Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация бухгалтерского учета в акционерных обществах

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешное проведение экономического анализа во многом зависит от его организации и последовательности выполнения аналитической работы. Организация анализа определяется программой выполнения аналитической работы. Содержание программы обусловлено целями, задачами, тематикой и видом анализа. В программе анализа должны быть отражены: тема анализа и направления использования его результатов… Читать ещё >

Организация бухгалтерского учета в акционерных обществах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

В современных условиях залогом успешной деятельности предприятия является правильная организация бухгалтерского учета.

Главной целью бухгалтерского учета является своевременное предоставление достоверных данных о деятельности предприятия для принятия решений, планирования, анализа и контроля производственной и финансовой деятельности. Бухгалтерская отчетность является основным источником информации для анализа хозяйственной деятельности предприятия, причем источником, обеспечивающим документальное обоснование аналитических выводов.

Экономический анализ, неразрывно связанный с бухгалтерским учетом, зарекомендовал себя как эффективное средство управления предприятием. Цель экономического анализа заключается в подготовке информации для принятия управленческих решений на основе оценки, диагностики, прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности с учетом законов развития и функционирования систем.

Анализ является не только средством обоснования планов предприятия и контроля за ходом их выполнения, но и во многом способствует выявлению внутрихозяйственных резервов, экономному использованию всех видов ресурсов, в результате чего улучшается экономическое положение предприятия, повышается эффективность деятельности. Анализ экономических результатов деятельности предприятия и его экономического потенциала позволяет выработать гибкую стратегию и закрепить свои конкурентные позиции.

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что бухгалтерский учет и экономический анализ являются важнейшими функциями управления предприятием. От качества учетно-аналитической информации зависит результативность принимаемых решений. Поэтому развитию и совершенствованию методики бухгалтерского учета и экономического анализа уделяется в настоящее время большое внимание.

Целью данной работы является изучить особенности организации бухгалтерского учета в акционерных обществах, рассмотреть методику проведения экономического анализа.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

дать организационно-правовую характеристику предприятию;

охарактеризовать особенности организации бухгалтерского учета в акционерном обществе;

изучить методику проведения экономического анализа;

проанализировать финансовое состояние предприятия;

разработать мероприятия по совершенствованию организации учета и экономического анализа.

Объектом исследования представленной работы является Закрытое Акционерное Общество «Гелиос», а предметом — изучение особенностей организации бухгалтерского учета и экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности на предприятии.

Информационной базой исследования являются материалы, собранные в процессе практики (устав, бухгалтерская отчетность, учетная политика), нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию бухгалтерского учета, научная учебная литература.

1. Особенности организации бухгалтерского учета и экономического анализа предприятия

1.1 Особенности организации бухгалтерского учета предприятия Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем системного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

— формирование полной и договорной информации о деятельности организации ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности ;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции.

Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

Основы порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями и дополнениями). Они позволяют правильно организовать и вести бухгалтерский учет на каждом этапе хозяйственной деятельности организации, а также составлять и представлять бухгалтерскую отчетность.

Можно выделить следующие этапы организации бухгалтерского учета:

— определение порядка организации бухгалтерского учета;

— выбор форм бухгалтерского учета;

— определение порядка документирования хозяйственных операций, т. е. организации первичного учета;

— определение правил бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов; разработка и утверждение положения об учетной политике организации и ее рабочего плана счетов;

— определение правил инвентаризации активов и пассивов;

— определение порядка составления и представления бухгалтерской отчетности.

Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. Система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

1-й уровень представлен федеральными законами РФ, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях.

2-й уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета.

3-й уровень образуют инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти.

4-й уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику организации.

Законодательство о правилах ведения бухгалтерского учета распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ.

В соответствии с законом РФ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдении законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Руководитель организации в зависимости от объема учетной работы может:

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

За организацию бухгалтерского учета ответственность несет руководитель предприятия, а за правильность ведения бухгалтерского учета — главный бухгалтер. Главный бухгалтер обязан организовать рациональное ведение бухгалтерского учета, составлять объективную и достоверную бухгалтерскую отчетность, на основе которой руководитель предприятия сможет принимать управленческие решения.

Предприятие, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности.

Бухгалтерский учет ведется всеми организациями вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности.

Акционерное общество — это одна из распространенных организационно-правовых форм хозяйствующего субъекта, признается коммерческая организация, основным признаком которого является распределение уставного капитала между участниками общества путем выпуска акций. Акционерные общества бывают открытого и закрытого типа. Закрытое акционерное общество — общество, акции которого распространяются только среди участников и не подлежат открытой продаже на рынке ценных бумаг. Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу.

Деятельность акционерного общества в РФ регулируется Федеральным законом от 26.12.1995 г. № 208ФЗ «Об Акционерных обществах» .

Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством (ст. 88 ФЗ «Об Акционерных Обществах»). Бухгалтерский учет в акционерных обществах ведется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положениями бухгалтерского учета (ПБУ), Методическими рекомендациями Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ.

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Все акционерные общества обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 годовая бухгалтерская отчетность включает:

* бухгалтерский баланс — ф. № 1;

* отчет о прибылях и убытках — ф. № 2;

* отчет об изменениях капитала — ф. № 3;

* отчет о движении денежных средств — ф. № 4;

* приложение к бухгалтерскому балансу — ф. № 5;

* пояснительную записку.

Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества.

Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества.

Перед опубликованием обществом документов, общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.

Годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров общества не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

В соответствии с законодательством РФ и учредительными документами акционерные общества должны создавать «Резервный капитал» за счет отчислений из прибыли для покрытия непредвиденных потерь и убытков, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей. Резервный капитал формируется в размере не менее 5% от уставного капитала. а размер ежегодных отчислений должен составлять не менее 5% годовой чистой прибыли.

Уставный (складочный) капитал — основная составляющая часть собственного капитала ЗАО «Гелиос». Он представляет собой номинальную стоимость акций Общества, приобретенных акционерами, величина которых зарегистрирована в учредительных документах организации.

Минимальный размер уставного капитала определяется федеральными законами, в ЗАО должен составлять не менее 100-кратного МРОТ, а в АО — не менее 1000 кратного МРОТ, определенного законом на дату государственной регистрации Общества.

В соответствии с действующим законодательством акционеры (участники) общества имеют право на получение дохода в виде части прибыли, полученной за отчетный год. Такие доходы акционеры получают в виде дивидендов, причем источником их выплаты является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества).

Прибыль Общества за отчетный год представляет собой итоговый финансовый результат её деятельности за вычетом налога на прибыль. Прибыль подлежит распределению на основании решения общего собрания акционеров.

Распределение подразумевает её использование на следующие цели:

— выплату дивидендов (доходов) участникам;

— погашение убытков прошлых лет;

— пополнение резервного капитала;

— увеличение уставного капитала.

В соответствии со статьей 42 Закона «Об акционерных обществах» общество принимает решение о выплате дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года. Решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются общим собранием акционеров.

1.2 Организация экономического анализа Экономический анализ — это комплексное (т. е. всестороннее), системное (т. е. направленное на достижение поставленной цели) исследование хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Предметом экономического анализа являются хозяйственно-финансовые процессы, происходящие в организациях, их результаты и экономическая эффективность, слагающиеся под воздействием ряда факторов, и отражаемые системой аналитических показателей.

Общая, конечная цель экономического анализа — повышение экономической эффективности деятельности организации и улучшение ее финансового состояния.

В зависимости от задач и направлений анализа его содержание, порядок проведения и оформление результатов могут быть различными. Это предполагает разработку методов анализа, а также определение частных методик, с учетом специфики анализируемой области деятельности и организационно-технических особенностей производства.

Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

1) горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Данные изменения рассчитываются как в абсолютных величинах, так и в процентах к базисному периоду.

2) вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

3) трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.

4) анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

5) сравнительный (пространственный) анализ — это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

6) факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

Успешное проведение экономического анализа во многом зависит от его организации и последовательности выполнения аналитической работы. Организация анализа определяется программой выполнения аналитической работы. Содержание программы обусловлено целями, задачами, тематикой и видом анализа. В программе анализа должны быть отражены: тема анализа и направления использования его результатов; календарный план и распределение аналитической работы между исполнителями; источники информации для анализа, методические указания по заполнению аналитических таблиц; способы оформления результатов анализа; порядок реализации выводов, резервов и предложений по результатам анализа.

Экономический анализ проводится на основе итоговых результатов работы предприятия по важнейшим отчетным периодам.

Этапы проведения анализа:

1. Разработка рабочей программы анализа, которая отражает объект анализа, цель и круг анализируемых вопросов, исполнителей и ответственных лиц, сроки проведения анализа.

2. Четкое распределение заданий по исполнителям.

3. Отбор необходимой информации, проверка документов, используемых в анализе и показателей на предмет их достоверности.

4. Аналитическая обработка данных — самый сложный этап, в ходе которого с помощью специальных приемов и методов проводится сам экономический анализ. Данный этап предполагает широкое применение аналитических таблиц, расчетов.

5. Обобщение результатов анализа — этап, связанный с установлением положительных и отрицательных факторов, повлиявших на результаты деятельности предприятия.

6. Выводы и рекомендации — по итогам проведенного анализа устанавливаются резервы улучшения деятельности предприятия и предлагаются конкретные мероприятия по их исполнению.

Основным источником информации для анализа деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, состоящая из:

— бухгалтерского баланса;

— отчета о финансовых результатах;

— отчета об изменении капитала;

— отчета о движении денежных средств;

— пояснений к бухгалтерскому балансу.

Анализ финансового состояния предприятия содержит следующие основные разделы:

· Анализ структуры активов и пассивов;

· Анализ имущественного положения;

· Анализ себестоимости продукции;

· Анализ ликвидности и платежеспособности;

· Анализ финансовой устойчивости;

· Анализ деловой активности и оборачиваемости средств предприятия;

· Анализ прибыли и рентабельности.

На начальном этапе проводится анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия. В рамках данного анализа определяется динамика показателей прибыли, рентабельности и определяется степень влияния различных факторов на произошедшие изменения.

На следующем этапе проводится анализ себестоимости, позволяющий определить изменение затрат на рубль товарной продукции и причины этих изменений. Кроме того, определяется характер и структура затрат, выявляются наиболее эффективные пути снижения себестоимости.

Далее проводится анализ финансового состояния, позволяющий определить изменения в структуре баланса за анализируемый период, определить степень финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности предприятия. На основе полученных данных вырабатывается стратегия фирмы.

Заключительным этапом анализа является анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов, позволяющий в дальнейшем принять правильные решения в области цен и объемов производства.

Таким образом, в целом анализ хозяйственно-финансовой деятельности сводится к оценке изменений показателей прибыли, себестоимости, рентабельности и финансового состояния предприятия за анализируемый период и завершается подготовкой плановых решений на основе сложившейся ситуации.

На крупных предприятиях главный экономист, который является заместителем директора по экономическим вопросам, организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственном его подчинении находятся планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый и т. д. В отдельное структурное подразделение может быть выделен отдел или группа экономического анализа. На средних и мелких предприятиях аналитическую работу возглавляет начальник планового отдела или главный бухгалтер.

1.3 Организационно-правовая характеристика предприятия Производственно — коммерческое акционерное общество закрытого типа «Гелиос» создано в результате реорганизации предприятия «Братский пивоваренный завод» в соответствии с решением трудового коллектива предприятия (протокол № 3 от 15.06.1992 г.).

Полное наименование Общества: Закрытое Акционерное Общество «Гелиос» .

Сокращенное наименование Общества: ЗАО «Гелиос» .

Местонахождение Общества: Российская Федерация, 665 717, Иркутская область, г. Братск, ул. Коммунальная, 13.

Сроки деятельности Общества не ограничены.

Правовое положение Общества определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными нормативными правовыми актами, а также Уставом Общества, зарегистрированного регистрационным центром администрации г. Братска 17.08.2001 г. № 4258.

Общество является юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для осуществления деятельности ЗАО «Гелиос» имеет расчетный и другие счета в банках для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Общество вправе открывать в установленном порядке банковские счета за пределами России.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Общество имеет круглую печать, штамп, бланки, содержащие полное фирменное наименование. Так же имеет собственную эмблему, зарегистрированный в уставном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Целью общества является:

— насыщение рынка потребителей продукцией высокого качества;

— извлечение прибыли с продаж выпускаемого товара.

Основные виды деятельности общества:

— производство и реализация пива,

— производство и реализация безалкогольных напитков, минеральных и газированных вод,

— производство и реализация кондитерских и хлебобулочных изделий.

Задачами общества являются:

— доведение годового объема производства пива до 1500 тыс. дал. в год;

— увеличение новых сортов пива;

— увеличение рынков сбыта в других регионах;

Учредителями являются граждане РФ.

Уставный капитал ЗАО «Гелиос» составляет 100 000 рублей. Он составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, в том числе из: 100 000 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 руб. Форма выпуска акций — бездокументарная (в виде записей в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг). Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

На предприятии сложился линейно-функциональный тип структуры управления.

Структура управления ЗАО «Гелиос» представлена на рисунке 1.

Высшим органом Общества является Общее собрание акционеров. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом.

Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Законом к компетенции общего собрания акционеров.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором, к компетенции которого отнесены вопросы утверждения планов и отчетов об их исполнении, создания и ликвидации филиалов, расстановки кадров, осуществление коммерческой деятельности и др.

Финансово-экономическая служба предприятия представлена:

— заместителем генерального директора;

— главным бухгалтером, бухгалтерией;

— планово-экономическим отделом (ПЭО).

Основными задачами заместителя генерального директора являются:

— анализ финансового состояния,

— прогноз и финансовое планирование деятельности предприятия,

— руководство и контроль за финансовыми потоками и распределением денежных средств.

К компетенции ПЭО относится: проведение работ по совершенствованию планирования экономических и финансовых показателей, подготовка отчетов по выполнению показателей финансового плана и показателей эффективного использования имущества и прибыли, расчет материальных, трудовых и финансовых затрат, необходимых для планирования и анализа и т. д.

Функциями главного бухгалтера являются организация и ведение бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Начальник производства руководит производственным процессом и решает все вопросы, возникающие в процессе производства продукции. В его подчинении находится весь персонал, участвующий в технологическом процессе, совместные действия которого приводят к бесперебойному производственному процессу.

Также на предприятии есть маркетинговая служба, которая занимается изучением спроса, анализом рынка, конкурентов, рекламой продукции и ее реализацией, осуществляемой через отдел сбыта.

Основными задачами и функциями ревизионной комиссии являются, обеспечение контроля за соблюдением ЗАО «Гелиос» требований законодательства, нормативных актов, внутренних документов, регулирующих деятельность предприятия; осуществление контроля за соблюдением правил ведения бухгалтерского учета, достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности.

