Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Право собственности на природные объекты

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме правомочий в содержание права собственности на компоненты природной среды включаются и определенные обязанности. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 211 и 212 ГК). Кроме того, он не должен выходить за пределы осуществления… Читать ещё >

Право собственности на природные объекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

собственность природный ресурс

1.Общие положения о собственности в Республике Беларусь

2.Формы собственности на компоненты природной среды

3.Содержание права собственности и иных вещных прав на природные объекты

4.Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на природные объекты Заключение Список использованных источников Задачи

Собственность составляет основу любого способа производства. Ни о каком производстве не может быть и речи без наличия соответствующего ему типа собственности.

Собственность как социальное явление связана с появлением необходимости признания присвоения отдельными людьми отвоеванных у природы материальных благ.

На первый взгляд, собственность — это вещи, имущество, к которым человек или организация относятся как к своим. Однако это отношение не имело бы никакого смысла, если бы его не признавали другие собственники, и оно не было бы юридически закреплено и не пользовалось бы правовой защитой. Отсюда следует, что собственность — общественное имущественное отношение.

Поэтому собственность вообще и собственность на природные ресурсы — это отношения между людьми по поводу принадлежности этих ресурсов как к своему, так к чужому имуществу.

Окружающая среда — естественное условие жизни человека. Вместе с тем она и объект хозяйствования людей, объект их права собственности или пользования ею. Эти формы существуют в единстве своих взаимосвязей. Но приоритетное значение имеют экологические требования, так как они вытекают из естественных прав человека на жизнь и достойные условия существования. Такие требования стоят выше какой-либо формы собственности. Та или иная форма собственности способна оказать влияние на состояние экологических отношений, совершенствуя их содержание или, наоборот, препятствуя их развитию.

Природный объект, в отличие от товарно-материальных ценностей, обладает тремя признаками: естественность происхождения, взаимосвязь с экологической системой природы, выполнение функций жизнеобеспечения.

Он — есть составная часть природной среды, охраняемая действующим законодательством, обладающая признаками естественного происхождения и состоящая в экологической цепи природных систем; способный выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания человека [5, стр.64−66].

1.Общие положения о собственности в Республике Беларусь

Право собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих правомочия собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения землей, ресурсами недр и т. д. в целях рационального их использования и охраны.

СТ. 5 Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. впервые установила, что земля, её недра, другие природные ресурсы на территории республики, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению.

В Законе «О собственности в Республике Беларусь» закрепляется, что земля, её недра, воздушное пространство над территорией республики, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы находятся в собственности республики Беларусь, т. е. в государственной собственности. При этом Закон устанавливает, что предоставление земли гражданам определяется Кодексом о земле.

В собственности административно-территориальных образований может находиться имущество органов власти и управления административно-территориального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, другое имущество, необходимое для экономического и социального развития соответствующей территории. Таким образом, в коммунальной собственности не может находиться земля и другие природные ресурсы [3, стр.9−10].

В соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

Закон «Об охране и использовании животного мира» определяет: «Животный мир в Республике Беларусь является собственностью Республики Беларусь. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, могут находиться в частной, государственной, коллективной собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются настоящим Законом, иным законодательством Республики Беларусь.»

Но в данном Законе указано, что отношения в области охраны и рационального использования сельскохозяйственных и других животных, а также диких животных, содержащихся в неволе и используемых в хозяйственных, научных, культурных и иных целях, не регулируются данным законом, законодатель определяет, что местные Советы депутатов в пределах своей компетенции решают вопросы распоряжения объектами животного мира, находящимися в их ведении [2, стр.119−120].

2.Формы собственности на компоненты природной среды

Конституция Республики Беларусь, Гражданский Кодекс устанавливают две формы собственности на компоненты природной среды: государственную и частную. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса. Земли сельскохозяйственного назначения согласно указанной статье Конституции находятся в собственности государства. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Юридические лица частной формы собственности и физические лица не могут приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства. Так, Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» устанавливает, что только в государственной (республиканской) собственности находятся:

— земли сельскохозяйственного назначения, а также иные земли, не подлежащие передаче в частную собственность (например, согласно ст. 38 Кодекса о Земле — земли общего пользования; земли транспорта и связи; земли, предоставленные для нужд обороны; земли лесного фонда; земли водного фонда и др.);

— недра;

— воды;

— леса;

— особо охраняемые природные территории и объекты;

— животные и растения, включенные в Красную книгу Республики Беларусь.

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О животном мире» объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, находятся в собственности государства. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в установленном порядке из среды их обитания, а также содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическими лицами, гражданами, находятся в собственности указанных субъектов, если иное не установлено законодательными актами.

Объекты растительного мира, расположенные на территории Республики Беларусь, согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» находятся в государственной собственности. Такие объекты, расположенные в границах земельных участков, принадлежащих иным субъектам на праве частной собственности, принадлежат гражданам или юридическим лицам — собственникам земельных участков.

Объекты растительного мира, на законном основании посаженные и культивируемые пользователями земельных участков или водных объектов, являются их собственностью. Объекты растительного мира следуют судьбе земельного участка или водного объекта, в границах которых они расположены. Объекты растительного мира, а равно права пользования ими не могут быть самостоятельным предметом купли, продажи, мены, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах. Таким образом, компоненты природной среды по общему правилу отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам, т. е. таким, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых Б обороте допускается по специальному разрешению в порядке, установленном законодательными актами [6, стр.54−56].

В качестве главной особенности права собственности на природные объекты следует указать на то, как долго оно может существовать по времени.

Право государственной собственности на природные ресурсы: воды, леса, животный, растительный мир, недра — действует до тех пор, пока они находятся в естественном состоянии как неразрывные элементы природной среды. Как только они в результате приложения к ним человеческого труда «вырваны» из естественных условий — дерево срублено, вода перекачана в резервуар, животное добыто путем охоты, рыба выловлена из водоема, — право государственной собственности на них может заканчиваться, и они могут быть объектами различных форм собственности. В результате приложения к ним труда они становятся товаром, сырьем, получают оценку, включаются в гражданский оборот и попадают тем самым под действие норм не экологического, а гражданского права.

Поэтому животные, находящиеся в зоопарках, зверинцах, цирках, вода в бассейнах, водопроводных сетях, заготовленная древесина не считаются природными объектами. Они являются имуществом и их движение в гражданском обороте регулируется нормами гражданского, хозяйственного законодательства [5, стр.74].

3.Содержание права собственности и иных вещных прав на природные объекты

Содержание права собственности определяется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, Законом «О собственности в Республике Беларусь» и другими нормативными актами, которые устанавливают круг собственников, формы собственности, основания возникновения права собственности, содержание и объекты права собственности, принципы осуществления защиты права собственности. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом. При этом правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом определяются в пределах, установленных законодательными актами [2, стр.124].

Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании [4, стр.201]. Право владения позволяет собственнику или владельцу природного объекта ограничить доступ других лиц на этот объект либо запретить какую-либо деятельность на нём. Например, на территории заповедника запрещаются все виды хозяйственной деятельности по использованию находящихся на ней природных объектов.

Право владения является абсолютным, т. е. распространяется на всю территорию Республики Беларусь. Право владения землей и другими природными ресурсами является юридической базой для пользования и распоряжения этими объектами.

Право пользования составляет второе самостоятельное правомочие собственника природного ресурса и выражается в обеспеченной нормами права возможности извлечения из него полезных свойств: получение урожая, удовлетворение потребности живых организмов в воде, использование растений для лечения и т. п.

Право распоряжения составляет третье правомочие собственника, которое выражается в том, что собственник в рамках, установленных нормами права, определяет юридическую судьбу природного объекта. Или иными словами может совершать с ним разрешенное законом гражданско-правовые сделки: продавать, дарить, менять, закладывать в залог. Следует заметить, что не во всех случаях собственник должен обладать всеми тремя правомочиями. Например, государство как форма организации политической власти, реализуя своё право распоряжения, передаёт природные объекты во владение или пользование другим субъектам экологических отношений. Или собственник земельного участка может передать его в аренду другому лицу. В таком случае арендатор будет обладать только правом владения или пользования, а право распоряжаться во всех случаях останется за собственником земельного участка [5, стр.74−75].

Согласно ст. 44 Конституции Республики Беларусь осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

Ограничения в осуществлении права собственности на компоненты природной среды обусловлены требованием о целевом характере их использования и кругом субъектов, в собственности которых могут находиться компоненты природной среды в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Кроме правомочий в содержание права собственности на компоненты природной среды включаются и определенные обязанности. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 211 и 212 ГК). Кроме того, он не должен выходить за пределы осуществления гражданских прав, установленных СТ. 9 ГК. В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательством, собственник земельного участка, другой недвижимости обязан предоставлять право ограниченного пользования своим имуществом другим лицам (ст. 268 ГК) [6, стр.58−59].

4.Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на природные объекты

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы предусматриваются, главным образом, в природоресурсном законодательстве. Перечень оснований, указанных в этом законодательстве, рассчитан на все формы использования природного ресурса — собственность, владение, пользование, аренда. Поскольку институт прекращения права собственности рассчитан, прежде всего, на режим частной собственности (а она получила своё закрепление только в отношении земель), то в основу классификации случаев возникновения и прекращения права положено земельное законодательство.

В Гражданском кодексе устанавливаются общие основания приобретения права собственности, где говорится, что это право может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

— обращения, взыскания на имущество по обязательствам;

— изъятия для государственных или общественных нужд;

— перехода по наследству;

— реквизиции;

— конфискации;

— национализации.

Право собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь на земельный участок прекращается путём передачи в собственность Республики Беларусь в случаях добровольного отчуждения, ликвидации юридического лица, принудительного изъятия, неисполнения залогодателем обеспеченного залогом обязательства, наследования, когда ни один из наследников не может быть собственником земельного участка [5, стр.75−76]. Так, например, принудительное изъятие земельных участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц, проводится по решению суда:

— при систематическом невнесении земельного налога;

— в случаях утраты лицом гражданства Республики Беларусь, выезда на постоянное место жительства за границу;

— при использовании земельного участка не по своему назначению;

— при невыполнении требований природоохранного режима использования земель;

— при использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв и др. [1, ст. 53].

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются в частную собственность решением соответствующего сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа после внесения платы.

В социально-политическом смысле государство может получить права собственности на природные ресурсы в результате революционных преобразований (например, Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г.), на основании мирного договора с другими государствами, в результате создания самостоятельного государства (например, создание самостоятельных государств после распада Советского Союза) и т. п. [5, стр.76].

Заключение

Право собственности на природные ресурсы выражается в совокупности правомочий собственника, который имеет право владеть, пользоваться или распоряжаться каким-либо природным ресурсом: землёй, водами, лесом и т. п.

Важной характеристикой права собственности на природные ресурсы является разделение собственности на формы. Критерием их разделения выступают субъекты, т. е. те юридические или физические лица, которые могут быть собственниками природных ресурсов.

Основным источником правовых норм, составляющих институт права собственности на природные ресурсы, является Конституция Республики Беларусь.

Так, в соответствии со ст. 13 Конституции в Республике Беларусь устанавливаются две формы собственности: государственная и частная. Недра, воды и леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Имеются и другие нормативные акты.

Природные объекты как объекты собственности удовлетворяют различные потребности человека: экономические, экологические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, культурные, воспитательные и т. п. [5, стр.68−69].

Список использованных источников

1. Кодекс РБ о земле. Минск, 2009.

2. Балашенко С. А., Демичев Д. М. «Экологическое право». Минск, 1999.

3. Гоев А. В. «Экологическое право». Минск, 1999 г.

4. Ерофеев Б. В. «Экологическое право». Москва, 1998 г.

5. Сапогин А. Н. «Экологическое право». Минск, 2007 г.

6. Экологическое право/под ред. Балашенко С. А., Макаровой Т. И., Лизгаро В. Е. Минск, 2009.

Задачи

Задача № 1

Арендатор организовал на арендуемом им земельном участке для сельскохозяйственных целей производство из местного сырья торфоперегнойных горшочков и распродажу этой продукции.

Арендодатель заявил протест против подобного использования земли, ибо в правомочия арендатора не входит право на продажу земли с арендуемого земельного участка.

Арендатор обратился в суд.

Решение.

Согласно ст. 48 Кодекса РБ о земле «Основания расторжения договора аренды земельного участка» договор аренды расторгается по основаниям, предусмотренным законодательством РБ или договором, в том числе при невнесении арендной платы в сроки, установленные договором аренды.

В ст. 49, п. 4 «Основания прекращения права пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком (его частью)» Кодекса РБ о земле говорится:

«Право пользования и право пожизненного наследуемого владения всем земельным участком или его частью прекращается в случаях:

п. 4. использования земельного участка не по целевому назначению".

Таким образом, дело должно быть решено в пользу арендодателя.

Задача № 2

На земельном участке, проданном гражданину К. Для ведения личного подсобного хозяйства, находились несколько деревьев и кустарников, перешедших к нему естественным путём из соседнего лесного массива. Он как владелец земельного участка вырубил эту растительность, ибо она мешала сельскохозяйственному использованию земли. Лесхоз на том основании, что эти деревья относятся к лесу, предъявил в суде иск о взыскании стоимости незаконно порубленного, по штрафной таксе исчисления ущерба.

Решение.

Согласно ст. 5 «Древесно-кустарниковая растительность (насаждения), не входящая в лесной фонд» Лесного кодекса РБ, в лесной фонд не входят:

— единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;

— единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов;

— единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) на землях оздоровительных учреждений, населённых пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

Обращение с древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), не входящей в лесной фонд, регулируется законодательством РБ «О растительном мире» и иным законодательством РБ.

Таким образом, суд должен принять решение в пользу гражданина «К».

Задача № 3

Кооператив на арендованном у местного Совета озере, ранее используемом для отдыха, туризма и любительского рыболовства. Кооператив создал собственную охрану, которая после задержания нарушителя правил рыболовства отправила все материалы в суд для взыскания ущерба по штрафным таксам.

Решение.

В ст. 15.35, ч. 2 «Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных» Кодекса РБ об административных правонарушениях говорится:

«Нарушение правил рыболовства, охраны рыбных ресурсов и водных животных, за исключением совершения нарушений, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, — влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин».

Таким образом, судом нарушителю должно быть объявлено предупреждение или наложен штраф в размере, предусмотренном ст. 15.35, ч. 2 Кодекса РБ об административных правонарушениях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой