Правовой статус некоммерческих организаций
Филиал и представительство заключают сделки, вступают в обязательства не от своего имени, а от имени создавшей их некоммерческой организации. Соответственно гражданские права и обязанности возникают в лице некоммерческой организации. Некоммерческая организация несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств. Следует считать, что на некоммерческую организацию возлагается… Читать ещё >
Правовой статус некоммерческих организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Глава 1 Понятие и правовое положение некоммерческой организации Понятие некоммерческой организации Правовое положение некоммерческой организации Глава 2 Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой Организации Создание и государственная регистрация некоммерческой организации Учредительные документы Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации Глава 3 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций Общественные и религиозные организации Фонды Государственная корпорация Некоммерческие партнерства Учреждения Автономная некоммерческая организация Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) Потребительский кооператив Заключение Список нормативных правовых актов и использованной литературы
Демократизация общества, происходящая в России в последние десятилетия, затронула различные сферы общественных отношений. Кардинальные изменения и реформирование произошли и в сфере рыночных отношении, существенным элементом которых в настоящее время является наличие разнообразных организационно-правовых форм юридических лиц — участников экономического оборота. Наряду с коммерческой сосуществует некоммерческая сфера человеческой деятельности. Здесь не всегда создаются материальные блага, но возникают иные, не менее значимые и важные для общества ценности.
Термин «некоммерческие организации» появился как одно из возможных определений той сферы социальной активности, которая не связана с экономикой, бизнесом и извлечением прибыли. В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав. Регистрируются все новые фонды, ассоциации, объединения. Идет процесс нормального развития. Помимо Гражданского Кодекса Российской Федерации, правовой статус некоммерческих организаций определен в ряде федеральных законов, одним из основных среди которых является федеральный закон «О некоммерческих организациях», принятый 12 января 1996 года.
Цель данной работы — наиболее полно раскрыть понятие «некоммерческие организации», рассмотреть их правовые формы и многие аспекты, связанные с их созданием, реорганизацией и ликвидацией. Достижение такой цели возможно при выполнении следующих задач:
раскрытие понятия и признаков некоммерческих организаций;
рассмотрение процессов создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций;
— характеристика организационно-правовых форм некоммерческих организаций и их особенностей.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие некоммерческой организации
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 1 декабря 2007 г, № 300-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 22, ст. 2563
Некоммерческой организации присущи следующие свойства:
наличие юридического лица;
основной целью деятельности не является извлечение прибыли;
возможная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.
Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в достижении общественных благ. В зависимости от поставленных целей некоммерческие организации могут быть поделены на:
— создаваемые для достижения культурных целей в широком смысле
(образовательных, научных, собственно культурных — например, организация
совместных развлечений, зоопарк на общественных началах);
— создаваемые в целях охраны и укрепления здоровья населения
(спортивные и физкультурные организации, организации, способствующие
распространению передовых методов профилактики и лечения заболеваний и
т.п.);
правозащитные организации разнообразного направления (например, Московский союз потребителей);
организации, создаваемые для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан (религиозные организации, политические объединения и пр.).
В отличие от форм коммерческих организаций, которые исчерпывающе определены ГК РФ, перечень организационно — правовых форм некоммерческих организаций является открытым, но лишь в пределах, предусмотренных федеральными законами.
1.2. Правовое положение некоммерческой организации
Некоммерческой организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики.
Некоммерческая организация должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.
Следует обратить внимание на то, что общественные организации могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно — правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.
Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории. Для участия в гражданском обороте и иных правоотношениях (налоговых, трудовых, административных и др.) некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Зарегистрированная некоммерческая организация может иметь имущество в собственности, а некоторые из них — обособленное имущество в оперативном управлении.
Некоммерческая организация — собственник отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Как любое юридическое лицо некоммерческая организация обладает правоспособностью и дееспособностью, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность некоммерческой организации является специальной. Такая организация вправе совершать лишь такие юридические действия, которые направлены на достижение ее уставных целей.
Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации. Срок деятельности некоммерческой организации может быть определен календарной датой, моментом достижения поставленной цели или временем наступления определенного события.
В целях организации деятельности некоммерческой организации на территории Российской Федерации вне места ее нахождения законодательством предусмотрены две правовые формы — филиалы и представительства.
Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.
В отличие от филиала, который выполняет все функции юридического лица, представительство, как следует из названия, осуществляет лишь одну из функций, присущих юридическому лицу, — участие в гражданском обороте («представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту»).
Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами. Материальной базой деятельности филиалов и представительств является имущество, которым они наделяются некоммерческой организацией. Это имущество учитывается как на отдельном балансе филиала (представительства), так и на балансе основной организации в целом. Филиал или представительство не имеют самостоятельных вещных прав на выделенное им имущество, а их производные вещные права зависят от того, какие вещные права имеет некоммерческая организация (право собственности у общественных и религиозных организаций либо право оперативного управления у учреждений).
Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
Филиал и представительство заключают сделки, вступают в обязательства не от своего имени, а от имени создавшей их некоммерческой организации. Соответственно гражданские права и обязанности возникают в лице некоммерческой организации. Некоммерческая организация несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств. Следует считать, что на некоммерческую организацию возлагается ответственность, предусмотренная различными отраслями права, административная, гражданская. По решению некоммерческой организации имущественная ответственность из сделки, совершенной филиалом (представительством), может быть покрыта за счет имущества, выделенного филиалу. Ответственность по обязательствам, в которые вступил филиал (представительство), — это ответственность самой некоммерческой организации, а не субсидиарная ответственность за действия другого субъекта права, каковым ни филиал, ни представительство не являются.
Несмотря на то, что некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли, закон разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана. Возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников.
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Создание и регистрация некоммерческой организации
В соответствии со ст. 13 закона «О некоммерческих организациях» выделяются два способа создания некоммерческой организации: учреждение и реорганизация существующей некоммерческой организации.
Учреждение некоммерческой организации происходит по решению учредителей (учредителя). Количество учредителей зависит от организационно-правовой формы создаваемой некоммерческой организации и определяется соответствующими законами.
При наличии нескольких учредителей решение об образовании некоммерческой организации должно быть принято единогласно. В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ никто не может быть принужден к участию в акте учреждения организации. Учреждение некоммерческой организации возможно лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью. Следовательно, филиалы и представительства юридических лиц не вправе быть учредителями некоммерческих организаций.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (В ред. от 1 декабря 2007г. № 318-ФЗ) // СЗ РФ, 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст. 3754
некоммерческая организация подлежит государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти. При регистрации происходит внесение в единой государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций.
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:
заявление, подписанное уполномоченным лицом (заявителем);
учредительные документы некоммерческой организации;
решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных органов;
сведения об учредителях;
документ об уплате государственной пошлины;
сведения об адресе постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
— документы, подтверждающие правомочие на использование в
наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина,
символики, а также полного наименования иного юридического лица как
части собственного наименования.
Все необходимые для регистрации документы предоставляются в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. В течение четырнадцати рабочих дней после получения документов уполномоченный орган принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган необходимые документы и сведения. На основании полученных документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Данный орган не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. За государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина.
2. 2. Учредительные документы
Учредительными документами некоммерческих организаций могут быть учредительный договор, устав либо учредительный договор вместе с уставом. Некоторые некоммерческие организации в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Иногда учредительный документ конкретной организации, представляющий по сути своей устав, именуется «положением». Примером может служить Положение о Политехническом музее, утвержденное Правительством РФ Постановление Правительства РФ «О политехническом музее (с изменениями на 23 декабря 2002 года)» от 30 июля 1994 г., № 884 (в ред. от 23 декабря 2002 г, № 919// СЗ РФ, 1994, N 15, Ст. 1789; Российская газета, N 9,18.01.2003
. Ассоциации и союзы должны иметь учредительный договор и устав. Учредительный договор заключается в письменной форме в виде единого документа, подписанного всеми учредителями. Члены ассоциации или союза должны также утвердить устав объединения. По своей правовой природе устав является локальным нормативным актом и обязателен не только для учредителей (членов) организации, но и для третьих лиц, которые вступают с нею в гражданскоправовые отношения.
В учредительных документах должно быть указано:
наименование некоммерческой организации, в котором содержится определение ее организационно — правовой формы;
место нахождения некоммерческой организации в соответствии с местом государственной регистрации организации;
порядок управления деятельностью, т. е. определение структуры органов некоммерческой организации, их компетенция, порядок принятия решений коллегиальными органами;
— предмет и цели деятельности организации;
— филиалы и представительства организации с указанием их наименования, места нахождения;
— права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены организации и выхода из нее (для некоммерческих организаций, основанных на членстве);
— источники формирования имущества некоммерческой организации,
какими могут быть имущественные взносы учредителей, добровольные
пожертвования третьих лиц, доходы от дозволенной предпринимательской
деятельности и др.;
— порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
— порядок внесения изменений в учредительные документы.
В уставе фонда обязательно должны содержаться слово «фонд», указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от должности. Условия о составе и компетенции органов управления, о порядке принятия ими решений обязательны для учредительных документов ассоциаций и союзов. Для них же обязательно определение вопросов, по которым решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В содержание учредительных документов некоммерческих организаций могут быть включены и другие положения, не противоречащие законодательству.
2.3. Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации
Реорганизация некоммерческой организации означает прекращение существования субъекта гражданского права и одновременно возникновение другого субъекта либо сохранение того же, но с изменившимся правовым статусом. Права и обязанности реорганизуемой некоммерческой организации переходят к иным организациям в порядке универсального правопреемства. К правопреемникам может перейти весь комплекс прав и обязанностей реорганизуемой организации либо часть их, но непременно права и обязанности вместе. В большинстве случаев реорганизация происходит добровольно по решению высшего органа управления некоммерческой организации.
Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация признается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица — при разделении, выделении или преобразовании. Если происходит присоединение, то реорганизация считается завершенной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. С этого момента права и обязанности присоединенной организации в полном объеме переходят к основной организации, которая и оказывается, таким образом, реорганизованной.
Процедура государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляется в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. Регистрация должна производиться в органах юстиции.
Преобразование некоммерческой организации является одной из форм реорганизации. Особенность преобразования как реорганизации состоит в том, что число участников гражданских правоотношений не изменяется, все права и обязанности преобразуемой организации переходят к возникшему на ее месте субъекту иной организационно — правовой формы. Учитывая особенности различных некоммерческих организаций, разнообразие целей, которые они перед собой ставят, законодатель в ряде случаев ввел ограничения на преобразования из одной формы в другую.
Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ права и обязанности преобразуемого юридического лица переходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом. В этом акте должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Передаточный акт утверждается учредителями некоммерческой организации.
Ликвидация — прекращение существования некоммерческой организации как юридического лица — происходит без перехода его прав и обязанностей иному субъекту в порядке правопреемства.
В соответствии со ст. 61 ГК РФ существует два вида оснований и, следовательно, два порядка ликвидации юридического лица: обычный и принудительный. Основаниями для обычного порядка ликвидации некоммерческой организации по решению ее учредителей, участников либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, являются: истечение срока, на который была создана некоммерческая организация; достижение цели, для которой она была создана. Принудительная ликвидация коммерческой организации, как и любого иного юридического лица, — это своего рода санкция за допущенные правонарушения. Она осуществляется только по решению суда.
Для ликвидации некоммерческой организации должна быть назначена ликвидационная комиссия и установлены порядок и сроки проведения процесса ликвидации.
В соответствии со ст. 62, 63 ГК РФ процесс ликвидации некоммерческой организации протекает по общим правилам ликвидации юридических лиц.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по делам ликвидируемой некоммерческой организации, включая представительство интересов ликвидируемой некоммерческой организации в суде. Ликвидационная комиссия обязана поместить в печатном органе, который обычно публикует сообщения о государственной регистрации юридических лиц, извещение о предстоящей ликвидации некоммерческой организации. В этом извещении дается информация о порядке и сроках обращения возможных кредиторов со своими требованиями.
Предоставленный кредиторам срок обращения не может быть менее двух месяцев со дня публикации.
Ликвидационная комиссия сама должна выявить всех потенциальных
кредиторов, а также организаций и лиц, которые являются должниками
ликвидируемой некоммерческой организации с тем, чтобы своевременно
принять необходимые меры для взыскания задолженности через суд. После
того, как истечет срок для предъявления требований кредиторам, должны
быть собраны полные сведения о составе и стоимости имущества
некоммерческой организации, а также об обращенных к ней требованиях
кредиторов и результатах их рассмотрения. Эти сведения составляют
промежуточный баланс, на основании которого производится выплата
денежных сумм по требованиям кредиторов, признанным ликвидационной
комиссией подлежащими удовлетворению. При необходимости
ликвидационная комиссия должна провести продажу имущества
некоммерческой организации с публичных торгов. Очередность выплат
денежных сумм, причитающихся кредиторам ликвидируемой
некоммерческой организации, производится по правилам, сформулированным в ст. 64 ГК РФ. Когда все долги погашены, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, в котором отражает все расчеты с кредиторами.
После утверждения ликвидационного баланса в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого момента любое юридическое лицо считается прекратившим свое существование в качестве субъекта гражданского права.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО — ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
3.1. Общественные и религиозные организации
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Объединение граждан в общественные или религиозные организации добровольное. Добровольность объединения предполагает свободное волеизъявление. Поэтому речь может идти лишь о дееспособных гражданах, осознающих общность своих интересов в удовлетворении духовных или иных нематериальных потребностей. Недопустимо вовлекать в общественные или религиозные объединения недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, в том числе малолетних и несовершеннолетних.
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
— вероисповедание;
— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября
1997 г., № 125-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 28 февраля 2008 г, № 14-ФЗ) // СЗ РФ, 2006, 3 29, ст.
3122
.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., № 82-ФЗ (В ред.
ФЗ РФ от 2 февраля 2006 г, № 19-ФЗ) // СЗ РФ, 1995, N 21, ст. 1930
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
— общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
— общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
— общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно-полезные цели;
— общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг,
отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
— орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;
— политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления; Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г., № 95-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 26 апреля 2007 г, № 64-ФЗ) // СЗ РФ, 2001, № 29, ст.2950
— союзы (ассоциации) общественных объединений.
Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы.
К числу общественных организаций относятся профсоюзы, действующие на основании Федерального Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., № 10-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 9 мая 2005 г., № 45-ФЗ) // СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 148, согласно которому профсоюз это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
3.2. Фонды
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Признаками фонда как некоммерческой организации являютсяотсутствие членства, имущественная база, созданная за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является собственником переданного ему имущества и обязан использовать его в соответствии с поставленными общественно полезными целями. Учредители фонда не сохраняют прав на переданное ими фонду имущество. Фонд отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Учредители не несут ответственности по долгам фонда, но и фонд не отвечает по долгам учредителей.
Предпринимательская деятельность может осуществляться фондом, но при условии, что эта деятельность соответствует целям фонда и необходима для достижения общественно полезных целей, указанных в его уставе. Фонд вправе осуществлять дозволенную предпринимательскую деятельность непосредственно, без образования какой-либо коммерческой организации, но вправе создать хозяйственное общество или стать участником такового.
Использование имущества фонда должно находиться под контролем не только специализированных органов, но и общественности. В связи с этим закон требует ежегодного опубликования отчетов фонда об использовании имущества.
Органом фонда, который функционирует как надзорный орган по отношению к другим органам фонда, является попечительский совет. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, за принятием решений другими органами фонда и обеспечением их исполнения, за использованием средств фонда, за соблюдением фондом законодательства.
3.3. Государственная корпорация
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Для создания каждой государственной корпорации необходимо издание специального закона. Учредителем является Российская Федерация в лице Федерального Собрания, принимающего закон о создании государственной корпорации.
Примером государственной корпорации, созданной в последнее время, является Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далееКорпорация) Федеральный закон «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 // Российская Газета, Федеральный выпуск, № 4510, от 03.11.2007
. Согласно ст. 3 Федерального закона целью деятельности Корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта.
Имущество Корпорации формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, пожертвований, а также за счет других законных поступлений и является собственностью Корпорации. Корпорация использует свое имущество исключительно для достижения цели, ради которой она создана.
Предпринимательская деятельность может осуществляться корпорацией постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых была создана корпорация. На государственную корпорацию возложена обязанность ежеквартально и ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Особенности правового положения государственной корпорации в отличие от других юридических лиц определяются не уставом или учредительным договором, а самим законом, которым корпорация создается. По сути дела этот закон играет роль учредительного документа, так как в нем должны быть указаны: наименование корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, органы управления корпорацией и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц корпорации и их освобождения, порядок реорганизации и ликвидации корпорации и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации государственной корпорации.
3.4. Некоммерческие партнерства
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных для некоммерческих организаций.
Осуществление деятельности некоммерческого партнерства требует создания материальной основы. Члены партнерства передают ему необходимое имущество — денежные средства, иное имущество, которое становится собственностью партнерства. Партнерство является юридическим лицом, самостоятельно отвечает по своим обязательствам, не отвечает по обязательствам своих членов, которые также не несут ответственности по долгам партнерства.
Примером данной формы некоммерческих организаций могут служить садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнерства, которые могут создаваться гражданами в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение этими земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г., N 66-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 23 ноября 2007 г, № 268-ФЗ) // СЗ РФ, 2006, № 27, ст. 2881
3.5. Учреждения
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально — культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
Учреждение является единственной некоммерческой организацией, которая не является собственником находящегося у нее имущества. Собственник передает ему имущество лишь в оперативное управление. Создать учреждение может любой собственник: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица и граждане.
В зависимости от целей деятельности различаются: управленческие организации; учреждения просвещения; учреждения культуры (музеи, картинные галереи); медицинские учреждения; научные учреждения; правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды); учреждения в системе внутренних дел и т. п. Фоков А. П., Попонов Ю. Г., Черкашина И. Л., Черкашин В. А. Гражданское право. — М.: Кнорус, 2005
Учреждения действуют на основании утвержденного собственником и зарегистрированного устава или положения, в котором определены задачи и цели деятельности. Собственник-учредитель назначает руководителя
учреждения в качестве единоличного исполнительного органа, также могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые советы).
Учреждения обычно финансируются собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственных сумм. Пока существует учреждение, собственник ограничен в возможностях распоряжаться его имуществом: он вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
В рамках специальной правоспособности учреждения могут осуществлять некоторую деятельность, приносящую доходы. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения.
В настоящее время существует ряд законов и иных нормативных актов, определяющих особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений. Так, некоторые общие положения об образовательных учреждениях содержатся в Законе РФ «Об образовании» Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266−1 (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003, № 186-ФЗ) // СЗ РФ, 1996, № 3, Ст. 150, а вопросы хозяйственной деятельности учреждений культуры — в Положении об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства, Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства» от 26 июня 1995 года № 609 (В ред. от 23 декабря 2002, № 919) // СЗ РФ, 1995, № 28, ст. 2670 утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года.
3.6. Автономная некоммерческая организация
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в
целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
В учредительных документах автономной организации должны быть четко определены услуги, которые она предоставляет. Некоторые виды услуг лицензируются (например, медицинские, аудиторские и пр.), а потому автономная организация должна получить соответствующую лицензию.
Для целей организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи Олимпийским комитетом России, Российской Федерацией и городом Сочи была учреждена автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI
Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ // Российская Газета, Федеральный выпуск, № 4535, от 03.12.2007
. Оргкомитет «Сочи 2014» вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых он создан, и в соответствии с его учредительными документами. Оргкомитет «Сочи 2014» реализует мероприятия и обеспечивает финансирование мероприятий по организации и проведению игр, включая образовательные, культурные и рекламные мероприятия, непосредственно связанные с проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также финансирование строительства объектов, используемых при проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр.
3.7. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Объединением юридических лиц называется некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах. Физические лица и государство участвовать в таких объединениях не могут.
В процессе деятельности ассоциации (союза) может возникнуть потребность в осуществлении предпринимательской деятельности. В этом случае возможны три варианта решения: ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ст. 57 Гражданского Кодекса РФ, Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (В ред. ФЗ от 6 декабря 2007., № 333-Ф3). // СЗ РФ, 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279
15 Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. (В ред. ФЗ от 21 марта 2002, № 31-ФЗ). // СЗ РФ, 1997, № 28. Ст. 3306
либо создает для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество, либо принимает участие в таком обществе. Ассоциация (союз) вправе учредить лишь хозяйственное общество, т.к. товарищество не может быть учреждено одним лицом, в то время как хозяйственные общества могут быть созданы одним лицом Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица и имеют право безвозмездно пользоваться ее услугами.
3.8. Потребительский кооператив
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Правовое положение определяется ст. 116 Гражданского Кодекса и рядом законов, наиболее важными из которых являются Закон РФ" О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 19 июня 1992 г.
Потребительские кооперативы в зависимости от целей создания и особенностей деятельности могут быть разграничены на три основные группы:
— потребительские общества (заготовительные, торговые и др.) — сельскохозяйственные кооперативы (огороднические, животноводческие и др.), действующие в соответствии с Законом «О сельскохозяйственной кооперации» Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. (В ред. ФЗ от 26 июня 2007, № 118-ФЗ) // СЗ РФ, 1195, № 50, ст.4870
17 Жилищный Кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 13 мая 2008,
№ 66-ФЗ) // СЗ РФ, 2005, № 1(1), ст.14
18 Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях" от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 (В ред. ФЗ от 30 декабря 2006 г, № 276-ФЗ) //
СЗ РФ, 2003, N 27, ст. 2708
;
— специализированные кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и др.).
Так в соответствии со ст. 10 Жилищного Кодекса РФ жилищно-строительным кооперативом создается в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.17
Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав, который утверждается высшим органомобщим собранием членов кооператива.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на сферу деятельности кооператива (жилищно — строительный, дачно — строительный, сельскохозяйственный и др.) и слова «кооператив», «потребительское общество» или «потребительский союз» .
Ярким примером некоммерческих организаций, которые могут существовать в нескольких организационно — правовых формах, являются благотворительные организации, создаваемые в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 18. В соответствии со ст. 7 упомянутого закона благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В постсоветский период в России развитие некоммерческих организаций сначала несколько отставало от бурного роста коммерческих предприятий. Однако такие известные некоммерческие организации, как Московская Межбанковская Валютная Биржа и Московская Центральная Фондовая Биржа, возникли и развились очень быстро. В последнее время некоммерческие организации играют все более важную роль в формировании современного гражданского общества в России. Их историческую роль в становлении правового государства трудно переоценить. Они стимулируют этот процесс «снизу», от масс, Принося в общественные отношения новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в равноправии их статуса в отношении государства и социальных институтов.
Сегодня некоммерческие организации в России — это не только реальность, но и активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс, надежной опорой государства на пути демократизации общественной жизни.19
Все более заметным становится также их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики и социальной защитой населения.
Еще один важный аспект деятельности некоммерческих организацийкоординация действий и защита интересов предпринимателей. Взаимодействие предпринимателей и государства, вопросы представительства интересов предпринимателей в государственных органахвсе эти функции должны выполняться и выполняются некоммерческими организациями.
19 Шереги Ф. Э., Абросимова Е. А. Правовые инициативы некоммерческих организаций России. М: Университет, 2002.
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (В ред. ФЗ от 6 декабря 2007., № 333-ФЗ). // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301; № 50, ст. 5279
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188- ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 13 мая 2008, № 66-ФЗ) // СЗ РФ, 2005, № 1(1), ст.14
3. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. (В ред. ФЗ от 21 марта 2002, № 31-ФЗ). // СЗ РФ, 1997, № 28. Ст. 3306
4. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266−1 (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003 г, № 186-ФЗ) //СЗ РФ, 1996, № 3, Ст. 150
5. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., № 82-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 2 февраля 2006 г, № 19-ФЗ) // СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1930
6. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (В ред. ФЗ от 30 декабря 2006 г, № 276-ФЗ) // СЗ РФ, 2003, № 27, ст. 2708
7. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. (В ред. ФЗ от 26 июня 2007, № 118-ФЗ) // СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4870
8. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 1 декабря 2007 г, № 300-ФЗ) // СЗ РФ, 2007, № 22, ст. 2563
9. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., № 10-ФЗ (В ред. 9 мая 2005 г, № 45-ФЗ) // СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 148
10. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., № 125-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 28 февраля 2008 г, № 14-ФЗ) // СЗ РФ, 2006, № 29, ст. 3122
11. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г., № 66-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 23 ноября 2007 г, № 268-ФЗ) // СЗ РФ, 2006, № 27, ст. 2881
12. Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г., № 95-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 26 апреля 2007 г, № 64-ФЗ) // СЗ РФ, 2001, № 29, ст. 2950
13. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (В ред. от 1 декабря 2007 г, № 318-ФЗ) // СЗ РФ, 2007, № 7, ст. 834; № 30, ст. 3754
14. Федеральный закон «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ // Российская Газета, Федеральный выпуск, № 4510, от 03.11.2007
15. Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ // Российская Газета, Федеральный выпуск, № 4535, от 03.12.2007
16. Постановление Правительства РФ «О политехническом музее (с изменениями на 23 декабря 2002 года)» от 30 июля 1994 г., № 884 (в ред. от 23 декабря 2002 г, № 919) // Российская газета от 18.01.2003
17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства» от 26 июня 1995 года № 609 (В ред. от 23 декабря 2002, № 919) // СЗ РФ. 1995, № 28, Ст. 2670
18.Андреев С. Н. Оценка результативности деятельности некоммерческих субъектов. // Некоммерческие организации в России, 2005, № 4
19.Батурин М. В. Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций. // Некоммерческие организации в России, 2003, № 1
20. Маккальская М. Л., Пирожкова Н. А. Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Дело и Сервис, 2000
21.Сидоров В. Н. Установление пределов специальной правоспособности некоммерческих организаций. // Некоммерческие организации в России, 2007, № 1
22. Фоков А.П., Попонов Ю. Г., Черкашина И. Л., Черкашин В. А. Гражданское право. — М.: Кнорус, 2005
23. Цыганков В. В. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций // Российская юстиция. — М.: Юридический мир, 2007, № 9
24. Шереги Ф. Э., Абросимова Е. А. Правовые инициативы некоммерческих организаций России. — М.: Университет, 2002.