Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности творческого педагогического мышления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С позиций первого подхода: творческое педагогическое мышление — вид практического мышления, характеризующийся созданием нового продукта: а) в педагогической деятельности — новые способы изучения учащихся, создание новых диагностирующих приемов, новых методов обученияб) в педагогическом общении — поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический аспект проблемы профессионального педагогического мышления
    • 1. 1. Характеристика профессионального мышления
    • 1. 2. Описание профессионального педагогического мышления. Определение его отличительных свойств
    • 1. 3. Теоретические подходы к исследованию профессионального педагогического мышления
  • Глава 2. Творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии
    • 2. 1. Понятие «творческое мышление». Признаки творческого мышления
    • 2. 2. Творческое мышление в профессиональной деятельности педагога
  • Глава 3. Исследование особенностей творческого педагогического мышления
    • 3. 1. Выявление уровней организации мышления педагогов дошкольных образовательных учреждений
    • 3. 2. Исследование креативности педагогов
    • 3. 3. Изучение профессионального мышления педагогов с помощью 16РР -факторного опросника Р. Кеттелла
    • 3. 4. Изучение творческих особенностей уровневых характеристик педагогического мышления при помощи опросника терминальных ценностей (ОТеЦ)
    • 3. 5. Изучение творческих особенностей педагогов с использованием опросника Г. Девиса
    • 3. 6. Формирование творческого педагогического мышления
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение
  • Психологические особенности творческого педагогического мышления

Исследование профессионального мышления педагога — одно из основных направлений в педагогической психологии. Значимость указанного направления обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности педагога, его профессионального поведения и общения. Деятельность педагога есть искусство развития и обучения детей. Процесс педагогического труда не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач педагога могут быть разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы и кончая решением многообразных текущих вопросов, возникающих в различных ситуациях деятельности педагога.

Творчество — наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда.

Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно — воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога. Кроме того, проблема подготовки учителя, воспитателя дошкольного образовательного учреждения к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных:

1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место-

2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии- четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности- быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить-

3) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные

выводы, применять полученные

выводы для выявления и решения новых проблем) —

4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

Это обстоятельство требует полного и всестороннего исследования творческих особенностей педагогического мышления.

Психологические особенности творческого педагогического мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель исследования — выявить психологические особенности творческого педагогического мышления.

Объектом исследования является педагогическое мышление. Предмет исследования — творческое педагогическое мышление. Общая цель в соответствии с предметом исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Провести теоретический анализ концепций творческого мышления и определить подходы к исследованию творческого педагогического мышления.

2. Определить основные особенности творческого педагогического мышления: а) исследовать развитие гибкости мышленияб) исследовать развитие оригинальности мышленияв) исследовать развитие беглости мышленияг) исследовать черты личности, обуславливающие продуктивность умственной деятельности.

3. Выявить уровневую организацию мышления педагогов дошкольных образовательных учреждений.

4. Установить особенности творческого педагогического мышления на разных уровнях его функционирования: ситуативном и надси-туативном.

5. Разработать и апробировать программу, позволяющую создать эффективные условия для формирования творческого педагогического мышления.

Гипотезы исследования:

1. Профессиональное мышление педагогов дошкольных образовательных учреждений (также как у учителей, педагогов системы профессионального образования) имеет уровневую организацию и характеризуется иерархичностью: ситуативный и надситуатив-ный уровни.

2. Творчество — есть характерная особенность надситуативного уровня мышления педагогов дошкольных образовательных учреждений.

3. Создание целенаправленной системы проблемных ситуаций, творческих задач, специальных упражнений для развития дивергентного мышления будет способствовать формированию творческого педагогического мышления.

Методические и теоретические основы диссертационного исследования составили:

1. Системно-деятельностный подход С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова, A.B. Карпова, Ю. П. Поваренкова.

2. Общепсихологическая теория мышления, разработанная С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, A.B. Брушлинским,.

A.M. Матюшкиным и другими.

3. Теория профессионального мышления, содержащая идеи Б. Ф. Ломова, В. М. Теплова, Д. Н. Завалишиной, O.K. Тихомирова,.

B.Д. Шадрикова, Ю. К. Корнилова.

4. В исследовании педагогического мышления мы опираемся на результаты, представленные в работах Ю. Н. Кулютнина, Г. С. Сухобской, Л. М. Митиной, А. К. Марковой, М. М. Кашапова, Ю. П. Поваренкова, В. А. Мазилова, Т. Г. Киселевой.

5. Работы отечественных и зарубежных авторов, отражающих проблему творчества: Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Р. Стернберга, Я. А. Пономарева, В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина, Д. Б. Богоявленской.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается применением взаимодополняемых экспериментальных методов, адекватных задачам исследования (тестов, опросных методов, наблюдений, беседы), статистических методов обработки экспериментальных данных (корреляционного анализа, сравнение выборочных данных), качественного анализа.

Научная новизна: исследования психологических особенностей творческого мышления педагогов дошкольных образовательных учреждений проводится впервые.

В работе впервые исследованы и описаны уровни мышления педагогов дошкольных образовательных учреждений (доминирующий ситуативный, преобладающий ситуативный, преобладающий надситуативный, доминирующий надситуативный) — раскрыты творческие особенности указанных уровней (гибкость, оригинальность, беглость мышления) — выявлены положительные изменения черт личности, обусловливающих продуктивность умственной деятельности (интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных, ценностных ориентаций) при переходе с одного уровня мышления на другой.

Теоретическая значимость. Полученные в ходе диссертационного исследования данные позволяют теоретически обосновать пути и методы исследования и формирования творческого мышления педагогов дошкольных образовательных учреждений. Работа вносит объективно ценные данные в педагогическую психологию, позволяя по-новому спроектировать подготовку и переподготовку, повышение квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость состоит в создании экспериментальной методики оценки творческих особенностей мышления педагога дошкольного образовательного учреждения, которая может быть использована как метод экспресс-диагностики в педагогическом процессе.

Результаты исследования психологических особенностей творческого педагогического мышления использовались при обучении педагогов на курсах повышения квалификации в Институте развития образования г. Ярославля.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческое педагогическое мышление — это высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения педагогической проблемности в ходе профессиональной деятельности педагога, протекающий на высшем иерархически организованном уровне (надситуативном уровне) и характеризующийся параметрами: «открытость» педагога внешнему мируспособность к «выходу за пределы» исходного уровня психического обеспечения.

V деятельности.

2. Профессиональное мышление педагога, достигая высшего иерархического уровня (уровня обнаружения надситуативной проблемности) характеризуется творческими особенностями.

3. Одна из основных задач повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений — способствовать формированию творческого профессионального мышления. Система педагогических проблемных ситуаций, творческих задач, специальных упражнений развития дивергентного мышления способствует формированию творческого педагогического мышления.

Методы исследования. На разных стадиях исследования использовались следующие методы: опросник на определение доминирующего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций (М.М. Кашапов, Ю.Н. Дубровина) — опросник-определитель доминирующего уровня проблемности при решении педагогических задач (М.М. Кашапов, Е.В. Дьяченко) — краткий вариант теста Торренса в модификации А. Н. Воронинатест Медника в адаптации А. Н. Воронина, Т. В. Галкинойличностный опросник Р. Кетеллаопросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин) — опросник Г. Дэвисаа также методы эксперимента, наблюдения, беседы, метод экспертных оценок и анализ документов. Надежность и достоверность полученных результатов проверялась статистическими методами на репрезентативной выборке.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования были представлены и обсуждены на симпозиуме «Социальная психология: практика, теория, эксперимент, практика» (2000г.) — на межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Ярославского Института развития образования (2000г.) — на второй межвузовской научной конференции «Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы» (Карачаево-Черкесский Госуниверситет, 2001 г.) — на конференции выпускников факультета психологии ЯрГУ «Содружество» (2001г.) — на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидована методологическом семинаре регионального отделения РПО, на заседании лаборатории профессионального и личностного развития ЯрГУ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в Ярославском Институте развития образования на курсах повышения квалификации работников образования, в НМиУЦ на курсах повышения квалификации работников профессионального образования. Материалы исследования отражены в 11 публикациях.

Выводы.

1. Профессиональное педагогическое мышление педагогов дошкольных образовательных учреждений осуществляется на следующих уровнях: доминирующим ситуативномпреобладающим ситуативномпреобладающим надситуативномдоминирующим надситуативном.

2. Ситуативность — надситуативность мышления педагогов дошкольных образовательных учреждений приводит к психологическим отличиям в креативности.

3. Профессиональное мышление педагога, достигая высшего иерархического уровня (уровня обнаружения надситуативной проблемно-сти), характеризуется творческими особенностями: «открытостью внешнему миру», «выход за пределы».

4. Разработана методика оценки творческого мышления педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Заключение

.

Анализ психолого — педагогической литературы обозначил проблемы, существующие в области творческого педагогического мышления, а проведенные экспериментальные исследования (общая выборка -235 педагогов дошкольных образовательных учреждений) позволили говорить о психологических особенностях творческого педагогического мышления.

Исследование научно — теоретических концепций творческого мышления, позволило дать рабочее определение творческого педагогического мышления.

Анализ различных подходов к определению творческого мышления позволяет выделить три основных:

1. Определения, опирающиеся на новизну как критерий творчества, в которых подчеркивается продуцирование чего — то нового.

2. Определения, включающие процесс.

3. Подход с позиций умственных способностей.

Основываясь на выделенных подходах, сформулируем следующие определения творческого педагогического мышления.

С позиций первого подхода: творческое педагогическое мышление — вид практического мышления, характеризующийся созданием нового продукта: а) в педагогической деятельности — новые способы изучения учащихся, создание новых диагностирующих приемов, новых методов обученияб) в педагогическом общении — поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся и т. д.- в) в сфере личности — определение индивидуальных путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования.

Во втором случае — творческое педагогическое мышление — это высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения педагогической проблемности в ходе профессиональной деятельности педагога, протекающей на высшем иерархически организованном уровне («уровне ведущих идей», «надситуативном уровне») и характеризующейся параметрами: «открытость» педагога внешнему миру, способность к «выходу за пределы» исходного уровня психического обеспечения деятельности. Умение устанавливать надситуативную проблемность влияет на личностное развитие педагога.

С позиций умственных способностей — творческое педагогическое мышление — это сложная способность, включающая в себя как конвергентную, так и дивергентную составляющую, чувствительность к проблемам и способность к переопределению.(Переопределение — умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе решения и не могут быть учтены с самого начала).

Мышление педагогов дошкольных образовательных учреждений имеет уровневую организацию и характеризуется иерархичностью. Выделены уровни обнаружения проблемности при решении педагогических задач и соответствующие уровни педагогического мышления: доминирующий ситуативный, преобладающий ситуативный, преобладающий надситуативный, доминирующий надситуативный.

Предполагалось, что чем выше категория педагога, тем выше уровень обнаружения проблемности и уровень педагогического мышления. Выявлено, что педагоги первой категории чаще выходят на уровень над-ситуативной проблемности, а педагоги высшей категории в большинстве случаев отмечают лишь ситуативную проблемность. Полученные результаты объясняются явлениями профессиональной стагнации, сложившимися стереотипами педагогического мышления.

Уровень профессионального педагогического мышления не коррелирует с такими характеристиками мышления как оригинальность и уникальность (по методике Торренса), и креативностью (по методике Деви-са).

Процедура тестирования, связанная с регламентацией деятельности испытуемых не позволяет адекватно оценить их творческие возможности.

Кроме того, опросник Торренса, Опросник Девиса не выявляют творческих аспектов практического педагогического мышления, для проявления которого необходима профессиональная деятельность, педагогические проблемные ситуации.

Надситуативный уровень мышления характеризуется абстрактностью мышления, сообразительностью, быстрой обучаемостью, развитым воображением, высоким творческим потенциалом, стремлением к преодолению стереотипов, эмоциональной зрелостью, чувствительностью, самостоятельностью в принятии решений.

Для ситуативного уровня мышления педагогов характерны: конкретность и ригидность мышления, практичность, следование общепринятым нормам, высокая тревожность, несамостоятельность в принятии решений.

Указанные характеристики ситуативного и надситуативного уровней педагогического мышления позволяют говорить, что надситуативный уровень обладает характеристикой «креативность» (творческие особенности).

Надситуативный уровень мышления педагогов коррелирует с терминальными ценностями: креативность, активные социальные контакты, развитие себя, что является конкретной реализацией показателей творчества («выход за пределы»). Для надситуативно мыслящих педагогов значима сфера профессиональной жизни.

Положительные изменения личностных качеств при переходе с ситуативного на надситуативный уровень мышления есть конкретная реализация в мышлении, включенном в практическую деятельность, показателей творчества.

Указанные выше особенности педагогического мышления требуют дальнейшего изучения и конкретизации.

Экспериментально обоснована возможность управления процессом профессионального мышления педагога дошкольного образовательного учреждения. Создание целенаправленной системы проблемных, творческих задач, специальных упражнений для развития дивергентного мышления, способствует формированию творческого педагогического мышления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука. Сиб отд-ние, 1991. — 225с.
  2. Г. Н., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., Наука, 1971. 334с.
  3. А. Психологическое тестирование: Книга / Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. М.:Педагогика, 1982. — 320с.
  4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. М., 1988.238с.
  5. Н.П., Шрейдер Р. В. К вопросу о методиках диагностики практического мышления // Проблемы мышления в производственной деятельности. Ярославль, 1980. 150с.
  6. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  7. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества / Вопросы психологии, № 4, 1976. С.69−79
  8. Д.Б., Богоявленская М. Е. Одаренность и проблемы ее идентификации / Психологическая наука и образование. № 4, 2000. С.5−13.
  9. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.
  10. Ю.Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.11 .Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд. Рост, ун-та, 1983.
  11. Боно де Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении // Прогресс /O.K. Тихомирова. М., 1976. 143с.
  12. Боно де Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
  13. A.B. К психологии творческого процесса // Человек, творчество, наука. М., 1967.
  14. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Во-ронеж, 1996. — 392с.
  15. В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для учителя. M.: Просвещение, 1993. — 96с.
  16. П.Венгер JI.A. Развитие общих познавательных способностей, как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в дошкольном воспитании / Под ред. Л. А. Венгера. M., 1996.
  17. Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Учеб. пособие. Казань, 1992. 108с.
  18. Д.В. Морально этическое мышление и его формирование у студентов педагогических вузов. // Формирование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999.С.28−34.
  19. Ф.Н. Очерки психологии советского учителя / Под ред. М. В. Соколова. М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1951.- 156с.
  20. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей // В кн.: Проблемы способностей, АПН РСФСР. М., 1962. С.244 255.
  21. Ф.Н. Книга об учителе // Просвещение. М., 1965. 250с.
  22. P.M. и Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб, ОМС, 1994. — 192с.
  23. Л.Л. Исследование мышления как решение задач: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1976.46с.
  24. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
  25. В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер Ком, 1999.-368с.
  26. О.М. Программа «Развитие» // Психологическая наука и образование. 1996, — № 3.
  27. Н.П., Корнилов.Ю.К. К вопросу о развитии мышления в производственной деятельности. Ярославль, 1980. 150с.29.3авапишина Д. Н. Творческий аспект практического мышления / Психологический журнал. Том 12, № 2, 1991. С. 16−26.
  28. ЗО.Загвязинский В. Н. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
  29. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
  30. М.М. Психология педагогического мышления: Монография. -СПб.:Алетейя. 2000. — 459с.
  31. М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1997. — 100с.
  32. М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации: Учебное пособие. Ярославль. ЯрГУ, 1992. — 83с.
  33. М.М. Обучение решению педагогических ситуаций. Ярославль: ЯрГУ, 1992. — 35с.
  34. М.М. Теоретические основы исследования педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. — 152с.
  35. М.М. Психологический анализ педагогической проблемной ситуации и средств ее разрешения // Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. -135с.
  36. М.М., Ракитская О. Н., Григорьева Е. М. Разработка методик ** исследования интеллектуальных компонентов креативности педагога /
  37. Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. — С.97 119.
  38. М.М., Киселева Т. Г., Рябикина И. В. Экспериментальное исследование уровней педагогического мышления // Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999.-С.56−73.
  39. М.М. Теория и практика решения педагогических ситуаций. -Ярославль, ЯрГУ, 1997. 100с.
  40. М.М., Ракитская О. Н., Григорьева Е. М. Разработка методик исследования интеллектуальных компонентов креативности педагога // Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. — 136с.
  41. М.М. Современные подходы к формированию педагогического мышления // Формирование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. — 143с.
  42. М.М. Психология профессионального педагогического мышления. Автореферат дисс. докт. психол. наук. М., 2000. -48с.
  43. Т.Г. Социально-психологические особенности уровневых характеристик профессионального педагогического мышления в процессе оценивания. Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 1999. — 154с.
  44. Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль: ЯрГУ, 1982.-77с.
  45. Ю.К. О проблеме практического мышления // Мышление. Общение. Практика. Ярославль: ЯрГУ, 1986. — С.3−7.
  46. Е.В. О развитии психологической службы в системе дошкольного воспитания // Инновационно экспериментальная деятельность в дошкольных учреждениях области — Ярославль, 1996. С. 66 -68.
  47. Е.В. Особенности развития творческого педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С.115- 117.
  48. Е.В. Осознание противоречия как условие развития педагогического мышления // Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. С. 73 78.
  49. Е.В. Уровневые характеристики профессионального педагогического мышления // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т 2 / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 2000. С68 -69. (В соавторстве).
  50. Е.В. Оценка мышления педагога образовательного учреждения // Ярославский психологический вестник. Выпуск 2. Москва Ярославль, Издательство «Российское психологическое общество», 2000. С. 85 -88.
  51. Е.В. Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста. // Ярославский психологический вестник. Выпуск 4. Москва Ярославль, Издательство «Российское психологическое общество». 2001. С 40−43.
  52. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Издательство Ленинградского университета, 1967.- 183с.
  53. Н.В. Формирование педагогических способностей.// ЛГУ, Л., 1970. 114с.
  54. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности // ЛГУ., 1970. 114с.
  55. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учителя // Вопросы психологии, 1984, № 1, С. 20 -27.
  56. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л. 1985. 32с.
  57. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 112с.
  58. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.21−30.
  59. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: Знание, 1967. — 38с.
  60. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 229с.
  61. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М.: Педагогика, 1977. — 152с.
  62. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128с.
  63. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.
  64. Лук А. Мышление и творчество // Политиздат., М., 1976. 114с.
  65. В.А. Практическое мышление: эволюция подходов (от «простоты» к «единству») // Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. — С.34−53.
  66. В.А. Психологический анализ ограничения зоны поиска в процессе решения мыслительных задач: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981,24с.
  67. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.- 192с.
  68. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192с.
  69. А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. -310с.
  70. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168с.
  71. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
  72. М.И., Шрагина Л. И. Основы культуры мышления // Школьные технологии. 1997. — № 5. — 200с.
  73. Х.И. Как воспитывает процесс обучения? М., 1982.
  74. Методы психологической диагностики. Выпуск 2 / Под ред. Воронина А.Н.-М., 1994.- 181с.
  75. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999. — 192с.
  76. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104с.
  77. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416с.
  78. Д. Как решать задачу. М., 1961.207с.
  79. H.H. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопр. псих. 1996, — № 4.
  80. Я.А. Центральное звено механизма познавательной деятельности / Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1978. — С. 153.
  81. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280с.
  82. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 304с.
  83. Проблема научного творчества в современной психологии / М.Г. Яро-шевский, М., 1971. 334с.
  84. Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С. Г. Вершловского и Л. Н. Лесохиной. М., 1982.
  85. Психологические исследования творческой деятельности // МГУ. М., / О. К. Тихомиров, 1975. 253с.
  86. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.
  87. В.Н. Проблемы эвристики. М., 1969. 272с.
  88. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., 1967.
  89. Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962. 504с.
  90. Системно структурные исследования педагогических явлений, процессов // Материалы симпозиума по методологии педагогики и методики педагогических исследований, АПН СССР, М., 1970.С.16 -89.
  91. Л.Ф. и др. Решение педагогических задач на основе анализа проблемной ситуации (методические рекомендации). Кострома. 1973. 96с.
  92. Л.Ф. Формирование профессионально педагогических умений учителя — воспитателя. Ярославль. 1976. 82с.
  93. Р., Григоренко Е. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997. С.186−214.
  94. В.Э., Яковлева Д. С. Воспитание у студентов педагогической направленности мышления // Советская педагогика, 1971, № 12. С.56- 68.
  95. Творческая направленность деятельности педагога // Сб. научных трудов / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л. 1978.118с.
  96. Э.Д. Психологический анализ эвристик человека: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1967. 17с.
  97. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536с.
  98. ТепловБ.М. Избранные труды: В 2 т. -М.: Педагогика, 1985.-т. 1.
  99. O.K. Структура мыслительной деятельности человека.-М., 1969.
  100. М.А. Ментальный опыт как психологическая основа интеллектуальной одаренности // Психологическое обозрение. 1996. -№ 2(3). — С.6−11.
  101. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.-320с.
  102. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185с.
  103. В.Д. Инициатива и творчество учителя решающая сила реформ // Народное образование. — 1987. — № 4. — С. 13−17.
  104. С.И. От алгоритмов к суждениям // Сов. Радио, М., 1973. 287с.
  105. С.И. Мышление человека и переработка информации // Сов. Радио, М., 1980.288с.
  106. П.К. Теория творчества. СПб, 1910, 208с.
  107. П.М. Воспитание технического творчества // Профессионально техническое образование. 1955.№ 11. С.20−25.
  108. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224с.
  109. Torrance Е.Р. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The Nature of Creativity / Sternberg R.J.(Ed) Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988 — P.32−75.
Заполнить форму текущей работой