Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности
Диссертация
Интенсифицировались исследования, посвященные проблемам социально-педагогической и профессиональной адаптации. В педагогической науке адаптация рассматривается как целостный процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, где происходит не только адаптация к успешному функционированию в данной среде, но и активное освоение предметного пространства. В аспекте профессиональной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы адаптации будущих военных специалистов к учебно-профессиональной деятельности в военном вузе
- 1. 1. Адаптация к учебно-профиональной деятельни будущих военныхециалов в военном вузе как холого-педагогичий феномен
- И
- 1. 2. Содержательные характеристики адаптации к учебнопрофессиональной деятельности вруктуре профессионализации личности будущего военногоециалиста
- У* 1.3. Модель адаптации к учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов по защите информации в военном вузе
- Выводы по главе
- Глава 2. Экспериментальное исследование процесса адаптации будущих специалистов по защите информации к учебнопрофиональной деятельни в военном вузе
- 2. 1. Исследование исходного уровня адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности
2.2. Реализация в вузе компле педагогичих овий эффективной адаптации кунтов к учебно-профиональной деятельни f 2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы по применению модели адаптации курсантов к учебнопрофессиональной деятельности в военном вузе.
Выводы по главе
Список литературы
- Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии Текст. — М., 1973.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. — М.: Школа-Пресс, 1997. 247 с.
- Агеев, В.В., Файзуллина, А.К. Учебная деятельность как способ профессиональной адаптации студентов Текст. Университетское образование: сборник статей XI Международной конференции. Пенза, 2007. — 647 с.
- Акмеология: Учебник Текст. / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. 650 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды Текст. В 2-х т. / Под ред.А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 287с. — Т.1.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. // Избранные психологические труды. В 2 т., т. 1. — М., 1980. — 340 с.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. — Казань: Изд. КГУ, 1988. — 238 с.
- Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности Текст. — М., 1996.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы Текст. -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Байденко, В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения Текст. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 95 с.
- Байденко, В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения Текст. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 95 с.
- Барашков, П.Н., Житницкий, М.И. и др. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в ввузе Текст. — JL: ВАС им. С. М. Буденного, 1990.-212 с.
- Бахтин, М.М. Философия поступка Текст. — М., 1989.
- Бенин, B.JI. Педагогическая культура. Философско-социологический анализ Текст. — Уфа, 1997. — 131 с.
- Бердяев, Н.А. О рабстве и свободе человека Текст. // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М.1995.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Беспалько, В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. — М.: Высшая школа, 1989. 143 с.
- Библер, B.C. На гранях логики культуры Текст. М., 1997.
- Биочинский, И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск Текст. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1993. — 40 с.
- Биркун, Н.И. Реализация межпредметных связей при изучении общепрофессиональных дисциплин в военном вузе Текст. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курск: КГУ, 2007. — 22 с.
- Благодаров, А.И. Методологические основы организации системы образования офицерских кадров ВС РФ Текст. Монография. — М., 1997, — 124 с.
- Боголюбов, В.И. Педагогическая технология Текст. — Пятигорск, ПГЛУ, 1997. 245 с.
- Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения Текст. М., 1998.
- Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (Проект Tuning) Текст. / Под научн. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. -М.: ИЦПКПС, 2006.
- Большой психологический словарь Текст. / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного подхода воспитания Текст. // Педагогика, 1995. — № 4.-С. 29−36.
- Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Психология формирования и развития личности / Текст. Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — 116 с.
- Браун, Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды Текст. Автореф. дис.. канд. пед. наук. С-Пб.: Гуманитарный университет профсоюзов, 2007. — 21 с.
- Будовская, И.В. Формирование психологической культуры курсантов учебных заведений МВД России Текст. Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. Курск: КГУ, 2007. — 22 с.
- Бушин, И.Ф. Особенности воспитательной работы с курсантами Академии ФСО России: научно-практические рекомендации Текст. — Орел: Академия ФСО России, 2007. 201 с.
- Бушин, И.Ф. Преподаватель и проблемы воспитания курсантов в военном вузе. Рекомендации для молодых преподавателей Текст. Орел: Академия ФСО России, 2005. — 33 с.
- Вазина, К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: концепция, опыт Текст. — Челябинск: ГУПТО, 1997.-242 с.
- Валицкая, А.П. Модели образовательных систем и подходы к стандартизации Текст. // Образовательные стандарты: Материалы Международного семинара. СПб., 2005. — 167 с.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
- Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения Текст. // Современная высшая школа, 1982, № 3. — С. 129 — 142.
- Вербицкий, А.А. Игровые формы контекстного обучения Текст. -М.: Знание, 1983. С. 35−72.
- Вербицкий, А.А., Бакшаева, Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении Текст. Монография. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
- Виленский, В.Я., Образцов, П.И., Уман, А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие Текст. Издание второе / Под ред. В. А. Сластенина. — М: Педагогическое общество России, 2005. — 192 с.
- Военная психология и педагогика: Учебное пособие Текст. / Под общ. ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. — М.: Совершенство, 1998,-384 с.
- Военная психология и педагогика: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений Текст. / Под ред. A.M. Герасимова, А. А. Деркача, П. П. Крамаренко, Л. Г. Лаптева и др. — М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. 314 с.
- Военный энциклопедический словарь Текст. — М.: Воениздат, 1983.
- Воронов, М.С. Психолого-педагогические условия адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе Текст. Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2003. 214 с.
- Вульфов, Б.З. Воспитание и рынок в переходный период Текст. // Педагогика. 1993. № 2. — С 37−40.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
- Голубева, Н. М. Адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности (на примере подготовки будущих менеджеров) Текст. Дис.. канд. пед. наук. Нижний Новгород: Волжская ГИПА, 2004. — 247 с.
- Гребенев, JL, Кружалин, В., Попова, Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования Текст. // Высшее образование в России. 2003. № 4. — С. 46 — 56.
- Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики Текст. М., 1987.- 103 с.
- Гусев, В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования Текст. Монография. — Орел. — 1997.-238 с.
- Гусев, В.В., Маслова, Н.Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы Текст. — Орел: ВИПС, 1996. 144 с.
- Давыдов, В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии Текст. / В. В. Давыдов //Деятельность: теории, методология, проблемы. — М., 1990.
- Давыдов, В.П., Пустозеров, А.И. Педагогическая психология в высшей военной школе: Учебно-методическое пособие Текст. М.: ВВИА, 1993.-110 с.
- Денеко, М.В. Развитие личностного потенциала преподавателя вуза в процессе профессиональной адаптации Текст. Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2007. — 24 с.
- Деркач, А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований Текст. М., 1999. — 392 с.
- Дуранов, М.Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося Текст. — Магнитогорск: МГПИ, 2000.-362 с.
- Дьяченко, М.И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск, 1993. — 383 с.
- Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы Текст. Челябинск: ЧГПУ, 2002. — 195 с.
- Закон Российской Федерации «Федеральная программа развития образования» Текст. М: Нова школа, 2000. — 38 с.
- Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта. Россия на пути преодоления кризиса Текст. М.: Аспект Пресс, 1994. — 317с.
- Зеер, Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога: Учебное пособие Текст. Свердловск: УрГУ, 1988. — 120 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования Текст. — М.: Из-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
- Зельницкий, А.Н. Педагогические основы измерения эффективности учебных занятий с использованием ЭВМ Текст. Автореф. дис.канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1989. 19 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие Текст. Ростов-н /Д.: Изд-во «Феникс», 2002. — 480 с.
- Зотова, О.И., Кряжева, И.К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации Текст. // Методология и методы социальной психологии. М., 1997. С. 173−118.
- Камышев, А.А. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе Текст.: Дис.. канд. пси-хол. наук. СПб., ЛГОУ, 1999. 24 с.
- Каширин, В.П. Самоутверждение курсантов (социально-психологический анализ) Текст. М.: ВПА, 1983.
- Климов, Е.А. Как выбрать профессию Текст. М: Просвещение, 1990.- 159 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 512 с.
- Ковалев, А.Г. О проблеме восприимчивости личности к воспитательным действиям Текст. // Сов, педагогика. 1980. № 6. — С. 38−43.
- Козачок, А.И., Образцов, П.И. Формирование компетентности у военных специалистов в вузе средствами профессионально-ориентированной технологии обучения Текст. Монография. Орел: Академия ФСО России, 2005. 164 с. Деп. в ВИНИТИ 15.06.05. № 846-В2005.
- Козлов, О.А. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений МО РФ Текст. Дис. .докт. пед. наук. -М., 1999.-39 с.
- Козлов, О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений Текст.: Монография. М.: МО РФ, 1999. — 328 с.
- Колесникова, И.А. Методологические основания педагогической деятельности по разработке и реализации образовательных стандартов Текст. // Образовательные стандарты: Материалы Международного семинара.-СПб., 2005. 167 с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст. Коллективная монография. /Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой, проф. А. П. Тряпицыной. — СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 392 с.
- Корзун, М.М., Михайловский, В.Г. Теоретические основы профессионализации офицерских кадров Текст. М.: МО РФ, 1995. — 91 с.
- Корнеева, JI.H. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Текст. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. 197 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя Текст. — Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994.- 165 с.
- Кривцов, Л.Ю. Педагогические основы профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ Текст. Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М., 1997. — 24 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования Текст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Кузьмина, Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании Текст. // Методология педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискулова. М.: Педагогика, 1980. 117 с.
- Кухарев, Н.В., Решетько, B.C. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества Текст. (Опыт, критерии измерения, прогнозирование): В 3 ч. Ч.П. — Минск, «Адукация и выхаживание», 2003. — 296 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. М. Высш. шк., 1991. — 224 с.
- Лекторский, В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение Текст. / В. А. Лекторский // Вопр. философии. — 2001. — № 2.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Липский, И.А. Прогнозирование в военной педагогике Текст.— М: ГАВС, 1993.-215 с.
- Лучшие психологические тесты Текст. / Отв. Ред. А.Ф. Кудря-шов. Петрозаводск, 1992. — 318 с.
- Маленкович, Т.М. Профилактика дезадаптации студентов младших курсов в условиях вуза Текст. Дисс. .канд. пед. наук. — Хабаровск: Хабаровский ГПУ, 2003. 190 с.
- Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 208 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст. — М., 1996.-308 с.
- Мартынов, Н., Якушенко, Е., Кириллов, В. Какие мотивы движут выпускниками военного вуза Текст. // Ориентир. 2008. № 6. — С. 22.
- Мачулин, В.В., Михайловский, В.Г., Рюмин, В. П. Основы дея-тельностного подхода к подготовке кадров Текст. — М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. 56 с.
- Мизинцев, В.П. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса Текст. Автореф. дис. .докт. пед. наук. Южно-Сахалинск: ГПИ, 1987. — 39 с.
- Мирошниченко, И.К. Система профессиональной ориентации и адаптационной работы с молодежью в условиях города Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 2000. — 21 с.
- Михайловский В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров Текст. Монография. — М.: РАГС, 1995.— 260 с.
- Михайловский, В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров Текст. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1995. — 40 с.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика Текст. М.: Владос, 2002.- 182 с.
- Найн, А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике Текст. — Челябинск: Урал ГАФК, 2002. — 144 с.
- Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) Текст. Ереван: АН Арм. ССР. 1988.
- Нейман, Ю.М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов Текст. — М.: Прометей, 2000. — 168 с.
- Никитин, В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие Текст. 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-72 с.
- Новиков, П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования Текст. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2007. — 46 с.
- Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в высшей военной школе Текст. // Военная мысль. — 2003. № 8.-С. 22−26.
- Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования Текст. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
- Образцов, П.И., Косухин, В.М. Дидактика высшей военной школы Текст.: Учебное пособие. — Орел: Академия ФАПСИ, 2002. — 317 с.
- Образцов, П.И., Родных, И.В., Нешков, А.К., Уваров, Ю. М. Основы военной педагогики Текст. Курс лекций: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. П. И. Образцова. Орел.: ВИПС, 1999. — 224 с.
- Образцов, П.И., Уваров, Ю.М. Краткий словарь основных категорий и понятий по военной педагогике Текст. — Орел: ВИПС. 1999. 75 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. — М.: Русск. яз., 1990.-924 с.
- Основы военной акмеологии Текст.: Учебное пособие / Под ред. Корчемного П. А., Лаптева Л. Г., Михайловского В. Г. — М.: ВА имени Ф. Э. Дзержинского, 1996. -41.- 256 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы Текст. / Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 303 с.
- Панченко, Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности Текст.: Учеб. пособие. — Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. — 85 с.
- Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории Текст. -М.: Мысль, 1971.-351 с.
- Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
- Петров, В.П., Ростунов, А.Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи Текст.: Учеб. пособие.-М., 1988. — 220 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии Текст. Ростов-на-Д., 1996.-512 с.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта Текст. — М., 1969.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности Текст. — М.: Наука, 1986.-255 с.
- Поташник, М.М. Как развивать педагогическое творчество Текст. М.: Знание, 1997. — 80 с.
- Пригожий, А.И. Социология организации Текст. — М., 1980.
- Профессиональная педагогика Текст.: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.-904 с.
- Психологический словарь Текст. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 447 с.
- Психология педагогика высшей военной школы Текст.: Учеб. пособие / В. И. Варваров, В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов и др. Под ред. А.В. Ба-рабанщикова. М: Воениздат, 1989. — 366 с.
- Равен, Джон. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы Текст. / Пер. с англ. — М.: Когито-центр, 1999. — 144 с.
- Ростунов, А.Т. Формирование профессиональной пригодности Текст. Минск: Высшая школа, 1984. — 176 с.
- Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание Текст. — М.: АПН СССР, 1957.-328с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии Текст.: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989. 485 с.
- Руководство Пользователя ECTS. ECTS Users’Guide. European Credit Transfer and Accumulation system and Diploma Supplement. Текст. / Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции. — М. — Уфа:
- Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 69 с.
- Сазонов, Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования Текст. / Учебно-методическое пособие. М.: МГУПБ, 2006. — 188 с.
- Сапходоева, О.И. Проективные умения в профессиональном становлении будущих офицеров тыла Текст. Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Саратов, 2007.-.23 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селье, Г. Стресс без дистресса Текст. — М.: Прогресс, 1995.
- Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е. Н. Педагогика Текст.: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина М.: Школа-Пресс, 1997.-267 с.
- Смирнов, С.И. Технологии в образовании Текст. // Высшее образование в России. № 1.- 1999.-С.109- 112.
- Совершенствование учебного процесса вузов на основе его компьютеризации (опыт, исследования) Текст. / Акопов С. И., Алексеев В. Д., Андреев А. А и др.- Под. ред. О. В. Золотарева. М.: ВПА, 1991. — 260 с.
- Соловьев, А.В. Профессиональная ориентация студентов Текст. М.: Экономика, 2000. — 144 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии Текст. — Ростов н/Д. Изд-во «Феникс», 1997. 736 с.
- Тадевосян, Э.В. Социология Текст. М.: Знание, 1998. — 272 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 141 с.
- Теория и методика систем интенсивного обучения Текст.: Учебное пособие / Под общ. ред. А. А. Золотарева. М.: МИГА, 1993. 4.1. -66 е.,-4.2.-57 с.
- Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст.: Избр. работы.-М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
- Третьяков, П.И. Управление школой по результатам Текст. — М., 1997.
- Третьякова, Е.И. Развитие личности курсанта в условиях обучения в высшей военной школе Текст. / Е.И. Третьякова- под общ. ред. И. В. Родных. Орел: Академия ФСО России, 2008. — 168 с.
- Уваров, Ю.М. Разработка дидактического комплекса информационного обеспечения изучения гуманитарных дисциплин и его применение в военном вузе Текст. Дисс.. канд. пед. наук. — М.: АФПС, 2002. — 281 с.
- Уман, А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы Текст. Монография. — Орел.: ОГУ, 1997. — 208 с.
- Федоренко, С.А. Психолого-акмеологические резервы повышения эффективности профессионального становления офицерских кадров Текст. Автореф. дис. .канд. псих. наук. М.: РАГС, 1998. — 26 с.
- Федорец, Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Текст. Л.: Изд. ЛГПИ, 1983. — 88 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. — М.: ИН-ФРА-М, 1997.-576 с.
- Фишман, Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами Текст. Автореф. дис. .докт. пед. наук. — М.: МГПУ, 1995. — 43 с.
- Фридман, Л.М. Психология воспитания Текст. — М.: Сфера, 2000. 208 с.
- Фролова, Н.В. Психолого-педагогические условия формирования языковой компетенции будущих военных специалистов в вузе (на материале изучения дисциплины «Иностранный язык») Текст. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курск: КГУ, 2005. — 21 с.
- Чванова, М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов Текст. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М.: ИПСР РАО, 1999. — 38 с.
- Чемодуров, М.В. Опытно-экспериментальная оценка эффективности процесса профессионально-личностного развития будущего военного специалиста по защите информации в военном вузе Текст. Отчет о НИР «Генезис». Орел: Академия ФСО России, 2008. — С. 92−106.
- Чудинова, Г. А. Проблемы адаптации выпускников школы к демократическим преобразованиям Текст. // Педагогика, 2007. № 3.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности Текст. — М., 1994.
- Шамич, А. Что значит сформировать позицию. Текст. // Ориентир. 2003. № 2. — С. 72.
- Шамова, Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н. П. Управление образовательными системами Текст.: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 320 с.
- Шевченко, И.В. Активные методы обучения в учебном процессе Текст. Выпуск IV. Саратов, 1992.
- Шиянов, Е.Н., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении Текст.: учебное пособие для студ. пед. вузов. — М.: Академия, 2002. — 288 с.
- Энциклопедический социологический словарь Текст. / Общ. ред. акад. РАН Осипова Г. В. М.: РАН, 1995.-439 с.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология Текст.: Учебное пособие. СПб.: Полиус, 1998. — 639 с.
- ECTS — Fachtaguns Anglistik, Germanistik, Romanistik und Ge-schicht. Wurzburg, 25−26, April 2005.
- Percival, F., Ellington, H. A Handbook of Educational Technology. -London, N.Y., 1984.-P12, 13,20.
- Qualifikationenrahmen fur Deutsche Hochschulabschliisse (Im Zu-sammenwirken von Hochschulrektorenkonferenz, Kulturminister-Konferenz und
- Bundesministerium fur Bilduns und Forschuns erarbeitet und von Kulturminister konferenz am 21.04.2005 beschlossen.
- Raven, J. Competence in Modern Sosiety: Its Identification, Development and Release. Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984. — 63 p.
- Критерий Показатель Уровни
- Критический Низкий Средний Высокийкол % кол % кол % кол %
- Профессионально-цснностные ориентации курсантов Ценности профессиональной деятельности 6 2,72 54 24,44 115 52,04 46 20,82
- Профессиональные способности Качество усвоения профессиональных знаний, умений и навыков 0 0,00 122 55,21 64 28,96 35 15,84
- Прочность усвоения 4 1,81 101 45,70 73 33,03 43 19,46
- Качество выполнения творческих заданий и работ 0 0,00 103 46,61 79 35,75 39 17,65
- Профессионально-рефлексивные способности Анализ учебно-профессиональных действий 9 4,07 76 34,39 107 48,42 29 13,12
- Оценка собственного профессионального образа 4 1,81 69 31,22 113 51,13 35 15,84
- Коммуникативные и организаторские способности Коммуникативные свойства 5 2,26 73 33,03 95 42,99 48 21,72
- Особенности профессионально-личностного взаимодействия 11 4,98 62 28,06 113 51,13 35 15,84
- Уважаемый товарищ! С целью совершенствования качества подготовки специалистов просим Вас принять участие в нашем исследовании. Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов, отметив один из предложенных вариантов ответов.
- На данном этапе Вы удовлетворены избранной профессией?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Вы хорошо представляете область применения знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении специальных дисциплин, в Вашей будущей профессии?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Считаете ли Вы, что при изучении дисциплин специализации офицеры курсового звена могут оказать реальную помощь?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Вы желаете продолжить военную службу по предназначению?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Вы хотите добиться успешного карьерного роста?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Вы испытываете необходимость обучения в ввузе?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Вы осознаете долг ответственного выполнения служебных обязанностей?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Вы всегда стремитесь хорошо закончить начатую работу?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Вы испытываете обязательность по отношению к другим людям?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Качество инженерной деятельности по защите информации зависит от Ваших собственных усилий?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Качество учебно-профессиональной деятельности зависит от Ваших собственных усилий?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Качество работы с подчиненными зависит от Ваших собственных усилий?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Знания, умения и навыки, получаемые Вами в академии, являются значимыми для будущей профессиональной деятельности?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Испытываете ли Вы необходимость в повышении своих профессиональных навыков и компетенций?
- Да? Нет? Затрудняюсь ответить
- Как Вы оцениваете уровень своей ответственности за сформированность знаний, умений и навыков, получаемых Вами в вузе?
- Высокий? Средний? Низкий? Критический
- Уровень знаний, полученных при изучении дисциплин специализации, Вы оцениваете как:
- Высокий? Средний? Низкий? Критический
- Уровень умений и навыков, полученных при изучении дисциплин специализации, Вы оцениваете как:
- Высокий? Средний? Низкий? Критический
- Уровень участия офицеров курсового звена в организации и планировании обучения по дисциплинам специализации Вы оцениваете как:
- Нумерация вопросов соответствует порядку, изложенному в анкете самооценки качества подготовки будущего специалиста по защите информации (Приложение 1)
- Нумерация вопросов соответствует порядку, изложенному в «Анкете самооценки качества подготовки будущего специалиста по защите информации» (Приложение 1)1. Цели и задачи курса
- Требования к уровню освоения содержания курса
- Тема 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТКС
- Тема 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ
- Тема 3. КРИПТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
- Общие положения криптографии. Управление секретными ключами. Классификация шифров по различным признакам. Криптографические системы. Блочные системы шифрования. Поточные системы шифрования.
- Тема 4. ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- Тема 5. КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Плановая таблица распределения времени по видам занятий
- Наименование тем Количество часов1. Лекции Пр. зан. Семинар
- Тема 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ TKC 6
- Занятие 1. Основы комплексного обеспечения ИБ 2
- Занятие 2. Стратегии и политики обеспечения ИБ 2
- Занятие 3. Критерии защищенности 2
- Тема 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ 6
- Занятие 1. Общие сведения об ИВС и ТКС 2
- Занятие 2. Транспортировка данных 2
- Занятие 3. Адресация и маршрутизация в ИВС 2
- ТемаЗ. КРИПТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ 4
- Занятие 1. Общие положения криптографии 2
- Занятие 2. Криптографические системы. 2
- Тема 4. ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6
- Занятие 1. Программно-аппаратные средства защиты ПЭВМ 2
- Занятие 2. Защита программ и данных от несанкционированного использования, изучения и изменения 2
- Занятие 3. Защита от разрушающих программных воздействий 2
- Тема 5. КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 6
- Занятие 1. Защита информационных служб компьютерной сети 2
- Занятие 2. Системы обнаружения атак 2
- Занятие 3. Безопасность операционных систем и баз данных 21. ЗАЧЕТ 21. Всего за курс 30
- Козачок А.И., Биркун Н. И. Основы информационной безопасности. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004.
- Девянин П.Н., Михальский О. О., Правиков Д. И., Щербаков А. Ю., Теоретические основы компьютерной безопасности. М.: «Радио и связь», 2000.
- Петров А.А. Компьютерная безопасность. Криптографические методы защиты. М.: ДМК, 2000. — 448 с.
- Белкин П.Ю., Михальский О. О., Першаков А. С. и др. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности. Защита программ и данных: Учебн. пособие для вузов. — М.: Радио и связь, 1999. — 168 с.
- Проскурин В.Г., Кругов С. В., Мацкевич И. В. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности. Защита в операционных системах: Учеб. пособие для вузов. — М.: Радио и связь, 2000. 168 с.
- Криптографические методы защиты информации: пособие/ Под общ. ред. Н. П. Борисенко. Орел: Академия ФСО России, 2007. — 300с.
- Борисенков А.С., Сенотрусов И. А., Шмойлов Д. В. «Информационные технологии. Организация удаленного доступа средствами маршрутизатора Cisco»: Пособие. — Орел: Академия ФСО России, 2005. 160 с.
- Олифер В.Г., Олифер Н.А.Компьютерные сети: принципы, технологии протоколы. 3-е издание — СПб. Питер, 2006. 886с.: ил.
- Средства обеспечения освоения дисциплины
- Операционные системы Windows 2000 Pro.
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Компьютерные классы, оборудованные ПЭВМ класса не ниже Intel Pentium 133, 32 М RAM, 1G HDD с установленным программным обеспечением: MS Windows9x, MS Office, Windows 2000 Pro, Linux. Из расчета одна ПЭВМ на одного человека.
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Основной задачей в изучении курса «Введение в специальность» считать уяснение функционального назначения элементов защиты, алгоритмов их функционирования, влияние их характеристик на качественные показатели подсистем защиты информации.
- На семинарских занятиях и при самостоятельной работе под руководством преподавателя закрепляются теоретические знания и вырабатываются навыки их применения в ходе решения учебно-профессиональных задач.
- Восприятие учебного материала-100% 0 +100%
- Понимание учебного материала-100% 0 +100%
- Запоминание учебного материала-100% 0 +100%
- Усвоение учебного материала-,-1−1-1−1-100% 0 +100%
- Мотивация к профессиональной деятельности-1−1-1−1-100% 0 +100%
- Развитие ценностных ориентаций профессии-1−1-1−1-100% 0 +100%
- Развитие профессиональных способностей-1−1-1−1-100% 0 +100%
- Формирование профессионального поведения-1−1-1−1-100% 0 +100%
- Формирование профессиональной направленности1Л
- Благодарим за сотрудничество.1. РЕЗУЛЬТАТЫоценки влияния специальной адаптивной образовательной среды на формирование адаптации к учебно-профессиональной деятельности в ввузе72 респондента)
- Восприятие учебного материала-1−1-,-1−100% 58% +100%
- Понимание учебного материала1.,-цп-ч-1−100% 36% +100%
- Запоминание учебного материала-100% 22% +100%
- Усвоение учебного материала-1−1-1−1-100% 20% +100%
- Мотивация к профессиональной деятельности1.1−1-1−1-100% 61% +100%
- Развитие ценностных ориентаций профессии-1−1-,-1−100% 27% +100%
- Развитие профессиональных способностей1.1−1-1−1-100% 18% +100%
- Формирование профессионального поведения-1−1-,-1−100% 23% +100%
- Формирование профессиональной направленностиумирование профессионалы-100% 16% +100%1. АНКЕТАоценки экспертом профессионально-значимых качеств курсанта, характеризующих его как специалиста по защите информации1. Уважаемый эксперт!
- СУММА 171 171 171 171 171 171 171средний балл 6,58 8,5 7,7 4,03 7,95 8,05 6,491. А Б В Г Д Е Ж
- НОМИНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (1 -2 балла) количество 6 8 9 21 8 8 113,5 4,7 5,3 12,3 4,7 4,7 6,4
- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (3−5 баллов) количество 45 35 39 86 43 45 5226,3 20,3 22,7 50,3 25,1 26,3 30,4
- СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (6−8 баллов) количество 87 70 88 88 77 78 7850,9 41 51,5 51,5 45 45,6 45,6
- ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (9−10 баллов) количество 33 58 35 16 43 40 3019,3 34 20,5 9,4 25,1 23,4 17,51. Примечание
- А умения разрабатывать модели системы защиты телекоммуникационных систем- Б — умения разрабатывать «Политику безопасности" — В — умения организовывать управление доступом к ресурсам АС-
- Г умения определять роль, место и эффективность применения отдельных средств защиты в общей системе защиты информации-
- Д умения производить анализ исходных данных и осуществлять на их основе классификацию АС-
- Е умения оценивать защищенность СВТ-
- Ж — умения использовать современные пакеты прикладных программ для оформления принятых решений.1. АНКЕТАсамоотчетов курсантов по выявлению личностных новообразований коммуникативного взаимодействия в ходе ролевой игры1. Уважаемый товарищ!
- Благодарим за сотрудничество!