Правовой аспект получения гражданства Российской Федерации
История показывает, что по разным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, а так же браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблему приобретения и изменения гражданства, весьма актуальную для… Читать ещё >
Правовой аспект получения гражданства Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение.
1. Понятие и принципы гражданства.
1.1 Понятие гражданства.
1.2 Принципы гражданства.
2. Основания приобретения гражданства.
2.1 По рождению.
2.2 В порядке приема.
2.3 В порядке восстановления.
2.4 В порядке оптации Заключение Список использованной литературы.
Введение
В конституционном праве, институт гражданства является одним из наиболее значимых государственно-правовых институтов, так как определяет правовой статус гражданина, подчеркивает правовую связь между гражданином и государством.
История показывает, что по разным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, а так же браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблему приобретения и изменения гражданства, весьма актуальную для многонациональной Российской Федерации. Поэтому законодательство об иммиграции и гражданстве весьма развиты, и значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью норм международного права. В то же время основы гражданства чаще всего закрепляются в конституциях; другие, более частные вопросы гражданства регулируются специальными законами о гражданстве, а процессуальные вопросы признания, приобретения, утраты и пр. гражданства — соответствующими подзаконными актами.
В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В законе «О гражданстве РФ», содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.
Вопросы гражданства всегда были в центре внимания теоретиков права и законодателей государства, поэтому теоретические работы по этим вопросам весьма обширны. Вопросы гражданства рассматривали в своих работах такие авторы как, М. В. Баглай, О. Е. Кутафин, Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, А. В. Миронов.
Для Российской Федерации наиболее актуальной проблемой института гражданства, является приобретение статуса гражданина России лицами, родившимися и проживавшими на территории бывшего СССР. Далеко не все нормы законов о гражданстве 1991 и 2002 года просты в применении по отношению к данному кругу лиц. В связи этим важно знать, что представляет из себя институт гражданства, его принципы и основные положения, как можно приобрести гражданство России. Рассмотрению данных вопросов и посвящена данная работа.
Целью данной работы является раскрытие механизма приобретения гражданства Российской Федерации согласно законодательству РФ, основанном на положениях Конституции РФ и международных договорах РФ.
1. Понятие, характеристика и функции гражданства.
1.1 Понятие гражданства Согласно статье третьей ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство определено, как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. И данного определения можно выделить главные черты гражданства.
Гражданство как устойчивая связь лица и государства существует постоянно. Существование гражданства неразрывно связано с государством. Государственная власть и население связаны единством территории. Постоянное проживание на территории государства — наиболее типичный и прочный вид связи лица с государством. Наличие такой связи закрепляется юридически — институтом гражданства.
Устойчивость гражданства как правоотношения проявляется в пространстве и во времени:
В пространстве она характеризуется тем, что правовая связь лица с государством сохраняется даже тогда, когда гражданин выезжает за границу, в том числе и на долгосрочный период. «Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации». Исходя из этого, можно сделать вывод, что гражданство территориально не ограничено.
Устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности и бессрочности. Гражданство не может время от времени исчезать, а потом вновь появляться.
1.2 Принципы гражданства Принципы гражданства Российской Федерации перечислены в статье 4 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Принципы гражданства Российской Федерации — это основные начала правового регулирования общественных отношений, непосредственно связанных гражданством как правовым состоянием.
Первым и важнейшим принципом гражданства Российской Федерации является его неограниченность, то есть отсутствие положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Данный принцип закреплен в пункте 1 статьи 4 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и основан на положении части 2 статьи 19 Конституции РФ, в соответствии с которой «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» .
Второй принцип гласит о том, что «гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения». Данный принцип в точности повторен в части первой статьи шестой Конституции РФ: «Гражданство Российской федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения» .
Принцип равного гражданства означает, что все граждане равны независимо от оснований приобретения гражданства. Назначением данного принципа является уравнение приобретенного гражданства и гражданства полученного по рождению. Этот принцип соответствует пункту 2 статьи 5 Европейской конвенции о гражданстве 1997 года; «Каждое государство-участник руководствуется принципом недискриминации между своими гражданами, будь то граждане по рождению или лица, приобретшие свое гражданство в последующий период» .
Рассматривая принцип единого гражданства, необходимо обратиться к прежнему закону «О Гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года. В этой редакции закона предусматривалось одновременное наличие гражданства Российской Федерации и гражданства республик в составе Российской Федерации. Но после принятия Конституции РФ 1993 года эта норма стала ей противоречить. Согласно части 1 статьи 4 Конституции РФ, суверенитет России, распространяющийся на всю ее территорию, исключает наличие какой-либо еще суверенной власти внутри государства. Поэтому новый закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года не рассматривает вопрос гражданства республик в составе Российской Федерации.
Третьим принципом гражданства Российской Федерации является, принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами, российского гражданства. «Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации». Данный принцип вытекает из конституционного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться.
Гражданство как устойчивая связь лица и государства означает, что она существует постоянно. Гражданин может проживать в Российской Федерации постоянно или выезжать за рубеж на длительное время, возвращаться обратно в Россию, а также постоянно проживать за границей в течение всей жизни. При этом у него сохраняется гражданство Российской Федерации.
Четвертым принципом является то, что «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его». Этот принцип также закреплен в части 3 статьи 6 Конституции РФ. Это принцип гарантирует право человека свободное осуществление гражданами своих прав и свобод без боязни утратить гражданство. Пятый принцип, указанный в пункте 5 статьи 4 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гласит о том, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Этот важный принцип также закреплен в части 1 статьи 61 Конституции РФ. Правило запрещающее высылку российских граждан за пределы России полностью соответствует статье 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну. Также в действующей Конституции РФ и ФЗ от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» не предусматривают никаких исключений позволяющих провести выдачу российского гражданина. Выдача возможна только на основании международных договоров, заключенных Россией. Шестым принципом российского гражданства является сокращение безгражданства. В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и пункта 1 статьи 8 «Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 года» одним из важных принципов является обязанность каждого государства принимать меры для сокращения числа апатридов, лиц без гражданства, на своей территории. При решении вопроса о предоставлении российского гражданства лицам, приживающим в ближайшем зарубежье, существенное значение имеет факт наличия в прошлом гражданства СССР. Седьмой принцип закрепляет в себе положение о том, что «наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства» .
2. Основания приобретения гражданства.
2.1 По рождению Приобретение гражданства по рождению (филиация) — наиболее распространенный способ приобретения гражданства. Согласно принципам международного права, каждый ребенок имеет право на гражданство. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен оставаться лицом без гражданства. Эти положения содержаться в статье 7 «Конвенции о правах ребенка 1989 года» и в части 3 статьи 24 «Международного пакта о гражданских и политических правах» .
Так в статье 12 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» сказано:
1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка).
б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Из пунктов «а» и «б» части 1 приведенной выше статьи видно, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения, если на дату рождения:
— оба его родителя имеют гражданство Российской Федерации;
— единственный его родитель имеет гражданство Российской Федерации;
— один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства;
— один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель признан безвестно отсутствующим или место его нахождения неизвестно.
В пунктах «в» и «г» части 1 данной статьи устанавливается, в каких случаях действует территориальный принцип приобретения гражданства Российской Федерации, когда гражданство Российской Федерации приобретается в силу факта рождения на территории Российской Федерации:
— один из родителей ребенка имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином;
— оба родителя или единственный родитель ребенка, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами, а государство, гражданами которого являются его родители (единственный родитель), не предоставляет ребенку своего гражданства.
— родители или единственный родитель ребенка — лица без гражданства.
Под территорией Российской Федерации в соответствии с законом РФ от 1 апреля 1993 года № 4730−1 «О государственной границе Российской Федерации» необходимо понимать сушу, воды и воздушное пространство в пределах государственной границы Российской Федерации. Поэтому ребенок считается родившимся на территории Российской Федерации, если он родился в пределах государственной границы РФ. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» не затрагивает вопроса о рождении детей на морских и воздушных суднах. Поэтому в соответствии со статьей 3 «Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 года»: «рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства, в котором этот воздушный корабль зарегистрирован, в зависимости от обстоятельств». Часть 2 статьи 12 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет, что ребенок, найденный на территории России, происходит от родителей — граждан Российской Федерации. Иное может быть опровергнуто только при установлении самих родителей в срок, не превышающий 6 месяцев. Ребенок признается российским гражданином даже в том случае, если его расовая принадлежность и другие признаки дают основания полагать о его принадлежности его к гражданству другого государства. Эта норма соотвествует статье 2 «Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 года»: «Найденыш, находящийся на территории договаривающегося государства, поскольку его место рождения не установлено, предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства» .
2.2 В порядке приема Прием в гражданство Российской Федерации (натурализация) — это индивидуальное приобретение гражданства Российской Федерации по просьбе заявителя — иностранного гражданина или лица без гражданства. Кандидатом на приобретение гражданства может выступать только дееспособные лица, достигшие возраста 18 лет.
Действующий закон о гражданстве предусматривает два вида приема в гражданство Российской Федерации: в общем и упрошенном порядке. Основное их различие состоит в процедуре рассмотрения заявления: прием в гражданство в общем порядке осуществляется Президентом РФ в срок до одного года со дня подачи претендентом заявления, а по вопросам натурализации в упрощенном порядке занимаются территориальные органы Федеральной миграционной службы и дипломатические представительства Российской Федераци или консульские учреждения Российской Федерации за рубежом, принимая решения по ним в срок до 6 месяцев.
Статья 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» регулирует порядок приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке.
Согласно пункту «а» части 1 данной статьи: «Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства" .
Пятилетний срок непрерывного пребывания на территории России, так называемый ценз оседлости, который исчисляется с момента получения вида на жительство, является главным условием натурализации. Так, согласно части 1 статьи 2 ФЗ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», необходимым условием для получения вида на жительство, является обязательное получение разрешения на временное проживание. Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину по его заявлению в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Так согласно распоряжению Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 1636-р было решено: «Установить на 2008 год квоту на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 140 790 разрешений на временное проживание в Российской Федерации с распределением по субъектам Российской Федерации согласно приложению». Далее по заявлению иностранца или лица без гражданства, если лицо до подачи заявления прожило на территории Российской Федерации не менее одного года на основании временного разрешения на временное проживание, может быть получен вид на жительство. Вид на жительство выдается на пять лет, по окончании срока действия вида на жительство, по заявлению он может быть продлен еще на пять лет. Получение вида на жительство, является «отправной точкой» обязательного для получения гражданства России пятилетнего срока пребывания на территории Российской Федерации.
Кроме пятилетнего срока пребывания, необходимо, чтобы проживание претендента на российское гражданство в последние пять лет перед обращением с заявлением о натурализации в Российской Федерации было непрерывным. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. В случае если принцип непрерывности проживания будет нарушен, то срок постоянно проживания для получения гражданства России необходимо будет заново отсчитывать с момента возвращения.
Пункт «б» части 1 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», одним из обязательных условий для принятия в гражданство России претендента на его получение, называет: «обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации». Указанное обстоятельство дается путем проставления подписи в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации под следующим текстом: «В случае принятия меня в гражданство Российской Федерации обязуюсь быть верным России и добросовестно выполнять свой гражданский долг в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательства Российской Федерации» .
В пункте «в» части 1 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» указано еще одно требование, которому должно соответствовать лицо, желающее получить российской гражданство — наличие у него законного источника средств существования. В качестве таких источников могут выступать заработная плата, пенсии, социальные пособия, стипендии, алиментные выплаты, доходы от реализации или предоставления имущества в аренду, выплаты за разовые и другие работы и др. Наличие законного источника существования в данном случае является одним из доказательств и гарантий того, что натурализованное лицо не будет вести асоциальный или криминальный образ жизни.
Пункт «г» части 1 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», необходимым условием приема в гражданство Российской Федерации выделяет отказ претендента от иностранного гражданства. В первую очередь это обусловлено целями национальной безопасности и к тому же Российская Федерация заинтересована в том, чтобы ее граждане не имели обязательств перед другими государствами.
Пункт «д» части 1 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрел в качестве одного из требований для приема в гражданство России, владение русским языком, достаточным для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды". Доказательством владения русским языком на указанном уровне являются:
— документ государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданный образовательным учреждением (организацией):
до 1 сентября 1991 г. — на территории государства, входившего в состав СССР;
после 1 сентября 1991 г. — на территории Российской Федерации;
— сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданный образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому (которой) Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку. Форма сертификата и порядок его выдачи утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации;
— документ об образовании, выданный на территории иностранного государства и имеющий в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании.
От предоставления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождены:
— мужчины, достигшие возраста 65 лет;
— женщины, достигшие 60 лет;
— недееспособные лица;
— инвалиды I группы.
Часть 3 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает специальный случай приема в гражданство Российской Федерации, а именно: «Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи». Инициатором приема в гражданство в данном случае выступает федеральный орган государственной власти или руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. От их лица в территориальный орган Федеральной миграционной службы либо дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации направляется письменное уведомление о намерении обратиться к Президенту РФ с просьбой о принятии в гражданство Российской Федерации лица, имеющего особые заслуги перед Россией. При наличии такого уведомления лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, составляет заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, а может и отказаться от его составления.
Часть 4 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отсутствовала в первоначальной редакции закона и была введена ФЗ от 11 ноября 2003 года № 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Эту поправку можно назвать стимулом для службы иностранных граждан в российской армии. Для военнослужащих-иностранцев, проходящих военную службу по контракту пятилетний ценз оседлости заменен обязательностью прохождения военной службы в течение трех лет. Особенностью является то, что данная норма распространяется только на граждан государств, ранее входивших в СССР.
При приеме в гражданство Российской Федерации военнослужащих на основании части четвертой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке представляются:
— ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, срок действия и форма, которого устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации;
— один из перечисленных документов, подтверждающих владение русским языком;
— обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части.
Статья 14 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» регулирует порядок приема в гражданство Российской Федерации в упрошенном порядке. Лицо, которое желает быть принятым в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, подает заявление в территориальный орган Федеральной миграционной службы.
Часть 1 статьи 14 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» указывает три категории лиц, которые имею право на получение гражданства России без соблюдения ценза оседлости:
1. Лица, «имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации» .
В данном случае, помимо правил указанных в части 1 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (за исключением пункта «а»), лицу необходимо предоставить следующие документы:
— вид на жительство;
— документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию;
— документ, подтверждающий владение русским языком, если заявитель не освобождается от представления этих документов;
— свидетельство о рождении заявителя;
— паспорт гражданина Российской Федерации родителя, проживающего на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства;
— документ об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости, квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;
2. Лица, которые «имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства» ;
При приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта «б» части 1 статьи 14 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» необходимо предоставить:
— вид на жительство;
— документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию;
— документ, подтверждающий владение русским языком, если заявитель не освобождается от представления этих документов;
— документ, подтверждающий наличие у заявителя, гражданства СССР в прошлом.
3. Лица, которые «являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года» .
При приобретении гражданства согласно данному пункту заявителю необходимо предоставить:
— вид на жительство;
— документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию;
— документ о законченном среднем профессиональном образовании, либо диплом бакалавра, либо диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, либо диплом магистра и приложение к каждому из указанных документов, а также справку из учебного заведения, выдавшего диплом, подтверждающую освоение полной образовательной программы на территории Российской Федерации;
— документ об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости, квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется.
Часть 2 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает случаи упрощенного приобретения гражданства Российской Федерации для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории России. При этом исключается только условие о сроке постоянного проживания на территории РФ, но не обязанность проживать в России на основании вида на жительство. Таких категорий три:
1. Лица, которые «родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР» ;
2. Лица, которые «состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет» ;
3. Лица, которые «являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации» .
Для подтверждения права на приобретение гражданства в упрощенном порядке лица, перечисленные выше, согласно пункту «г» статьи 14 Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», должны предоставить следующие документы:
— лицо, родившееся на территории РСФСР и имевшее гражданство бывшего СССР, — свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР органом записи актов гражданского состояния. В случае отсутствия указанного свидетельства документом, подтверждающим, что заявитель родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР в прошлом, является паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в который внесены соответствующие сведения;
— лицо, состоящее в браке с гражданином Российской Федерации, — свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего гражданство Российской Федерации;
— нетрудоспособное лицо, имеющее дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и состоящих в гражданстве Российской Федерации, — свидетельство о рождении и паспорт гражданина Российской Федерации сына или дочери, а также один из документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя, справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы).
Часть 3 статьи 14 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», регламентирует право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, освобождая от необходимости предоставления вида на жительство (соответственно и от обязательного соблюдения пятилетнего срока проживания), нетрудоспособных граждан и лиц без гражданства. Данная норма освобождает только от предоставления вида на жительство, все остальные требования, согласно части 1 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», должны быть соблюдены, возможно, за исключением пункта «д» .
Часть 4 статьи 14 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предоставляет бывшим гражданам СССР, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке и освобождает их от соблюдения условий предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Указанная норма имеет ограниченный срок действия и утрачивает силу 1 января 2009 года.
Согласно части 5 статьи 14 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г» и «д» и без предоставления вида на жительство в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации принимаются участники Великой Отечественной Войны, имевшие гражданство СССР и проживающие на территории Российской Федерации.
Часть 6 статьи 14 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает случаи, когда прием в гражданство Российской Федерации осуществляется в упрощенном порядке вообще без соблюдения норм части 1 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Такие правила установлены в отношении детей и недееспособных, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства. Случая три:
1. «Ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя (имеющего гражданство Российской Федерации) и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
2. Ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;
3. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации" .
Часть 7 статьи 14 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» говорит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой «По оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» .
2.3 В порядке восстановления Статья 15 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет» .
Восстановление в гражданстве Российской Федерации — индивидуальный прием в гражданство по просьбе лица, ранее имевшего российское гражданство, но которое по тем или иным основаниям было прервано.
К лицам, ранее имевшим гражданство Российской Федерации, также отнесены граждане СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона РФ от 28 ноября 1991 года «1948;1 «О гражданстве Российской Федерации», то есть на 6 февраля 1992 года, но в течение одного года после этого дня заявившие о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Восстановление в гражданстве Российской Федерации, очень схоже с приобретением гражданства в общем порядке. Поэтому условия восстановления в гражданстве Российской Федерации идентичны правилам приема в общем порядке, за исключением срока непрерывного проживания в Российской Федерации на основании вида на жительство, который снижен с пяти лет до трех.
Таким образом, необходимыми условиями для восстановления в гражданстве Российской Федерации являются:
— трехлетний ценз оседлости;
— дача обязательства соблюдать Конституцию РФ;
— отказ от иного гражданства;
— наличие законного источника средств к существованию;
— владение русским языком, на уровне, достаточном для общения в языковой среде.
Для восстановления в гражданстве Российской Федерации лицо подает в в территориальный орган Федеральной миграционной службы общий пакет документов для натурализации и, кроме того, предоставляет справку полномочного органа, подтверждающую выход заявителя из гражданства Российской Федерации.
2.4 В порядке оптации Оптация — это основание приобретения гражданства в связи с территориальными изменениями, то есть изменениями Государственной границы Российской Федерации. Возможны два варианта изменения Государственной границы Российской Федерации — передача той или иной территории Российской Федерации иностранному государству либо включение новой территории в состав Российской Федерации. Вопросы гражданства лиц, проживающих на изменяющей государственную принадлежность территории, регулируются соответствующими международными соглашениями. Оптация может быть как основанием приобретения гражданства, так и его утраты.
" При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации" .
Оптация при передаче части территории Российской Федерации иностранному государству для граждан Российской Федерации сводиться к сохранению гражданства Российской Федерации либо отказу от него, т. е. выступает способом сохранения гражданства либо способом прекращения гражданства Российской Федерации, но не способом его приобретения.
В ином случае, когда России передается какой-либо участок суши, право оптации будет означать право иностранных граждан выбирать (приобрести) новое гражданство: либо гражданство Российской Федерации, либо сохранить гражданство иностранного государства.
Право оптации реализуется лицом посредством определенного действия или бездействия.
Заключение
В работе на основе законодательной и научной базы был рассмотрен механизм работы отдельного института гражданства: приобретение гражданства. Также были рассмотрены: определение гражданства, его принципы, а также современное понимание института гражданства.
На основе ознакомления с некоторой литературой по данной теме можно сделать определенные выводы:
· При приобретении гражданства человек получает определенные права, которые дают ему привилегии по отношению к лицам без гражданства. Существует определенная система приобретения гражданства, регулируемая существующим законодательством.
· Основываясь на принципах гражданства, можно сделать вывод, что нельзя лишить гражданства Российской Федерации без соответствующего волеизъявления гражданина.
Список использованной литературы Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 64 с.
2. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» / КонстультантПлюс.
3. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» / КонстультантПлюс.
4. Федеральный Закон от 11 ноября 2003 года № 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» / КонсультантПлюс.
5. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730−1 «О государственной границе Российской Федерации» / КонсультантПлюс.
6. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации». / КонсультантПлюс.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1636-р / КонсультантПлюс.
8. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года / Совет Европы — Бюро Договоров http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/166.htm.
Иные Источники:
Центр документации ООН http://www.un.org/russian/documen/centre/.
Совет Европы — Бюро договоров http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/v3DefaultRUS.asp.
Законодательство и права человека — http://www.memo.ru/Prawo/index.htm.