Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интенсифицировались исследования, посвященные проблемам социально-педагогической и профессиональной адаптации. В педагогической науке адаптация рассматривается как целостный процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, где происходит не только адаптация к успешному функционированию в данной среде, но и активное освоение предметного пространства. В аспекте профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы адаптации будущих военных специалистов к учебно-профессиональной деятельности в военном вузе
    • 1. 1. Адаптация к учебно-профиональной деятельни будущих военныхециалов в военном вузе как холого-педагогичий феномен
  • И
    • 1. 2. Содержательные характеристики адаптации к учебнопрофессиональной деятельности вруктуре профессионализации личности будущего военногоециалиста
  • У* 1.3. Модель адаптации к учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов по защите информации в военном вузе
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование процесса адаптации будущих специалистов по защите информации к учебнопрофиональной деятельни в военном вузе
    • 2. 1. Исследование исходного уровня адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности

    2.2. Реализация в вузе компле педагогичих овий эффективной адаптации кунтов к учебно-профиональной деятельни f 2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы по применению модели адаптации курсантов к учебнопрофессиональной деятельности в военном вузе.

    Выводы по главе

Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В концепции модернизации российского образования в качестве основной цели системы высшего образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию, умеющей прогнозировать результаты своей деятельности и отвечать за принимаемые решения. В свою очередь к подготовке будущих офицеров предъявляются дополнительные требования, обусловленные спецификой военной службы и уровнем развития профессионально-важных качеств. В этой связи на первый план выдвигается проблема адаптации будущего военного специалиста к профессиональной деятельности.

Современная тенденция развития армии, сложность современных систем вооружения и военной техники, многоплановость противоборства в информационной сфере приводит к необходимости подготовки специалистов по защите информации, основная функция которых состоит в обеспечении информационной безопасности телекоммуникационных систем. От таких специалистов требуется высокий уровень профессиональной активности, самостоятельности, гибкости, нестандартности мышления, общей и профессиональной культуры. Вместе с тем, отрыв теоретического обучения от предстоящей профессиональной деятельности по предназначению, с одной стороны, и невозможность перенести саму практику в стены ввуза, с другой, ставят вопрос о необходимости связующего звена между учебной и собственно профессиональной деятельностью. В качестве такового выступает учебно-профессиональная деятельность, представляющая собой трансформацию содержания и форм учебной деятельности в адекватные им, предельно обобщенные, содержание и формы профессиональной деятельности. С учетом изложенного, вопрос об адаптации будущих военных специалистов по информационной безопасности к учебно-профессиональной деятельности приобретает особую значимость.

В настоящее время философы, социологи, педагоги, психологи ведут активные исследования процесса социальной адаптации молодежи. Особенно пристальное внимание к профессиональной адаптации уделяется в работах Э. Ф. Зеера, Е. А. Ковалева, Е. В. Ткаченко и др. Достаточно глубоко разработан общетеоретический фундамент проблемы: философские и психологические основы адаптации специалистов в различных сферах жизнедеятельности (Г.М. Андреева, А. Г. Асмолов, Л. П. Буева, JI.C. Выготский,.

B.И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, В. Т. Лисовский, А. В. Петровский,.

C.Л. Рубинштейн и др.) — механизмы индивидуальной адаптации в коллективе (А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.) — психологические аспекты процесса адаптации (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, И. С. Якиманская и др.) — особенности социально-педагогической адаптации (А.С. Белкин, Р: А. Литвак, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.) — основы профессионального самоопределения, профессиональной направленности и компетентности (В.П. Беспалько, К. Я. Вазина, Е. А. Климов, Т. Г. Калугина, К. М. Левитан, В. А. Сластенин, А. В. Усова и др.).

Интенсифицировались исследования, посвященные проблемам социально-педагогической и профессиональной адаптации. В педагогической науке адаптация рассматривается как целостный процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, где происходит не только адаптация к успешному функционированию в данной среде, но и активное освоение предметного пространства. В аспекте профессиональной педагогики опубликованы работы С. И. Архангельского, Ю. М. Забродина, Н. П. Капустина, B.C. Леднева, В. В. Серикова, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и др. Раскрыты теоретические подходы к развитию адаптивной образовательной системы в исследованиях Н. Н. Бояринцева, С. Н. Митина, П. И. Третьякова и др. Разрабатываются проблемы профессионально-личностного развития студента в образовательном процессе (Л.В. Вахтель, А. А. Вербицкий, Н. И. Исаева, Л. В. Темнова, А. С. Чернышев, Д. И. Фельдштейн, Л. Б. Шнейдер, В. Я. Якунин и др.) и, в частности, его становления как субъекта учебно-профессиональной деятельности (Г.В. Акопов, Г. И. Аксенова, С. М. Годник, В. А. Сластенин и др.). Однако, анализ работ по профессиональной подготовке будущих военных специалистов, особенно, по проблеме адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности, а также реального состояния образования показал, что данная проблема, применительно к военному вузу недостаточно изучена, что позволило выделить противоречия между:

— объективной потребностью общества в качественной подготовке военных специалистов, отличающихся высоким уровнем адаптации к будущей профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью данной проблемы в военной педагогике;

— потребностями в создании определенных педагогических условий адаптации будущих военных специалистов к учебно-профессиональной деятельности и недостаточной научной обоснованностью данных условий в традиционно сложившейся системе профессионального образования;

— сложившимися традиционными формами и методами организации образовательного процесса в военном вузе и необходимостью внедрения новых моделей организации учебно-профессиональной деятельности, направленных на формирование профессиональной мобильности и способов адаптации к профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся обстоятельствах социума.

С учетом необходимости разрешения этих противоречий была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие успешной адаптации к учебно-профессиональной деятельности специалистов по защите информации в военном вузе?

Цель исследования заключается в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, способствующих успешной адаптации будущих военных специалистов в ввузе к учебно-профессиональной деятельности.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки в вузе будущих военных специалистов по защите информации, а его предметом — педагогические условия, способствующие успешной адаптации в ввузе будущих военных специалистов по защите информации к учебно-профессиональной деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1. Конкретизировать сущность, содержание и основные компоненты феномена адаптации к учебно-профессиональной деятельности будущих военных специалистов в ввузе.

2. Определить критерии, показатели и уровни адаптации к учебно-профессиональной деятельности у специалистов по защите информации в военном вузе.

3. Разработать теоретическую модель адаптации будущих военных специалистов к учебно-профессиональной деятельности в военном вузе.

4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие адаптации к учебно-профессиональной деятельности в ввузе будущих военных специалистов по защите информации.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что адаптация будущих специалистов по защите информации к учебно-профессиональной деятельности в военном вузе обеспечивается за счет повышения их профессиональной мотивации и перевода профессиональной компетентности в субъектную потребность и цель учебно-профессиональной деятельности. Эффективность данного процесса может быть значительно повышена при реализации в образовательном процессе вуза следующих педагогических условий:

— осознание курсантами ценностей профессиональной деятельности специалиста по защите информации;

— формирование в системе учебно-профессиональной деятельности вуза межпредметных компетенций специалиста по защите информации;

— выявление, формирование и диагностика личностных новообразований, способствующих адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности по защите информациисоздание специальной адаптивной образовательной среды ввуза.

Методологическую основу исследования составляют основополагающие методологические принципы, важнейшие философские положения о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразности и творческом характереединстве теории и практикио всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности влияний и процессов окружающей действительности. Методологическими ориентирами исследования избраны системный анализ, обеспечивающий исследование процесса подготовки военных специалистов как целостности, отражающей внутреннее единство образованиясистемно-деятельностный, личностно-ориентированный, компе-тентностный, акмеологический и контекстный подходы к процессу обучения в целом и к отдельным его компонентам.

Теоретическим фундаментом исследования выступают: системный анализ педагогических явлений (С.И. Архангельский, М. А. Вейт,.

B.П. Давыдов, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин, и др.) — личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалиста (В.В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, С. В. Панюкова,.

C.JI. Рубинштейн и др.) — системно-деятельностный и контекстный подход к определению конечных целей профессиональной подготовки специалистов (А.А. Вербицкий, B.C. Леднев, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, В. Д. Шадриков и др.) — педагогическое моделирование образовательных систем (А.А. Андреев, В. П. Беспалько, Ю. К. Бабанский, Н. Ф. Маслова, А. И. Субетто, и др.) — диагностико-прогностический подход к разработке и функционированию системы контроля качества подготовки специалистов в вузе (B.C. Аванесов, З. Д. Жуковская, А. К. Маркова, В. П. Мизинцев, Н. А. Селезнева и др.) — концепция профессионального становления военнослужагцего (А.В. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, В. Н. Герасимов, П. Н. Городов, В. П. Давыдов, Л. Ф. Железняк, П. А. Корчемный, И. Д. Ладанов,.

М.А. Лямзин, В. Г. Михайловский, П. И. Образцов и др.) — теория поэтапного формирования умственных действий и программированного обучения (П.Я. Гальперин, А. А. Золотарев, Н. Ф. Талызина и др.).

Для достижения цели исследования, решения его задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: общетеоретические методы познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация, типизация, моделирование и др.) — общепедагогические методы (анализ документов и литературных источников, беседы, опрос, интервьюирование, анкетирование, изучение результатов деятельности, обобщение опыта и независимых характеристик, результатов констатирующего и формирующего педагогических экспериментов и др.) — прогности-ческо-верификационные методы (экспертные оценки, индивидуальная и коллективная экспертиза, публикационный метод, обсуждение в форме конференций, научно-методических семинаров) — методы математической статистики и др.

Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования явилась Академия ФСО России. Исследованием было охвачено 24 человека из числа профессорско-преподавательского состава, 343 курсанта и 48 выпускников военного вуза.

Исследование проводилось на протяжении трех лет в несколько этапов.

На первом этапе (декабрь 2005 г. — май 2006 г.) изучалось состояние проблемы адаптации будущих военных специалистов в вузе, определялись цель, задачи и основные направления исследования. В результате этой работы были определены исходные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методика, категориальный аппарат. Отдельные положения и выводы подвергались анализу в течение всей последующей работы, вносились соответствующие коррективы.

На втором этапе (июнь 2006 г. — март 2007 г.) разрабатывались теоретические основы адаптации к учебно-профессиональной деятельности в условиях образовательного процесса военного вуза. На этом же этапе исследовалась проблема подготовленности офицеров курсового звена, профессорско-преподавательского и курсантского состава, а также инфраструктуры и материально-технической базы вуза к формированию компонентов адаптации будущих военных специалистов к учебно-профессиональной деятельности.

Главной целью третьего этапа (апрель 2007 г. — декабрь 2007 г.) являлось теоретическое обоснование и разработка модели адаптации будущих специалистов по защите информации к учебно-профессиональной деятельности в ввузе. Кроме того, был проведен констатирующий этап экспериментальной работы, который подтвердил актуальность выбранной проблемы. Вместе с этим проводилась выборочная апробация элементов обозначенной модели адаптации в учебно-воспитательном процессе военного вуза.

На четвертом этапе (январь 2008 г. — март 2009 г.) осуществлялась экспериментальная апробация модели адаптации специалистов по защите информации к учебно-профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза. Результаты педагогического эксперимента послужили основой для выявления, обоснования и проверки педагогических условий, j способствующих адаптации будущих военных специалистов к учебно-профессиональной деятельности в ввузе. Здесь же проводилась обработка, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, коррекция и уточнение основных положений исследования, оформление диссертации.

Основные результаты исследования, их научная новизна состоят в следующем:

— конкретизированы сущность, содержание и основные компоненты адаптации к учебно-профессиональной деятельности будущего военного специалиста в ввузе;

— определены и обоснованы критерии, показатели и уровни адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности;

— разработана теоретическая модель адаптации будущих военных специалистов к учебно-профессиональной деятельности в ввузе;

— экспериментальным путем выявлены, обоснованы и проверены педагогические условия, способствующие адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности в условиях военного вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в: уточнении понятия «адаптация будущего военного специалиста к учебно-профессиональной деятельности» применительно к процессу ее формирования в условиях ввузаразвитии теоретических основ адаптации к учебно-профессиональной деятельности будущих военных специалистов в вузеполучении новых знаний в области педагогического моделирования и применения в учебном процессе вуза модели адаптации будущих специалистов по защите информации к учебно-профессиональной деятельности, касающихся компонентов, позволяющих осуществлять мониторинг уровней адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности, в соответствии с выделенными критериями, а также обосновании принципов построения модели (гуманизации, диалогизации, активизации, рефлексивного самоуправления), обеспечивающих реализацию личностно-деятельного подхода в образовательном процессе военного вузаконкретизации методики отбора и структурирования содержания учебного материала, определения диагностических целей обучения, описания образовательного процесса в виде последовательности действий педагогов, офицеров факультетов и обучающихся с целью повышения эффективности процесса адаптации будущих специалистов по защите информации к учебно-профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы создают предпосылки для успешного решения проблемы адаптации будущих военных специалистов к учебно-профессиональной деятельности в условиях вуза и могут быть использованы для этих целей в других учебных заведениях системы высшего военного профессионального образования. Разработанные практические рекомендации для преподавателей и офицеров факультета по повышению эффективности процесса адаптации к учебно-профессиональной деятельности могут быть использованы при проектировании и внедрении в военных учебных заведеи ниях России современных моделей подготовки специалистов. Разработанная в рамках исследования модель адаптации будущих специалистов по защите информации к учебно-профессиональной деятельности может быть применена для повышения качества профессиональной подготовки обучающихся в системах высшего образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процессаприменением апробированных методик, адекватных целям, задачам и логике исследованиярепрезентативностью эмпирических результатовопытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендацийвоспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике военных вузов.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Адаптация будущего военного специалиста к учебно-профессиональной деятельности в военном вузе — целенаправленный процесс самореализации и активного социального, профессионального, психофизиологического приспособления курсанта к учебно-профессиональной деятельности, формирования ценностей профессии, а также приспособления к новым типам внутри коллективных отношений. Содержание процесса адаптации будущего военного специалиста к учебно-профессиональной деятельности определяется целями, задачами, характером деятельности выпускника и включает в себя формирование следующих компонентов: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессиональной рефлексии и профессионального поведения.

2. Адаптация будущего военного специалиста к учебно-профессиональной деятельности может быть осуществлена с применением теоретической модели, реализуемой на основе совместных действий педагогов, офицеров факультетов и обучающихся и состоящей из целевого, содержательно-процессуального и результативно-оценочного блоков. Назначение целевого блока носит надсистемный характер и определяет общие задачи модели, а также ее состав и структуру. Содержательно-процессуальный блок представлен системой методологических, теоретических, методических, технологических знаний, форм и методов активизации учебно-профессиональной деятельности курсантов, и реализацией условий учебно-воспитательной работы ввуза. Результативно-оценочный блок предназначен для оперативного реагирования путем проверки успешности реализации модели по критериями и показателями, а также оценкам уровня развития процесса адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности.

3. Педагогическими условиями, способствующими успешной адаптации к учебно-профессиональной деятельности будущих военных специалистов в вузе являются:

— осознание курсантами ценностей профессиональной деятельности специалиста по защите информации;

— формирование в системе учебно-профессиональной деятельности вуза межпредметных компетенций специалиста по защите информации;

— выявление, формирование и диагностика личностных новообразований в интеллектуальном, нравственном, личностном развитии курсантов, способствующих адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности по защите информации;

— создание специальной адаптивной образовательной среды, способствующей достижению обучающимся заданного уровня профессиональной компетенции и реализуемой на основе модели адаптации будущего военного специалиста к учебно-профессиональной деятельности в ввузе.

Апробация и реализация результатов исследования. В процессе исследования основные положения. и выводы диссертационной работы представлены и обсуждены на II межвузовской научно-методической конференции «Проблемы образования в области информационной безопасности» (г. Москва, 2007), XI Международной конференции «Университетское образование» (г. Пенза, 2007), 5-й Всероссийской научной конференции «Проблемы развития системы специальной связи и специального информационного обеспечения государственного управления России» (г. Орел, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовании» (г. Орел, 2008), межвузовской учебно-методической конференция «Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе высшего профессионального образования» (г. Омск, 2009), 6-й Всероссийской научной конференции «Проблемы развития технологических систем государственной охраны, специальной связи и информации» (г. Орел, 2009). В журналах «Ученые записки Орловского государственного университета», «Профессиональное образование. Столица», «Образование и общество». В процессе исследования основные положения и выводы диссертационной работы представлены в отчетах по НИР «Стандарт-3» (2007 г.) и «Генезис» (2009 г.). Результаты исследования используются преподавателями и командирами курсантских подразделений в образовательном процессе Академии ФСО России, других военных вузов, что подтверждено соответствующими документами.

Структура диссертации отражает логику исследования. Она включает введение, две главы, заключение, библиографический список, 11 таблиц, 6 рисунков, 12 приложений.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что проведенная опытно-экспериментальная работа является эффективной, т. к. курсанты экспериментальных групп показали статистически значимый прирост уровня адаптации к учебно-профессиональной деятельности. В процессе опытно-экспериментального исследования рабочая гипотеза нашла свое подтверждение.

По результатам диссертационного исследования были разработаны и внедрены в практику профессиональной подготовки курсантов рекомендации по реализации эффективного процесса адаптации курсантов ввуза к учебно-профессиональной деятельности.

Диссертационное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Дальнейшее ее развитие может быть продолжено в следующих направлениях: разработка инновационных моделей адаптации будущих военных специалистов к учебно-профессиональной деятельностиисследование возможностей современных учебно-методических комплексов по развитию адаптации будущих военных специалистов к учебно-профессиональной деятельности в образовательном процессе вузаразработка педагогической системы оптимизации процесса подготовки курсантов к профессиональной деятельностиразработка методик профилактики дезадаптации курсантов военного вуза.

Заключение

.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме адаптации будущих специалистов по защите информации к учебно-профессиональной деятельности в военном вузе позволило установить, что данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике. Обращение к этой проблеме обусловлено социально-экономическими преобразованиями в современном российском обществе. Исследование реального состояния разработанности проблемы показало, что ряд вопросов нуждаются в более детальном освещении, необходим поиск новых эффективных педагогических условий и моделей процесса адаптации курсантов вузов к учебно-профессиональной деятельности. Методологический анализ проблемы позволил более четко сформулировать цель, — гипотезу и задачи исследования. Целью выполненного диссертационного исследования была разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность адаптации будущих специалистов по защите информации к учебно-профессиональной деятельности.

В ходе диссертационного исследования был решен следующий комплекс задач, вытекающих из поставленной цели и сформулированной гипотезы. Первая задача предусматривала изучение состояния проблемы адаптации курсантов военных вузов к учебно-профессиональной деятельности и обоснование современных теоретико-методологических подходов к ее решению в существующей практике высшего образования. В соответствии с этой задачей проведен анализ следующих ведущих понятий: «адаптация», «профессиональная адаптация», «профессиональная деятельность», «адаптация к учебно-профессиональной деятельности «. Анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации позволил нам выделить несколько основных подходов к определению данного понятия. В свете настоящей работы приемлемым оказался личностно-деятельностный подход, объясняющий единство взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной деятельности. Адаптацию курсантов к будущей профессиональной деятельности мы определяем как процесс, освоения личностью новой социальной среды, связанный с усвоением знаний об окружающей действительности, приобретением умений и навыков в построении собственного образа жизнедеятельности, присвоением общечеловеческих норм и ценностей. Процесс адаптации рассматривается как соответствие личности новым условиям ее жизнедеятельности.

Профессиональная деятельность — это социально значимая деятельность, требующая специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности.

Адаптация будущего военного специалиста к учебно-профессиональной деятельности в военном вузе — целенаправленный процесс самореализации и активного социального, профессионального, психофизиологического приспособления курсанта к учебно-профессиональной деятельности, формирования ценностей профессии, а также приспособления к новым типам внутри коллективных отношений.

Используя разнообразные теоретические подходы к проблеме адаптации к учебно-профессиональной деятельности, определена ее сущность и выявлены компоненты: профессиональная направленность (осознание ценности профессиональной деятельности, интерес и потребности к профессиональной деятельности, признание значимости профессии, карьерный рост) — профессиональная компетентность (готовность и самостоятельность выполнения конкретных видов деятельности, умение решать профессиональные задачи, креативность, владение современными технологиями) — профессиональная рефлексия (самооценка результатов деятельности, оценка своих профессиональных способностей, самоанализ уровня развития профессионально важных качеств личности, критичность мышления) — профессиональное поведение (положительный эмоциональный настрой в процессе профессиональной деятельности, проявление волевых усилий в процессе выполнения учебно-профессиональных задач, дисциплинированность, организованность, ответственность, мобильность).

На основе личностно-деятельностного подхода определены критерии (мотивационная готовность к профессиональной деятельностипрофессионально-ценностные ориентациипрофессиональные способностипрофес-сиионально-рефлексивные способностикоммуникативные и организаторские способности) и выделены уровни (критический, низкий, средний, высокий) адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности.

Повышение уровня адаптация будущих специалистов по защите информации к учебно-профессиональной деятельности требует определенных педагогических условий. Разработанная в ходе теоретико-экспериментального исследования модель адаптации будущих специалистов по защите информации к учебно-профессиональной деятельности представляет собой взаимосвязанные блоки: целевой (отражающий цели и задачи данного процесса) — содержательно-процессуальный (теоретический, методический и технологический процесс учебно-профессиональной деятельности вуза) — результативно-оценочный (нашедший отражение в объективной оценке результатов своей деятельности).

На основе анализа современных концепций по данной проблеме выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность адаптации курсантов к профессиональной деятельности: осознание курсантами ценностей профессиональной деятельности специалиста по защите информацииформирование в системе учебно-профессиональной деятельности вуза межпредметных компетенций специалиста по защите информациивыявление и диагностика личностных новообразований, способствующих адаптации курсантов к профессиональной деятельности по защите информациисоздание специальной адаптивной образовательной среды, реализуемой на основе модели адаптации будущего военного специалиста к учебно-профессиональной деятельности в ввузе.

Результаты распределения курсантов по уровням адаптации к учебно-профессиональной деятельности в экспериментальных группах показывают более высокие уровни адаптации, что подтверждает эффективность выявленных педагогических условий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии Текст. — М., 1973.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. — М.: Школа-Пресс, 1997. 247 с.
  3. , В.В., Файзуллина, А.К. Учебная деятельность как способ профессиональной адаптации студентов Текст. Университетское образование: сборник статей XI Международной конференции. Пенза, 2007. — 647 с.
  4. Акмеология: Учебник Текст. / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. 650 с.
  5. , Б.Г. Избранные психологические труды Текст. В 2-х т. / Под ред.А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 287с. — Т.1.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. // Избранные психологические труды. В 2 т., т. 1. — М., 1980. — 340 с.
  7. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. — Казань: Изд. КГУ, 1988. — 238 с.
  8. , А.Г. Психология индивидуальности Текст. — М., 1996.
  9. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы Текст. -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  10. , В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения Текст. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 95 с.
  11. , В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения Текст. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 95 с.
  12. , П.Н., Житницкий, М.И. и др. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в ввузе Текст. — JL: ВАС им. С. М. Буденного, 1990.-212 с.
  13. , М.М. Философия поступка Текст. — М., 1989.
  14. , B.JI. Педагогическая культура. Философско-социологический анализ Текст. — Уфа, 1997. — 131 с.
  15. , Н.А. О рабстве и свободе человека Текст. // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М.1995.
  16. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  17. , В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. — М.: Высшая школа, 1989. 143 с.
  18. , B.C. На гранях логики культуры Текст. М., 1997.
  19. , И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск Текст. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1993. — 40 с.
  20. , Н.И. Реализация межпредметных связей при изучении общепрофессиональных дисциплин в военном вузе Текст. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курск: КГУ, 2007. — 22 с.
  21. , А.И. Методологические основы организации системы образования офицерских кадров ВС РФ Текст. Монография. — М., 1997, — 124 с.
  22. , В.И. Педагогическая технология Текст. — Пятигорск, ПГЛУ, 1997. 245 с.
  23. , А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения Текст. М., 1998.
  24. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (Проект Tuning) Текст. / Под научн. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. -М.: ИЦПКПС, 2006.
  25. Большой психологический словарь Текст. / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  26. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного подхода воспитания Текст. // Педагогика, 1995. — № 4.-С. 29−36.
  27. , Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Психология формирования и развития личности / Текст. Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — 116 с.
  28. , Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды Текст. Автореф. дис.. канд. пед. наук. С-Пб.: Гуманитарный университет профсоюзов, 2007. — 21 с.
  29. , И.В. Формирование психологической культуры курсантов учебных заведений МВД России Текст. Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. Курск: КГУ, 2007. — 22 с.
  30. , И.Ф. Особенности воспитательной работы с курсантами Академии ФСО России: научно-практические рекомендации Текст. — Орел: Академия ФСО России, 2007. 201 с.
  31. , И.Ф. Преподаватель и проблемы воспитания курсантов в военном вузе. Рекомендации для молодых преподавателей Текст. Орел: Академия ФСО России, 2005. — 33 с.
  32. , К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: концепция, опыт Текст. — Челябинск: ГУПТО, 1997.-242 с.
  33. , А.П. Модели образовательных систем и подходы к стандартизации Текст. // Образовательные стандарты: Материалы Международного семинара. СПб., 2005. — 167 с.
  34. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  35. , А.А. Деловая игра как метод активного обучения Текст. // Современная высшая школа, 1982, № 3. — С. 129 — 142.
  36. , А.А. Игровые формы контекстного обучения Текст. -М.: Знание, 1983. С. 35−72.
  37. , А.А., Бакшаева, Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении Текст. Монография. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
  38. , В.Я., Образцов, П.И., Уман, А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие Текст. Издание второе / Под ред. В. А. Сластенина. — М: Педагогическое общество России, 2005. — 192 с.
  39. Военная психология и педагогика: Учебное пособие Текст. / Под общ. ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. — М.: Совершенство, 1998,-384 с.
  40. Военная психология и педагогика: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений Текст. / Под ред. A.M. Герасимова, А. А. Деркача, П. П. Крамаренко, Л. Г. Лаптева и др. — М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. 314 с.
  41. Военный энциклопедический словарь Текст. — М.: Воениздат, 1983.
  42. , М.С. Психолого-педагогические условия адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе Текст. Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2003. 214 с.
  43. , Б.З. Воспитание и рынок в переходный период Текст. // Педагогика. 1993. № 2. — С 37−40.
  44. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  45. , Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  46. , Н. М. Адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности (на примере подготовки будущих менеджеров) Текст. Дис.. канд. пед. наук. Нижний Новгород: Волжская ГИПА, 2004. — 247 с.
  47. Гребенев, JL, Кружалин, В., Попова, Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования Текст. // Высшее образование в России. 2003. № 4. — С. 46 — 56.
  48. , Л.П. Резервы человеческой психики Текст. М., 1987.- 103 с.
  49. , В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования Текст. Монография. — Орел. — 1997.-238 с.
  50. , В.В., Маслова, Н.Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы Текст. — Орел: ВИПС, 1996. 144 с.
  51. , В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии Текст. / В. В. Давыдов //Деятельность: теории, методология, проблемы. — М., 1990.
  52. , В.П., Пустозеров, А.И. Педагогическая психология в высшей военной школе: Учебно-методическое пособие Текст. М.: ВВИА, 1993.-110 с.
  53. , М.В. Развитие личностного потенциала преподавателя вуза в процессе профессиональной адаптации Текст. Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2007. — 24 с.
  54. , А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований Текст. М., 1999. — 392 с.
  55. , М.Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося Текст. — Магнитогорск: МГПИ, 2000.-362 с.
  56. , М.И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск, 1993. — 383 с.
  57. В.И. Дидактика высшей школы Текст. Челябинск: ЧГПУ, 2002. — 195 с.
  58. Закон Российской Федерации «Федеральная программа развития образования» Текст. М: Нова школа, 2000. — 38 с.
  59. , А.Г. Социология конфликта. Россия на пути преодоления кризиса Текст. М.: Аспект Пресс, 1994. — 317с.
  60. , Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога: Учебное пособие Текст. Свердловск: УрГУ, 1988. — 120 с.
  61. , Э.Ф. Психология профессионального образования Текст. — М.: Из-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
  62. , А.Н. Педагогические основы измерения эффективности учебных занятий с использованием ЭВМ Текст. Автореф. дис.канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1989. 19 с.
  63. , И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие Текст. Ростов-н /Д.: Изд-во «Феникс», 2002. — 480 с.
  64. , О.И., Кряжева, И.К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации Текст. // Методология и методы социальной психологии. М., 1997. С. 173−118.
  65. , А.А. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе Текст.: Дис.. канд. пси-хол. наук. СПб., ЛГОУ, 1999. 24 с.
  66. , В.П. Самоутверждение курсантов (социально-психологический анализ) Текст. М.: ВПА, 1983.
  67. , Е.А. Как выбрать профессию Текст. М: Просвещение, 1990.- 159 с.
  68. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 512 с.
  69. , А.Г. О проблеме восприимчивости личности к воспитательным действиям Текст. // Сов, педагогика. 1980. № 6. — С. 38−43.
  70. , А.И., Образцов, П.И. Формирование компетентности у военных специалистов в вузе средствами профессионально-ориентированной технологии обучения Текст. Монография. Орел: Академия ФСО России, 2005. 164 с. Деп. в ВИНИТИ 15.06.05. № 846-В2005.
  71. , О.А. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений МО РФ Текст. Дис. .докт. пед. наук. -М., 1999.-39 с.
  72. , О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений Текст.: Монография. М.: МО РФ, 1999. — 328 с.
  73. , И.А. Методологические основания педагогической деятельности по разработке и реализации образовательных стандартов Текст. // Образовательные стандарты: Материалы Международного семинара.-СПб., 2005. 167 с.
  74. Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст. Коллективная монография. /Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой, проф. А. П. Тряпицыной. — СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 392 с.
  75. , М.М., Михайловский, В.Г. Теоретические основы профессионализации офицерских кадров Текст. М.: МО РФ, 1995. — 91 с.
  76. , JI.H. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Текст. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. 197 с.
  77. , В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя Текст. — Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994.- 165 с.
  78. , Л.Ю. Педагогические основы профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ Текст. Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М., 1997. — 24 с.
  79. Н.В. Методы системного педагогического исследования Текст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  80. , Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании Текст. // Методология педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискулова. М.: Педагогика, 1980. 117 с.
  81. , Н.В., Решетько, B.C. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества Текст. (Опыт, критерии измерения, прогнозирование): В 3 ч. Ч.П. — Минск, «Адукация и выхаживание», 2003. — 296 с.
  82. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. М. Высш. шк., 1991. — 224 с.
  83. , В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение Текст. / В. А. Лекторский // Вопр. философии. — 2001. — № 2.
  84. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  85. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  86. , И.А. Прогнозирование в военной педагогике Текст.— М: ГАВС, 1993.-215 с.
  87. Лучшие психологические тесты Текст. / Отв. Ред. А.Ф. Кудря-шов. Петрозаводск, 1992. — 318 с.
  88. , Т.М. Профилактика дезадаптации студентов младших курсов в условиях вуза Текст. Дисс. .канд. пед. наук. — Хабаровск: Хабаровский ГПУ, 2003. 190 с.
  89. , Г. И. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 208 с.
  90. , А.К. Психология профессионализма Текст. — М., 1996.-308 с.
  91. , Н., Якушенко, Е., Кириллов, В. Какие мотивы движут выпускниками военного вуза Текст. // Ориентир. 2008. № 6. — С. 22.
  92. , В.В., Михайловский, В.Г., Рюмин, В. П. Основы дея-тельностного подхода к подготовке кадров Текст. — М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. 56 с.
  93. , В.П. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса Текст. Автореф. дис. .докт. пед. наук. Южно-Сахалинск: ГПИ, 1987. — 39 с.
  94. , И.К. Система профессиональной ориентации и адаптационной работы с молодежью в условиях города Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 2000. — 21 с.
  95. В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров Текст. Монография. — М.: РАГС, 1995.— 260 с.
  96. , В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров Текст. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1995. — 40 с.
  97. , А.В. Социальная педагогика Текст. М.: Владос, 2002.- 182 с.
  98. , А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике Текст. — Челябинск: Урал ГАФК, 2002. — 144 с.
  99. , А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) Текст. Ереван: АН Арм. ССР. 1988.
  100. , Ю.М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов Текст. — М.: Прометей, 2000. — 168 с.
  101. , В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие Текст. 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-72 с.
  102. , П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования Текст. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2007. — 46 с.
  103. , П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в высшей военной школе Текст. // Военная мысль. — 2003. № 8.-С. 22−26.
  104. , П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования Текст. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
  105. , П.И., Косухин, В.М. Дидактика высшей военной школы Текст.: Учебное пособие. — Орел: Академия ФАПСИ, 2002. — 317 с.
  106. , П.И., Родных, И.В., Нешков, А.К., Уваров, Ю. М. Основы военной педагогики Текст. Курс лекций: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. П. И. Образцова. Орел.: ВИПС, 1999. — 224 с.
  107. , П.И., Уваров, Ю.М. Краткий словарь основных категорий и понятий по военной педагогике Текст. — Орел: ВИПС. 1999. 75 с.
  108. , С.И. Словарь русского языка Текст. — М.: Русск. яз., 1990.-924 с.
  109. Основы военной акмеологии Текст.: Учебное пособие / Под ред. Корчемного П. А., Лаптева Л. Г., Михайловского В. Г. — М.: ВА имени Ф. Э. Дзержинского, 1996. -41.- 256 с.
  110. Основы педагогики и психологии высшей школы Текст. / Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 303 с.
  111. , Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности Текст.: Учеб. пособие. — Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. — 85 с.
  112. , Б.Д. Основы социально-психологической теории Текст. -М.: Мысль, 1971.-351 с.
  113. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  114. , В.П., Ростунов, А.Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи Текст.: Учеб. пособие.-М., 1988. — 220 с.
  115. , В.А. Личность в психологии Текст. Ростов-на-Д., 1996.-512 с.
  116. , Ж. Психология интеллекта Текст. — М., 1969.
  117. , К.К. Структура и развитие личности Текст. — М.: Наука, 1986.-255 с.
  118. , М.М. Как развивать педагогическое творчество Текст. М.: Знание, 1997. — 80 с.
  119. , А.И. Социология организации Текст. — М., 1980.
  120. Профессиональная педагогика Текст.: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.-904 с.
  121. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 447 с.
  122. Психология педагогика высшей военной школы Текст.: Учеб. пособие / В. И. Варваров, В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов и др. Под ред. А.В. Ба-рабанщикова. М: Воениздат, 1989. — 366 с.
  123. Равен, Джон. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы Текст. / Пер. с англ. — М.: Когито-центр, 1999. — 144 с.
  124. , А.Т. Формирование профессиональной пригодности Текст. Минск: Высшая школа, 1984. — 176 с.
  125. , C.JI. Бытие и сознание Текст. — М.: АПН СССР, 1957.-328с.
  126. , C.JI. Основы общей психологии Текст.: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989. 485 с.
  127. Руководство Пользователя ECTS. ECTS Users’Guide. European Credit Transfer and Accumulation system and Diploma Supplement. Текст. / Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции. — М. — Уфа:
  128. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 69 с.
  129. , Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования Текст. / Учебно-методическое пособие. М.: МГУПБ, 2006. — 188 с.
  130. , О.И. Проективные умения в профессиональном становлении будущих офицеров тыла Текст. Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Саратов, 2007.-.23 с.
  131. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  132. , Г. Стресс без дистресса Текст. — М.: Прогресс, 1995.
  133. , В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е. Н. Педагогика Текст.: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина М.: Школа-Пресс, 1997.-267 с.
  134. , С.И. Технологии в образовании Текст. // Высшее образование в России. № 1.- 1999.-С.109- 112.
  135. Совершенствование учебного процесса вузов на основе его компьютеризации (опыт, исследования) Текст. / Акопов С. И., Алексеев В. Д., Андреев А. А и др.- Под. ред. О. В. Золотарева. М.: ВПА, 1991. — 260 с.
  136. , А.В. Профессиональная ориентация студентов Текст. М.: Экономика, 2000. — 144 с.
  137. , Л.Д. Основы психологии Текст. — Ростов н/Д. Изд-во «Феникс», 1997. 736 с.
  138. , Э.В. Социология Текст. М.: Знание, 1998. — 272 с.
  139. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 141 с.
  140. Теория и методика систем интенсивного обучения Текст.: Учебное пособие / Под общ. ред. А. А. Золотарева. М.: МИГА, 1993. 4.1. -66 е.,-4.2.-57 с.
  141. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст.: Избр. работы.-М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  142. , П.И. Управление школой по результатам Текст. — М., 1997.
  143. , Е.И. Развитие личности курсанта в условиях обучения в высшей военной школе Текст. / Е.И. Третьякова- под общ. ред. И. В. Родных. Орел: Академия ФСО России, 2008. — 168 с.
  144. , Ю.М. Разработка дидактического комплекса информационного обеспечения изучения гуманитарных дисциплин и его применение в военном вузе Текст. Дисс.. канд. пед. наук. — М.: АФПС, 2002. — 281 с.
  145. , А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы Текст. Монография. — Орел.: ОГУ, 1997. — 208 с.
  146. , С.А. Психолого-акмеологические резервы повышения эффективности профессионального становления офицерских кадров Текст. Автореф. дис. .канд. псих. наук. М.: РАГС, 1998. — 26 с.
  147. , Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Текст. Л.: Изд. ЛГПИ, 1983. — 88 с.
  148. Философский энциклопедический словарь Текст. — М.: ИН-ФРА-М, 1997.-576 с.
  149. , Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами Текст. Автореф. дис. .докт. пед. наук. — М.: МГПУ, 1995. — 43 с.
  150. , Л.М. Психология воспитания Текст. — М.: Сфера, 2000. 208 с.
  151. , Н.В. Психолого-педагогические условия формирования языковой компетенции будущих военных специалистов в вузе (на материале изучения дисциплины «Иностранный язык») Текст. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курск: КГУ, 2005. — 21 с.
  152. , М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов Текст. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М.: ИПСР РАО, 1999. — 38 с.
  153. , М.В. Опытно-экспериментальная оценка эффективности процесса профессионально-личностного развития будущего военного специалиста по защите информации в военном вузе Текст. Отчет о НИР «Генезис». Орел: Академия ФСО России, 2008. — С. 92−106.
  154. , Г. А. Проблемы адаптации выпускников школы к демократическим преобразованиям Текст. // Педагогика, 2007. № 3.
  155. , В.Д. Деятельность и способности Текст. — М., 1994.
  156. , А. Что значит сформировать позицию. Текст. // Ориентир. 2003. № 2. — С. 72.
  157. , Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н. П. Управление образовательными системами Текст.: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 320 с.
  158. , И.В. Активные методы обучения в учебном процессе Текст. Выпуск IV. Саратов, 1992.
  159. , Е.Н., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении Текст.: учебное пособие для студ. пед. вузов. — М.: Академия, 2002. — 288 с.
  160. Энциклопедический социологический словарь Текст. / Общ. ред. акад. РАН Осипова Г. В. М.: РАН, 1995.-439 с.
  161. , В.А. Педагогическая психология Текст.: Учебное пособие. СПб.: Полиус, 1998. — 639 с.
  162. ECTS — Fachtaguns Anglistik, Germanistik, Romanistik und Ge-schicht. Wurzburg, 25−26, April 2005.
  163. Percival, F., Ellington, H. A Handbook of Educational Technology. -London, N.Y., 1984.-P12, 13,20.
  164. Qualifikationenrahmen fur Deutsche Hochschulabschliisse (Im Zu-sammenwirken von Hochschulrektorenkonferenz, Kulturminister-Konferenz und
  165. Bundesministerium fur Bilduns und Forschuns erarbeitet und von Kulturminister konferenz am 21.04.2005 beschlossen.
  166. Raven, J. Competence in Modern Sosiety: Its Identification, Development and Release. Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984. — 63 p.
  167. Критерий Показатель Уровни
  168. Критический Низкий Средний Высокийкол % кол % кол % кол %
  169. Профессионально-цснностные ориентации курсантов Ценности профессиональной деятельности 6 2,72 54 24,44 115 52,04 46 20,82
  170. Профессиональные способности Качество усвоения профессиональных знаний, умений и навыков 0 0,00 122 55,21 64 28,96 35 15,84
  171. Прочность усвоения 4 1,81 101 45,70 73 33,03 43 19,46
  172. Качество выполнения творческих заданий и работ 0 0,00 103 46,61 79 35,75 39 17,65
  173. Профессионально-рефлексивные способности Анализ учебно-профессиональных действий 9 4,07 76 34,39 107 48,42 29 13,12
  174. Оценка собственного профессионального образа 4 1,81 69 31,22 113 51,13 35 15,84
  175. Коммуникативные и организаторские способности Коммуникативные свойства 5 2,26 73 33,03 95 42,99 48 21,72
  176. Особенности профессионально-личностного взаимодействия 11 4,98 62 28,06 113 51,13 35 15,84
  177. Уважаемый товарищ! С целью совершенствования качества подготовки специалистов просим Вас принять участие в нашем исследовании. Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов, отметив один из предложенных вариантов ответов.
  178. На данном этапе Вы удовлетворены избранной профессией?
  179. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  180. Вы хорошо представляете область применения знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении специальных дисциплин, в Вашей будущей профессии?
  181. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  182. Считаете ли Вы, что при изучении дисциплин специализации офицеры курсового звена могут оказать реальную помощь?
  183. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  184. Вы желаете продолжить военную службу по предназначению?
  185. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  186. Вы хотите добиться успешного карьерного роста?
  187. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  188. Вы испытываете необходимость обучения в ввузе?
  189. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  190. Вы осознаете долг ответственного выполнения служебных обязанностей?
  191. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  192. Вы всегда стремитесь хорошо закончить начатую работу?
  193. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  194. Вы испытываете обязательность по отношению к другим людям?
  195. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  196. Качество инженерной деятельности по защите информации зависит от Ваших собственных усилий?
  197. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  198. Качество учебно-профессиональной деятельности зависит от Ваших собственных усилий?
  199. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  200. Качество работы с подчиненными зависит от Ваших собственных усилий?
  201. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  202. Знания, умения и навыки, получаемые Вами в академии, являются значимыми для будущей профессиональной деятельности?
  203. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  204. Испытываете ли Вы необходимость в повышении своих профессиональных навыков и компетенций?
  205. Да? Нет? Затрудняюсь ответить
  206. Как Вы оцениваете уровень своей ответственности за сформированность знаний, умений и навыков, получаемых Вами в вузе?
  207. Высокий? Средний? Низкий? Критический
  208. Уровень знаний, полученных при изучении дисциплин специализации, Вы оцениваете как:
  209. Высокий? Средний? Низкий? Критический
  210. Уровень умений и навыков, полученных при изучении дисциплин специализации, Вы оцениваете как:
  211. Высокий? Средний? Низкий? Критический
  212. Уровень участия офицеров курсового звена в организации и планировании обучения по дисциплинам специализации Вы оцениваете как:
  213. Нумерация вопросов соответствует порядку, изложенному в анкете самооценки качества подготовки будущего специалиста по защите информации (Приложение 1)
  214. Нумерация вопросов соответствует порядку, изложенному в «Анкете самооценки качества подготовки будущего специалиста по защите информации» (Приложение 1)1. Цели и задачи курса
  215. Требования к уровню освоения содержания курса
  216. Тема 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТКС
  217. Тема 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ
  218. Тема 3. КРИПТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
  219. Общие положения криптографии. Управление секретными ключами. Классификация шифров по различным признакам. Криптографические системы. Блочные системы шифрования. Поточные системы шифрования.
  220. Тема 4. ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  221. Тема 5. КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  222. Плановая таблица распределения времени по видам занятий
  223. Наименование тем Количество часов1. Лекции Пр. зан. Семинар
  224. Тема 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ TKC 6
  225. Занятие 1. Основы комплексного обеспечения ИБ 2
  226. Занятие 2. Стратегии и политики обеспечения ИБ 2
  227. Занятие 3. Критерии защищенности 2
  228. Тема 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ 6
  229. Занятие 1. Общие сведения об ИВС и ТКС 2
  230. Занятие 2. Транспортировка данных 2
  231. Занятие 3. Адресация и маршрутизация в ИВС 2
  232. ТемаЗ. КРИПТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ 4
  233. Занятие 1. Общие положения криптографии 2
  234. Занятие 2. Криптографические системы. 2
  235. Тема 4. ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6
  236. Занятие 1. Программно-аппаратные средства защиты ПЭВМ 2
  237. Занятие 2. Защита программ и данных от несанкционированного использования, изучения и изменения 2
  238. Занятие 3. Защита от разрушающих программных воздействий 2
  239. Тема 5. КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 6
  240. Занятие 1. Защита информационных служб компьютерной сети 2
  241. Занятие 2. Системы обнаружения атак 2
  242. Занятие 3. Безопасность операционных систем и баз данных 21. ЗАЧЕТ 21. Всего за курс 30
  243. А.И., Биркун Н. И. Основы информационной безопасности. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004.
  244. П.Н., Михальский О. О., Правиков Д. И., Щербаков А. Ю., Теоретические основы компьютерной безопасности. М.: «Радио и связь», 2000.
  245. А.А. Компьютерная безопасность. Криптографические методы защиты. М.: ДМК, 2000. — 448 с.
  246. П.Ю., Михальский О. О., Першаков А. С. и др. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности. Защита программ и данных: Учебн. пособие для вузов. — М.: Радио и связь, 1999. — 168 с.
  247. В.Г., Кругов С. В., Мацкевич И. В. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности. Защита в операционных системах: Учеб. пособие для вузов. — М.: Радио и связь, 2000. 168 с.
  248. Криптографические методы защиты информации: пособие/ Под общ. ред. Н. П. Борисенко. Орел: Академия ФСО России, 2007. — 300с.
  249. А.С., Сенотрусов И. А., Шмойлов Д. В. «Информационные технологии. Организация удаленного доступа средствами маршрутизатора Cisco»: Пособие. — Орел: Академия ФСО России, 2005. 160 с.
  250. В.Г., Олифер Н.А.Компьютерные сети: принципы, технологии протоколы. 3-е издание — СПб. Питер, 2006. 886с.: ил.
  251. Средства обеспечения освоения дисциплины
  252. Операционные системы Windows 2000 Pro.
  253. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  254. Компьютерные классы, оборудованные ПЭВМ класса не ниже Intel Pentium 133, 32 М RAM, 1G HDD с установленным программным обеспечением: MS Windows9x, MS Office, Windows 2000 Pro, Linux. Из расчета одна ПЭВМ на одного человека.
  255. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  256. Основной задачей в изучении курса «Введение в специальность» считать уяснение функционального назначения элементов защиты, алгоритмов их функционирования, влияние их характеристик на качественные показатели подсистем защиты информации.
  257. На семинарских занятиях и при самостоятельной работе под руководством преподавателя закрепляются теоретические знания и вырабатываются навыки их применения в ходе решения учебно-профессиональных задач.
  258. Восприятие учебного материала-100% 0 +100%
  259. Понимание учебного материала-100% 0 +100%
  260. Запоминание учебного материала-100% 0 +100%
  261. Усвоение учебного материала-,-1−1-1−1-100% 0 +100%
  262. Мотивация к профессиональной деятельности-1−1-1−1-100% 0 +100%
  263. Развитие ценностных ориентаций профессии-1−1-1−1-100% 0 +100%
  264. Развитие профессиональных способностей-1−1-1−1-100% 0 +100%
  265. Формирование профессионального поведения-1−1-1−1-100% 0 +100%
  266. Формирование профессиональной направленности1Л
  267. Благодарим за сотрудничество.1. РЕЗУЛЬТАТЫоценки влияния специальной адаптивной образовательной среды на формирование адаптации к учебно-профессиональной деятельности в ввузе72 респондента)
  268. Восприятие учебного материала-1−1-,-1−100% 58% +100%
  269. Понимание учебного материала1.,-цп-ч-1−100% 36% +100%
  270. Запоминание учебного материала-100% 22% +100%
  271. Усвоение учебного материала-1−1-1−1-100% 20% +100%
  272. Мотивация к профессиональной деятельности1.1−1-1−1-100% 61% +100%
  273. Развитие ценностных ориентаций профессии-1−1-,-1−100% 27% +100%
  274. Развитие профессиональных способностей1.1−1-1−1-100% 18% +100%
  275. Формирование профессионального поведения-1−1-,-1−100% 23% +100%
  276. Формирование профессиональной направленностиумирование профессионалы-100% 16% +100%1. АНКЕТАоценки экспертом профессионально-значимых качеств курсанта, характеризующих его как специалиста по защите информации1. Уважаемый эксперт!
  277. СУММА 171 171 171 171 171 171 171средний балл 6,58 8,5 7,7 4,03 7,95 8,05 6,491. А Б В Г Д Е Ж
  278. НОМИНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (1 -2 балла) количество 6 8 9 21 8 8 113,5 4,7 5,3 12,3 4,7 4,7 6,4
  279. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (3−5 баллов) количество 45 35 39 86 43 45 5226,3 20,3 22,7 50,3 25,1 26,3 30,4
  280. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (6−8 баллов) количество 87 70 88 88 77 78 7850,9 41 51,5 51,5 45 45,6 45,6
  281. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (9−10 баллов) количество 33 58 35 16 43 40 3019,3 34 20,5 9,4 25,1 23,4 17,51. Примечание
  282. А умения разрабатывать модели системы защиты телекоммуникационных систем- Б — умения разрабатывать «Политику безопасности" — В — умения организовывать управление доступом к ресурсам АС-
  283. Г умения определять роль, место и эффективность применения отдельных средств защиты в общей системе защиты информации-
  284. Д умения производить анализ исходных данных и осуществлять на их основе классификацию АС-
  285. Е умения оценивать защищенность СВТ-
  286. Ж — умения использовать современные пакеты прикладных программ для оформления принятых решений.1. АНКЕТАсамоотчетов курсантов по выявлению личностных новообразований коммуникативного взаимодействия в ходе ролевой игры1. Уважаемый товарищ!
  287. Благодарим за сотрудничество!
Заполнить форму текущей работой