Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политические и правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фактически, указанная система факторов, детерминируя построение национальной безопасности как системы, определяет и ее структурно-функциональные элементы. В этой связи рассмотрение доктринальных особенностей национальной безопасности является базисным и определяющим, поскольку содержит в себе те цели и задачи, которые содержательно формируют все институционально значимые формы и средства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОБЪЕКТА ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    • 1. Понятие национальной безопасности: типологические и видовые характеристики
    • 2. Система и структура национальной безопасности: угрозы и способы их предотвращения
    • 3. Национально-государственный интерес как основной институт безопасности современной России
  • Глава 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
    • 1. Юридические и политические парадигмы международной и национальной безопасности
    • 2. Доктринальная природа политико-правового становления национальной безопасности
    • 3. Государство как субъект национальной безопасности
    • 4. Концептуально-правовые приоритеты национальной безопасности Российской Федерации
  • Глава 3. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ГЛОБАЛИЗМА
    • 1. Современная концепция прав и свобод человека как глобальный фактор формирования правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
    • 2. Трансформация принципов международной безопасности в современном российском политико-правовом процессе
    • 3. Экспликация глобальных социально-политических тенденций в российском правовом поле
    • 4. Юридические коллизии законодательного обеспечения национальной безопасности России в контексте федерализма
  • Глава 4. ПРОЦЕСС РЕГИОНАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
    • 1. Институционально-правовые характеристики региональной безопасности
    • 2. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе: юридическое противодействие сепаратизму и терроризму
    • 3. Миграционные процессы и противоречия правового обеспечения национальной безопасности на Юге России

Политические и правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Модернизация России, ориентированная на формирование новой модели общественного устройства, определяет главное содержание ее социально-политического, правового и социально-экономического реформирования. Эта проблема непосредственно связана с вопросами надежности существования и устойчивости развития страны, то есть с национальной безопасностью. Так, в условиях реформирования, сопряженного не только с модернизацией экономических, политических и правовых институтов, но и с формированием новых ценностей и норм, со становлением новой ментальности, легитимирующей органичное для правовой государственности состояние автономии личности в ее социальной деятельности, вопросы, связанные с обеспечением безопасности, являются одной из главных проблем. При этом безопасность личности, общества и государства — главный объект деятельности по созданию институтов и учреждений, реализующих идею единства состояний безопасности, которые, абстрагируя систему признаваемых угроз и интересов, предполагают предотвращение данных угроз и реализацию соответствующих интересов. Поэтому очевидно, что концептуализация национальной безопасности непосредственно связана с исторически определенной совокупностью факторов, вытекающих из текущих внутренних и международных условий. Это является главной детерминантой типологического своеобразия безопасности, которое, в свою очередь, определяет ее видовое структурирование, системно оформленное политическими и правовыми институтами. Так, национальная безопасность представлена институционально систематизированной совокупностью: экономическая безопасность, политическая безопасность, государственная безопасность и др.

В контексте сказанного является очевидным тот факт, что современная Россия столкнулась с множеством проблем в реализации своих национальных интересов, с системными угрозами в отношении государства, общества и личности. Геополитическая обстановка в мире характеризуется комплексом острых противоречий исторического, политического, экономического и социального характера. Изменения в мире, произошедшие в различных областях, оказали огромное влияние, как на международное, так и на внутреннее положение страны. В этой связи представляется, что укрепление государственности является безальтернативным как в конституировании национальных интересов, так и в их последовательной реализации.

Однако формирование системы безопасности страны в направлении укрепления ее государственности и международных позиций возможно лишь на основе адекватной стратегии, опирающейся на конструктивную теорию. Эта теория должна быть интегрирующим знанием политического, правового, философского, экономического, социологического и иного порядка. Основная задача такого знания заключается в научном обеспечении государственной стратегии в сфере национальных интересов на основе правильного определения национальных приоритетов и жизненно важных интересов Российской Федерации. Тем не менее изучение автором настоящей проблемы позволяет утверждать, что создание этой теории лишь ожидается в будущем. Однако своевременным и актуальным является отвечающее данной перспективе институциональное исследование основных средств обеспечения национальной безопасности России, которыми являются политика и право. По мнению автора, оно предполагает ту степень когнитивной интеграции, которая, выводя исследование на концептуальный уровень анализа проблемы, не сводит его к узкодисциплинарным рамкам рассмотрения политики и права, но генетически связывает политико-правовой институциональный контекст с доктринальными особенностями системы национальной безопасности, кореf нящимися в социальной и культурной идентичности. Полагаем, что это имеет не только научную актуальность, но позволяет сформулировать эффективную стратегию национальной безопасности России.

Степень научной разработанности проблемы. К исследованию проблем, связанных с политико-правовыми средствами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, обращались многие российские политологи, юристы, социологи, философы, экономисты, другие специалисты. Однако рассмотрение процесса формирования политико-правовых средств обеспечения национальной безопасности в контексте юридических и политических доктринальных подходов, концептуально-правовых оснований их генезиса еще не имело системного и институционального характера с учетом новых глобальных угроз терроризма и сепаратизма.

Вместе с тем следует выделить несколько групп исследований, которые в совокупности позволяют не только корректно поставить указанную проблему, но и сформулировать методологические подходы к ней.

Национальная безопасность и ее детерминированность такими факто-'f рами, как глобализация и модернизация, стала предметом обсуждения в работах таких авторов, как А. С. Панарин, Б. Д. Яновский, П. П. Баранов, А. И. Неклеса, М. М. Лебедева, В. В. Лапкин, В. И. Пантин, Б. В. Межуев, А. А. Контарев. Особое внимание в научном и методологическом исследовании проблемы уделено разработке доктринальных оснований ее политико-правового генезиса, представленных в работах В. Ю. Верещагина, В. Ю. Шпака, Ю. Г. Запрудского, А. Н. Ерыгина, А. Ф. Замалеева, В. Д. Зорькина, В.В. Ле-онтовича, С. А. Левицкого, Л. И. Новиковой, Сиземской, Н. Ф. Уткиной, М. М. Шахматова и др.

Принципы институционального подхода к исследованию национальной безопасности обозначены в работах Р. Арона, Е. М. Андунаса, Е. Е. Дегтярева, Е. Е. Дымского, Т. Дайа, А. Б. Гофмана, В. Л. Иноземцева, А. В. Зотова,.

Ю. Левады, Ч. Миллса, Т. Парсонса, А. И. Соловьева, В. В. Таигера, Т. Элиота, P.P. Юсупова, В. А. Красильникова, В. Г. Федотовой, М. Г. Делягина,.

B.А. Бирюкова, P.M. Нуреева и других.

При этом наибольшую разработанность получил экономический аспект проблемы безопасности, особенно в рамках предупреждения и государственно-правового регулирования экономических угроз, представленного в трудах Л. Абалкина, О. А. Колобова, Н. М. Блинова, А. Е. Городецкого, Е. Тамбовце-ва, Б. Мильнера, О. Ананьина, Б. Ракитского, Н. Королева, В. Медведева, М. Максимовой и других авторов.

Важно отметить, что исследование общетеоретических проблем национальной безопасности, понятийного аппарата, раскрывающего ее структуру, содержание и функции, удачно осуществляется в работах С. А. Проскурина, А. А. Прохожева, С. В. Смульского, Н. В. Кривельской, Р. А. Явчуновской,.

C.З. Павленко, А. А. Першина.

Среди работ, посвященных проблемам правового обеспечения национальной безопасности, следует выделить: предложения В. В. Вандашева, М. С. Гринберга, Ю. И. Ляпунова, И. М. Гальперина, А. Р. Ратинова, В. М. Кагана, методологическое значение которых не устарело в плане институционального анализа содержания категории безопасноститеоретико-правовые исследования Ю. А. Тихомирова, B.C. Нерсесянца, С. С. Алексеева, Л. В. Павловой, реализующие принципы институционализации права в современном национальном законодательстверазработки Ю. А. Дмитриева, С. М. Петрова, Р. Ф. Идрисова, В. К. Петрова, раскрывающие структурно-функциональное значение основных элементов безопасностиконцептуальные выводы.

A.П. Кочеткова, Н. Г. Мехед, В. И. Бахмина, Л. Г. Свечниковой, А. П. Семитко,.

B.Н. Синюкова, П. П. Баранова, В. А. Карташкиной, Л. С. Мамута, М.Н. Энти-на об особенностях функционирования институтов, регулирующих правоотношения в сфере национальной безопасности.

Наиболее важны пионерские работы, посвященные региональным проблемам безопасности, которые принадлежат Ю. В. Тихонравову, М. Б. Смоленскому, В. АЛетвернину, Г. Семину, В. А. Коношенко, А. В. Корневу, И. П. Добаеву, В. А. Колосову, Н. С. Мироненко, И. Б. Новокшенову, О. И. Забелло, И. Н. Глебову и другим.

Анализ научной разработанности проблемы позволяет сделать вывод о том, что системных исследований, предполагающих институционально-правовой анализ политических и правовых средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, не проводилось. Между тем в литературе сформировались основные подходы исследования различных измерений проблемы правовых и политических средств обеспечения национальной безопасности в пределах соответствующих дисциплинарных рамок. Институциональный анализ позволяет преодолеть узкодисциплинарные рамки исследования на основе системного исследования данной проблемы с учетом ее политико-правовой значимости и востребованности.

Объектом диссертационного исследования является процесс политико-правовой трансформации современной российской государственности.

Предметом диссертационного исследования выступает национальная безопасность как политико-правовой институт обеспечения устойчивого развития модернизируемого российского общества.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования состоит в институционально-правовом анализе национальной безопасности России в контексте трансформации ее национально-государственных интересов и политико-правовых средств противодействия угрозам в условиях глобализации. Эта цель достигается посредством решения следующих задач:

— дать понятие национальной безопасности, определить его типологические и видовые характеристики;

— интерпретировать систему и структуру национальной безопасности в контексте возрастающих угроз и способов их предотвращения;

— обосновать доктринальную природу национальной безопасности как политико-правового института, реализующего национально-государственные интересы;

— систематизировать правовые приоритеты государства как субъекта национальной безопасности;

— проанализировать систему международного права как глобального фактора становления правового обеспечения национальной безопасности современной России;

— обозначить законодательные приоритеты Российской Федерации в аспекте генезиса новой доктрины национальной безопасности и современных геополитических особенностей ее реализации;

— выявить экспликацию глобальных социально-политических тенденций в российском правовом поле;

— определить основные юридические коллизии законодательного обес->ф печения национальной безопасности России в контексте федерализма;

— концептуализировать интитуционально-правовые характеристики региональной безопасностиклассифицировать угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе;

— рассмотреть влияние миграционных процессов на региональную безопасность.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Правовые и политические средства обеспечения национальной безопасности представлены как единая система структурных элементов в единстве основных форм ее институционализации.

2. Дано определение национальной безопасности, в котором актуализируется доминантная роль ее концептуально-доктринальных оснований для политической и правовой институционализации национально-государственных интересов.

3. Выявлена институциональная структура национальной безопасности в контексте возрастающих’угроз и способов их предотвращения.

4. Обосновано, что правовая политика в сфере обеспечения национальной безопасности формируется путем установления концептуально-правовых приоритетов модернизируемой российской государственности и правовой институционализации прав и свобод человека как глобального фактора устойчивого развития общества.

5. Доказано, что критерием эффективности законодательной базы национальной безопасности является качественная адекватность нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения в данной сфере, юридическим и политическим доктринальным установкам, принятым государством как субъектом национальной безопасности.

6. Показано, что трансформация принципов международной безопасности в современном российском политико-правовом процессе состоит в редукции политического и правового значения прав и свобод человека, ослаблении национального суверенитета.

7. С новых теоретико-правовых позиций рассмотрена экспликация глобальных социально-экономических и политических тенденций в российском правовом поле.

8. Установлено, что основные противоречия в формировании правовых средств обеспечения национальной безопасности современной России связаны с построением институтов правового государства и коренятся в неадекватной российскому политико-правовому опыту его модели, которая заимствована из западноевропейской социокультурной и правовой традиции.

9. Институционально-правовые особенности национальной безопасности концептуализированы как правоотношения, которые в этой сфере регулируются не только материальной, но и процессуальной правовыми группами.

10. Феномен регионализации национальной безопасности Российской Федерации интерпретирован с позиций федерализма и геополитической экспертизы как фактор кризисного управления и политическое свидетельство слабости вертикали исполнительной власти.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Национальная безопасность как единство состояний защищенности интересов личности, общества и государства, социально и национально значимых ценностей, внутренних и международных перспектив их реализации обеспечивается системой правовых и политических средств в ее концептуальной, институционально-правовой и организационно-юридической формах. Концептуальный аспект, будучи политически преферентным, выражает док-тринальную природу национальной безопасности, как правило, отражаясь в одобренной государством концепции национальной безопасности, которая имеет политически нормативную значимость. В условиях политической нестабильности, когда национально-государственные интересы не конституированы, доктринальные подходы к обеспечению безопасности (равно как и ее понимание) могут существенно меняться в течение короткого промежутка времени. Институционально-правовой аспект касается структурно-функционального закрепления прав субъектов на их безопасность, содержательно артикулированного концепцией национальной безопасности и представленного определенной разноуровневой совокупностью нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения в данной сфере. Организационно-юридический аспект связан с реализацией права на безопасность и сопряжен с правоприменительной практикой. Он раскрывает необходимость создания и функционирования государственных и общественных инстатутов, главной задачей которых является предотвращение выхода субъектов национальной безопасности за пределы действующих правовых норм.

2. Национальная безопасность институционализирует концептуально оформленные и доктринально закрепленные национально-государственные интересы, также все доступные средства их защиты, важнейшими среди которых являются политические и правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства. При этом концептуализация национальной безопасности непосредственно связана с исторически и геополитически определенной совокупностью факторов, детерминирующих мировой правопорядок и национальный суверенитет.

Поскольку объектами национальной безопасности выступают личность, общество и государство, важную роль при этом играет мировоззренческая составляющая, предполагающая политико-правовую трансформацию и обобщение аксиологически преферентных факторов культурного своеобразия, которые определяют содержательный контекст их предметной определенности. Поскольку же гарантом и основным субъектом национальной безопасности выступает государство, мировоззренческая составляющая эксплицируется в политической и правовой сфере и сводится к идеологической интерпретации указанных понятий. Поэтому национальную безопасность следует, прежде всего, рассматривать как идею, политически мотивированную, юридически оформленную, выражающую национально-государственные интересы. Кроме того, поскольку субъектно ее содержание задано государством, то это всегда — национальная идея, раскрывающая и обобщающая смысл бытия народа, составляющего государство в его истории, представляющая идентичность его культуры, самобытность государственности и своеобразие социальности, одновременно, и как способ этого бытия, и как его цель.

3. Система внутренних и внешних факторов, обусловливающих форму и структуру институционализации национальной безопасности современной.

России, определяется тенденциями глобализации и модернизации. Основными в перечне внешних детерминант являются: мировая рыночная экономика, система международного праванадгосударственные институты, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность от имени всего человечествагеополитические факторы, влияющие на реализацию российских национально-государственных интересовтекущая политическая конъюнктура, оценка международной обстановки и др. К основным внутренним факторам относятся аксиологические доминанты, обусловливающие интеграцию модернизируемого российского общества (традиции, ценности, оценки) — система политических доминант, влияющих на формирование российской властной вертикали и национальной элитылиберально-демократические тенденции становления экономической, политической и правовой систем России, а также текущая политическая конъюнктура, влияющая на оценку внутренних условий реформирования российской государственности.

4. Государственная правовая политика в сфере обеспечения национальной безопасности институционализирована в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», где определены национальные интересы страны, цели и задачи по их защите. Они базируются на юридических и политических принципах конституционализма, федерализма, национального суверенитета и демократизма, обеспечивающих политическую стабильность и единство правового пространства, законность и правопорядок, а также нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма и утраты территориальной целостности государства. Национально-государственные интересы обусловливают содержание современного политико-правового процесса, в который они интегрированы программными целевыми установками субъектов политики, определяющих степень важности национальных интересов, приоритетность их реализации соответствующими правовыми и политическими институтами и органами государственной власти.

5. Реализация принципов и положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации в политико-правовой сфере имеет двухуровневый характер. Первый уровень состоит в обеспечении защищенности самой политико-правовой системы и направлен на ее совершенствование и дальнейшее развитие. Второй уровень связан с тем, что в рамках политико-правовой системы посредством правового регулирования осуществляются меры безопасности в различных сферах: информационной, экономической, экологической, военной и т. д., так как национальная безопасность институционализирует защищенность интересов личности, общества и государства.

Таким образом, институционально-правовое регулирование правоотношений в сфере национальной безопасности выражает тенденцию закрепления права на безопасность, содержательно артикулированного Концепцией и представленного определенной совокупностью нормативно-правовых документов, критерием законодательной эффективности которых является не столько количество, сколько их качественная адекватность концептуальным основам национальной безопасности, принятым государством. Поэтому приведение в действие положений Концепции национальной безопасности требует не только систематизации и совершенствования существующего законодательства, но и разработки новых правовых актов, конкретизирующих и развивающих положения Концепции применительно к ее доктринальному содержанию. Ныне действующий Закон Российской Федерации 1992 года «О безопасности» не только не соответствует определяемым в Концепции целям и задачам, но даже не приведен в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Очевидна необходимость разработки нового Федерального закона «О национальной безопасности», закрепляющего принципиальные положения Концепции.

6. Основной компонентой процесса политико-правовой институциона-лизации национальной безопасности России является система международной безопасности, которая претерпевает существенную деформацию своих основополагающих принципов в условиях глобализации, что расценивается как угроза национальному суверенитету и интересам. Система международной безопасности, сложившаяся в середине прошлого века, идеологически была обеспечена установками западноевропейского гуманизма, культивировавшего парадигму универсальности и автономии личности, и коцептуализи-рована правами и свободами человека, реализация которых стала основой международных правоотношений и мирового правопорядка. Фундаментальным положением мирового правопорядка является принцип суверенитета, который обеспечивал функционирование, становление и развитие правовых систем как национальных государств, так и мирового сообщества в целом. Поэтому переосмысление роли и значения государства и его суверенитета в контексте современной глобализации является не только угрозой самому государству, но и личности, интересы которой оно защищает.

7. В современном политико-правовом дискурсе конкурируют институционально-правовой и деонтологический подходы к построению системы глобальной и национальной безопасности. Институционально-правовой подход провозглашает концепцию прав и свобод человека, институционализированную Всеобщей декларацией прав и свобод человека 1948 года, нормативно-правовой базой формирования институтов глобальной и национальной безопасности, которая свою политическую и международно-правовую реализацию находит в Вестфальской модели мира и Ялтинско-Потсдамской системе. При этом суверенитет национальных государств является главным институциональным императивом этого подхода, который, как предполагается, гарантирует реализацию интересов личности, общества и государства, стабильность международного правопорядка на основе норм демократии.

Деонтологический подход культивирует идею реализации экономических интересов развитых стран Запада путем реагирования всеми возможными силами и средствами на прямые и косвенные угрозы этим странам в соответствии с критерием целесообразности. При этом ставится под сомнение институциональная значимость указанной концепции прав и свобод человека, равно как Вестфальская модель мира и Ялтинско-Потсдамская система. Основными недостатками данного подхода являются недооценка значения интересов суверенных государств в построении системы глобальной безопасностиигнорирование нравственных и политических последствий применения силы, не санкционированной мировым сообществомфактическое нарушение действующей структуры международного права.

8. В контексте формирования политико-правовых средств обеспечения национальной безопасности современной России, особое место занимает проект построения институтов правового государства и гражданского общества. Доминирование рецептивного подхода в отношении западного политико-правового опыта в этом процессе является прямой угрозой российским национальным интересам. Западноевропейская и североамериканская правовая традиции культивируют легистский тип правопонимания, различая право и закон, в отличие от российского юридического правопонимания, отождествляющего право и закон. Так, институционализация правового государства, игнорируя содержательную сторону права, фактически означает игнорирование интересов личности, общества и государства, имеющих институциональное выражение в российской политико-правовой культуре, создавая предпосылки для развития экстремистских тенденций. Социокультурная легитимация и легализация институтов правового государства должны быть соизмеримы с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

9. Институционализация права в качестве способа обеспечения национальной безопасности, трактуемой как единство состояний защищенности интересов личности, общества и государства, ограничена совокупностью действующих правовых норм, выход за пределы которых субъекта права с необходимостью квалифицируется как угроза национальной безопасности. Поэтому правовые средства обеспечения национальной безопасности преследуют двоякую цель: эффективное функционирование действующего правового поля и реализация его нормативных возможностей в пределах сложившегося международного и национального правового порядкавыработка новых правовых норм в целях адекватной защиты интересов личности, общества и государства. Достижению этих целей препятствует, помимо состояния модернизации всей правовой системы России, основная институционально-правовая особенность национальной безопасности, заключающаяся в том, что эта сфера регулируется не только материальной, но и процессуальной правовыми группами. Таким образом, правовое регулирование безопасности путем институционализации норм с акцентом на частном случае является предпосылкой ослабления внимания к системе норм, регулирующих общие вопросы безопасности, что может быть разрешено процедурой кодификации в пределах соответствующей отрасли права.

10. Процесс регионализации национальной безопасности Российской Федерации представляет собой деятельность органов власти ее субъектов и местного самоуправления, направленную на защиту собственных интересов имеющимися в наличии силами и средствами. Регионализация национальной безопасности отчасти обусловлена процессами федерализации и сложной организацией современного российского общества, которое характеризуется прежде всего многонациональной идентичностью и специфической поселенческой структурой. Регионализация — это результат появления новых характеристик общественной системы в ходе ее либерально-демократической трансформации как выражение кризиса системы государственного управления, основанного на юридической неопределенности принципов федерализма, разрушающего вертикаль исполнительной власти. В Южном федеральном округе существенной чертой регионализации является локальное нормотворчество, часто противоречащее федеральному законодательству не только в силу совмещения предметов ведения федеральных и региональных органов государственной власти, но и из-за конституирования особенных интересов регионов, что противоречит национально-государственным интересам и требованиям адекватного и перспективного обеспечения национальной безопасности.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступают сравнительно-правовой и структурно-функциональный подходы, методы правовой логики и юридической антропологии, историко-правовой и теоретико-методологический подходы, метод институционального анализа политико-правовой системы.

Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов в экспертных и аналитических разработках по национальной безопасности Российской Федерации. Результаты исследования могут быть учтены при разработке новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации, нового Закона «О национальной безопасности», при совершенствовании федерального и регионального законодательства по предотвращению угроз национальной безопасности в различных сферах правоотношений. Материалы диссертации могут использоваться в учебном процессе при чтении лекционных курсов по теории государства и права, истории отечественного государства и права, политологии, истории политических и правовых учений, юридической конфликтологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на международных научно-практических и теоретических конференциях «Современные проблемы национальной безопасности: Россия в XXI век с миром и согласием» (Ростов-на-Дону, 1999 г.), «Политические и правовые институты» (Ростов-на-Дону, 2000 г.), «Угроза ислама или угроза исламу» (Москва, 2001 г.), «Философия права в условиях глобализации» (Ростов-на-Дону, 2002 г.), «Современные проблемы законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия терроризму» (Ростов-на-Дону, 2003 г.), «Миграционная политика в 21 веке» (Ростов-на-Дону, 2004 г.), «Правовое и политическое взаимодействие» (Таганрог, 2004 г.), «Геополитика Кавказа и национальная безопасность» (Ростов-на-Дону, 2004 г.).

Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

По теме диссертационного исследования изданы 27 публикаций общим объемом 42,5 п.л., из них 2 монографии, а также 8 статей опубликованы в изданиях Перечня ВАК Минобразования России.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, состоит из введения, четырех глав, четырнадцати параграфов, заключения и списка используемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реформирование России выдвигает на первое место задачи, связанные с обеспечением национальной безопасности, без решения которых невозможна успешная модернизация экономической, политической, правовой систем, военной сферы, других сфер жизнедеятельности. Однако Россия столкнулась с множеством проблем исторического, политического, экономического и социального характера, которые препятствуют решению указанных задач. Современная геополитическая обстановка, сложившаяся в мире, отличается особой остротой противоречий в реализации национально-государственных интересов страны. Изменения, произошедшие в различных областях в последнее десятилетие прошлого века, повлияли как на международное, так и на внутреннее положение страны. Между тем активная динамика политической жизни России долгое время не позволяла сформулировать адекватные подходы к проблеме национальной безопасности, выработать систему критериев для определения национально-государственных интересов. В совокупности с крайней нестабильностью политической жизни, экономической стагнацией и социальной напряженностью, это дало концептуально слабую модель национальной безопасности, что, в целом, отрицательно сказалось на системе национальной безопасности Российской Федерации. В контексте сказанного выглядят своевременными и необходимыми институциональные исследования этой сферы отношений, анализ основных средств обеспечения национальной безопасности, определяющими и системообразующими среди которых являются политические и правовые средства. Так, в настоящей работе представлялось важным рассмотреть комплекс методологических проблем исследования национальной безопасности, ее концептуально-правовые основы, влияние глобальных факторов на формирование правового обеспечения этой сферы, а также институционально-правовые и политические особенности процесса регионализации, являющегося важнейшей чертой становления системы национальной безопасности Российской Федерации.

Методологически оправданным является определение наиболее существенных признаков национальной безопасности. Однако сделать это непросто, поскольку для России данный феномен является новеллой. В Советском Союзе национальная безопасность отождествлялась с государственной безопасностью, которая, в свою очередь, была направлена на защиту советского строя и коммунистической идеологии. Новая доктрина безопасности должна с необходимостью институционализировать личность, общество и государство как основные политико-правовые институты, что наполняет новым содержанием «национальный интерес» в более широком контексте становления гражданского общества и правового государства России, являющегося главным вектором модернизационных процессов. Проведенный анализ показывает, что процесс политической и правовой институционализации личности, общества и государства в системе национальной безопасности России имеет длительную историю, его начало восходит к времени Киевской Руси. Однако адекватную реализацию в политико-правовом поле страны эти институциональные категории получают лишь в современной России. Нормативно-правовое поле национальной безопасности Российской Федерации позволяет понимать его как состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, достигаемое совокупностью действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и человека на основе законов и иных правовых актов в обеспечении суверенитета, единства и неделимости территории страны.

При этом важно подчеркнуть, что как система национальная безопасность включает факторы, которые являются фундаментальными для ее построения: концептуальный, институционально-правовой и организационно-правовой. Концептуальный имплицирует социальные, культурные, политические приоритеты, культивируемые обществом на конкретном историческом этапе его существования. Институционально-правовой закрепляет в нормах права эти приоритеты. Организационно-правовой же проецирует эти два уровня на учреждения и организации, как субъекты обеспечения национальной безопасности. Первый уровень формируется в процессе интерпретации национальных интересов и угроз этим интересам, равно как объектов и субъектов национальной безопасности.

Фактически, указанная система факторов, детерминируя построение национальной безопасности как системы, определяет и ее структурно-функциональные элементы. В этой связи рассмотрение доктринальных особенностей национальной безопасности является базисным и определяющим, поскольку содержит в себе те цели и задачи, которые содержательно формируют все институционально значимые формы и средства, направленные на их реализацию. Очевидно, что всякая доктрина имеет аксиологическую детерминацию, эксплицируя культурные стереотипы и ценности, имеющие императивную значимость для населения страны и являющиеся важным условием его интеграции в социум. Поэтому доктринальные особенности национальной безопасности, прежде всего, отражают мировоззренческий дискурс безопасности в ее импликации к личности, обществу и государству. В этом смысле речь идет об идентичности, которая приобретает институциональную форму в политике и праве и, соответственно, в содержании политических и правовых средств обеспечения национальной безопасности. Так, можно выделить два основных контекста данной проблемы: первый относится к внутренним условиям формирования системы национальной безопасности и сводится к вопросу об адекватности политических и правовых институтов безопасности условиям идентичностивторой — к внешним условиям формирования системы национальной безопасности и сводится вопросу об адекватности международных политических и правовых институтов безопасности условиям реализации государственного суверенитета.

Применительно к России в первом контексте следует признать, что ныне действующий Закон «О безопасности» культивирует иную мировоззренческую парадигму, нежели Концепция национальной безопасности Российской Федерации, принятая в 2000 году. Институциональное несовпадение этих двух документов заключается в разных акцентах на значимости личностной неопределенности. Если Закон отдает приоритет личности, то Концепция — государству. При этом государство является основным субъектом национальной безопасности и гарантом реализации прав и свобод личности. Данный доктринальный подход представляется адекватным аксиологическому полю России и должен быть реализован в принятии нового Закона «О безопасности». Что же касается ныне действующего закона, то это док-тринальное недоразумение объясняется ранними радикально-либеральными тенденциями реформирования России, которые выражались в рецептивном подходе к политико-правовомуо опыту Запада при модернизации политической и правовой систем России начала 90-х годов прошлого века.

В отношении второго контекста следует заметить, что Россия столкнулась с серьезной проблемой, связанной с реконструкцией системы международной безопасности, основанной на Вестфальской модели мира и Ялтинско-Потсдамской системы, которая в правовой сфере была обеспечена современной концепцией прав и свобод человека, легитимированной Всеобщей декларацией прав и свобод человека 1948 года. Смысл происходящих в сфере международной безопасности процессов состоит в редукции суверенитета национальных государств под воздействием тенденций глобализации. Основанному на признании безальтернативности суверенитета национальных государств посредством реализации норм современной концепции прав и свобод человека институционально-правовому подходу к построению системы международной безопасности противостоит деонтологический подход, который утверждает иные нормы международной безопасности, провозглашая принцип демократической целесообразности главным в оценке и реагировании на угрозы. Отказываясь от модели многополюсного мира, этот подход провозглашает суверенитет национального государства архаизмом, препятствием на пути демократических преобразований.

Анализ данных контекстов является необходимой предпосылкой принятия Концепции национальной безопасности Российской Федерации как доктринальной основы ее системы. Концепция представляет собой официально принятую систему взглядов на безопасность личности, общества и государства, их интересы и способы их защиты. Законотворческая практика в этой сфере в целом осуществляется на основе реализации норм Концепции. Так, институционально-правовое регулирование правоотношений в сфере национальной безопасности выражает тенденцию закрепления права на безопасность, содержательно артикулированную Концепцией, и представленную определенной совокупностью нормативно-правовых документов. Но критерием эффективности законодательной базы является не столько количество нормативно-правовых документов, сколько их качественная адекватность концептуальным основам национальной безопасности, принятым государством. Поэтому приведение в действие положений Концепции национальной безопасности требует не только систематизации и совершенствования существующего законодательства, но и разработки новых правовых актов, конкретизирующих и развивающих положения Концепции применительно к ее доктринальному содержанию. Снова обращаясь к Закону Российской Федерации 1992 года «О безопасности», следует подчеркнуть, что он не только не соответствует определяемым в Концепции целям и задачам, но даже не приведен в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

В этом контексте важной проблемой представляется построение российского правового государства. Доминирование рецептивного подхода в отношении западного политико-правового опыта в этом процессе является прямой угрозой национальным интересам страны. Западноевропейская и североамериканская правовые традиции культивируют легистский тип правопонимания, различая право и закон, в отличие от российского юридического правопонимания, отождествляющего право и закон. Так, институционализа-ция правового государства, игнорируя содержательную сторону права, фактически означает игнорирование интересов личности, общества и государства, имеющих институциональное выражение в российской культуре, создавая предпосылки для развития экстремистских тенденций. Легитимация институтов правового государства должна быть соизмерима с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

В связи с этим для нас было важно рассмотреть комплекс проблем, связанных с созданием законодательной базы регулирования правоотношений в сфере национальной безопасности, исследовать юридическую и политическую природу коллизий, возникающих в контексте становления федеративных отношений, проблему разграничения полномочий федерального центра и регионов.

Так, мы приходим к выводу, что важнейшей предпосылкой возникающих юридических коллизий является противоречивая ситуация в отношении глобальных факторов, связанных, прежде всего, с адаптацией норм прав человека национальным законодательством и регионализацией правового обеспечения национальной безопасности. Действительно, с одной стороны, национальная безопасность характеризуется таким важным признаком, как единство. Но в то же время, она всегда «полипредметна». Это противоречие снимается в процессе правового обеспечения национальной безопасности, посредством правового отражения угрозы безопасности, ее размеров и законодательного фиксирования способов реагирования на угрозу, а также определением пределов компетенции органов власти в этом процессе.

В диссертации подобная ситуация исследуется на примере миграционного законодательства. Так, показано, что локальная миграционная правовая нормативная база, создаваемая в регионах, стала изначально вступать в противоречивые отношения с федеральной. Многие регионы, а прежде всего речь идет о субъектах Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, решили обезопасить себя от миграции, принимая жесткие миграционные законы и другие нормативно-правовые акты, которые порой вступали в коллизии не только с законами, непосредственно касающимися миграции, но и с Конституцией Российской Федерации. Особенно опасно вторжение регионов в сферу регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, являющуюся предметом исключительного ведения Российской Федерации. Это имеет место, например, в Республике Дагестан, Конституция которой допускает возможность ограничения в законодательном порядке права на свободу передвижения, выбора места жительства и пребывания (статья 28) — в Ставропольском крае, где Уставом вводится статус жителя края и допускается ограничение на его территории прав граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданствав уставах Краснодарского края.

Мы приходим к выводу, что национальная безопасность обеспечивается не только крупномасштабными государственными программами, но и тем политическим выбором, который создает принципиальные условия внешней и внутренней безопасности. Существует ряд объективных причин регионализации системы безопасности современного российского общества. Российское общество является очень сложно организованным, поскольку оно не только многонационально, но и имеет специфическую поселенческую структуру. Население регионов испытывает на себе действие факторов мезоуровня политических и социально-экономических процессов, причем развитие отдельных территорий происходит относительно стабильно, а многие переживают острые кризисные процессы. В некоторых регионах угрозу национальной безопасности создают факторы комплексного характера, которые своим воздействием создают негативный накопительный (кумулятивный) эффект.

Таким образом, процесс регионализации национальной безопасности Российской Федерации представляет собой деятельность региональных органов власти и местного самоуправления, направленную на решение проблем безопасности имеющимися в наличии силами и средствами. Регионализация национальной безопасности отчасти обусловлена сложной организацией российского общества. Между тем основной предпосылкой развития процессов регионализации в современной России являются кризисные явления во всех сферах жизни общества. Регионализация — это результат появления новых характеристик общественной системы в целом, которая, меняя свою общественную и политическую организацию, пытается выйти из кризисного состояния, выражение кризиса системы государственного управления, основанного на неопределенности принципов федерализма, разрушающего вертикаль исполнительной власти. В Южном федеральном округе наиболее характерной чертой регионализации является локальное нормотворчество, часто противоречащее федеральному законодательству, не только в силу неопределенности предметов ведения федеральных и региональных властей, но и в силу кон-ституирования особенных интересов регионов, что противоречит национальным интересам России, требованиям национальной безопасности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. 1994. № 2.
  2. Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  3. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  4. Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? М., 2002.
  5. А.В., Лунев С. И., Салицкий А. И. Китай, Индия, Россия состояние и перспективы сотрудничества // Восток. 2001. № 4.
  6. Л. Принцип национального самоопределения // Нации и национализм. М., 2002.
  7. Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в Южном федеральном округе: Материалы окружной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2000.
  8. С.С. Правовое государство судьба социализма. М., 1986.
  9. М.С. Комплексная безопасность объектов и субъектов сложных систем. М., 2001.
  10. В.А., Попов В. Г., Садовов В. В. Проблемы безопасности России на рубеже веков // Информационный вестник. 2002. № 1.
  11. О.Б. Этический аспект проблемы интересов // Вопросы экономики. 1994. № 2.
  12. Г. В. Государственное управление: Учебное пособие. М., 2000.
  13. П.П., Райгородский В. Л. Концептуальные основы национальной безопасности // Философия права. 2004. № 1.
  14. П.П., Райгородский В. Л. О консолидации правоохранительных структур в борьбе с финансированием терроризма // Геополитика террора и терроризма: Материалы научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону, 2004.
  15. П.П., Шпак В. Ю. Политология. Ростов-на-Дону, 2001.
  16. В.М. Теоретико-методологические вопросы повышения эффективности мер по разрешению современных военных конфликтов. М., 1997.
  17. В.И. Вторая всемирная конференция по правам человека // Московский журнал международного права. 1994. № 1.
  18. П. Понимание современности // Социологические исследования. М., 1990. № 7.
  19. Н.А. Смысл истории. М., 1990.
  20. Бжезинский 3. Великая Шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1998.
  21. Н.М., Городецкий А. Е. Экономическая безопасность и политика реформ. М., 1996.
  22. Ф.А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 18 901 907.
  23. Бус К. Вызовы незнанию: Теория международных отношений перед лицом будущего // Международные отношения: социологические подходы. М., 1998.
  24. А.П., Миронов А. В. Государство и гражданское общество // Социально-политический журнал. 1997. № 1.
  25. Е., Гловадская Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  26. И. Конец земного мира: Социология 21 века. М., 2003.
  27. В.В. Материалы «круглого стола» по вопросам безопасности человека // Государство и право. 1995. № 12.
  28. В.А. Социальные интересы: единство и многообразие // Социально-политический журнал. 1995. № 3.
  29. Введение в теорию международного конфликта. М., 1996.
  30. В.Ю., Лабунец М. И. Политический экстремизм: этнонацио-нальная институционализация и регионализация. Ростов-на-Дону, 2002.
  31. В.А., Воробьев Ю. Л. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М., 2000.
  32. Власть: очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
  33. Всеобщая декларация прав человека (резолюция 217 А (III) Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) // Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения в сфере миграции. Ростов-на-Дону, 2002.
  34. Военный энциклопедический словарь. М., 1983.
  35. А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002.
  36. А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 1999.
  37. А.В., Прохожев А. А. Государственное управление и национальная безопасность России. М., 1999.
  38. А.В., Прохожев А. А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М., 1998.
  39. Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах: Указ Президента РФ от 21. 06. 2000 № 1149 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 26. Ст. 2748.
  40. К.С. Геополитика. М., 1997.
  41. A.M. Суперэтнизм как глобальная проблема // Свободная мысль. 1994. № 5.
  42. Е.В., Денисова Г. С., Кашуба Ю. А., Контарев А. А., Перекрестов В. Н. Миграционные процессы в современной России: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2004.
  43. И.М., Ратинов А. Р. Социальная справедливость и наказание // Советское государство и право. 1986. № 10.
  44. Э. Нации и национализм. М., 1991.
  45. Генон. Кризис современного мира. М., 1991.
  46. У. Права человека. Демократия. Светская этика // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.
  47. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года. Екатеринбург, 2002.
  48. Ю.А., Янкевич П. Ф. Приоритеты политики национальной безопасности России в современных условиях // Актуальные проблемы политики, истории и права: Ч. 1. Екатеринбург, 2002.
  49. В.Ф. Постмодернизм и правовая идея // Проблема интеграции философских культур в свете компаративистского подхода: Материалы конференции. СПб., 1996.
  50. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) // Российская газета. 1996. 14 мая.
  51. Гражданское общество, правовое государство и право («круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Вопросы философии. 2002. № 1.
  52. М.С. Уголовное право как феномен культуры // Правоведение. 1992. № 2.
  53. М.Ю. Политология в таблицах, схемах и понятиях. СПб., 2000.
  54. А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М., 2000.
  55. Действующее международное право. Т.2.
  56. Н. Россия и Европа. М., 1991.
  57. М.Г. Пути России в однополярном мире // Мегатренды мирового развития. М., 2001.
  58. Г. С., Уланов В. П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону, 2003.
  59. А. Геополитика: Учебное пособие. Киев, 2000.
  60. Ю.А., Петров С. М., Идрисов Р. Ф. Государство как субъект обеспечения национальной безопасности // Право и политика. 2001. № 11.
  61. И.П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов-на-Дону, 2000.
  62. И.П. Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе // Ислам и политика на Северном Кавказе: Сборник статей. Ростов-на-Дону, 2001.
  63. Н.М. К вопросу о методологии исследования феномена российского федерализма // Право и политика. 2004. № 1.
  64. А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997.
  65. М.Ю. «Национальная мощь» государства как инструмент американской дипломатии. М., «США-ЭПИ». 1999. № 9.
  66. И.Ю. Стратегия национальной безопасности президента США Б. Клинтона. М., 1997.
  67. И.Ю. Стратегия безопасности России: проблемы формирования понятийного аппарата. М., 1995.
  68. JI.A. Миграция: ее плюсы и минусы // Нелегальная миграция из России в страны Евросоюза. Ростов-на-Дону, 2003.
  69. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15.
  70. Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 12.
  71. Закон Российской Федерации «О частной детективной охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17.
  72. Зарубежное законодательство в борьбе с терроризмом. М., 2002.
  73. В.И. Каких гостей ждет Россия // Аргументы и факты. 2002. № 15.
  74. В.В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1995.
  75. В.В., Панарин А. С. Философия политики. М., 1994.
  76. Кавказ: проблемы геополитики и национально-государственные интересы России. Ростов-на-Дону, 1999.
  77. И. К вечному миру. Сочинения. М., 1966.
  78. Н.М. Предания веков. М., 1989.
  79. В.А. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Воспитание поколений 21 века: Материалы международного симпозиума//Государство и право. 1998. № 7.
  80. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
  81. Р. Кооперативная безопасность: модель для 21 века. Гармиш-Партенкирхен, 1994.
  82. К. Военный потенциал государств. М., 1960.
  83. .В., Пирогов А. И., Рыжов О. А. Политическая конфликтология. М., 2002.
  84. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения в сфере миграции. Ростов-на-Дону, 2002.
  85. В.А., Корнев А. В., Попов В. Г. Проблемы законодательного обеспечения региональной безопаности на Юге России // Информационный вестник. 2003. № 1.
  86. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  87. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.
  88. Р. Кооперативная безопасность. Структурная схема для лучшего будущего? 4.1 // Терроризм и антитеррористическая деятельность. Гармиш-Партенкирхен, 1999.
  89. С.А. Угрозы безопасности: национализм и антисемитизм: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000.
  90. Г. Дипломатия. М., 1997.
  91. В.М. Социальный механизм уголовно-правового воздействия. М., 1983.
  92. О.А. Национальные интересы современной России и экономическая безопасность государства // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. 2001. № 1.
  93. В.А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. М., 2001.
  94. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения в сфере миграции. Ростов-на-Дону, 2002.
  95. А.А. Идеи российской государственности. Ростов-на-Дону, 2000.
  96. В.Д. Внешнеэкономические связи России // Вопросы экономики. 1994. № 2.
  97. А.И. Глобальные проблемы и политическое самосознание населения России // Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М., 1995.
  98. К. Сумерки Запада. М., 2000.
  99. А.П., Мехед Н. Г. Современная Россия: ключевые проблемы безопасности // Власть. 2002. № 10.
  100. Д.В. Политическая безопасность России // Национальная и религиозная безопасность на Юге России: новые вызовы. Ростов-на-Дону, 2003.
  101. Т., Клямкин И. Что ждет Россия от Путина (www.nns.ru/Elect-99/analitcomments/kom494.html).
  102. М.М. Мировая политика. М., 2003.
  103. М.М. Формирование новой политической структуры мира и место в ней России // Мегатренды мирововго развития. М., 2001.
  104. И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. № 5.
  105. Г. Восток, Запад, Север, Юг. Основные направления международной политики. 1945−1996. М., 2002.
  106. Ю.И. Социалистическая законность и уголовная законность // Советское государство и право. 1989. № 2.
  107. М.Н. От «имперского» Союза к Содружеству Независимых Государств // МЭиМО. 1992. № 4.
  108. M.B. Права человека и международная безопасность России // Дуэль. 1997. № 2.
  109. JI.C. Государство в контексте глобализации // Право и политика. 2004. № 1.
  110. М. Нации-государства в Европе и на других континентах: разнообразие форм, развитие, неугасание // Нации и национализм. М., 2002.
  111. May В.Б. Национально-государственные интересы и социально-экономические группы // Вопросы экономики. 1994. № 2.
  112. В.И. Надо пересмотреть марксистскую догму о государстве // Вопросы экономики. 1994. № 2.
  113. Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1993.
  114. . Качество управления важный фактор экономической безопасности //Вопросы экономики. 1994. № 12.
  115. Мировое политическое развитие: век 20. М., 1994.
  116. Н. Природный фактор и кризис цивилизации // Общественные науки и современность. 1992. № 5.
  117. Ю.В., Глушков В. В., Шаравин А. А. Балканы сегодня и завтра: военно-политические аспекты миротворчества. М., 2001.
  118. В.И. Обсуждаем «концепцию государственной миграционной политики РФ» // Миграция в России. 2000. № 2.
  119. Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. М., 1999.
  120. Наш путь: стратегические перспективы развития России в 21 веке. Тезисы концептуального проекта. М., 1999.
  121. Некоторые уроки войны в Персидском заливе. М., 1992.
  122. Нелегальная миграция из России в страны Евросоюза: Сборник статей. Ростов-на-Дону, 2003.
  123. B.C. Права человека в истории политической и правовой мысли // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.
  124. Д.В. Особенности этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе // Путь в науку: Сб. научных статей. Ростов-на-Дону, 2002.
  125. Д.В. Политика государства как фактор актуализации этнона-ционализма и религиозного экстремизма на Юге России // Философия права в условиях глобализации: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону, 2002.
  126. С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
  127. JI.B. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. № 5.
  128. А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.
  129. Дж. Преемственность и изменения в геополитической мысли Запада в 20 столетии // Международный журнал социальных наук. Исследование международных конфликтов. 1991. № 3.
  130. С.П. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Полис. 1994. № 2.
  131. С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России // Полис. 1993. № 4.
  132. А.А. К вопросу о категориально-понятийном аппарате в теории национальной безопасности // Власть. 2004. № 6.
  133. В.К. Безопасность России в условиях глобализации // Власть.2001. № 9.
  134. К.В. Компоненты геополитического мышления // Международная жизнь. № 10.
  135. Д.Р. Проблемы права и нравственности в первом русском политическом трактате «Слово о законе и благодати» // Государство и право.2002. № 6.
  136. Э.А. Нация, национализм, национальные интересы. М., 1994.
  137. Э.А. Философия политики. М., 1993.
  138. Политика администрации Б. Клинтона в области национальной безопасности. М., 1996.
  139. Политика национальной безопасности Российской Федерации (1996 -2000 гг.) //Независимая газета. 1996. 23 мая.
  140. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.
  141. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2001.
  142. Э.А. Баланс сил в мировой политике: теория и практика. М., 1993.
  143. Э.А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные отношения. М., 1986.
  144. Э. В. Национальные интересы: теория и практика. М., 1991.
  145. Э.А. Политика и нравственность. М., 1995.
  146. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996.
  147. Правоохранительные органы Российской Федерации. Т. 1,2. М., 1999.
  148. Проблемы внутренней безопасности России в 21 веке: Материалы научно-практической конференции. М., 2001.
  149. Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации: Сборник научных статей. М., 2004.
  150. С.А. Военная сила в международных отношениях. М., 1989.
  151. А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.
  152. Процесс формирования и осуществления внешней политики капиталистических государств. М., 1981.
  153. B.JI. Экономические угрозы национальной безопасности России: государственно-правовые механизмы предупреждения и регулирования: Монография. Ростов-на-Дону, 1998.
  154. B.JI. Национальная безопасность России: политико-правовые средства обеспечения: Монография. Ростов-на-Дону, 2004.
  155. B.JI. Экономическая безопасность как политико-правовая категория // Философия права. 2003. № 2.
  156. B.JI. Субъектная структура экономической безопасности и национально-государственные интересы России // Юристъ-Правоведъ. 2003. № 2.
  157. B.JI., Баранов П. П. Становление национальной безопасности России: право, модернизация и глобализм // Философия права. 2003. № 2.
  158. B.JI. Система глобальной и национальной безопасности: вызовы современности // Философия права. 2004. № 2.
  159. Райгородский B. JL, Баранов П. П. Легитимация субъект-объектных отношений в сфере правового обеспечения национальной безопасности // Философия права. 2004. № 3.
  160. В.Л. Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в контексте институционализации принципов и норм прав и свобод человека // Философия права. 2004. № 3.
  161. В.Л., Баранов П. П. Формирование государственной правовой политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации//Юристъ-Правоведъ. 2004. № 3.
  162. В.Л. Институциональные особенности национальной безопасности современной России в законодательном контексте // Юристъ-Правоведъ. 2004. № 3.
  163. В.Л., Волков Ю. Г. Концептуальные подходы к теории экономической безопасности: Научное издание. М., 1996.
  164. В.Л. Субъектная структура экономической безопасности: Научное издание. Ростов-на-Дону, 1996.
  165. В.Л. Проблемы экономической защищенности в современном российском обществе: Научное издание. Ростов-на-Дону, 1996.
  166. В.Л. Экономическая безопасность населения: правовая типология внутренних угроз: Научное издание. Ростов-на-Дону, 1997.
  167. В.Л. Государственно-правовые институты обеспечения социально-экономической защиты в современном российском обществе: Научное издание. Ростов-на-Дону, 1998.
  168. В.Л. Федерализация российской государственности и региональные аспекты экономической безопасности: Научное издание. Ростов-на-Дону, 1999.
  169. В.Л. Социально-политические и нормативно-правовые факторы обеспечения экономической безопасности в современной России: Научное издание. Ростов-на-Дону, 2000.
  170. В.Л. Некоторые аспекты обеспечения прав человека и гражданина в уголовном процессе // Конституция Российской Федерации и развитие отраслевого законодательства: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Белгород, 2003.
  171. В.Л. Роль государственной правовой политики в сфере обеспечения национальной безопасности // Геополитика террора и терроризма: Материалы научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону, 2004.
  172. В.Л. Концептуально-правовые приоритеты национальной безопасности современной России // Материалы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов, соискателей: Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 2004.
  173. В.Л. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в контексте миграционных процессов // Миграционная политика в 21 веке: Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2004.
  174. В.Л. Криминологическая характеристика миграционной ситуации в Южном федеральном округе // Миграционная политика в 21 веке: Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2004.
  175. .И. Культура и интерес нации // Вопросы экономики. 1994. № 2.
  176. А.Д. Международная безопасность: формирующаяся повестка дня // Вооружения, разоружение и международная безопасность. Ежегодник СИПРИ. 1997.
  177. В.А. Безопасность России в переходный период (методологический и политологический анализ). М., 1994.
  178. Русские на Северном Кавказе: вызовы 21 века: Сборник статей. Ростов-на-Дону, 2001.
  179. Е.И. Основы военной политологии: Учебное пособие. М., 1991.
  180. Н.И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.
  181. К.С. Элементы концепции экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  182. О.П., Экимов А. И. Экономическая безопасность государства и правовые средства ее обеспечения // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. 2002. № 2.
  183. В.Н. Социальное законодательство США (историко-правовые аспекты) //Государство и право. 1999. № 1.
  184. Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции и проблемы // Государство и право. 1998. № 9.
  185. Л.С. Политическая ситуация в России в феврале 2000 г. (www.polit.ru/documents).
  186. А.П. Российская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10.
  187. Силовые структуры в этнополитических процессах на Юге России: Сборник научных статей. Ростов-на-Дону, 2002.
  188. В.Н. Правовые системы и правовые семьи // Теория государства и права: Курс лекций. М., 1957.
  189. В.М. Демократия и переговорный процесс. М., 1999.
  190. Г. С. Основы Российского правового государства // Российская юстиция. 1998. № 2.
  191. Н.М. Основы геополитики: Учебное пособие. СПб., 2001.
  192. М.Б. Гражданское общество как фактор становления правового государства и укрепления национальной безопасности // Информационный вестник. 2002. № 1.
  193. Совет Европы: 8000 миллионов европейцев. Страсбург, 2003.
  194. Современные проблемы законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия терроризму: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2003.
  195. Современные проблемы законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия терроризму: Сборник научных статей. Ростов-на-Дону, 2003.
  196. Современный консерватизм. М., 1992.
  197. А.И. Три облика государства три стратегии гражданского общества//Полис. 1996. № 6.
  198. К.Э. Геополитика современного мира и Россия // Политические исследования. 1995. № 1.
  199. Социальное управление: Курс лекций. М., 2000.
  200. Стратегия национальной безопасности США // Независимая газета. 1996. 23 мая.
  201. A.JI. Униполярность. Концентрическая структура нового мирового порядка и позиция России // Полис. 1997. № 2.
  202. JI.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
  203. В. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  204. Т.Т. Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций? М., 2002.
  205. Тенденции в области миграции в странах Восточной Европы и Центральной Азии (обзор за 2001 2002 годы). М., 2002.
  206. С.Н. Международное право и актуальные проблемы обеспечения безопасности России в Мировом океане // Право и политика. 2002. № 4.
  207. Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. № 8.
  208. Ю.В. Геополитика. М., 2000.
  209. М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. М., 2003.
  210. Федеральный закон о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней от 20 февраля 1998 года // Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения в сфере миграции. Ростов-на-Дону, 2002.
  211. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8.
  212. Федеральный закон «О внешней разведке» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3.
  213. Федеральный закон «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22.
  214. В.Г. Модернизация и глобализация // Мегатренды мирового развития. М., 2001.
  215. В.Н. Ритуал как основа национальной безопасности России // Национальная безопасность и геополитика России. 2001. № 1.
  216. А.Я. Страсти по глобализации // Общественные науки и современность. 2003. № 4.
  217. Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства // Нации и национализм. М., 2002.
  218. Ф. Дорога к рабству. М., 1992.
  219. С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.
  220. С. Столкновение цивилизаций и переделка миропорядка // Pro et Contra. М., 1997.
  221. О. Политика, право, справедливость. М., 1994.
  222. Н.В. Математические модели риска и неопределенности. СПб., 1998.
  223. А. И. Аргументы в защиту российского суверенитета // Международная жизнь. 2003. № 8.
  224. А.П. Несостоявшийся диалог с Фукуямой. О западных идеях, многокультурном мире и ответственности интеллектуалов // Вопросы философии. 2002. № 8.
  225. П.А. Безопасность: кооперативная или корпоративная. Критический анализ международно-политической концепции // Полис. 2000. № 3.
  226. П.А. Международные отношения. М., 1996.
  227. В.А. Понятие и термин «правовое государство» // США: экономика, политика, идеология. М., 1996.
  228. В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2.
  229. Г. Х. Мировое сообщество управляемо // Известия. 1988. 15 января.
  230. JI.H. Режим Бориса Ельцина. М., 1999.
  231. М.Н. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Воспитание поколений 21 века: Материалы международного симпозиума // Государство и право. 1998. № 7.
  232. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.
Заполнить форму текущей работой