Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политическая активность молодежи в постсоветский период

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ангелов М. А. Роль социальной активности молодежи в построении развитого социалистического общества в Народной Республике Болгарии // Вопросы степени ее интенсивности. Исследователи этого направления анализируют современную социально-экономическую ситуацию в обществе, теоретически и практически обосновывают социальные приоритеты молодежи, а также отмечают факторы, ведущие к активности.4 С этой… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ стр
  • ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ стр
  • ГЛАВА 2. НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД стр
  • ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ стр

Политическая активность молодежи в постсоветский период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние российского общества остро ставит вопрос об отношении государства к молодежи как социально-демографической группе. Перемены, происходящие в российском обществе, ощутимее всего отражаются на молодом поколении, так как именно оно чаще всего оказывается втянутым в конфликты и беспорядки. Молодежь не может быть при этом пассивной стороной и лишь наблюдать, что делается в ее отношении со стороны общества. Молодые люди сами заинтересованы в социальных переменах и должны стремиться внести свой вклад в преобразование общества. От позиций и активности молодого поколения зависит, и будет зависеть не только эффективность социальных преобразований, но и будущее развитие нашей страны. Современные молодые люди выступают как преемники, субъекты общественных отношений, а также различного рода нововведений в социальной, экономической и политической сферах.

Кроме того, именно молодежь представляет собой притягательный и важный объект для пристального внимания и интереса политических партий и общественных объединений по ее политической социализации, по вовлечению ее в активную политическую жизнь.

Особенностью постсоветского периода в развитии России стало появление множества политических движений и группировок, стремящихся к завоеванию политической власти и проведению политических программ через органы управления.

Необходимо отметить, что одновременно с этим происходит значительное омоложение властных структур, что нередко молодые лидеры возглавляют общественно-политические организации и движения, занимают ключевые посты во властно-распорядительных структурах.

Но, большая часть молодых людей по тем или иным причинам по-прежнему не может обеспечить себе социальное продвижение, которое позволило бы занять достойное место в обществе, хотя от активности молодежи во многом зависит масштаб изменений во всех сферах жизни, а также успех или провал проводимых реформ.

Материальное положение значительной части молодежи хуже, чем населения в целом. Снижение жизненного уровня, появление безработицы, неуверенность в завтрашнем дне приводят к тому, что молодежь может стать движущей силой социального взрыва, а это означает, что изучение политической активности молодежи представляет сегодня особую актуальность.

Данная тема достаточно многогранна, поэтому центральной проблемой исследования стало изучение именно политической активности молодого поколения, и, прежде всего, через анализ актуальных молодежных проблем, форм участия молодежи в общественно-политической жизни.

Актуальность темы

исследования обусловлена характерным для современной отечественной политической науки интересом к исследованию политической активности молодежи в целом, и в постсоветский период, в частности. Необходимо рассмотреть и определить место и роль молодежи в политической борьбе и возможности ее влияния на характер и содержание политико-управленческих решений. Все это имеет большое значение для будущего развития страны.

Объектом исследования является российская молодежь в постсоветский период, а предметом научного поиска стала политическая активность молодого поколения и неформальные молодежные объединения как один из способов реализации этой активности.

Анализ актуальных проблем молодежи, форм и способов ее участия в делах общества привлекают внимание исследователей различного научного профиля. Историография данной работы включает в себя разноплановую литературу, при оценке которой необходимо исходить из того, что события августа 1991 года являются разделяющим элементом исследования. До этого все публикации акцентировали внимание на руководящей роли КПСС и ВЛКСМ, но дальнейшие события повлияли на изменение тем исследований.

Исходя из круга освещаемых проблем, представляется целесообразным имеющиеся исследования объединить в несколько групп.

Основную группу составляют исследования общетеоретического характера, такие как работы С. Н. Иконниковой, И. М. Ильинского и В. Т. Лисовского и др., 1 в которых молодежная проблематика показана как важнейшая социальная проблема, без решения которой невозможно будущее развитие страны.

Наибольший интерес представляют работы известного исследователя И. М. Ильинского, в которых автор рассматривает становление и развитие молодого поколения в контексте социально-политических событий. Особое внимание автор уделяет социальной защите молодежи в меняющемся обществе и акцентирует внимание на развитии молодого человека в условиях общественного кризиса.

1 Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. — Л.,.

1982.

Ильинский И. М. Молодежь как глобальная проблема человечества.

Молодежная политика как императив 21 века. -М., 1998.

Ильинский И.М. О молодежной политике российского политического центризма. — М., 1999.

Ильинский И. М. Развитие социализма и молодежь // Коммунист. — М., 1987.

— № 6.

Лисовский В. Т. Концептуальные основы социальной защиты населения в условиях изменяющейся среды. Молодой человек в условиях кризиса. — М.;

СПб., 1994.

Лисовский В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки. — М., 1990.

В течение ряда лет под руководством В. Т. Лисовского осуществляется комплексная научная программа «Молодежь России», направленная на выработку социальной политики в отношении молодежи. В реализации этой программы принимают участие исследователи из разных регионов страны. В рамках этой программы исследовалась современная социально-экономическая ситуация в обществе, теоретически и практически обосновывались социальные приоритеты молодежи, отмечались факторы, ведущие к социальной активности.

Одним из центров изучения молодежных проблем является Институт молодежи (г. Москва). Именно его учеными были подготовлены государственные доклады о положении молодежи в Российской Федерации (1995, 1996, 1998 годы). Особую ценность по ширине охвата и глубине анализа молодежных проблем представляют социально-политические исследования у.

РАН, в которых анализируется общее положение молодежи на рубеже веков.

Следующую группу составляют работы, акцентирующие внимание на активности молодежи в социальной сфере. Это направление исследования выявило основные векторы и формы молодежной активности. В подходе к проблеме активности можно выделить два основных направления. Первое — шло от «деятельностной» концепции, понимающей активность как деятельность вообще, 3 к пониманию активности как меры деятельности, а также уровню и.

2 Молодежь и общество на рубеже веков. — М., 1999.

Молодежь России: социальное развитие. Институт социально-политических исследований РАН. — М., 1992.

Молодежь России: поколенческий аспект. — М., 1997.

Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. — М., 2000.

3 Волков Ю. Е. Социально-политическая активность масс — жизненная черта социалистического образа жизни. — М., 1977.

Ангелов М. А. Роль социальной активности молодежи в построении развитого социалистического общества в Народной Республике Болгарии // Вопросы степени ее интенсивности. Исследователи этого направления анализируют современную социально-экономическую ситуацию в обществе, теоретически и практически обосновывают социальные приоритеты молодежи, а также отмечают факторы, ведущие к активности.4 С этой точки зрения наибольший интерес представляют работы Е. А. Ануфриева и Г. С. Арефьевой, 5 в которых научного коммунизма. Вып. 44. Республиканский межведомственный научный сборник. — Киев, 1980.

Кузнецова И.М., Данилов В. И. Социальная активность личности. — Л., 1982.

4 Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект общественных взаимоотношений). -М., 1984. Арефьева Г. С. Социальная активность. — М., 1974.

Бабакаев Е.В., Иванов В. И. Социально-политические ориентации и жизненные ценности учащейся молодежи // Социально-политические науки. — М., 1991. № 6.

Березкина Т.Е., Быкова С. Н., Боровик B.C. Молодежь России: социальное развитие. — М., 1992.

Вишневский Ю.Д., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х //Социс.-М., 1997.-№ ю.

Волков Ю.Г. Социально-политическая активность масс — жизненная черта социалистического образа жизни // Проблемы социалистического образа жизни. — М., 1977.

Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х гг. — СПб., 1998.

Грищенко Ж.М., Поликарпов В. А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальных типологий // Социс. — М., 1990. — № 7.

5 Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект общественных взаимоотношений). — М., 1984. Арефьева Г. С. Социальная активность. — М., 1974. анализируются причины, ведущие к активной жизненной позиции молодежи. В них также рассматривается личность как объект и субъект общественных взаимоотношений.

Второе направление анализа активности исходит из того, что активность есть самодеятельность, вытекающая преимущественно из внутренних потребностей и интересов личности.6.

Исследователями социальной активности изучаются не только общие формы этого явления, но и его разновидности, например, трудовая, творческая и что особенно важно политическая. Сюда можно отнести исследования А. В. Жуганова, И. А. Григорьевой 7 и др.

Активность в сфере политики или политическая активность — это вид активности, который обладает общими признаками социальной активности, имеет свою специфику, обусловленную, в основном, природой политики.

Выделяемые в исследованиях сходные понятия «политическая активность», 8 «общественно-политическая активность"9 и «социально.

6 Социальная активность человека: философский анализ. Сборник научных трудов. — Краснодар, 1986.

Социальная активность и свобода личности. — Волгоград, 1981. п.

Жуганов A.B. Творческая активность личности. Содержание, пути формирования и реализации. — Д., 1991.

Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х гг. — СПб., 1998. Q.

Клюев A.B. Политическая активность и формирование гармонично развитой, общественно-активной личности. — Д., 1989.

9 Формирование общественно-политической активности студентов Вузов / Под ред. Г. П. Давидюка и др. — Минск, 1985. политическая активность"10 имеют в сущности один и тот же предмет исследования, т. е. рассматривают политическую самодеятельность людей.

Сфера политической активности включает огромное разнообразие социальных событий, начиная от уличных беспорядков и заканчивая гражданскими воинами, от индивидуального участия в выборах до государственного регулирования противоречий и от случайного присутствия на политическом митинге до осознанной деятельности в различных политических объединениях.11.

К началу 90-х годов отмечается спад интереса исследователей к проблеме политической активности. С развитием политического знания в отечественных исследованиях на первое место выходит проблема политического участия, понимаемое как действие, посредством которого рядовые члены политической системы влияют на результаты ее деятельности. В этом плане заслуживает.

19 внимания работа М. Р. Холмской, в которой анализируются факторы и условия, влияющие на развитие политического участия молодежи.

10 Развитие социально-политической активности трудящихся в современных условиях. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В. Ф. Листвина.

— Саратов, 1983.

11 Анатольев П. Молодежь и выборы // Новая жизнь. — 1989. — № 8.

Бабочкин П. И. Молодежная политика и становление нового поколения Молодежная политика. Информационный бюллетень. -М., 1998.

Боровик Л. А. Политическая активность современной молодежи. — М., 1990.

Дембицкая О. Ю. Электоральная активность молодежи // Социс. -М., 1996.

— № 12.

Клюев A.B. Политическая активность и формирование гармоничного развития общественно-активной личности. — Л., 1989.

12 Теория политического участия. — М., 1997.

Холмская М. Р. Политическое участие как объект исследования // Полис.

Проведение данных исследований позволило избежать односторонности при анализе политической активности, а также определить факторы и условия, детерминирующие ее развитие.

В связи с начавшимися переменами в советском обществе в середине 80-х годов усиливается интерес к неформальным молодежным организациям (исследования С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовского, В. Ф. Левичевой, Е. Н. Михайловой, Д. В. Ольшанского, Д. И. Фельдштейна и др.)13, которые.

— М., 1999.-№ 5.

I л.

Бабосов Е.М., Матусевич A.B. Самодеятельные общественные движения. -Минск, 1989.

Блувштейн Н.И., Юстицкий В. Ю. Неформальная группа: что это такое? // Молодой коммунист. — М., 1987. — № 6. Грибанов В. В., Грибанова Г. И. Инициатива самодеятельных молодежных движений. — Л., 1991.

Гришин В.А., Овчинский B.C., Радзихович Л. А. Самодеятельные молодежные формирования // Социологические исследования. -М., 1988.

— № 6.

Дейцев C.B. Молодежные объединения и демократизация политической системы // Новое политическое мышление и процесс демократизации. -М., 1990.

Жуховицкий Л. Что делать с этой молодежью? // Юность. — М., 1988. — № 9. Запесацкий A.C., Файн А. П. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. — М., 1990. Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. — Л., 1982.

Кофогрин Н. В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи. — Л., 1991. представляли собой основной «канал» реализации политической активности молодежи на рубеже 80-х — 90-х годов XX века. В данных работах рассматриваются основные направления деятельности неформальных молодежных групп, приводятся различные классификации, характеризуются социально-политические ориентации, а также показан процесс политизации неформальных объединений.

Наибольший интерес представляют исследования В. Ф. Левичевой и В. Т. Лисовского, характеризующие природу неформальных групп. В них приводятся различного рода аргументы «за» и «против» неформального движения. В работе Е. Н. Михайловой показана динамика развития неформального движения, а Д. И. Фельдштейн анализирует психологические аспекты этого явления.

Левичева В. Ф. Неформальная группа: ищем себя // Смена. — М., 1987. — № 12. Левичева В. Ф. Неформальные самодеятельные объединения. Социологический очерк. — М., 1989.

Лисовский В.Т. «Неформалы»: за и против // Агитатор. — М., 1989. — № 7,9. Лисовский В. Т. Что значит быть современным. — М., 1980. Марков В. П. Самодеятельные молодежные объединения. — Л., 1988. Михайлова E.H. Неформальное молодежное движение: динамика развития // Советская педагогика. — М., 1990. — № 7.

Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня. А завтра? -М., 1998.

Неформалы: Кто они? Куда зовут? — М., 1990. Неформалы: социальные инициативы. — М., 1990.

Ольшанский Д. В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. — М., 1990. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические аспекты изучения неформальных молодежных объединений // Советская педагогика. — М., 1987. — № 6.

Отдельную группу составляют исследования о взаимоотношении КПСС и молодежи. До 1990 года данная проблема рассматривалась в ракурсе руководства партией комсомолом.14 В конце 80-х начале 90-х годов XX века начинают исследоваться причины кризиса комсомольской организации, а также роль КПСС в этом процессе. Поэтому работ о молодежной политике КПСС в этот период относительно мало.15 Исследователи показывают, что до конца 80-х годов XX века у КПСС отсутствовала определенная молодежная политика, а во взаимоотношении с комсомолом ясно прослеживались патерналистические тенденции.16 Данные работы представляют интерес с точки зрения анализа положения молодежи в советском обществе.

В результате произошедших изменений в молодежной среде, последовавших за политическими и экономическими преобразованиями, комсомол перестал занимать главенствующее положение в молодежном движении и был вынужден заняться пересмотром своего прошлого и настоящего, а затем и вовсе прекратил свое существование.17.

Начавшаяся демократизация российского общества высветила явные пробелы в научном изучении политической активности молодежи. Это вызвало появление новой группы исследований по проблемам создания многопартийной.

14 Партийное руководство деятельностью ВЛКСМ. Сборник научных трудов / Под ред. В. К. Криворученко, А. С. Тройнин. — М., 1984.

15 Королев A.A. Партия и молодежь. — М., 1989.

Павлова О.Ф. КПСС и развитие социальной активности рабочей молодежи в период зрелого социализма. — М., 1984.

16 Положение молодежи в советском обществе. Аналитический отчет. — М., 1990.

17 Куда идет комсомол? — М., 1990.

Криворученко В.К. В тисках сталинщины: трагедия комсомола. — М., 1991. системы и деятельности политических сил. Необходимо отметить работы В. А. Олещука, В. Б. Павленко, Ю. К. Абрамова и Т. Ю. Головиной.18.

Особую группу составляют работы, определяющие место и роль государственной молодежной политики.19 Заслуживают внимание исследования П. И. Бабочкина, 20 а также доклады ГК РФ по Делам молодежи, анализирующие новую социально-экономическую ситуацию в обществе, определяют основные.

18 Олещук В. А., Павленко В. Б. Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. Справочник. — М., 1997.

Абрамов Ю.К., Головина Т. Ю. Политические партии России. 1996. Ежегодник. — М., 1996.

19 Государственная молодежная политика в действии: на материалах районов, городов, областей России. — М., 1994.

Государственная молодежная политика. Региональный опыт реализации. — М., 1998.

Государственная молодежная политика: современный срез // Молодежная политика. Спецвыпуск. — М., 1999. — № 185 — 187.

Доклад ГКРФ по Делам молодежи. Положение молодежи в РФ: 1995 год. -М., 1996.

Ильинский И. М. Молодежь как глобальная проблема человечества. Молодежная политика как императив 21 века. — М., 1998. Ильинский И. М. О молодежной политике российского политического центризма. — М., 1999.

Молодежь и молодежная политика. «ИНИСТУМ», — М., 1997. — № 6, 7. Молодежь — 89. Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. Материалы научной сессии НИЦ 13−15 апреля 1989 года.

— М., 1989.

Бабочкин П. И. Молодежная политика и становление нового поколения // Молодежная политика. Информационный бюллетень. -М., 1998. тенденции его развития. В соответствии с этим определяется и новое содержание молодежной политики. Авторы исследуют факторы, оказывающие заметное влияние на формирование и реализацию молодежной политики в пореформенный период. Обширный материал содержат доклады ГК РФ по Делам молодежи, в которых ежегодно анализируется положение молодежи в России.

Также необходимо отметить и те диссертационные исследования, которые.

21 в той или иной мере связаны с различными аспектами выбранной темы. В них исследуется роль молодежи и молодежных организаций в обществе, а также объективные и субъективные факторы, влияющие на политическую активность молодого поколения.

Анализ научной литературы, диссертационных работ, информационных материалов по теме исследования свидетельствует о продолжающемся всестороннем внимании ученых к изучению молодежных проблем. Сегодня развитие политической активности молодого поколения находится на начальной стадии разработки и требует более глубокого и всестороннего изучения. Несмотря на то, что имеются многочисленные работы, затрагивающие те или.

Сарычев С. М. Молодежная политика как направление социальной политики в регионе (социологический аспект). Диссертация на соискание ученой степени кандидат социологических наук. — М., 2001. Скулов А. И. История формирования политической активности молодежи СССР и Российской Федерации (1985 — 1996 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидат исторических наук. — Воронеж, 1999. Цепляев А. Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. Диссертация на соискание ученой степени кандидат философских наук. — М., 2000.

Шанаев С. Ф. Социальная активность и политика. Диссертация на соискание ученой степени кандидат философских наук. — М., 1999. иные стороны молодежной проблематики, обобщенной работы о процессе формирования политической активности молодежи не существует. Это послужило основанием для написания данной диссертации.

Актуальность темы

ее недостаточно системная и глубокая разработанность в научной и специальной литературе позволяет определить цель диссертационного исследования, а именно анализ сущности политической активности молодежи в постсоветский период, выявление основных форм ее проявления, тенденций и перспектив развития.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. уточнить понятие сущности политической активности;

2. проанализировать характер политической активности молодежи в постсоветский период;

3. выявить основные формы проявления политической активности молодежи в постсоветский период;

4. рассмотреть основные направления государственной молодежной политики в РФ и ее влияние на политическую активность;

5. проанализировать результаты реализации государственной молодежной политики в регионе;

6. исследовать неформальные молодежные объединения как одну из форм реализации политической активности.

Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы:

1. проблемно — хронологический — для выявления истоков зарождения тех или иных форм и методов деятельности политических сил в работе с молодежью;

2. сравнительно — исторический — для установления различных этапов в развитии политической активности молодежи;

3. метод конкретно — социологических исследований — для выявления тенденций и изменений в ценностных ориентациях и жизненных планах молодежи;

4. логический метод — для построения четкой взаимосвязи между существующими явлениями и процессами.

Именно применение данных методов в комплексе позволило более точно и глубоко исследовать существующую проблему.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1985 по 90-е годы XX века. 1985 год — время начала перестройки советского общества и всей жизни в целом. Последующие годы включили в себя: ликвидацию монополии в лице КПСС, распад СССР, образование СНГ, а также различного рода социально-политические изменения общества. Исследование затрагивает только советское и российское общество, общество переломного периода, когда четко прослеживаются все социальные и политические процессы.

Источниковую базу исследования составил широкий круг архивных документов Государственного Архива Тверской области и Центра Новой и Новейшей документации.

При работе с источниками возник ряд трудностей, заключающихся том, что большинство из них лишь констатируют факты без особых попыток их анализа, поэтому при работе с документами необходим был взвешенный, критический подход.

Также в диссертационном исследовании использовались опубликованные документы политических партий, движений и неформальных молодежных организаций.

Одним из существенных источников данной работы явилась периодическая печать. Широко использовались журналы, центральные и областные газеты, издания неформальных объединений. В них содержится обширная информация о важнейших событиях в жизни общества и молодежи.

Автор также использовал ряд статистических сборников, в которых отражены результаты выборов в органы представительной и законодательной власти, исходя, из которых можно было проследить изменения политической активности молодежи.

Эмпирическую базу работы составили документы органов регионального и местного управления по вопросам социальной политики и региональной молодежной политики, материалы социологических исследований ВЦИОМ как в целом по стране, так и конкретно по региону, причем некоторые из этих исследований проводились при участии автора.23.

Научная новизна предлагаемой диссертации состоит в том, что она является по существу первым комплексным исследованием политической активности молодежи в постсоветский период, а также в достижении теоретических результатов, обобщений и выводов в процессе разработки и решения поставленных задач, которые в развернутом виде предполагается вынести на защиту. Конкретно она состоит в следующем:

1) Уточнено определение политической активности молодежи, раскрыта ее сущность, структура и основные формы ее проявления.

2) Проанализировано состояние государственной молодежной политики и определены возможности, характер и направленность влияния этой политики на процесс формирования и формы проявления политической активности молодежи.

Комплекс мер по правовому обучению избирателей и профессиональной подготовке организаторов выборов и референдумов на 2000;2005 гг. // Молодежь и выборы. — М., 1999. — № 2, 6, 7.

Волков Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи. — Ростов — на — Дону, 2001.

3) Проанализированы особенности и тенденции развития региональных молодежных структур через рассмотрение направлений их деятельности по формированию политической активности молодых людей.

4) Всесторонне изучены возможности и особенности функционирования неформальных молодежных объединений как одной из форм реализации политической активности молодежи.

5) Разработаны практические рекомендации органам государственного управления по совершенствованию молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В общем и целом научная новизна исследования состоит в исходной постановке и результатах социально-политического анализа поставленных проблем, которые вплоть до последнего времени не рассматривались на уровне специального диссертационного исследования.

Практическая значимость заключается в исследовании одной из важнейших проблем современности, имеющей большое практическое значение для будущего развития страны. Основные обобщения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов, при проведении специальных семинаров по предметам «Политология» и «Социология», а также при формировании молодежной политики партий и движений.

Основные положения и результаты исследования изложены в следующих публикациях:

1. Пискулова Н. Б. Политические предпочтения молодежи 2000 года // Сб. Избирательной комиссии Тверской области. — Тверь, 2000. — 0,5 п. л.

2. Пискулова Н. Б. Политические предпочтения молодежи Тверского региона на рубеже веков // Сб. Социально-политические процессы в меняющемся мире. — Тверь, 2001. — 0,3 п. л.

3. Пискулова Н. Б. Электоральная активность молодежи // Сб. Ученые записки. — Тверь, 2002. — 0,3 п. л.

Цель и задачи работы предопределили структуру и содержание диссертации, которая включает введение, 3главы, заключение и список использованной литературы.

В заключение диссертации представлены выводы, подтверждающие положения выносимые на защиту, а также сформулированы теоретические и практические рекомендации.

Теоретические выводы. 1. Данное диссертационное исследование позволило проанализировать политическую активность молодежи в постсоветский период. Автор пришел к выводу, что политическая активность молодежи представляет собой характеристику сознательной, целеустремленной жизнедеятельности молодых людей или их объединений (в том числе политических). Она направлена на сохранение, функционирование или изменение существующего политического устройства общества, а также реализацию своих политических интересов.

Определение сущности и содержания политической активности молодежи потребовало выделение и анализа основных факторов, влияющих на развитие политической активности: социально-экономический, организационно-политический, социально-психологический, материально-бытовой и ряд других факторов. Особое место отведено характеру политического режима, возможности для реализации политических прав и свобод, микросреде как непосредственному окружению индивида, средствам массовой информации, а также уровню развития политической культуры, поскольку, чем выше данный уровень, тем активнее и целеустремленнее люди.

2. Анализ разноплановой литературы позволил выявить различные формы реализации политической активности молодежи, такие как участие в митингах, политических клубах, политических дискуссиях, участие в агитационных бригадах, участие в выборах, членство в политических партиях и общественно-политических движениях, в том числе и неформальных.

В данном диссертационном исследовании автор рассматривает основные формы реализации политической активности молодежи. Это:

A) членство в политических партиях.

Важным направлением деятельности политических партий является создание политических, экономических, правовых и прочих предпосылок развития политической активности молодежи, в результате чего происходит формализация участия граждан в политической жизни.

Б) членство в неформальных молодежных организациях, пик активности которых пришелся на конец 80-х начало 90-х годов XX века;

B) участие в выборах.

В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что участие молодежи в выборах напрямую связано с уровнем их электоральной культуры, которая актуализируется в периоды избирательных кампаний.

Результаты проведенных социологических исследований, некоторые из которых проводились при участии автора, позволили определить степень включения молодежи в дела общества и конкретного региона. Был определен уровень политической активности российской молодежи, он оценивается достаточно низко. Это обусловлено вполне объективными причинами: сложной экономической ситуацией, кризисом выборных органов самоуправления, тенденцией к концентрации власти в руках «элит» и т. д. Весьма низкая избирательная активность молодежи связана также с тем, что большинство из них не могут оценить значение выборов для общественно-политической жизни города и региона. Все это оставляет молодым людям мало шансов на реальное участие в общественной жизни, к тому же молодые люди различаются не только по возрастным, но и по социальным группам, существенно отличающимся по своим интересам.

3. Особое внимание в данном диссертационном исследовании было уделено неформальным молодежным объединениям, которые являлись основной формой реализации политической активности молодежи в конце 80-хначале 90-х годов прошлого века.

В ходе изучения этого вопроса были затронуты происходящие в стране демократические процессы конца 80-х — начала 90-х годов XX века, которые непосредственно повлияли на развитие политической активности молодежи, которая к тому времени потеряла веру в то, что власть интересуют ее проблемы. Прежние молодежные организации дискредитировали себя в глазах молодых людей, которые нашли альтернативу в неформальных молодежных объединениях, представляющих собой один из способов реализации политической активности.

В диссертации рассмотрены различные варианты классификаций «неформалов». Основным критерием послужило активное или пассивное отношение к окружающей действительности, а также преобразующая или нигилистическая позиция молодых людей во взаимодействии с обществом. В результате этого необходимо отметить, что не все неформальные объединения молодежи можно рассматривать как «чисто» политические. Существует ряд неформальных организаций социально-экономической направленности, а также экологические, национально-культурные группы и, наконец, религиозные.

Характеристика молодежных неформальных групп позволяет определить их организационную неустойчивость, в которой кроются причины постоянных конфликтов, расколов и новых появлений.

Анализ неформальных молодежных групп позволил определить основную форму их деятельности, которая представлена общением, проходившим в виде встреч, собраний, семинаров, митингов.

В результате проведенного исследования можно заключить, что политическая деятельность неформальных объединений обычно сводилась к формированию политической культуры и стиля общественной деятельности в условиях демократизации на основе вовлечения в процесс активной гражданской жизни различных групп молодежи. Этому способствовали:

— проведение дискуссионных клубов;

— организация митингов с целью формирования активной гражданской позиции.

Также были изучены психологические аспекты этого явления, в результате которых появляется стремление к самостоятельности и расширению социальных связей.

В результате данного исследования неформальные объединения показаны как один из путей реализации политической активности и воплощения тенденций к ответственной социальной жизни.

4. Диссертационное исследование затрагивает и региональный аспект. Так исследование и анализ архивных материалов позволил выявить неформальные организации Тверской области, рассмотреть основные направления их деятельности, а также классифицировать их в зависимости от отношения к властным структурам.

В диссертации рассматриваются радикальные и лояльные неформальные организации Тверского региона. Радикальные «неформалы» сводили свою деятельность к проведению митингов и других политических акций общедемократической направленности, а лояльные уделяли внимание в основном культуре и истории Тверского края, а также активизации общественной жизни города и области.

В результате изучения архивных документов, таких как протоколы заседаний координационных советов и собраний, материалы по контактам с представителями партийных структур, можно выделить пик активности тверских «неформалов», который пришелся на период 1988 — 1990 годов. С утратой коммунистической партией своих главенствующих позиций можно констатировать уменьшение активности неформальных организаций, изначально возникших как альтернатива руководящей партии.

Таким образом, в ходе проведенного исследования можно отметить, что на определенном этапе развития российского общества неформальные организации представляли собой основной канал реализации политической активности молодежи.

Начиная с 1992 года, политический слой «неформалов» частично легитимизировался через создание партий, движений, молодежных организаций, часть же неформальных организаций сохранилась как досуговые объединения. Региональные отделения партий в дальнейшем становятся основным путем реализации политической активности.

5. В диссертации рассматривается влияние государственной молодежной политики на процесс формирования политической активности молодежи.

В ходе изучения этого вопроса молодежная политика была определена как деятельность государства, политических партий, общественно-политических организаций, движенйй и других субъектов общественных отношений, направленная на решение специфических проблем молодежи.

Автор пришел к выводу, что государственная молодежная политика напрямую влияет на характер и направленность политической активности молодежи. Хорошо организованная и планомерная работа государственных органов по делам молодежи способствует поднятию уровня политической активности молодого поколения, а также влияет на дальнейшее становление и развитие личности. Это достигается непосредственно через:

— развитие интеллектуального, творческого и духовно-нравственного потенциалов молодежи;

— формирование и развитие молодежных объединений и движений;

— защиту личности молодого человека.

В результате проведенного научного исследования были определены основные направления деятельности государственных органов, занимающихся вопросами молодежной политики. Государственная молодежная политика реализуется по двум основным направлениям: А) социальная защита той части молодежи, которая оказалась в трудной жизненной ситуации, прежде всего, экономической;

Б) создание необходимых факторов для развития интеллектуальных и духовных потенциалов молодежи.

В диссертации определены основные задачи государственных органов по делам молодежи: создание благоприятных условий для социального становления и развития подрастающего поколения молодежисоздание благоприятных факторов для самостоятельной и позитивной активной деятельности молодежи в различных сферах общественной жизни.

6. В ходе диссертационного исследования была рассмотрена деятельность региональных молодежных структур с учетом особенностей конкретного субъекта федерации.

Изучена деятельность молодежных социальных служб, которые представляют собой основную форму работы с молодежью, которая включает в себя:

— защиту самого процесса формирования и развития личности молодого человека;

— социальную защиту среды формирования личности;

— защиту прав молодого человека;

— осуществление целевой социальной защиты.

Необходимо отметить, что молодежные социальные службы представлены в самых различных формах и группируются по различным направлениям деятельности. Это центры социально-психологической помощи для молодежи, центры информации, центры реабилитации, подростковые и молодежные клубы и т. д. Именно данные структуры активно влияют на формирование качеств, необходимых любой личности в дальнейшей жизни, они закладывают основы самостоятельности и ответственности.

7. В результате изучения региональной молодежной политики были определены основные направления деятельности государственных органов по делам молодежи. Это:

— создание на местном уровне благоприятных социально-экономических условий для становления и развития личности,.

— создание политико-правовых и организационных условий для социального становления и реализации творческих сил молодого поколения в интересах развития общества.

Была определена региональная нормативно-правовая база молодежной политики, которая состоит из региональных законов о молодежи, затрагивающих все сферы жизни подрастающего поколениясистемы законов, регулирующих деятельность субъектов молодежной политики, а также законодательных актов, регламентирующих положение отдельных групп молодежи, нуждающихся в особой поддержке.

В результате анализа нормативно-правовых документов органов местного самоуправления, были определены различные направления деятельности государственных органов, занимающихся вопросами молодежной политики. Сюда можно отнести:

— улучшение материального положения молодежи (например, предоставление беспроцентных ссуд молодым семьям, выделение безвозмездных субсидий и т. д.);

— проведение молодежных культурно-массовых мероприятий (уделяется внимание духовному и физическому развитию молодежи: открываются детские школы искусств, Дворцы и дома культуры, функционируют физкультурно-спортивные объединения);

— ряд нормативных актов отражает проблему преступности и правонарушений среди молодежи.

Результаты изучения региональной молодежной политики свидетельствуют о том, что система органов по делам молодежи непосредственно в Тверском регионе находится в стадии формирования, происходит поиск и утверждение ее места и роли в общей системе органов власти. Только планомерная и целенаправленная деятельность в данном направлении может принести положительные результаты, воспитать активную личность.

Исследование поставленных в диссертации проблем и полученные теоретические результаты позволяют сформулировать некоторые практические рекомендации.

Первая группа рекомендаций позволит определить оптимальные возможности государственных органов, политических и партийных структур, формирующих «срезовую атмосферу» деятельности молодежи в целом, реализующей свою социальную и, политическую в частности, активность. Перспективно провести исследования по следующим направлениям:

— анализ основных каналов реализации политической активности молодежи в связи с изменением политического устройства общества;

— выявить латентные факторы, влияющие на политическую активность;

— дать анализ влияния государственной молодежной политики на политическую активность молодежи в связи с изменением политического устройства общества;

— проанализировать деятельность государственных органов, занимающихся вопросами молодежной политики на различных этапах развития общества;

Вторая группа рекомендаций связана с применением результатов исследования для дальнейшего совершенствования образовательного и методического процессов в системе профессиональной подготовки государственных служащих органов внутренних дел Российской Федерации. С этой целью:

— использовать результаты настоящего исследования при чтении спецкурсов и проведении специальных семинаров по предметам «Социология» и «Политология». Как представляется, существует настоятельная необходимость актуализации в ходе учебно-воспитательного процесса политологического анализа проблемы формирования политической активности на различных этапах развития общества.

Третья группа рекомендаций направлена на совершенствование региональной молодежной политики. Ряд положений и выводов могут быть использованы в процессе обновления региональной нормативно-правовой базы функционирования различных молодежных объединений. С этой целью:

— следует привлекать представителей молодежных организаций путем проведения молодежных диспутов, семинаров, круглых столов к вопросам дальнейшего развития России;

— активизировать агитационно-пропагандистскую деятельность государственных органов, осуществляющих молодежную политику путем проведения открытых мероприятий, посвященных знаменательным событиям истории;

— активизировать общественно-полезную деятельность молодежи (например, проведение субботников по благоустройству территорий) материальным вознаграждением;

— содействовать обеспечению экономической самостоятельности молодежи и реализации ее права на труд;

— поддерживать молодые семьи, путем предоставления им беспроцентных ссуд и безвозмездных субсидий, обеспечить условий для охраны их здоровья;

— для упорядочения и повышения эффективности молодежной политики создать ряд молодежных программ, основной задачей которых будет являться объединение усилий различных — субъектов социальной политики направленных на включение молодых людей в становление единой городской культуры через основные сферы жизнедеятельности — труд, быт, отдых;

— создавать новые рабочие места для молодежи с целью обеспечения достойного заработка;

— создание и дальнейшее развитие специальных служб социальной помощи для молодежи максимально приближенных к месту их проживания (особенно в сельской местности);

— ввести специальную статью в бюджеты области о финансировании различных мероприятий молодежной политики (строительство Дворцов молодежи, спортивных площадок и т. д.);

— разработать комплекс мер, направленных на предотвращение негативных явлений в молодежной среде.

Осуществление предлагаемых мер, разумеется, требует их дальнейшей конкретизации в соответствии с конкретно-историческими условиями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Законодательство РФ и ведомственные нормативные акты / Под ред. В.А.Лукова- Институт молодежи. Центр образования молодежи «Демократия и развитие». М., 1995. — С. 1 — 260.
  2. Социальные службы для молодежи: Материалы и документы / Под ред. В. К. Криворученко. М., 1995. — С. 20 — 35.
  3. Тверские ведомости. 1991. № 19 от 4−11 мая. — С. 10.
  4. Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». М. Кремль, 3 июня 1996.- № 27 28 (1403−1404). — С. 1 — 5.
  5. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», № 98-Ф 3 от 28 июня 1995 года // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1995. -№ 27.-С. 102- 104.
  6. Ю.К., Головина Т. Ю. Политические партии России. 1996. Ежегодник. -М., 1996. С. 76 — 85.
  7. A.C., Гаврилова И. Н. Политическая социализация молодежи и развитие электората современной России // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. М., 1996. — № 1. — С. 53 — 57.
  8. Активная жизненная позиция молодежи. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку (25 27 апреля 1979 года).- М., 1980.-С. 44- 52.
  9. Активность личности в политическом обществе. Вопросы научного коммунизма. Вып. 50. Развитие теории научного коммунизма в решениях ХХУ1 съезда КПСС. Киев, 1982. — С. 34 — 40.
  10. А. Методические советы к теме «Человек решающий фактор революционной перестройки общества» // Политическое образование.-М., 1988. -№ 18.-С. 45 -46.
  11. Алешина И. Н. Неформальная пресса в Калинине в 1989—1991 гг.
  12. Динамика социально-политических процессов в современном обществе. -Тверь, 1997.-С. 124−131.
  13. Алещенок C.B. К проблеме новой концептуализации молодежи
  14. Методологические проблемы исследования молодежи. М., 1998. — С. 91 -93.
  15. C.B. Общественные работы в системе государственного регулирования труда и занятости молодежи. М., 1999. — С. 27 — 29.
  16. Г. А., Верба С. Г. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. М., 1992. — № 4. — С. 128.
  17. Аналитический доклад: «В какой России хочет жить молодежь». Тверь, 1999.-С. 1−10.
  18. П. Молодежь и выборы // Новая жизнь. М., 1989. — № 8. — С. 15−18.
  19. М.А. Роль социальной активности молодежи в построении развитого социалистического общества в Народной Республике Болгарии // Вопросы научного коммунизма. Вып. 44. Киев, 1980. — С. 32 — 34.
  20. A.JI. Политический спектр России. Структура, идеологии, основные субъекты. М., 1997. — С. 19−156.
  21. И., Голубкова Н., Новикова JI. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей // Социс. М., 1989. — № 4. — С. 54.
  22. Ануфриев Е. А. Политическая социализация личности
  23. Вестник МГУ. Сер. 18 «Социология и политология». М., 1997. — № 3. — С. 39−42.
  24. Е.А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект общественных взаимоотношений). М., 1984. — С. 1 — 288.
  25. A.B. Проблемы социально-правовой защиты детей и молодежи в современных условиях. М., 1998. — С. 11−21.
  26. Г. С. Социальная активность. М., 1974. — С. 27 — 34.
  27. М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России // Полис. М., 1995. — № 3. — С. 105 — 117.
  28. A.C. Некоторые проблемы исследования электората политических партий и движений в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. М., 1995. — № 1. -С. 19−22.
  29. Е.В., Иванов В. И. Социально-политические ориентации и жизненные ценности учащейся молодежи // Социально-политические науки. М., 1991.-№ 6.-С. 79.
  30. П.И. Школа // Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. М., 1995. — С. 46.
  31. .Б., Генин JT.B., Попов В. Г., Руденкин В. Н. Молодежь в условиях российских реформ: эволюция экономических, политических и духовных ориентаций. Екатеринбург, 1993. — С. 5−72.
  32. О.М. Региональное управление: реалии и перспективы. СПб., 1999. — С. 15−21.
  33. В.И., Викулов A.M. Социология молодежи: проблемы политической культуры. Саратов, 1994. — № 6. — С. 3 — 13.
  34. Без России у нас, молодых, нет будущего // Правда Жириновского. М., 1995. -№ 14.
  35. В.Х. Активность народных масс. Красноярск, 1973. — С. 3 — 42.
  36. Г. А. Политология. М., 1998. — С. 24 — 32.
  37. H.A. Судьба России. М., 1990. — С. 3 — 150.
  38. Т.Е., Быкова С. Н., Боровик B.C. Молодежь России: социальное развитие. М., — 1992. — С. 78 — 97.
  39. В.Н., Кротов Н. И. Гражданские движения // Социологические исследования. М., 1989. — № 3. — С. 18 — 23.
  40. В.В. Развитие самодеятельности советской молодежи в условиях перестройки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1990. — С. 1−21.
  41. Н.М., Ожегов Ю., Шеринг Ф. Политическая культура и молодежь. -М., 1982.-С. 250−311.
  42. Н.И., Юстицкий В. Неформальная группа: что это такое // Молодой коммунист. М., 1987. — № 6. — С. 61 — 68.
  43. В.А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений // Общественные науки и современность. М., 1996. — № 3. — С. 56 — 65.
  44. В.В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1988. — С. 5 — 114.
  45. Л.А. Политическая активность современной молодежи. М., 1990. -С. 90- 132.
  46. Ю.А. Политическая демократия и электорально правовая культура граждан // Государство и право. — М., 1997. — № 2. — С. 37 — 38.
  47. А.Н. Изучение и использование общественного мнения в повышении трудовой и общественно-политической активности трудящихся. -М., 1983.-С. 3−14.
  48. Ю.Д., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х // Социс.- М., 1997. № 10. — С. 37.
  49. Влияние негативных явлений в обществе на современную молодежь // Молодежь России. М., 1995. — № 3. — С. 29 — 34.
  50. Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченков И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Ростов — на -Дону, 2001. — С. 6- 125, 434- 568.
  51. Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. -М., 1998. С. 250−285.
  52. Ю.Е. Социально-политическая активность масс жизненная черта социалистического образа жизни // Проблемы социалистического образа жизни. — М., 1977. — С. 56 — 64.
  53. Г. Г. Молодежь в информационном обществе. М., 1990. — С. 3 -18.
  54. Ю.А. Активность как философская проблема. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Курск, 1970.- С. 56 -74.
  55. Г. Вы нам интересны // Молодой коммунист. М., 1989. — № 4. -С. 18−24.
  56. В. «Демократический союз» без сенсаций // Политическое образование. М., 1989. — № 9. — С. 51- 52.
  57. Д.П., Соколов Н. В. Исследование политических ориентаций //Социс.-М., 1999. № 1.-С. 160.
  58. И. Политическая социализация молодых // Свободная мысль. -М., 1996. -№ 7. -С. 18−20.
  59. A.B. Молодежь Верхневолжья 98. Ежегодный аналитический доклад. Издание Комитета по делам молодежи Администрации Тверской области. — Тверь, 1999. — С. 3 — 5.
  60. A.B. Потенциал молодежи и устойчивое развитие Тверской области // Материалы научно-практической конференции «Управление регионом: состояние и перспективы развития». Тверь, 1998. — С. 136- 137.
  61. К.С. Введение в политическую науку. М., 2000. — С. 200 — 256.
  62. Э.С. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования. М., 1993. — № 1. -С. 130- 134.
  63. Г. Сочинения. Т. 8. М., 1995. — С. 584 — 585.
  64. С. Аппарат и демократическое движение в Твери. Размышление неформала // Тверское слово. Калинин, 1989. — № 1.
  65. Государственная молодежная политика в действии: на материалах районов, городов, областей России. М., 1994. — С. 10−23.
  66. Государственная молодежная политика в малых городах Российской Федерации // Молодежная политика. М., 1998. — № 164 — 168.
  67. Государственная молодежная политика. Региональный опыт реализации. -М., 1998.-С. 11−25.
  68. Государственная молодежная политика: современный срез // Молодежная политика. М., 1999. — № 185 — 187.
  69. В.В., Грибанова Г. И. Инициатива самодеятельных молодежных движений. Л., 1991.-С. 5−32.
  70. В.А., Овчинский В. С., Радзиховский Л. А. Самодеятельные молодежные формирования // Социологические исследования. М., 1988.- № 6. С. 18−20.
  71. М.С. Идти вместе дорогой перестройки. Выступление перед делегатами XXI съезда ВЖСМ 10 апреля 1990 года. М., 1990. — С. 4 — 32.
  72. М.К., Тихонова Н. Е. Молодежь новой России: политические ориентации // Вестник РАН. М., 1988. — № 7. — С. 35 — 37.
  73. С.И. 17-ти летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентаций // Социс. М., 1998. — № 8. — С. 136.
  74. И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х гг. СПб., 1998. — С. 46- 50.
  75. .М., Поликарпов В. А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальных типологий // Социс. М., 1990. — № 7. — С. 129- 130.
  76. М.Н. Формирование гражданской идентичности // Этнографическое обозрение. М., 1998. — № 6. — С. 89 — 90.
  77. Л.А. Ценностные ориентации: тендерный аспект
  78. Социологические исследования. М., 1999. — № 5. — С. 32 — 34.
  79. А.И. Политическая культура: концептуальные аспекты
  80. Социально-политический журнал. M., 1994. — № 11−12. — С. 117 — 120.
  81. C.B. Молодежные объединения и демократизация политической системы // Новое политическое мышление и процесс демократизации. М., 1990.-С. 47−52.
  82. О.Ю. Электоральная активность молодежи // Социс. М., 1996.- № 12. -С. 116- 118.
  83. Димов В. М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи
  84. Вестник СГУ. Сер.18. Социология и политология. Саратов, 1997. — № 3. -С. 50−51.
  85. В.А., Степанов Е. И. и др. Русский социум в 1995 году: конфликтологическая экспертиза // Социологические исследования. М., 1996.-№ 1.-С. 5−17.
  86. В.И., Кухтевич Т. Н. и др. Общество высшая школа молодежи. — М., 1995. — С. 27 — 43.
  87. Доклад ГКРФ по Делам молодежи. Положение молодежи в РФ: 1995 год.- М., 1996. 127 — 136.
  88. С. Антиполитика выход для радикалов // Свободная мысль. — М., 1996.-№ 7.-С. 15−17.
  89. Л.И. Институционализация региональной социальной политики.- М., 2000. С. 32−54.
  90. С.А. Социализация молодежи: проблемы управления // Молодежь в условиях социально-экономических реформ СПб., 1995. — С.52.
  91. .Н. Исповедь на заданную тему. М., 1990. — С. 1- 98.
  92. В.В., Федоров М. В. История местного самоуправления в России. -М., 2000.-С. 3−17.
  93. A.A. Психология соактивности людей. СПб., 1992. — С. 3 — 32.
  94. Жизненные пути одного поколения. Институт социально-политических исследований РАН. Под ред. М. Х Титма М., 1992. — С. 45.
  95. С. Комсомол: время обновления // Политическая агитация. М, 1989.-№ 18.-С. 27−32.
  96. В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. -М, 1990.-С. 15−22.
  97. A.B. Творческая активность личности. Содержание, пути формирования и реализации. Л., 1991. — С. 21 — 32.
  98. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 1998. — С. 16−27.
  99. С.П. Проблемы социализации современной молодежи.- Оренбург, 1999. С. 35- 36.
  100. Из Программного заявления ХХУ111 съезда КПСС // Политическая агитация.-М., 1990.-№ 15.-С. 32.
  101. С.Н. Социология о молодежи. Л., 1985. — С. 4- 5.
  102. С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. -Л., 1982.-С. 5−18.
  103. В.В., Панарин С. А., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы в России. М., 1996. — С. 340 — 400.
  104. И.М. Молодежь как глобальная проблема человечества. Молодежная политика как императив 21 века. М., 1998.- С. 31- 46.
  105. И.М. О молодежной политике российского политического центризма. М., 1999. — С. 5- 15.
  106. И. Развитие социализма и молодежь // Коммунист. М., 1987. — № 6. — С. 81- 97.
  107. Информационный бюллетень Калининского обкома КПСС. Калинин, 1989. — № 3. — С. 1−5.
  108. Ю.В., Слизовский Д. Е. Роль политической культуры и лидерства в общественном развитии. М., 1995. — С. 160 — 180.
  109. . Радикализация, но не по «парижскому» сценарию // Свободная мысль. М., 1996. — № 7. — С.32 — 36.
  110. О.В. Молодежь в период трансформации: катастрофические сценарии и реальность // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПБ., 1995.-С. 71−75.
  111. В .В., Слепцов В .Н. Социология молодежи: сущность, особенности, тенденции. Краснодар, 1994. — С. 21 — 34.
  112. A.B. Политическая активность и формирование гармоничного развития общественно-активной личности. Л., 1989. — С. 3 — 14.
  113. Коган J1.H., Попов В. Г., Генин П. В., Долганов А. Е. Молодежь и политика. Екатеринбург, 1994. — С. 28 — 30.
  114. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М. Д996. -С. 21 -35.
  115. А.И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999. — 36 — 43.
  116. A.A. Молодежь России: политические портреты // Вестник СПб. Гос.университета. СПб., 1997. — № 6. — С. 31- 35.
  117. Коммунизм и управление общественными процессами. Л., 1980. — С. 3 -31.
  118. Комплекс мер по правовому обучению избирателей и профессиональной подготовке организаторов выборов и референдумов на 2000−2005 гг. М., 2000. — С. 3 — 25.
  119. Кон И. С. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1990. Т.6.
  120. Кон И. Психология социальной инерции // Коммунист. М., 1988. — № 1. -С. 5−14.
  121. Кон И. С. Социология личности. -М., 1977.- С. 56 78.
  122. Кон И. С. Социология молодежи. Краткий словарь по социологии. М., 1998.-С. 560.
  123. A.A. Партия и молодежь. М., 1989. — С. 20 — 34.
  124. Н.Д. Современные идеологические системы. М., 1999. — С. 100 — 120.
  125. Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи. -Л., 1991.-С. 230−237.
  126. В.К. В тисках сталинщины: трагедия комсомола. -М, 1991.-С. 45−48.
  127. Криминальные и неформальные молодежные объединения. М., 1990. -С. 10−11.
  128. Куда идет комсомол?-М., 1990. -С. 4−21.
  129. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов, 1995. — С. 20 — 23.
  130. И.М., Данилов В. И. Социальная активность личности. -Л., 1982.-С. 3−16.
  131. В.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80-е 1 пол. 90-х гг. 20 столетия). — М., 2000. — С. 3 — 11.
  132. Н.И., Кисельников A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики. М., 1998. — С. 3 — 9.
  133. Л. Молодежь и культура. М., 1994. — С. 50 — 57.
  134. Е.Е., Иноземцева Г. И., Гришина Е. Л. Молодежь и власть (итоги социологического исследования) // Молодежь России. М., 1992. — № 7. — С. 31−38.
  135. В.К. Россия: в поисках стратегии нового времени // Социально-гуманитарные знания. М., 1999. — С. 23 — 26.
  136. В.Ф. Молодежь и политический плюрализм // Философские науки. М., 1990. — № 10. — С. 24 — 27.
  137. В.Ф. Неформальная группа: ищем себя // Смена. М., 1987. -№ 12.-С. 24.
  138. В. Неформальные самодеятельные объединения. Социологический очерк. М., 1989. — С. 3 — 38.
  139. В.Т. Концептуальные основы социальной защиты населения в условиях изменяющейся среды. Молодой человек в условиях кризиса. М.- СПб., 1994.-С. 5−23.
  140. В.Т. «Неформалы»: за и против // Агитатор. М., 1989. -№ 7,9.-С. 18−23.
  141. В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М., 1990. — С. 83 — 153.
  142. В.Т. Что значит быть современным. М., 1980. — С. 18−26.
  143. В.Т. Эскиз к портрету. Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи. М., 1969. — С. 150−216.
  144. В.И. Некоторые вопросы развития избирательной политики и права в РФ в 90-е годы // Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. М., 1994. — С. 6- 11.
  145. A.A. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: Российский опыт. М., 1999. — С. 440 — 448.
  146. В.П. Самодеятельные молодежные объединения. Л., 1988. — С. 43.
  147. И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи. -Киев, 1993.-С. 90−97.
  148. A.A. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношениям.-М., 1991.-С. 90−93.
  149. Молодежь: будущее России. Под ред. Ильинского И. М. и др. М., 1995. -С. 7−21.
  150. Молодежь и выборы. М., 1999. — № 2. — С. 1- 2.
  151. Молодежь и выборы. М., 1999. — № 6 — 7. — С. 2- 7.
  152. Молодежь и демократизация советского общества: социальный анализ. -Минск, 1990.-С. 15- 27.
  153. Молодежь и молодежная политика. «ИНИСТУМ» для молодежного актива ОПОО «Отечество». М., 1999. № 7. — С. 4 — 16.
  154. Молодежь и молодежная политика. «ИНИСТУМ». М., 1997. — № 6. -С. 44−58.
  155. Молодежь и общество на рубеже веков. М.: Голос, 1999. — С. 15−23.
  156. Молодежь 88 / Редкол.: Ильинский И. М. и др. — М., 1989. — С. 13 — 22.
  157. Молодежь 89. Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. Материалы научной сессии НИЦ 13−15 апреля 1989г/ Редкол.: Е. П. Володина и др. — М., 1989. — С. 12.
  158. Молодежь: ориентация и жизненные пути. Рига, 1998. — С. 3 — 18.
  159. Молодежь региона: социальные проблемы и пути их решения.- Екатеринбург, 1996. С. 10 — 23.
  160. Молодежь России на рубеже 90-х гг. Кн. 1−2 / Отв. ред. М. И. Малышева.- М., 1992. С. 3 — 231.
  161. Молодежь России: социальное развитие. Институт социально-политических исследований РАН. М., 1992. — С. 150 — 131.
  162. Молодежь России: поколенческий аспект. (По материалам социологических исследований). М., 1997. — С. 4 — 18.
  163. Молодежь России: социальное развитие. Под ред. Чупрова В. И. -М., 1992.-С. 7- 106.
  164. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. М., 2000. -С. 3−42.
  165. Э.Ю., Григорьев Л.Г, Панченко Е. В. Роль выборов в современном политическом процессе // Материалы юбилейной конференции ученых и преподавателей ТГТУ. Тверь, 1997. — С. 156 — 157.
  166. П.А. Политический статус молодежи в современной России (теоретический аспект).- Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат философских наук. М.: Ин-т молодежи, 1995. — С. 1 — 28.
  167. Л. Неформал // Московские новости. М., 1989 от 28 мая.
  168. П.Э. Ценностные ориентации молодежи в условиях перехода к рынку // Молодежь и общество на рубеже веков. М.: Голос, 1999. — С. 330 -333.
  169. E.H. Неформальное молодежное движение: динамика развития // Советская педагогика. М., 1990. — № 7. — С. 74 — 79.
  170. Е.В. Региональная политическая культура. Краснодар, 1998. -С. 330−348.
  171. О. Электоральное поведение и политические предпочтения московской молодежи // Бизнес и политика. М., 1996. — № 4. — С. 34.
  172. К.Г. Время выбора. Молодежь и общество в поисках альтернативы. М., 1991. — С. 4 — 32.
  173. А.П. Политическая психология: предмет, концептуальные основания, задачи // Общественные науки и современность. М., 1988. — № 1. -21.
  174. А. Самодеятельные формирования // Агитатор. М., 1988.- № 17. С. 18−20.
  175. В.Г. Молодежь 80-х: потребности, ценности, идеалы.- Красноярск, 1989. С. 90 — 95.
  176. В.Г., Гладченко A.A. Социально-политические ориентации молодежи // Социс. М., 1996. — № 6. — С. 22 — 24.
  177. Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. М., 1998. — Январь.- С. 59.
  178. Новая Россия: становление правовой и политической культуры.- М., 1998. С. 58−70.
  179. Новые избиратели в процессе становления демократических институтов переходного общества // Представительная демократия и электорально -правовая культура. Под ред. Ю. А. Веденеева М., 1997. — С. 13−21.
  180. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня. А завтра? -М., 1998.-С. 10−15.
  181. Неформалы: Кто они? Куда зовут? М., 1990. — С. 5 — 329.
  182. Неформалы: Социальные инициативы. М., 1990. — С. 4 — 23.
  183. В.В., Нехаева Т. Г. Социально-правовые аспекты и реалии Государственной молодежной политики в Российской Федерации. М., 1999. -С. 34.
  184. М.Г., Комаровский B.C. Обновление политической системы России. М., 1996. — С. 24.
  185. Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. — С. 3 — 24.
  186. B.C. Криминогенные проявления в молодежной среде // Социс. М., 1987. — № 4. — С. 86 — 90.
  187. В.А., Павленко В. Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. Справочник. М., 1997.
  188. Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1990.-С. 4−179.
  189. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.Д994.-С. 3−5.
  190. В.Е. Основы теории политической системы М., 1985. — С. 5 -12.
  191. О.Ф. КПСС и развитие социальной активности рабочей молодежи в период зрелого социализма. М., 1984. — С. 3 — 18.
  192. Партии и политические блоки в России. Под ред. Б. И. Коваль. Вып. 1. М., 1993. — С. 84.
  193. Партийное руководство деятельностью ВЛКСМ. Сборник научных трудов. Под ред. В. К. Криворученко, А. С. Тройнин. М., 1984. — С. 76.
  194. Д. В поисках альтернативы // Свободная мысль. М., 1996. — № 7. — С. 4 — 23.
  195. С.И. «Неформалы» сыновья или пасынки // Политическое образование. — М., 1988 — № 7. — С. 12 — 14.
  196. Е.Л., Блохина М. В., Стялова И. К. Выборы 1997 года как отражение социально-политических ценностей электората (на материалах гТвери) // Материалы юбилейной конференции ученых и преподавателей ТГТУ. Тверь, 1997.- С. 154- 155.
  197. Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков, 1991. — С. 5.
  198. Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994. — С. 320−348.
  199. Политическая энциклопедия. Том 1,2. М.: «Мысль», 1999. — С. 750, 840.
  200. Положение молодежи в Российской Федерации и Государственная молодежная политика. Государственный Доклад. М., 1998.- С. 69- 73, 107−130.
  201. Положение молодежи в советском обществе (Аналитический отчет). -М., 1990.-С. 3−21.
  202. Е. Федеральная программа «Молодежь России» // Страховое дело. М., 1997. — № 4. — С. 1 — 12.
  203. Развитие социально-политической активности трудящихся в современных условиях. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 1983.-С. 32.
  204. O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1993. — С. 5- 7.
  205. Региональные выборы в России. М., 1996. — С. 80 — 84.
  206. В.А. Молодежная политика в современной России // Диалог. М, — 1998,-№ 9.-С. 54.
  207. В.О. Политическая культура постсоветской России // Социально-политический журнал. М., 1998. — № 1. — С. 32 — 43.
  208. В.О., Халман JL, Эстер П. Политическая культура и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998. — С. 90 — 365.
  209. О.Г. О самодеятельном движении общественных инициатив (Неформальные объединения и их роль в перестройке общественной жизни в СССР). М., 1988. — С. 22 — 24.
  210. .А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. М., 1988. — № 5.- С. 90 — 91.
  211. .А., Гришина Е. А., Серикова H.A. Российская молодежь: десять главных проблем молодежи // Социс. М., 1999. — С. 26 — 27.
  212. Самодеятельные инициативы. Неформальный взгляд // Коммунист. -М., 1988.-№ 9.-С. 1−6.
  213. В.Ф. Формирование политической культуры личности. М., 1987. — С. 36.
  214. E.JI. Российский электорат: проблема выбора и участия. М., 1996.-С. 220−237.
  215. В.А., Головин H.A. Штрихи к портрету поколения 90-х //Социс.-М., 1998. -№ 3.-С. 106.
  216. А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ // Социально-политический журнал. М., 1998. — № 3. — С. 72.
  217. Словарь-справочник по социологии и политилогии / Под ред. Э. А. Тадевосяна. М., 1996.
  218. Е. Что такое молодежная политика. М., 1996. — № 1. — С. 23.
  219. Смирнова О. Г. Электоральные предпочтения молодежи
  220. Социологическое обозрение (информационно-аналитический сборник).-М., 1997.-Вып. 1.-34.
  221. А.А. Хождение во власть. М., 1991. — С. 1- 270.
  222. Современная Россия: власть, общество, политическая наука. Материалы первого Всероссийского Конгресса политологов. В 3-х томах. М., 1999. Т. 1 -287 е., Т. 2−310 е., Т. 3 -239 с.
  223. Социальная активность и свобода личности. Межвузовский сборник научных трудов. Волгоград, 1981. — С. 3 — 173.
  224. Социальная активность человека: философский анализ. Сб. научных трудов. Краснодар, 1986. — С. 350.
  225. Социальная и социально-политическая ситуация в СССР: состояние и прогноз. М., 1990. — С. 5 — 56.
  226. Социальная защита в регионе. М., 1999. — С. 3 — 29.
  227. Социальные льготы граждан. М., 2000. — С. 4 — 18.
  228. Социальная политика переходного общества. М., 1997. — С. 57 — 234.
  229. Социальная политика России: история и современность. Новочеркасск, 1999.-С. 15−27.
  230. Социальные проблемы формирования молодежи. Сб. научных трудов. Свердловск, 1989. — С. 245 — 250.
  231. Социологический опрос Областного комитета по Делам молодежи Тверской области. Тверь, 1999. — С. 1−7.
  232. Социология молодежи. М., 1995. Кн.З. — С. 3- 6.
  233. Социология молодежи. СПб., 1996. — С. 7−13.
  234. Судьба комсомола. Беседа с секретарем ЦК ВЛКСМ Смирновым // Политическое образование. М., 1989. — № 18. — С. 74 — 76.
  235. А. Есть ли будущее у молодежи // Свободная мысль. М., 1996. -№ 7.-С. 21−26.
  236. Тверская область. Электоральная характеристика // Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1995−1997 гг. Электоральная статистика. М., 1997. — С. 347- 348.
  237. Тверской Вестник Демократического Союза. Калинин, 1989. — № 1. -С. 6- 8.
  238. Тверской колокол. Калинин, 1989. — № 3. — С. 1−11.
  239. Тверское слово. Калинин, 1989. — № 1. — С. 29- 33.
  240. Теория политического участия. М., 1997. — С. 237 — 238.
  241. Е.М. Молодежь надеется на лучшее и мечтает о будущем // Диалог. М., 1998. — № 10. — С. 10 — 16.
  242. Д.И. Психолого-педагогические аспекты изучения неформальных молодежных объединений // Советская педагогика. М., 1987.- № 6. С. 42−47.
  243. Формирование активной жизненной позиции учащейся и рабочей молодежи. Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск, 1980. — С. 235.
  244. Формирование общественно-политической активности студентов вузов. -Минск, 1985.-С. 18−21.
  245. С.С. Социология. М., 1999. — С. 237 — 289.
  246. М.Р. Политическое участие как объект исследования // Полис. -М., 1999.-№ 5.-С. 34.
  247. Е.И. Социальная политика. М., 2000. — С. 127 — 139.
  248. Ценности социальных групп и кризис общества. М., 1991. — С. 24 — 35.
  249. В.В. Молодежь и общество. Социальные очерки. Киев, 1990.-С. 10−175.
  250. В.И. Молодежь России: на пороге рынка // Социологические исследования. М., 1991. — № 9. — С. 62- 63.
  251. В., Нелюбин А. Неформальные объединения: природа, проблемы, прогнозы // Политическое образование. М., 1988. — № 12. — С. 24.
  252. Ф.И. Социальная защита в субъектах Российской Федерации.- М., 1998. С. 27−59.
  253. Ю. Конфликт между ветвями власти и электоральное поведение в России // Мировая экономика и международные отношения. М., 1999. -№ 1.- С. 85- 89.
  254. Е.Б. Личность и политика. М.: Мысль, 1998. — С. 165 — 180.
  255. А. Будущее страны строить молодым // Дом и отечество. М., 1996. — 14 — 20 сентября.
  256. A.A. Социализация молодежи: тенденции и перспективы. -М., 1997.-С. 67−69.
  257. П.А. Социальные ресурсы и местное самоуправление. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат социологических наук. Белгород, 1999. — С. 1 — 18.
  258. Л.П. Социальная защита. М., 1998. — С. 4 — 27.
  259. Т., Белавина Ю. Молодежь в России. М., 1998. — С. 9 — 18.
  260. М.В. Региональный электорат: особенности, политические предпочтения и выбор. Диссертация на соискание ученой степеникандидат социологических наук. Кемерово, 1997. — С. 215 — 217.
  261. И.А. Проблемы экономической активности студенческой молодежи: исторические традиции и современный опыт. Диссертация на соискание ученой степени кандидат исторических наук. М., 1997.- С. 3- 18.
  262. С.М. Молодежная политика как направление социальной политики в регионе (социологический аспект). Диссертация на соискание ученой степени кандидат социологических наук. М., 2001. — С. 3 — 104.
  263. И.А. Социально-политические ориентации студенческой молодежи в условиях социальной трансформации в России. Диссертация на соискание ученой степени кандидат социологических наук. М., 2000. — С. 3−1
  264. А.И. История формирования политической активности молодежи СССР и Российской Федерации (1985−1996 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидат исторических наук. Воронеж, 1999. — С. 3 — 209.
  265. С.Ю. Политическое сознание молодежи в условиях обновления российского общества: состояние и перспективы. Диссертация на соискание ученой степени кандидат социологических наук. Саратов, 1999. -С. 3−156.
  266. А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. Диссертация на соискание ученой степени кандидат философских наук. М., 2000. — С. 14.
  267. С.Ф. Социальная активность и политика. Диссертация на соискание ученой степени кандидат философских наук. М., 1999. — С. 3 — 93.
  268. С. А. Особенности современной политической и электоральной культуры России. Диссертация на соискание ученой степени кандидат философских наук. М., 2000. — С. 91 — 122.
Заполнить форму текущей работой