Основы составления статистической сводки и группировки
Решение задачи по проведению типологической группировки статистическая группировка сводка Типологическая группировка — это разделение исследуемой качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки. При этом под однородностью понимается подчинение всех единиц совокупности одному закону развития… Читать ещё >
Основы составления статистической сводки и группировки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основы составления статистической сводки и группировки
- Введение
- 1. Статистическая группировка и сводка
- 1.1 Решение задачи по проведению типологической группировки
- 1.2 Ознакомление с общероссийскими классификаторами
- 1.3 Упражнение на ознакомление с системой статистических показателей по конкретной проблеме и овладение навыками написания аналитической записки с выводами и рекомендациями
- 2. Статистическая группировка и сводка на примере фирмы
- Заключение
- Список использованных источников
- статистическая группировка сводка
- Статистическая сводка и группировка помогает выделить из изучаемой совокупности по определенным социально-экономическим признакам группы, по которым проводятся дальнейшие исследование. Значение статистической группировки и сводки очень велико. Значение ее, прежде всего, в том, что объединив совокупности в группы, мы уменьшаем долю ее случайных показателей и находим общее, существенное для исчисления статистических показателей.
Актуальность раскрытия данной темы выражается также и в том, что в настоящее время в стране разворачиваются экономические реформы, а без анализа данных невозможен реальный прогноз.
Объектом исследования является комплекс теоретических, правовых и практических проблем, касающихся института статистической группировки и сводки.
Предметом исследования выступают статистические группировки и сводки на примере конкретных ситуаций.
Цель исследования заключается в определении статистической группировки и сводки.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
— решение задачи по проведению типологической группировки;
— ознакомление с общероссийскими классификаторами;
— упражнение на ознакомление с системой статистических показателей по конкретной проблеме и овладение навыками написания аналитической записки с выводами и рекомендациями.
Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения статистических сводок и группировок. Исторический контекст становления статистических сводок и группировок, в работах И. И. Елисеевой, М. Р. Ефимовой, В. Н. Салина, Р. А. Шмойловой и др.
Базой исследования послужили: материалы официальных и специальных статистических источников, в том числе материалы социальной статистики, официальные материалы государственных органов и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, в том числе научных.
Для решения поставленных задач был использован метод анализа научной, исторической и современной литературы по данной проблеме.
1. Статистическая группировка и сводка
1.1 Решение задачи по проведению типологической группировки статистическая группировка сводка Типологическая группировка — это разделение исследуемой качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки. При этом под однородностью понимается подчинение всех единиц совокупности одному закону развития в отношении рассматриваемого свойства. Схема типологической группировки изображена на рис. 1.
Рис. 1. Схемы типологической группировки Типологические группировки позволяют проследить зарождение, развитие и отмирание различных типов явлений (развитие различных форм собственности, формирование новых слоев населения). Данный вид группировки также дает возможность выделить в составе массового явления те его части, которые однородны по качеству и условиям развития, в которых действуют одни и те же закономерности, на которые влияют одни и те же факторы.
При построении типологической группировки особое внимание уделяется идентификации типов и выбору группировочного признака. Вопрос об основании группировки должен решаться исходя из сущности изучаемого явления.
Однако формирование типов явлений связано с конкретными условиями места и времени. Сущность того или иного типа явления или процесса может проявляться и раскрываться как в одном, так и во множестве признаков. Одни и те же значения группировочных признаков в различных сочетаниях с другими признаками могут определять принадлежность единиц наблюдения то к одному, то к другому типу. Поэтому для выделения социально-экономических типов целесообразнее всего рассматривать не отдельные, изолированные признаки, а их совокупность, характеризующую изучаемое явление с различных сторон.
При построении типологической группировки в качестве группировочного признака могут выступать как количественные, так и атрибутивные (качественные) признаки.
Примером типологической группировки по атрибутивному признаку является группировка предприятий и организаций по формам собственности в России на январь 2009 г. (табл. 1).
Таблица 1. Группировка предприятий и организаций по формам собственности в России на январь 2009 г.
№ п/п | Группы предприятий по формам собственности | Число предприятий | ||
всего, тыс. | % к итогу | |||
Государственная | 2,8 | |||
Муниципальная | 5,4 | |||
Частная | 83,3 | |||
Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 4,1 | |||
Прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную | 4,4 | |||
Всего | ||||
Источник: (Росстат, 2009). Все данные приводятся на 1 января года.
Анализ данных табл. 1. показал, что подавляющее большинство предприятий находится в частной собственности, т. е. 83,3%; предприятия государственной собственности составили 2,8%; предприятия муниципальной собственности — 5,4%; в собственности общественных объединений и прочих форм собственности находится 4,1% предприятий.
1.2 Ознакомление с общероссийскими классификаторами
В таблице 2 представлены общероссийские классификаторы, действующие в России в настоящее время http://www.gks.ru/metod/classifiers.html (Федеральная служба государственной статистики)
Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, введение и применение общероссийских классификаторов — Ростехрегулирование.
Таблица 2. Общероссийские классификаторы
NNп/п | Наименование общероссийского классификатора (аббревиатура классификатора) | Обозначениеобщероссийского классификатора | ПостановлениеГосстандарта России (дата, №) о принятии и введении в действие общероссийского классификатора. Дата введения в действие | Порядковый номер последнего изменения/год утвержденияДата утверждения и дата введения в действие последнего изменения | |
1. | Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) | ОК (МК (ИСО/ ИНФКО МКС) 001−96) 001−2000 | Постановление Госстандарта Россииот 17.05.2000 № 138-ст 01.10.2000 | 2/2006 Дата утверждения:28.09.2006 Дата введения в действие: 01.01.2007 | |
2. | Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) | ОК 002−93 | Постановление Госстандарта Россииот 28.06.1993 № 163 01.01.1994 | 12/2010 Дата утверждения:23.12.2010 Дата введения в действие: 01.04.2011 | |
3. | Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН) | ОК 003−99 | Постановление Госстандарта России от 17.12.1999 № 545-ст 01.07.2000 | ||
4. | Общероссийский классификатор продукции (ОКП) | ОК 005−93 | Постановление Госстандарта России от 30.12.1993 № 301 01.07.1994 | 83/2011 Дата утверждения: 24.05.2011 Дата введения в действие: 01.07.2011 | |
5. | Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) | ОК 011−93 | Постановление Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 01.07.1994 | 61/2011 Дата утверждения: 30.09.2011 Дата введения в действие: 01.11.2011 | |
6. | Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) | ОК 013−94 | Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 № 359 01.01.1996 | 1/1998 Дата утверждения:14.04.1998 Дата введения в действие: 14.04.1998 | |
7. | Общероссийский классификатор валют (ОКВ) | ОК (МК (ИСО 4217) 003−97) 014−2000 | Постановление Госстандарта России от 25.12.2000 № 405-ст 01.07.2001 | 29/2011 Дата утверждения:24.05.2011 Дата введения в действие: 01.07.2011 | |
8. | Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) | ОК 015−94(МК 002−97) | Постановление Госстандарта Россииот 26.12.1994 № 366 01.01.1996 | 7/2000 Дата утверждения:07.06.2000 Дата введения в действие: 07.06.2000 | |
9. | Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) | ОК 018−95 | Постановление Госстандарта Россииот 31.07.1995 № 412 01.07.1996 | 16/2010 Дата утверждения:23.12.2010 Дата введения в действие: 01.04.2011 | |
10. | Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) | ОК (МК (ИСО 3166) 004−97) 025−2001 | Постановление Госстандарта Россииот 14.12.2001 № 529-ст 01.07.2002 | 11/2011 Дата утверждения:20.05.2011 Дата введения в действие: 01.07.2011 | |
11. | Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК) | ОК 026−2002 | Постановление Госстандарта Россииот 25.12.2002 № 502-ст 01.07.2003 | 4/2011 Дата утверждения:24.05.2011 Дата введения в действие: 01.07.2011 | |
12. | Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) | ОК 006−93 | Постановление Госстандарта Россииот 30.12.1993 № 294 01.01.1996 | 65/2011 Дата утверждения:30.09.2011 Дата введения в действие: 01.11.2011 | |
13. | Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) | ОК 006−2011 | Приказ Росстандарта от 26.04.2011 3 60-ст | Дата введения в действие: 01.01.2012 | |
14. | Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) | ОК 019−95 | Постановление Госстандарта Россииот 31.07.1995 № 413 01.01.1997 | 179/2011 Дата утверждения:30.09.2011 Дата введения в действие: 01.02.2012 | |
15. | Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) | ОК 007- 93 | Постановление Госстандарта Россииот 30.12.93 № 297 01.07.1994 | 3/2007 Дата утверждения:04.09.2007 Дата введения в действие: 01.12.2007 | |
16. | Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) | ОК 027−99 | Постановление Госстандарта Россииот 30.03.1999 № 97 01.01.2000 | 2/2009 Дата утверждения:23.10.2009 Дата введения в действие: 01.01.2010 | |
17. | Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) | ОК 028−99 | Постановление Госстандарта Россииот 30.03.1999 № 97 01.01.2000 | 4/2007 Дата утверждения:16.11.2007 Дата введения в действие: 01.02.2008 | |
18. | Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) | ОК 004−93 | Постановление Госстандарта Россииот 06.08.1993 № 17 01.01.1994 | 4/2001 Дата утверждения:28.12.2001 Дата введения в действие: 01.02.2002 | |
19. | Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) | ОК 024−95 | Постановление Госстандарта Россииот 28.12.1995 № 640 01.01.1997 | 6/2010 Дата утверждения:31.03.2010 Дата введения в действие: 01.06.2010 | |
20. | Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) | ОК 029−2001(КДЕС Ред. 1) | Постановление Госстандарта Россииот 06.11.2001 № 454-ст 01.01.2003 | 2/2010 Дата утверждения:02.12.2010 Дата введения в действие: 01.01.2011 | |
ОК 029−2007(КДЕС Ред. 1.1) | Приказ Ростехрегулированияот 22.11.2007 № 329-ст 01.01.2008 | ||||
21. | Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) | ОК 009−2003 | Постановление Госстандарта Россииот 30.09.2003 № 276-ст 01.01.2004 | 2/2010 Дата утверждения:31.03.2010 Дата введения в действие: 01.06.2010 | |
22. | Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК) | ОК 017−94 | Постановление Госстандарта Россииот 26.12.1994 № 368 01.07.1995 | ||
23. | Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) | ОК 023−95 | Постановление Госстандарта Россииот 27.12.1995 № 639 01.07.1996 | ||
24. | Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) | ОК 010−93 | Постановление Госстандарта Россииот 30.12.1993 № 298 01.01.1995 | ||
25. | Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) | ОК 016−94 | Постановление Госстандарта Россииот 26.12.1994 № 367 01.01.1996 | 6/2007 Дата утверждения:18.07.2007 Дата введения в действие: 01.10.2007 | |
26. | Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) | ОК 032−2002 | Постановление Госстандарта Россииот 25.12.2002 № 503-ст 01.01.2003 | ||
27. | Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ) | ОК 031−2002 | Постановление Госстандарта Россииот 06.11.2002 № 405-ст 01.01.2003 | ||
28. | Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов (ОКГР) | ОК 030−2002 | Постановление Госстандарта Россииот 31.10.2002 № 399-ст 01.01.2003 | ||
29. | Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) | ОК 033−2005 | Приказ Ростехрегулированияот 14.12.2005 № 310-СТ 01.01.2006 | 119/2011 Дата утверждения 30.09.2011 Дата введения в действие: 01.02.2012 | |
30. | Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) | ОК 034−2007 | Приказ Ростехрегулированияот 22.11.2007 № 329-ст на период с 1 января 2008 года до 1 января 2011 года без отмены Общероссийского классификатора продукции ОК 005−93, частей II и III Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004−93 и Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002−93 | 1/2010 Датаутверждения02.12.2010 Дата введения в действие: 01.01.2011 | |
Вывод: просматривая перечень классификаторов мы убеждаемся в их полноте и всеобъемлимости (охвачены все виды деятельности). В результате чего, статистическая отчетность приобретает единообразие. Имея фактические данные по стране или отдельному региону или отдельной отрасли промышленности и т. д. и т. п. мы получаем анализ, а на основе его — прогноз. Такова значимость общероссийских классификаторов. Остаётся малое — заполняя унифицированные бланки статистической отчётности пользоваться действующими редакциями общероссийских классификаторов с учётом введённых изменений.
1.3 Упражнение на ознакомление с системой статистических показателей по конкретной проблеме и овладение навыками написания аналитической записки с выводами и рекомендациями
На сайте Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ выбраны следующие основные статистические показатели для характеристики экономического развития страны в 2011 году:
1. Валовой внутренний продукт Валовой внутренний продукт 1)в текущих ценах, млрд. руб., до 1998 г. — трлн.руб.
1428,5 2007,8 2342,5 2629,6 4823,2 7305,6 8943,6 10 819,2 13 208,2 17 027,2 21 609,8 26 917,2 33 247,5 41 276,8 38 808,7 45 166,0 | |
1) данные за 1995;2001гг. не пересматривались и не соопоставимы с данными за 2002;2010 гг. (см. Комментарий)
2. Индекс потребительских цен
3. Индексы промышленного производства
4. Индекс потребительской уверенности по возрастным группам населения в 2011
5. Динамика инвестиций в основной капитал Аналитическая записка — документ, содержащий обобщенный материал о каких-либо исследованиях. http://ru.wikipedia.org/wiki
Жестких требований к структуре или объему аналитической записки не предъявляется. Базовый вариант структуры аналитической записки может состоять из следующих частей:
— Аннотация;
— Содержание
— Введение
— Основная часть
— Заключение
— Подпись
— Приложения.
Для овладения навыками написания аналитической записки с выводами и рекомендациями воспользуемся текстом аналитической запиской Росстата по Новосибирской области «Развитие Сибирского федерального округа в III квартале 2011 года.
Сибирский федеральный округ занимает 30,1% территории России, на его долю приходится 13,8% населения страны.
Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. составил 104,4%.
Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 105,5%.
Доля Сибирского федерального округа в общем объеме производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей России (сельскохозяйственные организации, крестьянские /фермерские/ хозяйства, индивидуальные предприниматели, население) составила 12,3%.
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции1) составил 97,3%.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-сентябре 2011 г. составил 327,2 млрд. рублей, или 118,9% к уровню соответствующего периода 2010 года. Доля округа в общероссийском объеме работ, выполненных собственными силами по строительству, составила 10,2%.
В январе-сентябре 2011 г. предприятиями и организациями всех форм собственности введено 3,9 млн.кв.метров общей площади жилых домов, что составило 107,0% к уровню января-сентября 2010 года.
Индекс цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы)1) составил 108,6%.
Оборот розничной торговли в январе-сентябре 2011 г. увеличился в товарной массе по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 7,5% и составил 1467,4 млрд.рублей. В расчете на душу населения2) было реализовано товаров на 76,2 тыс. рублей (в среднем по России — на 95,2 тыс. рублей).
В январе-сентябре 2011 г. населению было оказано платных услуг на 387,2 млрд. рублей, индекс физического объема по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. составил 105,3%.
Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли в январе-сентябре 2011 г. составил 1,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 8,7% в сопоставимых ценах.
Индекс потребительских цен Показатель рассчитан с учетом предварительных итогов ВПН-2010, полученных согласно срокам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 года № 896 «О подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года». составил 104,8%, в том числе на продовольственные товары — 103,2%, непродовольственные товары — 104,7%, услуги — 107,4%.
На развитие экономики и социальной сферы Сибирского федерального округа в январе-сентябре 2011 г. использовано 741,3 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 123,4% к уровню соответствующего периода предыдущего года.
Объем инвестиций в округ составляет 11,7% всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составляет 55,7%, привлеченных средств — 44,3%, в том числе 6,9% - за счет средств федерального бюджета.
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики округа в I полугодии 2011 г., составил 1,6 млрд. долларов США. В структуре иностранных инвестиций, поступивших в Сибирский федеральный округ за истекший период, 20,4% составляют прямые инвестиции.
Консолидированный бюджет субъектов Сибирского федерального округа в январе-сентябре 2011 г. исполнен с профицитом 62,9 млрд.рублей. Расходы составили 580,2 млрд. рублей, доходы — 643,1 млрд.рублей.
По оперативным данным ФНС России, по Сибирскому федеральному округу поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в январе-сентябре 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. увеличилось на 31,6% и составило 637,9 млрд.рублей. Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2011 г. в целом по округу составила 77,8 млрд. рублей и по сравнению с 1 октября 2010 г. уменьшилась на 29,5%.
В целом по округу число родившихся превысило число умерших на 2337 человек; коэффициент естественного прироста населения С 2011 г. в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. составил 0,2‰. Миграционный прирост населения2) составил 2,8 тыс.человек.
Численность экономически активного населения по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в III квартале 2011 г. составила 10,3 млн. человек, или 52,8% общей численности населения округа. Не имели занятия, но активно его искали 791,5 тыс. человек, или 7,7% общей численности экономически активного населения (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных на конец сентября 2011 г. было зарегистрировано 182,1 тыс. человек, или 1,8% экономически активного населения.
Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом1) по Сибирскому федеральному округу составили 15 379,3 рубля в месяц (в целом по России — 19 329,9 рубля в месяц).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-сентябре 2011 г. составила 20 073 рубля и возросла по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. на 11,1%, реальная заработная плата — на 2,4%.
Выводы: по сравнению с предыдущим периодом
— вырос индекс промышленного производства на 4,4%;
— вырос индекс производства продукции сельского хозяйства на 5,5%;
— объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» вырос на 18,9%;
— оборот розничной торговли в товарной массе увеличился на 7,5%;
— оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли увеличился на 8,7%;
— инвестиции в основной капитал возросли на 23,4%;
— поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей увеличилось на 31,6%.
Рекомендации:
— увеличить инвестиции в производство сельскохозяйственной продукции, т.к. индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции1) составил 97,3%;
— увеличить помощь материнству и детству, так как коэффициент естественного прироста населения С 2011 г. в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. составил всего 0,2;
— увеличить рабочие места для активного населения в целях уменьшения безработицы.
2. Статистическая группировка и сводка на примере фирмы
Воспользуемся данными Росстата об инвестициях в основной капитал по субъектам Российской Федерации по итогам сплошного наблюдения за 2010 год http://www.gks.ru/
Таблица 3. Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации по итогам сплошного наблюдения за 2010 год, млн. руб.
№ п/п | Наименование | Инвестиции в основной капитал юридические лица | Инвестиции в основной капитал индивидуальные предприниматели | |
Белгородская область | ||||
Брянская область | ||||
Владимирская область | ||||
Воронежская область | ||||
Ивановская область | ||||
Калужская область | ||||
Костромская область | ||||
Курская область | ||||
Липецкая область | ||||
Московская область | ||||
Орловская область | ||||
Смоленская область | ||||
Рязанская область | ||||
Тамбовская область | ||||
Тверская область | ||||
Тульская область | ||||
Ярославская область | ||||
г.Москва | ||||
Республика Карелия | ||||
Республика Коми | ||||
Архангельская область | ||||
Вологодская область | ||||
Калининградская область | ||||
Ленинградская область | ||||
Мурманская область | ||||
Новгородская область | ||||
Псковская область | ||||
г.Санкт-Петербург | ||||
Республика Адыгея (Адыгея) | ||||
Республика Калмыкия | ||||
Краснодарский край | ||||
Астраханская область | ||||
Волгоградская область | ||||
Ростовская область | ||||
Республика Дагестан | ||||
Республика Ингушетия | ||||
Кабардино-Балкарская Республика | ||||
Карачаево-Черкесская Республика | ||||
Республика Северная Осетия — Алания | ||||
Чеченская Республика | ||||
Ставропольский край | ||||
Республика Башкортостан | ||||
Республика Марий Эл | ||||
Республика Мордовия | ||||
Республика Татарстан (Татарстан) | ||||
Удмуртская Республика | ||||
Чувашская Республика — Чувашия | ||||
Пермский край | ||||
Кировская область | ||||
Нижегородская область | ||||
Оренбургская область | ||||
Пензенская область | ||||
Самарская область | ||||
Саратовская область | ||||
Ульяновская область | ||||
Курганская область | ||||
Свердловская область | ||||
Тюменская область | ||||
Челябинская область | ||||
Республика Алтай | ||||
Республика Бурятия | ||||
Республика Тыва | ||||
Республика Хакасия | ||||
Алтайский край | ||||
Забайкальский край | ||||
Красноярский край | ||||
Иркутская область | ||||
Кемеровская область | ||||
Новосибирская область | ||||
Омская область | ||||
Томская область | ||||
Республика Саха (Якутия) | ||||
Камчатский край | ||||
Приморский край | ||||
Хабаровский край | ||||
Амурская область | ||||
Магаданская область | ||||
Сахалинская область | ||||
Еврейская АО | ||||
Чукотский АО | ||||
г. Байконур | ||||
Российская Федерация | ||||
Среднее | ||||
Пользуясь формулой Стерджесса, определим интервал группировки субъектов Российской Федерации по уровню инвестиций в основной капитал юридических лиц, если общая сумма инвестиций в основной капитал юридических лиц по Российской Федерации составляет 830 917 млн руб., а минимальный и максимальный объём инвестиций по регионам соответственно равен 54 и 63 605 млн руб.
Количество групп равно
Определим ширину интервала по формуле:
Интервалы сумм инвестиций в основной капитал юридических лиц выглядят следующим образом:
Начало интервала | Конец интервала | f | Номера регионов группы | Ср. вел-на инв-ий в осн. капитал инд. предпр. | ||
79,30,38,39,60,63,61,35,65,77,29,43,19,26,76,73,56,7,78,25,37,20,2,27,47,72,13,15,8,11,23,75,52,44,12,32,71,6,16,3,74,5,54,49,70,21,51,17 | ||||||
22, 55, 46, 41, 9, 33, 14, 1, 42, 67, 53, 64, 59, 48, 34,68 | ||||||
57, 66, 24, 45, 69,50,58,4 | ||||||
31 (Краснодарский край) | ||||||
10 (Московская область) | ||||||
18 (г. Москва) и 28 (г. Санкт-Петербург) | ||||||
Середина интервала, юр. лица | F | Среднее, индив. предпр. | |||
Итого по РФ | |||||
Среднее по РФ | |||||
Выводы:
1. Максимальное количество регионов (65%) имеют минимальные инвестиции в основной капитал: юридические лица — 4593 млн руб., что в 2,2 раза менее среднего показателя по РФ (10 258 млн руб.), и индивидуальные предприниматели — 967 млн руб., что в 2,1 раза меньше среднего показателя по РФ (2049 млн руб.);
2. Единичные регионы страны имеют максимальные инвестиции в основной капитал:
Московская область: юридические лица — 49 987 млн руб., что в 4,9 раза больше среднего показателя по РФ (10 258 млн руб.), и индивидуальные предприниматели — 9154 млн руб., что в 4,5 раза больше среднего показателя по РФ (2049 млн руб.);
Столицы (г. Москва, г. Санкт-Петербург): юридические лица — 59 066 млн руб., что в 5,8 раза больше среднего показателя по РФ (10 258 млн руб.), и индивидуальные предприниматели — 5915 млн руб., что в 2,9 раза больше среднего показателя по РФ (2049 млн руб.);
Красноярский край (регион 66) находится в середине группировки, интервал 18 211 — 27 290: юридические лица — 22 751 млн руб., что в 2,2 раза больше среднего показателя по РФ (10 258 млн руб.), и индивидуальные предприниматели — 7071 млн руб., что в 3,5 раза больше среднего показателя по РФ (2049 млн руб.);
3. Рассмотрев размеры инвестиций в основной капитал по регионам РФ за 2010 год можем предложить правительству РФ серьёзно скорректировать инвестиционную политику страны.
Заключение
Рассмотрев данную тему, мы показали место метода группировки в социально-экономической статистике. Во второй части мы применили этот метод на практике, анализируя инвестиции в основной капитал по регионам страны.
Основной задачей социально-экономической статистике является представление экономике, как определенной упорядоченной системы, поэтому задача статистики охарактеризовать структуру экономики по разным признакам.
В отечественной практике долгое время применялось деление экономической деятельности на сферы в соответствие с их отраслью хозяйства. Оно представляла собой систематизированную совокупность отраслевых группировок предприятий и организаций, отличающихся характером функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда. С переходом к международной методологии такая группировка утратила актуальность.
Поскольку социально-экономическая статистика пользуется комплексными категориями, то их развернутая характеристика требует широкого применение группировок.
Группировка — это неотъемлемая часть любого исследования. Она позволяет изучить экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, а также позволяет выявить влияние наиболее существенных факторов. В процессе анализа используются типологические, структурные и аналитические группировки.
— типологические группировки, в них используется тип общественных или экономических явлений, которые лежат в основе данных группировок.
— структурные группировки, используются при изучении состава самих предприятий, а также можно проанализировать структуру выпускаемой продукции.
— аналитические группировки, предназначены для выявления взаимосвязи и взаимозависимости, и взаимодействия между изучаемыми явлениями и их показателями.
Список использованных источников
1 Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2006.
2 Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2009.
3 Салин В. Н., Шпаковская Е.П.Социально-экономическая статистика. М.: Финансы и статистика, 2005
4 Статистика/ Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2010.
5 Статистика / Под ред. В. Г. Ионина. М.: Инфра-М, 2007.
6 Статистика финансов / Под ред. В. Н. Салина. М.: Финансы и статистика, 2010.
7 Теория статистики / Под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2009.
8 Экономическая статистика / Под ред. Ю. Н. Иванова. М.: Инфра-М, 2006.
9 http://www.gks.ru/metod/classifiers.html (Федеральная служба государственной статистики)
10 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
11 http://ru.wikipedia.org/wiki