Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отношение тоталитарного режима СССР и православной церкви. 
Истоки и результат

СтатьяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политической религией". Подобная религия имеет свои ритуалы и каноны. Однако, вместо идеального трансцендентного мира, она предлагает строительство рая земного Одной из черт подобных религий является яростная борьба с конкурентами, в нашем случае, с православной церковью. Мацкевич И. В. Политические религии в современном мире// И. В. Мацкевич, С. С. Абакевич// Вестник Института Социологии… Читать ещё >

Отношение тоталитарного режима СССР и православной церкви. Истоки и результат (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отношение тоталитарного режима СССР и православной церкви. Истоки и результат

Отношения современного Российского общества и православной церкви весьма неоднозначны. Согласно соцопросам большинство россиян относятся к религии чисто символически, не пытаются найти в ней ответы на жизненно важные вопросы и отводят ей незначительную роль в своей жизни. [22;3]. Нынешнее поколение всё больше отдаляется от религиозных устоев предшественников и погружается в идеи атеизма и агностицизма. И одним из главных истоков такого положения вещей является гонение на православную церковь в период становления и существования СССР. Целью данной статьи я ставил рассмотрение истоков и результата этого исторического процесса.

Для начала разбора данной темы необходимо определится с термином тоталитарного государства и его особенностями, которые вступают в противоречие с религией. Существует множество определений тоталитарного режима, остановимся на наиболее известном из них, данным Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским. Они выделяют следующие определяющие атрибуты тоталитаризма: всеохватывающая идеология, (идеология чаще всего направлена на построение современного общества конца исторического развития) однопартийность (во главе с единым вождём), террористическая полиция, партийно-государственная монополия в области коммуникации и экономики. [1;24]

Именно идеология тоталитарного строя СССР не могла согласоваться с православным мировоззрением. Претендуя на звание универсальной доктрины, стремясь охватить не только политическую и общественную, но и личную жизнь человека. Тоталитаризм является своеобразной религией с заменой трансцендентного Бога на божка земного. [1;16] Первостепенную роль приобретает проблема человека и создания гомогенного массового общества, в котором индивидуальное «я» подчиняется коллективу. [2;5] Человек живёт для государства, а не государство существует для человека. Само «совершенное» общество силой своей власти преображает людей в некую новую природу. Христианство, наоборот, осуждает всякий культ личности и совершенство признает только за Богом, отрицает возможность построения идеального общества на земле н учит о зависимости качества общества от духовного качества личности его составляющих, то есть, поскольку люди несовершенны, не может быть и совершенного общества. Иными словами, личность первична, общество, община, государство — вторичны. [1;20] Тоталитарный строй, согласно Э. Фромму, можно назвать

" политической религией". Подобная религия имеет свои ритуалы и каноны. Однако, вместо идеального трансцендентного мира, она предлагает строительство рая земного [38;5] Одной из черт подобных религий является яростная борьба с конкурентами, в нашем случае, с православной церковью.

Затрагивая тему тоталитаризма в СССР, нельзя упускать особенность отношения советской марксисткой идеологии с религией. Изначально, коммунисты придерживались позиции Маркса и Энгельса, которые считали, что нужно изменить условия, которые порождают религию, прежде всего, устранить главную её причину — антагонистические отношения в обществе, иначе требование запрета религии абсурдно. В тоже время, отношение к религии не должно быть нейтральным, коль скоро речь идёт о возможном её проникновении в коммунистическую теорию. [4;61] Исходя из этих рассуждений, советская власть предполагала отмирание православной церкви после лишения её веса в политической жизни, образовании и конфискации земель и материальных ценностей. Но этого оказалось недостаточно. И тогда была предпринята попытка создания движения Обновленчества, подконтрольное партии и продвигающее её идеи и призванное вытеснить классическую православную церковь. Но и эта мера претерпела неудачу. Последующим этапом стало массовое закрытие церквей и обложение православного духовенства непомерными налогами. Апогеем гонений на церковь, стало создание Союза Воинствующих безбожников, который, однако прекратил свою работу вскоре после начала Великой отечественной Войны. 1;365] В эпоху правление И. В. Сталина отношения православной церкви и государства немного меняется, церкви возвращается право созыва Синода, открытия семинарий и духовных академий. После встречи И. В. Сталина с представителями духовенства 4 сентября 1943 года, церковь стала для партии средством, которое успешно использовалось сначала для борьбы с фашизмом, а затем на международных форумах по борьбе за мир и разоружение. Основной целью Сталина было не возрождение церкви, а использование её обескровленных оплотов. [1;368] В эпоху Н. С. Хрущева, вновь был запущен процесс притеснения Русской Православной Церкви, связанный на сей раз с обещанным построением коммунизма в ближайшем будущем [1;369]. Однако, несмотря на все гонения, православная церковь сохранила свои основы, пусть и утратив часть независимости.

Подводя итог данной статьи, можно говорить о том, что конфликт между советской тоталитарной идеологией и православным духовенством был неизбежен, и церковь не смогла противостоять натиску коммунистов. В результате, на протяжении многих лет православие представлялось советскому обывателю, как нечто бесполезное и даже вредное для человека и гражданина. В результате, даже не смотря на возрождение РПЦ в наши дни, прослеживается негативное отношения немалой части населения РФ к религии и православию в частности, одной из предпосылок которого является атеистическая политика СССР.

Список литературы

тоталитаризм церковь религия партийный

1. Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедание.- Москва: Библейско-богословский институт Св. Апостола Андрея, 2003. — 655 С.

2. Михайленко В. И. Современные исследования тоталитаризма// В лаборатории ученого. — 2010. — С. 181−192.

3. Гудков Л. Общество с ограниченной вменяемостью// Вестник общественного мнения. — 2007. — № 1. — С. 8−32

4. Татурщик З. А. Религия и революционная идеология// Марксизм и современность. — 2007. — № 3−4. — С. 51−72.

5. Мацкевич И. В. Политические религии в современном мире// И. В. Мацкевич, С. С. Абакевич// Вестник Института Социологии. — 2012. — № 4. — С. 35−49.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой