Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование списания имущества в хозяйственных отношениях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К неиспользуемым объектам относятся здания, сооружения, изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не используемые в хозяйственном обороте более двух лет и находящиеся в аварийном состоянии, а также незаконсервированные не завершенные строительством капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений) с превышением нормативного… Читать ещё >

Правовое регулирование списания имущества в хозяйственных отношениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовое регулирование списания имущества в хозяйственных отношениях

Тенденции изменения норм действующего законодательства позволяют утверждать о том, что законодатель с учетом правоприменительной практики предпринимает действенные меры для исключения пробельности в праве, которые принимаются в контексте проводимой государством политики либерализации экономики.

Примером является Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2010 г. № 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (вступает в силу с 1 января 2011 года) (далее — Указ № 328). Им введен ряд новелл, касающихся правового регулирования отдельных аспектов экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь. Среди прочих обращают на себя внимание несколько:

1) возможность списания нереализованного движимого имущества должника (подпункт 1.3 пункта 3 Указа № 328);

2) особенности оценки стоимости объектов гражданских прав.

1. Списание нереализованного движимого имущества должника

В процедуре ликвидационного производства, то есть когда субъект признан хозяйственным судом банкротом, в случае неполного удовлетворения требований кредиторов и (или) неполного проведения необходимых выплат оставшееся недвижимое имущество должника, которое предлагалось к продаже, но не было продано, а также движимое имущество должника и его дебиторская задолженность, которые предлагались к продаже, но не были проданы, предлагаются кредиторам антикризисным управляющим в счет погашения их требований. В данном случае антикризисным управляющим в течение тридцати дней со дня проведения последнего аукциона по продаже данного имущества должника созывается собрание кредиторов для решения вопроса о принятии нереализованного недвижимого и движимого имущества должника в счет погашения их требований, его распределении между ними и размере погашенных требований.

Далее возможны два варианта развития событий:

1. собранием кредиторов принято решение о принятии нереализованного недвижимого и движимого имущества должника в счет погашения их требований, его распределении между ними и размере погашенных требований. Тогда передача нереализованного недвижимого и движимого имущества должника кредиторам осуществляется по его фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий в течение пятнадцати дней со дня проведения собрания кредиторов.

Более того, Указом № 328 установлен специальный порядок государственной регистрации создания капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений, составляющих нереализованное недвижимое имущество должника, на которые отсутствуют правоудостоверяющие документы, и возникновения прав на них. Так, государственная регистрация указанных объектов осуществляется в установленном порядке по заявлению кредитора (в пользу которого принято названное решение собрания кредиторов) на основании технических паспортов, составленных по заявлению кредитора, договора, заключенного между этим кредитором и антикризисным управляющим, протокола собрания кредиторов, на котором было принято соответствующее решение, и передаточных актов. В отношении капитальных строений (зданий, сооружений) кредитором дополнительно представляется выписка из решения местного исполнительного и распорядительного органа о возможности их использования по назначению в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества;

2. собрание кредиторов не состоялось либо собранием кредиторов не принято решение о принятии кредиторами нереализованного недвижимого и движимого имущества должника или принято решение о принятии кредиторами части имущества, но в течение десяти дней со дня проведения собрания кредиторов не заключены соответствующие договоры между кредиторами и антикризисным управляющим, либо кредиторы не приняли имущество в соответствии с решением собрания кредиторов о передаче им этого имущества и названными договорами в течение пятнадцати дней со дня проведения собрания кредиторов. В подобной ситуации нереализованное недвижимое имущество должника подлежит передаче в республиканскую или коммунальную собственность (части 2−7 подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 328).

Второй вариант собственно и предполагает диспозитивную возможность списания нереализованного движимого имущества должника, но, напомним, только на стадии ликвидационного производства в процедуре банкротства.

Подпунктом 1.5 пункта 1 Указа № 328 установлено, что в процедуре ликвидационного производства возможно:

1. списание движимого имущества должника в связи с гибелью данного имущества (разрушением), чрезвычайными обстоятельствами (в том числе пожаром, аварией, стихийным бедствием, дорожно-транспортным происшествием);

2. списание нереализованного движимого имущества должника может осуществляться за счет средств должника по решению антикризисного управляющего, согласованному с собранием или комитетом кредиторов.

Нормативно установлен перечень субъектов, которые обязаны дополнительно согласовывать решения о списании движимого имущества должника и с которыми такие решения должны согласовываться:

республиканское юридическое лицо или негосударственное юридическое лицо, акции (доли в уставном фонде) которого принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление государственному органу, государственному объединению, юридического лица, входящего в состав государственного объединения, согласовывает решение о списании с государственным органом, государственным объединением, в подчинении (составе) которого находится должник или уполномоченным управлять акциями (долями в уставных фондах) должника (осуществляющим владельческий надзор);

коммунальное юридическое лицо или негосударственное юридическое лицо, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в коммунальной собственности и переданы в управление органу, уполномоченному управлять акциями (долями в уставных фондах) должника (осуществляющему владельческий надзор), — с областным (Минским городским) исполнительным комитетом, на территории которого находится имущество;

юридическое лицо, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в хозяйственном ведении, оперативном управлении республиканского юридического лица, — с государственным органом или иной государственной организацией, в подчинении (составе) которых находится республиканское юридическое лицо, владеющее акциями (долями в уставном фонде) должника на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

юридическое лицо, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в хозяйственном ведении, оперативном управлении коммунального юридического лица, — с областным (Минским городским) исполнительным комитетом, на территории которого находится имущество;

градообразующая или приравненная к ней негосударственная организация, акции (доли в уставном фонде) которой не находятся в собственности государства, — с областным (Минским городским) исполнительным комитетом, на территории которого она находится.

Точка зрения. В науке (Кузнецова И.Ю.) обосновывается подход, состоящий в том, что «имущество должника, которое предлагается к продаже, но не было реализовано в ходе конкурсного производства», предлагается кредиторам, чьи требования не удовлетворены или удовлетворены не в полном объеме, а при их отказе принять нереализованное имущество его необходимо передать собственнику должника — унитарного предприятия или участникам должника — юридического лица.

Российский законодатель следует общенаучной логике и в п. 1 ст.148 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 7 февраля 2011 г. закрепляет норму о том, что при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Имущество, которое в силу закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит передаче в федеральную собственность.

Тем самым интересы как кредиторов, так и участников (учредителей) в процедуре несостоятельности формально соблюдены.

Подготовленный в 2011 году проект Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» содержит ряд правил о судьбе нереализованного имущества должника. Так, в случае неполного удовлетворения требований кредиторов и (или) неполного проведения необходимых выплат оставшееся недвижимое имущество должника, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе ликвидационного производства (далее — нереализованное недвижимое имущество должника), а также движимое имущество должника и его дебиторская задолженность, которые предлагались к продаже, но не были проданы в ходе ликвидационного производства (далее — нереализованное движимое имущество должника), предлагаются антикризисным управляющим кредиторам в счет погашения их требований.

В случае если после полного погашения всех требований кредиторов и произведения необходимых выплат у должника осталось имущество, оно передается собственнику этого имущества, учредителям (участникам) должника — юридического лица или лицу, уполномоченному собственником имущества, учредителями (участниками) должника, если иное не установлено законодательными актами (ст. 149 проекта Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»).

В Республике Беларусь в настоящее время процедура списания нереализованного движимого имущества вызывает ряд вопросов.

Приведем ряд норм законодательства, которые так или иначе регламентируют списание имущества и его основания:

1) в соответствии с законодательством на основании накладных ТТН-1 и ТН-2, которые применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, возможно списание товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя (пункт 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 192 в редакции от 10 июля 2009 г.). Тем самым требуется специальное основание для списания имущества — его выбытие, что оформляется посредством товарной и товарно-транспортной накладной у грузоотправителя;

2) с точки зрения бухгалтерского учета имущество, находящееся у юридического лица или индивидуального предпринимателя и используемое в хозяйственной деятельности названных субъектов, также может быть списано, что оформляется соответствующим актом.

