Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация сбыта молока и ее совершенствование на ООО СПК «Золотое руно»

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Производственные отношения между поставщиками (продавцами) сырого молока и предприятиями-переработчиками (покупателями) строятся на договорной основе. В договоре сторонами предусматриваются качество, график поставки молока, способ и порядок приемки, срок, порядок и форма расчетов, ответственность сторон. Главными критериями определения цены являются: качество закупаемого молока (сортность… Читать ещё >

Организация сбыта молока и ее совершенствование на ООО СПК «Золотое руно» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от организации сбыта предприятия.

Организация сбыта предприятия состоит в том, чтобы доводить товары до потребителя в том месте, в том количестве и такого качества, которые требуются.

Эффективность функционирования предприятий зависит от выгодной реализации произведенной продукции. Однако, сельскохозяйственные предприятия реализую свою продукцию на рынке покупателя (переработчика) диктующего цену и требования к качеству. На данном рынке стимулирование сбыта сельскохозяйственной продукции — сложная задача, решение которой основывается на снижении себестоимости, повышении качества продукции и поиске альтернативных каналов реализации.

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин.

Во-первых, успех на рынке продовольственных товаров зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от организации сбыта на предприятии.

Во-вторых, предприятие, добившееся высокого качества продукции и выбирающие каналы реализации с минимизацией затрат на доведение товара до потребителя, получит наиболее высокую прибыльность от продукции.

В-третьих, анализ каналов сбыта предприятия позволяет определить, какие каналы реализации обеспечивают наибольшую доходность. Это становится особенно важным в условиях кризиса, когда финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Целью дипломной работы является изучение организации сбыта молока и её совершенствование.

Объект исследования — ООО СПК «Золотое руно» Кирово-Чепецкого района.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1) изучение теоретических основ организации сбыта молока;

2) краткая организационно-экономическая характеристика объекта исследования, его ресурсного потенциала;

3) изучение организации сбыта молока на предприятии и ее оценка (выявление преимуществ и недостатков);

4) разработка мероприятий по совершенствованию организации сбыта молока и расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.

Основными методами исследования, применяемыми в данной работе, являлись монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный методы, и др.

Теоретической и методической основой исследования послужили: труды классиков экономической науки, периодическая литература, работы отечественных и зарубежных ученых, нормативные и правовые акты, ресурсы глобальной информационной сети INTERNET.

В качестве информационной базы исследования использованы материалы годовых отчетов ООО СПК «Золотое руно» за 2009;2011 годы, первичные документы, внутренние документы предприятия.

1. Теоретические основы организации сбыта молока

1.1 Содержание и функции организации сбыта продукции

Коммерческая деятельность предприятия по сбыту продукции является важной составляющей всей системы его функционирования, т. е. функцией предприятия. Роль и значение сбытовой деятельности состоит в том, что:

сбыт окончательно определяет результаты производственной деятельности, т. е. конечные экономические показатели и конкретные потребности конкретных потребителей;[10]

— сбыт, с одной стороны, реализует общую цель предприятия, с другой стороны, определяет ее;

— сбытовая деятельность как бы продолжает процесс производства, беря на себя доработку товара и его подготовку к продаже (сортировку, фасовку, упаковку, комплектацию). Этим создается потребительская стоимость и увеличивается ценность и стоимость продукции;

— сбытовая деятельность, приспосабливая сбытовую сеть к запросам покупателей, создавая им максимальные удобства до, во время и после приобретения продукции, позволяет повысить свою конкурентоспособность;

— именно во время сбыта происходит выявление, изучение вкусов, предпочтений потребителей, изучается их поведение и реакции на маркетинговые усилия предприятия.

Сбытовая деятельность, сбыт — это совокупность функций, осуществляемых до и после завершения производственной стадии (по окончании изготовления продукции) вплоть до непосредственно продажи продукции потребителю (покупателю) и послепродажного обслуживания. В узкой трактовке — сбыт — это непосредственно продажа продукции. Сбыт в маркетинге — это организация: системы товародвижения, сервисного обслуживания продукции, системы формирования спроса и стимулирования сбыта, а также формирование и проведение целенаправленной товарной и ценовой политики.

Организация сбытовой деятельности требует определения цели, задач, предмета, субъектов, объектов, характера и содержания сбыта. Основной целью сбыта является доведение до конкретных потребителей конкретной продукции требуемых потребительских свойств (качества, цены и др.) в необходимом количестве, в точное время, в определенном месте с минимально возможными затратами. Задачами сбыта могут быть: увеличение объема реализации продукции, освоение новых рынков сбыта, увеличение занимаемой долу рынка, обеспечение определенного уровня рентабельности продаж или его увеличения, расширение круга потребителей, повышение престижа предприятия и т. д. Для достижения намеченных в сбыте целей и задач следует придерживаться следующих принципов:

— осуществлять неразрывную связь коммерции с маркетингом;

— обеспечивать гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка;

— уметь предвидеть коммерческие риски;

— выделять приоритеты;

— проявлять личную инициативу;

— обеспечивать высокую ответственность за выполнение договорных обязательств;

— обеспечивать нацеленность на достижение конечного результата — прибыли.

Предмет сбыта — это продукция, услуги промышленного предприятия. Субъекты сбыта — это промышленные предприятия и посреднические (торговые) организации. Объекты сбыта — это потребители продукции (работ, услуг). Характер сбыта должен быть адресным, направленным на конкретных потребителей продукции предприятия. Содержание сбытовой деятельности определяется совокупностью взаимосвязанных, последовательно выполняемых и целенаправленных функциональных действий по распределению, доведению и реализации продукции потребителям (покупателям). К ним относятся следующие группы функций:

а) основные функции:

Ш коммерческие — это продажа (аренда);

Ш производственные (технологические);

Ш хранение — складирование: разгрузка, погрузка, внутреннее перемещение, хранение, сортировка, маркировка, комплектация, группировка, упаковка, затаривание и др.;

Ш распределение — доставка: формирование и хранение запасов, организация процесса товародвижения, формирование и подготовка партий поставок, погрузка в транспортные средства, отправка, транспортировка и др.;

б) вспомогательные функции:

Ш коммерческие;

Ш маркетинг: исследование, анализ и формирование спроса, коммуникационное продвижение (реклама, стимулирование сбыта, связь с общественностью, личная продажа, прямой маркетинг);

Ш юридические функции: обоснование и оформление, сопровождение и защита и др.;

Ш производственные (технологические) функции: предпродажная подготовка и обслуживание, послепродажное обслуживание;

в) функции обеспечения сбытовой деятельности: информационное, финансовое, кадровое, материально-техническое обеспечение;

г) функции управления сбытовой деятельностью — это специальные функции управления, присущие коммерческой деятельности в целом.

Реализация основных коммерческих функций означает признание и реализацию стоимости и потребительской стоимости продукции предприятия. При этом одновременно происходит передача и полного права собственности на нее.

Одна группа основных функций производственного характера предусматривает организацию сбытовой сети — сети каналов сбыта, обеспечивающих адресность сбыта, т. е. доставку продукции конкретным потребителям (покупателям). Функции распределения включают в себя формирование и хранение сбытовых запасов (определение их объемов и структуры, управление запасами, организация их хранения), формирование товарных потоков и товародвижения, т. е. формирование и подготовку партий поставок продукции (сортировку, комплектацию и группировку, упаковку, маркировку и затаривание и другие операции в соответствии с договором поставки или заказом) и их доставку (отправку, транспортировку) потребителям. Хранение-складирование предполагает выполнение следующих функций: разгрузки и погрузки, внутреннего перемещения, непосредственного хранения, сортировки и маркировки, группировки и комплектации и др. Эти функции могут выполняться полностью самими предприятиямипроизводителями, а также частично осуществляться в каналах сбыта. В процессе транспортировки происходит доставка продукции различными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, воздушным, водным и трубопроводным.

Продажа товаров конечному потребителю в системе организации сбыта рассматривается как единственный способ вернуть вложенные в производство продукта средства и получить прибыль. Поэтому цель организации сбыта заключается в том, чтобы, во-первых, достаточно точно выявить потребность в продукте и спланировать возможные размеры его продажи, во-вторых, выбрать наиболее эффективные каналы продвижения и скорее довести свою продукцию до потребителя, в-третьих, создать максимум удобств для быстрой «встречи» продукта с конечным покупателем.

Основными элементами сбытовой политики являются следующие:

- транспортировка продукции — её физическое перемещение от производителя потребителю;

— доработка продукции — подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции к потреблению;

— хранение продукции — организация создания и поддержание необходимых ее запасов;

— контакты с потребителями — действия по физической передачи товара, оформлению заказов, организации платёжно-расчётных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также сбору информации о рынке[20].

1.2 Особенности организации сбыта молока

Покупателями молочного сырья являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого.

Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами сырого молока) являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Поскольку сырое молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы рынка влияет такой фактор как удаленность производителя молока от предприятий-переработчиков, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.

Отсутствие, как правило, у предприятий-производителей молока холодильных установок и специального транспорта для перевозки молока обуславливают близость рынка сырого молока к переработчику. Как для сельскохозяйственных предприятий, так и для предприятий-переработчиков экономически целесообразно организовать доставку молока при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т. д. Предприятия-переработчики, как правило, молочные комбинаты в первую очередь закупают молоко от хозяйств района своего местонахождения и ближайших районов. Необходимым условием для обращения товара (сырого молока) является развитость транспортной составляющей — наличие и состояние дорог. Неудовлетворительное качество дорог в сельской местности и между отдельными районами также влияет на дальность перевозки молочного сырья и его качество.

Транспортировка молока должна осуществляться в соответствии с санитарными правилами перевозки продовольственных товаров, государственными стандартами и другими нормативными документами. Транспортировка молока и молочной продукции представляет собой сложную задачу, которая под силу лишь профессиональным компаниям-перевозчикам, обеспечивающим полную сохранность перевозимого груза. Такая компания должна иметь все необходимые документы, допускающие осуществлениеперевозки продуктов питания. Необходимость в четкой организации транспортировки молока и молочной продукции обусловлена сравнительно малым сроком хранения данных грузов. Для перевозки молока очень часто используются цистерны.

В промышленных масштабах транспортировку молочных продуктов производят беспрерывно, но в строгом соответствии с графиком. Последний обычно согласовывается грузоотправителем, автотранспортным предприятием и получателем. Если молочная продукция отправляется на одном транспортном средстве сразу по нескольким адресам, то грузоотправитель должен заблаговременно подготовить груз так, чтобы он был расположен в автомобиле в порядке, соответствующем очереди разгрузки. Только так можно достигнуть максимальной рациональности разгрузочных работ.

Молоко может перевозиться как тарным, так и бестарным способом. Второй вариант предусматривает наличие специализированных машин — цистерн. Доставку молочных продуктов осуществляют только тарным способом. С низовых молочных заводов в цистернах может перевозиться молоко, кислотность которого не превышает 19 градусов Тернера. С апреля по сентябрь температура молока не должна быть больше +6 градусов, в остальные месяцы максимальная температура ограничивается +2 град. Молоко, предъявляемое к доставке в торговые предприятия и пункты общественного питания с городских молочных заводов, может иметь температуру до +8 градусов. Кислотность и температура молока — это те параметры, которые обязательно должны указываться грузоотправителем в накладной. Для перевозки молочных продуктов необходимо использовать только специализированный транспорт, на котором имеется маркировка, соответствующая перевозимому грузу. Автомобили, используемые для доставки молочной продукции, должны быть чистыми. На кузове должно присутствовать гигиеническое покрытие, которое легко поддается мойке. Санитарный паспорт, выдаваемый на транспортное средство территориальным центром Госсанэпиднадзора, не должен быть просрочен. Его выдают сроком не больше 6 месяцев на каждый автомобиль.

Важным фактором, влияющим на условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке, является ограниченный срок хранения сырого молока. Статьей 6 Технического регламента на молоко и молочную продукцию допускается хранение сырого молока, сырого обезжиренного молока (включая период хранения сырого молока, используемого для сепарирования) при температуре 4 градуса Цельсия (плюс-минус 2 градуса Цельсия) не более чем 36 часов с учетом времени перевозки. Допускается перевозка сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, продолжительность которой превышает допустимый период их хранения, но не более чем на 25 процентов при предварительной термической обработке (включая пастеризацию сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок). [4]

Соответственно его закупка осуществляется на условиях, исключающих большие временные затраты на его хранение и доставку до перерабатывающих предприятий. Кроме того, в силу указанных обстоятельств, исключается возможность заготовки сырого молока впрок, в связи, с чем существует объективная необходимость обеспечения ежедневных закупок сырого молока для загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий.

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы рынка сырого молока, является ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.

Немаловажными факторами при определении географических границ рынка является конкуренция со стороны предприятий-переработчиков за получение необходимых объемов сырого молока, влияние сезонных факторов, меняющихся в течение года (в том числе объемы производства сырого молока, возможности его транспортировки), что делает географические границы закупки сырого молока «плавающими».

Производственные отношения между поставщиками (продавцами) сырого молока и предприятиями-переработчиками (покупателями) строятся на договорной основе. В договоре сторонами предусматриваются качество, график поставки молока, способ и порядок приемки, срок, порядок и форма расчетов, ответственность сторон. Главными критериями определения цены являются: качество закупаемого молока (сортность, степень охлаждения, физико-химические показатели); объем поставляемого сырья; способ доставки сырого молока; сезонность производства поставляемого сырья. Однако, учитывая, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозпроизводителей не обладает, производители сырого молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на молочное сырье устанавливают покупатели (переработчики), которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Кировская область относится к регионам развитого молочного животноводства и в состоянии собственными силами обеспечить сырьевые потребности предприятий молочной промышленности. Молоко — основной товарный продукт сельского хозяйства области. По валовому надою молока в хозяйствах всех категорий регион занимает 23 место в России и 8-е в ПФО. Производство молока на душу населения в Кировской области более чем в 1,5 раза превышает средний уровень по России. [35]

Закупочная цена, устанавливаемая крупными предприятиями — переработчиками (ЗАО «Кировский молочный комбинат», ОАО «Городской молочный завод» г. Кирово-Чепецк) определяется исходя из затрат на производство молочных продуктов, а также оптово-отпускных цен, при которых данные организации способны конкурировать на товарных рынках оптовой и розничной реализации молочной продукции, поддерживать существующий рынок сбыта продукции, в том числе межрегиональный.

Мелкие и средние перерабатывающие предприятия Кировской области при установлении закупочных цен на сырое молоко следуют за ценами, установленными предприятием-лидером на рынке. Следует отметить, что уровень рентабельности таких предприятий не высокий в пределах от 1,0 до 9,0%, а некоторые из них убыточны.

Обеспеченность предприятий молокоперерабатывающей промышленности Кировской области молоком-сырьем составляет 100%.

Избыток сырого молока, образующийся в области, вывозят за пределы Кировской области предприятиями Удмуртской Республики, Татарстана, Нижегородской области, Пермского края, Республики Коми.

Так, агрохолдинг «Молоко», расположенный преимущественно в приграничном Шахунском районе Нижегородской области, на территории Кировской области создал управляющую компанию в г. Советске и приобрел контрольные пакеты акций трех молокоперерабатывающих заводов и одиннадцати сельскохозяйственных предприятий. ОАО «Молоко» производит закуп молочного сырья на территории Кировской области. Доставка молочного сырья производится собственным специализированным транспортом.

Таким образом, рынок сырого молока Кировской области открыт для межрегиональной торговли.

Барьерами входа на рынок сырого молока являются:

1. Сезонные колебания объемов производства сырого молока. В осенне-зимний период наблюдается дефицит сырого молока и рост цен на него. В весенне-летний период объем производится избыточное количество молока и происходит падение цен на него. А также сезонные колебания цен, что снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта.

2. Высокая стоимость кредитных ресурсов на создание, развитие и модернизацию производства.

3. Низкая закупочная цена на молочное сырье.

4. Отдаленность перерабатывающих предприятий от места производства молочного сырья.

5. Неразвитость рыночной инфраструктуры (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования для охлаждения молока, изношенность производственных помещений, оборудования).

6. Снижение качества молочного сырья при длительной транспортировке.

7. Ограничения по спросу (высокая насыщенность рынка молочной продукцией).

8. Экономические и организационные ограничения (государственная политика по поддержке сельхозпроизводителей, перерабатывающих организаций, организаций торговли, кредиты, налоги, цены (рост цен на электрическую энергию, на нефтепродукты приводит к росту затрат на производство молочной продукции), неплатежи, инфляция).

9. Приверженность к устойчивым хозяйственным связям, стабильные хозяйства отдают предпочтение при продаже сырого молока только одному молокоперерабатывающему заводу.

Молоко — продукт скоропортящийся, практически сразу в нём образуются бактерии. За период с 2008 по 2012 год новым техрегламентом было внесено большое количество изменений, которые в большей степени задели интересы производителей молока. Ужесточение требований было связано с повышением санитарно-эпидемиологической безопасности производства молочной продукции. Также повысились требования на предмет содержания в молоке и молочных продуктах микроорганизмов, введен полный запрет на содержание антибиотиков. Реализация молока подчиняется рынку несовершенной конкуренции. Все предприятия-переработчики молока диктуют закупочную цену на молоко, требуют от хозяйств-поставщиков молоко высокого качества.

Главным критерием определения цены являются: качество поставляемого молока (сортность, степень охлаждения); объем поставляемого сырья; сезонность; способ доставки молока-сырья.

2. Организационно-экономическая характеристика ООО СПК «Золотое руно»

2.1 Организационно-правовая характеристика, местоположение предприятия и его специализация

Общество с ограниченной ответственностью СПК «Золотое руно» является полностью самостоятельным коммерческим предприятием, согласно своего Устава.

Сокращенное наименование предприятия: ООО СПК «Золотое руно»

Общество создано без ограничения срока.

В своей деятельности ООО СПК «Золотое руно» руководствуется законодательством РФ, Уставом предприятия, Учредительным договором, а также решениями Общего собрания участников общества, принятыми в соответствии с его компетенцией.

Целью создания предприятия является осуществление деятельности, направленной на получение прибыли.

Основными видами деятельности ООО СПК «Золотое руно» являются:

ь Животноводство ь Растениеводство ь Производство готовых кормов для животных ь Другие, не запрещенные законом, виды деятельности ООО СПК «Золотое руно» находится в Кирово-Чепецком районе Кировской области в 30 км от Кирово-Чепецка. Центром хозяйства является село Полом.

Кирово-Чепецкий район расположен в центральной части Кировской области в 40 км северо-восточнее г. Кирова. Занимает площадь 2210,27 кв. км — это 1,8% площади Кировской области. В состав муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области входят 13 сельский поселений (237 населенных пунктов), в которых проживают 21 189человек.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования — 834,5 км, из них с твердым покрытием — 59,4%.

Границы на севере — Слободской район и город Киров, на юге — Куменский район, на западе — Оричевский район, на востоке Зуевский район.

Протяженность с севера на юг составляет 30 км, а с запада на восток — 100 км.

Основными водными артериями являются река Вятка, окаймляющая район с севера, река Чепца с притоками — с востока, и река Быстрица — с юга-запада. Почти по центру района протекает река Просница. Реки богаты рыбой: лещ, плотва, линь, чехонь, сом, щука, окунь, судак и др.

Минерально-сырьевая база Кирово-Чепецкого района характеризуется достаточно разнообразным набором полезных ископаемых, которые в большинстве своём служат сырьём для производства строительных материалов.

В районе разрабатываются 12 месторождений твердых полезных ископаемых. Добываются формовочные пески, песчано-гравийные материалы, грунты для ремонта и строительства дорог и иных целей, лечебные грязи для санаторного лечения.

Территория Поломского сельского поселения — 153,21 кв.км.

Количество населенных пунктов — 16

Численность населения — 1280 человек.

Местоположение предприятия имеет и преимущества, и недостатки. К преимуществу можно отнести близость к городу, который является основным потребителем продукции. Недостатком отметим плохое состояние дорог в сельской местности, что влияет на дальность перевозки молочного сырья и ухудшает его качество.

Главным показателем размера предприятия является выручка (Табл. 1).

Таблица 1 — Показатели размера деятельности ООО СПК «Золотое руно»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение 2011 г. к 2009 г.

Абсолютное (+,-)

Относительное (%)

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

+11 821

157,69

В т.ч. от продажи сельскохозяйственной продукции

+10 089

153,96

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.

+16 724

138,02

Среднегодовая численность работников, чел.

— 12

91,61

Площадь сельскохозяйственных угодий, га

— 158

96,08

Поголовье КРС на начало года, гол.

+38

103,72

В т.ч. коров

+12

103,24

За анализируемый период стоимость основных средств возросла на 38,02% в связи с закупкой нового оборудования. Произошло сокращение численности рабочих на 8,39% в связи с вводом в действие современной техники и оборудования. В то же время выручка от реализации продукции увеличилась на 57,69%. Площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 158 га, вследствие ее продажи, так как она не использовалась.

Результаты хозяйственной деятельности во многом зависят от уровня специализации. Специализация отражает производственное направление, отраслевую структуру внутри предприятия. Основным показателем, характеризующим специализацию сельскохозяйственных предприятий, является структура товарной продукции (Таблица 2).

Основное производство — отрасль животноводства, специализирующаяся на производстве молока. Отрасль растениеводства имеет меньшее значение и является дополнительной, ее доля в стоимости товарной продукции составляет около 5%, в первую очередь она идет на обеспечение животных кормами. В структуре товарной продукции на долю продукции животноводства приходится около 85% всей товарной продукции. Большая доля выручки поступает от реализации молока — около 66% и КРС в живой массе — около 18%. Таким образом, специализацией исследуемого предприятия является молочно-мясное скотоводство.

Таблица 2 — Состав и структура выручки от продажи продукции ООО СПК «Золотое руно»

Вид продукции

2009 г.

