Основы конституционного строя как институт конституционного права
Идея замены понятия «общественный строй» понятием «конституционный строй» был с воодушевлением воспринята созданной по I Съезда народных депутатов РСФСР Конституционной комиссией, ответственным секретарем которой являлся О. Г. Румянцев О.Г. Румянцев — один из наиболее авторитетных в нашей стране конституционалистов. По его мнению, конституционный строй существует далеко не в каждом государстве… Читать ещё >
Основы конституционного строя как институт конституционного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение 3
- 1. Основы конституционного строя как институт конституционного права 5
- 2. Субъекты РФ, их виды и конституционно-правовой статус 11
- 3. Конституционно-правовые основы судебной власти в РФ 19
- Список литературы 24
- Введение
Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и утверждающих в этих целях определенную систему государственной власти, в то же время это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Нахождение баланса власти и свободы человека и его прав составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.
Так как конституционное право регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, то оно неизбежно приобретает ведущий характер в системе всего права. Собственно с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Столь огромное значение конституции в жизни всякого государственно-организованного общества обусловливает необходимость ее изучения как самостоятельного объекта научного познания. Всем гражданам Российской Федерации необходимо иметь четкие представления о наиболее эффективных формах и методах применения норм конституционного права в деятельности государственных органов и общественных объединений, повседневной жизни, а будущим юристам-профессионалам, необходимы фундаментальные знания базовых положений конституционного законодательства РФ в процессе исполнения ими функций по должностному предназначению.
Изучение конституционного права не вызывает сомнения, тем более что демократическая Россия, принявшая свою Конституцию в 1993 году, в данный момент все еще переживает переходный период, и конституционное право находится в фазе становления, закрепления, и осмысления первых результатов непосредственного действия Конституции РФ, ее роли в установлении надлежащего режима законности и правопорядка во всех сферах государственной и общественной жизни страны. Стоит отметить, что роль этой отрасли права постоянно возрастает потому, что в российском обществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической культуры и политической этики, недостаточно развиты многие социальные институты и т. п., поэтому конституционное право, будучи само объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира и согласия, сдерживает борьбу за власть различных политических, в том числе и экстремистских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил поведения.
Целью данной работы является исследование конституционного строя Российской Федерации, закрепленного в нормах Конституции РФ. Так как, понятие конституционного строя весьма обширно, то для достижения указанной цели, в работе будет сосредоточено внимание на следующих вопросах: понятие конституционного строя, его основ, соотношение конституционного строя с общественным строем; раскрыто содержание системы принципов, регламентирующих конституционный строй в РФ; далее, будут рассмотрены субъекты РФ, их виды и конституционно-правовой статус; исследованы конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации.
1. Основы конституционного строя как институт конституционного права
В современной науке государственного (конституцион-ного) права все чаще используется понятие «конституци-онный строй». Оно фиксирует строго определенную, ос-новополагающую часть социальных отношений, закреп-ляющих организационное и функциональное единство общества и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституцион-ным.
Понятие «конституционный строй», «основы конституционного строя» появились в отечественном конституционном праве сравнительно недавно. Они были востребованы началом глубоких преобразований политической системы российского общества в начале 1990;х годов. Так, 16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял новую редакцию ст. 7 Конституции РСФСР 1978 г., установившую недопущение создания и деятельности партий, организаций и движений, ставящих своей целью насильственное изменение «советского конституционного строя».
Ранее в науке и законодательстве широко использовалось понятие «общественный строй», содержанием которого охватывались определенная система, отражение в Основном законе тенденций функционирования и развития общественно-экономической формации. Понятно, что оно прямо и опосредовано связывалось с партийно-государственными установками о принадлежности государству основных средств производства, наличием либо отсутствием эксплуатации человека человеком, классовой структурой общества и пр. В связи с этим в научном обороте использовались во многом идеологически окрашенные термины — «социалистический строй», «капиталистический строй» и т. п. В настоящее время под общественным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех ее сторон и обусловленную определенным уровнем производственных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений Это система, наделенная характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.
Идея замены понятия «общественный строй» понятием «конституционный строй» был с воодушевлением воспринята созданной по I Съезда народных депутатов РСФСР Конституционной комиссией, ответственным секретарем которой являлся О. Г. Румянцев О.Г. Румянцев — один из наиболее авторитетных в нашей стране конституционалистов. По его мнению, конституционный строй существует далеко не в каждом государстве, имеющем конституцию. Это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям, основанная на совокупности основополагающих регуляторов, которые «содействуют закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством». Усанов В. Е., Хмелевский С. В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник /Под общей ред. д.н.ф. Хмелевской С. А., к.ф.н. Хмелевского С. В. — М: ПЕР СХ, 2003 С. 66 Существуют и иные определения понятия «конституционный строй». Так, М. В. Баглай считает, что конституционный строй есть порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М — НОРМА, 1997 С. 98 Аналогичной точки зрения придерживается О. Е. Кутафин: конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как явление конституционное См: Основы государства и права под ред. акад. Кутафина А. В. — М.: Юрист, 1997. С. 54.Н. А. Богданова полагает возможным определить конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами См. Богданова Н. А. О значении конституционного права для юридического образования и практической деятельности юристов //Вестник Моск. ун-та. Серия 11, право — 1995.№ 1.
Обобщая мнения большинства современных отечественных государствоведов, следует отметить, что главное свойство конституционного строя — обеспечивать подчинение государства праву и конституции как верховному его источнику.
Между понятиями общественного и конституционного строя можно провести различия. Следует согласиться с О. Е. Кутафиным, что общественный строй является не государственно-правовой категорий, а скорее — социально-политическим понятием, охватывающим всю суммы социальных отношений в обществе. Далее, как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество является преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах строя конституционного.
Но далеко не всякое государство, даже имеющее самый совершенный писанный Основной закон, обладает конституционным строем. В понятие конституционный строй включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное — государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется. Таким образом, недостаточно просто закрепить существование конституционного строя на бумаге. Важно, чтобы конституции были подчинены абсолютно все субъекты, прежде всего само государство. Причем конституционный строй — это не столько упорядоченность, сколько целостная, скрепленная нормами права система общественных отношений, включая ее экономический, политический, социальный и духовный компоненты.
Понятно, что столь масштабную систему отношений объективно невозможно закрепить каким-то одним нормативно-правовым актом. Эта совокупность общественных отношений существует объективно, а задача конституции — закрепить лишь основополагающие устои государства, принципы его отношений с личностью и гражданским обществом. В Конституции РФ указанные принципы, устои именуются основами конституционного строя. Одновременно основы конституционного строя выступают как генеральный институт конституционного права России.
Таким образом, конституционный строй есть совокупность (система) социальных отношений, а его основы — система принципов, их регламентирующих.
Необходимо отметить, что впервые упоминание о «незыблемых основах конституционного строя России» появилось в Конституции «Основном законе) Российской Федерации — России в редакции от 21 апреля 1992 г. Тогда к ним были отнесены: народовластие; федерализм; республиканская форма правления; разделение властей.
Теперь основы-принципы составляют содержание гл. 1. Конституции РФ «Основы конституционного строя». Основы конституционного строя закрепляют форму РФ как государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственные пределы действия суверенитета РФ (ст. 4). Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в РФ (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности См: «Комментарий к Конституции Российской Федерации» (под ред. Л.А. Окунькова)//М. Издательство БЕК, 1996. Закрепление их в первой главе Конституции России — не случайно, тем самым подчеркивается их особое значение в национальной правовой системе РФ — они как бы обобщают, сводят воедино в концентрированном виде положения Основного закона нашего государства. Поэтому основы конституционного строя имеют особую юридическую силу. Им не могут противоречить никакие другие положения Конституции, которая само по себе, как известно, имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, принятым в РФ. Но если высший закон стоит на первом месте с системе права, то основы строя закономерно служат своего рода «конституцией для Конституции». Конституция содержит общие правила, на базе которых должны регулироваться более подвижные явления; основы же включают в себя наиболее устойчивые принципы, на которых построено регулирование общего характера. Конституция — это норма измерения законов, а основы конституционного строя можно представить как норму, которой следует мерить сам текст Основного закона.
Стоит отметить, что содержание основ конституционного строя раскрывается в науке по-разному. Нередко соответствующие нормы-принципы подразделяются на группы в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений. Так, по мнению С. А. Авакьяна, основами конституционного строя России являются: народовластие; существование Российского государства, как организации всего народа, признание России демократическим, федеративным, правовым, социальным, светским государством с республиканской формой правления; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. См: Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М.2000, С. 81.
В числе основополагающих признаков РФ, закрепленных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 1), на первом месте указан демократический характер Российского государства. содержание этого признака раскрывается ч. 1.ст. 3: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Таким образом, понятие демократия неразрывно связано с идеей народного суверенитета. Народный суверенитет — это неограниченное всевластие народа, определяемое общей волей граждан государства, которое реализуется во всех сферах общественной жизни в определенных Конституцией и законами РФ формах. Суверенитет обладает рядом важнейших свойств: единством, верховенством, полнотой и неограниченностью, неотчуждаемостью.
Далее, — в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2 К РФ) выражен гуманистический потенциал конституционного строя. гуманизм провозглашается: а) важнейшим атрибутивным признаком общества, его экономической, политической, правовой систем, идеологии; б) основополагающим принципом деятельности органов государства и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций; в) базовой идеей и ценностью, определяющей поведение каждой конкретной личности и ее взаимоотношения с обществом и государством. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Это положение находится в самом начале текста Основного закона страны. Тем самым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека провозглашается важнейшей, основополагающей конституционной обязанностью и ее исполнение возлагается на государство.
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированы в ст. 5 Конституции: 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. 2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию правовым государством, т. е. государством, во всей своей деятельности подчиняющимся праву, считающим главной своей целью и ценностью обеспечение прав и свобод человека. Понятие правового государство многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государство. И в то же время можно выделить его основные признаки: а) высший приоритет прав и свобод человека и гражданина; б) независимость суда; верховенство конституции; приоритет международного права.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, т. е. государством которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Конституционный принцип социального государства требует от властей проведения политики, сглаживающей наиболее острые противоречия между частным и публичным интересом, не допускающей противозаконных действий со стороны естественных монополий и иных субъектов хозяйственной деятельности, охраняющей права прежде всего социально незащищенных слоев населения России. Социально-ориентированная экономическая система государства должна отражать закрепленные в Конституции РФ (ст.8) либеральные ценности: поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. В то же время неукоснительному соблюдению подлежат требования ст. 7 Конституции РФ: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно Конституции РФ (ст. 14) Российская Федерация является светским государством, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Подробнее конституционные нормы о светском характере РФ раскрываются в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях».
В целом можно сказать, что данные принципы выступают как свод юридических норм и политико-правовой каркас, организационно, функционально и социально скрепляющий общество и государство.
2. Субъекты РФ, их виды и конституционно-правовой статус
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация является федеративным государством. Федеративное устройство России имеет главным своим назначением установление оптимального соотношения между государственным целым и его частями, позволяющего преодолевать негативные последствия как излишней централизации, так и сепаратизма, раздробленности, а также приближать власть и управление к интересам всех групп населения и всех граждан. Именно федерализм дает выход стремлению территориальных общностей к самостоятельности и свободному развитию.
Российская Федерация состоит из республик (21), краев, областей, городов федерального значения (Москва Москва — город федерального значения, субъект Российской Федерации. Ее статус в этом качестве определен Уставом — Основным Законом города Москвы, принятым Московской городской Думой 28 июня 1995 г. Москва является Столицей Российской Федерации Статус столицы устанавливается федеральным законом Российской Федерации о статусе столицы Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 18 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2863., Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Эти субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, являются равноправными. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, а также другими правовыми актами. Статус республики, входящей в Федерацию, определяется Конституцией РФ и конституцией республики, а статус входящих в Федерацию края, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом стоит отметить, что и уставы, и конституции субъектов имеют одно и то же назначение. Роль устава аналогична роли конституции в республике — и тот и другой регулируют сходные виды правоотношений. При этом оба документа подлежат одинаковой государственно-правовой защите, исходя из равноправия субъектов в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти края, области, города федерального значения и т. д., принимаемыми законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Ряд прав субъектов РФ вытекает из Декларации о государственном суверенитете РСФСР, Федерального Договора о разграничении предметов ведения и полномочий (1992 г.), договоров РФ с отдельными субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.
Субъект РФ не может в одностороннем порядке изменить свой статус. Но Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 закрепляет возможность изменения статуса субъекта РФ по взаимному согласию РФ и ее субъекта. Конституции республик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системы РФ, не могут противоречить ее Конституции, которой отведено главенствующее место в определении статуса субъектов. Вместе с тем в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числе которых специфические особенности их территории и проживающего на них населения, в том числе особенности его национального состава.
Преобразование конституционно — правового статуса субъекта, например области в республику или, наоборот, в принципе может привести и к его переименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации, видимо, возможно и в рамках одного наименования субъекта, например при выходе автономного округа из состава края или области. Регулирование изменения статуса субъекта РФ должно осуществляться на основе федерального конституционного закона.
Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Например, особая экономическая зона в Калининградской области установлена Федеральным законом от 22 января 1996. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций.
Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71,72, 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе — всех субъектов Федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании, а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ее и субъектов Федерации ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Конституция РФ не перечисляет полномочия субъектов Федерации. Она лишь определяет предметы ведения РФ и дает Федерации право определять свои полномочия по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, оставляя за субъектами право реализовать свои полномочия в сфере совместного ведения. Это позволяет с необходимой для практической деятельности всех государственных органов — федеральных и субъектов Федерации — точностью определять пределы полномочий субъектов РФ, что, конечно, не исключает возможности возникновения споров по вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов. В принципе, эти споры должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено в ст. 85 Конституции.
Конституция РФ предоставляет субъектам Федерацию важную гарантию: поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответствовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по вопросам исключительного ведения субъектов Федерации приоритет отдается их законам и нормативным актам. Следовательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу исключительного ведения субъектов РФ.
Субъекты Федерации имеют свою правовую систему в правовую систему субъектов РФ входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах), законы, подзаконные акты., которая как бы образует собственное конституционное право, однако которое не разрывает единого поля конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации. Проверку соответствия конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ осуществляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и исполнительной власти вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Право на такой запрос имеют также Президент России, Совет Федерации, Госдума и ряд других органов. Конституционный суд РФ, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.
По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ — нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей, правового социального государства и др.). Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия. Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи Однако их международная правосубъективность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д. Российская Федерация координирует международную деятельность субъектов Федерации.
Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть только два конституционных требования, которые они при этом обязаны соблюдать: 1) чтобы эта система соответствовала основами конституционного строя РФ (что в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей; законодательной, исполнительной и судебной); 2) система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.
Республики — субъекты РФ — это государства в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Поэтому власть в этих государствах не является полностью суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленный федеральной конституцией. Они не вправе нарушать государственную целостность России, не имеют права выхода из состава Федерации. Республики образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. К ним относятся: Конституция республики, республиканское законодательство; система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом; территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация.
Республики самостоятельны в определении государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком РФ, т. е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения, законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане. Практически все республики признают и гарантируют права всех на наций на пользование своим языком и на его развитие. Они самостоятельно утверждают свою государственную символику — герб, флаг, гимн, определяют столицу. Республика вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.
Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, хотя подчас не учитывают, что гражданство в РФ относится к ведению Федерации. Так, в силу того, что это гражданство одновременно означает и гражданство РФ, правом принятия в гражданство обладает только РФ.
Как мы уже отмечали, в соответствии с Конституцией РФ все республики равноправны. Однако де-факто статус некоторых из них существенно расходится с конституционными положениями. Например, по Договору РФ и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г., целый ряд исключительных конституционных полномочий России отнесен к совместному ведению РФ и Татарстана, а многие вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов — к самостоятельным полномочиям Татарстана.
Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных — по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.
Стоит отметить, что на протяжении многих десятилетий края, области, города Москва и Санкт-Петербург не признавались субъектами Российского федеративного государства. Эволюция их конституционно-правового статуса, прошла три этапа:
1. преобразование из административно-территориальной единицы в территориальное образование с правами автономии (вторая половина 1980;х годов до подписания 31 марта 1992 г. Федеративного Договора);
2. приобретение краем, областью правового статуса государственно-территориального образования с правами субъекта РФ (период до принятия Конституции РФ 1993 г.);
3. современный этап конституционного развития, когда края, области, города федерального значения являются полноправными субъектами Федерации.
Края, области, города федерального значения не имеют выраженной национальной специфики. Это отличает их от республик в составе РФ Усанов В. Е., Хмелевский С. В. Указ соч. С. 189.
Название «край» — дань истории России. В нашей стране края (кроме Приморского) возникли в качестве административно-территориальных единиц, в состав которых первоначально входила какая-либо автономная область. В настоящее время все они являются самостоятельными субъектами Федерации и де-факто ничем не отличаются от областей.
Города Москва и Санкт-Петербург — крупнейшие экономические, финансовые и культурные центры страны, обладающие теми же полномочиями, что и края, области. Одновременно Москва является столицей России. Будучи полноправным субъектом РФ, Москва представляет собой и муниципальное образование. Ее органы публичной власти (мэр, городская дума) параллельно выполняют функции органов местного самоуправления.
Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие следующих элементов: устава; своего законодательства; территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ; системы органов публичной власти: однопалатные (за исключением Свердловской области) законодательные (представительные) органы (дума, законодательное собрание и пр.) и главы администраций (губернатор, мэр и т. п.), возглавляющие исполнительную власть. Здесь также образуются уставный суд и мировые судьи. Как и республики в составе РФ, края, области, города федерального значения обладают собственностью, устанавливают свою символику (обычно герб и флаг) и столицу.
В настоящее время в составе РФ находится 1 автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов. Еврейская автономная область оказалась единственной автономией такого типа, которая в 1991 году не была преобразована в республику. Вместе с тем она уже не входит в состав Хабаровского края и ее конституционный статус абсолютно идентичен статусу краев и областей. Аналогичное правовое положение имеет Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 года входит в РФ непосредственно и не является частью Магаданской области. Данный закон рассматривался Конституционным Судом РФ и был признан соответствующим Российской Конституции.
Остальные девять автономных округов входят в состав края либо области, и это, как указал в своем постановлении Постановление Конституционного Суда РФ № 12-П от 14.07.97 '' О толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области. // Российская газета № 139 (1749), 22.07.97 от 14 июня 1997 г. № 12-П Конституционный суд России: … означает такое конституционно — правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ — края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами РФ: «вхождение» предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов РФ обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области. Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно — правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса — территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т. п. «Вхождение» не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта РФ, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией РФ. Равноправие и самостоятельность автономного округа в отношении своей территории и объема полномочий обеспечиваются, наряду с другими конституционными гарантиями, тем, что для изменения его статуса в соответствии со статьей 66 (часть 5) Конституции РФ не требуется согласия или предварительного разрешения края, области.
Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов РФ и договором между их органами государственной власти. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ край, область, автономный округ как самостоятельные и равноправные субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона края, области или автономного округа.
3. Конституционно-правовые основы судебной власти в РФ
Суд, как публичное учреждение, призванное решать уголовные и гражданские дела, существовал во все времена государственного бытия человеческого общества и с полным основанием может считаться непременным атрибутом государства. Но лишь в ходе буржуазно-демократических революций, ознаменовавших начало перехода человечества к таким цивилизованным вершинам как гражданское общество и правовое государство, была выдвинута идея судебной власти, способной стать гарантом естественных прав и свобод личности, преградой своеволию законодателя и исполнительской администрации.
Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствовало о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости. Великие демократические принципы разделения властей и верховенство закона, идея независимой и сильной судебной власти, не только подтверждены всем последующим опытом человечества, но и приобрели особую актуальность, в частности, для российского общества и государства в условиях их реформирования и перехода от тоталитаризма к устоям демократии.
Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение всех субъектов общественной жизни, судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.
В Конституции РФ глава 7 посвящена именно «судебной власти». Судебная властьэто по смыслу статей 10 и 11 Конституции РФ разновидность государственной власти, которую осуществляют суды РФ. Только суд вправе осуществлять правосудие (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Присвоение полномочий суда является наиболее опасной формой посягательства на правопорядок, конституционной строй общества. Следовательно, в конституционном смысле понятия «судебная власть» и правосудие" - тождественны, что подтверждается сопоставлением ч. 1 и ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, в первой из которых говорится об осуществлении правосудия в РФ только судом, а во втором — об осуществлении судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Именно в правосудии проявляет себя судебная власть. Главной же функцией суда как самостоятельного и независимого органа государственной власти является правосудие. Правосудие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства, исключительно лишь специальными органами государственной власти — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных и прочих дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие в РФ строится на конституционных принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства.
Пределы осуществления судебной власти определяются судебной системой РФ, устанавливаемой Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) особо оговаривает, что создание чрезвычайных судов не допускается. чрезвычайный суд — это орган уже по своему назначению ориентированный на осуществление политики репрессий, подавления, запугивания, произвола. Он не предназначен и не способен быть органом подлинного правосудия.
Будучи полноценной ветвью государственной власти, судебная власть обладаем всеми ее основными признаками. Решения, принимаемые в рамках своей компетенции судебными органами, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Наряду с этим судебной власти присущ ряд специфических признаков, отличающих ее от иных властей.
Исходя и конституционного принципа разделения властей в государственном устройстве РФ, суды, как органы публичной власти — самостоятельны и независимы в отправлении правосудия В соответствии с Конституцией РФ (ст. 124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Этим преследуется цель оградить суды от местных влияний, создать условия для их полной самостоятельности и независимости, поставить суды в равные материально-технические условия обеспечения осуществления правосудия. Важнейшим критерием самостоятельности и независимости судебной власти выступает независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120). Законодательством РФ предусмотрены следующие основные правовые гарантии независимости судей;
Ь предусмотренная законом процедура осуществления правосудия исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, и пр.);
Ь преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
Ь освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
Ь несменяемость судьи (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ), т. е. стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия судьи, полученного по его доброй воле;
Ь прекращение или приостановление полномочий судьи не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом (ч. 2. ст. 121 К РФ); Порядок и основания прекращения или приостановления полномочий судьи устанавливаются Законом РФ от 26.06.1992 № 3132−1 (в ред. от 20.06.2000) «О статусе судей в Российской Федерации» // «Российская газета», N 170, 29.07.1992
Ь право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
Ь неприкосновенность судьи, который не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч. 2. ст. 122)
Ь ограждение личности судьи от всяких посягательств, а также неприкосновенность его жилища и служебного помещения, используемого им транспорта и средств связи, его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов;
Ь непривлечение судьи к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Судья не подлежит административной ответственности и к нему не может быть применена ни одна из мер административного взыскания.
Ь предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу.
Независимость судьи сводится, в конце концов, к свободе судебного усмотрения, защищенности от какого-либо и чьего-либо воздействия и влияния при принятии решения им и вынесении приговора. Признается единственный вид зависимости, причем зависимости, обязательной для судьи — подчинение его закону (прежде всего Конституции РФ).
К числу существенных особенностей судебной власти относятся:
во-первых, как уже отмечалось, эта власть может осуществляться исключительно судами и в этом смысле обособление судебной власти от других «ветвей» государственной власти производится путем монопольного сосредоточения ее в рамках системы судебных органов, что принципиально исключает возможность какого-либо перераспределения властных полномочий с другими органами государства.
Во-вторых, правосудие как власть суда — это непосредственное соединение власти и права, соединение, которое обусловливает два начала; власть в строгих рамках права, за пределами которых произвол; право, реализующее себя во власти. В соединении двух указанных начал находит свое воплощение правосудие. «За правом должно находиться правосудие, которое меньше всего — сила аппарата, а больше всего — сила истины, правды, справедливости, мудрости», — справедливо отмечает С. С. Алексеев. См: Алексеев С. С. Проблемы теории права: в 2 Т. Т1. — Свердловск, 1972. С. 74.
В-третьих, осуществление правосудия возможно лишь при неукоснительном соблюдении установленных законом процессуальных норм — судопроизводства, соответственно, конституционного, гражданского, административного и уголовного. Судопроизводство — это правовая технология формирования судебной власти, если рассматривать правосудие как процесс нахождения истины и достижения справедливости объективным и независимым судом при строгом соблюдении законных прав и интересов участвующих в суде лиц.
В-четвертых, применение судебной власти жестко предопределено необходимостью юридического конфликта или спора. Без такого конфликта и спора пусть даже в потенции, не может осуществляться правосудие, судебная власть.
В-пятых, равноправие сторон в судебном процессе, состязательность и реальная возможность сторон доказывать суду истину в конфликте или споре, справедливость своей позиции, предоставлять в соответствии с установленными процессуальными правилами доказательства, обеспечение гарантированного законом права на защиту — все это направлено на формирование таких имманентно присущих судебной власти — правосудию качественных характеристик, как объективность и справедливость. Лишенная объективности и справедливости власть суда, не будучи правосудной, превращает этот орган государства в орудие репрессий.
В-шестых, судебная власть — власть системная, и в этом одна из ее основных качественных особенностей, отличающих судебную власть от других «ветвей» государственной власти. Каждый из судов, составляющих отдельные звенья общей судебной системы, самостоятелен и независим в осуществлении правосудия от кого бы то ни было, исключая закон, в том числе и от других судов, в том числе вышестоящих. Но результат осуществления этой власти — решение или приговор суда — может быть отменен или изменен судом вышестоящим (кассационная и надзорная инстанции).
В-седьмых, в отправлении правосудия, чего нет ни в одной из других «ветвей» государственной власти, имеют право принимать участие непосредственно граждане РФ. Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Таким образом, судебная власть включена в систему народовластия, и обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав коллективов и народа в целом. Демократические основы организации и деятельности самой судебной власти (участие судей из народа — присяжных, народных и арбитражных заседателей, гласность, независимость судей, состязательность и равноправие сторон) позволяют рассматривать ее в качестве особого канала реализации воли народа.
1. Конституция Российской Федерации // «Российская газета» от 25 декабря 1993 года
2. Постановление Конституционного Суда РФ № 12-П от 14.07.97 '' О толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области. // Российская газета № 139 (1749), 22.07.97
3. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М.2000
4. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 1996
5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М — НОРМА, 1997
6. Богданова Н. А. О значении конституционного права для юридического образования и практической деятельности юристов //Вестник Моск. ун-та. Серия 11, право — 1995.№ 1.
7. Конституция Российской Федерации. Комментарий /Под общей редакцией Б. Н. Топорина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. — М.: Юрид. лит., 1994
8. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (под ред. Л.А. Окунькова) //М. Издательство БЕК, 1996
9. Основы государства и права под ред. акад. Кутафина А. В. — М.: Юрист, 1997
10. Усанов В. Е., Хмелевский С. В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник /Под общей ред. д.н.ф. Хмелевской С. А., к.ф.н. Хмелевского С. В. — М: ПЕР СХ, 2003