Основные понятия конституционного права
ОГВ наделены властными полномочиями и компетенцией, объем которых устанавливается конституцией и законами, а их сущность проявляется в том, что они имеют право принимать акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы. В случае невыполнения предписаний, изложенных в актах, ОГВ наделены правом применять принуждение, которое имеет разные формы реализации. Во-первых, например, в Германии… Читать ещё >
Основные понятия конституционного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Соотношение понятий «конституционное право» и «государственное право»
2. Конституционное право — отрасль права: понятие, предмет и метод правового регулирования
3. Конституционное право — учебная дисциплина
4. Общая характеристика Конституции Российской Федерации
Список литературы
1. Соотношение понятий «конституционное право» и «государственное право»
Среди российских и зарубежных ученых спор о наименовании отрасли права, а также соответствующим ей науки и учебной дисциплины длится уже несколько десятилетий: «конституционное» или «государственное» право.
Однако до сих пор не выработано единство мнений по этой проблеме.
Существует три основных точки зрения (теории) на соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право:
эти два понятия являются тождественными, употребляются как идентичные;
термин «конституционное право» шире понятия «государственное право», понятие же «государственное право» иногда считается неприемлемым;
понятие «государственное право» шире понятия «конституционное право».
Теория первая: понятие «государственное право» и понятие «конституционное право» употребляются как идентичные, отождествляются В США, Франции, Великобритании используется термин «конституционное право».
В Германии, Швейцарии — «государственное право».
В дореволюционной России использовались оба названия (хотя собственно конституции в стране не было, что вызвало спор о понятиях).
Если считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляется тот или иной термин — «конституционное» или «государственное» право — примерно одинаков.
Выбор термина скорее диктуется национальной традицией словоупотребления.
Так, страны англо-саксонской правовой системы традиционно используют термин «конституционное право». Они связывают его применение с утверждением в этих странах в 19 веке конституционного государственного строя, основными признаками которого являются:
— приоритет прав и свобод человека и гражданина;
— судебная защита этих прав;
— разделение властей и др.
Для стран германской системы характерно употребление термина «государственное право».
Теория вторая: термин «конституционное право» шире понятия «государственное право», понятие же «государственное право» иногда считается неприемлемым Понятие «конституционное право» связывается с наличием в государстве конституции как Основного закона страны, конституционного государственного строя. На основе именно конституционных норм формируются все государственно-правовые институты.
Понятие «конституционное право» призвано повысить роль и значение Конституции, уважение к ней.
Например, после 1917 года название «государственное право» стало более распространенным в России по двум причинам:
малозначительная и формальная роль социалистической конституции 1918 года;
тотальное огосударствление всех сфер общественной жизнедеятельности.
Сегодня сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право».
Большинство обозначают основополагающую отрасль правовой системы «конституционное право» независимо от того, существует ли в стране конституционный государственный строй или нет.
К тому же для неспециалистов термин «конституционное право» является более доступным. Именно это понятие ассоциируется у них с конституционализмом и демократией.
Германский ученый Хессе объяснил примат понятия «конституционное право» над понятием «государственное право» следующим образом:
поскольку конституция как Основной закон страны не ограничивается установлением основ только государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (собственность, брак и т. д.), постольку «конституционное право» шире понятия «государственное».
Теория третья: понятие «государственное право» шире понятия «конституционное право»
Ученые по-разному аргументируют эту концепцию.
Во-первых, например, в Германии для обозначения учебной дисциплины часто используются термины «государственное право» или «публичное право», которые охватывают в том числе и конституционное, и административное, и некоторые другие отрасли права. Конституционное право в данном случае часто характеризуют как составную часть, центральную сферу государственного права.
Во-вторых, не все правовые нормы, регулирующие те или иные аспекты общественной жизни, имеют отношение и нашли закрепление только в Конституции. В Основном законе нет огромного количества государственно-правовых норм: государственно-процессуальных норм, многих норм о статусе депутата, многих норм об избирательной системе, норм о положении органов государственной власти субъектов федеративного государства и т. д.
Итак, на современном этапе многие ученые так и не найдя единого решения по вопросу наименования отрасли, используют двойное название «конституционное (государственное) право».
2. Конституционное право — отрасль права: понятие, предмет и метод правового регулирования
Конституционное право как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные основополагающие общественные отношения, складывающиеся в сфере основ:
— государственного (конституционного) строя;
— правового статуса личности;
— государственно-территориального устройства (федеративного устройства);
— организации и деятельности органов государственной власти;
— организации и деятельности органов местного самоуправления.
В основу деления права на отрасли положены два критерия:
1) предмет правового регулирования;
2) метод правового регулирования.
Из курса теории права известно, что предметом любой отрасли права являются общественные отношения, на которые распространяют свое действие нормы данной отрасли права.
Предмет правового регулирования отрасли конституционного права отвечает на вопрос:
Что регулирует данная отрасль как совокупность правовых норм?
Из определения отрасли конституционного права следует, что предметом ее правового регулирования являются наиболее важные основополагающие общественные отношения, складывающиеся в сфере основ:
— государственного (конституционного) строя;
— правового статуса личности;
— государственно-территориального устройства;
— организации и деятельности органов государственной власти;
— организации и деятельности органов местного самоуправления.
Необходимо отметить, что предметом правового регулирования отрасли конституционного права являются только фактические действующие и основополагающие общественные отношения.
Метод правового регулирования отрасли конституционного права — это совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения и их участников.
Метод правового регулирования отрасли конституционного права отвечает на вопрос: каким образом нормы права регулируют (воздействуют) на общественные отношения и их участников?
Методы правового регулирования отрасли адекватны приемам и способам правового воздействия.
Конституционно-правовые нормы могут оказывать следующие виды воздействия на общественные отношения и их участников:
— управомочивающее;
— обязывающее;
— дозволяющее;
— запрещающее и т. д.
3. Конституционное право — учебная дисциплина
Конституционное право как учебная дисциплина — это совокупность правовых знаний о конституционном праве как отрасли и как науке.
Учебная дисциплина конституционного права имеет значительно более узкое содержание, чем одноименная отрасль и наука. Оно ограничено рамками учебного курса и учебной программы.
Из науки конституционного права учебная дисциплина черпает разрабатываемые ей теоретические определения, классификации — теорию вопроса.
Из отрасли конституционного права учебная дисциплина берет умение применять на практике конституционно-правовые нормы, законы — практику вопроса.
Учебная дисциплина конституционного права преподается во всех юридических ВУЗах и факультетах.
Универсальным отражением системы и содержания учебного курса (дисциплины) является учебник.
В общем, структурном виде некоторые ученые говорят о следующей системе учебного курса (дисциплины) конституционного права:
1) основы теории конституционного права, которые включают учение о предмете, методе, источниках конституционного права, о конституционно-правовых нормах, правоотношениях и т. д.;
2) общая часть, которая анализирует основы государственного конституционного строя, государственно-территориальное устройство, основы правового статуса личности, основы организации и деятельности органов государства;
3) особенная часть, которая рассматривает особенности механизма организации и деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом,
основы теории конституционного права и общая часть содержат положения и нормы, которые являются стабильными, они не подвержены частым сиюминутным изменениям;
особенная часть — содержит нормы более гибкие, переменчивые.
конституционный государственный право власть
4. Общая характеристика Конституции Российской Федерации
Основы государственного (конституционного) строя — это система конституционных устоев государства и общества и возникающих в их сфере общественных отношений как предмет конституционно-правового регулирования.
Любое государство действует на общественные отношения через систему органов или учреждений, которые в своей совокупности образуют государственный механизм.
Государственное учреждение — это звено государственного механизма, не принимающее властных решений по отношению к другим лицам и обслуживающее либо население (школа, бытовая сфера), либо государство в целом (армия, полиция).
Государственный орган (орган государственной власти) — звено государственного механизма, которое создается в строго определенном порядке, наделен властными полномочиями и функциями, действует в присущих ему организационно-правовых формах для решения стоящих перед ним задач.
Отличительные признаки органов государственной власти от других организаций общества ОГВ образуются в строго установленном законом порядке.
ОГВ наделены властными полномочиями и компетенцией, объем которых устанавливается конституцией и законами, а их сущность проявляется в том, что они имеют право принимать акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы. В случае невыполнения предписаний, изложенных в актах, ОГВ наделены правом применять принуждение, которое имеет разные формы реализации.
ОГВ уполномочены государством осуществлять задачи и функции (например, Глава государства — гарант прав и свобод человека и гражданина, целостности государства; Правительство — осуществляет исполнительные функции).
ОГВ действуют в присущих им организационно-правовых формах, то есть каждый орган государственной власти по вопросам своей компетенции принимает определенные нормативные акты.
ОГВ являются составной частью единой системы государственного механизма, государственного аппарата.
Принципы формирования и деятельности органов государственной власти Принцип законности. Каждая власть в государстве должна создаваться и действовать в строгом соответствии с законом.
Принцип демократизма. Демократизм заключается в возможности сочетания различных способов формирования и деятельности ОГВ. Демократия бывает двух видов: 1) непосредственная; 2) представительная.
Непосредственная демократия основывается на понятии народный суверенитет — верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. Народный суверенитет реализуется через референдум, выборы, общественные объединения, профсоюзы, митинги, демонстрации, шествия и т. д.
Представительная демократия, которая связана уже с деятельностью сформированных народом или иным способом органов государственной власти, основывается на понятии государственный суверенитет — верховное, неотчуждаемое право государства независимо от какого-либо иного государства решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера.
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную предполагает взаимодействие государственных органов и их ограничение друг другом. Основой принципа разделения властей принято называть «систему сдержек и противовесов», которая связана с:
— ограничением полномочий ОГВ и должностных лиц определенным сроком;
— несовместимостью депутатского мандата с занятием другой оплачиваемой деятельностью;
— правом «вето» на законопроекты;
— возможностью роспуска парламента;
— контролем за законодательной властью;
— возможностью вынесения вотума недоверия правительству;
— независимым правосудием.
По организационно-правовым формам деятельности различают:
— законодательные (парламенты различных стран);
— исполнительные (правительство, министерства, ведомства);
— судебные (суды);
— контрольно-надзорные (прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законов; счетные палаты, осуществляющие контроль за использованием финансовых средств).
По субъекту формирования:
— представительные (первичные) — как правило все выборные органы;
— производные (формируемые иными государственными органами) — например, парламент часто является выборным органом, который представляет интересы народа, но сам парламент участвует в назначении на должность и освобождении от должности других должностным лиц, например, главу правительства, председателя счетной палаты.
По территории деятельности:
— центральные, компетенция которых распространяется на территорию всей страны;
— региональные, компетенция которых распространяется на часть территории страны (субъекта федерации, земли, штата и т. д.);
— местные, компетенция которых распространяется на территорию муниципального образования, округа.
По характеру компетенции:
— общей компетенции — парламент;
— специальной компетенции — министерство.
По способу принятия решения (осуществления властных полномочий):
— коллегиальные — правительство, принимает решения всем составом правительства;
— единоначальные — министерства, принимают решения единолично министры.
К понятию государственного (конституционного) строя можно подойти двумя способами:
1) через системы общественных отношений, возникающих в сфере конституционных устоев государства и общества (с этой точки зрения необходимо охарактеризовать 4 группы систем общественных отношений — политическую, экономическую, социальную, духовно-культурную);
2) через характеристики России как государства, закрепленные в главе 1 первой Конституции «Основы конституционного строя».
В данном случае представлена вторая точка зрения, согласно которой:
Российская Федерация — Россия — есть демократическое государство (ст. 1 Конституции);
правовое государство (ст. 1 Конституции);
федеративное государство (ст. 1 Конституции);
государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции);
социальное государство (ст. 7 Конституции);
светское государство (ст. 14 Конституции).
Характеристики России как демократического и правового государства приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2)
принцип народовластия (народного суверенитета) — ст. 3
верховенство права и верховенство закона (ч. 2 ст. 4, ст. 15)
принцип единого и равного гражданства (ст. 6)
принцип разделения властей (ст. 10, ч. 1 ст.11)
идеологический плюрализм (ст. 13)
политический плюрализм (ст. 13)
Характеристики России как федеративного государства с республиканской формой правления принцип государственного суверенитета (ч. 1 ст. 4)
единство территории РФ (ч. 3 ст. 4)
равноправие субъектов (ст. 5, глава 3)
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 11, ст. 5 ч.3, глава 3)
принцип разделения властей (ст. 10, ст. 11)
выборность и сменяемость главы государства, ограничение срока полномочий Президента (ст. 80, ст. 81).
Характеристики России как социального и светского государства
1. понятие социального государства (ст. 7 ч. 1), составляющие собственно социальной политики государства (ч. 2 ст. 7); кроме собственно основ социальной политики основу социального государства составляют основы экономической политики (ст. 8, ст. 9)
2. понятие светского государства (ст. 14)
1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) М.: Проспект, 2009 — 192 с.
2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации М.: Норма, 2004 — 800 с.
3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2006 — 480 с.
4. Конституция Российской Федерации: комментарий / под общей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М.: «Юридическая литература», 2008 — 624 с.
5. Основы государства и права / под редакцией С. А. Комарова. М.: «Манускрипт», «Остожье», 2008 — 320 с.