Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Городское самоуправление в Западной Сибири в годы первой мировой войны, июль 1914 — февраль 1917 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В некоторых исследованиях дореволюционных авторов была представлена характеристика Городовых положений 1870 и 1892 гг. В них содержался сравнительный анализ этих документов, а также предлагались пути преобразования городских общественных управлений. При этом полнота, обоснованность и объективность оценок во многом зависели не только от правовой квалификации авторов, но и от их идейно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И ФИНАНСОВО -БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
    • 1. Организация и полномочия городских дум и управ
    • 2. Финансово — бюджетная политика органов городского самоуправления
  • ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМО -УПРАВЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
    • 1. Оказание помощи пострадавшим от войны и борьба с дороговизной жизни
    • 2. Деятельность в хозяйственной и социально — культурной сферах

Городское самоуправление в Западной Сибири в годы первой мировой войны, июль 1914 — февраль 1917 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из наиболее важных проблем, которая стоит сегодня перед российским обществом в условиях глубоких социальных и экономических преобразований, является задача формирования шйюй системы гражданского представительства и организации общественного самоуправления, без чего невозможно построение прочного фундамента демократической государственности.

История городов — одна из главных проблем исторической науки. В связи с реформированием политической системы и развитием современной российской государственности в настоящее время актуализировался вопрос, связанный с организацией деятельности органов местного самоуправления, который является частью более общей проблемы взаимодействия центра и регионов. Органы городского самоуправления дореволюционной России являлись, наряду с земствами, одним из наиболее своеобразных институтов существовавшей тогда в стране политической системы. Они представляли собой попытку сочетания принципов самостоятельности и либеральных начал в системе местного управления с жестким централизмом всего государственного аппарата. Элементы централизма особенно заметно сказались на деятельности органов городского самоуправления в последние годы существования самодержавия в России, в период резкого обострения всех его внутренних противоречий.

В годы первой мировой войны, которая явилась последним периодом существования городского самоуправления в условиях самодержавного государства, перед городскими думами и управами встало множество новых проблем, которые требовали неотложного решения. В условиях войны представители муниципалитетов с особой остротой почувствовали несоответствие между чрезвычайно возросшими задачами и ограниченными правами городского самоуправления. Как следствие, в широких слоях общественности все больше утверждалось мнение, что без реформирования местного самоуправления на демократических началах его деятельность не может быть достаточно эффективной.

Отсюда вполне понятно, что изучение указанной проблемы, как на общероссийском, так и региональном материале представляет значительный интерес в научном плане. Исследование истории городского самоуправления в Западной Сибири, являвшейся одним из крупнейших регионов Российской империи, позволяет выявить как общие, так и специфические черты в его организации и деятельности в условиях первой мировой войны. Кроме того, в Сибири, где земство отсутствовало, опыт работы городского самоуправления особенно важен для изучения. Все сказанное выше свидетельствует об актуальности и научной значимости темы.

Переходя к историографии вопроса, следует отметить, что изучение городского самоуправления было начато еще в дореволюционный период. Правовая природа местного самоуправления, его сущность и место в общей системе государственной власти являлись предметом острых дискуссий. Исследователи, как правило, критиковали современную им организацию общественного управления и доказывали необходимость ее реформирования. Больше всего нареканий вызывали городская избирательная система и административный йадзор за деятельностью общественных учреждений, которые расценивались как нарушение главного принципа самоуправления. Именно в русской историко — правовой науке были разработаны многие теоретические положения, в которых, в известной степени, отразились противоположные идеи, относящиеся к так называемым общественной и государственной теориям самоуправления.

Исходным положением представителей общественной теории (Б. Н. Чичерин, А. И. Васильчиков и другие) было противопоставление государственных интересов местным, противопоставление местных учреждений государственным и государству вообще.1 Сторонники этой теории полагали, что наряду с областью государственных дел имеется еще широкая область дел чисто местных, которых государственная власть не должна касаться и которыми ведают выборные органы самоуправления вполне самостоятельно, без всякого участия правительственного элемента. Государство должно лишь осуществлять контроль, чтобы органы местного самоуправления не выходили за рамки закона. Общественная теория самоуправления преобладала в русской научной литературе до 80-х годов XIX в., то есть в ранний период капитализма в России. Позднее ее вытеснила государственная теория, представители которой (Н. И. Лазаревский, В. П. Безобразов, А. Д. Градовский и другие)2 видели в самоуправлении «возложение на местное общество осуществления задач государственного управления, службу местного общества государственным интересам и целям». По этой теории, местные и государственные интересы не противопоставляются, а органы самоуправления являются звеном в общей цепи государственных установлений, являясь в то же время «не непосредственными органами государства, а органами местного общества», а потому и вполне самостоятельными. В. П. Безобразов, первый наиболее полно изложивший основные положения государственной теории, писал по этому поводу: «.учреждения самоуправления совокупно с бюрократическими учреждениями суть двоякие органы одного и того же государственного механизма, различные формы одной и той же власти» .3.

В некоторых исследованиях дореволюционных авторов была представлена характеристика Городовых положений 1870 и 1892 гг. В них содержался сравнительный анализ этих документов, а также предлагались пути преобразования городских общественных управлений. При этом полнота, обоснованность и объективность оценок во многом зависели не только от правовой квалификации авторов, но и от их идейно — политической ориентации. С введением Городового положения 1892 г. в работах историков и публицистов акценты смещаются в сторону идеализации закона 1870 г., который противопоставляли новому Положению, получившему название «городская контрреформа». В частности, в работах В. М. Гессена, Г. И. трейдера, Д. Д. Семенова и некоторых других авторов основополагающим был вопрос о реакционности Городового положения 1892 г. по сравнению с аналогичным законом 1870 г. На основании критического анализа этих законодательных актов авторами был сделан вывод о лишении органов городского самоуправления в конце XIX в. достаточных полномочий для самостоятельной деятельности. Поэтому они признавали необходимым расширить круг избирателей за счет тех, кто не имел недвижимой собственности (квартиронанимателей) и освободить города от контроля администрации или, по крайней мере, вернуться к организации самоуправления, существовавшей до 1892 г. 4.

Характерна в этом отношении работа известного публициста Г. И. трейдера, в которой он проводил резкую грань между городским общественным управлением до и после 1892 г., противопоставляя общественное управление «на началах самоуправления» просто «городскому управлению», созданному Городовым положением 1892 г. 5 В исследовании И. А. Вернера большое место отводилось изучению правового статуса и организационного устройства городских самоуправлений по Городовому положению 1892 г. и акцентировалось внимание на предопределенном законом соотношении его представительных и исполнительных органов в пользу последних.6 Подобная точка зрения присутствовала и в работе Д. Д. Семенова. В данной связи он писал: «Установленная Городовым положением 11 июня 1892 г. привилегия весьма небольшого круга богатых домовладельцев и крупнейших торгово — промышленников совершенно противоречит естественному праву, по которому все городские обыватели, каждый горожанин и каждая горожанка, правои дееспособные в гражданском отношении имеют одинаковое и равное право на участие в делах родного города» .7.

Накануне первой мировой войны быстрое развитие российских городов, расширение объема деятельности и осложнение хозяйственной практики городских дум и управ усилили интерес к изучению деятельности городского общественного управления. Внимание исследователей теперь акцентировалось на обосновании необходимости его реформирования ввиду явного несоответствия компетенции органов общественного управления с потребностями развивающихся крупных городов. Для публикаций этого периода характерна также критика установленной в законодательном порядке жесткой системы подавления административным аппаратом самостоятельности городских органов самоуправления, сводящей на нет принципы самоуправления в классическом значении. Вместе с тем, в этих исследованиях содержалась высокая оценка возможностей органов городского самоуправления при условии расширения их компетенции и построения на демократических о основах. В годы первой мировой войны был опубликован также ряд работ, в которых, хотя и фрагментарно, рассматривались тенденции развития органов городского самоуправления в указанный период и их задачи в послевоенное время.9.

Если говорить об изучении городского самоуправления в Западной Сибири в годы первой мировой войны, то эта тема не привлекала внимания дореволюционных авторов. Имелись лишь общие работы, в которых отчасти освещалась деятельность городских самоуправлений.

Сибири в довоенное время, а также краеведческие издания по истории отдельных городов.10 Невнимание авторов к проблемам местного самоуправления в Западной Сибири крылось в недостаточно высоком уровне местной историографии, в малочисленности кадров профессиональных историков и отсутствии научно — организационных центров в крае.

В советский период, в условиях административно — командной системы, проблема местного самоуправления в дореволюционной России не относилась к числу приоритетных и поэтому практически вплоть до 1970;х годов не изучалась. Одной из немногочисленных публикаций, посвященных городскому самоуправлению, являлась книга Л. А. Велихова, вышедшая в 1928 г. 11 В ней освещалась, хотя и тезисно, организация городского самоуправления в России в дореволюционный период. Большое внимание автор уделял характеристике развития городского хозяйства (задолженности городов, муниципализации предприятий и др.), а также такому вопросу, как отношениям между городскими самоуправлениями и властью. Л. А. Велихов давал подробную характеристику различных видов правительственного надзора за деятельностью общественных учреждений, высказывая при этом столь непопулярную в начале XX в. точку зрения о необходимости и целесообразности этого надзора.12.

Проблема городского самоуправления на материалах сибирского региона в 1920;е — 1960;е гг. практически также не изучалась. За исключением работ Н. В. Горбаня и И. Е. Попова, 13 в которых в популярной форме излагались сведения о формировании и функционировании органов городского самоуправления Омска и Томска, других специальных публикаций по указанной тематике не было. Как следствие, даже в фундаментальном издании «История Сибири» о деятельности городских самоуправлений в Западной Сибири в годы первой мировой войны содержалась лишь весьма скупая информация.14.

Только в 1970;х — 1980;х гг. внимание к истории городского самоуправления в советской историографии несколько усилилось. Указанная проблема начала освещаться в работах общего характера, посвященных политическому строю России и ее государственных учреждений. При этом акцентировалось внимание на таких аспектах, как место городских реформ 1870 и 1892 гг. в системе правительственной политики, теория и практика местного самоуправления, взаимоотношения общества и власти, формирование гражданского общества. В ряду подобного рода исследований особо следует выделить монографии Н. П. Ерошкина и П. А. Зайончковского.15 О возросшем интересе к изучению городского самоуправления свидетельствовала и зашита диссертационных исследований, выполненных на материале ряда крупных российских городов, в частности, Москвы.16.

В 1984 г. была издана первая специальная обобщающая работа по истории городского самоуправления — монография В. А. Нардовой, написанная на широком общероссийском материале.17 На большом фактическом материале автор прослеживает практическую реализацию реформ 1870 и 1892 гг., их характер и результаты. Исследователем был выявлен хдрактер взаимоотношений органов городского самоуправления и правительственной администрации, охарактеризован социальный состав городских избирательных собраний. В, А. Нардова обстоятельно изучила сословно — имущественную принадлежность гласных и городских голов. С этой целью автором была проведена обработка большого объема статистического материала. Известное отражение в данной работе нашла практическая деятельность городских властей. Большое внимание было уделено деятельности так называемой «кахановской комиссии», что позволило более полно представить законодательный процесс подготовки и принятия Городового положения 1892 г., а также раскрыть причины пересмотра Городового положения 1870 г.

Наряду с исследователями центра страны в 1970;е — 1980;е гг. активизировали свою деятельность в этом направлении и историки сибирского региона. В Новосибирске вышла из печати серия сборников по истории городов Сибири досоветского периода. В них значительное внимание было уделено изучению демографического развития городов, сословному составу населения, вопросам управления, культуры, взаимоотношениям города и деревни, 18 В эти годы появились также работы, посвященные изучению ряда вопросов социальноэкономического развития городских центров Западной Сибири — Омска, Томска, Новониколаевска, Барнаула, в том числе рассмотрению некоторых аспектов деятельности городских самоуправлений.19.

Всплеск интереса к проблемам истории городского самоуправления пришелся на начало 1990;х годов, причем он не утихает и по сей день. Крушение советской системы и связанное с этим значительное изменение ценностных ориентации нашего общества с неизбежностью повлекло за собой ломку старых концептуальных и методологических парадигм, что, в свою очередь, обусловило повышенное внимание к развитию института местного самоуправления. Россия переживает эпоху возрождения местного самоуправления, поэтому вполне обоснованно обращение к теме исторического переосмысления его дореволюционного опыта.

В 1994 г. в Санкт — Петербурге была издана новая монография В. А. Нардовой «Самодержавие и городские думы в России в конце XIXначале XX века», в которой она продолжила изучение правительственной политики в области городского общественного управления, но к решению поставленных задач подошла гораздо шире, чем в своей предыдущей книге. Здесь, наряду с известными уже сюжетами, рассматриваются такие аспекты, как финансовое положение городов и основные направления хозяйственной деятельности городских самоуправлений. В. А. Нардовой был всесторонне изучен удельный вес городских жителей, получивших избирательное право по Городовому положению 1892 г., сословный состав органов городского самоуправления, образовательный уровень гласных дум и др. Сравнивая результаты городских выборов за несколько четырехлетий, автор делает вывод, что к началу XX века, несмотря на усилия царских властей, кардинальных изменений в социальном составе самоуправления губернских городов не произошло. В целом, труд В. А. Нардовой позволяет более глубоко взглянуть на организацию городского самоуправления, созданного Городовым положением 1892 г.

Об усилении интереса к изучению городских общественных управлений конца XIX — начала XX вв. свидетельствует появление исследований, выполненных на материале городов Европейской части России. Особо следует выделить монографию Л. Ф. Писарьковой, в которой прослеживается история городского самоуправления Москвы во второй половине XIX — начале XX в. В ней четко выделены три направления проблемы, которые представляются наиболее важными автору: эволюция городского законодательства и степень его реализации в городском общественном управлении Москвыособенности развития городского хозяйстваотношение городской общественности к выборной службе и органов городского самоуправления к властным государственным структурам. Л. Ф. Писарькова вносит существенные коррективы в оценку Городового положения 1892 г. В книге указано, что изменения, предусмотренные этим законом, были вызваны самой жизнью, а их введение внесло позитивные изменения в состав думы и тем самым способствовало развитию городского хозяйства Москвы.

Автор приходит к выводу, что «закон 1892 г. был необходимым и вполне закономерным звеном в развитии городского самоуправления, а связанные с ним изменения еще не дают основания для определения 1 этого закона как «контрреформы». Точка зрения Л. Ф. Писарьковой, безусловно, заслуживает внимания и должна быть учтена в процессе дальнейшей разработки проблемы.

Среди новейших исследований об эволюции местного самоуправления в России значительный интерес представляет работа Е. Г. Анимицы и А. Т. Тертышного «Местное самоуправление: история и современность» (Екатеринбург, 1998). Авторы отмечают, что в условиях сверхцентрализованного государства проведение в России крупных преобразований государственного масштаба (например, судебной, военной, городской, земской реформ и т. п.) возможно было только лишь по инициативе самодержавной власти. Анализируя правовую природу самоуправления, они приходят к выводу, что по своим сущностным признакам оно качественно отличается от государственной власти. Вместе с тем важной посылкой теоретического осмысления эволюции самоуправления послужила идея о том, что две стороны управлениясамоуправленческие и государственные начала — следовали в общем русле изменений социально — экономического и политического характера.

Те же процессы определяли изучение проблемы и на региональном уровне. В последнее десятилетие сибирскими историками были предприняты шаги по мобилизации конкретно — фактического материала, способного стать основой для комплексной разработки указанной темы. Показателем значительных сдвигов в локальноисторическом изучении городского самоуправления являются публикации Е. А. Дегальцевой, А. В. Лена, А. В. Литягиной, А. П. Толочко и И. А. Коновалова, Е. Ю. Меренковой, Л. А. Ереминой и ряда других историков.22 Например, в 1997 г. А. П. Толочко и И. А. Коноваловым была издана работа «Городское самоуправление в Омске в дореволюционный период», авторы которой на основе широкого круга источников проследили основные этапы становления и развития городского самоуправления в Омске. Исследователи отметили и основные изменения, произошедшие в течение рассматриваемого периода в механизме формирования думы и управы, их организационной структуре и компетенции. В книге получили также освещение некоторые стороны хозяйственной деятельности городского самоуправления Омска.

Возросший интерес исследователей нашел свое выражение и в появлении работ диссертационного уровня. В 1999 г. А. В. Литягиной в Барнауле была защищена кандидатская диссертация по теме «Городское самоуправление Западной Сибири в конце XIX — начале XX веков (по материалам Томской губернии)». Впервые автором комплексно исследуется целый ряд таких вопросов темы, как влияние «контрреформы» на формирование избирательного корпуса городов в Томской губернии, избирательная активность горожан, отнощение между царской администрацией к формированию органов самоуправлениябюджетная деятельности городских дум, работа дум в хозяйственной и социально — культурной сферах и др. Является новой и поднимаемая в работе проблема роли и места городских дум среди других представительных организаций буржуазии.

Особый интерес представляют кандидатские диссертации Е. Ю. Меренковой и Л. А. Ереминой, которые являются обобщающими исследованиями в области городского самоуправления Западной Сибири конца XIX — начала XX вв.23 В этих работах всесторонне рассмотрен механизм формирования органов городского самоуправления, обстоятельно проанализирован сословный состав дум, дана целостная характеристика правового статуса органов городского самоуправления и условий их функционирования. Впервые предпринято системное изучение принципов и источников формирования городских бюджетов, проведено комплексное исследование основных направлений деятельности городских самоуправлений, раскрыта сущность контрольно — надзорных функций государства за деятельностью дум и управ западносибирских городов. Однако приходится констатировать, что за немногим исключением исследования, посвященные проблемам городского самоуправления, ограничиваются 1914 г. и не затрагивают период первой мировой войны.

В той или иной мере отдельные сюжеты по истории городского самоуправления в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв. были рассмотрены также в публикациях Н. М. Дмигриенко, Н. Ф. Емельянова, А. Г. Киселева, В. А. Скубневского и некоторых других авторов.24 В этом плане хотелось бы выделить монографию Н. М. Дмитриенко, которая посвящена истории одного из крупнейших городов сибирского региона, каким являлся Томск, в дореволюционный период и в первые годы советской власти. Наряду с другими вопросами большое внимание автор уделяет также изучению системы управления и самоуправления в городе, ведущим отраслям и сферам городской экономики на протяжении длительного исторического периода XIX — первых десятилетий XX вв.

В целом, несмотря на определенные сдвиги в разработке проблемы, ее исследование в публикациях современных историков ограничено тематическими, хронологическими и территориальными рамками, что не позволяет представить целостную картину деятельности городского самоуправления в Западной Сибири в годы первой мировой войны. Отсутствие вплоть до настоящего времени специального обобщающего исследования, недостаточная изученность многих важных вопросов темы, свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения названной проблемы.

Объектом исследования в диссертации является городское самоуправление в Западной Сибири в годы первой мировой войны в лице дум и управ, а предметом — их организация, полномочия и основные направления деятельности.

Целью предлагаемого диссертационного сочинения является исследование процесса функционирования городского самоуправления в Западной Сибири с учетом тех изменений, которые произошли в его организации и деятельности в условиях первой мировой войны. В соответствии с поставленной целью, в диссертации определены следующие задачи:

— рассмотреть организационную структуру и компетенцию городских дум и управ в годы первой мировой войны;

— охарактеризовать бюджетную политику городских самоуправлений, в частности, способы формирования и структуру городских бюджетов в этот период;

— выявить причины и изучить методы регулирующей деятельности органов городского самоуправления на продовольственном рынке, а также формы их помощи пострадавшим от войны;

— показать основные направления и результаты деятельности городских дум и управ в хозяйственной и социально — культурной сферах в условиях военного времени.

Цель и задачи диссертационного исследования в значительной степени определили его научную новизну. Диссертация ящрется первым в отечественной историографии специальным исследованием по истории городского самоуправления в Западной Сибири в годы первой мировой войны. В работе всесторонне рассмотрен принцип организации городского самоуправления, органы которого при сравнительно небольшой численности штатов обеспечивали оперативное решение текущих вопросов, показаны источники формирования городских бюджетов, проведено комплексное изучение основных направлений, форм и методов деятельности местных самоуправлений в крае в годы первой мировой войны. Рассмотрение этих вопросов помогает понять роль органов городского самоуправления в организации жизни населения западносибирских городов в условиях военного времени. Кроме того, в диссертации введен в научный оборот значительный массив архивных материалов, ранее неиспользованных исследователями, на основании чего сделаны новые выводы и обобщения, относящиеся к характеристике деятельности органов городского самоуправления в этот период.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов в преподавании курса отечественной истории в высших учебных заведениях, при разработке специальных курсов и в краеведческой работе. Кроме того, изучение исторического опыта городского общественного самоуправления в Западной Сибири имеет не только академический интерес, но приобретает и практическую значимость. Насущность ретроспективного взгляда объясняется известной схожестью многих проблем, с которыми вынуждено сталкиваться современное руководство в организации городского самоуправления, в связи с чем, выводы диссертации, связанные с историческим опытом по организации городского самоуправления, — формированием городских бюджетов, в частности, изысканием и трансформацией уже существующих источников городских доходов, наиболее рациональной организацией заведования отдельными отраслями городского хозяйства и некоторые другие, с поправкой на современный уровень развития, — могут быть использованы в практической деятельности местных органов власти и управления в настоящее время.

Территориальные рамки диссертации охватывают Западную Сибирь, включая, по дореволюционному административному делению, Тобольскую и Томскую губернии, а также центр ¡-Акмолинской областигород Омск.

Хронологические рамки исследования охватывают время первой мировой войны с июля 1914 г. по февраль 1917 г. Такой подход обусловлен тем, что автор исследует деятельность органов городского самоуправления в Западной Сибири в условиях существования той политической структуры, с которой Российская империя вступила в войну. Февральская революция и последующие события, приведшие к принятию Временным правительством 9 июня 1917 г. нового законодательного акта о городском самоуправлении, положили начало новому этапу в развитии местного самоуправления региона, что требует самостоятельного изучения. Таким образом, февральская буржуазнодемократическая революция 1917 г. является верхней границей нашего исследования.

Методологической основой диссертационного сочинения являются традиционные принципы исторического исследования, в том числе историзма и объективности, требующие рассмотрения всех явлений и событий с позиции всестороннего анализа условий, когда они происходили. Принцип историзма позволяет вжиться в историю, понять мотивы поступков и оценить сами поступки исторических деятелей. Этот принцип способствует объективному познанию в едином контексте прошлого, настоящего и будущего.

Закономерным связям истории присуща объективность. Отсюда вытекает принцип, предполагающий изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы исторического развитияопору на факты в их истинном содержании, не искажая их и не подгоняя под заранее созданные схемырассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, интерпретацию всех фактов в их совокупности, независимо от того, подтверждают они доминирующее мнение или идут с ним вразрез. В работе были использованы также статистический и логический методы анализа. Структура исследования определяется применением проблемно — хронологического метода. Этот метод присутствует при решении всех основных проблем данной диссертации.

Попытка решить поставленные в диссертационном сочинении задачи предпринята на основе исторической литературы, а также путем использования широкого круга источников, которые типологически могут быть представлены следующим образом:

1. законодательные акты и нормативные документы;

2. делопроизводственная документация;

3. статистические и справочные издания;

4. дореволюционная периодическая печать.

Важнейшим источником для изучения всех аспектов городского самоуправления является комплекс законодательных актов и нормативных документов, регламентировавших основные направления деятельности органов городского самоуправления. Из Городового положения 1892 г. можно почерпнуть сведения о порядке выборов гласных, об организационном устройстве городского самоуправления, об обязанностях городских дум и управ, о взаимоотношениях царской администрации с органами городского самоуправления. Но правовая база местного самоуправления не ограничивалась Городовым положением 1892 г, а включала целый комплекс различных по юридической силе нормативных актов. В постановлениях и распоряжениях царского правительства была заложена нормативная база по общей организации экономической деятельности и государственного регулирования, использованию труда военнопленных, по оказанию помощи пострадавшим от войны. Источники этой группы опубликованы как в официальных изданиях Российской империй, так и отдельными выпусками.25 Законодательно — нормативные документы, касающиеся деятельности городских самоуправлений, взятые в совокупности с другими группами источников, позволяют проследить правовое положение и условия функционирования органов городского самоуправления, определяют место института самоуправления в системе государственного управления.

Делопроизводственные материалы центральных органов государственного управления, органов городского самоуправления и общественных организаций — основная и самая многочисленная группа источников, которые находятся как в центральных, так и в местных архивах. Из центральных архивов были использованы фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). Определенный интерес здесь представляют фонды Главного управления по делам местного хозяйства МВД (ф. 1288) и Хозяйственного департамента МВД (ф. 1287), поскольку деятельность этого министерства затрагивала вопросы финансов, экономики, социальнокультурного развития и благоустройства городов. Детальный анализ состава городских дум и управ, выявление региональных особенностей функционирования этих органов также можно осуществить, привлекая материалы, находящиеся в этих фондах. В центральные государственные учреждения поступали также разнообразные статистические сведения о населении городов, их бюджетах, о составе избирателей в органы городского самоуправления и т. п., которые представлены отдельно по каждому городу.

Важным источником по указанной теме являются сообщения губернаторов в Министерство внутренних дел. Они связаны с выборами в думы и управы, с их результатами и т. д. К таким документам относятся ведомости о личном составе самоуправления, где указываются фамилия, имя и отчество гласного, вероисповедание, чин и звание, образование, возраст, стоимость недвижимого имущества, срок проживания в городе и некоторые другие дополнительные сведения.

Важность использования таких сведений уже признана исследователями. Для изучения городского самоуправления в рамках Западной Сибири материалы о личном составе городских общественных управлений дают достаточно глубокую информацию о том, кто конкретно управлял городскими делами в том или ином городе, с определенными качественными и количественными характеристиками.

Возникавшие в местном самоуправлении коллизии, почвой которых в основном служила не соответствующая практической деятельности самоуправлений их правовая основа, попадали на страницы печати. Вырезки из газет подшивались к делу, тут же помещалось объяснение губернатора на сделанный министром запрос об изложенном в газетных корреспонденциях. Знакомство с такими документами полезно для исследования проблем самоуправления, поскольку дает информацию о деятельности представительных учреждений.

Обширную информацию содержат документы Особого совещания по устройству беженцев (ф. 1322), Особого совещания по топливу (ОСОТОП) (ф. 92) и Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу (ф. 457), находящиеся в Российском государственном историческом архиве. В этих фондах отложилась переписка городских деятелей с центральной властью по самым злободневным вопросам переживаемого времени. В частности, в архивных делах содержатся материалы по оказанию помощи беженцам в городах Западной Сибири, по организации обеспечения населения городов топливом в период первой мировой войны, а также о снабжении продовольствием городского населения, о мерах борьбы с дороговизной и др.

Самую многочисленную часть из второй группы источников составляют материалы делопроизводства органов городского самоуправления, хранящиеся в местных архивах. Диссертантом были изучены фонды Омской городской думы (ф. 30) и Омской городской управы (ф. 172) Государственного архива Омской области (ГАОО), фонды органов городского самоуправления в Томске (ф, Ф-127 и Ф-233) Государственного архива Томской области (ГАТО), фонды Тобольской городской думы (ф. И-8) й Тобольского общего губернского управления (ф. И-152) Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТюмО). Эти источники позволяют рассмотреть текущую деятельность органов городского самоуправления в тех или иных городах Западной Сибири в годы первой мировой войны. В этих фондах находятся также документы, поступившие в думы и управы из вышестоящих органов власти и управления. В их числе директивные указания, циркуляры, постановления, предписания правительственных органов, канцелярий Томского, Тобольского, Акмолинского губернаторов и Степного генерал — губернатора и др. Из материалов делопроизводства городских дум и управ привлекалась группа источников, представленная в форме журналов заседаний городских дум. Эти журналы являются особенно ценными для исследования деятельности дум в различных отраслях городского хозяйства. Отчетная документация (отчеты, доклады, объяснительные записки городских управ) позволяет реконструировать городской бюджет. Дополнительные сведения о городском бюджете дают ежегодные сметы городских доходов и расходов. Таким образом, информация, содержащаяся в архивах, достаточно многоаспектна и содержит ценнейшие сведения по истории западносибирских городов.

В дореволюционный период отдельные источники данной группы были опубликованы. В их числе некоторые сметы доходов и расходов, финансовые отчеты управ, доклады ревизионных комиссий, доклады по освещению деятельности городских дум за соответствующее.

26 четырехлетие и т. п. Определенный информативный материал, касающийся социально — экономического и финансового положения в городах, дают источники третьей группы: опубликованные статистические и справочные издания как местного значения, так и общероссийского уровня.27 В них содержится информация, позволяющая проследить административные, социально — экономические, структурно — функциональные изменения, происходившие в жизни городов Западной Сибири.

Существенной частью источниковой основы диссертации является периодическая печать, которая не только информировала о войне, отражала настроения населения, но и способствовала формированию у читающей публики представлений и взглядов по основным общественным проблемам. Значительный материал содержится в выходивших в то время газетах «Ермак» (Тюмень), «Сибирская торговая газета» (Тюмень), «Сибирский листок» (Тобольск), «Сибирская жизнь» (Томск), «Жизнь Алтая» (Барнаул), «Омский вестник» (Омск). В газетных публикациях, наряду с информацией с театра военных действий и о событиях в центре страны, в хронике местных событий содержатся заметки о реальных проблемах местной жизни, письма читателей. Здесь же мы находим ценную информацию о деятельности военнопромышленных комитетов в западносибирском регионе, О самых насущных вопросах жизни городов, о помощи семьям призванных, беженцам, об использовании труда военнопленных. Некоторые сведения.

23 по проблемам городского самоуправления были заимствованы из журналов «Сибирские записки», «Летопись», «Городское дело», «Жизнь беженцев». Ценная информация фактического и статистического характера о практической деятельности органов городского самоуправления (журналы заседаний дум, доклады управ и городских комиссий и др.) содержится также в их периодических изданиях, таких как «Вестник Омского городского общественного управления», «Известия Томского городского общественного управления», «Известия Курганского городского общественного управления», «Известия Петроградской городской думы» .

В целом, источниковая база является репрезентативной для раскрытия темы, в силу чего, комплексное использование имеющейся научной литературы и привлеченных источников дает возможность решить поставленные в диссертационном исследовании задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Городское самоуправление в России конца XIX — начала XX вв. являлось одним из наиболее своеобразных институтов существовавшей тогда политической системы. Составляя часть государственного аппарата, оно входило в местное звено управления, и эффективность практической работы городских дум и управ определялась конкретными действиями гласных, избранных на четыре года, в силу чего эта работа могла испытывать определенные коррективы со стороны нового состава органов городского самоуправления. Выполняя функции представительных организаций, городские думы стремились к реализации социально — экономических интересов тех слоев населения, которые они представляли. Эти функции состояли в самостоятельном решении целого ряда важных вопросов, в лоббировании тех или иных потребностей путем ходатайств к правительству, в создании оптимальных условий для развития городского хозяйства и социальнокультурной сферы.

Годы первой мировой войны явились особым периодом в истории городского самоуправления в Западной Сибири. Его развитие на этом этапе отличалось известной противоречивостью. С одной стороны, в обстановке нарастания кризиса всей государственной машины самодержавия городское самоуправление, будучи ее частью, также переживало серьезные трудности. В условиях консервативного законодательства и паралича государственного аппарата органам городского самоуправления не удалось в значительной степени выполнил, целый ряд стоящих перед ними задач. В то же время, с другой стороны, в условиях кризиса правительственного аппарата в деятельности органов городского самоуправления, несмотря на административное давление, начали проявляться новые черты: стремление к совершенствованию внутренней структуры и расширению компетенции, к более активному участию в общественно — политической жизни.

Местное самоуправление в Западной Сибири в определенной степени смягчило для населения городов последствия войны. В меру своих возможностей оно приступило к практической реализации многочисленных задач, вызванных обстоятельствами военного времени, внося существенный вклад в организацию работы тыла. В частности, органы городского самоуправления, в целом, успешно справились с организацией приема огромного количества беженцев, а также военнопленных, раненых и больных воинов, включились в борьбу с эпидемиями, пытались предотвратить остановку городских предприятий и перебои с поставками, вследствие нарушения хозяйственных связей между регионами и т. п.

С началом войны и расстройством торгово — промышленной деятельности органы городского самоуправления в Западной Сибири были вынуждены взять на себя ряд функций по организации снабжения населения предметами первой необходимости и вести борьбу с ростом их дороговизны. Однако в обстановке развала экономической жизни страны деятельность местных самоуправлений представляла собой ряд разрозненных, стихийных мероприятий, по объективным причинам не приносивших существенных результатов.

Продовольственный кризис стал фактором социальной и экономической дезинтеграции общества. Причинами этого положения стали разрушение рыночных связей в результате войны и неэффективная, плохо продуманная, слабо учитывающая региональные особенности, политика центра. Попытки усиления государственного вмешательства в рыночные механизмы привели к тому, что свободный рынок принял искаженные формы, возможность преодоления которых виделась, с одной стороны, в дальнейшем усилении роли государства, а с другой, в развитии кооперации. Возникнув как элементы рыночного хозяйства, кооперация в годы войны играла роль своеобразного связующего звена между мелкими производителями и государственными ведомствами на внутреннем рынке. В эти годы кооперативное движение достигло качественно нового уровня развития. Кооперация налаживала разрушенные связи, организуя сбыт и закупку определенных товаров. Она способствовала защите тех слоев населения, которые не могли самостоятельно выстоять перед лицом растущей дороговизны жизни и прогрессирующего развала экономики. Именно в кооперации можно видеть складывание новой экономической модели, что также стало проявлением необходимости перемен.

В итоге все многообразие местной жизни можно было теперь рассматривать только через призму войны. Даже те вопросы, которые всегда являлись повседневными задачами обычной, мирной жизни и по существу нисколько не были связаны с войной, даже они приобрели совершенно особый военный колорит и особую, подчас, чрезвычайную остроту. В результате, одним из наиболее важных последствий первой мировой войны следует признать повышение роли местного самоуправления в жизни городов Западной Сибири. Поэтому царское правительство, всегда относившееся с недоверием к любым органам общественного самоуправления, было тем не менее вынуждено разрешить организацию региональных Союзов городов.

Конечно, возможности городских общественных управлений во многом определялись теми финансовыми ресурсами, которые находились в их руках. Роспись доходов и расходов городской казны составлялась ежегодно и утверждалась городскими думами. Городовое положение 1892 г. предопределило узость финансовой базы местных самоуправлений, предельность обложения, что не давало возможности к установлению новых налогов или сборов, помимо тех, которые уже имелись, а все источники существующих налогов использовались в полной мере и в плане их увеличения вряд ли представлялось возможным сделать что — либо больше. Переобременение городских бюджетов «обязательными» расходами и невозможность расширить рамки Городового положения 1892 г. в направлении усиления финансовой мощи городов, уже давно сковывали городское самоуправление в вопросах улучшения городского хозяйства, но сократить расходы на его управление в годы первой мировой войны, без явного расстройства этого дела, являлось недопустимым. Отсутствие средств замедляло сооружение муниципальных предприятий, которые могли дать солидные суммы доходов. Устройство электрической сети, водопроводов, канализации, трамвая, — все это тормозилось финансовой неуравновешенностью и слабостью бюджетов городских самоуправлений Западной Сибири. В то же время, значительные финансовые средства городских бюджетов шли на покрытие общеадминистративных расходов. В результате этого, самостоятельность городских бюджетов была весьма относительной, так как финансовых средств не хватало и в доходной части всегда присутствовали пособия Министерства финансов.

Таким образом, функции органов городского самоуправления в годы первой мировой войны неуклонно расширялись, но нормативное обоснование этого процесса отсутствовало. Указанное противоречие порождало значительные дискуссии и споры. Однако в годы войны расширялись не только задачи городских самоуправлений, их влияние на формирование общественного мнения, претерпели изменения также и методы их работы, организационная сторона дела, которые выразились, прежде всего, в приближении обывателя к участию в городских делах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. И. Законодательные акты, вызванные войной 1914 — 1916 гг. Т. З. Пг., 1916. 788 с.
  2. Всероссийские земский и городской союзы. Отдел по устройству беженцев. (Очерк деятельности). М., 1916. 54 с.
  3. Всероссийский союз городов. Отчет о деятельности Омского городского комитета помощи беженцам за время с 19 августа 1915 года по 1 января 1916 года. Омск, 1916. 50 с.
  4. Городовое положение 11 июня 1892 г. со всеми к нему приложениями, узаконениями, касающиеся городских управлений, разъяснения по городским делам по март 1910 г. Издание второе. Сост. А. А. Колычев. СПб., 1910. 612 с.
  5. Деятельность Омской городской думы, избранной на четырехлетие 1910 -1914 годов. Доклад омского городского головы В. А Морозова, прочитанный собранию гласных думы в заседании 18 апреля 1914 г. Омск, 1914.296 с.
  6. Доклады о дороговизне Харьковской городской думе. Харьков, 1915.93 с.
  7. Законы и распоряжения о беженцах (по 1 апреля 1916 г.). Вып. 2. М, 1916. 147 с.
  8. Из истории земли Томской (1604 1917). Сборник документов и материалов. Вып. 1. Зап. -Сиб. кн. изд-во. Томск, отд., 1978. 224 с.
  9. Из истории Омска (1716 1917 гг.). Очерки, документы, материалы. Омск: Зап. — Сиб. кн. изд — во. Омск, отд., 1967. 224 с.
  10. Календарь справочник городского деятеля на 1914 год. Сост. Б. Б. Весеяовский. СПб., 1914.376 с.
  11. К. Н. Доклад об организации во Владимирской губернии дела помощи беженцам. Владимир, 1915.18 с.
  12. Краткий отчет о деятельности Тобольского городского попечительства о семьях лиц, призванных на военную службу, за время с 1 июля 1914 года до 1 декабря 1916 года Тобольск, 1917.50 с.
  13. Краткий отчет по организации дела помощи возвращающимся из действующей армии раненым и больным воинам. (За время с 1 января по 1 июля1915 г.). Омск, 1915.4 с.
  14. Наш край в документах и иллюстрациях Свердловск, 1966.590 с. Новосибирск 100 лег. События Люди Новосибирск Изд во «Наука», 1993. 472 с.
  15. Обзор Акмолинской области за 1914 год Омск Изд-во Акм обл травления, 1915.76 с.
  16. Обзор Акмолинской области за 1915 год. Омск: Изд то Акм. обл. правления, 1917. 78 с.
  17. Омский городской комитет помощи беженцам. Денежный отчет за январь1916 года Омск, 1916.7 с.
  18. О призрении нижних воинских чинов и их семейств: Закон Владимир, б. г. 24с.
  19. Отчет по исполнению сметы доходов города Омска за 1916 год. Омск, 1917.240 с.
  20. Памяшая книжка Акмолинской облает па 1914 год Омск: Изд ю Акм. обл. сшшстичежяю комитета, 1914.263 с.
  21. Памятная книжка Акмолинской области на 1915 год Омск: Изд во Акм. обл. статистического комитета, 1915.159 с.
  22. Памятная книжка Акмолинской области на 1916 год Омск Изд во Акм обл. статистического комитета, 1916.238 с.
  23. Памятная книжка Тобольской губернии на 1914 год. Тобольск Изд во Тобольского сгашсшческого комигсга 1915.168 с.
  24. Памятная книжка Тобольской губернии на 1915 год Тобольск Изд во Тобольского статистического комитета, 1915.289 с.
  25. Полное собрание законов Российской империи. Соф. третье. Т. ХП. 1892. СПб., 1895.513 с.
  26. Приказы по Степному генерал-губернаторству за 1914 год Омск, 1914.
  27. Проект электрического освещения и трамвая города Омска Объяснительная записка и сметы строительная и эксплуатационная. Омск, 1915.144 с.
  28. Раненые офицеры и нижние чины, их эвакуация, денежное довольствие, пенсионные права, а также обеспечение семей лиц, призванных на войну. Сборник законов и распоряжений Сост. Г. В. Северин Пг., 1914.195 с.
  29. Революционное движение в Тобольской губернии в 1905 1914 годов: Сборник документов. Свердловск: Сред — Уральск кн. изд-во, 1981.384 с.
  30. Революционное д вижение на территории Омской области (1907 -1917 гг.). Документы. Материалы. Хроника Омск: Омск кн. изд-во, 1988.224 с.
  31. Российское законодательство X XX веков. В 9 т. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно- демократических революций. М., 1994.351 с.
  32. Россия в мировой войне. 1914 1918 года (В цифрах). М: Издание Центрального статистического управления Военного отдела 1925.103 с.
  33. Сибирь: Сиу шик и адресно справочная торшво — промышленная книга Отдел IU. Адресные сведения торшво — промышленных предприятий городов и селений Сибири и Манчжурии. М., 1910.379 с.
  34. Статистические сведения по городу Омску. Омск, 1911.29 с. 1000 знаменательных событий из истории Омска, 1716 -1996: К 280-летнему юбилею Омега. Омск, 1998.223 с.
  35. Узаконения и распоряжения по продовольственному делу за 1914 -1917 гг. Ч. 1. Сост. Г. К Гинс. Б. м, б. г. 787 с.
  36. Устав Сибирского общества подачи помощи больным и раненым воинам и пострадавшим от войны. Пг., 1915.15 с.
  37. Экономический справочник по Томской губернии за 1920 1921 гг. Томск, 1921.224 с.1L НЕОПУБЛЖОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ Российский государственный исторический архив (РГИА). Фонд 33. Уполномоченный по делам военнообязанных.1. Оп. 1. Д. 295.
  38. Фонд 92. Особое совещание по топливу (ОСОТОП). Оп. 1. Д. 876.
  39. Фонд 457. Особое совещание по обсуждению и объединению мероприятий по продовольственному делу.
  40. Оп. 1. Д. 64, 256, 262, 642, 840, 843, 844, 845, 1288. Фонд 1287. Хозяйственный департамент МВД. Оп. 46. Д. 3766, 3768, 3769, 3770.
  41. Фонд 1288. Главное управление по делам местного хозяйства МВД. Оп. 1. Д. 4, 8, 9.
  42. Оп. 5. Д. 48 а, 48 б, 48 в, 51 а, 51 б, 99, 78. Оп. 7. Д. 75, 76, 170, 249. Оп. 25. Д. 1, 71, 72.
  43. Фонд 1290. Центральный статистический комитет. Оп. 4. Д. 754, 755.
  44. Фонд 1322. Особое совещание по устройству беженцев. Оп. 1. Д. 1, 13.
  45. Государственный архив Омской области (ГАОО). Фонд 30. Омская городская дума. Оп. 1. Д. 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33.
  46. Фонд 54. Военная канцелярия наказного атамана Сибирского казачьего войска. Оп. 1. Д. 107.
  47. Фонд 67. Войсковое хозяйственное правление Сибирского казачьего войска.1. Оп. 2. Д. 2915.
  48. Фонд 119. Омский отдел Московского общества сельского хозяйства.1. Оп. 1.Д. 26.
  49. Фонд. 172. Омская городская управа.
  50. Фонд. 270. Омское жандармское управление.
  51. Оп. 1. Д. 36, 59, 88, 332, 433, 443, 548, 652, 658.
  52. Фонд 301. Омский лагерь военнопленных военного министерства.1. Оп. 1. Д. 1.
  53. Государственный архив Томской области (ГATO). Фонд Ф 7. Томский губернский комитет о беженцах. Оп. 1. Д. 5, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 20, 24, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 45, 48, 57, 59, 64, 68, 77, 81, 88, 94, 97, 132.
  54. Фонд Ф 126. Управление Западно — Сибирского учебного округа. Оп. 2. Д. 3041.
  55. Фонд Ф 127. Томская городская дума.
  56. Оп. 1. Д. 687, 2967, 2969, 2982, 2984.
  57. Оп. 2. Д. 696, 698, 700, 702, 705, 706, 707, 708, 709, 711, 712.
  58. Фонд Ф 233. Томская городская управа.1. Оп. 1. Д. 670, 687.1. Оп. 2. Д. 3779.
  59. Оп. 3. Д. 1133, 1138, 1148, 1174, 1176, 1181, 1183, 1184. Оп. 4. Д. 2305.
  60. Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТюмО).
  61. Фонд И 8. Тобольская городская дума. Он. 1. Д. 351, 354.
  62. Фонд И 335. Отделение по крестьянским делам Тобольского губернского управления. Оп. 1. Д. 42.
  63. Фонд И 417. Тобольский губернский статистический комитет. Оп. 1. Д. 557, 576, 577, 579.
  64. Известия Петроградской городской думы. Петроград 1917.
  65. Известия Томского городского общественного управления. Томск 1914
  66. Летопись. Петроград. 1916. Омский вестник Омск. 1914−1917. Сибирская жюнь Томск. 1914,1915.
  67. Сибирская торговая газета Тюмень. 1916.
  68. Сибирские записки. Красноярск. 1916.
  69. Сибирский листок Тобольск 1916,1917.
  70. Я. В. Этапы развития потребительской кооперации // Известия Омского государственного исгорико краеведческого музея. Омск, 1999. № 7. С. 169−180.
  71. Азиатская Россия. Т. 1. Люди и порядки за Уралом. СПб.: Изд во Переселенческого управления главного управления землеустройства и земледелия, 1914.576 с.
  72. Д. А. Благоустройство Омска: Основные этапы и тенденции в XIX начале XX вв. // Русский вопрос: история и современность: Материалы докладов второй Всероссийской научной конференции. Ч. 1. Омск, 1994. С. 238−242.
  73. Д. А. Благоустройство Тобольска (вторая половина XIX начале XX вв.) // Локальные культурно исторические исследования: Теория и практика Омск: ОмГУ, 1998. С. 43 — 52.
  74. Д. А. Губернская власть и городское общественное самоуправление в Западной Сибири (ХЕХ начало XX вв.) // Катанаевские чтения — 98: Материалы докладов второй Всероссийской научно — практической конференции. Омск, 1998. С. 79−83.
  75. Алисов Д А. Социально культурный облик «провинциальных столиц» Западной Сибири (конец XIX — начале XX вв.) // Известия Омского государстве! итого исгорико — краеведческого музея. Омск, 1998. № 6. С. 263 272.
  76. Е. Г., Тертышный А. Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург: Изд во Урал. гос. экон. ун-та, 1998. 296 с.
  77. А. М Российская деревня в годы первой мировой войны (1914 -февраль 1917 г.). М: Соцэкгш, 1962.382 с.
  78. Е. Ю. I ородское самоуправление на Среднем Урале в последней 1реш XIX начале XX в.: Авгореф. дис. канд. ист. наук Екатеринбург, 1999.31 с.
  79. Г. Б. Очерки Барнаула Томск, 1906.156 с.
  80. Барнаул (1730 1980). Сост. А. Д. Сергеев. Барнаул: Алг. кн. год — во, 1980.120 с.
  81. В. Г. Мобилизация промышленности Сибири в годы первой мировой войны // Некоторые вопросы расстановки классовых сил накануне и в период Великой октябрьской социалистической революции. Томск: Изд во Том. ун-та, 1976. С. 171 -190.
  82. В. П. Государство и общество. Управоение, самоуправление и судебная власть. СПб., 1882. 737 с.
  83. И. Т. Статистика и особенности рабочего движения в Сибири в 1914 1917 гг. // Рабочие России в эпоху капитализма: Сравнительный порайонный анализ. Материалы к научной сессии по истории рабочего класса. Ростов — на — Дону, 1972. С. 296 — 309.
  84. И. П. Самоуправление и земство. Ростов на — Дону, 1905. 36 с.
  85. Л. П. Вся красноярская власть: Очерки истории местного самоуправления (1822 1916 гг.). Факты, события, люди. Красноярск: Кн. год—во, 1995.320 с.
  86. Г. А. Экономическое развитие города Новониколаевска (Новосибирска) в начале XX в. // Города Сибири Экономика, управление икультура городов Сибири в досоветский период. Новосибирск: Изд во «Наука». Сиб. отд., 1974. С. 223−239.
  87. М. М. К вопросу о преобразовании нашего городского общественного управления. Киев, 1909.39 с.
  88. С. М. Городское самоуправление и хозяйство. СПб., 1906.63 с.
  89. А. М. Забытый Курган. Курган: Изд во «Зауралье», 1997. 360 с.
  90. А. И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. В 3 тт. СПб., 1869 -1871.
  91. В. Военнопленные империалистической войны // Сибирская советская энциклопедия. Т. 1. Новосибирск: Сиб. краевое щд-во, 1929. С. 517 521.
  92. Велихов, А Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства М Л.: Государственное год — во, 1928.480 с.
  93. Веренкин, А Городовое положение. Опыт сисгемагаческого изложения. Ростов на — Дону, 1915.46 с.
  94. П. П., Михеев А. П., Пугачева Н. М. Омский исгорико -краеведческий словарь. М., 1994.320 с.
  95. Ф. Десять лет назад. Омск во время войны // Рабочий путь. 1927.31 авг.
  96. В. Н. К истокам зарождения кооперативного движения в Сибири // Из прошлого Сибири. Вып. 1. Ч. 2. Новосибирск: НГУ, 1994. С. 14 26.
  97. Л. В. Московское городское самоуправление в 1912 феврале 1917 гг.: Авгореф. дис. кацд. ист. наук М, 1989.23 с.
  98. В. М Городское самоуправление. Дополнение к курсу русского государства и права СПб., 1912.27 с.
  99. Г. К. Продовольственное законодательство (Организация народного хозяйства во время войны). Омск, 1918. 63 с.
  100. С. Победа Советской власти в Южном Зауралье. Курган: Изд во «Советское Зауралье», 1961.149 с.
  101. И. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914. 250 с. Горбань Н. В. «Выборы» в Омскую городскую думу. Омск: Омгиз, 1945.49 с.
  102. Горбань Н В. Выборы в старом Омске. Омск: Областное кн. изд во, 1958. 36 с.
  103. М. Б. Очерки русского городового права Пг., 1916.45 с. Город Барнаул за 250 лет. Статистический справочник. Составитель Б. В. Лунев, А. Я. Кротова Барнаул, 1980. 80 с.
  104. Города Сибири. Экономика, управление и культура городов Сибири в досоветский период. Сборник статей. Новосибирск: Изд во «Наука». Сиб. отд., 1974. 300 с.
  105. Л. М, Бочанова Г. А., Цепляев Л. Н. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX начало XX века). Новосибирск: Изд — во «Наука». Сиб. отд., 1978.296 с.
  106. Л. М. Наемный труд, источники его формирования в сибирской деревне в 1914 1917 гг. // Промышленность и рабочие Сибири в период капитализма Материалы к «Истории рабочего класса Сибири». Новосибирск: Изд-во «Наука». Сиб. отд., 1980. С. 173 -21.
  107. Л. М, Бочанова Г. А Так начинался Новосибирск: Конец XIX -начало XX в. Новосибирск: Зап. Сиб. кн. изд — во, 1983.176 с.
  108. А. Д. Собр. соч. Т. 2. История местного управления в России. СПб., 1899.492 с.
  109. А. Д. Собр. соч. Т. 9. Начала русского государственного права Ч. 3. Органы местного управления. СПб., 1904. 599 с.
  110. А. Задачи городского хозяйства М., 1904.324 с.
  111. С. Ю. Степные думы органы самоуправления бурят Российского государства 1822 — 1904 гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук. Улан — Удэ, 1999. 25 с.
  112. Е. А Городское самоуправление и общественные организации Томской губернии конца XIX начала XX вв.: Проблемы взаимодействия //
  113. Проблемы истории местного управления Сибири XVII -XX веков. Машриалы научной конференции. Вып. П. Новосибирск, 1997. С. 50−54.
  114. А. В. Военнопленные первой мировой войны в Омске // Преподавание истории в школе. 1998. № 2. С. 32 35.
  115. А. В. Военнопленные первой мировой войны в Омске // Известия Омского государственного историко краеведческого музея. Омск, 1999. № 7. С. 386−388.
  116. Джабар М, А Муниципальные вопросы. Выл 1. Городской контроль. Тифлис, 1910.63 с.
  117. Г. Эпоха великих реформ. Исторические справки. СПб., 1905.859с.
  118. И. И. Устройство и управление городов России. В 2 тт. СПб., 1875 -1877.
  119. Н. М О социальном составе населения Томска (конец XIX в. -1917 г.) // Рабочие Сибири в конце XIX начале XX вв. Томск, 1980. С. 134 -154.
  120. Н. М Социальная структура населения Бийска в конце XIX -начале XX вв. // Вопросы социально экономического развития Сибири в период капитализма: Межвузовский сборник. Барнаул: АГУ, 1984. С. 50 — 57.
  121. Н. М Управление Томском в период капитализма // Из истории Томской области. Томск: Изд во Том. ун-та, 1988. С. 62 — 72.
  122. Н. М Роль и значение Омска в ряду городов Западной Сибири эпохи капитализма // Омская областная научно практическая конференция, посвященная 275-летию города Омска Омск: ОмГУ, 1991. С. 41 -43.
  123. Н. М. Дороговизна в Томске в 1914 1917 гг. // Хозяйственное освоение Сибири: Вопросы истории XIX — первой трети XX вв. Томск, 1994. С. 97−98.
  124. Н. М Сибирский город в XIX первой трети XX века Локально — историческое исследование на материалах Томска: Автореф. дис. докг. ист. наук. Томск, 2000.49 с.
  125. Н. М. Сибирский город Томск в XIX первой трети XX века управление, экономика, население. Томск: Изд — во Том. ун-та, 2000.280 с.
  126. Н. Ф. Город Курган, 1782 1917: Социально — экономическая история: К 50-летию Курганской области. Курган, 1992.256 с.
  127. Еремина Л, А Финансовое состояние городов Западной Сибири в конце XIX начале XX вв. // Актуальные вопросы истории Сибири. Вторые научные чтения памят и профессора А. П. Бородавкина 6−7 октября 1999. Барнаул, 2000. С. 160 -163.
  128. Еремина Л, А Г ородское самоуправление Западной Сибири в конце XIX -начала XX веков: структура, функции, основные направления деятельности: Автореф. дис. канд. ист. наук. Новосибирск, 2001.24 с.
  129. Н. П. Самодержавие накануне краха М: «Просвещение», 1975. 160 с.
  130. Ерошкин Н П История государственных учреждений дореволюционной России: Учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Историк (c)-архивоведение». М.: Изд-во 'Высшая школа", 1983.352 с.
  131. Т. В. Московская промышленность в годы первой мировой войны (1914 февраль 1917): Автореф. дис. докг. ист. наук. М, 1999.43 с.
  132. А. Н. Из опыта практической деятельности Томской городской думы в последней трети XIX века // Гражданское общество и региональное развитие. Томск, 1994. С. 25 26.
  133. П. А Российское самодержавие в конце XIX столетия (политическая реакция 80-х начала 90-х годов). М: «Мысль», 1970.444 с.
  134. П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: 'Мысль", 1978.288 с.
  135. Г. Р. Городское самоуправление в Казани (1870 -1904 гг.): Авгореф. дис. кацд. ист. наук. Казань, 2002.25 с.
  136. И. Ю. 13ерхнеудинское городское самоуправление // Гуманитарные исследования молодых ученых Буря-гаи. Улан-Уде, 1996. С. 109−118.
  137. И. О городском самоуправлении. Могилев, 1908.123 с.
  138. Е. А. Как нужно преобразовать наши городские думы и управы. М., 1917.40 с.
  139. В. П. Из истории самоуправления Томска Организация аренды городского имущества (1872 -1911 гг.) // Гражданское общество и региональное развитие. Томск, 1994. С. 21 -22.
  140. Д. М. Рабочие Сибири в годы первой мировой войны и Февральской революции. Новосибирск: Изд во «Наука». Сиб. отд., 1982. 208с.
  141. История Курганской области (1861−1917 гг.). Т. 2. Курган: Изд-во «Зауралье», 1996. 487 с.
  142. История городов Сибири досоветского периода (XVII начало ХХвв.). Сборник статей. Новосибирск: Изд-во «Наука». Сиб. отд., 1981. 303 с.
  143. История Сибири. Т. 3. Сибирь в эпоху капитализма. Л.: Изд во «Наука», 1968. 530 с.
  144. А., Милей Д. Венгерские интернационалисты в борьбе за победу Октября. М: Изд-во «Прогресс», 1977.384 с.
  145. Н. А., Полухин Т. А., Скупов Н. Е. Барнаул. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1967.116 с.
  146. К. Омск смутного времени. (Штрихи к портрету города и эпохи). Будни глубокого тыла // Вечерний Омск. 1991. 21 нояб.
  147. Н. С. Как избиралась и как работала московская городская дума. М.: Изд во «Московский рабочий», 1950. 64 с.
  148. А. К, Новиков И. Н История Омской области: С начала XX века до наших дней. Омск: Зап. Сиб. кн изд-во. Омск отд., 1978.80 с.
  149. А. А. Местное самоуправление в России в IX XIX вв. Исторический очерк. М.: Издание «Русская мысль», 1910.155 с.
  150. А. Беженцы и выселенцы // Сибирская советская энциклопедия. Т. 1. Новосибирск: Сиб. краевое изд-во, 1929. Стб. 262 263.
  151. А. В годы империалистической войны. (Очерк рабочего движения России). М.: Изд во «Труд и книга», 1924.160 с.
  152. А. Г. Миней Мариупольский и /друг ие (50 омских капиталистов). Омск: Изд-во «Литер», 1995. 72 с.
  153. А. Д. Рост, сословный состав и занятость населения дореволюционного Омска // История городов Сибири досоветского периода (XVIII начало XX вв.). Новосибирск, 1977. С. 242 — 246.
  154. Колычев, А Города как самоуправляющиеся земские единицы. Вологда, 1908.28 с.
  155. Коновалов И А. Состояние городского хозяйства Омета в XIX в. // Страницы исторического прошлого Омска (XIX начало XX вв.): Краеведческий сборник Омск, 1994. С. 31 -39.
  156. И. А. Социально экономическое развитие Омска в XIX -начале XX вв.: Автореф. дис. канд. ист. наук. Омск, 1995.20 с.
  157. Коновалов И, А Выборы в органы местного самоуправления в городах Западной Сибири по Городовому положению 1870 г. // Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведения в вузовском курсе отечественной истории. Омск ОмГУ, 1997. С. 177−180.
  158. Коновалов И А. Местное самоуправление в Омске в XVIII начале XX вв. // Извест ия Омского государственного исгорико — краеведческого музея. Омск, 1997. № 5. С. 20−26.
  159. В. А., Милюхин В. П., Фабрика Ю. А. Сибирский военный округ. Первые страницы истории (1865 1917). Новосибирск, 1995. 246 с.
  160. Д. И., Князев В. Ю., Ретунский В. Ф. Тюмень. (Города нашего края). Свердловск: Сред-Уральск кн. вод-во, 1986.320 с.
  161. Д. И., Прибыл ьский Ю. П. Тобольск Свердловск Сред. -Уральск кн. год-во, 1975. 224 с.
  162. В. И. Омск: Как рос и строился город. Омск: Зап. Сиб. кн. изд — во, 1960. 110с.
  163. В. И Тобольск: Как рос и строился город Тюмень: Кн. год во, 1963.156 с.
  164. КружаловаН. Ю. Московское городское самоуправление в 1905 1912 гг.: Автореф. дис. кавд. ист. наук. М, 1982.24 с.
  165. Ф. А., Вендрих Г. А. Иркутск. Очерки по истории города. Иркутск, 1978.515 с.
  166. А. Н. Беженцы первой мировой войны в России (1914 1917) // Вопросы истории. 1999. № 8. С. 98 -113.
  167. Кусова И Г. Благотворительная инициатива в провинции в годы первой мировой войны // Региональная история в российской и зарубежной историографии. Тезисы докладов международной научной конференции. Рязань: Изд во РГПУ, 1999. С. 21 — 25.
  168. Н. И. Самоуправление // Мелкая земская единица. СПб., б. г. С. 1−55.
  169. Лаптева Л Е. Региональное и местное управление в России (2-ая половина XIX а). М, 1998.151 с.
  170. И. Б. Саюдержавие и местное самоуправление в России // Общества шо-1кшигаческие институты и движения: проблемы теории и истории. Л.: Изд во ЛФЭИ, 1991. С. 130−135.
  171. Лен К. В. Структура бюджетов городов Томской губернии (70 90-х годов XIX века) // Проблемы истории местного управления Сибири конца XVI — начала XX веков. Материалы третьей региональной научной конференции. Новосибирск, 1998. С. 235−238.
  172. Р. К. Финансово налоговое дело в Томской губернии // Экономические очерки Томской губернии. Томск, 1925. С. 208 — 231.
  173. А. В. Городское самоуправление Западной Сибири в конце XIX начале XX веков (по материалам Томской губернии): Автореферат дис. канд. ист. наук. Барнаул, 1999.25 с.
  174. А. И. Полигика и городские выборы. Киев, 1910.13 с.
  175. А. Э. Политика властей в отношении немецких колонистов Тобольской губернии в года первой мировой войны // Проблемы историиместного управления Сибири ХУЛ XX веков: Материалы научной конференции. Вып. П. Новосибирск, 1997. С. 57−59.
  176. Е. Ю. Бюджетная политика омского городского самоуправления накануне первой мировой войны // Исторический ежегодник. Омск: ОмГУ, 1996. С. 35 39.
  177. Е. Ю. Правовая основа городского самоуправления (1892 -1914 гг.) // Проблемы истории местного управления Сибири конца XVI XX веков. Материалы четвертой региональной научной конференции. Новосибирск, 1999. С. 210−213.
  178. Е. Ю. Организация, полномочия и деятельность городского самоуправления в Западной Сибири в конце XIX начале XX вв.: Автореф. дис. канд. ист. наук Омск, 2000.26 с.
  179. А. В. Первая мировая война в восприятии российских религиозных мыслителей (1914 февраль 1917): Автореф. дис. канд. ист. наук. Саратов, 1999. 22 с.
  180. Н. А., Федоров С. В. Омск в панораме веков. Омск, 1999. 352 с.
  181. А. А Рабочие Сибири в эпоху империализма (1861 1917 гг.). М: «Мысль», 1972.336 с.
  182. В. Закон 5 декабря 1912 г. об улучшении земских и городских финансов. СПб., 1913.347 с.
  183. В. Я. Томская 1уберния. Статистический очерк. Вып. 1. Томск Изд-во Томск губернскою сташстическою комитета, 1920.40 с.
  184. В. А. Городское самоуправление в России в 60-х начале 90-х годов ХЕХ в.: Правительственная политика. Л.: Изд-во «Наука», 1984.260 с.
  185. В. А Нарастание оппозиционности органов городского самоуправления в канун первой российской революции 1905 1907 гг. // Новое о революции 1905 — 1907 it. в России Межвузовский сборник. Л.: Изд — во ЛГУ, 1989. С. 99−112.
  186. В. А. Первые выборы в городские думы по избирательному закону 1892 г. // Проблемы социально экономической истории России. СПб.: Изд-во «Наука», 1990. С. 224−236.
  187. В. А Органы городского самоуправления в системе самодержавного аппарат власти в конце XIX начале XX в. // Реформы или революция? Россия 1861 —1917: Материалы международ. км и коллоквиума историков. СПб.: Изд — во «Наука», 1992. С. 55 — 66.
  188. В. А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX начале XX века. СПб. Изд — во «Наука», 1994.158 с.
  189. В. И Городское самоуправление по действующему русскому закошдаюельсгву. М, 1912.396 с.
  190. В. А. Развитие городского хозяйства и роль органов местного управления уездного города Мурома: Автореф. дис. канд. ист. наук. Нижний Новгород, 1999. 23 с.
  191. Новосибирск. Новосибирск: Кн. изд-во, 1957.240 с.
  192. Г. А Национальная немецкая благотворительность в Сибири во вирой половине XIX начале XX вв. // Зарубежные экономические и культурные связи Сибири (ХУШ-ХХ вв.). Новосибщхж, 1995. С. 137−152.
  193. Общественное устройство и хозяйство городов. Т. 1. СПб., 1859.705 с.
  194. О влиянии войны на некоторые стороны экономической жизни Сибири. Пг., 1916.515 с.
  195. Н. П. Народное хозяйство Сибири. Омск Издание Сиб. огд Всероссийского ценграяьшш союза потребительских обществ, 1921.175 с.
  196. Н. Ф. Революционное движение в Омске в период первой мировой войне // Из истории партийных организаций Западной Сибири. Омск, 1967. С. 81 -89.
  197. Оценочное дело в городе Томске. Томск, 1915. 61 с.
  198. Очерк деятельности Всероссийского союза городов. М., 1916.239 с.
  199. Очерки истории Алтайского края. Барнаул: Алт. кн. изд во, 1987. 448 с.
  200. Очерки истории города Омска Т. 1. Дореволюционный Омск. Омск, 1997. 292 с.
  201. Очерки истории города Томска (1604 1954). Томск, 1954. 326 с.
  202. Очерки истории Курганской области. Челябинск: Южно Уральск, кн. изд—во, 1968.479 с.
  203. Очерки истории потребительской кооперации Сибири. Новосибирск: Зап. -Сиб. кп. изд во, 1965.336 с.
  204. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994. 272 с.
  205. Ю. А. Нижегородский губернский земский комитет по снабжению русской армии в годы первой мировой войны // Исследования по истории России. Нижний Новгород, 1996. С. 154 -159.
  206. А. И. Города Сибирского края // Сибирская советская энциклопедия. Т. 1. Новосибирск: Сиб. краевое изд во, 1929. Стб. 703 -719.
  207. Л. Ф. Московское городское самоуправление с середины 1880-х гг. до пертой русской революции: Автореф. дис. канд. ист. наук М, 1979.24 с.
  208. Писарькова Л Ф. 1 ородовое положение 1870 г. и социальный состав городского общественного управления в губерниях Центрально Черноземногорайона // Буржуазные реформы во второй половине XIX в. Воронеж: Изд во Воронеж: ун-та, 1988. С. 72−81.
  209. ПисарьковаЛ. Ф. Московская городская дума: 1863 -1917 гг. М, 1998.568 с.
  210. Погребинский, А П. Сельское хозяйство и продовольственный вопрос в России в годы первой мировой войны // Исторические записки М, 1950. Т. 31. С. 37−60.
  211. И. Е. Как и кого выбирали в Томскую городскую думу. Томск: Томск, кн. изд во, 1959.19 с.
  212. О. С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в период первой мировой войны (1914 1918): Автореф. дис. докт. ист. наук. Екатеринбург, 2000. 43 с.
  213. О. С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в период первой мировой войны (1914 март 1918). Екатеринбург: Изд — во УрО РАН, 2000. 415 с.
  214. Продовольственный вопрос в Сибири в 1915 -1916 гг. Пг., 1916. 31с.
  215. В. И. Изменения в сибирской промышленности в годы первой мировой войны // Рабочий класс центра страны и Сибири (конец XIX начало XX в.). Новосибирск: Изд-во «Наука» Сиб. отд., 1981. С. 235 -246.
  216. Г. X. Городская недвижимость как сфера приложения капиталов буржуазии Сибири в конце XIX начале XX вв. // Из истории Сибири. Вып. 3. Томск: Изд — во Том. ун — та, 1971. С. 107 -126.
  217. Рабинович Г. X, СкубневскийВ. А Буржуазия города Барнаула (середина 90-х годов XIX в. -1914 г.) // Из истории Сибири. Выл 3. Томск: Изд во Том. ун-та, 1971. С. 143−167.
  218. Г. X. Из истории буржуазии города Томска (конец XIX в. -1914 г.) // Из истории Сибири. Вып. 6. Томск: Изд во Том. ун-та, 1973. С. 133 — 166.
  219. Рабинович Г. X Крупная буржуазия Новоникшаевска (Новосибирска) впериод капитализма // Из истории Алтая. Томск Изд во Том ун-та, 1978. С. 68 -94.
  220. В. В. Социальный состав органов городского самоуправления Западной Сибири в 80-х гг. ХУШ первой четверти XIX в. // История городов Сибири досоветского периода (XVII — начало XX в.). Новосибирск: Изд — во «Наука». Сиб. отд., 1977. С. 80−96.
  221. И. М. Томск накануне Февральской революции 1917 г. // Томску 375 лег. Сборник статей. Томск: Изд — во Том. ун-та, 1979. С. 122 — 136.
  222. Рожков Н А. Город и деревня в русской истории. (Краткий очерк экономической истории России). М.: Государственное изд во, 1920.120 с.
  223. П. И. Октябрь в Зауралье. Октябрьская сог щал истическая революция и борьба за установление советской власти на территории Зауралья. Тюмень: Кн. изд-во, 1959.133 с.
  224. П. И. Тобольская губерния в годы первой мировой империалистической войны (1914 1917 гг.) // Вопросы Сибири. Вып. 1. Тюмень, 1974. С. 24−55.
  225. В. М. Паразитизм иностранного капитала в сельском хозяйстве Западной Сибири // Из истории Западной Сибири и Омской области. Омск, 1963. С. 42 67.
  226. В. М. Революционное движение в Западной Сибири (1907 -1917 гг.). Омск, 1970.256 с.
  227. В. Всеобщая мобилизация 1914 года // Омский вестник 1992. 1 авт.
  228. В. М. К триумфу или к краху? // Омский вестник. 1994. 21 июля.
  229. М. И. Основы и пределы самоуправления. Опыт критического разбора основных вопросов местного самоуправления в законодательстве важнейших европейских государств. СПб., 1892. 296 с.
  230. Н. А. К изучению бюджета рабочих в Сибири (1900 -1917гг.)//ИсторияСССР. 1978. № 2. С. 160−169.
  231. Н. А. Экономика Сибири в период капитализма Учебное пособие. М., 1975. 240 с.
  232. Д. Д. Городское самоуправление. Очерки и опыты. СПб., 1901. 389 с.
  233. Сибирские города ХУЛ начала XX вв. Сборник статей. Новосибирск: Изд-во «Наука». Сиб. отд., 1981. 222 с.
  234. Сибирь: ее современное состояние и нужды. СПб., 1908.294 с.
  235. С. А. Сельское хозяйство Сибири в годы первой мировой войны // Вопросы аграрной истории Урала и Западной Сибири. Свердловск, 1966. С. 310−318.
  236. А. Л. Экономическое положение России в годы первой мировой войны. М.: Изд во «Наука», 1973. 655 с.
  237. В. А. Заработная плата рабочих обрабатывающей промышленности Сибири в период империализма // Рабочий класс центра страны и Сибири (конец XIX начало XX в.). Новосибирск: Изд — во «Наука». Сиб. отд., 1981. С. 140−147.
  238. В. А. Торгово промышленные предприятия Омска накануне 1917 года // Омская областная научно — практическая конференция, посвященная 275-летию города Омска Омск, 1991. С. 66−68.
  239. Н. Ф. Основания реформы Городового положения. Киев, 1905. 59 с.
  240. А. А. Города Курской губернии в период первой мировой войны (1914 1917 гг.) // Армия в истории России. Материалы межвузовской научной конференции. Курск: Изд — во РОСИ, 1997. С. 60 — 62.
  241. . В. Коммунальное хозяйство // Сибирская советская энциклопедия. Т. 2. Новосибирск: Зап. Сиб. отд. ОГИЗ, 1931. Стб. 875 -889.
  242. А. П., Коновалов И. А. Городское самоуправление в Омске в дореволюционный период. Омск: ОмГУ, 1997. 82 с.
  243. А. П., Коновалов И. А. Некоторые вопросы организации городского самоуправления в Западной Сибири в конце XIX начале XX в. // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. Омск, 1997. № 2. С. 74 — 78.
  244. В. Ф. Задачи городского самоуправления. Краткий очерк муниципального социализма Б. м: Изд-во 'Товарищ", 1906.23 с.
  245. В. Ф. Самоуправление и городское хозяйство. СПб., 1910.80с.
  246. Л. А. Участие общественности в процессе демократизации местного самоуправления Восточной Сибири в начале XX века: Автореф. дис. канд. ист. наук. Иркутск, 1999. 38 с.
  247. К. Б. Управление или самоуправление? К вопросу о взаимодействии центра и Сибири // Проблемы истории местного управления Сибири конца XVI начала XX веков. Материалы третьей региональной научной конференции. Новосибирск, 1998. С. 40−44.
  248. Л. Кризис городского самоуправления поволжских городов в первой половине 1917 года // Российско американский симпозиум «Актуальные проблемы преподавания российской истории в университетах России и США». Самара, 1998. С. 91 — 95.
  249. Ю. А. Церковь и армия в России. Новосибирск, 1997. 184с.
  250. Хроника общественного движения в Сибири 1895 февраль 1917 гг. Кн. 1. Общественное движение в Омске 1895-февраль 1917 гг. Томск, 1996.172 с.
  251. Хроника революционных событий в Новониколаевске 1917 г. Новосибирск, 1967.151 с.
  252. Черепов, А И. Барнаул. Барнаул: Алт. кн. год-во, 1955.87 с.
  253. Черныш M И. Городское общественное управление и облик Перми в последней трети XIX в. // 250 лет Перми: Материалы научной конференции «Прошлое, настоящее и будущее Перми». Пермь: Перм кн. год-во, 1973. С. 104 -111.
  254. . Н. О народном представительстве. М, 1899.810 с.
  255. О. В. Органы городского самоуправления в Тобольской губернии в годы первой мировой войны (1914 февраль 1917 гг.) // Исторический ежегодник. Омск: ОмГУ, 2000. С. 57 — 60.
  256. О. В. Из истории Омского городского самоуправления в годы первой мировой войны // Омск XX век (вехи истории): Краеведческий сборник. Омск: ОмГУ, 2001. С. 34−41.
  257. О. В. Помощь беженцам органами городского самоуправления в Томской губернии (1915 февраль 1917 гг.) // Человек и война XX век Проблемы изучения и преподавания в курсах отечественной истории.237
  258. Материалы Всеросссийской научно практической конференции. Омск: ОмГУ, 2002. С. 97−101.
  259. С. Ю. Тобольская губерния в годы первой мировой войны (1914 февраль 1917 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. Тюмень, 1999. 24 с. Шмойлов Э. П. Бийск вчера и сегодня. В помощь лектору. Бийск, 1974.94 с.
  260. Г. И. Наше городское общественное управление. Этюды, очерки и заметки. Т. 1. СПб., 1902. 337 с.
  261. А. События назревали // Омская правда 1987. 30 янв. Шумилов А. Затишье перед грозой // Омская правда 1987.27 фев. Юрасова М. К. Омск: Очерки истории города Омск: Кн. изд во, 1983. 256 с.
Заполнить форму текущей работой