2010 г.

2011 г.

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Зерно

2,4

2,2

4,38

Прочая продукция растениеводства

0,3

1,4

0,32

Итого по растениеводству

2,7

3,6

4,7

Живой вес КРС

27,7

18,1

17,23

Живой вес свиней

0,5

0,2

;

;

Молоко

58,5

66,5

65,97

Прочая продукция животноводства

1,9

0,8

1,19

Итого по животноводству

88,6

85,3

84,39

Итого по сельскому хозяйству

91,3

85,6

89,09

Промышленная продукция

3,7

6,99

5,3

Товары

2,9

3,06

4,01

Работы и услуги

2,1

1,01

1,6

Всего по организации

Структура предприятия является одним из важнейших факторов, влияющих на конечные результаты деятельности организации. Выделяют организационную структуру, структуру управления и производственную структуру.

Организационная структура характеризует предприятие как совокупность подразделений и служб, а так же отражает их размещение на территории хозяйства. Она зависит от размера предприятия и определяется количеством внутрихозяйственных единиц. Организационная структура ООО СПК «Золотое руно» по признаку ступенчатости является трёхступенчатой, по признаку организации производства и труда — цеховая организационная структура. Она представлена в приложении А.

Структура управления — часть общей структуры предприятия, отражающая состав управленческих служб и управленческих звеньев. Структура управления представлена в приложении Б. По признаку ступенчатости она является трёхступенчатой, цеховой по признаку организации производства и труда с линейно-функциональной формой связи между работниками управления.

Высшим органом управления является генеральный директор.

Главные специалисты непосредственно возглавляют отрасли и подразделения сельскохозяйственного производства и являются одновременно и административными и функциональными руководителями. В хозяйстве разработаны и утверждены положения о производственных участках, должностные инструкции, определены взаимоотношения между подразделениями, цехами, их начальниками. В этих документах четко определены права, обязанности, меры ответственности, взаимоподчиненность и взаимосвязь с тем, чтобы исключить дублирование и несогласованность в действиях управленческого персонала и отдельных подразделений.

2.2 Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования

Результативность производственно-экономической деятельности субъекта хозяйствования во многом определяется эффективностью использования его ресурсного потенциала.

Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве. От того, насколько она рационально используется, зависит количество произведенной сельскохозяйственной продукции. В каждом хозяйстве использование земли должно быть эффективным. Для этого необходимо проводить глубокий анализ использования земли. Заданием такого анализа является изучение структуры земельных угодий в хозяйстве и выявление возможностей для их дальнейшего расширения и улучшения. Далее рассмотрим состав и структуру земельных угодий (Таблица 3).

Таблица 3 — Состав и структура земельных угодий

Виды земельных угодий

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. в % к 2009 г.

га

%

га

%

га

%

Общая земельная площадь

98,71

В том числе:

1.Сельскохозяйственные угодия

41,12

40,06

40,02

96,08

из них: пашня:

35,02

34,08

34,05

а)посевная площадь

33,98

34,51

33,61

98,92

сенокосы

3,95

3,87

3,87

96,64

пастбища

2,07

2,1

2,1

2.Лес

51,79

52,51

52,46

3.Пруды и водоемы

0,53

0,54

0,54

4.Прочие виды угодий

6,56

6,9

6,97

104,98

ООО СПК «Золотое руно» обладает достаточными земельными ресурсами. Общая земельная площадь в 2011 году составила 9664 га, она сократилась на 1,29 га вследствие продажи. Структура земельных угодий в течение 3-х лет не изменялась существенно. Наибольший удельный вес в с структуре земельного фонда занимают леса — более 50%. Наименьший удельный вес занимает площадь прудов и водоемов.

Показатели экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий делятся на стоимостные (получение валового дохода с единицы сельскохозяйственных угодий) и натуральные (производство продукции растениеводства на 100га сельскохозяйственных угодий) (Таблица 4).

Таблица 4 — Показатели эффективности использования сельскохозяйственных угодий

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. в % к 2009 г.

Площадь с/х угодий, га

98,71

Произведено на 100 га с/х угодий:

валовой продукции, тыс.руб.

644,03

769,05

1017,35

157,97

товарной продукции, тыс.руб.

508,99

658,25

835,34

164,12

прибыли (убытка) от реализации продукции, тыс.руб.

54,00

130,95

154,45

286,02

молока, ц.

461,50

514,99

496,12

107,5

зерна, ц.

328,66

291,21

471,04

143,32

В хозяйстве наблюдается рост стоимостных показателей. Стоимость товарной продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий выросла на 65%, прибыль увеличилась почти в 3 раза. Также наблюдается рост натуральных показателей: производство молока на 100 га сельскохозяйственных угодий увеличилось в течение рассматриваемого периода на 7,5%, зерна — на 43,32%. Рост стоимостных и натуральных показателей обусловлен увеличением выручки от реализации, прибыли и объемов производства. Таким образом, сельскохозяйственные угодья используются эффективно.

Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий основными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, в частности качество, полнота и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, а следовательно, и объем производства продукции, ее себестоимость, финансовое состояние предприятия.

Анализ основных фондов начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры. В течение анализируемого периода стоимость основных средств предприятия увеличилась на 53,51%. Наибольшее влияние на это оказало увеличение стоимости транспортных средств в 1,5 раза, стоимости рабочих машин и оборудования на 80,92%, также увеличение стоимости продуктивного скота на 33,22. Состав, размер и структура основных фондов представлена в приложении В.

В течение периода в структуре основных средств предприятия наблюдаются следующие изменения: удельный вес зданий снизился в 2011 году на 7,9% по сравнению с 2008 годом, и составил 45,72%, удельный вес машин и оборудования составил в 2011 году 26,91%. Наименьший удельный вес в структуре основных средств предприятия имели производственный и хозяйственный инвентарь — 0,34% и прочие основные фонды — 4,21%. Важным показателем оснащенности предприятия основными средствами и энергетическими ресурсами являются энергообеспеченность, энерговооруженность, фондообеспеченность, фондовооруженность (Таблица 5).

Таблица 5 — Обеспеченность основными средствами и энергетическими ресурсами

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. в % к 2009 г.

Энергетические мощности, всего, л.с.

93,9

Среднегодовая численность работников, чел.

91,61

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.

138,02

Энергообеспеченность, л.с./га

2,72

2,35

2,59

95,22

Энерговооруженность, л.с./чел.

63,39

55,91

64,98

102,51

Фондообеспеченность, тыс.руб./га

10,93

12,56

15,7

143,64

Фодовооруженность, тыс.руб./чел.

307,62

347,78

463,47

150,66

В течение анализируемого периода наблюдается увеличение показателей обеспеченности основными фондами на 43, 64%, что обусловлено увеличением стоимости ОПФ, и сокращение показателей энергетическими мощностями на 5%, что обусловлено уменьшением стоимости энергетических мощностей.

Показатели вооруженности за период увеличились по причине сокращения среднегодовой численности работников.

В течение исследуемого периода ввод основных фондов превышает их выбытие, что свидетельствует о процессе обновления основных фондов (Приложение Г).

Рассчитаем показатели эффективности использования основных средств в хозяйстве. К данным показателям относятся: фондоотдача, фондоемкость, рентабельность (Таблица 6).

Таблица 6 — Эффективность использования основных средств

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. в % к 2009 г.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

157,97

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.

138,02

Фондоотдача, руб.

0,57

0,61

0,65

114,04

Фондоемкость, руб.

1,75

1,64

1,54

Рентабельность ОПФ, %

4,71

10,77

7,01

2,3 п.п.

В течение трех исследуемых лет показатели эффективности использования основных средств свидетельствует о росте эффективности: фондоотдача растет на 14,04%, это обусловлено увеличением уровня использования основных средств, соответственно снизилась фондоемкость. Также наблюдается рост рентабельности на 2,3 п.п. за счет увеличения прибыли от реализации.

Эффективное использование основных фондов способствует улучшению всех технико-экономических показателей, в том числе увеличению выпуска продукции, снижению себестоимости продукции, трудоемкости изготовления и увеличению прибыли.

Оборотные фондыэто средства предприятия, стоимость которых переносится на продукт и возвращается предприятию в течение одного производственного цикла.

Оборотные средства предприятия включают в себя оборотные фонды и фонды обращения. К оборотным фондам сельскохозяйственных предприятий относят производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов. Фонды обращения — это готовая продукция сельскохозяйственного производства, промышленных, вспомогательных и обслуживающих производств, предназначенная к реализации, денежные средства в кассе и на счетах в банке, а также средства в расчетах.

Состав и структура оборотных средств представлены в приложении Д.

Стоимость оборотных средств за период возросла на 57,28%. Наибольшими темпами увеличивается размер дебиторской задолженности — более чем в 2 раза. Это происходит вследствие роста объемов производства и инфляционных процессов.

В течение трех исследуемых лет удельный вес оборотных фондов составлял примерно 95%, что соответствует производственной направленности деятельности предприятия. В составе оборотных фондов животные на выращивании и откорме в 2011 г. занимали 33,73%, а сырье и материалы в течение трех лет занимали около 45%.

Увеличение удельного веса дебиторской задолженности свидетельствует о повышении обязательств должников перед предприятием, что может негативно сказаться на эффективности деятельности. Рассмотрим эффективность использования оборотных средств (Табл. 7).

Таблица 7 — Эффективность использования оборотных средств

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. в % к 2009 г.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

157,69

Прибыль от реализации продукции, тыс.руб.

195,91

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.

153,67

Коэффициент оборачиваемости

1,36

1,37

1,39

0,03

Период оборота текущих активов, дн.

— 6

Рентабельность оборотных средств, %

13,73

28,29

18,39

4,66 п.п.

В 2011 г. коэффициент оборачиваемости текущих активов равен 1,39, т. е. на каждые 100 руб., вложенные в активы, величина выручки от реализации составляла 139 рублей., по сравнению с 2009 г. он увеличился на 0,03. Период оборота или количество дней, за которые совершается один оборот текущих активов, составил в 2011 г. 262 дня, по сравнению с 2009 г. он уменьшился на 6 дней. Сокращение периода оборота позволяет хозяйству обеспечить бесперебойное производство и реализацию продукции с меньшей суммой оборотных средств, и ведет к высвобождению оборотных средств, это является положительным моментом для предприятия. Рентабельность оборотных средств возросла на 4,66 п.п., следовательно оборотные фонды используются эффективно.

Достаточная обеспеченность сельскохозяйственных предприятий трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объема производства продукции и повышения эффективности производства. К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая владеет необходимыми физическими данными, знаниями и трудовыми навыками в соответствующей отрасли.

Состав и структура трудовых ресурсов предприятия представлены в приложении Е.

Общая численность работников хозяйства снизилась в течение рассматриваемого периода на 8,39% или на 12 человек. Уменьшение произошло и среди рабочих занятых в сельскохозяйственном производстве на 7 человек или на 5,38%. Сократилось количество работников, занятых в подсобных промышленных производствах — на 5 человек или на 38,46%, также сократилась численность машинистов-трактористов примерно на 30%. Сокращение численности работников связано с ростом объема производства и ужесточением требований к качеству труда.

Обеспеченность предприятия рабочей силой характеризуется показателями движения кадров. Данные движения рабочей силы представлены в приложении Ж. На предприятии наблюдается увеличение коэффициентов оборота по выбытию и по приему, что отрицательно сказывается на эффективности работы предприятия.

Рассмотрим показатели производительности труда (Таблица 8).

Таблица 8- Показатели производительности труда

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. в % к 2009 г.

Отработано за год, всего, тыс. чел.-ч.

98,48

В том числе :

В растениеводстве

В животноводстве

92,56

Среднегодовая численность работников, чел.

91,61

Производительность труда в растениеводстве, руб./чел.-ч.

306,62

387,42

529,15

172,58

Производительность труда в животноводстве, руб./чел.-ч.

139,99

177,24

228,51

163,23

Производительность труда в растениеводстве возросла на 72,58%, в животноводстве — на 63,23%, а затраты труда сократились на 1,52% за счет приобретения высокопроизводительной техники. Таким образом, можно сказать, что трудовые ресурсы используются эффективно.

2.3 Финансовые результаты деятельности предприятия

Основными показателями, отражающими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия, являются выручка от продажи продукции, коммерческая себестоимость, прибыль (убыток) и рентабельность продаж. Рассмотрим финансовые результаты деятельности предприятия (Таблица 9).

Таблица 9 — Финансовые результаты деятельности ООО СПК «Золотое руно»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение

Абсолютное (+,-)

2011 г. в % к 2009 г.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

+11 821

157,69

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

+9736

153,15

Результат от реализации (прибыль +, убыток -), тыс.руб.

+2085

195,91

Рентабельность производства, %

11,87

24,83

15,18

+3,31 п.п.

;

Рентабельность продаж, %

10,61

19,89

13,18

+2,57 п.п.

;

За анализируемый период прирост денежной выручки в целом по хозяйству составил 11 821 тыс. руб. или 157,69%. Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 9736 тыс. руб. или 153,15%. Это во многом обусловлено как ростом объемов производства продукции, так и инфляционными явлениями, ростом цен на сырье. Рентабельность производства и рентабельность продаж увеличились на 3,31 п.п. и 2,57 п.п. соответственно и составил в 2011 г. 15,18 и 13,18% соответственно.

Финансовый анализ результатов имеет важное значение, так как денежные ресурсы — единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов. В связи с этим целесообразно изучать финансовые результаты деятельности предприятия на основании отчета о прибылях и убытках.

Для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из источников финансирования капитальных вложений и пополнения оборотных средств. Кредиторам подобный анализ дает возможность погашения предоставленных хозяйствующему субъекту кредитов и займов, включая и уплату причитающихся процентов.

При определении финансовой устойчивости предприятия нужно рассчитать показатели, абсолютные и относительные, характеризующие финансовую устойчивость. Расчет и оценка ряда показателей проводится на основании данных аналитического баланса (Приложение И), построение которого предусматривает выделение групп, объединяющих однородные статьи: в активепо степени ликвидности, в пассивепо степени срочности обязательств. Аналитический баланс рассчитывается на основе бухгалтерского баланса (Приложение К).

На протяжении всего анализируемого периода ООО СПК «Золоте руно» имеет 4 тип финансовой устойчивости (Приложение Л) — кризисное финансовое состояние, так как на формирование запасов нормальных источников недостаточно. В связи с этим для формирования запасов привлекается кредиторская задолженность.

Чтобы выявить реальное финансовое состояние анализируемого предприятия, рассчитывают относительные показатели финансовой устойчивости.

Таблица 10 — Коэффициенты финансовой устойчивости

Показатели

Формула расчета

Оптимальное значение

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2009 г.,+;

Коэффициент автономии

Ec/Bp

0,7−0,8

0,78

0,73

0,65

— 0,13

Коэффициент финан-совой зависимости

(Pt+Kd)/Bp

0,2−0,3

0,22

0,27

0,35

0,13

Коэффициент финансового левириджа

(Pt+Kd)/Ec

<=1

0,28

0,37

0,54

0,26

Коэффициент финансирования

Ec/(Pt+Kd)

>=1

3,57

2,7

1,84

— 1,73

Продолжение таблицы 10

Коэффициент маневренности капитала

(Ec-F)/Ec

0,3−0,5

0,21

0,17

0,03

— 0,18

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами

(Ec-F)/At

>=0,1

0,43

0,31

0,05

— 0,38

Коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами

(Ec-F)/Z

0,5−0,6

0,45

0,33

0,05

— 0,4

Коэффициент иммобилизации капитала

F/Ec

0,5−0,7

0,8

0,83

0,97

0,17

Коэффициент иммобилизации активов

F/Ba

;

0,62

0,61

0,63

0,01

Коэффициент соотношения текущих и внеоборотных средств

At/F

>=Кфл

0,6

0,64

0,58

— 0,02

Коэффициент сохранности собственного капитала

Ес к.г./Eс н.г.

;

0,94

0,86

1,13

0,19

По данным таблицы можно сделать вывод, что доля собственного капитала в 2011 году в структуре капитала организации составила 65%, что ниже оптимального значения (70−80%), это говорит о снижении финансовой независимости предприятия.

Что касается заемных средств, то их удельный вес в общей сумме источников средств увеличился в течение анализируемого периода с 22% до 35%, то есть финансовая зависимость предприятия от заемных средств повышается.

О повышении финансовой зависимости свидетельствует увеличение коэффициента заемных и собственных средств. Если в 2009 г. на 1 руб. собственных средств предприятие привлекало 28коп. заемных средств, то в 2011 г. уже 54коп. Естественно, что собственный капитал предприятия является основой его самостоятельности и независимости, но финансирование деятельности только за счет собственных средств не всегда выгодно для предприятия, особенно тогда, когда производство имеет сезонный характер, в частности, это относится к данному ООО СПК «Золотое руно», поэтому оно и привлекает заемные средства.

Следует заметить, что на 1 руб. внеоборотных средств предприятия в 2009 г. имело 60коп., а в 2011 г. — 58коп. текущих активов.

Коэффициент маневренности капитала за анализируемый период снизился на 0,18; его значение не входит в пределы оптимального значения, это говорит о снижении собственного капитала в оборотных средстваха также снижение мобильности источников средств организации.

Данные 2011 года показывают, что хотя бы 5% оборотного капитала должно быть сформировано за счет собственных средств.

Также снижается и обеспеченность запасов собственными источниками, так если в 2009 г. было сформировано за счет собственных средств 45% запасов, то в 2011 г. — лишь 5% запасов.

Коэффициент иммобилизации капитала показывает отношение внеоборотных активов к собственному капиталу. За анализируемый период данный показатель увеличился на 0,17 и составил в 2011 году 0,97, что выше оптимального значения.

Следует отметить, что высока доля активов, отвлеченных из оборота в основные средства и внеоборотные активы: в 2009 г. она составила 62%, а в 2011 г. произошло повышение до 63%.

Коэффициент сохранности собственного капитала за исследуемый период увеличился на 0,19 и составил в 2011 г. 1,13, это говорит о том, что величина собственного капитала на конец года увеличилась.

В целом, с точки зрения финансовой устойчивости финансовое состояние ООО СПК «Золотое руно» ухудшается.

Далее проведем оценку показателей ликвидности и платежеспособности, которые представлены в таблице 11.

Таблица 11- Оценка показателей ликвидности и платежеспособности

Показатели

Формула расчета

Оптимальное значение

2009г

2010г

2011г

2011 г к 2009г

Коэффициент абсолютной ликвидности

S/Pt

0,2−0,3

0,003

0,006

0,05

0,047

Коэффициент промежуточной ликвидности

(S+Ra)/Pt

>=1

0,14

0,24

0,32

0,18

Коэффициент текущей ликвидности

(S+Ra+Z)/Pt

2,0−2,5

2,7

3,6

3,73

1,03

Коэффициент платежеспособности нормального уровня

(Pt+Z)/Pt

<=Kтл

3,56

3,65

4,41

0,85

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

(Ec-F)/At

>=0,1

0,43

0,31

0,05

— 0,38

Коэффициент общей платежеспособности

Ba/(Pt+Kd)

;

4,63

3,73

2,84

— 1,79

Коэффициент абсолютной ликвидности увеличился за анализируемый период и составил в 2011 году 0,05. Данное значение не соответствует оптимальному и означает, что 5% краткосрочных обязательств может быть в ближайшее время погашено наиболее ликвидными активами.

Коэффициент промежуточной ликвидности увеличился за исследуемый период и не соответствует оптимальному значению. Коэффициент показывает, сколько приходится денежных средств и дебиторской задолженности на 1 рубль долга.

Коэффициент текущей ликвидности увеличился в 2011оду по сравнению с 2009 годом и превышает оптимальное значение. Он показывает, сколько приходится текущих активов на 1 рубль краткосрочных обязательств.

Коэффициент общей платежеспособности снизился в течение анализируемого периода, это отрицательная тенденция в деятельности предприятия.

В настоящее время предприятие работает без убытков, однако его финансовое состояние кризисное, так как денежные средства в займе и финансовая зависимость от заемных средств повышается. Предприятие не может обналичить средства, все средства находятся в обороте. Наиболее актуальной задачей предприятия на данный момент является повышение прибыльности продукции.

3. Организация сбыта молока ООО СПК «Золотое руно»

3.1 Организация производства молока

Основной продукцией животноводства на ООО СПК «Золотое руно» является молоко и мясо крупного рогатого скота.

На конец 2011 года на предприятии имелось 1059 голов КРС, в том числе 382 коровы, из них коровы молочного направления — 382 головы.

Крупный рогатый скот, разводимый на предприятии, черно-пестрой породы.

Коровы и нетели содержатся в трех типовых коровниках, каждый в кирпичном исполнении с частичной механизацией. Молодняк КРС размещен в типовых телятниках с частичной механизацией.

За анализируемый период произошло увеличение поголовья крупного рогатого скота на 38 голов или 3,72%, из них 12 коров (3,24%). Удельный вес коров в стаде варьировал и находился в пределах 36,24…36,07%. (Таблица 12)

Таблица 12 — Показатели эффективности молочного скотоводства

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. в % к 2009 г.

Всего КРС на начало года, гол.

103,72

в том числе коров, гол.

103,24

Удельный вес коров в стаде, %

36,24

35,27

36,07

Х

Произведено продукции, всего

— молока, ц

103,28

— приплода, гол.

108,34

Произведено продукции на 1 корову

— молока, ц

50,2

52,1

50,2

— приплода (на 100коров), гол.

81,1

84,8

85,1

104,93

Объем производства молока в 2011 г. составил 19 190 ц., за анализируемый период он повысился на 3,28%.

Молоко обрабатывают в специальных хранилищах-молочных. Имеется два рабочих помещения: молокосливная для приема, очистки, охлаждения и хранения молока и молочная для получения горячей воды, мойки, дезинфекции, сушки и хранения доильной аппаратуры и молочной посуды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой