Особенности договора возмездного оказания услуг в сфере общественного питания
Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 10.05.2007) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» // Российская газета. 27.08.1997. № 165.Предприятию общественного питания для этого… Читать ещё >
Особенности договора возмездного оказания услуг в сфере общественного питания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
І. Теоретические аспекты оказания услуг
1.1 Правовая природа оказания услуг по законодательству РФ
1.2 Особенности услуг в сфере общественного питания
ІІ. Особенности договора возмездного услуг в сфере общественного питания
2.1 Общая характеристика договора возмездного оказания услуг общественного питания
2.2 Права и обязанности сторон по договору оказания услуг общественного питания
ІІІ.Анализ судебной практике по договору возмездного оказания услуг
3.1 Договоры возмездного оказания услуг: практика их исполнения
3.2 Влияние условий договора возмездного оказания услуг на налоговые последствия
3.3 Защита потребителем услуг общественного питания своих прав
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность темы дипломного исследования. Современный этап развития отечественной экономики характеризует стремительное расширение сферы услуг, что подтверждается ростом доли услуг во внутреннем валовом продукте России. Возрастание роли услуг в российской экономике обусловило закрепление категории услуги в Конституции РФ (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 74) и в Гражданском кодексе РФ (в частности, ст. 128 ГК РФ, глава 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг»). Кроме того, за последние десятилетия был принят ряд законов и актов Правительства РФ, в которых нашла отражения специфика правового регулирования отдельных видов услуг.
Вместе с тем такой довольно обширный массив правовых актов не всегда обеспечивает надлежащую эффективность правового регулирования отношений по оказанию услуг, так как входящие в него правовые акты не вполне согласованы между собой, довольно противоречивы, содержат многочисленные пробелы и неясности. Отдельные виды услуг, в частности, образовательные и медицинские услуги, несмотря на их исключительно важное социальное значение, до сих пор не получили самостоятельной правовой регламентации в Гражданском кодексе РФ, что приводит на практике к нарушению конституционных прав граждан.
Ключевой проблемой гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг следует признать отсутствие легального определения услуги как объекта гражданских прав. В ст. 779 ГК РФ предмет договора возмездного оказания услуг сформулирован настолько широко, что под услугами понимаются любые действия или любая деятельность. Следствием этого является квалификация на практике подавляющего большинства непоименованных договоров как договоров возмездного оказания услуг и распространение на них правил о возмездном оказании услуг, которые не соответствуют их правовой природе.
Несовершенство гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг заключается и в отсутствии общих положений, которые бы распространялись на все виды обязательств об оказании услуг. Глава 39 ГК РФ применяется лишь к тем обязательствам об оказании услуг, которые не получили специального правового регулирования в других главах ГК РФ. Кроме того, практика применения главы 39 ГК РФ показала ее недостаточную эффективность из-за явной недостаточности содержащихся в ней правовых норм.
Представляется, что решение проблем гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг возможно лишь на основе тщательного анализа и систематизации обязательств об оказании услуг, как урегулированных, так и не урегулированных в отдельных главах ГК РФ. Это позволит выявить основные закономерности гражданско-правового регулирования сферы услуг и предложить пути его совершенствования.
Разработанность темы. Тема исследования широко представлена в трудах следующих авторов: М.Г. Aншаков, А. В. Никифоров, Ю. Г. Басин, В. Ю. Бозаджиев, М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, Е. И. Голубкова, В. А. Кабатов, Е. В. Накушнова, Е. А. Пучков, А. А. Райлян, Л. Б. Ситдикова, Г. Н. Цыкоза, Ф. Р. Шахурина и т. д., но не смотря на это, особенностям оказания услуг общественного питания уделялось незначительное внимание.
Цель и задачи дипломного исследования Цель курсовой работы — раскрыть сущность договора оказания услуг общественного питания в ресторане, выявить пробелы законодательного регулирования договоров оказания услуг общественного питания и предложить пути их устранения.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие возмездного оказания услуг.
2. Рассмотреть правовую природу договора возмездных услуг;
3.Рассмотреть права и обязанности сторон договора возмездных услуг общественного питания в ресторане;
4.Рассмотреть способы защиты потребителем услуг общественного питания своих прав;
5.Исследовать судебную практику по исполнению договорных обязательств по оказанию услуг общественного питания в ресторане;
6.Предложить возможные пути устранения пробелов в правовом регулировании договоров возмездных услуг общественного питания в ресторане.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является договор оказания услуг общественного питания в ресторане. Предмет исследования — особенности правового регулирования договоров оказания общественного питания в ресторане.
Структура дипломной работы. Структура дипломной работы определена особенностями темы. Данная работа посвящена изучению договора на оказание услуг общественного питания в ресторане. Данная работа включает в себя: Введение, основную часть дипломной работы состоящую из трех глав семи параграфов, заключение, библиографический список и приложения
І. Теоретические аспекты оказания услуг
1.1 Правовая природа оказания услуг по законодательству РФ Понятие «услуга» находится на стыке двух наук — экономики и права, не имея строго научного экономического или юридического содержания. Однако разработанные в теории гражданского права определения услуги в той или иной мере основываются на экономической теории. Представляется необходимым рассмотреть услугу, прежде всего, как экономическую категорию.
С точки зрения ученых-экономистов, услуга — это экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности. Сама деятельность (труд) становится товаром, имеющим неовеществленную потребительскую стоимость, которая потребляется в процессе овеществления услуги.
В экономической литературе сложился подход, согласно которому услуги, результат которых воплощается в товарах, называют материальными (производственными) услугами, а услуги, которые не оставляют осязаемого результата, называют нематериальными (непроизводственными) услугами, последние, как правило, направлены на удовлетворение личных потребностей граждан (так называемые личные услуги).
В основе данных постулатов лежат выводы К. Маркса, который различал два рода услуг в зависимости от результата деятельности: «…услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара или труда, воплощенных в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязаемых результатов, существующих отдельно от исполнителя этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товара» Ефимова О. П. Экономика общественного питания 3-е издание. — Минск ООО «Новое издание», 2007. — с.96
Несмотря на важность сферы услуг в экономике, ее теоретическая концепция в России долгое время не получала своего развития и распространения. Такое положение, по мнению В. Н. Бугакова, связано с тем, что идеология марксистской теории отдавала предпочтение, прежде всего, материальному производству, а услуги практически не рассматривались как самостоятельная сфера. И только в середине 60-х годов XX в. Э. М. Агабабьян, проводя анализ сферы услуг, приходит к выводу, что последняя представляет собой комплекс экономически однородных отраслей и видов труда, где труд по своей экономической природе является производительным, а продуктом труда является услуга, которая «принимает формы полезного эффекта, либо деятельности… при этом полезный эффект есть совокупность полезных свойств, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной потребности человека». В целом соглашаясь с позицией автора, в то же время Н. А. Баринов останавливается и на спорных моментах, что полезный эффект услуги может проявляться не только в виде деятельности или воссозданной вещи, но также в форме вновь созданной вещи, и «в данном случае речь идет об овеществленном отношении, где реальная связь между людьми выступает как «естественное свойство вещи» .
В зарубежной экономической литературе понятие и сущность услуг исследуется через призму маркетингового продукта, который также имеет свою историю. Одной из ранних моделей услуг считается модель Д. Ратмела, выявившая проблему изучения нужд потребителей и мониторинга процесса потребления услуг. Так, Т. Хилл, давая определение услуги как «конкретный результат экономической полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности», попытался охарактеризовать услугу общим понятием как «деятельность». Известный специалист по маркетингу Ф. Котлер следующим образом определяет услугу: это «любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» .
Правовой подход к понятию услуги, основой которого также послужило понимание услуги в экономическом смысле, мы находим у Е. И. Свеженцевой, которая под услугой подразумевает деятельность исполнителя, не оставляющую материального результата, полезный эффект (результат), который используется гражданами-потребителями для удовлетворения их личных, бытовых нужд, а также деятельность исполнителя по заказу потребителя, выполняемая с привлечением третьих лиц. Близкой к изложенной является позиция и А. А. Сироткиной, которая в специальном монографическом исследовании, посвященном договору оказания медицинских услуг, дает следующее определение услуги: «деятельность гражданина или организации, потребляемая в процессе ее осуществления, продукт которой не имеет овеществленного выражения» .
Проанализировав вышеизложенное, следует признать, что авторы, определяя услугу, обычно ссылаются на те признаки, которые отличают ее от работ, главным образом неразрывную связь результата услуги с самой деятельностью по ее оказанию, а также нематериальный (неовеществленный) и уже по этой причине неотделимый от самой услуги результат.
Проанализировав вышеизложенное, следует признать, что существует определенная закономерность в постановке рассматриваемой проблемы, в которой принято считать, что родовым понятием как для работ, так и для услуг служит термин «действие (деятельность) услугодателя», которое в нашем случае должно привести к определенному результату (в данном случае речь идет о неовеществленном результате), который может быть получен (услугополучателем) на уровне чувств, восприятий, гарантий, выраженный в письменном виде и т. д., в противном случае как (каким образом) можно судить о качестве оказанной услуге. Поэтому есть все основания утверждать, что услуга и желаемый от нее результат (цель) — взаимозависимые категории.
Е.Г. Шаблова, проводя анализ правовой природы услуг, дает следующее доктринальное определение: «Услуга — способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате деятельности, допускаемой действующим правопорядком на возмездных началах» <36>. Нетрадиционное определение услуги как объекта гражданских прав приводит Л. В. Санникова: «услуга — это действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (имущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемые им в пользу услугополучателя»
Услуги относительно недавно были признаны объектом гражданских прав путем включения в ст. 128 ГК РФ, хотя отношения по оказанию некоторых видов услуг (например, по оказанию банковских, транспортных услуг, услуг по хранению и т. д.) регулировались и в предыдущих гражданских кодексах.
В связи с этим в качестве первоочередной задачи цивилистов видится формирование единого понятия услуг, охватывающего все или большинство видов данного явления. В основу такого понятия должна быть положена экономическая сущность услуг.
В имущественном обороте услуги участвуют в качестве экономического блага, которое раскрывается большинством ученых-экономистов как осуществление деятельности. Но характер этой деятельности, как правило, не уточняется. Исключение составляет определение услуги, предложенное экономистом Т. Хиллом: «изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических отношений, с их предварительного согласия» .
Следует отметить, что в экономической литературе, особенно зарубежной, работы не выделяются в качестве самостоятельного экономического блага, а включаются в понятие услуг. В ст. 128 ГК РФ в перечне объектов гражданских прав наряду с услугами указаны и работы. В связи с этим представляется целесообразным исходя из определения Т. Хилла попытаться сформулировать понятия не только услуги, но и работы.
С этой точки зрения под работой следует рассматривать изменение состояния предмета — вещи, которое заключается в изменении ее качественных характеристик при изготовлении новой вещи или иных характеристик при переработке (обработке) вещи. Такое понимание нашло отражение и в легальном определении работы (п. 1 ст. 703 ГК РФ): «Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику». Однако такая формулировка была размыта указанием на возможность выполнения «другой работы», в качестве отличительного признака которой указывалась «передача ее результата заказчику» .
Именно последнее указание и сместило акценты с самой деятельности на ее результат, что в итоге и завело исследователей в тупик. Исходя из этого, к услуге можно отнести любую деятельность, результат которой в той или иной степени отделим от самой деятельности и на который может претендовать заказчик. Весьма показательна в этом плане позиция Е. В. Измайловой, которая относит договор на выполнение маркетинговых исследований к типу договоров на выполнение работ только на том основании, что полученные результаты маркетинговых исследований отделимы от личности исполнителя и всегда объективируются на материальном носителе. При этом не принимается во внимание тот факт, что результат маркетинговых исследований всегда носит нематериальный характер независимо от носителя, так как представляет собой информацию. С другой стороны, Д. И. Степанов предлагает отнести к услугам ремонт оборудования и бытовой техники на том основании, что их вещественный результат неустойчив.
Представляется, что специфику работы необходимо искать не в результате, а в предмете, по поводу которого осуществляет свою деятельность исполнитель. Конструкция договора подряда изначально была рассчитана на то, что предметом деятельности подрядчика, а соответственно, и его результатом, является вещь. К. П. Победоносцев определял подряд как «договор, в котором предметом служит произведение самой вещи или изделия посредством работы». Г. Ф. Шершеневич также указывал, что «трудовой элемент заключается в обязательстве исполнить работу в смысле создания какой-либо вещи» .
В советский период нормы о подряде по аналогии закона были распространены и на смежные отношения, в частности, на репетиторские услуги, услуги салонов красоты и т. д. Такое решение было обоснованным ввиду немногочисленности услуг, нуждающихся в специальном гражданско-правовом регулировании. При этом нужно учитывать, что оказание образовательных и медицинских услуг регулировалось нормами административного права.
Таким образом, в качестве отличительного признака работы предлагается рассматривать предмет, по поводу которого совершаются действия подрядчика — вещь, независимо от наличия отделимого и (или) овеществленного результата. Соответственно, к работам относятся действия по созданию вещи, переработке, обработке, ремонту, техническому обслуживанию вещи и т. д. В целях уточнения легального определения работы предлагается исключить из п. 1 ст. 703 ГК РФ «либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику» .
Под вещами традиционно понимаются физически осязаемые предметы материального мира. Но правовой режим вещей, в определенной его части, может распространяться и на физически неосязаемые блага. Например, электрическая энергия как особое свойство материи *(233) признается объектом договора энергоснабжения, являющегося разновидностью договора купли-продажи. В связи с этим в современном российском гражданском праве вещь определяется довольно широко как материально-телесная субстанция *(234). Соответственно, к вещам относят не только материальные, физически осязаемые предметы, но и тела в газообразном состоянии, а также различные виды подвластной человеку энергии.
Те блага, которые не обладают материально-телесной субстанцией, являются по своей сущности невещественными. К ним следует отнести имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные (духовные) блага.
Таким образом, блага, являющиеся объектами гражданских прав, можно разделить на вещественные и невещественные в зависимости от их физической природы.
В отличие от работ, услуги имеют своим предметом невещественные блага. В правоотношениях по оказанию услуг невещественные блага выступают в качестве объекта, на который оказывается воздействие в процессе деятельности исполнителя при оказании услуг (далее — объект воздействия). Выделение новой категории — объекта воздействия — представляется необходимым для раскрытия сущности услуг. В современной цивилистической литературе такая категория, как объект воздействия, используется, но преимущественно в качестве критерия классификации услуг *(235). В настоящей книге объект воздействия предлагается рассматривать как структурный элемент услуги.
Круг явлений, которые могут выступать в качестве объекта воздействия, целесообразно ограничить теми благами, которые признаются объектами гражданских прав. К таковым из перечисленных в ст. 128 ГК РФ объектов гражданских прав могут быть отнесены следующие: информация, безналичные деньги, а также нематериальные (духовные) блага.
Правовая сущность услуг определяется их экономическим содержанием и заключается в совершении действий по изменению состояния невещественного блага. Характер этих действий зависит от вида блага, выступающего в качестве объекта воздействия. Для того чтобы раскрыть сущность услуг, требуется исследовать перечисленные невещественные блага в роли объекта воздействия, а также проанализировать, в чем выражается изменение их состояния.
По нашему мнению, приведенные определения ученых имеют право на существование. Первое определяет услугу применительно к гл. 39 ГК РФ, где автор вводит квалифицирующий признак возмездности, который может быть свойственен только в отношении возмездных услуг и не подпадает под регламентацию в отношении некоторых видов договоров услуг, например договор доверительного управления имуществом, поручения. Второе определяет услугу в широком контексте этого слова, применительно ко всем договорам услуг, предоставляемых как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Ефимова О. П. Экономика общественного питания 3-е издание. — Минск ООО «Новое издание», 2007. — с.132.
Вышеизложенное свидетельствует, что спектр мнений в определении сущности услуги достаточно широк и разнообразен. Очевидное различие формулировок отражает многолетнюю дискуссию ученых в четких критериях для определения услуги. Выявленное еще римскими юристами различие между работами и услугами не потеряло актуальности и на сегодняшний день. При этом основным способом выявления специфики услуги как объекта гражданских прав из предложенных определений авторов усматривается через ее соотношение с работами, выполняемыми в рамках договора подряда. Отграничение работ от услуг путем указания на предоставление заказчику овеществленного результата (opus) есть основополагающий критерий двух видов объектов гражданских прав в цивилистической доктрине, нашедший отражение и в ГК РФ.
1.2 Особенности услуг в сфере общественного питания Развитие сферы услуг в структуре экономики России представляет собой закономерный процесс, обусловленный эволюцией и трансформацией технологических укладов и нарастающей тенденцией доминирования сервисной экономики. В данной связи актуализируются вопросы определения сущности, места и роли услуг общественного питания в современной экономике.
Оказание услуг в современном мире является одной из самых перспективных и быстро развивающихся сфер экономики, которая формирует сферу услуг, охватывающую транспорт, связь, туризм, информацию, издательские услуги и т. д. Сфера услуг занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве и является наиболее перспективной и быстроразвивающейся отраслью экономики.
Эволюционное становление сферы услуг происходило одновременно с развитием производства, что было обусловлено научно-техническим прогрессом в ХVI-ХIХ вв. При этом сфера услуг трансформировалась в совокупность индустриально-организованных отраслей, включающих крупные, средние и мелкие предприятия. Достижения научно-технической революции обеспечили переход от индустриального общества к постиндустриальному, основополагающими аспектами которого являются информационная и инновационная составляющие, экономика знаний и сервисная экономика.
Специфической особенностью постиндустриальной экономики выступает интеграция процессов производства и оказания услуг, позволяющая повышать их эффективность и удовлетворенность потребителей, в связи с этим многие производственные организации и предприятия оказывают тот или иной вид услуг. Благодаря интенсивному использованию достижений науки в сфере услуг, сегодня она становится значимым сектором современной экономики, включающим в себя инновационные виды и формы: управленческие и консалтинговые услуги; услуги по оптимизации финансовых потоков; логистику; производство телекоммуникационных технологий, в том числе интранет и интернет; разработку и инсталляцию программного обеспечения и его сопровождение и др.
Развитые страны мира имеют высокий удельный вес услуг в структуре ВВП. Рынок их насыщен огромным количеством товаров, что, соответственно, приводит к росту спроса на услуги.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) укрупненно выделяют следующие виды услуг:
бытовые услуги;
услуги пассажирского транспорта;
услуги связи;
жилищно-коммунальные услуги;
услуги учреждений культуры;
туристские и экскурсионные услуги;
услуги физической культуры и спорта;
медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;
услуги правового характера;
услуги банков;
услуги в системе образования;
услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
прочие услуги населению.
Одной из наиболее развитых сфер современной экономики является сфера услуг общественного питания, которая по ОКУН включает около 50 наименований услуг. В отличие от предприятий других отраслей пищевой промышленности, которые выполняют две основные функции — производство и реализацию, предприятия общественного питания осуществляют три взаимосвязанных функции: производство кулинарной продукции, реализацию кулинарной продукции, организацию ее потребления.
Именно наличие функции по организации потребления продукции, которая непосредственно связана с обслуживанием потребителей, определяет принадлежность предприятия общественного питания к сфере обслуживания.
На основании ГОСТ Р 50 647−94 «Общественное питание. Термины и определения» общественное питание представляет собой совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. Данный документ трактует услуги общественного питания как результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей, направленной на удовлетворение потребностей населения в питании и проведении досуга.
Процесс оказания услуг общественного питания имеет общие, потребительские и специфические характеристики. Представляется возможным выделить:
общие свойства услуги: неявность; неотделимость от поставщика; нестабильность качества и несохраняемость во времени; функциональное назначение услуги; преобладающее значение труда как фактора производства; индивидуальный подход к потребителю; роль деловой репутации как фактора конкуренции; непосредственный контакт производителя с потребителем; Особенности оказания услуг общественного питания через летние кафе//" Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании". — 2005. — N 5. — с.7−12.
потребительские свойства: целостность; надежность; эффективность; ясность; гибкость; гостеприимство;
специфические свойства, которые предопределяют особенности управления функционированием и развитием предприятий сферы услуг общественного питания: инвестиционная привлекательность; отраслевая специфика; зависимость от влияния внешних факторов (платежеспособность покупателей, модные тенденции в дизайне, концептуальные направления в кухне); сочетание материальных качеств (характеристик) и нематериальных свойств услуги; зависимость качества услуги от разнообразия запросов потребителей; платность и бесплатность услуг; месторасположение функционирования предприятия питания; характер производства; ассортимент реализуемой продукции и способ приготовления; контингент и специфика обслуживания потребителей; организация досуга; представление дополнительных услуг.
В данной связи многие специалисты считают одной из наиболее значимых отличительных характеристик услуги субъект-субъектный характер процесса оказания услуг. Эта характеристика обусловлена обязательным взаимодействием (вербальным или невербальным) поставщика услуги и клиента, ее потребляющего, отсутствие которого делает невозможным сам процесс оказания услуги.
После проведенного анализа сущности и отличительных характеристик услуг общественного питания следует перейти к анализу функционирования предприятий данной сферы. Значение общественного питания в современном обществе достаточно велико, оно играет важную роль в системе не только экономических, но и социальных отношений в обществе. Развитие общественного питания способствует интенсификации многих производственных процессов, связанных с внедрением современных технологий переработки продуктов, транспортировки сырья и продукции, развитию коммуникаций и т. д. Развитие исследуемой отрасли способствует повышению материального и культурного уровня жизни населения и является одним их факторов, определяющих социально-экономический уровень развития общества.
В современной России коммерциализация сферы услуг общественного питания получила бурное развитие в 90-х гг. ХХ в., что обусловлено становлением рыночной экономики и разгосударствлением данного сектора.
Общественное питание представляет собой отрасль экономики, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам и видам специализации.
Учитывая вышеперечисленные особенности сферы услуг общественного питания, следует выделить факторы, комплекса факторов и принятой системы показателей и оценки.
Рассмотрим данные факторы более подробно.
Месторасположение предприятия сферы услуг в большинстве случаев определяется удобством и доступностью для потребителей.
Организация работы предприятия сферы услуг, в первую очередь, должна ориентироваться на удовлетворение требований потребителей.
Календарное планирование работ по оказанию услуг определяется технико-технологическими аспектами производства, факторами сезонности, спецификой работы и т. д.
Персонал, занятый в сфере общественного питания, должен обладать соответствующими навыками и компетенциями Согласно ГОСТ Р 50 935−96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу», к персоналу предъявляют следующие требования:
¦ обладание общей культурой и соблюдение профессиональной этики поведения;
¦ знание нормативных и руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности;
¦ знание и соблюдение должностных инструкций и правил внутреннего распорядка предприятия;
¦ соблюдение требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места;
¦ знание и соблюдение мер пожарной безопасности, правил охраны труда и техники безопасности и др.
Расчет производственных мощностей предприятия ведется на основе «пикового» значения спроса со стороны потребителей.
Сложность создания запасов продукции (услуг) в периоды низкого спроса. Кучер Л. С., Шкуратова Л. М. «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания». — Москва, 2004. — с.78.
Эффективность работы персоналаотносительный, сложно измеряемый и зависящий от многих факторов критерий.
Крупные предприятия, функционирующие в сфере услуг, являются не типичными, а дифференцированными в зависимости от специфики и стратегической направленности.
Процессы оказания услуги общественного питания включают в себя основные элементы маркетинговых исследований.
Таким образом, проведенный анализ общих, потребительских и специфических показателей сферы услуг общественного питания позволяет сделать следующие выводы:
1. Услуги общественного питания представляют собой сочетание процессов оказания и потребления результата услуги, которые могут совпадать по времени.
2. Сервисные услуги в зависимости от объекта и результата делятся на материальные и нематериальные.
3. В сфере услуг субъектом выступает индивидуальный предприниматель или малое, среднее сервисное предприятие.
4. Во многих случаях потребитель не только является объектом оказания услуги, но и непосредственно участвует в процессе ее оказания.
5. Как правило, услуга имеет индивидуальный характер оказания и потребления.
6. В сервисе услуг общественного питания высока доля ручного труда, качество которого зависит от мастерства персонала.
7. Исполнитель услуги, как правило, не является собственником результата услуги.
8. Услуги общественного питания локальны, зачастую нетранспортабельны и не сохраняемы, могут иметь национально-территориальные особенности.
Перечисленные показатели определяют специфику организации и управления процессами оказания услуг общественного питания.
Таким образом, проведенный обзор видов, характеристик и факторов, влияющих на процессы производства и предоставления услуг общественного питания, позволяет определить оптимальные методы повышения эффективности функционирования предприятий данной сферы. Ефимова О. П. Экономика общественного питания 3-е издание. — Минск ООО «Новое издание», 2007. — с.133
ІІ. Особенности договора возмездного услуг в сфере общественного питания
2.1 Общая характеристика договора возмездного оказания услуг общественного питания Содержание договора возмездного оказания услуг представляет совокупность гражданских прав и обязанностей его участников. Это главный элемент любого договора. Основной обязанностью исполнителя является совершение действий по оказанию услуги. Предметом договора являются нематериальные услуги. Ситдикова Л. Б. Нормативная модель договора возмездного оказания услуг // Российский судья. — 2008. — № 1. — С. 32 — 34. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенное действие или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. п. 1 ст. 779 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 08.05.2010) // Российская газета 06.02.1996. № 23. 07.02.1996. № 24. 08.02.1996. № 25. 10.02.1996. № 27. Договор возмездного оказания услуг:
консенсуальный;
двусторонне-обязывающий;
возмездный. Накушнова Е. В. Место обязательств по возмездному оказанию услуг в системе гражданско-правовых договоров // Юрист. — 2007. — № 6. — С. 51 — 52.
Общая особенность правового регулирования договоров возмездного оказания услуг: допускается применение к регулированию возмездного оказания услуг общих положений о подряде и бытовом подряде, если это не противоречит ст. 779−782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Правила оказания услуг общественного питания Утверждены Постановлением правительства РФ № 1036 от 15.08.97 г. в ред. Постановления правительства РФ № 389 от 21.05.2001 г. // КонсультантПлюс (далее в работе Правила) регулируют отношения между юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги общественного питания и потребителями. Назначение их: они определяют порядок оказания услуг общественного питания для всех типов заведений общественного питания, права и обязанности.
Сторонами договора возмездного оказания услуг общественного питания являются: услугодатель (исполнитель) и услугополучатель (заказчик). Законодательно требования установлены лишь применительно к услугодателю:
— предприятия общественного питания до вступления в силу федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 26.04.2010) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) // Российская газета. 30.12.2008. № 266. обязаны были до начала осуществления деятельности получить санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, в данный момент в соответствии с вышеуказанным федеральным законом достаточно послать уведомление о начале осуществления деятельности;
— реализация в ресторане алкогольной продукции требует от услугодателя наличия специального разрешения-лицензии.
Предмет договора возмездного оказания услуг общественного питания в ресторане — получение питания в заведении. Необходимыми являются: наличие гардероба, мужского и женского туалета, оригинального декора в оформлении помещений, наличие эстрады и танцплощадки, банкетный зал, отдельные кабинеты, система кондиционирования воздуха, мебель повышенной комфортности, фарфоро-фаянсовую, хрустальную посуду из выдувного стекла, полотняные салфетки и др.
Услуга общественного питания в ресторане является услуга, целью которой является желаемый овеществленный результат (индивидуализированный), который достигается усилиями двух сторон:
оказанием услуги;
потреблением услуги.
Цена услуг определяется услугодателем и представлена им в виде прейскурантов или меню. Оплата производится в сроки и порядке, указанные в договоре (п. 1 ст. 781 ГК). Срок исполнения услуги определяется сторонами.
Содержание договора составляют права и обязанности сторон: услугодатель должен выполнить услугу, услугополучатель должен оплатить ее в порядке и сроки, определенные в договоре Накушнова Е. В. Место обязательств по возмездному оказанию услуг в системе гражданско-правовых договоров // Юрист. — 2007. — № 6. — С. 51 — 52.. Риск невыполнения договора лежит на услугополучателе (Образец Договора в Приложении 1).
Услугополучатель отвечает: Андреев Ю. Гражданско-правовые договоры возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ) // Хозяйство и право. — 2006. — № 1. — С. 119 — 128.
— за невыполнение услуги услугодателем в случае его вины; услуга подлежит оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено договором или законом (п. 2 ст. 781 ГК);
— фактически понесенные расходы услугодателем в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает (п. 3 ст. 781 ГК).
Односторонний отказ от исполнения договора возможен, если:
— заказчик оплатит исполнителю фактически понесенные им расходы;
— исполнитель полностью возместит заказчику убытки (п. 2 ст. 782 ГК). Понятие «услуга общественного питания в ресторане» является комплексной и включает в свой состав такие понятия, как «питание», «развлечение».
Договор на оказание услуг общественного питания относится к смешанным, имеющим признаки, как договора возмездного оказания услуг, так и договора подряда.
Необходимо рассмотреть несколько моментов. Первый вопрос, который является существенным условием рассматриваемых договоров, что следует включать в текст договора, чтобы, с одной стороны, не нарушить законодательство о защите прав потребителей (если договор заключается с физическим лицом), а с другой — учесть собственные интересы.
К сожалению, комплексного нормативно-правового акта, посвященного деятельности общественного питания в Российской Федерации не существует. При решении вопроса о том, что является существенными условиями договоров на оказание услуг общественного питания необходимо обратиться к Правилам об оказании услуг общественного питания, в которых указана информация и условия, которым должна соответствовать услуга общественного питания.
Наличие существенных условий договора является обязательным в силу требований, установленных п. 1 ст. 422 и п. 1 ст. 432 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010) // Российская газета. 08.12.1994. № 239−239. Кроме того, следует неукоснительно соблюдать предписания законодательства о защите прав потребителей (если контрагентом выступает гражданин — физическое лицо). Андреев Ю. Гражданско-правовые договоры возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ) // Хозяйство и право. — 2006. — № 1. — С. 119 — 128.
Отсутствие одного из существенных (обязательных) условий договора должно рассматриваться как нарушение права потребителя на информацию, что может определять состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 19.05.2010) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
Отсутствие общей цены услуги в договоре не является изначально нарушением права потребителя на информацию, так как счет, который в обязательном порядке содержит такую цену, является неотъемлемой частью договора. Однако отсутствие меню или прейскуранта может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Определенной проблемой в правоприменительной и судебной практике является и вопрос об одностороннем отказе от исполнения договора на оказание услуг общественного питания со стороны заказчика.
По смыслу ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» Закон РФ от 07.02.1992 N 2300−1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // Российская газета. 09.01.1996. № 8. заказчик вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Исполнитель вправе отказаться от выполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ), определяемых в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ. Ситдикова Л. Б. Нормативная модель договора возмездного оказания услуг // Российский судья. — 2008. — № 1. — С. 32 — 34.
Организация общественного питания терпит убытки не только в виде возвращенной заказчику суммы денежных средств, но и в связи с тем, что денежные средства, поступившие за оказание развлекательных услуг, фактически расходуются в полном объеме, но реально не участвуют в реализации данного вида услуг, т. е. формируется развлекательная программа, закупаются необходимый инвентарь, продукты питания, набирается штат сотрудников и т. д.
При разрешении спорных ситуаций с контрагентами организации общественного питания — юридическими лицами, направляющими своих работников, следует внимательнее отнестись к нормативному содержанию действующего законодательства и разъяснениям судебно-арбитражной практики.
Согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 2 Информационного письма ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. N 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоторых основаниях прекращения обязательств» Информационное письмо ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. N 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоторых основаниях прекращения обязательств"// Вестник ВАС РФ. N 4. 2006. односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 782 ГК РФ) не прекращает обязательства заказчика оплатить исполнителю необходимые расходы, которые он понес в счет еще не оказанных до момента одностороннего отказа заказчика от исполнения договора услуг.
Отсюда вывод: организация общественного питания обязана возвратить юридическому лицу (предприятию, где работает заказчик) денежные средства только в том случае, если данная сумма превышает размер фактически понесенных рестораном расходов на формирование программы по питанию и развлечению.
В связи с этим организациям общественного питания в целях защиты своих экономических интересов целесообразно включать условие о стопроцентной предоплате за оказанные услуги, что позволит снизить ненужные финансовые и имущественные риски.
Анализируемые разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ также применимы к договорам на оказание услуг общественного питания с физическими лицами. Данный вывод вытекает из того, что законом (ст. 451 ГК РФ) определено только право требования, а не безусловное основание расторжения договора в одностороннем порядке со стороны заказчика.
В то же время следует считать порочной практику некоторых компаний санаторно-курортной сферы включать в счет нормы об удержании с заказчика-потребителя в пользу ресторана при расторжении договора части денежной суммы, внесенной в счет договора в виде фиксированных сумм, в том числе в процентном отношении к цене услуги. Данный вывод не основан на нормах законодательства и определяет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
В данной ситуации необходимо включить в договор условие именно о фактически понесенных рестораном расходах, что вытекает из формального содержания правовых норм (п. 1 ст. 782 ГК РФ).
Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 10.05.2007) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» // Российская газета. 27.08.1997. № 165.Предприятию общественного питания для этого нужно будет доказать размер фактически понесенных на приготовление блюд расходов и возникших в связи с этим убытков. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 65 КоАП РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно привести неопровержимые факты в пользу обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При обращении в суд с иском о взыскании убытков истец должен доказать факт причинения вреда (размер убытков), а также причинную связь между действием причинителя и наступившим вредом. По блюдам, приготовленным из основного меню, сделать это будет очень сложно. Исходя из этого, для того чтобы предприятие имело возможность доказать свои фактические расходы на организацию банкета, во-первых, обязателен договор, во-вторых, в приложении к договору целесообразно подробно расписать, сколько и какие продукты будут приобретаться для него. Если впоследствии предприятие не сможет реализовать эти продукты, в суде можно будет представить договор, документы на покупку этих продуктов и, например, отчет о среднедневном расходе продуктов в основной деятельности заведения (показать, что такое количество продуктов предприятие не сможет израсходовать до того, как у них истечет срок годности). В том случае, если продать продукты удалось только по цене ниже покупной, убытком будет возникшая разница. Таким образом, если ресторан желает снизить возможные убытки, нужно позаботиться о доказательной базе фактических расходов.
Важно, что включение в договор штрафных санкций на случай отказа клиента является незаконным. Договор на оказание услуг общественного питания по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг. Особенностью такого договора считается то, что в силу п. 1 ст. 782 ГК РФ его сторонам предоставлено право одностороннего отказа от исполнения сделки: заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Гражданское законодательство не связывает право заказчика на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг с возникновением тех или иных обстоятельств, для отказа достаточно отсутствия дальнейшего желания к исполнению сделки. Такой договор в силу п. 3 ст. 450 ГК РФ считается расторгнутым. В свою очередь неустойка, по смыслу ст. 330 ГК РФ, — это способ обеспечения обязательства, представляющий собой форму имущественной ответственности за его нарушение. Заказчик, реализуя предоставленное ему законом право на односторонний отказ, действует правомерно и, следовательно, не является лицом, виновно нарушившим обязательство, что исключает возможность привлечения его к ответственности по ст. 330 ГКРФ. Исходя из этого, порядок расторжения договора возмездного оказания услуг, в котором содержится требование о выплате неустойки, является ничтожным на основании ст. 168 ГК РФ как противоречащий п. 1 ст. 782, ст. 330 ГК РФ. В свою очередь, суд напоминает, что исполнитель может воспользоваться своим правом на возмещение фактически понесенных расходов.
Что касается понятий предоплата и задаток, то ГК РФ ст. 380, п. 1 гласит: «Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения». Предоплата, согласно Современному экономическому словарю — «предварительная и частичная оплата товаров и услуг в счет общей суммы долга, которая служит гарантией оплаты покупаемого товара». Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.: Инфра-М, 2006. — С. 382. И вопрос возмещения понесенных затрат и убытков зависит прежде всего не от термина, а от правильно составленного договора, в котором четко прописана ответственность сторон.
Ресторан обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами, т. е. налицо признаки публичного договора, закрепленные в п. 1 ст. 426 ГК РФ. А, как известно, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие услуги, не допускается, согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ. Таким образом, потребителя обязаны пропустить в ресторан, не взирая на «фейс-контроль» и «дресс-код», за исключением отсутствия возможности оказать услугу, т. е. отсутствие свободных мест; проведение «корпоратива», при условии объявления о том, что ресторан закрыт на специальное обслуживание; отсутствие воды, электричества.
2.2 Права и обязанности сторон по договору оказания услуг общественного питания По общим положениям о договоре возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Данный договор регулирует отношения по поводу оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и др. Правила данного договора не распространяются на оказание услуг по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского счета, банковского вклада, расчетов, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом.
К договорам возмездного оказания услуг применяются правила о договоре подряда и договоре бытового подряда. Грудцына Л. Ю., Спектор А. А. Гражданское право России: учебник для вузов. М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. С. 223.
Рассмотрим права и обязанности сторон более подробно.
В соответствии со ст. 779 ГК основной обязанностью исполнителя является оказание по заданию заказчика услуги (услуг). В отличие от подрядчика исполнитель оказывает услуги заказчику не за свой риск. В связи с этим положения ст. 705 ГК не могут применяться к договору возмездного оказания услуг. Е. А. Суханов подчеркивает, что это объясняется спецификой результата услуги, который носит нематериальный характер: «Риск невозможности исполнения договора возмездного оказания услуг согласно п. 3 ст. 781 ГК, т. е. невозможность исполнения, возникшая по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, по общему правилу несет заказчик. Он обязан в этом случае возместить исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг». Суханов Е. А. Гражданское право: В 4 т. Том 4: Обязательственное право, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 63.
Учитывая особенности результата услуги, отсутствует необходимость специального регулирования вопроса о риске в отношении имущества, использовавшегося для ее оказания. Риск его случайной гибели или повреждения в соответствии с общим правилом ст. 211 ГК несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как и п. 2, п. 3 ст. 781 ГК представляет собой диспозитивную норму, а значит, за сторонами сохраняется право закрепить в договоре любое иное решение вопроса о последствиях невозможности исполнения, за которые не отвечает ни одна из сторон.
Статья 781 ГК оставляет открытым вопрос о последствиях третьего случая невозможности исполнения: когда она возникла по вине самого исполнителя (исполнителя-предпринимателя — при отсутствии непреодолимой силы или вины заказчика). Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Книга 3. М.: Статут, 2002. С. 140.
Подчеркивая безусловно возмездный характер рассматриваемого договора, выраженный уже в самом его определении, Кодекс (ст. 781) вместе с тем отсылает по вопросу о сроках и порядке оплаты услуг к договорным условиям. Специальных норм о размере оплаты в названной статье нет, что означает необходимость руководствоваться на этот случай общей нормой — статьей 424 ГК. Имеется в виду, что расчеты за оказание услуги должны производиться по цене, предусмотренной соглашением, кроме случаев, когда в соответствии с законом применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. При отсутствии цены в договоре действует правило «об обычной цене» (п. 2 ст. 424 ГК).