Правовое регулирование порядка ликвидации коммерческих организаций
Данная обязанность конкретизируется в ст. 20 Закона о государственной регистрации юр. Лиц и ИП, в соответствии с которой соответствующее уведомление подается в трехдневный срок в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о его ликвидации. Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится… Читать ещё >
Правовое регулирование порядка ликвидации коммерческих организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального учреждения Республики Карелия
«Петрозаводский машиностроительный колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Предпринимательское право»
На тему Правовое регулирование порядка ликвидации коммерческих организаций Выполнила:
Бочкарева Анастасия Алексеевна
СОДЕРЖАНИЕ ликвидация коммерческий правовой ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ЛИКВИДАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Понятие ликвидации юридических лиц
1.2 Добровольная ликвидация коммерческих организаций
1.3 Принудительная ликвидация коммерческих организаций
1.4 Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица ГЛАВА 2. ЛИКВИДАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
2.1 Понятие ликвидационной комиссии
2.2 Обязанности ликвидационной комиссии
2.3 Порядок ликвидации коммерческих организаций ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЛОССАРИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящий период в России идет интенсивный процесс создания коммерческих юридических лиц, однако существует необходимость и в ликвидации таких организаций по различным основаниям. Важность вопроса ликвидации юридических лиц определяется серьезными правовыми последствиями, которые наступают при прекращении юридического лица, ибо при ликвидации организации исчезает субъект права.
Изучение действующего законодательства о ликвидации коммерческих организаций и практики его применения арбитражными судами показывает, что решение основополагающих вопросов ликвидации организаций обладает несомненной актуальностью. Пробелы в законодательстве, регулирующем ликвидацию коммерческих организаций, во многом являются причиной недостатков в работе органов (лиц), участвующих в ликвидации организации. В процессе осуществления ликвидации организации нередко возникают вопросы, в решении которых нет единства в практике.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ, Кодекс), посвящая вопросам ликвидации организаций пять статей и несколько статей применительно к ликвидации хозяйственных товариществ и обществ, закрепляет только общие положения, относящиеся к исследуемой проблеме. Нормы статей 61−64 Кодекса не содержат детального регулирования отношений при ликвидации коммерческих организаций.
Имеются существенные расхождения во мнениях по поводу самого понятия ликвидации коммерческих организаций. Различные суждения высказываются в литературе о последствиях ликвидации организаций, спорным остается вопрос о критериях разграничения двух видов прекращения коммерческих организации — ликвидации и реорганизации юридических лиц.
Актуальным остается также и решение проблемы с коммерческими юридическими лицами, которые, по меткому определению практических работников, являются «мертвыми душами». В настоящее время они ликвидируются в судебном порядке через упрощенную процедуру банкротства, которая, однако, является, сложной и дорогой процедурой не только для участников организаций, но и государства. Поэтому возникает задача установления для организаций, реально не осуществляющих свою деятельность и отсутствующих по месту своей государственной регистрации, специального порядка их ликвидации и исключения их из государственного реестра юридических лиц, а также недопущения создания таких организаций.
Вопрос о ликвидации организаций приобрел особую важность также в связи изменениями, внесенными в действующее гражданское законодательство о ликвидации юридических лиц. Ещё с 2002 года существует Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который содержит, в том числе нормы, регламентирующие ликвидацию юридических лиц. Названный Закон устанавливает правовое регулирование ликвидации коммерческих организаций.
Некоторые федеральные законы, нормируя отдельные положения, относящиеся к ликвидации коммерческих организаций, устанавливают дополнительные, не предусмотренные Кодексом обязанности для участников ликвидационного процесса. Так, например, в п. 3 ст. 20 Закона «О государственной регистрации» предусмотрена обязанность учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, уведомлять регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. В то же время Кодекс, регулируя вопросы составления и утверждения промежуточного ликвидационного баланса в п. 2 ст. 63, не говорит об этой обязанности учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица.
Актуальность работы обусловлена также необходимостью теоретического обоснования правопреемства, как отличительного признака одного из видов прекращения коммерческих организаций: реорганизации от ликвидации юридических лиц.
Сказанное определяет необходимость и важность всесторонней теоретической разработки ряда проблем, имеющих значение для дальнейшего развития законодательства о ликвидации коммерческих организаций и для улучшения практики применения закона.
Отмеченные положения определили цель и задачи научного исследования.
Целью исследования автор поставил изучение вопроса о ликвидации коммерческих организаций и правовое регулирование данного вопроса.
В ходе исследования ставятся следующие задачи:
1. Исследовать особенности правопреемства и проанализировать его природу, поскольку отсутствие правопреемства является существенным признаком ликвидации организаций.
2. Исследовать процесс ликвидации коммерческих организаций как один из способов прекращения юридических лиц, выявить отличительные признаки ликвидации организаций от их реорганизации.
3. Проанализировать порядок ликвидации и отношения, возникающие между участниками ликвидационного процесса коммерческих организаций, а также определить возможность установления в законодательстве гарантий прав кредиторов при ликвидации коммерческих организаций.
4. Проанализировать результаты изменения законодательства о ликвидации коммерческих организаций и отечественную практику его применения.
5. Сформулировать предложения по изменению содержания отдельных положений ГК РФ и других федеральных законов о ликвидации коммерческих организаций, а также рекомендации по совершенствованию судебно-арбитражной практики применения соответствующих норм и меры по повышению эффективности процесса ликвидации коммерческих организаций.
Предмет исследования. В работе исследуется проблема ликвидации коммерческих организаций. Необходимо отметить, что в зависимости от организационно-правовой формы коммерческой организации, различен и процесс осуществления их ликвидации.
Объектом исследования являются российские нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы ликвидации коммерческих организаций, судебная практика применения указанных нормативных актов арбитражными судами Российской Федерации и исследования ученых-юристов в области гражданского и коммерческого права.
ГЛАВА 1. ЛИКВИДАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Понятие ликвидации юридических лиц Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Жане А. А. Ликвидация юридического лица // Право и экономика. 2007. 4. С. 12
Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК РФ, регламентирующем в ст. 61−64 основания ликвидации юридических лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации.
Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам юридических лиц: Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах», в редакции от 29.12.2012 N 282-ФЗ, вступивших в силу со 2 января 2013 года.
Коммерческое предприятие может быть ликвидировано в следующих случаях:
1) решение его учредителей (участников) или органа юридического лица, имеющих полномочия, которые дают учредительные документы;
2) истечение сроков, на которые было создано юридическое лицо;
3) достижение цели, для которой и создавалось юридическое лицо;
4) признание судом недействительной регистрацию юридического лица из-за нарушений закона или иных правовых актов, допущенных при его формировании, если эти нарушения имеют непреодолимый характер;
5) проведение деятельности без необходимого разрешения (лицензии) либо деятельности, которая, запрещена законом, или если деятельность проводится с неоднократным или грубым нарушением закона либо других правовых актов, а также в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными правовыми актами;
6) признание судом юридического лица, которое является коммерческой организацией, банкротом, если оно не способно удовлетворить требования кредиторов. Учредители (участники) предприятия или орган, которые приняли решение о ликвидации предприятия, письменно сообщают об этом органу, проводящему государственную регистрацию юридических лиц, назначают по согласованию с данным органом ликвидационную комиссию и в соответствии с требованиями ГК РФ определяют порядок и сроки ликвидации предприятия. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред.от11.02.2013)
1.2 Добровольная ликвидация коммерческих организаций Основания добровольной ликвидации юридического лица:
1) истечение срока, на который была создана организация;
2) достижение цели, для которой была создана организация;
3) конфликт интересов собственников или иные обстоятельства, влекущие необходимость ликвидации юридического лица. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы. // Российская юстиция. 2009. № 10.
Добровольная ликвидация юридического лица проводится по решению его учредителей (участников), либо по решению органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами.
Порядок добровольной ликвидации юридического лица:
1. Принятие решения о ликвидации юридического лица:
Для принятия решения о добровольной ликвидации юридического лица необходимо рассчитать стоимость его чистых активов, что позволит оценить финансовое положение организации. Величина чистых активов — это сумма оценки имущества организации после уплаты всех долгов. Трофимов К. Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций // Дисс.: канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10
2. Проведение общего собрания акционеров (участников) организации:
Общее собрания акционеров (участников) должно проголосовать по следующим вопросам:
1)принять решение о добровольной ликвидации юридического лица;
2)избрать ликвидационную комиссию (ликвидатора);
3)утвердить величину и порядок выплаты вознаграждения ликвидатору;
4)принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки;
5)избрать инвентаризационную комиссию;
6)принять решение о получении акционерами (участниками) оставшегося имущества организации после расчета с кредиторами в натуральной или денежной форме.
3. Уведомление о ликвидации юридического лица регистрирующего (налогового) органа для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что организация находится в процессе ликвидации;
4. Получение выписки из ЕГРЮЛ и свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, подтверждающие официальные полномочия ликвидатора;
5. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора), установление порядка и сроков ликвидации юридического лица;
6. Уведомление регистрирующего (налогового) органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора);
7. Публикация сообщения о ликвидации юридического лица, о порядке и сроках приема заявлений кредиторов;
8.Увольнение персонала организации;
9.Выявление и сверка расчетов с кредиторами:
Необходимо провести сверку расчетов с каждым кредитором и направить им письма с указанием, что организация находится в состоянии ликвидации.
10.Взыскание дебиторской задолженности;
11.Проведение аудита и инвентаризации активов, обязательств ликвидируемого юридического лица:
Аудиторы в соответствии с действующим законодательством обязаны принять участие в инвентаризации. В ходе инвентаризации активов следует оценить их ликвидность. Жане А. А. Ликвидация юридического лица // Право и экономика. 2007. 4. С. 30
12. Составление промежуточного ликвидационного баланса:
Желательно, чтобы достоверность промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемого юридического лица, который будет утверждаться общим собранием акционеров (участников) общества, была подтверждена результатами проведенной на дату составления баланса инвентаризации и аудиторским заключением.
13. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса общим собранием акционеров (участников) организации;
14. Предоставление в регистрирующий (налоговый) орган утвержденного промежуточного ликвидационного баланса вместе с уведомлением о его составлении;
15. Получение выписки из ЕГРЮЛ и свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, подтверждающих составление промежуточного ликвидационного баланса;
16. Удовлетворение законных требований кредиторов:
Удовлетворение требований кредиторов возможно только за счет денежных средств и имущества, являющихся собственностью ликвидируемого юридического лица. Следовательно, дальнейшие действия ликвидатора зависят от того, хватит ли денежных средств и имущества для удовлетворения всех требований кредиторов. Гражданское право. Том 1. / Под отв. ред. Е. А. Суханова. М.: «БЕК», 2008. Стр. 110
Ликвидатор осуществляет продажу имущества предприятия с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и выплачивает денежные средства кредиторам.
17.Составление ликвидационного баланса;
18. Распределение оставшихся после удовлетворения требований кредиторов денежных средств и имущества юридического лица между акционерами (участниками), имеющими на него вещные или обязательственные права.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Представленный материал отражает общий порядок ликвидации юридического лица. Следует иметь в виду, что в зависимости от организационно-правовой формы, порядок ликвидации юридического лица будет иметь свои особенности. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы. // Российская юстиция. 2009. № 10. Стр34
1.3 Принудительная ликвидация коммерческих организаций Принудительная ликвидация субъекта предпринимательской деятельности по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, является мерой личной ответственности предпринимателя, санкцией за нарушение им требований закона и иных нормативных актов.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. В качестве примеров указанных случаев можно привести ликвидацию полного товарищества, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК РФ); ликвидацию общества с ограниченной ответственностью, в случае если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость его чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (ст. 90 ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред.от11.02.2013) Поскольку основания ликвидации юридических лиц по решению суда могут устанавливаться только ГК РФ, иные законодательные акты могут содержать лишь положения, конкретизирующие указанные основания. К числу таких актов могут быть отнесены Федеральный закон от 9 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» в редакции от 21.03.2002 № 31-ФЗ, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 29.12.2012 N 282-ФЗ, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в редакции от 01.03.20 012 № 18-ФЗ и т. д. При этом все основания принудительной ликвидации юридических лиц могут быть разделены на:
1)общие;
2)применимые к любому субъекту предпринимательства (например, осуществление деятельности, запрещенной законом);
3) специальные, предназначенные для отдельных субъектов предпринимательской деятельности (например, неоплата или неполная оплата в установленный срок уставного капитала кредитной организацией). Гражданское право. Том 1. / Под отв. ред. Е. А. Суханова. М.: «БЕК», 2008. Стр 70
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Закон о государственной регистрации юридических лиц в ст. 25 предусматривает право регистрирующего органа (в качестве которого выступает Федеральная налоговая служба) обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. К числу неустранимых нарушений, допущенных при создании юридического лица, относится, например, отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица, зарегистрированного в результате фальсификации документов о его учреждении. Налоговые органы также вправе предъявлять иски о ликвидации организаций в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ.
К числу иных органов, уполномоченных законом на обращение в суд с требованием о ликвидации, относятся Банк России, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов. Необходимо отметить, что в некоторых случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации лицам, не относящимся к государственным органам или органам местного самоуправления. Так, ст. 116 ГК РФ позволяет обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива его кредиторам при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред.от11.02.2013)
1.4 Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации Процедура ликвидации предполагает совершение целого ряда действий, которые призваны обеспечить надлежащее исполнение организацией ее обязательств перед другими лицами и перед государством. Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред.от11.02.2013)
Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации, перечислены в ст. 62 ГК РФ.
1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Гражданское право. В 2-х томах. Т.1. / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2006 С. 75.
Порядок принятия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) может различаться в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Так, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает, что решение по вопросу о ликвидации общества принимается всеми участниками общества единогласно, а решения по вопросам назначения ликвидационной комиссии и утверждения ликвидационных балансов принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы. // Российская юстиция. 2009. № 10. Стр 67 Федеральный закон «Об акционерных обществах» указывает, что решение по вопросам ликвидации общества, назначения ликвидационной комиссии и утверждения промежуточного и окончательного ликвидационного балансов принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. В состав ликвидационной комиссии, как правило, входят учредители, их представители, руководитель, главный бухгалтер, руководитель юридической службы ликвидируемой организации. Возглавляет ликвидационную комиссию ее руководитель, который вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.
2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Данная обязанность конкретизируется в ст. 20 Закона о государственной регистрации юр. Лиц и ИП, в соответствии с которой соответствующее уведомление подается в трехдневный срок в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о его ликвидации. Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускает допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. В указанных случаях регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации юридического лица или изменений в учредительные документы ликвидируемого юридического лица на основании п. 1 ст. 23 Закона о гос. регистрации юр. лица и ИП. Кулагин М. Н. Предпринимательство и право: Опыт Запада. М., 2011.
ГЛАВА 2. ЛИКВИДАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
2.1 Понятие ликвидационной комиссии Ликвидационная комиссия — специальная комиссия, создаваемая перед ликвидацией предприятия, компании с целью оценки и реализации имущества, взыскания дебиторской задолженности, расчетов с кредиторами, составления ликвидационного баланса и отчета, представляемого органу, создавшему комиссию. Витрянский В. В. Реорганизация и ликвидация юридических забота об интересах кредиторов // Законодательство и экономика. 2005. 3−4. С. 58.
После принятия решения о ликвидации организации, а также уведомления регистрирующего органа, учредители организации по согласованию с тем же регистрирующим органом назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). Ликвидационная комиссия устанавливает порядок и срок ликвидации организации.
Состав ликвидационной комиссии утверждается руководителем органа, который принял соответствующее решение о ликвидации юридического лица. В состав комиссии могут быть включены:
1)руководители организации,
2)учредители или их представители,
3)работники юридического лица. (Как правило, в состав ликвидационной комиссии включают главного бухгалтера, кадровиков, юристов и финансистов.) Гражданское право. В 2-х томах. Т.1. / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2006 С. 75.
По сути, с момента утверждения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению организацией.
Так как ликвидационная комиссия может распоряжаться всеми денежными средствами организации, это нужно как-то законно оформить. С этой целью нужно представить в банк решение о ликвидации фирмы и переоформить подписи в учетной карточке банка на председателя комиссии и лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета в период ликвидации организации. Необходимо отметить, что любой шаг при ликвидации организации должен находить свое отражение в Едином государственном реестре юридических лиц. Так сначала Вы направляете в налоговую Уведомление о ликвидации организации по утвержденной Постановление Правительства форме. Затем уведомляете ее о формировании ликвидационной комиссии. С этой целью следует направить в регистрирующий орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по установленной форме. На его основании будет внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, содержащая сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), и выдаются (направляются) заявителю Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по установленной форме и выписка из ЕГРЮЛ. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы. // Российская юстиция. 2009. № 10. Стр 99 Самое первое, что должна сделать ликвидационная комиссия это дать объявление о ликвидации организации в официальной печати. В данном объявлении следует указать порядок и срок предъявления требований кредиторами. Срок в любом случае не должен быть меньше двух месяцев. Если пропустить данный срок, то требования все равно будут удовлетворены, но уже после удовлетворения требования кредиторов, заявивших требования в положенный срок.
2.2 Обязанности ликвидационной комиссии Ликвидационная комиссия обязана:
1.Дать публикацию в официальной печати о ликвидации юридического лица и указать срок предъявления претензий.
2.Выявить кредиторов и получить дебиторские задолженности.
3.Письменно уведомить кредиторов о ликвидации ООО. Вы получаете два свидетельства: о принятии решения о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора. Этот срок не может быть менее двух месяцев.
4.После истечения срока предъявления претензий составить промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный баланс утверждается лицами (органами), принявшими решение о ликвидации ООО и согласуется с регистрационным органом.
5.Если оставшихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе продать имущество этого юридического лица с торгов (за исключением имущества учреждений).
6.После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который по согласованию с регистрационным органом утверждают учредители или орган, принявший решение о ликвидации ООО.
7.Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидированной организации передается ее учредителям, имеющим соответствующие права на это имущество.
8.Снять ООО с учета во внебюджетных фондах. Внебюджетные фонды снимают с учета только после снятия с учета в налоговом органе. Здесь есть одна сложность: внебюджетные фонды так же, как и налоговая инспекция, обязаны проводить проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам.
9.Произвести заключительные операции по ликвидации ООО.
2.3 Порядок ликвидации коммерческих организаций Закон о регистрации требует также, чтобы лица или орган, принявшие решение о ликвидации, уведомили регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20). Формы соответствующих уведомлений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 с изменениями и дополнениями от 9 марта 2010 г.
Далее ликвидационная комиссия (ликвидатор) в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ обязана осуществить публикацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В публикации содержатся следующие сведения: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации юридического лица; лицо или орган, принявшие решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и его государственный регистрационный номер; порядок и сроки заявления требований кредиторами; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс и т. д.).
На данном этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна произвести следующие действия:
1. Переоформить в банке карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом, на руководителя и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора).
2. Сообщить о ликвидации в налоговый орган и во внебюджетные фонды по месту учета.
3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом) уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Необходимо также произвести инвентаризацию имущества ликвидируемого юридического лица.
4. Выйти из состава учредителей юридических лиц, участником которых является ликвидируемое юридическое лицо.
5. По истечении срока, установленного для предупреждения работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, произвести увольнение работников, выполнив при этом требования, установленные трудовым законодательством. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы. // Российская юстиция. 2009. № 10. Стр 38
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ «О гос. регистрации юр. лиц» учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 с изменениями и дополнениями от 9 марта 2010 г.
Далее ликвидационная комиссия производит расчеты с кредиторами ликвидируемой организации. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечени истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. За исключением случаев, когда закон предусматривает субсидиарную ответственность учредителей и собственников по долгам юридических лиц, требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Статья 64 ГК РФ также определяет правовые последствия отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения; заявления кредитором требований после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред.от11.02.2013)бьлю
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом (например, Федеральным законом «О некоммерческих организациях»), иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидационная комиссия составляет акт о распределении оставшегося имущества между учредителями (участниками).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Трофимов К. Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций // Дисс.: канд. юрид. наук. М., 2006. С. 14
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Существуют пробелы и противоречия в законодательстве при ликвидации коммерческих организаций. Можно выделить следующие пробелы, и попытаться найти пути решения:
1. Ликвидация юридического лица должна определяться как правоотношение, существующее в развитии, которое в то же время является правовым состоянием, т. е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.
2. Основаниями добровольной ликвидации юридических лиц являются односторонние сделки, если решения о ликвидации принимаются учредителем ли органом юридическою лица, или многосторонние сделки, подобные учредительным договорам, если решение принимается несколькими учредителями.
3. По смыслу ст. 298 — 300 ГК ликвидация собственника учреждения должна неизбежно влечь ликвидацию самого учреждения, так как при отсутствии собственника оно остаётся без финансирования, а его кредиторы — без субъекта ответственности. В связи с этим необходимо включить это положение в ст. 61 и ст. 300 ГК.
4. Принудительная ликвидация юридических лиц является мерой публично-правовой ответственности или мерой зашиты гражданских прав. Основания ликвидации как меры ответственности должны быть предусмотрены административным законодательством. В современных условиях необходимо также ввести институт уголовной ответственности юридических лиц за совершение экономических преступлений и предусмотреть в качестве уголовно-правовой санкции их ликвидацию. нреп7
5. Принудительная ликвидация юридических лиц является мерой защиты, если она осуществляется в связи с уменьшением имущества, в связи с уменьшением числа участников и в связи с нарушением требований закона при их создании. Нормы ГК о принудительной ликвидации юридических лиц по этим основаниям необходимо изменить.
5.1. Исходя из принципа равного признания и равной зашиты всех форм собственности необходимо в ст. 99 — 104 ГК и в специальных законах предусмотреть одинаковые для всех юридических лиц правовые последствия уменьшения чистых активов ниже установленных законов минимальных размеров уставного капитала. В частности, необходимо предусмотреть одинаковые для всех юридических лиц сроки, в течение которых дефект имущественного субстрата должен быть устранён (в настоящее время такие сроки имеются лишь в Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Следует включить в ГК общую норму о том, что если указанные нарушения устранены к моменту рассмотрения дела о принудительной ликвидации, юридическое лицо не может быть ликвидировано.
5.2. Следует исключить из ст. 116 ГК положение о ликвидации потребительских кооперативов ввиду не возмещения их членами убытков в установленный срок; в этих случаях достаточно объявить об уменьшении паевого фонда.
5.3. Существенным недостатком ГК является отсутствие в нём указания о сроке, в течение которого должен быть устранён дефект людского субстрата щит юридическое лицо должно быть ликвидировано (ст. 86) или о последствиях появления такого дефекта (ст. 108). что создаёт почву для разноречивого толкования и применения указанных норм: в связи с этим необходимо предусмотреть срок., в течение которого число участников должно быть приведено в соответствие с законом, в противном случае юридическое лицо подлежит ликвидации: оптимальным представляется трёхмесячный срок.
6. В настоящее время законом не предусмотрены основания, порядок и последствия признания недействительным решения о создании юридического лица, в связи с чем в ст. 61 ГК необходимо предусмотреть положение, обязывающее уполномоченный орган предъявить иск о ликвидации юридического лица.
7. При признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании сделки, совершённые юридическим лицом до этого момента следует считать незаключенным; в таких случаях кредиторы вправе требовать возврата учредительных взносов или иного имущества на основании положений главы 60 ГК, что следует предусмотреть в ст. 49 и в ст. 1102 ПК.
8. Необходимо расширить круг оснований перехода обязанностей ликвидируемого юридического лица перед гражданами с передачей их другим лицам, в связи с чем в Законе РФ «О защите прав потребителей» предусмотреть передачу средств ликвидируемого изготовителя товаров или исполнителя работ соответственно продавцу товаров или ремонтной организации, к которым потребители могли бы обратиться с требованиями, связанными с обнаружением недостатков товаров или работ. Бондарев А. К., Троценко С. А. Пробелы в Гражданском кодексе России // Законодательство. 2011. № 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе автор выявил, что ликвидация юридического лица, также как и его возникновение, ведет к серьезным правовым последствиям, ибо при ликвидации организации исчезает субъект права.
Изучив действующее законодательство о ликвидации юридических лиц и практики его применения арбитражными судами, автор пришел к выводу что решение основополагающих вопросов о ликвидации коммерческих организаций обладает несомненной актуальностью. Противоречия в законодательстве, регулирующем прекращение деятельности юридических лиц, во многом являются причиной недостатков в работе органов (лиц), участвующих в ликвидации коммерческой организации. В процессе осуществления ликвидации организации нередко возникают вопросы, в решении которых в практике нет единства.
В настоящий период в России идет интенсивный процесс создания коммерческих юридических лиц, однако существует необходимость и в ликвидации таких организаций по различным основаниям.
Сказанное определяет необходимость, и важность всесторонней теоретической разработки ряда проблем, имеющих значение для дальнейшего развития законодательства о ликвидации коммерческих организаций и для улучшения практики применения закона.
Так, имеются существенные расхождения в мнениях по поводу самого понятия ликвидации коммерческих организаций. Различные суждения высказываются в литературе о последствиях ликвидации организации, спорным остается как вопрос о признаках ликвидации, так и о критериях разграничения двух видов прекращения коммерческих организаций — ликвидации и реорганизации.
Несмотря на некоторое уменьшение числа разрешенных арбитражными судами дел о создании, реорганизации и ликвидации организаций в 2012 году, они, по прежнему, составляют довольно значительную часть от общего числа.
Гражданский кодекс Российской Федерации, посвящая вопросам ликвидации организаций пять статей и несколько статей применительно к ликвидации хозяйственных товариществ и обществ, содержит только общие положения, относящиеся к исследуемой проблеме. Хотя законодательство о ликвидации юридических лиц (соответственно, и коммерческих организаций) в настоящее время, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, полнее регулирует ликвидацию организаций, однако в нем имеются существенные пробелы и неточности. Так, недостаточно четко и подробно урегулирована на законодательном уровне процедура ликвидации, в связи с чем в судебной практике неоднозначно решаются вопросы, возникающие на различных этапах осуществления ликвидации В настоящей работе исследуется проблема ликвидации юридических лиц — коммерческих организаций. Необходимо отметить, что в зависимости от организационно-правовой формы коммерческих организаций различен и процесс осуществления их ликвидации. Поэтому в настоящей диссертации учтены особенности ликвидации отдельных форм коммерческих организаций. В связи с определенной спецификой некоторых коммерческих организаций, например, банков и других кредитных организаций, их ликвидация осуществляется несколько иначе, чем других юридических лиц. Отдельные особенности при ликвидации таких организаций по мере изложения материала будут учитываться в данной работе.
Несостоятельность (банкротство) коммерческих организаций также является основанием для их ликвидации. Ликвидация при банкротстве имеет значительную специфику.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. По легальному определению, ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. Надо сказать, что в данной работе рассмотрены были лишь общие основания ликвидации. Специальные, предусмотренные лишь для отдельных категорий юридических лиц основания (например, недостаточность имущества фонда для продолжения им своей уставной деятельности) не рассматривались по причине ее ограниченного объема. Так как в последнее время появилось значительное количество законов, устанавливающих самостоятельные, отличные от ст. 61 ГК РФ, основания, следует особо подчеркнуть, что такие основания могут быть установлены лишь ГК РФ.
2. Порядок ликвидации юридического лица составляет пять этапов, каждый из которых, по своему существу, призван гарантировать интересы кредиторов ликвидируемого юридического лица.
3. Наконец, если дело дойдет до признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, представляется возможным предложить внести в законодательство положения, которые позволили бы обеспечить продажу имущества, входящего в состав единого производственного комплекса (мобилизационных мощностей), единым лотом на закрытом конкурсе. При этом победитель конкурса должен стать правопреемником должника по всем его обязательствам.
ГЛОССАРИЙ Ликвидация коммерческих организаций — это прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам.
Коммерческая организация — это юридическое лицо, преследующее в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли и распределение ее между своими учредителями.
Юридимческое лицо — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Правоспособность юридического лица — это способность юридического лица быть носителем гражданских прав, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельность обязанности.
Ликвидационная комиссия — специальная комиссия, создаваемая перед ликвидацией предприятия, компании с целью оценки и реализации имущества, взыскания дебиторской задолженности, расчетов с кредиторами, составления ликвидационного баланса и отчета, представляемого органу, создавшему комиссию.
Учредители юридического лица — это основатели юридического лица, участвующие в образовании имущества юридического лица и принявшие на себя обязательства согласно учредительным документам. Учредительными документами определяются так же условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управление деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Банкротство (несостоятельность) — это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. После регистрации юридического лица эта неспособность должна быть признана арбитражным судом.
ЕГРЮЛ — единый государственный реестр юридических лиц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нормативная литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред.от11.02.2013)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012)
4. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2012, с изм. от 30.12.2012) «О несостоятельности (банкротстве)»
6. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012)
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2012)
Специальная литература
1. Витрянский В. В. Реорганизация и ликвидация юридических забота об интересах кредиторов // Законодательство и экономика. 2005. 3−4. С. 98.
2. Бондарев А. К., Троценко С. А. Пробелы в Гражданском кодексе России // Законодательство. 2011. № 3.
3. Шершеневич Г. Ф. Гражданское право. М.: «Спарк», 2011.
4. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы. // Российская юстиция. 2009. № 10.
5. 44
6. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный). / Под ред. О. Н. Садикова. М., 2011.
7. Комментарий к части I Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. М.: «БЕК», 2008.
8. Гражданское право. В 2-х томах. Т.1. / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2006 С. 75.
9. Кулагин М. Н. Предпринимательство и право: Опыт Запада. М., 2011.
10. Жане А. А. Ликвидация юридического лица // Право и экономика. 2007. 4. С. 44.
11. Трофимов К. Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций // Дисс.: канд. юрид. наук. М., 2006. С. 14