Психологические особенности творческого педагогического мышления
С позиций первого подхода: творческое педагогическое мышление — вид практического мышления, характеризующийся созданием нового продукта: а) в педагогической деятельности — новые способы изучения учащихся, создание новых диагностирующих приемов, новых методов обученияб) в педагогическом общении — поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретический аспект проблемы профессионального педагогического мышления
- 1. 1. Характеристика профессионального мышления
- 1. 2. Описание профессионального педагогического мышления. Определение его отличительных свойств
- 1. 3. Теоретические подходы к исследованию профессионального педагогического мышления
- Глава 2. Творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии
- 2. 1. Понятие «творческое мышление». Признаки творческого мышления
- 2. 2. Творческое мышление в профессиональной деятельности педагога
- Глава 3. Исследование особенностей творческого педагогического мышления
- 3. 1. Выявление уровней организации мышления педагогов дошкольных образовательных учреждений
- 3. 2. Исследование креативности педагогов
- 3. 3. Изучение профессионального мышления педагогов с помощью 16РР -факторного опросника Р. Кеттелла
- 3. 4. Изучение творческих особенностей уровневых характеристик педагогического мышления при помощи опросника терминальных ценностей (ОТеЦ)
- 3. 5. Изучение творческих особенностей педагогов с использованием опросника Г. Девиса
- 3. 6. Формирование творческого педагогического мышления
- Заключение
- Литература
- Приложение
- Психологические особенности творческого педагогического мышления
Исследование профессионального мышления педагога — одно из основных направлений в педагогической психологии. Значимость указанного направления обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности педагога, его профессионального поведения и общения. Деятельность педагога есть искусство развития и обучения детей. Процесс педагогического труда не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач педагога могут быть разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы и кончая решением многообразных текущих вопросов, возникающих в различных ситуациях деятельности педагога.
Творчество — наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда.
Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно — воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога. Кроме того, проблема подготовки учителя, воспитателя дошкольного образовательного учреждения к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных:
1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место-
2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии- четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности- быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить-
3) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные
выводы, применять полученные
выводы для выявления и решения новых проблем) —
4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
Это обстоятельство требует полного и всестороннего исследования творческих особенностей педагогического мышления.
Список литературы
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука. Сиб отд-ние, 1991. — 225с.
- Алексеев Г. Н., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., Наука, 1971. 334с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Книга / Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. М.:Педагогика, 1982. — 320с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. М., 1988.238с.
- Ансимова Н.П., Шрейдер Р. В. К вопросу о методиках диагностики практического мышления // Проблемы мышления в производственной деятельности. Ярославль, 1980. 150с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
- Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества / Вопросы психологии, № 4, 1976. С.69−79
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М. Е. Одаренность и проблемы ее идентификации / Психологическая наука и образование. № 4, 2000. С.5−13.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.
- Ю.Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.11 .Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд. Рост, ун-та, 1983.
- Боно де Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении // Прогресс /O.K. Тихомирова. М., 1976. 143с.
- Боно де Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
- Брушлинский A.B. К психологии творческого процесса // Человек, творчество, наука. М., 1967.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Во-ронеж, 1996. — 392с.
- Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для учителя. M.: Просвещение, 1993. — 96с.
- П.Венгер JI.A. Развитие общих познавательных способностей, как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в дошкольном воспитании / Под ред. Л. А. Венгера. M., 1996.
- Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Учеб. пособие. Казань, 1992. 108с.
- Вилькеев Д.В. Морально этическое мышление и его формирование у студентов педагогических вузов. // Формирование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999.С.28−34.
- Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя / Под ред. М. В. Соколова. М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1951.- 156с.
- Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей // В кн.: Проблемы способностей, АПН РСФСР. М., 1962. С.244 255.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе // Просвещение. М., 1965. 250с.
- Грановская P.M. и Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб, ОМС, 1994. — 192с.
- Гурова Л.Л. Исследование мышления как решение задач: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1976.46с.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер Ком, 1999.-368с.
- Дьяченко О.М. Программа «Развитие» // Психологическая наука и образование. 1996, — № 3.
- Ерастов Н.П., Корнилов.Ю.К. К вопросу о развитии мышления в производственной деятельности. Ярославль, 1980. 150с.29.3авапишина Д. Н. Творческий аспект практического мышления / Психологический журнал. Том 12, № 2, 1991. С. 16−26.
- ЗО.Загвязинский В. Н. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
- Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. -СПб.:Алетейя. 2000. — 459с.
- Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1997. — 100с.
- Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации: Учебное пособие. Ярославль. ЯрГУ, 1992. — 83с.
- Кашапов М.М. Обучение решению педагогических ситуаций. Ярославль: ЯрГУ, 1992. — 35с.
- Кашапов М.М. Теоретические основы исследования педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. — 152с.
- Кашапов М.М. Психологический анализ педагогической проблемной ситуации и средств ее разрешения // Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. -135с.
- Кашапов М.М., Ракитская О. Н., Григорьева Е. М. Разработка методик ** исследования интеллектуальных компонентов креативности педагога /
- Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. — С.97 119.
- Кашапов М.М., Киселева Т. Г., Рябикина И. В. Экспериментальное исследование уровней педагогического мышления // Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999.-С.56−73.
- Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогических ситуаций. -Ярославль, ЯрГУ, 1997. 100с.
- Кашапов М.М., Ракитская О. Н., Григорьева Е. М. Разработка методик исследования интеллектуальных компонентов креативности педагога // Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. — 136с.
- Кашапов М.М. Современные подходы к формированию педагогического мышления // Формирование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. — 143с.
- Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления. Автореферат дисс. докт. психол. наук. М., 2000. -48с.
- Киселева Т.Г. Социально-психологические особенности уровневых характеристик профессионального педагогического мышления в процессе оценивания. Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 1999. — 154с.
- Корнилов Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль: ЯрГУ, 1982.-77с.
- Корнилов Ю.К. О проблеме практического мышления // Мышление. Общение. Практика. Ярославль: ЯрГУ, 1986. — С.3−7.
- Коточигова Е.В. О развитии психологической службы в системе дошкольного воспитания // Инновационно экспериментальная деятельность в дошкольных учреждениях области — Ярославль, 1996. С. 66 -68.
- Коточигова Е.В. Особенности развития творческого педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С.115- 117.
- Коточигова Е.В. Осознание противоречия как условие развития педагогического мышления // Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. С. 73 78.
- Коточигова Е.В. Уровневые характеристики профессионального педагогического мышления // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т 2 / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 2000. С68 -69. (В соавторстве).
- Коточигова Е.В. Оценка мышления педагога образовательного учреждения // Ярославский психологический вестник. Выпуск 2. Москва Ярославль, Издательство «Российское психологическое общество», 2000. С. 85 -88.
- Коточигова Е.В. Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста. // Ярославский психологический вестник. Выпуск 4. Москва Ярославль, Издательство «Российское психологическое общество». 2001. С 40−43.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Издательство Ленинградского университета, 1967.- 183с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей.// ЛГУ, Л., 1970. 114с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности // ЛГУ., 1970. 114с.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учителя // Вопросы психологии, 1984, № 1, С. 20 -27.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л. 1985. 32с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 112с.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.21−30.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: Знание, 1967. — 38с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 229с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М.: Педагогика, 1977. — 152с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.
- Лук А. Мышление и творчество // Политиздат., М., 1976. 114с.
- Мазилов В.А. Практическое мышление: эволюция подходов (от «простоты» к «единству») // Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. — С.34−53.
- Мазилов В.А. Психологический анализ ограничения зоны поиска в процессе решения мыслительных задач: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981,24с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.- 192с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. -310с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
- Меерович М.И., Шрагина Л. И. Основы культуры мышления // Школьные технологии. 1997. — № 5. — 200с.
- Мейметс Х.И. Как воспитывает процесс обучения? М., 1982.
- Методы психологической диагностики. Выпуск 2 / Под ред. Воронина А.Н.-М., 1994.- 181с.
- Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999. — 192с.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104с.
- Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416с.
- Пойя Д. Как решать задачу. М., 1961.207с.
- Поддъяков H.H. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопр. псих. 1996, — № 4.
- Пономарев Я.А. Центральное звено механизма познавательной деятельности / Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1978. — С. 153.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 304с.
- Проблема научного творчества в современной психологии / М.Г. Яро-шевский, М., 1971. 334с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С. Г. Вершловского и Л. Н. Лесохиной. М., 1982.
- Психологические исследования творческой деятельности // МГУ. М., / О. К. Тихомиров, 1975. 253с.
- Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.
- Пушкин В.Н. Проблемы эвристики. М., 1969. 272с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., 1967.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962. 504с.
- Системно структурные исследования педагогических явлений, процессов // Материалы симпозиума по методологии педагогики и методики педагогических исследований, АПН СССР, М., 1970.С.16 -89.
- Спирин Л.Ф. и др. Решение педагогических задач на основе анализа проблемной ситуации (методические рекомендации). Кострома. 1973. 96с.
- Спирин Л.Ф. Формирование профессионально педагогических умений учителя — воспитателя. Ярославль. 1976. 82с.
- Стенберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997. С.186−214.
- Тамарин В.Э., Яковлева Д. С. Воспитание у студентов педагогической направленности мышления // Советская педагогика, 1971, № 12. С.56- 68.
- Творческая направленность деятельности педагога // Сб. научных трудов / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л. 1978.118с.
- Телегина Э.Д. Психологический анализ эвристик человека: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1967. 17с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536с.
- ТепловБ.М. Избранные труды: В 2 т. -М.: Педагогика, 1985.-т. 1.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека.-М., 1969.
- Холодная М.А. Ментальный опыт как психологическая основа интеллектуальной одаренности // Психологическое обозрение. 1996. -№ 2(3). — С.6−11.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.-320с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185с.
- Шадриков В.Д. Инициатива и творчество учителя решающая сила реформ // Народное образование. — 1987. — № 4. — С. 13−17.
- Шапиро С.И. От алгоритмов к суждениям // Сов. Радио, М., 1973. 287с.
- Шапиро С.И. Мышление человека и переработка информации // Сов. Радио, М., 1980.288с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб, 1910, 208с.
- Якобсон П.М. Воспитание технического творчества // Профессионально техническое образование. 1955.№ 11. С.20−25.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224с.
- Torrance Е.Р. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The Nature of Creativity / Sternberg R.J.(Ed) Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988 — P.32−75.