Правовой статус главы муниципального образования
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон) должность главы муниципального… Читать ещё >
Правовой статус главы муниципального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
" Кузбасский институт экономики и права"
Юридический факультет Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине " Муниципальное право"
Кемерово 2013
1. Правовой статус главы муниципального образования
2. Муниципальный служащий В. Иванов является доверенным лицом П. Петрова по делам, связанным с представлением интересов последнего в судебных инстанциях в целях защиты его прав на пенсионное обеспечение (обжалуются действия органа Пенсионного фонда РФ по назначению трудовой пенсии по старости). Вправе ли В. Иванов быть представителем П. Петрова? Мотивируйте ответ
3. В каком случае населенный пункт может входить в состав муниципального образования (поселения), несмотря на отсутствие пешеходной доступности до административного центра в течение рабочего дня туда и обратно?
1. Правовой статус главы муниципального образования
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон) должность главы муниципального образования является обязательной. Кроме статуса высшего должностного лица, Закон наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления. Он является обладателем организационно-распорядительных (если глава руководит думой) или исполнительно-распорядительных полномочий (когда глава муниципального образования возглавляет местную администрацию) по организации деятельности представительного органа или по решению вопросов местного значения.
Наименование главы муниципального образования определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации. В городских муниципальных образованиях глава обычно именуется мэром или главой города, а в сельских районах — главой района, глава поселка.
Единственным способом приобретения главой муниципального образования своих полномочий остается избрание. Закон допускает альтернативу выбора главы муниципального образования. Он может избираться либо гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (например, Республики Карелия, Хакассия, Кабардино-Балкарской, Красноярский край, Астраханская, Камчатская, Брянская, области), либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации (например, Приморский край, Кировская, Пензенская, Пермская, Томская области, Ханты-Мансийский автономный округ). Непосредственно этот вопрос решается в уставах муниципальных образований и зависит от расклада политических сил. Если в уставе предусмотрено, что главу муниципального образования избирает представительный орган, то он является по должности его председателем. Представительный орган может оказывать определенное влияние на деятельность главы муниципального образования. Если в уставе отдано предпочтение варианту избрания главы муниципального образования непосредственно населением, то население может и отозвать главу муниципального образования, если только такая возможность предусмотрена уставом муниципального образования. Избранный населением глава муниципального образования наделяется правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях, либо возглавляет местную администрацию. Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации. Исключение из этого правила допускается в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек, независимо от способа избрания главы. Если представительный орган муниципального района формируется путем непрямых выборов, то глава района является его председателем. Муниципальное образование в лице населения на референдуме или представительного органа местного самоуправления само решает, избирать ли главу на выборах, т. е. путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, или представительным органом.
Законы субъектов Федерации могут определять минимальный возраст кандидата на должность главы муниципального образования, но с 21 года; установление максимального возраста не допускается. Не допускается установление срока постоянного проживания кандидата на территории субъекта Федерации или муниципального образования, так как федеральным законодательством это не предусмотрено; не может устанавливаться и образовательный ценз.
Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, определяется уставом муниципального образования, однако он не может быть менее двух лет и более пяти лет (в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), обычно он равен пяти годам. Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого представительным органом из своего состава, ограничивается сроком полномочий соответствующего представительного органа.
Полномочия главы муниципального образования должны начинаться с момента его вступления в должность. Соответственно с этого момента должны прекращаться полномочия прежнего главы. Такой подход обеспечивает преемственность муниципальной власти.
В уставах муниципальных образований важно четко устанавливать срок, в течение которого вновь избранный глава вступает в должность. Днем избрания главы на муниципальных выборах следует считать день, в котором он был избран, несмотря на то, что факт данного избрания муниципальная избирательная комиссия устанавливает несколько позднее (обычно не позднее 2 недель с момента избрания). Днем избрания главы, избираемого представительным органом из своего состава, является день вступления в силу решения представительного органа об избрании главы. Период вступления в должность служит для передачи документов, разнообразных атрибутов власти, представляя собой своеобразный переходный этап, необходимый для приобретения властных функций.
Глава муниципального образования компетентен решать вопросы местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Он обладает обширными полномочиями по сравнению с иными органами и должностными лицами местного самоуправления. Полномочия главы муниципального образования закрепляются в уставах муниципальных образований, законодательных актах субъектов Федерации.
Можно выделить три варианта статуса глав муниципальных образований, влияющего на его полномочия:
1) Глава муниципального образования — «глава местной администрации» . В этом случае глава муниципального образования избирается населением муниципального образования на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. Представляет муниципальное образование, может в отдельных случаях председательствовать на заседаниях представительного органа Глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты.
2) Глава муниципального образования — «председатель представительного органа муниципального образования». Глава муниципального образования избирается населением муниципального образования на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом муниципального образования из своего состава и по должности является председателем представительного органа муниципального образования. Правом издавать правовые акты в данном случае глава муниципального образования не обладает, поскольку представительный орган является коллегиальным, а значит, издание актов — прерогатива органа в целом, а не его председателя.
3) Глава муниципального образования — «председатель представительного органа муниципального образования — глава местной администрации». Данный вариант возможен только в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации.
Собственные полномочия главы муниципального образования весьма скромны.
Полномочия «главы муниципального образования — главы местной администрации» — существенно шире.
Согласно ст. 36 Закона глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
4) не может, одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
5) в случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений исполняет полномочия его председателя.
Ограничения на совмещение главой муниципального образования исполнения указанных выше полномочий не распространяются на органы местного самоуправления сельского поселения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Полномочия главы муниципального образования можно разделить на несколько групп:
— представительские. Он является представителем интересов населения в отношениях с органами государственной власти, другими органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями; официально представляет муниципальное образование внутри страны и за ее пределами; имеет право принимать участие в работе органов государственной власти субъекта Федерации, пользуется правом законодательной инициативы; содействует развитию региональных, межрегиональных и международных связей муниципального образования;
— руководство исполнительными органами местного самоуправления. Глава муниципального образования руководит аппаратом местной администрации, определяет ее штат; организует работу с кадрами муниципальных служащих (назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений и других служащих администрации, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим законодательством); в необходимых случаях отменяет приказы руководителей структурных подразделений администрации;
— взаимоотношение с представительным органом местного самоуправления. Он может наделяться правом входить в состав представительного органа, принимать участие в заседаниях с правом решающего голоса, председательствовать на заседаниях; вносить в представительный орган местного самоуправления проект местного бюджета, отчет о его исполнении, проекты иных нормативных правовых актов; представляет программы и планы социально-экономического развития муниципального образования; отчитывается о своей деятельности; подписывает нормативные акты представительного органа местного самоуправления, организует их исполнение, может быть наделен правом вето на решения представительного органа;
— управление муниципальным хозяйством. Глава осуществляет функции, связанные с разработкой порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; распоряжается средствами местного бюджета; открывает и закрывает счета администрации в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы, заключает договоры и соглашения с государственными органами и общественными объединениями, органами местного самоуправления других муниципальных образований, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными; формирует муниципальный заказ; управляет муниципальной собственностью; создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия, утверждает их уставы; назначает и освобождает руководителей муниципальных предприятий; обеспечивает законность, правопорядок, охрану прав и свобод граждан на территории муниципального образования; осуществляет мероприятия по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций; ведет прием населения, организует рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений, и т. д.
Перечень полномочий главы муниципального образования не является закрытым и обязательным, и может дополняться и детализироваться уставом муниципального образования. Глава муниципального образования издает постановления, распоряжения, приказы. Нормативные правовые акты издаются главой, как правило, в форме постановлений, индивидуальные акты — в форме распоряжений, приказов. Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе органов местного самоуправления.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. П. 5.1 ч. 5 статьи 36 гласит «Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования» .
Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае:
— его смерти;
— отставки по собственному желанию;
— отрешения от должности в рамках ответственности перед государством;
— признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
— признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
— вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
— его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
— прекращения у него российского гражданства или гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
— его отзыва избирателями;
— установленной в судебном порядке его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
— досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
В отношении муниципальных лидеров действуют некоторые ограничения и запреты, кроме того, они должны исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Они не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов государственной власти российских регионов. Им запрещено быть одновременно выборными государственными должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Законом не одобряется предпринимательская или любая другая оплачиваемая деятельность глав, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.
На глав муниципальных образований распространяется неприкосновенность при привлечении к уголовной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
2. Муниципальный служащий В. Иванов является доверенным лицом П. Петрова по делам, связанным с представлением интересов последнего в судебных инстанциях в целях защиты его прав на пенсионное обеспечение (обжалуются действия органа Пенсионного фонда РФ по назначению трудовой пенсии по старости). Вправе ли В. Иванов быть представителем П. Петрова? Мотивируйте ответ
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Муниципальный служащий обязан добросовестно и на высоком профессиональном уровне исполнять свои должностные (служебные) обязанности, соблюдать запреты и ограничения, связанные с муниципальной службой.
В статье 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» основные права муниципального служащего. Согласно части 2 этой статьи муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Федеральным законом о муниципальной службе.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 Федерального закона о муниципальной службе, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Безусловно, интерес является неотъемлемой частью жизни общества и выступает одним из основных факторов его развития. Побуждая участников общественных отношений к деятельности, интерес направляет их поведение в определенное русло, причем в силу значительного количества этих участников их интересы могут пересекаться и вступать в конфликты друг с другом. мэр самоуправление полномочие муниципальный Интересы службы, служебный долг служащего определяются объемом должностных обязанностей лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов, должностного регламента и служебного контракта. Должностные обязанности возлагаются на служащих исключительно для выполнения задач и функций органов в общественно полезных целях.
Специалисты в области государственной гражданской и муниципальной службы выделяют несколько типов ситуаций, при которых возникает или может возникнуть конфликт интересов:
1. Возникновение конфликта интересов при правомерном извлечении дохода. Федеральный закон, позволяя муниципальному служащему с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, ставит условие — выполнение такой работы не должно повлечь за собой конфликт интересов.
2. Возникновение конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей. Эта группа включает обязанность гражданского служащего в целях избегания конфликта интересов сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта. Сюда же следует включить и запрещение гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в период замещения им указанной должности в целях исключения конфликта интересов представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе государственного органа.
3. Возникновение конфликта интересов при формировании состава комиссий. К этой группе можно отнести требования к формированию состава комиссии по урегулированию конфликтов интересов, конкурсной и аттестационной комиссий таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые этими комиссиями решения.
Таким образом, муниципальный служащий В. Иванов может быть доверителем П. Петрова, если не получает в связи с этим вознаграждение, или если возмездной основе оказывает услуги по представительству интересов П. Петрова в судебных инстанциях, но с предварительным разрешением руководителя службы (администрации). В любом случае в его действиях должен отсутствовать конфликт интересов, его служебное положение никоим образом не должно оказать влияния на объективность принятия решения судебными инстанциями.
3. В каком случае населенный пункт может входить в состав муниципального образования (поселения), несмотря на отсутствие пешеходной доступности до административного центра в течение рабочего дня туда и обратно?
Установление территории и границ — это важный этап процесса образования и преобразования муниципальных образований. Субъекты Федерации должны на законодательном уровне закреплять установление и изменение территории и границ муниципальных образований при образовании, преобразовании, упразднении муниципальных образований, а также при приобретении либо утрате ими части ненаселенной территории. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. При определении территории муниципального образования целесообразно сохранять целостность земельного участка, принадлежащего одному землепользователю. Установление и изменение территории муниципального образования производятся с учетом исторических и иных местных традиций.
Закрепление границ муниципальных образований проводятся с учетом трех правил:
1) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно-территориальной единицы (населенного пункта), его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы (населенного пункта);
2) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц (населенных пунктов);
3) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по границам административно-территориальных единиц (населенных пунктов) в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке, и естественным границам (линиям рельефа, ясно видимым ориентирам, иным характерным точкам: дороги, просеки, опушки леса, мосты, линии электропередачи, трубопроводы, сооружения, капитальные ограждения и т. п.) в части, в которой границы муниципального образования не совпадают с границами административно-территориальных единиц (населенных пунктов).
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства. Изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов государственной власти.
В статье 11 Закона указаны требования к установлению и изменению границ муниципальных образований. Согласно пункту 11 части 1 этой статьи (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»):
" границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях" .
Таким образом, населенный пункт может входить в состав муниципального образования (поселения), несмотря на отсутствие пешеходной доступности до административного центра в течение рабочего дня туда и обратно, если данный населенный пункт входит в состав муниципального образования, территория которого относится к территориям с низкой плотностью населения, либо находится в отдаленных или труднодоступных местностях.
К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России.
К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в России.
Перечень субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой или же высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Федерации. Эти перечни могут изменяться не чаще одного раза в пять лет. Распоряжением Правительства РФ от 25.05.2004 № 707-р утверждены Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, а также Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения.
Перечень отдаленных и труднодоступных местностей определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Компьютерная справочно-правовая система «Консультант Плюс» .
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Компьютерная справочно-правовая система «Консультант Плюс» .
3. О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Компьютерная справочно-правовая система «Консультант Плюс» .
4. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Компьютерная справочно-правовая система «Консультант Плюс» .
5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2004 № 186-ФЗ // Компьютерная справочно-правовая система «Консультант Плюс» .
6. Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства от 25.05.2004 № 707-р // Компьютерная справочно-правовая система «Консультант Плюс» .
7. Игнатюк Н. А., Павлушкин А. В. Муниципальное право [Текст]: // учебное пособие. — М.: Юстицинформ, 2007. 312 с.
8. Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право России [Текст]: // учебник. — М.: Юристъ, 2005. 384 с.