Основные функции государства в смешанной экономике
Рыночные отношения представляют собой обезличенный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать ещё большее неравенство. Рыночные отношения приносят большие доходы тем, чей труд считается высокооплачиваемым благодаря природным способностям и приобретённым знаниям и профессии, а также тем, кто обладает капиталом и земельными участками. Но в государстве есть и другие… Читать ещё >
Основные функции государства в смешанной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные функции государства в смешанной экономике
Идеи смешанной экономики, которые появились на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, повсеместно использовались во многих странах, отражали реальные изменения в социальной и экономической жизни государства и особенно усилились после Второй мировой войны.
Понятие «смешанная экономика» имеет множество трактовок.
Первое понятие делает ударение на предпринимательстве и государственном секторе экономики, на многообразии её форм собственности.
Второе понятие определяется как проблема сочетания рынка, рыночного механизма и государственного вмешательства экономики.
Третье понятие определяется совокупностью частного капитала и государственных социальных гарантий.
Четвёртое понятие определяется как соотношение экономических и социальных структур в современном обществе.
Все эти понятия смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу, они только отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство.
Характер смешанной экономики проявляется не столько в разнообразии структурных элементов, но и в образовании определённых форм их сочетания в экономике.
Сегодня смешанная экономика определяется как целостная система, которая выступает в виде обычной формы современного развитого общества.
Элементы, из которых она состоит, строятся на производительных силах и аспектах социально-экономического развития, которые требуют дополнить рынок государственным вмешательством, а предпринимательство дополнить социальными гарантиями.
В разных странах складывались разные модели смешанной экономики, отличающихся друг от друга своими национальными коэффициентами смешениями разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальных гарантий. Это определение зависит от многих факторов:
— уровня и характера материально-технической базы,
— исторических и геополитических условий формирования общества,
— национальных, исторических и социально-культурных особенностей страны,
— влияния тех или иных социально-политических сил.
Существует несколько моделей смешанной экономики. Рассмотрим наиболее яркие примеры моделей смешанной экономики.
1. американская модель — либеральная рыночная модель, в которой основную роль играют частная собственность, рыночный механизм, мотивации, высокий уровень социальных гарантий.
2. германская модель — модель социального рыночного хозяйства, где усиление конкуренции соединяется с созданием социальной политики. В этой модели государство не устанавливает экономические цели, а только создаёт стабильные правовые и социальные условия для реализации экономических целей и задач.
Государство в германской модели экономики рассматривается как источник и защитник правовых норм, способных эффективно регулировать рыночные отношения.
Коротко перечислим следующие черты, характеризующие германскую модель смешанной экономики:
— индивидуальная свобода как принцип работоспособности рынка и децентрализованного принятия решений;
— социальное равенство, как рыночное распределение доходов, определяемое объемом вложенного капитала, в сочетании с сильной социальной политикой;
— мотивация капиталовложений в экономику страны;
— реализация структурной политики;
— поддержка честной конкуренции.
Все эти особенности германской модели смешанной экономики вытекают из основных принципов социальной рыночной экономики.
3. Японская модель смешанной экономики определяется как сочетание, корпоративного капитала с активным государственным регулированием в экономическом развитии и реализации социальных программам;
4. шведская модель — это модель социально-демократической экономики, где государство берёт на себя роль верховной социально-экономической силы. Демократически избранная государственная власть получает все полномочия по регулированию социально-экономической жизни.
В современных условиях смешанная экономика проявляется в следующих формах:
— смешанная экономика слаборазвитых стран, в которых смешение вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
— смешанная экономика развитых стран.
Отсюда можно сделать вывод что, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе смешанной экономики.
Расширение функций государства при сохранении рыночной свободы обеспечивается увеличившейся сложностью социально-экономического процесса. Многие основные проблемы сегодняшнего общества не могут эффективно решаться при помощи только рынка. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие оказывают социальные институты такие как, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды.
Вмешательство государства в рыночную экономику всегда различалось на разных этапах ее становления и развития. В период формирования и становления рынка в XVII—XVIII вв.еках основное в то время экономическое учение, меркантилизм, основывалось на признании безоговорочной необходимости государственного регулирования экономики для лучшего развития производства и сбыта выпускаемой продукции.
С развитием рыночных отношений, усилившийся класс предпринимателей, стал считать государственное регулирование как помеху в своей деятельности. Стали появляться идеи экономического либерализма, которые наиболее полно обосновал Адам Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов».
По мнению Адама Смита, рыночная система может самостоятельно регулироваться в целях личного интереса в стремлении к прибыли. Личный интерес здесь выступает как главная мотивация экономического развития.
Одна из множества идей учения Адама Смита гласит о том, что экономика будет действовать намного эффективнее, если исключить её регулирование государством. Мнение Адама Смита заключалось в том, что, поскольку главным регулятором является рынок, соответственно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
Однако последователи А. Смита исходят из тезиса о необходимости выполнения государством определённых функций, понимая, что есть сферы, с которыми рыночный механизм просто справится. Это касается производства товаров и услуг, потребляющихся обществом. Разумеется, что государство должно взять на себя заботу о производстве продукции и организовать совместную оплату гражданами этой продукции.
К числу проблем, не решаемых рыночными отношениями, относятся внешние эффекты, регулирующие прямой контроль и регулирование государства.
Экономическая практика подтвердила существование ситуации, когда рынок не может обеспечить эффективное использование ресурсов. Главной причиной этого можно назвать расположение рынка к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали необходимыми выработка и применение государством антимонопольного законодательства.
Кроме того, рыночное распределение благ неизбежно приводит к неравенству доходов и социальной незащищённости. Это неравенство является причиной возникновения серьёзных социальных конфликтов.
Важный этап в понимании роли государства в условиях рыночной экономики был связан с выдающимся английским экономистом Дж. М. Кейнсом. Его идеи доказали невозможность саморегулирования экономического процесса, необходимость государственного регулирования как средства, способного привести в равновесие совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризиса и способствовать ее стабилизации.
В практике экономическую политику проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века показало, что появилась необходимость расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. Целью государства является не корректировка рыночного механизма, а создание условий свободной деятельности: конкуренция должна поддерживаться везде, где возможно, а регулирующее вмешательство государства — присутствовать везде, где необходимо.
Экономических функций государства в смешанной экономике много, и в каждой модели они различны. Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких глобальных масштабах, что в реальности просто невозможно описать весь перечень его экономических функций.
Некоторые экономические задачи государства поддерживают и облегчают деятельность рыночных отношений. В этом направлении необходимо отметить следующие два основных вида деятельности государства:
1. Обеспечение правовой базы и общественного порядка, способствующих эффективной работоспособности рыночного механизма;
2. Поддержка конкуренции.
Путем выполнения этих задач правительство усиливает и модернизирует работоспособность рыночного механизма. Здесь важное значение имеют следующие три функции государства:
3. Распределение и перераспределение материальных благ;
4. Контроль за распределением ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;
5. Контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.
Несмотря на то, что этот перечень функций государства является основой для анализа его экономической роли, очевидно, что большинство государственных форм деятельности и политических мер влияют на все экономические процессы. Программа перераспределения дохода в пользу малоимущих граждан влияет на распределение ресурсов. Снижение государственных военных расходов для ослабления инфляции также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.
Государство ставит перед собой задачу обеспечения правовой базы и некоторых услуг, которые являются предпосылкой эффективной деятельности рыночной экономики. Правовая база предполагает такие меры, как:
— Предоставление законного статуса частным предприятиям;
— Определение прав частной собственности;
— Гарантирование соблюдения контрактов.
Государство также устанавливает узаконенные правила игры, которые регулируют отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями.
На законных основаниях государство выполняет функции арбитра в области экономических связей, выявляет случаи нечестной практики и применяет власть для наложения определённых наказаний в виде штрафов и предписаний.
Основные услуги, которые обеспечивает правительство, включают применение правоохранительных структур для поддержания общественного порядка, введение стандартов и нормативов измерения веса и качества продуктов, создание денежно-кредитных отношений, улучшающих обмен товаров и услуг.
Считается, что такая деятельность государства улучшает распределение экономических благ. Мерами, обуславливающими увеличение объема торговли считаются:
— Обеспечение рынка средствами обращения,
— Гарантирование качества продуктов,
— Определение прав собственности
— Ответственность за соблюдение условий контрактов.
Эти меры расширяют рынок и позволяют реализовывать более глубокую специализацию в использовании материальных и человеческих ресурсов.
Но есть люди, которые считают, что государственное вмешательство во взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих чрезмерно, и тем самым подавляется экономическая мотивация и подрывается эффективность производства.
Конкуренция является основным регулятором в рыночной экономике. Она диктует производителям продукции и поставщикам ресурсов потребности покупателя. Именно конкуренция через спрос и предложение определяет рыночные цены. Это означает то, что производители и поставщики могут приспосабливаться к желаниям потребителей.
Рост монополии значительно изменяет эту ситуацию. Что же такое монополия? В глобальном смысле это ситуация, при сокращающая число продавцов до такого количества, что каждый продавец самостоятельно может оказать влияние на общий объем предложения, как следствие, на цену товара.
Чем примечательна такая ситуация? Она заключается в том, что, когда конкуренция заменяется монополией, продавцы могут манипулировать ценами на рынке к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом.
Этим самым монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и получать за нее более высокие цены, и, как следствие, устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, которые превышают конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей.
Когда приоритет производителя заменяется приоритетом потребителя, конкуренция заменяется монополией. В итоге ресурсы распределяются так, чтобы это отвечало интересам монополистов, а не целям удовлетворения потребностей общества в целом. Из чего следует, что монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
Рыночные отношения представляют собой обезличенный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать ещё большее неравенство. Рыночные отношения приносят большие доходы тем, чей труд считается высокооплачиваемым благодаря природным способностям и приобретённым знаниям и профессии, а также тем, кто обладает капиталом и земельными участками. Но в государстве есть и другие члены общества, обладающие меньшими способностями, знаниями. Также есть категория социально незащищённых граждан, таких как престарелые, инвалиды, безработные, дети, которые не в состоянии самостоятельно заработать. И для того, чтобы обеспечить эти категории средствами к существованию, необходимо вмешательство государства.
Экономистам известны две тенденции резкого нарушения функционирования рынка:
1. Производство не того количества определенных товаров и услуг,
2. Неспособность выделить какие-либо ресурсы на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан.
Первая тенденция связана с переливами ресурсов, а вторая — с государственными, социальными благами.
Когда производство или потребление товара порождает необратимые потери, тогда возникают издержки перелива. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды.
Перелив может принести и выгоду. Производство или потребление определенного ряда товаров и услуг может также предопределить не требующие покрытия выгоды перелива, третьим сторонам или обществу в целом.
Существенное значение имеет тот факт, что политическая активность населения, находится в прямом соответствии с уровнем образования.
Существуют определенные виды товаров и услуг, называемых государственными благами, которые рыночная система не собирается производить, поскольку их свойства совершенно противоположны свойствам товаров индивидуального потребления.
Общественные блага такие крупные, что не могут быть реализованы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоятельство, что на них не распространяется принцип исключения, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают.
Получение выгоды от товаров индивидуального потребления базируются на их покупке, выгоды же от общественных благ достаются обществу в результате их производства.
Неприменимость к ним принципа исключения резко отличает общественные блага от товаров индивидуального пользования, правительство обеспечивает людям множество других товаров и услуг, к которым принцип исключения можно применить. Например, на такие блага и услуги, как строительство и поддержание в нормальном состоянии дорог, правоохранительные органы, объекты социально-культурного назначения, профилактическое медицинское обслуживание, вполне можно устанавливать цены и частные производители могут ими обеспечивать потребителей через посредство рыночных отношений.
Но как отмечалось выше, все услуги, влекущие за собой значительные выгоды перелива, предполагают, что рыночная система не станет их производить в достаточном количестве. И поэтому правительство берет на себя обязательство по организации их производства и финансирования, чтобы не допустить возникновения дефицита ресурсов в эту экономическую сферу.
Подобные товары и услуги иногда называют общественными благами, из-за которых не прекращаются споры вокруг статуса государственной системы здравоохранения и жилищного строительства.
В условиях, когда рыночная система цен не выделяет ресурсы на общественные блага, а на общественные выделяет их недостаточно, как же должен действовать механизм, обеспечивающий их производство?
Общественные блага, в отличие от товаров индивидуального потребления, приобретаются посредством государственных действий, основывающихся на коллективных решениях. И, если быть более точным, виды и объемы производства разнообразных общественных благ определяются в демократическом государстве путем голосования. Объем потребления общественных благ определяется как вопрос государственной политики. Эти коллективные решения, принимаемые на политическом уровне, дополняют решения домохозяйств и предприятий.
смешанный экономика рынок капитал
1. Кемпбелл Р. Макконнел, Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. — М., 2006.
2. Рыночная экономика: Словарь-справочник. — Красноярск, 2006.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 2006
4. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М. К., Семенов В. А., 2007 .
5. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В. М. Власовой, Финансы и статистика, 2008 .
6. Экономика /под ред. А. С. Булатова, М., 2007
7. Н. В Нордхаус. «Экономика», Москва, 2006.
8. К. Р. Макконнелл, Л. Брю. «Экономикс», М., 2008.