Основные принципы и направления государственной политики в области занятости на примере РФ
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической… Читать ещё >
Основные принципы и направления государственной политики в области занятости на примере РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа на тему:
Основные принципы и направления государственной политики в области занятости на примере РФ Студентки 4 курса Задориной А.В.
Введение
занятость трудоустройство российский Всё большую актуальность в условиях глобализации национальной экономики и демографического кризиса в России обретает вопрос о трудовых ресурсах.
Происходящие рыночные преобразования в российской экономике, изменяя всю сферу общественного воспроизводства в целом, оказывают, тем самым, определённое воздействие и на социально-трудовые отношения в нашей стране. В связи с этим для обеспечения наиболее эффективного развитии отечественной промышленности, а также сферы услуг необходимо осуществлять процесс рыночного регулирования движения трудовых ресурсов. Данное положение является обоснованием требования к созданию механизма формирующегося рынка труда с обязательным учётом как количественных, так и, в особенности, — качественных характеристик трудовых ресурсов.
Ситуация на российском рынке на сегодняшний день складывается не просто, поэтому проблема обеспечения рабочей силой требует к себе особого внимания, т. к. количественные и качественные ограничения по труду становятся существенной помехой для ускорения экономического роста. Учитывая это, одним из главных факторов в росте ВВП может стать повышение производительности труда либо увеличение численности занятого населения. Однако для роста производительности труда требуется повышение капиталовооруженности труда, а значит и дополнительных инвестиций. Формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику переходной экономики, национальные особенности, менталитет населения. Политика занятости является одним из самых приоритетных направлений государственной политики России. Обеспечение предприятия рабочей силой — важнейший и один из самых сложных элементов управления организацией.
Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества. Актуальность выбранной темы состоит в необходимости совершенствования процесса государственной политики занятости, постоянном поддержании определённого уровня занятости населения. Что обусловлено необходимостью разработки действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ.
Цель данной курсовой работы — исследовать политику занятости в РФ. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования;
2. Изучить теоретические основы государственной политики в области занятости;
3. Проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ;
4. Разработать мероприятия по содействию занятости населения в РФ;
5. Разработать систему социальной поддержки безработных граждан в РФ.
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: анализ, индукция, сравнение, метод обобщения.
Объект исследования является политика занятости. Предмет исследования — политика занятости в РФ. Источниками для написания курсовой работы являются: законодательные акты, статьи из экономических журналов, интернет ресурсы по теме исследования.
1. Теоретические аспекты государственной политики занятости
1.1 Понятие и формы занятости Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных проблем, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия, адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения. [5,26]
Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее законодательство относит следующих граждан:
а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
в) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;
з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю — организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
В обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда — принцип свободы трудового договора. 1]
Занятость населения проявляется в большом разнообразии форм и видов. Виды занятости отражают распределительные активные части трудовых ресурсов по сферам и отраслям национальной экономики, а формы занятости организационно-правовые способы, условия трудоиспользования.
1.По характеру производственной деятельности выделяют: занятость рыночного характера и занятость нерыночного характера;
2.По сфере общественного производства: занятость в материальном производстве и занятость в нематериальном производстве;
3.По способу участия в общественном труде: самостоятельная занятость и занятость по найму;
4.По степени кооперации: индивидуальная занятость и коллективная занятость;
5.По степени легитимности трудоустройства: формальная занятость и неформальная;
6.По условиям организационно-трудовых процессов: стандартная занятость и нестандартная;
7.По режиму рабочего времени: занятость с режимом полного рабочего времени и занятость с режимом неполного или частичного рабочего времени;
8.По регулярности участия: постоянная занятость, временная и вторичная. [17, 106]
Таким образом, можно сделать вывод, что государство наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
1.2 Основные направления политики РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства Отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами.
Законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Закона РФ № 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации», принятого 19.04.1991 года с последующими изменениями и дополнениями, других ФЗ и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения.
В статье 37 Конституции РФ установлены базы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-нибудь дискриминации, о праве свободно распоряжаться возможностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2]
Направления политики страны в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость сотворения государством критерий для более полного существования права на труд содержится также в Международном акте об экономических, социальных и культурных правах.
Основные направления политики страны по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 «закона о занятости» посреди которых, частности, последующие:
— развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита государственного рынка труда;
— обеспечение равных способностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, общественного положения, политических убеждений и дела к религии в реализации права на добровольный труд и вольный выбор занятости;
— создание критерий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их возможностей к производительному, творческому труду;
— осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
— предупреждение массовой и сокращение долговременной (наиболее 1-го года) безработицы;
— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новейшие рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
— объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
— координация деятельности государственных органов, профсоюзов, других представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами местности Российской Федерации и иностранных граждан на местности Российской Федерации, соблюдение интернациональных трудовых норм.
Приведенные выше направления государственной политики, обычно, получают свое развитие в других нормативных правовых актах (прежде всего — федеральных и территориальных программах содействия занятости), также в коллективных соглашениях с ролью органов страны. 1]
В зависимости от содержания главных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два её вида:
1) активную государственную политику в сфере занятости;
2) пассивную государственную политику в сфере занятости.
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, также на переобучение и профессиональное обучение безработных, другими словами правительство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пробует получить работу.
Пассивной политике свойственно наличие завышенных размеров пособий по безработице и других мер оказания материальной помощи безработным, другими словами поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы. [4,45]
В Российской Федерации, беря во внимание резкое сокращение наибольшего и малого размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, потому что маленький размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.
В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика страны обязана быть ориентирована на развитие общественного партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов и других представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда. 6,67]
Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на роль в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. В особенности принципиальным является роль профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников. [1]
Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, правительство воспринимает на себя обязательства по созданию завышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание особых программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства страны конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (также государственными органами субъектов Федерации) особых целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения. [3,141]
Таким образом, мы рассмотрели основные направления государственной политики РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства. Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости — это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и действенного использования трудового потенциала.
1.3 Механизмы государственного регулирования рынка труда в рыночных условиях Составной частью структуры рыночной экономики является рынок труда, который функционирует в ней наряду с другими рынками материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и т. д. На рынке труда одна сторона представлена лицами, ищущими работу, другая — работодателями. [7,16]
В настоящее время труд рассматривается как сознательная целенаправленная созидательная деятельность, с приложенным человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей.
В рыночных условиях обязательно должен существовать оптимальный резерв работников и поддерживаться естественная норма превышения предложения рабочей силы над спросом, т. е. естественная норма безработицы. Рынок труда находится в непрерывном движении. За этим следит Федеральная служба занятости, она же ведет соответствующую статистику. 8,17]
Для ограничения уровня безработицы составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости населения по отдельным территориям и разрабатываются по их результатам соответствующие программы для регулирования рынка рабочей силы.
Методы территориального регулирования подразделяются на методы регулирования спроса и методы регулирования предложения рабочей силы, которые в свою очередь делятся на методы увеличения спроса и методы сокращения спроса. Выбор метода для практического использования и решения практических задач обусловлен ситуацией, создаваемой в тот или иной период на рынке труда.
Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами. Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования. 10,81]
Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда. [9,30]
В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и в основном касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.
Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.
Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти органы способствуют эффективной деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.
В Совете Федерации и Госдуме созданы комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений.
Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов, на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является министерство труда и социального развития РФ.
Основными задачами Минтруда РФ являются:
— выработка политики в социально-трудовой сфере;
— разработка направлений социальной политики Правительства;
— координация работы в социально-трудовой сфере;
— подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
— формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;
— участие в заключении генеральной и отраслевых тарифных соглашений;
— регулирование рынка труда, занятости населения.
Минтруду РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.
Минтруд России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы, учреждения, предприятия и органы по труду региональных субъектов РФ образуют единую систему управления социально-трудовыми вопросами в РФ.
Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют профсоюзные организации (заключение коллективных договоров, генерального и отраслевых соглашений и т. д.). Россия является членом Международной организации труда (МОТ). [16, 185]
Таким образом, многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов, обязательных для членов МОТ.
2. Государственная политика занятости в РФ
2.1 Анализ ситуации на рынке труда Аналитический материал подготовлен по итогам обследований населения по проблемам занятости.
Обследование населения по проблемам занятости проводится на основе выборочного метода наблюдения путем опроса населения по месту постоянного проживания. Охватывает все субъекты Российской Федерации, городскую и сельскую местность. В ходе обследования изучается экономическая активность населения в возрасте 15−72 лет.
Проанализировав ситуацию на рынке труда в РФ за 2008;2012 года, выявилось следующее:
1. Экономическая активность населения. По данным обследования населения по проблемам занятости, в I квартале 2012 г. численность экономически активного населения в возрасте 15−72 лет (занятые + безработные) составила 74,8 млн. человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15−72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,4%.
В численности экономически активного населения 69,9 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,9 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с I кварталом 2011 г. численность занятого населения увеличилась на 0,5 млн. человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 13,3%. (см. приложение 1)
Таким образом, в среднем за 2011 г. численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2010 г. на 0,9 млн. человек (на 1,3%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,6 млн. человек, или на 10,9%.
Вместе с тем, к уровню 2008 г. численность занятых в среднем за 2011 г. была ниже (на 0,3%), численность безработных — выше (на 4,8%).(см. приложение 2)
Сокращение численности трудовых ресурсов связано с сокращением численности трудоспособного населения (численность лиц, выходящих из трудоспособного возраста на пенсию, превышает численность лиц, входящих в трудоспособный возраст), высокой смертностью населения в трудоспособном возрасте, инвалидализацией населения, миграцией населения в трудоспособном возрасте, а также трудовой миграцией.
2. Уровень занятости населения (отношение численности занятых к общей численности населения в возрасте 15−72 лет) в I квартале 2012 г. составил 63,0% и был соответственно на 0,4 и 2,0 процентных пункта выше, чем в I квартале 2011 г. и 2010 г., и на 0,9 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 года.
В среднем за 2011 г. уровень занятости населения составил 63,8% и был выше, чем в среднем за 2010 г. на 1,1 процентного пункта, а также превысил значение докризисного 2008 г. на 0,4 процентного пункта. (см. приложение 3)
Уровень занятости населения зависит от экономического и финансового положения страны.
3. В I квартале 2012 г. уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 6,5% и был ниже, чем в I квартале 2011 г. (на 1 процентный пункт) и I квартале 2010 г. (на 2,3 процентного пункта), и ниже докризисного февраля 2008 г. (на 0,6 процентного пункта).
В среднем за 2011 г. уровень безработицы составил 6,6% и был ниже, чем в среднем за 2010 г. и 2009 г. (соответственно на 0,9 и 1,8 процентного пункта), но выше, чем в среднем за 2008 г. (на 0,3 процентного пункта). (см. приложение 4)
На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал, так как самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников — сокращение штата. Треть компаний (33%) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22%), сокращение рабочей недели (14%), вынужденный отпуск (16%). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета.
4. Формы занятости населения. В 2011 г. наметилась устойчивая тенденция роста численности занятого населения и уровня занятости, которая отмечалась во всех периодах 2011 г. и продолжилась в 2012 году.
Анализ динамики численности и структуры занятого населения по формам занятости показывает, что рост занятости обеспечивал неформальный сектор экономики, где за период с 2010 по 2011гг. численность занятого населения возросла на 1,4 млн. человек, или на 13,7%.
В 2011 г. по сравнению с 2010 г. численность работающих в организациях (юридических лицах) сократилась на 0,5 млн. человек (на 0,8%), в то же время численность работающих по найму у физических лиц и индивидуальных предпринимателей возросла на 1,1 млн. человек (на 18,1%), индивидуальных предпринимателей — на 172 тыс. (на 6%).
К уровню 2008 г. численность занятых (на основной работе) в неформальном секторе экономики в среднем за 2011 г. была ниже на 1,0 млн. человек, или на 8,1%. При этом численность работающих (на основной работе) в организациях со статусом юридического лица, по данным обследований населения, превысила 2008 г. на 0,8 млн. человек, или 1,4%.
Вместе с тем, по отчетам организаций наблюдается снижение численности работников списочного состава. За период с 2008 г. по 2011 г. по сведениям организаций (включая организации малого предпринимательства) среднесписочная численность работников сократилась на 3,5 млн. человек, или на 7%. (см. приложение 5)
5. Экономическая активность населения по возрастным группам. В 2011 г. средний возраст занятого населения составил 40 лет (в 2008 г. — 39,6 года), безработных — 35,3 года (в 2008 г. — 34,7 года).
Занятые женщины в среднем на 1 год старше занятых мужчин: средний возраст занятых женщин составил в 2011 г. 40,5 года, занятых мужчин — 39,5 года. В 2008 г. средний возраст занятых женщин и мужчин отличался на 1,1 года и составлял соответственно 40,2 года и 39,1 года.
Различия среднего возраста безработных женщин и безработных мужчин не столь значительны — только 0,3 года. В 2011 г. средний возраст безработных женщин составил 35,4 года, безработных мужчин — 35,1 года. В 2008 г. средний возраст безработных женщин и мужчин был одинаков и составлял 34,7 года.
Молодежь в возрасте до 25 лет составляет в численности занятого населения 10,3%, в численности безработных — 26,6%, лица в возрасте 50 лет и старше — соответственно 25,3% и 18,2%. (см. приложение 6)
Таким образом, наибольшее количество безработных приходится на возрастные группы 20 — 24 лет, в результате высокой степени неопределенности, с которой сталкивается «новичок» на рынке труда и частой сменой работы (высокий уровень фрикционной безработицы). Наименьшее — 55−59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу.
6.Экономическая активность молодёжи по возрастным группам в 2011 году. В 2011 г. более 85% молодых людей в возрасте 15−19 лет обучались в образовательных учреждениях и классифицировались как экономически неактивные. Оплачиваемую работу имели только 8% населения данного возраста.
Среди молодежи в возрасте 20−24 лет уровень занятости выше — 54,3%, так как доля обучающихся существенно ниже — 27%. На данную возрастную группу приходится основная часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда. (см. приложение 7)
Увеличение занятости молодежи на рынке рабочей силы России связано с расширением совокупного спроса на рабочую силу и созданием новых рабочих мест в городской и сельской местности. Рабочая сила в возрасте 14−29 лет является многочисленной группой безработных, часть из которой не имеет профессионального образования. Льготы в области занятости при найме работников возраста 14−18 лет снижают их конкурентоспособность, приводя к сокращению занятости этой группы в первую очередь по сравнению с другими группами на рынке рабочей силы. Высока доля безработных среди молодежи, имеющих начальное и среднее образование.
Неустойчивые позиции на рынке рабочей силы имеют выпускники учебных заведений в возрасте 20−24 лет. Молодым специалистам с высшим и средним образованием достаточно трудно найти работу по специальности из-за отсутствия необходимого практического навыка. Несмотря на определенные трудности в трудоустройстве, эта возрастная группа имеет вторые по величине доходы на рынке рабочей силы, так как обладает высокой степенью адаптации. На рынке рабочей силы страны за последние годы сформировалась тенденция: чем выше образовательный уровень молодежи, тем ниже ее уровень безработицы и численность, участвующих в неформальной занятости.
Доля женщин, занятых в неформальном секторе экономики, во всех возрастных группах молодежи несколько выше, чем мужчин. Снижение возраста выхода молодежи на рынок рабочей силы повышает уровень фрикционной безработицы. Несоответствие профессиональной и квалификационной структуры предложения молодежи спросу усиливает дисбаланс национального рынка рабочей силы. У младших возрастных групп на молодежном рынке рабочей силы ниже уровень требований к рабочему месту и менее продолжительный поиск работы. В целом динамика развития российского рынка рабочей силы показывает тенденцию к снижению уровня регистрируемой безработицы под воздействием демографического фактора и сокращения численности населения возрастных групп трудоспособного возраста, постепенное уменьшение доли молодежного рынка рабочей силы в общей структуре рынка.
7.Уровень занятости и уровень безработицы в группах населения по уровню образования в 2011 году. Статистические данные показывают, что чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже безработица. В 2011 г. уровень занятости среди населения с высшим профессиональным образованием составил 81,5%, уровень безработицы — 3,6%, со средним профессиональным образованием соответственно 73,7% и 5,1%, начальным профессиональным образованием — 73,2% и 6,7%.
Существенно выше уровень безработицы и ниже уровень занятости среди населения, не имеющего профессионального образования — в среднем 41,9% и 11,5% соответственно. (см. приложение 8)
8. Экономическая активность населения по субъектам Российской Федерации в 2011 г. Самый высокий уровень занятости населения (67,4% и 66,4%) и самый низкий уровень безработицы (5,3% и 4,2%) по данным обследований населения по проблемам занятости отмечается в Северо-Западном и Центральном федеральных округах.
Самый высокий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, (15,0%) и самый низкий уровень занятости (55,1%) — в Северо-Кавказском федеральном округе. В 2011 г. снижение уровня безработицы, соответствующей критериям МОТ, по сравнению с 2010 г. отмечается в 67 субъектах Российской Федерации. (см. приложение 9)
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы — в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных отраслях.
Подводя итог, можно сказать, что ситуация на рынке труда и занятости РФ после спада в 2009;2011 годах в 2012 году идёт на поправку.
2.2 Система социальной поддержки безработных граждан Согласно недавно проведённым расчётам, которые основываются на методиках Международной организации труда, в настоящее время в России насчитывается около 6,4 миллиона безработных. При этом, по мнению аналитиков, количество рабочих мест будет неуклонно сокращаться в течение достаточно длительного периода. И сделать с этим что — либо практически невозможно. Однако государством предоставляются гарантии по финансовой поддержке и содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимого персонала. Реализовать своё право на труд и социальную защиту от безработицы может каждый.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в Федеральном Законе от 19.04.1991 г. № 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Безработный гражданин имеет право на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, содействию в самозанятости и содействию в переселении для работы в сельской местности. Кроме того, в полномочия службы занятости входят оказание психологической поддержки и социальная адаптация безработных граждан (п. 3 ст. 7.1 Закона о занятости). При этом административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития от 27.11.2007 г. № 726. В свою очередь административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в приказе Минздравсоцразвития от 07.06.2007 г. № 400. [1]
Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). При этом не допускаются:
· направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;
· направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);
· приглашение граждан в учреждения службы занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.
В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.
В целях защиты от безработицы государство гарантирует:
· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
· информирование о положении на рынке труда.
Безработным гражданам гарантируются:
· социальная поддержка;
· осуществление мер активной политики, занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
· бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
· финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения. [14,96]
Таким образом, мы рассмотрели социальную поддержку государства
безработных граждан.
2.3 Мероприятия по содействию занятости населения в РФ
Приоритетом в период экономического спада должна быть не высоко затратная при малой отдаче активная политика, а эффективная пассивная политика на рынке труда, проводимая во всех рыночно ориентированных странах. Это означает необходимость разработки принципиально иной системы страхования от безработицы. Таким образом, к политике занятости необходимо предъявлять следующие основные требования и мероприятия:
1. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в новых рабочих местах, обеспечением инновационных форм занятости.
2. Должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. При этом важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению производительности труда.
В рамках государственной и с учетом региональной политики занятости необходимо разрабатывать адресные программы, направленные на обеспечение занятости каждого конкретного сегмента рынка труда. Так, например, в программах по обеспечению занятости женщин необходимо заглядывать в будущее, связанное с формированием занятости инновационного типа. В программах необходимо придерживаться следующих направлений:
— переориентация женщин на надомные рабочие места, связанные с
использованием телекоммуникаций и компьютеров;
— повышение удельного веса женщин, занятых в сфере материальных и
нематериальных услуг — социальных, бытовых, финансовых, инжиниринговых, маркетинговых;
— более широкое привлечение женщин к управлению, увеличение числа женщин менеджеров;
— сокращение доли женщин занятых тяжелым физическим трудом и особенно на вредных участках работы;
— развитие семейных и партнерских предприятий, создание новых рабочих мест в фирмах малого и среднего бизнеса специально для женщин, резкое увеличение числа женщин предпринимателей;
— формирование нового типа семейного разделения труда, основанного на внедрении в быт средств малой механизации, перераспределении функций в семейном хозяйстве.
Выше отмеченные направления позволят трансформировать структуру женских рабочих мест с учетом закономерностей женской занятости. [15,176]
Объектом адресных программ могут выступать:
— подростки от 14 до 15 лет, имеющие неполное среднее образование. Эта категория молодежи на рынок труда вступает впервые, не имеет опыта работы, поэтому, на мой взгляд, необходимо создать при службах занятости ускоренные курсы, подготавливающие молодежь для работы в сфере услуг (парикмахеры, продавцы, почтальоны, секретари, швеи и. т. д.), с учетом потребностей рынка труда.
Предпочтение следует отдавать профессиям, которые позволят подросткам открыть собственное дело и зарегистрироваться предпринимателями. По необходимости следует предоставлять кредиты и предусмотреть льготную форму регистрации молодежи в качестве предпринимателей. Необходимо учитывать, что не у всех молодых людей есть способности к предпринимательству, поэтому следует проводить тщательный отбор молодежи на основе конкурсных программ и работы с психологом.
Наряду с вышеобозначенными мерами необходимо проводить профориентацию подростков 14−15 лет, нацеливая их на продолжение образования — молодежь от 16 до 18 лет (выпускники школ и профтехучилищ). Для данной группы молодежи одним из приемлемых выходов из сложившейся ситуации может быть налаживание связей между предприятиями и учебными заведениями, причем предприятия, делающие заказы на молодых специалистов должны поощряться посредством предоставления им налоговых льгот и льготных кредитов. В дальнейшем в соответствии с этими заказами можно сузить специализацию в учебных заведениях.
— молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. Численность безработной молодежи в данной группе сокращается естественным путем за счет срочной службы в армии мужского населения. Остальную часть молодежи необходимо заинтересовать в продолжение образования, что отодвинет сроки выхода молодежи данной категории на рынок труда. Однако благосостояние семей не всегда позволяет молодым людям продолжить обучение и очень часто возникает необходимость в трудоустройстве. Поэтому для данной категории молодежи следует предоставлять рабочие места, не наносящие ущерб их основной деятельности — учебе. Речь идет о временной (сезонной) работе, гибком или неполном рабочем дне, а также о выполнении работы в домашних условиях. [12,50]
Для реализации выше указанных мер следует создавать бюро по трудоустройству и социальной помощи молодежи в учебных заведениях, что уже практикуется в отдельных вузах.
— молодежь в возрасте от 25 до 29 лет. В данную возрастную категорию людей, как правило, входят молодые люди, имеющие высшее образование или средне — специальное образование и стаж работы. По моему мнению, молодым людям, имеющим высшее образование, необходимо предоставить возможность получения второго высшего образования бесплатно на конкурсной основе, что позволит отодвинуть сроки выхода молодежи на работу и обеспечит российский рынок труда высококвалифицированными специалистами. Отбор вузов, предоставляющих второе бесплатное высшее образование должен производиться также на конкурсной основе и с учетом степени соответствия предлагаемых вузом специальностей потребностям российского рынка. Среди общих мер, направленных на сокращение численности безработной молодежи во всех вышеупомянутых группах можно выделить следующие:
— поддержка мелкого и среднего бизнеса, что позволит значительно увеличить количество рабочих мест;
— поддержка негосударственных предприятий в производственных отраслях в широком смысле: государственное страхование рисков, выделение льготных кредитов под конкретные эффективные программы, обеспечение предприятия материальными ресурсами и гарантирование сбыта продукции;
— квотирование рабочих мест для молодежи (квота — определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на данном предприятии) и т. д. [13,23]
Таким образом, важнейшим условием реализации новой модели занятости является финансовая стабилизация, возобновление экономического роста, увеличение ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем.
Практика свидетельствует, что переход сферы труда к инновационному типу занятости — задача чрезвычайно сложная и пока проявляет себя лишь как определенная тенденция. Учитывая интересы стратегически важных, и в то же время наименее защищенных групп населения, мы не только решаем проблему воспроизводства трудовых ресурсов, но и ускоряем создание нового механизма труда, который позволит быстрее решить сложные проблемы, стоящие перед экономикой России.
Заключение
Подводя итог своей работе, в первую очередь следует обобщить весь изложенный и изученный материал. В данной работе были рассмотрены основные принципы и направления государственной политики в области занятости в РФ. Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательство РФ, и международные нормы труда, а также теоретическую базу и труды ученых и деятелей, анализирующих проблемы занятости, целесообразно обозначить проблемы, сложившиеся в политике занятости. К таковым относятся: существующие разногласия и несоответствия Закона о Занятости и Трудового Кодекса, и само неисполнение, несоблюдение норм закона в обычной жизни. К тому же низкие пособия по безработице даже не обеспечивают прожиточный минимум граждан, что приводит их в группу риска, вызывая потребность в социальной защите. Стоит также отметить, что основные положения о политике занятости развернуты и конкретизированы в актах МОТ, в конвенциях и рекомендациях, большинство и важную часть которых Российская Федерация не приняла и не ратифицировала (даже не производятся официальные публикации).
Действующие тенденции социальной стратификации российского общества, наличие в нем бедных и малообеспеченных слоев населения с низким среднедушевым доходом во многом обусловлены существующими деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, и «работающих» бедных, занятых на финансово неблагополучных предприятиях и в бюджетных организациях. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. С учетом сказанного важнейшим приоритетом государственной социальной политики должно стать активное содействие обеспечению эффективной занятости, преодолению неоправданно заниженной цены труда. В государственной политике занятости также необходимо уделять внимание расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств. Необходимо обеспечивать соответствующий уровень образования, полноценной профессиональной подготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ. При этом немало важно сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий.
Государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддерживать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.
Из этого следует, что, во-первых, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства.
Во-вторых, государство несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест.
В-третьих, время по решению проблемы обеспечения занятости и нормального уровня трудовых доходов должно быть в равной мере разделено между государством и работником.
Итак, проблема разработки действенной политики занятости остро стоит перед правительством РФ. Действующая в настоящее время политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей во многих странах мира, будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации. Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений. В целом, на сегодняшний день, уже наблюдается тенденция по активизации мер и выходу из сложившегося положения.
Библиографический список
1. «О занятости населения в РФ» [Текст]: федер. закон: [принят Госдумой 19 апреля 1991 года N 1032−1] (с изменениями на 30 ноября 2011 года) — М: Приор, 2012 .
2.Конституция Российской Федерации [Текст]: [Принята всенар. Голосованием 12.12.1993 г.] (с изм. от 09.06.2001 г.) //Российская газета. — 1993. — 25 дек. (№ 237)
3.Буянов, М. О. Трудовое право в вопросах и ответах [Текст]: монография/ М. О. Буянов; - Москва, 2007. — 148 с. — Библиогр.: с. 141
4.Власов, В. И. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения [Текст]: В. И. Власов, О. М. Крапивин. — М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2008. — 368 с
5. Дудников С. В. Политика занятости, обеспечение социальных гарантий и компенсаций при безработице [Текст]: Бухгалтерский учет в бюджетный и некоммерческих организациях/ С. В. Дудников — 2007. — № 15. — С. 26−32.
6.Ерошин В. И. Политика занятости в сфере образования: цели и пути совершенствования [Текст]: В. И. Ерошин / Экономика образования. — 2006. — № 5. — С. 13 21.
7.Змияк С. И. Государственная политика на рынке труда: оценка эффективности [Текст]: С. И. Змияк /Человек и труд. — 2011. — № 11. — С. 15−20.
8.Иванова В. Н. Управление занятостью населения на местном уровне [Текст]: учеб. пособие для вузов/ В. Н. Иванова, Т. И. Безденежных. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 192 с.: ил. — Библиогр.: с. 168 — 180
9.Маслова, Инга. Прогнозы безработицы и корректировка политики занятости [Текст]: И. Маслова. /Человек и труд. — 2010. — № 6. — С. 29−33.
10. Шумилова Ю. В. Мониторинг спроса и предложения рабочей силы на рынке труда России [Текст]: профориентацион. социолог. исслед./Ю.В. Шумилова, С. М. Алфертьев, Л. В. Рубцов; Управление гос. службы занятости населения РФ. — Москва, 2010. — 101 с.
11.Соловьёв А. А. Профессиональное образование в России и зарубежных странах: современный мир занятости и профессиональное образование [Текст]: А.А. Соловьёв/ Инновации в проф. шк. № 6. — М., 2009. — 40 с.
12. Соловьёв А. А. Профессиональное образование в России и зарубежных странах: современный мир занятости и профессиональное образование [Текст]: А. А. Соловьёв / Инновации в проф. шк. № 5. — М., 2009. — 56 с.
13.Холостова Г. И. Рекомендации по организации опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения [Текст]: Г. И. Холостова / Гос. служба занятости. — Киров, 2009. — 26 с.
14.Соловьев А. А. Вопросы занятости и трудоустройства [Текст]: А. А. Соловьев. — М.: ПРИОР, 2007. — 96 с.
15.Старовойтова Л. И. Занятость населения и ее регулирование [Текст]: учеб. пособие/ Л. И. Старовойтова, Т. Ф. Золотарева. — М.: Академия, 2001. — 192 с
16.Сулейманова Г. В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование [Текст]: Г. В. Сулейманова. — М.: ПРИОР, 2009. — 192 с. — Библиогр.: с. 185−186
17.Лайкам К. Э. Труд и занятость в России. 2003 [Текст]: К. Э. Лайкам. — М.: Госкомстат России, 2009. — 638 с
18. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rosstat.ru
Приложения Приложение 1
Приложение 2
Экономически активное население, занятые и безработные
Эконом. активное население, тыс. человек | В том числе | Уровень экономической активности, % | Уровень занятости, % | Уровень безработицы, % | |||
занятые | безработные | ||||||
2008 г. | |||||||
в среднем за год | 67,7 | 63,4 | 6,3 | ||||
2009 г. | |||||||
в среднем за год | 67,8 | 62,1 | 8,4 | ||||
2010 г. | |||||||
в среднем за год | 67,7 | 62,7 | 7,5 | ||||
2011 г. | |||||||
в среднем за год | 68,3 | 63,8 | 6,6 | ||||
2011 г. в % к: | |||||||
2008 г. | 100,0 | 99,7 | 104,8 | ||||
2009 г. | 100,1 | 102,1 | 78,8 | ||||
2010 г. | 100,4 | 101,3 | 89,1 | ||||
Приложение 3
Уровень занятости населения в возрасте 15−72 лет без корректировки сезонных колебаний в процентах
Приложение 4
Уровень безработицы, по методологии МОТ без корректировки сезонных колебаний, в % от экономически активного населения
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9