, и его служащих. Возможна также последующая переподготовка уже после открытия предприятия. Обучение, проводимое владельцем франшизы, может включать следующие аспекты:
а) Подготовка по вопросам сбыта. Франчайзер обучает франчайзи организовывать сбыт его товаров, продавать и рекламировать их, знакомит его с преимуществами своих товаров над другими и дает рекомендации по их использованию;
б) Обучение по вопросам технологии. Франчайзер проводит обучение по технологии изготовления или переработки продуктов и способам их доставки потребителям;
в) Обучение по вопросам ремонта. Франчайзеру часто приходится обучать франчайзи ремонту продаваемого товара, а также обеспечивать его в достаточном количестве запасными частями, диагностической и сервисной аппаратурой;
г) Обучение по вопросам общей торговли. Франчайзер может обучать франчайзи ведению бухгалтерского учета, составлению отчетов по инвентаризации, продаже в кредит, кадровым вопросам, налогам и прочим финансовым и административным операциям [6,c.39];
7) в случае необходимости проведения дополнительного обучения для руководителей и сотрудников франчайзи, франчайзер оказывает поддержку в выборе тематики обучения, которое оплачивается за счет франчайзи;
8) проводит консультации по установке оборудования, оформлению помещений и сопредельной территории. Изменения всех типов, дополнения и переустройство могут производиться только с письменного согласия франчайзера;
9) оказывает содействие (при необходимости) в осуществлении заказов на оборудование, консультирует по вопросам приобретения оборудования по лизингу, в аренду. Всю ответственность по окончательному выбору оборудования и поставщика оборудования, а также затраты на оформление и приобретение осуществляет франчайзи за свой счет. Это для варианта, если сам франчайзер не является арендодателем или лизингодателем;
10) консультирует франчайзи по вопросам разработки бизнес-планов и инвестиционных проектов. Разработка бизнес-планов и инвестиционных проектов по письменному требованию франчайзи может осуществляться франчайзером за счёт франчайзи;
11) осуществляет контроль качества товаров (работ, услуг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) франчайзи на основании договора;
12) обязуется не конкурировать с франчайзи на территории, на которую распространяется действие договора [13, c.78];
13) не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории. Однако, устанавливая подобные ограничения, стороны должны иметь в виду, что их договорные условия, направленные на ограничение конкуренции, могут подпадать под действие нормативных положений о конкуренции и быть признаны недействительными. Поэтому любые положения договора франчайзинга должны соответствовать законодательству о конкуренции. Так, законодательством Республики Беларусь (ст. 6 Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034;ХП «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 364−31) запрещается и в установленном порядке признается недействительным заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом:
а) раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
б) исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
в) необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
г) необоснованное ограничение производства товарок, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
д) осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение сохранение или усиление доминирующего положениям товарных рынках;
е) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
ж) иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию);
Франчайзи обязуется:
1) незамедлительно оформить организацию в соответствии со стандартами франчайзера;
2) соблюдать инструкции и указания франчайзера, направленные на обеспечение соответствие характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав характеру их использования франчайзером, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений и площадей, используемых франчайзи для осуществления своей деятельности по договору [13, c.77];
3) не разглашать секреты производства и другой предоставленной ему правообладателем конфиденциальной коммерческой информации. Поскольку любая коммерческая информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность только в случае неизвестности ее третьим лицам (ст. 140 ГК), сохранение ее в тайне является важной предпосылкой как для расширения бизнеса правообладателя, так и для успешного ведения бизнеса самим пользователем [8, c.685].
4) Со всеми своими сотрудниками, имеющими доступ к конфиденциальной информации, франчайзи обязан заключать соглашение о неразглашении информации и не принимать на работу в организацию ни одно лицо без подписания соглашения о неразглашении. Форма соглашения одобряется франчайзером;
5) покупать товары в соответствии с процедурой заказа и условиями продажи франчайзера (если речь идет о франчайзинге товара);
6) Франчайзи обязуется работать по согласованной с франчайзером программе производства (если речь идет о производственном франчайзинге);
7) оказывать покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у франчайзера или в системе его дочерних организаций [13,c.78];
8) выполнять план развития, если подобный включен в договор. План развития определяет количество единиц франшизы, магазинов или других рынков сбыта, которые франчайзи должен открыть по условиям договора в согласованный срок. От своевременного открытия единиц франшизы зависит не только доход обеих сторон договора, но и формирование клиентуры, размер доли участия в рынке. В договоре франчайзинга можно оговорить условие, по которому отклонение от согласованного плана развития может привести к ограничению или утрате статуса исключительного права франчайзи [6,c.31];
9) не чинить препятствий франчайзеру или его уполномоченным представителям в любое время инспектировать товар, проверять и брать образцы на анализ [13,c.78];
10) обеспечить соответствие качества реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям франчайзера. Например в договоре о франчайзинге НПФ «Дока-Пицца» предусмотрено, что франчайзи высоким качеством производимого продукта (пиццы) обязуется поддерживать и укреплять авторитет торговой марки франчайзера, соблюдать технологические инструкции и санитарные нормы, при производстве пиццы использовать пищевые продукты, отвечающие установленным санитарным и гигиеническим требованиям качества. Условия относительно контроля качества товаров или услуг франчайзи франчайзер обычно оговаривает в договоре и инструкции по эксплуатации и требует права на инспектирование работы франчайзи. Одним из основных методов контроля, используемых во франчайзинговой деятельности, является истребование у франчайзи отчетов о проводимых им мероприятиях в рамках франшизированного бизнеса. Отчетность включается в договор как обязанность франчайзи, обычно с указанием конкретных сроков исполнения [6,c.33];
11) предоставлять франчайзеру или его доверенным лицам полный, свободный и неограниченный доступ в служебные помещения в целях проверки соответствия ведения бизнеса предусмотренным договором нормам и внутренним стандартам;
12) не отчуждать, перепоручать, закладывать, вносить в другие организации в виде вклада свои права и обязанности по договору без предварительного письменного согласия франчайзера;
13) не позволять любой другой организации осуществлять деятельность на своих площадях и не расширять направления деятельности без согласования с франчайзером. Франчайзи гарантирует, что деятельность, осуществляемая на его площадях, будет предметом договора;
14) обеспечивать периодическое обучение своих сотрудников, необходимое для поддержания уровня квалификации;
15) информировать франчайзера о состоянии конкуренции на сопредельных с ним территориях и сообщать другую информацию, имеющую отношение к продукции и рынкам сбыта;
16) вести бухгалтерские книги и документы отдельно от документов, имеющих отношение к вопросам, не связанным с деятельностью в качестве франчайзи;
17) вести документацию и составлять отчетность, используя при этом стандартные формы, рекомендуемые франчайзером, и предоставлять франчайзеру отчетность в сроки и способом, согласованные с франчайзером;
18) своевременно вносить плату по договору;
19) своевременно производить оплату всем поставщикам, согласованным с франчайзером, и незамедлительно ставить в известность франчайзера о неспособности выполнить свое обязательство;
20) своевременно вносить арендную плату и иные платежи, предусмотренные договором аренды. Для варианта, если договор аренды предусмотрен или будет заключен в течение всего срока действия договора;
21) не нарушать и не срывать ни одного из условий лизинга. Для варианта, если отношения лизинга предусмотрены или возникнут в течение всего срока действия договора;
22) своевременно оплачивать все дополнительные услуги, оказываемые франчайзером;
23) предоставляет франчайзеру сведения об имеющихся договорах страхования и справки о выплате страховых сумм;
24) информировать франчайзера о резком ухудшении своего финансового положения;
25) укомплектовать свою организацию достаточным количеством работников с целью обеспечения эффективной деятельности и нормального графика работы;
26) к моменту регистрации договора оформить все права на пользование земельным участком и имуществом, а также получить все лицензии на право заниматься предусмотренной деятельностью;
27) содержать все помещения и территорию в хорошем состоянии, т. е. осуществлять текущий ремонт, оформлять интерьер и поддерживать порядок, проводить работы по озеленению территории и т. д.;
28) консолидировать рекламную и маркетинговую политику с политика франчайзера [13,c.78].
Несмотря на то, что в отдельных случаях франчайзи освобождается от основной массы франчайзинговых платежей за рекламу, в большинстве случаев он обязуется нести расходы по рекламно-пропагандистской деятельности на местном уровне. Ведь в подавляющем числе франчайзинговых договоров реклама имеет исключительно важное значение для успеха как отдельных элементов, так и системы франшизы в целом, поскольку обеспечивает продолжительную потребность в товарах или услугах единиц франшизы. В связи с этим франчайзер требует, чтобы франчайзи брал на себя определенные расходы по рекламе. Так, например во франчайзинговом договоре «Дока-Пицца» франчайзи обязуется, исходя из своих возможностей и необходимости, проводить рекламную кампанию для себя в своем регионе, а также ежемесячно перечислять указанную в договоре сумму в рекламный фонд франчайзинговой системы «Дока-Пицца» ;
29) выступать под фирменным наименованием правообладателя, указывая фирму на ярлыках товаров, в документации, рекламных материалах, на вывесках, а также любым иным, обусловленным в договоре, образом. Однако франчайзер не вправе вводить потребителя в заблуждение и должен информировать его о том, что торговля товаров или иная деятельность осуществляется им по договору о франчайзинге [6,c.35].
Итак, каждая из сторон договора франчайзинга наделена правами и обязанностями. При этом, если одна сторона несет обязанности, то соответственно другая сторона имеет права.
3. Ответственность сторон в договоре франчайзинга и его прекращение
Правообладатель и пользователь по договору франчайзинга несут ответственность как друг перед другом, так и перед третьими лицами по договорам, заключенным с ними. Ответственность правообладателя и пользователя друг перед другом устанавливается договором франчайзинга и наступает в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых ими на себя обязанностей.
Законодательство урегулировало также вопросы ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю. Ст.910−6 ГК устанавливает, что правообладатель несет субсидиарную ответственность (т.е. дополнительную к ответственности пользователя) по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Данные положения законодательства являются императивными и не могут быть изменены соглашением сторон.
Можно не согласиться с возможностью возложения солидарной ответственности на правообладателя в любом случае. Если говорить о причинении вреда потребителю ненадлежащим качеством товара, то такая возможность предусмотрена Законом «О защите прав потребителей». Однако правообладатель не может полностью нести ответственность за действия самостоятельного субъекта хозяйствования, и, благодаря некачественно произведенной продукции правообладатель и так получает убытки, а на него еще дополнительно возлагаются негативные последствия за действия другого лица. На наш взгляд, данное положение закона должно быть изменено, тем более что любой потребитель знает о том, что вступает в отношения с самостоятельным субъектом хозяйствования, но под фирменным наименованием правообладателя, что уже обеспечено императивностью нормы законодательства о необходимости пользователя информировать потребителей наиболее очевидным для них способом о использовании средств индивидуализации франчайзи на основании договора франчайзинга.
3.1 Ответственность правообладателя
Если же сторонами в договоре не предусмотрено никаких специальных санкций, то по действующему законодательству Республики Беларусь виновная сторона, в соответствии со статьями 366, 372 ГК Республики Беларусь, будет нести ответственность исходя из общих правил ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных гл. 25 ГК Республики Беларусь [8,c.38].
Франчайзер не несет никакой ответственности за действия франчайзи, включая его договорные отношения с третьими лицами, не относящиеся к условиям договора [13,c.77].
Франчайзер несет ответственность перед франчайзи:
1) субсидиарную по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), производимых, реализуемых (выполняемых, оказываемых) франчайзи в рамках договора;
2) солидарную по требованиям, предъявляемым к франчайзи как к изготовителю продукции, если товар поступил франчайзи из системы франчайзера.
3.2 Ответственность пользователя
Франчайзи обязуется выполнять обязанности, принятые на себя заключением договора франчайзинга.
В случае невыполнения своих обязанностей франчайзи несет ответственность, предусмотренную в договоре (пример подобной ответственности можно привести из франчайзингового договора НПФ «Дока-Пицца». В договоре предусмотрено, что за разглашение предоставленной франчайзером конфиденциальной информации (в частности рецептуры) посторонним лицам франчайзи исключается из франчайзинговой системы «Дока-Пицца» и уплачивает франчайзеру штраф в размере, обусловленном договором.), либо согласно национальному законодательству (исходя из общих правил ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных гл. 25 ГК).
3.3 Ответственность перед третьими лицами
Франчайзи, занимающийся оказанием услуг на своей территории, несет ответственность за их качество и эффективность.
Обычно, качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) франчайзи, должно быть не ниже, чем у франчайзера. Последний, в свою очередь, обязан контролировать качество товаров (работ, услуг), если договором франшизы не предусмотрено иное. При таких обстоятельствах логично установление особой ответственности франчайзера перед третьими лицами за ненадлежащее качество товаров (работ, услуг). Такая ответственность может быть как субсидиарной, так и солидарной с франчайзи [13,c.77].
В частности. Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» предусмотрено, что производитель товара (правообладатель) несет имущественную ответственность наряду с продавцом товара (пользователем) перед потребителем за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, вследствие конструкционных, производственных и иных недостатков товаров, а также применения материалов, оборудования, инструментов, приспособлений либо иных средств, не обеспечивающих безопасность жизни, здоровья или имущества потребителя [8, c.687]
3.4 Изменение и прекращение договора франчайзинга
Законодательство определяет также основания, при наличии которых договор франчайзинга может быть изменен (помимо оснований, которые являются общими для всех гражданско-правовых договоров).
Договор изменяется, когда в случае изменения правообладателем своего фирменного наименования договор франчайзинга сохраняется и действует в отношении нового фирменного наименования правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков (ст.910−9 ГК). В случае продолжения действия договора франчайзинга пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения. Изменение фирменного наименования может повлечь для пользователя существенные убытки, поскольку свои инвестиции вкладывались именно под ранее существующее фирменное наименование, а затраты на продвижение нового фирменного наименования правообладателя могут быть сопоставимы с затратами на продвижение своего собственного фирменного наименования. При этом право выбора сохранения договора или его расторжения принадлежит исключительно пользователю;
Если в период действия договора франчайзинга истек срок действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, за исключением прекращения права на фирменное наименование без замены его новым фирменным наименованием, либо такое право прекратилось по иному основанию, договор франчайзинга продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву, а пользователь, если иное не предусмотрено договором франчайзинга, вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения (ст.910−10 ГК).
Гражданский кодекс предусматривает также специальные основания для прекращения договора франчайзинга.
В силу ст.910−11 ГК каждая из сторон договора франчайзинга, заключенного без указания срока, вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.
Договор франчайзинга прекращается в случае смерти в случае смерти правообладателя — индивидуального предпринимателя и перехода в установленном законодательством порядке его прав и обязанностей по договору франчайзинга к наследнику договор франчайзинга прекращается, если наследник не зарегистрирован в течение шести месяцев со дня открытия наследства в установленном законодательством порядке в качестве индивидуального предпринимателя (ст.910−8 ГК).
Действие договора франчайзинга прекращается также в случае прекращения права на фирменное наименование без замены его новым наименованием (ст.910−10 ГК).
Франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзера. Франчайзинговый договор также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течение определенного времени. Это ограничение необходимо тщательно проработать, чтобы им можно было воспользоваться.
Заключение
В заключение курсовой работы хотелось бы кратко изложить вытекающие из нее основные положения, свидетельствующие в пользу высокой эффективности этого метода ведения бизнеса и необходимости детальной регламентации договора франчайзинга в законодательстве Республики Беларусь.
В ходе работы определено понятие договора франчайзинга, проанализированы основные права и обязанности франчайзи и франчайзера, а так же ответственность сторон договора и условия изменения и прекращение договора.
Итак, франчайзинг позволяет франчайзеру увеличивать число торговых точек, распространяющих товар или услугу, предлагаемых его организацией, при минимальных капитальных вложениях, так как деньги в бизнес в основном вкладывает франчайзи. Кроме того, зависимость франчайзи от исключительных прав франчайзера и принятые им на себя обязательства придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже, чем у франчайзера, позволяют последнему контролировать франчайзинговую сеть до такой степени, как если бы это была его собственная, фирменная дистрибьюторская сеть. Налицо и результат: франчайзи, ежечасно рискующий собственным капиталом, как правило, действует гораздо эффективнее, чем служащий фирмы. В этом кроется объяснение стремительного распространения системы франчайзинга.
От франчайзинга объективно выигрывает и третья заинтересованная сторона: во-первых, общество в целом, получающее в лице франчайзи широкую прослойку мелких предпринимателей — собственников (взамен наемных трудящихся); и, во-вторых, рядовой потребитель, заказчик, клиент, которому товары и услуги предлагаются не на единообразных условиях фирменной торговли и сервиса, а на индивидуальных условиях множества независимых франчайзинговых «точек» и «единиц», среди которых всегда можно найти товар подешевле, а услугу — доступнее при гарантированно высоком качестве.
Как видим, эффективность франчайзинга налицо, поэтому данная система, получившая столь широкое распространение во всем мире, должна найти свое применение и в Беларуси. Для этого имеются и весомые предпосылки. С одной стороны — реформирование и модернизация экономики, рост предпринимательской активности, с другой стороны — наличие основополагающей законодательной базы и усиливающиеся процессы законотворческой деятельности. Уже сегодня наиболее дальновидные иностранные корпорации активно осваивают белорусский рынок, который сейчас достаточно насыщен товарами и услугами зарубежного производства.
Конечно, хотелось бы видеть на нашем рынке больше отечественных торговых марок, товаров, услуг, однако, реально ли сейчас белорусскому предприятию достигнуть такого уровня качества и объема производства, чтобы стать заинтересованным в установлении договорных отношений франчайзинга?
Очевидно, что и в Республике Беларусь франчайзинг так же окажется эффективным способом реализации различных идей и проектов и будет иметь большое значение для становления нового класса предпринимателей.
При наличии удачного продукта даже небольшие белорусские предприятия смогут стать франчайзерами, а некоторые впоследствии — международными франчайзерами, что не только поднимет престиж нашего государства на международной арене, но и принесет стране валюту, полученную от продажи изделий за рубежом.
Как видим, перспективы развития договорных отношений франчайзинга в Республике Беларусь огромны. Однако знают об этом в нашей стране пока очень немногие, даже в предпринимательской среде. Поэтому первым шагом на пути к широкому применению франчайзинга в Республике Беларусь должна стать его популяризация. Особое внимание, на мой взгляд, должно быть уделено законодательному урегулированию франчайзинговых отношений.