Бухгалтерский учет в ЗАО «Гелиос» осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. Структура бухгалтерии изображена на рис. 2.

Рисунок 2 — Структура бухгалтерии ЗАО «Гелиос»

2. Расчетный раздел

2.1 Анализ структуры имущества и обязательств предприятия Аналитический баланс, составленный на основе данных бухгалтерской отчетности предприятия ЗАО «Гелиос», представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Аналитический баланс

Наименование статей

Абсолютные величины

Структура в %

Изменения

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

В абсолютных величинах

В структуре

В % к величине на начало года

В % изменению итого баланса

1.Внеоборотные активы

Основные средства

34,1

43,55

9,44

65,1

75,61

Отложенные налоговые активы

0,8

0,8

22,1

0,64

Итого по разделу 1

34,9

44,34

9,39

64,2

76,25

2. Оборотные активы

Запасы

22,62

25,09

2,47

43,6

33,5

НДС

;

0,01

0,01

;

0,03

Дебиторская задолженность

33,14

27,56

— 5,59

7,6

8,55

Финансовые вложения

7,56

1,14

— 6980

— 6,42

— 80,4

— 20,65

Денежные средства

1,67

1,78

0,11

37,5

2,13

Прочие оборотные активы

0,05

0,08

0,03

110,5

0,18

Итого по разделу 2

65,04

55,66

— 9,39

10,73

23,75

Общая ст-ть имущества

29,4

3. Капитал и резервы

Уставный капитал

0,09

0,07

— 0,02

Резервный капитал

0,02

0,02

Нераспределенная прибыль

23,87

27,53

3,66

49,25

39,97

Итого по разделу 3

23,98

27,62

3,64

49,02

39,97

4. Долгосрочные обязательства

Отложенные налоговые обязательства

0,82

0,91

0,09

42,75

1,2

Итого по разделу 4

0,82

0,91

0,09

42,75

1,2

5. Краткосрочные обязательства

Кредиторская задолженность

71,74

68,16

— 3,58

22,97

56,02

Оценочные обязательства

3,45

3,31

— 0,14

24,22

2,84

Прочие обязательства

0,01

;

— 10

;

— 100

— 0,03

Итого по разделу 5

75,2

71,48

— 3,72

23,01

58,83

Итог баланса

29,4

Величина заемных средств

72,4

— 3,6

23,22

60,03

Величина собственных средств в обороте

— 12 615

— 24 873

— 10,9

— 16,7

— 12 258

— 5,8

97,1

— 36,28

Рабочий капитал

— 11 670

— 23 524

— 10,2

— 15,8

— 11 854

— 5,6

101,6

— 35,1

Вывод: в результате анализа структуры имущества и обязательств предприятия было выявлено:

1 раздел: раздел от общей стоимости имущества на начало года занимает 34,9%, а на конец года 44,34%. Основную часть в этом разделе занимают «Основные средства», которые составляют: на начало года 34,11%, на конец года 43,55%, увеличение составило 25 547 тыс. руб., что составляет 65,1% к величине на начало года и 75,61% к изменению итога баланса. «Отложенные налоговые активы» увеличились по сравнению с началом года на 215 тыс. руб., что составляет 22,1% к величине на начало года, 0,64% к изменению итога баланса. В общей структуре величина внеоборотных активов увеличилась на 25 762 тыс. руб., что составляет 64,2% к величине на начало года, 76,25% к изменению итога баланса.

2 раздел: раздел от общей стоимости имущества на начало года занимает 65,04%, а на конец года — 55,66%. Основную часть в разделе занимает «Дебиторская задолженность», которая составляет: на начало года 33,14%, на конец года — 27,56%, увеличение составило 2890 тыс. руб., 7,6% к величине на начало года, 8,55% к изменению итога баланса. Самую меньшую часть в разделе составляет «НДС», увеличение составило 11 тыс. руб., что составляет 0,03% к изменению итога баланса. Величина оборотных активов увеличилась на 8024 тыс., что составляет 10,73% к величине на начало года, 23,75% к изменению итога баланса.

Общая величина активов предприятия на конец года увеличилась на 29,4%, что в абсолютном выражении составляет 33 786 тыс. руб.

3 раздел: раздел от общей стоимости имущества на начало года составляет 23,98%, на конец года — 27,62%. Основную часть в этом разделе занимает статья «Нераспределенная прибыль» 23,87% на начало года, 27,53% на конец года, увеличение составило 13 504 тыс. руб. «Уставный капитал» и «Резервный капитал» по сравнению с началом года остались без изменений. В абсолютных величинах раздел увеличился на 13 504 тыс. руб., что составляет 49,02% к величине на начало года, 39,97% к изменению итога баланса.

4 раздел: в разделе одна статья «Отложенные налоговые обязательства», которая на начало года составляет 0,82%, а на конец года 0,91% от общей стоимости имущества. Раздел увеличился на 404 тыс. руб., что составляет 42,75% к величине на начало года, 1,2% к изменению итога баланса.

5 раздел: Раздел от общей стоимости имущества на начало года составляет 75,2%, а на конец года 71,48%. Основную часть занимает статья «Кредиторская задолженность» 71,74% на начало года, 68,16% на конец года, которая увеличилась на 18 927 тыс. руб., что составляет 22,97% к величине на начало года, 56,02% к изменению итога баланса. В абсолютных величинах раздел увеличился на 19 878 тыс. руб., что составляет 23,01% к величине на начало года, 58,83% к изменению итога баланса.

Заемные средства: от общей стоимости имущества на начало года составили 76%, а на конец года 72,4%. Произошло увеличение на 20 282 тыс. руб., что составляет 23,22% к величине на начало года, 60,03% к изменению итога баланса.

Величина собственных средств в обороте: в обороте на начало года собственные средства составили -10,9% от общей стоимости имущества, на конец года -16,7%.Изменения за отчетный год -12 258 тыс. руб., что составляет 97,1% к величине на начало года, и -36,28% к изменению итога баланса.

Рабочий капитал: на начало года составляет -10,2% от общей стоимости имущества, на конец года — 15,8%. Изменения -11 854 тыс. руб., что составляет 101,6% к величине на начало года, и -35,1% к изменению итога баланса.

2.2 Анализ ликвидности бухгалтерского баланса Анализ ликвидности баланса представлен в таблице 2.

Таблица 2 — Ликвидность баланса

Активы

На начало года

На конец года

Пассивы

На начало года

На конец года

Платежный излишек или недостаток

А1

П1

— 71 809

— 96 996

А2

П2

А3

П3

А4

П4

Баланс

Баланс

;

;

Текущая ликвидность = (4340+40 966)-(101 336+4929)= -60 959

Перспективная ликвидность = 37 435−1349=36 086

Ликвидность на конец года: Абсолютная ликвидность:

А1 (4340) < П1(101 336) А1? П1

А2 (40 966) > П2(4929) А2? П2

А3 (37 435) > П3(1349) А3? П3

А4 (65 923) < П4(41 050) А4? П4

Вывод: в результате анализа ликвидности было выявлено, что ликвидность баланса предприятия можно охарактеризовать как недостаточную, т.к. сопоставление итогов А1 и П1 не удовлетворяет условию абсолютно ликвидного баланса. Текущая ликвидность предприятия в отрицательном выражении свидетельствует о неплатежеспособности предприятии в анализируемом периоде. Перспективная ликвидность показывает положительный результат о платежеспособности предприятия в будущем. Отсюда следует, что предприятие не является ликвидным, но перспективным в будущем.

2.3 Расчет и оценка финансовых коэффициентов и платежеспособности бухгалтерский учет ликвидность платежеспособность Коэффициенты, характеризующие платежеспособность анализируемого предприятия, имеют значения, приведенные в таблице 3.

Таблица 3 — Коэффициенты платежеспособности организации

Показатели

Способ расчета

Нормативные ограничения

На начало года

На конец года

Пояснения

1. Общий показатель платежеспособности

L1=А1+0,5А2+0,3А3/П1+0,5П2+0,3П3

L1>=1

0,4

0,3

2. Коэффициент абсолютной ликвидности

L2=А1/П1+П2

L2>=0.1−0.7

0,1

0,04

В ближайшее время предприятие может погасить часть краткосрочной задолженности денежных средств и краткосрочных ценных бумаг

3. Коэффициент «критической оценки»

L3=А1+А2/П1+П2

L3>=1

0,6

0,4

Часть краткосрочных обязательств в организации может быть немедлен-но погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ЦБ, а также поступлений по расчетам с дебиторами

4. Коэффициент текущей ликвидности

L4=А1+А2+А3/П1+П2

L4>2

0,9

0,8

Часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства

5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала

L5=А3/(А1+А2+А3)-(П1+П2)

Уменьшение-положитель ный эффект

— 2,2

— 1,6

Часть функц. капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности

6. Доля оборотных средств в активах

L6=А1+А2+А3/Б

L6>=0.5

0,7

0,6

Низкая доля является понижением спроса на продукцию

7. Коэффициент обеспеченности собственными активами

L7=П4-А4/

А1+А2+А3

L7>=0.1

— 0,2

— 0,3

В наличии нет собственных оборотных средств необходимых для ее финансовой устойчивости

Вывод: в результате анализа было выявлено, что общий показатель платежеспособности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент «критической оценки», коэффициент текущей ликвидности, коэффициент маневренности функционирующего капитала, доля оборотных средств в активах имеют низкие показатели. Коэффициент обеспеченности собственными активами имеет отрицательное значение. Это свидетельствует о высоком финансовом риске предприятия.

2.4 Анализ прогнозирования банкротства Таблица 4 -Оценка структуры баланса

Показатели

Расчет

Ограничения

На конец периода

Отклонения от норматива

Коэффициент восстановления платежеспособности

L8 = (L4 к. г. + 6 / t * Д t4) / 2

Не менее 1,0

L8= 0,1

— 0,9

Коэффициент утраты платежеспособности

L9 = (L4 к. г. + 3 / t * Д L4) / 2

Не менее 1,0

L9=0.4

— 0,6

Вывод: в результате анализа было выявлено, что коэффициент восстановления платежеспособности составляет 0,1. Коэффициент утраты платежеспособности = 0,4. Оба коэффициента меньше 1. Это свидетельствует, что предприятие в ближайшем времени не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность.

2.5 Анализ финансовых коэффициентов финансовой устойчивости и деловой активности Анализ коэффициентов, характеризующих общий уровень финансовой устойчивости предприятия, дан в таблице 5.

Таблица 5- Показатели финансовой устойчивости

Показатели

Способ расчета

Нормальное ограничение

Пояснения

1.Коэффициент капитализации U1

(1349+106 265)/

41 050=2,6

U1 не выше 1,5

U1= 2,6

2,6 части заемных средств организация привлекла на 1 руб. вложенный в активы собственных средств

2. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования U2

(41 050−65 923)/

82 741= -0,3

U2 от 0,1 до >=0,5

U2=-0,3

— 0,3 часть оборотных активов финансирования за счет собственных источников

3. Коэффициент финансовой независимости U3

41 050/148664=0,3

U3 >=0,4−0,6

U3= 0,3

Удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования составил 0,3

4.Коэффициент финансирования U4

41 050/ (1349+106 265) = 0,4

U 4 =0,7−1,5

U 4= 0,4

0,4 часть финансируется за счет собственных средств

5. Коэффициент финансовой устойчивости U5

(41 050+1349)/

148 664 = 0,3

U5>=0.6

U5= 0,3

0.3 часть активов финансируется за счет собственных источников

В результате анализа было выявлено, что повышенное значение коэффициента капитализации 2,6 и пониженное значение коэффициента финансовой независимости 0,3 свидетельствуют о высокой зависимости деятельности компании от заемных средств. Отрицательное значение коэффициента обеспеченности собственными источниками финансирования показывает, что оборотные активы предприятия не финансируются за счет собственных средств. Пониженное значение коэффициента финансовой независимости показывает неустойчивое развитие предприятия за анализируемый период. Значение коэффициента финансовой устойчивости свидетельствует о том, что предприятие не располагает достаточной величиной собственного капитала для обеспечения своей финансово-хозяйственной деятельности. В таблице 6 представлены расчет и значения показателей деловой активности «Гелиос», которые позволяют проанализировать насколько эффективно предприятие использует средства.

Таблица 6- Показатели деловой активности

1.Оборачиваемость активов

н.г.300 576/114878=2,6

к.г. 400 982/148664=2,7

Коэффициент увеличился, что положительно влияет на развитие предприятия

2.Оборачиваемость запасов

н.г.186 321/25984=7,2

к.г. 241 446/37304=6,5

Коэффициент уменьшился, что негативно влияет на развитие предприятия

3. Фондоотдача

н.г. 300 576/39189=7,7

к.г. 400 982/64736=6,2

Коэффициент уменьшился, что негативно влияет на развитие предприятия

4. Оборачиваемость дебиторской задолженности

(дней)

н.г. 300 576/38076=7,9

к.г. 400 982/40966=9,8

Коэффициент увеличился, что положительно влияет на развитие предприятие

5. Время обращения дебиторской задолженности

(дней)

н.г. 365/(300 576/38076)= 46,2

к.г. 365/(400 982/40966)= 37,2

Коэффициент уменьшилсяэто дает положительное значение предприятию.

6. Средний возраст запасов

н.г.365/(186 321/25984)=50,7

к.г.365/(241 446/37304)=56,4

Коэффициент увеличился, что отрицательно влияет на предприятие.

7.Операционный цикл

н.г. 46,2+50,7= 96,9

к.г.37,2+56,4= 93,6

Коэффициент уменьшился, что означает положительную тенденцию.

8.Оборачиваемость готовой продукции

н.г. 300 576/2000=150,3

к.г. 400 982/3443=116,5

Коэффициент уменьшился, что отрицательно влияет на предприятие.

9.Оборачиваемость оборотного капитала

н.г. 300 576/74717= 4,02

к.г. 400 982/82741= 4,9

Коэффициент увеличился, что положительно влияет на предприятие.

10. Оборачиваемость собственного капитала

н.г. 300 576/27546=10,9

к.г. 400 982/41050=9,8

Коэффициент уменьшился, что отрицательно влияет на предприятие.

11. Оборачиваемость общей задолженности

н.г.300 576/(945+86 387)=3,4

к.г.400 982/(1349+106 265)=3,7

Коэффициент увеличился, что положительно влияет на предприятие.

12. Оборачиваемость привлеченного финансового капитала

н.г. 0

к.г. 0

Предприятие не привлекало долгосрочных кредитов.

Вывод: в результате анализа деловой активности было выявлено, что негативно влияют на развитие предприятия изменение следующих коэффициентов: средний возраст запасов, оборачиваемости запасов, готовой продукции и собственного капитала. А изменение коэффициентов: фондоотдача, оборачиваемости дебиторской задолженности, активов, оборотного капитала и общей задолженности, время обращения дебиторской задолженности, операционный цикл, оказали положительное влияние на деятельность предприятия.

2.6 Анализ прибыли и рентабельности Факторный анализ прибыли представлен в таблице 7.

Таблица 7 — Факторный анализ прибыли

Показатели

Код

За отчет ный период

За период прош лого года

Отклоне ния (+,-)

Уровень в % к выручке в отчетном периоде

Уровень в % к выручке в базисном периоде

От кло не ния (+,-)

Выручка (нетто) от продаж товаров, работ, услуг

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

60,2

— 1,8

Коммерческие расходы

20,6

19,58

1,1

Управленческие расходы

7,4

9,4

— 2,0

Прибыль (убыток) от продаж

11,8

9,1

2,7

Доходы от участия в др. организациях

;

;

;

;

;

;

Проценты полученные

0,05

0,04

0,01

Проценты к уплате

;

;

;

;

;

;

Прочие доходы

4,1

3,3

0,8

Прочие расходы

10,5

6,5

Прибыль (убыток) до налогообло-жения

5,3

6,1

— 0,8

Налог на прибыль

1,7

1,6

+0,1

Чистая прибыль

3,6

4,7

— 1,1

Вывод: в результате факторного анализа прибыли было выявлено, что в отчетном году по сравнению с предыдущим годом предприятие сработало лучше. Выручка от продаж по сравнению с прошлым годом увеличилась на 100 406 тыс. руб., прочие доходы — на 10 066 тыс. руб., прибыль от продаж — на 19 649 тыс. руб., прибыль до налогообложения — на 3211 тыс. руб., соответственно налог на прибыль за отчетный год стал больше на 2059 тыс. руб. Несмотря на увеличение себестоимости на 55 125 тыс. руб., коммерческих расходов на 24 142 тыс. руб., управленческих расходов на 1490 тыс. руб., прочих расходов на 22 698 тыс. руб., чистая прибыль увеличилась на 303 тыс. руб. по сравнению с 2011 г., что составило14 504 тыс. руб. Однако уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,1%.

Анализ состава и структуры прибыли на основе отчета о финансовых результатах за 2011;2012 гг. представлен в таблице 8.

Таблица 8 — Анализ состава и структуры прибыли

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес в сумме

За отчетный период

За период прошлого года

За отчетный период

За период прошлого года

Прибыль (убыток) от продаж

37,1

36,5

Прочие доходы

12,8

13,4

Прочие расходы

33,2

25,9

Прибыль (убыток) до налогообложения

16,9

24,2

Всего

Вывод: в результате анализа состава и структуры прибыли было выявлено, что в отчетном году наибольший удельный вес 37,1% приходится на прибыль от продаж, 33,2% - прочие расходы, 16,9% - прибыль до налогообложения, 12,8% - прочие доходы.

На основании данных отчета о прибылях и убытках ЗАО «Гелиос» «за 2011 и 2012 года проведем горизонтальный и вертикальный анализ.

Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках представлен в таблице 9.

Таблица 9 — Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках,

Показатели

Значение по периодам

Изменения

На начало года

На конец года

В тыс.руб.

В %

Выручка (нетто) от продаж

133,4

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

129,6

Коммерческие расходы

141,2

Управленческие расходы

105,3

Прибыль (убыток) от продаж

171,6

Прочие доходы

161,5

Прочие расходы

216,7

Прибыль (убыток) до налогообложения

117,6

Налог на прибыль

144,2

Чистая прибыль

102,1

Вывод: в результате горизонтального анализа отчета о прибылях и убытках, было выявлено, что по сравнению с прошлым годом выручка от продаж увеличилась на 33,4%, себестоимость проданных товаров — на 29,6%, коммерческие расходы — на 41,2%, управленческие расходы — на 5,3%, прибыль от продаж — на 71,6%, прочие доходы — на 61,5%, прочие расходы — на 116,7%, прибыль до налогообложения — на 17,6%, налог на прибыль — на 44,2%, чистая прибыль — на 2,1%.

Вертикальный анализ (табл.10) позволяет проанализировать структуру, динамику изменения всех статей затрат и прибылей в общей выручке.

Таблица 10 — Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках, %

Показатели

Значение по периодам

Изменение, %

За отчетный период

За период прошлого года

Выручка (нетто) от продаж

;

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

60,2

62,0

— 1,8

Коммерческие расходы

20,6

19,5

+1,1

Управленческие расходы

7,4

9,4

— 2,0

Общие затраты

;

;

;

Прибыль (убыток) от продаж

11,8

9,1

+2,7

Налог на прибыль

1,7

1,6

+0,1

Чистая прибыль

3,6

4,7

— 1,1

Вывод: в результате вертикального анализа отчета о прибылях и убытках было выявлено, что уменьшился удельный вес в выручке от продаж по сравнению с прошлым годом у следующих показателей:

себестоимость на 1,8%, управленческие расходы на 2,0%, чистая прибыль на 1,1%. Удельный вес коммерческих расходов увеличился на 1,1%, прибыли от продаж на 2,7%, налога на прибыль на 0,1%.

Расчет рентабельности основных показателей анализируемого предприятия приведен в таблице 11.

Таблица 11 — Показатели рентабельности

Показатели

Способ расчета

Пояснения

1.Рентабельность продаж

R1 = (47 123*100%)/

400 982=11,8

На единицу проданной продукции приходится 11,8% прибыли

2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности.

R2 = (14 692*100%)/

400 982=3,7

Уровень прибыли в выплате налога составил 3,7%

3. Чистая рентабельность.

R3 = (14 504*100%)/

400 982=3,6

На единицу выручки приходится 3,6% чистой прибыли

4. Экономическая рентабельность.

R4 =(14 504*100%)/

148 664=9,8

Эффективность использования всего имущества предприятия составляет 9,8%

5. Рентабельность собственного капитала.

R5 = (14 504*100%)/

41 050=35,3

35,3% эффективности использования собственного капитала

6. Валовая прибыль.

R6 =(21 414*100%)/

148 664=14,4

На единицу валовой выручки приходится 14,4% валовой прибыли

7.Затратоотдача

R7 =(47 123*100%)/

241 446=19,5

На 1 рубль затрат приходится 19,5% прибыли от продаж

8. Рентабельность перманентный капитала.

R8 =14 504/(41 050+

1349)*100%=34,2

Эффективность использования капитала вложенного в деятельность организации на длительный срок 34,2%

9.Коэффициент устойчивости экономического роста.

R9=(14 504−0)/ 41 050*100=35,3

Такими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово — хозяйственной деятельности

Вывод: в результате анализа показателей рентабельности было выявлено, что рентабельность от продаж составляет 11,8%, бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности составляет 3,7%, чистая рентабельность составляет 3,6%, экономическая рентабельность составляет 9,8%, рентабельность собственного капитала составляет 35,3%, валовая рентабельность составляет 14,4%, затратоотдача составляет 19,5%, рентабельность перманентного капитала 34,2%, коэффициент устойчивости экономического роста составляет 35,3%.

3. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета и экономического анализа на ЗАО «Гелиос»

Правильная организация бухгалтерского учета для предприятия является одним из наиболее важных и значимых моментов в становлении субъекта хозяйствования и координирования его на финансовый успех в будущем. Грамотная постановка бухгалтерского и налогового учета, разработка учетной политики и порядка ее ведения, организация своевременного сбора и обработки всей первичной документации, а также четкое отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствующих отчетах является залогом успешного функционирования предприятия.

Изучив организацию бухгалтерского учета в ЗАО «Гелиос» можно сделать вывод, что в целом учет поставлен на должном уровне и недостатков не имеет.

Бухгалтерский учет ведется при строгом соблюдении нормативно-правовых требований. Разработан график документооборота, утверждены рабочий план счетов и формы бухгалтерской финансовой отчетности, используются унифицированные формы первичных документов, соблюдаются правила проведения инвентаризаций, порядок и сроки составления бухгалтерской отчетности, разработана и утверждена учетная политика.

Бухгалтерия оснащена современными персональными компьютерами, на которых учет ведется в программе «1:С Бухгалтерия 7.7» .

Каждый работник бухгалтерии имеет должностную инструкцию, что позволяет оптимальным образом распределить трудовые функции в отделе, повысить своевременность и надежность выполнения работы.

Для совершенствования бухгалтерского учета можно дать следующие рекомендации:

1) Улучшить автоматизацию учетного процесса путем перехода на более усовершенствованную конфигурацию программы «1:С Бухгалтерия 8.2» .

2) Совершенствовать график документооборота путем внедрения полноценной информационной системы документационного обеспечения управления.

3) Провести повышение квалификации работников бухгалтерии.

Данные рекомендации приведут к улучшению качества ведения бухгалтерского учета на предприятии.

В условиях рыночной экономики каждое предприятие стремится занять устойчивое положение на рынке. Для этого необходимо чаще проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности, который позволит на основе выявленных недостатков в работе разработать пути по ее улучшению.

В ходе исследования был проведен экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Гелиос». По данным отчетности были составлены и проанализированы сравнительные аналитические показатели прибыли и рентабельности. Для этого было выполнено следующее:

— произведена группировка исходных данных;

— рассчитаны значения всех показателей;

— выполнен анализ результатов сравнения этих значений;

— рассчитаны финансовые показатели устойчивости, деловой активности, платежеспособности и рентабельности.

На основе проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Гелиос» предлагаются следующие рекомендации:

1) Определить основные направления ускорения оборачиваемости оборотных средства за счет:

а) сокращения продолжительности производственного цикла (использование новейших технологий, механизации, автоматизации производственных процессов и т. д.);

б) улучшения организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах.

2) Увеличить уставный капитал общества с целью повышения его финансовых гарантий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой