Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование механизма формирования программ развития жилищно-коммунального комплекса региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с поставленной целью в работе решаютсяследующие задачи: анализ и уточнение целей, сущности и содержания, принципов и специфики функционирования и развития ЖКК региона как объекта формирования программисследование и разработка методологических направлений совершенствования механизма формирования программ развития, отвечающих современным требованиям, условиям и принципам модернизации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНОВ РОССИИ
    • 1. 1. Характеристика жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) региона как сложной организационно-экономической системы
    • 1. 2. Проблемы функционирования и развития регионального жилищно-коммунального комплекса
    • 1. 3. Методические подходы к оценке доступности жилищно-коммунальных услуг
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РАЗРАБОТКИ4 ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ" СЛОЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В РЕГИОНЕ
    • 2. 1. Концептуальные1 .основы механизма формирования программ модернизации сложных организационно-экономических систем
    • 2. 2. Методологические направления совершенствования процесса разработки программ развития организационно-экономических систем в условиях нестабильной рыночной среды
    • 2. 3. Методические основы использования механизма формирования программ развития, организаций коммунального комплекса региона
  • ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ В
  • ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА
    • 3. 1. Механизм отбора организаций коммунального комплекса как объектов разработки региональных программ
    • 3. 2. Система оценки бюджета инвестиций на развитие регионального жилищно-коммунального комплекса с учетом социально-экономических ограничений
    • 3. 3. Организационно-экономические основы обеспечения эффективности реализации программ развития коммунального комплекса Республики Башкортостан

Совершенствование механизма формирования программ развития жилищно-коммунального комплекса региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время одним из приоритетных направлений региональной экономической политики является реформирование жилищно-коммунальной сферы и привлечение инвестиционных средств в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры РФ. Особая роль жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) как основополагающей подсистемы региональной экономики, обеспечивающей жизнедеятельность населения и функционирование предприятий, предопределяет необходимость анализа проблемы его развития: В настоящее время ЖКК характеризуется высокой изношенностью основных фондов, низкой энергоэффективностью, нехваткой квалифицированных кадров в области инвестиционного менеджмента, наличием рисков, связанных с социальными аспектами его функционирования и увеличивающихся под воздействием* последствий экономического кризиса. Переход к рыночным принципам. управления комплексом осложняется его многоцелевым характером и противоречивостью’интересов различных груйп потребителей и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).

В этих условиях эффективное решение существующих проблем возможно только на основе использования комплексного подхода к формированию программ развития ЖКК. Однако, традиционный инструментарий программноцелевого метода, созданный и успешно применяемый для более структурированных и менее рйскоемких объектов, становится менее эффективным в условиях высокого уровня неопределенности, необходимости учета и оценки множества противоречивых социально-экономических факторов, вариантов и ограничений развития ЖКК. В такой ситуации особую актуальность имеет задача разработки механизма формирования инновационных программ, учитывающего многоаспектный, высокорисковый характер и критическую значимость социально-экономических результатов и последствий развития ЖКК на региональном уровне.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросам использования целевых программ в стратегическом управлении субъектов РФ и разработки программ социально-экономического развития региональных систем посвящены труды А. А. Адамеску, А. Г. Гранберга, В. В. Кистанова, Н. В. Копылова, В. Н. Лексина, Д. С. Львова, Г. С. Поспелова, Б. А. Райзберга,.

A. И. Татаркина, А.Н. ШвецоТва, А. Г. Шеломенцева, Б. М. Штульберга и др. Исследование теоретических основ управления сложными искусственными системами базировалось на научных работах Р. Аккофа, Р/ Беллмана, Л. Берталанфи, А. С. • Малинина, М. М. Максимцова, М. Мессаровича,.

B. И. Мухина, В. С. Симанкова. Вопросам реформирования и модернизации ЖЕСК регионов посвящены научные труды И. В. Бычковского, М. И. Заваровского, А. И. Кабалинского, В. В. Кузьменко, Д. Г. Родионова, В. Н. Рыбалкина, С. Б. Сиваева, Ю. Ф. Симионова, С. А. Тарана, Ф. Г. Таги-Заде, Е. В. Чекалина, А. В. Черепанова. Экономико-математический аппарат разработки и оптимизации программ1 развития на муниципальноми региональном уровне представлен научно-практических работах Н. Г. Андрониковой, С. А. Баркалова, В. Н. Буркова, С. Е. Гилева, Н. В. Зубанова, А. П. Караваева, С. В. Леонтьева.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию' механизма формирования программ развития ЖКК региона как сложнойорганизационно-экономической системы. (СОЭС), функционирующей и развивающейся в условиях нестабильной рыночной среды. 1.

• > •.

В соответствии с поставленной целью в работе решаютсяследующие задачи: анализ и уточнение целей, сущности и содержания, принципов и специфики функционирования и развития ЖКК региона как объекта формирования программисследование и разработка методологических направлений совершенствования механизма формирования программ развития, отвечающих современным требованиям, условиям и принципам модернизации ЖКК регионаобоснование принципов структурирования и формализации процесса разработки программ развития ЖКК региона в условиях неопределенности и риска рыночной средыформулировка и апробация механизма отбора элементов системы ЖКК региона как объектов разработки и реализации региональной программ развития- ] • г разработка методических основ обоснования бюджета инвестиций и организационного. механизма обеспечения, эффективности программ развития ЖКК региона.

Объектом*, исследования является система жилищно-коммунального комплекса Республики Башкортостан (ЖКК РБ).

Предметом исследования^ являются механизмы формирования программ развития региональных социально-экономических подсистем в условиях высокого уровня неопределенности и риска рыночной среды.

Теоретическую ш методологическую основу работы составляют общенаучный принцип системного подхода. В процессе исследования использовались методы: логического и морфологического анализа, сопоставления, экономико-математического моделированиякомплексного экономического и инвестиционного анализа, программно-целевой, метод и др. Информационной базой послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Башкортостан (РБ), официальная статистическаяинформация, методические, справочные и инструктивные материалы, периодическая литература и труды отечественных и зарубежных ученых, а также данные производственно-хозяйственной деятельности организаций коммунального комплекса.

Научная новизна^ диссертационной работысостоит в' разработке теоретических положений и практических рекомендаций. по совершенствованию механизма формирования инновационных программ развития, расширяющих возможности и повышающих эффективность использования инструментария программно-целевого подхода и риск-менеджмента при модернизации региональной системы жилищно-коммунального комплекса в условиях высокого уровня неопределенности.

К основным положениям научной новизны следует отнести:

1) уточнены сущность и содержание, выявлены типовые и специфические признаки жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), рассматриваемого как сложная и высокорисковая организационно-экономическая система, функционирующая и реформирующаяся в условиях нестабильной рыночной среды;

2) обоснованы методологические направления совершенствования механизма формирования программ развития СОЭС, отличительными особенностями которого являются: переход к рассмотрению СОЭС с позиции двойственной (функциональной и рисковой) природы их развитияустановление логики формирования многоуровневой структуры элементов инновационных программ развития СОЭС — «проблема — цель — задача — целереализующая система — целереализующие мероприятия»;

3) разработаны этапы процесса реализации предложенного механизма формирования программ развития ЖКК региона как СОЭС, обеспечивающего: предпосылки формализации множества причинно-следственных связей в рамках использования проблемно-ориентированного подходаоценку и выбор лучшего варианта программы. ¦ •.

4) предложен и апробирован механизм отбора элементов системы ЖКК как объектов программирования, отличающийся от существующих процедурой" установления очередности разработки объектов региональной программы развития на основе моделирования технико-экономических показателей их функционирования и оценки достоверности представленной информации;

5) разработаны методические основы обоснования бюджета инвестиций и организационно-экономический механизм обеспечения эффективности реализации программ развития ЖКК региона, отличительной особенностью которых является использование предложенной в ходе исследования системы критериев доступности для потребителей товаров и услуг > организаций коммунального комплекса.

Вынесенные на защиту научные результаты соответствуют требованиям п. 3.15. «Инструменты разработки перспектив развития пространственных социально-экономических систем. Прогнозирование, форсайт, индикативное планирование, программы, бюджетное планирование, ориентированное на результат, целевые программы, стратегические планы», п. 3.19.' «Разработка методологии анализа и. методики оценки функционирования корпоративных структур, малого и среднего бизнеса, предприятий общественного сектора и некоммерческих организаций в регионах и муниципалитетах. Проблемы рационального использования региональных материальных и нематериальных активов — природных ресурсов, материально-технической базы, человеческого капитала и др.» Паспорта специальностей ВАК Рособрнауки РФ 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)».

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в-разработке конкретных рекомендаций, по совершенствованию процесса разработки программ развития ЖКК региона, используемых Министерством жилищно-коммунального хозяйства РБ и Государственным комитетом РБ по тарифам в методическом обеспечении и экспертизе программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, а также инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса (ОКК) республики. Основные положения исследования также могут быть применены и для формирования^ целевых программ реформирования, и модернизации ЖКК региона.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования^ внедряются в практику региональных органов исполнительной власти, администраций муниципальных районов, и организаций водоканализационного хозяйства, теплои электроснабжения Отдельные положения и выводы докладывались и обсуждались в, рамках межрегиональных и международных научно-практических конференций.

Наиболее существенные положения и результаты исследования отражены в 11 публикациях автора объемом 25,4 п.л./10,9 авт. л., в т. ч. 3 работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

Структура и объем работыИсследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем работы составляет 197 листов, работа содержит 12 таблиц и 44 графика.

1. Федеральный закон от 21.12.01 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

2. Федеральный закон і от 06.10.03 г. № 131-Ф3 «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ».

3. Федеральный закон, от 30.12:04 г. № 210-ФЗ «Об основах регулированияIтарифов организаций коммунального комплекса».

4. Федеральный закон" от 21.07.05 г. № 115-ФЗ «О концессионныхсоглашениях». .

5. Федеральный закон, от 21.07.07 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

6. Постановление Правительства Российской федерации от 17.02.04 г. № 89 «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального, хозяйства». і4 • *.

7. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядкепредоставления. коммунальных услуг гражданам».

8. Постановление Правительства РФ от 14.07.2008, г. № 520' «Об основах*ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельныхиндексов в сфере деятельности, организаций коммунального «комплекса».

9. Постановление Госкомстата РФ от 16.07.96 г. № 6Г «Об. утверждении-методики расчета основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения». ;

10. Постановление Государственного комитета по, строительной и1 жилищной’политике от 11.11.1998* г. № 12 «Об утверждении методики^ расчетаплатежеспособной возможности населения на жилищно-коммунальные услуги».

11. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 28.12.00 г. № 302Об утверждении ! методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков". ;

12. Приказ Минрегионразвития РФ от 26.05.2006 г. № 58 «Об утверждении» 1.

13. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 25.09.2006 г. 1.I485 «О критериях доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса».

14. Приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 07.08.2007 г. № 6 «О порядке определения критерия доступности для потребителей уелуг организаций коммунального комплекса Ханты-Мансийского округа — Югры».

15. Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 12.08.2008 г. № 06−52 «Об утверждении положения о системе критериев, используемыхдля определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций1коммунального комплекса».

16. Решение муниципалитета г. Ярославль от 26.05.2006 г. № 259 <(0 программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Ярославля на 2006;2010 гг. и на период до 2020 г.".

17. Постановление Городской думы г. Дзержинска Чувашской Республики от2911.2006 г. № 149 «Об установлении критериев доступности дляпотребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения! и водоотведения».

18. Постановление главь1 г. Чебоксары Чувашской Республики от 28.11.2006 г. 199 «О временном положении по определению доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса».

19. Постановление главы администрации г. Владивостока от 08.10.2007 г. № 2448 «Об утверждении положения о системе критериев доступности для1.(потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса Владивостокского городского округа».

20. ГОСТ Р 51 929;2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения».

21. Андронникова Н. Г., Барков В. Н., Леонтьев С. В. Комплексное оценивание в задачах регионального управления М.: ИПУ РАН, 2002. — 58 с.

22. Андронникова Н. Г., Баркалов С. А., Бурков В. Н., Котенко А. М. Модели иiметоды оптимизации программ развития. М.: ИПУ РАН, 2001. — 60 с.• v *.

23. Анохин П. К. Избранные труды: философский аспекты теории функциональной системы. -М.: Наука, 1976.

24. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: б.н., 1980. — 360 с.

25. Бизнес-план водоканала г. Канта (Киргизия).

26. Белман Р., Глинсберг И., Гросс О. Некоторые вопросы математической теории процессов управления. — М.: Советское радио, 1974.

27. Бублик Н. Д., Лукина И. И., Шашкова Т. Н. Организация налогового контроля: состояние и пути развития: Учеб. пособие. — Уфа: Изд-во ВЗФЭИ, 2008.

28. Бублик Н. Д., Попенов С. В., Секерин А. Б. Управление финансовыми и банковскими рисками: Учеб. пособие. — Уфа: Изд-во «Башкортостан», 1998 — 254 с. j • 1621.

29. Бублик H. Д., Силантьев В. Б. Риск-ресурс: проблемы венчурностохастической деятельности Уфа: БТИПБ, 1999. — 376 с.

30. Бублик Н. Д., Шаяхов О. Ф. Морфологический анализ методов оценки иfактивного управления риском // Управление риском и неопределенностью: tсб. науч. статей студентов и преподавателей, посвященный- 75-летиюВЗФЭИ. Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 312 с.

31. Вальтух К. К. Информационная-теория стоимости. — Новосибирск: Наука, 1996.: •.

32. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М.: Наука, 1996. — 467 с.

33. Галямов Ю. Ю. Реформирование системы регулирования жилищно-коммунального хозяйства города в условиях рынка. — Томск: Красное знамя, 2007.-261 с.г.

34. Гельман В. Я. Решение математических задач средствами-Excel: Практикум.- СПб.: Питер, 2003; 237 с.ил.• <46.* Глазьев С. Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования.'— М.': Наука, 1992. ¦

35. Григорьев В. В., Острина И. А., Руднев А. В. Управление муниципальной! недвижимостью: Учебно-практич. пособие: -М.: Дело, 200 Г. 704 с.

36. Громов А., Каменнова М. Идеологические стандарты управления: вчера, сегодня, завтра, (http://, www.blogic.ru/aris).

37. Жуков Д. М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: Учеб. пособие. М.': ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 96 с.

38. Заворовский М. И. Управление процессами развития жилищнокоммунального комплекса крупного города: методы и технологии: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. —СПб., 2006. •.

39. Игнатьева А: В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 157 с.'I.

40. Кабалинский А. И. Совершенствование экономического" механизма функционированияжилищно-коммунального хозяйства в. условиях демонополизации: диссертация на соискание ученой степеникандидата экономических наук. — М.% 1997.

41. Капустин В. Ф. Неопределенность: виды, интерпретации, учет при моделировании и принятии^ решений // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1993.-№ 2.

42. Круглик С. И. Жилищно-коммунальное хозяйство: достижения и стратегия1 г"развития // Мониторинг строительной, отрасли. — 2007. — № 1.X.

43. Лукасевич И. Я. Инвестиции. М. Вузовский учебник: ИНФРА-М- 2011. -413 с.

44. Малин А. С., Мухин: В. И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.:"Изд. дом ГУ ВШЕ, 2004. — 400 с.

45. Математические методы и модели в экономике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н. А. Орехова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 302 с.'.

46. Мессарович М., Мако Д., Тахара И. Теория иерархических многоуровневых1.1систем / Пер. с англ. М.: Мир, 1973.

47. Мониторинг строительной отрасли / Федеральное агентство построительству и жилищно-коммунальному хозяйству. — 2007. — № 1.

48. Мониторинг строительной отрасли / Федеральное агентство по1., строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. — 2007. — № 2.

49. Недосекин, А О. Методологические основы моделирования финансовойдеятельности с использованием множественных описаний. — СПб., 2003.

50. Опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства субъектов РоссийскойФедерации. Министерство регионального развития РФ. М., 2007.I.

51. Орлов А. И. Менеджмент: Учебник. — М.: Изд-во «Изумруд», 2003. — 298 с. http://www.aup.ru/books/ml51/.

52. Основы общей теории систем: Учеб. пособие. М.: РВСН, 1998.

53. Отчет «Реформа муниципального водоснабжения и канализации в странах Восточной Европы». Организация экономического сотрудничества ич 1развития, 2003 г. http://www.vkh21.ru/ тйитпайоп/гг^еиаЫ! l-0.htm.

54. Отчет «Национальный диалог по финансовой стратегии дляя >водоснабжения и водоотведения в селах Армении». Институт прикладнойэкономики охраны < окружающей среды, 2008 г. http://www.i• *tme.nl/pdf/AR%20RUS/mar08/NPDFSRWSSFINALREPORTRUS.pdf.

55. Отчет «Финансирование сектора водоснабжения и водоотведения Молдовы» Организация экономического сотрудничества и развития, 2008 г. http://www.euwi.net/files/FinalPresentationReportFeb2008RUS.pdf.

56. Потапов А. Финансы водопровода // Финанс. 2005. — 10' августа http://www.urbaneconomics.rll/publications.php?folderid=103&-matid=645г * ,.

57. Походун А. И. Экспериментальные методы исследований. Погрешности инеопределенность измерений: Учеб. пособие.- СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. 112 с. |.

58. Рысаев И. Ш. Социально-экономические аспекты самоорганизации.:IСтратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления. М.: б.н., 2001. — ТЗ.I.

59. Саати Т., Керис К. Аналитическое планирование. Организация систем /(Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. — 224 е.: ил.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой