Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внутренняя миграция населения как фактор социально-экономического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследовано и установлено, что миграция, происходящая в результате антропогенного воздействия на окружающую среду, будет иметь огромные масштабы, если своевременно не предпринять конкретных мер по изменению ситуациисистематизированы факторы, оказывающие влияние на миграционную активность населения и предложена более совершенная классификация в рамках эндогенных (аутогенных) и экзогенных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИГРАЦИИ КАК СЛЕДСТВИЕ РОСТА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕ
    • 1. 1. Тенденции экономического роста и темпы роста трудовых ресурсов
    • 1. 2. Теоретические аспекты развития внутренних миграционных процессов
    • 1. 3. Роль внутренней миграции в обеспечении экономического роста и в снижение уровня бедности
  • ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
    • 2. 1. Исторические тенденции миграции в контексте роста численности населения и трудовых ресурсов
    • 2. 2. Трудовая миграция в условиях переходной экономики
    • 2. 3. Социально-экономические и демографические характеристики внутренних безвозвратных мигрантов
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
    • 3. 1. Факторы миграционной активности ранее переселенного населения и проблемы занятости населения
    • 3. 2. Окружающая среда как фактор миграционной активности населения
    • 3. 3. Основные направления совершенствования внутренней миграционной политики в Республики Таджикистан

Внутренняя миграция населения как фактор социально-экономического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Миграция, затрагивая многие аспекты жизнедеятельности населения, играет важную роль в социально-экономическом развитии каждой страны. Успешная экономическая политика невозможна без всестороннего учета такого явления, как миграция населения.

Миграция населения является одним из естественных явлений, которое происходит в обществе вне зависимости от формы общественного и экономического строя и рассматривается в рамках и в стыках различных наук. Миграция населения является предметом исследования экономистов, социологов, демографов, юристов, антропологов, психологов, политологов, географов, экологов и т. д. Она осуществляется, несмотря на любые ограничения и барьеры, препятствующие естественному процессу перемещения индивида или группы людей.

Переход от централизованно планируемого и административно регулируемого хозяйствования к рыночному вызывают необходимость проведения широкомасштабных исследований, направленных на выявление целесообразных направлений миграции и предотвращения развития нежелательных потоков.

При миграции населения между регионами в пределах страны и за ее пределами, повышается конкуренция между покупателями рабочей силы, т. е. работодателями. Миграция населения позволяет создать необходимое равновесие на рынке труда и тем самым стимулировать рынок товаров и услуг путем повышения спроса на них, вследствие увеличения доходов населения.

Внутренняя миграция является одной из предпосылок повышения уровня и качества жизни населения, при условии ведения надлежащей государственной политики. Особенно она актуальна в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой, каковой является Республика Таджикистан.

Проблемы внутренней миграции в целом являются актуальными во всех странах мира, вне зависимости от уровня их социально-экономического развития, а особое значение имеет для Таджикистана, имеющего огромный потенциал трудовых ресурсов вследствие высокого уровня рождаемости и высоких темпов роста численности населения.

Изменение векторов перемещения трудовых ресурсов внутри страны, появление новых видов внутренней миграции и их взаимосвязь с внешней трудовой и с внешней безвозвратной миграцией в условиях переходной экономики были определяющими в выборе темы диссертационной работы.

Степень изученности проблемы. Теоретико-методологические и прикладные аспекты исследования миграции населения изучены зарубежными, российскими и отечественными исследователями.

В разработке теории миграции, определении факторов, стимулов и последствий ее осуществления особая роль принадлежит западным ученым-экономистам, демографам, социологам и философам, таким как P.E. Билсборроу, Р. Барлау, Дж.А. Джексон, Д. Л. Джонсон, Х. П. Файрчайлд, У. Зелинский, А. Ландри, Е. С. Ли, А. Льюис, Т. Р. Мальтус, А. Л. Мабоганджде, Ф. Ноутстайн, У. Петерсен, P.M. Прозеро, Е. Г. Равенштейн, Ж. Руссо, Д. Саймон, Р. Скелдон, М. Тодаро и др. Среди советских и российских ученых следует отметить работы Д. И. Валентея, М. Б. Денисенко, В. А. Ионцева, Д. Д. Москвина, В. М. Моисеенко, Б. С. Переведенцева, Л. Л. Рыбаковского, В. И. Хорева, О. С. Чудиновских и др. В Таджикистане отдельные аспекты как внешней, так и внутренней миграции затрагивались в научных трудах Д. С. Амоновой, Ф. С. Исламова, М. К. Кабутова, О. Коситова,.

Г. Н. Зокирова, М. Ш. Махмадбекова, Н. Р. Мукимовой, 3. Султонова, Х. У. Умарова, Р. У. Улмасова. А. Г. Ходжибаева и др.

При этом все же следует отметить, что проблемы внутренней миграции в отечественной научной литературе в теоретическом и в прикладном аспектах освещены недостаточно. До сих пор в стране не осуществлены системные исследования относительно внутренних перемещений населения и плановых переселений, проведенных государством до и после 90-х годов XX столетия. В частности, в работах О. Коситова и Ф. С. Исламова внутренняя миграция в основном рассматривалась в количественном аспекте, без оценки ее воздействия на динамику социально-экономических процессов. В работах других отечественных авторов основное внимание уделялось и уделяется только внешней миграции, что имеет свои объективные причины. Среди них особо следует упомянуть работы Х. У. Умарова и Р. Улмасова, И. Боска и С. О. Олимовой, А. Мугала и др.

В зарубежной литературе сравнительно больше изучена внутренняя миграция. При этом основная часть исследований напрямую касалась стран с рыночной экономикой. Однако при всем сходстве миграционных процессов опыт одной страны трудно применить в других государствах, так как имеются существенные различия. Следовательно, учет имеющегося опыта отдельных государств в области миграции требует существенного переосмысления применительно к реалиям Республики Таджикистан.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы состоит в теоретико-методологическом. исследовании природы внутренней миграции населения, с учетом специфики и конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков труда в условиях переходной экономики.

В соответствии с поставленной целью были определены и решены следующие основные задачи: изучить основные теоретические постулаты западной, российской и отечественной науки о сущности понятий «миграция» и «мигрант», а также переосмыслить теорию о взаимосвязи роста численности населения и экономического роста («Мальтузианский спор»);

— выделить особенности внутреннего рынка труда в условиях переходной экономики;

— определить причины неприживаемости ранее переселенного населения в новых местах вселения;

— исследовать причины увеличения масштабов внутренней миграции в результате антропогенного воздействия на окружающую средусистематизировать факторы, оказывающие влияние на миграционную активность населения и оценить добровольную и вынужденную миграцию;

— выявить основные причины появления трудовых мигрантов и установить причины их наличия в домохозяйствах;

— определить удельный вес внутренних трудовых мигрантов в составе занятого населения и предложить более совершенную структуру трудовых ресурсов.

Объектом исследования являются закономерности возникновения, природа развития внутренних миграционных процессов и механизмы ее регулирования в контексте роста численности населения и трудовых ресурсов, а также состояние внутреннего рынка труда в условиях переходной экономики.

Предметом исследования являются предпосылки, условия развития и особенности формирования внутренних миграционных потоков, а также пути их регулирования в зависимости от характера стратегических целей государства.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные положения по проблемам миграции, труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам регулирования внутренних миграционных процессов с учетом права каждого индивида на свободный выбор местожительства, совершенствования трудового потенциала общества, а также снижения уровня бедности.

В работе были применены следующие методы исследования: индуктивный и дедуктивный, сравнительно-исторический анализ, динамический и системный подходы, а также эмпирические методы статистического исследования, с использованием статистического пакета программы для социальных наук — SPSS.

Информационной базой исследования стали данные статистических сборников, переписей населения и других периодических изданий Агентства статистики при Президенте Республики Таджикистан, Миграционной службы при Правительстве РТ, Национального банка РТ, Министерства труда и социальной защиты населения РТ, а также законы РТ, указы Президента РТ, постановления Правительства РТ, отчеты Всемирного банка и Международного валютного фонда, Международной организации труда, Международной организации по Миграции, материалы печатных и электронных СМИ, конференций и др. Также в работе использованы данные обследований Агентства статистики при Президенте Республики Таджикистан относительно бюджета домохозяйств, рабочей силы, влияния миграции и денежных переводов на благосостояние и бедность домохозяйств, и обследований, проведенных автором в 2007 г. относительно миграционной активности ранее переселенного населения и в 2008 г. относительно влияния деградации окружающей среды на миграционную активность населения.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретико-методологическом раскрытии экономической природы внутренней миграции населения, с учетом специфики и конъюнктуры рынка труда страны. Наиболее существенные результаты исследования сводятся к следующему:

— изучая основные теоретические постулаты западной, российской и отечественной науки о сущности понятий «миграция» и «мигрант», установлено, что существующие определения этих категорий в условиях переходной экономики не способны охватить всех видов миграции и мигрантов, и предложены собственные определения этих категорий. При рассмотрении взаимосвязи роста численности населения и экономического роста («Мальтузианский спор»), а также изучении взглядов пессимистов, оптимистов и нейтралистов установлено, что существующая взаимосвязь между упомянутыми категориями требует переосмысления. Если стабильный рост численности населения сопровождается ограниченностью природных ресурсов и ограниченностью внутреннего рынка труда, то нет необходимости считать данный взгляд пессимистичным. Если природные ресурсы относительно безграничны, а внутренний рынок труда способен поглощать все возрастающую численность трудовых ресурсов, и при этом, если осуществляется эффективная экономическая политика, то оптимистичность взгляда неоспорима. Следовательно, оптимизм одних ученых и пессимизм других, прежде всего, базируются на наличии или отсутствия ресурсов для развития;

— на основе изучения конъюнктуры спроса и предложения рабочей силы на внутреннем (как формальном, так и неформальном) и внешнем рынках труда выявлено, что низкие уровни экономической активности населения, его занятости и безработицы, высокий удельный вес экономически неактивного населения и готовности населения представить свои услуги на внешнем и на неформальном рынках труда, прежде всего, связаны с низким уровнем оплаты труда. Соотношения экономически активного и неактивного населения, низкий уровень безработицы также связаны с используемыми определениями в официальной статистике;

— определено, теоретически и эмпирически доказано, что обратные миграционные процессы при переселениях населения происходят в основном вследствие несоблюдения закона миграции;

— исследовано и установлено, что миграция, происходящая в результате антропогенного воздействия на окружающую среду, будет иметь огромные масштабы, если своевременно не предпринять конкретных мер по изменению ситуациисистематизированы факторы, оказывающие влияние на миграционную активность населения и предложена более совершенная классификация в рамках эндогенных (аутогенных) и экзогенных (аллогенных) миграционных факторов. Определив факторы, вызывающие миграцию (эндогенные и экзогенные), автор сформулировал и обосновал вывод о том, что все виды миграции (перемещение индивидов и их семей или переселение населения) являются вынужденными. При этом если рассматривать миграцию с точки зрения принятия решений, то ее можно классифицировать на добровольную и вынужденнуювыявлено, что региональные различия по уровню развития являются причиной появления внутренних трудовых мигрантов, а ограниченность внутреннего рынка труда и низкий уровень заработной платы служат фактором «выталкивания» рабочей силы за пределы страны. Установлено, что в структуре совокупного дохода домохозяйств низкий удельный вес таких источников дохода, как заработная плата, доход от индивидуальной трудовой деятельности, доход от нерегулярной работы и доход от коммерческой деятельности в домохозяйствах с мигрантами по сравнению с домохозяйствами без них объясняет наличие мигрантов в первых и их отсутствие во вторых;

— на основе изучения эмпирических данных определен удельный вес внутренних трудовых мигрантов в структуре всего занятого населения и предложена более гибкая и совершенная структура трудовых ресурсов. Предложенная структура позволит проследить возможные изменения в соотношение экономически активного и неактивного населения при изменении конъюнктуры внешнего рынка труда. Данная структура трудовых ресурсов также способна охватить и отразить экономически активное население страны, включая занятых в формальном и в неформальном секторах экономики, безработных, а также внешних и внутренних трудовых мигрантов. Базируясь на теоретических и эмпирических выводах и предложенной структуре трудовых ресурсов, автором усовершенствованы используемые определения экономически активного и занятого населения для стран с переходной экономикой и развивающихся стран.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в исследовании выводы способствуют расширению социально-экономических и демографических знаний, а ряд содержащихся в диссертации предложений могут найти применение при совершенствовании законодательной базы в исследуемой области, а также в деятельности органов государственной власти и общественных структур в области регулирования миграционных потоков с учетом экономических интересов страны, мигрирующего населения и домохозяйств.

Теоретические положения диссертации могут быть использованы при чтении курсов «Экономическая теория», «Экономика и социология труда», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Демография», а также в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на следующих научных мероприятиях: международной научной конференции, организованной Центром народонаселения Московского Государственного Университета имени М. Ломоносова «VI Валентеевских чтений — Проблемы народонаселения в зеркале истории» на тему: «Исторические аспекты развития населения Республики Таджикистан, 1913;2008 гг.», Москва, Россия, 22−24 апреля, 2010 г. международной научной конференции организованной Институтом Европейской интеграции и политики Академии наук Республики Молдова «Социально-демографические процессы в современном обществе: от размышлений к действиям», на тему: «Макроэкономические аспекты внешней трудовой миграции и денежных переводов трудовых мигрантов в Республики Таджикистан», Кишинев, Молдова, 15−16 октября, 2009 г. международной конференции организованной фондом народонаселения в Братиславе регионального офиса для стран Восточной Европы и Центральной Азии на тему «Миграция и его влияние на развитие и изменение численности населения в странах Восточной Европы и Центральной Азии», Вена, Австрия, 1−3 декабря, 2008. международной конференции в Университете ООН — Институт Окружающей Среды и Человеческой Безопасности «Окружающая среда, вынужденная миграция и социальная уязвимость», на тему «Деградация окружающей среды и сценарии вынужденной миграции населения РТ», Бонн, Германия, 7−9 октября, 2008. международной конференции в Академии ОБСЕ «Изменение окружающей среды и миграционные потоки в Центральной Азии», на тему «Современное состояние миграционных процессов в РТ» Кыргызстан, Бишкек, 11−13 марта, 2008. республиканской конференции Института предпринимательства и сервиса на тему «Социально-экономические проблемы Таджикистана в годы национального единства», Душанбе, 2007. республиканской конференции Института экономики Академии наук РТ «Устойчивое развитие экономики Таджикистана», на тему «Внутренняя миграция как инструмент снижения бедности с началом нового тысячелетия» Душанбе, 7 мая, 2007; республиканской конференции молодых ученых и исследователей «Молодёжь и современная наука», на тему «Основные направления внутренних миграционных процессов в переходном периоде» Душанбе, 15−16 мая, 2007; международной 36 конференции Каирского демографического центра на тему «Социально-экономические характеристики и последствия внутренней миграции в Республики Таджикистан», Каир, Египет, 14−16 декабря 2006.

Основные положения исследований автора и его результаты научных поисков отражены в 15 публикациях, непосредственно связанных с темой диссертационного исследования, в объеме 5,7 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, 21.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Вопросы внутренней миграции населения и их регулирование с учетом права каждого индивида на свободный выбор местожительства, совершенствования трудового потенциала общества и снижение уровня бедности являются актуальными во всех странах, а особенно они актуальны в странах с высокими темпами роста численности населения и роста численности трудоспособного населения, каковой является Республика Таджикистан. В работе особое внимание уделено анализу связи между высокими темпами роста численности населения, темпов роста экономики и внутренними миграционными процессами, внешней трудовой миграцией, трудовым потенциалом страны, состоянием внутреннего рынка труда и т. д.

В период после приобретения государственной независимости основными факторами «выталкивания» стали экономические, социальные, демографические, политические и факторы окружающей среды.

Взаимосвязь между ростом численности населения и экономическим ростом («Мальтузианский спор») требует глубокого переосмысления в зависимости от наличия экономических ресурсов (рынков капитала, труда и финансов) для развития.

Как показал анализ спроса и предложения рабочей силы на внутреннем (как формальном, так и неформальном) и внешнем рынках труда, низкие уровни экономической активности населения, его занятости и безработицы, высокий удельный вес экономически неактивного населения и готовность населения представить свои услуги на внешнем и неформальном рынках труда, прежде всего, обусловлены низким уровнем оплаты труда. Более того, соотношение экономически активного и неактивного населения, низкий уровень безработицы также связаны с используемыми определениями в официальной статистике.

2. Эффективное размещение населения — это, прежде всего, обеспечение активного развития страны путем равномерного распределения трудовых ресурсов, размещения производственных фондов преимущественно в менее развитых регионах и стимулирование развития сферы услуг в больших городских центрах. Данный подход к размещению населения позволит избегать чрезмерной концентрации населения в одной местности и опустошения сельских местностей.

Вследствие неравномерного развития регионов появляются нежелательные потоки миграции, которые направлены из менее благополучных районы в более благополучные. Эффективное размещение населения достигается только в том, случае, если ведется политика регионального развития, освоения новых территорий и косвенного стимулирования притока населения из густонаселенных местностей в районы нового освоения. Проблемы внутренней миграции населения нашли фрагментарное отражение в двух работах, опубликованных (в 1976 г.) Коситовым О. и Ф. С. Исломовым (в 1998 г.). В нашей же работе определены основные направления развития внутренних миграционных процессов, обоснованы предложения по совершенствованию внутренней миграционной политики в контексте единой миграционной политики и во взаимосвязи со многими макроэкономическими процессами.

3. В условиях переходной экономики трудовая миграция (внутренняя и внешняя) стала стратегией повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности.

В структуре совокупного дохода населения, денежные переводы, составляя 60% доходов домохозяйств имеющих трудовых мигрантов, снижают уровень бедности на 27%, тем самым уравнивая их доходы с доходами домохозяйств, не имеющих мигрантов, в результате, чего снижается коэффициент Джини.

Региональные различия по уровню развития являются причиной появления внутренних трудовых мигрантов, а ограниченность внутреннего рынка труда и низкий уровень заработной платы служат фактором «выталкивания» рабочей силы за пределы страны.

В структуре совокупного дохода домохозяйств низкий удельный вес таких источников дохода, как заработная плата, доход от индивидуальной трудовой деятельности, доход от нерегулярной работы и доход от коммерческой деятельности в домохозяйствах с мигрантами по сравнению с домохозяйствами без них объясняет наличием мигрантов у первых и их отсутствия у вторых.

Внешняя трудовая миграция и денежные переводы мигрантов становятся причиной возникновения Голландской болезни в различных секторах экономики и/или, по крайней мере, являются препятствием для развития отраслей экономики. Огромные финансовые потоки и в особенности потоки наличных денег, не обеспеченные произведенной товарной массой внутри страны, ориентирует значительную часть реципиентов денежных переводов на потребительский рынок, а увеличение совокупного спроса приводит к массовому наплыву товаров иностранного производства. На фоне увеличения потребительских цен снижается покупательская способность домохозяйств, не имеющих трудовых мигрантов, а это, свою очередь, опять влечет за собой увеличение абсолютной численности трудовых мигрантов.

Стабильные потоки денежных переводов внешних трудовых мигрантов становятся причиной нарушения баланса между взаимосвязанными экономическими пропорциями, такими, как: производство и потреблениесовокупный спрос и совокупное предложениетоварная масса и ее денежный эквивалентсбережения и инвестициирынки труда, капитала, потребительских благ и пр. Эффект процентной ставки (Эффект Кейнса), эффект богатства (эффект Лигу), а также эффект импортных закупок (эффект чистого экспорта, или эффект Манделла — Флеминга) имеют место в стране в силу денежных переводов трудовых мигрантов.

Внешняя трудовая миграция и денежные переводы трудовых мигрантов, с одной стороны, и мировой финансовый кризис с другой стороны, имеют как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое развитие страны. В связи с этим, необходимо развивать импортозамещающие производства с целью снижения региональных различий по уровню развития и снижения миграционной активности населения, что в конечном итоге способствует:

— созданию дополнительных рабочих мест и повышению уровня занятости населения, а, следовательно, снижению уровня бесконтрольного перемещения населения из сел в города страны;

— увеличению доходной части бюджета за счет налогообложения новых субъектов хозяйств, и соответственно, увеличению расходов государства на социальные нужды;

— увеличению численности экономического активного населения и снижению коэффициента экономической зависимости, что в конечном итоге приведет к увеличению дохода на душу населения;

— снижению уровня региональной дифференциации по уровню развитияснижению уровня неформальной занятости;

— снижению объемов ВТМобеспечению продовольственной безопасности страны и уменьшению уязвимости экономики страны от воздействия внешних факторов;

— снижению цен на товары местного производства на внутреннем рынкеувеличению уровня внутреннего потребления;

— увеличению уровня экспорта страны и экспортной выручки;

— увеличению удельного веса заработной платы, пенсий, пособий и стипендий в совокупном доходе населения;

— увеличению расходов населения в пользу непродовольственных товаров;

— увеличению фонда накопления государства и населения и т. д.

4. Для охвата и прослеживания всего экономического активного населения необходимо использовать более совершенную, предложенную нами структуру трудовых ресурсов. Необходимо проводить обследование рабочей силы (ОРС) на ежеквартальной основе, согласно предложенной структуре трудовых ресурсов. Определение безработных в официальной статистике должна соответствовать требованиям и рекомендациям МОТ.

5. Развитие регионов страны может выступать как один из основных рычагов снижения стихийного перемещения населения, эффективного размещения населения и увеличения их благосостояния. Необходимо принимать государственную программу политики в области внутренней миграции населения, которая могла бы стать основой развития приоритетных направлений экономики в каждом регионе. Выявив региональные различия в уровне доходов (а они оказались существенными), мы предлагаем, последовательно изучив места выхода мигрантов, сконцентрировать внимание именно на отсталых регионах, тем самым искоренить региональные различия в доходах, снизить уровень неформальной занятости и избегать нежелательных стихийных потоков. На нынешнем же этапе необходимо стимулировать и поддержать внутреннюю, сезонную и временную миграцию населения. Внутренние трудовые мигранты способны больше повлиять на снижение уровня бедности в стране, так как они являются выходцами из наиболее бедных слоев общества.

6. Во внутренней миграционной политике необходимо учитывать вопросы эффективного размещения трудовых ресурсов, с учетом макроэкономических последствий применения и сочетания политики прямого и косвенного вмешательства государства. Косвенная политика, которая не практиковалась, по сей день имеет более действенную силу, нежели прямая. При этой политике оказывается воздействие на первопричины миграции (т.е. отсутствие рабочих мест, высокий уровень безработицы), что в основном связано с отсутствием политики регионального развития, с неравномерным развитием сел по сравнению с городами, и одного региона по сравнению с другим. Косвенное влияние на мотивы миграции и косвенное стимулирование населения могут предотвратит нежелательные направления развития миграционных процессов и стихийное перемещение трудовых ресурсов. Все эти меры помогут определить приоритетные направления миграции, что соответственно приведет к эффективному размещению трудовых ресурсов, возрождению и (или) к развитию отсталых регионов и освоению новых земель.

Необходимо предпринять безотлагательные меры в области занятости и внутренней миграции, чтобы внутренние перемещения стали действенными рычагами экономического развития. Тем более, что от регулирования процесса внутренней миграции зависят экономическая стабильность и политическая безопасность как отдельных регионов страны, так и республики в целом, а также объемы внешней и внутренней трудовой миграции.

7. Соответствующие министерства и ведомства должны вести строгий учет всех внутренних перемещений. Плановые переселения должны разрабатываться в первую очередь с учетом интересов населения, чтобы не допустить негативных случаев в этой сфере.

Создание трудового потенциала за счет переселения населения и их укрепление в новых местах вселения должны быть приоритетной задачей государства.

8. Необходима активная борьба с такими видами деградации окружающей среды, как засоление почвы, водная эрозия почвы, опустынивание, сокращение лесных массивов, повышение уровня грунтовых вод. Это позволит предотвратить нежелательные миграционные потоки. Бездействия в районах подверженных этим катаклизмам приводит к утечке трудовых ресурсов из этих местностей, что увеличивает объемы внешней и внутренней миграции. Необходимо предпринять своевременные меры по улучшению состояния окружающей среды в деградированных местностях во избежание массовой миграции, так как в настоящий момент сдерживающими факторами выступают отсутствие желания покинуть родные места, отсутствия финансовой возможности, наличие иных источников дохода, как внутренняя и внешняя трудовая миграция;

9. Основной задачей правительства остается также устранение такого негативного явления как местничество, которое в недавнем прошлом стало одной из причин гражданской войны в стране. Несмотря на стабилизацию обстановки, после межрегиональных розней в стране о себе заявила небольшая категория населения желающего вернуться на свою историческую родину. Необходимо отметить, что местнические настроения были плодом стимулирования развития одних регионов и безразличия по отношению к другим. Актуальной остается устранения причин возвратных миграций на почве регионализма, стоящего на пути консолидации и единения всех регионов республики, с целью недопущения впредь раскола страны, сохранения ее единства и дальнейшего процветания.

10. Необходимо наладить четкий и постоянный учет миграции населения в целом, а особенно всех существующих видов внутренней миграции в стране. Следовательно, одним из направлений действий статистического органа страны должна стать улучшение сбора данных при текущем учете перемещения населения, так как при отсутствии полных и достоверных данных осуществлять какие-либо программы просто невозможно. Необходимо вести учет относительно сфер занятости мигрантов и целей миграции. Нужно также наладить систему своевременного издания статистических данных, как текущего учета населения, так и данных переписи населения. В процессе исследования процессов миграции необходим и учет мигрантов по звеньям село-село, село-город, город-село, город-город. К сожалению, таких данных статистическое ведомство страны не представляет. Данные относительно социально-экономических и демографических характеристик следует представлять по возрастным группам, что важно для сравнения с аналогичными характеристиками немигрантов в местах выхода и вселения мигрантов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой