Правовой статус Пенсионного Фонда РФ
Наличие всех этих принципиально новых элементов позволило в конце 2000 года поставить в практическую плоскость задачу реформирования пенсионной системы. В 2001;2002 годах был принят целый блок новых пенсионных законов — «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской… Читать ещё >
Правовой статус Пенсионного Фонда РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
" Волжский социально-педагогический колледж"
30 912 Право и организация социального обеспечения ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
(выпускная квалификационная работа) на тему: «Правовой статус Пенсионного Фонда РФ»
Работа выполнена обучающимся группы 3П Мигуновой Екатериной Николаевной Научный руководитель:
ст. преп. Бобрицких И.В.
Волжский 2014 г
Оглавление Введение Глава 1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России
1.1 Создание и становление Пенсионного Фонда РФ
1.2 Нормативно-правовая основа регулирования деятельности Пенсионного фонда РФ
1.3 Проблемы социального обеспечения пенсионеров в субъектах РФ
Глава 2. Основы правового статуса Пенсионного фонда РФ
2.1 Пенсионный фонд РФ в системе внебюджетных фондов России: теоретико-правовая характеристика
2.2 Структура Пенсионного Фонда РФ
2.3 Организация деятельности Пенсионного Фонда РФ в Волгоградской области Заключение Список использованной литературы пенсионное страхование фонд
Введение
Актуальность исследования. В период становления рыночных отношений и формирования многоукладной экономики в начале 90-х, в России назрела необходимость в создании специализированных страховых институтов для решения задач в сфере обязательного государственного социального страхования. И такие институты были созданы в форме государственных внебюджетных социальных фондов.
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.
Пенсионное обеспечение рассматривается как одна из важнейших социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25−30% жителей любой страны, и косвенно трудоспособного населения. Особенно большое значение оно приобретает в период экономических преобразований, происходящих в России, где в настоящее время численность престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, составляет свыше 26,3% общей численности населения.
Наиболее важным для членов общества направлением преобразований социальной политики государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.
Исходя из актуальности исследования, целью работы является исследование основ правового статуса Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
— изучить историю возникновения и развития пенсионного страхования в России в целом и создание и становление Пенсионного Фонда РФ в частности;
— исследовать нормативно-правовую основу регулирования деятельности Пенсионного фонда РФ;
— выявить проблемы социального обеспечения пенсионеров в субъектах РФ;
— изучить основы правового статуса Пенсионного фонда РФ, определить его место в системе внебюджетных фондов России;
— определить структуру Пенсионного Фонда РФ;
— рассмотреть организацию деятельности Пенсионного Фонда РФ в Волгоградской области.
Степень разработанности проблемы. В российской науке исследователи неоднократно обращались к вопросам развития пенсионного обеспечения, в том числе в развитых странах. Теоретические и практические вопросы социального и пенсионного страхования, развития пенсионной системы государства и ее реформирования исследованы в трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов: Д. Г. Александрова, П. Арроу, М. Н. Бродского, В. И. Вьюницкого, М. Э. Дмитриева, Я. Йончика, М. Клоуз, Д. С. Коншина, С. В. Комарова, В. В. Куценко, М. Рашид, В. Роика, С. В. Ровбеля, А. К. Соловьева и др. Вместе с тем многие предложения по реформированию пенсионной системы по прежнему остаются дискуссионными и недостаточно разработанными. При этом особое внимание авторы уделяют политическим и институциональным аспектам преобразований пенсионной системы. Различные финансовые аспекты указанной тематики, в том числе региональные, рассмотрены в работах A.M. Бабича, Дадашева, В. А. Дробозиной, В. К. Гуртова, В. П. Иваницкого, А. Ю. Казака, М. С. Марамыгина, Е. И. Мельниковой, В. М. Родионовой, М. В. Романовского, В. М. Пищулова, Г. Б. Поляка, Б. Н. Сабанти, Г. Э. Слезингер, Н. С. Слепцова, Д. Г. Черника и др. Отдельные аспекты экономико-математического моделирования процессов развития пенсионной системы, актуарных расчетов пенсионных фондов, и пенсионных схем рассматриваются в работах Д. К. Добромыслова, С. Кабалкина, И. А. Красновой, И. Ф. Цисарь, Е. М. Четыркина, В. В. Шахова и др.
Проблемы, связанные с пенсионным обеспечением за рубежом, затрагивались также в работах И. В. Бушмарина, B. C. Васильева, А. А. Володина, А. С. Зайченко, А. Н. Исаенко, Е. П. Кассировой, В. Б. Супяна, А. Г. Сушкевича, Е. М. Четыркина, Т. В. Ярыгиной.
Т. Голикова занимается рассмотрением вопроса по повышению пенсий до прожиточного минимума, Д. Дроздов предлагает пути и способы совершенствования пенсионной системы, В. А. Гамза предлагает к рассмотрению ряд вопросов, требующих неотложного решения для стабильного функционирования инноваций в пенсионной системе.
Актуальность, сложность и многогранность проблем проведения пенсионной реформы, совершенствования механизма функционирования государственного пенсионного фонда обуславливают необходимость системного исследования данных проблем применительно к новым условиям. Динамичные изменения, происходящие в пенсионном обеспечении РФ в целом и деятельности Пенсионного Фонда РФ, в частности, требуют проведения комплексного научного анализа и оценки, чему и посвящено данное исследование.
Объектом исследования выступает изучение особенностей правового статуса Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Предметом исследования являются урегулированные нормами российского права социально-экономические отношения, регламентирующие особенности правового статуса Пенсионного Фонда РФ.
Теоретическую основу данного исследования составляют труды ученых, исследующих как широкий комплекс проблем пенсионного обеспечения в условиях рыночного хозяйства, так и труды ведущих специалистов в области государственного регулирования пенсионного обеспечения.
Среди работ в области пенсионного обеспечения следует выделить труды Якушева Л. П., Шашковой О. В., Слобцова И. А., Будылиной Н. А., Апикова Р. С., Бирюкова П. Н., Брызгалина А. В., Грачёвой Е. Ю., Родионовй В. М., Вавилова Ю. Я., Белотеловой Н. П., Белотеловой Ж. С., Шуляка П. Н. и других.
Также использовалась периодическая научная литература и комментарии к законодательству РФ, что наиболее четко позволило раскрыть тему выпускной квалификационной работы как с научной, так и с практической точки зрения.
Нормативная основа исследования. При выполнении работы были использованы различные нормативные источники, а именно российские законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты, включая Конституцию РФ, кодифицированные законы, законодательство субъектов РФ, муниципальные нормативные акты, подзаконные акты органов исполнительной власти и т. д.
Эмпирическую основу исследования составила практика Конституционного Суда РФ, практика судов Волгоградской области, а также материалы правоприменительной практики органов ПФР.
Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и частнонаучные методы познания, включая методы структурно-функционального анализа, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический, методы системного и комплексного решения задач. В области правовых исследований применялись также метод конкретно-социологический (анализ нормативно-правовых актов, судебной практики).
Структура работы обусловлена целью и логикой исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющих шесть параграфов, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России
1.1 Создание и становление Пенсионного Фонда РФ Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.
Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения Финансы. Учебное пособие/ Под. ред. проф. А. М. Ковалевой М.: Финансы и статистика, 2009. С. 36.
Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество — она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение — государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М. В. Романовский и др.; Под. ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской.-М.: Юрайт, 2012. С. 21.
Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г. «О государственных пенсиях», значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза Соловьев А. К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. 1999. № 2. С. 31 — 48.
Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования
Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет Финансы: Учебник / В. М. Родионова, Ю. Я Вавилов./ под. ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2013. С. 21.
Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.
Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.
Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству Якушев Л. П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия. 1998. № 3. С.20−27.
Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному фонду социального обеспечения колхозников. За счет средств союзного бюджета выплачивались также и персональные пенсии союзного значения. За счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского значения. За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.
Полноправное пенсионное обеспечение колхозников было введено только в 1965 г. Законом о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения колхозников пенсиями.
В 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. Пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.
Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на неё функциями.
Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства. Повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 г. сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. это соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения размера отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дефицитность пенсионного бюджета Соловьев А. К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. 1999. № 2. С. 31 — 48.
Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда РФ в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства — стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».
Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 г. № 340−1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.
Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели.
В части организационной структуры управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система — через государственные органы социального обеспечения населения, сейчас — органы социальной защиты населения Якушев Л. П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия. 1998. № 3. С.20−27.
Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут работодатели — около 90% всех расходов. В итоге роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая «уравниловка» не только сохранилась, но и приобрела ещё большие масштабы. На данный момент нестраховой характер пенсионной системы — это основной тормоз её развития.
Таким образом, в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд РФ (ПФР). Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР за номером 442-I Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 № 442−1 «Об организации Пенсионного Фонда РСФСР"//Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 30, ст. 415. К началу 90-Х годов уже ощущалось, что существовавшая система государственного управления финансами пенсионного обеспечения, созданная в советские времена, полностью исчерпала свой потенциал. Серьезные проблемы возникали у нее, прежде всего из-за того, что пенсионная система не имела собственного бюджета и финансировалась из консолидированного бюджета государства. А это создавало возможность отвлечения средств, предназначенных для пенсионных выплат, на иные цели, и побуждало воспользоваться мировым опытом — выделить финансовые ресурсы пенсионной системы в самостоятельный внебюджетный фонд.
Ход событий с 1990 года, в целом, подтвердил правильность принятых тогда решений и обоснованность возлагавшихся на ПФР расчетов и ожиданий. ПФР в основном не только своевременно и в полном объеме финансировал выплату пенсий, но и обеспечил финансовую основу для их заметного увеличения.
В Положении о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года записано: «ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат» Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122−1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.01.1992, N 5, ст. 180. Этим был определен целевой характер денежных средств Пенсионного фонда — обеспечение выплаты государственных пенсий и пособий. Этим же была определена невозможность их изъятия из бюджета ПФР на другие цели, кто бы такие попытки ни предпринимал.
С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов. Эти взносы в основной массе уплачивались работодателями и в некоторой части — работающими гражданами России. Изменение механизма формирования доходов пенсионной системы должно было обеспечивать своевременность и полноту выплаты пенсии лицам, уже прекратившим трудовую деятельность и вышедшим на заслуженный отдых.
1.2 Нормативно-правовая основа регулирования деятельности Пенсионного фонда РФ Как уже было ранее сказано, Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122−1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-I.
За полтора десятилетия истории ПФР трижды предпринимались попытки законодательного реформирования пенсионной системы. Первые две (в 1994 и 1997;98 годах) не удались из-за финансовой нестабильности — и самой пенсионной системы, и макроэкономической среды, в которой ей приходилось работать. И только к 1999;2000 гг. сложились необходимые финансово-экономические предпосылки для успешного реформирования пенсионного обеспечения.
В конце 1997 — начале 1998 годов был принят и вступил в действие первый закон о трудовых пенсиях, основанный на страховых принципах, — «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» № 113-ФЗ (в настоящее время утратил силу). C принятием данного закона и развитием вводимых им норм был предопределен дальнейший курс на переход от системы государственного пенсионного обеспечения к государственному пенсионному страхованию.
Появились и информационно-технологические и организационные предпосылки для успешного проведения реформы. В 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. К осени 2000 года единые пенсионные службы уже функционировали в 24 регионах страны. Логическим продолжением этой работы стал Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.10.2000, N 40, ст. 3936. Указом было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате, накануне реформы удалось унифицировать принципы и формы работы органов пенсионного обеспечения по всей территории РФ, объединив в их руках назначение пенсий, до той поры бывшее прерогативой органов социальной защиты, и их выплату.
Одновременно органы ПФР взяли в свои руки и ведение учета пенсионных прав, чем до той поры занимались кадровые службы работодателей.
ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, a также законодательными и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Так, Основной Закон РФ — Конституция РФ закрепляет основное направление социальной защиты государства и гарантию реализации права граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца государственной пенсией и социальными пособиями Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 44.
Права граждан на пенсию закреплены также в следующих законодательных актах РФ:
1) Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468−1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Закон РФ от 12.02.1993 N 4468−1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.;
2) Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520−1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Закон РФ от 19.02.1993 N 4520−1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Ведомости СНД и ВС РФ, 22.04.1993, N 16, ст. 551.;
3) Закон РФ от 18 июня 1992 г. № 3061−1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Закон РФ от 18.06.1992 N 3061−1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Российская газета, N 175, 1992.;
4) Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» Закон РФ от 26.06.1992 N 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 30.07.1992, N 30, ст. 1792.;
5) Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» Федеральный закон от 20.04.1996 N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета, N 84, 06.05.1996. и др.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Российская газета, N 243, 19.12.1995. установлены основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Российская газета, N 99, 24.05.1995. объединены в один акт нормы о единой системе государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ, N 19, 11.05.1998, ст. 2071., Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Кабанцева Н. Г., Ларионова В. А., Захарова Н. А., Бевзюк Е. А., Слесарев С. А. Комментарий к Закону РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2012. Действуют и другие ранее принятые нормативные правовые акты.
В 1996 году был принят, а с 1997 года вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401. В соответствии с ним, изменялись принципы и порядок учета пенсионных прав работающих граждан. Основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж. И, одновременно, — размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель.
В 1997 году в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учета, который обеспечивает оперативное взаимодействие со всеми территориальными отделениями ПФР по каналам ЛЦ телефонной и спутниковой связи, ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня. К настоящему времени в системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 110 млн. граждан Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн. пенсионеров), с ней информационно взаимодействуют 5,5 млн. работодателей, а также управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, участвующие в инвестировании средств пенсионных накоплений.
Наличие всех этих принципиально новых элементов позволило в конце 2000 года поставить в практическую плоскость задачу реформирования пенсионной системы. В 2001;2002 годах был принят целый блок новых пенсионных законов — «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831., «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832. и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920., «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» № 111-ФЗ ФЗ РФ от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 30, Ст. 3028. Это позволило уже с 2002 года начать практическую работу по реформированию пенсионной системы. И к 2004;2005 годам, после трех лет пенсионной реформы и система пенсионного обеспечения, и система Пенсионного фонда России претерпели глубокие качественные изменения Апиков Р. С. Инвестирование накоплений негосударственными пенсионными фондами // Банковское право. 2007. N 4. С. 32−39.
Российское пенсионное законодательство характеризуется крайней нестабильностью. После принятия в 1990 г. Закона «О государственных пенсиях в РФ» в него более 30 раз вносились изменения и дополнения, а в последующие годы принят ряд других крупных законов, регламентирующих особый порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Пенсионное законодательство становится все более громоздким и сложным, особенно в вопросах исчисления трудового стажа и размеров пенсии на основе введенного с 1 февраля 1998 года так называемого индивидуального коэффициента пенсионера, хотя по сути своей должно быть простым и понятным каждому. Многие положения по-прежнему регулируются подзаконными актами, что усложняет ознакомление с ними широкого круга граждан.
Действует одновременно несколько законов, регламентирующих пенсионное обеспечение в РФ. Основным законом, регулирующим государственное пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.90 г. № 340−1. С многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в последующие годы, он действует и поныне. В этом законе определены основания для пенсионного обеспечения, виды пенсий, их размеры, надбавки к пенсии, порядок исчисления трудового стажа и пенсии из заработка, назначения и выплаты пенсий, вопросы ответственности предприятий и граждан, разрешения споров.
К указанному Закону непосредственно примыкают законы общего плана: Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ» Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.03.2001, N 11, ст. 998., Закон РФ от 19.04.91 г. № 1032−1 «О занятости населения в РФ», предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения работников, высвобождаемых в предпенсионном возрасте Закон РФ от 19.04.1991 N 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета, N 84, 06.05.1996., Закон РФ от 14.07.92 г. № 3297−1 «О закрытом административно-территориальном образовании», также предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения высвобождаемых работников Закон РФ от 14.07.1992 N 3297−1 «О закрытом административно-территориальном образовании» // Российская газета, N 190, 26.08.1992.
В рамках проведения пенсионной реформы принят пакет документов, a именно:
— Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» Федеральный закон от 28.12.2013 N 427-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» // Российская газета, N 295, 30.12.2013.;
— Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6987.;
— Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 428-ФЗ «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Подкопаев М. В. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2013 N 428-ФЗ «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Акты и комментарии для бухгалтера. 2014. N 3. С. 79 — 82.;
— Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (Начало действия документа — 01.01.2015.) Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6989;
— Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» Акиньшин М. В. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Нормативные акты для бухгалтера. 2014. N 2. С. 101.;
— Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (В соответствии со статьей 36 данный документ вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 года.) Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета, N 296, 31.12.2013.;
— Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Казаков Е. С. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» // Акты и комментарии для бухгалтера. 2014. N 5. С. 92 — 98.;
— Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О негосударственных пенсионных фондах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О негосударственных пенсионных фондах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, N 296, 31.12.2013.
Среди федеральных подзаконных актов в настоящее время приняты и действуют бюджетные послания Президента РФ к Федеральному собранию о бюджетной политике на 2012;2014 и 2013;2015 годы, касающиеся в том числе пенсионного обеспечения граждан РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013 — 2015 годах» [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/; Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 — 2014 годах» // Парламентская газета, N 32, 01−07.07.2011, Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» // Собрание законодательства РФ, 04.03.2013, N 9, ст. 938., Указ Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» Указ Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 201., Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // Российская газета, N 189, 30.09.2000., Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 189 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации» Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 189 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.03.1997, N 10, ст. 1128., Указ Президента РФ от 08.04.1996 N 493 «О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий» Указ Президента РФ от 08.04.1996 N 493 «О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий» // Собрание законодательства РФ, 15.04.1996, N 16, ст. 1826., Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 N 1047 «Об утверждении Правил единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам"Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 N 1047 «Об утверждении Правил единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам» // Собрание законодательства РФ, 28.12.2009, N 52 (2 ч.), ст. 6577., Постановление Правительства РФ от 04.11.2003 N 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию» Постановление Правительства РФ от 04.11.2003 N 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию» // Собрание законодательства РФ, 10.11.2003, N 45, ст. 4388., Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.» Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2012, N 51, ст. 7211., Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2009 г. N 1047 г. «Об утверждении Правил единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости» Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2009 г. N 1047 г. «Об утверждении Правил единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости» // Российская газета от 28 декабря 2009 г. Выпуск № 5075., Постановление Правительства РФ от 02.05.2013 N 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» Постановление Правительства РФ от 02.05.2013 N 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» (вместе с Правилами осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы) // Собрание законодательства РФ, 20.05.2013, N 20, ст. 2493. и многие другие.
Сам ПФР издает нормативно-правовые акты по вопросам своей компетенции, например, Письмо> ПФ РФ от 21.03.2006 N КА-09−26/2972 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации работы юридических служб территориальных органов ПФР») <�Письмо> ПФ РФ от 21.03.2006 N КА-09−26/2972 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации работы юридических служб территориальных органов ПФР») [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/.
В разработке находится целый ряд нормативно-правовых актов ПФР, например, Проект постановления Правления ПФР «Об утверждении формата расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам», Проект постановления Правления ПФР «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06 июля 2011 г. № 191п», Проект постановления Правления ПФР «Об утверждении формы Отчета об использовании средств материнского (семейного) капитала Пенсионным фондом Российской Федерации», Проект постановления Правления ПФР «О мерах по недопущению работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов возникновения конфликта интересов» и другие Проекты нормативно-правовых актов ПФР // Документ опубликован не был. Режим доступа: URL: http://www.pfrf.ru/.
Закрепление права граждан на пенсию происходит также в региональных и муниципальных актах, социально-партнерских соглашениях, коллективных и трудовых договорах. В них могут устанавливаться дополнительные основания пенсионного обеспечения для отдельных категорий работников, увеличиваться размеры пенсий по сравнению с федеральными актами. Так, в Волгоградской области и муниципальных образованиях действуют: Закон Волгоградской области от 30.12.2002 N 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» Закон Волгоградской области от 30.12.2002 N 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» (принят Волгоградской областной Думой 26.12.2002) // Волгоградская правда, N 10, 21.01.2003., Закон Волгоградской области от 02.12.2008 N 1791-ОД «О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области» Закон Волгоградской области от 02.12.2008 N 1791-ОД «О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области» (принят Волгоградской областной Думой 24.11.2008) // Волгоградская правда от 10 декабря 2008 г. N 231−232., Закон Волгоградской области от 16.10.2006 N 1291-ОД «О ветеранах труда Волгоградской области» (принят обл. Думой 29.06.2006) Закон Волгоградской области от 16.10.2006 N 1291-ОД «О ветеранах труда Волгоградской области» (принят обл. Думой 29.06.2006) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/, Решение Быковской районной думы от 31.05.2012 г. N 41/432 «О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области» Решение Быковской районной думы от 31.05.2012 г. N 41/432 «О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.zakonprost.ru/, Решение Дубовской районной думы Волгоградской области от 4 октября 2012 г. № 37/244 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Дубовского муниципального района Волгоградской области» Решение Дубовской районной думы Волгоградской области от 4 октября 2012 г. № 37/244 «Об утверждении Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Дубовского муниципального района Волгоградской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.regionz.ru/i и другие.
В пенсионном праве дифференциация законодательства на общее и специальное имеет свои особенности. К основаниям дифференциации объективного характера можно отнести половой признак, условия труда и природно-климатические условия, в которых осуществлялась деятельность гражданина, степень утраты трудоспособности, наличие иждивенцев, многодетность женщины или наличие у нее ребенка-инвалида, проживание на зараженных радиацией территориях или участие в ликвидации последствий аварий, связанных с радиационным загрязнением Сергеева Т. Ю. Все о пенсиях. 2005 [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/.
Наряду с объективными основаниями дифференциации в последнее время получили развитие субъективные основания в зависимости от социального положения гражданина. Приняты законодательные акты, касающиеся льготного пенсионного обеспечения военнослужащих, государственных служащих, работников органов и учреждений прокуратуры, работников налоговой полиции и таможенной службы, т. е. параллельно развивается и система специального законодательства, устанавливающего льготные пенсии, и она существенно отличается от общей условиями и нормами пенсионного обеспечения.