Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процесс управления персоналом как фактор повышения эффективности деятельности предприятий в сфере малого бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Четвертая группа особенностей малого предприятия: 1) локальность ресурсных и сбытовых рынков- 2) неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей- 3) положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями- 4) сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства- 5… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Управление персоналом — основа развития организации
    • 1. 1. Теоретические аспекты управления персоналом
    • 1. 2. Сущность и роль процесса управления персоналом в современной организации
    • 1. 3. Особенности промышленных предприятий сферы малого бизнеса, влияющие на процесс управления персоналом
  • Глава 2. Исследование и экономико-математическая интерпретация эффективности процесса управления персоналом на промышленном предприятии в сфере малого бизнеса

2.1 .Оценка эффективности процесса управления персоналом 66 2.1.1 .Анализ подходов к оценке эффективности процесса управления персоналом 66 2.1.2.Разработка методики оценки эффективности процесса управления персоналом

2.2.Мероприятия по совершенствованию процесса управления персоналом

2.3.Влияние процесса управления персоналом на эффективность деятельности предприятий

Глава 3. Совершенствование процесса управления персоналом с целью повышения эффективности деятельности, промышленных предприятий в сфере малого бизнеса ." «, .'

3.1 .Факторы эффективности процесса управления персоналом

3.2.Практическая реализация взаимосвязи: эффективный процесс управления персоналом — рост эффективности деятельности предприятий

3.3.Рекомендации руководству предприятия в процессе управления персоналом, направленные на повышение эффективности деятельности

Процесс управления персоналом как фактор повышения эффективности деятельности предприятий в сфере малого бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История формирования представлений об управлении человеческими ресурсами и современное состояние теории и практики управления персоналом в передовых странах мира, проблемы, обусловленные необходимостью формирования эффективной системы управления человеческими ресурсами, глубоко взаимосвязаны.

На протяжении большого отрезка истории человечества, вплоть до эпохи высокоразвитого промышленного производства, вопросы рационального «управления человеческими ресурсами» решались методом «проб и ошибок». Вместе с тем вопрос о природе и принципах справедливого и эффективного управления составлял предмет размышлений многих великих мыслителей, а основы реалистического воззрения на процесс, возникающий из необходимости достижения общих целей в ходе совместной жизнедеятельности людей, были заложены еще в античности.

По мере развития экономики управление производством, а с ним и управление людьми, их трудом приобретает все большее значение. Однако вплоть до конца XIX— начала XX в. научного управления и тем более науки управления персоналом не существовало.

В начале XX в. определенное внимание управлению трудом начало уделяться в связи с возникновением школы «научного менеджмента» или «научной организации труда», у истоков которой стоял американский инженер Ф. Тейлор (1856—1915). В аспекте собственно человеческого фактора он искал пути индивидуального развития работников через снижение уровня утомляемости, научный отбор на соответствующие профессии, подгонку возможностей человека к рабочим местам, а также за счет совершенствования системы стимулирования.

У истоков науки о персонале и управлении им стояли такие ученые, как: Г. Гант, Г. Эмерсон, А. Файоль, супруги Гилберт, М. П. Фоллетт, О. Шелдон и ряд других.

Экономическая и культурная жизнь в России в конце XIX— начале XX в. положила начало зарождению на отечественной почве научно-психологических знаний о труде. Начало века характеризовалось большим интересом отечественных ученых к различным аспектам трудовой деятельности человека: медиков, физиологов, гигиенистов — к психофизиологическим процессам человека, связанным с выполнением трудовых процессовспециалистов по научной организации труда, экономистов, управленцев — к проблеме организации, планирования, измерения, нормирования, оценки трудапсихологов—- к вопросам мотивации, стрессов, профподбора и профориентации, профпригодности и др. Часто эти исследования переплетались между собой. Заметное место в развитии отечественной науки управления й в решении проблем управления людьми занимают работы П. М. Керженцева, П. М. Есманского, А. К. Гастева, Н. А. Витке.

К проблемам мотивации труда, «человеческого фактора» обратились в 30-е годы и теоретики менеджмента, поскольку практики уже почувствовали, что на эффективность функционирования организации оказывают существенное влияние юридические, психологические, социологические, финансовые, экономические факторы.

Если индустриальная цивилизация хочет выжить в будущем, необходимо выработать новое понимание роли человеческой мотивации и поведения людей в организациях бизнеса, поскольку человеческое поведение мотивируется не только логикой и фактами, но и чувствами. Пытаться устранить этот эмоциональный, в чем-то иррациональный элемент человеческого поведения — значит, стремиться разрушить все ценности людей, многое из того, что делает жизнь достойной жизни.

Одним из создателей новых форм и методов управления в промышленности, позднее получивших наименование «школы человеческих отношений», был американский социолог Э. Мэйо.

Элтон Мэйо продолжил исследования М. Фоллетт. В ходе экспериментальных исследований 1923—1926 гг. на предприятиях фирмы.

Вестерн Электрик" Мэйо пришел к интересным выводам, характеризующим зависимость производительности труда от отношений между членами коллектива. Он положил начало новому направлению, рассматривающему каждую промышленную организацию как определенную «социальную систему», что было несомненным достижением управленческой мысли. Речь шла о том, что сугубо технологический аспект эффективности производства, экономические результаты функционирования предприятия непосредственно зависят от мотивации членов данной организации, социальных аспектов управления.

К концу 50-х и окончательно в 60-е годы управление человеческими отношениями конституировалось в специальную управленческую функцию, получившую наименование «управление персоналом». Не основная цель состоит в том, чтобы, повышая благосостояние работника, вместе с тем дать ему возможность вносить свой максимальный личный вклад в эффективную работу всего предприятия. Управление персоналом связано главным образом с методами подбора, обучения и переподготовки кадров, а также с проблемами занятости персонала, эффективным использованием оборудования, организацией совместных консультаций между предпринимателями и рабочими, а также с процедурами урегулирования трудовых споров. Разработки в теории менеджмента затронули и систему материального стимулирования работников, отход от традиционных форм оплаты, основанных на жестком нормировании.

Управление экономикой рассматривается как целенаправленное воздействие на людей и только через них на существующие производственные отношения.

В связи с интенсивным развитием новых технологии, а вместе с тем с совершенствованием трудовых отношений, организации труда, повышением профессионального н культурного уровня работников вопросы управления персоналом превращаются в новое направление прикладной науки. Она имеет глубокие исторические корни, и ей принадлежит важное значение в понимании характера и особенностей социально-трудовых проблем в рыночных условиях.

Исследования 70—80-х годов в области управления человеческими ресурсами в отечественной практике проводились, прежде всего, специалистами в области психологии и социологии труда. Среди них В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов, В. П. Ропсина, В. Г. Подмарков, Г. М. Зараковский, В. К. Тарасов, Ю. М. Чернов, Е. А. Климов, Б. А. Смирнов, Б. А. Леонова, Ю. М. Забродин и др.

В отдельное направление науки управления выделилась эргономика, возникшая на базе психологии, психофизиологии, НОТ, задачей которой является определение требований к человеку, предъявляемых производством, исследование различных характеристик работающего человека с учетом влияния многочисленных производственных факторов. У истоков отечественной эргономики стояли Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев.

В работах ученых рассмотрены многие теоретические и практические вопросы по управлению персоналом. Однако основное внимание уделено решению вопросов, связанных с управлением персоналом в крупных предприятиях и организациях, рассматривалось управление персоналом в статике, т. е. как организационная структура. Реформы, происходящие в нашей стране, все больше требуют уделять внимание развитию предприятий сферы малого бизнеса, как крупного потребителя рабочей силы. Поэтому существует необходимость рассматривать управление персоналом с учетом особенностей и специфики функционирования предприятий в сфере малого бизнеса, проводить исследования по измерению влияния управления персоналом на эффективность деятельности предприятий, изучать управление персоналом в динамике, т. е. как процесс.

В нашей научной литературе слабо освещены перечисленные вопросы. Часть авторов (Уткин Э.А., Старобинский Э.Е.) рассматривает теоретические аспекты, либо лишь анализирует зарубежный опыт.

В этой связи, существует ряд вопросов, требующих решения, таких как:

— исследование процесса управления персоналом на промышленных предприятиях сферы малого бизнеса;

— изучение влияния процесса управления персоналом и составляющих его элементов на эффективность деятельности предприятий;

— совершенствование процесса управления персоналом. Это обусловило перспективы научно-исследовательской и прикладной деятельности по проблемам управления персоналом на промышленных предприятиях сферы малого бизнеса.

Актуальность, научно-практическая значимость рассматриваемой темы определяется конкретными переменами в жизни российского общества, которые непосредственно затрагивают основы управления персоналом на промышленных предприятиях сферы малого бизнеса, необходимостью совершенствования процесса управления персоналом и отсутствием для этого достаточного числа научных методик.

Целью диссертационной работы является исследование взаимосвязи: эффективный процесс управления персоналом — рост эффективности деятельности предприятия, и разработка мероприятий по совершенствованию процесса управления персоналом с целью повышения эффективности деятельности промышленных предприятий в сфере малого бизнеса.

Цель и логика исследования обусловили постановку следующих задач: -сравнить существующие подходы к определению процесса управления персоналом и уточнить его в условиях современной организации;

— выявить особенности промышленных предприятий в сфере малого бизнеса, влияющие на процесс управления персоналом;

— разработать методику оценки эффективности процесса управления персоналом;

— систематизировать факторы эффективности процесса управления персоналом;

— разработать рекомендации руководству предприятия в процессе управления персоналом, направленные на повышение эффективности деятельности.

Предметом исследования является процесс управления персоналом на малых промышленных предприятиях.

Объектом исследования приняты промышленные предприятия малого предпринимательства города Омска.

В диссертации сформулированы и обоснованы следующие положения и результаты исследования, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:

— уточнено и конкретизировано определение процесса управления персоналом, его место и роль в современной организации. Определение, данное в работе, отличается от существующих полнотой и точностью;

— выявлены особенности промышленных предприятий сферы малого бизнеса, влияющие на процесс управления персоналом. В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого промышленного предприятия предложено выделять несколько групп его особенностей, которые обусловлены, во-первых, характером производственного процессаво-вторых, — спецификой системы управления и руководствав-третьих, — состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т. д.) — в-четвертых, — спецификой внешних воздействий;

— разработана методика оценки эффективности процесса управления персоналом на малых промышленных предприятиях с учетом их особенностей, основанная на экспертных оценках, методах экономического анализа, балльном методе, отличающаяся составом экономических и социальных показателей, весовыми коэффициентами и процедурой их расчета;

— предложены мероприятия по совершенствованию процесса управления персоналом на малом промышленном предприятии, основанные на управлении карьерой, стимулировании развития персонала, внедрении самоуправления в систему управления, использовании индивидуальных схем мотивации, различных систем оплаты труда, систем вознаграждения и компенсаций;

— разработана схема влияние процесса управления персоналом на эффективность деятельности предприятий, отличающаяся тем, что в качестве основного критерия успешности работы принимается повышение эффективности деятельности благодаря совершенствованию процесса управления персоналом, и численно определена взаимосвязь: эффективный процесс управления персоналом — рост эффективности деятельности предприятий;

— предложены рекомендации, направленные на формирование образа эффективного руководителя с целью повышения эффективности деятельности, такие как: применение трансактного анализа, использование индивидуальных систем мотивации, умелое использование социально-психологических методов в процессе управления персоналом, четкое определение и согласование вместе с подчиненным конечных целей, целесообразные и эффективные указания или инструкции для подразделений или рабочих групп, эффективное использование индивидуальных и групповых ресурсов.

Теоретической и методологической основой диссертации стали положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых по управлению и экономике, по проблемам управления эффективностью на предприятиях, по вопросам измерения эффективности, законы и законодательные акты РФ.

Самостоятельной методической основой диссертации стали исследования, проводимые автором в период с 1996 по 2000 год с использованием анализа документов, практической деятельности промышленных предприятий малого предпринимательства города Омска.

Результаты исследования позволили сделать вывод о практической реализации взаимосвязи: эффективный процесс управления персоналом — рост эффективности деятельности предприятий.

Совершенствование процесса управления персоналом во многом зависит от руководства организации, квалификация, знания и опыт которого влияют на эффективность деятельности предприятия. Поэтому в диссертации предложены рекомендации, разработанные на базе теоретических знаний в области управления и практического опыта управления предприятиями сферы малого бизнеса г. Омска и направленные на формирование образа эффективного руководителя.

Содержание рекомендаций:

1 .Применение на практике трансактного анализа позволяет руководителю правильно оценивать сложившуюся ситуацию, четко представлять свою роль в общении, позволяет принимать решения, способствующие повышению эффективности процесса управления персоналом.

2.При использовании на практике индивидуальных систем мотивации наблюдается рост эффективности деятельности предприятия.

3.Умелое использование социально-психологических методов в процессе управления персоналом способствует формированию у подчиненных правильной оценки результатов своей деятельности, анализу ситуации в коллективе, лучшему пониманию своих задач и своего места в процессе деятельности, что приводит к повышению ответственности за результаты деятельности, к росту творческой активности подчиненных, в конечном итоге, к росту эффективности процесса управления персоналом и деятельности предприятия в целом.

4,Определение и согласование вместе с подчиненными конечных целей на следующий отчетный период и его отдельные временные промежутки позволяют сократить количество поручений, связанных с отдельными задачами. Тем самым повысить качество работы руководителя. Эффективные указания или инструкции для подразделений или рабочих групп дают возможность работать самостоятельно и инициативно для достижения целей.

5.Эффективное использование на практике индивидуальных и групповых ресурсов приводит к положительным результатам и росту эффективности деятельности предприятия.

6.Применение на практике таких управленческих процедур, как беседа о результатах, с помощью которой начальник и подчиненный согласовывают конечные цели предстоящего периода деятельности, а также дают оценку прошедшему периоду, позволяет оптимизировать процесс управления персоналом с целью повышения эффективности деятельности предприятия.

Применение предлагаемых рекомендаций показало их эффективность и необходимость использования в процессе управления персоналом на каждом малом предприятии.

В диссертационной работе разработан понятийный аппарат исследования, в том числе: процесс управления персоналом, комплексный показатель эффективности процесса управления персоналом;

— разработаны мероприятия по совершенствованию процесса управления персоналом;

— разработана схема влияния процесса управления персоналом на эффективность деятельности предприятия;

— разработана методика оценки эффективности процесса управления персоналом;

— сделаны выводы и разработаны рекомендации и предложения по повышению эффективности процесса управления персоналом с целью роста эффективности деятельности промышленных предприятий в сфере малого бизнеса;

— проведена апробация предложенных мероприятий по совершенствованию процесса управления персоналом на малых промышленных предприятиях города Омска.

Заключение

.

Проведенные исследования в ходе работы над диссертацией позволяют сделать следующие выводы, внести предложения и дать рекомендации.

В работе уточнено и конкретизировано определение процесса управления персоналом, как технологии по реализации поставленных целей, решению конкретных задач предприятия в соответствии с социально-психологическими основами управления, структурой взаимодействий путем принятия решений и эффективных коммуникаций.

В ходе исследования процесса управления персоналом, в рамках предприятий малого бизнеса, выявлен ряд особенностей, которые непосредственно влияют на его состояние. В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого предприятия могут быть выделены несколько групп особенностей, обусловленных, во-первых, характером производственного процессаво-вторых, — спецификой системы управления и руководствав-третьих, — состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т. д.) — в-четвертых, — спецификой внешних воздействий (157).

Первая группа особенностей малого предприятия: 1 Ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов- 2) небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т. е. узкая специализация- 3) упрощенность системы сбыта.

Вторая группа особенностей малого предприятия: 1) единство права собственности и непосредственного управления предприятием- 2) особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области- 3) компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров- 4) отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля- 5) быстроту принятия решений.

Третья группа особенностей малого предприятия: 1) особый, персонифицированный характер отношений между хозяином и работником (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный) — 2) гибкость, восприимчивость к нововведениям- 3) небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов- 4) низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую часть доходов- 5) высокая оборачиваемость капитала- 6) существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

Четвертая группа особенностей малого предприятия: 1) локальность ресурсных и сбытовых рынков- 2) неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей- 3) положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями- 4) сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства- 5) ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников) — 6) большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

Выделенные особенности влияют на процесс управления персоналом. Они требуют более эффективного управления персоналом, которое возможно только при использовании мероприятий по совершенствованию. Нельзя добиться эффективности процесса управления персоналом без эффективной работы на каждом этапе управления персоналом. Повышение эффективности деятельности предприятий возможно только тогда, когда растет эффективность управления персоналом на каком-либо из этапов процесса управления персоналом при положительном состоянии других этапов.

Мероприятия по совершенствованию процесса управления персоналом могут быть разработаны и предложены на основе комплексной оценки эффективности деятельности предприятия. Оценка эффективности процесса управления персоналом предприятия может быть произведена только по совокупным результатам экономического и социального развития, а одним из возможных способов соизмерения этих результатов может быть балльный метод.

В диссертации разработана методика оценки эффективности процесса управления персоналом (далее ОЭПУГТ), основанная на выявлении социально-экономических тенденций развития промышленного предприятия сферы малого бизнеса, его результативности с точки зрения достижения производственных, экономических и социальных целей. Методика ОЭПУП — это расчет эффективности процесса управления персоналом за определенный период времени. Основные отличия методики ОЭПУП связаны с составом экономических и социальных показателей, весовыми коэффициентами и процедурой их расчета. Состав экономических и социальных показателей был сформирован на основе результатов социологического опроса руководителей двадцати промышленных предприятий сферы малого бизнеса.

Методика ОЭПУП позволяет представить в табличной форме показатели, характеризующие эффективность, присущие каждому из этапов процесса управления персоналом, соизмерить достигнутые результаты на каждом из этапов, выраженные в различных единицах измерения, и свести их к общему знаменателю на основе балльного метода оценки, видеть руководству предприятия конкретный результат своей работы по управлению персоналом и, в случае неудовлетворительного результата, выявить и устранить негативные факторы, влияющие на эффективность процесса управления персоналом.

Методика ОЭПУП позволяет установить, что в случае, если численное значение комплексного показателя находиться от 95 баллов и выше, процесс управления персоналом является фактором повышения эффективности деятельности предприятия. При значении менее 95 баллов возможно снижение эффективности деятельности предприятия.

Применение методов, способствующих улучшению социально-психологических основ управления, структуры взаимодействий, коммуникаций, процесса принятия решений, совершенствует процесс управления персоналом. Практика управления доказывает, что необходимо проводить мероприятия, положительно влияющие на деятельность по управлению персоналом, такие как применение самоуправления в системе управления, повышение значения индивидуальной мотивации, нетрадиционные методы компенсаций, разработка жизненного плана и управление карьерой, рациональная организация рабочего времени и некоторые другие.

В работе предложены мероприятия по совершенствованию процесса управления персоналом, которые должны применятся в комплексе, исходя из ситуационных факторов внутренней и внешней среды малого предприятия.

Мероприятия по совершенствованию процесса управления персоналом включают:

— мероприятия по управлению карьерой, стимулированию развития персонала (его профессиональный и служебный рост);

— мероприятия по внедрению самоуправления в систему управления, которые позволяют повысить ответственность и заинтересованность работников, эффективность принимаемых решений, и улучшить внутрифирменные коммуникации;

— мероприятия по применению индивидуальных схем мотивации- -мероприятия по использованию различных систем оплаты труда, систем вознаграждения и компенсаций, которые способствуют положительной мотивации персонала, улучшают его работу, повышают отдачу и эффективность труда.

Предложенные мероприятия по совершенствованию процесса управления персоналом были внедрены на предприятиях города Омска и привели не только к положительным изменениям в деятельности персонала, но и повлияли в целом на эффективность деятельности предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Г. Советская экономика-взгляд в будущее. -М: Экономика, 1988.
  2. А. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. Новосибирск: Экор, 1995.
  3. Р. Л. Искусство решения проблем / Пер, с англ. Под ред. К. Мослевского. -М.: Мир, 1982.
  4. А.Р. Управление персоналом в коммерческом банке. -М: 1997.
  5. А. А., Громова Л. А. Пойми меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993.
  6. Р., Шихирев П. Акулы и дельфины: Психология и этика российско-американского делового партнерства. М.: Дело, 1994.
  7. Г. М. Социальная психология- 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1988.
  8. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  9. А. А. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. М.: Экономика, 1988.
  10. Ф. Ф. Методы подбора и подготовки руководителей производства. М.: Экономика, 1971.
  11. С.А. Факторы эффективности управленческого труда в промышленности. -М: Наука, 1988.
  12. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: АО «Ассиана», 1995.
  13. И. В. Кадры. Подбор и оценка. — М.: Моск. рабочий, 1984.
  14. Л., Маккейб Д. Внедрение новой системы управления и организации труда в английской компании // Проблемы теории и практики управления-1996.-№ 1.
  15. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. М.: АО «Ассиана», 1996.
  16. Г., Стефано П. Гибкий менеджмент фактор рентабельности / Пер. с итал. -М.: Экономика, 1990.
  17. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха / Пер. с нем. М.: Экономика, 1995.
  18. П. Искусство менеджмента. Новые идеи для мира хаотических перемен / Пер. с англ. М.: Новости, 1993.
  19. О. С. Стратегическое управление: Учебник. -М.: Изд-во МГУ, 1995.
  20. О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для экономических специальностей вузов. -М.: Изд-во МГУ, 1995.
  21. О.С. Проблемы развития управления общественным производством М: 1991.
  22. Н. М. И проснешься боссом: Справочник по психологии управления: В Зкн. Новосибирск: Экор, 1994.
  23. А. П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ. -М.: Дело, 1992
  24. И. П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989.
  25. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994.
  26. А. К. Трудовые установки. М.: Экономика, 1973.
  27. . М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. СПб: У ЭФ, 1995.
  28. И. Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  29. В. В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МП «Сувенир», 1993.
  30. А. 3., Удалов Ф. Е. Некоторые проблемы управления в условиях формирования рыночных отношений: Монография. — Н. Новгород: Изд-во Нижег. ун-та, 1995.
  31. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1 / Вступительная статья проф. В. Ф. Яковлева. М.: Кодекс, 1995.
  32. М. В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. -М.: Дело ЛТД, 1993.
  33. Дж. (мл.), О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века / Пер. с англ. -М.: Экономика, 1991.
  34. Л. П. Резервы человеческой психики. -М.: Политиздат, 1989.
  35. О. А. Современный организатор производства. М.: Экономика, 1984.
  36. О. А. Технология управленческих работ в машиностроении. — М.: Машиностроение, 1987.
  37. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ.- М.: Дело, 1996.
  38. А. П. Аппарат управления социалистического предприятия. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990.
  39. А. П. Классификаторы функций, задач и операций управления (КФЗО). -Горький: ГИСИ, 1985.
  40. А. П., Андрианов В. П. Классификаторы должностей ИТР и служащих, структуры подразделений и организаций (КДПО). Горький: ГИСИ, 1985.
  41. А.П. Управление персоналом. -Нижний Новгород: НИМБ, 1997.
  42. Единая государственная система делопроизводства: Основные положения.- М.: Экономика, 1974.
  43. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. -Вып. 2 / Госкомтруд СССР. М.: Экономика, 1989.
  44. Л.А. Экономика труда. -Омск: 1996.
  45. К. Японские методы управления качеством / Сокр. пер. с англ. Научный редактор и автор предисловия А. В. Гличев. М.: Экономика, 1988
  46. А. В. Эффект горизонта. М.: Моск. рабочий, 1989.
  47. Зеленое J1. А. Система философии. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991.
  48. Л. А. Становление личности. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1989.
  49. В. Руководить без конфликтов / Сокр. пер. с нем. М.: Экономика, 1990.
  50. В.Г. Опыт оценки эффективности использования трудового потенциала специалиста на производстве. -JT: ЛДНТП, 1989.
  51. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. М.: Дело, 1993.
  52. В. С., Богачев В. Ф., Осипов А. П. Кадры хозяйственных руководителей. -Л.: Лениздат, 1982.
  53. В. С., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы -программа решение. — Л.: Лениздат, 1990.
  54. Как преуспеть в бизнесе / Л. П. Дашков, Е. Б. Тютюткина. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993.
  55. Как работают японские предприятия /Под ред. Я. Мондена, Р. Сибаковы. -М.: Экономика, 1989.
  56. Капиталистическое управление: Уроки 80-х / Под ред. А. А. Дынкина. М.: Экономика, 1991.
  57. . Деловая стратегия: Концепция, содержание, символы / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  58. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.
  59. Келлер-Пфрундер А. Индивидуализация экономики персонала // Проблемы теории и практики управления № 2, 1997.
  60. Ключ к личной эффективности: Ч. 1. Концепция Тайм-менеджера- Ч. 2. Инструкция по пользованию Тайм- менеджером- Ч. 3. Ключевые области Ваши и Вашего предприятия. М.: Изд-во «Контакт-Культура СП «Менеджер-сервис».
  61. Кодекс законов о труде Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 1 октября 1995. М.: Издательская группа «ИНФРА-КОДЕКС», 1995.
  62. В. Д. Прогрессивные формы организации и стимулирования труда. — Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990.
  63. В. Д. Управление организационной культурой. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  64. Конвенция относительно защиты заработной платы от 1 июля 1949 г., № 95 Международной организации труда. Женева, 1949.
  65. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.
  66. X., Фэйр Ж. Выиграть может каждый: Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей / Пер. с англ. М.: АО «Стрингер», 1992.
  67. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1990.
  68. Ю. Д. Руководитель трудового коллектива: Из опыта психолого-управленческого консультирования. М.: Сов. Россия, 1987.
  69. P. JI. Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Дело, 1996.
  70. А. Н. Секреты эффективной работы: Опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М.: Изд-во стандартов, 1994.
  71. JI. Н., Егоршин А. П., Беляков Ф. П. Нормирование управленческого труда- Горький: ГИСИ, 1977.
  72. И.Д. Практический менеджмент. Психотехника и самотренировки. М.: АО «Рассиана», 1996.
  73. В. И. О научной организации труда. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1986.
  74. В. И. Об авторитете руководителя. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1989
  75. А. Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989.
  76. Ломов Метод классификации в управлении трудом. -Омск: 1994.
  77. П. Э. Менеджмент искусство управлять (секрет и опыт). — М.: ИФРА-М, 1995.
  78. Ф. Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к настоящему и будущему // Проблемы теории и практики управления № 1, 1997.
  79. С. Ф. Менеджер за работой. М.: Молодая гвардия, 1989.
  80. МакГрегор Д. Человеческая сторона предприятия. -М: Республика, 1992.
  81. Ч. Японская промышленная схема / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.
  82. И. С. Инженер: Социолого-экономический очерк. М.: Советская Россия, 1973.
  83. К., Энгельс Ф. Поли. собр. соч. 2-е изд. — Т. 23.
  84. А. Принципы экономической науки: В 3 т. / Пер с англ. М.: Прогресс, 1993.
  85. А. Мотивация и личность. -М: Республика, 1992.
  86. К. Личное качество предпосылка всякого другого качества. -Дания: ТМИ Паблишинг, 1988.
  87. К., Хегедаль П. Человек прежде всего. Высококачественный сервис через личностное развитие. Изд-во «Контакт-Культура», 1992.
  88. Менеджмент в малом бизнесе: Персонал. -М:1993.
  89. Менеджмент персонала: функции и методы. -М: 1993.
  90. Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. -М., 1991.
  91. М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. -М.: Дело, 1992.
  92. Методические основы оценки эффективности труда служащих / Госкомтруд СССР. -М.: Экономика, 1989.
  93. . 3., Евенко Л. И. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.
  94. Э. В., Щербаков В. И. Заработная плата: вопросы и ответы: Справочно-методическое пособие. М.: Профиздат, 1989.
  95. Я. «Тоета»: методы эффективного управления / Пер. с англ. М.: Экономика, 1988.
  96. А. Сделано в Японии: История фирмы «Сони». М.: Прогресс, 1990.
  97. Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе / Пер. с англ. Под ред. И. И. Елисеевой. М.: ЮНИТИ, 1996.
  98. Д. С., Барунков А. Ф. Дипломатический протокол в СССР: Принципы, норма, практика. М.: Международные отношения, 1988.
  99. С. Сирополис. Управление малым бизнесом. -М: Дело, 1997.
  100. Нормирование труда ИТР и служащих: Методические рекомендации / НИИ труда Госкомтруда СССР. М.: НИИ труда, 1972.
  101. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» ФЗ № 176-ФЗ от 24.11.1995 // Собрание законодательств Российской Федерации. № 48 от 27.11.95.
  102. Об акционерных обществах: Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 // Собрание законодательств Российской Федерации. № 1 от 01.01.96.
  103. Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов): Письмо Минтруда РФ № 727 от 28 апреля 1994 г.
  104. Об утверждении основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании: Постановление Минтруда РФ № 27 и Минюста РФ № 8/196 от 23 октября 1992 г.
  105. Об утверждении рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме и примерной форме трудового договора (контракта) // Бюллетень Министерства труда Российской Федерации. -1993.-№ 9−10.
  106. Обучение менеджменту (конкретные ситуации): Пособие для преподавателей. М.: Ассоциация развития управления, 1995.
  107. Общесоюзный классификатор. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. М.: Экономика, 1987.
  108. С. М, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Аз ЛТД, 1992.
  109. Определение нормативной трудоемкости обслуживания и управления производством: Методические рекомендации НИИ труда Госкомтруда СССР. М.: Экономика, 1990.
  110. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Б. М. Генкина М.: Высшая школа, 1996.
  111. ИЗ. Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы / Сокр. пер. с англ. М., 1984.
  112. Оценка работников управления. М.: Московский рабочий, 1976.
  113. А. Ю. Управленческое общение: Практические советы. М.: Экономика, 1990.
  114. А. И. Подбор и расстановка управленческих кадров. Горький: Волго-вят. кн. изд-во, 1976.
  115. Ф. И. Рационализация аппарата управления предприятиями. -М.: Экономика, 1989.
  116. Д. Р. Люди сделают так, как Вы хотите / Пер. с англ. М.: Новости, 1993.
  117. С. Н., Рустамжи М. К. Бизнес это люди. — М.: МИРТ, 1995.
  118. Э.Л. Менеджмент искусство управлять/ Пер. с англ. -М.:ИНФРА-М, 1995.
  119. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний/ Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986.
  120. Приоритеты социально-экономического развития регионов: вопросы теории, методологии, практики./ Под ред. Чл.-корр. РАН А. И. Татаркина.-Екатеринбург: Институт экономики УРО РАН, 2000.
  121. В.А., Ладанов Н. Д. Управление персоналом в Японии: очерки. -М.:Наука, 1989.
  122. Рабочий и инженер. Социальные факторы эффективности труда/ Под ред. О. Н. Шкаратана. -М.: 1985.
  123. С.Д. Управление трудовым коллективом и организация управленческого труда в строительстве: Учебное пособие для вузов. -М.: Стройиздат, 1988.
  124. Г. Менеджмент в организациях/ Сокр. пер. с англ. -15-е -М.: Экономика, 1995.
  125. Самоуправление в системе управления // РЭЖ № 1, 1997.
  126. С.И. Менеджмент персонала. -М.: Зевс, 1997.
  127. Э., Сотникова С. Маркетинг персонала на предприятии// Проблемы теории и практики управления № 1, 1996.
  128. М.З., Мацута В. Д., Рохлин К. М. Международные стандарты ИСО серии 9000. Методика и практика применения. -М.:НИИТЭХИМ, 1991.
  129. М. Сущность и содержание теории менеджмента // Проблемы теории и практики управления № 5, 1997.
  130. Г. Э. Совершенствование процессов управления предприятием. -М.: Машиностроение, 1975.
  131. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. -М.: Соцэкгиз, 1962.
  132. Советский энциклопедический словарь/ Глав, редактор A.M. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1989.
  133. Современный менеджмент // РЭЖ № 2, 1997.
  134. Э.Е. Как управлять персоналом. -М.: Бизнес школа, 1998.
  135. В.Н. Совершенствование методов управления персоналом в коммерческом банке. -Омск: 1997.
  136. Стратегия развития персонала: Материалы международной конференции. Н. Новгород, 19−21 сентября 1996 г. Н. Новгород, 1996.
  137. А. В. Наука побеждать. М.: Воениздат, 1980.
  138. Л.Ф. Управление и бизнес. -Нижний Новгород: 1996.
  139. США: Экономика, политика, идеология. — 1992. -№ 2.
  140. В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. JI.: Машиностроение, 1989.
  141. Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации: Из опыта американских корпораций / Сокр. пер с англ. Науч. ред. Н. А. Климов. М.: Экономика, 1990.
  142. Й. Калигула, или После нас хоть потоп. Киев: МП «Луч», 1993.
  143. В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 1996.
  144. Ф. Е. Организация труда линейных руководителей. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985.
  145. Управление персоналом на водном транспорте: Учеб. пособие / Под ред. Г. М. Куровешова. СП б. 1995.
  146. Управление персоналом организации. М.: Инфра-М, 1997.
  147. Управление по результатам: Пер. с финского / Общ. ред. и предисловие Я. А. Леймана. М: Издательская группа «Прогресс», 1993.
  148. Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика: Тезисы докладов на международной конференции 26 28 апреля 1996 г. — Алма-Ата, 1996.
  149. Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. -М: АКАЛИС, 1996.
  150. А. Общее и промышленное управление. -М: Республика, 1992.
  151. Федеральный закон № 88-ФЗ от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
  152. Федеральный закон № 222-ФЗ от 29.12.1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
  153. В.В. Оценка эффективности процесса управления персоналом предприятия. Менеджмент в социальной сфере: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Йорна Фера, Ковалева А. И. Омск: ОмГПУ, 1999.
  154. В.В. Развитие малого предпринимательства в России: его роль, особенности, проблемы. Менеджмент в социальных структурах: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Jorn Fehr, Ковалева А. И. Омск: ОмГПУ, 1998.
  155. В.В. Система управления как форма реального воплощения управленческих коммуникаций. Вторые апрельские экономические чтения: Тезисы докладов и сообщений / Под ред. Ковалева А. И. -Омск: ОмГПУ, 1997.
  156. В.В. Сущность и роль процесса управления персоналом в современной организации. Третьи апрельские экономические чтения: Тезисы докладов и сообщений / Под ред. Закотнова В. В. -Омск: ОмГПУ, 1998.
  157. В.В. Экономика персонала: индивидуализация и эффективность. Пятые апрельские экономические чтения: материалы научной конференции по проблемам экономики и менеджмента. -Омск: ОмГПУ, 2000.
  158. А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990.
  159. В., Терешин А. Показатели эффективности управления // РЭЖ, № 8, 1994.
  160. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело, 1993.
  161. Г. Моя жизнь, мои достижения / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1989.
  162. Фревд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
  163. Т. С. Эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1979.
  164. П. Экономический образ мышления / Пер. с англ. Изд. 2-е, стереотипн. М.: «Дело», 1993.
  165. В. Я. Пятнадцатый камень сада Реандзи. М.: Политиздат, 1986.
  166. И. Политика стимулирования малого бизнеса: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления № 5, 1997.
  167. Цзе К. К. Методы эффективной торговли: Опыт лучшей торговой фирмы года / Пер. с англ. М.: Экономика, 1988.
  168. В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. -СПб: 1997.
  169. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса / Пер. с нем., 4-е изд. М.- Прогресс, 1993.
  170. В. П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. -М: АО «Ассиана», 1996.
  171. С.В. Управление персоналом современной организации // Управление персоналом № 9, 1997.
  172. В. М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984.
  173. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // РЭЖ № 5−6, 1997.
  174. Г. Социальное управление как система // Проблемы теории и практики управления № 2, 1997.
  175. Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. проф. А. И. Руденко. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Минск, 1995.
  176. Г. Двенадцать принципов производительности / Пер. с англ. М.: Экономика, 1992.
  177. Эффективность менеджмента // РЭЖ № 4, 1997.
  178. Л. Карьера менеджера: Перевод с английского. -Тольятти: Издательский дом «Довгань», 1997.
  179. А.А. Организация и регламентация инженерно-управленческого труда. -М.: Экономика, 1978.
  180. A.M. Кадровый менеджмент // Управление персоналом № 9, 1997.
  181. Факторный анализ выручки от реализации1. А2ВР=± ABP® ± ЛВР (Д)1.±- ABP®=(R,-Ro).ДО
  182. ABP®= (65−50) • 73 096,0 =1 096 440,0 (руб.)2.±- АВР (Д) = (ДгДо) • Ri
  183. АВР {Д) = 15 533,23 • 65 =1 009 659,95 (руб.) ± ASBP = 1 096 440,0+ 1 009 659,95 «2 106 100,0 (руб.) BP (ВВ) выручка от реализации (валовая выручка) R — численность Д — производительность
  184. ABP® (± АВР (Д)) изменение выручки от реализации за счет: а) численности ®б) производительности (Д)1. Факторный анализ балансовой прибыли ± АЕП= ± АП^вР) ± АП (з) ± АП (рид)1. + АП (ВР) = ((ВР,-ВРо) • Р0): ЮО
  185. АП (вР) = 2 106 100,0 • 25,0: 100 = +526 525,0 (руб.)2. ± А П (з) = (31-Зо) • BP,: 100
  186. АП (3) = (74−75) • 5 760 900,0: 100 = -57 609,0 (руб.)3. ± АП (рид) = -8872,0 (руб.)
  187. А1!П= 526 525,0+ 57 609,0- 8872,0 = 575 262,0 (руб.)
  188. АП (вр) изменение балансовой прибыли за счет выручки от реализации- Р0 — рентабельность-
  189. АП (3) изменение балансовой прибыли за счет изменения затрат на 1 рубль продукции-
  190. АП (рид) — изменение балансовой прибыли за счет внереализационных расходов и доходов.
  191. Формулы расчетов к таблице 6
  192. Коэффициент общего покрытия (К об.п.)
  193. К об.п. = Та / Тоб: 1, где Та стоимость текущих активов, Тоб — стоимость текущих обязательств (соотношение 1:1 свидетельствует о наличии финансового риска, 3:1 — о высокой ликвидности покрытия обязательств активами, 2:1 — об устойчивости положения).
  194. Коэффициент эффективности системы управления (К э.с.у.)
  195. К э.с.у. = АБП / ДЗ, где АБП прирост балансовой прибыли в процентах (коэффициентах), A3 — прирост затрат на производство и реализацию продукции в процентах (коэффициентах).
  196. Результативность системы управления (Р с.у.)
  197. Р с.у. = БП / ЧА.у., где БП балансовая прибыль за период, ЧА. У, -численность аппарата управления за период.
  198. Рентабельность продаж (R)
  199. R = П / BP, где BP выручка от реализации, П — прибыль от реализации.
  200. Коэффициент оборачиваемости активов (К об .а.)
  201. К об.а. = BP / С а, где Са среднегодовая стоимость активов Са = (Са».г. + Сах.г.): 2
  202. Коэффициент рентабельности активов (К р.а.)
  203. К р.а. = ЧП / Са, где ЧП чистая прибыль за период.
Заполнить форму текущей работой