Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности финансов некоммерческих организаций

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, основной целью деятельности некоммерческих организаций не может быть извлечение прибыли. Создаваться они могут в соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» для «достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных… Читать ещё >

Особенности финансов некоммерческих организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»

Институт экономики и финансов Контрольная работа По дисциплине: Финансы Тюмень 2014

Cодержание

1. Оценка эффективности формирования и исполнения бюджета города Тюмени

2. Особенности организации финансов некоммерческих организаций

2.1 Состав доходов и расходов некоммерческой организации

2.2 Организация финансов в некоммерческих учреждения

3. Практическое задание

Список литературы

1. Оценка эффективности формирования и исполнения бюджета города Тюмени Формирование доходной части бюджета на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется в соответствии с положениями главы 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и городского округа на очередной финансовый год и плановый период, Законом Воронежской области от 17.11.2005 № 68-ОЗ «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления Воронежской области», а также изменениями налогового законодательства Российской Федерации.

Формирование расходной части бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется в соответствии с положением Бюджетного послания Президента РФ, изменениями федерального бюджетного законодательства, методическими рекомендациями Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области, а также принятых расходных обязательств городского округа город Воронеж с учетом изменения размера оплаты труда и начислений работников бюджетной сферы и денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов, тарифов на оплату коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы, а также прогнозного уровня роста потребительских цен.

В целях комплексного решения острых социальных и экономических проблем развития города в проекте бюджета учитываются расходы на реализацию мероприятий муниципальных долгосрочных и ведомственных целевых программ.

В проекте расходной части бюджета предусматриваются в полном объеме бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных направлений бюджетной политики, к которым относятся обязательства по оплате труда работников бюджетной сферы, оплате коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы, оплате питания в учреждениях здравоохранения и образования, оплате медикаментов, социальным выплатам по предоставлению малообеспеченным гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. В результате бюджет городского округа ежегодно сохраняет свою социальную направленность и ориентирован на повышение качества жизни населения.

Проект бюджета на очередной финансовый год и плановый период публикуется в средствах массовой информации с целью обеспечения открытости и доступности его для общества. Кроме того, для учета мнения и пожеланий населения ежегодно проводятся публичные слушания по проекту бюджета городского округа.

Бюджет города Тюмени на 2013 год утвержден решением Тюменской городской Думы от 29.11.2012 № 952 «О бюджете города Тюмени на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» с объемом доходной части — 16 766 348 тыс. руб., расходной части — 16 766 348 тыс. руб., дефицитом — 0 тыс. руб.

За отчетный период в решение о бюджете города Тюмени на 2013 год и на плановый период внесены изменения на основании решений Тюменской городской Думы от 28.02.2013 № 996, от 25.04.2013 № 1035, от 30.05.2013 № 1053, от 10.06.2013 № 1077, от 31.10.2013 № 15, в результате чего основные характеристики бюджета города на 2013 год утверждены в следующих объемах:

— доходы — 17 328 713 тыс. руб.;

— расходы — 17 700 841 тыс. руб.;

— дефицит — 372 128 тыс. руб.

Бюджет города Тюмени по доходам за 2013 год исполнен в сумме 24 706 207 тыс. руб. или на 97% к уточненному годовому плану (25 585 890 тыс. руб.)

Доходы бюджета формируются за счёт трех источников поступлений: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

Сумма поступлений налоговых платежей составила 6 834 817 тыс. руб. или 102% от годового плана.

Неналоговые доходы поступили в сумме 1 805 175 тыс. руб., что составляет 128% от годового плана.

Всего сумма поступления налоговых и неналоговых платежей составила 8 639 992 тыс. руб. или 107% к годовому плану (8 082 764 тыс. руб.).

Объем безвозмездных поступлений составил 16 066 215 тыс. руб., который сложился за счет безвозмездных поступлений из областного бюджета в сумме + 16 644 120 тыс. руб., доходов от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет + 152 380 тыс. руб., возврата из бюджета города в областной бюджет неиспользованных остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в сумме «-» 1 889 971 тыс. руб., возврата в бюджет города из областного бюджета неиспользованных остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, потребность в которых подтверждена + 1 159 686 тыс. руб.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходная часть бюджета города увеличилась на 4 576 031 тыс. руб. или на 23%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам на 539 354 тыс. руб., по безвозмездным поступлениям на 4 036 677 тыс. руб.

В 2013 году бюджету города Тюмени законом Тюменской области от 06.11.2012 № 84 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрены дотации и субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности (финансовая поддержка) в сумме 3 023 617 тыс. руб. (в 2012 году данная сумма составляла 13 262 тыс. руб.).

В 2013 году Тюмень заработала более 24,7 млрд руб., что составляет 97% от плана, а потратила немногим более 24,3 млрд рублей — 88% от намеченного объема. Это позволило завершить год с положительным балансом (355 млн руб.), несмотря на предполагаемый двухмиллиардный дефицит.

В структуре расходов 41% (более 9,8 млрд руб.) занимают траты на развитие образования; 26% (6,2 млрд руб.) — расходы на национальную экономику (развитие дорожно-транспортной сети, потребительского рынка, системы инженерной инфраструктуры, градостроительной деятельности и т. д.); 14% (почти 3,5 млрд руб.) — на ЖКХ; 11% (2,6 млрд руб.) — на социальную политику.

В рамках программы «Развитие образования в городе Тюмени на 2012;2014 годы» для обеспечения населения детскими садами в прошлом году были приобретены три здания: два — для детских садов на 280 и 180 мест и одно — для школы на 1600 мест. На это было потрачено почти 1,8 млрд руб. бюджетных средств. Также городом осуществлен капитальный ремонт 36 объектов дошкольного образования и 27 объектов общего образования на сумму 1 млрд рублей.

По муниципальной программе «Реализация жилищной политики в городе Тюмени на 2012;2014 годы» 625 млн рублей использовано на переселение граждан из непригодного для проживания фонда. На эту сумму приобрели 194 квартиры, а за 102 помещения произвели уплату выкупной цены. Также была предоставлена социальная выплата 1449 молодым семьям на приобретение жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства. На этот пункт потратили 1607 млн рублей. Еще 10 миллионов рублей понадобилось на то, чтобы снести 36 ветхих и аварийных домов.

Для обеспечения безопасного и комфортного проживания жителей города значительный объем бюджетных средств направлен на финансирование развития дорожно-транспортной сети Тюмени. Для этой цели было использовано 5,6 млрд рублей. Средства ушли на содержание 217 км дорог, 18 искусственных сооружений, 142 км ливневой канализации, на ремонт 136 км автодорог, на строительство и реконструкцию 7,4 км автомобильных дорог и т. д. Также для жителей города большое значение имеет наличие парковочных мест. Поэтому в ходе строительства и ремонта дорог создано 39 парковок общей вместимостью 1101 машиноместо.

Довольно большие расходы в прошлом году были заложены на поддержание и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства. Они составили почти 3,5 млрд рублей. Основные направления — развитие жилищного фонда города, благоустройство и охрана окружающей среды. Более 54 объектов благоустроены, а на 81 объект разработана проектно-сметная документация (в основном это дворовые территории).

Кроме того, одним из приоритетных направлений для обеспечения комфортной среды проживания граждан является проведение капитального ремонта жилищного фонда. В соответствии с ним, в прошлом году подобные работы выполнены на 324 домах, и проведена замена 139 лифтов. Также в Тюмени создано шесть зеленых зон.

За 2013 год бюджет города Тюмени исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 355 299 тыс. руб.

2. Особенности организации финансов некоммерческих организаций.

ГК РФ делит все юридические лица на два вида — коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). Основанием такого деления служит цель осуществляемой организацией деятельности. Основная цель коммерческих организаций — извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

Некоммерческие организации создаются для достижения образовательных, научных, благотворительных целей, для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Иначе говоря, они не преследуют цели извлечения прибыли и ее распределения между участниками.

Коммерческие организации существуют за счет получаемой ими прибыли. Некоммерческие организации осуществляют свою деятельность за счет целевого финансирования или за счет добровольных пожертвований.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.

Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов.

Из этого определения с достаточной очевидностью следует, что бюджетное учреждение в любом случае является организацией некоммерческой. ГК РФ определяет некоммерческие организации как юридические лица, которые не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют ее между участниками данной деятельности. Аналогичная формулировка содержится в Федеральном законе от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Следовательно, можно выделить два признака такой организации, установленных гражданским законодательством.

Во-первых, основной целью деятельности некоммерческих организаций не может быть извлечение прибыли. Создаваться они могут в соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» для «достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ». Хозрасчетная деятельность допускается, но не в ущерб основной и с условием направления полученной прибыли на осуществление уставных задач.

Это требование сформулировано в статье 50 ГК РФ; «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

Можно утверждать, что бюджетные организации отвечают, во-первых, базовому признаку некоммерческих организаций — основная деятельность их не преследует цели получения прибыли.

Во-вторых, отсутствие распределения полученной прибыли между участниками достаточно очевидно и следует из сказанного. Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета.

Прибыль, полученная организацией, используется на достижение целей, определенных собственником, установленных изначально учредительными документами, и, таким образом, это не может быть простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.

Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью. Это означает, что они могут приобретать только такие гражданские права и нести только такие гражданские обязанности, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в их учредительных документах.

ГК РФ в ст. 48 проводит классификацию юридических лиц в зависимости от прав учредителей юридического лица на его имущество, разделяя всё юридические лица на три группы.

Первую группу составляют юридические лица, обладающие правом собственности на имущество организации. Их учредители имеют обязательственные права требования (передавая имущество юридическому лицу, они утрачивают на него право собственности). При выходе они имеют право требовать передачи им части имущества, причитающейся на их долю. К ним относятся большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий) и некоторые некоммерческие организации — потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства.

Ко второй группе относятся юридические лица, не обладающие правом собственности на имущество организации. Учредители таких юридических лиц сохраняют за собой право собственности на имущество организации. Это унитарные предприятия и учреждения. В случае ликвидации такого юридического лица учредитель получает остаток имущества.

В третью группу включаются юридические лица, обладающие правом собственности в отношении переданного им имущества. Их учредители не сохраняют никаких (ни обязательственных, ни вещных) прав в отношении имущества организации. К ним относится большинство некоммерческих организаций — общественные, религиозные организации, фонды и некоторые другие (за исключением потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств). При выходе из организации или при ее ликвидации учредитель не получает никаких прав на имущество.

Закон о некоммерческих организациях определил их правовое положение, порядок создания, реорганизации и ликвидации, формирование и использование имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Этот закон не распространяется на потребительские кооперативы, но включает новые по сравнению с ГК РФ организационно-правовые формы некоммерческих организаций, такие, как некоммерческие партнерства и автономная некоммерческая организация.

Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать отдельные представительства. Филиал или представительство не являются юридическими лицами, наделяются имуществом и первоначальными финансовыми средствами создавшей их некоммерческой организацией и действуют на основании утвержденного ею положения. Филиал и представительство могут иметь отдельный баланс; кроме того, их имущество учитывается на балансе создавшей их некоммерческой организации. Руководители филиала или представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании выданной ею доверенности. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Административную и финансовую ответственность за деятельность филиала или представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

2.1 Состав доходов и расходов некоммерческой организации Доходы Средства, которыми может располагать в своей деятельности некоммерческая организация, можно разделить на группы:

1. Вступительные и членские взносы. Эти средства формируются, главным образом, в общественных объединениях, их союзах и ассоциациях. Они используются для уставной деятельности, в частности, за счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы.

2. Взносы учредителей.

3. Добровольные взносы, поступающие от других юридических лиц и от физических лиц (предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, граждан РФ, иностранных юридических и физических лиц) на уставную деятельность.

4. Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе иностранных (включая гранты).

5. Ассигнования из бюджета на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Выделение этих средств из государственного бюджета осуществляется, как правило, в соответствии с указами Президента.

6. Средства, поступающие от предпринимательской деятельности.

7. Прочие поступления (излишки, выявленные при инвентаризации, невостребованная задолженность, поступления от реализации ненужного имущества).

Расходы В составе расходов целесообразно выделять:

1. Административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности. Это заработная плата административно-хозяйственного персонала, отчисления в фонды социального страхования и обеспечения по этой зарплате, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, в которых находится административно-хозяйственный персонал, абонентская плата за телефон, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, расходы на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, плата за коммунальные услуги, расходы на ремонт и т. п. Эти расходы можно назвать постоянными, так как их величина не зависит от изменений в объеме деятельности организации в различные периоды времени.

Не следует расценивать постоянные расходы как никогда не изменяющиеся. Они могут увеличиться вследствие инфляции, измениться при принятии управленческих решений, связанных, например, с кадровыми вопросами, с вопросами аренды помещения и т. д.

2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений из бюджетного финансирования, связанных с уставной деятельностью некоммерческой организации.

При определении направления их использования следует выделять определенную квоту на доплату административно-хозяйственному персоналу (включая отчисления в фонды социального страхования и обеспечения) и на другие общехозяйственные расходы. Целесообразно и в уставе организации заранее предусмотреть, за счет каких источников будут покрываться административно-хозяйственные расходы.

В эту группу расходов могут включаться расходы на командировки, почтово-телеграфные расходы, оплата междугородних переговоров, расходы по обеспечению программ и мероприятий канцелярскими принадлежностями, средствами оргтехники, плата за аренду помещений и автотранспортных средств и т. п. в зависимости от выполняемых программ и мероприятий.

Контроль за правильностью использования средств по назначению осуществляется ревизионной комиссией некоммерческой организации, налоговым органом, независимым аудитором при осуществлении аудиторской проверки, Счетной палатой РФ, министерствами РФ в части, связанной с получением, перечислением или использованием организацией средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ (Закон РФ «О счетной палате РФ» от 11.01.95 г. № 4-ФЗ, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки Российского общественного фонда инвалидов военной службы» от 10.04.96 г. № 517), а также другие субъекты (доноры), заинтересованные в реализации своих программ.

3. Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью (в том числе возмещаемые за счет прибыли, оставшейся после уплаты налогов).

При ведении предпринимательской деятельности состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), регулируется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, с последующими изменениями и дополнениями, письмом Комитета РФ по торговле «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включенных в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания» от 20 апреля 1995 г. № 1−550/32−2 и другими отраслевыми методическими рекомендациями.

Средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов.

Потери и списания.

Статьи расходов, связанных с выполнением уставной деятельности, и их состав отражаются в смете, которая утверждается исполнительным директором или другим лицом, уполномоченным высшим органом управления некоммерческой организацией (коллегиальным высшим органом управления, собранием).

2.2 Организация финансов в некоммерческих учреждениях Одной из распространенных форм некоммерческих организаций в России является потребительский кооператив.

Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Действует потребительский кооператив на основе устава, в котором отражаются размеры вступительных и паевых взносов.

Потребительский кооператив как некоммерческая организация согласно ст. 116 и 50 ГК РФ может быть создан виде: кооператива, потребительского союза, потребитель кого общества.

Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов:

добровольное вступление в потребительское общество и выход из него;

обязанность уплаты вступительного и паевого взносов;

демократичность управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, подотчетность органов управления и контроля общему собранию пайщиков потребительского общества, свободное участие пайщика в выборных органах);

взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической выгоды;

ограничение размеров кооперативных выплат;

доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

забота о более полном удовлетворении платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления. Удовлетворение спроса населения — это социальная категория.

В России на 1 января 2007 г. насчитывалось 3991 потребительских обществ, все они объединяют свыше 12 млн. пайщиков.

В среднем на одно потребительское общество (потребительский кооператив) приходится 3,5 тыс. членов-пайщиков. В отдельных регионах России есть потребительские общества с численностью, превышающей 10 тыс. пайщиков.

Потребительские общества (сельские, рабочие, городские) объединены в районные, областные, краевые, республиканские союзы и Центросоюз РФ, образуя систему организаций потребительской кооперации.

Потребителъская кооперация — социально-ориентированная организация. Она содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районах страны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуждении социальных проблем.

В соответствии с действующим законодательством основными задачами потребительской кооперации являются:

создание и развитие организаций торговли, удовлетворение спроса населения в товарах и торговых услугах;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продуктов и сырья, продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли в целях удовлетворения платежеспособного спроса населения;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Поскольку потребительский кооператив является кооперативной некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не из государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива. Однако Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085−1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» гарантирует потребительским обществам и их союзам государственную поддержку с Учетом их социальной значимости.

В связи с изложенным следует отметить, что потребительский кооператив не сможет выполнить социальные задачи, стоящие перед ним, если будет убыточным, финансово неустойчивым.

Источниками финансовых ресурсов потребительского общества являются: финансы некоммерческий бюджет вступительные и паевые взносы пайщиков;

прибыль, полученная от торговой и иной деятельности (этот источник не исключается, если получение прибыли — дополнительная цель деятельности кооператива, ради которой он создан);

заемные и привлеченные денежные средства и средства, полученные в порядке государственной поддержки.

Таким образом, паевые взносы и прибыль являются основными источниками самофинансирования потребительски го общества.

Доходы потребительского общества, полученные от торговой и иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты.

В потребительском обществе формируются денежные фонды: паевой фонд; неделимый; развития потребительской кооперации; резервный и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества (подготовки кадров, стимулирования пайщиков, социального развития, финансирования капитальных вложений, финансирования научных исследований и экспериментальных разработок).

Финансы потребительского общества и его структурных подразделений включают следующие финансовые и денежные отношения:

между потребительским обществом (как юридическим лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер: с одной стороны, пайщики вносят в потребительское общество вступительные и паевые взносы, с другой — они получают от него средства в виде кооперативных выплат;

потребительского общества с коммерческими предприятиями — поставщиками при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.). При уплате и получении штрафов за нарушение условий договора;

потребительского общества с налоговыми органами при уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплате взносов;

с организациями и учреждениями при поставке заготовленных сельскохозяйственных продуктов и сырья;

с банком при оплате процентов за кредиты, а также в процессе хранения денег в банке;

с вышестоящим кооперативным союзом и его структурными подразделениями при уплате внутрихозяйственных отчислений и формировании централизованных денежных фондов;

потребительского общества со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, инвестировании средств в воспроизводство основных фондов;

с транспортными организациями при оплате тарифов за перевозки различных грузов;

потребительского общества с вольнонаемными работниками — при выплате заработной платы, распределении и использовании прибыли от коммерческой деятельности;

со страховыми организациями и компаниями при страховании имущества потребительского общества и предпринимательских рисков;

с иными организациями и предприятиями, связанные с распределением и перераспределением дохода потребительского общества.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

К некоммерческим организациям наряду с потребительскими обществами относятся общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Правовое положение общественных организаций регулируется их уставами. Для территориальных организаций рекомендуются примерные уставы.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Создание фонда нацелено на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей. Финансовые ресурсы фонда формируются из средств, передаваемых фонду его учредителями. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд действует на основе устава. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая учредителем полностью или частично. Учреждения имеют смету, утверждаемую собственником, и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их не достаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности и соответственно принадлежать как государству, так и частным лицам. Наиболее распространенной категорией учреждений являются государственные учреждения.

Особенности правового положении отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Так, правовое положение образовательных учреждений определяет типовыми положениями об учреждениях начального профессионального образования, об образовательном учреждении, о среднем специальном учебном заведении и др. Аналогично определяется правовое положение вузов, учреждений культуры, науки и др.

Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Юридические лица, являясь некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (ст. 50 ГК РФ).

При отсутствии прибыли в некоммерческой организации ее финансирование осуществляют участники (учредители) либо иные собственники.

В России получили распространение следующие формы некоммерческих благотворительных организаций:

благотворительная общественная организация (объединение);

благотворительный фонд;

благотворительное учреждение;

благотворительная ассоциация.

Благотворительная общественная организация представляет собой основанное на членстве добровольное общественное объединение граждан на основе общности интересов для совместного осуществления благотворительной деятельности.

Благотворительный фонд — благотворительная организация, не имеющая членства, учрежденная физическими или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, социальные и иные общественно полезные цели, закрепленные в уставе.

Благотворительное учреждение — учреждение, созданное для решения задач благотворительности собственником, финансирующим его полностью или частично и закрепляющим имущество на правах оперативного управления.

Законом предусмотрено, что благотворительные организации могут создаваться в форме учреждений при условии, что учредителем является благотворительная организация.

Благотворительная ассоциация (союз) — добровольное объединение благотворительных общественных организаций, фондов.

Гражданским кодексом РФ для некоммерческих благотворительных организаций не предусмотрена необходимость формирования уставного капитала, в то же время регистрирующие органы государственной власти требуют его внесения для тех организаций, которые создаются за счет средств учредителей.

Доходы от предпринимательской деятельности благотворительной организации могут быть от производства товаров, оказания услуг, от внереализационных операций.

Практическое задание Задание 1: Анализ состава и структуры имущества предприятия и источники его формирования.

Цель задания: Знакомство с имуществом предприятия и источниками его формирования.

Состав и структура имущества предприятия (на конец года)

Статьи баланса

2012 г.

2013 г.

Изменение, тыс. руб.

Темп прироста, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

I. Внеоборотные активы

205 257

21,94

312 013

34,30

106 756

52,01

Нематериальные активы

;

;

;

;

;

;

Основные средства

203 296

21,73

305 300

33,56

102 004

50,18

Незавершенное строительство

0,00

0,72

6 516

18 100

Долгосрочные финансовые вложения

1 925

0,21

0,02

— 1764

— 91,64

II. Оборотные активы

730 476

78,06

597 666

65,70

— 132 810

— 18,18

Запасы, в том числе

129 161

13,80

247 308

27,19

118 147

91,47

— материально-производственные запасы

125 626

13,43

167 579

18,42

41 953

33,40

НДС

19 971

2,13

19 098

2,10

— 873

— 4,37

Дебиторская задолженность

507 944

54,28

286 543

31,50

— 221 401

— 43,59

Краткосрочные финансовые вложения

10 953

1,17

;

;

— 10 953

— 100,00

Денежные средства

62 447

6,67

44 717

4,92

— 17 730

— 28,39

Прочие оборотные активы

;

;

;

;

;

;

БАЛАНС

935 733

100,00

909 679

100,00

— 26 054

— 2,78

Как видно из табл. 1, общая стоимость имущества на начало 2013 г. составляла 909 679 тыс. руб. В ее составе оборотные средства составляли 597 666 тыс. руб. За отчетный период они снизились на 132 810 тыс. руб. или на 18,18%. Это обусловлено отставанием темпов прироста мобильных активов по сравнению с темпами прироста всех совокупных активов. Наиболее существенно возросла наименее мобильная часть — запасы (на 118 147 тыс. руб., или на 91,47%). Сумма денежных средств снизилась на 17 730 тыс. руб., или на 28,39%. Дебиторская задолженность снизилась за отчетный период в абсолютных величинах на 221 401 тыс. руб. и составила в 2012 г. 286 543 тыс. руб., что составляет 31,50% от итога актива баланса. Таким образом, несмотря на снижение в абсолютных величинах, в 2013 г. дебиторская задолженность продолжает занимать 1/3 актива баланса.

В оборотных активах организации в 2013 г. отмечается снижение величины краткосрочных финансовых вложений и денежных средств, т. е. наиболее ликвидных активов, при увеличении запасов. Данную тенденцию можно признать неудовлетворительной, так как она может указывать на снижение ликвидности баланса предприятия.

При анализе активов виден рост стоимости внеоборотных средств в 2013 г. на 106 756 тыс. руб., или на 52,01% от их величины в 2012 г. В 2013 г. внеоборотные активы занимают в структуре баланса 34,30%. Произошло это главным образом за счет увеличения стоимости основных средств предприятия и вложений в незавершенное строительство на 102 004 тыс. руб., или на 50,18% и на 6516 тыс. руб., или на 18 100%.

Рост стоимости основных средств ОАО «Опытный завод «Электрон» следует отметить как положительно влияющую тенденцию, так как она направлена на увеличение производственного потенциала предприятия.

Сумма долгосрочных финансовых вложений за отчетный период снизилась на 1764 тыс. руб., или на 91,64%.

Прирост внеоборотных активов оказался на 33,83% выше оборотных, что определяет тенденцию к замедлению оборачиваемости всей совокупности активов организации и создает неблагоприятные условия для финансовой деятельности предприятия.

Таблица 1.

Состав и структура имущества предприятия и источников его формирования

Статьи баланса

2012 г.

2013 г.

Изменение тыс. руб.

Темп прироста, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

III. Капитал и резервы

417 535

44,62

386 406

42,48

— 31 129

— 7,46

Уставный капитал

87 253

9,32

87 253

9,59

0,00

Добавочный капитал

Резервный капитал

0,32

0,33

0,00

Фонд соц. сферы

49 963

5,34

25 470

2,80

— 24 493

— 49,02

Нераспределенная прибыль

277 288

29,63

270 845

29,77

— 6443

— 2,32

IV. Долгосрочные пассивы

V. Краткосрочные пассивы

518 198

55,38

523 273

57,52

0,98

Заемные средства

179 500

19,18

251 000

27,59

71 500

39,83

Кредиторская задолженность, в том числе

338 698

36,20

267 261

29,38

— 71 437

— 21,09

— поставщикам и подрядчикам

62 288

6,66

172 686

18,98

110 398

177,24

— перед персоналом

12 040

1,29

24 846

2,73

12 806

106,36

— перед внебюджетн. фондами

0,04

0,43

899,49

— перед бюджетом

170 429

18,21

— 170 429

— 100,00

— авансы полученные

0,04

10 341

1,14

2687,33

— прочие кредиторы

93 175

9,96

55 440

6,09

— 37 735

— 40,50

Задолженность перед учредителями

0,55

БАЛАНС

935 733

909 679

— 26 054

— 2,78

Как показывают данные табл. 2, в 2013 г. общая стоимость собственного капитала предприятия уменьшилась с 417 535 тыс. руб. до 386 406 тыс. руб., т. е. на 31 129 тыс. руб., или на 7,46% от показателя 2012 г., за счет снижения отчислений в фонд социальной сферы и уменьшения величины нераспределенной прибыли.

В целом, после проведения анализа собственного капитала организации следует отметить негативную тенденцию его снижения, как в абсолютных величинах, так и по отношению к доле заемных средств.

В 2013 г. задолженности по долгосрочным заемным средствам предприятие не имеет, как и в 2012 г.

Задолженность по краткосрочным заемным средствам в 2013 г. возросла с 179 500 тыс. руб. до 251 000 тыс. руб. Ее прирост составляет 71 500 тыс. руб., или 39,83% от величины 2011 г. Доля заемных краткосрочных средств в структуре пассивов в 2013 г. возросла с 19,18% до 27,59%. Таким образом, чуть более ¼ части пассива составляют краткосрочные заемные средства.

Рост краткосрочных заемных средств отмечен на фоне снижения кредиторской задолженности, величина которой снизилась в 2013 г. с 338 698 тыс. руб. до 267 261 тыс. руб., т. е. на 71 437 тыс. руб., или на 21,09% от величины 2011 г. Доля кредиторской задолженности в структуре пассивов уменьшилась с 36,20% в 2012 г. до 29,38% в 2013 г.

В составе кредиторской задолженности в 2013 г. наибольшую долю составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками.

Рост задолженности перед поставщиками и подрядчиками в 2013 г. связан с увеличением материально-производственных запасов в структуре актива. Однако в связи со снижением величины наиболее ликвидных активов предприятие не имеет возможности погасить задолженность перед поставщиками.

Задолженность предприятия перед персоналом по оплате труда и перед государственными внебюджетными фондами имеет объективные причины, так как данные виды задолженности составляют переходящие остатки, подлежащие погашению в следующем после отчетного месяце.

В 2013 г. предприятие погасило полностью долг перед бюджетом в сумме 170 429 тыс. руб. и на конец анализируемого периода предприятие данного вида задолженности не имеет.

Таким образом, за 2012;2013 гг., несмотря на снижение собственного капитала предприятия, отмечено снижение кредиторской задолженности за счет привлеченных предприятием заемных средств. К негативной тенденции следует отнести рост кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам.

Задание 2. Анализ состава и структуры основных средств предприятия Цель задания: По годовому отчету предприятия рассчитать состав и структуру основных средств, проанализировать полученные данные и дать им оценку.

Таблица 2

Анализ состава и структуры основных средств предприятия

ОПФ

На конец 2012г

На конец 2013г

Отклонение

Стоимость ОФ, тыс. руб.

Удельный вес, %

Стоимость ОФ, тыс. руб.

Удельный вес, %

Тыс. руб.

%

ОПФ, всего В т.ч.

203 296

305 300

102 004

150,2

Здания

18 215,3

8,96

27 385,4

8,97

9170,1

150,3

Сооружения

7725,2

3,8

11 601,4

3,8

3876,2

150,2

Машины и оборудование

95 101,9

46,78

142 788,8

46,77

47 686,9

150,1

Транспортные средства

32 893,3

16,18

49 397,5

16,18

16 504,2

150,2

Производственный инвентарь

6851,1

3,37

10 227,6

3,35

3376,5

149,3

Прочие

42 509,2

20,91

63 899,3

20,93

21 390,1

150,3

Большую часть основных производственных фондов занимают машины и оборудование, их удельный вес составляет почти половину имеющихся на предприятии основных фондов.

В составе и структуре основных производственных фондов предприятия в 2013 по сравнению с 2012 годом произошли незначительные изменения. Всего стоимость основных фондов предприятия увеличилась на 102 004 тыс. руб.

На удельный вес отдельных видов основных производственных фондов это повлияло следующим образом: удельный вес машин и оборудования снизился на 0,01%, производственный инвентарь — на 0,02%. Хотя стоимость зданий и прочих основных фондов не изменилась, их удельный вес вырос за счет уменьшения удельного веса других видов основных производственных фондов.

В активную часть основных фондов данного предприятия входят машины и оборудование и транспортные средства. Остальные виды основных производственных фондов входят в пассивную часть фондов, которая лишь обеспечивает эффективное функционирование активной части.

Литература

Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Официальный портал органов государственной власти Тюменской области Пояснительная записка к отчету об исполнении бюджета города Тюмени за 2013 год Экономические показатели Тюменской области Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. — 400 с.

Новодворский В. Д. Современные концепции учета в некоммерческих организациях/ В. Д. Новодворский, Г. А. Перфильев//Некоммерческие организации в России. — 2006.-№ 4

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой