Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности строения пограничного слоя атмосферы в условиях Средней Азии в связи задачей диагноза и прогноза болтанки летательных аппаратов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В четвертой главе проводится анализ аэросиноптических процессов, при которых развивается конвективная (термическая) болтанка над пустынями и полупустынями Средней Азии, анализируются аэросиноптические условия возникновения орографической болтанки в долинах и предгорьях Западного Тянь-Шаня. Излагаются рекомендации к диагнозу и прогнозу болтанки над этими районами, включающие синоптические… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ. Ю
    • 1. 1. Современные представления о строении планетарного пограничного слоя атмосферы
    • 1. 2. Метеорологические факторы образования атмосферной турбулентности, вызывающей болтанку летательных аппаратов
    • 1. 3. Краткая физико-географическая характеристика изучаемых районов
    • 1. 4. Методика наблюдений и обработки, характеристика исходного материала
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ АТМОСФЕРЫ НАД ПУСТЫНЯМИ И ПОЛУПУСТЫНЯМИ СРЕДНЕЙ АЗИИ
    • 2. 1. Вертикальные профили ветра над пустыней
    • 2. 2. Термическая структура пограничного слоя в условиях пустыни
    • 2. 3. Вертикальные профили удельной влажности
    • 2. 4. Вертикально-временное распределение интен -сивности болтанки летательных аппаратов
    • 2. 5. Структурные характеристики болтанки
    • 2. 6. Связь интенсивности болтанки с некоторыми термодинамическими параметрами
    • 2. 7. Строение пограничного слоя в условиях развитой конвекции с позиции теории ярусного обмена. III
  • ВЫВОДЫ по главе П
  • ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ АТМОСФЕРЫ В ПРЩГОРЬЯХ И ДОЛИНАХ ЗАПАДНОГО ТЯНЬ-ШАНЯ
    • 3. 1. Структура горно-долинной циркуляции (на примере Пскемской долины) в теплом полугодии
    • 3. 2. Турбулентные характеристики воздушного потока при горно-долинной циркуляции
    • 3. 3. Пространственно-географическое распределение болтанки в предгорьях и долинах Западного Тянь-Шаня
    • 3. 4. Трехмерная структура потока при урсатьевском ветре
    • 3. 5. Характеристика орографических воздействий на полет летательного аппарата
  • ВЫВОДЫ по главе Ш
  • ГЛАВА 1. У. РЕКОМЕНДАЦИИ К ДИАГНОЗУ И ПРОГНОЗУ БОЛТАНКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
    • 4. 1. Условия, определяющие развитие термической (конвективной) болтанки
    • 4. 2. Условия, характеризующие развитие болтанки в предгорьях и долинах Западного Тянь-Шаня в теплом полугодии
    • 4. 3. Условия, определяющие развитие болтанки в предгорьях и долинах Западного Тянь-Шаня в холодном полугодии
  • ВЫВОДЫ по главе 1У

Особенности строения пограничного слоя атмосферы в условиях Средней Азии в связи задачей диагноза и прогноза болтанки летательных аппаратов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение строения планетарного пограничного слоя атмосферы (11ПС) необходимо как в теоретическом плане (построение тех или иных моделей планетарного пограничного слоя), так и для решения ряда практических задач, которые принято делить на две группы. В одну группу входят вопросы параметризации ППС, необходимые для разработки численных методов прогноза погоды различной заблаговременности, а также для численных моделей общей циркуляции атмосферы. Вторую группу составляют расчеты различного практического приложения: изучение закономерностей рассеяния примесей, поступающих в атмосферу от различных источников загрязненияизучение распространения различных видов электромагнитного излучения (оптического, радио, лазерного) в земной атмосфереиспользование в строительстве и ветроэнергетике и т. д. Наконец, вопрос о строении ППС возникает при изучении ряда явлений, определяющих работу авиации. К ним относятся условия взлета и посадки самолетов, болтанка в ППС, прогноз низкой облачности и туманов в зоне аэродромов и пр.

Гражданская авиация в СССР превратилась к настоящему времени в высокоразвитую отрасль народного хозяйства, оснащенную первоклассной авиационной техникой. В одиннадцатой пятилетке предусматривается осуществление ряда мероприятий, повышающих регулярность и безопасность полетов. Пассажирообо-рот увеличится в 1,3 раза / 97 /.

В 1984 году внутри страны будет перевезено самолетами более 110 млн. пассажиров, выполнено авиахимработ на площади 5 млн. га. Самолетный и вертолетный парк непрерывно пополняется новыми моделями. Наряду с созданием и эксплуата.

— 5 цией трансконтинентальных и сверхзвуковых транспортно-пасса-жирских самолетов (ТУ-144, ИЛ-76, ИЛ-86 и др.) ведется разработка и внедрение новых образцов самолетов и вертолетов для использования на местных воздушных линиях (Л—410, ЯК-42, АН-28, АН-3). Заканчивается испытание нового реактивного самолета M-I5, предназначенного для сельхозработ.

Известный советский авиаконструктор А. С. Яковлев, касаясь перспектив развития авиации в ближайшем будущем, писал о необходимости создания «множества экономичных, небольших самолетов для работы на местных авиалиниях во внеаэродромных условиях. Подобные самолеты, простые, легкие, дешевые, нетребовательные к посадочным площадкам и надежные, займут в мирной жизни народов такое же место, как и автомобиль». И далее." Я совершенно не касаюсь тут вопросов, связанных с вертолетостроением, несомненно, оно тоже имеет большую перспективу" / 142 /.

В настоящее время на местных воздушных линиях (МВД) Советского Союза выполняется примерно четверть всех пассажирских перевозок Аэрофлота. Возрастает роль вертолетов в обслуживании народного хозяйства, где они выполняют 30 видов работ / 121 /.

Большой путь проделала авиация в Средней Азии, в частности, в Узбекистане / 43 /. Первые воздушные линии Каган-Термез и Каган-Ташауз были открыты в конце 1924 г. В 1982 г, протяженность воздушных линий, обеспечиваемых Узбекским территориальным Управлением МГА составляла более 150 тыс. км. Пассажирские самолеты ПС-9, ПС-40, Сталь-5, К-5, использовавшиеся в 30-х годах, сменились мощными ТУ-104, ТУ-134, ТУ-154, ИЛ-62, ИЛ-86, а на местных линиях — АН-24, ЯК-40.

— б.

С 1931 г. началось использование авиации в борьбе с сельхозвредителями, с 1949 г, — в дефолиации хлопчатника.

В настоящее время большую и разностороннюю работу по удовлетворению запросов народного хозяйства среднеазиатских республик выполняет авиация специального применения на самолетах и вертолетах АН-2, Ш-1, Ш-2, МИ-4, МИ-8, ЯК-26. Возрастает объем пассажирских и грузовых перевозок на МВЛ, Значение авиации в экономике как республик Средней Азии, так и страны в целом будет возрастать с каждым годом.

Спецработы и полеты на МВЛ малой и средней протяженности выполняются, как правило, в пределах нижнего (3 -4 км) слоя атмосферы. В Средней Азии это полеты либо в горах и предгорьях в сложных условиях пересеченного рельефа, либо над пустынями и полупустынями — часто в условиях развития сильной термической болтанки. Разнообразие природных ландшафтов и форм рельефа, неоднородность подстилающей поверхности обуславливают целый рад локальных метеорологических эффектов при взаимодействии крупномасштабных атмосферных процессов с мезопроцессами. Возникает пестрое распределение различных форм облачности, количества осадков, туманов и т. д. Формируется целый набор местных ветров.

Метеорологическое обслуживание полетов в этих условиях существенно осложняется, значительно возрастает роль мезометеорологических прогнозов. Так, полет в горах требует знания структуры воздушного потока внутри долин, ущелий, на перевалах, условий развития и перемещения грозовых очагов, облачности нижнего и среднего ярусов и т. д.

Важнейшим элементом этих прогнозов, знание которого обеспечивает безопасность полета, является турбулентность,.

— 7 вызывающая болтанку летательных аппаратов.

Определим основные цели диссертационной работы:

1. Изучение характеристик пограничного слоя атмосферы, обуславливающих турбулентность, вызывающую болтанку летательных аппаратов в нижнем 3−4 км слое атмосферы, над основными ландшафтами Средней Азии.

2. Исследование физических причин возникновения и развития болтанки над пустынями и полупустынями Средней Азии, в предгорьях и долинах Западного Тянь-Шаня.

3. Разработка рекомендаций к краткосрочному авиационному диагнозу и прогнозу болтанки над этими районами.

В соответствии с целями исследования решались следующие задачи:

1. Экспериментальное исследование термодинамических параметров пограничного слоя атмосферы и пространственновременных характеристик болтанки над пустынями и полупустынями Средней Азии в условиях свободной конвекции теплого полугодия.

2. Экспериментальное изучение трехмерной структуры воздушного потока и пространственного распределения болтанки в одной из характерных долин Западного Тянь-ШаняПскемскойв теплом полугодии в условиях развития горно-долинной циркуляции.

3. Экспериментальное изучение пространственных особенностей распределения болтанки в некоторых долинах Западного Тянь-Шаня (Угамская, Чаткальская, Ахан-Гаранская, Кок-Суй-ская) в теплом полугодии.

4. Экспериментальное изучение пространственных особенностей распределения болтанки в указанных долинах в холодном полугодии.

5. Экспериментальное изучение трехмерной структуры воздушного потока и пространственных особенностей распределения болтанки в предгорьях Западного Тянь-Шаня (выход из Ферганской долины, Чарвакская котловина).

Используемый в работе экспериментальный материал накоплен в течение нескольких аэрологических и авиационных экспедиций кафедры физики атмосферы в 1964;1980 годах. Все экспедиционные работы проводились под руководством и при непосредственном участии автора.

Содержание диссертации изложено в четырех главах.

В первой главе дается краткая характеристика современных моделей пограничного слоя атмосферы, подчеркивается трудность его изучения. Излагаются некоторые вопросы, касающиеся физических условий развития болтанки в пределах пограничного слоя атмосферы. Дается краткая физико-географическая характеристика изучаемых районов, которые представляют основные природные ландшафты Средней Азии (кроме ее глубинных горных областей). Излагается методика проведения экспериментальных полетов на вертолете МИ — I и самолетах ЯК-12М, АН-2. Приводится объем исходного экспериментального материала, полученного над различными объектами исследования.

Во второй главе дается совместный анализ характеристик турбулентности и вертикальных профилей температуры, ветра и удельной влажности, который позволил обнаружить развитие гидродинамической неустойчивости воздушного потока типа Кельвина-Гельмгольца при наличии приземных инверсий в ночные и ранние утренние часы. Проанализированы условия воз никновения мезоструй. Показана роль гидродинамической неустойчивости в развитии конвективных движений. Получила подтверждение и развитие теория ярусного обмена Скворцова А. А., описывающая структуру пограничного слоя атмосферы при свободной конвекции. Получены критериальные значения параметра стратификации, характеризующие различную интенсивность развития турбулентности. На основании этих критериев определены вероятные значения интенсивности болтанки над некоторыми пунктами Средней Азии.

В третьей главе рассматриваются особенности аэрологической структуры горно-долинной циркуляции в горной долине (на примере Пскемской долины) в связи с пространственным распределением интенсивности болтанки в ней. Детально изучена трехмерная термодинамическая структура воздушного потока при развитии ветров высасывания (урсатьевский, чарвакский) в предгорьях Западного Тянь-Шаня. Показано, что воздушный поток при этих ветрах имеет вид хорошо выраженной струи с развитием волновых движений.

В четвертой главе проводится анализ аэросиноптических процессов, при которых развивается конвективная (термическая) болтанка над пустынями и полупустынями Средней Азии, анализируются аэросиноптические условия возникновения орографической болтанки в долинах и предгорьях Западного Тянь-Шаня. Излагаются рекомендации к диагнозу и прогнозу болтанки над этими районами, включающие синоптические и метеорологические признаки развития болтанки различной интенсивности, а также даются прогностические графики и номограммы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе выполненных исследований изучен ряд особенностей структуры пограничного слоя атмосферы над пустынями и полупустынями Средней Азии.

Рассмотрены условия формирования струйных течении в пограничном слое, показана возможность возникновения в них неустойчивости типа Кельвина-Гельмгольца. Изучена роль этого типа неустойчивости в процессе разрушения инверсий температуры, а также в процессе возникновения конвективных движений.

Получила развитие теория ярусного обмена, обобщенная для всего пограничного слоя атмосферы.

Сформулирован новый подход к влиянию горных систем на образование турбулентных зон в предгорных районах. Показано, что развитие ветров высасывания на выходе горных долин сопровождается образованием воздушных струй с формированием гравитационно-сдвиговых волн.

Изучена структура горно-долинной циркуляции, включая ее турбулентные характеристики. Выявлены орографически обусловленные турбулентные зоны в горных долинах, образующиеся при взаимодействии внутридолинной циркуляции с общетропосферным переносом.

Полученные результаты могут быть использованы в теоретических разработках, а также в поисковых работах.

Результаты исследований увязаны с задачей диагноза ж прогноза термической (конвективной) и орографической болтанки летательных аппаратов. Соответствующие рекомендации используются в практической работе по метеорологическому обслуживанию авиации в Средней Азии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .А. Суточный ход и сравнительная характеристика коэффициента турбулентности по некоторым районам Средней Азии.-Тр.САНИГМИ, 1963, вып. 16, с.23−30.
  2. М.А. Авиационные аспекты горных волн,— М.: Гидроме-теоиздат, I960. 95 с.
  3. A.M., Солонин С. В. Авиационная метеорология.- JI.: Гицрометеоиздат, 1981. 384 с.
  4. В.П., Силаева В. И., Шметер С. М. О микроструктуре поля ветра при конвекции.- Тр. ДАО, 1970, вып. 97, с. 39−52.
  5. М.М. Вертикальные профили ветра и температуры в нижних слоях атмосферы.- Л.: Гидрометеоиздат, Тр. ГГО, вып. 320, 1974.- 207 с.
  6. С.В. О мощности горного и долинного ветров в глубоких долинах Памира и Тянь-Шаня. В кн.: Метеорология, климатология и гидрология, вып. I, -Л.: Гицрометеоиздат, 1965, с.23−26.
  7. В.А., Джорджио В. А., Козик Е. М., Петросянц М. А., Пшеничный А. Я., Романов Н. Н., Чернышева О. А. Синоптические процессы Средней Азии. Ташкент: Изд. АН УзССР, 1957 т — 478 с.
  8. В.А., Джорджио В. А., Петросянц М. А., Романов Н. Н. Аэросиноптические условия болтанки самолетов в Средней Азии.- Тр. САНИШИ, 1958, вып. 14, с.1−46.
  9. Г. С. Условия образования и прогноз орографической турбулентности в нижнем слое атмосферы. М.: Гидрометеоиздат, 1976. — 16 с.
  10. М.В. О краткосрочном прогнозе сильного восточного ветра в районе Урсатьевской. Тр. САНИШИ, 1961, вып. 4 (19), с.40−45.
  11. Н.Л., Калиничева Т. А. Статистические характеристики пульсаций температуры и скорости ветра при радиационной инверсии.- Гр. ИЭМ, 1975, вып. 10(53), с.23−34.
  12. Н.Л. Способы расчета параметров пограничного слоя атмосферы по данным измерений (обзор). Обнинск: Гидрометеорология, серия Метеорология. Обзорная информация, 1979, вып. 2, с.1−44.
  13. H.JI., Волковйцкая З. И., Мазурин Н. Ф., Сергеева И. А. Статистические характеристики ветра применительно к ветровым нагрузкам (обзор).- Обнинск: Гидрометеорология, серия Метеорология. Обзорная информация, 1983, вып.2,с.1−52.
  14. Г. Б., Петрова С. А., Силаева В. И., Синько Н. В., Фурман А. И., Шметер С. М. Некоторые характеристики турбулентности, влияющие на полет самолета в слое 50−1000 м.-Тр.ДАО, 1977, вып. 128, с.81−92.
  15. .Г., Надежина Е. Д. Пограничный слой атмосферы в условиях горизонтальной неоднородности. Л.: Гидрометеоиздат, 1979. — 136 с.
  16. А.А. Рекомендации по диагнозу и прогнозу болтанки вертолетов и легкомоторных самолетов над горной местностью.- Метод. письмо № I (отдел метеор. обеспечения авиации), 1965.- 16 с.
  17. А.А. Деформация потока над Крымскими горами при продольном обтекании хребта и ее влияние на болтанку вертолетов. Тр. ГП), 1965, вып. 171, с.77−80.
  18. А.А., Рещикова А. А. Экспериментальные исследования. турбулентности во время боры на воздушной трассе Адлер-Новороссийск. Тр. ЩП, 1966, вып. 157, с.94−100.
  19. А.А. Метеорологические условия развития атмосферной турбулентности в нижнем слое с подветренной стороны хребта. Тр. ЩП, 1966, вып. 157, с.101−117.
  20. Н.К., Пинус Н. З., Шметер G.M., Шур Г.Н. Турбулентность в свободной атмосфере. Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 288 с.
  21. В.В. Аэросиноптические условия, болтанки вертолета на трассе Симферополь-Ялта. Тр. ГШ, 1965, вып. 171, с. 104−109.
  22. Ю.А., Кухарец В. П., Дванг А. Р. Турбулентность в пограничном слое атмосферы над степной и морской поверхностями. Изв. АН СССР. Физика атмосферы и океана, 1963, т.1У, МО, с.1026−1041.
  23. В.А., Романов Н. Н., Черник С. А. 0 летних температурных инверсиях над пустыней Средней Азии по вертолетным и радиозоцдовым наблюдениям. Тр. ГП), 1966, вып.189, с.163−177.
  24. П.А. Аэрологические исследования структуры воздушного потока над хлопковым полем и полупустыней. Тр. ПО, 1953, вып. 39 (101), с.104−132.
  25. П.А., Козаков Л. А. Особенности ветрового режима над хлопковым оазисом и полупустыней. Тр. ПО, 1953, вып. 39(101), с.133−142.
  26. П.А. Применение уравновешенных шаров-пилотов для исследования вертикальных движений воз, духа. Тр. ГГО, 1954, вып. 47 (109), с. 16−27.
  27. П.А., Селицкая. В. И. Применение вертолетов для. исследования нижних слоев атмосферы. Тр. Ш), 1958, вып. 140, с.3−18.
  28. П.А. Метода аэрологических исследований пограничного слоя атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, I96I.-224c.
  29. П.А., Герман М. А. К методике исследования турбулентного режима пограничного слоя по данным записей аксе-лерографа в Пахта-Арале. Тр. ПО, 1964, вып.154, с.65−77.
  30. П.А., Герман М. А. Исследование атмосферной турбулентности с помощью вертолета. Тр. ГГО, 1965, вып. 171, с.3−19.
  31. П.А., Васильев А. А. Вопросы метеорологического обеспечения полетов на вертолетных трассах в горных районах. Тр. ГГО, 1965, вып. 171, с.122−129.
  32. П.А. Исследование термиков с помощью планеров.--Тр.ГГО, 1966, вып. 189, с.38−53.
  33. П.А. Турбулентность и вертикальные токи в пограничном слое атмосферы. 31.: Гидрометеоиздат, 1966.-296 с.
  34. П.А., Джорджио В. А., Захарин О. Г., Оголь Ю. Н., Петров Ю. В., Романов Н. Н. Некоторые особенности полета вертолетов над пустынями Средней Азии летом. Тр. IT0, 1966, вып. 189, с.128−143.
  35. П.А., Джорджио В. А., Захарин О. Г., Оголь Ю. Н., Петров Ю. В., Романов Н.Н. Некоторые особенности полета вертолета МИ-I в предгорьях и горах западных отрогов Тянь
  36. Шаня летом. Тр. ПО, 1966, вып. 189, с.120−127.
  37. П.А. Струйные течения пограничного слоя атмосферы.- Тр. ГШ, 1967, вып. 205, с.77−92.
  38. П.А., Джорджио В. А., Захарин О. Г., Оголь Ю. Н., Петров Ю. В., Романов Н. Н. Некоторые особенности полетов вертолетов МИ-I в предгорьях и горах Западного Тянь-Шаня зимой. Тр. ТашГУ, 1967, вып. 289, с.27−43.
  39. П.А. Некоторые особенности строения пограничного слоя атмосферы при неравновесных условиях. Тр. ГГО, 1968, вып. 207, с.155−163.
  40. Н.И. Методы изучения конвективных движений в свободной атмосфере. ДАН, новая серия, 1953, Т. ХУ1, № 2,с.125−130.
  41. Н.И. Исследование конвективных .движений в свободной атмосфере. М.: Изд. АН СССР, I96I.-252 с.
  42. А.П. Нестационарные модели устойчивого пограничного слоя атмосферы (обзор). Обнинск: Гидрометеорология, сер. Метеорология,. Обзорная информация, 1982, вып.3,с. 1−55.
  43. А.Ю. Гражданская, авиация в экономике Узбекистана. Изд. Узбекистан, 1970. — 101 с.
  44. Н.Ф. Условия развития атмосферной турбулентности в предгорной зоне юго-восточного Казахстана. Тр. КазНИГМИ, 1959, вып. II, с.3−18.
  45. Н.Ф. Горно-долинная циркуляция северных склонов Тянь-Шаня. Л.: Гидрометеоиздат, 1963. — 332 с.
  46. М.А. О турбулентном обмене в облаках. Метеорология и гидрология, 1963, МО, с. 15−22.
  47. Л.Г., Курбаткин В. П., Чанышева С. Г. Аэрологическая характеристика ветра в Чирчикской долине. Тр.
  48. САРНИГМИ, 1974, вып. 10(91), с.56−63.
  49. Н.И. Методика прогноза болтанки самолетов в верхн ей тропосфере и нижней стратосфере (8−15 км). В кн.: Материалы научн. конференции по авиац.метеорологии. -М.: Гидрометеоиздат, 1963, с.25−42.
  50. В.А., Петросянц М. А. Аэросиноптический анализ болтанки вертолетов МИ-4 в двух полетах в предгорной и горной частях Средней Азии.- Тр. IT0, 1966, вып.189, с. I0I-I09.
  51. В.А., Петров Ю. В. Структура воздушного потока при урсатьевском ветре. Метеорология и гдцрология, 1976, Ш, с.34−40.
  52. А.А. Некоторые задачи обтекания неровностей поверхности Земли воздушным потоком. Тр. ГГО, 1940, вып. 31, с.3−41.
  53. А.С. Определение коэффициента турбулентности по ускорению самолета.- Тр. ГГО, 1959, вып.98, с. Ь4−67.
  54. А.С. Турбулентность в пограничном слое атмосферы.--Тр.ПО, 1974, вып. 344, с.143−161.
  55. А.С. Исследование характеристик турбулентности с помощью шаров-пилотов. Тр. ПО, 1969, вып.238,с.180−183.
  56. С.С., Лайхтман Д. Л., Монин А. С. Динамика пограничного" слоя атмоферы.- Изв. АН СССР. Физика атмосферы и океана, 1967, т. З, Й, с.297−333.
  57. СЛ. Экспериментальные исследования спектров пульсаций вертикальной компоненты скорости ветра в свободной атмосфере. Изв. АН СССР, сер.геофиз., 1963, Ш, с.1285−1295.
  58. В.Н. Использование высотной метеорологической- 222 мачты ИЭМ для изучения пограничного слоя атмосферы. -Тр. ИЭМ, 1970, вып. 12. 143 с.
  59. К.С. Метеорологические условия возникновения болтанки легкомоторных самолетов на авиатрассах Восточного Таджикистана. Метеорология, и гидрология, 1972, № 4, с. 105−107.
  60. Г. П., Гублев П. А. Исследование спектров одновременно измеренных с самолета горизонтальных и вертикальных пульсаций ветра. Метеорология и гидрология, 1968, № 11, с. 97−102.
  61. А.Б., Монин А. С. Турбулентность в приземных инверсиях. Изв. АН СССР, сер. геофиз., 1956, М, с.79−86.
  62. Л.П., Петров Ю. В. Влияние инерционной погрешности радиозондов на измеряемые температурные характеристики приземных инверсий. Тр. ТашГУ, 1974, вып.463, с. 94−100.
  63. Л.А., Орленко Л. Р. Некоторые результаты исследования баланса тепла в пограничном слое атмосферы. Тр. ГГО, 1973, вып.296, с.62−69.
  64. Ф.Я., Новикова Э. Н., Куликова С. М., Бонцина А. Г. К вопросу о распределении температуры, скорости и направления ветра в нижнем 500-метровом слое атмосферы. Тр. ШГМО, 1974, вып. 3, с.3−15.
  65. З.Н., Хоменко Г. В., Шакина Н. П. Внутренние волны на границах инверсий и устойчивость непараллельных течений. -- Тр. ЦАО, 1977, вып. 128, с.18−29.
  66. В.Н. Обзор современного состояния теории мезо-масштабных орографических неоднородностей поля вертикальных токов. Тр. ЦАО, 1970, № 98, с.3−40.
  67. Л.А. К вопросу физического объяснения природы горнодолинных ветров. Тр. Института математики и механики АН УзССР, 1955, № 2, с.13−20.
  68. Л.А. Вероятность болтанки самолетов над Ташкентом.-Тр.САНИШИ, 1961, вып. 5(20), с.114−117.
  69. А.Н. Локальная, структура турбулентности в несжимаемой жидкости при очень больших числах Рейнольдса.-Доклады АН СССР, 1941, т.30, М, с.299−302.
  70. К.Я., Ракипова Л. Р. Радиация и .динамика атмосферы: радиационные эффекты аэрозоля,. Тр. ПО, 1974, вып. 344, с.64−82.
  71. Д.А. Методика и некоторые результаты исследования зон повышенной турбулентности на трассе Кутаиси-Шови.
  72. Тр.ПО, 1965, вып. 171, с.91−95.
  73. .М., Цванг Л. Р. Характеристики мелкомасштабной турбулентности в стратифицированном пограничном слое. Изв. АН СССР, «Физика атмосферы и океана, 1966, т. П, JHI, с. II42-II50.
  74. Д.А. К вопросу о строении термиков. Тр. ПО, 1976, вып. 257, с.123−128.
  75. Н.Е. Собрание сочинений.- T. I, М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949.-613 с.
  76. В.П., Софиев Е. И. Шаропилотные исследования структуры ветра с использованием ЭВМ.- Л.: Гидрометеоиз-дат, 1973. 78 с.
  77. В.П. Некоторые характеристики горного ветра.-Тр. САРНИГМИ, 1976, вып. 38(119), с.30−35.
  78. В.П. Особенности строения, пограничного слоя атмосферы в условиях горного рельефа. Диссертация на соискание ученой степени канд.физ.-мат.наук. Ташкент, САНИГМИ, 1980.-177 с.
  79. Т.А., Орленко JI.P. 0 закономерностях распределения температуры и ветра в пограничном слое. Тр. ГГО, 1967, вып. 205, с.13−24.
  80. Т.А. О распределении метеорологических элементов в пограничном слое в условиях Средней Азии. Тр. ГГО, 1973, вып. 297, с.178−183.
  81. Н.А., Орленко Л. Р. Анализ некоторых характеристик пограничного слоя по экспериментальным данным. Тр. ГГО, 1967, вып.205,с.13−24.
  82. Н.А. Характеристики ветра модели стандартной атмосферы пограничного слоя. Тр. ГГО, 1970, вып.257, с.79−89.
  83. Н.А. Анализ экспериментальных данных о ветре на Балтийском море.-Метеорология и гидрология, 1974,№ 10,с. 102−104.
  84. Д.Л., Бютнер Э. К. Основные критерии, определяющие интенсивность турбулентности в горных районах. Тр. ГГО, 1965, выпЛ71,с.32−37.
  85. Ламли Д.М., Пановский Г. Структура атмосферной турбулентности. М.:Мир, 1966 — 264 с.
  86. Ландау Л.В., Лившиц Е. М. Механика сплошных сред.-М.гГостех-издат, 1953. -566 с.
  87. Леготина С.И., Утина З.Н.Температурно-ветровой режим приземного слоя воздуха.-Тр.ГГО, 1972, вып.276,с.164−167.
  88. Листровой А. А. Урсатьевские ветры.-Тр.САНИГМИ, 1952, вып.2(17) с.54−85.
  89. Литвинова В.Д.О суточном ходе коэффициента турбулентности над равнинной местностью.-Тр.ЦАО, 1967, вып.78,с.57−62.
  90. В.П., Непетваридзе Е. А. Аэросиноптические условия турбулентных течений в атмосфере, вызывающих болтанку самолетов на трассе Сухуми-Тбилиси-Ереван. Тр. ТбилНИШИ, 1959, вып. 4, с.23−30.
  91. В.И., Крохин Е. П. Способы крепления метеорографов на вертолетах МИ-I и МИ-4. Тр. IT0, 1963, вып. 140, с.79−83.
  92. Л.Т. Динамика облаков. Л.: Гицрометеоиздат, 1981. — 312 с.
  93. Ш. А. Волны препятствий в атмосфере. Л.: Гицрометеоиздат, 1962. — 142 с.
  94. Г. В. Аэрологическая характеристика горной вертолетной трассы Кутайси-Шови. Тр. ЗакНИГМИ, 1970, вып. 35, с.136−155.
  95. Н.И. 0 мезоструях пограничного слоя атмосферы.-Метеорология и гидрология, 1975, № 5, с.105−110.
  96. Н.И. Природа фена. Тр. IT0, 1975, вып.326, с. 130−135.
  97. Л.Р., Шкляревич О. Б. Особенности вертикального распределения удельной влажности в пограничном слое атмосферы.э.ГГО, 1977, вып.398, с.91−98.
  98. Л.Р. Строение планетарного пограничного слоя, атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1979. — 271 с.
  99. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 года и на период до 1990 года. М.: Политиздат, 1981. — 96 с.
  100. Л.И. Условия возникновения мелкомасштабной конвекции в пограничном слое атмосферы. Тр. ИЭМ, 1975, вып.10 (53), с.3−12.
  101. Ю.В. Метеорологические условия, определяющие болтанку вертолетов над пустынями Средней Азии. В кн.: Материалы научной конференции аспирантов ТашГУ. Естественные науки. — Ташкент: Изд. ТашГУ, 1966, с. 145.
  102. Ю.В. Метеорологические условия, благоприятные для развития болтанки над пустынями Средней Азии. В кн.: Тр.науч.конференции по физике вузов УзССР. — Ташкент: Изд. ТашГУ, 1968, с.154−160.
  103. Ш. Петров Ю. В. I и П авиационные экспедиции КФА по изучению особенностей режима пограничного слоя атмосферы над оазисом и полупустыней. Тр. ТашГУ, 1969, вып.349, с.119--120.
  104. Ю.В. Некоторые итоги исследования болтанки легкомоторных самолетов в зоне границ оазиса и полупустыни.-Тр.ТашГУ, 1969, вып. 349, с.161−163.
  105. Ю.В. Условия болтанки легкомоторных самолетов увхода в Ферганскую долину по наблюдениям осенью 1969 года.- Тр. ТашГУ, 1971, вып. 413, с. 155.
  106. Ю.В. Диагноз и прогноз орографической болтанки в предгорных районах Средней Азии. В кн.: Тезисы докладов Всесоюзной конференции по авиационной метеорологии и прикладной авиационной климатологии. — М.: Изд. ВНШЛИ-МЦД, 1982, с. 63.
  107. М.А. 0 масштабе орографических влияний на си- 227 ноптические процессы Средней Азии. Метод. указания № 27, I951.-35 с.
  108. М.А., Чанышева С. Г. Некоторые закономерности горно-долинной циркуляции. Метеорология и гидрология, 1963, № 9, с.3−10.
  109. М.А., Чанышева С. Г. О масштабе влияния орографии на метеорологические процессы Средней Азии. Тр. САРНШЖ, 1974, вып. 10(91), с.3−40.
  110. Н.З. Некоторые особенности развития турбулентности над равнинной местностью. Тр. ГК>, 1965, вып.171, с. II0-II5.
  111. Н.З. Современное состояние вопроса о турбулентности атмосферы на малых высотах, вызывающих болтанку самолетов.--Тр.ЦАО, 1967, вып. 78, с.3−31.
  112. A.M. Расчетные профили метеорологических характеристик в планетарном пограничном слое атмосферы.- Л.: ЛГМИ, 1975.-98 с.
  113. И.Г. Авиационная метеорология. Л.: Гидрометео-издат, 1963.-349 с.
  114. Равновесный градиент температуры.- Л.: Гидрометеоиздат, Сб. статей под ред. Будыко М. И. и Юдина М. И., 1967,-102 с.
  115. A.M. Сильный ветер в Бекабаде 13−14 октября 1967.- В кн.: Информ. письмо № 5(65) Упр. Гидрометслужбы УзССР, Ташкент: УГМС УзССР, 1970, с.3−103.
  116. Н.Н. Аэросиноптическая, характеристика периода работ Газлинской аэрологической экспедиции. ТашГУ (1−25 сентября 1964 г).- Тр. ПО, 1966, вып. 189, с.144−149.
  117. Е6. Селицкая В. И., Воронцов П. А. Методика вертолетного зондирования атмосферы. Т^.ГГО, 1963, вып. 140, с.17−64.- 228 i7. Сеттон О. Г. Микрометеорология. Л.: Гидрометеоиздат, 1958.-356 с.
  118. А.А. О тепловой конвекции и обмене в приземном слое атмосферы.- Изв. АН СССР, сер.геофиз., 1951, № 6, с. 605−662.
  119. А.А. Об испарении и обмене в приземном слое атмосферы. В кн.: Орошение сельскохозяйственных полей и микроклимат. Л.: Гидрометеоиздат, 1964, с.108−213.
  120. Р. Аэрогидродинамика окружающей среда.- М.: Мир, 1980. 552 с.
  121. .М. Советские вертолеты. М.: ДОСААФ, 1974.-72с.
  122. Е.й. Некоторые вопросы методики исследования и прогноза турбулентности, влияющей на полеты самолетов.-Диссертация, на соискание ученой степени канд.физ.-мат. наук.- Ташкент, САНИГМИ, 1967.- 121 с.
  123. Р.У. Пограничный слой атмосферы. Бюллетень ВМО, 1975, т. ШУ, № 2, с. 100−105.
  124. С.А. Сильная, болтанка на местных авиатрассах Киргизии.-Тр.САНГОЖ, 1967, вып. 31(46), с.107−109.
  125. З.М. Влияние горизонтального градиента температуры на характеристики турбулентности в пограничном слое.- Тр. ГГ0, 1972, вып. 282, с.64−70.
  126. В.Г. Струйные течения в пограничном слое атмосферы. Метеорология и гидрология, 1967, МО, с.71−75.
  127. С.Г. Местные ветры Средней Азии. Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 120 с.
  128. С.Г., Грузинова Л. Г. Режим ветра в Таласской долине в период холодных вторжений. Тр. САРНИГМИ, 1974, вып. 10(91), с.64−69.
  129. С.Г. О вертикальном распределении ветра в горных районах Средней Азии. Тф. САРНИГМИ, 1974, вып. 10 (91), с.41−55.
  130. С.Г., Субботина О. И. О количественной оценке климатообразующего влияния рельефа. Метеорология и климатология, 1983, № 3, с.32−40.
  131. О.М. Средняя Азия. В кн.: Климат СССР. — Л.: Гидрометеоиздат, 1963, вып. З, с. 448.
  132. Ю.В. Исследование восходящих воздушных потоков с помощью планеров. Тр. ДАО, 1965, вып.63, с.70−76.
  133. К.И. Строение термиков по наблюдениям пилота-планериста. Тр. ГГО, 1966, вып. 189, с.54−63.
  134. М.С., Трусиков Н. И. Условия, полетов вертолета МИ-4 по пассажирским трассам Крыма. Тр. ГГО, 1965, вып. 171, с.38−50.
  135. Н.С. Об условиях развития, конвекции в атмосфере.-Тр.ГГО, 1954, вып. 47(109), с.6−10.
  136. Atlas D., Metcalf J., Richter J.M., Gossard E.E. Thebirth of „CAT“ and. microscale turbulence.- J. Atmos.Sci., 1970, 27, No6, p.903−913.
  137. Bradbury T.A.M. Tilted or asymmetric mountain waves.
  138. Meteorol. Mag., 1972, 101, No1195, p.85−90. 145. Browning K.A. Structure of the atmosphere in the vicinity of large amplitude Kelvin-Helmholtz billows.- Quart. J. Rey. Meteorol. Soc., 1971, 97, No413, p. 283−299.
  139. Cohen Ariel, Doron Eliahn. Mountain lee waves in the Middle East: theoretical calculations compared with satellite pictures.- J. Appl. Meteorol., 1967, 6, N04, p. 669−673.
  140. De U.S. Lee waves as evidenced by satellite cloud pictures.- Indian J. Meteorol. and Geophys., 1970, 21, N04, p. 637−642.
  141. De U.S. Mountain waves over northeast Indian and neighbouring regions.- Indian J. Meteorol. and Geophys., 1971, 22, No3, p.361−364.
  142. Corby G.A. The Airflow over Mountains, Л review of the state of current knowledge.- Quartudy Journal of the Royal Meteorol. Society, 1954, 80, N046, p.491−521.
  143. Forcthgott Juri. Evidence for mountain-sized lee eddies.-Weather, 1969, 24, No7, p.255−260.
  144. Mountain Waves.- MAC Flyer, 1969, 9, N08, p.14−15.
  145. Kuettner Joachin P., Lilly D.K. Lee waves in the Colorado Rockies.- Weaterwise, 1968, 21, No5, p.180−185, 193, 197.
  146. Lester Peter P., Fingerhut William Л. Lower turbulent Zones associated with Mountain Lee Waves.- J. Appl. Meteorol., 1974, 13, No1, p.54−61.
  147. Lindemann Carsten. Leewellen in der Flugmeteorologie.-Meteorol. Ath. Inst. Meteorol. und Geophys. Freven Univ. Berlin, 1971, 89, N04, p.91.155» Reid S.J. An observational study of lee waves using radiosonde data.- Tellus., 1972, 24, N06, p.593−596.
  148. Reiter Elmar R. Recent advances in the study of clear-air turbulence (CAT).- Riv. meteorol. acronant., 1970, 30, No7, p.5−24.
  149. Sarker R.P., Calheiros R.V. Theoretical analysis of lee waves over the andes as seen by satellite pictures.-Pure and Appl. Meteorol., 1974, 112, No2, p.301−319.
  150. Sherman D.J. Mountain waves and clear Air Turbulens.-Papers in Meteorol. and Geophys., 1974, XXY, ЫоЗ. p.177−196.
  151. Toutenhoofd Wim., Kuettner Jochim P. Mountain waves of the southern rockies.- Acro-Rev., 1972, No3, p.147−151.
  152. Wood Nat. CAT the invisible killer. Mach. Des., 1970, 42, No25, p.24−25, 27, 29.
Заполнить форму текущей работой