Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития налога на добавленную стоимость

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Налог классифицирован как федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно можно выразить, что предприятие не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в налоговое… Читать ещё >

Особенности развития налога на добавленную стоимость (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности развития налога на добавленную стоимость

  • налог добавленная стоимость
  • Введение
  • 1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость
    • 1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость
    • 1.2.Основные элементы налога на добавленную стоимость
    • 2.2 Оценка нового механизма исчисления НДС
    • 2.2 Регулирующая роль НДС
  • 3.Совершенствование и проблемы развития НДС
    • 3.1 Проблемы и перспективы развития НДС в России
    • 3.2 Изменения в декларации по НДС в 2010 г.
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий существования любого государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили формирование системы налогов. Российская налоговая реформа 1991;1992 годах. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Они призваны формировать основу доходной части бюджета, ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию и т. д. Кроме того, создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей соблюдение социальной справедливости, законодательной ответственности, прав налогоплательщиков, а также повышение эффективности производительной деятельности — одно из ключевых условий преодоления кризиса российской экономики.

Основную роль в российской налоговой системе играют косвенные налоги, к которым относятся НДС, акцизы, налог с продаж и таможенные пошлины, занимающие определяющее место в доходах бюджета. Наиболее существенным из применяемых в России косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. НДС — один из самых молодых налогов (предложен экономистом М. Лоре в 1954 году). Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. В частности, Римский договор 1957 года о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал разработку, и применение мер, направленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения стран-членов, а наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием вступление в ЕЭС.

Решение задач развития рыночных отношений в России потребовало реорганизации исчисления и взимания действовавшего до 1992 года налога с оборота, который более чем на 80% поступал в государственный бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых же условиях свободного ценообразования на основе спроса и предложения возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР, исключалась. В тоже время государство должно было иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 года НДС. Очевидно, что основная функция НДС — фискальная. Действительно, фактический удельный вес налога в общей сумме налоговых поступлений федерального бюджета России более 40%, доля доходов от НДС к ВВП порядка 5%. Приведенные цифры говорят об особой значимости для государства этого налога.

Однако, как это зачастую бывает в России, слепое копирование западноевропейского опыта не всегда приемлемо, поскольку при введении налога никак не был учтен менталитет определенной части граждан РФ. Суть заключается в том, что методика взимания НДС предполагает исчисление как НДС, подлежащего уплате в бюджет, так и НДС, возмещаемого из бюджета. То есть этот налог в определенных ситуациях возмещается, т. е. возвращается налогоплательщику из бюджета. Это и предопределило основную проблему в отношении НДСнеобоснованное возмещение налога из бюджета. Решением этой проблемы занимаются в нашей стране Арбитражные суды, прокуратура, МВД, ФСНП, ФСБ, ФПС, ГТК, МНС. Тем не менее, фактов необоснованного возмещения НДС из бюджета масса, суммы возврата колоссальны и имеют тенденции к росту.

Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития НДС, определение его экономической роли в системе налогообложения, особенности его исчисления и применения. Задачей данной курсовой работы является определение регулирующей роли НДС, а так же проблем и перспектив развития НДС в России. Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость.

1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость

1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость — НДС (Value — Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС — относительно новый вид косвенного налогообложения.

В конце 80-х — начале 90 годов он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже — общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна — участница ЕС перечисляет 1,4% поступлений от налога в «европейский» бюджет. Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 году от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй — созданием в 1948 году системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 году вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость.

Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар.

Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке.

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 году в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.

Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 году с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66−10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).

В 7О-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 года специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах — членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога, и устанавливалось его обязательное введение для всех стран — членов ЕЭС до 1982 года. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС. Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени.

Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы налог на добавленную стоимость. Основными причинами роста популярности НДС являются:

— возможность вступления в ЕЭС;

— стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

— НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции

— НДС более эффективен, по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле, для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.

Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих правил.

В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.

С 1992 года НДС действует во всех странах Содружества независимых государств. В Российской Федерации НДС, так же, был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

1.2 Основные элементы налога на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализацииот сырья до предметов потребления.

Налог классифицирован как федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно можно выразить, что предприятие не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в налоговое ведомство, оформленную в форме счета-фактуры, которая уменьшает его будущую задолженность перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может получить обратно часть суммы производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке производителей хотя бы одно лицо освобождено от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося льготами, не будут квалифицированы как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом с полного объема.

Налогоплательщики.

Налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги на территории РФ. К ним также причисляются декларанты, перемещающие импортируемые товары через таможенную границу РФ. Существует ряд особенностей налогообложения по железнодорожным, авиационным, морским и речным перевозкам, когда в качестве плательщиков выступают управления дорог, производственные объединения по совокупности за все свои структурные подразделения. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика, если в течение трех предшествующих месяцев их налоговая база не превысила 2 млн руб. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на 12 последовательных месяцев. По истечении этого срока организации и индивидуальные предприниматели должны вновь подавать заявление. В случае если в течение периода выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит лимит, то, начиная с 1-го числа месяца, в котором было это превышение, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

Рассмотрим пример, где условно назначим следующие объемы реализации по месяцам (в тыс., руб.): январь — 700; февраль — 800; март -~ 450; апрель — 800; май — 800; июнь —150. Таким образом, если рассчитать сумму от реализации за первые три месяца, то она составит 700 + 800 + 450 = 1950 тыс. руб., что укладывается в условие — менее 2 млн руб. Если же произведем расчет с 1 марта по 31 мая, то сумма реализации составит 450 + 800 + 800 = 2050 тыс. руб., то условие освобождения от НДС не будет выполнено. Следовательно, начиная с апреля месяца, следует начислять налог, восстановить ранее не начисленные суммы и уплатить в бюджет пени.

Объект налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

В Целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;

передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

операции по реализации земельных участков (долей в них);

передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный)капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

9) иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Налоговая база.

1. При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. В общем случае представляет собой стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж.

2. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

3. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

При определении налоговой базы учитываются:

авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг;

суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

суммы, полученные в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;

суммы страховых выплат, полученные по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора (учитываются, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения).

Ставки налога.

По ставке 0 процентов облагаются экспортируемые товары, а так же ряд работ и услуг, связанных непосредственно с транспортировкой товаров через таможенную границу.

По ставке 10 процентов облагаются некоторые продовольственные товары и товары для детей по перечню, установленному правительством РФ.

Остальные товары (работы, услуги) облагаются по ставке 18 процентов.

Расчетные ставки (соответственно 9,09% и 15,25%) применяются при:

получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг);

удержании налога налоговыми агентами;

реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц.

2. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Его регулирующая роль

2.1 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере строительно-монтажных организаций При исчислении налога на добавленную стоимость следует руководствоваться главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и Методическими рекомендациями по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость строительно-монтажными организациями в соответствии с нормами части второй НК РФ.

Согласно НК РФ плательщиками НДС признаются организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых возложена обязанность по уплате данного налога. Каждая строительно-монтажная организация, являющаяся юридическим лицом и состоящая, согласно статье 144 НК РФ, на учете в качестве налогоплательщика, исчисляет и уплачивает НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Объектом налогообложения, согласно статье 146 НК РФ, признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Для строительных организаций объектом налогообложения является реализация СМР, выполненных по договорам строительного подряда с заказчиком.

При этом возникновение объекта налогообложения по строительно-монтажным работам находится в прямой зависимости от места нахождения этих работ. Если строительная организация оказывает услуги на территории Российской Федерации, следовательно, она должна начислить НДС на работы. Если строительная организация оказывает услуги за пределами Российской Федерации, то в таком случае объект налогообложения аналогичным налогом возникает на территории иностранного государства. Местом реализации работ, согласно статье 148 НК РФ, признается территория Российской Федерации, если это работы с недвижимым имуществом — строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные и озеленительные.

Пример.

Российская строительная фирма заключила договор с иностранной фирмой на проведение капитального ремонта здания, принадлежащего на праве собственности иностранному юридическому лицу. Здание находится Москве. Должна ли строительная фирма начислить НДС на оказываемые услуги?

В приведенном примере сделка касается недвижимого имущества, критерием признания территории Российской Федерации местом реализации в данном случае является место нахождения данного имущества. Город Москва расположен на территории Российской Федерации, следовательно, данные услуги строительная организация будет оказывать на территории Российской Федерации, и соответственно, на свои услуги фирма должна будет начислить НДС. Если бы ремонтируемое здание находилось, например, на территории Болгарии, то российская строительная фирма должна была начислять на свои услуги аналог НДС, так как местом реализации данных работ была бы территория иностранного государства.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется в соответствии со статьей 154 НК РФ.

Однако, есть одна особенность при реализации СМР: выполнением считаются работы, выполненные как собственными силами организации, так и привлеченными субподрядными организациями. В НК РФ прямо не содержится норма, устанавливающая состав налоговой базы генподрядной организации: входят ли в нее общий объем работ по генеральному подряду или только работы, выполненные собственными силами.

Ставка налога на добавленную стоимость у строительных организаций, в соответствии со статьей 164 НК РФ, всегда составляет 18%. В соответствии со статьей 167 НК РФ строительно-монтажные организации имеют право устанавливать в целях налогообложения момент возникновения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость либо «по оплате», либо «по отгрузке»:

— для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, — день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

— для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, — день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Необходимо отметить, что если в отношении прибыли строительные организации, как правило, выбирают метод начисления, момент возникновения налоговой базы по НДС выбирают «по оплате». Обратите внимание на следующий момент, если генподрядчик передает строительные материалы субподрядной организации, с переходом права собственности, то порядок уплаты налога на добавленную стоимость при передаче материалов субподрядной организации зависит от того, как в организации определяется выручка в целях уплаты НДС.

На основании положений статьи 167 НК РФ следует, что если выручка определяется «по отгрузке», то уплата НДС наступает в момент передачи материалов субподрядной организации. Если выручка определяется в момент «по оплате» то НДС уплачивается после того, как будет зачтен долг субподрядной организации по материалам (пункт 1,2 статьи 167 НК РФ).

В учете генподрядной организации передача строительных материалов отражается следующими проводками.

К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет 60−1 «Расчеты с субподрядчиком».

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

62−3

91−1

Выставлен счет субподрядной организации за переданные строительные материалы

Списана покупная стоимость строительных материалов (без НДС)

91−2

68−1 (76−7)

Исчислен НДС с реализации материалов

60−1

62−3

Зачтена задолженность субподрядной организации за материалы

Расчеты за строительные материалы осуществляются по рыночным ценам с учетом общехозяйственных и транспортнозаготовительных расходов. Полная стоимость материалов отпускаемых субподрядчику, определяется до их передачи и в этой оценке отражается в учете и отчетности.

В соответствии с действующим порядком оформления сдачи — приемки выполненных строительно-монтажных работ днем отгрузки (выполнения работ) и оформления акта приемки — сдачи выполненных работ по установленной форме считается последний день выполнения работ или последний день календарного месяца. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость определен статьей 166 НК РФ. Налоговый период для исчисления налога на добавленную стоимость установлен статьей 163 НК РФ и считается в общем случае как календарный месяц.

2.2 Оценка нового механизма исчисления НДС До 20-го октября все без исключения плательщики НДС должны были перечислить в бюджет сумму налога за три прошедших месяца. В условиях финансового кризиса огромный «квартальный» платеж мог стать убийственным для большинства фирм. Очевидно, не желая доводить до банкротства и без того переживающий нелучшие времена бизнес, чиновники в экстренном порядке изменили порядок уплаты этого налога.

14 октября 2008 года вступил в силу принятый накануне Закон от 13 октября 2008 года № 172-ФЗ «О внесении изменения в статью 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Суть вносимой данным нормативным актом поправки касается порядка перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость всеми без исключения его плательщиками. Отныне вместо одного общего платежа по итогам квартала они будут уплачивать исчисленные суммы НДС в рассрочку — в течение трех месяцев, равными долями. Причем уже за III квартал текущего года налог нужно будет перечислить по новой схеме, то есть до 20 октября, 20 ноября и 20 декабря сего года соответственно. Данный способ уплаты будет применяться и в последующих периодах. А вот на порядке отчетности новый закон никак не сказался: как и прежде, подавать декларацию по НДС нужно по итогам квартала.

Сам по себе текст закона умещается на одной странице. Вместе с тем скорость, с которой данный нормативный акт был рассмотрен и принят (первое чтение документ успешно прошел 8 октября, а 14 октября «готовый» закон уже был опубликован), не может не удивлять. С одной стороны, такая спешка отчасти объяснялась приближающимся сроком уплаты — 20 октября; следовательно, и Госдума, и Совет Федерации должны были успеть ввести его в действие хотя бы немного заранее. С другой стороны, при разработке нового правила явно забыли о некоторых нюансах.

Первый из них лежит буквально на поверхности: как быть, если сумма налога к уплате не делится на 3? Ответ на этот вопрос прозвучал в разъяснениях, опубликованных на сайте Федеральной налоговой службы. Специалисты ведомства пришли к выводу, что в подобной ситуации округление частного в большую сторону проводится в последнем месяце уплаты.

Пример:

Сумма НДС за III квартал 2008 года у ООО «Альфа» составила 25 000 рублей. Она отражается по строке 040 раздела 1 налоговой декларации по НДС. Расчетная сумма ежемесячного платежа составит 8333,3(3) рубля (25 000: 3).До 20 октября и 20 ноября соответственно фирма заплатит по 8333 рубля. До 20 декабря ей необходимо перечислить 8334 рубля.

В разъяснениях налоговиков также отмечается, что плательщик НДС может перечислить по первому или второму сроку уплаты большую сумму, то есть ограничиваться 1/3 от исчисленного налога вовсе не обязательно. Вместе с тем занижать сумму ни в первый, ни во второй месяц нельзя. Это будет считаться нарушением и повлечет за собой «применение комплекса мер принудительного взыскания, а также обеспечительных мер для исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога».

Итак, скажутся ли данные изменения законодательства на деятельности фирмы позитивным образом? Безусловно, возможность «растянуть удовольствие» от расставания с собственными средствами в пользу государства во времени должно положительно сказаться на финансовой устойчивости любой организации. Перечисление в бюджет трех распределенных во времени платежей вместо одного по итогам квартала дает возможность не изымать из оборота в начале нового налогового периода внушительные денежные суммы.

В принципе именно так и обстояли дела ранее, когда для крупных компаний, чья сумма реализации превышала 2 миллиона, налоговый период составлял месяц. Но, как известно, с начала 2008 года все плательщики данного налога были ультимативно переведены на «поквартальный» НДС. Это нововведение частично решило для фирм проблему неравномерной реализации (например, если в одном месяце квартала образовался «гигантский» НДС к уплате, а в следующем такая же большая сумма — на вычет), однако добавило неудобств, связанных с необходимостью перечислять налог «малоподъемными» суммами. Сейчас же, с введением в силу закона 172-ФЗ, должна решиться и эта проблема.

Впрочем для некоторых фирм, чья сумма НДС к уплате не является слишком большой даже по итогам квартала, вполне возможно, более выгодным окажется придерживаться существовавшего до сих пор порядка. А проще говоря — уплачивать сразу всю сумму налога. Несмотря на отсутствие в Кодексе четкого тому подтверждения, налоговики склонны считать способ расплачиваться с бюджетом в рассрочку правом фирмы, а не обязанностью. А это означает, что по собственной воле фирма может отказаться от применения новой поправки и перечислять в бюджет весь НДС единой «платежкой». Косвенно подтверждает правильность такого подхода и тот факт, что в законе не содержится каких-либо положений, касающихся тех (пусть и немногих) плательщиков, которые все же успели расплатиться с бюджетом за III квартал «по полной программе» еще до вступления в силу закона. Совершенно очевидно, что вносить повторные платежи в ноябре и декабре их никто не заставит.

2.3 Регулирующая роль НДС Регулирующая функция НДС имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т. е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

Регулирующая функция НДС осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т. п. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Стимулирование может проявляться в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки или в полном освобождении от налогов.

Налогом можно и ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей деятельности. Налогом нп добавленную стоимость можно создать предпосылки для снижения издержек производства, повысить конкурентоспособность предприятий, проводить протекционистскую политику.

Еще одна направленность регулирующей функции — социальная функция — поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и низкими доходами. В целях смягчения социального неравенства государственные органы предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы. Особое место занимает воспроизводственное назначение, которое направлено на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды. По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Регулирующая функция НДС направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

В то же время регулирующая функция НДС действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х — начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

3. Совершенствование и проблемы развития НДС

3.1 Проблемы и перспективы развития НДС в России В 2009 году мировое финансовое сообщество будет отмечать 55 лет налогу на добавленную стоимость. Именно в 1954 году французский экономист М. Лоре предложил заменить налог с оборота на налог на добавленную стоимость. Во Франции этот налог был введен в 1958 году. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны — суммы НДС, взимаемые на каждой стадии производственного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик. С 1967 года НДС был утвержден в качестве основного для стран-членов ЕС.

Введение

НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС. НДС применяется в 135 странах мира, то есть очень популярен среди неблагополучных и развивающихся стран.

Не обошел этот налог и нашу страну. В соответствии с Законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1992;1 «О налоге на добавленную стоимость» взимание НДС на территории России началось с 1 января 1992 года.

Таким образом, в 2007 году российскому НДС исполнилось 15 лет, и все это время он является одним из бюджетообразующих налогов в 2006 году на его долю приходиться порядка 20% от всех поступлений в федеральный бюджет, и около 25% от всех налоговый поступлений.

Однако этот налог по-прежнему является одним из самых сложных, запутанных и конфликтных налогов в налоговой системе России. Об этом свидетельствует и судебно-арбитражная практика по налоговым спорам, где рассмотрение конфликтов, связанных с исчислением и уплатой НДС составляют большинство.

Среди причин, которые побудили чиновников различных ведомств задуматься о реформировании НДС, на одном из первых мест находится фактическое положение дел со сбором этого налога. Статистические данные свидетельствуют, что здесь не все благополучно.

Во-первых, общий сбор НДС очень важен для формирования доходной части государственного бюджета. Как известно, НДС относится к небольшому числу тех налогов, поступления которых в бюджет являются наиболее значительными. В 2008 году в бюджет было собрано 749,08 млрд руб. НДС, а в 2009 году — 1 025,66 млрд руб., что составило примерно пятую часть от всех сборов налогов в 2009 году.

Во-вторых, НДС является единственным налогом, большие суммы которого не только поступают, но и возвращаются из бюджета налогоплательщикам. Причем за последние годы проявилась тенденция к сокращению разницы между поступившими и возвращенными суммами.

В 2006 году рост сбора НДС по стране в целом составил всего около 3%. Если сравнить это с темпами роста валового внутреннего продукта, то отставание очевидно. Росстат обнародовал данные о налоговой задолженности по состоянию на 1 января 2007 года. По сравнению с 1 января 2006 года общая задолженность увеличилась на 4,3%, в том числе по НДС — на 16,3%.

Но есть и региональная статистика. По сообщению УФНС по г. Москве в 2008 году рост сбора НДС увеличился на 42,7% по сравнению с 2007 годом. Налоговые инспекторы считают, что это произошло за счет усиления налогового администрирования.

Недостатки НДС НДС имеет ряд недостатков. Прежде всего отметим, что уровень собираемости этого налога не превышает 60−80%.

Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования налога и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному возмещению НДС.

Пока нет удовлетворительных по точности оценок размера недополучения НДС. Но по подсчетам в течение года из-за различных схем и махинаций, например из-за воровства из бюджета с использованием фирм-однодневок, бюджет теряет до 700 млрд руб. И невозможность таких точных оценок тоже можно отнести к недостаткам НДС.

Налогом недовольны и предприниматели. В первую очередь бизнесменов не устраивают постоянные отказы в возмещении налога при экспорте продукции. Как неоднократно отмечали представители различных предприятий, налоговые органы практически никогда не укладываются в отведенный для возмещения НДС срок. Более того, как утверждают предприниматели, в большинстве случаев возмещения НДС удается добиться только через суд.

Нередко налоговые инспектора возбуждают заведомо проигрышные дела, связанные с возмещением НДС. Втянутым в такие дела организациям приходится долго ожидать возмещения НДС. По оценкам некоторых предпринимателей, возврата налога приходится ждать по 9−12 месяцев. Это отвлекает из оборота компании значительные средства.

Неоправданно высоки административные издержки, которые несут предприниматели при возмещении налога. Это приводит в конечном счете к увеличению стоимости продукции или оказываемых услуг. Себестоимость товаров и услуг увеличивается от расходов на оформление документов, оплату работы бухгалтеров, занимающихся на некоторых крупных предприятиях лишь вопросами начисления, уплаты и возврата НДС. Такие затраты в масштабах страны пока, к сожалению, никто не подсчитывал.

Можно сделать вывод, что издержки и бизнеса, и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки.

Перспективы развития НДС .

Налоговая практика в последние годы шла по пути изменения правил начисления и уплаты НДС. Ведь в Минфине России считают, что проблемы НДС можно было бы отчасти решить путем улучшения администрирования этого налога. С этой целью были приняты несколько поправок в Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ налог на добавленную стоимость был назван проблемным. «Наряду с изменением процедур взимания НДС, — сказал Президент РФ, — надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей» .

С 2007 года введен упрощенный порядок возмещения НДС экспортерам, с 2008 года согласно уже сделанным в НК РФ изменениям налогоплательщики перешли на поквартальную уплату НДС. Это привело к выпадающим доходам бюджета в размере 150−170 млрд руб.

Предполагается, что организации и индивидуальные предприниматели не будут признаваться налогоплательщиками НДС с момента их государственной регистрации, а станут таковыми с момента регистрации в специально созданной системе регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС. Зарегистрированным в такой системе будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, которые в обязательном порядке будут указываться на счетах-фактурах.

Небольшие предприятия могут не регистрироваться в новой системе. Обязательной регистрации подвергнутся только организации и индивидуальные предприниматели, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых превышает некоторую величину, которая может быть законодательно установлена в пределах от 4 до 20 млн руб. в год.

В докладе министра финансов А. Кудрина, сопровождавшем представление в Правительстве РФ проекта «Основные направления налоговой политики на 2008;2010 годы», вопрос о снижении НДС не был затронут. Но заместитель министра финансов С. Шаталов подтвердил, что период сокращения налогового бремени скоро закончится и не будет распространяться на 2009;2010 годы.

Идею снижения основной ставки НДС поддержал глава Минэкономразвития России Г. Греф. Но он предложил снизить основную ставку НДС с 1 января 2009 года до 15% только при одновременной отмене его льготной ставки (10%), которая применялась при реализации отдельных видов товаров.

Как видно, в целом практика налогообложения идет по пути ужесточения налогового администрирования и сокращения налоговых льгот. Но не все считают этот путь единственно правильным.

Замена НДС налогом с продаж Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые — с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота (далее НсП).

Сразу отметим, что позицию властных структур по вопросу замены НДС налогом с продаж нельзя назвать согласованной. Минфин России считает эту идею абсолютно нереальной. Дело в том, что поступления от налога с продаж до его отмены составляли порядка 60−63 млрд руб. в год, в то время как сумма поступлений от НДС, как уже было отмечено выше, превышает 1 трлн руб.

Еще в 2004 году в беседе с журналистами начальник Экспертного управления при Президенте РФ А. Дворкович заявил о необходимости отмены НДС и введения вместо него налога с продаж.

По мнению некоторых влиятельных чиновников, замена НДС налогом с продаж как решение проблем с администрированием НДС вполне возможна. Так, министр экономического развития и торговли Г. Греф еще 16 февраля 2006 года на заседании президиума общероссийской организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» сообщил, что, «если не найдем иных механизмов по администрированию НДС, мы можем вернуться к этому варианту». Речь шла о замене НДС налогом с продаж.

Для обеспечения перехода на новый налог с нулевыми потерями для бюджета ставка налога должна составлять 14%. Только при повышении собираемости НсП с потребителей до уровня 95% переход на ставку НсП 10% будет безубыточным для бюджета.

Основными достоинствами налога с продаж авторы исследования считают: прост в исчислении; гораздо дешевле в администрировании и т. д.

Эксперты признают, что у налога с продаж есть и недостатки. Это прежде всего сложности с практическим регулированием налога. В исследовании группы экспертов из Центра исследования проблем налогообложения говорится, что во многих странах, использующих (или использовавших) этот налог, существует практика дифференциации ставок по видам и группам товаров. В результате администрирование налога с продаж, которое в теории должно быть простым и недорогим, на практике далеко не всегда оказывается таковым.

Стоит отметить, что налог с продаж в отличие от НДС, во-первых, создает кумулятивный эффект и потому не является экономически нейтральным налогом, а во-вторых, не позволяет поддерживать экспортеров.

Введение

налога с продаж приведет к недостатку финансов даже у высокорентабельных предприятий в сфере нефтяной промышленности. НДС является показателем высокой фискальной техники государства, и налог с продаж с этой точки зрения будет шагом назад. США с их налогом с продаж, безусловно, отстали от цивилизованного мира. Отказываться от НДС только потому, что существуют злоупотребления, означает перекладывать риски, которые должно нести государство (во всех странах, где введен НДС, существуют незаконные схемы возмещения), на налогоплательщиков.

Таким образом, при введении налога с продаж придется компенсировать выпадающие доходы другими налогами, то есть возникнет необходимость пересмотра всей действующей системы налогообложения, что на современном этапе нецелесообразно. Необходимо идти по пути совершенствования действующей системы налогов.

Таким образом, вопрос о том, по какому пути пойдет реформа администрирования НДС, до сих пор остается открытым.

3.2 Изменения в декларации по НДС в 2010 г.

Новая декларация по НДС приведена к унифицированному (машиноориентированному) варианту с разбиением данных на отдельные ячейки. При представлении декларации, подготовленной с использованием программного обеспечения, печать должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16−18 пунктов. В программах Бухсофт настройки печати уже сделаны, Вам требуется только распечатать новую декларацию по НДС.

В большей или меньшей степени изменения коснулись всех разделов декларации по НДС. Сама декларация стала меньше — если раньше в полном объеме она формировалась на 12 листах, то теперь осталось 10 листов. Сокращение произошло за счет:

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой