Правовое положение МВД РФ в системе органов исполнительной власти Российской Федерации
Реализуя указанные полномочия, МВД РФ сотрудничает с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также с зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к его ведению. Так… Читать ещё >
Правовое положение МВД РФ в системе органов исполнительной власти Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дипломная работа
По дисциплине «Административное право»
Тема: Правовое положение МВД РФ в системе органов исполнительной власти Российской Федерации
Вурдов Алексей Михайлович
1 МВД РФ как орган исполнительной власти
1.1 Исторический аспект развития МВД РФ
1.2 Основные направления деятельности и компетенция МВД РФ
2 Система Министерства внутренних дел РФ
2.1 Общая характеристика системы МВД РФ
2.2 Органы внутренних дел в субъектах РФ
2.3 Органы внутренних дел в муниципальных образованиях
Заключение
Глоссарий Список использованных источников Приложения
министерство внутренний россия исполнительный
Министерство внутренних дел Российской Федерации прошло довольно длительный период становления и развития.
Первоначально МВД создавалось для контроля за гражданами, за общественным порядком, для борьбы с преступностью. Кроме того, МВД исполняло и некоторые другие функции. То есть данный орган был образован в целях исполнения основных внутренних государственных функций.
Законодательное закрепление статуса МВД в системе государственных органов власти связано с изданием Манифеста Александра I от 8 сентября 1802 года. Именно эта дата считается датой создания Министерства внутренних дел.
На современном этапе развития с МВД РФ были сняты некоторые его функции, которыми оно было наделено при создании. Нужно отметить, что с изменением ряда функций МВД РФ изменялся и его правовой статус.
С момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. и реформирования всей правовой системы и системы государственных органов, наступил новый, современный этап развития МВД РФ.
Сегодня многие вопросы, связанные с деятельностью МВД РФ, являются актуальными. Актуальна и тема Правового положения МВД РФ в системе органов исполнительной власти РФ.
В первую очередь, актуальность рассматриваемой темы обусловлена особо важной ролью МВД РФ в системе органов государственной власти, и в частности, в системе органов исполнительной власти. Министерство внутренних дел Российской Федерации является на сегодняшний день основным органом, от которого зависит состояние законности, уровень общественной безопасности и общественного порядка в стране. Следует отметить и то, что деятельность МВД РФ затрагивает почти все сферы общественных отношений, урегулированные законодательством.
Во-вторых, в настоящий период имеется ряд проблемных вопросов, связанных с полномочиями МВД РФ и органов, входящих в его структуру; имеются дискуссионные вопросы, связанные с порядком формирования органов внутренних дел, с решением проблемы эффективности деятельности МВД РФ.
Все указанные обстоятельства обосновывают актуальность рассматриваемой темы и ее выбор для исследования.
Объектом исследования является система органов исполнительной власти Российской Федерации.
Предмет исследования — статус Министерства внутренних дел Российской Федерации как органа, входящего в систему органов исполнительной власти.
Целью данного исследования является рассмотрение правового положения Министерства внутренних дел Российской Федерации в системе органов исполнительной власти и решение основных проблемных вопросов, связанных с его деятельностью.
Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:
— рассмотреть исторический аспект становления и развития Министерства внутренних дел РФ с момента его образования и до настоящего времени;
— рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность МВД РФ в настоящее время и провести ее анализ;
— охарактеризовать основные задачи, полномочия и функции Министерства внутренних дел РФ;
— рассмотреть структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации;
— провести анализ организации органов внутренних дел, действующих на территориях субъектов Российской Федерации;
— провести анализ организации органов внутренних дел, действующих в муниципальных образованиях.
— выявить наиболее существенные проблемы, связанные с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации и разработать предложения по их решению.
При исследовании были выбраны и применялись различные методы, в частности, диалектический метод. Также использовались и общенаучные и частнонаучные методы, в том числе, конкретно-исторический, статистический, формально-юридический, метод сравнительного анализа и метод системного анализа.
Нормативная правовая основа данного исследования включает Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства РФ, нормативные акты МВД РФ.
Научная обоснованность рассматриваемой темы характеризуется работами таких ученых, как: В. С. Овчинский, Б. П. Кондрашов, Ю. П. Соловей, В. В. Черников, А. Ю. Якимов и др.
Структуру данного исследования образуют две главы. Первая глава состоит из двух параграфов и в ней рассматривается МВД РФ как орган исполнительной власти. В данной главе дается характеристика истории развития МВД РФ, а также рассматриваются основные направления деятельности и компетенция МВД РФ. Вторая глава включает три параграфа и посвящена вопросам системы МВД РФ. В ней рассматривается структура органов внутренних дел, действующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
1 МВД РФ как орган исполнительной власти
1.1 Исторический аспект развития МВД РФ
С 1802 г. исполнительная власть постепенно стала сосредоточиваться в Комитете министров и министерствах. Манифест «Об учреждении министерств» был утвержден Александром Первым 8 сентября 1802 г Манифест «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. // http://minfin.khabkrai.ru. В соответствии с ним было образованы 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В Манифесте в общем виде были обозначены основные задачи каждого из министерств.
Функции по сохранению общественного порядка были возложены на Министерство внутренних дел. Оно стало абсолютно новой структурой. В Министерстве внутренних дел были 4 экспедиции.
Первая экспедиция заведовала делами народного продовольствия и соляной части, вторая — делами благочиния (управление полицией), третья — государственным хозяйством и мануфактурами, четвертая — делами медицинской коллегии и Приказов общественного призрения. Вторая экспедиция включала два отделения. На первое возлагались руководство земской полицией, а также функции по сбору сведений о происшествиях. Второе отделение осуществляло руководство городской полицией, а также пожарными. В данном отделении принимались и жалобы граждан на действия полиции.
К осуществлению правоохранительной функции государства отношение имела четвертая экспедиция. Она состояла из двух отделений. К функциям отделения Приказов общественного призрения были отнесены вопросы по надзору за состояние тюрем, обороты капиталов, используемых для этих целей, преумножение и некоторые другие Харченко О. В. Министерства Российской империи в первой четверти XIX века и реализация ими правоохранительной функции государства // История государства и права. — 2008. — № 4. — С. 25.
Главы министерств лично несли ответственность за состояние дел в их ведомствах, имели право выдвижения законодательной инициативы. Каждый год они представляли соответствующие отчеты о деятельности министерства Императору и Сенату.
Первым министром внутренних дел был назначен В. П. Кочубей, крупнейший государственный деятель России первой половины XIX века, один из инициаторов и авторов проекта создания министерств. Его заместителем назначили члена Негласного комитета, графа П. А. Строгонова. Канцелярию министра было поручено возглавить М. М. Сперанскому.
Министр внутренних дел, согласно Манифесту об учреждении министерств, должен был «пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи». Это выразилось в сосредоточении в МВД большого объема внутренних функций государства. Некрасов В. Ф. Энциклопедия МВД России. — М. — 2000. — С.7.
Министру Внутренних Дел были подчинены следующие подразделения: Мануфактур коллегия; Медицинская коллегия; Главная соляная контора; Главное почтовое правление; Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, кроме дела камерального стола и печатания векселей; Губернские правления и приказы общественного призрения, казенные палаты, по устройству и содержанию публичных зданий и по исчислению народонаселения. Полиция и милиция России. Страницы истории. — М. 2005. — С.34.
В ведении МВД Российской Империи находились местные административно-полицейские учреждения, сословные органы дворянства и городских сословий.
Граф Кочубей личным циркуляром установил требование, чтобы губернаторы сообщали в Министерство данные о состоянии дел в губернии.
В 1803 г. В публикацию поступил Указ «О средствах к исправлению полиции в городах», который стал наряду с «Уставом благочиния» основным нормативным актом, определявшим устройство, функции, компетенцию городских полицейских
учреждений. Борисов А. В. Министерство внутренних дел и Министерство полиции России. 1802−1917 гг. // Труды ВНИИ МВД РФ. — 2008. — С. 98. Был утвержден штат в количестве 45 человек Канцелярии МВД Российской Империи, которая также именовалась Департаментом внутренних дел.
В его структуре были образованы 4 экспедиции. В компетенцию первой экспедиции входили дела народного продовольствия и соляной части. Третья экспедиция занималась вопросами усовершенствования земледелия, управления государственными фабриками и заводами, добычей торфа, каменного угля, обеспечением переселения крестьян на новые территории. Кроме того она следила за состоянием дорог.
Четвертая экспедиция (экспедиция общественного призрения) занималась вопросами больниц, тюрем и так называемых «богоугодных заведений».
Управление полицией было возложено на вторую экспедицию (экспедицию спокойствия и благочиния).
Одним из основных вопросов, которые решались руководством МВД, было материальное обеспечение служащих полиции.
Постепенно утверждаются и вводятся новые штаты полиции: первоначально в Санкт-Петербурге, Москве, а затем и в других губернских и уездных городах. Столичная полиция подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя часть образуется из управ благочиния, частных приставов, квартальных надзирателей. Внешняя включала полицейские и пожарные команды, ночные дозоры (выполняли патрульно-постовых функции в ночное время).
Ответственность за поддержание общественного порядка возлагалась на полицмейстеров и брандмейстеров.
В 1806 г. была обобщена и проанализирована деятельность МВД Российской Империи, после чего подготовлен проект его реформирования. Ряд функций по руководству государственным хозяйством передавались другим министерствам. В структуру МВД вошел Почтовый департамент. Помимо экспедиций и отделений были образованы новые структурные подразделения, именовавшиеся столами. Каждое из отделений включало несколько столов, которые возглавляли столоначальники.
В штат МВД вошли следующие звенья: Министр и его товарищи; Общество дворян при Министре и 5 секретарей; Департамент внутренних дел; Медицинский совет; Главное управление почт с отдельной канцелярией.
Департамент внутренних дел включал: Экспедиции Государственного хозяйства; Экспедиции Государственного благоустройства; Строительный комитет.
Наиболее значительной реорганизации подверглась экспедиция спокойствия и благочиния, которая стала именоваться теперь экспедицией государственного благоустройства. Следует отметить, что данное подразделение было самым крупным в министерстве (включало 2 отделения и 5 столов).
В 1809 г. Была образована Дирекция водяных и сухопутных коммуникаций, которая являлась органом управления путями сообщений. В связи с этим нововведением территория страны была разделена на 10 округов с директорами во главе каждого округа. В их ведении находилась транспортная полиция.
Все лица, приезжающие в столицы для постоянного жительства или работы, обязаны были регистрироваться в конторе адресов. Это правило распространялось также и на всех иностранцев.
Нужно отметить, что сама структура МВД и его основные функции оставались без изменения до 1810 года. В этот год состоялась очередная серьезная реорганизация системы государственного управления, в результате которой было образовано Министерство полиции.
1 января 1810 г. Был издан Манифест «Об образовании Государственного Совета», который являлся высшим законосовещательным органом при Императоре. Совет включал в себя 4 департамента: 1) Департамент Законов; 2) Департамент Дел военных; 3) Департамент Дел гражданских и духовных; 4) Департамент Государственной экономии. Председателем данного Совета стал Император и, как было установлено, «никакой Закон, Устав или Учреждение не исходят из Совета без утверждения Верховной власти» Максимова Н. А. Первый опыт централизации и специализации полицейской службы внутренней безопасности в Российской империи // История государства и права. — 2009. — № 7. — С. 25.
Далее нужно сказать о внутренней страже. 3 июля 1811 г. Было утверждено и обнародовано Положение «О внутренней страже», в котором определен окончательный состав и функции внутренней стражи, порядок ее подчинения военному ведомству и местному губернскому начальству.
Внутренняя стража в Российской Империи подразделялась на 8 округов, во главе каждого находился окружной генерал. Округ включал 4−8 губерний, а в нем располагались 2−4 бригады.
Внутренняя стража выполняла следующие задачи: помощь по исполнению законов и приговоров суда; поимка воров, преследование и истребление разбойников и рассеяние запрещенных законом скопищ; усмирение неповиновений и буйства; поимка беглых преступников и дезертиров; преследование запрещенных и тайно привезенных товаров; помощь свободному движению внутреннего продовольствия; содействие сбору податей и недоимок; охранение порядка и спокойствия церковных обрядов всех исповеданий, законом терпимых; охрана порядка на ярмарках и торгах, народных и церковных празднествах; принятие и проводы рекрутов, арестантов, военнопленных; отправление военных, просрочивших отпуска, к их командам; помощь при тушении пожаров и при разливе рек; отряжение нужных часовых в присутственных местах, тюрьмам и острогам; сопровождение казны. Некрасов В. Ф. Органы и войска МВД России — М. — 2006. — С. 46
25 июля 1811 г. был издан Манифест «Общее учреждение министерств». Данный правовой акт более четко и конкретно определял структуру и пределы полномочий центральных органов управления.
По этому Манифесту все министерства состояли из департаментов (управлений). Департаменты состояли в свою очередь из отделений (экспедиции), отделения — из столов. Нужно отметить, что был усилен принцип единоначалия и индивидуальной ответственности министерств. В состав министерств вводился новый совещательный орган — Совет министра. Данный орган состоял из высших чиновников министерства и сторонних лиц, к которым относились фабриканты, заводчики, купцы. При этом было закреплено правило, по которому дела, имеющие особую важность, не могли решаться без предварительного рассмотрения Советом.
Согласно Манифесту учреждено новое Министерство полиции, состоящее из трех департаментов, Медицинского совета, Общей и Особенной канцелярии.
Департамент Хозяйственной полиции занимался решением продовольственных вопросов и приказами общественного призрения.
Департамент исполнительной полиции решал более широкий круг вопросов:
— составление полицейских штатов, а также назначение, увольнение и награждение личного состава полиции, рассмотрение губернских отчетов, ведении статистики;
— судебные и уголовные дела, вопросы устройства тюрем и их стражи, поимка беглых и беспаспортных, борьба с бродяжничеством, с запрещенными играми, дела о банкротствах, дела раскольников, надзор за деятельностью полиции в розыске и поимки преступников;
— дела, связанные с земскими повинностями, с воинскими частями.
Третий департамент — Медицинский. В его сферу деятельности входило устройство медицинского управления; заготовка фармацевтических материалов;
Медицинский совет также осуществлял функции по снабжению военного ведомства врачебными средствами, давал заключения по вопросам судебной медицины.
Особенная канцелярия Министра Полиции состояла из трех Столов, экзекутора, начальника архива и его помощника. Предметами столов являются:
— дела по ведомству иностранцев и заграничным паспортам: ведомости о проезжающих через границу, выдача паспортов на въезд и выезд из государства, виды на иностранцев, просьбы о принятии в подданство и все прочее, касающееся иностранцев и заграничных сношений;
— цензурная ревизия: надзор за книгопродавцами и типографиями, наблюдение, чтобы не обращались книги, журналы, мелкие сочинения и листки, без установленного от правительства дозволения, сведения о позволениях, данных для тиснения новых сочинений и переводов, о ввезенных из-за границы книгах, дозволение новых театральных представлений, надзор над изданием и обращением разных публичных известий (афиш) и пр.;
— дела особенные, которые Министр Полиции сочтет нужным предоставить собственному сведению и разрешению.
Особенная канцелярия при Министре полиции, первоначально созданная для ведения секретного делопроизводства, фактически выполняла функции политической полиции. К 1819 г. Начальник Особенной канцелярии, делающий личные доклады Императору, стал практически независим от своего Министра.
Одновременно с Манифестом опубликовано «Учреждение и наказ Министру полиции», где указывается, что действуя в чрезвычайных обстоятельствах Министр полиции, минуя Военного министра, может брать на себя командование необходимыми воинскими подразделениями; имеет право требовать сведения от всех местных органов, минуя соответствующие министерства; Министерство полиции наделяется правом «надзирать за исполнением законов» по всем министерствам; Министерство финансов обязано знакомить Министерство полиции с «употреблением сумм, выделяемых местным органам» и т. д. Борисов А. В. Министерство внутренних дел и Министерство полиции России. 1802−1917 гг., в кн.: Труды ВНИИ МВД РФ — М. — 2008. — Стр. 109.
После реорганизации утверждена новая структура и функции Министерства внутренних дел, которое до 1819 г. утрачивает свое первостепенное значение в государственном управлении.
В 1812 г. создается Пожарное депо.
27 августа 1815 г. отдельные жандармские команды упраздняются, а Борисоглебский драгунский полк, несший до этого полицейскую службу в войсках, получает наименование жандармского. При этом было приказано, что на укомплектование жандармского полка обращать исключительно «нижних чинов, расторопных, отличного поведения и вообще способных исполнять военно-полицейскую службу, требующую особых качеств».
30 марта 1816 г. указом Императора вся внутренняя стража Российской Империи официально переименовывается в Отдельный корпус внутренней стражи.
В 1817 г. изменяется порядок препровождения арестантов к местам отбывания наказания — этапная система.
1 февраля 1817 г. утверждено положение «Об учреждении жандармов внутренней стражи», которое разработал генерал А. А. Аракчеев, руководивший Государственным советом и Комитетом министров. Жандармская стража в соответствии с данным документом включала столичные дивизионы (334 человека) и жандармские команды (31 человек), расположенные в 56 городах России. Столичные жандармские дивизионы подчиняются обер-полицмейстерам Москвы и Санкт-Петербурга, а губернские и портовые жандармские команды — командирам местных гарнизонных батальонов. Позднее был учрежден третий (Варшавский) дивизион.
Обязанности жандармов с этого периода совпадали с обязанностями внутренней стражи, за исключением функций по сбору податей и охране присутственных мест и острогов.
4 ноября 1819 г. был издан указ Императора «О присоединении Министерства полиции к Министерству внутренних дел». После смерти министра полиции С. К. Вязмитинова нового назначения на эту должность не последовало Колпакиди А., Север А. Спецслужбы Российской империи. — М.: Яуза Эксмо, 2010. — С. 94—95. В. П. Кочубей, вновь ставший Министром внутренних дел, обосновал необходимость возвращения функций управления полицией в МВД. Одновременно с присоединением Департаментов полиции из МВД выводится Департамент мануфактур и торговли, а затем Почтовый департамент МВД России: История // http://mvd.ru.
В 1824 г. при штабе гвардейского корпуса была образована тайная полиция. Поводом для такого решения стали возмущения среди солдат и унтер-офицеров гвардейского Семеновского полка. В функции этого подразделения входило пресечение деятельности, направленной против государства и Императора.
14 декабря 1825 г. на Сенатской площади произошло восстание (известное как «восстание декабристов»). Данное событие серьезно повлияло на дальнейшее развитие МВД.
Так, 3 июля 1826 г. был издан Императорский указ «О присоединении Особой канцелярии Министра внутренних дел к Собственной Его Величества канцелярии». Образуется Третье Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Данное подразделение занималось следующими категориями дел:
— делами «высшей полиции» и лицами, состоящими под полицейским надзором;
— сектами и расколами, фальшивомонетничеством и подделкой документов, а также местами заключения государственных преступников;
— надзором за проживающими в России иностранцами;
— перепиской обо всех происшествиях в государстве МВД России: История // http://mvd.ru.
В 1842 г. была создана Пятая Экспедиция в целях осуществления цензуры.
Нужно отметить, что МВД в период Российской Империи постоянно реформировалась, но в целом его функции сохранялись прежними.
Далее нужно рассмотреть советский период развития этого ведомства.
Прежде всего, необходимо отметить, что для советского периода развития органов внутренних дел также характерны многочисленные реорганизации. Это ведомство неоднократно изменяло свое наименование. Так в разные периоды существования советского государства рассматриваемый орган именовался как НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), МГБ (Министерство государственной безопасности), МООП (Министерство охраны общественного порядка) и МВД. Изменения происходили также в области системно-структурной и функциональной организации.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что вопрос о правовом статусе органов внутренних дел в механизме государственной власти является довольно сложным. Со времени образования МВД в Российской Империи подход к определению компетенции данного органа изменился. Сегодня это, прежде всего, правоохранительный орган, деятельность которого в основном направлена на борьбу с преступностью и обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.
Как общую тенденцию нужно отметить последовательное сужение сферы деятельности МВД, освобождение от функций, которые не отвечают его прямому назначению.
Периодически поднимаются вопросы о перераспределении функций, передаче отдельных звеньев системы органов внутренних дел другим государственным органам исполнительной власти.
Нужно заметить, что объективные основания объединения в одном органе весьма разнообразных функций трудно обнаружить, хотя в Российском государстве такая тенденция имеется.
Недавно было проведено реформирование МВД, в частности милицию преобразовали в полицию, при этом в целом функции данного органа сохранились. Таким образом, можно сделать вывод о том, что МВД постоянно реформируется, изменяется. Это обстоятельство вызвано тем, что результаты деятельности данного ведомства, как и многих других органов, не всегда являются удовлетворительными. Однако нужно отметить и наличие определенных позитивных изменений.
Подводя итог рассмотрения исторического развития МВД как органа государственной власти, нужно отметить его особо важную роль в обеспечении общественного порядка, общественной безопасности и в обеспечении эффективного функционирования государственно-правовых институтов.
1.2 Основные направления деятельности и компетенция МВД РФ
Нынешняя концепция нормативного регулирования деятельности Министерства внутренних дел не может формироваться без учета современной социально-политической обстановки в стране. В этой связи, прежде чем говорить о такой концепции, нужно определить ее предпосылки.
Министерство внутренних дел РФ, как государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере внутренних дел, призвано обеспечить разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области внутренних дел.
Министерство внутренних дел РФ возглавляет всю систему органов внутренних дел, действующих в России. Оно осуществляет свои функции как непосредственно, так и через входящие в его структуру подразделения: главные управления МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, ОВД на транспорте, а также другие подразделения и организации, образованные для осуществления функций, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
МВД РФ при осуществлении своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, а также другими нормативно-правовыми актами федеральных органов государственной власти, международными договорами России по вопросам защиты прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью. Перечисленные нормативные акты в совокупности составляют нормативно-правовую основу деятельности МВД РФ, определяют его правовой статус и место в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.
Говоря о компетенции и системе МВ РФ, следует решить вопрос о соотношении понятий «правовой статус» и «правовое положение». По данной проблеме среди ученых-правоведов отсутствует общепринятое мнение.
Так, например, одни авторы полагают, что эти понятия есть синонимы. Многие другие не поддерживают данное утверждение. Согласно их позиции понятие правового статуса нужно использовать для абстрактной характеристики положения гражданина или организации в обществе, так как термин «правовое положение» чаще применяется для характеристики лица или организации в определенном круге общественных отношений.
Думается, что вторая позиция представляется более правильной, в особенности в тех случаях, когда говорится об МВД РФ.
Абстрактная правовая характеристика данного ведомства (правовой статус) определена нормами Конституции Российской Федерации, международными договорами РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ.
В то же время правовое положение МВД РФ определяется нормативными правовыми актами данного федерального ведомства, его конкретной компетенцией в установленной сфере.
В качестве одного из основных подобных нормативных актов, устанавливающих административно-правовое положение МВД России, следует назвать Положение о нем, утвержденное Указом Президента Российской Федерации, которое детально определило задачи, полномочия, права, организацию, а также формы и методы деятельности МВД России.
Общими чертами правового статуса МВД России являются:
а) подзаконный характер деятельности;
б) наличие права давать обязательные для исполнения распоряжения;
в) возможность издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения не только подчиненными подразделениями (во внутриорганизационной сфере), но и гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями (во внешней сфере);
г) подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов;
д) оперативная самостоятельность в пределах компетенции Правоохранительные органы / Л. К. Савюк — М.: Юристъ, 2011. — С. 198.
Более детально правовое положение МВД России определяется:
а) его наименованием. Например, в некоторые периоды времени оно называлось Министерством охраны общественного порядка, что значительно уже объема осуществляемой деятельности;
б) его положением в иерархии иных субъектов государственной власти, подчиненностью и взаимоотношением с ними. Так, Указ Президента России «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. — .2004. — Ст. 945. существенно изменил правовое положение МВД, выведя последнее из подчинения Правительства, установив руководство его деятельностью лишь Президентом России;
в) порядком образования и реорганизации МВД и назначения его руководства;
г) его целями, задачами, функциями и полномочиями;
д) формами и методами его деятельности;
е) его структурой;
ж) видами издаваемых правовых актов и др.
Нужно отметить, что согласно позиции большинства правоведов, важнейшей составляющей правового положения Министерства внутренних дел является его компетенция, то есть совокупность юридически установленных прав и полномочий, которые реализуются при осуществлении конкретных функций Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 15.01.2013) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // СЗ РФ. — 2011. — № 10. — Ст. 1334.
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации его основными задачами являются:
разработка общей стратегии государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России (далее — внутренние войска);
обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
Для выполнения своих задач МВД РФ реализует следующие полномочия:
— формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также миграционных процессов основные направления государственной политики в сфере внутренних дел и в сфере миграции;
— разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;
— разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;
— осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ или Правительства РФ; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
— обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел, проводит анализ реализации государственной политики в указанной сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
— разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению и т. д.
Кроме того, МВД России организует и осуществляет:
— оперативно-розыскную деятельность;
— производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
— экспертно-криминалистическую деятельность;
— розыск лиц и похищенного имущества;
— контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением ими законодательства об оружии;
— выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;
— лицензирование отдельных видов деятельности;
— выдачу гражданам удостоверений частных охранников;
— выдачу разрешений на приобретение, хранение и перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;
— контроль частной детективной и охранной деятельности, а также деятельности ведомственной охраны.
Наряду с перечисленными полномочиями МВД РФ также:
— участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, специальных грузов, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории России;
— организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
— обеспечивает государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;
— разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка;
— обеспечивает проведение государственной дактилоскопической регистрации и федеральных государственных статистических наблюдений в подконтрольной сфере;
— участвует в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории России или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; в работе по стандартизации, метрологии и сертификации;
— организует и осуществляет защиту в судах интересов Президента, Правительства, а также интересов МВД России;
— организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников системы МВД России; принимает участие в разработке и реализации мер по обучению кадров ФМС России;
— разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и членов их семей;
— обеспечивает собственную безопасность и безопасность в ФМС, участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
— организует материально-техническое, военное и финансовое обеспечение; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитию материально-технической базы ОВД, внутренних войск и ФМС;
— осуществляет информационно-правовое обеспечение, ведение баз данных правовой информации в подконтрольной сфере;
— организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление своевременных ответов.
Реализуя указанные полномочия, МВД РФ сотрудничает с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также с зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к его ведению. Так, Министерство сотрудничает с Международной организацией уголовной полиции (Интерполом), Международным техническим комитетом по предотвращению и тушению пожаров, Европейской экономической комиссией ООН по транспорту и др Некрасов В. Ф. Органы и войска МВД России — М. — 2006. — С. 291.
Все вышеуказанные полномочия не образуют исчерпывающий перечень. Нужно обратить внимание, что МВД РФ исполняет свои полномочия в тесном взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти (ФСБ, МИД, МЧС, Минтранс, Минюст, Минобрнауки и др.).
Анализ нормативных актов, регулирующих правовое положение МВД РФ, дает возможность сделать вывод о том, что Министерство осуществляет управленческую деятельность в подконтрольной сфере в двух основных формах:
а) централизованного руководства;
б) непосредственного оперативного управления.
Централизованное руководство состоит в управляющем воздействии на решение всех важнейших вопросов деятельности органов внутренних дел. В отличие от центрального руководства, непосредственное оперативное управление осуществляется Министерством в случаях его прямой управленческой связи с нижестоящими органами внутренних дел либо отдельными службами на всех уровнях системы.
Задачи и функции, то есть основные направления деятельности, определяют построение внутренней структуры Министерства, которая включает следующие элементы: руководство Министерства, департаменты, бюро, центры и иные подразделения.
Среди структурных элементов ведущая роль принадлежит руководству, в состав которого входят: Министр, его заместители.
Структура же центрального аппарата МВД России согласно Указу Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» выглядит следующим образом Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 15.01.2013) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // СЗ РФ. — 2011. — № 10. — Ст. 1334.:
— Министр внутренних дел Российской Федерации.
— Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.
— Заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.
— Статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.
— Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации — главнокомандующий внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.
— Главное командование внутренних войск.
— Следственный департамент.
— Главное управление вневедомственной охраны.
— Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.
— Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
— Главное управление по противодействию экстремизму.
— Главное управление собственной безопасности.
— Главное управление на транспорте.
— Главное управление уголовного розыска.
— Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
— Департамент государственной службы и кадров.
— Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.
— Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.
— Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.
— Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.
— Договорно-правовой департамент и др. (см. Приложение А).
Каждому департаменту в структуре МВД России починяется ряд подразделений (организаций), к которым относятся: управления, центры, бюро, 13 оперативно-розыскных бюро и некоторые другие.
Структура МВД РФ периодически подвергается изменениям, реформированию. Достаточно лишь указать, что за прошедшие 20 лет из подчинения МВД были выведены фельдъегерская, уголовно-исполнительная и государственная противопожарная службы.
При этом появились и новые структурные элементы, например. Федеральная миграционная служба России, подведомственная МВД, полномочия которой Указом Президента России от 9 мая 2007 г. № 610 существенно расширены. Однако в 2012 г. ФМС РФ была выведена из подчинения МВД РФ.
Следует иметь в виду, что финансирование деятельности МВД РФ, непосредственно подчиненных ему органов и внутренних войск осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств, поступающих по договорам.
В заключение вышерассмотренных вопросов нужно отметить, что периодически компетенция МВД РФ изменяется: круг его полномочий либо расширяется, либо уменьшается. Данные меры, предпринимаемые руководством государства, показывают то, что недостатки в организации работы этого ведомства имеются.
Изменение круга полномочий органов внутренних дел и его структуры связано чаще всего с тем, что деятельность МВД РФ не всегда является достаточно эффективной, поэтому для повышения эффективности сферу деятельности иногда сужают. Так, например, в прошедшем году из подчинения МВД РФ была выведена ФМС РФ.
Думается, что сужение сферы компетенции МВД РФ является правильным решением. МВД РФ — орган прежде всего правоохранительный, чья деятельность направлена на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, по этой причине думается, что вопросы, не свойственные силовым правоохранительным структурам, не должны возлагаться на МВД РФ.
2 Система Министерства внутренних дел РФ
2.1 Общая характеристика системы МВД РФ
Система Министерства внутренних дел характеризуется следующими положениями:
— наличием элементов (подсистем);
— субординационными и координационными связями элементов;
— целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью.
Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций система Министерства внутренних дел и ее звенья вступают в управленческие и иные отношения (внутрисистемные и внешние, то есть внесистемные) с различными государственными органами, общественными организациями, коллективами и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения, то есть вертикальными, и сотрудничества согласования, то есть горизонтальными.
Система Министерства внутренних дел построена на принципе федерализма с учетом национально-государственного и административно-территориального устройства, а также с учетом особенностей их функций, характера и объема задач, поскольку объект управления — сфера внутренних дел обуславливает не только и формы ее проявления, но требует определенной системы органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел государства Петров М. П. Повышение ответственности вертикали публичной власти в современной России // Правовая политика и правовая жизнь. — 2010. № 2. — С. 18.
Система рассматриваемых органов проявляет себя в двух ролях: как управляющий субъект и как управляемый объект. Любые звенья их являются одновременно управляющей и управляемой системой. Например, районный орган внутренних дел по отношению к управлению внутренних дел области является объектом управления, но он одновременно выступает в качестве субъекта управления, руководя подчиненными звеньями. Между субъектом и объектом управления существуют постоянные прямые и обратные связи. Прямая связь исходит от субъекта управления в виде команд, управленческих решений. Обратная связь поступает от объекта управления в виде информации о выполнении команд.
В основе взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел лежит принцип сочетания централизации и децентрализации. Первые направляют и контролируют деятельность нижестоящих органов, их решения обязательны для нижестоящих. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и творческой активностью органов на местах, с ответственностью каждого органа за порученное дело. Предоставление нижестоящим органам широких прав в решении оперативных, текущих вопросов охраны общественного порядка и безопасности способствует развитию инициативы. Однако это не снижает ответственности вышестоящих органов за деятельность подчиненных органов. Деятельность всех органов внутренних дел носит творческий организующий характер, содействует реализации задач государства укреплению правопорядка и законности.
Система Министерства внутренних дел динамична, она постоянно развивается и совершенствуется. Ее динамизм связан с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Комплексный подход к решению социальных проблем требует строго учитывать при построении системы Министерства внутренних дел, все системообразующие и влияющие на систему факторы.
Государство уделяет постоянное внимание улучшению деятельности Министерства внутренних дел, причем важное место занимают меры по дальнейшему совершенствованию их организационных структур.
Деятельность каждого звена системы Министерства внутренних дел ограничена масштабом территориальной деятельности. Эта территория может охватить Российскую Федерацию в целом, национально-государственную или административно-территориальную единицу. В соответствии с масштабом территориальной деятельности и компетенцией того или иного звена система Министерства внутренних дел подразделяется на две подсистемы: федеральные органы внутренних дел и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации. Каждая подсистема характеризуется наличием нескольких уровней.
Федеральные органы внутренних дел подразделяются на органы различных уровней. К первому уровню относится Министерство внутренних дел России, ко второму — региональные федеральные органы внутренних дел, действующие на территории определенных регионов, то есть на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц. Образование, реорганизация и ликвидация региональных органов производится региональным министерством внутренних дел по согласованию с субъектами Федерации, на территории которых они действуют Борисов А. В. Министерство внутренних дел и Министерство полиции России. 1802−1917 гг., в кн.: Труды ВНИИ МВД РФ — М. — 2008. — С. 271.
В связи с учреждением федеральных округов как элемента административно-территориального деления Российской Федерации, на данный момент их восемь, появилось новое звено органов внутренних дел на федеральном уровне.
По указанным округам сформированы главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые реализуют все те же задачи и функции в масштабе соответствующего федерального округа, координируя усилия территориальных ОВД в решении межрегиональных правоохранительных вопросов.
К основным задачам главных управлений по федеральным округам в соответствии с Указом Президента от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» следует отнести:
— выявление, предупреждение, пресечение и предварительное расследование преступлений, отнесенных к их компетенции Министром внутренних дел Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством Российской Федерации;
— организацию взаимодействия органов внутренних дел с полномочными представителями Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.
Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.
Правовое положение и структура ГУ МВД по федеральному округу определены Указом Президента от 4 июня 2001 г. № 644, а также нормативными актами МВД России.
Структура ГУ МВД России по ФО создается исходя из основных задач, возложенных на него. В первую очередь это подразделения, осуществляющие координацию, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в округе, подразделения по обеспечению собственной безопасности, подразделения по работе с кадрами и по обеспечению конспирации в работе, кроме того, это подразделения, организующие и непосредственно осуществляющие борьбу с экстремизмом, налоговыми и экономическими преступлениями. Данные структурные элементы главков представлены соответствующими управлениями, отделами, оперативно-розыскными бюро и иными подразделениями.
Главные управления находятся в непосредственном подчинении заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, курирующего криминальную милицию, за исключением ГУ МВД России по ЮФО, которое подчиняется «своему» заместителю министра, и следственных частей (отделов) при главных управлениях, подчиненность и деятельность которых регламентируется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Организационно-методическое обеспечение деятельности Главного управления осуществляют в соответствии с компетенцией Департамент по противодействию экстремизму, Департамент экономической безопасности, Департамент собственной безопасности МВД России, Следственный комитет при МВД России и иные департаменты МВД России по направлениям деятельности, а также Бюро специальных технических мероприятий и Центр оперативного руководства деятельностью специальных подразделений МВД России.
Главное управление осуществляет следующие полномочия:
— производство предварительного следствия;
— оперативно-розыскная деятельность;
— проведение оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению противоправной деятельности преступных сообществ (преступных организаций) и организованных преступных групп, имеющих межрегиональный характер, преступлений экстремистской и коррупционной направленности, а также налоговых и экономических преступлений межрегионального характера;
— участие в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции;
— обеспечение взаимодействия с оперативно-поисковыми подразделениями министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, подразделениями специальных технических мероприятий МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах по вопросам оперативно-поискового обеспечения и проведения оперативно-технических мероприятий;