Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общие положения о праве собственности

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подобный системный подход к совершенствованию действующего ГК РФ предложен в Концепции развития законодательства о вещном праве, разработанной Советом при Президенте РФ по совершенствованию и кодификации гражданского законодательства" (далее — Концепция). По замыслу разработчиков Концепции, вещные права возникают по основаниям и осуществляются в порядке, установленным ГК РФ и изданными… Читать ещё >

Общие положения о праве собственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кафедра гражданского и семейного права Учебная дисциплина «Гражданское право»

Общие положения о праве собственности (курсовая работа) Саратов — 2014

Введение

Глава 1. Общие положения о праве собственности.

Глава 2. Субъекты права собственности.

Заключение

Список используемой литературы Введение Нет более древнего института, который, с одной стороны, обеспечивал бы стабильность жизни граждан, общества и государства, с другой — при сбое правопорядка порождал бы столько бед, войн, уничтожения человеческих жизней, чем право собственности.

Как писал К. П. Победоносцев, право собственности есть власть в порядке, установленном гражданскими законами, исключительно от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно, доколе хозяин не передаст сей власти другому. И по этому определению право собственности является совершеннейшим и полнейшим из всех прав — правом исключительного и полного господства. Полнота выражает положительную сторону этого права, исключительность — отрицательную сторону Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Часть первая. М.: Статут, 2004, стр 12.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что право собственности является центральным институтом гражданского права, его основополагающей конструкцией. Принимая во внимание, что процесс реформирования гражданского права еще не завершен, необходимо понимать, как развивается эта область права и какие результаты будут в конце этого реформирования.

Цель данной работы: анализ актуального законодательства, регулирующего право собственности в общем, и общих положений об Общих положениях о праве собственности.

Задачи, с помощью которых планируется достижение поставленных целей:

1. Изучение действующего законодательства

2. Изучение учебников, комментариев к законам

3. Изучение Интернет — ресурсов Глава 1. Общие положения о праве собственности Определяя нормативно — правовую базу вопроса, следует указать на Конституцию РФ и часть первую Гражданского Кодекса, а именно — раздел II, Право собственности и другие вещные права, главу 13: Общие положения о праве собственности.

Основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации, перечислены в Конституции РФ (ст. 8). Это перечисление воспроизведено в п. 1 ст.212 ГК РФ: «В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301. Тем самым законодательно закреплено разделение отношений собственности на две сферы — сферу частной собственности и сферу публичной собственности.

Субъектами права частной собственности выступают граждане и юридические лица.

Участниками отношений публичной собственности выступают:

1. Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность);

2. субъекты Российской Федерации (государственная собственность субъекта РФ);

муниципальное образование (муниципальная собственность).

1. Право собственности граждан и юридических лиц. Как уже было отмечено, собственность граждан и юридических лиц относится к сфере частной собственности. Следует, однако, иметь в виду, что субъектный критерий отграничения публичной собственности от частной должен применяться с учетом известных оговорок, вытекающих из закона.

Прежде всего, надлежит помнить, что такие разновидности юридических лиц, как унитарные предприятия, а также государственные и муниципальные учреждения не обладают правом частной собственности на закрепленное за ними имущество; собственником такого имущества выступает орган публичной власти (п.З ст. 213 ГК РФ).

С другой стороны, имущество хозяйственных товариществ или обществ выступает объектом частной собственности даже в тех случаях, когда оно полностью сформировано за счет вкладов государственных или муниципальных учредителей. Другими словами, хозяйственные товарищества и общества остаются субъектами частного права и тогда, когда никто другой, кроме государства или муниципальных образований, не принимал участия в их учреждении, а их имущественные сделки подчиняются нормам, предписываемым для оборота имущества, составляющего частную собственность.

В правовом отношении граждане и юридические лица как субъекты права собственности занимают одинаковое положение: они пользуются одинаковой защитой закона. Тем самым подчеркивается отсутствие различий в возможностях, предоставляемых правом для использования своего имущества в коммерческих, предпринимательских целях. Другое дело — форма предпринимательской деятельности. Ведение такой деятельности гражданином без образования юридического лица предполагает его гражданско-правовую ответственность перед кредиторами в объеме всего принадлежащего ему на праве собственности имущества. Субъекты гражданских правоотношений. URL: http://www.km.ru/referats/B985400FC9464380B278A45CF0334E8A#(Дата обращения 01.05.2014)

Если же гражданин участвует в предпринимательстве тем, что вносит часть своего имущества в виде вклада (пая) в хозяйственное товарищество, общество или производственный кооператив, то собственником вклада становится соответствующее юридическое лицо, а гражданин право собственности на внесенное имущество утрачивает. Вместо утраченного вещного права он приобретает обязательственное право: право требования доли от прибыли, пропорциональной сделанному вкладу, либо право на получение пропорциональной вкладу части имущества юридического лица, распределяемого между вкладчиками при его ликвидации, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами.

Ограничения, допустимые в отношении объектов права собственности граждан и юридических лиц, устанавливаются только законом.

К их числу относятся:

1. ограничения в круге имуществ, пригодных для приобретения или обладания на праве собственности: закон может определить виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;

2. ограничения по признаку количества или стоимости имущества (например, установление предела площади земельного участка, составляющего объект права собственности граждан или юридических лиц).

Специальными нормативными актами устанавливается перечень объектов, неотчуждаемых по своему назначению (либо не подлежащих приватизации); для некоторых видов имуществ могут предусматриваться особенности в порядке их приобретения и отчуждения либо в порядке владения, пользования и распоряжения ими. Как правило, речь идет о таких объектах собственности, которые призваны удовлетворять не интересы частных лиц, а потребности населения страны в целом или ее отдельных регионов, областей, населенных пунктов. Неотчуждаемы, в частности, морские пристани, участки берегов рек и озер; особый порядок изготовления и реализации предусмотрен для охотничьего и боевого оружия, и т. д. В. Ф. Чигир, Гражданское право. В 3-х томах. Том 1. Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное.

2. Право государственной собственности. Содержание права государственной собственности характеризуется, в принципе, теми же чертами, что и право собственности вообще. Это вытекает из общего конституционного положения, согласно которому права всех собственников в Российской Федерации признаются равными (ст. 8 Конституции РФ). Гражданско-правовое регулирование отношений собственности с участием субъектов права государственной собственности имеет место во всех случаях, когда указанные субъекты действуют в соответствующих правоотношениях на началах равенства, то есть не пользуются своими властными полномочиями (ст. 124 ГК РФ).

Субъектами права государственной собственности выступают:

1. Российская Федерация в целом;

2. субъект Российской Федерации.

Содержание правомочий у субъектов права государственной собственности не одинаково. Если в федеральной государственной собственности (то есть у Российской Федерации в целом) может находиться любое имущество, то в государственной собственности субъекта РФ — только такое имущество, которое не включает в себя объектов исключительной федеральной собственности.

Объектом права государственной собственности выступает:

1. имущество, находящееся в федеральной собственности;

2. имущество, находящееся в собственности субъектов РФ.

Оно закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (п. 4 ст.214 ГК РФ). Кроме того, право государственной собственности распространяется на землю и иные природные ресурсы, в отношении которых прочие субъекты права (граждане, юридические лица либо муниципальные образования) не имеют доказательств права собственности (п. 2 ст.214 ГК РФ).

Весь массив государственных имуществ, входящих как в федеральную собственность, так и в собственность субъектов Федерации, разбивается:

1. имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

2. казенное имущество, состоящее из:

3. бюджетных средств; и

4. иного государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ" О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"

3. Право муниципальной собственности. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

По аналогии с государственным имуществом, вся масса имущества, находящегося в муниципальной собственности, распадается на две части:

имущество, закрепленное за муниципальнными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

муниципальное казенное имущество, состоящее из:

1. средств местного бюджета;

2. иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Входя составной частью в сферу публичной собственности, муниципальная собственность не тождественна государственной и не признается ее разновидностью, хотя во многом и схожа с последней.

Обратный переход имущества из муниципальной в государственную собственность допускается только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Гибель имущества означает уничтожение (исчезновение) соответствующего объекта гражданских прав. Повреждение имущества в данном случае следует понимать достаточно широко. Имеются в виду как собственно повреждения в результате механического или иного воздействия на вещь, так и порча как следствие неких органических процессов.

По общему правилу, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества при пожаре, наводнении, землетрясении и т. п. несет его собственник. Следовательно, этот риск переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности.

2. Из данного правила законом или соглашением сторон могут быть сделаны исключения. Например, стороны могут договориться о более позднем переходе риска случайной гибели вещи (товара) к покупателю (при пересечении границы), чем передача вещи (товара) в его собственность (сдача транспортной организации).

3. Когда момент перехода права собственности также ставится в зависимость от усмотрения сторон (например, при передаче имущества по договору — ст. 223 ГК), стороны, изменив его, могут тем самым изменить момент перехода риска случайной гибели имущества.

4. В любом случае при наличии у собственника (будущего собственника) опасений за сохранность имущества его необходимо застраховать.

2. Гибель имущества признается случайной, повреждение имущества считается случайным, если в произошедшем нет ничьей вины. Стало быть, нет лиц, с которых можно было взыскать стоимость утраченного или поврежденного имущества. Неблагоприятные имущественные последствия несет собственник. Он может смириться со случившимся, может предпринять действия, направленные на восстановление утраченного, ремонт поврежденного имущества и пр., но не может ни от кого ничего требовать, поскольку никто не виновен в утрате или повреждении имущества и, следовательно, никого нельзя привлечь к ответственности. Таково общее правило (об исключениях далее).

Рассматриваемое правило действует, если произошел простой случай (казус) (иногда его именуют субъективным случаем) — есть утрата или повреждение имущества, но нет виновных в этом. Оно применяется также, если произошло чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила, иногда ее называют объективным случаем).

3. Законом или договором может быть предусмотрено, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет не собственник, но другие лица (другое лицо). Таких случаев немало. Некоторые правила на этот счет императивны (не допускают установления иного соглашением сторон), другие диспозитивны (закон указывает определенный вариант поведения, но допускает иное по соглашению сторон). Диспозитивных норм, конечно, больше. Так, в силу п. 1 ст. 459 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Риск случайной гибели имущества. URL: http://ipipip.ru/gk/211/(ДАта обращения 01.05.2014)

Чаще всего соответствующие правила формулируются абстрактно, вне зависимости от поведения субъектов. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) ссудополучатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения полученной в безвозмездное пользование вещи, если вещь погибла или была испорчена в связи с тем, что он использовал ее не в соответствии с договором безвозмездного пользования или назначением вещи либо передал ее третьему лицу без согласия ссудодателя. Ссудополучатель несет также риск случайной гибели или случайного повреждения вещи, если с учетом фактических обстоятельств мог предотвратить ее гибель или порчу, пожертвовав своей вещью, но предпочел сохранить свою вещь (ст. 696 ГК РФ).

Как отмечалось, по общему правилу анализируемая норма применяется как при утрате или повреждении имущества в результате простого (субъективного) случая, так и вследствие действия непреодолимой силы. Однако иногда закон устанавливает, что неблагоприятные последствия возлагаются на какого-либо субъекта только в том случае, если гибель или повреждение имущества обусловлены простым (субъективным) случаем. Если же они наступили в результате действия непреодолимой силы, то риск несет другой субъект. Так, в соответствии с п. 1 ст. 901 ГК РФ профессиональный хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение имущества, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы (либо из-за свойств вещи, о которых хранитель, принимая ее на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя). Следовательно, при утрате или повреждении имущества, переданного профессиональному хранителю, вследствие простого (субъективного) случая риск несет не собственник (поклажедатель), но профессиональный хранитель. Он обязан возместить собственнику убытки. Если же имущество утрачено или повреждено в связи с действием непреодолимой силы, то риск несет собственник (поклажедатель). Т. Е. Абова, Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, 2012, стр. 59.

В литературе содержатся достаточно многочисленные суждения по поводу данного понятия, в особенности в сопоставлении с другими понятиями, затрагивающими или сопровождающими процесс приватизации, такими, как разгосударствление, коммерциализация, денационализация и т. п. Понятие приватизации рассматривают как в широком, так и в узком смысле. По утверждению Э. С. Савас, появление в юридической литературе термина «приватизация» в 1983 г. было использовано для обозначения процесса преобразования общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную. В широком же смысле, по его мнению, приватизация представляет собой проведение разнообразных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства или по усилению роли частного сектора во владении фондами или в предпринимательской деятельности. Герберт Бинер считал, что приватизация в широком смысле «представляет собой всеобъемлющую передачу прав собственности от государства к его гражданам, выделение общественных услуг в частный сектор, а также отказ от активной деятельности государственных органов для того, чтобы дать простор частной инициативе». С правовой точки зрения более точным представляется определение, данное С. И. Комарицким: «Под приватизацией обычно понимается правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности. Поскольку при приватизации всегда идет речь о прекращении права государственной собственности, то подобного рода отношениям присущ публичный элемент. Это вызывает необходимость разработки некоторых общих, установленных публично правил такого перехода права собственности» П. В. Крашенинникова, Возникновение, прекращение и защита права собственности. Постатейный комментарий глав 13, 14, 15 И 20 ГК РФ. В данном случае в результате приватизации в специально установленном порядке осуществляется переход в частную собственность права собственности на объекты приватизации, находящиеся в собственности государства или муниципальной собственности. Вместе с тем предусмотренный комментируемой статьей производный способ приобретения права собственности находится вне рамок правовой регламентации ГК РФ. Необходимо отметить, что ГК РФ устанавливает возможность передачи имущества, а на каком основании, в каком порядке, какого имущества, на каких условиях, в том числе за плату или бесплатно, — все эти вопросы составляют предмет правовой регламентации специального законодательства. При этом положения ГК РФ в зависимости от определяемых законодательством о приватизации условий передачи государственного или муниципального имущества могут либо подлежать применению, либо применяться с существенными ограничениями. Савас Э. С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 1992. С. 15.

Глава 2. Субъекты права собственности право частный собственность имущество В п. 1 статьи 212 ГК РФ перечисляются основные виды собственности, признаваемые в Российской Федерации. Вслед за ст. 8 Конституции в ней называются частная, государственная и муниципальная. Понятие «иные формы собственности» хотя и используется в законе, ни в Конституции, ни в ГК не раскрывается.

Согласно ст. 8 Конституции права всех собственников на территории России признаются равными. Этот принцип последовательно воплощен в ГК в отличие от ГК 1964, который отдавал безусловный приоритет реализации и защите права государственной и общественной собственности (гл. 8 и 9, ст. 153 ГК 1964). Тем самым понятие «форма собственности» во многом теряет то практическое значение, которым оно обладало ранее.

Государственная и муниципальная собственность в отличие от частной призваны обеспечивать интересы большого количества людей: народа Российской Федерации в целом; населения, проживающего на территории субъекта РФ; лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. В этих случаях субъектами права собственности выступают соответственно Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность), субъект РФ (государственная собственность субъекта РФ), муниципальное образование (муниципальная собственность).Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий. М., 2009. С. 99

Именно раздельность (обособленность) имущества Российской Федерации и ее составных частей (субъектов Федерации) предопределяет самостоятельное участие этих публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. С этим обстоятельством связана и самостоятельная имущественная ответственность таких лиц. В соответствии со ст. 126 Гражданского Кодекса Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Постановление Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» .

Принцип раздельности имущества, относящегося к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации, отразился и на содержании конституционных положений о полномочиях публично-правовых образований. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Управление имуществом, относящимся к собственности субъектов Федерации, с позиции ст. 72 — 73 Конституции РФ относится к исключительной компетенции субъектов Федерации.

Право государственной собственности, как правило, может возникать по тем же основаниям, что и право частной или муниципальной собственности, например на основании сделки об отчуждении. В то же время в силу специфики правового положения государства ГК РФ закрепляет ряд специальных оснований возникновения государственной собственности (например, обнаружение клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, — п. 2 ст. 233 ГК РФ).

В ситуации, когда указанные субъекты вступают в отношения собственности, характеризующиеся равенством их участников, к ним применяются нормы гражданского законодательства, определяющие участие в этих отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из закона и особенностей данных субъектов (п. 2 ст.124 ГК).

Права всех собственников должны защищаться равным образом. Вместе с тем в силу публичного характера государственной и муниципальной собственности, т. е. в интересах большинства людей, и только в случаях, предусмотренных законом (п. 3 ст.212), могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности.

Впредь до принятия такого закона действует перечень этого имущества, содержащийся в Приложении № 1 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» Российская газета, № 8, 11.01.1992 и в п. 21 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284.

Кроме того могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также особенности владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в частной собственности, собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Так, только в государственную собственность может быть обращено имущество в порядке национализации (ст. 235 ГК). Комментарий к Гражданскомукодексу РФ части первой (постатейный). URL: http://www.bibliotekar.ru/kodex-grazhda№skiy/14.htm (Дата обращения 01.05.2014)

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности, были определены приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020−1. Положения Конституции СССР 1977 г., определяя устройство местных органов государственной власти, не только не предусматривали возможности иметь имущество на праве собственности для местного самоуправления, но и относили имущество всех административно-территориальных единиц к единой (государственной) собственности. В 1991 г. при разграничении государственной собственности к числу объектов муниципальной собственности были отнесены:

1. жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, возведенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

2. жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия;

3. объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

4. предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

5. учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта;

6. другие подобные объекты. «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 16.01.1992, N 3, ст. 89

Вещные права лиц, не являющихся собственниками Вещные права лиц, не являющихся собственниками, или ограниченные вещные права, безусловно, должны быть обособлены в законодательстве, однако критерии их отличия от обязательственных прав и, главное, конкретные юридические последствия квалификации прав в качестве вещных должны быть существенно обновлены. Скорее всего, такое обновление невозможно без системных изменений в законодательном определении ряда важных гражданско-правовых институтов и в первую очередь института владения (нетрудно заметить, что традиционно ассоциируемые со статусом вещного права признаки — право владения и абсолютная защита — присущи именно правомочию владения, входящему в состав субъективных гражданских прав: как собственно вещных, так и некоторых обязательственных).

Подобный системный подход к совершенствованию действующего ГК РФ предложен в Концепции развития законодательства о вещном праве, разработанной Советом при Президенте РФ по совершенствованию и кодификации гражданского законодательства" (далее — Концепция). По замыслу разработчиков Концепции, вещные права возникают по основаниям и осуществляются в порядке, установленным ГК РФ и изданными в соответствии с ним законами; их перечень и содержание определяются исключительно ГК РФ. Соотношение правомочий собственника и обладателя ограниченного вещного права должно определяться правилами о соответствующем вещном праве. Вещные права имеют преимущество перед иными имущественными правами и следуют за вещью; только они в случае нарушения обеспечиваются вещно-правовой защитой. Вещные права на чужие вещи подлежат государственной регистрации, возникая с момента такой регистрации; они устанавливаются на индивидуально-определенные вещи, а также на вещи, определенные родовыми признаками, в случае их индивидуализации. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. URL: http://base.garant.ru/12 176 781/(Дата обращения 01.05.2014)

Право пожизненного наследуемого владения земельными участками сегодня существует, по сути, в формате переживания закона, поскольку ст. 21 ЗК РФ сохраняет его лишь в объеме преждепользования, т. е. признает права граждан, приобретенные до введения в действие Кодекса, не допуская впредь предоставления земельных участков на данном праве и запрещая любые, кроме включения в завещание, формы распоряжения земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении. С учетом этих правил должны применяться теперь ст. 265 — 267 ГК РФ (последняя статья допускала возможность передачи участка, находящегося в пожизненном владении, в аренду и безвозмездное срочное пользование).

Статья 20 ЗК РФ установила новый порядок предоставления земель в постоянное (бессрочное) пользование, существенно ограничив круг потенциальных субъектов такого права (к таковым теперь относятся государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления) и исключив из него граждан Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, № 44, ст. 4147 (предоставление земельных участков в бессрочное пользование гражданам допускалось ст. 268 ГК РФ).

Сервитут — право ограниченного пользования чужим имуществом. Право хозяйственного ведения может принадлежать государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Субъектами права оперативного управления могут быть казенные предприятия и учреждения.

Это следует понимать в контексте берущего начало в древнеримской юриспруденции принципа «Своя вещь никому не служит». Абсурдно, к примеру, установление сервитута в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности.

Принято считать, что перечень вещных прав, приведенный в комментируемой статье, не может рассматриваться как исчерпывающий. Так, особым весом в действующем законодательстве обладают: права членов семьи собственника жилого помещения (ст. 292 ГК РФ); права пользования жилым помещением, признаваемые за гражданами, проживающими совместно с собственником помещения (ст. 31 ЖК РФ); права в отношении имущества, предоставленного по завещательному отказу (ст. 1137 ГК РФ), в частности жилых помещений (ст. 33 ЖК РФ); а также право безвозмездного срочного пользования земельным участком (ст. 36 ЗК РФ). Эти титулы явно тяготеют к вещным, что нуждается в соответствующем законодательном закреплении. Ограниченные вещные права. URL: http://www.bibliotekar.ru/grazhdanskoe-pravo-2/72.htm (ДАта обращения 01.05.2014)

Заключение

По окончании работы об общих положениях, касающихся права собственности, можно сделать ряд выводов.

1. Субъектами права собственности могут выступать абсолютно все виды лиц, как физических, так и юридических во всех своих проявлениях.

2. Специальными нормативными актами определяются объекты, которые не могут находиться в собственности определенных лиц по каким-либо причинам.

3. Отрицательной чертой права государственной и муниципальной собственности является принадлежность этих видов собственности не одному, многим субъектам.

4. Особенные имущественные положения, связанные со своими статусами, имеют Российская Федерация, субъекты РФ, и муниципальные образования.

5. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом.

В целом же, реформа гражданского законодательства оставляет основные положения о праве частной собственности в том положении, в котором оно было до начала реформирования. Это, несомненно, связано с тем, что начальные положения составлены с использованием правильной юридической техникой и полноты своих положений.

Список используемой литературы Нормативно — правовые акты

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)

3. Земельный кодекс

4. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»

5. Постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»

6. Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020−1

Комментарии, учебники, статьи

1. Абова Т. Е., Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, 2012

2. Абова Т. Е., А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий. М., 2009.

3. Крашенинникова П. В., Возникновение, прекращение и защита права собственности. Постатейный комментарий глав 13, 14, 15 И 20 ГК РФ

4. Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Часть первая. М.: Статут, 2004

5. Савас Э. С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 2002

6. Чигир В. Ф., Гражданское право. В 3-х томах. Том 1. Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное, 2009

Материалы правоприменительной практики

7. Постановление Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» .

Интернет — ресурсы

1. Субъекты гражданских правоотношений. URL: http://www.km.ru/referats/B985400FC9464380B278A45CF0334E8A#(Дата обращения 01.05.2014)

2. Риск случайной гибели имущества. URL: http://ipipip.ru/gk/211/(ДАта обращения 01.05.2014)

3. Комментарий к Гражданскомукодексу РФ части первой (постатейный). URL: http://www.bibliotekar.ru/kodex-grazhda№skiy/14.htm (Дата обращения 01.05.2014)

4. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. URL: http://base.garant.ru/12 176 781/(Дата обращения 01.05.2014)

5. Ограниченные вещные права. URL: http://www.bibliotekar.ru/grazhdanskoe-pravo-2/72.htm (ДАта обращения 01.05.2014)

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой