Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности производства судебно-бухгалтерской экспертизы по ст. 145. 1 УК РФ

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или… Читать ещё >

Особенности производства судебно-бухгалтерской экспертизы по ст. 145. 1 УК РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Глава 1. Нормативно-правовое регулирование судебно-бухгалтерской экспертизы

1.1 Правовые основы назначение и проведения экспертизы

1.2 Уголовно правовая характеристика ст. 145.1 УК РФ Глава 2. Объекты исследования в судебно-бухгалтерской экспертизе

2.1 Учетные документы как объекты судебно-бухгалтерской экспертизы

2.2 Методические приемы и объекты экспертного исследования операций по труду и заработной плате Глава 3. Особенности производства судебно-бухгалтерской экспертизы по ст. 145.1 УК РФ (по возбужденному уголовному делу № 105 504)

Заключение

Список литературы

  • ВВЕДЕНИЕ

судебный бухгалтерский экспертиза правовой

Борьба с правонарушениями в сфере экономики является одной из важных проблем, нуждающихся в специальном исследовании. На нынешнем этапе актуальность ее с каждым днем значительно возрастает, поэтому возникает острая необходимость использования новых подходов в деятельности судебно-экспертных служб, определения приоритетных направлений их развития. Правонарушения в сфере экономики, как правило, совершаются путем использования различных хозяйственных операций, исследование которых требует применения комплекса знаний из различных экономических наук. Сталкиваясь с необходимостью исследовать какие-либо хозяйственные операции или экономические показатели, следователь и суд зачастую прибегают к помощи экспертов-бухгалтеров, которые, являясь универсальными специалистами, могут ответить на вопросы, применяя комплекс различных видов экономических знаний. В этих условиях одним из направлений в деятельности экспертных служб становится не только выявление, но и прогноз криминально значимых экономических ситуаций, сопутствующих осуществляемым реформам хозяйствования.

Чаще всего судебно-бухгалтерская экспертиза назначается при расследование уголовных дел, входе которых следователь (лицо ведущее дознание) обязан, раскрыть преступление и на основании собранных по делу доказательств установить лиц, виновных в его совершении, определить сумму причиненного ими ущерба предприятиям, кооперативам, общественным организациям или отдельным гражданам, предпринимателям. Надобность в судебно-бухгалтерской экспертизе возникает в связи с необходимостью специальных познаний в отрасли бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, всестороннего и объективного исследования фактических обстоятельств дела.

Целью работы является изучение методологических приемов и проведения судебно-бухгалтерской экспертизы по возбужденному уголовному делу по ст. 145.1 УК РФ, а так же выявление основных видов нарушений и приемов их обнаружения методами судебно-бухгалтерской экспертизы.

Для достижения названной цели перед нами поставлены следующие задачи:

— исследовать правовые основы назначение и проведения экспертизы;

— дать уголовно-правовую характеристику ст. 145.1 УК РФ;

— раскрыть учетные документы как объекты судебно-бухгалтерской экспертизы;

— изучить объекты и методические приемы экспертного исследования операций по труду и заработной платы;

— рассмотреть особенности производства судебно-бухгалтерской экспертизы по ст. 145.1 УК РФ (по возбужденному уголовному делу № 105 504).

Предмет исследование данной работы — судебно-бухгалтерская экспертиза, как исследование, проводимое ведущим лицом (экспертом) для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, опытных, профессиональных) познаний.

Основными объектами исследования является — вопросы назначения судебно-бухгалтерской экспертизы, методика и цели судебно-бухгалтерской экспертизы.

Правовую основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ"№ 73-ФЗ от 31 мая 2001 г., Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации, Приказ Министерства Российской Федерации от 29.06.2005 г. № 511 «Инструкция об организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ с изменениями и дополнениями от 28.09.2010 г., и иные федеральные законы, а так же нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Теоретическую базу составляют труды ученых и специалистов, а также современные научные разработки в области исследования судебно-бухгалтерской экспертизы Россинской Е. Р., Белкина Р. С., Божьевой В. П., Толкаченко А. А., Нелезина Е. П., Белова А. А., Белова А. Н., Тарасова П. И., Звягин С. А., Карлов В. Я., и других.

Настоящая работа состоит из введения, основная часть, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Во введении рассматривается актуальность темы, цели, задачи.

Основная часть состоит из трех глав. Первая глава освещает правовые и теоретические основы проведения судебно бухгалтерской экспертизы, а также рассмотрение правовой характеристики ст. 145.1 УК РФ. Вторая глава — предлагает рассмотрение методологических приемов судебно-бухгалтерской экспертизы по труду и заработной платы и раскрытие учетных документов как объекты судебно-бухгалтерской экспертизы. Третьязнакомит с нарушением законодательства и приемов их обнаружения.

ГЛАВА 1. НОРМОТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

1.1 Правовые основы назначение и проведения экспертизы

Важным условием правильной постановки предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовным делам является привлечение специалистов различных областей науки и техники для проведения различных видов экспертиз (судебно-бухгалтерской, почерковедческой, технической экспертизы документов и др.). Юридическая основа экспертизы, в какой бы области она ни проводилась, едина. Общие положения о судебной экспертизе, закрепленные в Федеральном законе от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», распространяются на все виды судебных экспертиз, включая и судебно-бухгалтерскую. Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и подготовки заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется, во-первых, в том, что для ее проведения требуются специальные познания в области бухгалтерского учета и смежных дисциплин (экономический анализ хозяйственной деятельности, налогообложение, финансы, аудит и др.), и, во-вторых, в том, что объектом расследования и судебного разбирательства являются хозяйственные операции, получившие отражение в документах или в учетных регистрах.

Правовой основой для проведения судебно-бухгалтерской экспертизы являются Конституция Российской Федерации [1], Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [4], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральном законе от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [7], Приказ Министерства Российской Федерации от 29.06.2005 г. № 511 «Инструкция об организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации» и другие федеральные законы [8], а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Судебно-бухгалтерская экспертиза не относится к числу обязательных экспертиз, а назначается в случаях необходимости. По каждому конкретному делу лицо, производящее дознание, следователь и суд должны разрешать этот вопрос исходя из конкретных обстоятельств. Отметим, что трудно предугадать все случаи, когда должна быть произведена судебно-бухгалтерская экспертиза, так как нельзя предусмотреть специфику отдельных злоупотреблений и особенности уголовных дел. Однако в некоторых случаях, оговоренных законом, экспертиза должна назначаться обязательно (например, при несоответствии результатов ревизии с материалами следствия, если разногласия не могут быть устранены в ходе проведения повторной ревизии или если обвиняемый оспаривает результаты ревизии, заявляя, что ревизор не принял к зачету документы, предъявляемые ему обвиняемым).

С помощью судебно-бухгалтерской экспертизы можно: проверить правильность результатов проведения документальных ревизий, аудиторских проверок, документального оформления операций по приему, сохранности, реализации товарно-материальных ценностей и денежных средств; выявить наличие фактических данных, связанных с недостачей либо излишками товарно-материальных ценностей и суммой материального ущерба; определить соответствие отражения в бухгалтерских документах хозяйственных операций требованиям бухгалтерского учета и отчетности и действующим нормативным актам; установить документальную обоснованность оприходования, отпуска и списания материалов, готовой продукции, товаров, размеров и стоимости неучтенной продукции, определенных с учетом заключений технологов, товароведов и других специалистов; констатировать документальную обоснованность размеров сумм по искам, разрешаемым в порядке гражданского судопроизводства; конкретизировать круг лиц, за которыми, по документальным данным, в период образования недостачи либо излишков числились товарно-материальные ценности или денежные средства, а также лиц, обязанных обеспечивать выполнение требований бухгалтерского учета и контроля, несоблюдение которых установлено в ходе производства экспертизы; выявить нарушения в организации ведения бухгалтерского учета и контроля, которые способствовали образованию материального ущерба или препятствовали его своевременному выявлению; установить условия, способствовавшие совершению злоупотреблений, и разработать предложения, направленные на борьбу с ними.

На практике вопрос о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы возникает в том случае, когда в ходе предварительного расследования возникает необходимость в специальных познаниях в бухгалтерском учете, налогообложении, экономическом анализе, финансах. Судебно-бухгалтерская экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения суда или постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора.

Судебно-бухгалтерская экспертиза, как правило, назначается при совершении или при угрозе совершения экономических преступлений. В Уголовном кодексе РФ приведен перечень преступлений в сфере экономики. Данные преступления описаны в разделе VIII УК РФ (гл.21−23). 16]

— Преступления против собственности (глава 21 УК РФ):

Мошенничество. Мошенничество, т. е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Присвоение или растрата. Присвоение или растрата, т. е. хищение чужого имущества, вверенного виновному.

Хищение предметов, имеющих особую ценность. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения.

Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения.

— Преступления в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ):

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лииа либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Незаконное предпринимательство. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере.

Незаконная банковская деятельность. Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Лжепредпринимательство. Лжепредпринимательство, т. е. создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Незаконное получение кредита. Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб.

Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба. Незаконное использование товарного знака. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг. Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.

Контрабанда. Контрабанда, т. е. перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней. Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере. Неправомерные действия при банкротстве. Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб.

Преднамеренное банкротство. Преднамеренное банкротство, т. е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб.

Фиктивное банкротство. Фиктивное банкротство, т. е. заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Неисполнение обязанностей налогового агента. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере.

— Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ):

Злоупотребление полномочиями. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. 16]

Говоря о современном состоянии судебно-бухгалтерской экспертизы, следует отметить, что ее ждут существенные изменения, прежде всего связанные с ориентацией отечественного учета и контроля на международные стандарты. В настоящее время в России уже действует 23 Положения по бухгалтерскому учету, основное содержание которых очень близко к содержанию международных стандартов, в отличие от той системы учета, которая господствовала в течение длительного периода. Ее особенности сводились к строгому следованию заранее принятым предписаниям и инструкциям, подчинению методологии учета требованиям и интересам государственных, и прежде всего налоговых, органов. «Новый подход связан не только с требованиями рыночной экономики, как это ошибочно многие полагают. В основном он связан с подчинением учета не европейской системе кодифицированного права, а англо-американской системе прецедентного права. В результате резко меняется роль администрации и особенно ее представителя — главного бухгалтера. У него значительно расширяются возможности принятия решений, которые теперь невозможно вычитывать из четких параграфов нормативных документов. Эти решения главный бухгалтер должен находить самостоятельно, опираясь на довольно расплывчатые принципы и достаточно широкие рекомендации. Нормативные документы в этом случае можно сравнить с медицинским справочником, в котором перечислены болезни и множество способов излечения. Но, установив диагноз и прочитав эту книгу, врач должен сам выбрать схему лечения, приноровив ее в каждом конкретном случае к отдельно взятому больному. Если лечащий врач не справляется с болезнью, то он или сам больной приглашает врача-консультанта. Если происходит нечто из ряда вон выходящее, то назначают судебно-медицинскую экспертизу». На мой взгляд, точно так же должны поступать правоохранительные органы и эксперт-бухгалтер, который, как и врач, обязан исследовать поставленные перед ним вопросы и искать на них ответы «не в пыли затерянных хартий», а исходя из своего профессионального суждения, опыта, уровня специальных познаний и компетенции, используя которые он должен сформулировать объективные юридически и экономически правильные конкретные ответы.

1.2 Уголовно правовая характеристика ст. 145.1 УК РФ

Статья 145.1 (невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат) включена в УК РФ 1996 г. Федеральным законом от 15 марта 1999 г. № 48-ФЗ, а затем Законами от 8 декабря 2003 г. № 162 — ФЗ и от 24 июля 2007 г. № 203 — ФЗ в нее вносились изменения Троекратное всего лишь за восемь лет обращение законодателя к вопросам уголовно-правовой оценки деяния, названного в законе невыплатой заработной платы, по сути, напрямую связано с определенного рода колебаниями в ходе социально-экономического развития страны и все еще существующими изъянами в юридическом выражении состава данного преступления. Объем таких неплатежей постоянно высок, что свидетельствует о наличии как социальных оснований введения в УК РФ ст. 145.1, так и широкой сферы ее применения на практике. Так, по данным Росстата, сумма задолженности по заработной плате на 1 января 2009 г. составляла 2668 млн руб.; на 1 декабря 2010 г. — 5047 млн руб., на 1 января 2010 г. — 3565 млн руб., на 1 января 2011 г. — 4200 млн руб. Между тем, к примеру, по данным Генеральной прокуратуры России, из 109 уголовных дел, расследованных в стране в 2011 г., судебный приговор по ст. 145.1 УК РФ состоялся лишь в отношении 13 работодателей. Получается, что приблизительно только одно из восьми уголовных дел разрешилось обвинительным приговором суда. Такое положение нельзя объяснить единственно недостатками предварительного расследования. В гораздо большей степени оно обусловливается неточным, если не сказать некорректным, в пользу работодателей, определением признаков состава невыплаты заработной платы.

Объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся между гражданами и руководителями организаций, работодателями — физическими лицами по поводу получения первыми вознаграждения за труд, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. В основе таких отношений находятся неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы человека и гражданина: «…на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, на бесплатное образование». С общественными отношениями, выступающими объектом охраны нормой, предусмотренной ст. 145.1 УК РФ, тесно связана и реализация других конституционных прав и свобод. В частности, право «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности» (ч. 1 ст. 34), на охрану здоровья в частной системе здравоохранения (ч. 2 ст. 41), наконец, на охрану достоинства личности (ч. 1 ст. 21). Ведь сейчас, пожалуй, ничто так не умаляет достоинство человека, как отсутствие средств к существованию, а как следствие этого, необходимость для не получающих заработную плату рабочих и служащих или престарелых и больных людей пенсию унижаться, побираться, а нередко и голодать.

С объективной стороны состав преступления, указанный в ч. 1 ст. 145.1 УК РФ, характеризуется бездействием, невыплатой свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат[15]. Вместе с тем невыплаты вознаграждения за произведенные по договору подряда работы, денежных сумм из негосударственных пенсионных фондов, стипендий и пособий от частных лиц или благотворительных организаций и фондов объективную сторону состава невыплаты заработной платы образовать не могут, ибо они не относятся к разряду «установленных законом выплат». В определенных ситуациях такие невыплаты могут повлечь за собой как гражданско-правовую, так и уголовную (правда, по другим нормам УК, допустим, статье о мошенничестве) ответственность виновных в них лиц. 19]

Квалифицирующим состав невыплаты заработной платы признаком («то же деяние, повлекшее тяжкие последствия» — ч. 2 ст. 145.1 УК РФ) являются тяжкие последствия. Конечно, признание последствий тяжкими зависит от многих факторов, но прежде всего от глубины поражения непосредственных объектов охраны, количества потерпевших Уголовная ответственность за невыплату заработной платы предполагает наличие реальной возможности ее выплаты. Поэтому при отсутствии таковой возможности по ст. 145.1 УК РФ по общему правилу ответственность наступить не может. Вместе с тем следует различать несколько ситуаций. Первая из них диктуется так называемыми форс-мажорными обстоятельствами, в силу которых отрицательные финансовые итоги деятельности организации, а значит, и невыплату заработной платы нельзя было предвидеть и предотвратить (например, в результате того же самого экономического кризиса). В этом случае ответственность полностью исключается. Вторая ситуация связана с неумелыми, непрофессиональными, некомпетентными действиями руководителя организации, которые и привели к отсутствию денежных средств для оплаты труда рабочих и служащих. Хотя при таких обстоятельствах ответственность по ст. 145.1 УК РФ исключается, иногда, когда руководитель организации является должностным лицом и фонд оплаты труда формируется за счет производственной деятельности предприятия, возможна его ответственность по ст. 293 УК РФ (халатность). Поскольку же в подавляющем большинстве случаев руководители частных организаций и предприятий не обладают признаками должностного лица, их ответственность по ст. 293 УК РФ невозможна. В главе 23 («Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях») УК РФ нет нормы, предусматривающей ответственность лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях, за недобросовестное или небрежное отношение к выполнению этих функций, повлекшее причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Действительно, нет нужды привлекать к ответственности частного владельца компании или предприятия за неосторожное причинение ущерба своим же интересам. Однако в случаях причинения вреда третьим лицам: гражданам, организациям, обществу и государству — ответственность за халатность (в том числе и повлекшую невыплату заработной платы) необходима. Поэтому в главу 23 УК РФ следует включить норму, аналогичную сформулированной в ст. 293 УК РФ. Третья ситуация, когда невозможность выплаты возникает в результате злоупотребления полномочиями руководителем организации. При осознании последним, что такое злоупотребление приведет к невыплате заработной платы, состав ст. 145.1 УК РФ будет иметь место.

С субъективной стороны невыплата заработной платы характеризуется виной — прямым умыслом и корыстной или иной личной заинтересованностью. Лицо осознает, что свыше двух месяцев не выплачивает заработную плату, пенсию, стипендию, пособие или иную установленную законом выплату, и желает этого[15]. Под другими признаками субъективной стороны состава ч. 1 ст. 145.1 УК РФ следует понимать: корыстную заинтересованность — это стремление лица получить выгоду имущественного характера; иную личную заинтересованность — его стремление «извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п."[21].

Субъективная сторона состава ч. 2 ст. 145.1 УК РФ связана не только с осознанием общественной опасности соответствующего деяния и желанием его совершения, но и с умышленным, а в большей части с неосторожным отношением виновного к наступлению тяжких последствий[15].

Субъект преступления — руководитель организации (юридического лица), причем не имеет значения, какую организационно-правовую форму имеет организация (государственное учреждение или госпредприятие, коммерческая организация)[15]. Руководитель любой из этих структур может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 145.1 УК РФ.

В январе 2011 г., была ужесточена уголовная ответственность за невыплату заработной платы (Федеральный закон от 23.12.2010 № 382-ФЗ; ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»). Так, в частности, была введена уголовная ответственность за частичную невыплату заработной платы, в то время как прежняя редакция ст. 145.1. УК РФ устанавливала ответственность только за полную невыплату заработной платы. На практике такая норма не позволяла привлекать к уголовной ответственности за частичную невыплату зарплаты.

По новой редакции ст. 145.1 УК РФ разделены:

— полная невыплата зарплаты свыше 2 месяцев;

— частичная невыплата зарплаты свыше 3 месяцев. При этом под частичной невыплатой понимается выплата работнику менее половины причитающейся суммы заработной платы[3].

Другое нововведение заключается в расширении круга лиц — возможных субъектов уголовной ответственности по ст. 145.1 УК РФ. Так, к руководителям организаций и работодателям — физическим лицам добавили руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений.

Следует отметить и то, что законодатель в целом сократил сроки лишения свободы, на которые могли быть осуждены виновные лица по рассматриваемой статье Уголовного кодекса, но в то же время существенно увеличены размеры штрафных санкций, налагаемых по данной статье.

В то же время практическое применение уголовной ответственности за невыплату зарплаты как вызывало, так и будет вызывать сложности. Дело в том, что правоохранительные органы должны устанавливать корыстную или иную личную заинтересованность руководителя организации (иного лица, привлекаемого к ответственности) в невыплате зарплаты, а, как и прежде, это достаточно проблематично.

Порядок возбуждения уголовных дел по данной статье общий[21]. Уголовное дело может быть возбужденно как по заявлению пострадавшего работника как такового, так и прокуратурой, если органы прокуратуры будут располагать информацией, необходимой для возбуждения уголовного дела. Надо понимать, что это тонкая сфера взаимоотношений работника с работодателем. Определенные сложности возникают при формировании доказательной базы, никто не хочет идти за решетку, и работодатель сто раз себя подстрахует, чтобы избежать уголовной ответственности. Вот поэтому для решений таких тонких нюансов суд и прибегает к помощи экспертов.

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

2.1 Учетные документы как объекты судебно-бухгалтерской экспертизы

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы объектами исследований могут стать вещественные доказательства, документы, предметы, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. При проведении судебно-бухгалтерской экспертизы исследуются, в частности, содержащиеся в доказательствах исходные данные и фактическое наличие имущества, относящиеся к предмету экспертизы. Они относятся к объектам судебно-бухгалтерской экспертизы.

Объекты, представленные на экспертизу, должны быть пригодными для экспертного исследования.

Все объекты делятся на простые и сложные. К простым объектам относятся доказательства, состоящие из нескольких элементов с простыми связями. К простым объектам можно отнести, например, сумму недостачи. 27]

В процессе экспертизы эксперт-бухгалтер устанавливает следующие факты:

— подтверждает факт недостачи имущества;

— устанавливает и подтверждает сумму недостачи;

— определяет материально-ответственное лицо;

В качестве объектов, исследуемых по факту недостачи, используются такие документы бухучета, как приказ о проведении инвентаризации, акт инвентаризации, инвентаризационная опись и сличительная ведомость, первичные документы, отражающие движение и остатки имущества, и регистры синтетического и аналитического учета по счетам 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и др.

Сложными являются объекты с неопределенной структурой, которую необходимо исследовать, а затем определить ее элементы. К сложному объекту можно отнести систему налогообложения организации. При приведении экспертного исследования, связанного с нарушениями налогового законодательства, эксперт предметно конкретизирует те налоговые нарушения, которые допустил налогоплательщик, т. е. определяет виды налогов, по которым следует проводить экспертизу, и знакомится с перечнем вопросов, требующих ответов. [28]

В зависимости от постановки вопросов эксперт может исследовать следующие факты:

— подтвердить правильность формирования налогооблагаемой базы;

— пересчитать сумму налогов, подлежащих уплате в бюджет;

— исчислить сумму, сокрытых (неуплаченных) в бюджет налогов;

— установить направления нецелевого использования денежных средств.

В качестве объектов экспертизы системы налогообложения исследуются хозяйственные операции организации, формирующие базу налогообложения; стоимостные показатели; первичные бухгалтерские документы (расчетные и платежные документы), регистры синтетического и аналитического учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» и др. 20]

Система объектов судебной бухгалтерской экспертизы включает:

— сведения о материальных, трудовых и финансовых ресурсах организации — материально-производственные запасы, основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, де нежные средства, численность производственного и управленческого персонала;

— первичные распорядительные документы — расчетные и платежные документы, документы, подтверждающие расходы организации, начисление и выплату заработной платы и др.;

— инвентаризационные материалы — инвентаризационные описи и сличительные ведомости, акты инвентаризаций, распорядительную инвентаризационную документацию;

— регистры синтетического и аналитического учета по счетам — журналы-ордера, мемориальные ордера, оборотные ведомости, ведомости аналитического учета, главную книгу;

— формы налоговых расчетов, деклараций и бухгалтерскую отчетность — форму № 1 «Бухгалтерский баланс», форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках, форму», № 3 «Отчет об изменениях капитала», форму № 4 «Отчет о движении денежных средств», форму № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»;

— внеучетную информацию — акты аудиторских проверок и ревизий, акты проверок налоговых и других контролирующих органов, протоколы следственных и судебных действий, протоколы допросов и др. 25]

При организации экспертного исследования большое значение имеет отбор материалов и необходимых документов. Нередко из-за недостаточно четкого представления об объектах судебно-бухгалтерской экспертизы следователи (суды) направляют эксперту все материалы дела или документы, не имеющие отношения к данному предмету. Кроме того, сам эксперт должен знать, какие документы ему необходимы для ответов на поставленные вопросы.

Эксперту-бухгалтеру, прежде всего, должны быть представлены первичные учетные документы и регистры синтетического и аналитического учета, являющиеся непосредственным объектом экспертного исследования. Выявленная с помощью судебно-бухгалтерской экспертизы информация используется следователем (судом) как непосредственно в доказывании, так и для выдвижения и уточнения следственных версий, разработки и уточнения плана расследования.

В зависимости от того, какие учетные данные вызывают сомнение, какие обстоятельства свидетельствуют о возможном их подлоге или сокрытии в системе счетных записей, эксперту должен быть представлен такой комплекс документов, который обеспечивает решение экспертных задач на основе всестороннего анализа всех взаимосвязей в бухучете. При этом следует учесть, что в случае если транспортировка, объекта исследований в судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования (ст. 10 Федерального закона от 31.05.2001 № 73Ж-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). 7]

Лицу, назначившему судебно-бухгалтерскую экспертизу, при отборе необходимых документов следует изучить действующий в организации документооборот, затем с привлечением специалистов провести следственный осмотр документов. Результаты осмотра бухгалтерских документов в правоохранительной практике являются одним из главных источников при формулировании вопросов перед экспертом-бухгалтером. Протоколы осмотра документов представляются эксперту-бухгалтеру вместе с другими материалами, относящимися к предмету экспертизы.

При отборе документов, необходимых для проведения экспертизы, следователь или судья могут обратиться непосредственно к эксперту-бухгалтеру за консультацией. Эксперт в этом случае выступает в процессуальной роли специалиста (ст. 58 УПК РФ). 4]

Нет необходимости направлять на экспертизу все первичные документы. Часть документов, безусловно, является объектами судебно-бухгалтерской экспертизы. Однако следователю (суду) целесообразно осуществлять предварительный осмотр и изучение первичных документов с участием соответствующих специалистов. Так, содержание первичных документов, фиксирующих операции, совершаемые в торговле, важно изучать с участием товароведа, совершаемые в промышленности — с участием технолога, в животноводстве — зоотехника, в растениеводстве — агронома, в строительстве — строителя.

При изучении первичных документов следует иметь в виду, что каждая хозяйственная операция сопровождается оформлением большого количества взаимосвязанных документов. Каждая основная и вспомогательная хозяйственные операции порождает в сопроводительной документации сложные информационные цепи и сети. Для эффективного их изучения целесообразно построить схему документооборота и информационных связей между документами. Это поможет обнаружить несоответствие данных, содержащихся в различных документах. Обнаружение таких расхождений может стать поводом для решения вопроса о необходимости проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.

При поиске подложных документов необходимо учитывать следующие обстоятельства:

— подлог документов может совершаться, как правило, простым способом, т. е. путем увязки данных в документах, которые связаны между собой;

— для подлога и взаимоувязки документы могут быть исправлены задним числом. Недоброкачественность документов подтверждается в процессе проведения судебно-технической экспертизы документов;

— возможна полная или частичная подделка (материальный подлог), выявление признаков которого также требует производства судебно-технической экспертизы документов. Часть документов может быть защищена системой нумерации (например, прошнурованные журналы), которая затрудняет изучение всей системы документов;

— так называемые первичные документы в общей информационной цепи не являются достоверными первичными документами, т. е. оформленными в момент совершения хозяйственной операции. Так, у первичного документа — расходного кассового ордера на выплату перерасхода подотчетной суммы обязательно должен быть источник информации; запись в журнале — в ордере и далее соответственно авансовый отчет, командировочное удостоверение, приказ на командировку, первичные документы, подтверждающие расход подотчетной суммы. Для выявления факта подлога документов необходимо проверить наличие всех документов и проследить тождественность данных. 32]

При отсутствии последовательного оформления документов возникает вопрос о достоверности первичных документов, данных бухучета и отчетности. В то же время отсутствие документов еще не означает, что их вообще не было: документы могли быть утеряны, похищены, уничтожены и т. д. Если следственным путем не удается получить необходимую для дела информацию, целесообразно проконсультироваться с экспертом-бухгалтером о возможности ее выявления.

Эксперт-бухгалтер оказывает следователю (суду) существенную помощь в обнаружении искажений бухучета. Однако несоблюдение правил ведения учета и наличие в нем отклонений, не означает, что имеет место противоправное деяние. Нередко при производстве судебно-бухгалтерской экспертизы выявляются факты" указывающие на то, что наличие отклонений — результат намеренных действий. Однако оценка деятельности конкретных людей находится вне пределов компетенции судебного эксперта и является прерогативой следствия и суда.

Таким образом, объектами судебно-бухгалтерской экспертизы являются следующие.

1. Учетные бухгалтерские документы, включающие:

1) первичные (требования, наряды на отпуск материальных ценностей, банковские поручения, приходные, расходные и кассовые ордера, накладные, пропуска на вывоз продукции, транспортные документы, акты на списание товарных потерь, переоценку товара, разборку ремонтируемых объектов, платежные ведомости, поручения, квитанции и др.);

2) сводные (заборные книжки, группировочные ведомости, накопительные и группировочные таблицы, лицевые счета, ордера и проч.);

3) материалы механизированного учета (магнитные носители, машинограммы, табуляграммы, журналы сдачи и приемки документов на механизированный учет, журналы контрольных чисел и т. п.).

2. Учетные (счетные) регистры, к которым относятся книги, журналы-ордера, оборотные ведомости, карточки учета и др.

3. Документы бухгалтерской отчетности, включающие отчеты кассиров, авансовые отчеты, товарные отчеты материально ответственных лиц и проч.

4. Материалы инвентаризации: инвентаризационные описи наличия товаров, сличительные ведомости, протоколы решений инвентаризационных комиссий, объяснения материально ответственных лиц.

5. Иные материалы, необходимые для производства судебно-бухгалтерской экспертизы: заключения аудиторов, акты ревизий, решения по ним вышестоящих органов, справки и уведомления о действиях с ценностями, заключения некоторых иных судебных экспертиз (компьютерно-технической, товароведческой, строительно-технической, технологической и проч.), относящиеся к предмету экспертизы сведения из показаний истцов и ответчиков, свидетелей, обвиняемых, подозреваемых и других, протоколы обысков и выемок, неофициальные документы. 26]

В связи с широким использованием для ведения бухгалтерского учета новых информационных технологий, в частности специализированных систем и баз данных, объектами судебно-бухгалтерской экспертизы могут быть документы не только на бумажных, но и на магнитных носителях. Общеотраслевыми указаниями закреплен порядок придания юридической силы бухгалтерским документам на магнитных носителях, которые создаются при эксплуатации средств компьютерной техники. Документ должен быть записан на магнитном носителе, изготовленном в соответствии с требованиями технического регламента, и закодирован согласно общегосударственному классификатору технико-экономической информации. Он может использоваться без распечатки на бумаге, если точно соблюден установленный технологический режим записи.

В целях выявления скрытой компьютерной информации при ведении бухгалтерского учета с помощью информационных технологий может быть назначена комплексная судебно-бухгалтерская и судебная компьютерно-техническая экспертиза.

2.2 Методические приемы и объекты экспертного исследования операций по труду и заработной плате

На рассмотрение экспертизы могут быть поставлены вопросы, связанные с соблюдением трудового законодательства и правильностью расчета суммы налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды по расчетам с работниками организации. [27]

Цель экспертного исследования операций по труду и заработной плате заключается в исследовании законности операций по начислению и выплате заработной платы и исчислению единого социального налога и налога на доходы физических лиц. Практические цели проверки расчетных операций по оплате труда заключаются в установлении:

— полноты — все ли операции по расчетам с персоналом по оплате труда учтены в бухучете, не существует ли неучтенных расчетов;

— существования — существуют ли обязательства по расчетам по оплате труда на конкретную дату и существенна ли сумма этих обязательств;

— прав и обязанностей — правомерны и верны ли суммы обязательств по расчетам исходя из трех критериев: формальности, законности и действительности;

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой