Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Направления оптимизации межрегиональной инвестиционной политики корпорации ОАО «ТАТНЕФТЬ»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественном нефтяном комплексе она удерживает четвертую позицию — доля «Татнефти» составляет свыше 8% от всей нефти, добываемой в стране. В мировом нефтяном бизнесе ОАО «Татнефть» но объему добычи занимает 30-е место и 18-е место — по запасам нефти. Многолетний опыт результативной деятельности на международно-нефтяном рынке, репутация надежного делового партнера завоевали для компании… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ
    • 1. Л. Теоретические предпосылки инвестиционного обеспечения межрегиональных программ экономического развития корпораций
  • — 1.2. Специфика инвестирования экономического развития на мезоуровне
    • 1. 3. Методика оптимизации межрегионального распределения корпоративных инвестиций на основе интегральной оценки эффективности
  • Глава 2. АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОГО КОМПЛЕКСА
    • 2. 1. Макроэкономическая среда и региональная специфика стратегического развития топливной промышленности
    • 2. 2. Анализ привлекательности инвестиций в развитие розничного бизнеса по реализации нефтепродуктов."
    • 2. 3. Исследование направлений оптимизации инвестиций в развитие межрегиональной сети сбыта нефтепродуктов
  • Глава 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАТНЕФТЬ»
    • 3. 1. Оценка инвестиционной привлекательности стратегии создания стоимости в «топливной» цепочке ОАО «Татнефть»
    • 3. 2. Оптимизация межрегиональной инвестиционной политики на примере развития розничного бизнеса ОАО «Татнефть»
    • 3. 3. Методика выбора модели инвестирования в сеть АЗС в рамках межрегиональной оптимизации сети розничных продаж нефтепродуктов

Направления оптимизации межрегиональной инвестиционной политики корпорации ОАО «ТАТНЕФТЬ» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Инвестиционная деятельность крупных корпораций в российских условиях настоящего времени является важнейшим источником экономического развития в силу специфики данного сегмента бизнеса. Мировой опыт показывает, что для эффективного функционирования экономики ежегодные инвестиции должны составлять не менее 30% от ВВП. Это свидетельствует о значимой роли инвестиций в обеспечении расширенного отраслевого воспроизводства. Следовательно, рассмотрение вопросов инвестиционного обеспечения экономического развития, анализ текущей ситуации в промышленности, выбор и оптимизация направления вложений средств корпораций в развитие бизнеса являются сегодня особо актуальными.

Рассмотрение направлений инвестирования крупных корпораций с позиций обеспечения сбалансированного регионального и макроэкономического развития, оценка общественной полезности инвестиций предполагает необходимость расширения традиционных подходов к исследованию эффективности инвестиционных вливаний на корпоративном уровне. Отметим также, что оптимизацию инвестиций необходимо проводить не только на основе рыночного механизма, но и исходя из научно — обоснованных форматов планирования и прогнозирования на уровне корпораций. С учетом специфики конкуренции в условиях доминирующей роли транснациональных корпораций в формировании глобальных экономических тенденций вопросы выбора структуры и объемов инвестиций, в том числе и методической базы данного процесса, требуют своего научного осмысления и развития, особенно при наличии межрегиональных резервов экономического развития.

Повышение эффективности инвестиций в топливной промышленности важно еще и потому, что в сравнении с другими видами экономической деятельности распределение нефтепродуктов очень чувствительно к изменению экономической конъюнктуры, что подтверждено влиянием глобального финансового кризиса последних месяцев. С другой стороны, имеет место мультиплицирующее воздействие инвестиций на эффективность функционирования региональной и макроэкономической системы в целом через воздействие на структуру себестоимости производимой продукции. С учетом региональной специфики, уровня и тенденций развития инфраструктуры рынка нефтепродуктов в России, рыночных детерминантов спроса на топливные ресурсы важным направлением научных исследований становится именно пополнение методической базы формирования инвестиционной стратегии корпораций и ее апробация в прогнозировании и оптимизации экономического развития.

Важность проблемы исследования направлений совершенствования и оптимизации межрегиональной инвестиционной политики, с целью повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов предприятий, корпораций и других инвесторов, в том числе и на уровне экономических систем определили актуальность выбранной темы диссертационной работы. А теоретическое и прикладное решение выделенных проблем позволит внести весомый вклад в достижение приоритетных направлений социально-экономического развития как отдельных корпораций, так и территориальных ареалов их экономической активности.

Степень разработанности проблемы. С учетом сложности, многоаспектное&tradeи междисциплинарного характера тематика исследования предполагает широкий научный поиск и анализ научных работ в области оценки эффективности инвестиций на разных уровнях. В экономической литературе исследованию теоретических основ инвестиционной деятельности посвящены труды JI. Дж. Гитмана, Н. В. Игошина, Дж. Кейнса, П. Самуэльсона и других. Вопросами повышения эффективности инвестиций занимались в разное время И. А. Бланк, Г. Бирман, А. Б. Идрисов, JI. В. Канторович, В. В. Ковалев, В. Леонтьев, В. С. Немчинов, С. Г. Струмилин, М. Р. Сафиуллин. Вопросы инвестирования в научные исследования и разработки подробно рассматривались И. К. Быковым, JI. JI. Вегером, М. К. Насыровым, Э. Науманом, Б. Твиссом и другими авторами. Однако следует отметить, что многие вопросы остаются спорными, поскольку в современных условиях действие рыночных механизмов трактуется уже как недостаточное.

Весомый вклад в изучение вопросов инвестиционной деятельности внесли В. В. Бочаров, И. В. Гришина, О. А. Доничев, В. А. Дулич, В. П. Караваев, Н. М. Мухетдинова, Б. М. Штульберг, исследовавшие общетеоретические, структурные, отраслевые, финансовые, правовые, внешнеэкономические аспекты данной проблемы. Вместе с тем многие вопросы пока не нашли достаточно полного отражения в научной литературе либо являются дискуссионными. В частности, не до конца разработанными остаются проблемы выбора приоритетных направлений инвестиционной деятельности на мезоуров-не, определения оптимальных инструментов координации и стимулирования этой деятельности, формирования комплексной системы управления инвестиционной деятельностью корпораций на межрегиональном уровне. Требует своего развития и совершенствования методическая база внутрикорпоративного планирования инвестиционных потоков. Важно научное осмысление особенностей решения названных проблем с позиций специфики топливной промышленности и рынков ее продукции.

Вышеуказанные вопросы оптимизации корпоративных инвестиционных потоков (в экономической литературе рассмотрены не в полной мере) обусловили цели и структуру задач данного диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического и методологического обобщения научной информации и современного практического опыта инвестирования на рынке нефтепродуктов разработать предложения по оптимизации межрегиональной инвестиционной политики крупных корпораций, обеспечивающие расширение их инвестиционных возможностей по реализации стратегического и оперативного управления инвестициями, в том числе в рамках межрегионального развития розничного бизнеса па топливном рынке, и ее апробация для ОАО «Татнефть» .

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

— исследование теоретических основ инвестиционной деятельности с позиции ресурсного обеспечения программ экономического развития корпораций;

— систематизация теоретических и методологических подходов к интегральной оценке эффективности и оптимизации инвестиционных программ корпораций;

— исследование макрои мезоэкономических условий функционирования топливной промышленности па предмет выявления приоритетных направлений экономического развития и определения масштабов необходимых инвестиционных ресурсов;

— оценка экономической привлекательности отдельных направлений инвестиционной политики в топливной промышленности с учетом влияния факторов регионального экономического развития смежных отраслей на объемы потребления нефтепродуктов и выявление тенденций изменения их весомости;

— выбор оптимальной модели инвестиционной стратегии корпорации в рамках развития розничного бизнеса в сфере реализации нефтепродуктов в условиях России;

— разработка типологии и выявление рыночных сегментов топливного бизнеса на примере ОАО «Татнефть», развитие которых потребует реализации специфических инвестиционных программ;

— разработка и реализация инвестиционной политики на мезоуровне, с учетом специфики функционирования рынка нефтепродуктов;

— разработка методики оптимизации инвестиций в рамках межрегионального развития розничного бизнеса на топливном рынке и ее апробация для ОАО «Татнефть» ;

— разработка модели инвестирования и ее апробация в ОАО «Татнефть» .

Объектом исследования явился процесс рационального размещения инвестиций в корпоративной экономической системе нефтедобывающего комплекса Республики Татарстан.

Предметом исследования послужила инвестиционная сфера и формирующиеся в ней экономические отношения, связанные с управлением и оптимизацией межрегиональной инвестиционной деятельности в экономике России.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследование базируется на теоретических и методологических положениях, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных ученых, фундаментальных и прикладных работах в области исследования инвестиционной деятельности на микрои мезоуровне, отражающих специфику деловой активности организаций топливной промышленности.

В рамках генерации новых научных результатов в исследовании использованы общенаучные и специфические методы познания, к которым относятся методология системного подхода, формализация, абстрактно-логический метод, экономико-математические методы регрессионного и факторного анализа, метод экспертных оценок и др. Для обработки исходной информации использованы пакеты прикладных программ Statistica, Statgraphics, Microsoft Excel.

Информационной базой для диссертационного исследования послужили статистические данные Государственного комитета по статистике РФ и РТ, данные Министерства экономики РТ, Центра экономических и социальных исследований при Кабинете министров РТ, научных журналов и периодической печати, электронных научных изданий, справочников, обзоров и первичных материалов хозяйственной деятельности предприятий топливной промышленности Республики Татарстан, материалы научно-практических конференций, а также данные глобальной информационной сети «Internet» .

Соответствие содержания диссертации избранной специальности. Работа выполнена в соответствии с п. 4.15 — Развитие методологии анализа, методов оценки, моделирования и прогнозирования инвестиционной деятельности в экономических системахп. 4.16 — Разработка стратегии и концептуальных положений перспективной инвестиционной политики с учетом накопленного научного и мирового опыта в целях экономического роста и повышения эффективности экономических системп. 4.21 — Критерии и показатели эффективности инвестирования новых проектов и программ Паспорта специальности ВАК 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)» .

Основные положения и результаты, выносимые на защиту:

— уточненные определения «инвестиции» — с позиций ресурсного подхода и «инвестиционная деятельность» — с позиций проектного понимания данного процесса;

— выделенная совокупность факторов, характер изменения которых определяющим образом воздействует на эффективность инвестиций в развитие розничной сети реализации продуктов нефтепереработки;

— методические разработки в области межрегиональной оптимизации инвестиций в развитие розничной сети АЗС (методика оптимизации структуры инвестиций в отдельные АЗС с позиций сохранения высокой инвестиционной привлекательности и эффективности региональной сети АЗС в целомметодика оптимизации региональных инвестиций в развитие межрегиональной сети АЗС крупной корпорации;

— методика выбора инвестиционной стратегии, отражающую специфику альтернативных сегментов позиционирования в розничной торговле нефтепродуктами;

— методика разработки модели инвестирования в региональную (межрегиональную) сеть АЗС.

Научная новизна диссертационного исследования. Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в следующем:

1) Уточнено содержание категорий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность». Инвестиции — это средства (ресурсы), используемые хозяйствующими субъектами экономики с целью обеспечения роста валового национального (регионального) продукта. Инвестиционная деятельность — процесс действие), направленный на разработку проектов инвестирования и их фактическую реализацию вплоть до получения ожидаемого экономического эффекта от инвестиций.

2) Определены факторы повышения результативности оптимизации межрегиональной инвестиционной политики экономических систем корпоративного типа по результатам факторного анализа и построения математической модели: инвестиции положительно влияют на рост ВРП, рост доходов населения, рост производства автотранспорта, рост потребностей в перевозках автотранспортом, как грузов, так и пассажиров, рост потребностей в топливе.

3) Сформулированы специфические цели и задачи инвестиционной деятельности ОАО «Татнефть», позволяющие реализовать на практике развитие розничного бизнеса и позиционирование розничной сети ОАО «Татнефть» в конкурентном окружении.

4) Разработаны бренд-концепция ОАО «Татнефть» и торговое предложение розничного бизнеса с подробным раскрытием основных его составляющих. Выделены и сгруппированы шесть сегментов по ориентации клиентов на цену, качество, по лояльности к бренду и поведенческим привычкам: «лояльные снобы» и «нелояльные снобы», «фанаты качества», «рационалисты» и «скряги», «шатуны» .

5) Разработаны предложения по совершенствованию управления структурой розничного бизнеса в топливно-энергетическом комплексе на основе оптимизации бренд-концепции по географическим ареалам: «Евро-Премиум», «Ростстандарт-Премиум», «Эконом», «Советское наследие» .

6) Разработаны принципы принятия инвестиционного решения в области оптимизации структуры региональной сети АЗС на основе оценки целесообразности инвестирования в предлагаемую классификацию форматов АЗС и интегрального прогнозирования эффективности функционирования межрегиональной розничной сети на рынке нефтепродуктов. С учетом соответствия АЗС выбранному для конкретного региона стандарту доходности и технологии функционирования предложена методика принятия решения по целесообразности и масштабам инвестирования в строительство новых, реконструкцию существующих и деинвестировании нерентабельных АЗС.

7) Обоснован алгоритм выбора модели инвестирования в региональную (межрегиональную) сеть АЗС, основанный на выделении целевых регионов, учете характера резервов увеличения объемов продаж, предложенной линейке стандарта инвестиций в развитие отдельных групп АЗС.

Личный вклад автора в получение научных результатов состоит в следующем:

— осуществлена систематизация и обобщение подходов к оценке специфики инвестиционной составляющей региональных программ экономического развития, учитывающих специфику влияния инвестиционных корпоративных программ на социально-экономическую эффективность функционирования мезосистем;

— дана подробная характеристика разнообразных подходов к оценке инвестиционной деятельности рыночных субъектов, что позволило обобщить принципы оценки эффективности инвестиций и сделать рекомендации о целесообразной модели исследования оптимальности межрегиональных инвестиционных проектов;

— проведен многофакторный анализ влияния индикаторов регионального экономического развития на показатели спроса на продукцию нефтепереработки. Полученные математические модели позволяют использовать их для формирования инвестиционных программ из наиболее приоритетных инвестиционных проектов в направлении достижения долгосрочных целей по реализации нефтепродуктов потребителям России, выполнению контрактных обязательств по поставкам нефти на экспорт, что непосредственно связано с топливно-энергетической стратегией России на период до 2020 г.;

— определена доля отдельных клиентских сегментов среди посетителей АЗС по ориентации их на цену, качество, лояльности бренду и прочим поведенческим привычкам;

— выделено шесть клиентских сегментов («лояльные» и «нелояльные снобы», «фанаты качества», «рационалисты», «скряги» и «шатуны»), дана их характеристика-.

— сделан продолжительный стратегический прогноз и выданы рекомендации по целесообразной модели инвестирования в межрегиональное развитие сетей АЗС;

— предложены авторские методики оптимизации инвестиционной деятельности в области развития розничного сегмента топливной промышленности, которые адаптированы и апробированы для ОАО «Татнефть» .

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в теоретическом обобщении ряда научных категорий и подходов к оценке эффективности корпоративных инвестиционных программ, отражающих специфику межрегионального уровня их реализации, а также в существенном' развитии методической базы оптимизации инвестиционных вложений в развитие розничной сети реализации нефтепродуктов.

Практическая значимость полученных в диссертации выводов и результатов состоит в доведении теоретических положений до уровня практических рекомендаций по оптимизации инвестиционной межрегиональной политики корпорации ОАО «Татнефть», а именно:

— разработан алгоритм оптимизации межрегиональной инвестиционной политики корпораций, учитывающий специфику альтернативных сегментов их позиционирования в розничной торговле нефтепродуктами;

— разработаны предложения по управлению инвестиционной программой розничного бизнеса в топливно-энергетическом комплексе;

— сформулированы специфические цели и задачи инвестиционной политики ОАО «Татнефть», позволившие реализовать на практике развитие розничного бизнеса;

— разработаны принципы стратегического и оперативного управления инвестиционной деятельностью в розничном бизнесе;

— предложены направления эффективного использования инвестиций на примере реализации их в модели АЗС: строительство, приобретение, реструктуризация или деинвестирование.

Выводы и результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы другими крупными корпорациями при развитии розничной сети нефтепродуктов как в России, так и за рубежом при освоении новых рынков.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на международных, всероссийских, республиканских, межвузовских конференциях и семинарах, в том числе на VIII Международной научно-практической конференции «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика» (Санкт — Петербург, 2007 г.), на V Всероссийской научно-практической конференции «Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе (федеральный и региональный аспекты» (Пенза, 2007 г.), на VIII, Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Энергия молодых — экономике России» (Томск, 2007 г.), на III Международной научно-практической конференции «Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности» (Казань, 2008 г.) на I научно-практической конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ну-гаевские чтения» (Казань, 2008 г.), на итоговых научно-практических конференциях КГТУ.

Результаты исследования используются в практической деятельности ОАО «Чувашнефтепродукт», ХК «Татнефтепродукт» .

Содержание и результаты диссертационного исследования и достаточно полно опубликованы, в том числе в рекомендованном ВАК журнале «Вестник Казанского технологического университета» .

Всего по теме работы опубликовано девять работ объемом 3,65 печ. л.

Объем, структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, изложена на 184 страницах, содержит 18 таблиц, 59 рисунков. Список использованной литературы включает 157 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.

Выводы по главе 3.

Направление оптимизации инвестиционной политики ОАО «Татнефть», как показали исследования, должно базироваться на стратегии развития розничного бизнеса. Экономически это выражается в разработке и использовании таких управленческих решений, которые способствовали бы увеличению прибыльности компании.

Расширение розничного бизнеса позволит компании ОАО «Татнефть» :

— получать дополнительные прибыли: розничный бизнес нефтепродуктов в России является очень прибыльным, превосходя по рентабельности многие «традиционные» каналы реализации нефти;

— обеспечит стабильный сбыт нефтепродуктов: реализация нефтепродуктов в розницу отличается высокой стабильностью как с точки зрения объемов, так и с точки зрения цены по сравнению, например, с поставками на экспорт;

— обеспечит полную цепочку: наличие собственной сети АЗС дает ВИНК возможность управлять созданием стоимости на каждом из этапов этого процесса, эффективно перераспределяя средства между звеньями и диверсифицируя свои риски;

— обеспечит брэндинг: АЗС являются основными носителями брэнда компании в целом, поскольку находятся «на виду» и формируют мнение у частных и юридических лиц о всей компании. Внешний вид, качество обслуживания и топлива здесь играют первоочередную роль.

Миссией розничного бизнеса ОАО «Татнефть» станет:

ОАО «Татнефть» — динамично развивающаяся сеть АЗС в России и за рубежом. Его задача — удовлетворение и предвосхищение потребностей автолюбителей и организаций, эксплуатирующих транспортные средства. Компания реализует качественное топливо и гарантирует клиентам высокий уровень обслуживания и персональное внимание, обеспечивая при этом оптимальный уровень цен.

Основные цели ОАО «Татнефть» в области реализации топлива: стать одной из ведущих сетей АЗС в Россииувеличить число лояльных клиентов АЗС «Татнефть» за счет качественного обслуживания, развивать сопутствующий бизнесбороться за каждого клиента, гарантируя ему высокое качество топлива, внимание и оперативность обслуживания.

Таким образом, завершающей стадией межрегиональной оптимизации инвестиций в развитие розничных сетей АЗС предполагает разработку методических принципов регионального анализа, основанного на оценке инвестиционной привлекательности отдельных субъектов федерации. Их использование в практике управления позволит обеспечить региональное направление этого развития — выбор целевых рынков (фокус на ограниченном числе географических регионов) для достижения существенной конкурентной позиции на них (которое мы предлагаем определять по доле рынка). В свою очередь методические разработки дают возможность сформировать региональную концепцию развития розничной сети ОАО «Татнефть» .

Анализ регионов осуществляется не только по критерию экономической привлекательности (прирост потребления / маржа), но и на основе учета прочих факторов, определяющих практическую возможность выхода на данные рынки: фактор конкуренции: доля ВИНКов в снабжении региона, возможности стратегического партнерстваполитический фактор: административные препятствия для выхода на рынок регионагеографический фактор: географическая близость потенциально привлекательных регионов друг к другуфактор снабжения: наличие инфраструктуры и технических возможностей для экономически оправданных поставок нефтепродуктов в данный регион.

Сегодня, несмотря на кризис, можно с уверенностью сказать, что «Татнефть» по-прежнему является одной из ведущих нефтяных компаний России.

В отечественном нефтяном комплексе она удерживает четвертую позицию — доля «Татнефти» составляет свыше 8% от всей нефти, добываемой в стране. В мировом нефтяном бизнесе ОАО «Татнефть» но объему добычи занимает 30-е место и 18-е место — по запасам нефти. Многолетний опыт результативной деятельности на международно-нефтяном рынке, репутация надежного делового партнера завоевали для компании заслуженный авторитет в мире. Огромное внимание и поддержка нефтяной отрасли со стороны Правительства и Государственного Совета Республики Татарстан способствовали тому, что татарстанские нефтяники практически без потерь пережили и переживают кризисные годы и сегодня работают стабильно, с каждым годом наращивая объемы добычи черного золота. Менеджмент ОАО «Татнефть» с оптимизмом смотрит в будущее и не сомневается, что будут реализованы все планы: «Татнефть» не только сохранит, но и укрепит свои передовые позиции, свой международный статус на нефтяном рынке. Для этого имеются все предпосылки: значительные запасы сырья, мощный производственный и научный потенциал, передовые технологии, прекрасно подготовленный к работе в любых условиях кадровый персонал и инвестиционная программа реализации бизнес-концепции ОАО «Татнефть» в розничном бизнесе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мировой опыт свидетельствует, что успешность реализации инвестиционной политики зависит от эффективности решения четырех задач.

В первую очередь должны быть определены приоритеты социально-экономического развития. Например, в Республике Татарстан на региональном уровне они обозначены в Послании Президента Республики Татарстан и в Программе социально-экономического развития.

Следующие две задачи связаны с управлением ходом реализации каждой принятой реформы и (или) программы, а также с сохранением темпов начатых преобразований.

И, наконец, четвертая задача — укрепление потенциала органов государственного управления. Речь идет о потенциале нормативно-правового регулирования, достаточном информационно-аналитическом обеспечении, высоком качестве статистической системы и повышении эффективности работы каждого центра ответственности за решение возложенных на них задач.

Таким образом, для обеспечения эффективности инвестиционной политики и инвестиционного развития необходимо развивать инвестиционную систему в целом на основе разработки долгосрочной стратегии инвестиционного развития, на четком разграничении сфер деятельности и координации в одном центре ответственности. Необходимо широко использовать механизмы частно-государственного партнерства, концессионных соглашений, а также активно задействовать новые механизмы финансовой поддержки развития малого бизнеса с использованием финансовых ресурсов ведущих зарубежных и российских банков.

Для инвестиционного развития предприятий, особенно в сфере малого бизнеса, необходимо создавать корпоративные венчурные фонды. Использование их средств будет способствовать росту числа и масштабов инвестиционных наукоемких проектов.

Необходимо также разработать меры по привлечению сбережений населения в качестве инвестиционных ресурсов. И конечно же, нужна программа активизации фондового рынка республики.

Таким образом, целенаправленное использование основных принципов инвестиционной деятельности и их практическая реализация будут способствовать принятию правильных решений в области формирования инвестиционной стратегии на различных уровнях управления (федеральном, региональном, отраслевом и на уровне предприятия).

Многоуровневая оценка инвестиционной привлекательности необходима не только с целью поиска и привлечения дополнительных источников инвестирования, но и для определения тех отраслей и предприятий, которые после оздоровления и обновления способны обеспечить экономический рост как региона, так и России в целом.

Оптимизация межрегиональной инвестиционной политики корпорации ОАО «Татнефть» заключается также в решении четырёх вышеперечисленных задач: 1) определение приоритетов стратегического развития компании- 2) управление ходом реализации стратегических приоритетов- 3) сохранение темпов поэтапных преобразований- 4) укрепление потенциала органов операционного и стратегического управления, и направлена на реализацию стратегии розничного бизнеса.

В диссертационной работе рассмотрены методологические и нормативно-правовые основы инвестиционной деятельности корпораций, в том числе вопросы инвестиционного обеспечения развития региональной экономики и эффективного использования финансов корпораций. Проведен факторный и корреляционный анализы состояния и развития инвестиционной деятельности корпорации ОАО «Татнефть». Предложены направления оптимизации инвестиционной политики ОАО «Татнефть». Разработаны принципы реализации и организации розничного бизнеса компании.

На основе вышеизложенного по диссертационной работе можно сделать следующие выводы:

1. Проведена теоретическая и методологическая разработка вопросов оптимизации инвестиционной политики ВИНКов (на примере ОАО «Татнефть») в рамках процесса реализации стратегии розничного бизнеса. Рассмотрены принципы инвестирования применительно к формированию эффективной инвестиционной стратегии корпоративных экономических систем.

2. Проведен факторный анализ зависимости инвестиций от величины валового регионального продукта, доходов населения, индекса потребительских цен, количества перевозок автотранспортом грузов и пассажиров. Использованные при этом уравнения регрессии позволяют проанализировать взаимное влияние различных факторов на инвестиционную политику ОАО «Татнефть» и спрогнозировать явление на будущее. Графически это представляется в виде поверхностей и «линий равного уровня». Последние получаются сечением поверхности при различных значениях функции. Установлено, что на инвестиции положительно влияют рост величины валового регионального продукта, рост доходов населения, рост производства автотранспорта, рост потребностей в перевозках автотранспортом грузов и пассажиров, рост потребностей в топливе и снижение индекса потребительских цен.

3. Полученные математические модели позволяют использовать их для формирования инвестиционной программы ОАО «Татнефть» из наиболее приоритетных инвестиционных проектов, направленных на достижение целей компании по реализации нефтепродуктов, выполнению контрактных обязательств по поставкам нефти на экспорт, что непосредственно связано с топ-ливно — энергетической стратегией России на период до 2020 г., сохранением позиций ОАО «Татнефть» на мировом рынке топливного сырья.

4. Проведен факторный анализ зависимости первичной переработки нефти от производства транспортных средств, количества автоперевозок грузов и пассажиров. Показано, что полученные уравнения регрессии не могут быть использованы для прогнозирования нефтепереработки. Разработана бренд-концепция ОАО «Татнефть», основу которой составили анализ структуры региональных рынков, в т. ч. анализ восприятия бренда клиентами.

Оптимизирована комбинация бренд-концепции по географическим ареалам. Определена доля отдельных клиентских сегментов среди посетителей АЗС по ориентации на цену, качество, по лояльности бренду и другим поведенческим привычкам и выделены шесть сегментов клиентов — «лояльные» и «нелояльные снобы», «фанаты качества», «рационалисты», «скряги» и «шатуны» .

5. Рассмотрены региональные реалии стратегического развития нефтехимической отрасли. Показано, что ОАО «Татнефть», являясь одной из крупнейших компаний, осуществляет свою деятельность в соответствии с намеченной политикой государства в части экспорта нефти и нефтепродуктов на рынок стран Европы, а также активно участвует в современных проектах, касающихся качественного улучшения системы ценообразования на российскую экспортную смесь. Данная позиция позволяет ОАО «Татнефть» эффективно экспортировать нефть в Европу и другие страны.

6. Сформулирована стратегия развития розничного бизнеса ОАО" Татнефть" с точки зрения роли розничного канала, целей по объемам реализации и прибыли, позиционирования розничной сети ОАО «Татнефть» в конкурентном окружении. Сформулировано новое торговое предложение розничного бизнеса с подробным раскрытием основных его составляющих.

7. Разработаны основные принципы реализации стратегии и процессов, связанных с управлением розничным бизнесом на всех его этапах (создание сети АЗС, управление сетью и отдельной АЗС, деинвестирование) с учетом критериев эффективности и реалий организации управления в ОАО.

8. Разработаны стандарты операционной деятельности в контексте жизненного цикла АЗС, определена очередность и сроки реализации стратегии развития розничного бизнеса ОАО «Татнефть» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.И. Логика экономического роста/Л. И. Абалкин. М.: Наука, 2002.228 с.
  2. , Л.И. Россия. Поиск самоопределения / ЛИ. Абалкин. М.: Наука, 2005.-474 с.
  3. , Ф.Р. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе/Ф. Р. Абдуллаев, С. В. Раевский. -М.: Экономика, 2007 -158 с.
  4. , В.В. Развитие рынка нефтепродуктов как фактор совершенствования технологической структуры нефтеперерабатывающего комплекса: автореф. дис.. канд. экон. наук /В.В. Абрамов. -Казань, 2003.-20 с.
  5. , В.В. Вертикально интегрированная нефтяная компания (ВИНК): сущность и перспективы создания в регионе/В. В. Авилова, Г. В. Семенов, Н. В. Лыжина // Экономический вестник Республики Татарстан. — 2000. № 4. — С. 26−27.
  6. , И.В. Методы прогнозирования социально-экономичес-ких процессов / И. В. Аптохонова. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. — 212 с.
  7. , М. В. Теоретическая модель конкурентоспособности / М. В. Ахматова, С. В. Попов // Маркетинг. 2003. — № 4. — С. 25−38.
  8. , Х.А. Состояние и перспективы развития нефтеперарабатывающего комплекса Республики Татарстан: автореф. дис.. канд. экон. наук / Х. А. Бахманов. -Казань, 2002.-23 с.
  9. , Н.Б. Моделирование экономических процессов / Н. Б. Баева. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003. 28 с.
  10. , КГ. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта/И. Г. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2000.-207 с.
  11. , А. В. Инвестиционная стратегия корпорации на региональном уровне/А. В. Бандурин, Б. А. Чуб.-М.: Наука, 1999, — 132 с.
  12. , В.Р. Корреляционно-регрессионный анализ связи показателей коммерческой деятельности с использованием программы Excel / В. Р. Бараз. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2005. — 102 с.
  13. B.C. Инвестиционные проблемы российской кономики / B.C. Бард. — М.: Наука, 2000.-302 с.
  14. , И. К. Маркетинговые исследования: информация, анализ / И. К. Беляевский. М.: Финансы и статистика, 2002. — 252 с.
  15. , Г. Капиталовложения. Экономический анализ инвестицион-ных проектов / Г. Бирман, С. Шмидт- пер. с англ. М.: Юнити, 2003.-188с.
  16. , И.А. Основы инвестиционного менеджмента: в 2 т. / И. А. Бланк. Киев: Эльга, 2004. — Т. 2. — 302 с.
  17. , И.А. Финансовый менеджмент / И. А. Бланк.—Киев: Ника-центр, 2007.310 с.
  18. , Е.М. Финансы предприятий / Е. М. Бородина, Ю. С. Голикова. М.: Наука, 2005.- 168 с.
  19. , В.В. Инвестиции / В. В. Бочаров. СПб., 2002. — 424 с.
  20. , Р. Принципы корпоративных финансов / Р. Брейли, С. Майерс. М.: Дека, 2004.-232 с.
  21. Брэнд-Оффер руководство по управлению розничным бизнесом ОАО «Татнефть». — Альметьевск. — 2006. — 531 с.
  22. , И.А. Коммерческая оценка инвестиций / И. А. Бузова, Г. А. Маховико-ва, В. В. Терехова. СПб.: Питер, 2004. -432 с.
  23. , И.К. Организация научных исследований в промышленных фирмах / И. К. Быков. -М.: Экономика, 1970. -110 с.
  24. , С.В. Инвестиции / С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев, В. В. Иванов и др. / под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. М.:Проспект, 2004. — 440с.
  25. Вегер, JI.JI. XXI век капитализм или социализм / Л. Л. Вегер. — М.: Изд-во БИ, 2007.- 126 с.
  26. , JI.JT. Экономический эффект и управление НИОКР / Л. Л. Вегер. — М.: Наука, 1985.-132 с.
  27. , Е. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / Е. Ви-гдорчук и др. // Экономист. 1998. — № 11. — С. 99 — 111.
  28. , А.Е. Анализ и диагностика финансово-экономической деятельноста предприятия / А. Е. Викуленко и др.- под ред. П. П. Табурчака, В. М. Тулина. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. -352 с.
  29. , В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика/В.П. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. М.: Наука, 2006. — 242 с.
  30. , О.С. Стратегия управления / О. С. Виханский. М.: Гардарика, 2000.-296 с. 31 .Гераськин, М. И. Согласование экономических интересов в корпора-тивных структурах / М. И. Гераськин. М.: Изд-во Анко, 2005. — 293 с.
  31. , Н.П. Инвестиционный механизм в регионе / Н. П. Гибало, В.А. Шер-шунов, В. В. Чекмарев. Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та, 2000.-264 с.
  32. , Л. Дж. Основы инвестирования / ЛДж. Гитман, М.Д. Джонк- пер. с англ. М.: Дело, 1997. — 1008 с.
  33. , С.Ю. О выборе стратегии будущего развития / C.IO. Глазьев // Свободная мысль. 2001. — № 2. — С. 4−23.
  34. ЪЪ.Глисин, Ф. О конкурентоспособности промышленных предприятий / Ф. Гли-син, Г. Воронина // Экономист. 2004. — № 6. — С. 17−21.
  35. , И. В. Применение интегрального показателя инвестиционной привлекательности региона для среднесрочного прогнозирования инвестиционной активности в субъектах РФ/И.В. Гришина//Инвестиции в России. 2002. — № 3. — С. 24—28.
  36. , Н.С. Инвестиции. Формы и методы их привлечения / Н. С. Гуськов и др. М.: Дело, 2001. — 422 с.
  37. , Н.Д. Инвестиционная деятельность: федеральный и региональный аспекты / Н. Д. Гуськова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 132 с.
  38. , О.А. Формирование механизма эффективной инновацион-ной трансформации региональной экономики / О. А. Доничев // Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 9. — С. 18−22.
  39. Ежегодный форум «Деловые партнеры Татарстана 2006»: справочные материалы. — Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан. — Казань, 2006. — 60 с.
  40. A3. Ефремов, B.C. Проектное управление: методы принятия решений / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 6.- С. 22−26.
  41. , А. Расчет конкурентоспособности / А. Жиганов // РИСК. 2004. — № 4, — С. 64−70.
  42. , А.Н. Экономическая сущность и механизмы повышения конкурентоспособности предприятия (мировой опыт) / А. Н. Захаров // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. — № 3. — С. 3−6- № 4. — С. 11−20.
  43. , И.А. Реальные инвестиции /И.А. Зимин. — М.: Наука, 2007 —164 с.
  44. , В.Г. Инвестиционное проектирование / В. Г. Золотогоров. М.: Книжный дом, 2005. — 368 с.
  45. , И. У. Методы расчета интегральной конкурентоспособ-ности промышленных, торговых предприятий / М. У. Зулькарнаев, JI.P. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом.—2001. № 4. — С. 17−27.
  46. , Г. И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функциони-рования / Г. И. Иванов. -М.: Феникс, 2002. 352 с.
  47. , А.Г. Инвестиции. Источники и методы финансирования /А.Г. Ива-сенко, Я. И. Никонова Екатеринбург: Омега-Л, 2007. — 253 с. 51 .Игошин, Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование / Н. В. Игошин. М.: Изд-во Книжный дом, 2001. — 413 с.
  48. , А.Б. Стратегическое планирование и анализ инвестиций /А.Б. Идри-сов. М.: Филинъ, 1998. -188 с.
  49. Инвестиционное проектирование: Практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов / под ред. С. И. Шумилина М.: Финиста-тинформ. 2000. — 222 с.
  50. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2004 году и задачи на 2005 год. Казань: Изд-во Карпол, 2005. — 202 с.
  51. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2005 годуи задачи на 2006 год. Казань: Изд-во Карпол, 2006. — 224 с.
  52. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2007 году. -Казань: Изд-во «Информа», 2008. -http://mert.tatar.ru.
  53. , A.M. Совершенствование механизмов повышения социально-экономической эффективности нефтеперерабатывающего производства: автореф. дисканд. экон. наук / А. М. Ишмияров. Москва, 2005. — 24 с.
  54. Н. Г. Маркетинговые исследования / Н. Г Каменева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-304с.
  55. , А., Теория предпринимательства и эволюционная экономика /
  56. A. Кантарбаев, А. Мустафин // Вопросы экономики. 2004. — № 11. — С. 106−120,
  57. , JI.B. Функциональный анализ / JLB. Канторович, Г. П. Акипов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. 350 с.
  58. , Р. Крупнейшие доминирующие собственники в российской промышленности / Р. Капелюшников // Вопросы экономики. 2000. — № 1. — С. 99−119.
  59. , В.П. Интеграция и инвестиции проблемы сотрудничества стран СЭВ / В. П. Караваев. — М.: Наука, 1979. — 205 с.
  60. , Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / М.Дж. Кейнс. М.: Гелиос АРВ, 2002.-352 с.
  61. , В. Рыночная трансформация экономики: теория и опыт /
  62. B.Кириченко // Рос. эконом, журн. 2001. — № 4. — С. 67- 83.
  63. , В.В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев. М.: Статистика, 2007.-500 с.
  64. , Е. Инвестиционные ресурсы проблемы аккумуляции / Е. Кондратенко // Экономист. — 1997. — № 7. — С. 18−22.
  65. , П. Анализ эффективности инвестиций методом CROCI — опыт ведущих компаний / П. Константини. М.: Вершина, 2007. — 288 с.
  66. , Н.Б. Источники инвестиционных ресурсов в России / Н.Б. Корню-хина // ЭКО. 2001. — № 1. — С. 76 — 84.
  67. , Э.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / Э. М. Коротков, ЮЛ. Есенева // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 6. — С. 59 — 68.
  68. , Д. Управление инфраструктурой организации / Д. Котгс. — М.: ИН-ФРА, 2001.-526 с. 71 .Коупленд, Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Кол-лер, Дж. Муррин. М.: Книжный двор, 2002. — 268 с.
  69. , Г. А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики /Г.А.Краюхин.- СПб.: Экоперспектива, 2001.-346 с.
  70. , В.А. Устойчивость функционирования предприятия в конкурентной среде, прогнозирование и анализ / В. А. Курский, JI.A. Васин // Дайджест Финансы. -2002.- № 10.- С. 14−17.
  71. , В. Общероссийские реформы: территориальное развитие / В. Лексин, А. Швецов // Рос. эконом, жури. 2001.- № 3 — С. 45−61.
  72. , В.В. Избранные произведения в 3 томах: Избранные статьи / В. Леонтьев. М.: Экономика, 2007. — Т. 3. — 374 с.
  73. ЖЛипсиц, КВ. Инвестиционный проект: методы подготовки анализа: учебное пособие/И.В. Липсиц. М.: БЕК, 2006. — 264 с.
  74. , С. Роль местных властей в инновационном процессе на промышленных предприятиях России / С. Ломоносова // Общество и экономика, 2001. № 2. -С. 181−192.
  75. , Д.С. К обновлению ориентиров экономической политики / ДС. Львов // РЭЖ. 1996. — № 10. — С. 3 -15.
  76. , A.M. Инвестиции/А.М. Марголин -М.: Изд-во РАКС, 2006.-464 с.
  77. , Н.Л. Инвестиции/Н.Л. Маренков. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 448 с.
  78. , В.Г. Крупномасштабные инвестиционные проекты / В. Г. Медницкий, Р. В. Фаттахов, С. П. Бушанский. М.: Наука, 2003.-264 с.
  79. , Ю. Технологический монополизм как специфическое явление российской экономики / Ю. Меркулова // Общество и экономика, 2001. № 3. — С. 120−140.
  80. Методические рекомендации по разработке прогнозов социально-экономического развития регионов //Регионология. — 1997.-№ 1.—С. 116—151.
  81. , Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э. В. Милько, M.JI. Кричев-ский. СПб: Питер, 2004. — 268 с.
  82. , В.М. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур / В. М. Мишин // Риск. 1999. — № 5. — С. 10−12.
  83. , Н.М. Региональные проблемы современного инвестиционного роста России / Н. М. Мухетдинова // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. — № 4. — С. 24−29.
  84. , М.К. Экономическая эффективность капитальных вложений / М. К. Насыров. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1981. — 73 с.
  85. , Э. Принять решения, но как? /Э. Науман. -М.: Мир, 1987. — 197с.
  86. Национальная экономика / под ред. В. А. Шульги. М., 2002. — 592 с.
  87. , Ю. Формирование структуры собственности на приватизированных промышленных предприятиях/Ю. Перевалов, В. Басаргин // ЭКО. 2001. — № 1. -С. 5−45.
  88. Перский, Ю. К Предприятие и макроэкономическая среда (мезоэкономики) / Ю. К. Перский. Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та. — 2000. — 242 с.
  89. Перский, Ю. К Фактор успеха / Ю. К. Перский // Нефть и капитал. — 2001. — № 4.-С. 52−54.
  90. , Г. Фактор устойчивости / Г. Печелина // Нефть и капитал— 2001. — № 4- С. 62−65.
  91. Пособие по подготовке инвестиционных проектов в нефтедобывающей области. М.: Изд-во НПЭЦ-ЭКО, 2006. — 88 с.
  92. , С.П. Оценка инвестиционных ресурсов предприятия / С. П. Радионова, Н. В. Радионов. СПб.: Альфа, 2001. — 208 с.
  93. Регионы России: стат.сб.- в 2 т. /Госкомстат России. М.: Статистика, 2006 Т. 1.- 604 с.
  94. Регионы России: стат.сб.- в 2 т. / Госкомстат России М.: Статистика, 2007-Т.2.-879 с.
  95. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России // Эксперт. -2006. -№ 41.- С. 12−24.
  96. Реструктуризация экономики предприятий химической и нефтехимической промышленности: Сб. науч. тр. / под ред. В. А. Балуковой и др. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2004.-176 с.
  97. Юб.Ример, М. И. Экономическая оценка инвестиций / М. И. Ример, А. Д. Касатов, Н. Н. Матиенко. СПБ.: Питер, 2007.-480 с.
  98. , С.И. Математическое моделирование и исследование национальной экономики /С.И. Росс.- СПб.: Изд-во СПбГУ ИТМО, 2006. 61 с.
  99. Российский статистический ежегодник. 2007: стат. сб. Россгат. М., 2007.819 с.
  100. , В.П. Финансовая основа инвестиций в России / В. П. Рябошапко, Д. В. Максимов, В. Н. Чапек. Высшее образование. -М.: Феникс, 2007. 155 с.
  101. ПО. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий / Г. В. Савицкая. -Мн.: ИПЭкоперспектива, 2003. 498 с.
  102. , Ю.В. Статистические методы исследования социально-экономических процессов / Ю. В. Сажин, Н. Г. Подзоров. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. -235с.
  103. Самуэлъсон, 77. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхаус. М.: Наука, 2008. -1360 с.
  104. , В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В. Силько // Стандарты и качество. 2004. — № 4. — С. 54−59.
  105. , А.И. Бизнес-инжиниринг как инновационный метод управления нефтяной компанией / А. И. Скубченко // Нефтепереработка и нефтехимия. 2006. -№ 6,7.-С. 22−28.-2007.-№ 1,2.-С. 12−18.
  106. , Т.А. Инвестиции / Т. А. Слепнева, Е. В. Яркин. М.: Книжный двор, 2003.-542 с.
  107. , Ю. Финансово-экономические результаты работы российской промышленности в 2006 году / Ю. Соловьев // Общество и экономика, 2007. — № 3−4. с. 210−227.
  108. , В.Е. Российская нефтепереработка на рубеже третьего тысячелетия / В. Е. Сомов. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2006. — 64 с.
  109. , С.Г. Проблемы экономики труда / С. Г. Струмилин.- М.: Наука, 1982.-471 с.
  110. , Ю.П. Теория систем и системный анализ / Ю. П. Сурмин. Киев: Наукова Думка, 2003. — 342 с. 121 .Тащиян, Г. Экономический мониторинг конкурентоспособности предприятия / Г. Тащиян // Маркетинг. 2004. — № 2. — С. 17−25.
  111. , Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс. М.: Экономика, 1989.-271 с.
  112. , А.В. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности крупных промышленных предприятий / А. В. Тимофеев // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 5. — С. 33 — 46.
  113. , А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд- пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998. — 362 с.
  114. , Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Х. А. Фасхиев, Е. В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4. — С. 53−68.
  115. , Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р. А. Фатхутдинов. -М.: Эксмо, 2004. 544 с.
  116. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-Ф3 от 25 февраля 1999 г. // СЗ РФ. -1999. № 9. — Ст. 1096.
  117. , Н.В. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации / Н. В. Федоров, Л. П. Кураков. М.: Пресс-сервис, 1998 — 688 с.
  118. , Р.Х. Инвестиции: оценка, моделирование / Р. Х. Хаев. В.А. Мальгин- под ред. проф. В. Г. Тимирясова. Казань.: Тагелимат, ИЭУиП, 2006. — 160 с.
  119. , Б. Ф. Методы оптимизации / Б. Ф. Харчистов. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 140 с.
  120. , Т.С. Типовая методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений, рационализаторских предложений / Т. С. Хачатуров, Д. С. Львов. М.: Экономика. -1999. — 73 с.
  121. , Р. Планирование инвестиций / Р. Холт, С. Барнес: пер. с англ. М.: Дело Лтд. — 2004.-128 с.
  122. , В.Н. Инвестиционная привлекательность экономики России / В. Н. Чапек. -М.: Феникс, 2006.-252 с.
  123. , ЕМ. Финансовый анализ производственных инвестиций / Е. М. Четыркин. М.: Дело. — 2001. — 242 с.
  124. , Г. О. Оптимизационный анализ в управлении резервами роста конкурентного преимущества промышленного предприятия / Г. О. Читая // Экономический анализ: теории и практика. 2004. — № 9. — С. 36−41.
  125. Шапиро, В Д. Управление проектами / Д. В. Шапиро. СПб: Питер, 2006.462 с.
  126. , КВ. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия с позиции мирового опыта/ И. В. Шевченко и др. // Финансы и кредит. 2004. — № 10. -С. 6−10.
  127. , Б.М. Региональная политика России: теоретические-основы, задачи и методы реализации / Б. М. Штулъберг, В. Г. Введенский. М.: Гелиос-АРВ, 2000.-208 с.
  128. , К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона /К.В. Щиборщ // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 5. — С. 92−111.
  129. Экономический анализ: учебник для вузов / под ред. Л. Г. Гиляровской. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 615 с.
  130. , Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики /Е. Ясин, А. Яковлев//Вопросы экономики. 2004 — № 7. — С. 4−34.
  131. Barnholt, E.W. Fostering business growth with breakthrough innovation/ E.W. BarnhollZ/Research-technology management. Lancaster, 1997. — Vol. 40, № 2. — P. 12−16.
  132. Forward, Y. Look of Government-funded Sciences, Engineering and Technology.1998, (Sta. Wall S.J., Wall S.R. The evolution (not the death) of strategy / Y. Forward // Organizational dynamic. N.Y., 1998. — Vol. 24, № 2. — P.7−9.
  133. Hamilton, W.F. The evolution of corporat capabilities in emerging technologies / W.F. Hamilton, H. Singh I I Interfaces. Providence, 2002. — Vol. 22, № 4. — P. 13−23.149. http: // www. tatneft. ru
  134. Mallon, R.D. State-Owned Enterprise Refomi through Performance Contracts: The Bolivian Experiment / R.D. Mallon. World Development, 1999. — Vol. 22, № 6. — P.6−7.
  135. Meredith, J. R Organized manufacturing for superior market perfomiance / J.R. Meredith, R. Mctavish // Long range planning. Oxford etc., 1998. — Vol. 25, № 6. -P.63−71.
  136. Oliver, C. Sustainable competitive advantage: combining institutional and resource -based views / C. Oliver // Strategic management j. Chichester etc., 1997. — Vol. 18, № 9. — P. 697−713.
  137. Pekar, P. Is strategic management living up to its promis? / P. Pelcar, S. Abraham // Long range planning. Oxford ets, 1998. — Vol. 28, № 5. — P. 32−44.
  138. Schneider, B. Creating a climate and culture for sustainable organizational change /
  139. B. Schneider, A. Brief, R. Guzzo // Organizational dynamic. N. Y, 1996. — Vol. 24, № 4. -P. 7−19.
  140. Shirley, M. Enterprise Contracts: A Route to Reform. Finance and Development, 1996, September, Vol. 33, — № 3. — P. 57−76.
Заполнить форму текущей работой