Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы управления денежными средствами организации

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В дальнейшем это позволит сократить трудозатраты топ-менеджеров компании (генерального и финансового директоров) на контроль расходования средств. Если ранее им приходилось просматривать и подписывать каждую заявку на оплату, то теперь, когда суммы расходов утверждены в бюджетах, а порядок согласования платежей формализован, контроль над денежными потоками можно возложить на финансового… Читать ещё >

Методы управления денежными средствами организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пензенский филиал Кафедра «Экономика и финансы»

ОТЧЕТ о прохождении производственной преддипломной практики Специальность 80 105.65 Финансы и кредит Объект практики: ООО «Бониви»

Студент: Бессонова Мария Вадимовна Руководитель практики от объекта Директор, Шаталов Анатолий Борисович Руководитель практики от кафедры к.э. н, Кудрявцев Александр Алексеевич Пенза — 2014

ВВЕДЕНИЕ

Местом прохождения производственной преддипломной практики является ООО «Бониви». Компания ООО «Бониви» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):

1. производство одежды; выделка и крашение меха;

2. производство одежды из текстильных материалов и аксессуаров одежды;

3. производство спецодежды (основной вид деятельности);

4. текстильное производство;

5. производство готовых текстильных изделий, кроме одежды (дополнительный вид деятельности);

6. торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт;

7. торговля автотранспортными средствами (Дополнительный вид деятельности).

Компания работает в следующих отраслях промышленности (в соответствии с классификатором ОКОНХ):

1. промышленность;

2. легкая промышленность;

3. швейная промышленность;

4. производство швейных изделий (без пошива по заказам населения).

Основной целью производственной преддипломной практики является закрепление полученных в ходе обучения знаний и получение навыков их применения в производственной деятельности.

Поставлены следующие задачи практики:

1. изучение основных показателей, характеризующих деятельность ООО «Бониви» ;

2. анализ денежных потоков организации;

3. оценка методов управления денежными средствами, применяемых в организации;

4. выявление направлений оптимизации денежных потоков ООО «Бониви»;

5. изучение информационных технологий, применяемых для целей управления денежными потоками.

Источниками информации, используемыми при написании отчета, является бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая представлена в приложениях.

1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Бониви»

Компания зарегистрирована 31 июля 1997 года регистратором Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Пензы. Директор организации — Шаталов Анатолий Борисович. Основным видом деятельности является «Производство спецодежды». Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям:

— производство готовых текстильных изделий, кроме одежды;

— торговля автотранспортными средствами Основная отрасль компании — производство швейных изделий (без пошива по заказам населения).

Общество может в установленном порядке создавать свои филиалы, действующие на основании положений о них, как в Российской Федерации, так и за рубежом. Положение об отделениях, филиалах и представительствах утверждаются Обществом в соответствии с законодательством страны учреждения.

Общество в своей деятельности руководствуется гражданским законодательством, Уставом Общества, Положением, приказами и указаниями Генерального директора Общества. Общество является юридическим лицом, имеет баланс, распоряжается закрепленным за ним основными и оборотными средствами и материальными ресурсами. Общество имеет печать с указанием своего наименования, а также угловой штамп и другие атрибуты с фирменной символикой.

Для организации и ведения финансово-хозяйственной деятельности проведения расчетных операций Общество в установленном порядке открывает в банке расчетные счета.

Основной целью создания и деятельности общества является получение прибыли.

Основными видами деятельности общества являются: производство продукции и товаров народного потребления; реализация продукции и товаров народного потребления, оказание услуг предприятиям и населению; торговая, торгово-закупочная, посредническая; снабженческо-сбытовая; создание и освоение производства новых видов продукции; создание наиболее благоприятных и безопасных условий труда; укрепление трудовой дисциплины и создание условий для закрепления кадров.

Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами Российской Федерации, в соответствии с целью своей деятельности Общество возглавляет директор, который назначается собранием учредителей.

Директор издает приказы и дает указания, обязательные для лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях, формирует персонал общества.

Организационная структура ООО «Бониви» представлена на рисунке 1

Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляет главный бухгалтер, а также и внешний аудитор в процессе осуществления контроля над деятельностью общества в целом.

На всех работников общества распространяются трудовые и социальные гарантии, а также требования по охране труда и технике безопасности, установленные трудовым законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами администрации Пензенской области.

Источником формирования имущества общества являются: доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности.

Рисунок 1 — Организационная структура ООО «Бониви»

Таблица 1 — Оценка показателей финансово — хозяйственной деятельности ООО «Бониви»

Наименование показателя

2012 г.

2013 г.

Изменения

Выручка, тыс. руб.

— 1369

Прибыль от продаж, тыс. руб.

— 20

Чистая прибыль, тыс. руб.

— 11

Рентабельность продаж, %

0,05

0,07

+0,02

Собственный капитал, тыс. руб.

+15

Рентабельность собственного капитала, %

0,93

0,33

— 0,6

Валовая прибыль, тыс. руб.

— 43

Из таблицы 1 следует, что наиболее эффективно предприятие работало в 2012 году, в 2013 году выручка сократилась почти в 2 раза. Прибыль от продаж в 2012 году больше по сравнению с 2013 годом в 1,6 раза. Чистая прибыль в 2013 году уменьшилась по сравнению с 2012 годом в 1,8 раза. Позитивный момент в 2013 году — рост собственного капитала.

2. Анализ денежных потоков организациИ Оценка денежных потоков прямым методом.

Прямой метод анализа движения денежных средств заключается в рассмотрении данных о положительных и отрицательных денежных потоках организации, сформированных на основе кассового метода путем включения в отчет хозяйственных оборотов, связанных с денежными операциями. Этот метод основан на сравнении показателей, содержащихся в отчете «О движении денежных средств», исчислении и оценке необходимых величин (абсолютных и относительных отклонений, темпов роста и прироста, удельного веса отдельных показателей (элементов) притока и оттока денежных средств в общем объеме положительных и отрицательных денежных потоков) за отчетный период, а также оценке динамики исследуемых показателей.

В приложениях представлены данные отчетов о движении денежных средств ООО «Бониви» за 2012 и 2013гг., которые послужили основой для анализа денежных потоков по прямому методу.

По данным отчетов «О движении денежных средств» составлена таблица 2. В ней содержатся показатели, отражающие движение денежных средств рассматриваемой организации за 2012;2013гг. в абсолютном выражении и относительные показатели, характеризующие структуру денежных потоков по видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.

В результате осуществления в 2013 г. производственно-коммерческой деятельности организация уменьшила объем денежной массы в части как поступления денежных средств, так и их оттока. Данную ситуацию можно оценить негативно, поскольку она является следствием уменьшения масштабов производства и реализации продукции. Негативный момент — превышение оттока денежных средств над их притоком в 2013 г. на 275 тыс. руб. Сумма положительного денежного потока в 2013 г. уменьшилась по сравнению с 2012 г. на 1543 тыс. руб., темп роста составил -47.3%. Значение отрицательного денежного потока в 2013 г. по сравнению с 2012 г. также уменьшилось на 1010 тыс. руб., или на 59.3%.

Таблица 2 — Показатели движения денежных средств ООО «Бониви» за 2012;2013гг. по видам деятельности

Показатель

Сумма денежных средств, тыс. руб.

Темп роста суммы денежных средств, %

Удельный вес, %

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение (+, -) 2013 г. от 2012 г.

2013 г.от 2012 г.

1. Ocтaток денежных средств на начало года

+258

+366

;

;

2. Поступление денежных средств — всего

— 1543

— 47.3

В том числе по видам деятельности:

— текущей

— 1543

— 47.3

— инвестиционной

;

;

— финансовой

;

;

3. Расходование денежных средств — всего

— 1010

— 59.3

В том числе по видам деятельности:

— текущей

— 1010

— 59.3

— инвестиционной

;

;

— финансовой

;

;

4. Ocтaток денежных средств на конец года

— 275

— 22.6

;

;

Рассматривая показатели денежных потоков по видам деятельности, следует отметить, что весь объем денежной массы обеспечивает основную текущую деятельность организации. Сумма притока денежных средств по текущей деятельности в 2013 г. составила 1195 тыс. руб., что на 1543 тыс. руб. меньше, чем в предыдущем году. Сравнение данных притока и оттока денежных средств по текущей деятельности свидетельствует об имеющемся превышении оттока над притоком в 2013 г. на сумму 275 тыс. руб. (1195 — 1470), в 2012 г. превышении притока над оттоком — на сумму 258 тыс. руб. (2738 — 2480).

Отток денежных средств по текущей деятельности в 2013 г. уменьшился по сравнению с 2012 г. на 1010 тыс. руб. или на 59,3%.

Операции по инвестиционной деятельности в данной организации отсутствуют в анализируемом периоде.

Итак, ориентируясь на данные приложений, можно сделать вывод, что организация в 2013 г. в целом осуществляла не достаточно рациональное управление денежными потоками и необходим дальнейший, более детальный анализ структуры притоков и оттоков денежных средств.

По данным таблиц 3 и 4 проанализируем структуру поступления и выбытия денежных средств ООО «Бониви» за 2012;2013 гг. Показатели, характеризующие отдельные элементы положительных денежных потоков, объединены в три группы (таблица 3). В первую группу включены показатели денежных поступлений, непосредственно участвующих в формировании финансового результата от основной деятельности организации. В состав второй группы вошли показатели денежных поступлений, участвующих в формировании финансовых результатов лишь косвенно (кредиты, займы и прочие заемные средства, полученные организацией на возвратной основе).

Таблица 3 — Структура притока денежных средств ООО «Бониви» за 2012;2013 гг.

Показатель

Сумма денежных средств, тыс. руб.

Темп роста, %

Удельный вес, %

2012 г.

2013г

Отклонение (+,-)2013г. от 2012 г.

2013 г. от 2012 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение (+,-)2013г. от 2012 г.

1. Выручка от продаж и авансы

— 1369

— 42,3

86,6

83,8

— 2,8

2, Кредиты, займы и прочие заемные средства

— 374

— 53,8

29,6

36,4

+6,8

3. Всего поступило денежных средств

— 1543

— 43,7

;

Таблица 4 — Структура оттока денежных средств ООО «Бониви» за 2012;2013гг.

Показатель

Сумма денежных средств, тыс. руб.

Темп роста, %

Удельный вес, %

2012 г.

2013г

.Отклонение (+, -) 2013 г. от 2012 г.

2013 г. от 2012 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение (+, -) 2013 г. от 2012 г.

1. Оплата поставщикам за сырье, материалы, работы. услуги

— 1007

— 58,2

95,1

— 1,9

2. Оплата труда и начисления на оплату труда

— 15

— 78,6

2,9

3,8

+0,9

3.Прочие платежи

;

;

;

0,6

;

;

4. Всего израсходовано

— 1010

— 59,3

;

Как видно из таблицы 3, наибольший приток денежных средств ООО «Бониви» в 2012;2013 гг. был обеспечен в основном за счет выручки от продаж и полученных авансов. Абсолютная величина прироста этих показателей в 2013 г. уменьшилась на -1369 тыс. руб., процент увеличения по сравнению с 2007 г. составил -58,2%.

Кроме того, сравнение относительных показателей структуры притока денежных средств показало снижение в 2013 году по сравнению с 2012 г. удельного веса поступлений в виде выручки и авансов на 2,8%.

Сумма поступлений в виде займов и кредитов в 2013 г. уменьшилась на 374 тыс. руб. — по сравнению с 2012 г. Это обстоятельство свидетельствует об уменьшении собственных ресурсов денежных средств организации.

Сделанные нами выводы свидетельствуют об неэффективности принимаемых управленческих решений в финансовой и инвестиционной областях деятельности организации.

Показатели, отражающие структуру отрицательных денежных потоков, объединены в группы исходя из их экономического содержания и сущности хозяйственных операций, связанных с оттоком денежных средств. По данным таблицы 4, отток денежных средств в 2013 г. в большей степени обусловлен выплатами оплаты поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги. По сравнению с 2012 г. отрицательный поток по данной статье уменьшился на 1007 тыс. руб., а удельный вес на 1,9% и составил 95,1%.

Удельный вес оттока в 2013 г. по оплате труда и начислений на оплату труда вырос по сравнению с 2012 г. — на 0,9%.

Оценивая данную ситуацию и сравнивая масштабы отрицательного и положительного денежных потоков в целом, можно сделать вывод, что рост оттока денежных средств является следствием роста величины «Оплата поставщикам за сырье, материалы, работы. услуги» .

Оценка денежных потоков косвенным методом.

При прямом методе, приведенном в предыдущем разделе, поток денежных средств определяется как разница между всеми притоками средств на предприятии по двум видам деятельности и их оттоками. Остаток денежных средств на конец периода определяется как их остаток на начало с учетом их потока за данный период.

Рассматриваемый в этом разделе косвенный метод предпочтителен с аналитической точки зрения, так как позволяет определить взаимосвязь полученной прибыли с изменением величины денежных средств. При косвенном методе основой для расчета являются нераспределенная прибыль, амортизация, а также изменения активов и пассивов предприятия.

Таблица 5 — Отчет о движении денежных средств ООО «Бониви» за 2012;2013 гг. (косвенный метод)

Наименование статей

Сумма, тыс. руб.

2012год

2013 год

I Текущая деятельность

1. Чистая прибыль

2. Корректировки, вносимые на восстановление чистого денежного потока от текущей деятельности

;

;

2.1 Снижение поступлений от дебиторов (Рост дебиторской задолженности означает недополучение денежных средств от покупателей, т. е. их отток из оборота. Уменьшение задолженности указывает на получение денег от покупателей, т. е. их приток.)

+10

— 90

2.2 Увеличение остатка производственных запасов. (Рост запасов предполагает отток, а их сокращение — приток денег.)

— 15

+6

2.3 Поступление материалов от ликвидации основных средств после капитального ремонта

;

;

2.4 Увеличение краткосрочной кредиторской задолженности (Рост этой задолженности означает неуплату по счетам, т. е. сохранение денег в обороте — приток. Уменьшение задолженности указывает на оплату долговых обязательств, т. е. на выбытие денег из оборота предприятия)

+228

— 374

Чистый денежный поток от текущей деятельности

+258

— 275

II Инвестиционная деятельность

1. Приобретение оборудования и транспортных средств

;

;

2. Приобретение ценных бумаг с долгосрочным периодом обращения

;

;

3. Продажа основных средств

;

;

4. Эмиссия веселей

;

;

Чистый денежный поток от инвестиционной деятельности

III Финансовая деятельность

;

;

1. Поступления по краткосрочным займам

;

;

2. Погашение краткосрочных займов

;

;

3. Выплаченные дивиденды акционерам

;

;

4. Получение долгосрочных кредитов

;

;

5. Погашение долгосрочных кредитов

;

;

Чистый денежный поток от финансовой деятельности

;

-;

Чистая сумма [увеличение (+), снижение (-)] денежных средств

— 275

+258

Денежные средства на начало года

Денежные средства на конец года

По данным таблицы 5 мы видим, что остаток денежных средств на конец 2012 г положительный, т. е. приток денег больше их оттока, а в 2013 — меньше. Этот факт является отрицательным в деятельности рассматриваемого предприятия.

Далее рассчитывается достаточность генерируемого организацией чистого денежного потока с позиции финансируемых ею потребностей через коэффициенты эффективности использования денежных средств. Все возрастающий акцент на движение денежных средств при оценке эффективности управления финансами привел к усовершенствованию предприятиями набора коэффициентов для отражения динамики денежных потоков.

Расчет коэффициентов эффективности использования денежных средств, отражающих качество управления денежными потоками, представлен в таблице 6.

Таблица 6 — Коэффициенты эффективности использования денежных средств ООО «Бониви»

Наименование коэффициента

2013 г.

2012 г.

Коэффициент достаточности чистого денежного потока (КДЧДП)

— 0,63

— 3,2

Коэффициент эффективности денежных потоков (КЭДП)

— 0,187

0,104

Коэффициент ликвидности денежного потока (КЛДП)

0,82

1,104

Коэффициент рентабельности денежных потоков

0,012

0,01

В 2012 и 2013 гг. выявлена отрицательная величина КДЧДП, характеризующая невозможность покрытия оттоков денежных средств величиной их поступлений.

3. Методы управления денежными Средствами, Применяемые в ООО «Бониви»

Производственно-хозяйственная деятельность каждой организации сопряжена с трудной задачей по управлению денежными потоками независимо от экономических условий, в которых оно находится.

Как выявил анализ денежных потоков, в исследуемой организации управление денежными потоками происходит неэффективно. Поэтому в качестве оптимизации управления денежных потоков мы предлагаем ввести следующие мероприятия по развитию данного процесса ООО «Бониви».

Мероприятия по развитию процесса управления денежными потоками можно представить в виде следующих этапов:

1. планирование разработки системы управления денежными потоками;

2. анализ денежных потоков в предшествующем периоде;

3. оптимизации денежных потоков на основе полученных результатов;

4. планирование денежных потоков организации в разрезе отдельных их видов;

5. обеспечение системой эффективного контроля над денежными потоками организации.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных этапов.

Этап первый. «Планирование разработки системы управления денежными потоками». Для осуществления данного этапа необходимо определение целей и задач системы управления денежными потоками. Данный шаг поможет руководителям организации в осознании необходимости управления денежными потоками. Должны быть определены основные критерии управления. Необходимо провести классификацию денежных потоков организации по основным признакам. Определить подразделения, ответственные за предоставление информации, анализ, оптимизацию, планирование и контроль над денежными потоками.

Следующим этапом по развитию управления денежными потоками является этап 2 — анализ денежных потоков организации в предшествующем периоде. Необходимо проводить более детальный анализ планирования денежных оборотов ООО «Бониви».

Этап третий. «Оптимизации денежных потоков на основе полученных результатов». Разработка подсистемы оптимизации денежных потоков — предполагает оптимизацию денежных потоков по двум направлениям:

1) оценка достаточности чистого денежного потока;

2) расчет оптимального остатка денежных средств.

Значимость этих направлений состоит в том, что, во-первых, чистый денежный поток является основным результативным показателем движения денежных средств, во-вторых, положительная величина денежного потока за определенный период не гарантирует постоянную платежеспособность организации в течение всего периода, поэтому необходим расчет оптимального остатка денежных средств.

Первое направление оптимизации денежных потоков основывается на выявлении и устранении причин отрицательной или избыточной величины суммы чистого денежного потока, так как в первом случае избыток денежных средств обесценивается в процессе инфляции, а во втором случая — организация сталкивается с проблемой неплатежеспособности в связи с нехваткой денежных средств. При отрицательной величине чистого денежного потока необходима работа по следующей схеме (рисунок 2).

Следующим этапом является планирование денежных потоков организации в разрезе отдельных их видов. На данном этапе необходимо учесть все недостатки, выявленные в процессе анализа и оптимизации денежных потоков. Для этого необходимо разработать документальные формы планирования денежных потоков. Составить план движения денежных средств организации.

Рисунок 2 — Схема деятельности при отрицательной величине чистого денежного потока Пятый этап предполагает обеспечение системы эффективного контроля над денежными потоками. Этот этап подразумевает проверку исполнения всех управленческих решений в области денежных потоков, наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, разработка оперативных управленческих решений по нормализации денежных потоков организации в соответствии с предусмотренными задачами, корректировка политики управления денежными потоками в связи с изменением различных факторов, влияющих на денежные потоки.

Для осуществления данной методики оптимизации управления денежными потоками ООО «Бониви» с учетом применения вышеперечисленных этапов можно ввести в исследуемой организации систему бюджетирования — процесса планирования и контроля финансово-экономического состояния организации с распределением ответственности за результаты работы.

Внедрение в организации принципов бюджетного планирования предоставляет ряд преимуществ:

— помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли;

— в рамках утверждения месячного бюджета по денежным оборотам, структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность.

— бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов организации.

Для внедрения системы бюджетного планирования, необходимо разработать регламенты бюджетирования — документы, представляющие в систематизированной форме описание процедур финансово-экономического планирования и контроля, действующих в организации, такие как положение о бюджетировании, регламентирующее процесс бюджетирования и определяющее методику формирования, согласования и утверждения бюджетов, подготовку отчетов по бюджетам, проведения анализа и контроля исполнения бюджетов.

Следующие принципы должны закладываться в построение эффективной системы бюджетного планирования и контроля: планирование должно быть децентрализованным; контроль должен быть централизованным.

Поэтому, для совершенствования денежных потоков, на наш взгляд, вводя бюджетное планирование в организации, мы можем проводить анализ в формате трех основных отчетов, которые в совокупности и дают информацию о финансово-экономическом состоянии компании. Данная информация содержится в следующих бюджетах: бюджет доходов и расходов (финансовый результат); бюджет движения денежных средств (финансовый поток); бюджет по балансовому листу (финансовое положение).

Эти финансовые бюджеты содержат информацию об одном и том же объекте (организации), но с разных точек зрения. Бюджетирование в разрезе каждого информационного среза преследует свои цели.

БДР — это первый в числе документов основного бюджета, который отражает операционную деятельность организации, показывая ее эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции и услуг, т. е. доходности организации.

Таблица 7 — Цели бюджетирования по трем основным компонентам финансово-экономического состояния компании

Бюджетирование доходов и расходов

Бюджетирование движения денежных средств

Бюджетирование по балансовому листу

обеспечение положительного финансового результата (прибыли) компании;

обеспечение без дефицитности бюджета (реализуемость производственной программы);

обеспечение сбалансированности активов и обязательств (оценка реализуемости БДР и БДДС);

повышение эффективности работы компании;

определение связи между финансовым потоком и финансовым результатов.

контроль целостности (замкнутости) построенной финансовой модели компании;

контроль динамики эффективности работы компании.

финансовый анализ будущего финансово-экономического состояния компании.

Бюджет доходов и расходов позволяет установить лимиты для основных видов расходов и для целевых показателей прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления. Бюджет доходов и расходов — это прогнозирование стоимости продукции в отпускных ценах на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли.

БДДС носит более очевидный характер, он непосредственно планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств и сравнительно прост для составления. БДДС определяет «платежеспособность» организации. Цель формирования бюджета движения денежных средств — планирование, контроль исполнения плановых показателей и анализ данных о движении денег и их эквивалентов за период. Механизм формирования информации динамичен — он предусматривает возможность корректировки данных в процессе исполнения бюджета и анализа «плановые величины — фактические данные». БДДС — эффективный инструмент планирования и контроля над денежными потоками, который дает руководству организации представление: за счет какой деятельности организация получает денежные средства и способна ли она стабильно получать денежные средства от текущей деятельности; насколько организация зависит от заемных источников финансирования; когда возникают кассовые разрывы и за счет чего они могут быть покрыты, когда и на каких условиях могут быть получены кредиты и займы; получает ли организация достаточно ресурсов для дальнейшего роста; о деятельности подразделения, что служит одним из критериев оценки работы их менеджеров; о причинах расхождений финансовых результатов (зафиксированных в отчете о прибылях и убытках) и изменениях объемов денежных средств (зафиксированных в отчете о движении денежных средств).

Кроме того, бюджет движения денежных средств позволяет связать воедино денежные потоки финансово взаимосвязанных структур, поскольку отчет о движении денежных средств отражает только финансовые потоки одного юридического лица.

ББЛ определяет экономический потенциал и финансовое состояние организации. ББЛ является результирующим бюджетом, и может формироваться на основе БДР и БДДС.

В системе бюджетирования движения денежных средств используются следующие виды контроля: правильность заполнения бюджетных форм; соответствие сумм расходов утвержденным плановым лимитам.

При организации бюджетирования бывают ситуации, когда бюджет не реализуем по какой-либо причине. В этом случае применяют ряд методов его коррекции.

Первая группа состоит из различных методов ускорения поступлений денежных средств и увеличения их суммы.

Вторая группа включает методы замедления выбытий денежных средств и уменьшения их суммы.

Третья группа методов — привлечение заемных средств. Преимущество использования этого метода в том, что заемные средства привлекаются в действительно необходимом размере и лишь в нужный момент. Затраты на обслуживание и возврат денежных средств также отражаются в бюджете.

Конечно же, необходимо усовершенствовать и информационное обеспечение управления денежным оборотом, т.к. техническое обеспечение системы управления финансами является одним из основных ее элементов.

затраты бюджетный денежный эффективность

4. Направления оптимизации денежных потоков ООО «Бониви»

При построении системы управления денежными потоками важно оптимизировать соответствующие бизнес-процессы, для чего необходимо определить:

— состав ЦФО, по которым формируются и контролируются бюджеты денежных средств;

— участников процесса, то есть сотрудников компании, выступающих в роли инициаторов платежей, контролеров выполнения внутренних регламентов, акцептантов;

— обязанности и полномочия каждого участника бизнес-процесса, в частности по определению платежных лимитов, и ответственных за принятие решений по тем или иным платежам;

— временной график прохождения платежей, в частности установить сроки и последовательность прохождения заявок на оплату.

В дальнейшем это позволит сократить трудозатраты топ-менеджеров компании (генерального и финансового директоров) на контроль расходования средств. Если ранее им приходилось просматривать и подписывать каждую заявку на оплату, то теперь, когда суммы расходов утверждены в бюджетах, а порядок согласования платежей формализован, контроль над денежными потоками можно возложить на финансового менеджера. Соответственно финансовый (генеральный) директор будет согласовывать только ограниченное количество платежей, как правило, сверхлимитных, крупных или нерегулярных. Например, сумму платежа за аренду офиса достаточно согласовать один раз при утверждении бюджета, оставив контроль самой процедуры проплаты и соответствия сумм бюджету за финансовым менеджером.

Четкая регламентация процессов управления денежными средствами позволит финансовому директору не отвлекаться на решение менее важных задач. Например, даже простое требование указывать при инициации счетов на оплату фамилию ответственного менеджера, который должен будет представить отчет по выплаченным суммам, дает возможность сократить трудозатраты финансового директора, а также неоправданное расходование средств. Следует отметить, что регламент управления денежными средствами позволяет избегать споров с линейными менеджерами о якобы несвоевременных оплатах: всем ясно, по какому принципу выделяются на это деньги. Кроме того, исключаются ситуации, когда менеджер за две минуты до окончания платежного дня приносит заявку на оплату с требованием обязательно заплатить сегодня.

Правильно выстроенные бизнес-процессы помогают решить еще одну актуальную задачу — свести к минимуму риск злоупотреблений со стороны сотрудников предприятия за счет разделения функций контроля выплат и их инициации. Например, руководитель бизнес-направления акцептует все заявки на оплату по своему ЦФО и отвечает за выполнение бюджета, а сотрудник финансовой службы (это может быть финансовый директор, финансовый менеджер) контролирует соответствие заявок бюджетным лимитам и выполнение регламентных процедур платежной системы.

Правильно построенная платежная система, безусловно, позволяет решить множество задач, стоящих перед финансовым директором. Однако необходимо помнить, что ни одна платежная система не защитит предприятие полностью от:

— злоупотреблений, связанных с использованием фирм-однодневок или «искусственным» завышением цен. Соответственно, должны проводиться другие мероприятия, в частности проверка контрагентов службой безопасности компании при заключении договора;

— ошибок, допущенных в ходе заключения договора. Процесс подписания договора должен быть адекватен по степени защиты от «человеческого фактора» процессу подачи заявки на оплату;

— расходов, возникновение которых не связано с моментом оплаты. В этом случае в заявке на оплату указан свершившийся факт расхода (например, подписанный уполномоченным лицом акт сдачи-приемки работ), поэтому сотрудник, принимающий решение об оплате, уже не может предотвратить расход.

Денежные средства ООО «Бониви» имеют существенную динамику к сокращению не только в стоимости оборотных активов, но и в стоимости его всего имущества.

Поэтому для улучшения платежной дисциплины предприятия необходимо контролировать уровень запасов и затрат, так как основным источником возникновения денежных средств являются поступления от покупателей, а также ужесточить требования к потребителям продукции предприятия с целью своевременного исполнения платежей за выполненные работы и услуги и отгрузку готовой продукции ООО «Бониви».

Следует особое внимание уделить расчетам по дебиторской задолженности.

Должна проводиться активная работа по отсылке письменных предупреждений, должны браться и прослеживаться выполнение гарантийных писем от предприятий и организаций, в которых они обязуются погасить свою задолженность за услуги с предоставлением графика погашения, на злостных неплательщиков должны подаваться дела в арбитражный суд.

Внимание должно быть уделено и бартерным операциям, обеспечивающим собственные потребности ООО «Бониви» в материалах, комплектующих и др.

Работа с неоправданной дебиторской задолженностью ООО «Бониви» должна стать стратегическим направлением финансовой деятельности, и должна проводиться ежедневно.

С юридическими лицами специалистам ООО «Бониви» рекомендуется проводить:

— автопрозвонку (ежедневно);

— прозвонку специалистами группы по работе с дебиторской задолженностью крупных должников ;

— выставление претензий юридической службой предприятия;

— проведение взаимозачета и бартера;

— необходимо доработать, в соответствии с требованиями сегодняшнего дня программы «санкций» с целью гибкого применения к должникам;

— разрабатываться положение о проведении взаимозачетов, бартерных и других операций, связанных с возмещением долга;

— разрабатываться, отделом компьютерных технологий, новые формы и программы анализа по различным направлениям дебиторской задолженности;

— вестись работа по проведению вексельных зачетов.

Предлагается за счет активизации работы с дебиторами сократить величину дебиторской задолженности.

За счет высвобожденных денежных средств предлагается осуществить расчеты по кредиторской задолженности предприятия.

5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ Для поддержки оперативного управления денежными потоками потребуется автоматизация соответствующих бизнес-процессов. Выбранное программное обеспечение должно позволять:

— создавать электронные учетные документы платежной системы (например, заявки на оплату);

— формировать электронную отчетность, необходимую для контроля исполнения платежей, выполнения регламентов платежной системы, бюджетов движения денежных средств, к примеру, платежного календаря;

— реализовать поддержку процедур контроля и согласования (бюджетов, заявок на оплату и пр.). Например, заявки, неакцептованные начальником соответствующего ЦФО, и заявки на оплату не видны для других участников бизнес-процесса, но как только заявка акцептована, она автоматически направляется на рассмотрение финансовому менеджеру;

— разграничить права доступа к финансовой информации для разных уровней ответственности в компании. К примеру, начальник ЦФО видит в системе только заявки по своему бизнес-направлению.

До сих пор на предприятии используют для автоматизации бизнес-процессов управления денежными потоками Excel и прочие непрофильные программы, однако такой способ имеет ряд существенных недостатков: низкая оперативность в отражении информации и формировании отчетности, незащищенность от сбоев, проблема двойного ввода данных. В настоящее время все больше компаний склоняется к выбору специализированного программного обеспечения, например, достаточно популярными являются решения на базе программ семейства «1С».

В идеале система управления денежными потоками должна быть интегрирована в компьютерную информационную систему предприятия. К сожалению, на предприятии в основном для этих целей используется Excel. Заметим, что само по себе это не мешает системно планировать и контролировать поступления и платежи, формировать регулярную (ежедневную, еженедельную и ежемесячную) казначейскую отчетность. Однако такой подход предполагает существенные затраты времени на актуализацию и обработку данных.

Хочется подчеркнуть, что когда бизнес-процессы финансового управления определены и оптимизированы, а соответствующие регламенты разработаны и утверждены, начинается самое сложное — их внедрение в ежедневную практику работы компании. Перенос правильной платежной системы с бумаги на практику является наиболее трудоемким. В частности, сложно бывает искоренить внеплановые платежи, например платежи, которые являются типичными и предсказуемыми, но по каким-то причинам не запланированы, а также платежи, инициированные с нарушением внутренних правил.

Практика показывает, что если в компании более 5% платежей является внеплановыми или идут в нарушение внутреннего порядка осуществления платежей, то, скорее всего, это свидетельствует о не отлаженности внутренних бизнес-процессов управления денежными потоками, некорректных внутренних регламентах осуществления платежей либо проблемах с финансовой дисциплиной.

На предприятии, возможно возникновение небольших трудностей с персоналом при внедрении системы управления денежными потоками. Вызваны они могут быть, в основном, изменениями в порядке принятия решений. Если в процессе разработки регламентов советоваться с сотрудниками независимо от должности о том, как сделать лучше, то сопротивления, скорее всего, не будет.

В рамках предприятия действует подразделение, занимающееся закупками. Стандартные функции этого подразделения включают:

1. ведение картотеки предложений потенциальных поставщиков;

2. отслеживание поступающих от других подразделений требований (заявок) на приобретение;

3. составление плана закупок в соответствии с заключенными договорами и долгосрочными контрактами;

4. выбор конкретного поставщика и формирование заказа на поставку;

5. регистрацию документов, на основании которых производится закупка (счета, договоры, контракты, гарантийные письма);

6. оформление доверенностей на получение, распределение по складам;

7. контроль состояния договоров и платежных документов на приобретение (оплачено/не оплачено/просрочено);

8. получение различных отчетов в разрезе отслеживаемой номенклатуры, партий, групп и используемых систем классификации.

Отличительные особенности реализации задачи управления закупками:

1. использование в документах на закупку как товарных, так и нематериальных позиций (услуг);

2. учет партий закупаемых товаров, отслеживание сроков хранения, сроков действия лицензий и сертификатов;

3. поддержка различных валют и международных закупок;

4. учет таможенных пошлин, транспортных и прочих затрат при вычислении учетной стоимости конкретных закупаемых изделий;

5. учет возвратов по рекламации;

6. автоматизированное распределение товаров по складам;

7. автоматическое формирование приходных складских ордеров по группе накладных;

8. формирование платежных документов на оплату по документам-основаниям;

9. формирование доверенностей на получение материальных ценностей;

10. получение сведений о документах-основаниях по выбранным контрагентам с помощью «карточки поставщика».

Планирование затрат, плановая калькуляция себестоимости служат отправной точкой для организации всего производственного процесса. Учет затрат, контроль за соблюдением норм расхода, своевременно проведенные ремонтные работы, маркетинговые услуги, грамотное техническое и экономическое управление предприятием — пути достижения необходимых результатов деятельности предприятия.

Система должна решать следующие задачи:

1. планирование прямых затрат на единицу выпускаемой продукции по всей номенклатуре на основании нормативов;

2. формирование смет накладных расходов;

3. распределение накладных расходов на единицу выпускаемой продукции;

4. учет затрат по статьям бюджетов и калькуляции, объектам аналитики, местам возникновения затрат и т. д.;

5. учет и распределение накладных расходов по объектам аналитического учета;

6. учет и списание брака;

7. учет и распределение расходов будущих периодов и предстоящих платежей;

8. учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах и др.

Методика оперативного управления затратами и закупками сводится к реализации алгоритма управления. Алгоритм оперативного управления затратами и закупками можно представить в виде схемы, включающей в себя последовательность действий, направленных на повышение общей эффективности организации за счет рационализации издержек. Таким образом, используя предлагаемый инструментарий можно исключить лишние постоянные издержки за счет их консолидации в рамках организации, то есть привести совокупные затраты организации в соответствие с реальными объемами реализации, а также осуществлять контроль за текущими расходами, связанными со вспомогательной деятельностью различных подразделений организации (рисунок 3).

Рисунок 3 — Схема оперативного управления затратами и закупками Предлагаемая схема может быть включена в качестве подсистемы в экономический механизм оперативного управления корпоративными операциями. Тогда экономический механизм в части оперативного управления операциями состоит из трех подсистем: подсистемы оперативного управления производством, подсистемы оперативного управления запасами и подсистемы оперативного управления затратами и закупками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыночные отношения обуславливают объективную необходимость повышение роли денежного потока в управлении организации. Для принятия оперативных и тактических решений по управлению денежным потоком в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры и развивающейся конкуренции товаропроизводителей необходима своевременная достоверная и аналитическая информация.

Заметное место в финансовой деятельности организации занимает управление денежными потоками. Искусство управления денежными потоками заключается не в том, чтобы накопить как можно больше денег, а в оптимизации их запасов, в стремлении к такому планированию денежных потоков, чтобы к каждому очередному платежу по обязательствам организации ей было обеспечено поступление денег от покупателей или дебиторов при сохранении необходимых резервов. Такой подход позволяет сохранять текущую (повседневную) платежеспособность.

Таким образом, можно сказать, что управление денежными потоками включает в себя учет движения денежных средств, анализ потоков денежных средств, составление бюджетов денежных средств, использование информации о денежных средствах другими системами.

Основная задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин недостатка, избытка денежных средств, определении источников их поступления и направлений использования.

В ходе практики были выполнены следующие задачи:

1. изучены основные показатели, характеризующие деятельность ООО «Бониви;

2. проанализированы денежных потоков организации;

3. проведена оценка методов управления денежными средствами, применяемых в организации;

4. выявлены направления оптимизации денежных потоков ООО «Бониви»;

5. изучены информационных технологий, применяемые для целей управления денежными потоками.

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1

к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н

(в ред. Приказа Минфина РФ от 05.10.2011 № 124н) Формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках Бухгалтерский баланс

На

31 декабря

На 31 декабря

Пояснения

Наименование показателя

г.

г.

АКТИВ

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

Результаты исследований и разработок

Нематериальные поисковые активы

Материальные поисковые активы

Основные средства

Доходные вложения в материальные ценности

Финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Прочие внеоборотные активы

Итого по разделу I

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Прочие оборотные активы

Итого по разделу II

БАЛАНС

ПАССИВ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

Собственные акции, выкупленные у акционеров

(

)

(

)

Переоценка внеоборотных активов

Добавочный капитал (без переоценки)

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Итого по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

Отложенные налоговые обязательства

Оценочные обязательства

Прочие обязательства

Итого по разделу IV

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

Кредиторская задолженность

Доходы будущих периодов

Оценочные обязательства

Прочие обязательства

Итого по разделу V

БАЛАНС

Отчет о финансовых результатах

За

31 декабря

За

31 декабря

Пояснения

Наименование показателя

г.

г.

Выручка

Себестоимость продаж

(

)

(

)

Валовая прибыль (убыток)

Коммерческие расходы

(

)

(

)

Управленческие расходы

(

)

(

)

Прибыль (убыток) от продаж

Доходы от участия в других организациях

Проценты к получению

Проценты к уплате

(

)

(

)

Прочие доходы

Прочие расходы

(

)

(

)

Прибыль (убыток) до налогообложения

Текущий налог на прибыль

(

)

(

)

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

Изменение отложенных налоговых обязательств

Изменение отложенных налоговых активов

Прочее

Чистая прибыль (убыток)

СПРАВОЧНО

Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода

Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода

Совокупный финансовый результат периода

Базовая прибыль (убыток) на акцию

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

Отчет об изменениях капитала

Наименование показателя

Уставный капитал

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Итого

Величина капитала на 31 декабря 2011__г.

()

За 20__12__г.

Увеличение капитала — всего:

в том числе: чистая прибыль

х

х

х

х

переоценка имущества

х

х

х

доходы, относящиеся непосредственно на увеличение капитала

х

х

х

дополнительный выпуск акций

х

х

увеличение номинальной стоимости акций

х

х

реорганизация юридического лица

Уменьшение капитала — всего:

()

()

()

()

()

в том числе: убыток

х

х

х

х

()

()

переоценка имущества

х

х

()

х

()

()

расходы, относящиеся непосредственно на уменьшение капитала

х

х

()

х

()

()

уменьшение номинальной стоимости акций

()

х

()

уменьшение количества акций

()

х

()

реорганизация юридического лица

()

дивиденды

х

х

х

х

()

()

Изменение добавочного капитала

х

х

х

Изменение резервного капитала

х

х

х

х

Величина капитала на 31 декабря 2012__

()

За 20__13_г.

Увеличение капитала — всего:

в том числе: чистая прибыль

х

х

х

х

переоценка имущества

х

х

х

доходы, относящиеся непосредственно на увеличение капитала

х

х

х

дополнительный выпуск акций

х

х

увеличение номинальной стоимости акции

х

х

реорганизация юридического лица

Уменьшение капитала — всего:

()

()

()

()

()

в том числе: убыток

х

х

х

х

()

()

переоценка имущества

х

х

()

х

()

()

расходы, относящиеся непосредственно на уменьшение капитала

х

х

()

х

()

()

уменьшение номинальной стоимости акций

()

х

()

уменьшение количества акций

()

х

()

реорганизация юридического лица

()

дивиденды

х

х

х

х

()

()

Изменение добавочного капитала

х

х

х

Изменение резервного капитала

х

х

х

х

Величина капитала на 31 декабря 20__13_г.

()

Отчёт о движении денежных средств

Наименование показателя

За 31 декабря__ 20 _13__ г.

За 31 декабря

20 _12__ г.

Денежные потоки от текущих операций Поступления — всего

в том числе: от продажи продукции, товаров, работ и услуг

арендных платежей, лицензионных платежей, роялти, комиссионных и иных аналогичных платежей

от перепродажи финансовых вложений

прочие поступления

Платежи — всего

(1470)

(2480)

в том числе: поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги

(1398)

(2405)

в связи с оплатой труда работников

(55)

(70)

процентов по долговым обязательствам

()

()

налога на прибыль организаций

(3)

(5)

прочие платежи

(14)

()

Сальдо денежных потоков от текущих операций

— 275

Денежные потоки от инвестиционных операций Поступления — всего

в том числе:

от продажи внеоборотных активов (кроме финансовых вложений)

от продажи акций других организаций (долей участия)

от возврата предоставленных займов, от продажи долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам)

дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям и аналогичных поступлений от долевого участия в других организациях

прочие поступления

Платежи — всего

()

()

в том числе: в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов

()

()

в связи с приобретением акций других организаций (долей участия)

()

()

в связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставление займов другим лицам

()

()

процентов по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционного актива

()

()

прочие платежи

()

()

Сальдо денежных потоков от инвестиционных операций

Денежные потоки от финансовых операций Поступления — всего

в том числе: получение кредитов и займов

денежных вкладов собственников (участников)

от выпуска акций, увеличения долей участия

от выпуска облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг и др.

прочие поступления

Платежи — всего

()

()

в том числе: собственникам (участникам) в связи с выкупом у них акций (долей участия) организации или их выходом из состава участников

()

()

на уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)

()

()

в связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов

()

()

прочие платежи

()

()

Сальдо денежных потоков от финансовых операций

Сальдо денежных потоков за отчетный период

Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода

Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода

Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ВКР

1. Положение Банка России от 12 октября 2011 г. N 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации»

2. Бланк, И. А. Управление финансовой безопасностью предприятия: Учебник И. А. Бланк. — Киев: Изд-во Ника-Центр, 2011. — 784 с.

3. Бочаров, В. В. Финансовый анализ: Учебник /В.В. Бочаров. — СПб: Изд-во Питер, 2010. — 240 с.

4. Ефимова, О. В. Финансовый анализ. Современный инструментарий для принятия экономических решений: Учебник / О. В. Ефимова. — М.: Изд-во Омега-Л, 2012. — 352 с.

5. Кириченко, Т. В. Финансовый менеджмент: Учебник/ Т. В. Кириченко. — М.: Изд-во Дашков и К, 2011. — 484 с.

6. Колчина, Н. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие/Н.В. Колчина. — М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. — 464 с.

7. Кузнецова, И. Д. Управление денежными потоками предприятия: учебное пособие/И.Д. Кузнецова. — Иваново: Изд-во Основа 2010. — 191 с.

8. Невешкина, Е. В. Управление финансово-товарными потоками на предприятиях торговли: учебное пособие/Е.В. Невешкина. — Воронеж: Изд-во Научная Книга, 2012. — 192 с.

10. Тимофеева, Т. В. Анализ денежных потоков предприятия: учебное пособие/ Т. В. Тимофеева — М.: Изд-во ИНФРА-М, 2010. — 366 с.

11. Абрамян, А. К. Теоретическое представление категории: денежные потоки/ А. К. Абрамян // Молодой ученый. — 2012. — №. 1. — С. 84−86.

12. Гарифулин А. Ф. Платежный календарь как инструмент бюджетирования/ А. Ф. Гарифулин // «Планово-экономический отдел» — 2012. — №. 1. — С. 11−13.

13. Золотова, О. А. Совершенствование информационной базы анализа денежных потоков предприятия АПК/О.А. Золотова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2010. — №. 2. — С. 8−13.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой