Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция иммиграционной политики Франции на рубеже XX — XXI веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1995 году президентом страны был избран Ж. Ширак, лидер неоголлистской правой партии ОПР (Объединение в поддержку Республики), который до 1997 года опирался при проведении иммиграционной политики на правого же премьер-министра Алена Жюппе. В 1997 же году после внеочередных выборов в Национальное собрание начался период «сосуществования» правого президента и левого премьер-министра, социалиста… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема иммиграции во Франции: качественные трансформации, подходы и принципы
    • 1. Принципы Великой французской революции и французская республиканская модель интеграции
    • 2. Основные этапы развития иммиграционной политики Франции
    • 3. Проблема иммиграции в условиях глобализации
  • А. Влияние процесса глобализации на иммиграцию во Францию
  • Б. Общеевропейский контекст формирования иммиграционной политики Франции
    • 4. Институционально-политические ограничители деятельности правительства в вопросах иммиграции
  • Глава 2. Политика Франции по управлению процессами иммиграции и борьбе с нелегальной иммиграцией
    • 1. Меры по ограничению потока иммигрантов и борьба с нелегальной иммиграцией
  • А. Эволюция политики в области предоставления убежища
  • Б. Меры по ограничению семейной иммиграции
    • 2. Курс на избирательную иммиграцию. Закон от 24 июля 2006 года
    • 3. Меры по сокращению числа нелегальных иммигрантов во Франции
    • A. Амнистии, узаконение положения нелегальных иммигрантов
  • Б. Удаление незаконных иммигрантов с территории Франции
    • B. Внешнеполитические шаги по регулированию иммиграции
  • Глава 3. Политика Франции по интеграции иммигрантов
    • 1. Интеграция через преодоление социального раскола
  • А. Решение проблем трудоустройства иммигрантов и борьба с дискриминацией

Б. Комплексное решение проблем неблагополучных кварталов. а. Проблема жилья. б. Проблема школьного образования. в. Проблема преступности в иммигрантской среде. г. Меры правительства по комплексному решению проблем неблагополучных кварталов.

2. Интеграция через приобщение к республиканским ценностям и нормам. Переход от побуждения к принуждению к интеграции.

А. Действия властей по налаживанию диалога с мусульманами и попытки способствовать адаптации ислама к французским традициям.

Б. События 2005 года — кризис политики интеграции.

В. Законодательные меры по принуждению к интеграции в защиту республиканской идентичности. а. Закон о запрете на ношение религиозной атрибутики в государственных школах. б. Закон, запрещающий носить полностью закрывающую лицо одежду в общественных местах.

Эволюция иммиграционной политики Франции на рубеже XX — XXI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Иммиграция на сегодняшний день — это один из главных вызовов, стоящих перед многими европейскими государствами, в том числе и перед Францией. Актуальность этой темы определяется тремя основными факторами. Прежде всего, остротой проблемы иммиграции, угрожающей национальной и, европейской идентичности. Кроме того, перед руководствам. страны возникли новые вызовы, так как принципиальное изменение политики в области иммиграции ставит*- вопрос о сохранении.

— у республиканских ценностей, а бездействие —©-—сохранении идентичности и эффективности европейской республиканской модели государства всеобщего благоденствия. Наконец, острота вопроса и, как следствие, политизированность исследований в области иммиграции вызывают потребность в свободном от политических пристрастий анализе этой проблемы.

Проблема иммиграции обострилась в связи с мировым экономическим кризисом первой половины 70-х годов, стагнацией и ростом безработицы. До кризиса Франция считалась одной из самых гостеприимных стран для иммигрантов. Последние рассматривались как необходимое звено нормального функционирования общества, позволяющее, прежде всего, решить демографические проблемы в связи с кризисом рождаемости и старением населения, а также восполнить нехватку дешевой и нетребовательной рабочей силы. Прибывающие в страну иностранцы достаточно легко устраивались на работу, привлекались левыми силами к совместным политическим выступлениям в защиту своих прав. Некоторые из них, заработав деньги, возвращались к себе на родину, другие, оставшись, вливались в жизнь Франции.

В середине 1970;х годов ситуация изменилась, поскольку кризис привел к росту безработицы, и основными ее жертвами стали низко квалифицированные рабочие, большинство из которых — иммигранты. Работающие же иммигранты отныне рассматривались как конкуренты, занимающие те рабочие места, которых и без того не доставало «коренным» французам, что привело к появлению во французском обществе негативного отношения ко вновь прибывшим, вплоть до ксенофобии.

Начиная с 1974 года Франция пошла по пути ограничения иммиграции, допуская в основном политических беженцев и членов семей иммигрантов, уже обосновавшихся в стране. Соответственно, параллельно начал меняться характер иммиграции, которая постепенно становилась не столько рабочей, сколько поселенческой. По данным Национального института демографических исследований с 1995 года по 2004 год число иммигрантов, приезжающих во Францию по линии воссоединения семей, возросло на 65%.1 В ответ же на попытку резко сократить иммиграцию в стране усилился, несмотря на принимающиеся меры, рост нелегальной иммиграции.

Другой стороной проблемы является интеграция иммигрантов во французское общество. Проблема интеграции, имеющая социальный, экономический и культурно-психологический аспекты, осложнялась и тем, что доля иммигрантов в населении Франции значительно выросла. В 2004 году во французской метрополии по данным Национального института статистики и экономических исследований (Ш8ЕЕ) иммигрантов старше 18 лет насчитывалось 4,5 миллионов человек, что составляло 9,6% взрослого.

1 INED, statistiques sur les flux d’immigration URL: http://statistiquesfluximmigration.site.ined.fr/fr/admissions/ (дата обращения: 10.08.09). населения Франции, в отличие от 8,9% в 1999 году. При этом речь шла, естественно, только о законных иммигрантах. Со всей остротой встал вопрос об обеспечении такого большого числа приезжих работой, достойным проживанием, всем социальным пакетом, без чего их интеграция представлялась еще более проблематичной. Отсутствие работы или случайные заработки иммигрантов, приезжающих по линии воссоединения семей, сужали возможность их непосредственных контактов с французами и не стимулировали их интегрирование в жизнь французского общества.

Но главное, изменился этно-религиозный состав иммигрантов. По данным INSEE в 1968 году во Франции иммигранты из Европы составляли подавляющее большинство, их было 76, 4%, иммигрантов из Африки было относительно немного — 19,9%, а из Азии — всего 2,5%3. К 2004 же году доля иммигрантов из европейских стран снизилась до 41%, а доля выходцев из Африки (42%) и из Азии (14%) возросла в геометрической прогрессии, что привело к тому, что, начиная с начала третьего тысячелетия большинство иммигрантов, живущих во Франции — это иммигранты из Африки и Азии. Причем азиатские и африканские иммигранты приезжали в основном из мусульманских стран, (Алжира, Марокко, Туниса, Турции).4 В результате ислам вышел на позиции второй религии страны5, обогнав протестантизм.

Иммигранты-мусульмане не только испытывали большие трудности в процессе интеграции в жизнь французского общества, но зачастую чувствовали потребность в комму нитаризме. Концентрация вновь.

2INSEE premiere № 1 001 — janvier 2005, Enquetes annuelles de recensement: premiers resultats de la collecte 2004.

URL: http://www.insee.fr/fr/ffc/docsffc/ipl001.pdf (дата обращения: 08.07.10).

3 INSEE premiere № 1042 — septembre 2005, Les immigres en France: une situation qui evolue URL: http://www.insee.fr/fr/ffc/docsfFc/ipl042.pdf (дата обращения: 11.11.09).

4 Ibid.

5 Ibid. прибывающих иностранцев в отдельных компактных местах проживания привела к появлению своего рода гетто, где жизнь протекала по своим законам, а уровень безработицы и преступности был значительно выше среднего. Иммигранты стали фактором социального неблагополучия. Реальной стала возможность распространения коммунитаризма, то есть построения общества, основой которого являются не отдельные личности, а общины, замыкающиеся на своих этно-религиозных интересах, тем самым подрывая единство нации, стабильность в стране.

В конце XX — начале XXI века появились также два новых фактора, которые оказывали существенное влияние на процесс иммиграции и на формирование иммиграционной политики Франции. Речь идет, во-первых, о глобализации, объективном процессе, который, с одной стороны, способствовал усилению иммиграционных потоков, размыванию понятия национальной идентичности, а с другой стороны, как, например, считает специалист по развивающимся странам Африки, основатель Панафриканского института развития Фернанд Винсент, «обострил потребность людей в ощущении принадлежности какой-либо группе, общине, нации)», побуждая их к объединению, в том числе, и в этнорелигиозные группы6. Во-вторых, процесс создания единой Европы привел к тому, что решение многих вопросов иммиграционной политики было вынесено на наднациональный, общеевропейский уровень, что наложило определенные ограничения на деятельность в этой области французского правительства, вынужденного считаться с общеевропейскими директивами и постановлениями.

6 Vincent F. La mondialisation: dix propositions pour un contre-projet global et local. URL: http://www.sunweb.ch/custom/fernand.vincent/rnondial.htm (дата обращения: 01.03.10).

Актуальность проблемы иммиграции определяется также новыми вызовами, возникшими перед руководством страны. К концу XX века проблема интеграции встала перед страной со всей остротой. Ужесточение иммиграционной политики, борьба с нелегальной иммиграцией, избирательный подход к приему иммигрантов, — все эти меры, предпринятые правительством, были необходимы с точки зрения обеспечения политической стабильности в стране, сохранения французской модели социального государства и французской идентичности. Однако они зачастую шли вразрез с республиканскими принципами демократического государства, с современной трактовкой понятия прав человека. Встал вопрос, как, исходя из национальных интересов, проводить такую иммиграционную политику, которая не противоречила бы республиканским принципам, и в то же время учитывала бы требования и юридические рамки ЕС, принимала во внимание общественное мнение, а также считалась бы с позицией правозащитных организаций, отстаивающих права легальных и нелегальных иммигрантов? Каким образом оградить свою страну от наплыва нежелательных иностранцев, если миграция населения — это объективная тенденция эпохи глобализации?

Иммиграционная политика ставилась отныне во главу угла деятельности любого правительства Франции, а иммигранты и проблемы, связанные с их интегрированием в жизнь страны, являлись объектом пристального внимания всех основных партий и общественных сил Франции.

Наконец, можно говорить • об актуальности проблемы иммиграции, поскольку исследования в этой области отмечены печатью идейно-политических пристрастий. В политической элите на протяжении XX века (до конца 1970;х гг.) превалировала точка зрения, что иммиграция — это шанс и благо д5гя Франции. Высказывающий иное мнение рисковал быть причисленным к лагерю реакционных крайне правых сил. Уважение к республиканским ценностям, боязнь прослыть приверженцами ксенофобии и сторонниками крайне правой партии Национальный фронт привели к тому, что тема иммиграции долгое время, практически до конца XX века, оставалась острым и крайне политизированным вопросом французской общественной жизни. Острота и политическая и социальная актуальность проблемы, так же как и табуирование тем расизма и этнонационализма в научных кругах Франции, с одной стороны, способствуют повышенному интересу к анализу проблем иммиграции, но, с другой стороны, одновременно и затрудняют объективное освещение правительственной политики в этом вопросе, что делает актуальным комплексное исследование проблемы «сторонним» наблюдателем.

Иммиграция, таким образом, стала одним из наиболее значительных и требующих неослабленного внимания феноменов, оказывающим самое серьезное влияние на социально-политический климат в стране и, более того, рискующим подорвать единство и стабильность французского общества. Поэтому изучение проблем иммиграции и шагов, предпринимаемых для их решения, позволит оценить перспективы развития общественной ситуации, понять логику формирования внутренней политики в стране.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1995 года, когда после 14-летнего правления президента-социалиста Франсуа Миттерана к власти пришел представитель правых сил Жак Ширак, до мая у.

2012 года, окончания правления президента Николя Саркози, занимавшегося проблемами иммиграции в качестве министра внутренних дел еще в период президентства Жака Ширака, продолжившего и углубившего курс своего предшественники в этой области. Этот период — фокусный в качественном изменении политики Франции в области иммиграции, так как в это время.

7 Президентский срок Н. Саркози завершился 6 мая 2012 года, когда на президентских вь1борах победу одержал социалист Франсуа Олланд. заложены основные слагаемые, определяющие вектор современной иммиграционной политики.

Внутри рассматриваемого периода можно выделить несколько качественных этапов: 1995;1997 (правление правых) — 1997;2002 (период сосуществования правого президента и левого правительства). К этому же периоду относится шоковое событие 11 сентября 2001 года, после которого начинают связываться два таких понятия, как иммиграция и терроризм- 20 022 012 годы (правление правых сил).

В 1995 году президентом страны был избран Ж. Ширак, лидер неоголлистской правой партии ОПР (Объединение в поддержку Республики), который до 1997 года опирался при проведении иммиграционной политики на правого же премьер-министра Алена Жюппе. В 1997 же году после внеочередных выборов в Национальное собрание начался период «сосуществования» правого президента и левого премьер-министра, социалиста Лионеля Жоспена, что вызвало смягчение политики в отношении иммиграции. Правые силы с начала экономического кризиса 1974 года выступали за ограничение притока иммигрантов, если это не отвечает экономическим интересам страны, полагая, что иммигранты должны иметь не только права, но и обязанности, и что необходимо всемерно бороться с нелегальными иммигрантами. В отличие от правых сил, левые партии традиционно защищали интересы иммигрантов, поддерживали их требования, утверждая, что проблемы, связанные с иммиграцией, объясняются в первую очередь социально-политическим и экономическим контекстом. Находясь у власти, они проводили амнистии, узаконивая положение нелегальных иммигрантов, считая необходимым уважать права всех иммигрантов, как законных, так и незаконных. Находясь в оппозиции, они связывали ужесточение иммигрантского законодательства с о наступлением на права и свободы .

К середине же 1990;х годов, к началу первого срока президентства Жака Ширака, можно говорить о достижении определенного консенсуса основных политических партий по иммиграционной политике, выбор которой обусловлен экономическими и социальными императивами. Лионель Жоспен, лидер социалистической партии, отчасти соглашался с принципом ограничения иммиграции, признавая, что «.у страны нет средств принять всех тех (иммигрантов), кто хотел бы к нам приехать"9. Постепенно власти принимали все более активные меры по ограничению иммиграции, приезжающей в основном по линии воссоединения семей, а также по борьбе с нелегальной иммиграцией и по интегрированию легальных иммигрантов.

После окончания периода «сосуществования» в 2002 году и до начала 2012 года иммиграционная политика проводилась правыми силами, причем Н. Саркози, (занимавший пост президента с 2007 по 2012гг.), в период президентства Ж. Ширака дважды занимал пост главы МВД и вплотную занимался решением проблем иммиграции, наметив те основные тенденции в иммиграционной политике, которые он развивал впоследствии и в качестве президента страны, и которые являются логическим завершением курса, начатого в 1995 году. Некоторые проблемы, обозначенные в период президентства Жака Ширака, в дальнейшем превратились в устойчивый вектор развития иммиграционной политики. Именно в этот период проблема иммиграции стала увязываться с проблемой безопасности, именно в этот.

8 Обичкина Е. О. Франция на рубеже XX—XXI вв.еков: кризис идентичности. М.: МГИМО (у), 2003, С. 63.

9Jospin L. Reponse a plusieurs commentaires sur l’immigration URL: http://lioneljospin.parti-socialiste.fr/2006/09/20/ (дата обращения: 05.04.09). период встал со всей остротой вопрос интеграции иммигрантов в общественную жизнь страны.

В 2003;2012 годах были приняты основополагающие законы по иммиграции10, явившиеся важными вехами в иммиграционной политике Франции. Таким образом, период с 1995 года по май 2012 года может быть выделен как качественно новый этап развития иммиграционной политики Франции, характеризующийся поисками новых путей в решении проблем, встающих перед страной со все большей остротой.

Новизна данной работы:

• Впервые в отечественной историографии проведено комплексное монографическое исследование иммиграционной политики Франции за период конца XX — начала XXI вв., выделены и проанализированы две ее составляющие: политика по борьбе с незаконной иммиграцией и политика по интеграции легальных иммигрантов.

• Введены в научный оборот отечественной историографии французские источники и материалы историографии по проблеме иммиграции.

Цель исследования.

Комплексное рассмотрение подходов Франции к проблеме иммиграции во внутреннем (политическом, социальном) и международном, прежде всего, европейском, контексте в период правления президентов Жака Ширака и Николя Саркози.

Задачи исследования.

10 Речь, прежде всего, идет о следующих законах: закон от 26 ноября 2003 года «Об управлении процессами иммиграции, о пребывании иностранцев во Франции и о национальности», закон от 10 декабря 2003 года «о праве на убежище», закон от 24 июля 2006 года «об иммиграции и интеграции», закон от 20.11.2007 «Об управлении процессом иммиграции, интеграции и предоставлении убежища, закон от 11.10.2010 запрещающий в общественных местах ношение одежды, полностью скрывающей лицо, (закон о парандже), (см. приложение таблица 1).

Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач:

1. Проанализировать изменения принципиальных подходов правящих кругов Франции в 1995;2012 гг. в контексте глобализации, а также расширения ЕС и углубления европейской интеграции.

2. Выявить основные тенденции решений проблем иммиграции во французском обществе, специфику подходов республиканских правых и левых сил.

3. Исследовать деятельность французского правительства по ограничению нелегальной иммиграции.

4. Рассмотреть внешнеполитические меры по урегулированию проблем иммиграции.

5. Проанализировать политику интеграции во французское общество иммигрантов, проживающих в стране на законных основаниях.

6. Оценить эффективность проводимой иммиграционной политики, ее конкретные результаты и перспективы.

Методология работы.

Исследование основано на принципе историзма, поскольку проблема иммиграции анализируется в историческом и политическом контексте второй половины 1990;х годов — начала 2000 годов. Оно базируется также на системном подходе, так как вопрос рассматривается с учетом процессов глобализации, в рамках республиканской модели развития «социального государства».

Для решения поставленных задач в работе использовался проблемно-хронологический принцип, позволяющий обозначить основные хронологические этапы иммиграционной политики и сделать акцент на тех проблемах, которые являлись ключевыми на каждом из этапов.

Междисциплинарный подход: сочетание методов исторической науки и социологического подхода применялось при изучении таких процессов, как интеграция и ассимиляция иммигрантов, а семантический метод использовался при составлении глоссария, объясняющего основные термины, связанные с определением статуса иностранцев во Франции.

Историография проблемы.

Проблема иммиграции и иммиграционной политики Франции затрагивается, прежде всего, в общих работах, посвященных политическому, историческому или социальному развитию страны в конце XX — начале XXI века11. Так, в исследовании «Франция в поисках новых путей» под редакцией Ю. И. Рубинского вопрос иммиграции рассматривается в связи с анализом понятия национальной идентичности и его эволюции в период глобализации. В книге прослеживается история формирования республиканской модели интеграции, зарождение которой относится к периоду Великой французской революции, когда перед угрозой распада страны встала необходимость добиться административной централизации и культурной унификации. Последняя, в свою очередь, достигалась с помощью образования. С тех пор школа традиционно рассматривается как один из важнейших инструментов объединения народа и интеграции во французское общество детей иммигрантов, а принадлежность к французской нации определяют не этнические критерии, а факт принятия демократических и культурных ценностей (при наличии гражданства). В книге также выявляются Арзаканян М. Ц., Политическая история Франции, М., 2003 г.,.

Франция в поисках новых путей, под редакцией Рубинского Ю. И., М., 2007,.

Обичкина Е. О. Франция на рубеже XX—XXI вв.еков: кризис идентичности. М., 2003.

Денисенко М.Б., Хараева O.A., Чудиновских О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М., 2003. особенности миграционных процессов во Франции и говорится, что Франция, в отличие от других европейских стран, никогда не была эмиграционной страной, а в силу демографических причин стала иммиграционной страной, л опередив в этом процессе другие европейские страны более чем на сто лет. Подчеркивается, что в середине 80-х годов XX века термин «ассимиляция», применяемый по отношению к иммигрантам, был отвергнут как политически некорректный, предусматривающий полное слияние приезжих иностранцев с французским обществом, и заменен на термин «интеграция», предполагающий «включенность иммигрантов прежде всего в социальный консенсус». 13.

В монографии Е. Обичкиной «Франция на рубеже ХХ-ХХ1 веков: кризис идентичности», автор анализирует те глубокие трансформации во внутренней и внешней политике Франции на рубеже ХХ-ХХ1 веков, в том числе и в области иммиграции. Автор подчеркивет, что если в 80-е годы политика левых партий, выступающих в защиту интересов законных иммигрантов и толерантно относящихся к незаконным иммигрантам, разительно отличалась от позиции правых сил, то позднее, в 90-е годы, в связи с ухудшением экономического положения и ростом безработицы, левые партии были вынуждены в целом поддерживать курс правых сил на.

14 ужесточение иммиграционной политики .

Общий анализ иммиграционной политики Франции содержится в книге Денисенко М., Хараевой О., Чудиновских О. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», где в специальном разделе, посвященном Франции, изучаются истоки и причины иммиграции во Франции, а также рассматриваются основные государственные структуры, занимающиеся вопросами приема или интеграции иммигрантов. В исследовании обобщается опыт реформирования иммиграционной политики.

12 Франция в поисках новых путей / под редакцией Рубинского Ю. И. гл. 2 (Новоженова И.С.), М., 2007. С. 34.

13 Там же, с. 49.

14 Обичкина Е. О. Франция на рубеже ХХ-ХХ1 веков: кризис идентичности. М., 2003. С. 63 в странах Запада. При этом основное внимание отводится мерам по привлечению квалифицированной рабочей силы и по борьбе с нелегальной иммиграцией.

Отдельные аспекты иммиграционной политики Франции отражены в работах, анализирующих отношения между Францией и странами арабского мира, Францией и африканскими государствами — странами исхода. В монографии Н. И. Высоцкой «Африканская политика Франции"15 в контексте развития франко-африканских связей рассматривается постепенный переход от патернализма к партнерству в отношениях Франции и африканских стран, что, как предполагается, облегчит сотрудничество, в том числе и в области борьбы с незаконными иммигрантами, прибывающими из африканских стран во Францию. Автор указывает также, что иммиграционная политика Франции — «один из самых болезненных вопросов в системе франко-африканских отношений», который «значительно усложнился для обеих сторон в связи с членством Франции в Евросоюзе и подписанием Шенгенских соглашений» 16. Развивая этот тезис, автор показывает, как необходимость привести свое законодательство в соответствие с европейскими нормами привела к ужесточению иммиграционной политики Франции, воспринятому африканцами как катастрофа.

Немало российских исследователей анализируют положение мусульман в Европе и, в частности, во Франции. Следует, однако, отметить, что часто эти работы выполнены в формате статей, опубликованных в различных.

17 научных журналах. Этой проблеме посвящено исследование.

15 Высоцкая Н. И. Африканская политика Франции (конец XX — начало XXI века). М.: РАН, 2006.

16 Там же. С. 97.

1?Боргулев М. В. Иммиграционная политика Франции: выводы и уроки для России. М. Социологические исследования, 2003. С. 18−23.

Дьяконов К. Б. Особенности интеграции этнических и конфессиональных меньшинств во Франции. // «Социологические исследования» № 11, 2008.

Ислам в Европе и в России. Серия: Ислам и современность. М., 2009. Ключников Б. Ю. Исламизм, США и Европа. Война объявлена! М., 2003.

Кудрявцев А. В. Мусульмане во Франции // Россия и мусульманский мир. 2002, N U.C. 155 — 168. Понкин И. В. Ислам во Франции, М., 2005.

А.В.Кудрявцева «Мусульмане во Франции», где анализируется положение мусульман в стране, а также отмечается, что с 1980;х годов во Франции происходит «офранцуживание» ислама, который приобретает особые специфические черты.

В работах О. Н. Четвериковой ставится проблема угрозы европейской идентичности со стороны ислама. В них рассматриваются исторические, конфессиональные и экономические аспекты положения мусульман во Франции и других европейских странах, говорится о духовном и геополитическом вызове ислама, анализируются проблемы интеграции иммигрантов, а также описывается опасный процесс распространения экстремистских мусульманских течений в Европе.

Большое количество российских исследований посвящено также теоретическим вопросам миграции18: современным закономерностям международной миграции, ее механизмам и последствиям для принимающих стран, в них раскрыта новая роль миграции в контексте современной глобализации, проанализирован мировой опыт в области миграционной политики.

Однако на данный момент в отечественной историографии не существует комплексного монографического исследования иммиграционной политики французского правительства и ее эволюции в период президентства Жака Ширака и Николя Саркози.

Четверикова О. Н. Ислам в современной Европе: стратегия «добровольного гетто» против политики интеграции // Россия. XXI. — 2005. — № 2.

Четверикова О. Н. Стратегия балканизации Европы: этносы и регионы в планах европейского строительства //Россия XXI. 2007, № 5,6. ч.

18 Ивахнюк И. В. «Международная трудовая миграция, М., 2005.

Иноземцев В. Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия: Историко-социол. // Социол. исслед. — 2003. -N 4. — С.64−72.

Иноземцев В. Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия: методологические аспекты //Социол. исслед. — 2003. — N 6. — С.29−38.

Ионцев В. А. Международная миграция населения: Россия и современный мир, М., 1998. Регент Т. М. Проблемы миграционной политики России на современном этапе М., 1998. Рыбаковский Л. Л. «Миграция населения. Три стадии миграционного процесса», М., 2003.ч 17.

Проблема иммиграции традиционно находится под пристальным вниманием французских аналитиков. Достаточно солидный пласт литературы посвящен истории, главным этапам и характерным чертам иммиграционных потоков во Францию.19 Так, один из первых историков, занимающихся французской иммиграцией, Жерар Нуарьель рассматривает процесс иммиграции во Францию с девятнадцатого века и по наши дни, и, сравнивая иммиграционные модели Франции и США, отмечает, что иммиграция в США — это процесс формирования нации, а иммиграция во Францию призвана удовлетворять экономические и демографические потребности. «Иностранцы приезжали, чтобы «залатать дыры» в стране, где был демографический спад, они сыграли свою большую роль в.

20 востановлении Франции после первой и второй мировых войн." , — считает Ж.Нуарель.

Некоторые аналитики выдвигают на передний план целесообразность привлечения иммигрантов с точки зрения перспектив социально-культурного развития страны, а также с точки зрения экономической и.

21 демографической. Прежде всего, можно назвать известную книгу Бернара Стази «Иммиграция: шанс для Франции», представляющую иммиграцию как важнейшее средство достижения прогресса, обновления, открытости и толерантности.

Примерно такой же точки зрения придерживаются Ж. Ланг и Э. Jle Бра в книге «Позитивная иммиграция», где анализируются демографические аспекты проблемы иммиграции и подчеркиваются позитивные стороны.

19Amselle J-L. Vers un multiculturalisme francais. L’empire de coutume. P., 1996. Delobe G. Les etrangers, un? il sur l’histoire. P., 2002. Milza O. Les Francais devant l’immigration. P., 1998.

Noiriel G. Le Creuset francais. Histoire de l’immigration (XIXe-XXe siecle). P., 1988. Noiriel G. Atlas de l’immigration en France. P., 2002.

Noiriel G. Gens d’ici venus d’ailleurs. La France de l’immigration de 1900 a nos jours. P., 2004. Viet V, Histoire des Francais venus d’ailleurs de 1850 a nos jours. P., 2004.

Weil P, La France et ses etrangers: L’aventure d’une politique de l’immigration de 1938 a nos jours. P., 2005.

20 Noiriel G, Le Creuset francais. Histoire de l’immigration (XIXe-XXe siecle). P., 1988. P.298.

21 Lang J, Le Bras H. Immigration positive. P., 2006.

Stasi В., L’Immigration: une chance pour la France. P., 1984.

18 этого явления. Авторы уточняют, что иммиграция — это, прежде всего, феномен экономический, и она всегда таковым являлась. Отсюдаиндивидуальный, а не общинный или групповой характер иммиграции. И только в стране приема, перед лицом трудностей адаптации и устройства своей новой жизни иммигранты объединяются в сообщества. Такое объединение не являлось целью иммигрантов, поскольку у себя на родине они уже были частью общины. Напротив, иммиграция — это отрыв от своего круга людей с целью улучшить свое положение. Таким образом, изначально иммигранты не настроены на обособление от жизни остальных французов, и это необходимо, с точки зрения авторов книги, учитывать при проведении мер по интеграции иностранцев. Руководитель исследовательского отдела.

Национального Центра Научного Исследования Катрин де Венден также уделяет значительное внимание освещению проблематики иммиграции как неизбежного процесса, несущего немалые выгоды Франции и всей Европе.

Однако в последнее время все сильнее звучат голоса тех специалистов, которые придерживаются прямо противоположных взглядов по этому вопросу. Так, Ж. Дюпакье и И-М.Лолан в исследовании «ИммиграцияИнтеграция» 24 рассматривают проблему иммиграции с точки зрения экономической целесообразности и говорят о тех огромных и неокупаемых затратах, которое государство несет, обеспечивая содержание вновь прибывших иммигрантов. Советник Николя Саркози по вопросам иммиграции в 2005;2006 годах М. Тантонне в книге «Иммиграция. Выйти из хаоса"25 анализирует французскую иммиграционную политику и деятельность по интегрированию иммигрантов в жизнь страны и приходит к выводу о вреде политизации этой проблемы и пагубных последствиях недостаточной активности властей в конце XX века при решении вопросов ограничения иммиграции и интеграции проживающих на законных.

22 Lang J, Le Bras H. Immigration positive. P., 2006. P.220.

23 Wihtol de Wenden C. L’Union europeenne face aux migrations, Le creuset de la beurgeoisie. P., 2002.

24 Dupaquier J., Laulan Y.-M. Immigration-Integration. Un essai d’evaluation des couts economiques et financiers. P., 2006.

25 Tandonnet M. Immigration sortir du chaos. P., 2006. основаниях иммигрантов. М. Тандонне считает необходимым определить, какое количество иммигрантов в состоянии принять и интегрировать.

Франция, обеспечив слияние этого притока извне и коренных французов в одно единое целое общество".

Немалое количество работ посвящено проблемам интеграции иммигрантов и борьбе с дискриминацией по отношению к ним.

Известный ученый, занимающийся проблемами иммиграции, Патрик Вейль анализирует трудности интеграции иммигрантов в связи с изменением их этнокультурного и религиозного состава, подчеркивая, тем не менее, что правительство прилагает и прилагало немалые усилия по включению.

28 прибывающих в страну иностранцев в жизнь страны .

Социолог Доминик Шаппер, изучая положение в области интеграции иммигрантов во Франции, считает, чтотри основных «столпа», обеспечивающие успешность протекания этого процесса, гражданство, работа, государство-хранитель, (la citoyennete, le travail, l’Etat-providence), находятся в состоянии кризиса.29.

Большое место в научной литературе Франции отводится все возрастающей роли ислама в жизни западных стран, а также тому влиянию, которое оказывает эта религия на процесс интеграции иммигрантов.

30 мусульман. Изучая феномен зарождения и развития ислама во Франции,.

26 Ibid. Р. 194.

27Djouder A. Desintegration. Р., 2006.

Dubet F., Lapeyronnie D. Les quartiers d’exil. P., 1992.

Fitoussi J.-P., Maurice J., Laurent E. Segregation urbaine et integration sociale. P., 2004. Gorgeon C. Les elus locaux et l’integration des populations immigrees. P., 2001.

Michelet K. Une politique perfectible de lutte contre les discriminations en raison de la nationalite. P., 2008. Richard J.-L. Partir ou rester? Destinees des jeunes issus de l’immigration etrangere en France. P., 2004.

28 Weil P. La republique et sa diversite. Immigration, Integration, discrimination. P., 2005.

29 Schnapper D. Qu’est-ce que l’integration? P., 2007.

30 Allievi S. Les convertis a l’islam. Les nouveaux musulmans d’Europe. P., 1998. Cesari J. Etre musulman en France aujourd’hui. P., 1997.

Kepel G. Les banlieues de l’islam. P., 1991. Khosrokhavar F. L’islam des jeunes. P., 1997. Laurence J., Vaisse J. Integrer l’Islam. P., 2007. Veliocas J. L’islamisation de la France. P., 2006. один из самых видных исследователей исламского мира Жиль Кепель, полагает, что сегодня именно в Европе ислам может эволюционировать в сторону модернизации, а мусульмане, живущие в Европе, разделяя республиканские ценности, могут показать всему исламскому миру путь к преобразованию авторитарных режимов в свободные демократические общества.31.

Видный востоковед, руководитель отдела Национального центра научных исследований (Centre national de la recherche scientifique CNRS) Оливье Руа, напротив, отмечает, что многие исламистские движения зародились не без участия Запада и что, соответственно, западные страны.

32 несут свою долю ответственности за радикализацию ислама. Такой же точки зрения придерживается и специалист по вопросам геостратегии Александр дель Валль, подозревающий заговор США и исламизма против Европы и утверждающий, что «.подрывная деятельность и использование религии в политических целях в реальности — дело рук монархических режимов стран Персидского залива, Пакистана и исламистских движений, которых на протяжении длительнного времени финансировали эти монархии и Вашингтон». 33.

Наконец, еще один аспект исследований проблем иммиграции во Франции — это соотношение европейской и французской иммиграционной политики и политики интеграции.34 Некоторые аналитики (как, например,.

31 Kepel G. Fitna: Guerre au coeur de l’islam. P., 2004.

32 Roy O. L’Islam mondialise. P., 2002.

33 Del Valle A. Islamisme et Etats-Unis. Une alliance contre l’Europe. — Lausanne.: L’Age de l’Homme, 1999, p. 243.

34 Bockel J.-M. La lutte contre l’immigration clandestine dans l’Union europeeenne.P., 2002. Garcia-Jourdan S. L’Union Europeenne face a l’immigration. P., 2004.

Lhuilier G., Valluy J. Le retour des camps? Sangatte, Lampedusa, Guantanamo. P., 2007.

Софи Гарсия-Журдан) считают, что вынесение решения все большего числа проблем на наднациональный общеевропейский уровень — это неизбежное и положительное следствие строительства единой Европы. В то же время немало французских экспертов (таких, как Тьерри Марьяни, Максим Тандонне) более осторожно высказываются по этому поводу, полагая, что законодательные рамки ЕС существенно ограничивают возможности проведения той иммиграционной политики, которая наилучшим образом отвечала бы интересам страны.

Источниковая база диссертации.

Источники, использованные для раскрытия поставленных целей и задач, условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся тексты международных договоров по.

35 европейскому строительству (Шенгенское соглашение, Амстердамский.

36 37 договор, Ниццкий договор), а также директивы ЕС, регулирующие на общеевропейском уровне проблемы иммиграции, (касающиеся воссоединения семей, статуса иностранцев в ЕС, контроля над границами, приема лиц, ищущих убежища, процедуры предоставления убежища, условия предоставления статуса беженца, борьбы с нелегальной иммиграцией, условий пребывания иностранных студентов и иностранных рабочих).

Mariani T. «L'Europe forteresse »: mythe ou realite? Les enjeux de la politique europeenne d’immigration. Rapport d’information depose par la delegation de l’Assemblee Nationale pour l’UE. P., 2003. Valluy J. Rejet des exiles — Le grand retournement du droit de l’asile. P., 2009.

5 Шенгенское соглашение 1985 г. URL: http://www.shengen-visas.ru/visa-law/shengen-agreement.htmШенгенская конвенция 1990 г. URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/schengenconv.htm — Шенгенский кодекс о границах 2006 г.(Регламент (ЕС) № 562/2006 Европейского Парламента и Совета от 15 марта 2006 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ) URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/schengencode.htm.

36 The Treaty of Amsterdam. URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtreaty.pdf.

37 Le traite de Nice. URL: http://ec.europa.eu/comm/nicetreaty/indexen.htm.

Вторую группу источников составляют основополагающие законодательные акты V республики Конституция Французской республики, а также материалы, отражающие официальную позицию Франции по вопросам иммиграции и интеграции иммигрантов. К этой категории относятся:

— Конституция Французской республики от 4 октября 1958 года.

— Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.

Принятые Парламентом Франции многочисленные законы, регулирующие порядок въезда, проживания, социального обеспечения иммигрантов и возможности получения ими французского гражданства- (Закон Дебре, (1997г.), закон Шевенмана (1998г.), закон Саркози (2003г.), закон Вильпена (2003г.), законы 2006, 2007, 2010 и 2011 годов), опубликованные на официальном сайте: www.senat.fr/dossier-legislatif.

Декреты, коммюнике циркуляры, французского правительства, детализирующие многие аспекты жизнедеятельности иммигрантов на территории Франции, опубликованные на официальном сайте: http://www.legifrance.gouv.fr .

К третьей группе относятся документы, отражающие позиции основных политических партий и организаций, занимающихся вопросами иммиграции.

Програмные установки и предвыборные декларации основных французских политических партий по проблемам иммиграционной политики, статьи, речи и выступления президентов Франции, министров и видных политических деятелей страны: Жака Ширака, Николя Саркози, 40 Лионеля Жоспена, Сеголен Руаяль, Мартин Обри и других лидеров Социалистической партии41, выступления Франсуа Байру и других представителей партии.

38 Les constitutions de la France depuis 1789. P.: Flammarion, 1979.

39 Ibid.

40 URL: http://www.elysee.fr/president/accueil. 1 .html.

41 URL: http://www.parti-socialiste.fr/;

Демократическое движение"42, выступления представителей Французской коммунистической партии43 .

Данные, публикуемые на официальных интернет-сайтах Президента44, Правительства45, МИДа46, Министерства юстиции47,.

Министерства внутренних дел Франции, Министерства по вопросам иммиграции, интеграции и национальной идентичности49, OFPRA (Office francais de protection des refugies et apatrides) — французское отделение по защите беженцев и апатридов)50, и др.

Четвертая группа — это источники статистического характера. К ним относятся данные переписей населения Национального института статистики и экономических исследований Франции (ЕЧБЕЕ)51, ежегодные.

52 статистические сборники Франции, по которым можно отследить изменение иммиграционной ситуации в странеэто демографические го ежегодники ООН и данные Института демографических исследований, опубликованные на информационных сайтах государственных учреждений Франции.

Пятая группа — это материалы французской прессы за 1995;2011 гг., «больших» ежедневников Монд (левоцентристского направления), Фигаро (правого толка), Либерасьон (придерживающаяся левых взглядов).

ГЛОССАРИЙ.

42 URL: http://.mouvementdemocrate.fr/.

43 URL: http://www.pcf.fr/.

44 URL: http://www.eIysee.fr/president/accueil. 1 .html.

45 URL: http://www.gouvernement.fr/.

46 URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/.

47 URL: http://www.justice.gouv.fr/.

48 URL: http://www.interieur.gouv.fr/.

49 URL: http://www.immigration.gouv.fr/.

50 URL: http://www.ofpra.gouv.fr/.

51 U RL: http://www. insee.fr/.

52 Annuaires statistiques de la France.

URL: http://www.ined.fr/.

Представляется важным вопрос употребления терминов, касающихся иммиграции и вовлечения иммигрантов в жизнь страны пребывания.

Прежде всего, понятие нация может трактоваться по-разному. Историк Ханс Кон говорил о подразделении наций и присущего им национализма на политический (гражданский) и этнический типы, утверждая, что в Англии, Франции, Нидерландах, Швейцарии и США национализм был в основном политическим, а в Центральной и Восточной Европе, а также в Азии, — этническим.54.

Во Франции, таким образом, под понятием нация подразумевается свободное сообщество людей, основанное на политическом выборе, в таком случае национальность приравнивается к гражданству и рассматривается как политическая категория. Национальность — это, как утверждал Руссо, результат общественного договора между индивидуумом и обществом.

При этническом трактовании термина, а такой подход свойственен и России, нация является результатом развития этноса, членов нации объединяет общие происхождение, язык, культура. Национальность определяют в этнических терминах и относится к характеристикам антропологическим и генетическим.

Для обозначения людей (не французского происхождения), приезжающих во Францию для постоянного проживания в стране, использовались на протяжении истории и используются в настоящее время различные термины.

Так, первый термин, заимствованный изначально из юридического словаря, — это «иностранец». Со времен Великой французской революции, положившей начало эпохе становления национальных государств, во.

54 Кон X. Идея национализма // Ab Imperio: Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3. С. 419. французском праве проводится четкое разделение француз (citoyen francais) -иностранец (etranger). Так, в конституции 1791 года, в статьях 2−7 главы II дается определение тех людей, которых следует считать французскими гражданами, и употребляется термин «иностранцы» в отношении лиц, приехавших в страну для постоянного в ней проживания55.

С этих пор во всех статистических и социологических исследованиях, переписях, таблицах, опросах, графиках, картах фигурирует это противопоставление: французские граждане — иностранцы, проживающие во Франции. Причем в отличие от других стран, например, США, во всех этих данных не учитываются ни этнические характеристики, ни религиозная принадлежность, ни национальность родителей.

Второй термин, чаще всего употребляемый сегодня для обозначения той же самой категории людей нефранцузского происхождения, проживающих во Франции и не имеющих французского гражданства, — это термин «иммигрант» (immigre).

Примечательно, что не только в Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел под редакцией Дидро и д’Аламбера, изданной в 18 веке (1751−1772), но и в Большой энциклопедии, появившейся в 1886—1902 гг. г.56, этого термина еще нет, а в Большом универсальном энциклопедическом словаре JIapycc (1866−1878) термин «иммигрант» и, соответственно, «иммиграция» даются еще только как «антонимы терминов „эмигрант“ и „эмиграция“» 57, при этом не приводится никакого их специального трактования, что можно, по-видимому, объяснить нечастым.

55 Les constitutions de la France depuis 1789. P.: Flammarion, 1979. P. 37.

56 Dreyfus C., Berthelot A., La Grande encyclopedie, inventaire raisonne des sciences, des lettres et des arts, Paris, Lamiraultet cie, 1886−1902.

57 Larousse P. Le Grand Dictionnaire universel du XIXe siecle (1866−1878). P.: Larousse. 1878. T. 7. P. 436. использованием их в то время.

И действительно, термин «иммигрант» вводится в обиход примерно с 1870 года, его будут использовать демографы и статистики во времена III Республики, и в это же время этот термин получит свое юридическое определение, которое практически останется неизменным по сегодняшний день. Иммигрант (от лат. Immigro — «вселяюсь») — это человек, который уехал из своей страны для того, чтобы обосноваться в другой стране, и, соответственно, иммиграция — это приезд в другую страну для временного или постоянного проживания. (Указывается по отношению к стране, в которую въезжают).

На сегодняшний день INSEE (Institut national de la statistique et des etudes economiques — Национальный институт статистики и экономических исследований Франции), ссылаясь на Верховный совет по интеграции, дает такое определение: иммигрант (immigre — приехавший) — это иностранец, родившийся заграницей и приехавший во Францию с намерением со обосноваться в стране на длительный срок (не меньше года). Важно подчеркнуть, что иммигрант может получить французское гражданство, проживать постоянно во Франции в течение длительного времени и все равно, не будучи уже иностранцем, оставаться иммигрантом, ибо к этой категории он будет относиться всегда. Поэтому изучение положения иммигрантов касается не только вчерашних приезжих, но и тех, кто, давно прибыв в страну, стали гражданами Франции, и тех иностранцев, кто имеют вид на жительство, и тех, чьи документы находятся в стадии рассмотрения, и нелегальных приезжих, не имеющих никаких документов.

Иммигранты могут приезжать во Францию для учебы, для работы, в.

58 INSEE Immigre. Definition. URL: http://www.insee.fr/fr/methodes/default.asp?page=definitions/immigre.htm (дата обращения: 09.05.09). таком случае речь идет о рабочей (трудовой) или экономической иммиграции. Они также могут приезжать по линии воссоединения семей в качестве близких родственников (муж, жена, несовершеннолетние дети) к тем иммигрантам, которые уже живут во Франции (семейная или поселенческая иммиграция). Кроме того, лица, подавшие документы для получения статуса беженцев и те, кто этот статус уже получили, также являются иммигрантами.

Термин «иммигрирующий», (хотя и более созвучный русскому слову «иммигрант», — «immigrant») до последнего времени мало употреблялся во Франции. Однако сейчас это слово, заимствованное из американского политического словаря, начинает пробивать себе дорогу во французском языке.

Как считается, вызвано подобное явление стремлением подчеркнуть различие языка административного аппарата, использующего термин иммигрант (immigre), и языка исследователей проблемы иммиграции с социально-исторической точки зрения.

Говоря о французских иммигрантах в американском понимании этого термина (immigrant), историки и социологи подчеркивают свое отношение к этой категории, сыгравшей значительную роль в современном развитии французской нации.

Так, Жерар Нуарьель, известный историк, занимающийся проблемами иммиграции, говорит, что, употребляя термин «иммигрирующий» (immigrant), исследователи «сосредотачивают свое внимание на социальных проблемах иммигрантов,. потерю ими своих корней, исключение, (по крайней мере, на первых порах), из жизни страны приема», а также делают упор на тех мерах, которые позволяют интегрировать вновь прибывших в жизнь Франции59.

Термин «эмигрант» изначально применялся по отношению к тем лицам, которые выехали из Франции в годы Великой французской революции, причем сначала их называли «эмигрирующие» (emigrants), а потом «эмигранты, то есть уехавшие из страны» (emigres — покинувшие свою страну)60.

Впоследствии термин «эмигрант» (от лат. emigro — «выселяюсь») распространился на все категории лиц, добровольно уезжающих из своей страны для того, чтобы поселиться в другой стране. (Указывается по отношению к стране исхода, из которой уезжают).

Существует еще один, похоже звучащий, термин из затрагиваемой области. Это — мигрант (лат. «migrare» — переселяться), и под этим понятием подразумевается лицо, перемещающееся из одной страны в другую с целью перемены места жительства. Таким образом, эта категория обобщает понятия иммигрантов и эмигрантов, не привязывая их ни к стране приема, ни к стране исхода.

При исследовании проблемы вовлечения иммигрантов в жизнь страны приема необходимо употребление таких терминов, как ассимиляция, интеграция, окультуривание. Французские эксперты в основном сходятся на следующих дефинициях.

Под ассимиляцией иммигрантов предполагается длительный процесс, в ходе которого общество полностью принимает иммигранта, и последний идентифицирует себя как полноценного гражданина страны приема, теряя отличительные черты, свойственные представителям его прежней родины. Успех подобного процесса связан не только с политическими и социальными.

59 Noiriel G. Atlas de l’immigration en France. P.: Editions Autrement, 2002. P.7.

60 Larousse P. Le Grand Dictionnaire universel du XIXe siecle (1866−1878). P.: Larousse. 1878. T. 7. P. 436.

29 мерами, предпринимаемыми с этой целью, но и желанием иммигранта пойти по пути ассимиляции.

В годы второй республики (1848−1852) французская колониальная политика стремилась именно к ассимиляции колонизируемых народов. (Правда, столкнувшись с многочисленными конфессиональными и культурными препятствиями в проведении такой политики, Франция взяла курс на ассоциацию то есть присоединение местных жителей к цивилизационным ценностям своей страны, принимая во внимание местные культурные особенности).

Этапами на пути к ассимиляции можно считать, во-первых, окультуривание, то есть адаптация иммигрантов к чужой (в данном случае французской) культуре, к обычаям и нормам поведения, существующим во Франции, а также, естественно, знание французского языка, без которого процесс окультуривания просто невозможен.

Интеграция, еще один из этапов, который впоследствии может привести к ассимиляции, — это способность общества принять иммигранта в свои ряды, сделать так, чтобы он смог чувствовать себя членом этого общества. Интеграция — это проистекающее из общественного договора восприятие иммигрантом ценностей, разделяемых обществом. При этом предполагается возможность сохранения иммигрантом определенной самобытности, отличающей его от коренных жителей страны, но не мешающей его вовлечению в жизнь общества.

Один из наиболее известных психологов современности Джон Берри дает такое четкое и легко воспринимаемое определение вышеприведенным и некоторым другим, связанным с этой же темой иммиграции, терминам:

• ассимиляция — процесс, при котором группа и ее члены теряют свою культуру, но поддерживают контакты с другой;

• интеграция — процесс, при котором каждая из взаимодействующих групп и их представители сохраняют свою культуру, но одновременно устанавливают тесные контакты с другой культурой.

• сепарация — процесс, при котором группа и ее члены, сохраняя свою культуру, отказываются от контактов с другой;

• маргинализация — процесс, при котором группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой.61.

При некоторых различиях в акцентах основные положения, характеризующие процессы приобщения иностранцев к жизни страны приема, остаются в главном сходными, что и позволяет использовать их в исследовании.

61 Berry J.W. Immigration, Acculturation and Adaptation. Ontario, 1996. Цит. no URL: http://psyjournals.ru/articles/d8485.shtml (дата обращения: 21.10.08).

Заключение

.

Иммиграция — это феномен, детерминированный экономическими причинами, поэтому она не может быть прекращена по чьей бы то ни было воле. Пока существует значительная разница в уровне экономического развития Севера и Юга, пока развитые государства в большей или меньшей степени, в зависимости от экономической конъюнктуры и от демографического положения, нуждаются в притоке иностранцев, приток населения из менее развитых стран в страны «золотого миллиарда» будет продолжаться, а с развитием глобализации и усиливаться.

Иммиграция сегодня — это серьезный вызов западным демократическим обществам, среди которых одно из первых мест по значимости приема иммигрантов принадлежит Франции.

Основы современной иммиграционной политики Франции были заложены в середине 70-х годов XX века, когда правительство из-за экономического спада и роста безработицы прекратило прием рабочей иммиграции, в результате чего последняя приобрела качественно иной характер и стала поселенческой, с преобладанием выходцев из неевропейских, в основном мусульманских страни когда в последующие десятилетия решение значительного числа вопросов, связанных с иммиграцией, было вынесено на общеевропейский уровень. Отныне эти вопросы регулируются общеевропейскими договорами, однако ключевые проблемы — прием иммигрантов и их интеграция — до сих пор практически остаются в ведении каждой страны.

Французские власти в конце XX века проводили иммиграционную политику, заключающуюся скорее в пассивном приеме иностранцев, прибывающих либо по линии воссоединения семей, либо с просьбой о предоставлении убежища. Проводившиеся амнистии позволяли иммигрантам сначала приехать в страну, а потом добиться получения необходимых документов, дающих им право на легальное проживание во Франции. Стиралась грань между легальными и нелегальными иммигрантами, и получалось, что иммиграция как бы навязывалась Франции.

При этом французская республиканская модель интеграции, предполагающая одинаковый подход ко всем членам общества, без различия по расовым или этническим признакам, оказалась не в состоянии обеспечить интеграцию приезжающих иммигрантов, которые, не имея возможности полноценно включиться в жизнь общества, порой скатывались к нарушению законов, а также искали свою собственную идентичность, находя опору в коммунитаризме, социализируясь в рамках обособленных общин по этническому, расовому, национальному, религиозному принципу. Дети иммигрантов, посещающие французскую школу, часто оказывались в положении изгоев, не вписывающихся в жизнь страны приема, не способных устроиться в дальнейшем на приемлемую работу, не стремящихся разделять французские принципы и ценности, а порой бросая им вызов.

Нельзя было сбрасывать со счетов и проблему этнического состава французского общества. Чрезмерное внешнее вливание ставило под угрозу однородность и сплоченность нации, объединенной вокруг основных республиканских ценностей европейского светского современного государства.

С другой стороны, властям не удалось сдерживать и антииммигрантские и антирасистские настроения, распространяющиеся среди коренных французов, о чем свидетельствовал успех крайне правого Национального фронта на выборах 2002 года.

Это положение породило немало масштабных проблем, которые привели в конечном итоге к угрозе общественного раскола и нестабильности внутриполитической ситуации в стране, проявившейся, в частности, в восстаниях предместий" 2005 года. Столь серьезная ситуация, сложившаяся к концу двадцатого столетия, позволяет говорить о кризисе французской иммиграционной политики на рубеже веков.

2002 — 2005 годы (от успеха Национального фронта на первом туре президентских выборов до восстания предместий) стали переломными в иммиграционной политике Франции. Исходя из экономических потребностей и национальных интересов страны правительство постепенно перешло от пассивной политики вынужденного приема иммигрантов к активной политике избирательной иммиграции в сочетании с принуждением к интеграции. Была поставлена задача так организовать приток иммигрантов, чтобы этот процесс отвечал национальным интересам Франции. Это означало, что количество лиц, приезжающих на постоянное место жительства во Францию, должно отвечать возможностям страны по приему иммигрантов. Иными словами, иностранцы должны иметь возможность получить работу, жилье, социальную поддержку, так чтобы их жизнь во Франции соответствовала принятым в этой стране нормам, что является важным условием их интеграции во французское общество.

Принятие законов в 2003 — 2011 годах показало намерение французских властей провести глубокие трансформации и установить новые нормы, новые принципы иммиграционной политики, как в области сдерживания нелегальной иммиграции и борьбы со злоупотреблениями при получении права на убежище, так и в области интегрирования законных иммигрантов. Речь шла, таким образом, о сбалансированном подходе, который, с одной стороны, обеспечивал бы иммигрантам права (на работу, жилье, социальный пакет), а с другой стороны, требовал бы от них соблюдения определенных обязательств (уважение законов, культурно-исторических традиций страны приема).

Для решения проблем по сокращению притока иммигрантов и по их интеграции была выработана новая стратегия — избирательная иммиграция, которая предполагала активные действия правительства по разным направлениям.

• Была поставлена задача добиться приезда в страну в основном тех иммигрантов, в которых существует экономическая потребность.

• Правительство, исходя из этого, взяло курс на сокращение, насколько возможно, приезда «семейной» иммиграции, которая стала к началу XXI века не только главным источником роста иммиграции во Францию, но также и главным путем проникновения в страну незаконных иммигрантов. Были установлены санкции против фиктивных браков, заключаемых с целью получения вида на жительство во Франции, ужесточены правила заключения брака с иностранцами, приезжающих из развивающихся стран по линии «семейной иммиграции».

• Закон 2003 года рационализировал и упростил процедуру предоставления убежища, но вместе с тем и поставил более жесткий заслон для тех, кто хотел воспользоваться статусом беженца просто для того, чтобы поселиться во Франции, не имея для этого оснований.

• Предпринимались также более активные действия по борьбе с нелегальной иммиграцией. Был удлинен срок допустимого содержания под стражей иммигрантов, не имеющих документов, для установления их личности. Франция совместно с другими европейскими странами стала все больше высылать из страны незаконных иммигрантов.

• Очевидно, что проблема иммиграции должна решаться с учетом интересов не только страны приема, но и страны исхода. Поэтому в рамках программы «соразвития» максимально стимулировалось оказание иммигрантами, живущими во Франции, экономической помощи в развитии стран, из которых они уехали. Кроме того, этим странам предоставлялась дополнительная экономическая помощь в случае, если они соглашались сотрудничать с Францией по вопросам сдерживания эмиграционных потоков из своих стран, борьбы с нелегальной иммиграцией и приема назад своих бывших граждан, высланных из Франции.

• Были сделаны также решительные шаги по обеспечению иммигрантам лучших условий для интеграции во французское общество. «Нестабильные городские зоны», населенные главным образом иммигрантами, стали объектом особого внимания властей, которые в приоритетном порядке решали вопросы жилья, трудоустройства, образования в этих районах.

Для успешного интегрирования иммигрантов необходимо, чтобы усилия приложили и сами иммигранты, принимая основные ценности этой страны. Речь идет о таких принципах, как соблюдение прав человека, равенство мужчин и женщин, восприятие республиканских ценностей.

Начиная с 2003 года правительство шло не только по пути побуждения, но и по пути принуждения иммигрантов к интеграции и к принятию западных ценностей. Иммигранты, желающие жить во Франции, отныне должны продемонстрировать знание французского языка (или хотя бы посещать курсы для его изучения), подписывать с государством контракт об интеграции, где они признают основополагающие республиканские законыродители-иммигранты были обязаны отдавать своих детей в школу, где последние не только получали бы необходимые знания, но и приобщались бы к французскому образу жизни, республиканским ценностям. Закон 2004 года обязывает девочек-мусульманок отказаться от ношения хиджаба в школе, а закон 2010 года запрещает появляться в общественных местах в парандже.

Последние из перечисленных мер подверглись серьезной критике со стороны правозащитных организаций, упрекавших власти в нарушении прав человека, посягательстве на его право одеваться в соответствии со своими религиозными нормами и обычаями. Некоторые аналитики говорят о парадоксальном «репрессивном либерализме, идущем на принятие принудительных мер (.) во имя либеральных ценностей, представляемых.

480 универсальными".

Таким образом, иммиграция поставила принципиальные вопросы перед французским обществом, показав, что курс на защиту национальных интересов не всегда может соответствовать провозглашаемым демократическим и республиканским принципам, и в этом случае выбор представляется непростым. Другая сторона вопроса заключается в том, что иммигранты все больше составляют оппозицию французскому государству и обществу, инструментализируя свободы и права человека для достижения своих коммунитаристских интересов, в конечном счете, для подрыва республиканской идентичности.

Подводя итог, можно сказать, что за исследуемый период выявилось три новых вектора развития иммиграционной политики Франции.

1. Комплексное решение проблем иммиграции.

2. Устойчивая тенденция к проведению политики избирательной иммиграции и. побуждению к интеграции, основанной на защите республиканской модели и национальной и европейской идентичности.

3. Усиление полицейских мер борьбы с нелегальной иммиграцией.

Некоторые меры французского правительства, принятые за исследуемый период, дают конкретные результаты. К их числу можно отнести упорядочивание положение в области предоставления статуса беженцев, сокращение притока семейной иммиграции и злоупотреблений L этим каналом проникновения во Францию.

Другие меры, такие, как действия по решению проблем неблагополучных кварталов, то есть борьба с дискриминацией по отношению к иммигрантам из третьих стран, снижение безработицы в.

480 Lassale D. Quelles lecons tirer de l’exemple europeen? //Cites — 2011 — № 46 — P. 110.

214 проблемных зонах, обеспечение жителям этих зон действительно равных возможностей в устройстве на работу и учебе, не могут за относительно недолгий период коренным образом переломить положение, они нацелены скорее на отдаленную перспективу. «.

Некоторые же шаги французских властей, приводящие к краткосрочным позитивным изменениям, в отдаленной перспективе чреваты расколом, или же потребуют необходимого подкрепления. Речь идет о полицейских комплексных мерах по выявлению радикальных исламистских движений и пресечению их деятельности, о борьбе с преступностью и о политике в области помощи развитию стран исхода.

На сегодняшний день очевидно, что проблема иммиграции не может быть решена с помощью закрытия границ и полного запрета на въезд иностранцев в страну, и что любая иммиграционная политика должна пытаться найти своего рода равновесие между, с одной стороны, открытостью страны для притока новых сил, и с другой стороны, сохранением национального единства и национальной идентичности в долгосрочной перспективе.

Говорить об урегулировании проблемы иммиграции и интеграции преждевременно. В своем выступлении и ответах на вопросы журналистам 16 ноября 2010 года Николя Саркози признал, что «интеграционная система.

481 во Франции не работает". Однако можно утверждать, что правительство в ходе реформ 2003 — 2011 годов принимало максимально возможные меры по выправлению ситуации, особенно с учетом существования жестких юридических рамок, установленных на национальном и общеевропейском уровнях.

481 Bouclier, ISF: Sarkozy devoile sa reforme fiscale.// Le Monde 16.11.10. URL: http://www.lemonde.fr/politique/article/2010/11/16/sarkozy-prone-la-creation-d-un-nouvel-impot-sur-le-patrimoine1441038823448.html (дата обращения: 14.12.10).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Международные акты о правах человека: сборник документов изд. 2-е, дополненное.- М.: Норма-Инфра-М, 2002.
  2. Женевская конвенция о статусе беженцев 1951 года. Международные акты о правах человека: сборник документов -изд. 2-е, дополненное.- М.: Норма-Инфра-М, 2002.
  3. Шенгенское соглашение 1985 г.
  4. URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/schengenconv.htm (дата обращения: 14.10.07)
  5. Амстердамский договор 1997 г. URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtreaty.pdf (дата обращения: 14.10.07).
  6. Ниццкий договор 2001 года. URL: http://ec.europa.eu/comm/nicetreaty/indexen.htm (дата обращения: 09.06.07).
  7. Гаагская программа 2004 г. URL: http://www.aedh.eu/Programme-de-La-Haye-4-et-5.html (дата обращения: 08.02.10).
  8. Лиссабонский договор 2007 года. URL: http://europa.eu/lisbontreaty/fulltext/indexfr.htm (дата обращения: 14.10.07).
  9. Конституция Французской республики от 4 октября 1958. Французская республика: Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1989.
  10. Les constitutions de la France depuis 1789. P.: Flammarion, 1979.
  11. Directives du Conseil Europeen 1995−2011
  12. URL: http://eur-lex.europa.eu/fr/index.htm (дата обращения: 14.10.11).
  13. Rapports de l’OCDE 1995−2011 URL: http://www.oecd.org/ (дата обращения: 14.10.11).
  14. Code de l’entree et du sejour des etrangers en France. P.: Litec, 2005.
  15. Loi n° 52/893 du 25 juillet 1952 relative au droit d’asile URL: http://www.legislation.cnav.fr/textes/loi/TLR-LOI5289325071952.htm (дата обращения: 14.10.11).
  16. Loi n° 98−349 du 11 mai 1998 relative a l’entree et au sejour des etrangers en France et au droit d’asile, Journal officiel de la Republique francaise, 12.05.06.
  17. Loi organique n° 2003−704 du 1 aout 2003 relative a l’experimentation par les collectivites territoriales, Journal officiel de la Republique francaise, 02.08.03.
  18. Loi n°2003-l 176 du 10 decembre 2003 modifiant la loi n° 52−893 du 25 juillet 1952 relative au droit d’asile, Journal officiel de la Republique francaise, 11.12 03.
  19. Loi n 2004−228 du 15 mars 2004 sur le port des signes religieux ostensibles dans les etablissements d’enseignement publics, Journal officiel de la Republique francaise, 16.03.04.
  20. Loi n°2006−396 du 31 mars 2006 pour l’egalite des chances, Journal officiel de la Republique francaise, 01.04.06.
  21. Loi n°2007−1631 du 20 novembre 2007 Relative a la maitrise de l’immigration, l’integration et l’asile, Journal officiel de la Republique francaise, 21.11.07.
  22. Loi n° 2010−1192 du 11 octobre 2010 interdisant la dissimulation du visage dans l’espace public, Journal officiel de la Republique francaise, 12.10.10.
  23. Loi n° 2011−672 du 16 juin 2011 relative a l’immigration, a l’integration et a la nationalite, 16.06.11.
  24. Assemblee nationale. Rapports d’information 1995−2011. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/12/documents/index-information.aspдата обращения: 14.10.11).
  25. Senat. Rapports au Senat 1995−2011 URL: http://www.senat.fr/rapports/ (дата обращения: 16.10.11).
  26. Premier ministre. Mission d’etude des legislations de la nationalite et de l’immigration- rapports au Premier ministre. P.: La documentation Francaise, 1997.- 175 p.
  27. Premier ministre. Rapport au Parlement: les orientations de la politique de l’immigration Premier rapport etabli en application de l’article 1er de la loi du 26 novembre 2003. P.: La documentation Francaise, 2005.
  28. Commission nationale consultative des droits de l’homme. Avis sur les projets de loi 1995−2011 URL: http://www.commission-droits-homme.fr/дата обращения: 18.10.11).
  29. Commission nationale consultative des droits de l’homme. La lutte contre le racisme et la xenophobie: rapport d’activite. P., 2006.
  30. URL: http://lesrapports.ladocumentationfrancaise.fr/BRP/64 000 264/0000.pdf (дата обращения: 18.10.07).
  31. Commissariat general du plan. Immigration, marche du travail, integration: rapport du seminaire preside par Francois Heran. P., 2002.
  32. URL: http://lesrapports.ladocumentationfrancaise.fr/BRP/24 000 590/0000.pdf (дата обращения: 18.10.07).
  33. Conseil Constitutionnel, decisions 1995−2011. URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/ (дата обращения: 18.10.11).
  34. Conseil economique et social. L’insertion des jeunes d’origine etrangere: rapport de Mouna Viprey. P., 2002.
  35. URL: http://lesrapports.ladocumentationfrancaise.fr/BRP/64 000 147/0000.pdf (дата обращения: 18.10.07).
  36. Conseil europeen sommets. 1995−2011 URL: http://www.european-council.europa.eu/council-meetings?lang=fr (дата обращения: 08.02.11).
  37. Cour des comptes. L’accueil des immigrants et l’integration des populations issues de l’immigration: rapport au President de la Republique suivi des reponses des administrations et des organismes interesses. P., 2004.
  38. URL: http://lesrapports.ladocumentationfrancaise.fr/BRP/44 000 576/0000.pdf (дата обращения: 18.10.07).
  39. Haut conseil a l’integration. Le bilan de la politique d’integration 2002−2005- rapport au Premier ministre. P., 2006.
  40. URL: http://lesrapports.ladocumentationfrancaise.fr/BRP/64 000 272/0000.pdf (дата обращения: 18.10.07).
  41. Haut Conseil a l’Integration. Analyse comparative de different modeles d’integration en Europe, 2006.
  42. URL: http://www.hci.gouv.fr/IMG/pdf/AVISComppolintegeurop.pdf (дата обращения: 08.02.10).
  43. Institutions et organes de l’Union europeenne Processus decisionnel en Union europeenne. Europa forum. URL: http://www.europaforum.public.lu/fr/comprendre-europe/ue/institutions/index.html (дата обращения: 08.02.10).
  44. Office francais de protection des refugies et apatrides. Rapports d’activite 1995−2011. URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/rapports-publics/дата обращения: 18.10.07).
  45. Fonds d’action et de soutien pour l’integration et la lutte contre les discriminations. L’accueil a l’ecole des eleves primo-arrivants en France- deux etudes realisees par Zoia G. et Schiff C. P.: La documentation Francaise, 2004. — 282 p.
  46. La nationalite francaise: recueil des textes legislatifs et reglementaires, des conventions internationales et autres documents. // Ministere de la justice.- P.: La documentation Francaise, 2001. 429 p.
  47. Источники статистического характера.
  48. World Migration Report 2005: Costs and Benefits of International Migration.: International organization for migration, 2005. 500 p.
  49. EUROSTAT. Statistiques sur la migration. Luxembourg.: Office des publications officielles des Communautes europeennes, 2002. — 73 p.
  50. Institut national de la statistique et des etudes economiques. Les immigres en France. Ed. 2005.- P.: INSEE, 2005. 161 p.
  51. Institut national de la statistique et des etudes economiques. Regards sur l’immigration depuis 1945/ sous la dir. de Paul Champsaur.- P.: INSEE, 1999.64 p.
  52. Institut national de la statistique et des etudes economiques. Enquetes annuelles de recensement 2004 et 2005: pres de 5 millions d’immigres a la mi-2004.// Insee Premiere, aout 2006, n°1098, p 1−4.
  53. М.Ц. Политическая история Франции XX века. М.: Высшая школа, 2003. — 160 с.
  54. Н.И. Африканская политика Франции (конец XX начало XXI века). — М.: РАН, институт Африки, 2006. — 162с.
  55. М.Б., Хараева O.A., Чудиновских О. С., Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М.: ИЭПП, 2003−316с.
  56. И.В. Международная трудовая миграция.- М.: МГУ, 2005−286 с.
  57. B.JI. Иммиграция: новая проблема нового столетия: Историко-социологический очерк // Социологические исследования 2003. — N 4. -С.64−72.
  58. Ислам в Европе и в России. Серия: Ислам и современность М.: Издательский дом Марджани, 2009. — 240 с.
  59. .Ф. Исламизм, США и Европа. Война объявлена! М.: Эксмо, 2003 — 320 с.
  60. А.В. Мусульмане во Франции // Россия и мусульманский мир -2002 № 11. С.155−168.
  61. А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб.: СПбГУ, 2000. Том VIII. N 4(33).-С. 136- 165.
  62. М.К. Арабы-мигранты в современной Франции // Меняющаяся Европа: проблемы этнокультурного взаимодействия / Отв. ред. Мартынова М. Ю. М.: ИЭА РАН, 2006.- с. 234 — 260.
  63. Мартин Г.-П., Шуманн X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М.: Альпина, 2001. — 163 с.
  64. Е.О. Франция в новом мировом порядке: внешняя политика конца 80-х 90-х годов: учеб. пособие — М.: МГИМО, 2000. — 164 с.
  65. Е.О. Франция на рубеже XX—XXI вв.еков: кризис идентичности.-М.: МГИМО, 2003.- 138 с.
  66. Е.О. К итогам европейского председательства Франции в ЕС (второе полугодие 2008 г) // Вестник МГИМО-Университет, № 5 2009.
  67. И.В. Ислам во Франции М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2005.- 196 с.
  68. Ю.И. Франция. Время Саркози М.: Международные отношения, 2011. — 320 с.
  69. Л.Р. Проблема интеграции североафриканских мусульман во французском обществе // Новая и новейшая история 2011, № 1. — с. 52−59
  70. О.Е. Мусульмане и ислам в Западной Европе // Мировая экономика и международные отношения, 2009, № 10. с. 52−62.
  71. Франция в поисках новых путей, /под редакцией Рубинского Ю. И. М.: Весь мир, 2007. — 624 с.
  72. О.Н. Стратегия балканизации Европы: этносы и регионы в планах европейского строительства // Россия XXI век 2007, № 5,6.
  73. Ammi С. Le marketing ethnique. P.: Hermes sciences publications, 2005. -238p.
  74. Amselle J.-L. Vers un multiculturalisme francais. L’empire de coutume. P.: Flammarion, 1996. — 179 p.
  75. Blanc Y. Evolutions et impasses des politiques migratoires en France. Colloque: Les eglises et le defi des migrations 11.03.2010.
  76. URL: http://2010anneedesmigrations.protestants.org/index.php?id=32 706 (дата обращения: 03.04.10)
  77. Calves G. La discrimination positive. P.: Presses universitaires de France, 2004.-126 p.
  78. Chetail V. La reforme francaise de l’asile: prelude a la banalisation europeenne du droit des refugies. Journal du droit international, 2004. n° 3. -P. 817−865.
  79. Cholewinski R. Migrants irreguliers: acces aux droits sociaux minimaux. -Strasbourg.: Ed. du Conseil de l’Europe, 2005. 100 p.
  80. Coulon R. Des droits de l’homme en peau de chagrin: le droit des etrangers dans la jurisprudence du Conseil constitutionnel. P.: L’Harmattan, 2000. -319 p.
  81. Courau H. Ethnologie de la forme-camp de Sangatte: de l’exeption ala regulation. P.: Ed. des Archives contemporaines, 2007. 182 p.
  82. Chirac, J., La France pour tous, P. Nil, 1995. 136 p.
  83. Delaunay D., Tapinos G. La mesure de la migration clandestine en Europe.// Population et conditions sociales. 3/1998/E/№ 7, vol/2. // Commission Europeenne. P. 2,10,22−23.
  84. Del Valle A. Islamisme et Etats-Unis. Une alliance contre l’Europe. -Lausanne.: L’Age de l’Homme, 1999. 260 p.
  85. Djouder A. Desintegration. P.: Stock, 2006. — 156 p.
  86. Dubet F., Lapeyronnie D. Les quartiers d’exil. P.: SEUIL, 1992.- 240 p.
  87. Dupaquier J., Laulan Y.-M. Immigration-Integration. Un essai d’evaluation des couts economiques et financiers. P.: Harmattan, 2006. — 133 p.
  88. Filouzis G., Liot F., Perroton J. L’apartheid scolaire: Enquete sur lasegregation ethnique dans les colleges. P.: Seuil, 2005. — 240 p.222
  89. Fitoussi J.-P., Laurent E., Maurice J. Segregation urbaine et integration sociale. P.: La documentation Francaise// coll. «Les rapports du Conseil d’analyse economique», 2004. 327 p.
  90. Garcia-Jourdan S. L’Union Europeenne face a l’immigration. P.: Fondation Robert Schuman, 2004. — 80 p.
  91. Gorgeon C. Les elus locaux et l’integration des populations immigrees.// VEI Enjeux, № 125, juin 2001. P. 56−69 .
  92. Grimai H. La decolonisation de 1919 a nos jours. P.: Complexe, 1997. — 3521. P
  93. Guillon M., Legoux L., Ma Mung E. L’asile politique entre deux chaises: droits de l’homme et gestion des flux migratoires. P.: L’Harmattan, 2003. -374 p.
  94. Hajji S., Marteau S. Voyage dans la France musulmane. P.: PLON, 2004. -297 p.
  95. Heran. F. Quatre idees recues sur l’immigration. // Alternatives economiques.- avril 2004, n° 224. P. 66−69.
  96. Jamet J.-F. L’Union Europeenne et l’immigration. Fondation Robert Schuman. European issues № 42. URL: http://www.robert-chuman.eu/questioneurope.php?num=qe-42 (aaTaoopameHHa: 08.02.10)
  97. Julien-Laferriere F. La politique europeenne d’immigration et d’asile: bilan critique cinq ans apres le traite d’Amsterdam. Bruxelles.: Bruylant, 2005. -338 p.
  98. Kepel G. Fitna: Guerre au coeur de l’islam. P.: Gallimard, 2004. — 438 p.
  99. Kepel G. Jihad Expansion et declin de l’islamisme. — P.: Gallimard, 2000. -452p.
  100. La France du nouveau siecle./ sous la direction de Montbrial T. P.: PUF, 2002. — 506 p.
  101. Laacher S. Apres Sangatte. Nouvelles immigrations, Nouveaux enjeux. P.: La Dispute/Snedit, 2002. — 121 p.
  102. Lang J., Le Bras H. Immigration positive. P.: Odile Jacob, 2006. — 248 p.
  103. Lochak D., Fouteau C. Immigres sous controle. P.: Le Cavalier Bleu, 2008. -192 p.
  104. Manciaux H. La reforme de la reconduite a la frontiere par la loi du 26 novembre 2003: l’imbroglio juridique demeure.// Actualite juridique droit administratif. 2004 n° 35. — P. 1904−1910.
  105. Michelet K. Une politique perfectible de lutte contre les discriminations en raison de la nationalite.// Informations sociales 2008/4. — № 148. — P. 72−83.
  106. Milza O. Les Francais devant l’immigration. P.: Complexe, 1999. — 217 p.
  107. Noiriel G. Atlas de l’immigration en France. P.: Autrement, 2002. — 63 p.
  108. Noiriel G. Le Creuset francais. Histoire de l’immigration (XIXe-XXe siecle). P.: Seuil, 1988. — 447 p.
  109. Noiriel G. Etat, nation et immigration: vers une histoire du pouvoir. P.: Gallimard, 2005. — 590 p.
  110. Pelissier M., Paecht A. Les modeles d’integration en questions: enjeux et perspectives, //actes du colloque. Palais du Luxembourg, Paris, le 18 juin 2004. P.: Presses universitaires de France, 2004. — 229 p.
  111. Ramadan. T. Face a nos peurs Le choix de la confiance. P.: ed. Tawhid, 2008.- 135 p.
  112. Richard J.-L. Partir ou rester? Destinees des jeunes issus de l’immigration etrangere en France. P.: Presses Universitaires de France, 2004. — 258 p.
  113. Rodier C. La liberte de circulation s’impose comme une evidence. URL: http://owni.fr/2011/02/18/la-liberte-de-circulation-s%E2%80%99impose-comme-une-evidence/ (дата обращения: 03.03.11).
  114. Roy О. L’Islam mondialise. P.: Seuil, 2002. — 208 p.
  115. Schnapper D. Qu’est-ce que l’integration? P.: Gallimard, 2007. — 240 p.
  116. Stasi B. L’Immigration: une chance pour la France.- P.: Robert Laffont, 1984. 185 p.
  117. Tandonnet M. Immigration: sortir du chaos. P.: Flammarion, 2006 — 213p.
  118. Tandonnet M. Le grand bazar ou l’Europe face a l’immigration. P.: L’Harmattan, 2001. — 264 p.
  119. Tribalat M. Les yeux grands fermes. L’immigration en France. P.: Denoel, 2010.-221 p.
  120. TubianaM. Declaration au journal.//L'Humanite, 05.03.03.
  121. Valluy.J. Rejet des exiles Le grand retournement du droit de l’asile. — P.: Ed. Du Croquant, 2009. — 320 p.
  122. Verret M. Chevilles ouvrieres. P.: ed. de l’Atelier, 1995. 254 p.
  123. Viet V. Histoire des Francais venus d’ailleurs de 1850 a nos jours. P.: Perrin, 2004. — 373 p.
  124. Weil P. La France et ses etrangers: L’aventure d’une politique de l’immigration de 1938 a nos jours. P.: Gallimard, 2005. — 580 p.
  125. Weil P. La republique et sa diversite. Immigration, Integration, discrimination. P.: Seuil, 2005. — 112 p.
  126. Wihtol de Wenden C. L’Europe des migrations. P.: La documentation francaise, 2001.- 87 p.1. Периодические издания121. Ведомости: 1995−2 011 122. Известия: 1995−2011
  127. Независимая газета: 1995−2 011 124. Сегодня: 1995−2011
  128. Bulletin Quotidien Europe 1995−2011
  129. Journal officiel des Communautes europeennes 1995−2011
  130. Journal officiel de l’Union europeenne 2001−2011
  131. Cultures & Conflits 1995−2011
  132. Ecarts d’identite 1995−2 011 130. LaCroix: 1995−2011.131. La Liberation: 1995−2011.132. Le Monde: 1995−2011.
  133. Le Monde diplomatique 1995−2011.134. Le Figaro: 1995−2011.
  134. Le Courrier International: 1995−2011.136. Le Point: 1995−2011.137. Les Echos: 1995−2011.138. L’Express: 1995−2011.
  135. Le Nouvel Observateur: 1995−2011.140. L’Humanite: 1995−2011.
  136. Plein Droit, la revue du Gisti 1995−2011.
  137. Revue europeenne des migrations internationales 1995 2011.
  138. Интернет ресурсы. 1995−2011
  139. Site officiel-Presidence de la Republique. URL: http://www.elysee.fr/
  140. Ministere des Affaires etrangeres et europeennes. URL: http ://www. diplomatie. gouv. fr/
  141. Site officiel-Ministere de la Justice et des Libertes URL: http://www.justice.gouv.fr/
  142. Site officiel-Ministere de l’emploi, de la cohesion sociale et du logement URL: http://www.solidarite.gouv.fr/
  143. Site officiel-Ministere de l’Immigration, de l’Integration, de l’Identite nationale et du Developpement solidaire (2007−2010). URL: http://www.immigration.gouv.fr/
  144. Adate migration equite interculturatite URL: http://www.adate.org/
  145. Centre d’analyse strategique. Rapports. URL: http://www.strategie.gouv.fr/IMG
  146. Coordination Francaise pour le Droit d’Asile. URL: http:// www.cfda.rezo.net/procedures/
  147. Documentation francaise URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/dossiers/imiriigration/
  148. Euractiv. URL: http://www.euractiv.com/fr/
  149. Eurogersinformation. URL: http://www.eurogersinfo.com/
  150. GISTI Groupe d’information et de soutien des immigres. URL: www.gisti.org./
  151. Legavox. URL: http://www.legavox.fr
  152. Legifrance. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/
  153. Memoire Online URL: http://www.memoireonline.com/
  154. Oboulo URL: http://www.oboulo.com/
  155. Ofpra. URL: http://www.ofpra.gouv.fr/
  156. Rfi actualites francaises URL: http://www.rfi.fr/
  157. Site officiel de l’administration francaise. Accueil Particuliers Service-public. URL: http://vosdroits.service-public.fr/particuliers/N19804.xhtml
  158. Sos-net base de donnees juridiques grand public URL: http://sos-net.eu.org/
  159. Uni-e-s contre 1 ' immigration j etable URL: http://www.contreimmigrationjetable.org/
  160. Vie publique, politique d’immigration URL:165. http://www.vie-publique.fr/politiques-publiques/politique-immigration/index/
  161. Демография.ру URL: http://www.demographia.ru/articlesN/index.html?idR=44&idArt=592
  162. Иммиграция immigration URL: immigration.netnotebook.net/
Заполнить форму текущей работой