Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные положения теории государства и права

ШпаргалкаПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель: воспитание человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов. К целям и задачам правового обучения можно также отнести: — повышение уровня правовой культуры общества; — воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои… Читать ещё >

Основные положения теории государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Билет № 1

1. Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права

Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук. Она представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, она выполняет методологическую функцию по отношению к другим юридическим наукам. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное взаимодействие.

Например, используя законы материалистической диалектики, теория государства и права изучает специфические стороны государства и права. Знание философии позволяет избежать мировоззренческих ошибок. Опираясь на положения экономической науки, теория государства и права исходит из того, что государство и право — это важнейшие элементы надстройки, возвышающейся над экономическим базисом общества. Экономика — основной объект государственного управления. Эффективное проведение экономических реформ невозможно без участия государства. Тесные контакты имеет теория государства и права с политологией. У них общие объекты исследования, но подходы разные. Теория изучает государство и право с точки зрения их внутреннего строения, политическая наука рассматривает государство как элемент политической системы общества. Это позволяет теории удачно использовать положения и выводы, сделанные политологией, и наоборот.

Для предмета теории государствам права характерны следующие особенности:

1. Теория государства и права изучает общие политико-юридические закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, знание которых позволяет выяснить сущность данных явлений, их социальное предназначение.

2. Государство и право изучаются в их единстве. Они органически взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. В юридической науке все большее распространение получила версия, предлагающая переименовать теорию государства и права в теорию права и государства.

3. В теории государства и права исследования строятся на основе постулатов, сформулированных еще Платоном: 1) государство и право нужно изучать такими, какими они должны быть (первоначально следует разработать учение об идеальном государстве); 2) государство и право нужно изучать такими, какими они есть (изучение реально существующих государств позволяет выявлять их сущность, особенности; сравнение с идеальной моделью дает возможность определять пути дальнейшего развития, совершенствования российской государственности).

2. Понятие гражданского права как отрасли российского права. Предмет, метод и принципы гражданского права. Гражданское законодательство

Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения участников гражданского оборота: граждан между собой, граждан и организаций между собой.

В России — отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права.

Предмет гражданского права также составляют общественные отношения.

Под методом гражданско-правового регулирования понимается совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых соответствующая отрасль права воздействует на общественные отношения, составляющие ее предмет.

Гражданское законодательство — совокупность норм, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав; регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское законодательство следует отличать от гражданского права.

3. Понятие, предмет, задачи курса «Теория и методика обучения праву». Взаимосвязь теории и методики обучения праву с другими дисциплинами

Формирование на протяжении многих лет определенных концепций в области правового обучения и воспитания подрастающего поколения, а также системы методических приемов, с помощью которых достигались те или иные цели правового образования, позволили появиться относительно молодой области знаний — Методики обучения праву. Так назвали педагогическую науку о задачах, содержании и методах обучения праву.

Методика обучения праву имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере.

Основными задачами указанной выше науки являются: — отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения, — создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий, — отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса, — постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Указанная наука связана с обществознанием, правом и историей, в рамках которых разрабатывается содержание обучения. Методика права связана с психологией, педагогикой, отдельными юридическими отраслевыми и прикладными науками.

Билет 2

1. Методология теории государства и права

Методологической основой теории государства и права является философия, которая изучает наиболее общие законы развития человеческого бытия, мышление человека.

Методы теории государства и права можно разделить на общие, специальные и частные. К общим методам, например, относятся: 1) метод анализа и синтеза (изучается структура государства и права, определяется характер взаимодействия между составными элементами: аналитические знания отдельных сторон государства и права синтезируются и превращаются в общие представления);

2) логический (позволяет освободиться от случайностей, выявить в историческом процессе наиболее существенное и закономерное и выразить в научных категориях);

3) метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

В последние годы все большее распространение получают специальные методы познания, такие, например, как:

4) функциональный (структурные элементы государственно-правовых систем рассматриваются с точки зрения их социального назначения, роли, функции);

5) статистический (состояние государственно-правовых явлений отражается с помощью количественных данных);

6) индукция и дедукция.

Частные методы вырабатываются и используются только в рамках юридической науки. Например: метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического анализа, методы толкования права.

2. Цели и задачи курса «Право» как учебной дисциплины

Цель: воспитание человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов. К целям и задачам правового обучения можно также отнести: — повышение уровня правовой культуры общества; - воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции; - формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права; - формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям; - изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и проч.

Билет 3

1. Понятие и основные признаки государства

Государство — это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Основные признаки государства: наличие территориальных границ; суверенитет — это такое свойство государства, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к другим властям внутри страны (внутренний суверенитет), а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права (внешний суверенитет); налоги и сборы; наличие публичной власти; наличие государственной атрибутики (флаг, гимн, герб, столица); связь государства с правом; верховенство государственной власти.

2. Содержание правового образования: его значение, структура, компоненты

Содержание правового образования отражено в учебном плане, учебной программе и учебниках.

Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у учащихся:

— уважения к праву;

— собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;

— компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции. Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:

— способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с не предзаданным результатом;

— способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их;

— способностей к реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

— коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

— систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;

— конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

Задачи:

— развитие умений осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм и в соответствии с современными представлениями о социальной ценности права как регулятора общественных отношений;

— воспитание гражданской ответственности, чувства собственного достоинства, уважения к институтам права, правовым ценностям;

— освоение знаний о системе российского законодательства, правовых механизмах защиты интересов граждан, особенностей деятельности представителей юридической профессии, способствующих последующему профессиональному образованию и самообразованию.

Билет 4

1. Основные теории происхождения государства

К. наиболее известным теориям относятся следующие.

1. Теологическая теория является одной из самых ранних. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, а значит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи, в которой власть монарха представляет собой продолжение власти отца над членами его семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться правителю.

3. Договорная теория. Согласно этой теории государство возникает в результате договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, образования государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершив революцию.

4. Марксистская концепция происхождения государства (XIX в.) опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства. К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и существование государства с возникновением и существованием классов.

5. Теория насилия (завоевания) являлась одной из распространенных на Западе в конце XIX — начале XX в. Ее сторонниками были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверждали, что причиной возникновения государства стало внутреннее и внешнее насилие. При этом Е. Дюринг развивал идею о том, что внутреннее насилие одной части первобытного общества над другой приводит к возникновению государства, собственности и классов государство становится органом управления побежденными.

6. Представители психологической теории (Г. Тард, Н. М. Коркунов, Л.И. Петражицкий) видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться.

7. Автором расовой теории происхождения государства был французский писатель Ж. Гобино (XIX в.). Он поделил все человеческие расы на «высшие», призванные господствовать, и «низшие», которые обязаны подчиняться «высшим» расам. В основе подобного разграничинения лежат физические, психические, умственные и другие различия между расами.

Выделяют также: — патримониальную теорию, согласно которой государство произошло из права собственника на землю (патримониум); - инцеетную (половую) теорию, суть которой заключалась во введении запрета на инцест, т. е. кровосмешение. Это требовало наличия особой группы людей, специализировавшейся на поддержании запрета, а в дальнейшем выполнявшей и другие общественные функции, что и привело к возникновению государства; - ирригационную теорию, объясняющую происхождение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений. Такие крупные работы требовали жесткого, централизованного управления, распределения, контроля, подчинения и т. д. Подобное было под силу только многочисленному классу управленцев-чиновников; - теорию солидаризма, представляющую государство в виде системы взаимозависимости, соединяющей всех индивидов в общество.

2. Объекты гражданских правоотношений. Классификация вещей

Объекты гражданских прав — в праве — материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. В РФ объектами гражданских прав являются:

— вещи; - имущественные права; - работы и услуги; - информация; - результаты интеллектуальной деятельности; - нематериальные блага; - иное имущество.

Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Вещами в гражданском праве признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товары. Вещи являются результатами труда, имеющие в силу этого определенную экономическую ценность. К ним относятся орудия и средства производства (в том числе различные виды энергии и сырья, произведенных или добытых человеком), а также различные предметы потребления. Вещами являются наличные деньги и ЦБ. В качестве ОГПО земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и другие природные ресурсы тоже относятся к категории вещей. Вещи становятся объектами права собственности и других вещных прав. Не являются вещами входящие в состав имущества права требования и пользования, а также объекты исключительных прав и охраноспособная информация (ноу-хау).

Важным признаком классификации вещей в ГП выступает их оборотоспособность, т. е. способность служить объектом имущественного оборота (сделок) и менять своих владельцев (собственников). С этой точки зрения вещи делятся на 3 группы: а) вещи, разрешенные в обороте — свободное обращение, без специального разрешения публичной власти; б) вещи, ограниченные в обороте — могут принадлежать только определенным участникам оборота (оружие), либо находится в обороте по специальному разрешению (валютные ценности); в) вещи, изъятые из оборота — не могут быть предметом сделок и менять собственника (природные ресурсы, принадлежащие государству).

Другим признаком служит связь с землей, например неотрывность от места нахождения, по этому признаку вещи делятся на: а) недвижимые (недвижимость) вещи: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, все вещи прочно связанные с землей (жилые дома, здания, многолетние насаждения), т. е. неотделимые от нее без несоразмерного ущерба их хозяйственному назначению; б) движимые: вещи. Хотя и обладающие значительной ценностью, но не связанные с землей и не признаваемые в качестве недвижимости законом («дом на снос» — не дом, а совокупность строй материалов, с землей не связанная).

Вещи делимые и неделимые, последние характеризуются тем, что их нельзя разделить в натуре без изменения их первоначального назначения (автомобиль между 2 совладельцами). Сложные вещи делимы как физически, так и юридически (сервиз, мебельный гарнитур, имущество ФХ). Одушевленные (животные (чаще домашние) и неодушевленные вещи.

Билет 5

1. Форма правления: понятие и виды

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

форма правления показывает: как создаются высшие органы власти в государстве, их структуру, какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами, как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны, в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.

Формы гос. правления:

Монархия: — Абсолютная монархия; Конституционная монархия (Дуалистическая монархия, Парламентарная монархия) Республика: — Президентская республика; - Парламентарная республика; - Смешанная республика; - Советская республика; - Суперпрезидентская республика (выделяется некоторыми учеными)

Билет 6

1. Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства представляет собой территориальную организацию государственной власти, которая находит свое выражение в характере взаимоотношения государства как целого с его составными частями, центральных государственных органов власти — с местными. Форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, его деление на определенные составные части: территориально-государственные и национально-государственные общности (штаты, земли, кантоны); автономные образования (края, области, автономные республики); административно-территориальные единицы (районы, округа, провинции).

По форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарное (простое) государство — это целостное централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, губерний, округов, департаментов, провинций), не имеющих статуса государственных образований и не обладающих политической самостоятельностью. Федерация (федеральное государство) — это сложное, союзное государство, состоящее из нескольких государств или государственных образований, обладающих относительной самостоятельностью. В настоящее время в мире насчитывается более 20 федеративных государств. В их числе США, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Австрия, Швейцария, Россия и др.

Империя — исторически сложившееся на основе жесткой централизованной власти объединение этнических и административно-территориальных образований.

Конфедерация — это (форма государственного устройства) добровольное объединение независимых государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, сохраняя суверенитет полностью и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Однако, многие считают, что конфедерация — это надгосударственное образование, временный союз суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения определенных общих интересов и целей политического, экономического или оборонного характера.

Билет 7

1. Функции государства: понятие и виды

Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Функции государства классифицируются: по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние, по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития осударства) и временные (отражающие определённый этап развития государства), по значению: на основные и неосновные, по видимости: на явные и латентные, по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся: Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства. Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся: Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства. Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между: деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

3. Самостоятельная работа учащихся в курсе «Право»: понятие функции, виды

Самостоятельная работа представляет собой познавательную деятельность самих учеников, имеющую цель, форму выражения, которая заканчивается проверкой результата. Такая работа выполняется по заданиям и направлена на достижение определенного результата.

Специалисты выделяют два этапа самостоятельной деятельности учащихся при правовом обучении.

1) На первом этапе необходимо «научить» элементарным приемам самостоятельной работы. Нужно показать, каким образом можно добывать знания из разных источников, анализировать их, обобщать и делать выводы. При этом педагог выступает в роли консультанта, организатора самостоятельной работы учащихся.

2) Приобретая навыки самостоятельной работы, ученик подготавливается к исследовательской деятельности. У него появляется своя точка зрения на определенные понятия. Ученик становится способным решить сложные нестандартные задачи.

Результаты самостоятельной работы могут быть представлены в форме докладов, рефератов или сообщений.

Самостоятельная работа в процессе обучения праву оказывает большое влияние на формирование юридических знаний и умений обучаемых. Доказано, что самостоятельно добытые знания более прочно закрепляются в памяти. Процесс обучения превращается в творческую интересную деятельность.

Билет 8

1. Основные концепции правопонимания

Правопонимание — определённое представление о существе права.

Классификация понятий и пониманий права В. С. Нерсесянца:

В юридическо-либертарной классификации правопониманий время различают два диаметрально противоположных подхода к определению права через юридическое (лат. ius — право) и легистское (лат. lex — закон) правопонимание.

Легистское правопонимание. Согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения. В этом случае право и закон — суть одно и то же. С этой точки зрения, властная принудительность является единственной отличительной особенностью права.

Показательным в данном является высказывание Гоббса Т. — «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена». Подобные представления в XIX веке развивали Д. Остин, Ш. Амос, Г. Ф. Шершеневич и др. С легистской точки зрения, определение права можно сформулировать следующим образом: Право — это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

Юридическое правопонимание. Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия различия права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей власти, то есть определенное, отличное от других социальное явление. В рамках юридического правопонимания среди прочих существуют: Естественно-правовой подход. С точки зрения естественно-правового подхода, право — это право, извне преданное человеку и приоритетное к человеческим установлениям. Либертарно-юридический подход, Согласно данному подходу под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, под которым, в свою очередь, подразумевается единство трех компонентов: равной для всех нормы и меры; свободы; справедливости.

3. Организационно-методические особенности самостоятельной работы учащихся на уроках права

Самостоятельное, исследовательское обучение:

1. Ученик самостоятельно постигает ведущие правовые понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя.

2. Ученики самостоятельно принимают решения о выборе способа работы с изучаемым юридическим материалом.

3. На практических занятиях ученики выдвигают идеи, предлагают альтернативные способы решения конфликта правовыми средствами.

4. Каждый ученик может самостоятельно планировать свою работу. Для изучения юридических норм он самостоятельно знакомится с законом и наблюдает за исполнением его предписаний на практике. Принятое решение может быть подвергнуто сомнению, в этой связи находятся альтернативные интерпретации, предлагаются другие варианты ответов.

Самостоятельные рассуждения по правовой проблеме могут быть оформлены в виде эссе — небольшого сочинения. К такой работе предъявляются некоторые требования:

1. В эссе должна быть раскрыта собственная позиция по проблеме с четкой и полной аргументацией.

2. Содержание работы должно соответствовать теме эссе.

3. Изложение материала должно быть логичным, грамотным с юридической точки зрения.

4. Автору необходимо показать свою эрудированность, умение свободно ориентироваться в теме.

В процессе исследовательской работы учитель права может организовывать специальные консультации, оказывая помощь своим обучаемым в выборе литературы, составлении плана исследования, грамотном оформлении текста, в подготовке выступления на защите реферата.

Обучаемые должны быть ознакомлены с тем, как можно написать реферат или оформить самостоятельную работу по праву. Такие требования формулируются заранее.

В методике обучения праву выделяют разные формы контроля самостоятельной работы учеников. К ним относят и защиту рефератов.

Модели защиты реферата

1. «Классическая защита». Устное выступление старшеклассника сосредоточено на принципиальных вопросах:

а) тема исследования и ее актуальность;

б) круг использованных источников и основные научные подходы к проблеме;

в) новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение определенной версии, новые подходы к решению проблемы и т. д.);

г) основные выводы по содержанию реферата.

2. «Индивидуальная защита». Старшеклассник раскрывает личностный аспект работы над рефератом:

а) обоснование выбора темы реферата;

б) способы работы над рефератом;

в) оригинальные находки, собственные суждения, интересные факты, идеи;

г) личная значимость проделанной работы;

д) перспективы продолжения исследования.

3. «Творческая защита» предполагает:

а) оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарий;

б) демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования;

в) оригинальное, яркое представление фрагмента основной части реферата и др.

Билет 9

1. Понятие и признаки права

Право, как и другие социальные нормы, представляет собой совокупность, систему правил поведения. Приоритет права над другими социальными нормами объясняется прежде всего тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества.

Право представляет собой систему правил, установленных государством либо принятых в установленном им порядке насе лением или государственными органами и государственными органами и организациями. В этом принципиальное отличие права от всех остальных социальных норм. Соответственно государство выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.

Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках.

В зависимости от правопонимания представления об основных признаках права сильно отличаются, однако, практически все теории признают следующие признаки права:

— Нормативность

— Общеобязательность

— Обеспеченность государством

— Является регулятором общественных отношений

— Формальная определенность — нормы права выражены в официальной форме (нормативно правовые акты государства — законы, прецеденты, решения судов)

— Неперсонифицированность и неоднократность действия нормы. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем (кроме преступлений, когда личность становится адресатом).

— Справедливость содержания юридических норм. Выражает общую волю граждан.

— Системность. Право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм.

— Представительно-обязывающий характер. Одновременно предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого возлагает соответствующую обязанность.

Билет 10

1. Понятие и система принципов права

Принципы права представляют собой исходные положения и ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права. Они пронизывают собой всю правовую жизнь общества и характеризуют не только сущность, но и содержание права, а также весь процесс его применения.

Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей и институтов права, норм права и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Принципы права объективно обусловлены экономическими и социально-политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером политического и государственного режима.

Принципы права присущи любой правовой системе. Как правило, они прямо закрепляются в законодательных актах (статьях, преамбулах и т. д.), или заполняют собой содержание правовых норм.

К разряду специально-юридических принципов относят следующие основные начала современных правовых систем или их исходные положения:

1) принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед иными социальными нормами;

2) принцип подразделения правовой системы государства на публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;

3) принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую систему права, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;

4) принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;

5) принцип социальной свободы, выраженный в системе субъективных прав субъектов общественных отношений, равенство перед законом и судом, равноправие;

6) принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельности всех должностных лиц государственных органов;

7) принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;

8) принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признание каждого не виновным до тех пор, пока вина его не будет установлена в судебном порядке; презумпция невиновности;

9) принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность; гуманность наказания, способствующего исправлению осужденного.

Наряду с общими принципами в юридической литературе выделяются также межотраслевые и отраслевые принципы права. Межотраслевые принципы охватывают собой две или более отраслей права, являющихся преимущественно смежными (уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.). На межотраслевые принципы полностью налагаются и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику. Отраслевые принципы права распространяются лишь на отдельные отрасли права — конституционное, гражданское, уголовное и т. д. Соответственно на их основе создаются и реализуются лишь нормы, составляющие исключительно данную отрасль права.

Билет 11

1. Понятие и система функций права

Назначение права в обществе состоит в том, чтобы быть регулятором — определять, упорядочивать и охранять существующие общественные отношения и порядки.

Выделяют следующие функции права как регулятора: 1) воспроизводство данной социальной системы; 2) утверждение в жизни общества нормативных начал; 3) регулятивное правовое воздействие на общественные отношения.

Воспроизводство системы как функция права обусловлено утвердившейся в современной науке теорией систем, когда и все общество, и его подразделения научно интерпретируются как сложные социальные системы. В частности, с представлениями о том, что социальные системы отличаются (или должны отличаться) устойчивостью, непрерывностью существования и действия во времени и, стало быть, с вытекающей отсюда необходимостью наличия в социальных системах, в том числе и в обществе в целом, особых механизмов, призванных реализовывать и поддерживать устойчивость и непрерывность функционирования в заданных параметрах общества.

Утверждение в жизни общества нормативных начал вызвается объективной потребностью, поскольку любое человеческое сообщество нуждается не просто в известной организованности и упорядоченности существующих в нем отношений, но и в том, чтобы эти организованность и упорядоченность соответствовали законам природы и одновременно — законам существования и функционирования человеческого сообщества, разумно формируемых начал целесообразности. А все это включает необходимость известного ритма, цикличности, повторяемости, а главное, что эти ритм, цикличность, повторяемость вошли в саму плоть жизни людей, стали законом в человеческом бытии.

Регулятивное назначение права выражено в том, чтобы в соответствии с указанной объективной потребностью внести в общественную жизнь оптимальную нормативность в том ее значении, которое сообразуется с нормальным существованием и развитием сообщества людей.

Билет 12

1. Понятие и признаки правовых норм

Норма права — установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определенный круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам (подинститутам).

Правовые нормы имеют следующие признаки:

Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

3. Формы организации обучения и активной деятельности на занятиях по праву

Большое многообразие уроков по праву, сложившееся в практике работы педагогов, позволяет говорить о существовании многообразных их типов. Однако предлагаются разные основания классификаций: по способам проведения, по правовому содержанию, по дидактическим целям или даже отдельным звеньям процесса обучения.

Если за основу классификации взять ведущий метод, то можно выделить: урок-лекцию, урок-беседу, диспут, лабораторное занятие с источниками права. Если же обратить внимание на деятельность самих школьников, то следует говорить об уроках-обобщениях, уроках-играх, уроках-конференциях или проблемных уроках. В том случае, когда мы будем рассматривать урок с позиции самих элементов процесса правового обучения, учебной задачи, выделяются:

— вводный урок;

— урок изучения нового материала;

— комбинированный урок

— контрольный урок;

— урок проверки и учета знаний;

— повторительно-обобщающий урок.

Билет 13

1. Структура правовых норм

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если-то следует — иначе»).

Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные: Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические: Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на: управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом; обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия); запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны). Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

3. Средства правового обучения: понятия и виды. Компьютеризация правового обучения

Средства правового обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средства правового обучения можно разделить на три группы: 1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.) 2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.) 3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)

Средства обучения, которые используются на уроках права, можно разделить на следующие виды:

— Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.)

— Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)

— Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, Blue-Ray. HDVD и т. п.)

— Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

Сегодня преподаватели и сами обучаемые стали использовать в своей деятельности более совершенные методы обучения (новые компьютерные технологии, аудио и видеоматериалы, системы для ускоренного запоминания определенной информации, практическую деятельность по совершенствованию приобретаемых навыков правового характера).

Билет 14

1. Понятие и основные виды источников права

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Различают источник права в материальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

— нормативно-правовой акт;

— нормативный договор;

— правовой прецедент (судебный или административный прецедент);

— правовой обычай;

— религиозные догмы;

— правовая доктрина;

— принцип права;

— правосознание.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

3. Педагогические технологии: их содержание, классификации и значение для правового образования учащихся

Педагогические технологии — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Технологии обучения позволяют учителю добиваться запланированного результата в правовом обучении школьников. Основные пед. технологии: Традиционное обучение Интерактивные подходы Педагогика сотрудничества Развивающее обучение Игровое обучение Проблемное обучение Эвристическое обучение Программированное обучение Контекстное обучение Активное обучение Дидактическая эвристика и т. д.

Современная система педагогических технологий правового образования характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированной. Таким образом, ведущая цель диверсификации правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого школьника с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.

Билет 15

1. Нормативно-правовой акт как основной источник права Российской Федерации

Нормативно-правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт в России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой семье) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой