Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Налоговый механизм государственного регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей: На примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мировой опыт убедительно показывает, что в рыночной экономике ключевой фигурой является предприниматель, успех деятельности которого зависит от его желания и способности идти на риск, готовности к использованию возможностей, предоставляемых рынком, нацеленности на поиск новых путей расширения масштабов предпринимательской деятельности. Следовательно, частное малое предприятие — это атрибут… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние и развитие предпринимательства в условиях формирования рыночной экономической системы
    • 1. 1. Эволюция понятия и сущность предпринимательства
    • 1. 2. Индивидуальный предприниматель как субъект малого предпринимательства
    • 1. 3. Состояние и развитие индивидуального предпринимательства в России
  • Глава 2. Теоретические и методологические вопросы налогообложения индивидуальных предпринимателей
    • 2. 1 .Возникновение и развитие налогообложения
      • 2. 2. Роль налогов в регулировании предпринимательской деятельности. б
      • 2. 3. Формы и системы налогообложения индивидуальных предпринимателей
  • Глава 3. Совершенствование системы налогообложения индивидуальных предпринимателей
    • 3. 1. Анализ тенденций в налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей.? .Механизм совершенствования налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей.1С

Налоговый механизм государственного регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей: На примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Определяющая роль в формировании и становлении многоукладной рыночной экономики принадлежит индивидуальному предпринимательству, призванному без существенных инвестиций заполнять свободные зоны рыночной экономики, создавать новые производства небольших размеров, сглаживать социальные проблемы, связанные с безработицей. Именно поэтому формирование и развитие в России и в ее регионах достаточного слоя предпринимателей — не только условие развития рыночной экономики, но и важнейший фактор решения острейших экономических и социальных проблем переходного периода.

В период строительства социализма предпринимательство и особенно индивидуальное предпринимательство как категории капиталистической рыночной экономики отрицались и практически запрещались. Возрождение и научное осмысление предпринимательства ^ современной России началось лишь в годы осуществления экономических реформ. И поэтому, государственное регулирование развития индивидуального предпринимательства является новой и довольно сложной проблемой для нашей страны как в научном, так и в практическим плане. Сложность решения проблемы развития индивидуального предпринимательства обусловлена также тем, что каждый регион России имеет свою специфику, проблемы и приоритеты в экономике и социальной сфере, следовательно, собственные научные и практические подходы в развитии предпринимательства.

Таким образом, научные исследования проблем развития предпринимательской деятельности граждан актуальны как для России в целом, так и для каждого отдельного ее региона.

Формирование рыночной экономики способствовало появлению ряда управленческих функций, характерных для такой экономической системы. В их числе видное место занимает налоговая система государства.

В условиях командно-административной экономики, где господствовала лишь государственная собственность на средства производства, роль налогов и налоговой системы в целом была принижена. Налоги не могли играть ни фискальной, ни регулирующей, ни стимулирующей классической своей роли. Эти управленческие функции выполняли другие элементы экономического механизма, включая механизм распределения прибыли, бюджетный механизм и ряд других.

В условиях рыночной экономики налоги выступают одним из главных рычагов реализации государственной экономической, бюджетной, кредитной и социальной политики. Однако эволюция становления налоговой системы современной России свидетельствует о ее несоответствии требованиям рыночной экономической системы. Налоговая система России, с ее фискальной направленностью, становится тормозом в укреплении экономического потенциала субъектов рынка. Особенно явно отрицательная роль действующей налоговой системы обнаруживается в налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей. Отсутствие нормативных актов, регулирующих налогообложение индивидуальных предпринимателей, приравнивание их деятельности при налогообложении с деятельностью крупных предприятий и организаций, многообразие форм налогообложения предпринимательства, изменчивость системы налогообложения, достаточно высокий уровень налогового изъятия доходов — вот наиболее существенные и дискуссионные проблемы в налогообложении индивидуальных предпринимателей, решение которых может существенно изменить роль индивидуального предпринимательства в создании рыночной инфраструктуры, адекватной экономическим системам развитых стран мира.

В последние годы ряд ученных России уделяет внимание исследованию проблем предпринимательства. В частности, экономическим проблемам предпринимательства в нашей стране посвящены работы Абалкина J1.И., Алимовой Т., Ахмедуева А. Ш., Блинова А. О., Гамидовой М. С., Дадашева А. З., Орлова А., Шахбанова Р. Б., Шулуса А. А. и ряда других экономистов. Однако многие важные стороны этой проблемы, в частности, экономическая и социальная роль индивидуальных предпринимателей, налоговый механизм стимулирования и государственной поддержки индивидуальных предпринимателей и другие, исследованы еще недостаточно.

Таким образом, недостаточная исследованность в экономической теории и ъл практике вопросов налогового регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей предопределило выбор темы диссертационной работы, ее цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является изучение налогового механизма государственного регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей как самостоятельных субъектов рыночной экономики. В соответствии с вышеизложенной целью в диссертации поставлены следующие основные задачи:

— изучение социально-экономической роли и сущности индивидуального предпринимательства как самостоятельного субъекта рыночной экономики;

— исследование эволюции развития индивидуального предпринимательства;

— оценка стимулирующей роли налогового механизма в развитии индивидуального предпринимательства;

— выявление тенденций в налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей;

— обоснование необходимости дифференциации налогообложения деятельности индивидуальных предпринимателей в зависимости от формы осуществления предпринимательской деятельности и величины доходов;

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является экономический механизм государственного налогового регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей. Объектом исследования является современная налоговая система Российской Федерации.

Методика и методология исследования. Теоретической и методологической базой исследования явились труды отечественных и иностранных ученых по проблемам налогового регулирования экономических процессовзаконодательные акты Российской Федерации и Республики Дагестанинструктивные и методические материалы правительственных органов в области налогообложения.

В процессе исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы: диалектический, системный и комплексный подход, исторические и логические методы, метод научной абстракции, анализ, синтез и ряд других.

Положения и выводы диссертации опираются на методы статистического и экономического анализа, количественного и качественного изучения реальных объектов.

Эмпирической и информационной базой исследования явились статистические данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации и Республики Дагестан, отчетная информация Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Дагестан, нормативно-правовые документы, регулирующие налоговую практику, а также данные периодической печати, материалы научных конференций.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы состоит в обосновании теоретических и методических положений, позволяющих разработать эффективный механизм налогообложения деятельности индивидуальных предпринимателей.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

— теоретически обоснована позитивная роль индивидуального предпринимательства в решении социально-экономических проблем рыночной экономики;

— дана авторская точка зрения сущности индивидуального предпринимательства и произведена классификация ее субъектов в зависимости от форм организации предпринимательской деятельности, как основа для дифференциации системы их налогообложения;

— исследована регулирующая роль налогов как механизма обеспечения я принципа справедливости и объективности в изъятии чйрти доходов предпринимательской деятельности населения;

— предложен механизм налогообложения доходов предпринимательской деятельности, обеспечивающий дифференцированный подход в налогообложении различных видов деятельности и налоговую эффективность.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в развитии теории и методологии налогового государственного регулирования деятельности субъектов рыночной экономики. Предложенные в диссертации выводы и рекомендации могут послужить основой для принятия эффективных мер в решении проблемы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях в течение 2000;2002 гг. в Дагестанском государственном университете, на семинарах, прошедших в налоговых органах Республики Дагестан.

Результаты диссертационного исследования были приняты Управлением Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Дагестан для использования в процессе формирования предложений по внесению изменений в действующую налоговую систему.

Отдельные предложения и рекомендации автора используются я учебном процессе при чтении спецкурса «Налогообложение физических лиц» в Дагестанском государственном университете.

Наиболее существенные результаты научного исследования обобщены в опубликованных работах. По теме диссертационной работы опубликовано работы с общим объемом п.л.

Объем и структура работы. Работа изложена на 149 страницах машинописного текста. Количество таблиц составляет 22.

Список литературы

включает 123 наименований.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

В диссертационной работе на основе анализа развития индивидуального предпринимательства и механизма его налогообложения в условиях рыночной экономики России сделана попытка обозначить проявившиеся реалии и тенденции, проблемы сегодняшнего дня и пути совершенствования налогообложения индивидуального предпринимательства.

Становления рыночной экономики в нашей стране показал необходимость успешного развития и функционирования малого предпринимательства. Без высокоразвитого предпринимательства невозможна реализация социально-экономических задач, нацеленных на удовлетворение потребностей общественного развития.

Малое предпринимательство и в частности индивидуальное предпринимательство в целом успешно адаптируется к условиям российского рыночного хозяйства. Несмотря на имеющиеся в его становлении препятствия он начинает играть всё более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за годы реформ именно малое предпринимательство обеспечивало рост объема производства, занятость населения, отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.

Условность принятых границ сектора малого предпринимательства не позволяет оказывать достаточную государственную поддержку ему и объективно оценить его роль в рыночной экономике. Дело в том, что законодательные акты, определяющие параметры субъектов малого предпринимательства, позволяют включать в их перечень самые различные субъекты хозяйствования: от индивидуальных предприятий до современных высокоорганизованных предприятий с численностью персонала до 100 человек. Такая дифференциация, не позволяющая оценивать их по единым критериям, снижает эффективность системы государственного регулирования данного сектора экономики. В то же время индивидуальное предпринимательство в большей степени характеризует новое явление в российской экономике и по значимости является более гибким и мобильным позитивным элементом рыночной экономики. В работе исследована сущность его с точки зрения функциональной роли в экономике. Это позволило прийти к выводу о том, что субъекты индивидуального предпринимательства, обладая имущественной независимостью от государства, общественных и иных организаций, и крупного капитала, более уязвимы от внешних воздействий и поэтому в большей мере нуждаются в государственной поддержке. Вместе с тем, единоличное управление бизнесом, возлагает высокую ответственность на владельца капитала и, следовательно, умение выживать в сложнейших условиях путем проведения гибкой экономической политики в конкретных условиях хозяйствования.

Мировой опыт убедительно показывает, что в рыночной экономике ключевой фигурой является предприниматель, успех деятельности которого зависит от его желания и способности идти на риск, готовности к использованию возможностей, предоставляемых рынком, нацеленности на поиск новых путей расширения масштабов предпринимательской деятельности. Следовательно, частное малое предприятие — это атрибут свободной рыночной экономики, эффективность которого выше, чем коллективного или государственного (унитарного) предприятия. Изучение исторического опыта развития индивидуального предпринимательства позволило отметить необходимость создания всяческих условий для его успешного функционирования в современной отечественной экономике. Поэтому интересы формирования рыночной экономики предопределяют необходимость восстановления статуса индивидуального (семейного) частного предприятия, обладающего высоким стимулом к эффективной организации производства и выполнению отведенной им социально-экономической роли в общественном производстве.

Несмотря на позитивные темпы малого предпринимательства становление индивидуального предпринимательства в российской экономике происходит в противоречивых условиях. С одной стороны, налицо возрастание значимости индивидуального предпринимательства, а с другой стороны, нетрудно выявить тенденцию снижения жизнеспособности его субъектов.

Отрицательное воздействие на функционирование малого предпринимательства оказывает внешняя среда, представленная совокупностью различных элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, отношений, и т. д.). Негативные воздействия внешней среды вызывают со стороны субъекта малого предпринимательства защитные реакции. Однако возможности противостояния ограничены небольшими масштабами производства и незначительными объемами используемых ресурсов и финансовой базы, сильной зависимостью от местного рынка.

Среди косвенных методов государственной поддержки индивидуального предпринимательства, наиболее эффективным является налоговое регулирование его развития.

В диссертации на основе анализа различных систем налогообложения исследуется регулирующая роль налогов в развитии экономических систем. Учитывая современный российский опыт налогообложения малого предпринимательства, в работе исследуется подход в налогообложении, основанный на принципе единого налога.

Идеи, лежащие в основе теории единого налога, частично воплощены и в налоговой системе Российской Федерации. Однако это не способствовало позитивному росту малого предпринимательства и укреплению его потенциала. Тем не менее, установление единого налога для субъектов малого предпринимательства можно рассматривать как прогрессивный шаг, поскольку этим достигается простота и удобство в налогообложении субъектов малого бизнеса.

В налогообложении предпринимательской деятельности граждан предусмотрены разнообразные варианты, обладающие как положительными, так и отрицательными характеристиками.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов индивидуального предпринимательства предусматривает сокращение числа налогов и платежей, сводит до минимума отчетность, которую может вести менее квалифицированный работник или даже сам предприниматель. Вместе с тем, результаты применения этой системы предпринимателями показали, что не все просто в этой системе. Хотя использование названной системы давало значительной частч предпринимателей возможность работать со снижением налоговой нагрузки, все же есть проблемы, которые сдерживали ее дальнейшее распространение. Это касается не только высокой стоимости патентаосновного документа для перехода на эту систему, но и основополагающих принципов характеризующих возможность использования единого налога всей массой предпринимателей. Патентная система авансирует государственный бюджет, что не все предприниматели могут себе позволить без отсутствия производственных результатов. Это, например, не увязывается с декларативностью системы налогообложения.

Указанный закон не отменяет ведение книги учета доходов и расходов и представление декларации в налоговые органы. Кроме того, предприниматели платят по-прежнему другие налоги, установленные местными органами власти.

Введение

упрощенной системы налогообложения предпринимателей на основе вмененного дохода является перспективным направлением совершенствования налоговой системы в сфере малого бизнеса. Вместе с тем, как и любое нововведение, особенно в такой сложной сфере, как налогообложение, оно требует дальнейшего анализа и совершенствования.

На наш взгляд, сохраняя упрощенную систему налогообложения вмененного дохода, следует внести некоторые коррективы, которые позволят выполнить фискальные задачи с одновременным стимулированием деятельности предпринимателя. Так, занимаясь предпринимательской деятельностью, гражданин создает себе рабочее место, избавляет государство от выплаты ему пособия по безработице. Он сам заботится о своем существовании и, помимо этого, уплатой всевозможных сборов и налогов пополняет бюджет. Следовательно, государство должно стимулировать этот процесс. Поэтому размер месячного вмененного дохода индивидуального предпринимателя, которым он обеспечивает свое выживание самостоятельно, необходимо устанавливать в размере не менее минимального прожиточного минимума, официально устанавливаемого государственными органами для конкретного региона. В результате поступления в бюджет возрастут не за счет больших сумм налога, а за счет увеличения количества плательщиков. Кроме того, это позволит: во-первых, в значительной степени снизить налоговую нагрузку индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, величина прожиточного минимума представляет собой тот минимальный чистый доход, необходимый для удовлетворения минимальных потребностей, т. е. предприниматель не может вести бизнес, не обеспечивающий доход в размере прожиточного минимума.

Ставка налога для индивидуальных предпринимателей должны быть не ниже налоговой ставки на доходы физических лиц, т. е. 13%.

Для индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников, налоговой базой должна быть сумма дохода в размере прожиточного минимума, умноженного на число работающих.

Наряду с этими уплату единого налога на вмененный доход следует производить по месту поставки индивидуальных предпринимателей на учет, т. е. по месту жительства, независимо от места занятия предпринимательством. Неправомерным представляется также перевод предпринимателей на данную систему предпринимателей в обязательном порядке. Для решения вопроса налогообложения субъектов индивидуального предпринимательства в России необходимо ввести в Налоговый кодекс раздел о статусе и налогообложении их как отдельного вида налогоплательщиков. В этой связи следует установить в законодательном порядке формы налогообложения, величину необлагаемого налогом минимума, дифференцированную шкалу ставок, изменяющихся в зависимости от уровня дохода и различающихся по отраслевому признаку и приоритетным видам деятельности. Более того, льготная система налогообложения индивидуального предпринимательства должна быть ограничена определенными временными рамками от 3 до 5 лет. В этих условиях повышается заинтересованность предпринимателей максимально эффективно воспользоваться льготами, что будет способствовать постоянному росту субъектов малого предпринимательства за счет перерегистрации действующего бизнеса.

Следующей немаловажной проблемой (в связи с чрезвычайно низкой эффективностью) является совершенствование механизма упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Причины несовершенства налоговой системы в части налогообложения субъектов индивидуального предпринимательства, на наш взгляд, состоят не только в фискальной ориентации налоговой системы РФ, но и недоучете особенностей функционирования субъектов малого индивидуального предпринимательства в рыночной экономике.

Специфика функционирования субъектов малого индивидуального предпринимательства предполагает необходимость максимального упрощения системы налогообложения, причем дифференцировав ее исходя из региональных и отраслевых, а также организационно-управленческих условий осуществления производственно-экономической деятельности налогоплательщика.

На наш взгляд, приравнивать индивидуальных предпринимателей л крупных предприятий типа акционерных обществ с участием большого количества акционеров и учредителей и имеющих современные высокотехнологические производства неправомерно. Как отмечалось выше, несмотря на единый правовой статус индивидуальных предпринимателей на практике хозяйствования они различаются по организационно-управленческим параметрам хозяйствования.

Следовательно, эти условия предопределяют необходимость дифференциации налогообложения доходов различных предпринимателей не только по налоговым ставкам, но и в целом по формам налогообложения.

Первая категория индивидуальных предпринимателей представляет собой сочетание функций владельца капитала, управленца и производителя. Для этой категории субъектов малого предпринимательства, основанных на индивидуальном (семейном) частном капитале, должна быть применена система налогообложения, позволяющая исключить включение необоснованных расходов предпринимателя в затраты, учитываемые при исчислении облагаемого дохода, т. е. налоговая система должна быть аналогичной действующей в настоящее время упрощенной системе налогообложения вмененного дохода. Необходимость такого подхода обусловлена тем, что трудно в учетной практике отделить личные расходы владельца от расходов предпринимательской деятельности. Эффективность его замечается л другими исследователями.

Ко второй категории субъектов индивидуального предпринимательства следует отнести крестьянские (фермерские) хозяйства, специфика которых состоит не только в отраслевых особенностях производства, но и в использовании коллективного труда членов фермерского хозяйства, которые в преобладающем являются членами одной семьи. Для этой категории необходимо предусмотреть систему налогообложения, учитывающую обе эти аспекты функционирования.

Третья категория индивидуальных предпринимателей, функционирующих на основе использования труда наемных работников, должна быть выделена в самостоятельную категорию в целях налогообложения, ведения учета и отчетности. Для таких предпринимателей характерно использование наемного труда, разделение управленческих функций, привлечение учетных работников, т. е. организация производства и управления аналогично крупным современным организациям. Налогообложение этой категории субъектов индивидуального предпринимательства должно осуществляться по упрощенной системе налогообложения. В зависимости от экономической конъюнктуры, уровня развития производства и других объективных и субъективных факторов для приоритетных отраслей экономики и видов деятельности должны быть предоставлены существенные налоговые льготы. Причем, перечень видов деятельности и отраслей экономики, получающих льготы в налогообложении, должны определять органы власти субъектов Российской Федерации.

Наряду с этими предложениями в целях повышения эффективности налогообложения индивидуальных предпринимателей необходимо совершенствовать организацию управления и контроля за налогоплательщиками. Следовательно, необходимо численность работников налоговых органов привести в соответствие хотя бы с какими то нормами, упрощая при этом налоговое законодательство и налоговый механизм. Этому может способствовать и освобождение налоговых инспекций от выполнения несвойственных им функций: ведение госреестра отдать регистрирующим органамконтроль за лицензионной деятельностью — лицензирующим органамконтроль за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы — органам Госкомитета по трудуконтроль за применением контрольно-кассовых машин — торговым инспекциям и комитетам защиты прав потребителей, выдачу десятков тысяч справок в судебные и правоохранительные органы — собственникам информации и т. д.

В условиях стихийного рынка и отсутствием возможности у большинства предпринимателей в полном объеме, документально, с учетом всех норм и правил подтвердить произведенные расходы, на основании этого механизма очевидные расходы можно было бы принимать и без подтверждающих документов. Наделение налоговых инспекций таким правом существенно снизило бы остроту одной из самых серьезных причин, побуждающих предпринимателей скрывать свои доходы.

При решении вопроса о совершенствовании структуры управления налогами, представляется интересным то, что во многих зарубежных странах работа по сбору местных налогов проводится не централизованно, а отдельными департаментами в соответствии с законодательством, определяющим границы полномочий местных органов власти по сбору налогов, исходя из потребностей местного бюджета.

В связи с тем, что большинство налогов с физических лиц поступают в местные бюджеты, на наш взгляд, эффективность сбора таких налогов повысится при передаче местным органам власти функций по учету и сбору налогов.

Следующей важнейшей проблемой является уровень подготовленности индивидуальных предпринимателей и всего населения в части налогового законодательства и, следовательно, пропаганда налоговых знаний среди населения. Ведь даже заполнение налоговой декларации по доходам не только для индивидуальных предпринимателей, но даже для лиц, имеющих доходы по месту основной работы, является довольно трудоемким процессом.

В связи с этим остро возникает потребность элементарного, но обязательного налогового тестирования при регистрации предпринимателей. Кроме того, налоговые органы должны систематически проводить семинары для начинающих предпринимателей по вопросам налогообложения, ведения учета и отчетности.

Совершенствование налогообложения предпринимательства лишь составляющая налоговой политики государства, а налоговая политика государства является одним из инструментов реализации экономической политики страны.

Следует подчеркнуть, что налоговая политика не является панацеей от кризисных явлений экономики и единственным инструментом стимулирования предпринимательской деятельности. Общий кризис производства и предпринимательства, усугубленный кризисом платежей, влекущим за собой огромный дефицит оборотных средств, может углубиться жесткими налоговыми изъятиями при усилении фискальной функции. В то же время никакие налоговые льготы не помогут, если бизнес изначально не прибылен и неэффективен.

Для проведения социально-ориентированной, взвешенной экономической политики на основе и при помощи такого важнейшего инструмента, как научно — обоснованная налоговая политика, нужна сильная политическая воля всех властных структур государства, их единение для достижения цели.

В этой ситуации центр тяжести решения первоочередных вопросов может переместиться к региональным и местным органам власти.

Действительно на местах исчерпаны далеко не все возможности и резервы по стабилизации экономики, созданию более благоприятных условий для функционирования малого бизнеса и индивидуального предпринимательства.

Весомым фактором реализации этих задач должна стать целенаправленная налоговая политика региональных и местных органов власти, при формировании которой могли бы быть полностью или частично использованы предложения по совершенствованию налогообложения индивидуального предпринимательства и налогового механизма, приведенные в данной работе.

Таким образом, реализация предложенных мер и методов совершенствования механизма налогообложения и организации налогового учета доходов индивидуальных предпринимателей может повысить полноту охвата налогообложением всех налогоплательщиков на основе повышения их налоговой культуры и уровень собираемости налоговых платежей. Безусловно, в этих условиях при оптимальном уровне налогообложения это будет способствовать развитию индивидуального предпринимательства, как наиболее гибкой и эффективной части малого бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: 1994 г.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. // СЗ РФ, 05.12.94, № 32.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. М.: Омега-Л, 2000. — 248 с.
  4. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 25.12.90 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 27.12.90, № 30.
  5. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 // БНА, № 2−3, 1992 г.
  6. Закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7.12.91 г. // «Российская газета», № 36, 14.02.92.
  7. Федеральный закон РФ от 18 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  9. Указ Президента от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»
  10. Указ Президента РФ «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 8.05.96 № 685.140 мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР: Постановление Правительства РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406.
  11. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики.- 1997.-№ 6.- С.4−13.
  12. B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. М.: Экономика, 1990.
  13. А.Д. Программирование развития экономики региона. (На примере Республики Дагестан).- М.: Диалог- МГУ, 1997, — 189с.
  14. В.Г. Основы эффективной экономики. Модели, закономерности перехода, механизм реализации, региональные особенности, практические результаты.- Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996.-320с.
  15. А.Ш., Гамидова М. С. Предпринимательство в регионе: опыт и проблемы развития. Махачкала: Издательство «Юпитер», 2000. -160с.
  16. Н.М. Проблемы бюджетной и налоговой политики России -Махачкала, 1996.
  17. Н., Половинкин П., Сахарнов Ю. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. СПб.: СПБ У ЭФ, 1996
  18. А. Наука-техника-экономика. 2-е изд. М.: экономика, 1989.-c.12.
  19. А.В., Аникин В. А. Уильям Петти. -М.: Экономика, 1986.
  20. Т.И. Расходы предпринимателей, подлежащие включению в состав затрат в отчетном 2001 году. // Бухгалтерский учет, № 4, 2002, стр. 39−45.
  21. В. Крелова Е. Малое предпринимательство в решении проблем занятости. // Российской экономический журнал. 1996.- № 10 .- с.40−46
  22. Э. Об условиях развития малого и среднего бизнеса. // Экономист. 1992.- № 1.- с. 13−19.
  23. Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969
  24. Р., Фишер С Макроэкономика. Пер. с англ. М.: Изд. МГЛ" Инфра-М, 1997.-С.36
  25. Бедовый малый .// Экономика и жизнь, № 17, 2002, с. 2−4.
  26. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: «Ось-89», 1997. -.336 с
  27. А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. -1999. -№ 2. с. 75
  28. А.Г. Малый бизнес- проблемы развития. Махачкала: ДГИНХ, 1999. 144 с.
  29. Д.А. Как платить единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2002 году. .// Главбух, № 2, 2002, стр. 89−100.
  30. В. Малый бизнес в «тени" — государству жарко // Экономика и жизнь.- 1998,-№ 20.-с. 1
  31. Граждане кое право. Часть 1. Учебник/Под. Ред. Е. А. Суханова. М., 1998 г.
  32. Т., Евсеева И., Широнин В. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса в России. // Вопросы экономики, 1999, № 11, с.92−107.
  33. Иванова JL Есть ли потенциал у малого предпринимательства. // Экономика и жизнь, № 47, 1998 г. стр. 29. ъ
  34. Дж. Общая теория занятости, процента и денег.- М.: Прогресс, 1978
  35. В.Г. Налоги в механизме стимулирования малого редпринимательства // Финансы.- 1997.- № 8.- С. 19−23
  36. В.В. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий // Бухгалтерский учет,-2000.-№ 5.-С.62−65
  37. Курс предпринимательства: Учебник. -М: Финансы, 1997. С.2−12.
  38. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. СПб., 1998 г.
  39. В. Если не поддерживаете, то хотя бы не душите. // Экономика и жизнь.-1999.-№ 8.
  40. А. С., Шемелева Н. С. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства // Финансы. -1999.- № 9.- С.29−32
  41. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. -М.: ИНФРА-М, 1997.
  42. В.Я. Крупная буржуазия в дореформенной России. М.: Экономика, 1974 .
  43. К.К., Хозяйственное право: Учебник. М., 1996 г. Т.1.
  44. Т. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. // Финансовая газета, 38,39, 41, сентябрь, 2001 г.
  45. К.Р., Брю C.JI. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. М.: Республика, 1992
  46. Н.И., Семкин Т. И., Топилин М. А., Горский И. В. Альтернативная система налогообложения малого бизнеса // Финансы.-1997.-№ 11.-С.10−12
  47. Малое предпринимательство в России. Стат. Сб. М.: Госкомстат России, 1999.- 77с.
  48. Малые предприятия. Правовое регулирование. Налоги и отчетность. -М.: «Приор», 1996, — 80с.
  49. Малое предпринимательство заявляет о себе // Российский экономический журнал. 1996.- № 3. -с. 54.
  50. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М.: РАРМП, 1996.
  51. П., Петросян Д., Русинов Ф. Возрождение предпринимательства в России // Экономист. 1996- № 1.- С.55−60
  52. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. с. 770.
  53. И. Налог на вмененный доход. Что ждет малый бизнес? // Экономика и жизнь. 1997.- № 21.- С. З
  54. К.И. Малое предпринимательство усиливает общественную активность // Российский экономический журнал. 1996.-№ 7.-с.3−98.
  55. А.И. Особенности современного предпринимательства. Курс переходной экономики /Под ред. Л. И. Абалкина. М: Финстатинформ, 1997.
  56. A.M. Лизинг в России. / Прогнозирование кредитного портфеля коммерческих банков, финансовых и страховых компаний. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997.
  57. О.В. Налоговые системы развитых стран мира. М.: Фонд «Правовая культура», 1995
  58. А. Говорят предприниматели. // Экономика и жизнь, № 17, 2002,
  59. А. Изменения в ЕСН: еще один удар по малому бизнесу. // Экономика и жизнь, 2002 г. № 10, стр. 24.
  60. Налоги / Под ред. Д. Г. Черника.- М.: Финансы и статистика, 1995.-400с
  61. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов. / Под ред. В. Г. Князева, Д. Г. Черника. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997
  62. В.М., Шереги Ф. Малое предпринимательство и банки- пути расходятся? // Российский экономический журнал. 1999.- № 9.- С.51−59
  63. А. Предпринимательство в России: сроки и этапы до 1992 // Вопросы экономики.- 1998, — № 12.- С.79−88
  64. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики.- 1997, — № 4.- С. 130−140
  65. Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю. М. Осипова.- М.: МГУ, 1992, — 432с
  66. Ю.А. Налоговый кодекс РФ и реформ финансово-кредитной системы: упорядочение фискальных отношений или ослабление налогового бремени? // Российский экономический журнал. 1998 — № 4.-С. 35−51.
  67. С.П. Закон и доходы. М.: ИНТЕР-контакт, 1992.
  68. Н. Радителей много, а дела то нет. // Экономика и жизнь, № 4, фераль 2001 г.
  69. Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь, № 6, фераль 2001 г.
  70. Н.Н. О работе налоговых органов с предпринимателями без образования юридического лица. //Налоговый вестник, № 3 1998г., стр. 24.
  71. А.В. Теория и организация американского менеджмента. М., 1991.-С.35.
  72. П., Сваченко В. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства. // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика., 1996. № 2.
  73. Е. Мал золотник, да государству дорог. // Экономика и жизнь, № 17, 2002,
  74. Г. Н. Общие вопросы совершенствования налоговой системы и проблемы налогообложения физических лиц. //Налоговый вестник, 1997, № 12.
  75. В.В. Формирование новых предпринимательских структур в России: социологический аспект. ИЭ РАН. М., 1995. С. 4.
  76. В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // Мировая экономика и международные отношения.-1994.-№ 4
  77. З.К. Мировая экономика. Учебное пособие.- М.: Изд. «Юпитер», 1998.- 244с.
  78. С.В. Облагаются ли единым социальным налогом выплаты, начисленные за счет чистой прибыли.// Главбух, № 2, 2002, стр. 29−33.
  79. Розенблатт С., Боннигтон Р, Нидлс Б. Концепция бизнеса. М.: Экономика, 1990
  80. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т.2. Часть 1/ Основы бизнеса. -М.: «Соминтек», 1992.- 160 с.
  81. Российский статистический ежегодник. Стат.сб. М.: Госкомстат России, 1998
  82. Российский статистический ежегодник. Стат.сб. М.: Госкомстат России, 1999
  83. Российский статистический ежегодник. Стат. Сб. М.: Госкомстат России, 2001
  84. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник./Госкомстат России. -М.:2000,-396 с.
  85. О. Дожить до востребования // Экономика и жизнь, № 6, фераль, 2001 г.
  86. Г. В. Налоговое регулирование малого предпринимательства в условиях перехода к рынку. Автореферат. Кишинев: 1995, -22с.
  87. В. Феномен предпринимательства. // Российский экономический журнал. 1995. — № 10. -С.58−60
  88. В.Е. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. 1996. -№ 1.- С.40−46
  89. Самуэльсон Поль А. Нордхаус Вильям Д. Экономикс. Пер с англ. М.: Изд-во Бином, 1997.-800с
  90. С.М. Налогообложение и малое предпринимательство // Финансы.- 1999.- № 10.- С.34−38
  91. Н.И. Налоги в государственном регулировании экономики // Финансы. 1996. -№ 5, — С. 12−17
  92. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. / Ред. колл. Л. И. Абалкин, Б. З. Мильнер, А. З. Дадашев М.: ИЭ РАН, 1998.-262с
  93. Социально-экономическое положение Республики Дагестан.-Махачкала: Комитет Республики Дагестан по статистике, 1995.-234с.
  94. Социально-экономическое положение Республики Дагестан.-Махачкала: Комитет Республики Дагестан по статистике, 1997.-231с.
  95. Социально-экономическое положение Республики Дагестан.-Махачкала: Комитет Республики Дагестан по статистике, 1998.-267с.
  96. Социально-экономическое положение Республики Дагестан Часть 1 и 2. .-Махачкала: Комитет Республики Дагестан по статистике, 2000. .-355с,-392 е.
  97. Становление нового российского предпринимательства (социологический аспект) // Под.ред. В.Радаева. М.: Институт экономики РАН, 1994
  98. Н.М. Организация малого предприятия (информационный обзор).- Махачкала: Изд-во «Юпитер», 1999.- 112с
  99. М.П. Об итогах декларационной кампании 1996 года. // Налоговый вестник, № 3, 1997 г., стр. 16−17.
  100. О. Налоги как инструмент государственного регулирования // Экономист, 1999, № 11, стр.24−32
  101. Финансы / Под ред. Родионовой В. М. -М.: Финансы и статистика, 1995.- 365с
  102. Ю., Кирова Е. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения // Экономист, 1998,№ 10, С.52−59
  103. А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики, 1997,№ 6,стр.97−112
  104. А. Проблемы финансирования в российском малом бизнесе // Вопросы экономики, 1996, № 7.
  105. Что ждут от власти предприниматели. // Экономика и жизнь, № 15, апрель 2000 г.
  106. Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М: Финансы, ЮНИТИ, 1997
  107. ИЗ. Чепалова О. А., Нажмутдинов К. А. Воздействие банковского кредита на улучшение деятельности малых предприятий./ Сборник тезисов научной конференции «Теория и практика финансово-экономического оздоровления России». Махачкала, ИПЦ ДГУ, 2000.
  108. Чередниченко В. Благополучие регионов зависит от развития малого и среднего бизнеса // Финансовые известия, 1995, 20 апреля.
  109. А. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России. // РЭЖ, 1997, № 5−6.
  110. А.А. Субъекты малого предпринимательства и системы поддержки его государственной поддержки. // РЭЖ, 1996, № 5−6.с. 6576.
  111. Р.Б. Проблемы государственного регулирования малого предпринимательства.- Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. 120 с.
  112. Й. Теория экономического развития. М., 1982.
  113. Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес. М.: Экономика, 1999.
  114. Н. О консенсусе в Российской экономической и социальной политике // Вопросы экономики, 1999, № 8, с. 49−63.
  115. Экономическая энциклопедия /Под ред. Абалкина Л.И.-М.:1. Экономика, 1999
  116. Small Business Incubators. Field Hearing before the Subcommitee on Policy Research and Insurance of the Commitee on Banking, Finance and Urban Affairs. H.R. 102 Congress May 11.- NY., 1992.-P.90
  117. Hoselitz B.F. The Early History of Entrepreneurial Theory. Chicago, 1960.
Заполнить форму текущей работой