Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Озеленение участка хвойными растениями

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пихта Лучше сажать в притененные места, защищенные от ветра. Глубина посадочной ямы 70−80см, размеры 60×60см. Состав смеси: глина, листовая земля или перегной, торф, песок (2:3:1:1), нитроаммофоска 250−300г и 10 кг опилок на каждую яму. На тяжелых почвах обязателен дренаж (20см щебенки или битого кирпича). Через 2−3 года, весной, вносят комплексное удобрение. Рекомендуется опрыскивание кроны… Читать ещё >

Озеленение участка хвойными растениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Хвойные растения замечательно подходят для композиций. Думаю, хвойные растения — хороший выход для красивого и ухоженного сада. Их привлекательный вид, красивая форма и умеренные размеры кроны раскрывают самые широкие возможности для создания выразительных ландшафтных композиций не только на больших площадях, но и на маленьких.

Хвойные растения в саду универсальны и незаменимы. В течение всего года хвойные деревья радуют своей красотой, чистым воздухом и терпким запахом смолы. Больше всего цветовых нюансов человеческий глаз различает в зеленой спектра, поэтому зимой они не теряют своей привлекательности, на фоне снежного покрова хвойные растения выглядят особенно эффектно, поражая разнообразием оттенков. Но хороши они не только цветом и красотой — еще и очищают атмосферу от пыли и вредных газов, выделяя фитонциды, приостанавливают размножение бактерий, вирусов, некоторых насекомых. Хвойные растения в саду могут не только играть вспомогательную роль, но и быть самостоятельным элементом, украшающим сад. Кроме того, они чрезвычайно долговечны. Их опавшая хвоя перегнивает медленно и служит хорошим «одеялом» для корней, образует плодородный слой. Думаю, прогулка в таком уголке природы доставит не меньшее удовольствие, чем прогулка в настоящем хвойном лесу. Важно только тщательно подобрать сорта хвойных растений не только по совместимости с окружающей средой, форме кроны, цвету хвои, но и по максимальной высоте. Ведь от того, как они подобраны, зависит не только внешний вид участка, но и декоративность самих растений.

Раздел 1. История использования растений в архитектурных композициях. Принципы совместимости растений

1.1 Краткий экскурс Согласно бытующему уже достаточно давно мнению архитектурные композиции появились в тот момент, когда люди впервые начали представлять в своем воображении рай на Земле. Возможно, именно потому человеческому желанию создать вблизи своего жилища райский уголок уже много сотен лет и за все время своего существования это желание становится все сильнее и сильнее.

Еще с древних времен у каждого народа были свои собственные представления о рае, которые зависели от таких показателей, как природные условия, религиозные верования и многие другое. Однако, как бы человек не называл свой дом и где бы этот дом не находился — в любом случае человеческий дом всегда будет существовать неотрывно от природы.

О том, насколько красивыми были древние сады можно узнать из старинных фресок и картин, которые сохранились до сегодняшнего дня. Анализируя эти шедевры искусства можно сделать вывод о том, что вместе со сменой эпох менялись взгляды на понятие красоты, однако тяга к высокому оставалась с человечеством с самого его создания и до сегодняшнего дня. Именно эту прошедшую сквозь века тягу и можно выявить в современных ландшафтных дизайнах (http://www.beautygarden.ru).

1.2 Размещение растений в хвойном саду Хвойные композиции удобны тем, что колючие красавицы обеспечивают саду красоту круглогодичную, поскольку не теряют своей декоративности в течение года, и многолетнюю, так как живут очень долго. Ко всему прочему хвойный сад не требует особого ухода. И, казалось бы, это один из самых простых способов раз и навсегда решить вопрос дизайна участка. Но и здесь, как и везде, есть свои нюансы. Чтобы хвойный сад был по-настоящему декоративным, важно правильно выбрать и посадить растения. Кроме того, большое значение имеет и то, где именно размещены хвойники на участке. Не говоря уже о дальнейшем уходе…

Еще на этапе проектирования сада важно насколько гармонично растения будут сочетаться друг с другом по размерам, форме и окраске. Я бы предусмотрела, какого рода посадки предполагаются (плотные или рыхлые), как будет сочетаться хвоя разных пород растений, насколько многочисленна должна быть группа и пр.

Скажу об окраске. Важно что оригинальная окраска хвои (серебристая, сизо-голубая, желтая, бронзовая) будет оставаться оригинальной только при хорошем освещении. В тени же она исчезнет полностью или частично, уступая место зеленому. Исключение из правила — растения, окрашенные в бело-пестрые тона.

Теперь по поводу формы кроны. Дело в том, что большинство растений с шаровидной, пирамидальной, конической или колонновидной формой с разных сторон, обращенных к той или иной части света, смотрятся по-разному. Например, северная часть хвойников всегда выглядит несколько хуже, нежели южная. Это проявляется прежде всего в том, что ветви с северной стороны растут реже и короче. В связи с этим можно сделать вывод: размещать в саду хвойные растения лучше таким образом, чтобы открыта обозрению была их, условно говоря, парадная часть, обращенная к югу.

И, наконец, о размерах растений. Выбор того или иного экземпляра, отличающегося определенной высотой, диаметром кроны и темпами роста, зависит от того, какой именно уголок в саду ему отведен. Если речь идет о каменистых садах и в частности об альпинариях, то следует сажать стелющиеся, низкорослые и карликовые формы. Допустимо также высаживать в рокариях и относительно высокие колонновидные формы. Только здесь важно придерживаться правила: чем выше растение, тем уже должна быть крона.

Для живых изгородей подойдут среднерослые формы растений, а уж в солитерных посадках, если размеры участка позволяют, можно использовать и совсем уж крупные экземплялы. Правда, по-настоящему крупными хвойники станут по прошествии многих лет…

Нельзя сажать хвойные слишком тесно. Когда растения подрастут, они начнут мешать друг другу, а пересадка для них нежелательна. Не стоит также размещать растения в непосредственной близости с лиственными деревьями, поскольку опадающая листва будет застревать в хвое и способствовать выпреванию отдельных ее участков.

Стелющиеся кустарники, лучше не размещать на газоне. Для них желательно специально расчищенное место. Иначе хвойные кустарники и газон будут мешать уходу друг за другом.

При выборе растения важно знать его к внешним факторам, то есть к теплу, свету, влаге и пр. Естественно, что в тех же альпинариях условия достаточно специфические. В первую очередь, это относится к влаге, которой на горках всегда не хватает: дождевые воды подолгу не задерживаются, быстро стекая по горке вниз, а грунтовые воды, как правило, слишком далеко. Не каждое растение сможет нормально расти и развиваться в таком месте. Разве что можжевельник казацкий и многие разновидности сосны неплохо чувствуют себя без частого полива.

При создании хвойного сада не забываем и о прочих растениях. Напротив, декоративные формы хвойных выступают отличным фоном для многих кустарников. Хорошо смотрятся с хвойными всевозможные разновидности кизильников, жимолость, магония, вейгела, бересклет, айва японская, гортензии.

Компанию хвойникам могут составить также разнообразные почвопокровные растения: как лесные (живучка, барвинки, копытень, очиток, вербейник монетчатый), так и садовые (церастиум, арабисы, флокс шиловидный, различные обриеты и многие другие).

Пространство между хвойными растениями должно выглядеть аккуратно. Это значит, что наличие на нем сорной травы крайне нежелательно. К тому же от сорняков хвойные растения сильно страдают. В соответствии с этим без прополки не обойтись. Хотя значительно упростить уход за хвойным садом можно, разместив между растениями названные выше почвопокровники. Другой вариант — замульчировать поверхность почвы торфом, корой, щебнем, галькой и пр.

Во всем важна гармония. Создаваемые композиции должны радовать глаз и приносить душевное удовольствие. Важную роль играет роль не столько количество высаживаемых растений или наличие среди них редких и экзотических экземпляров, сколько совместимость их друг с другом по различным параметрам.

монохромный рокарий агротехника композиция Раздел 2. Виды, использующиеся для композиции Конусы, колонны и шарики, плакучие, подушковидные и стелющиеся виды и сорта хвойных разного размера, фактуры, тона, окраски. Выбор хвойных огромен.

Хвойные в большинстве случаев имеют строго определенную форму. Поэтому они идеальны как фокусные растения. Даже в маленьком саду человеческий глаз должен быть направлен на что-то отдельно стоящее. Хорошо создать меняющиеся по сезонам года точки особой привлекательности путем создания растительных композиций вокруг выбранного главного солитерного экземпляра. Весенние луковичные, летние многолетники, красиволиственные или цветущие кустарники увеличат такую привлекательность в течение долгого времени. Само же хвойное дерево будет привлекательным в разные сезоны года, но особенно зимой. Узкоколонновидные формы будут отличными акцентирующими растениями. Существует их большой выбор в зависимости от области выращивания Акцентирующие пирамидальные или колонновидные хвойные помогут создать дизайн сада. При этом не следует забывать выделять им достаточно места. Многие деревья можно подрезать и придавать им узкокронные или невысокие размеры. Или же удалять нижние ветви, так, чтобы под верхним ярусом раскидистой кроны можно было бы посадить другие растения. Хорошо выбранное место позволит крупному хвойному экземпляру ярче сочетаться с красочными цветущими растениями летом и выделяться как главная архитектурная особенность зимой. На фоне темной изгороди из тиса или ели лучше выделяются светлые тона коллекционных ботанических редкостей.

Вот список некоторых наиболее часто используемых видов и сортов хвойных растений.

Можжевельник. Формы для живых изгородей — используются для ограждения, маскировки отдельных участков, обрамления бордюров и клумб, разделения сада на зоны. Виды и сорта: низкие бордюры — можжевельник казацкий «Tamariscifolia», средний «Pfizeriana Compacta», горизонтальный «Andorra Compacta». Низкие живые изгороди — можжевельник обыкновенный «Gold Cone», казацкий «BlueDanube». Средние живые изгороди — можжевельник обыкновенный «Hibernica», «Meyer», китайский «Obelisk»,"Old Gold", «Plumosa Aurea», «Pfizeriana», «PfitzerianaAurea». Высокие живые изгороди — можжевельник виргинский «BlueArrow», «Skyrocket», чешуйчатый «Meyeri», скальный «Moonglow», «WichitaBlue».

Низкорослые и стелющиеся формыхорошо смотрятся на альпийских горках и рокариях. Виды и сорта: Горизонтальный «Glauca», «Blue Chip», обыкновенный"Repanda", «Green Carpet», средний «Old Gold», «Pfitzeriana Compacta», «MintJulep», «Gold Coast», «Gold Star», «Golden Carpet», казацкий «Tamariscifolia», «Variegatа», «Glauca», чешуйчатый «Blue Star», «BlueCarpet», «Loderi», «Blue Swede», лежачий"Nana".

Формы с нетипичной окраской хвои — традиционно используются в качестве солитеров или акцентов в крупных ландшафтных композициях. Виды и сорта: можжевельник китайский «GoldCoast" — хвоя золотисто-бронзовая, «Aureovariegata» — хвоя золотисто-пестрая, «StrictaVariegata» — хвоя голубовато-зеленная с кремовыми включениями, средний «Old Gold», «Pfitzerianaaurea» — хвоя золотисто-желтая, «Plumosaaurea» — хвоя ярко-золотисто-желтая, «GoldStar», «GoldenCarpet» — хвоя зеленовато-желтая, обыкновенный «Var.DepressaAurea» — хвоя желтая с восковым налетом, казацкий «Variegata" — хвоя синевато-зеленая с желтовато-белыми концами, чешуйчатый «Holger" — хвоя серебристая с желтоватыми включениями, даурский «ExspansaVariegata» — хвоя светло-голубая с кремовыми вкраплениями.

Ель. Ели используются для солитерных и групповых посадок. Элементами хвойных композиций с елями могут быть многие листопадные кустарники: Барбарис, айва японская, пузыреплодник, дерен белый (особенно его пестролистные формы), четкие по форме голубые пихты, можжевельники самой различной окраски и формы, лжетсуги, ажурные светлые березы. Тенистые места и кислые почвы под елями идеально подходят для азалий и рододендронов.

Формы для живых изгородей. Чаще всего используются ель обыкновенная, которая хорошо стрижется и отрастает, теневынослива, сохраняет ветви нижней части кроны до самой земли; ель колючая с высокой засухоустойчивостью, совершенной зимостойкостью, пластичным отношением к разным типам почв, устойчивостью к дыму, пыли по сравнению с другими хвойными. Колючая ель хорошо формируется, но растет медленнее, чем обыкновенная; может расти на заболоченных и затапливаемых паводками участках. При избытке азота голубая окраска хвои может тускнеть.

Низкие и карликовые формы — хорошо смотрятся на альпийских горках. Виды и сорта: Ель обыкновенная «LittleGem», «Nidiformis», «Compacta», «Will'sZwerg», ель сизая «Conica», «Echiniformis», «Alberta Globe», «Blue Planet», «AlbertaBlue», «Laurin», ель колючая «FatAlbert», ель черная «Nana».

Формы с нетипичной окраской хвои — традиционно используются в качестве солитеров или акцентов в крупных ландшафтных композициях. Виды и сорта: ель обыкновенная «Arneson'sBlueVar» и «Barryi» — хвоя голубовато-зеленая, «Maxwellii» — хвоя желтовато-зеленая, ель сизая «Echiniformis» — хвоя сизая, «Sander'sBlue» — хвоя голубая, «AlbertaBlue» — хвоя сизо-зеленая, «Alberta Globe» — хвоя сизая, «DairsyWhite» — молодой прирост кремово-желтый, ель черная «Nana» — хвоя синевато-зеленая, ель сербская — хвоя голубовато-серебристая, ель восточная «Aurea», «AureaCompacta» -молодой прирост ярко желтый, ель колючая «Blue Planet» — хвоя серо-зеленая, «Fat Albert» — хвоя голубая, «Glauca» — хвоя сине-стальная с восковым налетом, «Glauca Globosa» — хвоя серебристо-голубая, «Hoopsii» — хвоя светло-серо-голубая, «Koster» — хвоя серебристо-голубая, «Oldenburg» — хвоя сине-стальная, «St.Mary'sBroom» — хвоя голубая.

Сосна. Сосны давно используют в декоративном садоводстве, где их ценят за красивую форму кроны, неповторимое очарование стройных, ярких стволов, многообразие формы и цвета хвои и шишек. Например, удачны сочетания сосны веймутова с тсугой, псевдотсугой, липами, буком, дубами, лещиной, облепихой, лохом, кленами, лиственницей, елью и пихтой. Сосна горная имея большое разнообразие низкорослых форм, применяется для создан Для рокариев и альпийских горок чаще всего применяются сорта: «Pumilio», «Gnom», «Humpy», «MiniMops», «Mops», «Wintergold», «Ophir», «Carsten'sWintergold», «Laurin», «Jacobsen».

Формы с нетипичной окраской хвои — традиционно используются в качестве солитеров или акцентов в крупных ландшафтных композициях. Среди горных сосен это «Wintergold» — хвоя зимой золотисто-желтая, «Ophir» — хвоя золотисто-желтая. Из сосен обыкновенных это «Glauca» — хвоя серебристо-голубая, «NorskeTyp» — хвоя голубовато-серебристая, «Watereri» — хвоя голубовато-стальная. Из сосен веймутова это «Macopin», «Radiata» — хвоя голубовато-зеленая.

Туя. Конусовидные, пирамидальные и колоновидные формы — хорошо сочетаются с распростертыми и шаровидными можжевельниками, с микробиотами, ярусными тсугами, яйцевидными и шаровидными соснами, с ажурными лиственницами. Сорта:"Brabant", «Columna», «Fastigiata», «Holmstrup», «Smaragd», «Stolwijk».

Невысокие формы — хорошо смотрятся на альпийских горках и в рокариях. Сорта: «Danica», «Hosery», «Little Gem», «Teddy», «Woodwordii», «Tiny Tim», «Globosa Compacta», «Globosa», «Hovey», «Little Champion», «Recurva nana», «Globosa Aurea», «Golden Globe».

Формы с нетипичной окраской хвои — традиционно используются в качестве солитеров или акцентов в крупных ландшафтных композициях. Сорта: «Aureospicata" — хвоя с золотисто-желтыми концами, «Globosa Aurea" — хвоя от ярко-желтой до золотисто желтой, «GoldenGlobe» — хвоя золотисто-желтая, «Rheingold» — хвоя от золотисто-желтой до оранжево-желтой, «Sunkist» — хвоя золотисто-желтая, «GoldenPerl» — хвоя кремово-желтая, «LuteaNana» — хвоя бронзово-оранжевая, «EuropaGold» — хвоя золотисто-желтая, «Lutescens» — хвоя светло-желтая, частично темно желтая, «YellowRibbon» — хвоя оранжево-золотисто-желтая, «WareanaLutescens» — хвоя золотисто-желтая.

Формы для живых изгородей — используются для ограждения, маскировки отдельных участков, оформления партерных площадей и садово-парковых дорожек. Сорта: «Aureospicata», «Brabant», «Columna», «Europa Gold», «Holmstrup», «Rheingold», «Smaragd», «Fastigiata», «Wareana», «Stolwijk», «Piramidalis Compacta», «Frislandia».

Раздел 3. Колорит композиции Окраска хвойных растений уже давно не ограничивается одним-единственным цветом: зеленые тона от темных до сочно-салатовых, различные оттенки желтого — от лимонного до золотистого, многочисленные нюансы сизо-зеленого и серебристо-голубого.

3.1 Монохромные композиции в саду В последнее время все большую популярность приобретают монохромные цветовые композиции. С одной стороны, они просты по своей структуре, с другой — правильно подобранные, они могут выглядеть эффектнее многих пестрых цветников.

Цветовая композиция — это сочетание цветовых пятен в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие. Если применить на практике теорию цвета, позаимствованную из живописи, то можно достичь красивых сочетаний, даже не имея большого опыта в создании ландшафтов. В теории цвета выделяются три основных (желтый, красный и синий) и три составных (или производных) цвета, получаемых в результате смешения основных (оранжевый, зеленый и фиолетовый). К теплым цветам относят желтый, оранжевый и красный. В любой композиции они всегда выделяются и служат главным акцентом, визуально приближая цветник к наблюдателю. Зеленый, синий и фиолетовый — холодные цвета, они визуально отдаляют композицию. Растения с голубыми и синими цветами часто высаживаются для углубления перспективы по границе сада, или чтобы подчеркнуть тень под деревьями в саду.

Существует несколько принципов цветовых сочетаний, которые используются в создании садов. При создании в саду монохромных цветовых композиций сочетаются между собой различные оттенки и тона одного цвета. Некоторые оттенки будут светлее основного тона, другие — темнее. Например, это может быть сочетание синего и различных оттенков голубого и фиолетового или (в зависимости от вкуса хозяина сада) красного и оранжевого. Многие классические сады созданы именно на основе монохроматической цветовой схемы. В продаже имеется широкий ассортимент многолетних и однолетних цветов разнообразных окрасок, что позволяет довольно просто создавать такие комбинации.

В монохромном саду сразу же формируется настроение, соответствующее общему тону. Хотя монохромные цветовые композиции кажутся простыми по своей структуре, существует ряд правил их применения в саду.

Красные оттенки цветов повышают настроение, прибавляют бодрости. Создавать такие композиции легко и приятно — очень много растений имеет красный оттенок хотя бы на одной из стадий развития. Красная кора многих декоративных кустарников украшает сад даже зимой.

Желтый цвет вносит в сад ощущение праздника и присутствия солнца в любую погоду. Золотистые и солнечные оттенки в саду поднимают настроение. Сад, где преобладает желто-оранжевая гамма, даже в самый пасмурный день будет напоминать о солнце и тепле.

Сад в сине-голубой гамме успокаивает, покой и открытость — вот настроение синего сада. Романтический сад идеально подходит для экспериментов с синим цветом. Все оттенки синего — холодные цвета, и сад, в котором используется эта цветовая схема, будет иметь прохладный облик даже жарким летним днем.

Розовые оттенки также характерны для садов романтического стиля, в теплых розово-малиновых тонах уютно и спокойно.

Фиолетовый цвет сада навевает фантазии, он мистичен, но изысканно красив.

Сад из белых и серебристых цветов традиционно считается символом чистоты, и хотя такая композиция требует особо тщательного ухода, вечерами светлый и загадочный белый сад очень красив.

3.2 Размещение монохромной композиции При создании монохромной композиции надо учитывать, что при различном освещении растения одного и того же цвета воспринимаются по разному. При ярком солнечном свете способность человека различать цвета притупляется, а при дневном освещении, но не на солнце, цвета теплых (желто-оранжевых) тонов кажутся более яркими, чем цвета холодных (сине-фиолетовых) тонов.

Таким образом, даже идеально составленная, но неудачно расположенная цветовая композиция может выглядеть плохо. Тут имеется ряд тонкостей в зависимости от выбранного основного цвета.

На хорошо освещенном месте бледно окрашенные цветы романтической розовой композиции будут казаться выгоревшими, а слабый контраст светлых оттенков вызовет напряжение зрения. В таком неудачно расположенном светлом саду часто возникает субъективное ощущение «духоты», хотя на самом деле сад может прекрасно проветриваться.

При создании сада в красных тонах на основе оттенков листвы не стоит забывать, что растения с темной листвой любят солнце. В тени их листва теряет окраску, и большинство растений становятся зелеными. Кроме этого, лишенные солнца, они подвержены различным заболеваниям, что значительно снижает их декоративность. Поэтому композиция в красных тонах должна располагаться в хорошо освещенном месте.

Одно из первейших правил, которого следует придерживаться при создании синего сада — это избегать участков со слишком густой тенью. Объясняется это тем, что постоянно затененные части композиции, и так имеющие синий оттенок, станут почти черными, и будут выглядеть мрачновато.

Поэтому местоположение сада зачастую определяет его цветовую композицию. Что касается сочетаний форм и объемов, то дизайн монохромного сада может быть как авангардным, оригинальным, включающим несочетаемые, на первый взгляд, растения, так и гармоничным, классическим.

3.3 Малые архитектурные элементы в монохромном саду Внесение ярких цветных элементов искусственного происхождения в монохромный сад вовсе не поддержит композицию, а уничтожит ее. Любой искусственный предмет в саду (статуя, беседка, скамья и т. п.), выкрашенный в яркий, точно определенный цвет, будет смотреться гораздо насыщеннее естественной палитры сада — и в результате весь эффект потеряется. Получится сад, в котором в первую очередь обращают внимание на цветные перголы или яркий мостик, и лишь затем — на растения. Таким, образом, результат будет противоположным намерениям.

Поэтому подбирать малые архитектурные элементы для монохромного сада нужно очень аккуратно — пусть лучше они будут нейтрального темно-зеленого цвета или бледного оттенка, идущего от основного цвета. Для усиления цвета в саду гораздо лучше использовать природные элементы. Например, небольшой прудик или искусственный водоем, отражающий синее небо — удачнейший вариант поддержки общего тона в синем саду. Этот элемент станет не сплошным пятном (как синяя статуя), а смешает синий цвет с облаками, отражением растений в воде и т. п.

Однако вдаваться в противоположную крайность не следует: для придания саду композиционной законченности желательно все же подбирать декоративные элементы и малые формы с учетом общей цветовой гаммы сада.

3.4 Монохромные зеленые композиции Вершиной мастерства ландшафтного архитектора считается создание монохромного сада, построенного на оттенках зеленого. Такие садовые композиции идеальны для отдыха от городской жизни и снятия напряжения глаз, поэтому наиболее часто их создают, если в сад хозяева выбираются только на выходные. Поскольку очень часто такова жизнь большинства современных горожан, то монохромный зеленый сад заслуживает отдельного упоминания.

Кажется, что может быть проще, ведь большинство растений имеют зеленый цвет. Однако в этом и кроется сложность: каждый оттенок зеленого при ближайшем рассмотрении оказывается то с примесью желтого, то голубого, то красного цвета. Простое совмещение разных растений без учета их цветовой палитры дает эффект ненужной пестроты. При правильной планировке монохромные композиции не будут выглядеть скучными. Кроме того, именно в таких композициях особенно эффектно выглядит соседство растений с разной листвой. Ведь из-за пестроты традиционных цветников, миксбордеров и даже более крупных массивов на листья мы часто просто не обращаем внимание. Здесь же они будут исполнять одну из главных ролей.

Исключительно впечатляющий сад можно создать подбором растений, у которых листья, цветки, плоды, сменяя друг друга по времени, будут придавать посадкам один и тот же цвет. При этом наиболее красиво выглядят сады, в которых используются как древесные, так и травянистые растения, имеющие разные оттенки одного цвета.

Кулисой для таких композиций в нашем климате могут стать хвойные растения, сохраняющие декоративность и зимой. Диапазон их оттенков необычайно велик. Создано множество сортов разной высоты и формы. Например, Conica — самый популярный карликовый сорт конической формы ели с голубовато-зеленой, очень плотной хвоей, высотой 1 м. Также разнообразны можжевельники и пихты. Среди привычных взгляду сосен наиболее неприхотлива и декоративна сосна горная — кустарник, имеющий много форм, подходящих для разнообразных сочетаний.

Необыкновенно хороши для монохромного сада сорта туи западной, они неприхотливы и теневыносливы. Красивые оттенки имеют сорт Brabant (светло-зеленая хвоя), Columna (темно-зеленая хвоя) и Smaragd (необыкновенная туя изумрудного цвета). Яркие эффектные шаровидные сорта — Danica и Globosa также легко впишутся во многие композиции на переднем и среднем плане.

Конечно, вкрапления родственных оттенков не избежать, но это дает некоторое разнообразие в саду, не нарушая общую гармонию. Цветущие растения должны подбираться особенно тщательно.

3.5 Контрастные композиции в саду Цветовая композиция строится по законам контраста либо нюанса.

Контрастная цветовая композиция получится, если расположить рядом два взаимодополнительных цвета: красный с зеленым, синий с оранжевым, желтый с фиолетовым. При повторении элементов в пределах одной композиции эффект противопоставления усиливается. Для трехцветной контрастной композиции можно выбрать оттенки цветов, образующие в цветовом круге вершины равностороннего треугольника, например оттенки красного, желтого и синего. Наилучший контраст достигается сочетанием сильнои слабонасыщенных цветов. Контрастные сочетания возбуждают внимание, хорошо видны на расстоянии. Их применяют при оформлении партеров, входов в сад. Для парадных ковровых цветников, партеров, клумб и рабаток используют растения, цветки или соцветия которых перекрывают листья, поэтому при взгляде с большого расстояния видны пятна чистого спектрального цвета. Наиболее выигрышны в этом случае контрастные по цвету сочетания. Цвета, находящиеся рядом в цветовом круге, в ковровых цветниках соединять нежелательно (синий с фиолетовым, красный с оранжевым, желтый с оранжевым).

Нюансная цветовая композиция строится на главном цвете и его оттенках, отличающихся по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Например, красный с оттенками от красно-оранжевого до пурпурного, синий с оттенками от фиолетового до голубого. Нюансное сочетание цветов успокаивает, однако требует длительного времени для восприятия и не смотрится на большом расстоянии. Некоторые типы садов, например традиционные сады Японии и Китая, целиком строятся на нюансных цветовых сочетаниях. Для «одноцветных» садов («синий сад», «голубой сад», «красный сад») подбирают растения с определенной окраской цветков и листвы. Используются и цветные детали: керамические изделия, драпировки, садовая мебель, цветное мощение. Для оживления цветовой гаммы включают нейтральные цвета — белый или серый и даже контрастные по цвету акценты.

Раздел 4. Виды композиций В ландшафтном дизайне различают следующие виды композиций из хвойных растений:

ь группа кругового обзора;

ь угловая композиция;

ь акцентная группа одностороннего обзора;

ь хвойный миксбордер;

ь рокарий из хвойников для одностороннего обзора.

4.1 Группа кругового обзора Данная композиция представляет собой древесную группу кругового обзора, то есть такую, которую можно рассматривать с разных сторон. Соответственно этому требованию внутри нее расставлены основные акценты, продумана сезонная декоративность, и высота растений изменяется от центра к периферии. Её главным акцентом служит туя западная «Колумна» с узкой кроной, удачно сочетающийся с ней «фон» составляют голубовато-зелёный можжевельник китайский «Фитцериана"(распростертая крона), серебристый можжевельник китайский «Хетци"(красивая широкая крона) и подушковидная пихта бальзамическая «Нана» с хвоёй темно-зелёного цвета.

Список растений:

1. Туя западная «Колумна» -1 шт;

2. Можжевельник китайский «Хетци"-1 шт;

3. Можжевельник китайский «Фитцериана"-1 шт;

4. Пихта бальзамическая «Нана» -2 шт;

Экологические особенности и условия произрастания:

ь Зимостойкость. Большинство растений в группе абсолютно морозостойки.

ь необходимо солнечное место;

ь слабокислая почва;

ь группа не выносит переувлажнения.

Нетребовательность. Однажды создав данную композицию, можно надолго забыть о каком-то особом уходе за ней, разве что только поначалу, пока растения не сомкнутся, потребуется время от времени удалять сорняки. Конечно же, надо будет поливать, подкармливать, но это минимум ухода, таких специфических вещей, как специальные обрезки, зимние укрытия и прочее не требуется.

Всесезонность. Благодаря хвойным растениям группа сохраняет декоративные качества круглый год.

Долговечность. Высадив данные растения на участке, в ближайшие пару десятков лет, как минимум, не придется ничего пересаживать, делить и прочее. Все растения долговечны.

Рекомендуется подсадка в группу многолетних цветочных растений, таких как: пионы сортовые, гелениум гибридный.

По своей стилистике композиция довольно естественна, природна и в то же время парадна. Это означает, что она вполне может найти себе место, как на фоне бревенчатого дома, так и на фоне гладко оштукатуренной стены с коваными элементами.

Также можно легко поменять конфигурацию и количество используемых растений в данных композициях. Важно лишь сохранить ассортимент (если что-то добавлять, то только вписывающееся стилистически и экологически в заявленные условия) и взаимную субординацию растений относительно друг друга.

4.2 Угловая композиция Практически в любое время в данной композиции что-то да будет приковывать взгляд. Весной на фоне бледно-зеленых тонов распускающихся березы, боярышника и бархата ярким пятном выделяется цветущая форзиция свисающая, контрастируя с пурпурной листвой барбариса оттавского «Суперба», дополнительный декоративный акцент вносят тёмно-зеленый. Почти черный тисс и белая пена цветов черёмухи обыкновенной.

Летом общий колорит группы-зелёные тона различной насыщенности. На фоне зелёной гаммы выделяются крупные белые соцветия боярышника и пурпурный барбарис «Суперба». Осенью листья берёзы, черёмухи и бархата амурского окрашиваются в жёлтые тона, появляются ярко-красные плоды у барбариса и боярышника, оранжево-красной становится листва боярышника и свидины. Всю эту оранжево-красную осеннюю гамму подчеркивает и оживляет зелень тиса.

Список растений:

1. Тисс средний -3 шт;

2. Береза Эрмана-1 шт;

3. Бархат амурский-1 шт;

4. Черёмуха обыкновенная-1 шт;

5. Барбарис оттавский «Суперба"-5 шт;

6. Боярышник петушья шпора-1 шт;

7. Форзиция свисающая «Форчуна"-3 шт;

8. Свидина белая-1 шт;

Экологические особенности и условия произрастания:

ь Зимостойкость. Иногда может повреждаться поздними весенними и ранними осенними заморозками.

ь допустима посадка в затемненном месте;

ь переносит избыточное увлажнение, но не заболачивание.

Многолетники, рекомендуемые для группы: роджерсия конскокаштановая, хоста вздутая, бруннера сибирская и крупнолистная. страусник.

4.3 Акцентная группа одностороннего обзора Важное условие успеха композиции одностороннего обзора — наличие хорошего фона, на котором она смотрится. В этом качестве достойно могут выступать хорошо сделанный и соответственно окрашенный забор, шпалера с лианами, древесно-кустарниковая группа или высокая стриженая живая изгородь.

Весна. Группа подобрана с расчетом на основной декоративный эффект зимнее время, основную роль в ней играют хвойные растения: красиво сочетаются конусовидная пихта одноцветная с голубоватой хвоей и значительно более темные по тону можжевельник. Не менее декоративны и лиственные: с желто-зеленой окраской побегов ивы контрастирует рубиновый цвет побегов дерена. Отличным фоном для всей картины служит белизна снега. Лето. Украшением группы становится ива ломкая, цветущая крупными желтыми сережками, и свидина белая с распускающимися белыми соцветиями. Осень. Доминантой группы становится свидина белая — ее листва приобретает красивый оранжевый цвет. Контрастом служит лох серебристый, имеющий редкую для этого времени года стальную окраску.

Список растений:

1. Пихта одноцветная -1 шт;

2. Ива ломкая-1 шт;

3. Можжевельник китайский «Блаув"-3 шт;

4. Лох серебристый-2 шт;

5. Свидина белая-2 шт;

6. Пахизандра верхушечная-200 шт.

Экологические особенности и условия произрастания:

ь группу можно сажать в полутени;

ь не переносит кислых почв и застойного увлажнения;

ь морозоустойчива.

ь Рекомендуется подсадка в группу многолетних цветочных растений, таких как: страусник, хоста, медуница сахарная, зеленчук (сорта).

4.4 Хвойный миксбордер Миксбордер из крупных видов можно разместить на границе участка, вдоль дорожки или дома или на подпорной стенке. Важно соблюдать абрис и баланс композиции, высаживая заполняющие растения крупными пятнами. Контрастная окраска хвои, графика ветвей, различные формы придают хвойному миксбордеру необычность и экстравагантность.

Хвойники подобраны по принципу контраста формы кроны. Это колонновидный можжевельник китайский «Спартан» и подушковидная ель обыкновенная «Прокумбенс» или пихта бальзамическая «Нана», ширококоническая сосна горная и костровидный можжевельник китайский «Плюмоза Ауреа», колонновидный можжевельник обыкновенный и ширококоническая ель обыкновенная «Акрокона». Дополнительный декоративный эффект создается благодаря различной окраске хвои, это насыщенно-зеленый цвет можжевельника обыкновенного «Спартан» и можжевельника китайского «Плюмоза Ауреа», ярко-золотистые и голубовато-серебристые оттенки сосны веймутовой «Радиата» и насыщенно-зеленый сосны горной.

Список растений:

1. Можжевельник китайский «Спартан"-1 шт;

2. Можжевельник китайский «Плюмоза Ауреа"-3 шт;

3. Можжевельник китайский «Фитцериана Ауреа"-5 шт;

4. Можжевельник обыкновенный-1 шт;

5. Сосна горная-1 шт;

6. Сосна горная «Хампи"-6 шт;

7. Сосна горная «Гном"-3 шт;

8. Сосна веймутова «Радиата"-1 шт;

9. Сосна веймутова «Макопин"-1 шт;

10. Ель обыкновенная «Акрокона"-1 шт;

11. Ель обыкновенная «Прокумбенс"-2 шт;

12. Ель «Коника"-1 шт;

13. Пихта бальзамическая «Нана"-2 шт;

Экологические особенности и условия произрастания:

ь допустима посадка в полутени;

ь не переносит застоя воды;

ь некоторые растения страдают от весенних заморозков. Но укрытие на зиму не требуется.

Рекомендуется подсадка в группу многолетних цветочных растений, таких как: астильба гибридная, астра ново-английская, астра новобельгийская, барвинок малый, гейхера кроваво-красная, лилейник гибридный, печеночница трехлопастная, прострел раскрытый, флокс шиловидный, нарцисс (сорта), пролеска сибирская.

Многолетники дополняют декоративный эффект своими красочными цветками.

4.5 Рокарий из хвойников для одностороннего обзора Рокарии — это каменистый участок, отведенный для специфических многолетников, луковичных растений и карликовых хвойных.

Группа декоративна в течение всего периода: для нее используется исключительно хвойный ассортимент. Композиция построена как на различии форм крон (от стелящегося можжевельника распростертого «Принц Оф Уэльс» или идеально шаровидной туи западной «Даника» до костровидного можжевельника китайского «Плюмоза Ауреа» или колоновидной туи западной «Смарагд»), так и на различии окраски хвои и ее фактуре (от голубовато-серой хвои кедрового стланика «Глаука» до насыщенной, темно-зеленой хвои ели обыкновенной «Прокумбенс» или золотистой можжевельника китайского «Плюмоза Ауреа»). Картину эффектно дополняют камни и многолетние травянистые растения.

Список растений:

1. Можжевельник распростертый «Принц Оф Уэльс"-1 шт;

2. Можжевельник китайский «Плюмоза Ауреа"-1 шт;

3. Можжевельник казацкий «Тамарисцифолиа"-4 шт;

4. Можжевельник китайский «Голд Кост"-1 шт;

5. Туя западная «Смарагд"-1 шт;

6. Туя западная «Даника"-6 шт;

7. Микробиота-1 шт;

8. Кедровый стланик «Глаука"-1 шт;

9. Ель колючая «Глаука Глобоза"-1 шт;

10. Ель обыкновенная «Прокумбенс"-1шт;

11. Ель обыкновенная «Максвелли"-1 шт;

12. Ель сизая «Эхиниформис"-1 шт;

13. Сосна горная «Мопс"-2 шт;

14. Сосна горная «Пумилио"-1 шт;

Экологические особенности и условия произрастания:

ь необходима посадка в освещенном месте, хотя группа переносит временное затенение;

ь группа морозостойка и требует укрытия только в год посадки;

ь не выносит застоя воды, засоления и чрезмерной сухости почвы.

Раздел 5. Агротехника выращивания лесных пород

5.1 Пихта Лучше сажать в притененные места, защищенные от ветра. Глубина посадочной ямы 70−80см, размеры 60×60см. Состав смеси: глина, листовая земля или перегной, торф, песок (2:3:1:1), нитроаммофоска 250−300г и 10 кг опилок на каждую яму. На тяжелых почвах обязателен дренаж (20см щебенки или битого кирпича). Через 2−3 года, весной, вносят комплексное удобрение. Рекомендуется опрыскивание кроны водой раз в 2 недели. Почву рыхлят только под молодыми растениями на глубину 25−30см, после мульчируют приствольный круг опилками или торфом 5−8см. Весной удаляют сухие ветки. В первый год после посадки лучше укрыть лапником. Особенности посадки: Все виды пихт требовательны к богатству, влажности и дренированности почвы. Лучше высаживать в тенистых местах, но пихта одноцветная (concolor) может расти и на свету. Она стоит на одном из первых мест по засухоустойчивости. Самая выносливая по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Хорошо переносит условия города. При посадке корневая шейка должна оставаться на уровне земли. Для засыпки корневого кома используется питательная смесь из глины, листовой земли, торфа и песка (2:3:1:1) с добавлением нитроаммофоски (250−300г) на каждую яму. На тяжелых грунтах требуется сделать дренаж не менее 20 см из битого кирпича или щебенки. После посадки обильно поливают и мульчируют приствольный круг влажным торфом, щепой или опилками. Уход после посадки: Полив умеренный, так как пихты не переносят избыточного увлажнения, молодые растения в засушливый период требуют более частого полива и дождевание раз в 2 недели. Рыхление проводят только под молодыми посадками. В обрезке не нуждается. Весной проводят санитарную обрезку, удаляя сухие и поврежденные побеги, формовка кроны только в случае необходимости проводится ранней весной до сокодвижения.

Через 2−3 года после посадки весной вносят комплексное удобрение Кемиру-универсал (150 гм2). Подготовка к зиме: Все пихты ветроустойчивы и морозостойки, но молодые растения в первый год после посадки лучше накрыть лапником. Это сбережет их и от поздневесенних заморозков.

5.2 Кипарисовик Сажать лучше в тени, а растения с желтой хвоей — на солнце, нельзя сажать в низинах, где задерживается холодный воздух. Почва богатая: перегной, листовая земля, торф, песок (3:2:1:2), 5−6кг компоста на яму (60×60×70см), комплексное удобрение. Дренаж из битого кирпича и песка слоем 20 см. Каждую весну вносят комплексное или специализированное удобрение. Растение требуют регулярного опрыскивания (раз в неделю) и полива (10−12л/куст). После полива — неглубокое рыхление, прополка, мульчирование торфом или корой. Весной обрезка, удаление сухих и поломанных ветвей, формирование кроны. На зиму мульчируют корневую систему торфом слоем 10 см, укрывают лапником и защищают весной от поздневесенних заморозков и солнечных ожогов. Особенности посадки: Формы кипарисовиков настолько декоративны, что могут служить украшением любого сада. Долговечны. Среднеустойчив к городским условиям (кроме кипарисовика нутканского). Лучше сажать в полутени, а формы с желтой окраской хвои на солнце, предпочитают плодородные, влажные почвы. Не переносят сухих и известковых почв. Нельзя сажать в низинах, где задерживается холодный воздух. Посадочная яма должна быть в два раза больше чем корневой ком. При посадке корневая шейка должна оставаться на уровне земли. Для посадки используется питательная смесь из перегноя, листовой земли, торфа, песка в соотношении 3:2:1:2 с добавлением 5−6кг торфокомпоста. На дно ямы кладут дренаж из битого кирпича или песка слоем 20 см на ½ глубины ямы. После посадки обильно поливают и мульчируют приствольный круг щепой или торфом слоем 5−7см. Уход после посадки: Весной возле приствольных кругов рассыпают Кемиру-универсал (100−150г/м2), заделывают ее в почву, поливают. Растения чувствительны к недостатку влаги в почве и воздухе. Рекомендуется регулярное опрыскивание (1 раз в неделю). Полив — 10л на растение, в сухое время поливают в два раза чаще. Молодые растения в засушливый период требуют более частого и обильного полива. После обильного полива, проводят рыхление на глубину 15−20см. Весной проводят санитарную обрезку, формирование кроны. Подготовка к зиме: На зиму корневую систему мульчируют торфом слоем 10 см, укрывают лапником; требует защиты весной от поздневесенних заморозков и солнечных ожогов.

5.3 Можжевельник Предпочитают солнечные места. К плодородию малотребовательны. Посадочная яма 60×60×70см. Почвенная смесь, состоящая из торфа, дерновой земли и песка в соотношении 2:1:1.Соотношения в смеси меняются в зависимости от вида можжевельника. Дренаж из битого кирпича и песка слоем 15−20см. При посадке и ежегодно вносят комплексное или специальное удобрения. Все можжевельники положительно реагируют на опрыскивание в сухое время раз в неделю вечером. Рекомендуется неглубокое рыхление и мульчирование торфом, корой или опилками слоем 5−8см. Переносит стрижку, но слабую, т.к. растут медленно. На зиму укрывают только в первый год после посадки. М. виргинский — почвы глинистые и суглинистые, известковые, засухоустойчив; м. казацкий — известковые почвы, не переносит застоя воды и засоления; м. обыкновенныйпочвы песчаные, известковые, достаточно влажные почвы, выносит небольшое засоление и переносит небольшое затенение; м. чешуйчатый — почва с высокой влажностью, не переносит застоя воды, засоления и уплотнения почвы, засухоустойчив. Особенности посадки: Все декоративные виды можжевельников предпочитают солнечные места. В тени вырастают рыхлыми, утрачивают декоративность и окраску. К почве можжевельники нетребовательны. Можжевельник казацкий, обыкновенный и виргинский положительно реагирует на известкование. Подготовленная посадочная яма должна быть в 2 раза больше, чем земляной ком и корневая система. Питательная смесь для посадки состоит из торфа, дерновой земли и песка в соотношении 2:1:1 с добавлением нитроаммофоски, при необходимости в яму можно добавить известь (200−300гр). На тяжелых суглинистых и влажных почвах делают дренаж из битого кирпича и песка слоем 15−20см. После посадки обычно происходит оседание и уплотнение грунта, в связи с этим необходимо производить посадку на глубину, при которой корневой ком будет примерно на 10 см выше уровня земли, затем саженец обильно поливают и мульчируют приствольный круг слоем 7−10см, для предотвращения потери влаги, перегрева почвы летом, и разрастанию сорняков. Кроме того, мульча, разлагаясь, дает питание корням, предохраняет корни от холода зимой и не дает уплотняться почве. Для мульчирования подходят: влажный торф, измельченная кора хвойных деревьев, листовой перегной, садовый компост, скошенная трава. После посадки многие можжевельники притеняют. Для улучшения корнеобразования и роста можно использовать препараты такие как: эпин, иммуноцитофит, корневин. Полив: В сухое лето рекомендуется полив 2−3 раза за сезон и опрыскивание раз в неделю в вечернее время. Молодые растения в засушливый период требуют более частого и обильного полива. Подкормки: Применяются минеральные удобрения. С конца марта до начала августа каждые 2−3 недели полезно вносить азотофосфат (20−30 мгм2). Начиная с августа, подкормки заканчивают. Увеличить дозировку можно для старых растений, а также там, где есть толстый слой мульчи из коры. Рыхление: Неглубокое, после полива и прополки сорняков в молодых посадках. Стрижка, обрезка: Слабая, так как можжевельники растут медленно, весной удаление сухих побегов. Подготовка к зиме: Взрослые растения морозостойки. В первую зиму после посадки хвою молодых растений следует оберегать от зимних и весенних солнечных ожогов, укрывая их лапником или крафт-бумагой. На зиму крону можжевельников с колонновидной формой желательно обвязывать, чтобы ее не развалило снегом. При создании композиций нужно учитывать, что растения имеют разную скорость роста и развития. В течение сезона может меняться окраска хвои. С возрастом меняется форма кроны и размер растений. Растения входящие в композицию должны сочетаться по требованиям к почве, местоположению, форме и их окраске.

5.4 Лиственница Требует солнечного места. Очень чувствительна к уплотнению почвы. Посадочная яма 60×60×70см. Почвенная смесь: листовая земля, торф, песок (3:2:1), дренаж только на тяжелых глинах: битый кирпич 20 см. При посадке и ежегодно ранней весной вносят комплексное или специализированное удобрение. Летом поливают 1−2 раза в неделю 15−20л/растение. После поливапрополка, неглубокое рыхление, мульчирование торфом или опилками слоем 5−6см. В живых изгородях переносит сильную обрезку весной. Молодые растения укрывают первые 2−3 года, у штамбовых растений стволы обматывают мешковиной. Особенности посадки: Род насчитывает около 20 видов. Высокие, красивые, быстро растущие, однодомные хвойные деревья с опадающей на зиму хвоей. Очень светолюбивы. В молодости с четкой конусовидной кроной, в старости — широкораспростертой. Растут быстро. Долговечны. Имеют хорошо развитую корневую систему, глубоко уходящую в почву, благодаря чему являются ветроустойчивыми. Благодаря ежегодному сбросу хвои наиболее устойчивы в озеленении крупных промышленных центров. Хорошо смотрятся в аллейных и мелкогрупповых посадках в скверах и парках, при создании больших массивов, в чистых и смешанных группах. Очень хороши группы из лиственниц и рододендронов, чубушников, сиреней, ракитников. Подготовленная посадочная яма должна быть в 2 раза больше чем земляной ком и корневая система. Питательная смесь для посадки состоит из листовой земли, торфа и песка в соотношении 3:2:1. На тяжелых глинистых почвах делают дренаж из битого кирпича слоем 20 см. Корневая шейка должна быть на уровне земли. Как правило, после посадки происходит оседание и уплотнение грунта, поэтому корневой ком при посадке должен находиться на 10−20см выше уровня земли. Корни засыпаются смесью и постепенно утрамбовываются, затем саженец обильно поливают. После посадки мульчируют приствольный круг торфом или опилками слоем 5−6см. Полив: При летней засухе 1−2 раза в неделю 15−20л под каждое растение. Молодые растения в засушливый период требуют более частого и обильного полива. Подкормки: Ранней весной до начала роста побегов вносят «Кемиру» (100−120г/1м2). Рыхление: Только под молодыми посадками на глубину 20 см. Обязательно удаление сорняков. Стрижка, обрезка: Переносит умеренную обрезку только в молодом возрасте. Поддается формовке. Подготовка к зиме: Взрослые растения не укрывают.

5.5 Ель Лучше растет на затененных местах. Предпочитают свежие, хорошо дренированные, кислые, супесчаные или суглинистые почвы, не выносит близости грунтовых вод, засоления, сухости и застоя воды в области корневой шейки. Корневая система поверхностная, поэтому не переносит уплотнения почвы. Посадочная яма 60×60×70см. Почвенная смесь: дерновая, листовая земля, торф, песок (2:2:1:1), нитроаммофоска 100−150гр. Дренаж из битого кирпича 15−20см. После полива требует неглубокого рыхления приствольного круга; осенью — мульчирования торфом слоем 6−7см. Некоторые формы требуют укрытия лапником или крафт-бумагой от весенних заморозков и солнечных ожогов. Центральный побег плакучих форм подвязывают к опоре. Особенности посадки: Все ели достаточно неприхотливы. Они не требовательны к почвенным условиям, но предпочитают, свежую, хорошо дренированную, богатую гумусом, супесчаную или суглинистую почву. В основном, для них выбираются почвы с кислой реакцией среды (ель сербская может расти на известковой почве). Ели страдают от застоя воды в области корневой шейки, засухи, засоления и солнечных ожогов. Корневая система елей поверхностная, поэтому они плохо переносят уплотнение почвы и близость грунтовых вод. Солнечные места предпочитает: ель сизая (Glauca), ель колючая (Pungens), ель восточная (Orientalis) и ель сербская (Omorica). Теневыносливыми считаются: ель черная (Mariana), ель обыкновенная (Abies). Голубые и серебристые формы ели нуждаются в солнечном месте, в тени их окраска теряется. При посадке готовится яма в 2 раза больше чем земляной ком и корневая система. Питательная смесь для посадки состоит из дерновой, листовой земли, торфа, песка в соотношении 2:2:1:1 с добавлением нитроаммофоски (100−150гр). Желательно сделать дренаж из битого кирпича и песка слоем не меньше 20 см. Корневая шейка должна быть на уровне земли. Как правило, после посадки происходит оседание и уплотнение грунта, поэтому корневой ком при посадке должен находиться на 10−20см выше уровня земли. Корни засыпаются смесью и постепенно утрамбовываются, затем саженец обильно поливают. Ели, как и все хвойные растения, нуждаются в мульчировании посадок. Мульча предотвращает потерю влаги, перегрев почвы, не дает разрастаться сорнякам. Кроме того, мульча, разлагаясь, дает питание корням, предохраняет корни от холода зимой и не дает уплотняться почве. Для мульчирования подходят: влажный торф, измельченная кора хвойных растений, листовой перегной, садовый компост. Полив: Ели очень требовательны к влажности почвы, поэтому в жаркое, засушливое лето полив обязателен (раз в неделю по 1−2 ведра на растение). Исключение составляет ель колючая. Она может непродолжительное время выносить сухость почвы. Подкормки: Только при посадке. Потом подкармливать необязательно. Рыхление: Неглубокое (5−7см), необходимо только под молодыми посадками. Мульчирование: Торфом слоем 5−6см. Впоследствии торф не убирают, а перемешивают с землей. Стрижка, обрезка: При использовании елей в живой изгороди возможна радикальная обрезка. Обычно же удаляют лишь сухие и больные ветки. Подготовка к зиме: Некоторые декоративные формы следует защитить лапником или крафт-бумагой от ранневесенних и поздневесенних заморозков (особенно хвою у молодых растений). Рекомендуется мульчирование на зиму торфом или опилками в первые 2 года после посадки слоем 6−8см. Взрослые растения защиты на зиму не требуют. Плакучие формы требуют подвязывания к опоре центрального побега.

5.6 Сосна Солнечное место. К плодородию почвы нетребовательны. Посадочная яма 60×60×60см. Почвенная смесь: дерновая земля, песок (на глинистой почве) или глина (на песчаной) 2:1, при необходимости можно добавить 200−300г извести. На тяжелых почвах — дренаж — битый кирпич, гравий или песок слоем 20 см. Во время посадки и в последующие годы вносят комплексное или специализированное удобрения. Сосны засухоустойчивы и дополнительного полива не требуют. Рыхление необходимо при уплотнении почвы. Весной можно укорачивать годичные приросты и формировать крону. Молодые растения и формы с нежной хвоей необходимо защищать от зимних ожогов. С. веймутова — предпочитает суглинки и супеси, выносит заболачивание; с. черная — почвы содержащие известь, переносит засоление, выносит полутень; с. горная — почвы песчаные, известковые и каменистые, хорошо переносит жару, повышенную влажность. Особенности посадки: Сосны светолюбивы и лучше растут на открытых местах. Однако сосну веймутова можно считать теневыносливой, а сосна черная способна выносить боковое затенение. Имея мощную глубокую корневую систему, они ветроустойчивы и малотребовательны к почвенным показателям и влажности. Но городские условия сосна переносит плохо. Например, сосна веймутова может мериться с разными типами почв, кроме засоленных, относительно требовательна к плодородию почв, может выносить заболачивание. По высокой скорости роста она уступает только лиственнице. Более устойчива к дыму и газу, чем сосна обыкновенная. Очень морозостойка. Сосна желтая малотребовательна к почве. Не выносит переувлажнения и заболоченности, относительно газои дымоустойчива, благодаря декоративной кроне прекрасно выглядит в одиночных посадках и небольших группах. Хорошо сочетается с барбарисом Тунберга. Все виды горных сосен, наиболее часто применяемых для создания низкорослых декоративных групп, тоже зимостойки, переносят уплотнение почвы и загрязнение воздуха. Горные сосны морозостойки и засухоустойчивы, не поражаются вредителями и болезнями. Они более теневыносливы, чем сосны обыкновенные. В отличие от горных сосен, сосны обыкновенные нетребовательны к почвенному плодородию, но чувствительны к загрязнению воздуха и уплотнению почвы. Глубина посадочной ямы при посадке до 1 м. На тяжелых почвах с избыточным увлажнением необходимо сделать дренаж слоем 20−30см. Для засыпки корневого кома используется питательная смесь, состоящая из песка, торфа, и родной земли (2:1:1). Для посадки универсальны почвы с нейтральной реакцией. В кислые почвы требуется внести известь в количестве 200−300 г/яму. В посадочную смесь добавляется суперфосфат (150 г/яму); осенью — фосфорно-калийные удобрения. Корневая шейка должна быть на уровне земли. Как правило, после посадки происходит оседание и уплотнение грунта, поэтому корневой ком при посадке должен находиться на 10−20см выше уровня земли. Корни засыпаются смесью и постепенно утрамбовываются, затем саженец обильно поливают. После посадки приствольный круг необходимо замульчировать слоем 10 см. Мульча предотвращает потерю влаги, перегрев почвы, не дает разрастаться сорнякам. Кроме того мульча, разлагаясь, дает питание корням, предохраняет корни от холода зимой и не дает уплотняться почве. Для мульчирования подходят: влажный торф, измельченная кора хвойных растений, листовой перегной, садовый компост. Полив: Сосны засухоустойчивы и в дополнительном поливе не нуждаются. Молодые растения в засушливый период требуют более частого и обильного полива. Подкормки: Начиная со второго года выращивания, весной вносят комплексное удобрение, а во второй половине лета и в сентябре проводят подкормку фосфорно-калийными удобрениями (по 40−50 г/10 л). Рыхление: Проводят при уплотнении почвы. Обрезка: Рост побегов можно замедлить, а крону сделать более густой путем прищипки части прироста молодого побега. Подготовка к зиме: Взрослые растения морозостойки. Молодые и декоративные формы с нежной хвоей страдают от зимних ожогов. Их можно защитить лапником, крафт-бумагой или мешковиной, в середине апреля укрытие снимают.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой