Правовое государство
Внутренние противоречивость и несостоятельность различных юридико-позитивистских конструкций правового государства очевидны. С одной стороны, государство в виде силы, произвольно творящей право, а с другой стороны, в самом этом произвольном праве усматривает средство для ограничения, обуздания и «связывания» произвольной силы его собственного творца (то есть государства), причём реализация этого… Читать ещё >
Правовое государство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Павлово-Посадский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Теория государства и права
На тему: «Правовое государство»
Выполнил: Студент 1 курса Симоненков А.Н.
Группа Ю-5−03
Факультет: Юридический
Павловский Посад
1. Понятие и признаки государства
2. Правовое государство и его признаки
3. Правовое государство и личность
3.1 Права и свободы человека в системе ценностей
3.2 Взаимная ответственность личности и государства. Социальная и юридическая защищённость личности
4. Практика становления правового государства в России Заключение Список использованной литературы
Говоря о правовом государстве, задумываемся ли мы, что это означает ив каком государстве живём мы. Да, наверное, для нас это стало нормой жизни, что все мы приходя в этот мир, уже обладаем некоторыми правами и свободами. А значит ли это, что мы живём в правовом государстве?
Чтобы ответить на этот нелёгкий вопрос я хочу проанализировать признаки, которыми должно обладать правовое государство. Во-первых, территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Иными словами, проживая в данном государстве, мы являемся гражданами этого государства, обладая своими правами, подчиняясь верховной государственной власти.
Второй признак это — публичная власть. То есть власть, выступающая от имени народа в рамках законодательства данного государства.
Третий признак это — государственный суверенитет; наличие этого признака у государства обязательно. Это обеспечивает исключительную самостоятельность и независимость.
Следующим признакам мне хотелось бы назвать ту связь, возникающую между государством и правом. Следуя из понятия «правовое государство» государство без права существовать не может так как из наличия у граждан прав и свобод можно судить о существовании правового демократического государства.
О своей работе я раскрываю некоторые другие важные аспекты выбранной мной темы, это: личность в правовом государстве, её юридическая ответственность и гарантии, а также Россия на пути к становлению правового государства.
В заключении работы попытаемся ответить стала ли Россия правовой державой, хранительницей законности и правопорядка.
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоёв, классов общества, политических партий и движений. Вовторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Рождённое обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призван обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению Карла Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества.
Оно является политической организацией всякого населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общий прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово — антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, всё больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса диктатуры, приобретает выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляется противоречивая природа и социальная роль государства.
С давних времён мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Ещё древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Тулий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в разных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и так далее. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. ОН утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органом государства». Словом, многие учёные характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства, — писал Г. Ф. Шершеневич, — понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти.
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной. Другие с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правом). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом обществе, и в родовом уставе, и в семье, но государства тут не было».
Не согласны с приведённым понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совесть людей определённого рода, — утверждал Ф. Ф. Кокошкин, а отношения между ними, форма общежития известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», формы организации общества — тоже лишь один из признаков, но не всё государство.
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали что это «та форма, в которой индивиды, принадлежавшие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой всё гражданское общество данной эпохи находит своё сосредоточение». Много лет спустя Ф. Энгельс сформировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для поддержания господства одного класса над другим».
Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, культуры и социального порядка.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей странны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом применима, но в ней слабо отраженна связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивает его единство и целостность, осуществляется посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общественное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведённое определение отражает общественное понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нём, подчёркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти признаки?
1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обуславливалась кровным или предполагаемым родством. Причём род часто не имел строго определенной территории, перемещаясь с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял своё значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которой распределяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее превращается в подданных или граждан государства. Возникают таким образом пространственные пределы государства, в котором появляется новый правящий институт — подданство или гражданство.
2. Публичная государственная власть. Публичной она называется потому, что не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, то есть в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, — это колония, либо доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключался в её верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
a. Универсальность её властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
b. Её прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
c. Наличие у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция, или милиция, тюрьмы и другое).
4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, то есть законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчинённости государства праву и формируется демократическое правовое государство.
2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
правовое государство
Термин правовое государство состоит из 2-х частей:
Государство — это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Право — это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Это очень общее понятие права. И. Кант писал: «для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина».
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.
Каждому типу государства соответствует свой тип права. Существует IV типа государства и права:
рабовладельческое феодальное буржуазное социалистическое Различает их между собой 2 основных признака: тип собственности и социальное назначение государственной машины.
Современное правовое государство как особая теоретическая конституция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю.
Сам термин «правовое государство» возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой третьи XIX века (в трудах К. Т. Велькера, р. Фон Моля и других), а в дальнейшем получил широкое распространение.
В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире и средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.
Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором — законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».
Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».
Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».
В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта «право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».
Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.
Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство — это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.
На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:
господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;
«разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;
незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;
взаимная ответственность государства и личности.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.
Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организаций, обеспечиваются их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.
Государство придаёт форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать что праворезультат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной науке и практике.
Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой «содержание создается обществом, форма права — государством. От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.
Внутренние противоречивость и несостоятельность различных юридико-позитивистских конструкций правового государства очевидны. С одной стороны, государство в виде силы, произвольно творящей право, а с другой стороны, в самом этом произвольном праве усматривает средство для ограничения, обуздания и «связывания» произвольной силы его собственного творца (то есть государства), причём реализация этого благожелания зависит опять-таки от прихоти самой власти, её «самоограничения». Возможность нового произвола со стороны государства, следственно, пытаются предотвратить его «связанностью» со своим старым произволом. Кроме того, утверждают, что произвол действий властей можно удержать в границах действий произвола их нормативных установлений. Одни формы должны по этой легистской логике пресечь другие его проявления. Гарантии против произвола, таким образом, в самом произволе!
Позитивистские концепции правовой государственности вращаются в прочном кругу тавтологии произвола, где сила определяет, что есть право, и вместе с тем сама определяется и ограничивается правом, то есть тем, что зависит от её собственного произвола.
Пороки старого позитивизма в XX веке пытался преодолеть неопозитивист Г. Кельзен. Согласно его нормативистскому «чистому учению о праве», «всякое государство и есть правовое государство». При этом под «правом» имеется в виду именно позитивное право (закон). «С точки зрения последовательного права позитивизма, — подчёркивал Кельзен, — право, как и государство, не может быть понято иначе, нежели как принудительный порядок человеческого поведения, что само по себе ещё никак не характеризует его с точки зрения морали или справедливости. Тогда государство может быть понято в «юридическом смысле» не в большей и не в меньшей мере, чем само право.
История учений о правовой государственности — богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учёта их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьёзная современная теоретическая разработка проблем правового государства.
Так, без подлежащей организации государственной власти, должного разграничения задач, функций и правомочий различных органов власти, определяемого порядка их взаимоотношений и так далее не может быть ни господства права, ни правовых законов, ни тем более их верховенства. С другой стороны, без соответствия праву и соблюдения требований правового закона не возможна сама организация системы власти правового государства. А без этого невозможна и реализация прав и свобод человека.
Для правового государства, конечно, необходимо, но далеко не достаточно, чтобы все, в том числе и само государство, соблюдали законы. Необходимо, чтобы эти законы были правовыми, чтобы законы соответствовали требованиям права как всеобщей, необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов. Для этого необходимо такое государство, которое исходило бы из принципов права при формулировании своих законов, проведении их в жизнь, да и вообще в процессе осуществления всех своих функций. Но всё это возможно лишь в том случае, если организация всей системы политической власти осуществлена на правовых началах и соответствует требованиям права. Таким образом, правовое государство предполагает взаимообусловливающее и взаимодополняющее единство господства права и правовой формы организации политической власти, в условиях которого признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.
В целом правовое государство — это особая форма правовой организации и деятельности публично политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.
Согласно либертарно-юридическому пониманию государства как правового явления и института, любое государство — это правовое государство в том смысле, что всякое государство (в отличие от деспотизма, деспотного типа и формы правления) представляет собой правовую организацию — публично-политическую власть свободных (то есть одновременно правосубъектных и государствосубъектных) индивидов. Именно поэтому всякое государство (независимо от типа и степени его социально-истрической развитости) — это необходимая форма выражения, бытия и осуществления свободы людей. Тем самым эта либертартно-юридическая трактовка любого государства как правового государства принципиально отличается от словесно одинаково звучащей кельзновской характеристики, поскольку под «правом» в нашей трактовке имеется ввиду не любое произвольное установление (приказ) официальной власти (как у Кельзена и других легистов), а право в его различении и соотношении с законом (позитивным правом), право как отрицание произвола, как принцип формального равенства в его нормативной (правовой закон) и индустриально-властной (правовое государство) конкретизации и выражении.
Правовое же государство в его современном общераспространенном смысле — это, как мы уже неоднократно отмечали, специальное государственно-правовая конструкция новейшего времени, особая (соответствующая условиям и потребностям гражданского общества) модель реализации идеи господства права в публично-политической сфере, специальная новая форма (и новый тип) развитой правовой организации публичнополитической власти свободных индивидов как официально признанных субъектов прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав человека и одновременно субъектов прав и свобод гражданина. Отличительными свойствами такого правового государства как специальной государственно-правовой конструкции и нового типа государства являются отмеченные выше компоненты: гуманитарно-правовой (официально закреплённые прирождённые и неотчуждаемые права и свободы человека); нормативно-правовой (верховенство правового закона) и институциональных прав (или организационно-правовой — разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную). Подобная специальная государственно-правовая конструкция (то есть современное правовое государство) предполагает современный уровень в прогрессе свободы людей и соответственную степень развитости граждан общества, и права государства. Без такой исходной базы развитой свободы во всех сферах жизни индивидов того или иного социума невозможны и сознательная разработка, конституционного права закрепления и практическая реализация надлежащей (подходящей для данного народа и общества) модели правового государства.
Правовое государство и правовой закон, как и государство и право вообще, — не самоцель, а социально-исторически обусловленные всеобщие формы выражения организации, упорядочения и реализации защиты прав и свободы человека и гражданина. Содержание и характер этой (выражаемой в государственно-правовых формах) свободы, её широта и объём, её субъективная и объективная структуры (субъекты и сферы свободы) и так далее словом, её количество и качество определяется достигнутым уровнем социально-исторического развития людей. Свобода относительна в смысле её фактической незавершённости, исторические изменения и развития её содержания и так далее, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием общецивилизационного и общечеловеческого прогресса.
Таким образом, правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».
3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
3.1 Права и свободы человека в системе ценностей Когда говорят о правовом государстве, то в первую очередь имеют ввиду его социальность: какие права и свободы провозглашены в этом государстве и как граждане могут пользоваться этими правами, как государство заботится о своих гражданах. Правовое государство не может создаваться на пустом месте. На пути его построения очень важны обычаи и преемственность.
Среди примеров — Великая хартия вольностей, принятая в 1215 г. Там написано: «Ни один человек не может быть схвачен, заключен в тюрьму, или лишен своего имущества, или отвержен законом, или в любом виде уничтожен, также мы не можем преследовать его или пытаться арестовать его, за исключением случаев, когда вынесено правовое решение его согражданами или законодательством государства. Никому не будет продано, отказано или отсрочено его право на правосудие».
Современные государства формировались с одной стороны под влиянием лозунгов французской буржуазной революции. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 год провозгласила, что «все то, что не запрещено законом, то дозволено». В России же примерно в это время, в своде законов, установленным Петром I, существовала норма, по которой «полиция пресекает всякую новизну, законам противную».
Этот путь выбрали те государства, которые формировались под влиянием пролетарских лозунгов. Но установки буржуазно — демократических революций и в этом случае получили воплощение. Права и свободы в Конституции социалистических стран были даже шире, чем в странах Запада, не был предусмотрен механизм осуществления гражданами своих прав. Их осуществление сдерживалось и отсутствием экономических свобод. Как сейчас видно, ближе всех подошли к созданию правовых государств те страны, где наиболее развит рынок. Кроме того, на пути реализации прав и свобод в социалистических странах стояла административно-командная система, с ее запретами и санкциями, гражданам надо было получать разрешение властей на совершение многих действий.
Но какие бы права и свободы не гарантировались, они не могут быть безграничны. Во всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году) сказано: «при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом, исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали общественного порядка и демократического общества». Там же утверждается, что «каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого-либо различия в отношении цвета кожи, расы, языка, религии, политических или иных утверждений, имущественного положения, национального и социального происхождения».
Все права и свободы можно разделить на 3 большие группы:
гражданские права и свободы. Они охватывают фундаментальные аспекты свободы человека, выражают основы существования человечества. Это право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, выбор места жительства, свободный выезд и въезд в любую страну, право на свободу мысли, слова и так далее.
политические права и свободы. Это право на свободу мирных собраний, право на участие в управлении страной, право участия в выборах, т. е. право избирать и быть избранным.
Экономические, социальные и культурные права и свободы. Это право на труд, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание в системе государственного здравоохранения, право на социальное обеспечение по старости, в случае нетрудоспособности, право на образование. Право на частную собственность, то есть, каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Кроме того, гражданин имеет право защищать свои права всеми способами, не противоречащими закону.
Но любое демократическое общество встает перед проблемой того, каким образом защитить провозглашенные права и свободы граждан. Гарантии прав и свобод — это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии — это прежде всего нормативно-правовые акты, издаваемые государством, устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения.
Государственные органы не должны обладать чрезвычайно широкими полномочиями, что позволяло бы им вмешиваться в действительность людей.
3.2 Взаимная ответственность личности и государства. Социальная и юридическая защищённость личности
Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, то есть, личность и государство вступают в правоотношения, то есть, отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности. На сколько равноправны стороны в этих отношениях, по этому можно судить о правовом государстве.
Обязанности записаны в Конституции. Каждый гражданин должен, в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и свободы других граждан.
Правовое государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами.
Для выполнения своих обязанностей государство выполняет ряд функций:
— хозяйственно-организационную, в которой помимо прочих входит контроль за мерой труда и мерой потребления, налоговая политика и другие. Государство должно следить, чтобы не политика, а экономика определяла экономическое развитие общества.
— В обязанности государства входит правоохранительная функция.
— Социальная. Правовое государство должно обеспечить приемлемую жизнь для всех своих граждан. Это налоговое регулирование, обеспечение занятости населения, поддержка безработных. В обязанности государства входит поддержка здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, культуры, науки.
— Экологическая. Правовое государство заинтересовано в сохранении окружающей среды и оно должно сделать все, чтобы производство и контроль были сосредоточены в одних руках.
— Функция правосудия. В демократическом государстве очень важно соблюдение демократических основ правосудия. Это:
— Осуществление правосудия только судом
— Образование судов на основе выборности
— Независимость судов
— Право граждан на судебную защиту
— Презумпция невиновности
— Функция обороны от внешних врагов.
За невыполнение своих обязанностей граждане несут ответственность. Особое место принадлежит юридической ответственности. Юридическая ответственность имеет целью показать правонарушителю, точнее оказать воспитательное воздействие на окружающих. Каждому виду правонарушения соответствует особый вид юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.
В правовом государстве должны неукоснительно соблюдаться принципы юридической ответственности — законность, справедливость, целесообразность.
В правовом государстве не только граждане несут ответственность за не выполнение своих обязанностей, но и государство, все его органы и должностные лица несут ответственность за свои действия перед гражданами. Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех, кто вступает с ним в правоотношения, с другой, общество нуждается в контроле государством и его органами. Известно, что некоторые представители власти злоупотребляют своими служебными полномочиями, существует взяточничество.
Функции контроля за деятельностью государства возложена на суд, то есть, в компетенцию судов входит задача решать переступают ли границы дозволенного законом государственные органы. В компетенцию Конституционных судов входит контроль соответствия издаваемых законов Конституции. Суды занимаются исками отдельных граждан к государству. Предмет исков вытекает из ошибок или нарушений, допущенных государственными органами. Согласно законодательству, должностные лица, допустившие ошибки или злоупотребляющие властью, несут соответствующую ответственность.
4. ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
Американский исследователь общественной жизни в России А. Валенский, пришел к выводу: «В России право отвергалось по разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».
На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергался советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконференции, было записано, что перед Россией стоит цель — построение правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков, вылился в рост преступности.
Становится очевидно, что невозможно построить правовое государство без решения продовольственной и жилищной проблем и преодоления материальной необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на «нет» все политические права.
В России на протяжении длительного времени отсутствовало понятие права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют в виду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то нравственное начало (совесть, честность).
Наиболее остро в России стоит вопрос о разделении властей. Это тормозит ход экономических реформ, возникает «война законов», это ослабевает механизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство властей приводит к коррупции.
В России долгое время шла борьба между властными структурами за выбор между президентской и парламентской республикой. Борьба завершилась октябрьскими событиями, что едва не привело к гражданской войне. Все это дискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотят установления любой власти, лишь бы был порядок.
Кое-что уже делается. Созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.
Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр старого — означает формирование новой правовой системы.
Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране. Это Декларация о суверенитете, Закон о Президенте РФ, закон о гражданстве, Декларация прав и свобод гражданина, закон о собственности, о статусе судей, о печати…
Большой шаг на пути установления правового государства в России — установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.
Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура — большая сила, если население ею обладает. Американский юрист Л. Фридмен приводит такой пример: он представляет правовую структуру в виде некой машины, тогда правовая культура — то и тот, кто решает включить или выключить машину и определяет как она будет использована".
Правовая культура включает в себя: совершенное законодательство, отношения людей к закону, высокое правосознание населения. Ничего сейчас в России из вышеперечисленного нет!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение своей работы хотелось бы кратко обобщить всё то, что было сказано выше.
Все вопросы, раскрытые мною в курсовой, очень сложны и интересны. Для меня более увлекательным и актуальным показался раздел о личности, её социальной защищённости.
Итак, правовое государство — это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязательно последовательно и неукоснительно обеспечивает реализацию этих прав и защищает их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.
Еще в 1991 году была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанность государственной власти.
Но это, я считаю, только начало на пути к намеченной цели. Это только попытка поставить личность и государство в равные условия, хотя зачастую в жизни в отношении правовых гарантий остается неприкосновенным только государство. Но нам посчастливилось жить в такое время, когда интересы личности стоят на первом плане, то есть все для граждан, для их удобства и комфорта. Хотелось, чтобы эта практика европейских стран внедрилась в нашу страну. В государстве, где общество формируется под влиянием культуры и нравственных ценностей, чтят законы и правопорядок. А это и есть конечная цель: правовое государство, для достижения которой России предстоит пройти еще несколько десятков лет в борьбе и стремлении к установлению правовой государственности.
1. «История политических и правовых учений» Москва, Юр. лит-ра, 1991 год
2. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов — М: Издат. Норма, М, 2000.
3. «Общая теория государства и права» Лазарев, Москва 1992
4. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под редакцией Корельского В. М. и Перевалова В. Д. — М: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998.-570с.