Так, формы акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4), акта о списании автотранспортных средств (форма ОС-4а), акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4б) применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность объекта основных средств, автотранспортных средств, групп объектов основных средств (постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 8 декабря 2003 г. № 168 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов» в редакции от 10 января 2009 г.).

Таким образом, специальным основанием для списания в приведенных случаях является негодность объекта основных средств, автотранспортных средств, групп объектов основных средств;

3) Инструкцией об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2001 г. № 127 (в редакции от 25 июня 2010 г.), закреплены иные основания для списания объектов основных средств, это, в частности, выбытие вследствие продажи, обмена, внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях, установленных законодательством (п.39);

4) списание материалов может осуществляться в случаях, если материалы пришли в негодность по истечении сроков хранения, если материалы морально устарели, выявления недостач, хищений или порчи и в иных случаях (пункт 65 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133). Решение о списании материалов принимается руководством организации при участии комиссии с участием материально ответственных лиц и оформляется актом на списание материалов (пункт 66 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов).

5) в отношении нематериальных активов также действуют правила об их списании, но списание производится по истечении нормативного срока службы или срока его полезного использования на основании соответствующего акта (пункт 26 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2001 г. № 128 в редакции от 25 июня 2010 г.);

6) списание неиспользуемых объектов по перечням, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, в порядке, предусмотренном Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 480 «О некоторых вопросах списания неиспользуемых объектов». Источник покрытия убытков от списания неиспользуемых объектов — фонд переоценки основных средств и не завершенных строительством объектов (пункт 7 Положения о порядке и условиях формирования перечня неиспользуемых объектов и порядке их списания, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2008 г. № 1557).

Не следует отождествлять категории «списание нереализованного имущества» и «списание денежных средств» с банковского счета должника, которые по существу различны, так как в первом случае предполагается его физическое уничтожение, ликвидация и тому подобное, а во втором — выбытие денежных средств из ведения (распоряжения) должника и их поступление (перечисление банком) кредитору посредством банка или небанковской кредитно-финансовой организации.

Вместе с тем, среди объектов гражданских прав можно выделить такие, которые, хотя и относятся к движимому имуществу, но, по нашему мнению, не подлежат списанию, так как это противоречит их правовой природе. Это ценные бумаги, причем как в документарной, так и в бездокументарной форме.

В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) ценная бумага — это объект гражданских прав, имущество.

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности (п. 1 ст.143 ГК).

Таким образом, ценная бумага одновременно удостоверяет право на ценную бумагу (вещное право) и право из ценной бумаги (обязательственное право), которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. В правоотношениях, связанных с ценными бумагами, участвуют как минимум два обязательных субъекта — эмитент и инвестор (владелец). По общему правилу действия эмитента заключаются в составлении ценной бумаги — документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. В силу составления ценной бумаги эмитент принимает на себя право из ценной бумаги, становясь при этом обязанным лицом при ее выпуске в обращение.

Данным правоотношениям присущ односторонний характер в действиях эмитента и отсутствие кредитора в момент выпуска. Стороны при эмиссии четко не определены, поскольку с учетом некоторых особенностей (например, для акций дополнительного выпуска закрытого акционерного общества, для владельцев именных приватизационных чеков «Жилье», облигаций государственного сберегательного займа) владельцем может быть любое лицо.

Вещное же право или право на ценную бумагу принадлежит владельцу, составляя сферу его интереса.

Между тем, даже если владелец отказывается по каким-либо причинам от вещного права на ценную бумагу, обязательственное право, составляющее содержание ценной бумаги и, собственно, ценность бумаги, не может прекратиться в силу отсутствия волеизъявления эмитента.

Сделанный вывод одинаково работает как для документарной, так и для бездокументарной формы ценных бумаг.

Установлено, что в случаях, определенных законодательством, или в порядке, им установленном, лицо, получившее специальное разрешение (лицензию), может производить фиксацию прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в том числе в бездокументарной форме (с помощью средств электронно-вычислительной техники и т. п.). К такой форме фиксации прав применяются правила, установленные для ценных бумаг, если иное не вытекает из особенностей фиксации (п. 1 ст.150 ГК). Тем самым бездокументарная форма выпуска ценной бумаги не означает утрату статуса имущества для нее.

Одной из особенностей соответствующих правоотношений является обязательное участие в них профессионального участника рынка ценных бумаг (далее по тексту — профучастник) (депозитария). Участие последнего в правоотношениях, связанных с бездокументарными ценными бумагами, обусловлено совершением сделок с ними, правовым основанием которых выступает, например, договор купли-продажи.

Равно как и для документарных ценных бумаг, специальных оснований для отказа от права собственности на бездокументарные ценные бумаги в нормах действующего законодательства не предусмотрено.

Если для примера рассмотреть акцию, то можно отметить, что она удостоверяет право участия в уставном фонде акционерного общества (для ее владельца), составляет часть имущества акционерного общества — уставного фонда, приходящуюся на одну акцию (для акционерного общества).

Владелец «списать» акцию или отказаться от прав на нее не вправе, поскольку очевидно необходимо волеизъявление эмитента — акционерного общества, состоящее в приобретении акций для последующей реализации иным лицам или выкупе по номинальной стоимости с последующим уменьшением размера уставного фонда акционерного общества в целях сокращения общего количества акций.

Указом № 328 не регламентировано, каким образом организационно происходит списание движимого имущества, в том числе ценных бумаг. Немаловажен и тот факт, что различные свойства и характеристика существующих видов ценных бумаг предопределят в конечном счете и специфику механизма их списания.

Вместе с тем согласимся с существующей проблемой реализации «неликвидных» акций, которые выявлены антикризисным управляющим и включены в конкурсную массу и которые фактически невозможно реализовать. Это может быть обусловлено низкой номинальной и рыночной стоимостью и иными причинами.

Между тем проблема «неликвидных» акций и их реализации может быть решена вне закрепленной Указом № 328 процедуры списания нереализованного движимого имущества следующим способом. Представляется возможным закрепить в законодательстве норму, обязывающую акционерное общество приобретать собственные акции при обращении владельцев с соответствующим заявлением, то есть фактически выкуп акционерным обществом акций собственного выпуска будет осуществляться по требованию акционеров. Однако обязательным условием для реализации владельцем акций своего права требовать у акционерного общества выкупа акций должно стать нахождение владельца в процедуре банкротства, когда в отношении него хозяйственным судом принято решение о ликвидации (подпункт 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» в редакции от 6 апреля 2009 г.). Выкуп может производиться по согласованной сторонами (владельцем акций и акционерным обществом) цене. При этом такие сделки не должны подлежать регистрации профучастником, что не потребует взимания вознаграждения. Профучастник, обслуживающий владельца акции, на основании письменного заявления последнего и решения общего собрания участников, на котором принято решение о выкупе акций, осуществляет перевод ценных бумаг депозитарию эмитента. Если владелец акций и эмитент обслуживаются у одного депозитария, в данном случае последний осуществляет перевод акций со счета «депо» владельца на счет «депо» эмитента.

С точки зрения правовых последствий предлагаемого нами способа решения проблемы «неликвидных» акций, логично последующее применение ч.5 ст. 77 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» в редакции от 15 июля 2010 г., состоящей в том, что акции, приобретенные акционерным обществом по решению общего собрания акционеров об уменьшении уставного фонда акционерного общества в целях сокращения их общего количества, подлежат аннулированию по решению уполномоченного государственного органа на основании документов, представленных акционерным обществом в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

Если провести сравнительно-правовой анализ, то интерес заслуживают нормы российского законодательства в части списания имущества. Так, нормативно закреплена возможность применения конкурсным управляющим механизма списания неликвидного имущества (на основании подпункта 2) пункта 2 ст. 50.43, пункта 1 ст. 50.21 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), однако, только в отношении кредитных организаций, находящихся в процессе несостоятельности (банкротства).

Подобное неликвидное имущество как таковое не определяется, но формально — это имущество, не представляющее никакой ценности, и оно списывается с баланса кредитной организации конкурсным управляющим. «Последствием списания вещей, не представляющих никакой ценности, является их уничтожение; прав требования — прекращение этих прав» .

В этой связи российские исследователи предлагают классификацию имущества должника, в отношении которого открыто конкурсное производство, на ценное и малоценное. При этом «к малоценному имуществу нецелесообразно применять такой же подход, как к имуществу, имеющему ценность», поскольку его нецелесообразно выставлять на торги, затрачивая средства, время, заведомо зная о неэффективности мероприятия. В качестве примера малоценного рассматривается сломанная мебель, устаревшие компьютеры и т. п.

Таким образом, представляется, что устанавливая исключения из общего правового режима для тех или иных объектов гражданских прав, законодателю следует учитывать комплексную правовую природу отдельных из них с тем, чтобы применение новеллы не искажало их правовую сущность. Также вполне обоснованной и действенной видится классификация имущества на малоценное и ценное для ее применения в процедуре экономической несостоятельности (банкротства). Для действенной реализации механизма списания неликвидного (малоценного) имущества необходимы, во-первых, критерии малоценности, во-вторых, особенности списания отдельных видов имущества с учетом правовой природы, в-третьих, необходим перечень тех действий (мероприятий), проведение которых исключается для такого имущества, например, норма о непроведении торгов.

Подготовленный в 2011 году проект Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» содержит ряд правил о распоряжении имуществом должника, среди которых и правило о списании имущества.

Списание имущества допустимо в связи с его физическим износом (снижением потребительских свойств имущества, в результате чего его использование становится невозможным), разрушением в результате аварий, стихийных бедствий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций, реконструкции и технического перевооружения, невозможностью дальнейшей эксплуатации в силу эксплуатационно-технических характеристик имущества, не соответствующих действующим нормативно-техническим требованиям, правилам безопасной эксплуатации, угрозой жизни или здоровью людей, нахождением на территории зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, с которых отселено население, истечением сроков хранения, а также в случае, если движимое имущество не реализовано.

При этом решение о списании принимается руководителем должника (временного управляющего в случае отстранения руководителя должника от исполнения обязанностей) в защитном периоде либо управляющим по согласованию с собранием или комитетом кредиторов в конкурсном производстве (ст. 102 проекта Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»).

2. Особенности оценки стоимости объектов гражданских прав

В соответствии с п. 21 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615 (в редакции от 6 августа 2010 г.), проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным, в том числе при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного экономически несостоятельным или банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах. При этом оценивается стоимость имущества, выставляемого на торги.

В то же время в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 328 в процедуре ликвидационного производства допускается продажа предприятия как имущественного комплекса должника, принадлежащих ему капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений без наличия документов, удостоверяющих их государственную регистрацию, при условии отсутствия на текущем (расчетном) счете должника в течение тридцати дней, предшествующих дате принятия собранием или комитетом кредиторов решения об одобрении порядка и сроков продажи такого имущества, денежных средств в сумме, необходимой для оформления документов, удостоверяющих его государственную регистрацию.

Сопоставление данных норм не исключает обязательность проведения оценки стоимости предприятия как имущественного комплекса, что потребует ее проведения, но только в случае, если заключению договора купли-продажи предшествует проведение публичных торгов.

Из части 2 подпункта 1.2 пункта 1 Указа № 328 не усматривается, в какой форме представлен процесс заключения договора купли-продажи, так как основаниями государственной регистрации создания предприятия как имущественного комплекса, договора его купли-продажи, а также прав на это предприятие как имущественный комплекс, что осуществляется одновременно республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в установленном порядке, являются:

1) заявление покупателя;

2) договор купли-продажи;

3) решение собрания или комитета кредиторов об одобрении порядка и сроков продажи такого предприятия как имущественного комплекса;

4) акт инвентаризации;

5) бухгалтерский баланс;

6) перечень имущества и имущественных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, по форме, утвержденной Государственным комитетом по имуществу;

7) аудиторское заключение о составе и стоимости предприятия как имущественного комплекса;

8) документы, содержащие информацию из государственных реестров (регистров) о наличии зарегистрированных прав, ограничений (обременений) прав на имущество, включаемое в состав предприятия как имущественного комплекса, если указанное имущество, права, ограничения (обременения) на него подлежат государственной регистрации по заявлению покупателя в соответствии с законодательством;

9) передаточный акт.

Тем самым заключение об оценке в приведенном перечне отсутствует.

Хотя следует отметить и подпункт 1.9 пункта 1 Указа № 328, исходя из которого в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) оценка имущества должника действительна в течение 12 месяцев с даты, на которую она проводится.

Проект Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» устанавливает правило о том, что проведение оценки имущества, подлежащего продаже, является обязательным, а в процедуре конкурсного производства управляющий производит опись (инвентаризацию), внутреннюю оценку имущества и (или) обеспечивает проведение независимой оценки всего имущества должника, а также объектов интеллектуальной собственности (ст. 98 проекта Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»).

Позволим себе высказать мнение о том, что для целей обеспечения эффективной и профессиональной оценки имущества целесообразно осуществлять оценку стоимости недвижимого имущества только проведением в порядке независимой оценки (данный подход принят также в правовой науке).

Таким образом, поскольку Указом № 328 введен особый порядок продажи предприятия как имущественного комплекса и некоторого иного имущества, то представляется целесообразным в нормах закрепить и порядок заключения договоров купли-продажи, что с точки зрения действующего законодательства (в частности, об оценке стоимости объектов гражданских прав) имеет принципиальное значение.

Примерными причинами списания объекта основных средств законодателем названы физический и/или моральный износ, частичная ликвидация, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для других хозяйственных нужд (п. 41 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами).

К неиспользуемым объектам относятся здания, сооружения, изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не используемые в хозяйственном обороте более двух лет и находящиеся в аварийном состоянии, а также незаконсервированные не завершенные строительством капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений) с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, степень готовности которых не превышает 60 процентов, не востребованные субъектами хозяйствования, кроме объектов, вовлеченных в хозяйственный оборот в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» (Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 480 «О некоторых вопросах списания неиспользуемых объектов»).

списание имущество должник стоимость

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2009 г. № 1673 «Об утверждении перечня неиспользуемых объектов, подлежащих списанию в 2010 году» .

2. Крылова, М. Ценная бумага — вещь, документ или совокупность прав? / М. Крылова // Рынок цен. бумаг. — 1997. — № 5. — С.29−32, с. 29.

3. О хозяйственных обществах: Закон Респ. Беларусь от 9 дек. 1992 г., № 2020;XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15 июля 2010 г., ст. 76.

4. Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 6 июля 1993 г., № 2468-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 29 июня 2006 г., ст. 4.

5. О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 16 июля 2001 г. № 1053: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 10 фев. 2009 г.

6. Ткачев, В. Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования / В. Н. Ткачев // КонсультантПлюс-Россия.

7. Ткачев, В. Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования / В. Н. Ткачев // КонсультантПлюс-Россия.

8. Кузнецова, И. Ю. Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности: автореф. канд. юрид. наук, 12.00.03: И. Ю. Кузнецова: Сарат. гос. акад. права, Саратов, 2001. — С.25, 11.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой