Отрасли права
Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека: формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых договоров (контрактов), коллективных договоров; отношения в сфере социального… Читать ещё >
Отрасли права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Доклад на тему: Отрасли права
Право — это не просто совокупность правовых норм, а упорядоченная система, действующая на основе определенных взаимозависимостей и взаимосвязей. Особо нужно подчеркнуть, что система права обусловливает его форму, т. е. структуру законодательства и неразрывно с ней связана. Чтобы познать эту систему, необходимо определить критерии интеграции и дифференциации юридических норм. В литературе для этого используются различные подходы, раскрывающие формы существования и логику развития права.
Отрасль права — наиболее крупное подразделение системы права, регулирующее определенный род (сферу) общественных отношений. Для отрасли характерна качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений.
В систему российского права входят следующие отрасли права:
1) конституционное (государственное) право;
2) гражданское;
3) административное;
4) уголовное;
5) земельное;
6) трудовое;
7) семейно-брачное;
8) уголовно-исполнительное;
9) аграрное (сельскохозяйственное);
10) экологическое (природоохранное);
11) финансовое;
12) уголовно-процессуальное;
13) гражданско-процессуальное.
Последние две отрасли права являются процессуальными, а остальные — материальными отраслями.
Понятия Административное право — совокупность норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений просвещения; здравоохранения, культуры и т. д.
Гражданское право регулирует имущественные отношения в их стоимостной форме и связанные с ними личные неимущественные отношения. Оно закрепляет отношения собственности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Институтами гражданского права являются институты подряда на капитальное строительство, найма жилого помещения, авторское, изобретательское, наследственное право и др.
Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека: формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых договоров (контрактов), коллективных договоров; отношения в сфере социального страхования, охраны труда, техники безопасности; занятости населения. Нормы трудового права регламентируют трудовые отношения: рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения труда; отношения работодателя с трудовым коллективом по поводу установления и применения условий труда; отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда и ряд других. Субъектами трудовых отношений выступают работники (рабочие и служащие), работодатели (организации и индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников), профсоюзы. Основные методы регулирования — поощрение и стимулирование. Нормы трудового права содержатся в законодательстве РФ о труде.
Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.
Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.
Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям.
1. По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.
К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права.
Административно-процессуальные правоотношения — это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:
Отношения, в которых один из участников подчинен другому, — вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо, или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Налицо неравенство сторон в юридическом смысле. Вертикальные отношения наиболее типичны для административного права.
Отношения, в рамках которых участники юридически и фактически равноправны, — горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Горизонтальные отношения не очень характерны для сферы государственного управления.
3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуются деликтами.
Функции
1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права.
4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.
Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.
Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, причем в качестве имущественных подразумеваются имущественно-стоимостные отношения, то есть главным образом, это товарно-денежные отношения. Личными неимущественными отношениями, регулируемыми гражданским правом, выступают те, которые все же каким-то образом связаны с имущественными. Например, это авторское право.
Следует выделить содержание гражданских правоотношений. Содержание гражданского правоотношения означает права и обязанности субъектов гражданских правоотношений. Права и обязанности субъектов гражданского правоотношения называются субъективные права и обязанности. Субъективные права — это обеспеченная нормами права мера дозволенного поведения. Субъективная обязанность — это должное поведение субъекта гражданского правоотношения.
Объектами гражданского правоотношения является то, на что направлено гражданское правоотношения.
Следует выделять следующие объекты: вещи (деньги и ценные бумаги); имущественные права; работа и услуги; результаты интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права); информация; нематериальные блага.
Можно классифицировать виды гражданских правоотношений: имущественные (объект — имущество, работы и услуги возмездного характера); неимущественные (объект — нематериальные блага).
абсолютные (право собственности, исключительные права, данному виду правоотношения противостоит определенное количество лиц); относительные (обязательственные правоотношения, данному виду правоотношения противостоит неопределенное количество лиц).
вещные (осуществление своих прав без содействия других лиц); обязательственные (осуществление своих прав с содействия других лиц).
Методы Под методом гражданско-правового регулирования понимается совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых соответствующая отрасль права воздействует на общественные отношения, составляющие её предмет.
Гражданское право регулирует общественные отношения на основе диспозитивности, равенства и взаимной оценки участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Диспозитивность означает, что правовые нормы регулируют гражданские отношения лишь в случае, если иное не установлено соглашением (договором) сторон, участвующих в конкретном правоотношении. Этим сторонам гражданских правоотношений обеспечивается свобода волеизъявления в определении своих прав и обязанностей, ограничиваемая лишь незначительным количеством императивных (обязательных) норм, в том числе запретов, установленных в целях защиты общегосударственных интересов и интересов самих участников гражданских правоотношений (например, запрет злоупотребления правом). Традиционные сложности в сосуществовании частного (диспозитивного) и публичного (императивного) прав отмечены в учебнике «Гражданское право», из серии «Классический университетский учебник» :
Участниками регулируемых гражданско-правовых отношений являются физические лица (граждане, иностранцы, апатриды и бипатриды), юридические лица, государство (в качестве унитарного, федеративного или конфедеративного центра и административно-территориальных единиц), а также муниципальные образования. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица пользуются равными правами с российскими физическими и юридическими лицами, если ограничения их прав не установлено законом. Такие ограничения могут быть наложены в форме «реторсии», то есть ответных ограничениях, против тех лиц, чье государство устанавливает определенные ограничения в отношении российских граждан и юридических лиц (ст. 1194 ГК). Признание физических и юридических лиц означает наделение их правоспособностью, то есть возможностью участия в гражданских правоотношениях. К тому же существует возможность замены одного субъекта (участника) гражданского правоотношения другим, т. н. правопреемственность. Существует два типа правопреемственности — сингулярное, то есть преемственность в каком-то одном конкретном правоотношении, и универсальное, преемственность всех прав и обязанностей.
Отрасль трудового права — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в сфере наёмного, договорного, подчинённого труда с помощью установленных законодательством стандартов, а также социально-партнёрских соглашений и локальных правовых актов, обеспеченные хозяйственной властью или волей работодателей.
Принципы регулирования трудовых отношений закреплены в статье 2 трудового кодекса Российской Федерации:
· Свобода труда (свобода выбора труда и свобода соглашения на определённый труд, свобода выбора профессии и рода деятельности) отрасль российское право гражданский
· Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда (данные принципы раскрываются в статьях 3 и 4 трудового кодекса)
· Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве
· Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (соответствие условий труда требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, на выходные и нерабочие праздничные дни, на ежегодный оплачиваемый отпуск)
· Равенство прав и возможностей работников
o Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда
· Обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе (учитывается производительность труда, квалификация и стаж работы по специальности) и переподготовку и повышение квалификации
· Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и законных интересов
· Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах
· Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними отношений
· Социальное партнёрство
· Обязательность возмещения вреда, причинённого работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей
· Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением
· Обеспечение права каждого работника на защиту государством его трудовых прав и свобод
· Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, права на забастовку
· Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключённого трудового договора
· Обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства
· Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности
· Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников Трудовые отношения Существует несколько теорий. Первая концепция «несамостоятельного» или «зависимого» труда разработана ещё Л. С. Талем до революции. Формально свободный и равноправный работник включается в хозяйственную деятельность чуждого ему предприятия и становится в положение несамостоятельного работника.
Трудовое право. Трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, административных решений и прецедентов, устанавливающих права и обязанности для работников, работодателей и организаций. По существу, оно регулирует трудовые отношения между профсоюзами, работодателями и работниками. В Канаде трудовое законодательство, регулирующее права и обязанности работников и работодателей, являющихся членами профсоюза отличается от законодательства, которое регулирует права и обязанности работодателей и работников, не являющихся членами профсоюза. В большинстве стран, однако, такого различия не проводится. Тем не менее, в трудовом праве выделяют две основные категории. Первая — коллективное трудовое право, регулирующее отношения между работником, работодателем и профсоюзом (коллективный трудовой договор). Вторая — индивидуальное трудовое право, устанавливающее права работников на труд при заключении трудового договора (индивидуальный трудовой договор). Рабочее движение сыграло ключевую роль в процессе принятия законов, касающихся защиты трудовых прав в 19 и 20 веках. С начала промышленной революции трудовые права являлись неотъемлемой частью социально-экономического развития. Возникновение трудового права представляет собой результат как борьбы рабочего класса за улучшение условий труда, получение права на объединение, так и требований работодателей ограничить полномочия объединений работников, не допустить повышения расходов на оплату труда. Расходы работодателей могут быть увеличены в связи с удовлетворением требований объединений об увеличении заработной платы, а также с принятием законов, устанавливающих высокие требования к здравоохранению, безопасности и равные условия труда. Объединения работников, такие как профсоюзы, могут также участвовать в разрешении трудовых споров и получить политическую власть, которой вправе противостоять работодатели. Вследствие этого, состояние трудового законодательства в любой период времени отражает результат борьбы различных слоёв общества.
Рабочее время. С развитием индустриализации и внедрением техники, количество рабочих часов значительно увеличилось; 14−15 часовой рабочий день являлся нормой, не считался исключением и 16 часовой рабочий день. Использование детского труда, как правило, на заводах было обычным явлением. В 1788 году в Англии и Шотландии примерно 2/3 работников новых водяных текстильных фабрик составляли дети. Борьба движения за восьмичасовой рабочий день в конечном итоге привела к тому, что в 1833 году в Англии был принят закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня шахтёров 12 часами, для детей 8 часами. В 1848 году был установлен 10-часовой рабочий день, в дальнейшем продолжительность рабочего времени с сохранением заработной платы сократилась ещё более. Первый Закон о труде был принят в Великобритании в 1802 году. После Англии, Германия стала первой европейской страной изменившей своё трудовое законодательство; основная цель канцлера Бисмарка состояла в том, чтобы подорвать основы Социал-Демократической партии Германии (СДПГ). В 1878 году Бисмарком были приняты различные анти-социалистические меры, но, несмотря на это, социалисты продолжали получать большинство мест в рейхстаге. Тогда Канцлер изменил свой подход к решению проблемы социализма. Для того, чтобы успокоить недовольство рабочего класса, он провёл ряд патерналистических социальных реформ, в которых впервые гарантировалось социальное обеспечение. В 1883 году был издан Закон об обязательном больничном страховании, предусматривающий право работников на страхование здоровья; при этом работник платил 2/3, а работодатель 1/3 денежной суммы. В 1884 году был принят Закон о страховании от несчастных случаев, в то время как в 1889 году были установлены пенсии по старости и инвалидности. Другие законы ограничили использование труда женщин и детей. Эти усилия не принесли успехов в полной мере; рабочий класс так и не стал опорой консервативного правительства Бисмарка. В 1841 году во Франции был проведён первый Закон о труде. Однако он только ограничил продолжительность рабочего дня несовершеннолетних шахтёров, и практически не применялся до периода Третьей Республики.
Охрана здоровья и безопасность труда. Законодательство о труде также предусматривает положения, касающиеся права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. В 1802 году был разработан первый фабричный закон, касающийся охраны безопасности и здоровья детей, работающих на ткацких фабриках.
Борьба с дискриминацией. Указанное положение означает, что дискриминация по признаку расовой или половой принадлежности является недопустимой. Несправедливое увольнение Конвенция Международной Организации Труда № 158 предусматривает что «трудовые отношения с трудящимися не прекращаются без законных к тому оснований и до тех пор, пока ему не предоставят возможность защищаться в связи с предъявленными ему обвинениями». Так, 28 апреля 2006 года после неофициальной отмены Первого французского трудового договора, суд по трудовым спорам признал Новый трудовой договор, противоречащий нормам международного права и следовательно незаконным и не имеющим юридической силы.
Детский труд. Детский труд — это привлечение детей к работе до достижения ими возраста, установленного законом или обычаем. Большинство стран и международных организаций рассматривают детский труд как форму эксплуатации. В прошлом детский труд был широко распространён, но после появления всеобщего школьного образования, признания концепций безопасности труда и прав детей, области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Формами детского труда являются труд на фабриках, шахтах, добыча или разработка полезных ископаемых, работа в сельском хозяйстве, помощь родителям в развитии малого бизнеса (например, продажа продуктов питания) или случайные заработки. Некоторые дети работают в качестве экскурсоводов, иногда совмещая это с работой в магазинах и ресторанах (где они также могут работать официантами). Другие дети вынуждены выполнять утомительные и монотонные работы, такие как сборка коробок или полировка обуви. Однако количество детей работающих на заводах в тяжёлых условиях, не настолько велико, по сравнению с аналогичным показателем занятости в так называемом неофициальном секторе — «продажи на улице, работа в сельском хозяйстве или на дому» — то есть всё то, что находится за пределами досягаемости официальных инспекторов и контроля средств массовой информации.
Коллективное трудовое право. Коллективное трудовое право регулирует трёхсторонние отношения, возникающие между работодателем, работником и профсоюзными организациями. Профессиональные союзы являются формой объединения работников, деятельность которых регламентирована нормами трудового законодательства. Однако, это не единственная существующая форма общественного объединения граждан. В США, например, центры объединения работников представляют собой ассоциации, на которые не распространяется действие всех норм законодательства о профсоюзах.
Профсоюзы. В законодательстве некоторых стран предусмотрены положения, касающиеся соблюдения профсоюзами ряда требований при осуществлении их деятельности. Например, проведение голосования обязательно в случаях организации забастовки и сбора членских взносов на реализацию политических проектов. Не всегда право на вступление в профсоюз (запрет стороны работодателя) законодательно закреплено. В соответствии с положениями некоторых кодексов, на членов профсоюза могут возлагаться определённые обязательства, например, поддерживать мнение большинства при проведении забастовки.
Забастовки. Забастовки являются одним из самых эффективных средств разрешения трудовых споров. В большинстве стран забастовки признаются законными при соблюдении ряда условий, к которым относятся следующие:
1. проведение забастовки должно соответствовать демократическим процессам («дикая забастовка» признаётся незаконной);
2. «Забастовка солидарности», то есть не трудоустроенным официально работникам запрещается принимать участие в забастовках;
3. всеобщая забастовка может быть запрещена в целях соблюдения общественного порядка;
4. работникам ряда профессий может быть запрещено участвовать в забастовках (работники аэропорта, медицинские работники, учителя, полицейские, пожарные и т. д.);
5. забастовки могут проводиться без прекращения работниками выполнения своих обязанностей. Подобные забастовки имеют место в больницах, или, например, Японии, когда работники увеличивая производительность труда, нарушают установленный план производства.
Бойкот представляет собой отказ от осуществления покупок, продаж, иных торговых операций с торгового оборота в знак протеста против их безнравственного поведения. На протяжении всей истории работники прибегали к таким формам как снижение темпов работы, саботаж в целях получения большей свободы в урегулировании вопросов труда или снижения рабочего времени.
Пикеты.
Пикетирование является формой действия работников, часто осуществляемой во время забастовок. Лица наёмного труда собираются вне производственного здания, где имеет место забастовка, чтобы заставить присоединиться к ней как можно большее число работников, затруднить проход к рабочему месту лиц, не желающий вступать в профсоюз. Во многих странах подобные действия ограничиваются нормами трудового права, законами, запрещающими проведение демонстраций, либо наложением запрета на проведение конкретного пикета. Например, в трудовом законодательстве может быть предусмотрен запрет на проведение вторичного пикетирования (пикетирование, устроенное наёмными работниками одного работодателя на предприятии другого, напрямую не вовлечённого в спорную ситуацию работодателя, напр., проводимое с целью срыва поставки сырья на предприятие, на котором конфликтуют работники и работодатель) или летучих пикетов. В законодательстве могут быть предусмотрены нормы, запрещающие препятствовать реализации законных интересов других лиц (отказ от вступления в профсоюз, например, является законным).
Участие работников в управлении организацией. Право на участие в управлении организацией, впервые закреплённое в законодательстве Германии, в той или иной форме предусмотрено во всех странах континентальной Европе, таких как Голландия и Чехия. Оно включает право быть избранными для представительства работников в совете директоров. В Германии на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому половина совета директоров должна быть назначена профсоюзным органом. Однако немецкая модель предусматривает двухпалатный Совет, в котором наблюдательный совет назначает членов исполнительного совета. Члены наблюдательного совета избираются акционерами и профсоюзами в равном количестве, за исключением того, что главой наблюдательного совета в соответствии с законом является представитель акционеров. В случае недостижения полного согласия, между ними устанавливается двухпартийный консенсус, учреждённый социально-демократическим правительством Гельмута Шмидта в 1976 году. В Соединённом Королевстве, были подготовлены рекомендации, закреплённые в Отчёте Баллока (Промышленная демократия). Опубликованные в 1977 году лейбористским правительством Джеймса Каллагана, они предусматривали двухпалатный совет. Однако результаты такого предложения должны были стать более радикальными. В связи с отсутствием в британском законодательстве требования о двухпалатном совете, члены руководства компании должны были избираться профсоюзами. Тем не менее никаких действий предпринято не было и Великобритания «погрузилась в зиму недовольства». Это было связано с предложением Европейской комиссии проекта «Пятой директивы законодательства о компаниях», который так и не был реализован.
Международная организация труда. Международная организация труда (МОТ), штаб-квартира которой находится в Женеве, является одной из старейших международных организаций и единственным сохранившимся органом, созданным в рамках Лиги Наций после Первой мировой войны. Её руководящим принципом является то, что «труд не является товаром», которым можно распоряжаться так же, как товарами, услугами или капиталом, а также то, что уважение человеческого достоинства требует равноправия и справедливости на рабочем месте. МОТ принято множество Конвенций, принятых странами-участниками, которые устанавливают стандарты в области труда. Страны обязаны ратифицировать Конвенцию и привести национальное законодательство в соответствие с ней. Тем не менее, их исполнение не обеспечено принудительной силой; даже в случае если положения Конвенции будут соблюдаться, следует учитывать, что они не согласованы друг с другом.
Принципы семейного права — руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. К принципам семейного права ст. 1 СК относит:
1. принцип признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа. Браки, заключенные иным способом (религиозные, церковные и иные обряды), не признаются и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство без государственной регистрации независимо от длительности;
2. принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины означает право каждого мужчины и женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего вмешательства при решении вопроса о заключении брака. Обязательное условие заключения брака — добровольное согласие мужчины и женщины. Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака как по желанию обоих супругов, так и по заявлению одного из них;
3. принцип единобрачия (моногамия). Одним из обстоятельств, препятствующих заключению брака, является нахождение одного из лиц в другом зарегистрированном браке. Нарушение этого принципа рассматривается как нарушение моральных правил, распущенность, влечет признание брака недействительным;
4. равноправие женщины и мужчины в решении всех вопросов семьи как личного, так и имущественного характера. Женщина и мужчина имеют равные права при вступлении в брак, после чего они приобретают равные личные права, равные права и обязанности в вопросах материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросах;
5. разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов, владение, пользование и распоряжение общим имуществом, заключение брачного договора и др.);
6. приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и законных интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка. В СК РФ закреплен комплекс прав несовершеннолетних детей, а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, содержанию и образованию детей. Право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, закреплено в ст. 54 СК РФ;
7. обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Аналогично трудоспособные совершеннолетние внуки обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи бабушек и дедушек. Если обязанные лица добровольно материальную помощь не оказывают — они могут быть понуждены к исполнению данной обязанности в судебном порядке;
8. защиту семьи государством. Охрана и поощрение материнства находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети родильных домов, детских садов и яслей, школ-интернатов и других детских учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий одиноким матерям и многодетным семьям, а также других пособий и помощи семье.
Семейное право в СССР было кодифицировано в 1968, с принятием Основ законодательства о браке и семье.
Ныне в России в основе семейного права лежит Семейный кодекс Российской Федерации, который был принят 1 марта 1996 года.
Особенностью семейно-правового метода регулирования является его императивно-дозволительный характер: позволительность проявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников правоотношений определёнными правами, однако содержание этих прав определяется императивно, то есть однозначно.