Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Курсовое проектирование в вузах мчс россии на основе комплексных расчетно-экспериментальных заданий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Курсовое проектирование в инженерном образовании наиболее адекватно моделирует практическую деятельность будущего инженера, ибо включает практически все этапы работы по созданию технической документации. Однако число курсовых проектов, выполняемых курсантами и студентами вузов МЧС России, ограничено не только допустимым количеством работ, выполняемых на одном курсе, но и сложившейся практикой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы повышения эффективности курсового проектирования в вузах МЧС России
    • 1. 1. Роль и место курсового проектирования в инженерном образовании
    • 1. 2. Анализ состояния разработки проблемы организации курсового проектирования при очной форме обучения
    • 1. 3. Организация и методика исследования проблемы применения комплексных расчетно-экспериментальных заданий на курсовое проектирование
  • Глава 2. Экспериментальное исследование процесса курсового проектирования основе использования комплексных расчетно-экспериментальных заданий
    • 2. 1. Анализ возможных вариантов организации и формулировка содержания заданий на курсовое проектирование
    • 2. 2. Разработка программы эксперимента по использованию в учебном процессе комплексных расчетно-экспериментальных заданий на курсовое проектирование
    • 2. 3. Анализ результатов эксперимента по использованию в учебном процессе комплексных расчетно-экспериментальных заданий на курсовое проектирование
  • Глава 3. Необходимые условия эффективного применения курсантами и студентами вузов МЧС России виртуальных технологий при курсовом проектировании в вузах МЧС России
    • 3. 1. Организация работы с виртуальными лабораториями при выдаче заданий на курсовое проектирование
    • 3. 2. Условия эффективного использования виртуальных лабораторий при формулировании задания на курсовое проектирование в режиме on line

Курсовое проектирование в вузах мчс россии на основе комплексных расчетно-экспериментальных заданий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессиональное образование сотрудников Государственной противопожарной службы является существенным фактором обеспечения безопасности государств. Система профессионального образования пожарных и спасателей напрямую зависит от процессов, происходящих в сфере экономического производства. Все проблемы, с которыми сталкивается современное общество, касаются и профессионального образования сотрудников МЧС России, которое должно соответствовать преобразованиям, осуществляемым в последние годы в нашей стране. Основная цель модернизации профессионального образования — выход на новый качественный уровень, обеспечение гибкости и мобильности выпускников ВУЗов МЧС России, достигаемой посредством их эффективного обучения, мотивируемого постоянной гарантией качества. [142].

На современном этапе развития связи «комплектующие органыспециалист» оптимальными становятся гибкость в приобретении разносторонних знаний, умение мобильно ими пользоваться. Эта задача эффективно решается практическими формами обучения, являющимися важным звеном ВУЗа МЧС России в структуре подготовки специалиста Государственной противопожарной службы. Функционирование системы практического обучения в ВУЗе МЧС России должно осуществляться по следующим направлениям:

— совершенствование содержания образования пожарных и спасателей в целях повышения эффективности использования специалистов, развития их профессиональной компетентности и мобильности;

— разработка комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса практическими формами обучения;

— внедрение инновационных педагогических технологий и интерактивных методов обучения будущих сотрудников Государственной противопожарной службы;

— реализация возможностей высшего профессионального образования для обучения различных категорий сотрудников МЧС России;

— формирование системы социального партнерства;

— значительное усовершенствование переподготовки преподавателей ВУЗов МЧС России, различных форм повышения профессиональной квалификации.

Специалист, обобщенная модель которого представлена в Государственном стандарте высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимальному содержанию и уровню подготовки инженера по специальности «Пожарная безопасность» — это:

— квалифицированный работник, соответствующего уровня и профиля;

— конкурентоспособный на рынке труда;

— компетентный и ответственный;

— свободно владеющий своей профессией и ориентированный в смежных областях деятельности;

— способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов;

— готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. [34].

Развитие высшего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России. Происходит увеличение потребности в специалистах по обеспечению пожарной безопасности, изменение их роли, функций, повышение требований к компетентности, технологической культуре и качеству труда, следовательно, возрастают требования общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов.

В условиях отсутствия адекватной реакции профессионального образования на потребности федеральных структур, обеспечивающих безопасность населения, на динамично меняющиеся потребности общества и личности на первый план выдвигается задача создания системы форм обучения сотрудников Государственной противопожарной службы, которые обеспечивают гибкость, разнообразие, благоприятные условия для социализации и постоянного успешного профессионального (карьерного) роста личности.

Одна из задач, стоящих перед системой высшего образования состоит в том, чтобы в течении заданного времени подготовить квалифицированного специалиста в определённой сфере деятельности, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Значительный багаж знаний, умений и навыков, способность анализировать, осмысливать, оценивать современные события, факты, решать профессиональные задачи на основе единства теории и практики приобретаются и вырабатываются, прежде всего, в процессе самостоятельной работы. Все данные навыки прививаются курсантам и студентам на протяжении всей учёбы в высшем учебном заведении МЧС России. Умение работать самостоятельно — одно из условий успеха в учёбе, а в дальнейшем и профессиональной деятельности специалиста-спасателя. Одним из плодотворных способов развития навыков самостоятельной работы, на наш взгляд, является курсовое проектирование. Если оно предусмотрено на старших курсах, то необходимо обратить внимание на развитие таких навыков и качеств как достаточный багаж специальных знаний, умение быстро принимать правильное решение и знать, как его реализовать, знание специфики современного производства. Эти навыки развиваются на старших курсах, где закладываются основы профессиональных знаний по специальным дисциплинам. [141].

Особое внимание следует уделять курсовому проектированию на младших курсах, когда курсанты и студенты сталкиваются не только с новым термином, но и должны овладеть незнакомым для них видом деятельности. На этом этапе очень важно не просто реализовать какую либо задачу. Помимо этого необходимо разъяснить, что такое курсовое проектирование, какие требования к нему предъявляются, как правильно организовать свою деятельность для достижения положительного результата. Часто качество выполнения курсового проекта определяется только желанием студента получить более высокую оценку. На наш взгляд это не достаточная мотивация, что особенно важно показать на промерах работы над первыми курсовыми проектами, когда закладываются основы данного вида деятельности. Даже на первых курсах, когда происходит изучение общенаучных, фундаментальных дисциплин и ещё нет знаний по специальным дисциплинам, преподавателю следует уделять особое внимание перечню предлагаемых тем курсовых работ. При определении тем необходимо ориентироваться на то, чтобы темы имели практическое применение (даже на первых курсах), тогда студент может почувствовать и увидеть полезность своего исследования, что является хорошим стимулом в его дальнейшей работе.

Курсовое проектирование в инженерном образовании наиболее адекватно моделирует практическую деятельность будущего инженера, ибо включает практически все этапы работы по созданию технической документации. Однако число курсовых проектов, выполняемых курсантами и студентами вузов МЧС России, ограничено не только допустимым количеством работ, выполняемых на одном курсе, но и сложившейся практикой, при которой процесс курсового проектирования планируется уже после изучения соответствующей учебной дисциплины.

Поэтому, как правило, курсанты и студенты вузов МЧС России выполняют свои первые курсовые проекты, начиная с пятого, а иногда и с шестого семестра. Кроме того, в процессе курсового проектирования могут возникнуть организационные проблемы в использовании лабораторной базы соответствующей дисциплины, усложняется процесс организации оперативных консультаций курсантов и студентов по проблемам, возникающим в ходе курсового проектирования. [6].

Повышение качества высшего профессионального образования сотрудников Государственной противопожарной службы определяется использованием новых активных методов обучения. Активное обучение требует вовлечения слушателей и студентов в образовательный процесс ВУЗов МЧС России. При этом слушатель или студент должен обязательно действовать и в процессе этой деятельности — открывать, обрабатывать и использовать получаемые знания. Уровень развития современных средств вычислительной техники позволил изменить характер использования информационных технологий в образовании.

Инженерное образование, которое получают сотрудники Государственной противопожарной службы (ГПС) предполагает наличие ряда специфических умений и навыков, развитие которых начинается еще в средней школе и продолжается при дистанционном обучении в ВУЗах МЧС России:

— умение выбрать оптимальный математический аппарат и наиболее приемлемый программный продукт, а так же и использовать их для решения данной инженерно-технической задачи;

— умение пользоваться нормативно-технической литературой, прежде всего информацией в табличной форме;

— навыки использования различных видов вычислительной техники, прежде всего персональных компьютеров.

Решением всех этих задач невозможно без организации курсового проектирования, которое в том числе предполагает:

— необходимую информационную поддержку предложенной тематики проекта, в том числе и в виде оперативных консультаций;

— постоянный контроль хода самостоятельной работы над курсовым проектом.

Для успешного решения накопившихся проблем, связанных с организацией курсового проектирования в вузах МЧС России необходимо решить следующие проблемы:

— разработать принципы формулирования заданий на курсовое проектирование, которые было бы возможно выдавать уже на начальном этапе изучения данной дисциплины и тем самым перенести начало процесса курсового проектирования на 3−4 семестры;

— увязать тематику выполняемых лабораторных экспериментов с процессом курсового проектирования, тем самым стимулировать более ответственную работу курсантов и студентов в учебной лаборатории;

— разработать процедуру поэтапной защиты результатов курсового проектирования, которая позволит повысить ритмичность работы курсантов и студентов над курсовыми проектами.

Значительная педагогическая значимость поставленной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность в психолого-педагогической литературе, потребность вузов МЧС России в практических рекомендациях по использованию современных технологий организации учебного процесса обусловили выбор темы исследования, определили цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования — разработка современных педагогических технологий организации курсового проектирования, позволяющих повысить качество практической подготовки будущих сотрудников ГПС.

Объектом исследования явился процесс обучения специалистов в высших учебных заведениях МЧС России.

Предмет исследования — нахождение условий и поиск путей повышения эффективности процесса обучения курсантов и студентов в вузах МЧС России на основе постановки комплексных расчетно-экспериментальных заданий на курсовое проектирование.

В процессе исследования была выдвинута рабочая гипотеза: эффективность курсового проектирования в вузах МЧС России повысится, если:

— задание на курсовое проектирование выдавать в начале процесса изучения данной дисциплины, при этом некоторые численные значения должны быть получены в ходе выполнения лабораторных экспериментов;

— процесс курсового проектирования распределить на легко контролируемые этапы в течение всего периода изучения данной дисциплины, причем защита курсовых проектов и курсовых работ должна также производиться поэтапно.

Цель исследования и сформулированная рабочая гипотеза обусловили следующие задачи:

1. Проанализировать возможности уже существующего отечественного и зарубежного опыта использования современных педагогических технологий в учебном процессе вузов МЧС России при очной форме обучения на этапе курсового проектирования.

2. Сформулировать и обосновать психолого-дидактические требования к тематике и составу необходимых учебно-методических материалов для поддержки курсового проектирования с учетом возможностей лабораторной базы и существующего программного обеспечения проведения виртуальных экспериментов.

3. Сформировать необходимые комплекты методической документации и соответствующего программно-компьютерного сопровождения учебного процесса Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России при внедрении новых технологий организации курсового проектирования по дисциплине «Теплотехника».

4. Подтвердить экспериментально эффективность использования комплексных расчетно-экспериментальных заданий на курсовое проектирование в учебном процессе Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

5. Дать оценку возможности распространения разработанных технологий, применяющихся при курсовом проектировании применительно к специфике учебного процесса со слушателями и студентами заочной и дистанционной форм обучения.

Методологической основой исследования явились:

— философские, психологические и педагогические концепции познавательной деятельности обучаемых при самостоятельной работе над учебным материалом (В.П. Беспалько, А. Е. Болотин, В. П. Давыдов, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин и др.);

— дидактические и психологические закономерности в учебном процессе (Ю.Г. Баскин, Н. Г. Винокурова, П. Я. Гальперин, A.A. Грешных, О. Ю. Ефремов, Ю. Н. Кулюткин, C.B. Литвиненко, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин, JI.C. Узун, В. А. Щеголев и др.);

— применение законов кибернетики как наиболее общей теории управления учебным процессом (B.C. Артамонов, А. И. Берг, Н. Винер, В. Д. Никандров, У. К. Ричмонд, И. Столуров и др.).

— системный подход в изучении педагогических явлений.

В процессе исследования использовались следующие методы:

1. Определение теоретической основы и разработанности проблемы исследования посредством анализа психолого-педагогической, методической и технической литературы.

2. Контент-анализ учебно-методической литературы и планирующей документации дисциплин инженерного и специального циклов, разработанных для организации курсового проектирования.

3. Программная проработка необходимых функций компонентов виртуальной теплотехнической лаборатории.

4. Педагогические наблюдения за самостоятельной работой курсантов и студентов с компонентами виртуальной теплотехнической лаборатории на этапе получения задания на курсовое проектирование.

5. Педагогический анализ содержания курсовых проектов и устных ответов курсантов и студентов при их защите, статистическая и качественная обработка результатов.

6. Свободное интервью и анкетный опрос курсантов и студентов, преподавателей и экспертов, анализ результатов опроса и бесед.

7. Запись на носители параметров обращений курсантов к опциям виртуальной теплотехнической лаборатории.

8. Анализ экспертных оценок методических материалов и разработанных при подготовке эксперимента программных продуктов.

9. Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

Логика исследования:

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа в период с 2009 по 2012 годы.

На первом этапе (2009;2010 гг.) проводилось изучение педагогической, психологической, методической и технической литературы по исследуемой проблеме, производилось теоретическое обоснование темы и определение задачи проводимого исследования, сформулирована рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (2010;2011 гг.) в теоретическом плане было проведено уточнение гипотезы исследования, структуирование связей между компонентами предлагаемого программного продукта и методическим обеспечением. Практический аспект исследования состоял в разработке программы и проведении констатирующего и формирующего экспериментов, была проведена программная реализация бета-версии виртуальной теплотехнической лаборатории.

На третьем этапе (2011;2012 гг.) в теоретическом плане произведено уточнение и доработка предлагаемых условий эффективного использования комплексных расчетно-экспериментальных заданий на курсовое проектирование. В практическом плане — проведение контрольного измерения эффективности использования виртуальной теплотехнической лаборатории для получения исходных данных на курсовое проектирование, а так же программная реализация уточненных версий программного продукта.

На заключительном этапе был проведен теоретический анализ результатов исследования и оформление диссертационной работы.

На защиту выносится:

— способ увеличения числа выполняемых курсантами и студентами курсовых проектов в ходе обучения за счет выдачи задания на курсовое проектирование уже на начальном этапе изучения данной дисциплины и тем самым перенесения начала процесса курсового проектирования на 3−4 семестры;

— авторская система принципов формирования задания на курсовое проектирование, которая предполагает, что часть начальных данных задания курсанты и студенты должны получить самостоятельно в ходе выполнения лабораторных экспериментов, а так же предусматривающая поэтапное выполнение этого задания по мере освоения нового учебного материала данной учебной дисциплины;

— процедура поэтапной защиты результатов курсового проектирования по мере выполнения задания, при которой производится оценка качества выполнения каждого этапа и которая предполагает учет соблюдения графика работы над курсовым проектом, а итоговая оценка курсового проекта носит накопительный характер.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Разработана структура задания на курсовое проектирование, предусматривающая получение части начальных данных при выполнении курсантами и студентами лабораторных экспериментов.

2. Определена процедура поэтапной защиты курсовых проектов применительно к задачам обеспечения эффективной и ритмичной самостоятельной работы курсантов и студентов очной формы обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулирована система принципов формирования тематики курсового проектирования применительно к учебному процессу в вузах МЧС России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1. На основании сформулированных в ходе диссертационного исследования психолого-дидактических требований разработан комплект учебно-методических материалов для самостоятельной работы курсантов и студентов над курсовым проектом по дисциплине «Теплотехника».

2. В педагогическую практику Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России внедрена виртуальная теплотехническая лаборатория, поддерживающая получение начальных условий задания на курсовое проектирование по дисциплине «Теплотехника».

3. Методические и программные разработки, полученные при создании виртуальной теплотехнической лаборатории были использованы при создании технических заданий на виртуальные лаборатории для других учебных предметов вуза: «Электроника и пожарная автоматика», «Электротехника и электроника».

Достоверность научных положений, полученных результатов и обоснованность рекомендаций обеспечивалась:

— выбором проверенных на практике и теоретически обоснованных показателей эффективности разработанного программного продукта как инструментария для выдачи задания на курсовое проектирование;

— длительностью (более 2-х лет) эксперимента, участием независимых экспертов в измерении остаточных знаний экспериментальной и контрольной групп;

— применением методов математической статистики и возможностей современного информационного инструментария при сборе и обработке данных, полученных в ходе эксперимента;

— согласованностью прогнозов, сформулированных в ходе исследования и достижений педагогического опыта высших учебных заведений, а так же личным опытом преподавания.

Отличие результатов диссертационной работы от результатов, полученных другими авторами, заключается в том, что:

— найден способ увеличения числа выполняемых курсантами и студентами курсовых проектов в ходе обучения за счет выдачи задания на курсовое проектирование уже на начальном этапе изучения данной дисциплины;

— сформулирована авторская система принципов формирования задания на курсовое проектирование, которая предполагает, что часть начальных данных задания курсанты и студенты должны получить самостоятельно в ходе выполнения лабораторных экспериментов;

— сформирована процедура поэтапной защиты результатов курсового проектирования по мере выполнения задания, при которой производится оценка качества выполнения каждого этапа.

Апробация работы. Результаты работы докладывались на международной научно-практической конференции на 6 международной научно-практической конференции «Подготовка кадров в системе предупреждения последствий чрезвычайных ситуаций», (СПб. СПбУ ГПС МЧС России, 2007 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе формирующего эксперимента в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России. Разработанный автором программный продукт был рекомендован к использованию в учебном процессе кафедры физики и теплотехники с курсантами и студентами очной формы обучения.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

На основании проведенных исследований установлено следующее:

1. Изучение отечественного и зарубежного опыта позволяет сделать вывод, что использование современных педагогических технологий в учебном процессе на этапе курсового проектирования позволяет повысить качество обучения в вузах МЧС России.

2. Требования к тематике расчетно-экспериментальных заданий на курсовое проектирование применительно к особенностям обучения в вузе МЧС России предусматривают:

— постановку четких, реализуемых и контролируемых целей и задач курсового проектирования;

— уравновешивание противоречащих между собой требований по времени, стоимости, качеству, рискам и содержанию реализации технических задач курсового проектированияя ?1.

— определение планов и подходов, в соответствии с мнением и ожиданиями различных участников курсового проектирования (исполнителя и руководителя курсового проектирования;

— максимальное приближение к будущей практической деятельности обучаемых в вузе МЧС России, при этом тему курсового проекта желательно согласовывать с предстоящей практикой, проводимой на базе комплектующего органа;

— возможность осуществление эффективного поэтапного контроля самостоятельной работы над курсовым проектом со стороны руководителя;

— поддержку числа вариантов не менее числа обучающихся по данной специальности в вузе, что является необходимым условием эффективного функционирования виртуальной библиотеки курсовых проектов.

3. Использование сформированного комплекта методической документации и соответствующего программно-компьютерного сопровождения учебного процесса Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России показало свою эффективность при внедрении новых технологий организации курсового проектирования по дисциплине «Основы теплотехники».

4. Экспериментально доказана эффективность использования комплексных расчетно-экспериментальных заданий на курсовое проектирование в учебном процессе Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

5. Представляется перспективным распространения разработанных технологий, применяющихся при курсовом проектировании применительно к специфике учебного процесса со слушателями и студентами заочной и дистанционной форм обучения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Предусмотреть освоение методики использования виртуальных технологий моделирования при постановке задач на курсовое проектирование в учебном процессе при проведении мероприятий организационно-методического характера, нацеленных на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

2. Для предупреждения возможного дублирования, тематику заданий на курсового проектирование по учебным дисциплинам, имеющих соответствующие межпредметные связи, необходимо согласовывать в ходе межкафедральных семинаров и совещаний.

3. При создании электронной библиотеки на сервере учебного заведения необходимо сформировать специальный раздел для хранения программных комплексов виртуальных лабораторий и сопроводительной учебной документации по различным учебным дисциплинам с возможностью их доступа пользователями учебного заведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. С. Подготовка курсовых и дипломных работ: метод, рекомендации / И. С. Абрамовская, Н. Ф. Иванова — Новгор. гос. ун-т. Великий Новгород: НовГУ, 2002. — 22 с.
  2. P.M. Концепция проектирования среды генеалогических исследований на базе средств информационных и коммуникационных технологий. М.: ИИО РАО, 2004. — 38 с.
  3. С.М., Кашицин В. П., Фрумин И. Д., Соболев E.H. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». -М.: Локус-Пресс, 2003.
  4. М.Н., Кузьмин A.A., Романов H.H. Теплотехника: Методические указания по выполнению курсовой работы / Под ред. B.C. Артамонова. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009. — 72 с.
  5. A.A., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. -М.: МГОУ, 2002. 168 с.
  6. А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А. Ф. Ануфриев — Моск. гос. открытый пед. ун-т, Фак. психологии. М.: Ось-89, 2005. — 112 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  8. АтановГ.А., Пустынникова И. Н. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы. Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. — 504 с.
  9. Р. и др. Введение в математическую теорию обучения. -М.: Мир. 1969−520 с.
  10. A.A. Инновационные процессы в технологиях обучения: М.: Гардарики, 2005. — 288 с.
  11. Ю.Г., Экштейн А. И. Перспективы применения модульной технологии обучения в ВУЗе МЧС России. // Вестник Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России. 2006. -№ 4(15). (0,2 п.л./0,1 пл.).
  12. Ю.Г., Грешных A.A. Метод априорной оценки эффективности учебных занятий в группах с различными социально-психологическими характеристиками. // Вестник Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России. -2005.-№ 1.
  13. М. В. Оформление курсовых и дипломных работ: ме-тод. пособие / М. В. Белоделов, А. М. Чмутин — Волгогр. гос. ун-т. -Волгоград: ВолГУ, 2004. 53 с.
  14. М.И., Вымятнин В. М., Григорьев С. Г. и др. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 86 с.
  15. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Издательство «Института практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.
  16. В.Б. Анализ статистических данных с использованием деревьев решений: Учебное пособие. Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2002. — 60 с.
  17. А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования. // Монография. — Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ, 2002. 301 с.
  18. В.П. Критерии для оценки знаний и пути оптимизации процесса обучения // В кн.: Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. М.: 1967 — с. 47.
  19. В.П. Программированное обучение. Дидактическиеосновы. М.: Просвещение. 1990. 146 с.
  20. В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. М.: МПСИ, 2002. — 352 с.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. М.: Высшая школа. 1989. — 145 с.
  22. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Института профессионального образования Министерства образования России, 1995. 336 с.
  23. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. 263 с.
  24. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. МЛ., Энергия, 1964. — 508 с.
  25. .Н., Кузубов В. Н. Системная интеграция информационных технологий в научно-образовательной сети//Проблемы информатизации высшей школы (метаинформация-координация-интеграция). Специальный выпуск. Дистанционное образование.-1995.-3.-с.3−1 3.
  26. A.B. Мышление: процесс, деятельность, общение.- М.: Наука, 1982.- 387 с.
  27. Н. Г. Использование Интернет-технологий для визуализации итоговых выпускных квалификационных работ / Н. Г. Бурное // Телекоммуникации и информатизация образования. 2005. — N 2. — с. 46−48.
  28. Буш Р, Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости.- М., 1968.- 483 с.
  29. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине, М.: Советское радио, 1958. с. 304.
  30. В.Т., Сопов В. Ф., Капцов A.B. Социально-психолого-педагогические детерминанты успешности обучения при дистанционной форме образования. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -76 с.
  31. В.Т. Фрактально-кластерная теория управления образовательными структурами.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 303 с.
  32. Выпускные квалификационные работы. Курсовые проекты и работы. Правила оформления и структура СТП МГУПИ 2 068 752−5-2006.
  33. Государственный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимальному содержанию и уровню подготовки инженера по специальности «Пожарная безопасность». М, 2005.
  34. A.A., Холодков JI.A. Педагогическая диагностика в высшей военной школе. Вестник Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России. 2005. -№ 4(11).
  35. С.П., Архипова А. И. Проектирование учебно-информационных комплексов. Краснодар, Аргус-Пресс, 2000. 143 с.
  36. В.П. Методика военно-педагогического исследования.-М.:ВПА, 1976.- 64 с.
  37. H.JI. Подготовка педагогических кадров к комплексному использованию информационных и коммуникационных технологий. Ярославль: Изд-во «Александр Рутман», 2005.- 71 с.
  38. В. А. Выпускная квалификационная работа специалистов по безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды / В. А. Девисилов // Безопасность жизнедеятельности. N 12. — 2003. -с. 41−47.
  39. Ф.Д., Беспалов П. В., Гуленков Г. А. Технология создания электронных учебно-методических комплексов. Руководство для преподавателей. М., РАГС, 2004.- 45 с.
  40. В.П., Джусубалиева Д. М., Майер Г. В., Пралиев С. Д. Программа эксперимента по организации и осуществлению международных образовательных программ с применением технологий дистанционного обучения". Томск: ИДО ТГУ, 2000. — 20 с.
  41. В.П., Вымятнин В. М. Принципы и технологии создания электронных учебников: Электронный учебник. Томск, 2002.
  42. A.M. Методы эффективного самообразования. / М., ЦИТО, 1999. 67 с.
  43. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990. 189 с.
  44. А.Г. Машиностроительные расчеты в среде Excel 97/2000. СПб.: БХВ — Санкт-Петербург, 2000. — 416 с.
  45. О.Ю., Патеева Н. Е. Педагогическая диагностика в процессе изучения иностранных языков. // Вестник Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России. -2006.-№ 4(15).
  46. Л.В. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1990.- 424 с.
  47. И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.
  48. Информатизация образования: направления, средства, технологии: Пособие для системы повышения квалификации / Под общей ред. С. И. Маслова. М.: Изд-во МЭИ, 2004. — 230 с.
  49. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
  50. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  51. .С. Информационное обеспечение непрерывного профессионального образования в университетском комплексе. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2004. — 267 с.
  52. В. Н. Курсовое и дипломное проектирование: учеб. пособие / В. Н. Карев, А. В. Ильин, Н. П. Лютов — Моск. гос. ун-т сервиса, Волгогр. фил. Волгоград: МГУС, Волгогр. фил., 2004. — 63 с.
  53. Д.В. Общие методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Технология мяса имясных продуктов»: Методические указания. Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2004. 28 с.
  54. Г. И. Организация курсового проектирования по дисциплине «Основы проектирования режущих инструментов» / Г. И. Киреев //Компьютерные технологии в высшем образовании: тез. докл. науч.-метод.конф., 31 янв.-2 февр. Ульяновск: УлГТУ, 2000. — с.29−30
  55. В.З. Маршрут в страну информалогию. Наука, 1985.160 с.
  56. И. М. Вовлечение студентов в научную работу через сквозное курсовое проектирование / И. М. Колганов // Современные технологии учебного процесса в вузе: тез. докл. науч.-метод. конф., 28−29 янв. Улья-новск, 2002. — с. 18−20.
  57. К.К., И.В. Роберт. Социальные аспекты информатизации образования. Москва: Изд-во ИИО РАО, изд-во ИПИРАН, 2004. — 54 с.
  58. Компьютеры и познание: Очерки по когитологии: Сб. науч. тр. / Ред. сост.: Б. М. Величковский, А. И. Зеличенко. — М.: Наука, 1990. — 340 с.
  59. H.A., Медынский Е. И., Шибаева М. Ф. История педагогики.- М.: Просвещение, 1974.-447 с.
  60. И .Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. М.: Высшая школа. 1976. 109 с.
  61. К.И., Левицкий Б. Е., Некрасов С. Д. Проблема качества образования: применение развиваемых полей знаний ввиртуальных образовательных средах. Материалы Международной конференции. Томск, 2000. — с. 76 — 79.
  62. В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. М.: ООО «Дом педагогики», 2006. — 231 с.
  63. С.С. Итоги дискуссии «Роль преподавателей во внедрении проблемно-поисковых средств обучения» // Educational Technology & Society. 2002. № 5.
  64. И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб.-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К°, 2005. — 339 с.
  65. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. // Методы системного педагогического исследования.- Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  66. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  67. Ю.Н., Сухобская Г. С. Творческая направленность деятельности педагога.- Л.: НИИ ООВ, 1978.- 102 с.
  68. Кун Т. Структура научных революций, — М.: Прогресс, 1977.- 300с.
  69. Ф.У. Информационно-поисковые системы: Пер. с англ. -М: «Мир», 2002. 308 с.
  70. , В.В. Методологические основы проблемно-ориентированного обучения физике в техническом университете. Монография / В. В. Ларионов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. 240 с.
  71. В.Л. Интеллектуальные обучающие системы: теория и технология создания и применения. М.: Образование и Информатика, 2003.-304 с.
  72. С.Л., Горбунова Е. И. Стандартизация метаданных в информационно-образовательной среде открытого образования //Россия: перспективы прорыва в цивилизацию знаний: Тез. докл. V межвуз. научн. конф. М.: РосНОУ, 2004. — с. 198−202.
  73. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. -М.: МГУ, 1989.-240 с.
  74. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., изд-во РАН и НИИНИ, 1992.-263 с.
  75. М. Теория социального управления. -М, Мир, 1978.565 с.
  76. Н.В. Ноосферное образование. М.: РАЕН, 1998. — 234с.
  77. Международная стандартная классификация образования (МСКО). Переработанная версия II. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, М, 1999.
  78. Международная стандартная классификация образования. МСКО-97/ ЮНЕСКО, ноябрь 1997. BPE-98/WS/1.
  79. Методические указания по выполнению курсовой работы: компьютерная версия / Составитель: В. Ю. Шамин. 2-е изд., перер. -Челябинск: ЮУрГУ, 2005. — 22 с.
  80. В.Н., Нестеренко В. М. Проблемы высшего технического образования в современных условиях // Тез. докл. СПб: Петровская академия наук и искусства, 1998. с.З.
  81. М.В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Интернет в образовании: специализированный учебный курс.- М: «Обучение-Сервис», 2006, с. 248. Илл. 27.
  82. В.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. М.: Наука. 1970. -204 с.
  83. В.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высшей школы, 1983, N8, с. 31.
  84. Е.Ю. Управление процессом обучения в условиях открытого образования // Информатика в школе. Пермь, 2001. с. 22−24.
  85. H.A. Виртуальный человек. Отечественные предпосылки философии виртуального образования. М.: «Магистр», 1997. — 192 с.
  86. В. А. Организация индивидуальной работы студентов строительного факультета в курсовом проектировании по дисциплине «Конструкции из дерева и пластмасс» / В. А. Обрезкова, В. С. Щелыкалин1. S i
  87. Современные технологии учебного процесса в вузе: тез. докл. науч.-ме-тод. конф., 27−28 янв. Ульяновск: УлГТУ, 2003. — с. 43.
  88. E.H., Митин А. И. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 217 с.
  89. В.А. Экспертно-обучающие системы. К.: Наук. Думка, 1992. — 270 с.
  90. Письмо Минобразования РФ от 27.11.2002 г. № 14−55−996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».
  91. Положение о выпускных квалификационных работах по инженерным специальностям / Балт. гос. техн. ун-т «Военмех». СПб.: БГТУ, 2000. — 34 с.
  92. Положение о курсовых работах студентов Санкт-Петербургского государственного университета. http://anthropology.m/ru/educ/student/st cp/html)
  93. Положение о курсовом проектировании на ФКН. (www.univer.omsk.su/departs/compsci/dipl/polozhkursproekt.doc)
  94. Положение о курсовых и выпускных квалификационных работах на программе бакалавров, (www.econ-msu.ru/cd/982/)
  95. Проектирование и сопровождение информационных систем в образовании / А. Д. Иванников и др. М.: НИИВО, 2003. — 91 с. -(Новые информационные технологии в образовании: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования- вып.
  96. Программированное обеспечение при курсовом проектировании по дисциплине «Передача и распределение электроэнергии» / А. JI. Плиско и др. // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2000. — N 1. — с. 54−56.
  97. Об использовании дистанционных образовательных технологий. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137.
  98. О.Н., Муравьева A.A., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие.-М.: Альфа-М, 2005.-288 е.: ил.
  99. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. Петровского A.B. М.: Издательство Московского университета. 1986. -302 с.
  100. Основы научной организации труда в ВУЗах. М, Военное издательство, 1979. — 432 с.
  101. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. — М.: Педагогика, 1972. 184 с.
  102. П.И. Искусство преподавания.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 211 с.
  103. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 4.
  104. Ш. Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений, М., «ФилинЪ», 1998.
  105. В.А., Шлык В. В. Компьютерная дидактика. / Теоретические основы и технологии открытого образования. Часть 2.
  106. Материалы Всероссийской научно- методической конференции, 3−4 февраля 2004 г. Липецк: ЛГТУ, 2004. — 113 с.
  107. Э.П. Особенности разработки и использования экспертных систем. «Искусственный интеллект». М. Радио и связь, с. 289.
  108. , Ю.М. Активные методы в дистанционном обучении/ журнал «Дистанционное образование», № 1, 1997.
  109. Проблемы информатизации высшей школы/ Гос. НИИ системной интеграции. М., 1995. Вып.З.
  110. Психология и педагогика высшей школы. Под ред. Барабонщикова A.B. М.: Военное издательство. 1989. с. 365.
  111. Проблемы информатизации высшей школы/ Гос. НИИ системной интеграции. М., 2005. Вып. 13.
  112. С. А. Применение ЭВМ в курсовом и дипломном проектировании дисциплины «Основания и фундаменты» / С. А. Пьянков // Современные технологии учебного процесса в вузе: тез. докл. науч.-метод. конф., 26−27янв. Ульяновск: УлГТУ, 2004. — с. 82−83.
  113. И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М: ИИО РАО, 2007. — 234 с.
  114. М. 3. Руководство по написанию курсовой работы: (практ. рекомендации) / М. 3. Родина, Н. П. Мышкина- Мордов. гуманитар. ин-т, Экон. фак. Саранск: Рузаевский печатник, 2002. — 30 с.
  115. В.Н., Никитина Г. В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб, 2002. 186 с.
  116. У.К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения. М.: Мир. 1968. 276 с.
  117. C.B. Теоретические основы педагогического исследования. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. — 349 с.
  118. В.И. О диалектике элементов и структуре в объективном мире и познании. М, Наука, 1962. — 140 с.
  119. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  120. Г. Н. Качество подготовки специалистов в вузах и оптимизация обучения. Челябинск: ЧПИ. 1982. — 241 с.
  121. В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технологии, — Волгоград: ВГПУ, 1994.- 149 с.
  122. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и дополненное. М., Роспедагентство, 1997 г., 264 с.
  123. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика. 1986. 151 с.
  124. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. СПб, 1994. 110 с.
  125. Ю.П. К разработке модели системы проблемного обучения в вузе // Сайт проекта Интернет-конференции «Актуальные проблемы медицинского образования», прямая ссылка http://vgmu.vitebsk.net/intconf/sect3/Lhtm
  126. В.А., Исаев И. Т., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика.- М.: Пресс, 1997, — 512 с.
  127. И.Н., Фирсов Г. И. ПЛП-поиск эвристический метод решения прикладных задач оптимизации // Практика применения научного программного обеспечения в образовании и научных исследованиях. Санкт-Петербург: СПбГПУ, 2003. с. 54 — 67.
  128. , В.И. Проблема методической поддержки преподавателей. Информационные технологии в образовании: сбр. тр.- Ч. 5. М.: Просвещение, 2003.
  129. В.Г. Прогностическое моделирование и мониторинг региональной системы образования. М.: Информатика и образование, 2001. — 208 с.
  130. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: 1969 с. 14.
  131. С.Н., Анашечкин А. Д., Шевченко И. П. Кафедра автоматики и сетевых технологий. Методические рекомендации по дипломному проектированию. / Под общей ред. B.C. Артамонова СПб.:
  132. СПб университет ГПС МЧС России, 2008. 70 с.
  133. Ю.Б., Добуш М. Г., Мурашко М. В. Педагогическая технология подготовки военных специалистов в высших военно-учебных заведениях. Тверь: ВУ ПВО, 2001. 99 с.
  134. JI.C., Проходимцева Е. М., Михайлов В. А. Особенности формирования личности специалистов в системе пожарно-технического образования. // Вестник Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России. 2006. — № 1(12).
  135. . JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. — М.: Просвещение, 1987. 224 с.
  136. X. Мотивация и деятельность. М.: 1986. — с. 341.
  137. А. В. Дидактическая эвристика: Теория и практика креативного обучения / А. В. Хуторский. М.: МГУ, 2003. — 415 с.
  138. Целевая интенсивная подготовка специалистов. Под ред. Липанова A.M., Лукошкина А. П. Л, Издательство ЛГУ, 1987. 88 с.
  139. И.А. Перспективы использования новых информационных технологий в российской системе образования // Международная конференция «Современные технологии обучения». -СПб.:-2005.-с.12−13.
  140. С.А., Клева Л. П. «Оценка качества открытого дистанционного образования»// Открытое дистанционное образование. 2005.№ 2(18). с.11−16.
  141. М.Г. Концептуальная модель предметноинформационной среды образовательного процесса //
  142. Теоретические и прикладные модели информатизации региона. Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2000. — с. 64−67.
  143. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике.- JL: Изд-во ЛГУ, 1979.- 200 с.
  144. В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ, 1988.160 с.
  145. Borisov A.A., Popov N.V., and Shauerman A.A., «Foundations of making virtual laboratories in engineering education,» International Workshops and Tutorials on Electron Devices and Materials EDM'2006, pp. 180−181, 2006.
  146. J. Soentgen. Atome Sehen, Atome Horen. In: Nanotechnologien im Kontext. Philosophische, ethische und gesellschaftliche Perspektive. Berlin: Akademische Verlagsgesellschaft Aka GmbH, 2006.
  147. W. Neuser. Einfuhrung. Quanten Philosophie. Heidelberg: Spektrum, Akad. Verl., 1996, S. 9−10.
  148. Crocodile http://www.crocodile-clips.com/index.htm, Biointeractive Virtual Labs http://www.hhmi.org/biointeractive/vlabs/index.html, GenLab http://www.virtual-labs.org/genlab/.151
Заполнить форму текущей работой