Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление конкурентоспособностью субъекта производственного предпринимательства в условиях экономического кризиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе диссертационного исследования нами был проведен анализ понятийного содержания экономической категории «конкурентоспособность». Это позволило автору обосновать актуальность введения термина «конкурентоспособность субъекта производственного предпринимательства» особенностями организации процесса реализации задач производства и законов развития конкуренции на рынке продукции. Под ним… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
    • 1. 1. Исторические предпосылки формирования конкуренции в производственном предпринимательстве
    • 1. 2. Теории развития предпринимательства в условиях циклических экономических кризисов
    • 1. 3. Информационное обеспечение конкурентоспособности субъекта производственного предпринимательства в условиях экономического кризиса
  • ГЛАВА II. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЕЙ
    • 2. 1. Анализ и прогнозирование состояния мировых рынков производства и сбыта автомобилей
    • 2. 2. Оценка антикризисных мероприятий в отечественной сфере производства автомобилей
    • 2. 3. Эффективность предпринимательской деятельности ОАО «ГАЗ»
  • ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОАО «ГАЗ» В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
    • 3. 1. Дифференциация ключевых показателей эффективной предпринимательской деятельности ОАО «ГАЗ» в условиях экономического кризиса
    • 3. 2. Разработка механизма управления конкурентоспособностью ОАО «ГАЗ» в условиях экономического кризиса
    • 3. 3. Формирование антикризисной стратегии управления конкурентоспособностью в отечественной сфере производства автомобилей

Управление конкурентоспособностью субъекта производственного предпринимательства в условиях экономического кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. В условиях мирового экономического кризиса задача эффективного управления конкурентоспособностью для отечественных субъектов производственного предпринимательства стала особенно актуальной. Это обусловлено тем, что негативные последствия кризиса в значительной степени ослабили позиции товарных производителей на внутреннем и зарубежном рынках. Необходимо не только проводить анализ внутреннего и внешнего рынков, маркетинговые исследования, но и выявлять свои потенциальные возможности и слабые стороны, уязвимые места конкурентов. Следует развивать инструментарий, позволяющий регулировать уровень собственной конкурентоспособности. В связи с этим своевременным и необходимым является совершенствование форм, методов, моделей разработки практических рекомендаций в сфере управления конкурентоспособностью субъектов производственного предпринимательства.

По нашему мнению, объем и направления проводимых исследований по проблемам управления конкурентоспособностью субъектов сферы производства в условиях экономического кризиса являются недостаточными. Детальное изучение проблемы формирования конкурентоспособности субъектов производственного предпринимательства представляет широкие возможности для разработки путей ее повышения и эффективного управления. Вышеизложенное и обусловило выбор темы диссертационной работы, предопределило цель, задачи, объект и предмет исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В России исследованию проблем конкурентоспособности посвящены работы таких ученых, как: Андрианов В. Д., Бобрышев Д. К., Бойко М. В., Вигдорчик Е. А., Долинская М. Г., Завьялов П. С., Коробов Ю. И., Кортнов Ю. А., Липсиц И. В.,.

Львов Д.С., Моисеева Н. К., Нещадин А. Ю., Рубин Ю. Б., Светуньков С. Г., Соловьев И. А., Фатхутдинов P.A., Шустов В. В., Юданов А. Ю. и др.1.

Отдельные аспекты конкуренции и конкурентоспособности отражены в работах таких зарубежных ученых, как: Ансофф И., Брю С. Л., Вальрас Л., Гэлбрейт Дж.К., Доллан Д., Макконал К. Л., Маршалл А., Портер М., Рикардо Д., Смит А., Уотермен Р., Чемберлен Э., Шумпетер Й. и др.2.

Цель диссертационного исследования — разработка организационно-методических положений и практических рекомендаций по повышению эффективности управления конкурентоспособностью отечественного субъекта производственного предпринимательства в условиях экономического кризиса.

Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

• систематизировать теории конкуренции и выделить актуальные для развития предпринимательской деятельности в сфере производства;

• обосновать значимость и ключевые точки совершенствования процесса информационного обеспечения деятельности субъекта.

1 Андрианов В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике. — М.: Экономист, 1997; Бобрышев Д. К. Конкурентоспособность — стратегическая цель фирмы. Проблемы технологии, управления и экономики / Под общ. ред. Панкова В. А. — 4.1. — Н. Новгород, 2002; Бойко М. В. Теория несовершенной конкуренции и рыночный механизм. Соревнование двух систем.- М.: Наука, 1990; Долинская И. Г., Соловьев H.A. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. — М.: Изд-во Стандартов, 1991; Завьялов П. С. Промышленная политика государства как средство активного воздействия на конкурентоспособность. -М.: Маркетинг. 1996, № 4- Коробов Ю. И. Теория и практика конкуренции. — Саратов: Саратовская государственная экономическая академия, 1996; Кортнов Ю. А. Ориентация экономики на конкурентоспособность. — М.:Экономист, 1997; Львов Д. С. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. — М.: Экономика, 2005; Моисеева Н. К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. — М.: Финансы и статистика, 2005; Вигдорчик Е. А., Нещадин A.A., Липсиц И. В. и др. Трудный поиск конкурентных стратегий. — М.: ЭКО, 1998; Рубин Ю. Б., Шустов В. В. Конкуренция: реалии и перспективы. — М.: Знание, 1990; Светуньков М. Г., Светуньков С. Г. Предпринимательство и инновации. — Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2010; Фатхутдинов P.A. Управление конкурентоспособностью организации. — 2-е изд. — М.: Изд-во Эксмо, 2005; Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика — 2-е изд. — М.: Гном-Пресс, 1998.

2 Ансофф И. Стратегическое управление — Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989; Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии, 1874- Гэлбрейт Д. Экономические теория и цели общества. — М.: Прогресс, 1977; Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок, микроэкономическая модель // Спб.: Автокомп, 1992; Макконелл K.P., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика — Пер. с англ. — М.: Республика, 1995; Маршалл А. Принципы экономической науки. — М.: Прогресс, 1993; Портер М. Конкуренция. — М.: «Вильяме», 2005; Рикардо Д. Принципы политэкономии и налогообложения, 1817- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Соцэкгиз, 1962; Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании — Пер. с англ., Зотов В. В., Штернгарц М. З., Рысин B.T. — М.: Прогресс, 1988; Хайек Ф. А. Познание, конкуренция и свобода. — СПб.: Пневма, 1999; Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции. — М.: Изд. Экономика, 1996; Шумпетер Й. Теория экономического развития — Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1982. производственного предпринимательства в условиях экономического кризиса;

• определить способы оптимизации использования ресурсного обеспечения субъекта предпринимательства в условиях необходимости реорганизации его деятельности и формирования конкурентных преимуществ на рынке сбыта автомобилей;

• структурировать стратегический потенциал субъекта предпринимательства в сфере производства автомобилей;

• разработать подход к эффективному управлению конкурентоспособностью субъекта производственного предпринимательства в условиях экономического кризиса.

Объектом исследования явилось ОАО «ГАЗ» («Группа компаний ГАЗ») как субъект отечественного производственного предпринимательства в сфере производства автомобилей.

Область исследования. Исследование проведено в рамках п. 8.1. «Развитие методологии и теории предпринимательстваразработка методики организации предпринимательской деятельности в различных формах предпринимательства" — п. 8.13. «Стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности" — п. 8.22. «Обеспечение устойчивости развития предпринимательских структур в условиях экономического кризиса» специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством» паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Предметом исследования послужила область организационно-экономических отношений в процессе управления конкурентоспособностью субъекта производственного предпринимательства в условиях экономического кризиса.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области исследования проблем поддержания и повышения конкурентоспособности субъектов предпринимательства. Информационную базу исследования составили российская и зарубежная специальная литература по вопросам предпринимательства и конкурентоспособности, публикации в периодической печати, официальные сайты предприятий и организаций сферы производства, статистические и финансовые отчеты, размещенные в СМИ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке механизма управления конкурентоспособностью отечественного предприятия в условиях экономического кризиса на основе реорганизации производства и сбыта автомобилей, внедрения информационных технологий в процесс поддержки жизненного цикла продукции и перехода к трансфертному ценообразованию.

Основные научные результаты, полученные автором, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

• уточнен и дополнен понятийный аппарат экономики предпринимательства в сфере управления конкурентоспособностью производственного предприятия, в который предлагается включить понятие «конкурентоспособность субъекта производственного предпринимательства»;

• дано теоретическое обоснование развития системы информационного обеспечения деятельности субъекта предпринимательства сферы производства автомобилей на основе внедрения САЬЗ-технологий на всех этапах поддержки жизненного цикла продукции;

• разработаны методические рекомендации по управлению конкурентоспособностью ОАО «ГАЗ» в условиях экономического кризиса по этапам формирования и использования конкурентных преимуществ, повышения адаптационных свойств субъекта, а также укрепления его позиций на рынках сбыта;

• выявлены и систематизированы меры и способы поддержания и повышения конкурентоспособности ОАО «ГАЗ» на основе совершенствования организационно-технического уровня производства, инновационности технологий, повышения качества продукции и сервиса потребителей;

• структурирован организационно-экономический механизм реализации антикризисной стратегии ОАО «ГАЗ» по направлениям производства и сбыта автомобильной продукции с выделением системообразующих мероприятий на каждом этапе.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теорий конкуренции, позволивших выявить ряд факторов, воздействующих на конкурентоспособность отечественного производственного предприятия и обобщении конкурентных преимуществ современных производителей автомобильной продукции в условиях экономического кризиса.

Материалы диссертации могут быть использованы также при подготовке и проведении занятий по дисциплинам «Стратегический менеджмент», «Производственный менеджмент» и «Экономика фирмы» для студентов высшего профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты диссертационного исследования использованы в качестве рекомендаций при решении производственно-сбытовых задач повышения эффективности предпринимательской деятельности организации в условиях воздействия экономического кризиса.

Результаты исследования могут быть применены в рамках разработки программ реструктуризации деятельности отечественного производственного предприятия, а также при формировании стратегии субъекта предпринимательства в условиях усиления конкуренции на отечественном рынке сбыта.

Апробация результатов исследования. Полученные результаты диссертационного исследования были внедрены в ООО «ЛиАЗ» (входит в дивизион «Автобусы „Группа ГАЗ“») в рамках реализации стратегии развития с учетом изменения факторов экономической среды и существенной корректировки спроса на автомобильную продукцию.

Результаты диссертационного исследования были использованы при проведении практических занятий по дисциплине «Стратегический менеджмент» в НОУ ВПО «Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы».

Основные результаты проведенного исследования докладывались на III научно-практической конференции «Предпринимательство и его место в экономике современной России» (Москва, 2008 г.), 4-й ежегодной международной научно-практической конференции «Экономика и предпринимательство: стратегия и тактика реформ-2009» (Барнаул, 2009 г.), Всероссийской заочной научно-практической конференции (Мурманск, 2009 г.), научно-практической конференции «Найденовские Чтения» (Москва, 2010 г.), 61-ой Открытой студенческой научно-технической конференции (СНТК МАМИ-2011) (Москва, 2011 г.).

Публикации: основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 19 публикациях автора общим объемом 7,74 п.л., в т. ч. в изданиях, рецензируемых ВАК — 7 статей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В ходе диссертационного исследования нами был проведен анализ понятийного содержания экономической категории «конкурентоспособность». Это позволило автору обосновать актуальность введения термина «конкурентоспособность субъекта производственного предпринимательства» особенностями организации процесса реализации задач производства и законов развития конкуренции на рынке продукции. Под ним понимается характеристика, отражающая уровень бифуркационной способности субъекта производственного предпринимательства при повышении уровня самоорганизации его производственного, финансового, информационного, инновационного, трудового и научно-технического потенциала по сравнению с конкурентами в условиях удовлетворения потребностей рынка.

2. Автор сделал вывод, что для понимания процессов развития производства России в условиях кризиса особую актуальность приобретают исследования феномена длинных волн в экономике. События 2007;2008 гг. в мировой экономике не стали исключением. В понижательной стадии цикла Кондратьева экономика развивается неустойчиво, впадая временами в глубокие, а порой и разрушительные кризисы. На сегодняшний день мировая экономика оказалась в понижательной стадии пятого кондратьевского цикла и, согласно учению Кондратьева, на этом этапе можно было с высокой вероятностью предвидеть крупные финансовые потрясения.

Как показал проведенный в диссертации анализ, у России есть возможность совершить инновационно-технологический прорыв на повышательной волне грядущего шестого цикла Кондратьева (2018—2060 гг.). Страна на сегодня располагает для решения этой задачи достаточной финансовой базой, сохранившимся высоким научным потенциалом и огромными человеческими ресурсами, которым надлежит привести инновационный механизм в действие.

3. В ходе диссертационного исследования автором была оптимизирована система информационного обеспечения управления конкурентоспособностью субъекта производственного предпринимательства в условиях экономического кризиса, основной задачей которой является создание условий, обеспечивающих рациональную обработку и быстрое предоставление информации пользователю в нужное ему время с определением его прав на ее использование. Особое значение в данной ситуации приобретают CALS-технологии31.

Они представляют собой современный подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла товара, обеспечивающая единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков/производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, реализованная в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными. Применение CALS-технологий позволяет существенно сократить объёмы проектных работ, так как описания многих составных частей оборудования, машин и систем, проектировавшихся ранее, хранятся в унифицированных форматах данных сетевых серверов, доступных любому пользователю технологий CALS. Существенно облегчается решение проблем ремонтопригодности, интеграции продукции в различного рода системы и среды, адаптации к меняющимся условиям эксплуатации, специализации проектных организаций и т. п.

По нашему мнению, внедрение CALS-технологий в деятельность ОАО «ГАЗ» окажет положительное влияние на систему комплексного информационного обеспечения предприятия. Анализ информационных.

31 Continuous Acquisition and Life cycle Support — непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла материалов позволил автору выявить ряд основных аспектов, определяющих эффективность применения СЛЬБ-технологий. К их числу относятся:

• компьютерная автоматизация, позволяющая повысить производительность основных процессов и операций создания информации в ОАО «ГАЗ»;

• информационная интеграция процессов ОАО «ГАЗ», обеспечивающая совместное и многократное использование одних и тех же данных;

• переход к безбумажной организации процессов в ОАО «ГАЗ».

Внедрение САЬ8-технологий приводит к существенной экономии и получению дополнительной прибыли, поэтому их внедрение и использование в отечественных субъектах производственного предпринимательства может стать серьезным конкурентным преимуществом на рынке технической продукции.

4. В процессе диссертационного автором выделены тенденции развития автомобильной отрасли России и взаимодействия с мировыми автомобильными рынками, а также проанализирован комплекс антикризисных мер по поддержанию отечественного автомобилестроения, реализуемых в последние годы. Автором проведен анализ результатов деятельности ОАО «ГАЗ», выявлены направления повышения конкурентоспособности компании в условиях экономического кризиса. Наличие развитой системы производства и эффективной предпринимательской деятельности в сфере производства автомобилей являются важными факторами для успешного экономического и социального развития Российской Федерации. Автомобильное производство обладает необходимым научным потенциалом, квалифицированными инженерными кадрами и специалистами для создания и внедрения перспективных технологий.

5. Автором выделены актуальные направления развития деятельности ОАО «ГАЗ», которым необходимо уделять особое внимание для завоевания конкурентных преимуществ в условиях экономического кризиса. Прежде всего, к ним относятся:

• сбалансированное обновление ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с требованиями отечественного автомобильного рынка по соотношению цена-качество;

• освоение новых технологий, внедрение процедур информационного и технического обеспечения (в т.ч. CALS-технологий);

• повышение качества продукции (соответствие стандартам качества ISO 9001−2008);

• повышение гибкости и эффективности производства автомобилей;

• снижение совокупных издержек и затрат;

• разработка методов стимулирования сбыта (испытание и проверка продукции ОАО «ГАЗ» потребителями, «подарок за покупку», скидки с цены, продажа в кредит и др.).

6. По результатам исследования автором выделен перечень ключевых составляющих стратегического потенциала, которые в условиях экономического кризиса должно использовать предприятие, производящее автомобили.

7. По результатам проведенного диссертационного исследования автором предлагается антикризисная стратегия управления конкурентоспособностью ОАО «ГАЗ». Блоки стратегии объединены единым принципом — каждый из них обеспечивает решение проблемы поддержания и повышения конкурентных преимуществ и адаптационных свойств ОАО «ГАЗ», а также укрепления позиций на внешнем и внутреннем рынках в условиях экономического кризиса.

8. Автором был сформирован организационно-экономический механизм реализации стратегии ОАО «ГАЗ», что позволит исследуемому предприятию управлять составными частями производства и реализации автомобильной продукции сбалансировано и постепенно стабилизировать экономическое положение по ключевым показателям.

9. В условиях экономического кризиса диагностика внешних и внутренних факторов конкурентоспособности компании позволяет найти ее конкурентные преимущества и формировать для их реализации портфели новшеств и инноваций. В ходе диссертационного исследования автором выявлены направления поддержания и повышения конкурентоспособности ОАО «ГАЗ» в условиях экономического кризиса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. М.: Издательство стандартов, 1984.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  4. Федеральный Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» с изм. и доп.
  5. Федеральный Закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
  6. CALS (Поддержка жизненного цикла продукции): Руководство по применению / Министерство экономики РФ- НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика" — ГУП «ВИМИ», 1999.
  7. Г. В. Информационные технологии в экономике. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005.
  8. К.А. Методы оптимизации качества, надежности и эффективности процессов создания и освоения новой продукции. М.: Знание, 1986.
  9. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике. М.: Мировая экономика и международные отношения, 2000.
  10. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  11. И. Новая корпоративная стратегия. пер. с англ. — СПб: Издательство «Питер», 1999.
  12. В.Е. Техника стабильного предпринимательства. М.: Известия, 2000.
  13. А.Н. и др. Управление фирмой на основе разработки стратегий ее развития. СПб.: Международная Академия менеджмента, 2003.
  14. А.Н. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности. СПб: AHO ИПЭВ, 2007.
  15. А.Н. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства. СПб: AHO ИПЭВ, 2010.
  16. Н.В., Багиев Г. Л., Лейдиг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
  17. И.И. Информационные системы менеджмента. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  18. И.Т. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2001.
  19. И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 1994.
  20. К.В., Уткин В. Б. Информационные системы в экономике. М.: Дашков и К, 2008.
  21. Г. Н. Основы предпринимательства. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.
  22. В.Я. Региональная экономика: проблемы качества. М.: АСМС, 2001.
  23. И.А. Управление прибылью. М.: Ника-Центр, 2007.
  24. Д.К. Конкурентоспособность — стратегическая цель фирмы. Проблемы технологии, управления и экономики / Под общ. ред. Панкова В. А. 4.1. — Н. Новгород, 2002.
  25. Д. Основы менеджмента / Пер. с англ. Ю. Н. Каптуревского, Ю. Писаренок. СПб.: Питер, 1999.
  26. М.В. Теория несовершенной конкуренции и рыночный механизм. Соревнование двух систем. М.: Наука, 1990.
  27. Г. В. Предпринимательство. Ставрополь: СГУ, 2008.
  28. В.В. Управление стоимостью бизнеса. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
  29. A.M., Нейлбафф Б. Управление в условиях неопределенности / Под ред. Р. Пискотина, Е. Харитонова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  30. М.И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М, 2000.
  31. С. В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
  32. . Конкурентоспособность: Общий подход / Проект Российско-Европейского Центра Экономической Политики (РЕЦЭП). М., 2005.
  33. , С.А. Управление качеством продукции. М.: ИНФРА-М, 2002.
  34. М.А. Управленческий анализ. М. Омега-Л, 2008.
  35. Е.А., Нещадин A.A., Липсиц И. В. и др. Трудный поиск конкурентных стратегий. М.: ЭКО, 1998.
  36. С.Н., Балдин К. В. Системный анализ и управление рисками в предпринимательстве. Воронеж: Изд. НПО МОДЭК, 2009.
  37. .И. Качество, эффективность и потребительская оценка системы технических изделий. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002-
  38. A.B. Основы управления качеством продукции 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РИА Стандарты и качество, 2001.
  39. Т.В. Экономика и организация производства на предприятии. Самара: Изд-во СГАУ, 2007.
  40. , Е.П. Сегментация и позиционирование. М.: Маркетинг в России и за рубежом, 2001.
  41. З.В. Организация предпринимательской деятельности. -Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004-
  42. М.Я. Предпринимательство. М.: ЮНИТИ, 2009.
  43. Н.Л., Карякина И. И. Организация производства на предприятиях отрасли / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово, 2000.
  44. Д. Экономические теория и цели общества. М.: Прогресс, 1977.
  45. А.Н., Барабанов В. В., Судов Е. В., Подколзин В.Г. CALS-технологии или информационная поддержка жизненного цикла продукта. -М.: Проблемы продвижения продукций и технологий на внешний рынок, 1998.
  46. A.JT. Управление качеством информационных услуг. М.: Перспектива, 2001.
  47. Ди Ч. Ф., Финнерти Дж. И. Финансы корпораций: теория, методы и практика / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000.
  48. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок, микроэкономическая модель. Спб.: Автокомп, 1992.
  49. И.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во Стандартов, 1991.
  50. Друкер Питер Ф. Бизнес и инновации. М.: Изд. дом Вильяме, 2007.
  51. И.А. Организация и планирование производства на предприятиях. М.: МГУПБ, 2000.
  52. A.A., Кузин Д. В. и др. Предпринимательство в конце XX века. -М.: Наука, 1992.
  53. Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки. М.: Маркетинг в России и за рубежом, 2001.
  54. В.М. Энциклопедия начинающего предпринимателя: практические рекомендации. М.: Бук-пресс, 2006.
  55. В.В., Артюхова Т. З., Косов В. Б., Мациевский Н. С. Организация предпринимательской деятельности. Томск: Изд-во ТПУ, 2004.
  56. П.В. и др. Экономика предприятия и предпринимательской деятельности. М.: Экзамен, 2008.
  57. П.С. Промышленная политика государства как средство активного воздействия на конкурентоспособность. М.: Маркетинг. 1996, № 4.
  58. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М.: Инфра-М, 2002.
  59. А.Ю. Прикладные модели и методы внутрифирменного управления. М.: ИПУ РАН, 2003.
  60. , У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии. Уфа: УГАТУ, 1999.
  61. И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях. М.: ИНФРА-М, 2008.
  62. С.Д., Гохберг Л. М., Ягудин С. Ю. и др. Инновационный менеджмент. М.: Изд. — ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  63. А.Е. Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса М.: Результат и качество, 2005.
  64. И. Конкуренция и предпринимательство. М.: ЮНИТИ, 2001.
  65. Дж.М. Конкуренция как динамический процесс / Всемирная история экономической мысли. В 6-ти тт. Т.5. М. Мысль, 1994.
  66. М. И. Конкурентные стратегии. СПб., 2000.
  67. А. В. Стратегическое планирование и управление инновативным предприятием / Управление наукой в странах ЕС. М.: Наука, т. 3, 1999.
  68. А. А. Информационные технологии в экономике и управлении.-СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
  69. Н.Д., Опарин Д. И. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждение в Институте экономики. М., 1928.
  70. Конкурентное право Российской Федерации / Васильев Н. В., Горячева Ю. Ю., Доронина Н. Г. и др. М.: Логос, 1999.
  71. Ю.И. Теория и практика конкуренции. Саратов: Саратовская государственная экономическая академия, 1996.
  72. Ю.А. Ориентация экономики на конкурентоспособность. М.: Экономист, 1997.
  73. . Ф. Маркетинг, менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль 2-е изд., пер. с англ. — СПб.: Питер Ком, 1999.
  74. . Ф. Маркетинг Пер. с англ. — СПб.: Питер Ком, 2001.
  75. .Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. М.: Экономика, 2008.
  76. Л.П. Экономическая теория / учеб. пособие. М.: Пресс-сервис, 1998.
  77. Л.П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов. М.: Вуз и школа, 2001.
  78. М.Г. Предпринимательство. М.: Инфра-М, 2008.
  79. А.И., Судов Е.В. CALS сопровождение жизненного цикла. -М.: Открытые системы, 2001.
  80. В.Л. Управление зарубежной промышленной фирмой: курс лекций. Новосибирск, 1995.
  81. Д.С. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. -М.: Экономика, 2005.
  82. Е.И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью. М.: Изд. Омега-Л, 2009.
  83. И.М. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. М.: Маркетинг, 1996.
  84. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. М.: Республика, 1995.
  85. Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования / Пер. с англ. М.: МетаТехнология, 1993.
  86. А. Принципы экономической науки. T.l. М.: Прогресс, 1993-
  87. В.В., Крылов В. Г. Процессно-стоимостное управление бизнесом. М.: Инфра-М, 2009.
  88. О. В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: Издательство «Познавательная книга плюс», 1999.
  89. Н. К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993.
  90. H.K. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 2005.
  91. Т.Г., Пикулькин A.B. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  92. С.П., Наливайченко Е. В. Организация проектирования предприятий. Симферополь: ООО ДкайПи, 2007.
  93. Н.В. Экономика предприятий автомобильного транспорта.- М.: Изд. центр МарТ, 2008.
  94. Н.И., Пашуто В. П. Организация, планирование и управление производством. М.: Финансы и статистика, 2007.
  95. С.Г., Ягирская О. В. Промышленно-финансовая интеграция. 4.2. Зоны свободного предпринимательства 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
  96. В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.97.0мельченко Е. В. Российское предпринимательство: проблемы роста. М.: ЖАР, 2003.
  97. Ю.А. Организация производства на предприятиях машиностроения. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010.
  98. Н. С. Инновационные менеджмент и маркетинг на промышленном предприятии. М.: Экономика и управление в машиностроении, 2008.
  99. В.В. Интеллектуальные активы и инновации: проблемы оценки, учета и управления Монография. — СПб.: СПбГУЭФ, 2008.
  100. Ю. А. Автоматизированные системы обработки экономической информации. Тюмень: ТГУ, 2008.
  101. И.А., Унгаева И. Ю. Планирование на предприятии. Улан- Удэ: Изд. ВСГТУ, 2004.
  102. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  103. В.П., Евстафьева Е. В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. СПб.: Питер, 2007.
  104. Промышленность России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
  105. Промышленность России. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.
  106. В.В. Основные подходы к анализу конкуренции. М.: TopManager, 2005, № 11.
  107. , В.П. Интеллектуальные информационные системы в экономике. М.: Изд-во Экзамен, 2003.
  108. Рой Л.В., Третьяк В. П. Анализ отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 2008.
  109. Россия в цифрах. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
  110. Россия в цифрах. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.
  111. Россия и страны члены Европейского союза. 2009.: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009.
  112. Россия и страны — члены Европейского союза. 2007.: Стат. сб. / Росстат. -М., 2007.
  113. Ю.Б., Шустов B.B. Конкуренция: реалии и перспективы. М.: Знание, 1990.
  114. Ю.Б. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 2005.
  115. М.Г., Светуньков С. Г. Предпринимательство и инновации. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2010.
  116. С.Г. Концептуальные основы теории предпринимательских инноваций. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
  117. С.Г., Иванова М. В. Теоретические основы реконструкции машиностроительного производства. Уфа: Гилем, 2001.
  118. Е.И. Конкурентоспособность и методы ее оценки / Монография. М.: РГАЗУ, 2000.
  119. Г. Г. Организация производства. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.
  120. Г. Г. Экономические аспекты организации производства. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.
  121. В.М. Развитее экономики России за 100 лет: 1900 2000. Исторические ряды, вековые тренды, институциональные циклы. М.: Наука, 2006.
  122. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
  123. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
  124. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009: Стат. сб./Росстат.-М., 2009.
  125. Р. М. Зарубежный опыт создания конкурентоспособной продукции. Обзор. М.: НИИмаш, 1984.
  126. И.С. Экономика и управление автотранспортным предприятием. М.: Высшая школа, 2005.
  127. О.Г. Организация производства и управление предприятием. -М. :ИНФРА-М, 2004.
  128. Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1988.
  129. И.П. Экономика зарубежных стран. М.: Высшая школа, 1980.
  130. P.A. Управление конкурентоспособностью организации / 2-е изд. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  131. P.A. Стратегический маркетинг. М.: ЗАО Бизнес-школа, 2000.
  132. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
  133. Ф.А. Познание, конкуренция и свобода. СПб.: Пневма, 1999-
  134. Д.А., Коротаев A.B. Системный мониторинг: Глобальное и региональное развитие М.: УРСС, 2009.
  135. JI.B. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки Вестн. Моск. ун-та. — М.: Экономика, 2003, № 6.
  136. , Р.Б. Производственный и операционный менеджмент Пер с англ. — М.: Изд. Дом Вильяме, 2001.
  137. ЧемберленЭ. Теория монополистической конкуренции. М.: Изд. Экономика, 1996.
  138. JI.H. Основы экономики и предпринимательства. М.: Academia, 2008.
  139. В.А. и др. Экономическое управление бизнесом. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  140. И.К. Организация предпринимательской деятельности. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
  141. Й. Теория экономического развития Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1982.
  142. А. Ю. Конкуренция: теория и практика 2-е изд. — М.: Гном-Пресс, 1998.
  143. Ю.В. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике. -М.: Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 1997.
  144. БурнышевК. Инновации и проблема качества / Вопросы экономики.1 2001. № 7.
  145. В. Ф., Ковалевский В. Б. Компьютерная интеграция и интеллектуализация производств на основе их унифицированных моделей / Программные продукты и системы. 1998. № 3.
  146. В. И. CALS как основа для проектирования виртуальных предприятий / Автоматизация проектирования. 1997. № 5.
  147. Д. В. Конкурентоспособность национальной экономики / Общество и экономика. 1992. №№ 3, 4.
  148. Д. А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий / Маркетинг. 1999. № 5.
  149. С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей / Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.
  150. В. В., Березин В. В. Формирование конкурентной стратегии предприятия / Стандарты и качество. М., 2002. № 6.
  151. Е. В. CALS-технологии или информационная поддержка жизненного цикла изделия, PCWeek. 1998. № 45. 17−23 ноября.
  152. Р. А. Конкурентоспособность цель реформирования экономики России / Наука и промышленность России. 2001. № 1.
  153. Magnusson J. S., TorbjomH. CALS. Stockholm, Sweden, 1996.
  154. Maslow A. New Knowledge in Human Values. Harper and Row, 1959.
  155. MilgromP., Roberts J. The economics of Modern Manufacturing: Technology, Strategy and Organization, American Economic Review. № 80, 1990.157. http://www.gks.ru Сайт Росстата.158. http://www.weforum.org Сайт Всемирного экономического форума (WEF).
Заполнить форму текущей работой