Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование брачных отношений в России

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В такой ситуации лица, вступающие в брак, могут лишь просить руководителя органа загса о сокращении или увеличении установленного срока государственной регистрации заключения брака. В современной юридической литературе взаимное согласие на вступление в брак рассматривается как «согласованное встречное волеизъявление будущих супругов, направленное на возникновение брачного правоотношения», или как… Читать ещё >

Правовое регулирование брачных отношений в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА В РФ

1.1 Понятие брака

1.2 Условия и препятствия к заключению брака

1.3 Порядок государственной регистрации заключения брака Вывод Глава II. Расторжение брака

2.1 Понятие и основания прекращения брака

2.2 Порядок государственной регистрации расторжения брака

2.3 Формы расторжения брака

2.3.1 Расторжение брака в органах ЗАГСа

2.3.2 Расторжение брака в судебном порядке Вывод Заключение Список использованных источников информации

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Брак и семья представляют собой одну из важнейших сфер действия морали, выступающей наряду с правом, в качестве основного регулятора взаимоотношений супругов. Брак и семья присущи каждой общественно — экономической формации. С течением времени эти отношения изменяются, но не исчезают.

Именно в семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Вот почему забота о семье является одной из важнейших задач Российского государства. В современной правовой науке одной из важнейших задач является выработка теоретических концепций, позволяющих как объяснять происходящие те или иные процессы, так и анализировать их роль в обществе, в правовой системе.

В ряду правовых явлений, до настоящего времени вызывающих интерес, стоит вопрос об условиях и порядке заключения брака. Изучение общих и специфических закономерностей становления и развития права является одной из важнейших задач историко-правовой науки.

Степень научной разработанности исследования показывают научные труды представителей: дореволюционной юридической мысли: К. Д. Кавелина, Д. И. Мейера, Г. Ф. Шершеневича; советской правовой науки: A.M. Беляковой, А. Г. Гойхбарга, Е. М. Ворожейкина, Ю. А. Королева, О. С. Иоффе, Г. К. Матвеева, М. В. Оридороги, Н. В. Орловой, А. И. Пергамент, Н. В. Рабинович, В. А. Рясенцева, Г. М. Свердлова, В. И. Сливицкого, Л. В. Чуйко, Б. Л. Хаскельберга, В. П. Шахматова и др., современной российской науки семейного права: Н. А. Алексеева, М. В. Антокольской, В. В. Залесского, И. М. Кузнецовой, A.M. Нечаевой, Л. М. Пчелинцевой, A.M. Рабец, О. А. Рузаковой, Л. А. Тищенко и др.

Целью дипломного исследования является исследование правового регулирования брачных отношений в России, выявления противоречий и пробелов законодательства и разработки практических рекомендаций по применению законодательства.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

— анализ современного брачного законодательства России;

— исследование правоприменительной деятельности в сфере брачных отношений и проблем ее совершенствования;

— определить основные проблемы, по расторжению брака в делах судебного участка № 43 МР «Приаргунский район» Забайкальского края.

Объектом исследования выступают семейно-брачные отношения, складывающиеся по поводу заключения брака.

Предмет исследования теоретические проблемы правового регулирования вопросов заключения и расторжения брака в России.

Методологические основы исследования. При написании работы использовались методы: формально-юридический, логический, системного анализа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что правовая природа впервые представлена в виде единого комплекса, в который входит история брака, современный правовой анализ брака и анализ правовых проблем брака.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут использоваться на практике.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка используемых источников и информации, приложений.

Глава I. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА В РФ

1.1 Понятие брака брак заключение расторжение Институт брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье.

Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества[27].

Согласно российскому законодательству брак-это свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, построенный на началах единобрачия (моногамии). Интересно отметить, что такой порядок действует далеко не во всех странах. Например, во Франции законодательно закреплено главенство мужчины в семье, то есть говорить о французском браке, как о равноправном договоре, затруднительно.

Браком признается не всякий союз мужчины и женщины, а лишь тот союз, который получил государственное признание в форме государственной регистрации его заключения в органах записи актов гражданского состояния или ЗАГСе (п. 2 ст. 1 СК РФ).

То есть в данном случае можно сказать, что заключение брака — это заключение своеобразного равноправного договора между мужчиной и женщиной. Факт регистрации брака удостоверяется «Свидетельством о заключении брака» установленной государством формы, которое подтверждает, что данный союз, данный договор получает общественное признание и защиту.

Первая брачная форма появилась в эпоху дикости и представляла собой групповой брак, при котором брачные отношения устанавливаются между определенным коллективом мужчин и женщин. Однако половая общность на ранней стадии первобытности постепенно отмирает, так как на ее пути возникают различные ограничения и запреты.

Например, возрастной запрет и запрет на кровосмешение. Круг лиц, охватываемых браком, ввиду запретов постепенно сужается до парной семьи, которая и стала основной моделью брачных отношений в странах Европы и Америки.

Тем не менее, во многих мусульманских и африканских странах традиционно признается полигамная модель брака, при которой устанавливается союз нескольких женщин с одним мужчиной либо нескольких мужчин с одной женщиной. М. В. Кротов подчеркивает, что, как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих в обществе религиозных и иных представлений[18]. Таким образом, брак в первую очередь — «продукт» общества и является явлением социальным, а не правовым.

Попробуем дать определение браку как явлению социальному. В основном и в самом общем виде брак следует понимать как исторически обусловленный союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами, и определяется положение ребенка в обществе.

А.И. Загоровский выделял следующие элементы, составляющие брак как многосторонний институт. Брак (у народа культурного) заключает в себе следующие элементы: во-первых, элемент естественный (физический), половой

— вложенное природой в человека наряду с другими животными физиологическое влечение особей разного пола друг к другу;

во-вторых, элемент нравственный (этический), заключающийся во взаимной нравственной привязанности супругов, в общении их внутреннего, духовного мира;

в-третьих, экономический, порождающий хозяйственную связь, в силу которой возникает общее хозяйство мужа и жены;

в-четвертых, элемент юридический, в силу которого брак является источником определенного юридического положения лиц, взаимно связанных супружеством, и порождает для них взаимные права и обязанности, и в-пятых, религиозный, подчиняющий брак правилам религии: ни одна религия не относится безразлично к браку, и в особенности христианская[22].

На мой взгляд, И. А. Загоровский очень хорошо и точно выделил элементы брака, но как рассматривать союз, в котором нет какого-либо элемента? Например, в церковном браке может не быть юридического элемента, а в юридическом — физического и т. д.

Действительно, супруги могут находиться в зарегистрированном браке, более того, признанном церковью, вести общее хозяйство и иметь друг к другу нравственную привязанность, но не находиться в интимных отношениях. Будет ли такой брак считаться полноценным браком? Решая данный вопрос, мы понимаем, что единой концепции брака не существует. В религиозном смысле брак — это мистический союз, таинство или, как писал А. И. Загоровский, наиболее полное общение между мужчиной и женщиной. В экономическом определении основным критерием брака будет ведение общего хозяйства, а в этическом — союз, основанный на любви и уважении супругов.

В каждой системе координат брак понимается по-разному, с этим спорить сложно, однако нас в данный момент интересует правовое (юридическое) понимание брака. Как известно, российское законодательство не дает определение брака, что, отмечает Л. М. Пчелинцева, вполне закономерно, поскольку отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода[43].

Рассматривая брак в юридическом русле, вернемся к ранее заданному вопросу, является ли браком союз, содержащий все элементы, за исключением физического элемента? Примечательно в этой связи упомянуть условия вступления в брак, выделенные А. И. Загоровским. Он говорил, что одним из абсолютных условий вступления в брак является зрелость, поэтому как недозрелость, так и перезрелость могут создавать препятствие к браку. Приводится следующий пример из практики Синода. В 1744 г. 82-летний старик Григорий Ергольский вступил в брак с Прасковьею Девятою. Московский архиерей Иосиф представил этот факт как сомнительный по своей законности на рассмотрение Синода. Синод, основываясь на 24-м правиле Василия Вел. и на том, что «брак установлен для умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно», признал брак Ергольского недействительным[22].

Эта позиция отражает понимание брака, того времени и его основной элемент — возможность продолжать человеческий род. Отсутствие этого критерия исключало саму возможность существования брака в юридическом смысле. Этот критерий брака существовал и в традиционных обществах, например, бесплодный брак считался почти не существующим, а в некоторых обществах существовали даже «пробные» браки, которые заключались на определенный период, в течение которого женщина должна была забеременеть, иначе брак объявлялся несостоявшимся.

Возвращаясь к современному семейному законодательству, можно констатировать, что физический элемент брака и соответственно наличие совместных детей либо возможность иметь совместных детей не являются обязательными.

Так или иначе, государство взяло на себя обязанность охранять брак и, можно сказать, обязанность (и одновременно право) легитимировать брак путем его государственной регистрации, так, согласно п. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (далееЗАГС). Без государственной легитимации брака между мужчиной и женщиной не возникает ни правового статуса супругов, ни режима общей совместной собственности на имущество, ни каких-либо иных правовых последствий. Даже брак, заключенный в церкви, не является юридически значимым, поскольку согласно Конституции РФ Россия является государством светским. Но что следует понимать под браком в юридическом смысле? Определения брака как союза мужчины и женщины, зарегистрированного в органах ЗАГС с соблюдением установленных условий, очевидно, недостаточно, хотя бы потому, что при разрешении вопроса о фиктивности брака суд не может исходить из того, что раз брак зарегистрирован с соблюдением предусмотренных законодательством условий, значит, он действителен.

Г. Ф. Шершеневич отмечал, что определение брака в юридическом смысле как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержит всю совокупность условий, при наличии которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, то есть влечет за собой все последствия законного брака. Однако современный СК РФ не содержит указания на сожительство как на обязательный элемент брака.

Так, рассматривая различные концепции брака, мы будем находить в них те или иные недостатки, и ни одна не может быть идеальной. Причина кроется в том, что семья и брак кроме того что социальные явления, еще и сугубо индивидуальные. В семье и браке присутствуют духовные и естественные начала, которые не могут регулироваться правом светского государства. Как пишет М. В. Антокольская, в современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем[12].

Единого понятия брака нет ни в научных трудах, ни в семейном законодательстве. Государство может лишь через отрицание сказать, что не является браком, при этом законодатель и суд руководствуются такими принципами, как единобрачность союза мужчины и женщины, свобода брака, равенство супругов, совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом.

Что касается правовой природы брака, то здесь также нет единого подхода. Итак, брак в основном понимается как гражданско-правовой договор и как институт особого рода, sui generis. Некоторые авторы выделяют еще третью теорию брака, где брак понимается как таинство. Представляется, что такое понимание утратило свою актуальность применительно к выяснению правовой природы брака с того момента, как перестало существовать каноническое право.

Понимание брака как института особого рода возникло из разделения брака и возникающего из него правоотношения, которое имеет иную правовую природу, нежели породивший его юридический факт. О. А. Красавчиков отмечал, что юридическое состояние в браке и иные сходные состояния «должны быть отнесены не более как к правоотношениям, характерной чертой которых (в отличие от большинства гражданско-правовых обязательств) является относительная стабильность.

Не случайно, например, в литературе семейного права «состояние лица в браке до настоящего времени рассматривалось и рассматривается сейчас как брачное правоотношение, которое возникает в силу юридических фактов» [31,С.210]. При этом под юридическим фактом следует понимать регистрацию брака. Сама регистрация органом ЗАГС является административным актом, легитимацией отношений, что порождает возникновение правовых отношений между супругами.

Такие правоотношения и представляют собой институт особого рода, который включает в себя имущественные, наследственные и даже неимущественные отношения. Действительно, брачные правоотношения несводимы к какому-либо единому гражданско-правовому институту, они могут сочетать в себе элементы многих гражданских отношений, таких, как отношения представительства, собственности, алиментные и т. д. Не стоит забывать, что брачное правоотношение как отношение, урегулированное нормами права, не включает в себя многие духовные аспекты, имеющие место в жизни супругов. Это характерно не только для брачных правоотношений.

Теория брака как договора, по свидетельству некоторых современных авторов, например М.В. Антокольской[12], восходит к праву Древнего Рима, где все основные формы вступления в брак носили признаки гражданско-правовой сделки.

Однако, исследуя труды известных романистов, можно прийти к иному выводу. Санфилиппо Чезаре писал, что римский брак по своему характеру принципиально отличался от современного. Каноническое право усматривает в браке в одно и то же время таинство и договор, современное гражданское право — сложную юридическую сделку. Римское же право рассматривало брак как фактическое состояние вещей (res facti), хотя и влекущее за собой важнейшие юридические последствия.

Римский брак по самой своей сущности оставляет торжественный акт без внимания. Он возникает и существует постольку, поскольку фактически имеются в наличии два фундаментальных элемента: сожительство (объективное требование) и супружеская любовь, maritalis affectio (субъективное требование), поэтому при отсутствии одного из этих моментов брак прекращается[46].

Д.Д. Гримм выделял две основные разновидности римского брака: cum manu, при котором жена переходила под власть мужа, и брак sine manu, при котором она не меняла своего юридического положения, существовавшего до брака. При этом он отмечал, что римский брак на практике был крайне неустойчивым учреждением, и этим он сильно отличается он современного брака[21].

Из вышеизложенного понятно, что признаки гражданско-правовой сделки не были присущи всем формам римского брака, как утверждает М. В. Антокольская. Хотя некоторые из них, возможно, на каком-либо периоде такими признаками обладали.

В российской дореволюционной науке существовала интересная теория крестьянского брака, так называемая артельная теория, согласно которой считалось, что кровное родство в семье не составляет ее основу, а является элементом случайным, положение главы крестьянской семьине что иное, как положение распорядителя общего хозяйства, точнееартельного старосты.

При этом все имущество семьи принадлежит не главе семьи лично, а всем членам семьи сообща как дольщикам общей совместной собственности, и права таких дольщиков основываются не на кровном родстве, а на личном труде каждого и притом в размере действительного участия. Такое воззрение заставляет рассматривать семью и брак как нечто вроде договора, имущественной сделки. Этой позиции придерживались многие русские ученые, например Оршанский, Ефименко, Матвеев.

Очень серьезно критиковал артельную теорию С. В. Пахман, говоря, что артельная теория крестьянской семьи несостоятельна и не может сводиться к тому, что брак это — не что иное, как имущественная сделка. «На самом деле, -писал С. В. Пахман, — судя по весьма многим признакам, следует прийти к заключению, что в крестьянском быту родство вовсе не игнорируется. Так, всем известно, что родственные связи у крестьян развиты в весьма значительной степени; родство сознается ими, по крайней мере, не в меньшей степени, чем в других классах общества» [39].

Существо брака как имущественной сделки объяснялось тем, что брак производит перемещение известной ценности из рук родителей невесты в руки жениха, при этом под ценностью понималась рабочая сила женщины. Таким образом, брак является договором купли-продажи о приобретении рабочей силы и иного имущества как средств семейного хозяйства.

С.В. Пахман отмечал, что, несмотря на внешнюю логичную стройность такой характеристики брачного союза, нельзя не заметить, что ею совершенно заслоняются те элементы брака, которые не имеют ничего общего с хозяйственным оборотом. Если бы крестьяне видели в невесте только вещь, годную для работы и хозяйства, было бы совершенно необъяснимо требование от нее при вступлении в брак целомудрия. Подобное требование, очевидно, не имело бы смысла, если бы на женщину смотрели только как на рабочую силу, по крайней мере, трудно допустить, что это требование обусловливается требованием о свойстве вещи[39].

Позже возникла теория брака как договора между самими супругами, а не между женихом и родителями невесты. Однако довольно большое количество ученых критиковали и критикуют такую договорную теорию брака. В обоснование своих возражений часто приводится довод о том, что договор не может порождать брачное правоотношение, поскольку договор — это всегда нечто временное, касающееся имущества, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается смертью супругов или утратой взаимной любви и уважения.

Однако здесь следует согласиться с М. В. Антакольской, которая правильно замечает, что недостатком таких доводов является перенесение этических представлений о браке в область права. «Право, — пишет М. В. Антакольская, — безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может включать в себя этические нормы» .

И, тем не менее, утверждение о том, что право регулирует имущественные отношения между супругами, еще не дает повода говорить о том, что брак является гражданско-правовым договором. Внешне брак подпадает под действие ст. 420 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) о том, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Безусловно, мужчина и женщина, вступившие в брачный союз, устанавливают, изменяют и прекращают для себя некоторые гражданские права.

Однако при вступлении в брак будущие супруги не оговаривают права и обязанности, которые должны возникнуть в силу такого договора, т. е. не устанавливают содержание договора, и между тем такие права и обязанности все же возникают, но возникают автоматически в силу закона. При этом крайне сомнительно говорить о том, что супруги, вступая в брак, заранее имели цель приобрести все предусмотренные права и обязанности и на этом основании строить договорную теорию брака.

Если следовать этой концепции: то заявление об отцовстве мужчины, не являющемся мужем матери ребенка, является гражданско-правовым договором между отцом и ребенком, в лице матери ребенка, которая дает согласие на такую запись. Что вытекает из обязательности совместного с матерью подписания заявления об отцовстве — ст. 51 СК РФ).

Согласно которому отец принимает на себя обязательство по содержанию и воспитанию ребенка, а ребенок по достижении совершеннолетия обязуется содержать нетрудоспособного отца. Но ведь очевидно, что такое заявление не может считаться договором, а является лишь юридическим фактом, который порождает соответствующие правоотношения. Иначе нам придется значительное количество поступков трактовать как гражданско-правовые договоры либо односторонние сделки.

Кроме того, в отрицание концепции брака как договора можно привести следующее обоснование. Согласно догме частного права, для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласовано хотя бы одно из всех его существенных условий. Единственным общим для всех договоров существенным условием является предмет договора. Без определения того, по поводу чего заключается договор, невозможно заключить ни один договор. Так, отмечает Н.Д. Егоров[22], нельзя заключить договор купли-продажи, если между покупателем и продавцом не достигнуто соглашение о том, какие предметы будут проданы в соответствии с данным договором.

Однако же по поводу чего заключается брак? Что является предметом этого договора? В литературе встречается мнение, что распространение режима общей совместной собственности на имущество супругов и есть предмет договора. Это утверждение также представляется спорным, хотя бы потому, что распространение какого-либо правового режима на те или иные отношения само по себе не может быть предметом договора. Так, лица, заключая договор простого товарищества, порождают не только общую долевую собственность на их имущество, но и договариваются о том, какую совместную деятельность они обязуются осуществлять и для достижения какой цели.

Как мы ранее выяснили, ни ведение общего хозяйства, ни рождение детей не является обязательным элементом брака. В таком случае что можно назвать предметом такого договора? Очевидно, что у этого договора предмета нет, что исключает и саму возможность его существования.

Помимо всего прочего, гражданско-правовые договоры, в общем, характеризуются своей срочностью, а если срок договора не установлен, то считается, что договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (ст. 425 ГК РФ). Брак же является явлением бессрочным в силу императивного указания законодателя, поэтому, следуя концепции брака как договора, на брак распространяется действие нормы ст. 425 ГК РФ. Трудно, однако, представить себе ситуацию, когда брак прекращается исполнением сторонами обязательства, в силу того что основного обязательства между супругами нет и быть не может.

Итак, учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод, что брак не является договором. При этом сама регистрация брака является административным актом, а возникающее брачное правоотношение — институтом, в котором наличествуют элементы многих гражданско-правовых институтов.

1.2 Условия и препятствия к заключению брака Право мужчины и женщины без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим осуществление этого права, является общепризнанным принципом. Основные международно-правовые документы в области прав человека, включая Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., признают право за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, на вступление в брак и право на основание семьи при условии свободного и полного согласия вступающих в брак.

Данные требования закреплены и в ст. 12 СК, устанавливающей условия заключения брака в РФ. Условия заключения брака — это обстоятельства, необходимые для государственной регистрации заключения брака и для признания брака действительным, то есть имеющим правовую силу. Условиями заключения брака являются: а) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак; б) достижение ими брачного возраста.

Принцип свободного и полного согласия мужчины и женщины на вступление в брак закреплен в законодательстве некоторых субъектов РФ.

Из текста ст. 12 СК также очевидно следует, что брак в РФ может быть заключен только между мужчиной и женщиной, а моносексуальные браки, несмотря на усиление в некоторых западноевропейских странах роли сексуальных меньшинств, в России, как и прежде, не допускаются[6].

Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, должно быть высказано ими свободно и независимо. Их обоюдная воля на заключение брака должна быть выражена лично, то есть исходить непосредственно от лиц, сочетающихся браком. Соблюдение данного требования немаловажно, поскольку дает возможность должностным лицам органа загса убедиться в добровольности желания мужчины и женщины вступить в брак.

В связи с тем, что воля на вступление в брак должна быть выражена лично, не допускается заключение брака через представителя по доверенности либо заочно. Представительство исключено законом даже в тех случаях, когда лицо, подавшее заявление о заключении брака, в силу уважительных причин (болезни его самого или близких родственников, отъезд в командировку) не может явиться в орган загса для государственной регистрации заключения брака в назначенный день.

В такой ситуации лица, вступающие в брак, могут лишь просить руководителя органа загса о сокращении или увеличении установленного срока государственной регистрации заключения брака. В современной юридической литературе взаимное согласие на вступление в брак рассматривается как «согласованное встречное волеизъявление будущих супругов, направленное на возникновение брачного правоотношения», или как «свободное, осознанное волеизъявление заключить союз с конкретным человеком, намерение создать с ним семью, приобрести права и обязанности супругов», что в целом согласуется с традиционным взглядом на данное условие вступления в брак, как свидетельство брачующихся об обоюдной готовности создать семью.

Не вызывает сомнения, что волеизъявление сторон на вступление в брак должно быть осознанным и они должны отдавать отчет в своих действиях. Как подчеркивалось еще Шершеневичем Г. Ф.: «в основании брака лежит соглашение между сочетающимися — брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц. Как и всякий договор, брак предполагает свободу воли и сознание. Поэтому брак, совершенный по принуждению или по обману, будет недействителен, по отсутствию существенного элемента» .

Немаловажно, что свободное вступление в брак свидетельствует не только о взаимной и осознанной готовности к созданию семьи лиц, вступающих в брак, но и означает отсутствие принуждения в форме физического или психического насилия на их волю со стороны кого бы то ни было (угрозы, избиения, истязания или иные способы воздействия на психику). Подобное принуждение может исходить как от одного из вступающих в брак, так и от их родителей, родственников, знакомых или иных лиц. Однако при этом следует отличать принуждение от родительских советов и рекомендаций по поводу целесообразности предстоящего брака.

Похищение женщины в целях принуждения ее к вступлению в брак при определенных условиях может повлечь уголовную ответственность по ст. 126 УК, предусматривающей наказание в виде лишения свободы от четырех до восьми лет, а если это деяние совершено группой лиц — то от пяти до десяти лет.

Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак выражается в их совместном письменном заявлении о заключении брака в орган загса[6].

А если кто-то из них не имеет возможности явиться в орган загса для подачи совместного заявления, то волеизъявление на заключение брака может быть оформлено согласно ст. 26 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (Далее — Закон об актах гражданского состояния) отдельными письменными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, должна быть нотариально удостоверена.

Согласие на вступление в брак выражается также и устно лицами, вступающими в брак, непосредственно при государственной регистрации заключения брака в органе загса и подтверждается их подписями.

Другим обязательным условием заключения брака закон определяет достижение лицами, вступающими в брак, брачного возраста. В статье 13 СК брачный возраст, как и ранее, устанавливается в восемнадцать лет и совпадает с возрастом наступления гражданской дееспособности гражданина в полном объеме, как это предусмотрено ст. 21 ГК. В этой связи также важно иметь в виду, что лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, считается несовершеннолетним ребенком со всеми вытекающими отсюда последствиями (п. 1 ст. 54 СК).

Брачный возраст определен законом в качестве минимально необходимого для вступления в брак и, как отмечается в литературе по семейному праву, свидетельствует о соответствующей степени зрелости лиц, вступающих в брак (социальной, физической и психической), о наличии у них зрелой воли и сознания и обусловлен мотивами не только юридического порядка, но и соображениями социальной гигиены.

Что же касается предельного возраста для вступления в брак, а также разницы в возрасте лиц, вступающих в брак, то они Кодексом не установлены. Общим правилом является то, что лицо, желающее вступить в брак, должно достигнуть установленного законом возраста на момент государственной регистрации заключения брака, а не на день подачи в орган загса заявления о вступлении в брак.

В п. 2 ст. 13 СК (в ред. Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ) предусмотрена возможность снижения брачного возраста лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Согласно указанной статье при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет[6].

Таким образом, снижение брачного возраста до шестнадцати лет отнесено законом к компетенции органов местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак. Для этого требуется наличие уважительных причин, которые законом не раскрываются, но на практике чаще всего заключаются в беременности несовершеннолетней или рождении ею ребенка. К ним также могут относиться и некоторые другие обстоятельства (предстоящий призыв на военную службу или убытие в длительную командировку жениха, фактически сложившиеся брачные отношения с лицом, не достигшим брачного возраста, и т. п.).

Решение о снижении брачного возраста выносится по месту жительства лиц, желающих вступить в брак. Например, в Москве решение по вопросам снижения брачного возраста должно приниматься главой Управы района (лично или через подразделения администрации района). Причем в решении должно быть указано: кому и на сколько лет (месяцев) снижен брачный возраст в связи с намерением вступить в брак с конкретным лицом.

В ст. 13 СК имеется прямое указание на то, что решение о снижении брачного возраста может быть принято только по просьбе самих лиц, вступающих в брак, тогда как ранее в законе подобных требований не имелось (ст. 15 КоБС). Отсюда следует, что заявление в орган местного самоуправления с просьбой о снижении брачного возраста должно быть подано ими самими. Согласия родителей несовершеннолетних на брак не требуется.

Федеральное законодательство (абз. 1 п. 2 ст. 13 СК) предусматривает возможность снижения брачного возраста не более чем на два года. Однако абз. 2 п. 2 ст. 13 СК субъектам РФ предоставлено право в соответствующем законе устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет (то есть речь идет о разрешении снижения брачного возраста более чем на два года).

Данная норма является новеллой СК, направлена на возрастание роли в урегулировании семейных отношений законодательства отдельных регионов и начинает активно применяться на практике. Так, в 1996;1997 гг. приняты специальные законы о снижении брачного возраста в Вологодской, Владимирской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тверской и других областях.

Особые обстоятельства (уважительные причины), дающие основания на вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет, чаще всего заключаются в беременности несовершеннолетней или рождении ею ребенка. К ним также могут относиться и другие обстоятельства: отсутствие обоих родителей у вступающих в брак, непосредственная угроза жизни одному из вступающих в брак либо иные чрезвычайные обстоятельства. Например, ст. 3 Закона Вологодской области от 14 августа 1996 г. № 95−03 «О снижении брачного возраста» таким обстоятельством признан предстоящий призыв жениха на военную службу.

Как правило, решение о снижении брачного возраста (до четырнадцати или до пятнадцати лет) принимается соответствующими компетентными органами (главой областной (городской, районной) администрации или уполномоченными ими должностными лицами) по заявлениям несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак, и их родителей при обязательном представлении документов, подтверждающих наличие особых обстоятельств для заключения брака.

Примечательно, что законодательством некоторых субъектов РФ в качестве дополнительной гарантии соблюдения требований СК при вступлении в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, установлена необходимость получения заключения органа опеки и попечительства об отсутствии препятствий к вступлению в брак.

Государственная регистрация заключения брака лиц, которым снижен брачный возраст, осуществляется на общих основаниях. Вступление в брак гражданина до достижения им возраста восемнадцати лет влечет для него приобретение гражданской дееспособности в полном объеме со дня государственной регистрации заключения брака.

Причем дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения совершеннолетия. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом (п. 2 ст. 21 ГК).

В РФ количество «ранних браков» в целом относительно невелико. По данным микропереписи населения 1994 г. число граждан в возрасте от 16 до 19 лет, состоящих в зарегистрированном браке, составляет около 14% от общего числа лиц, состоящих в браке. Причем удельный вес женщин этого возраста, вступивших в брак (11,9%), значительно (в 5 раз) превышает соответствующий показатель у мужчин (2,3%), то есть большинство женщин состоит в браке с мужчинами более старшего возраста. Отсюда следует, что общее количество браков, заключенных только лицами в возрасте от 16 до 19 лет (то есть «ранних браков»), не превышает 2,5%[22].

Предусмотренные ст. 12 СК условия заключения брака вытекают из сущности и назначения брака. Их соблюдение необходимо для того, чтобы брак приобрел правовую силу. В противном случае брак может быть признан недействительным, так как под условиями заключения брака в науке семейного права признаются обстоятельства, необходимые для того, чтобы брак был зарегистрирован и был признан действительным.

Рассмотренные условия заключения брака называют еще материальными условиями, чтобы подчеркнуть их отличие от условий, связанных с формой и процедурой заключения брака. Соблюдение этих условий необходимо в любом случае. Их перечень является исчерпывающим и не включает иных условий (например, получение согласия на брак родителей или начальства для лица, состоящего на службе, как это предусматривалось дореволюционным семейным законодательством).

Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, а также достижение брачного возраста предусматриваются в качестве обязательных условий заключения брака и законодательством большинства зарубежных стран. Например, ст. 146 Гражданского кодекса Франции гласит: «Нет брака, если нет согласия». Брачный возраст во Франции различен для мужчин (18 лет) и женщин (15 лет). В Испании отсутствие согласия сторон на брак влечет его недействительность[22].

Если же согласие на вступление в брак содержит какие-либо условия, то эти условия рассматриваются как несуществующие. При этом, как правило, считается, что формально выраженное согласие сторон на заключение брака должно соответствовать их фактическому желанию (воле) на вступление в брак. Что же касается брачного возраста, то в семейном праве зарубежных стран различается возраст гражданского совершеннолетия (достижение которого автоматически свидетельствует о возможности вступить в брак) и возраст брачного совершеннолетия, который в основном колеблется в пределах от 15 до 18 лет для женщин и от 18 до 19 лет для мужчин.

В большинстве государств (Англия, Австралия, Германия, Испания, Канада, Франция и др.) разрешается снижение брачного возраста (диспенсация — отступление от установленных законом условий) при определенных обстоятельствах по решению соответствующего компетентного органа. В некоторых странах существуют отдельные особенности в виде установления дополнительных условий заключения брака (разрешение родителей на брак, отсутствие определенных болезней и др.).

О несомненной важности правового регулирования государством условий заключения брака свидетельствует их закрепление не только в семейном, но и в конституционном законодательстве ряда государств. Например, в Конституции Испании (ст. 32) закреплено право мужчины и женщины вступать в брак на основе полного юридического равноправия. Аналогичная норма содержится в ст. 36 Конституции Португалии.

В Конституции Японии (ст. 24) установлено, что брак может быть заключен только при взаимном согласии обеих сторон.

Право каждого человека, достигшего брачного возраста, свободно выбирать супруга и создавать семью закреплено новыми конституциями большинства стран Восточной Европы и Балтии (Албании, Болгарии, Литовской Республики, Румынии).

В конституциях стран — членов СНГ (Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Туркменистана) закреплено право на брак женщин и мужчин по достижении указанного в законе брачного возраста на основе добровольного согласия. Причем в Конституции Республики Таджикистан особо оговорено, что запрещается многобрачие. В Конституции Грузии брак назван добровольным союзом. В ст. 48 Конституции Республики Молдова закреплено, что семья основана на браке, заключенном по взаимному согласию мужчины и женщины. Аналогичная норма закреплена в ст. 63 Конституции Республики Узбекистан и ст. 51 Конституции Украины[46].

а) не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке. Под другим зарегистрированным браком понимается не прекратившийся в установленном законом порядке прежний зарегистрированный брак. Вместе с тем, фактические (не зарегистрированные) супружеские отношения не являются препятствием к заключению брака.

Данный запрет вытекает из принципа единобрачия (моногамии), согласно которому мужчина и женщина имеют право одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке, что было обязательным в семейном праве в дореволюционной России. Как справедливо отмечал еще Шершеневич Г. Ф., «вступать в брак может только холостой, вдовый или разведенный» .

В целях предотвращения случаев многоженства законом (ст. 26 Закона об актах гражданского состояния) предусматривается обязательное указание в заявлении лиц, желающих вступить в брак, состоял ли каждый из них в другом браке или нет. Лица, состоявшие ранее в зарегистрированном браке, должны предъявить органу загса документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Это может быть свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо вступившее в законную силу решение суда о признании брака недействительным;

б) не допускается заключение брака между близкими родственниками: родственниками по прямой линии (восходящей и нисходящей), а также между полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами. К родственникам по прямой линии относятся лица, происходящие один от другого (например: отец и дочь, бабушка и внук и т. п.). Прямая линия родства может быть восходящей и нисходящей. При восходящей линии родственная линия ведется от потомков к предкам, при нисходящей — от предков к потомкам. Полнородными являются братья и сестры, имеющие общих как отца, так и мать, а неполнородными — или общего отца (единокровные) или общую мать (единоутробные)[46].

Запрещение браков между близкими родственниками продиктовано медико-биологическими и морально-этическими соображениями, связанными как с заботой о здоровом потомстве супругов (поскольку в связи с накоплением патологических генов считается, что риск рождения детей с тяжелыми заболеваниями в результате подобных браков весьма значителен), так и с естественным отвращением цивилизованного современного общества к кровосмешению.

Заключению брака по названным соображениям препятствует не только родство, возникшее в браке, но также и внебрачное родство тех же степеней. Причем, как отмечается в литературе, не имеет значения, установлено ли внебрачное родство в порядке, предусмотренном законом (ст. 48−49 СК), или нет. Препятствие к заключению брака следует признавать существующим и в отношении лиц, состоящих в юридически неоформленных родственных отношениях.

Недопустимость браков между близкими по крови лицами относится к числу общепризнанных требований в современном обществе, хотя определение круга близких родственников в разных государствах неодинаково.

Родство более отдаленных степеней (дядя и племянница, двоюродные брат и сестра и т. п.) хотя теоретически может представлять опасность для здоровья детей супругов, но в меньшей степени, а поэтому согласно СК не является препятствием к заключению брака. Не входят в число препятствий и отношения свойства, так как они не основаны на кровной близости, происхождении.

В свойстве состоят каждый супруг с родственниками другого супруга, а также родственники супругов между собой (пасынки, падчерицы, отчим, мачеха, теща, тесть, зять, свекор, сноха, золовка, шурин, брат жены, сестра мужа и т. д.). В этой связи закон не содержит ограничений и по возможному заключению брака между сводными сестрами и братьями, то есть детьми каждого из супругов от их предыдущих браков с другими лицами;

в) не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Согласно ст. 29 ГК недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими[46].

Порядок признания гражданина недееспособным установлен гражданским процессуальным законодательством. Вследствие того, что недееспособные лица не могут понимать значения своих действий или руководить ими, они не способны выразить свою осознанную волю на вступление в брак. Указанный запрет также вызван заботой со стороны государства и общества о создании нормальной семьи и здоровом потомстве супругов, так как некоторые заболевания психического характера могут передаваться по наследству. Приведенные обоснования введения в семейное законодательство данного запрета расценивались в качестве определяющих как в советской, так и в современной юридической литературе.

Следует обратить внимание на то, что препятствием к заключению брака является недееспособность лица, вступающего в брак, установленная решением суда до государственной регистрации заключения брака. Если же супруг признан недееспособным после заключения брака, то данное обстоятельство может рассматриваться в качестве основания для развода по инициативе другого супруга (ст. 19 СК), но не для признания брака недействительным[6].

Психическое расстройство в той или иной форме, а равно иные болезни, не послужившие основанием для признания лица судом недееспособным, не являются препятствием к заключению брака. В таком случае государственная регистрация заключения брака с указанным лицом может стать невозможной из-за отсутствия у него осознанной воли на вступление в брак.

А если брак был зарегистрирован, несмотря на то, что в момент его заключения психическое расстройство лица было очевидно, хотя решением суда недееспособность лица и не установлена, то брак в последующем может быть признан судом недействительным ввиду нарушения условия, предусмотренного ст. 12 СК, то есть отсутствия добровольного осознанного согласия на вступление в брак.

В то же время ограничение дееспособности гражданина вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК) не является препятствием к заключению брака;

— не допускается заключение брака между усыновителями и усыновленными, поскольку их отношения приравниваются к отношениям родителей и детей по происхождению (ст. 137 СК). В основу данного запрета положены нравственные и этические факторы.

При отмене в судебном порядке усыновления при наличии для этого соответствующих оснований (ст. 141 СК) препятствия для заключения брака между бывшим усыновителем и усыновленным не существует. Запрет на заключение брака между усыновителем и усыновленным не распространяется на брак родственника усыновителя с родственником усыновленного.

Что касается браков между усыновителями и потомством усыновленных, то в законе ничего прямо не говорится о недопустимости браков между ними. В литературе же высказано мнение, с которым следует согласиться, о невозможности подобных браков, так как на названных лиц должны распространяться те же правила, что и на родственников по прямой восходящей и нисходящей линии.

Рассмотренный перечень препятствий к заключению брака, как уже отмечалось выше, является исчерпывающим. Отказ органа загса в государственной регистрации заключения брака по иным основаниям будет неправомерным.

Условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие заключению брака, должны устанавливаться органом загса на момент государственной регистрации заключения брака. Представляется важным, что установленный законом порядок государственной регистрации заключения брака предусматривает соблюдение определенных требований, направленных на выявление возможных препятствий к заключению брака. Так, об отсутствии препятствий должно быть обязательно указано в заявлении лиц, вступающих в брак.

Кроме того, эти лица — как мужчина, так и женщина, предупреждаются об ответственности за сокрытие препятствий к вступлению в брак. Однако конкретных норм, устанавливающих форму данной ответственности, в федеральном законодательстве нет. Реально, состоявшаяся государственная регистрация заключения брака при наличии предусмотренных ст. 14 СК препятствий дает основание лицам, указанным в законе, требовать признания такого брака недействительным в судебном порядке в соответствии со ст. 27 и 28 СК[6].

В том случае, если в орган загса поступает сообщение о наличии препятствий к заключению брака конкретными лицами, государственная регистрация его откладывается. Одновременно заявителю предлагается представить соответствующие доказательства. Орган загса по просьбе заинтересованных лиц может сам провести необходимую проверку. Естественно, что при этом лица, подавшие заявление о вступлении в брак, уведомляются об отсрочке государственной регистрации брака.

В соответствии с п. 9 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния руководитель органа загса может отказать в государственной регистрации заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Если же сведения о таких препятствиях не будут подтверждены, государственная регистрация брака производится на общих основаниях.

1.3 Порядок государственной регистрации заключения брака Прежде всего, следует отметить, что в данной статье государственная регистрация заключения брака включает в себя такие понятия как регистрация брака и заключение брака.

В соответствии с пунктом первым статьи 10 Семейного кодекса РФ брак должен заключаться в органах ЗАГСа. Брак заключенный любым иным способом и в другом учреждении государством не признается и не имеет юридическую силу. Так, например, венчание в церкви или брак, совершенный по национальным обычаям не будет признан законным и не повлечет за собой юридических последствий.

Соблюдение порядка заключения брака является обязательным требованием для всех лиц без исключения, выразившим желание зарегистрировать брак.

Статьей 11 Семейного Кодекса РФ установлен порядок заключения брака (порядок регистрации брака) на территории Российской Федерации, согласно которого заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления о заключении брака и необходимых документов для заключения брака в органы записи актов гражданского состояния[6].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой