Правовой статус членов парламента РФ
Участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также в совместных заседаниях палат. Данная форма деятельности является одной из основных и оказывает непосредственное влияние на законодательный процесс в Российской Федерации. Статья 12 рассматриваемого нами федерального закона… Читать ещё >
Правовой статус членов парламента РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПЛАН Вопрос 1. Правовое регулирование, место парламента в системе органов государственной власти: сравнительный анализ российской и итальянской практики Библиографический список Вопрос 2. Формы деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Библиографический список
1. Правовое регулирование, место парламента в системе органов государственной власти: сравнительный анализ российской и итальянской практики Абсолютное большинство современных государств придерживаются в своем устройстве и системе правового регулирования демократических принципов. Демократия обычно понимается как народовластие и, поэтому, не может существовать без выборного представительного органа законодательной власти — парламента. Необходимость парламента как такового возникла с момента укрепления в общественном сознании западных стран принципа народного суверенитета, при котором народ является единственным носителем власти.
Произошло это в итоге долгой и упорной борьбы европейских народов против абсолютизации власти феодальных монархов в XVII — XVIII веках. В ходе этой борьбы и возникла общая концепция выборного представительного органа народа, который должен обладать исключительным правом принимать законы, охраняющие свободу и права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Этот орган должен был быть выборным и наделяться широкими правами не только в сфере своей деятельности, но и в общей системе разделения властей. Народное представительство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер См.: Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — М.: Норма, 2011. — С. 488 — 489.
Что касается Российской Федерации, то история становления и существования парламента как выборного законодательного органа в нашей стране была достаточно сложной. Первый значительный парламентский опыт для России ознаменовался образованием Государственной Думы Российской империи, явившимся результатом Революции 1905 года. Основой его деятельности явился Манифест от 17 октября 1905 года. Стоит отметить, что данный орган не обладал независимостью от царской власти, что ни в коей мере не могло отвечать принципу народного суверенитета и демократии в целом. Представительный народный орган — Верховный Совет РФСФР — действовал и в период существования СССР, однако он также лишь закреплял волю правящей партии, как основного законодателя. При этом вопрос, провозглашал ли данный орган в процессе своей деятельности волю народа, оставался открытым.
Похожая ситуация сложилась в Италии. Изначально итальянский парламент характеризовался большой долей его зависимости от решений короля и сената, что, однако, сочеталась с выборностью данного органа и наделением его более широким кругом полномочий, чем это было у Государственной Думы Российской империи. В дальнейшем, после прихода к власти фашистских политических сил, положение парламента еще более осложнилось — находясь под угрозой разгона, он был вынужден возложить на нового премьер-министра чрезвычайные полномочия, чем фактически поставил себя в зависимое положение. Надо сказать, что независимый и демократичный парламент в Итальянской республике появился только в 1947 году с момента утверждения новой Конституции Италии См.: Конституционное право зарубежных стран: учебник / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2013. — С. 540.
Сравним правовое регулирование и место парламента в системе государственных органов этих стран.
В соответствие со статьей 94 Конституции Российской Федерации, «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации» Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445. При этом, как известно, российский парламент имеет двухпалатное строение и включает в себя Совет Федерации и Государственную Думу, верхнюю и нижнюю палаты, которые, однако, не обозначаются в таком качестве в Конституции. Подобное строение парламента удовлетворяет федеративному устройству нашей страны и, что не менее важно, огромным масштабам ее территории.
Что касается парламента Италии, то здесь стоит отметить, что конституция данной страны не закрепляет аналогичные российским характеристики данного органа. Это обстоятельство связано с некоторыми особенностями, о которых пойдет речь ниже. В целом стоит отметить, что итальянский парламент, как и российский, имеет двухпалатную структуру и состоит из Палаты депутатов и Сената Республики См.: Конституция Итальянской Республики от 22.12.1947 // Конституционное право зарубежных стран: хрестоматия / О. В. Ганин, В. В. Захаров. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010. — Ст. 55. Палата депутатов формируется путем выборов как и Государственная Дума в парламенте России. Однако Сенат, в силу положений статьей 57 и 58 Конституции Италии, также имеет выборную основу. Как известно, члены российского Совета Федерации прямо не избираются. Также новой по сравнению с отечественной практикой, является норма статьи 59 Конституции Италии, согласно которой «каждый бывший Президент Республики является сенатором по праву и пожизненно, если он не откажется от этого» Там же. Кроме того, он также может «назначить пожизненно сенаторами пять граждан, прославивших Родину выдающимися достижениями в социальной, научной, художественной и литературной областях» Там же. Таким образом, основной закон Италии предусматривает возможность отступления от принципа выборности в отношении некоторых должностных лиц страны.
Основным правовым актом, определяющим статус российского Федерального Собрания в общей системе разделения властей, является Конституция Российской Федерации. В настоящее время не существует федерального конституционного закона, который был бы полностью посвящен статусу парламента, подобного ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 1997 года. Однако ряд федеральных законов непосредственно направлен на регулирование порядка формирования палат Федерального Собрания. Это Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации также дополнительно регулируется Федеральным законом от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Внутреннее устройство палат и порядок их деятельности определяется, кроме того, соответствующими Регламентами палат 1998 и 2002 годов.
Стоит отметить, что в современном российском законодательстве также существует достаточно большое количество нормативных актов, содержащих в себе отдельные полномочия парламента, которыми наделяется данный орган в общей системе сдержек и противовесов. Это, например, ФКЗ 2001 года «О чрезвычайном положении», ФКЗ 2002 года «О военном положении», ФЗ 2005 года «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации». Все они также создают правовую базу деятельности российского представительного органа.
Помимо представленных выше законов, существует также ряд правовых актов, обеспечивающих повседневную деятельность парламента и связанных с его работой. Среди них стоит выделить Федеральный закон от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Данный закон конкретизирует положения Конституции относительно процедуры опубликования и вступления в силу законодательных актов парламента и, не смотря на то, что Федеральное Собрание, как правило, не принимает участия в данном процессе, указанный ФЗ обеспечивает в результате законотворческую деятельность данного органа.
В целом стоит отметить, что правовое регулирование деятельности парламента в Российской Федерации представлено, прежде всего, федеральными законами, которые принимались в свое время самим Федеральным Собранием при соблюдении всех сдерживающих механизмов, закрепленных в Конституции. Все эти законы основываются в своем действии на Конституции России. Кроме того, в системе нормативных источников правового регулирования деятельности российского парламента, стоит также выделить Регламенты палат Федерального Собрания, имеющих значение для общей организации его деятельности.
Итальянская практика в области правового регулирования деятельности парламента сводится, главным образом, к Конституции Итальянской республики 1947 года, закрепляющий структуру, состав и основные полномочия парламента и обеих его палат, а также особенности законодательного процесса, законам № 276 и № 277 от 4 августа 1993 года, а также принятому 1 декабря 1993 года Законом о новом порядке проведения избирательных кампаний.
Определим место российского парламента в национальной системе государственных органов. Согласно части 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации, Федеральное Собрание является одним из основных органов государственной власти, возглавляющим ее законодательную ветвь. Правовой статус парламента подкрепляется рядом важнейших конституционных гарантий. Так, само помещение указанной выше статьи в главе 1 Конституции, закрепляющее сложный порядок ее изменения, уже само по себе является гарантией его защиты. Однако основной гарантией независимости парламента, на наш взгляд, является закрепление его самостоятельности от других органов государственной власти в статье 10 Конституции России.
Как отмечает М. В. Баглай, «независимость — важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций» Баглай, М.В. — Указ. соч. — С. 491. Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как президентское вето, референдум, чрезвычайное и военное положение, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента России распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах и так далее. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей и сопряженной с ним системой «сдержек и противовесов», поэтому нельзя расценивать их как умаление независимости парламента.
Говоря о статусе Федерального Собрания, стоит отметить, что Конституция России определяет его через общеупотребительный термин «парламент», раскрывая впоследствии этот термин через характеристики «представительный» и «законодательный», что позволяет определить основное назначение данного парламентского учреждения. При этом как представительный орган Федеральное Собрание выражает интересы и волю многонационального народа Российской Федерации как «единственного источника власти» Конституция Российской Федерации. — Указ. изд. — Ст. 3, ч. 1., а как законодательный — является единственным государственным органом, полномочным издавать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы.
Говоря в данном отношении об Италии, стоит отметить, что в главе I части II Конституции этой страны не содержится соответствующих важнейших характеристик итальянского парламента, хотя из содержания отдельных норм указанной главы можно сделать вывод о том, что парламент действительно является представительным органом. Что касается законодательной функции парламента, то в силу положений статьи 76 итальянской конституции, она может быть передана Правительству республики. Данное положение является отличным от соответствующих норм российской Конституции, определяющих Федеральное Собрание в качестве единственного государственного органа, осуществляющего законотворческую функцию. Кроме того, согласно статье 77 конституции Италии, Правительство этой страны, с санкции парламента, правомочно издавать декреты, имеющие силу закона, и стоит отметить, что оно активно пользуется предоставленным ему правом.
Особенностью Итальянской республики является то, что она является парламентарной по форме своего правления. Отсюда вытекает то обстоятельство, что итальянский парламент наделяется большей компетенцией по решению важных государственных вопросов, чем российский. Прежде всего, это касается внешнеполитических вопросов. Так, согласно статье 78 итальянской конституции именно парламент объявляет состояние войны. При этом данному органу предоставлено полномочие наделения Правительства соответствующими полномочиями в связи с этим. Кроме того, исходя из норм исследуемого нами документа, парламент занимает главенствующее положение по отношению к правительству Италии, может контролировать его, предоставлять или лишать его определенных полномочий.
Что касается Российской Федерации, то в данном отношении парламент нашей страны обладает более узкой компетенцией (что связано, прежде всего, с особенностями российской государственности) и осуществляет только тот дополнительный объем полномочий, которые предоставляется ему Конституцией в силу действия системы сдержек и противовесов. Так, палаты Федерального Собрания могут выступать агентами конституционной ответственности в случае возбуждения процедуры отрешения Президента РФ от должности, одобряют кандидатуру Председателя Правительства РФ и иных важнейших государственных должностных лиц, ратифицируют международные договоры Российской Федерации, принимают окончательное решение относительно введения на территории нашей страны чрезвычайного или военного положения и так далее. Все эти функции являются достаточными для эффективного функционирования принципа разделения властей, но являются достаточно узкими по сравнению с объемом полномочий итальянского парламента.
Таким образом, положение российского и итальянского парламента среди других государственных органов существенно различается, что связано, главным образом, с различными формами правления наших стран.
В заключение ответа на данный вопрос, можно сделать вывод о том, что российский парламент является верховным представительным и единственным законодательным органом в нашей стране. Он имеет бипалатную структуру внутреннего строения и обладает достаточно широкими полномочиями в силу действия системы сдержек и противовесов.
Парламент Италии также является представительным органом, но при этом нельзя говорить о том, что он выступает единственным субъектом законотворчества, так как законодательные функции могут быть делегированы им правительству страны. Итальянский парламент также имеет двухпалатную структуру, но, в отличие от российского, использует выборную основу при формировании обеих палат.
Правовое регулирование деятельности Федерального Собрания Российской Федерации является достаточно развернутым и включает в себя большое количество различного рода нормативно-правовых актов федерального уровня, тогда как деятельность и порядок формирования итальянского парламента регламентируется только конституцией Италии.
Российский парламент выступает одним из основных федеральных государственных органов и, в связи с действием принципа разделения властей, наделяется широкими полномочиями во многих областях. Однако итальянский парламент обладает более широкими полномочиями в сфере внешней политики и взаимодействия с органами исполнительной власти.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
государственный парламент депутат дума
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2. Конституция Итальянской Республики от 22.12.1947 // Конституционное право зарубежных стран: хрестоматия / О. В. Ганин, В. В. Захаров. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010. — С. 39 — 64.
3. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: федер. закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ: в ред. от 25.12.2012. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
4. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998: в ред. от 25.02.2014. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
5. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002: в ред. от 26.03.2014. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
Специальная литература
6. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — М.: Норма, 2011. — 784 с.
7. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2013. — 832 с.
8. Конституционное право зарубежных стран: хрестоматия / О. В. Ганин, В. В. Захаров. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010. — 192 с.
9. Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А. А. Мишин. — М.: Юстицинформ, 2009. — 560 с.
2. Формы деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Парламент Российской Федерации — Федеральное Собрание — как известно, имеет двухпалатное строение. В этом отношении высший представительный орган России выступает преемником парламентских традиций Запада. Исторически такая структура парламента возникла в зарубежном конституционализме как способ сдерживания одной палатой (верхней) чрезмерного радикализма другой (нижней). При этом верхняя палата, обычно состоявшая из опытных государственных деятелей и политиков, часто формировалась откровенно недемократическим путем, обладала правом вето на законопроекты, принятые нижней палатой, и имела более длительный срок легислатуры. Как отмечает М. В. Баглай, «таким путем правящим кругам удавалось достигать известного равновесия палат и стабилизирующего воздействия парламента на общественную жизнь» Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — М.: Норма, 2011. — С. 495 — 496.
Бипалатная структура парламента в Российской Федерации появилась сравнительно недавно — в 1990 году, когда в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы Совет Республики и Совет Национальностей. До этого момента подобное строение можно было наблюдать только в Верховном Совете СССР. После распада Советского Союза и принятия новой Конституции Российской Федерации 1993 года, частью 1 статьи 95 данного документа было официально закреплено существование двух палат Федерального Собрания — Государственной Думы и Совета Федерации. В рамках ответа на данный вопрос контрольной работы мы определим формы деятельности, права и обязанности членов обеих этих палат.
Правовой основой деятельности членов палат Федерального Собрания выступает Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Формы деятельности определены в законе для того, чтобы содействовать парламентариям в осуществлении их законотворческой деятельности. В то же время это означает установление известных рамок такой деятельности, с тем, чтобы не допустить вмешательства депутатов в прерогативы исполнительной и судебной власти. В соответствие со статьей 7 указанного федерального закона основными формами деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации являются:
1. Участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также в совместных заседаниях палат. Данная форма деятельности является одной из основных и оказывает непосредственное влияние на законодательный процесс в Российской Федерации. Статья 12 рассматриваемого нами федерального закона конкретизирует ее, предоставляя также депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации право решающего голоса при участии в заседаниях. При этом часть 4 данной статьи содержит специальное нормативное уточнение, в соответствие с которым оба этих должностных лица «вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат Федерального Собрания» О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ: в ред. от 23.07.2013: с изм. от 02.12.2013. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». .
2. Участие в работе комитетов и комиссий палат парламента, в работе согласительных и специальных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой. К данной группе форм деятельности также относится работа парламентских комиссий, создаваемых в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2005 года № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», а также рабочих групп, создаваемых указанными парламентскими комиссиями. При осуществлении данной формы деятельности депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации наделяются правами, аналогичными указанным нами выше по отношению к их участию в заседаниях.
3. Участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов. Данная форма деятельности подробно не регламентируется законодательством и ее содержание варьируется в зависимости от иных форм деятельности, в которых принимает участие член Совета Федерации или депутат Государственной Думы.
4. Участие в парламентских слушаниях. Данная форма деятельности непосредственно связана с осуществлением депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации законотворческого процесса в составе соответствующих палат Федерального Собрания.
5. Внесение законопроектов в Государственную Думу. Это положение действует во исполнение части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, определяющей рассматриваемых нами членов палат Федерального Собрания в качестве одних из носителей права законодательной инициативы. Также данное право дополнительно закрепляется статьей 11 ФЗ № 3-ФЗ.
6. Внесение парламентского запроса, запроса члена Совета Федерации, депутатского запроса. Данная форма деятельности одновременно является правом члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы. Гарантии осуществления указанной деятельности закреплены в статье 14 рассматриваемого федерального закона. Часть 1 данной статьи содержит в себе достаточно объемный перечень государственных органов и должностных лиц, которым может быть направлен запрос. При этом важным является соблюдение соответствующими членами Федерального Собрания принципа невмешательства в дела следственных и судебных органов, закрепленного статьей 18 ФЗ.
Следует отметить, что рассматриваемый запрос не нуждается в оглашении на заседании соответствующей палаты парламента и направляется членами такой палаты самостоятельно, по своей собственной инициативе См.: О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ. — Указ. изд. — Ст. 14, ч. 2. При этом данному праву корреспондирует соответствующая обязанность должностного лица — направить ответ на полученный запрос в течение тридцати дней со дня его получения.
7. Обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания. Исходя из нормы абзаца 8 статьи 36 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», «члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат» О Правительстве Российской Федерации: федер. конституц. закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ: в ред. от 07.05.2013. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».. В этом случае члены палат Федерального Собрания могут обращаться к ним с вопросами.
8. Обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
9. Работа с избирателями депутата Государственной Думы. Данная форма деятельности, одновременно выступающая обязанностью депутата, урегулирована статьей 8 федерального закона № 3-ФЗ. В ходе осуществления этой формы деятельности депутат поддерживает связь с избирателями, рассматривает их обращения, ведет личный прием. Все эти обязанности связаны с его особым статусом и выборностью занимаемой им должности.
10. Еще одной формой деятельности, которую может осуществлять только депутат Государственной Думы, входящий во фракцию в соответствии со статьей 7.1 ФЗ во фракцию является участие в работе соответствующей фракции. При этом такой депутат «может быть членом только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Государственной Думы» О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ. — Указ. изд.
Федеральное законодательство не содержит закрытого перечня форм деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Часть 3 статьи 7 Федерального закона 1994 года предусматривает возможность наличия иных форм деятельности, предусмотренных Конституцией, федеральными законами или регламентами палат Федерального Собрания.
Говоря о правах члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы стоит отметить, что формы деятельности под номерами 1, 2, 4, 5, 6, 7 и 8 одновременно являются их правами, а также правовыми гарантиями их осуществления. Кроме того, в рассматриваемом федеральном законе предусмотрен еще ряд прав членов палат Федерального Собрания. Так, в соответствие со статьей 4 федерального закона 1994 года, депутату Государственной Думы, избранному в составе федерального списка кандидатов, наравне с представителями фракций предоставляются право предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется Государственной Думой, права на выступление в Государственной Думе, получение и распространение материалов и документов, участие в работе органа Государственной Думы, создаваемого для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Государственной Думы. Этот дополнительный перечень прав предоставляется только одному из депутатов, избранных в составе федерального списка кандидатов.
Важнейшим правом члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, помимо права законодательной инициативы, выступает право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой парламента.
Также значимым правом рассматриваемых должностных лиц, необходимым для эффективного осуществления ими своих функций, выступает право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами, закрепленное статьей 16 федерального закона. Указанному праву корреспондирует соответствующая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления осуществлять прием членов палат парламента в первоочередном порядке.
Также члены палат Федерального Собрания наделены правом на получение и распространение информации. Данное право касается не только обращения за соответствующими информационными ресурсами в другие органы государственной власти, но также и внутреннего аппарата парламента, на работников которого в соответствие со статьей 17 ФЗ № 3-ФЗ накладывается обязанность по обеспечению членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы информацией и документами.
Некоторые права рассматриваемых нами должностных лиц касаются исключительно их личности и заключаются в предоставлении соответствующих транспортных, продовольственных ресурсов, страхового обеспечения. Важнейшим в части обеспечения личной неприкосновенности членов палат парламента выступает наделение их правом на отказ от дачи свидетельских показаний «по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий» О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ. — Указ. изд.
Что касается обязанностей рассматриваемых должностных лиц, то здесь также стоит отметить, что некоторые из них прямо вытекают из форм деятельности, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4, 9 и 10. Так, при работе депутата Государственной Думы с избирателями данное должностное лицо обязано вести их личный прием, рассматривать обращения избирателей, не реже, чем в полгода проводить публичные встречи с ними, а также информировать избирателей о своей деятельности и ее результатов как лично, так и через средства массовой информации.
Также важнейшей обязанностью как члена Совета Федерации, так и депутата Государственной Думы, выступает соблюдение этических норм. При неисполнении ими данной обязанности, указанные должностные лица подлежат ответственности, предусмотренной Регламентами соответствующих палат.
Также в числе обязанностей можно выделить обязательное предоставление членами палат Федерального Собрания декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. При выявлении нарушений налогового законодательства члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы подлежат не только административной, налоговой, уголовной, но и политической ответственности, выражающейся в официальном опубликовании информации о таких нарушениях в соответствующих СМИ.
В заключение ответа на данный вопрос контрольной работы можно сделать вывод о том, что статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы достаточно полно регулируется в действующем федеральном законодательстве. При этом соблюдаются необходимые в демократическом обществе принципы системы сдержек и противовесов как в отношении члена палаты парламента, так и им самим парламентом при взаимодействии с другими государственными или муниципальными органами.
Основные формы деятельности членов палат Федерального Собрания закреплены в статье 7 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В дальнейшем содержание этих форм раскрывается через другие статьи указанного закона.
Права членов палат парламента, главным образом, вытекают из форм их деятельности. Важнейшими из них являются право законодательной инициативы и право решающего голоса по вопросам, рассматриваемым на заседании соответствующих палат.
Обязанности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы также вытекают из их форм деятельности и из осуществления ими своих профессиональных функций. При этом за невыполнение таких обязанностей предусматривается определенная ответственность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2. О Правительстве Российской Федерации: федер. конституц. закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ: в ред. от 07.05.2013. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
3. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ: в ред. от 23.07.2013: с изм. от 02.12.2013. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
4. О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ: в ред. от 07.05.2013. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
5. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998: в ред. от 25.02.2014. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
6. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002: в ред. от 26.03.2014. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
Специальная литература
7. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — М.: Норма, 2011. — 784 с.
8. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2010. — 603 с.
9. Чиркин, В. Е. Конституционное право России: учебник / В. Е. Чиркин. — М.: Норма, 2009. — 496 с.